Что такое Святая София

Собор Святой Софии (Айя-Софья) в Стамбуле

Собор Святой Софии ( в Стамбуле это выдающийся памятник византийской и мировой архитектуры, символ «золотого века» Византии, который иногда называют “восьмым чудом света”.

Собор назван в честь мудрости Божьей (от греческого sofia – мудрость).

Собор Святой Софии включает в себя две религии: христианскую и мусульманскую. Построенный в 537 году, собор много раз подлежал ремонту и восстановлению, а в настоящее время он является музеем. Сегодня официальным названием памятника является “Музей Айя-Софья”.

Уникальный собор величественно возвышается над площадью Ипподром. Ощутить многовековую атмосферу этого места и увидеть великолепный интерьер, сохранившийся до наших дней, стоит каждому.

Собор Святой Софии: история возведения

В течение пяти лет (532-537) десять тысяч рабочих трудились над возведением нового символа Константинополя.

Для строительства этого уникального храма византийский правитель Юстиниан нанял двух великих зодчих того времени – Исидора из Милета и Анфимия из Тралл.

На помощь этим талантливым мастерам была привлечена еще сотня архитекторов, под управлением каждого из которых было по 100 каменщиков. Всего строительством собора занимались 10 000 рабочих (по 5000 человек на каждой стороне). Юстиниан не жалел средств на возведение храма.

Он ежедневно облачался в простое полотняное одеяние и лично контролировал ход стройки. Работники получали жалованье каждый день.

Чтобы строительство святыни не останавливалось, денежную дань собирали со всех византийских сословий. Вся казна империи, собранная за 5 лет, не смогла покрыть затраты. Известно, что лишь на хоры и амвон потратили бюджет Египта за год! Император приказал поставлять в столицу мрамор и каменные развалины разнообразных построек со всех концов страны.

Например, из Рима, Афин и Эфеса были привезены уникальные колонны, по сей день восхищающие своим величием и статью. Белоснежные мраморные плиты были присланы из Проконеса. Из Фригии привозили розовый мрамор, из Ясоса – красно-белый, из Каристора – нежно-зеленый.

Огромные мраморные камни распиливали так, чтобы из прожилок получались различные изображения – фигурки животных, людей, деревья, растения, фонтаны и т.д.

Это была, наверное, самая необычная стройка за всю истории Византийской империи. Большую часть строительных материалов привозили из святынь, относящихся практически ко всем языческим религиям.

К примеру, порфировые колонны нижнего яруса собора доставили из храма Артемиды в Эфесе и храма Солнца в Баальбеке. Известковый состав готовили с использованием ячменной воды, а цементный раствор замешивали с добавлением масла.

Верхнюю престольную доску вообще изготовили из вновь изобретенного состава – смеси золота и драгоценных камней.

  Район Нишанташи (Nişantaşı): шоппинг и достопримечательности

Чего стоила одна задумка строительства – храм Святой Софии в Константинополе должен был превосходить известный храм царя Соломона в Иерусалиме.

Большая часть мрамора, использованного при возведении храма, привезли в Константинополь из анатолийских месторождений, бассейна Средиземноморья, еще нескольких древнейших каменоломен, а также со знаменитейшей афинской горы Пентеликон, из мраморных плит которой за 10 столетий до появления церкви Святой Софии строили акропольский Парфенон в честь Богини Афины.

Храм был сделан из кирпича, но на отделку уходил куда более дорогой материал. Здесь использовались поделочный камень, золото, серебро, жемчуг, драгоценные камни, слоновая кость. Подобные вложения сильно поджали казну империи. Восемь колонн были привезены сюда из знаменитого храма Артемиды в Эфесе.

По историческим сведениям, на строительство было потрачено около 130 тонн золота (320 000 фунтов). Таким образом, храм Святой Софии стал самым дорогостоящим проектом за все время существования Византийской Империи.

Строительство храма Святой Софии было осуществлено при одном из самых известных правителей Византии – Юстиниане. Именно с его деятельностью связывают усиление могущества Византийской империи.

Храм строился, приблизительно в течение пяти лет, над ним трудилось порядка десяти тысяч рабочих и 27 декабря 537 года собор был торжественно открыт. Строительными материалами служили мрамор, камень и кирпич, также материал привозился и с далеких церквей, которые были по всей Византии.

При строительстве собора особое внимание было уделено куполу – для того, чтобы он не разрушался при землетрясениях, был использован специальный кирпич, легкий и прочный, который изготавливался из материалов на острове Родос. Внутри собор украшался дорогими камнями.

С течением времени собор Святой Софии несколько раз был разрушен и затем восстановлен.

Интерьер собора Святой Софии

Когда в 1204 году Константинополь захватили крестоносцы, они сделали храм католическим и выгнали православных священников. В то время из храма варварски было вывезено большое количество сокровищ.

В 1453 году Византийскую империю захватили турки – османы. Именно в этот период, Фатих Султан Мехмет (1451-1481) сделал из собора мечеть для мусульман, которая была основной мечетью до 1935 года.

1 февраля 1935 года Мустафа Кемаль Ататюрк и совет министров приняли решение о переводе мечети в статус музея, открывшего свои двери для посещения местным и заграничным туристам.

Во все времена, пока собор существует, он был всегда в центре внимания всех религий мира. Собор был и православным, и католическим, а потом стал и мусульманским. Собор до сегодняшнего времени является святыней для религиозных людей, но на данный момент он выступает как музей.

  В Стамбул на выходные: что посмотреть самостоятельно

Айя-Софья: архитектура

Вход в собор Святой Софии осуществляется через просторный двор, в центре которого находится фонтан.

Купол собора Святой Софии

Всего в храм ведут девять дверей, через центральную дверь имел право входить только император или патриарх.

Когда-то внутри святыни было 214 оконных проемов, сегодня же их насчитывается всего 181 (недостающие были закрыты контрфорсами и более поздними постройками).

Кроме османской осады, Айя-София перенесла множество катаклизмов, в том числе 2 землетрясения, которые не прошли для церкви бесследно. Урон был настолько силен, что в 19 столетии возникла угроза полного разрушения. Несчастья удалось избежать только благодаря падишаху Абдул-Меджиду, который пригласил для восстановления святыни реставраторов из Италии.

Специалисты утверждают, что стены святыни обладают удивительными для того времени показателями прочности. По предположениям, строители смогли добиться такого результата благодаря тому, что к основному раствору подмешивали экстракт ясеневых листьев.

Мозаики в Соборе Святой Софии

В прошлое время стены храма, а точнее, их вершины, были украшены картинами различной тематики и мозаикой. В 726-843 годах, во время иконоборства, эти красоты были уничтожены, поэтому в наше время мы не можем полноценно оценить все великолепие внутреннего убранства собора.

Позднее, в храме продолжили создание новых художественных творений, а в 1935 году были начаты реставрационные работы по восстановлению старинных православных фресок и мозаик.

На сегодняшний день, один из ценнейших элементов внутреннего оформления собора, являются древние мозаики. Условно они поделены специалистами на три исторических периода:

  1. IX век (начало);
  2. IX-X века;
  3. конец X века.

Икона Девы Марии в соборе Святой Софии

Особенно ценным считается мозаичное изображение Божьей матери, в одеждах темно-синего цвета, выполненное на золотом фоне и расположенное на апсиде. Великолепное цветовое сочетание золотого с темно-синим подчеркивает дух византийского величия.

Даже по современным меркам здание храма имеет достаточно внушительные размеры – 75х68 метров.

Отличительной особенностью собора Святой Софии является его красивейший купол, диаметром 31 метр, высота купола равна 55,6 метров. Глядя на него, создается ощущение, что он парит в невесомости и свет солнца как будто идет от самого собора.

В середине центрального купола, находящегося в окружении 40 окон, некогда располагалось художественное изображение Иисуса Христа. Но после захвата Константинополя турками это изображение было закрашено, а поверх обновленного покрытия нанесли суру из Корана.

В апсиде можно увидеть изображение лика Богоматери. Именно ее считали покровительницей храма и ассоциировали с мудростью (Софией).

Легенды и интересные факты

Билеты без очереди в Святую Софию и экскурсия с гидом-историком от Istanbul Welcome Card

В соборе есть некоторые необычные места с загадками. Одна из них – плачущая колонна, покрытая медью, которая, согласно поверью, способна исполнять желания. Так же, если к ней прислониться больным местом, произойдет исцеление. Еще одно загадочное место Собора – это прохладное окно, из которого в любую погоду идет холод и слышен небольшой шум.

  Парк Гюльхане (Gülhane) в Стамбуле

Символом собора и местной знаменитостью стал кот по имени Гли (Gli), которого вы можете встретить во время посещения Святой Софии. Это один из самых известных котов Стамбула, поближе познакомиться с которым, можно через его профиль в Инстаграм @hagiasophiacat.

В соборе до наших дней сохранился отпечаток руки султана, завоевавшего Константинополь. Есть легенда о том, что султан на коне въехал в собор, облокотился рукой на колону и там остался отпечаток его ладони. Отпечаток получился высоко, потому что его конь шел по большому количеству трупов.

Основная особенность храма состоит в том, что здесь сочетаются элементы православной и исламской культур (изображения Христа, Богоматери и выдержки из Корана). Особенное внимание стоит уделить надписи на каменных парапетах, история которых исчисляется несколькими столетиями. Древнейшими из надписей считаются руны, которые оставили в храме скандинавские воины-варяги. К настоящему моменту на них нанесено прочнейшее прозрачное покрытие, которое защищает историческое достояние от истирания.

Фото собора Святой Софии

Собор Святой Софии Люстры в соборе Святой Софии Святая София
Интерьер Святой Софии Ковер из тюльпанов возле собора Интерьер храма Святой Софии
Собор Айя София Вход в Собор Святой Софии Собор Святой Софии

Собор Святой Софии: как добраться, часы работы и стоимость посещения в 2020 году

С террасы ресторана Four Seasons открывается великолепный вид на Святую Софию

Часы для посещения в летний сезон: с 15 апреля по 25 октября с 9-00 до 19-00

Часы для посещения в зимний сезон: с 25 октября по 15 апреля с 9-00 до 17-00

Стоимость входа 100 турецких лир (отдельный билет).

Источник: https://moystambul.ru/sobor-svyatoj-sofii/

Великие сооружения: Храм Святой Софии в Стамбуле — Православный журнал

Софийский собор назван не в честь святой Софии, как можно было бы подумать, а в честь Иисуса Христа.
По гречески Σοφία — «мудрость».  Апостол Павел в своем послании прямо говорит об Иисусе Христе как о Божьей Силе и Божьей Премудрости(1 Кор 1:24).

Досье собора:

Строительство:532–537 годы

Закладка камня:23 февраля 532 года

Освящение:27 декабря 537 года

Архитектурный стиль: Переходный
от базиликального к крестово-купольному храму

Основатель:император Юстиниан I

Авторы проекта и архитекторы:
Исидор Милетский и Анфимий Тралльский

Статус:музей Айя-София

Как найти собор святой Софии (скачать карту):

Адрес: Sultan Ahmet Mahallesi, Ayasofya Meydanı, 34122 Fatih/İstanbul, Турция

Архитектурные особенности собора:

Над алтарной частью находится мозаика с изображением Богородицы на троне, в руках которой младенец Христос. Это первая фигурная мозаика, созданная в IX веке после периода иконоборчества.

Чтобы облегчить купол, использовали кирпич из белой губчатой глины, которую добывали на острове Родос. Такой кирпич весил в 12 раз легче обычного.

Давление купола (1) рассеивается с помощью полукуполов (2), которые, в свою очередь, опираются на «четверти» (3). Таким образом, нагрузка равномерно распределяется на всю конструкцию. За счет отсутствия колонн прямо под куполом пространство визуально увеличивается в размерах и купол как будто «парит» в воздухе.

Во внутреннем дворе храма стояла квадрига бронзовых коней скульптора Лисиппа (приблизительно IV век до Р. Х.). Изначально она находилась в Коринфе, но потом ее перевезли в Рим, а оттуда в Константинополь. В 1204 году храм разграбили крестоносцы и увезли скульп­туру с собой. Ее установили на фасаде собора святого Марка в Венеции. Сейчас на их месте стоят точные копии, оригинал находится в музее собора. До сих пор остается неизвестным точный состав сплава, из которого отлита скульптура.

Фреска с императором Львом VI (816–912) находится над царскими вратами — входом в храм, которым пользовался только император. В центре изображен Иисус Христос, слева внизу на коленях стоит император Лев VI. Это нехарактерное изображение для правителя Византийской империи. Исследователи предполагают, что оно связано с четвертым неканоническим браком императора, после которого патриарх отказал ему в венчании и не пустил в храм.

В храм святой Софии из Рима привезли восемь порфировых колонн (темно-красного цвета), взятых из храма Солнца. Из Эфеса доставили восемь колонн из зеленого мрамора, которые стояли раньше в храме Артемиды. Есть предположение, что история с колоннами — позднейшая легенда.

1) Что сказал император Юстиниан, когда вошел в законченный храм Святой Софии?

Нажмите чтобы перевернуть

2) Зачем при строительстве храма потребовались трубы из городских фонтанов?

Нажмите чтобы перевернуть

3) Какая связь у храма Святой Софии с Киевом, Великим Новгородом и Полоцком?

Нажмите чтобы перевернуть

4) Какие великие святыни находились в храме?

Нажмите чтобы перевернуть

5) Что такое «Пуп Земли»?

Нажмите чтобы перевернуть

6) Какое отношение храм Святой Софии имеет к Крещению князя Владимира?

Нажмите чтобы перевернуть

7) Как хранятся мощи святых в храме Святой Софии?

Нажмите чтобы перевернуть

8) Есть ли христианские храмы, равные по размеру Святой Софии?

Нажмите чтобы перевернуть

Фото на заставке: auher Ali Nasir/flickr.com

(37

Источник: https://foma.ru/velikie-sooruzheniya-hram-svyatoy-sofii-v-stambule.html

Собор Святой Софии в Стамбуле или мечеть Айя-София

Собор Святой Софии в Стамбуле или мечеть Айя-София является одной из главных достопримечательностей и визитной карточкой Стамбула. Долгое время этот православный храм был одним из самых больших храмов в мире. Собор Святой Софии это одни из величайших образцов Византийской культуры. Иногда Айя-Софию называют «восьмым чудом света». Мечеть Айя-София сейчас работает как музей и находится под охраной ЮНЕСКО.

История

Собор Святой Софии в Стамбуле построен на месте древнего акрополя. Сперва на этом месте римским императором Константином в 360 году был построен собор в честь Софии Божьей Премудрости, он простоял 75 лет, а потом был разрушен при пожаре.

Вскоре отстроили еще один собор, но его постигла та же участь, он сгорел при пожаре в 532 году. Кстати, Собор в честь Софии (Софийский собор) есть и в Киеве, если будете в городе, советую обязательно посетить его.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Где находится могила Ксении Блаженной

Нынешний Собор Святой Софии в Стамбуле начали строить при Юстиниане I, в стройке принимали участие 10 000 человек. Святая София была построена в рекордные сроки всего за пять лет. На постройку собора ушло несметное количество денег. Торжественное освещение Святой Софии в Константинополи произошло в декабре 537 года.

Почти 1000 лет собор являлся символом Византии и оставался одним из самых больших христианских храмов, до возведения собора Святого Петра в Риме. Высота купола Собора Святой Софии 55м, а диаметр 31м.

В 1453 году Константинополь был захвачен турками. Турецкий султан Махмед Фитих Завоеватель въехал в город и был поражен красотой и огромными размерами Святой Софии. Он приказал не трогать православный храм, а превратить его в мечеть. Собор Святой Софии был переименован в Айя-София, к нему был пристроен минарет в западной части, а потом еще три минарета.

В 1935 году, при Ататюрке, Айя-София была преобразована в музей.

Собор Святой Софии в Стамбуле (Айя-София) как добраться

Айя-София находится в центре старого города в районе Султанахмет. Что бы попасть к воду в собор надо выйти на остановки трамвая T1 Sultanahmet и немного пройти. Айя-Софию вы увидите сразу. На площади возле собора всегда шумно и многолюдно и зимой и летом

Источник: http://olgatravel.com/2014/02/sobor-svyatoj-sofii-ajya-sofiya/

Собор Святой Софии

Несмотря на то, что я была в Стамбуле не один раз и довольно подолгу, несмотря на мое скептическое отношение к пиететам и культовым местам, собор Святой Софии для меня является средоточением Стамбула-Константинополя.

Когда попадаешь на его территорию (правильнее сказать «в ее владения»

), возникает удивительное чувство — это не просто интерес, удивление, восхищение, это похоже на состояние внутреннего затишья, даже замирания, когда вдруг полторы тысячи лет «разархивируются» у тебя прямо на глазах.

Потом приходят на ум пафосные слова вроде «вечность», «величие», «мудрость», и ты начинаешь задумываться над этим феноменом: архитектурным, историческим, культурным, религиозным.

https://www.youtube.com/watch?v=2O-j7OM6miU

Ведь в Стамбуле сохранилось достаточно большое количество православных храмов, впечатляющих своей историей и архитектурой, например, церковь Пантократора, церковь Паммакаристы, церковь спасителя в Хорах, собор Святой Ирины, храм Святых великомучеников Сергия и Вакха. И это только небольшая часть. Некоторые из них на реставрации, другие целиком или частично переделаны в мечети, в каких-то созданы музеи.

Тем не менее, Собор Святой Софии остается первым и единственным в этом списке.

Красавица Святая София. Вехи истории

У каждого произведения искусства так же, как у человека, есть своя история, своя «книга жизни». У Собора Святой Софии эта книга — одна из самых «толстых» в мире.

История жизни Собора берет начало в IV веке и насчитывает уже почти полторы тысячи лет. Можно представить, свидетелем какого количества событий ему довелось побывать. Чтобы немного ознакомиться с главными вехами соборной жизни, семнадцативековый период можно разделить на три основные части — византийский, османский, современный.

Византийская Святая София — Собор Премудрости Божией

Прародителем этого исторического и архитектурного чуда, шедевра, которому мы сегодня имеем возможность удивляться, была небольшая базилика, построенная императором Константином II в 324-327 г.

В течение довольно небольшого периода времени она стала слишком мала для населения города, и преемник Константина, его сын Констанций, приказал ее расширить.

В 360 году базилика была расширена и получила название Megale Ekklesia (греч. Μεγάλη Εκκλησία — большая церковь), а чуть позже, в начале пятого столетия, она стала называться Собором Святой Софии — Премудрости Божией. Церковь была самой большой в Восточной Римской империи и имела высокий статус — здесь короновались правители.

В 404 году, в период правления Аркадия (Arkadios), в результате разногласий его жены Евдокии (Eudoksia) с патриархом Иоанном (Ioannes Chrysostomos) случился народный бунт, церковь сгорела. Через 11 лет, в 415 году, новый правитель Феодосий — Младший —(Theodosios II) отстроил ее заново. Теперь у церкви было пять нефов, монументальный вход, а крыша по-прежнему была деревянной, как и у ее предшественниц.

И снова бунт, снова пожар. Январь 532 года. Это был крупнейший бунт в Константинополе, который произошел на пятом году правления Юстиниана I (527-565) и вошел в историю под названием «Ника» (греч. Στάση του Νίκα — Побеждай). В этом восстании против империи Юстиниана объединились две самые значительные группы — патриции и плебеи.

Как любой выдающийся реформатор, своими нововведениями и жестким стилем правления Юстиниан вызывал претензии многих слоев населения. Масштаб их недовольства был нешуточным, и намерения свергнуть императора были почти осуществлены.

Юстиниан уже готовился бежать из города, но, использовав хитрость и преданность своих сторонников, которые подкупили большинство предводителей восстания и привлекли их на свою сторону, подавил бунт и продолжил свое правление еще 33 года.

В результате восстания была разрушена значительная часть города, в том числе и Собор Святой Софии, было убито около 35000 человек. После этого события Юстиниан решил увековечить свою победу, ознаменовав ее возведением такого храма, «какого не было со времен Адама и какого не будет никогда», а расположение его на холме вблизи Большого Императорского дворца и Ипподрома должно было еще больше подчеркнуть его величие и возвышенность.

Нужно сказать, императору это удалось, и сегодня мы имеем возможность любоваться этой постройкой, возведенной 1479 лет назад. Правда, за прошедшее время собору пришлось еще неоднократно пострадать от землетрясений и пожаров, но каждый раз его тщательно восстанавливали.

Строительство и его масштабы

Подготовка к строительству была не слишком длительной, место было определено. Там, где 13 января 532 года сгорела церковь Святой Софии, уже 23 февраля, всего через 40 дней после пожара, император самолично заложил камень основания нового храма.

Для реализации грандиозного замысла были приглашены два самых знаменитых архитектора — Анфимий Тралльский (из Тралл) и Исидор Милетский (из Милета), уже имевших опыт совместной работы — пятью годами раньше они построили церковь Святых Сергия и Вакха. Еще сто архитекторов управляли рабочими, около пяти тысяч которых работали по одну сторону храма, и столько же — по другую.

Сам император ежедневно следил за ходом работ. В период возведения храма вся империя должна была нести денежную дань, и все сословия от самых низших до самых высших были обременены этой обязанностью на протяжении пяти лет строительства.

Кроме этих средств, для украшения интерьера собора в Константинополь привозили остатки античных зданий, представлявшие особую ценность.

Из Рима, Афин и Эфеса, из древних городов Анатолии и Сирии были присланы колонны, которые мы можем видеть и по сей день.

А порфировые колонны первого этажа в количестве восьми штук были доставлены из храма Солнца в Баальбеке, другие восемь — из храма Артемиды в Эфесе.

На капителях колонн, расположенных по периметру основного пространства, можно увидеть монограммы императора и его супруги.

На материалы не жалели ни средств, ни фантазий: известь была замешана на ячменной воде, в цемент добавляли оливковое масло. Для доски престола даже изобрели новый материал: в растопленное золото бросали самые драгоценные камни — ониксы, жемчуга, топазы, сапфиры, рубины, в результате чего этот необыкновенный сплав получил около семидесяти цветовых оттенков!

Мрамор для облицовки стен выбирали самым тщательным образом, учитывая особенности месторождений — Проконес славился белоснежным, Ясос — красно-белым, Каристос — светло-зеленым, а Фригия — розовым с прожилками. Кроме мрамора для внутреннего убранства использовали, конечно же, золото высочайшей пробы, серебро, янтарь, яшму, слоновую кость.

Для изготовления купола привезли глину с острова Родос — она отличалась особой прочностью в сочетании с легким весом.

Для такого небывалого по своему замыслу, масштабам и расходам строительства потребовалось не так уж и много времени — через пять с половиной лет храм был готов.

В день освящения освящения храма, 27 декабря 537 года, Юстиниан выразил в одной фразе и восторг от увиденного, и утверждение собственного могущества: «О, Соломон! Я превзошел тебя!».

С этого дня и на протяжение последующих девятисот шестнадцати лет Святая София была символом величия и могущества византийской империи.

Архитектурные секреты

Пытаясь описать главную находку Анфимия и Исидора — купольную систему храма — я подумала, что слова, которые произнес Юстиниан, должны были принадлежать именно им — величайшим архитекторам своей эпохи.

То, что им удалось спроектировать и реализовать, вызвало немало восхищения у современников, а впоследствии стало «азбукой» и дало начало новому направлению в архитектуре.

Оказывается, то, что для нашего взгляда сегодня привычно и не вызывает особого удивления, берет начало полторы тысячи лет назад, а тогда это было принципиально новым словом в строительстве храмов.

Например, «паруса» — сферические треугольники, заполняющие межарочное пространство (они же передают нагрузку мощного купола на пилоны, а примыкающие полукупола обеспечивают стабильность и устойчивость), каскады куполов сочетают в себе как смысловую нагрузку, так и эмоциональную, а также являются решением для особого проникновения света в помещение (на фото ниже).

Что же здесь особенного? Главный купол — чуть вытянутая сфера диаметром в 31 метр с востока на запад, а с севера на юг — 30 метров, образованная 40 радиальными арками.

В куполе столько же окон, сколько и арок — 40, и они отстоят друг от друга на минимально возможное расстояние. Из-за этого в солнечные дни особенно заметен эффект «парения», «подвешенности» — как будто купол ничем не закреплен, а висит в воздухе.

Кроме того, купол покрыт золотой мозаикой, поэтому отражаемый от него свет имеет золотистый оттенок.

От главного купола каскадом «спускаются» купола меньшего размера и благодаря этому «кружеву» внутри собора создается ощущение необъятного пространства, которое действительно очень трудно описать словами. Эмоциональное начало берет верх над рациональным, и поначалу не хочется ничего анализировать.

Позже, на расстоянии, начинаешь немного понимать секрет — эффект «необъятного пространства» создается за счет сочетания многочисленных полусфер и прямых строгих линий в виде вертикальных колоннад и горизонтальных карнизов — результата очень точных вычислений масштабных соотношений.

Ни одна фотография не передает этого оптического эффекта. Попробуйте сами, но не только я считаю, что это невозможно.

Источник: https://travelask.ru/turkey/stanbul/muzey-svyatoy-sofii

Мученица Святая София: история и почитание образа

Мудрость – одна из величайших христианских добродетелей. В полной мере она свойственна лишь Господу, однако человек должен стремиться постичь хотя бы малую часть знаний Творца, развивая свои умения и таланты. И помогает в этом Святая София.

Святая София — история подвижницы

Первая половина II ст. – время, когда римские императоры Троян и Адриан преследовали верующих в Иисуса Христа, подвергая их страшным пыткам и казням. Не избежали подобной участи и святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София.

Женщины благополучно жили в Милане, но после смерти главы семьи вынуждены были переехать в Рим, к дальней родственнице Фессамнии. Один из её слуг-идолопоклонников подслушал, как праведница рассказывает своим дочерям о Боге, и донёс об этом правителю.

Вскоре подвижницы предстали перед жестоким владыкой.

Адриан предложил христианкам отречься от веры, и был поражён их спокойствием и непоколебимостью – даже младшая из девочек, Любовь, которой исполнилось всего 9 лет, ответила ему отказом. Он призвал к себе учительницу-язычницу, чтобы та убедила подвижниц, но и тогда София не поддалась – она знала, что иной выбор может спасти их жизни, но навсегда погубит души.

Разгневавшись, император приказал пытать детей – их били, резали ножами, прижимали к раскалённой железной решётке, бросали в котёл с кипящей смолой, а мать должна была смотреть на истязания. Но Веру, Надежду и Любовь защищала воля Господа – они оставались невредимыми, несмотря на усилия палачей. Тогда девочкам отсекли головы. Святая София погребла их останки и два дня несла неподвижное бдение над могилой, а на третий тихо скончалась, воссоединившись со своими дочерями в Небесном Царстве.

Популярные товары

Почитание и празднование иконы

Эти события произошли в 137 г., но христиане навсегда сохранили память о самоотверженных праведницах, поступки которых показали, что даже слабые телесно люди способны на подвиг ради Спасителя, когда их укрепляет истовая вера. Поэтому древнее предание о женщинах служит примером для современного человека, открывая истину и смысл жизни.

Сейчас икона святых мучениц есть почти во всех православных храмах. День святой Софии отмечают 30 сентября (17 сентября по старому стилю).

В чём помогает образ мученицы софии?

Святая София является олицетворением премудрости – знания о сущности, истоках и причинах всего, что есть в этом мире. Ещё до пришествия Иисуса Христа её воспевали как «художницу», строящую вселенную по законам Божественного ремесла (Книга притчей Соломоновых, 8:27-31). А значит, взывая к реликвии, на которой запечатлена подвижница, Вы найдёте своё жизненное предназначение, избавитесь от сомнений, обретёте уверенность в себе и устойчивость к соблазнам.

Янтарная икона Софии оберегает от семейных ссор и конфликтов, примиряет представителей разных поколений, дарит крепкое здоровье и хорошее самочувствие всем домочадцам. Кроме того, образ матери-мученицы пособляет в воспитании детей, вразумляет малышей, прививая им такие качества, как послушание, сопереживание, отзывчивость, предостерегает от опрометчивых поступков и опасных знакомств.

А для женщины, носящей такое же имя, лик её небесной покровительницы станет источником утешения и поддержки, научит кротости и терпению, защитит от грехов, скорби, физических и духовных недугов.

Драгоценная святыня охранит Ваше жилище от зла, врагов и несчастий, превращая его в крепость, где царит мир, счастье и понимание! А купить икону праведницы, вручную изготовленную из сияющих полесских самоцветов, Вам поможет наш интернет-магазин.

Источник: https://ukrburshtyn.com/blog/svyataya-sofiya.html

«Мечеть Святой Софии»: что скрывается за инициативой Эрдогана?

1 апреля 2019
09:24

В конце минувшей недели в Турции случилось одно знаменательное событие, которое за пределами страны мало кто заметил. Президент Реджеп Тайип Эрдоган выступил с «благотворительной» инициативой преобразовать христианский Софийский собор в мечеть. Благотворительность здесь заключается в том, что сие изменение позволит посещать Святую Софию бесплатно. Пока же храм имеет статус музея, и вход в него обходится каждому желающему в 60 турецких лир (примерно $ 10).

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что за праздник иконы Казанской Божьей Матери

Воспитанные на необходимости вести себя и думать политкорректно западные аналитики поспешили объяснить слова Эрдогана желанием попиарить свою партию, чтобы привлечь избирателя накануне местных выборов 31 марта.

«Спасение утопающих — дело рук самих утопающих»?

Католической ветви христианства, по большому счету, вообще нет дела до Софийского собора — храм-то православный, вот пусть православные сами свои проблемы и решают.

Поэтому ноту протеста Анкаре высказали только в Греции. Пресса этой страны отметила, что «идет целенаправленная атака на христианские святыни и христианскую церковь в целом» и напомнила, что «в 2015 году Эрдоган уже обнародовал разрешение (или призыв) читать в Софийском соборе суры Корана в период празднования священного для мусульман месяца Рамадан». В 2016-м, получив «добро» от руководителя государства, религиозные власти эти чтения во время Рамадана провели.

А в 2018-м Коран в соборе читал и лично Эрдоган. Надо сказать, что инициатива в возглавляемой им стране понравилась не всем: в 2018 же году приватная организация «Управление по историческим памятникам и окружающей среде» обратилась в судебные инстанции Турции с протестом на инициативу президента страны о превращении собора из музея в мечеть. В итоге Конституционный суд признал изменение статуса недопустимым. И вот Эрдоган вновь возвращается к своему предложению.

Что же все-таки стоит за идеей турецкого президента — это чистой воды самореклама или планомерное наступление на чуждую ему и большинству турецкого населения религию? И не противоречит ли превращение христианских церквей в мечети канонам ислама? А вдруг простое переименование здания не сможет выветрить из него дух «неверных», ранее молившихся в нем?

Ислам, являющийся сегодня одной из ведущих в смысле количества последователей религий мира, возник относительно недавно. Как утверждают мусульманские богословы, в 610 году в пещеру Хира (Саудовская Аравия), где жил в уединении бывший караванщик и торговец Мухаммед, провозгласивший себя пророком божьим, явился архангел Джабраил и продиктовал тому первые аяты Корана. От этого момента история ислама и ведется.

Мировоззрение свое арабы-мусульмане распространяли нельзя сказать чтобы мирно — к началу VII века они, действуя огнем и мечом, захватили почти весь Ближний Восток и Северную Африку, а в 711 году вторглись и в Европу — через Испанию, которая под их властью находилась впоследствии около 800 лет. Естественно, что мечетей за это время понастроено на территории Пиренейского полуострова было немало.

А во время Реконкисты, то есть войны испанцев против мавров за освобождение своих территорий от чужестранцев, и началось самое интересное.

От мечети до церкви — одно желание короля

Арагонский король Хайме I больше всех святых почитал Богородицу. Любовь его к матери Иисуса Христа была столь велика, что каждую свою победу над маврами этот герой Реконкисты посвящал Деве Марии. Празднование виктории после очередной успешной битвы всегда начиналось с молебна во славу Пречистой и в храме ее имени.

Как известно, к моменту начала освободительно-объединительной миссии Хайме (1208−1276), оставшегося в испанской истории под прозвищем «Конкистадор» (Conquistador), то есть «Завоеватель», Испания уже пять сотен лет находилась во владении арабов, исповедовавших ислам. Откуда ж на пути следования Конкистадора из Арагона через Каталонию и до южных границ сегодняшней автономии Валенсия взялись католические храмы вообще и носящие имя Девы Марии в частности? Ответ прост и, может быть, кому-то он покажется неожиданным.

Войска Хайме всегда сопровождали священники. Без их благословения ни пехота, ни конница на врага не бросались. Старший из служителей божьих всегда был у короля под рукой. Именно этому церковнослужителю и давал Завоеватель «одно маленькое, но очень ответственное поручение».

Прежде чем воздавать почести Богородице и благодарить ее за помощь в сражении капеллан входил в мечеть только что отобранного у мусульман города. Разбрызгивая по сторонам святую воду и крестя стены здания, католический священник «легким движением руки» превращал мечеть в христианскую церковь.

После чего в ней служили мессу.

Мусульман в те времена любили все меньше, беспощадно выталкивая с насиженных мест вначале в другие регионы полуострова, а позднее и вовсе на историческую родину в Северную Африку. Поначалу желающим остаться предоставлялась такая возможность, но при одном условии: принять христианство.

Сменивших вероисповедание называли «морискос».

Термин происходил от moro, то есть «мавр», но, как считают некоторые испанские специалисты, он не был лишен пренебрежительной интонации из-за своей созвучности с «марискос» (mariscos), означающим морепродукты — креветки, ракушки, мидии и прочую «нерыбную» обитающую в воде живность.

После того, как эпоха арабского владычества была официально признана завершенной (1492 год — падение Кордовского халифата), даже смена веры не спасала от изгнания — испанские короли вообще не хотели видеть на своей земле мавров и депортировали их, набивая до отказа корабли. Понятно, что в такой ситуации вернуть отжатые храмы для мусульман было делом невозможным.

Но это совсем не означало, что передовую методику Хайме Конкистадора мусульмане не могли взять на вооружение.

От христианского храма до мечети — одно нашествие турок

Православный собор Святой Софии был возведен в Константинополе в 537 году в соответствии с распоряжением императора Юстиниана, решившего увековечить славу города. В 1453 году Константинополь был захвачен османами, которые, долго не раздумывая, обратили собор в мечеть. В этом качестве здание прослужило до 1930 года, после чего его закрыли на реконструкцию.

Это было время, когда Турция в результате реформ Мустафы Кемаля Ататюрка превращалась в светское государство и училась мириться с присутствием на ее территории других религий, и потому Ататюрк во избежание трений с христианами, но и не желая при этом выглядеть слабохарактерным в глазах своих сограждан, распорядился в 1935 году придать Святой Софии нейтральный статус музея.

Маловероятно все-таки, что Эрдоган решится на самом деле издать какой-нибудь указ, превращающий христианский собор-музей в действующую мечеть. Он и сам, хотя в интервью агентству Anadolu 18 марта и произнес резкую фразу «Мы не позволим врагам превратить Стамбул в Константинополь», вряд ли рискнет заявить в открытую, что христиане — враги турецкого народа.

Появление на свет приведенного выше высказывания — не более, чем душевный порыв главы османского государства, возмущенного терактом в новозеландском Крайстчерче 15 марта, где злоумышленником были убиты несколько десятков мусульман.

Турецкий президент пытается позиционировать себя в качестве мирового мусульманского лидера, но ссориться с христианами, в особенности с православными, от которых Анкара будет получать газ, ему невыгодно.

Кроме того, Эрдоган за несколько дней до заявления о возможном изменении статуса Святой Софии, говорил, что это нереально, поскольку может вызвать негативную реакцию во многих государствах Европы и мира, правительства которых могут ответить преобразованием старинных мечетей в христианские храмы. Благо исторический опыт (см. выше) имеется.

Владимир Добрынин, Мадрид

Источник: https://eadaily.com/ru/news/2019/04/01/mechet-svyatoy-sofii-chto-skryvaetsya-za-iniciativoy-erdogana

Святая софия

статьи

  • История возведения.
  • Архитектура.
  • Св. София после турецкого завоевания.

Святая софия (Hagia Sofia – Божественная Премудрость) (532–537) – грандиозный патриарший храм в Константинополе (Стамбуле), главный храм в Византийской империи. Уникальность этого огромного здания заключается в том, что оно представляет собой купольную базилику из трех нефов, построенную всего за шесть лет.

История возведения

Идея сооружения в Константинополе главного храма в честь Св. Софии принадлежала императору Константину Великому (ок. 285–337), при котором был построен небольшой храм, освященный в 330 и погибший при пожаре в 532. По приказу императора Юстиниана I (482/83–565) начали возводить новый храм в честь Св. Софии.

Строителями храма были малоазийские зодчие Анфимий из Тралл и Исидор из Милета, создавшие собор грандиозных размеров.

Архитектура

В композиционную основу храма положен план трехнефной базилики в сочетании с типом центрического здания. Центрическое начало собора доминирует, создавая впечатление, будто его купол парит в пространстве. В основе конструкции Св.

Софии лежит точный расчет, зодчие храма изобрели систему полукуполов, связывающую главный купол с основой базилики. В эту систему входят два полукупола и пять малых куполов.

Первоначально предполагалось шесть малых полукуполов, но один из них был заменен цилиндрическим сводом над главным входом в центральную часть интерьера из нартекса (притвора). Это выделило главный входной портал и два меньших портала по его сторонам.

Четыре мощных центральных столба, поддерживающих купол, разделяют внутреннее пространство на три нефа, среди которых доминирует центральный с преобладающей в нем средней подкупольной частью.

Средняя часть центрального нефа перекрыта грандиозным куполом (диаметр 31,5 м, высота 65 м), каркас которого образован 40 радиальными арками, промежутки между которыми в основании купола прорезаны 40 арочными окнами – световой пояс нижней части купола.

В соборе была применена новая система связи купола с перекрываемым им квадратным в плане пространством.

Конструктивная система передавала нагрузку распора купола на легкие паруса (вогнутые сферические треугольники), с помощью которых осуществлен переход от окружности купола к квадрату нефа, на широкие подпружные арки и четыре массивные столба, укрепленных снаружи контрфорсами. С запада и востока купол поддерживают два полукупола, которые, в свою очередь, опираются на своды меньших экседр, которые по три примыкают с обеих сторон и рождают иллюзию легкости.

Центральное пространство с куполом окружено двухэтажной обходной галереей боковых нефов и нартекса. Боковые нефы представляют собой анфиладу арочных проемов, перекрытых крестовыми сводами.

Св. София построена из кирпича с прокладками из тесаного камня, массивные подкупольные столбы – из крупных блоков известняка. Подкупольные арки сложены из кирпича очень крупного размера квадратной формы со стороной в 70 см. Купол – из кирпичей на толстых слоях раствора.

Но тяжесть стен и столбов в храме не ощущается, его формы выглядят невесомыми. Центральное пространство интерьера, нарастающее по направлению к куполу, легко и воздушно.

В храме с его грандиозными размерами (площадь – 75,5 × 70 м) создается впечатление единого пространства, залитого со всех сторон светом, внутри которого словно исчезают массы стен, опорные столбы сливаются с ними. Два этажа колонн и верхние окна придают стенам легкий, ажурный вид.

Подкупольные столбы замаскированы цветными мраморными плитами, светлыми, отполированными, способными отражать свет. Их зеркальные поверхности скрывают тяжесть опор, все стены храма воспринимаются как тонкие перегородки, а наружные выглядят ажурно из-за большого количества окон.

Внутри собора нижние части стен были покрыты резным сине-зеленым и розовым мрамором. Купол храма, алтарная апсида, своды, стены были покрыты мозаичными священными изображениями, в верхних галереях храма имелись фресковые росписи. По сведениям современников, купол украшала мозаика с изображением лика Христа Вседержителя.

Для мозаик характерна условность изображения, статичность поз, удлиненность пропорций фигур. Для украшения храма Св. Софии из Малой Азии, Греции, Египта были привезены огромные малахитовые и порфировые колонны (более 100).

Античный ордер был преобразован: горизонтальный антаблемент сменили аркады, остатки антаблемента образовали импост над капителью.

С западной стороны к храму примыкал атриум с фонтаном в центре. Во дворе находилась конная статуя императора Юстиниана. Восточная сторона атриума соприкасалась с нартексом, входным помещением, примыкающим к западной стороне храма. На четырех массивных пилонах, составляющих западный портал храма, стояла квадрига медных коней, вывезенная из Коринфа, а теперь украшающая собор Св. Марка в Венеции.

Вход в нартекс шел через три двери из девяти, расположенных в здании. Центральная дверь, предназначавшаяся для императора, была самой большой и покрыта золотом. Над дверью императора находилась мозаика с изображением Иисуса Христа, Девы Марии и архангела Гавриила. Боковые двери, обитые серебром, служили входом для императорской свиты. Золотые и серебряные украшения дверей исчезли во время завоевания Константинополя крестоносцами (1204).

Северный и южный портики служили для входа остальных молящихся.

Амвон в соборе был очень крупным сооружением и представлял собой род кафедры, увенчанной шатром, который возвышался над уровнем хора. Амвон был возведен из редких пород мрамора, имел колонны с золотыми капителями, осыпанными драгоценными камнями. Выше находился грандиозный золотой крест, украшенный драгоценными камнями.

Алтарная преграда представляла собой колоннаду в виде невысокой стенки из плит, которые поддерживались12 колоннами, соединенными вверху общим антаблементом. Алтарная преграда, колонны, антаблемент были облицованы серебром.

В соборе хранились несметные сокровища, святые реликвии, которые впоследствии были вывезены крестоносцами, занявшими Константинополь (1204).

Св. София после турецкого завоевания

В 1453 Константинополь был завоеван османской армией под предводительством султана Мехмеда II (1432–1481) и переименован в Стамбул. Турки сохранили здание храма Св.

Софии, но преобразовали его в мечеть: убрали иконостас, алтарную преграду, амвон и патриарший престол, мозаики были закрыты штукатуркой, над куполом подняли полумесяц, были пристроены четыре минарета, возведен михраб – ниша в стене, ориентированная в сторону Мекки.

На боковых стенах и углах храма расположились огромные плакаты (7,5 м) с надписями на арабском языке.

В 1847–1849 была осуществлена крупная реставрация собора: мозаики были открыты и отреставрированы, но затем снова закрыты штукатуркой. Руководили работами братья Фоссати (Гаспар и Транжано).

В 1931 по приказу первого президента Турецкой республики Мустафы Кемаль Ататюрка (1881–1938) американский византийский институт при поддержке Фонда Генри Адамса провел раскрытие и научную реставрацию мозаик.

В 1934 Св. София перестала функционировать как мечеть, а с 1935 была превращена в музей.

Нина Байор

Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/SVYATAYA_SOFIYA.html

От собора до музея

Освящена Святая София, третий построенный на этом месте храм, была в 537 году. Две предыдущие базилики пали жертвами пожара и восстаний. Третий храм, по плану его создателя императора Юстиниана, был призван подчеркнуть славу и могущество Византии.

Для достижения цели император не жалел никаких средств — руководить строительством были призваны лучшие архитекторы того времени, Исидор Милетский и Анфимий Тралльский, а под их началом ежедневно трудились 10 000 рабочих.

Базилика была построена в почти невероятные сроки — всего за пять лет.

Ищете отели в Стамбуле?У нас есть выгодные предложения

По легенде, войдя в новый храм, восхищенный Юстиниан воскликнул « Соломон, я превзошел тебя!», имея в виду библейский храм царя Соломона. При первом же взгляде на ослепительное убранство Святой Софии понимаешь — у императора были основания для громких фраз.

Работы поглотили три годовых дохода империи, по царскому приказу сюда были привезены 8 яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе, а из Рима — 8 порфировых колонн. По некоторым сведениям Юстиниан даже хотел выложить пол собора плитами золота, лишь в последний момент решив, что это не лучшее напольное покрытие, и заменив его на золотые мозаики.

На протяжении 916 лет Святая София оставалась главной церковью Византии и всего православного мира и образцом для подражания архитекторов. В 1453 году на золотые мозаики Юстиниана вступил османский султан Мехмет II.

Турки пристроили к храму четыре минарета, замазали неподобающие изображения штукатуркой и превратили Софию в мечеть, действовавшую до 1935 года, когда Ататюрк сделал ее музеем.

«Сплетя узоры скани и эмали»

По иронии судьбы, возможно, именно благодаря турецкой штукатурке фрески и мозаики Айя-Софьи дошли до нас в таком великолепном состоянии. Разглядывать сокровища базилики можно часами (многие туристы этим и занимаются, прильнув к всезнающим аудиогидам). Первое, на что вы обращаете внимание при входе в храмовый нартекс, — это великолепная мозаика Христа Пантократора над центральными, Императорскими дверями.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Тихвинская икона божией матери где находится

При взгляде на невесомый главный купол невозможно поверить, что он физически опирается на 40 арок, а не парит в светящемся воздухе, — настолько тонким и легким он кажется.

Все стены и своды покрыты золотыми мозаиками, изображающими Богоматерь, Иисуса, святых и правителей Византии. Главные следы пребывания в храме турок — это восемь огромных щитов с изречениями из Корана, подвешенные под потолком. Арабская вязь выглядит чуждой среди византийского золота. Ататюрк, сделавший Софию музеем, приказал их снять, но после его смерти щиты были возвращены на место.

Последняя служба в Святой Софии прошла в мае 1453 года. Легенда гласит, что вломившиеся посреди нее турки хотели схватить священника, но тот волшебным образом скрылся в одной из колонн. В этой колонне сейчас сделано оправленное в медь отверстие. Считается, что если вложить туда палец, то ваше заветное желание исполнится.

Популярные направления перелетов в Стамбул:

Источник: https://www.ozon.travel/guides/Hagia-Sophia--aT2PLhc/

Собор Святая София в Стамбуле (Aya Sofya)

Собор Святая София (тур. – Aya Sofya, греч. – Aγια Σοφία) в Стамбуле  – один из основных символов не только современного Стамбула. Святая София многие века была символом Константинополя, Византии и всего христианского и исламского Мира.

Святая София на карте Стамбула

Святая София находится в южной части Стамбула на европейской части. Адрес Святой Софии в Стамбуле: Aya Sofya Sq., Sultanahmet, Istanbul, Turkey.

Святая София на карте Стамбула

Посмотреть карту с расположением Святой Софии в Стамбуле в размере 1700Х1356

Как добраться до Святой Софии в Стамбуле

Чтобы добраться до Святой Софии необходима выйти на станции скоростного трамвая Sultanahmet. Далее пройти немного пешком. Святую Софию сложно не заметить.

История собора Святой Софии

Ныне всемирно известная Святая София начиналась с небольшой базилики, которую еще в 4 веке (предположительно в 330 году) заложил сам император Константин Великий . Он дал ей имя – Святая София. Но Константинополь достаточно быстро рос.

Базилика уже не справлялась с желающими посетить ее. Констанций – сын Константина – приказал ее расширить. В 404 году Святая София сгорела во время мятежа. В 415 году ее начали восстанавливать, но уже в более грандиозных масштабах.

Но в 532 году Святая София опять сгорела во время очередного мятежа.

Мятеж был подавлен, и правивший тогда император Юстиниан в честь победы, решил построить храм, какого не было со дня сотворения Мира и какого никогда не будет.

Тут же начались проблемы. Под новый храм требовалась окрестная земля. В то время она принадлежала различным жителям Константинополя. Многие отказались ее продавать. Император Юстиниан самолично ходил по домам жителей и упрашивал их о продаже земли.

23 февраля 532 года император Юстиниан заложил первый камень в основании новой Святой Софии. С этого момента началось возведение великого храма. Были приглашены два известных в то время архитектора – Анфимий из Тралл и Исидор из Милета. Анфимий отвечал за геометрические и математические расчеты. Исидор воплощал все это в камне. Кроме них в строительстве участвовала еще сотня архитекторов, руководивших различными участками работ. Император Юстиниан ежедневно обходил стройку.

На строительство Святой Софии шли колоссальные суммы денег. Со всей империи поставлялся мрамор, который брался из античных зданий. Таким образом, Святая София строилась из бывших языческих храмов. Так, например, 8 колонн были привезены из храма Артемиды из Эфеса, еще 8 – из храма Солнца из Баальбека. Во внутреннем украшении Святой Софии использовали драгоценные камни и металлы.

27 декабря 537 года Святая София была освящена. Т.е. была построена в рекордные сроки – всего за 5 лет. По этому поводу в Константинополе состоялся праздник, который длился 15 дней. После завершения строительства, Юстиниан, как говорят, воскликнул: Νενίκηκά σε Σολομών (“Соломон, я превзошел тебя!”). На протяжении более 900 лет Софийский собор был резиденцией православного патриарха Константинопольского и местом проведения основных церковных  и имперских церемоний.

Но, к сожалению, дальнейшая судьба Святой Софии не была сплошным праздником. В 557 году после землетрясения, случившегося в Константинополе, обвалилась восточная часть купола Святой Софии. Главных архитекторов , возводивших Софию, уже не было в живых. Их дело продолжил племянник Исидора, который поднял купол на 9 метров. В результате, по словам очевидцев, София утратила легкость, которой так восхищались современники.

В 986 году купол обвалился вторично. На этот раз реставрировал Святую Софию армянский архитектор Трдат – автор Кафедрального собора в Ани . Купол, восстановленный Трдатом, мы видим и сегодня. Помимо этого, Святая София перенесла большое количество пожаров.

В начале века Константинополь был захвачен крестоносцами, а Святая София была превращена в католический собор. Свергнутого Константинопольского патриарха изаменили латинским епископом.

Это событие укрепило разделения Греческой Православной и Римско-католической церкви, которая началась с Великой схизмы 1054 года.  При этом, достаточно большая часть сокровищ Святой Софии была разграблена или просто уничтожена.

Поэтому некоторые сокровища Святой Софии сегодня можно увидеть не в Стамбуле, а в сокровищнице собора Сан-Марко в Венеции.

И хотя после крестоносцев Константинополь возродился, он уже не представлял из себя того могучего города, которым был ранее. Последняя православная служба в Святой Софии была проведена вечером 28 мая 1453 года.

После захвата Константинополя турками Святая София превращается в мечеть.  Когда султан Мехмет Завоеватель вошел торжественно в город Константинополь, он был поражен красотой собора Святой Софии и сразу же превратил его в свою имперскую мечеть.

 К Святой Софии пристраиваются минареты, вывешиваются щиты с надписями из Корана, появляются огромные кувшины для омовения, михраб и минбар. К счастью, многие мозаики с изображением христианских святых были только замазаны штукатуркой, а не сбиты. Эти мозаики можно видеть и сегодня. Святая София служила главной мечети Стамбула почти 500 лет.

Бывшая Святая София стала образцом для многих  мечетей османского Стамбула, таких как Голубая мечеть, мечеть Сулеймана,  мечеть Шехзаде,  мечеть Рустем Паши.

В 16 – 17 веках появляются мавзолей Селима II к юго-востоку от мечети,  и мавзолей Мурада III и Мехмеда III.  Султан Махмуд  заказал  в 1739 году и фонтан для омовений. Здесь возникает медресе, столовая и библиотека. Таким образом,   мечеть становится социальным комплексом.

Большие реставрационные работы собора Святой Софии был проведены в период 1847-49 годов . Были приглашены швейцарские архитекторы Гаспаре и Джузеппе Фоссати. Братья укрепили купол и своды, были внесены некоторые новшества в  оформление экстерьера и интерьера.

Примечательный случай произошел во время этой реставрации. Во время работ была сбита штукатурка, которая открыла христианские фрески. Тогдашнего султана Абдул Меджида спросили, заштукатуривать ли фрески заново или позолотить стены? На что султан сказал: “Позолотите, только слегка. Возможно, когда-нибудь их придется открыть снова”.

Лишь только пришедший в начале 20 века к власти Ататюрк превратил Святую Софию в музей. Свои двери в качестве музея Агиа София открыла в 1935 году. С тех пор идут постоянные споры между исламскими и православными фундаменталистами. Одни требуют снова превратить храм в действующую мечеть.

Другие требуют водрузить на нее крест, уничтожив все присутствующие мусульманские моменты. Святая София остается пока музеем для всех, и хозяйничают в нем реставраторы. Поэтому частенько красоты Святой Софии невозможно рассмотреть из-за лесов.

С 1985 года собор Святая София занесен в списки Всемирного наследия ЮНЕСКО.

План, фото и что посмотреть в Святой Софии

Вход 25 лир. Часы работы с 9 до 19 (апрель – октябрь), с 9 до 16.30 (ноябрь – март), кроме понедельника. Закрытие кассы за 30 минут до окончания работы музея

Источник: http://cappadocia-elenatruva.ru/sobor-svyataya-sofiya-stambul.html

Собор Святой Софии в Турции — воплощение могущества Византии

Адрес: Турция, Стамбул
Дата основания: 324 год
Начало строительства: 532 год
Окончание строительства: 537 год
Координаты: 41°00'30.9″N 28°58'48.7″E

: 

Краткое описание

Собор Святой Софии — царственный храм православия

Айя-София — мечеть султана-завоевателя

Собор Святой Софии — яркий пример смешения культур

Собор Святой Софии на карте

Краткое описание

Там, где залив Золотой Рог встречается с Мраморным морем, в историческом центре Стамбула возвышается церковь Премудрости Божией, известная как Софийский собор на греческом языке и Айя-София — на турецком.

Увенчанная парой огромных минаретов, Айя-София снаружи напоминает исламский храм, однако войдя вовнутрь, легко угадать убранство некогда православной церкви. Первый храм в честь Святой Софии был построен ещё в 326 году при императоре Константине.

Общий вид собора

Церковь неоднократно разрушалась и восстанавливалась, пока император Юстиниан I не вознамерился возвести здание, которое должно было стать символом величия Византии и затмить своей красотой не только языческие святилища Рима, но и знаменитый Иерусалимский Храм.

В 537 году при освящении Собора Святой Софии, обойдя его кругом, Юстиниан воскликнул: «Я превзошёл тебя, о, великий Соломон!». По словам очевидцев, храм Святой Софии «царил над городом как корабль над морскими волнами». Благодаря свету, струящемуся из окон, создавалось впечатление, что «купол Софии подвешен к небесам золотой цепью».

Вид на собор c юга

Внутреннее пространство храма обрамлялось галереями из малахитовых и порфировых колонн. Пол покрывал затейливый узор из цветных мраморов. Иконостас поддерживали серебряные колонны с золотыми капителями. По легенде, император Юстиниан даже хотел выложить стены собора плитами из кованого золота, но астрологи предрекли, что в конце веков придут алчные цари, которые захотят завладеть всеми сокровищами храма и разберут его до основания.

Собор Святой Софии — царственный храм православия

Более 1000 лет Собор Святой Софии в Константинополе оставался крупнейшим храмом всего православного мира. С ним связано множество знаменательных событий. 16 июля 1054 года в стенах Софийского собора личный представитель папы римского Льва IX — кардинал Гумберт и патриарх Константинополя — Михаил Кируларий предали друг друга анафеме (отлучению от церкви), что послужило причиной церковного раскола на православных и католиков.

Согласно «Повести временных лет», именно в Соборе Святой Софии послы князя Владимира познакомились с православной религией. Потрясённые красотой службы, они посоветовали Владимиру обратить Русь в христианскую веру.

Вид собора в ночной иллюминации

Айя-София — мечеть султана-завоевателя

В 1453 году султан Мехмед II завоевал Константинополь и превратил Собор Святой Софии в мечеть Айя-София, достроив четыре минарета. На одной из мраморных плит храма, справа от кафедры, предназначенной для чтения проповедей, есть рисунок, напоминающий кисть руки.

По легенде, это отпечаток руки Мехмеда II, который въехал в церковь Святой Софии верхом на коне по трупам убитых христиан. Конь, испугавшись такого количества мёртвых тел, встал на дыбы. Мехмед опёрся на стену, чтобы не упасть, но рука была в крови, и остался отпечаток.

Вид сводов собора

Собор Святой Софии — яркий пример смешения культур

Турки замазали известью византийские мозаики, а на стенах повесили щиты из верблюжьей кожи, с сурами из Корана, написанными золотом. В 1935 году президент Турецкой Республики Ататюрк основал в Айя-София музей, и мозаики были расчищены.

По сей день в храме соседствуют изображения христианских святых и арабская вязь. В Софийском соборе найдены даже рунические надписи, сделанные варягами на мраморных парапетах.

Поскольку православные храмы строятся алтарём на восток, туркам пришлось поместить михраб (молитвенную нишу) в юго-восточный угол собора, чтобы во время молитвы обращаться лицом к Каабе в Мекке.

Интерьер собора

Из-за этой перестройки молящиеся вынуждены располагаться под наклоном относительно основного направления здания. Под сводами древнего собора можно загадать желание, выстояв очередь к «плачущей колонне».

Согласно преданию, её волшебные свойства были обнаружены, когда император Юстиниан, случайно прислонившись к ней, избавился от мучительной головной боли.

Чудеса случаются и сегодня, нужно только приложить руку к отверстию в колонне и повернуть его по часовой стрелке, и загаданное обязательно сбудется.

достопримечательности

← Турция СОБОР СВЯТОЙ СОФИИ Европа →

Айя-София (Собор Святой Софии)

Айя София — место паломничества всех без исключения гостей Стамбула. И это не удивительно. Древнейший храм, переживший за свою многовековую историю кажется все возможные испытания, сохранил невероятную притягательность и энергетику.

Собор Святой Софии в Константинополе до 1453 года была эпицентром христианской жизни огромного региона. Когда эти земли перешли под власть Османской империи, собор превратили в мечеть.

Сейчас он в большей степени музей, чем на действующий храм, однако мощь, красота и былая значимость не оставляют никого равнодушным.

Здание Айя Софии действительно грандиозное. Общее архитектурное решение правильной прямоугольной формы, напоминающее классическую базилику. Только купол здесь имеет высоту 31 метр и диаметр 55,6 метров. По углам его поддерживают колонны высотой 24,3 метра. В соборе предусмотрено 9 ворот.

Самая большая гордость храма — сохранившиеся уникальные византийские мозаики.

Цены на билеты 2020 в собор Святой Софии

Вход в музей обойдется в 100 турецких лир. Для детей до 8 лет — бесплатно.

Билеты можно купить в кассе музея или автоматических терминалах при входе. На официальном сайте музея доступна предварительная онлайн-покупка.

Обратите внимание, что музей — самая посещаемая достопримечательность Стамбула, и на входе обычно стоит внушительная очередь.

Часы работы

График работы музея зависит от сезона. В летний период (1 апреля — 31 октября) музей открыт с 9 до 19 часов. В зимний сезон музей Айя София закрывается раньше, в 17.00.

Имейте ввиду, что купить билет и зайти в музей можно не позднее, чем за час до закрытия.

Так же в музее есть традиционные изменения в расписании, связанные с религиозными праздниками, например, с Рамаданом. Отправляясь в Стамбул в эти дни, отдельно уточните расписание музея заранее.

Внутреннее убранство собора Святой Софии (видео)

Как добраться до собора Айя-София

Айя София находится в центре европейской части Стамбула, в самом популярном и посещаемой районе города — Султанахмете, на улице Atmeydanı Caddesi.

Для тех, кто остановился в этом районе города (а большинство туристов предпочитают именно его, здесь сосредоточены основные достопримечательности и масса отелей), прогулка до Айя Софии не займет больше 15–20 минут пешком, на какой бы улице вы ни поселились.

От других районов Стамбула (например, от аэропорта Ататюрка, Аксарая, Университета) можно воспользоваться скоростным трамваем T1, который делает остановку на площади Султанаахмет (Sultanahmet).

Источник: https://www.tourister.ru/world/asia/turkey/city/istanbul/temples/2910

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Для любых предложений по сайту: [email protected]