Кто построил храм святой софии

Кто восстановил купол Святой Софии? Архитектор Трдат

кто построил храм святой софии

Ученые Уильям Эмерсон и Роберт Л. Ван Найс подробно исследовали самую эффектную часть сооружения — купол собора, который в первоначальной идее был сферический и очерчивал окружность диаметром 31 метр. Его высота от пола — 51 метр. Покоится купол на четырех опорах (парусах). Некоторые его отклонения от идеальной сферы и окружности объясняются многочисленными разрушениями и перестройками.

В сериях публикаций 40−50-х годов ХХ в. Эмерсон и Л. Ван Найс представили детальный отчет о возведении второго купола Святой Софии Исидором младшим и восстановительных работах X и XIV веков. Они оценили вклад архитектора Трдата из Армении в восстановление собора в Х в. на основании византийских письменных источников и осмотра сооружения. Ученые сделали вывод, что Трдат заново построил западную часть купола и укрепил западную арку.

Изучив каменную кладку на внутреннем основании купола, они решили, что явная асимметрия — это результат расширения большой западной арки.

Ученые убеждены, что Трдат увеличил высоту арки, которая имеет вогнутость, и предположили, что она создана намеренно из-за опасной наружной выпуклости южной части купола, которая сохранилась с VI века, а для большей устойчивости купола Трдат заложил две пары окон на разных концах сегмента (статья «Архитектор Трдат и купол Святой Софии», Кристина Маранчи).

Святая София

В 330 году император Константин перенес столицу Римской империи в город Византию, которую переименовал в Новый Рим. Однако название не прижилось и город стали называть Константинополь. В том же году Константин заложил базилику и назвал ее Святая София.

Из-за мятежей в городе церковь не раз восстанавливали. Во время мятежа 532 г. она была сожжена, а император Юстиниан готов был бежать из страны, когда полководец Велизарий с войсками вошел в Константинополь и подавил восстание. В честь этой победы Юстиниан решил построить самый большой храм в мире. Для этой цели он выкупил земли вокруг сгоревшей базилики и пригласил известных архитекторов: Анфимия из Тралл и Исидора из Милета.

На стройке ежедневно работали 10 тысяч рабочих. Для собора везли лучший мрамор: из Проконеза, Каристоса, Ясоса, Фригии, и даже готовые колонны из языческих храмов Рима, Афин, Эфеса и Баальбека.

Много новшеств было использовано при строительстве: известь готовили на ячменной воде, в цемент добавляли масло, в растопленное золото бросали ониксы, топазы, жемчуг, аметисты, сапфиры, рубины — этим материалом покрыли престол.

На строительство храма уходили все доходы империи — храм украсили мозаики на золотом полу, стены храма полностью были покрыты мозаиками, вместо иконостаса — 12 серебряных колонн с золотыми капителями, на которых стояли иконы. Только в ризнице было 40 000 фунтов серебра.

Храм был построен за пять лет, его освящение вылилось в празднества: город ликовал пятнадцать дней. Это было в 537 году. Византийский летописец VI века Прокопий так пишет об этом соборе: «храм представлял чудесное зрелище — для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нем — совершенно невероятным.

В высоту он поднимается как будто до неба и, как корабль на высоких волнах моря, он выделяется среди других строений, как бы склоняясь над остальным городом, украшая его как составная его часть, сам украшается им, так как, будучи его частью и входя в его состав, он настолько выдается над ним, что с него можно видеть весь город, как на ладони.

Можно было бы сказать, что место это не извне освещается солнцем, но что блеск рождается в нем самом: такое количество света распространяется в этом храме».

Землетрясение 558 года разрушило восточную часть купола Святой Софии. Восстанавливал купол Исидор, племянник архитектора Исидора из Милета, он поднял купол на 9 метров. По словам очевидцев, София утратила легкость, которой так восхищались современники.

Еще более сильное землетрясение 989 года разрушило западную часть купола.

Есть две версии, почему работа по восстановлению купола была поручена архитектору Трдату из Армении: по одной из версий, Трдат был в Константинополе и предложил свои услуги, по другой — Трдат, как известный в Армении и Византии архитектор, был приглашен в Константинополь, потому что имел богатый опыт работы с большими куполами.

Архитектор Трдат

Трдат (дар богов) (950−1020 гг.) был известным зодчим Армении во времена царей Багратуни.

После того как царь Ашот III перенес столицу Армении из Карса в город Ани (ныне в Турции, на границе с Арменией), Трдат построил кафедральный собор в Аргине — католикосат (рядом с Ани, тип купольного зала), и кафедральный собор в Ани (тип купольной базилики) — оба с большими куполами, а также церковь Сурб-Ншан (святое Знамение) в Ахпатском монастыре и церковь Григория в Ани (Гагикашен, 3-ярусная ротонда).

Трдат был опытным зодчим, но в Армении архитекторы работали с крупными каменными глыбами, а купол собора Святой Софии был сделан из кирпича и известняка. Трдат представил план восстановления собора, чертеж и модель, как будет выглядеть собор после реставрации. Это было ново для Византии, до этого никто из архитекторов не делал чертежи. Кроме того, во всех сооружениях Трдат использовал паруса под куполом, как в Святой Софии. Все вместе послужило Трдату лучшей рекомендацией.

Но Константинопольские масштабы были иными, что значительно увеличило сложность стоящих перед архитектором задач. Трдат улучшал свои методы по ходу работ, что увеличивало их стоимость. Византийский летописец замечает, что леса, возведенные Трдатом при восстановлении купола, обошлись казне в тысячу ливров золотом.

В 994 году собор Святой Софии был восстановлен. Результат работы архитектора Трдата — ныне музей Айя-Софья — радует посетителей уже более тысячи лет.

Источник: https://shkolazhizni.ru/culture/articles/65036/

Храм святой Софии в Стамбуле

кто построил храм святой софии

Храм Святой Софии в Константинополе (Стамбуле) стал вершиной византийского зодчества и на многие века определил развитие архитектуры в странах Западной и Восточной Европы, Ближнего Востока и Кавказа. Храм этот является одним из наиболее древних и величественных сооружений, относящихся к христианской религии.

Смысл популярного женского имени София обычно толкуют как «премудрость». Его носила христианская святая София, жившая в XII веке — ее память празднуется 15 мая. Софии — премудрости Божьей посвящены многочисленные православные храмы, среди которых самой известной является Святая София в Константинополе — главный храм Византийской империи.

История храма святой Софии в Стамбуле

Главными строителями храма хроники называют Исидора Милетского и Анфимия Тралльского, оба выходцы из Малой Азии. Предназначался этот храм, прежде всего, для создания образа величественного императора. Над строительством собора ежедневно трудилось около десяти тысяч рабочих.

Со всех концов империи доставлялись мраморные глыбы, золото, серебро, слоновая кость, жемчуг, драгоценные камни. Из древних античных храмов свозилось все лучшее, что в них было.

Из Проконеза доставлялся белоснежный мрамор, из Каритоса — зеленый мрамор, из Ясоса — красный, из Фригии — розовый.

Во время строительства храма применились совершенно новые материалы. Например, в цемент добавляли масло, известь готовили на ячменной воде, но особого внимания заслуживает другой материал: для его изготовления использовали самое драгоценное — жемчуг, топазы, рубины и сапфиры. Даже пол храма сделан из драгоценных и полудрагоценных камней — мрамора, яшмы, порфира. Все они выложены в форме какого-либо узора.

В 1204 году храм Святой Софии пострадал от набегов крестоносцев. Часть богатств было вывезено в европейские страны, например, великолепный алтарь, сделанный из чистого золота был вынесен из святилища, дальнейшая его история так и неизвестна.

Во время завоевания турками Константинополя (в 1453 году) храм ждала тяжелая участь. Храм, по велению Махмеда II Фатиха, был превращен в мечеть Айя София. Храм серьезно пострадал: все животные и люди на фресках и мозаиках замазывались известью, так как по мусульманским канонам они не должны изображаться. Крест заменили полумесяцем, достроили 4 минарета. Появились султанское ложе и усыпальницы. На восьми больших щитах было выведено позолотой имя Аллаха, пророка Мухаммеда и первых халифов.

Особенности строения и внутреннего интерьера храма святой Софии в Стамбуле

Вот как о храме пишет византийский летописец Прокопий: «Этот храм являет собой чудеснейшее зрелище Он взмывает ввысь до самого неба, выделяясь среди других зданий, как ладья в бурных волнах открытого моря Он весь полон солнечного света, кажется, будто, это сам храм излучает этот свет».

Размеры храма: длина — 81 метр, ширина — 72 метра, высота — 55. Наиболее эффектной частью сооружения является его купол. По форме он близок к кругу, диаметром почти в 32 метра. Впервые для его сооружения применили паруса — изогнутые треугольные своды. Поддерживают купол 4 опоры, а сам образован 40 арками с вырезанными в них окнами. Свет, попадая в эти окна, создает иллюзию, будто купол парит в воздухе. Внутреннее пространство храма разделено на 3 части — нефы, с помощью колон и столбов.

Над дверями перед входом до сих пор находится мозаика из 4 фигур — Мария с младенцем, справа от нее Константин Великий, а слева — Юстиниан. Совершенно непонятно, как она сохранилась после того, как храм превратили в мечеть.

Стены храма сделаны из разноцветного мрамора, отделенного друг от друга бордюрчиками. Говорят, что когда-то даже была задумка покрыть сверху храм тонким золотом. Сейчас стены покрыты искусным узором. На одной из стен есть изображение кисти руки. По одной из легенд — это отпечаток кисти руки султаны Ахмеда, который ехал на своей лошади, а та встала на дыбы. Чтобы не упасть, султану пришлось опереться на стену храма.

Тайны храма святой Софии в Стамбуле

Многие полагают, что храм Святой Софии был построен и открыт в конце Х века, 13 мая 994 года. Однако его история начинается еще раньше. Много раз построенные храмы разрушались, как будто какая-то высшая сила содействовала этому. Храм 8 раз подвергался значительным разрушениям, а в 989 году был практически полностью уничтожен со всеми фресками.

История храма Святой Софии начинается в далеком 360 году. Первый храм Святой Софии был сожжен и рухнул в 404 году. Но его опять открыли в 415 году. Затем храм был снесен императором Юстинианом 13-14 января 532 года. На его месте возведен за пять лет новый, самый грандиозный христианский храм древности всех времен и народов. Он был открыт 27 декабря 537 года. При этом никаких мозаик в нем не было несколько сот лет.

Землетрясения в августе 553 года и 14 декабря 577 года частично разрушили здание. А 7 мая 558 года основной купол и вся крыша разрушились полностью. При этом вся внутренняя отделка и убранство храма были также уничтожены. Через четыре года 23 декабря 562 года храм открыли вновь.

В 859 году собор опять серьезно пострадал от огромного пожара, 8 января 869 года храм был разрушен землетрясением. Для полного восстановления потребовалось шесть лет, и 13 мая 994 года Святая София открылась вновь. Как не удивительно, но и спустя 4 года после открытия нового здания, его чуть не потеряли в результате сильнейшего пожара (уже третьего), но на этот раз храм удалось спасти.

Таким образом, храму Святой Софии около тысячи лет, как и фрескам на его стенах и потолках. Фрески эти изображают современников библейских событий, которые происходили на рубеже первого миллениума, 10 веков назад.

Храм Святой Софии реконструируется с 1934 года. На сегодняшний день — это главная достопримечательность Стамбула, символ византийского искусства, повлиявший на архитектуру других народов.

Даже на современников храм Святой Софии производит большое впечатление. Что уж говорить о людях Средневековья! Именно поэтому с этим храмом было связанно множество легенд. В частности, поговаривали, что план здания был вручен императору Юстиниану самими ангелами, когда тот спал. А некоторые побаивались этого храма. Это уже было связано с непростой судьбой его предшественников.

В Святой Софии есть одна знаменитая достопримечательность — так называемая запотевающая колона. Говорят, что, если прикоснуться к ней больным местом, сразу пройдет.

Есть и другая загадка храма Святой Софии: в правой его части — ниша, из стены которой раздается легкий шум. По легенде, когда в Константинополь ворвались турецкие войска, в церкви спряталась 1000 верующих.

Когда турки ворвались в храм, то священник продолжал читать молитву. Уже мечи были наготове, чтобы пронзить старика, но внезапно стена ниши раскрылась и спрятала священника.

Легенда утверждает, что священник до сих пор там читает молитву, а когда храм Святой Софии вновь станет христианским, то он выйдет из стены и продолжит службу.

Источник: https://geographyofrussia.com/xram-svyatoj-sofii-v-stambule/

Что объединяет храмы в Великом Новгороде, Киеве и Полоцке

кто построил храм святой софии

В первой половине ХI века, лишь несколько десятилетий спустя после принятия христианства князем Владимиром, были заложены в камне три древнерусские Софии — Киевская (до 1037 г.), Новгородская (до 1050 г.) и Полоцкая, построенная между 1044-1066 гг. князем Всеславом Брячиславичем (Чародеем).Очень похожие и такие разные.

Три Софии резко выделялись на фоне окружавшей их архитектуры, заставляя современников замирать в изумлении: христианские ценности входили в сознание наглядно и зримо. Удивительные храмы ориентировались на сияющий образец из Царьграда, но каждый из соборов получился своеобразным и неповторимым.

И дело не только в куполах, которых у Софии Киевской изначально было тринадцать, у Полоцкой — семь и пять — у Новгородской. По авторитетному заключению специалиста, «новгородский собор во многом повторяет киевский прототип. И все же это совершенно самостоятельное сооружение. В нем живет дух молодой, здоровой культуры и таится дух вечности, идущий из самых недр новгородской почвы.

В соединении жадно воспринимаемого нового и стоящего вне времени древнего опыта заключена художественная убедительность памятника»1.

Роль Полоцка

Строителями всех трех храмов были потомки крестителя Руси Владимира Святославича от полоцкой княжны Рогнеды — неутомимый герой «Слова о полку Игореве» Всеслав приходился Владимиру правнуком. Но не только поэтому Полоцк стал местом дислокации одной из «трех Софий».

Город на Западной Двине был одним из древнейших очагов христианизации на территории Восточной Европы. Первый полоцкий храм — церковь Св. Богородицы — упоминается в Тверской летописи еще под 1001 годом.

Мастера, построившие Софию при Всеславе, заложили основы для расцвета яркой полоцкой архитектурной школы Хїї столетия.

Институт Русского языка РАН выпустит церковнославянский словарь в 10 томах

Знаменитый храм много раз вынужденно, из-за войн и пожаров, менял свой облик. Наиболее сильный огонь бушевал в 1607 году, а через тринадцать лет полоцкая София была перестроена по воле униатского архиепископа Иосафата Кунцевича в католическом стиле (пять куполов были сняты, а вместо них в западной части возведены две башни).

В 1643 г. собор вновь выгорел и был отстроен. В мае 1710 г., во время Северной войны, был взорван как униатский. В 1750-1752 гг. на руинах старого собора была возведена церковь в пышном стиле «виленского барокко» (архитектор Ян Криштоф Глаубиц)

Артельный знак качества

Неоднозначная личность князя Всеслава Брячиславича вдохновила в 1916 году первого в русской литературе нобелевского лауреата Ивана Бунина на проникновенное стихотворение «Князь Всеслав»:

Князь Всеслав в железы был закован,В яму брошен братскою рукой:Князю был жестокий уготованЖребий, по жестокости людской.Русь, его призвав к великой чести,В Киев из темницы извела.Да не в час он сел на княжьем месте:Лишь копьем дотронулся Стола.Что ж теперь, дорогами глухими,Воровскими в Полоцк убежав,Что теперь, вдали от мира, в схиме,Вспоминает темный князь Всеслав?

В условиях затяжного политического противостояния Полоцка и Новгорода соблазнительно было бы предположить (что и делают многие историки архитектуры) «зависимость» намерений Всеслава от амбиций киевских и новгородских правителей: мол, при наличии соборов в Киеве и Новгороде Всеслав решился на возведение «производной» от них Полоцкой Софии.

Но археологические раскопки последних десятилетий позволяют уверенно заключить, что на момент возведения Софийского собора Полоцк стал одним из крупнейших городов на пространстве Восточной Европы. К Хї в. площадь Полоцка составляла не менее 200 гектаров — то есть больше, чем в тогдашних Киеве (около 120 га) и Новгороде (60 га)2. Город имел развитую топографическую структуру с детинцем, окольным городом, двумя крупнейшими посадами, сетью предместий.

90-летний немец подарил русскому православному храму в Гамбурге иконы

И сегодня становится очевидным, что ни по своим размерам, ни по сложности архитектурной композиции она не только не уступает Киевской и Новгородской, но и во многом предопределяет и развивает ряд оригинальных строительных технологий своего времени3. В архитектурном плане храм на Двине существенно отличается от своих предшественников.

Это мнение разделял и известный российский историк Л.В. Алексеев: на его взгляд, полоцкий собор строила отдельная от киевской и новгородской артель мастеров. Доказательством тому «базиликальность» плана, которая стала доминирующей чертой в памятниках полоцкой школы зодчества Хїї в.

: удлиненные пропорции, «высотность» церкви, сильно выступающая алтарная часть и проч.4

Колокола князя Всеслава

Известный белорусский историк Игорь Марзалюк резонно полагает, что Всеслав, возведя Софию на берегах Двины, выразил таким образом свое право на значимую (наряду с Киевом и Новгородом) роль Полоцка в системе государственного устройства Древней Руси5.

Вовсе не случайно бунинский Всеслав слышит колокольный звон сразу двух Софий — выстроенной им самим и далекой, днепровской:

Только звон твой утренний, София,Только голос Киева! — ДолгаНочь зимою в Полоцке ДругиеИзбы в нем, и церкви, и снегаДалеко до света,- чуть сереютМерзлые окошечки Но вотСлышит князь: опять зовут и млеютЗвоны как бы ангельских высот!В Полоцке звонят, а он иноеСлышит в тонкой грезе Что годаГорестей, изгнанья! НеземноеСердцем он запомнил навсегда.

Новейшие данные археологических раскопок способны разрешить летописные противоречия версий личности князя Всеслава Чародея и воссоздать наиболее объективную картину христианизации Полоцкой земли. Новые источники подтверждают, что строительством Софийского собора Всеслав преследовал главную цель — укрепление своей княжеской власти и Полоцка как важного геополитического центра, по возможности равноправного Киеву и Новгороду.

Источник: https://rg.ru/2017/05/24/rodina-hramy.html

Софийский собор в Полоцке

Интерьер Софийского собора в Полоцке

Софийский собор в древнем Полоцке – уникальный храм среди немногих одноименных православных святынь Европы, один из самых ранних в Древней Руси и первый каменный на территории Беларуси.

Этот старинный памятник представлен в предварительный Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Собор Софии Премудрости Божией с поистине особенной и символичной архитектурой был построен в Полоцке на правом берегу Западной Двины в ХI веке. В середине XVIII-го его основательно перестроили по проекту архитектора Яна Глаубица в стиле виленского (позднебелорусского) барокко.

Однако до наших дней от храма ХI века дошли фрагменты кладки, практически полностью сохранившийся древний фундамент, части апсиды, столбов и стен, а также удивительные фресковые росписи 2-й половины ХI в. Собор и сегодня поражает красотой и величием.

Интересно, что точную копию Софийского собора ХI века планируют построить также на берегу Западной Двины, но уже в другом знаменитом городе Беларуси – Витебске.

История Софийского собора

Каменный собор в Полоцке появился после своих «старших сестер» в Киеве и Новгороде, построенных по образцу собора в Константинополе, и стал четвертым в мире храмом Святой Софии.

Греческое слово «софия», означающее «мудрость, мастерство», полочане объясняли шире – как великую человеческую общность, проявление единства жителей княжества.

Впервые храм упоминается в «Житии преподобной Ефросинии Полоцкой» и «Слове о полку Игореве» ХII века.

Величественное строение возводили византийские мастера и горожане в 1044 – 1066 годах по распоряжению князя Всеслава Чародея. Символ независимости и могущества Полоцкого княжества, храм словно олицетворял белый корабль, плывущий по Двине.

Построенный по византийским канонам, но в традициях полоцкого зодчества, храм располагался в Верхнем замке между хоромами князя и усадьбой епископа, что говорило о роли церкви в государстве.

Полоцкая София стала православным и культурно-просветительским центром. Здесь находились богатейшая библиотека, архив, казначейство, магистрат, хранились религиозные святыни и устраивались приемы послов. В соборе была и княжеская усыпальница, где археологи обнаружили 16 саркофагов.

В 1596 году после заключения Брестской церковной унии храм передан униатской церкви и восстановлен после пожаров 1607 и 1648 годов. При перестройке по распоряжению архиепископа Иосафата Кунцевича были сняты верхи угловых боевых башен храма-крепости.

Во время Северной войны по приказу Петра I собор использовался как склад амуниции и боеприпасов, а после взрыва в 1710 году был значительно разрушен.

В XVIII веке благодаря полоцкому архиепископу Флориану Грибницкому известный зодчий Ян Криштоф Глаубиц отстроил Софийский собор в стиле виленского барокко.

Во время войны 1812 года в стене собора в специально сделанной нише хранилась священная православная реликвия – Крест Ефросинии Полоцкой.

В 1913 году проведена реставрация сохранившихся образов на стенах храма.

Во времена Великой Отечественной войны в соборе размещался гарнизонный костел немецких войск.

Архитектура Софийского собора

Софийский собор ХI века был особенным образцом древнерусского зодчества. С храмами в Киеве и Новгороде его объединяли крестово-купольная система, 5 нефов, галереи. Но были и свои уникальные черты, например:

  • вима – дополнительное алтарное разделение, образованное двумя столбами (это необычный прием для своего времени, который использовался только в Болгарии);
  • семиглавие храма, что символизировало семь Вселенских церковных соборов (у Киевской Софии было 13 глав, у Новгородской – 5).

В ХI веке Полоцкая София стала грандиозным сооружением – 26,4 м в ширину, 31,5 м в длину и высотой 31 м, толщина стен достигала 2,3 м.

В строительстве использовались плинфа и необработанные камни-валуны. Живописный рисунок на стенах создавала кладка в технике «утопленного» ряда.

Современный облик собор в Полоцке получил в XVIII веке: по замыслу Яна Глаубица на берегу Двины появилась величественная одноапсидная базилика двумя башнями-колокольнями, развернутая фасадом в сторону реки.

Роскошный интерьер внутри дополнили барочные колонны, лепные украшения и фигурные карнизы. На алтарном своде появилось барельефное изображение Троицы Новозаветной, а второй и первый ярусы украсили деревянная скульптура и роспись.

До наших дней частично сохранились старинные фрески, в том числе изображения Спаса Нерукотворного и копия знаменитой работы Леонардо да Винчи «Тайная вечеря».

Большая реставрация собора была проведена в 70-80 годы ХХ века. А в 2010-2013-х в ходе реконструкции храма обновились кровля, фасад и оконные проемы.

Софийский собор сегодня

В настоящее время Софийский собор – один из крупнейших культурных центров Беларуси. Здесь совершаются богослужения и обряды, проходят экскурсии, концерты и творческие вечера.

Софийский собор как музей истории архитектуры и концертный зал входит в состав Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника.

Музей истории архитектуры Софийского собора открылся в 1987 году. В его экспозиции представлены редкие экспонаты, повествующие об истории храма, особенностях архитектуры и его последней реставрации. Среди них – фрагменты кладки ХІ века, фундамент и фресковые росписи конца ХІ века.

Для самостоятельного посещения музея разработан аудиогид на белорусском, русском и английском языках, а также путеводитель с планом собора и картой Полоцка.

В 1983 году впервые слушателей собрал концертный зал в Софийском соборе, который славится своей великолепной акустикой, а с 1985 года здесь звучит орган.

Ведущих белорусских и зарубежных музыкантов ежегодно объединяют уникальные культурные проекты в Софийском соборе:

  • Международный фестиваль старинной и современной камерной музыки (март-апрель);
  • Международный фестиваль органной музыки «Званы Сафіі» (ноябрь-декабрь).

Каждое воскресенье в 15.00 для туристов и почитателей классики проходят концерты органной музыки (в год их более 300).

Где находится Софийский собор

Древний храм расположен на набережной Западной Двины в Полоцке. Адрес – улица Замковая, 1.

Достопримечательности вблизи Софийского собора

Прямо возле собора установлен Борисов камень XII века – один из четырех белорусских валунов, на который нанесены изображения крестов и древние надписи.

В древнем Полоцке сохранилось много памятников исторического и архитектурного наследия, большинство из которых – православные святыни. Например, целый комплекс культовых сооружений, связанных с именем белорусской просветительницы Ефросинии Полоцкой:

В Полоцке вы увидите старинные здания и памятники с интересной историей. Среди них:

  • домик Петра I (ул. Нижне-Покровская, д. 33), где в начале XVIII века останавливался император;
  • лютеранская кирха (ХIX – н. XX вв.) – сейчас в необычном здании бывшей церкви, построенном в стиле неоготики, находится старейший в городе Полоцкий краеведческий музей;
  • памятник букве «Ў» (буква «у краткое» встречается только в белорусском языке);
  • памятник кривичам;
  • памятники знаменитым историческим личностями Полоцка – князю Всеславу Чародею, святой преподобной Евфросинии, славянскому первопечатнику Франциску Скорине, Симеону Полоцкому
  • памятный знак «Полоцк – географический центр Европы» (проспект Ф. Скорины), где каждый гость города может получить сертификат о том, что он побывал в самом сердце Европы.

версия для печати сделать стартовой добавить в избранное

Источник: https://www.belarus.by/ru/travel/belarus-life/sophia-cathedral-in-polotsk

Собор Святой Софии

Несмотря на то, что я была в Стамбуле не один раз и довольно подолгу, несмотря на мое скептическое отношение к пиететам и культовым местам, собор Святой Софии для меня является средоточением Стамбула-Константинополя.

Когда попадаешь на его территорию (правильнее сказать «в ее владения»

), возникает удивительное чувство — это не просто интерес, удивление, восхищение, это похоже на состояние внутреннего затишья, даже замирания, когда вдруг полторы тысячи лет «разархивируются» у тебя прямо на глазах.

Потом приходят на ум пафосные слова вроде «вечность», «величие», «мудрость», и ты начинаешь задумываться над этим феноменом: архитектурным, историческим, культурным, религиозным.

Ведь в Стамбуле сохранилось достаточно большое количество православных храмов, впечатляющих своей историей и архитектурой, например, церковь Пантократора, церковь Паммакаристы, церковь спасителя в Хорах, собор Святой Ирины, храм Святых великомучеников Сергия и Вакха. И это только небольшая часть. Некоторые из них на реставрации, другие целиком или частично переделаны в мечети, в каких-то созданы музеи.

Тем не менее, Собор Святой Софии остается первым и единственным в этом списке.

Красавица Святая София. Вехи истории

У каждого произведения искусства так же, как у человека, есть своя история, своя «книга жизни». У Собора Святой Софии эта книга — одна из самых «толстых» в мире.

История жизни Собора берет начало в IV веке и насчитывает уже почти полторы тысячи лет. Можно представить, свидетелем какого количества событий ему довелось побывать. Чтобы немного ознакомиться с главными вехами соборной жизни, семнадцативековый период можно разделить на три основные части — византийский, османский, современный.

Византийская Святая София — Собор Премудрости Божией

Прародителем этого исторического и архитектурного чуда, шедевра, которому мы сегодня имеем возможность удивляться, была небольшая базилика, построенная императором Константином II в 324-327 г.

В течение довольно небольшого периода времени она стала слишком мала для населения города, и преемник Константина, его сын Констанций, приказал ее расширить.

В 360 году базилика была расширена и получила название Megale Ekklesia (греч. Μεγάλη Εκκλησία — большая церковь), а чуть позже, в начале пятого столетия, она стала называться Собором Святой Софии — Премудрости Божией. Церковь была самой большой в Восточной Римской империи и имела высокий статус — здесь короновались правители.

В 404 году, в период правления Аркадия (Arkadios), в результате разногласий его жены Евдокии (Eudoksia) с патриархом Иоанном (Ioannes Chrysostomos) случился народный бунт, церковь сгорела. Через 11 лет, в 415 году, новый правитель Феодосий — Младший —(Theodosios II) отстроил ее заново. Теперь у церкви было пять нефов, монументальный вход, а крыша по-прежнему была деревянной, как и у ее предшественниц.

И снова бунт, снова пожар. Январь 532 года. Это был крупнейший бунт в Константинополе, который произошел на пятом году правления Юстиниана I (527-565) и вошел в историю под названием «Ника» (греч. Στάση του Νίκα — Побеждай). В этом восстании против империи Юстиниана объединились две самые значительные группы — патриции и плебеи.

Как любой выдающийся реформатор, своими нововведениями и жестким стилем правления Юстиниан вызывал претензии многих слоев населения. Масштаб их недовольства был нешуточным, и намерения свергнуть императора были почти осуществлены.

Юстиниан уже готовился бежать из города, но, использовав хитрость и преданность своих сторонников, которые подкупили большинство предводителей восстания и привлекли их на свою сторону, подавил бунт и продолжил свое правление еще 33 года.

В результате восстания была разрушена значительная часть города, в том числе и Собор Святой Софии, было убито около 35000 человек. После этого события Юстиниан решил увековечить свою победу, ознаменовав ее возведением такого храма, «какого не было со времен Адама и какого не будет никогда», а расположение его на холме вблизи Большого Императорского дворца и Ипподрома должно было еще больше подчеркнуть его величие и возвышенность.

Нужно сказать, императору это удалось, и сегодня мы имеем возможность любоваться этой постройкой, возведенной 1479 лет назад. Правда, за прошедшее время собору пришлось еще неоднократно пострадать от землетрясений и пожаров, но каждый раз его тщательно восстанавливали.

Строительство и его масштабы

Подготовка к строительству была не слишком длительной, место было определено. Там, где 13 января 532 года сгорела церковь Святой Софии, уже 23 февраля, всего через 40 дней после пожара, император самолично заложил камень основания нового храма.

Для реализации грандиозного замысла были приглашены два самых знаменитых архитектора — Анфимий Тралльский (из Тралл) и Исидор Милетский (из Милета), уже имевших опыт совместной работы — пятью годами раньше они построили церковь Святых Сергия и Вакха. Еще сто архитекторов управляли рабочими, около пяти тысяч которых работали по одну сторону храма, и столько же — по другую.

Сам император ежедневно следил за ходом работ. В период возведения храма вся империя должна была нести денежную дань, и все сословия от самых низших до самых высших были обременены этой обязанностью на протяжении пяти лет строительства.

Кроме этих средств, для украшения интерьера собора в Константинополь привозили остатки античных зданий, представлявшие особую ценность.

Из Рима, Афин и Эфеса, из древних городов Анатолии и Сирии были присланы колонны, которые мы можем видеть и по сей день.

А порфировые колонны первого этажа в количестве восьми штук были доставлены из храма Солнца в Баальбеке, другие восемь — из храма Артемиды в Эфесе.

https://www.youtube.com/watch?v=2O-j7OM6miU

На капителях колонн, расположенных по периметру основного пространства, можно увидеть монограммы императора и его супруги.

На материалы не жалели ни средств, ни фантазий: известь была замешана на ячменной воде, в цемент добавляли оливковое масло. Для доски престола даже изобрели новый материал: в растопленное золото бросали самые драгоценные камни — ониксы, жемчуга, топазы, сапфиры, рубины, в результате чего этот необыкновенный сплав получил около семидесяти цветовых оттенков!

Мрамор для облицовки стен выбирали самым тщательным образом, учитывая особенности месторождений — Проконес славился белоснежным, Ясос — красно-белым, Каристос — светло-зеленым, а Фригия — розовым с прожилками. Кроме мрамора для внутреннего убранства использовали, конечно же, золото высочайшей пробы, серебро, янтарь, яшму, слоновую кость.

Для изготовления купола привезли глину с острова Родос — она отличалась особой прочностью в сочетании с легким весом.

Для такого небывалого по своему замыслу, масштабам и расходам строительства потребовалось не так уж и много времени — через пять с половиной лет храм был готов.

В день освящения освящения храма, 27 декабря 537 года, Юстиниан выразил в одной фразе и восторг от увиденного, и утверждение собственного могущества: «О, Соломон! Я превзошел тебя!».

С этого дня и на протяжение последующих девятисот шестнадцати лет Святая София была символом величия и могущества византийской империи.

Архитектурные секреты

Пытаясь описать главную находку Анфимия и Исидора — купольную систему храма — я подумала, что слова, которые произнес Юстиниан, должны были принадлежать именно им — величайшим архитекторам своей эпохи.

То, что им удалось спроектировать и реализовать, вызвало немало восхищения у современников, а впоследствии стало «азбукой» и дало начало новому направлению в архитектуре.

Оказывается, то, что для нашего взгляда сегодня привычно и не вызывает особого удивления, берет начало полторы тысячи лет назад, а тогда это было принципиально новым словом в строительстве храмов.

Например, «паруса» — сферические треугольники, заполняющие межарочное пространство (они же передают нагрузку мощного купола на пилоны, а примыкающие полукупола обеспечивают стабильность и устойчивость), каскады куполов сочетают в себе как смысловую нагрузку, так и эмоциональную, а также являются решением для особого проникновения света в помещение (на фото ниже).

Что же здесь особенного? Главный купол — чуть вытянутая сфера диаметром в 31 метр с востока на запад, а с севера на юг — 30 метров, образованная 40 радиальными арками.

В куполе столько же окон, сколько и арок — 40, и они отстоят друг от друга на минимально возможное расстояние. Из-за этого в солнечные дни особенно заметен эффект «парения», «подвешенности» — как будто купол ничем не закреплен, а висит в воздухе.

Кроме того, купол покрыт золотой мозаикой, поэтому отражаемый от него свет имеет золотистый оттенок.

От главного купола каскадом «спускаются» купола меньшего размера и благодаря этому «кружеву» внутри собора создается ощущение необъятного пространства, которое действительно очень трудно описать словами. Эмоциональное начало берет верх над рациональным, и поначалу не хочется ничего анализировать.

Позже, на расстоянии, начинаешь немного понимать секрет — эффект «необъятного пространства» создается за счет сочетания многочисленных полусфер и прямых строгих линий в виде вертикальных колоннад и горизонтальных карнизов — результата очень точных вычислений масштабных соотношений.

Ни одна фотография не передает этого оптического эффекта. Попробуйте сами, но не только я считаю, что это невозможно.

Источник: https://travelask.ru/turkey/stanbul/muzey-svyatoy-sofii

Истоки русской архитектуры остаются загадкой

Даже в начале XXI века мы не можем точно ответить на вопрос, кем были строители первых каменных храмов на Руси, откуда они появились. На этот счет существуют разные теории. О них на лекции «Начало каменной архитектуры на Руси и вопрос о родине ее мастеров» в рамках проекта «Университет, открытый городу» в Музее архитектуры им. Щусева рассказал доцент кафедры социальной истории НИУ ВШЭ Андрей Виноградов.

Провинция против столицы

Научное изучение ранней русской архитектуры началось сравнительно поздно — еще в третьей четверти XIX столетия представления о ней были крайне расплывчатыми. «Авторы пытались соотнести те или иные существующие церкви с летописными источниками, понять, какие фрагменты построек можно считать древними, какие — нет», — рассказал Андрей Виноградов.

К началу ХХ века сформировались две основные теории о происхождении древнерусской каменной архитектуры. Сторонники обеих теорий сходились в том, что строителями первых русских храмов были византийские мастера. Вопрос в том, прибыли ли они из столицы империи, либо с ее окраин.

Историк архитектуры Георгий Лукомский полагал, что древнерусское зодчество совсем не похоже на то, что мы видим в Константинополе. Оно скорее напоминает храмы на территории современных Абхазии, Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии. Через эти земли, по версии Лукомского, византийская архитектура достигает сначала Тмутаракани (нынешняя Тамань), находящейся под властью русских князей. А оттуда с князем Мстиславом попадает в Чернигов, и затем распространяется по Руси.

Иного мнения придерживался российский и советский искусствовед Игорь Грабарь. С его точки зрения, древнерусская архитектура — архитектура Киева и Чернигова — есть произведение константинопольских мастеров. Ведь первые русские храмы (Десятинная церковь и Св.

София в Киеве, Спас в Чернигове) — это заказы князя Владимира, его сыновей Ярослава и Мстислава, самых могущественных правителей Руси. Их связи с Византией известны — Владимир даже получил в жены византийскую принцессу Анну.

Несомненным доказательством столичного происхождения первых церквей Грабарь считал мозаики и мраморные декорации в интерьерах русских храмов. Ведь и мозаики, и мрамор украшали стены соборов в Константинополе.

Идея «наши первые храмы построены столичными мастерами, наше искусство самого высокого качества» стала догмой

Такая «столичная» теория, по словам Андрея Виноградова, была удобна «всем патриотическим изводам русского искусства» и до революции, и после нее. Идея «наши первые храмы построены столичными мастерами,наше искусство самого высокого качества» стала догмой. Однако, как полагает Андрей Виноградов, сегодня, спустя сто лет после полемики Лукомского и Грабаря, «есть резоны снова вернуться к этому вопросу».

Не те колонны, не те мозаики

По мнению Виноградова, собор Св. Софии в Киеве «не находит никаких прямых параллелей» в византийской архитектуре того времени. «Византийская столичная архитектура — это архитектура мраморных колонн, которые минимально разгораживали пространство. На Руси мы видим другую структуру», — говорит Виноградов. Кроме того, константинопольская архитектура не знает так называемых «кресчатых столбов», использовавшихся при постройке первых русских храмов.

Начиная с эпохи императора Юстиниана византийская архитектура была архитектурой света, который был необходим для главной идеи — развоплощения материи. «Свет может обеспечить только каркасная архитектура, то есть такая, где все несет каркас, а пространство между опорами можно заполнить окнами», — рассказал лектор. — В Софии Киевской храм окружает двухъярусная галерея, а потому с боков свет не льется, там просто глухая стена».

Немало различий можно найти и во внутреннем убранстве храмов. Основное правило средневизантийской декорации — мраморная отделка вертикальных стен и мозаика на сводах. Но в Софийском соборе в Киеве мраморная декорация есть только в нижней части стен, а остальное пространство апсиды занято мозаикой. «Парадоксальным образом София Киевская похожа не на столичные постройки, а на постройки, выполненные при участии византийских мастеров за пределами Византии», — заключает Андрей Виноградов.

Особое внимание он обратил на тот факт, что часть приемов, примененных при строительстве и отделке собора, характерны для так называемой «элладской школы» (на территории современной Греции), другие применялись в восточных провинциях Византии (на восточном побережье Черного моря). К примеру, одним из трех регионов, где использованы уже упомянутые кресчатые столбы, был Херсонес. Именно оттуда, по мнению Виноградова, могли прийти мастера, возводившие первые каменные церкви Руси.

«Мы знаем, какую огромную роль Херсонес играл в ранней истории русского христианства, и в том числе в постройке Десятинной церкви», — говорит Виноградов.

Согласно «Повести временных лет», после взятия Корсуни — так русские называли Херсонес — князь Владимир вывез оттуда немало предметов искусства и церковных ценностей, которые позже украсили соборы Киева.

Оттуда же прибыл и духовник князя, а также вдохновитель строительства и первый настоятель Десятинной церкви Пресвятой Богородицы в Киеве (увы, от нее остались только фундаментные рвы).

По словам Андрея Виноградова, сегодня мы не можем дать точного ответа на вопрос о родине зодчих, как тех, кто построил Десятинную Церковь, так и тех, кто возвел Св. Софию Киевскую, однако накопленный материал заставляет заново задавать вопрос о том, откуда появилась на Руси монументальная архитектура.

Влад Гринкевич, специально для новостной службы портала ВШЭ

Источник: https://www.hse.ru/news/communication/138626390.html

Музей Айя София (Собор Святой Софии) в Стамбуле

Наиболее часто посещаемой туристами достопримечательностью не только Стамбула, но и Турции в целом является музей Айя-София.

 Всемирно известный памятник византийского зодчества и символ “золотого века” Византии построенный в 537 году, оставался самым большим христианским храмом до постройки собора Святого Петра в Риме в 1626 году (более тысячи лет).

 Высота храма Святой Софии по куполу 55,6 метров, а сам купол, “висящий” над храмом на четырех колоннах, достигает в диаметре 31,5 метров.

История Собора Святой Софии 

Собор Святой Софии в Стамбуле — Айя-София

Еще до строительства нынешнего здания Святой Софии, в 324—337 годах при византийском императоре Константине I, на этом месте была построена небольшая базилика. В период с 360 по 380 год, базилика находилась в руках ариан (по приказу Константина I в 325 году в г.

Никея /сегодня город Изник/ был созван I Вселенский Собор, на котором арианство было осуждено, и принято учение о единосущной Троице, а сам Арий изгнан).

Император Феодосий I в 380 году передал базилику православным и лично ввёл в собор Григория Богослова (Назианзин), вскоре избранного новым константинопольским архиепископом. Базилика построенная при византийском императоре Константине I, сгорела во время народного восстания в 404 году.

В 415 году, уже вновь выстроенная церковь также была уничтожена пожаром. Повелением императора Феодосия II в том же году и на том же месте была выстроена новая базилика. Она просуществовала более 100 лет и сгорела дотла 13 января 532 года во время бунта “Ника”.

“Церковь Премудрости Божией”

Айя-София, вид со стороны Мраморного моря

История нынешнего здания “Церкви Мудрости” началась почти полторы тысячи лет назад, когда император Юстиниан, подавив восстание “Ника”, повелел построить новую церковь на месте разрушенных храмов -предшественников.

 Для руководства постройки нового храма Юстиниан пригласил лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского.

 Новый храм должен был символизировать величие империи и превзойти грандиозностью и роскошью все когда-либо существовавшие храмы.

Святая София в Стамбуле ночью

Строительство собора длилось 5 лет, а трудилось ежедневно по 10 000 рабочих. В отделке был употреблен мрамор из Мраморного острова / Мармара Адасы (Остров в Мраморном море, знаменит месторождением белого мрамора, давшее название острову и Мраморному морю) и из Иераполиса в Памуккале.

 Колонны для церкви привезли из разных храмов: колонны из зелёного мрамора из великолепного храма Артемиды в Эфесе, а порфировые колонны из храма Солнца в Риме.

 Тут, впервые применяются так называемые “пендантивы” – треугольные сферические элементы купола, при помощи которых можно возвести купол над четырехугольной конструкцией здания. Собор Святой Софии был торжественно открыт 27 декабря 537 года, но страдал от землетрясения не один раз.

 А в 1204 году, когда участники 4-го крестового похода разграбили Константинополя, Софийский собор утратил много драгоценных священных христианских реликвий, в том числе и Туринская плащаница.

Мечеть Айя София

Айя София – шедевр византийской архитектуры

После турецкого завоевания Константинополя султаном Мехмедом Фатихом в 1453 году, Айя София была преобразована в мечеть.  Султан Мехмед II Фатих (Завоеватель) отремонтировал здание и построил один минарет. Фрески и мозаики были покрыты слоем штукатурки и обнаружены вновь только в ходе реставрационных работ.

 В многочисленных перестройках, производившихся в османский период Айя София была значительно укреплена, в том числе за счет стабилизирующих минаретов.

Впоследствии появились дополнительные минареты (их стало всего 4), библиотека при мечети, медресе при мечети (мусульманское учебное заведение, выполняющее роль средней школы) и шадырван (место для ритуального омовения перед намазом).

Панорама интерьера Святой Софии

C 1935 года по распоряжению основателя турецкой республики Мустафы Кемаля Ататюрка, Айя-София стала музеем, а замазанные османами мозаики и фрески вскрыты, но рядом с ними оставлены и завораживающие исламские орнаменты. Поэтому сейчас внутри музея можно наблюдать невообразимое смешение христианской и исламской символики.

Время работы музея Айя София:

Зимой:с 1 Ноября по 15 Апреля: ежедневно кроме понедельников с 9.00 до 17.00 (Кассы закрываются за час до времени закрытия музея)

Весной, Летом и Осеню:

с 15 Апреля по 1 Ноября: ежедневно кроме понедельников с 9.00 до 19.00 (Кассы закрываются за час до времени закрытия музея)

Входная плата составляет 60 лир (2019 год).

Фото Айя Софии в Стамбуле

  • Купол Айя-Софии в Стамбуле
  • Интерьер Айя-Софии в Стамбуле
  • Галерея второго этажа Собора Святой Софии в Стамбуле
  • Михраб расположенный в апсиде
  • Интерьер Айя-Софии
  • Мозаика апсиды Святой Софии: Богородица на престоле с Младенцем Христом
  • Юстиниан (слева), приносящий в дар Богородице собор Святой Софии и Константин приносящий город Константинополь
  • Христос между Константином IX Мономахом и императрицей Зоей

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Источник: https://cappadociavisit.com/sobor-svyatoj-sofii-hagia-sofiya/

Собор Святой Софии в Константинополе – шедевр архитектуры Византии

Храм Святой Софии был построен при императоре Юстиниане. Это был один из самых известных правителей Византии, пришедший к власти в 527 году. С его именем связано множество действий, приведших к могуществу Византийской империи — создание кодекса законов, расширение территории, строительство дворцов и храмов. Но самым известным храмом Константинополя, пожалуй, является собор Святой Софии.

Собор Святой Софии в Константинополе, соборная церковь Святой Софии, Айя-Софья, Великая церковь — у этой интереснейшей постройки существует множество названий. С возведенным храмом в свое время ходило множество легенд о затраченных ресурсах, но все они меркли по сравнению с действительностью.

Строительство собора

Одна лишь задумка превосходила все возможные цели — храм Святой Софии в Константинополе должен был стать лучше знаменитого храма царя Соломона в Иерусалиме. В течение пяти лет (532-537) десять тысяч рабочих трудились над возведением нового символа Константинополя.

Храм был сделан из кирпича, но на отделку уходил куда более дорогой материал. Здесь использовались поделочный камень, золото, серебро, жемчуг, драгоценные камни, слоновая кость. Подобные вложения сильно поджали казну империи. Восемь колонн были привезены сюда из знаменитого храма Артемиды в Эфесе.

Вся страна трудилась ради возведения этого чуда. 

Ко времени начала возведения храма Айя-София в Стамбуле византийские мастера уже имели опыт возведения подобных сооружений. Так архитекторы Анфимий из Тралл и Исидор из Милета в 527 году завершили работы по возведения церкви Сергия и Вакха. Именно им судьба уготовила стать строителями великой легенды, символа величия и могущества империи.

Парящий купол

Здание в плане имеет прямоугольник со сторонами 79 метров на 72 метра. Высота храма Святой Софии по куполу 55,6 метров, диаметр самого купола, «висящего» над храмом на четырех колоннах, 31,5 метров. 

Собор Святой Софии в Стамбуле возводился на холме, и своим положением выделялся на общем фоне города. Подобное решение поражало современников. Особенно выделялся его купол, видимый со всех сторон города, и выделяющийся в плотной застройке Константинополя.

Внутри храма

Перед входом в собор Айя-София находится просторный двор с расположенным в центре фонтаном. В сам храм ведут девять дверей, право входа через центральную дверь предоставлялось только императору и патриарху. 

Внутри храм Святой Софии в Стамбуле выглядит не менее красивым, чем снаружи. Огромный купольный зал, соответствующий образу мироздания, наводит на глубокие мысли у посетителя. Нет смысла даже описывать всю красоту храма, лучше один раз увидеть.

Мозаики собора

В прежние времена вершины стен были покрыты мозаикой с картинами на различную тематику. Во времена иконоборства в 726-843 году они были уничтожены, поэтому текущее положение не полностью отражает картину былой красоты внутреннего убранства постройки. В более поздние времена в храме Святой Софии в Византии создавались новые художественные творения. 

Мозаичное изображение Богородицы в апсиде

Разрушение храма

Храм Айя-София много раз повреждался в ходе пожаров и землетрясений, но каждый раз его заново восстанавливали. Но одно дело природная стихия, другое — люди. Так после разгрома крестоносцами в 1204 году внутреннее убранство восстановить оказалось невозможным.

Конец величию храма был положен вместе с падением Константинополя в 1453 году. В храме в день смерти Византии искали спасение порядка десяти тысяч христиан.

Легенды и интересные факты

Есть и интересные легенды, связанные с храмом Святой Софии в Турции. Так на одной из мраморных плит храма можно заметить отпечаток руки. Согласно преданию его оставил султан Мехмед II, завоевавший Константинополь. Когда он въезжал в храм на лошади, конь испугался и встал на дыбы. Чтобы остаться в седле завоевателю пришлось опереться о стену.

Еще одна история связана с одной из ниш храма. Если прислонить к ней ухо, то слышен шум. Люди рассказывают, что во время штурма в эту нишу укрылся священник, а доносимый до нас шум, это бесконечно продолжающаяся его молитва о спасении.

Мечеть Айя-София

После завоевания христианский храм было решено переделать в мечеть Айя-София. Уже 1 июня 1453 года здесь была совершена первая служба. Разумеется, в ходе перестройки были уничтожены многие христианские украшения. Также в поздние времена храм окружили четыре минарета.

Музей Айя-София

Восстановительные работы в храме начались в 1935 году по указу президента Турции. Святая София приобретает статус музея. Здесь же для посетителя были расчищены скрытые за толстыми слоями первые изображения. Храм Святой Софии и в наши дни можно смело считать великим достижением человеческой мысли, отражением духовности в архитектуре. 

Схема храма Святой Софии 

1. Вход   2. Императорские ворота   3. Плачущая колонна   4. Алтарь. Михраб  5. Минбар
6. Ложа Султана   7. Омфалос («пуп мира»)   8. Мраморные урны из Пергама
 a.) Баптистерий византийской эпохи, гробница султана Мустафы I
 b.) Минареты султана Селима II

Где находится храм Святой Софии на карте

Подпишитесь на наc ВКонтакте Поделитесь интересным материалом с друзьями

Источник: https://1chudo.ru/khramy/85-sobor-svyatoj-sofii-v-konstantinopole-shedevr-arkhitektury-vizantii.html

Собор Святой Софии в Константинополе (Айя-София в Стамбуле или Софийский собор)

Загрузить чертежи объекта одним архивом, в крупном размере

Название: Ἁγία Σοφία / Ναός τῆς Ἁγίας τοῦ Θεοῦ Σοφίας (el), Ayasofya (tr), Hagia Sophia (en)

Другие названия: Прему́дрости Бо́жией /Святая София Константинопольская / Айя-София

Местонахождение: Стамбул (Турция)

Создание: 532—537 гг. (основана в 324г.)

Архитектор(ы): Исидор Милетский и Анфимий Тралльский

Создатели главного храма Византийской империи Святой Софии использовали опыт римских зодчих и приемы местных строителей. Это великолепное сооружение поражает грандиозным внутренним пространством. Центральный неф площадью 68,6х32,6 метра перекрыт огромным куполом, сложенным из кирпича и камня; пояс окон у основания купола, сияние мрамора и мозаик создают необыкновенное ощущение струящегося сверху света.

Внешний облик храма производит не меньшее впечатление: массивные строгие стены и купола поддерживаются лишенными украшений контрфорсами в виде пилонов и башен. Высокие минареты появились только в XV веке, когда собор стал мечетью. Хотя многие древние росписи и мозаики были утрачены, благородная простота здания сохраняет в веках таинственную силу византийского искусства. В наше время собор превратился в музей.

«Кажется, что купол не покоится на твердом сооружении, но вследствие легкости строения золотым полушарием, спущенным с неба, прикрывает храм»
Прокопий Кесарийский

Архитектура храма

  1. Конструкция купола. Купол собора имел максимально возможные размеры, определенные еще римлянами, строителями Пантеона.
    Византийские мастера построили в свое время плоский купол собора без каких бы то ни было статических расчетов, по интуиции. Однако при закладке фундамента интуиция подвела их: пилястры собора повалились, и все здание рухнуло. Укрепление фундамента потребовало больше труда, чем постройка трех новых перекрытий.

    Вынужденная реконструкция испортила внешний вид собора — массивные контрфорсы странно противоречат воздушным легким куполам. Купол Святой Софии же приобрел более вытянутые очертания. Опорные башни тоже стали выше и массивнее.

  2. Главные купол. Центральный купол связан с восточным и западным полукуполами, которые вместе с ним перекрывают главный неф.
  3. Окна.

    Окна под куполом кажутся неуместными – ведь тяжелый венец должен иметь прочную, надежную опору. На деле же они уменьшают опасность возникновения трещин, а купол будто парит над зданием.

  4. Подпружные арки. Пилоны и подпружные арки обеспечивают равномерное распределение давления купола.
  5. Кирпичная кладка.

    У византийских строителей не было под рукой дешевого материала для производства бетона, поэтому они были вынуждены отказаться от применения бетонных конструкций, которые в свое время значительно облегчили строительство купола Пантеона. Впрочем, использование кирпичной кладки и густого известкового раствора даже немного ускорило темпы строительства – кирпич клали большие артели рабочих невысокой квалификации.

  6. Темпы строительства.

    Здание храма было построено необычайно быстро – в течении 5 лет. Две артели мастеров по 5 000 человек, соревнуясь, возводили восточную и западную части собора.

  7. Внутреннее пространство. Над центральной частью главного нефа высится огромный купол, диаметр которого 32,6 метра. Свет проникает внутрь сквозь отверстия у основания купола и через окна, прорезанные в тимпанах.
  8. Башни минаретов.

    Примерно через 900 лет после освящения храма, когда Византия была завоевана турками, здание превратили в мечеть и по обеим его сторонам выстроили минареты.

  9. Опоры. После землетрясения 557 года контрфорсы и несущие конструкции собора были укреплены.
  10. Башни. башни, примыкающие к северному и южному фасадам храма, расположены по обеим сторонам арок, поддерживающих центральный купол. Массивные башни гасят боковое давление арок.

  11. Тимпан. Стена-тимпан, обрамленная подпорной аркой, не является несущей, поэтому в ней прорезаны многочисленные окна.
  12. Пилоны. Опорные пилоны возведены из камня. Это позволило ускорить процесс работы в самом начале строительства – ведь кирпичная кладка застывает долго.

Загрузить чертежи объекта одним архивом, в крупном размере

Параметры объекта:

  • Иконников А.В., Степанов Г.П. Основы архитектурной композиции Искусство, М. 1971
  • Я. Станькова, И.Пехар “Тысячелетнее развитие архитектуры”, Москва, Стройиздат, 1984 г.
  • П.П. Гнедич “Всеобщая история искусств. Живопсь. Скульптура. Архитектура”. Современная версия Москва “Эксмо”, 2009 г.

Источник: http://kannelura.info/?p=1742

История Софийского собора, описание, строительство Софийского собора в Киеве. История создания Заповедника София Киевская

Государственный архитектурно-исторический заповедник София Киевская — «Софийский музей» находится в центре Киева. На территории заповедника, площадь которого составляет 5 гектаров, расположен замечательной красоты памятник отечественного зодчества XI-XVIII веков. Самым ценным сооружением заповедника является Софийский собор — всемирый памятник архитектуры и монументальной живописи XI века. Он величественно возвышается в центре ансамбля.

Софийский собор в Киеве построен в период расцвета Киевской Руси, крупного восточнославянского государства, колыбели трех народов — украинского, русского и белорусского.

Древнерусское государство достигло вершины своего могущества во времена правления князя Владимира Святославича (978-1015 гг) и его сына Ярослава Мудрого (1019 — 1054 гг.)

В 988 году при князе Владимире Святославича было введено христианство в Киевской Руси , что имело большое значение для дальнейшего развития феодальных отношений, укрепление единства государства, подъем культуры, политических и культурных связей Киевской Руси с Византией и другими европейскими странами.

С введением христианства в Древнерусском государстве началось интенсивное строительство каменных христианских храмов. К их созданию привлекались лучшие строители и художники своего времени, использовались художественные и технические достижения эпохи. Храмы украшались настенными росписями, каменной резьбой, становились настоящими произведениями искусства. Одновременно с сооружением каменных храмов решались важные градостроительнные задачи.

Во время построения первой каменной церкви в центре Киева — Десятинной (989-996 гг) — князь Владимир Святославич значительно увеличил и укрепил территорию города. Во времена сына Владимира — Ярослава Мудрого в Киеве началось большое строительство. Территорию кремля была расширена более чем в 8 раз и обнесена новыми оборонительными валами. В этот же период построен митрополичий храм — Софийский собор, который стал главным монументальным строением города.

Строительство Софийского Собора в Киеве

В летописях закладки собора датируются 1017 или 1037 годом. Наверняка строительство Софийского собора велось в 20-30-е годы XI века.

Вокруг Софийского собора — центрального сооружения Ярославова города — стояли каменные храмы, боярские дворцы, жилища горожан, а двор митрополии был огражден стеной. До наших дней из XI века сохранились только Софийский собор и руины Золотых ворот — парадного въезда в древний Киев.

Древний Киев X-XIII вв. Макет, фрагмент. Город Ярослава. Художник Д. Мазюкевича:

Название собора «Софийский» происходит от греческого слова «софия», что в переводе означает «мудрость». Посвященный «мудрости христианского учения», Софийский собор, по замыслу создателей, должен был утверждать на Руси христианство.

Построенный как главный, митрополичий храм Киевской Руси, Софийский собор был в давние времена общественным и культурным центром государства.

Здесь происходили церемонии «посадки» князей на киевский престол, приемы иностранных послов; у стен Софийского собора собиралось киевское вече, при Софийском соборе велось летописание и была создана Ярославом Мудрым первая известная в Древней Руси библиотека.

Уже в XI веке современники оценили Софийский собор как выдающееся произведение искусства. Первый русский митрополит Илларион — выдающийся публицист своего времени — писал о нем: «Церковь дивна и славна всем округниим странам, яко же ина не обрящется во всем полунощи земнем от востока до запада».

За свою многовековую историю София Киевская пережила нашествия врагов, ограбления, частичные разрушения, ремонты и перестройки.

В один из тяжелейших периодов истории древнего Киева — захват города полчищами хана Батыя в 1240 году — большинство архитектурных сооружений были превращены в руины. Софийский собор уцелел.

Однако, разграбленный и опустошенный, Софийский собор потерял былую красоту и величие, хотя и остался главным городским действующим храмом.

В течение XIV — XV веков киевлянам приходилось бороться против литовских и польских феодалов, а также против крымских татар, которые опустошали город грабительскими набегами. В 1416 году Киев разграбил и сжег хан Эдигей, в 1482 году — Менгли-Гирей.

Софийский собор. Рисунок А. ван Вестерфельда. 1651г :

В XVI веке усиливается гнет польских феодалов.

В условиях захвата украинских земель, порабощения и насильственного окатоличивания населения в 1596 году было заключено Брестскую религиозную унию, которая ставила целью объединить православную и католическую церкви под главенством римского папы.

Католическое духовенство и униаты начали ликвидацию православной церкви. Захваченый униатами Софийский собор совершенно обветшал. Истлела крыша, разрушились своды галерей, погибли многие настенные росписи.

В З0-40-е годы XVII века киевский митрополит Петр Могила отобрал Софию Киевскую у униатов и учредил при храме мужской монастырь. Софийский собор был частично отремонтирован, вокруг него построены деревянные монастырские здания, а всю территорию обнесли высоким деревянным забором. К работам в соборе Петр Могила привлек итальянского архитектора Октавиано Манчини.

XVII век ознаменован национально-освободительной борьбой украинского народа под руководством Богдана Хмельницкого и воссоединением Украины с Россией. В 1654 году киевляне утверждали в Софийском соборе исторические решения Переяславской рады. Воссоединение вызвало большое политическое и культурное возвышение Украины.

В XVII — XVIII веках в Киеве развернулось интенсивное каменное строительство.

В 1697 году большой пожар уничтожил деревянные здания Софийского монастыря. Через два года по указу Петра I началось сооружение новых каменных домов вокруг Софийского собора.

Строительство продолжалось по 1767 год. В этот период при Софийском соборе построена колокольня, трапезная, хлебня (пекарня), дом митрополита, западные ворота (Врата Заборовского), монастырская стена, южная въездная башня, Братский корпус, бурса. В архитектуре этих зданий и во внешнем виде Софийского собора после возобновлений находим характерные черты украинской барочной архитектуры XVII-XVIII веков. В XIX веке проводились частичные перестройки сооружений.

Так сложился великолепный архитектурный ансамбль монастыря.

Заповедник София Киевская. Вид с площади Богдана Хмельницкого:

История создания Софии Кевской

В 1934 году был создан Государственный архитектурно-исторический заповедник София Киевская, в состав которого входят Софийский собор и монастырские постройки XVIII века.

Создание заповедника София Киевская открыло новую страницу в жизни памятников, и в первую очередь — древнего Софийского собора. Возникли широкие возможности для исследований и реставрации архитектуры, настенных росписей.

В них приняли участие известные советские ученые И. В. Моргилевский, М. К. Каргер, Н. И. Кресальний, Ю. С. Асеев, В. Г. Левицкая, В. Н. Лазарев, С. А. Высоцкий, Л П. Калениченко, Е. С. Мамолат и др.

На базе реставрации настенных росписей Софии Киевской выросла современная школа украинских реставраторов-монументалистов.

В результате научно-исследовательских и реставрационных работ, которые ведутся в музеях, создана реконструкция первоначального вида Софийского собора, на стенах расчищены сотни метров росписей XI века, раскрыты фрагменты древних мозаичных полов, расшифрованы средневековые надписи-граффити, обнаружены на территории заповедника остатки построек XI- XII веков, отреставрирован памятники XVIII века.

Открытие Софийского музея сделало памятники открытыми для посещения. Архитектура и настенные росписи дают возможность ознакомиться с художественными ценностями. Долгое время на территории заповедника музеем был лишь Софийский собор. Теперь созданы экспозиции в сооружениях XVIII века.

Однако София Киевская, как и прежде, остается главным и самым ценным объектом осмотра. Она привлекает нескончаемый поток туристов из всей Украины, из зарубежных стран. Ежегодно заповедник София Киевская посещают около двух миллионов человек, которые стремятся познакомиться с прекрасным творением мировой культуры.

Итак, через главный вход под колокольней вы вступаете на территорию заповедника. Предлагаем сначала осмотреть Софийский собор, затем — архитектурные памятники XVIII века.

Вид собора с юго-востока:

Читайте далее:
— План заповедника
СОФИЙСКИЙ СОБОР
Фрески Софийского Собора >>>
— Мозаики Софийского Собора >>>
— другие детали интерьера >>>
АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ на территории заповедника София Киевская

Источник: http://sofiyskiy-sobor.polnaya.info/istoriya_sofiyskogo_sobora.shtml

Собор Святой Софии в Турции — воплощение могущества Византии

Адрес: Турция, Стамбул
Дата основания: 324 год
Начало строительства: 532 год
Окончание строительства: 537 год
Координаты: 41°00'30.9″N 28°58'48.7″E

: 

Краткое описание

Собор Святой Софии — царственный храм православия

Айя-София — мечеть султана-завоевателя

Собор Святой Софии — яркий пример смешения культур

Собор Святой Софии на карте

Краткое описание

Там, где залив Золотой Рог встречается с Мраморным морем, в историческом центре Стамбула возвышается церковь Премудрости Божией, известная как Софийский собор на греческом языке и Айя-София — на турецком.

Увенчанная парой огромных минаретов, Айя-София снаружи напоминает исламский храм, однако войдя вовнутрь, легко угадать убранство некогда православной церкви. Первый храм в честь Святой Софии был построен ещё в 326 году при императоре Константине.

Общий вид собора

Церковь неоднократно разрушалась и восстанавливалась, пока император Юстиниан I не вознамерился возвести здание, которое должно было стать символом величия Византии и затмить своей красотой не только языческие святилища Рима, но и знаменитый Иерусалимский Храм.

В 537 году при освящении Собора Святой Софии, обойдя его кругом, Юстиниан воскликнул: «Я превзошёл тебя, о, великий Соломон!». По словам очевидцев, храм Святой Софии «царил над городом как корабль над морскими волнами». Благодаря свету, струящемуся из окон, создавалось впечатление, что «купол Софии подвешен к небесам золотой цепью».

Вид на собор c юга

Внутреннее пространство храма обрамлялось галереями из малахитовых и порфировых колонн. Пол покрывал затейливый узор из цветных мраморов. Иконостас поддерживали серебряные колонны с золотыми капителями. По легенде, император Юстиниан даже хотел выложить стены собора плитами из кованого золота, но астрологи предрекли, что в конце веков придут алчные цари, которые захотят завладеть всеми сокровищами храма и разберут его до основания.

Собор Святой Софии — царственный храм православия

Более 1000 лет Собор Святой Софии в Константинополе оставался крупнейшим храмом всего православного мира. С ним связано множество знаменательных событий. 16 июля 1054 года в стенах Софийского собора личный представитель папы римского Льва IX — кардинал Гумберт и патриарх Константинополя — Михаил Кируларий предали друг друга анафеме (отлучению от церкви), что послужило причиной церковного раскола на православных и католиков.

Согласно «Повести временных лет», именно в Соборе Святой Софии послы князя Владимира познакомились с православной религией. Потрясённые красотой службы, они посоветовали Владимиру обратить Русь в христианскую веру.

Вид собора в ночной иллюминации

Айя-София — мечеть султана-завоевателя

В 1453 году султан Мехмед II завоевал Константинополь и превратил Собор Святой Софии в мечеть Айя-София, достроив четыре минарета. На одной из мраморных плит храма, справа от кафедры, предназначенной для чтения проповедей, есть рисунок, напоминающий кисть руки.

По легенде, это отпечаток руки Мехмеда II, который въехал в церковь Святой Софии верхом на коне по трупам убитых христиан. Конь, испугавшись такого количества мёртвых тел, встал на дыбы. Мехмед опёрся на стену, чтобы не упасть, но рука была в крови, и остался отпечаток.

Вид сводов собора

Собор Святой Софии — яркий пример смешения культур

Турки замазали известью византийские мозаики, а на стенах повесили щиты из верблюжьей кожи, с сурами из Корана, написанными золотом. В 1935 году президент Турецкой Республики Ататюрк основал в Айя-София музей, и мозаики были расчищены.

По сей день в храме соседствуют изображения христианских святых и арабская вязь. В Софийском соборе найдены даже рунические надписи, сделанные варягами на мраморных парапетах.

Поскольку православные храмы строятся алтарём на восток, туркам пришлось поместить михраб (молитвенную нишу) в юго-восточный угол собора, чтобы во время молитвы обращаться лицом к Каабе в Мекке.

Интерьер собора

Из-за этой перестройки молящиеся вынуждены располагаться под наклоном относительно основного направления здания. Под сводами древнего собора можно загадать желание, выстояв очередь к «плачущей колонне».

Согласно преданию, её волшебные свойства были обнаружены, когда император Юстиниан, случайно прислонившись к ней, избавился от мучительной головной боли.

Чудеса случаются и сегодня, нужно только приложить руку к отверстию в колонне и повернуть его по часовой стрелке, и загаданное обязательно сбудется.

достопримечательности

← Турция

СОБОР СВЯТОЙ СОФИИ

Европа →

Собор Святой Софии на карте

Источник: https://putidorogi-nn.ru/100-chudes-sveta/356-sobor-svyatoy-sofii-v-stambule

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто был проводником Данте в аду
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Можно ли есть морепродукты во время Великого поста

Закрыть