Алтарь в православном храме
- Что такое алтарь в церкви
- История появления
- Значение и устройство
С латинского термин «алтарь» можно перевести как «возвышенный жертвенник». Он занимает восточную часть церковного строения и считается самым важным местом Божьего дома. В алтаре, который иногда именуют святилищем, располагается Престол, где проводят ритуал евхаристии, жертвенный стол (предложение) и епископская кафедра, на которой восседает архиерей.
Что такое алтарь в церкви
Внутреннее пространство христианской церкви разделено на три части:
- Притвор.
- Середину.
- Алтарное помещение.
Алтарь – это главная часть храма, символ Престола Господня
Чтобы войти в любой православный храм нужно подняться по ступеням на паперть (площадку). В притворе совершается обручение, обряд литии, читается молебен родильниц и чин оглашения. Эту западную часть церкви также именуют трапезной.
В среднем пространстве Божьего дома во время церковных служений стоят прихожане и участвуют в службах. Оно отделено от алтарной части иконостасом, который выступает прообразом полноценности Небесной обители.
Алтарь является прообразом Небесной обители, он символично повторяет ту знаменитую горницу, где прошла Тайная вечеря. Здесь всегда соблюдается особенная чистота и святость, сюда позволительно входить только священнослужителям, показывающим мирянам пример смиреной праведности.
На заметку! В католицизме алтарем именуют сам Престол, где совершается Таинство Причастия, а также картину, размещенную выше трапезы.
История появления
История возвышенного жертвенника начинается в период раннего христианства, когда первые последователи Спасителя были вынуждены прятаться от гонений в темных катакомбах. Последователи Мессии строили подземные храмы, а в передней их части, отгороженной невысокой решеткой или небольшими колоннами, устанавливался саркофаг из камня.
Здесь хранились чудотворные останки великомученика, отдавшего жизнь за Господа. На этой гробнице христиане проводили обряды Евхаристии (Причастия), то есть претворяли священные хлеб и вино в тело и кровь Мессии.
- Уже с древних времен алтарь устанавливали на подиуме, который возвышался над остальными элементами церковного строения. Изначально он состоял из Престола, находящегося в самом её центре, епископского трона и Горнего места (особых скамей). Стол-жертвенник (предложение) и церковная ризница, где хранились сосуды для ритуалов, находились в приделах по сторонам от алтаря.
- Спустя время жертвенник стали помещать с левой стороны от Горнего места, что способствовало изменению названий отдельных церковных объектов. Престол стали называть трапезой, предложение, предназначенное для приготовления Святых Даров, — жертвенником, а епископское седалище — Горним местом.
В алтаре располагается престол, на котором совершается Таинство святого причащения
- По старинной традиции в алтарной стене на востоке устаивается апсида (полукружие). Сегодня в центре алтаря помещают Священный Престол. К средней части апсиды примыкает возвышенность, где обыкновенно устанавливается кресло епископа, знаменующее трон Вседержителя. Именно поэтому оно называется Горним местом, которое обязательно освящается во время церковных служений. Проходя рядом, миряне и священники совершают поклон и крестное знамение, здесь всегда возжигается свеча.
- В первые годы христианства в помещение алтаря не разрешалось входить никому из обыкновенных прихожан (особенно женщинам), это обусловливалось его божественной и чистой святостью. Чуть позже для инокинь монастырей сделали исключение, им разрешалось совершать здесь работы по уборке и возжиганию лампады. Впоследствии, право на вход, после благословения архиерея, получили иподиаконы, чтецы и алтарники, которые также занимались тем, что приводили святилище в надлежащий для богослужений вид.
На заметку! Со времен дореволюционной России в отечественных церквях часто разрешали присутствовать в алтарном помещении известным и уважаемым гражданам. Президент РФ В. Путин неоднократно ступал в пространство жертвенника во время богослужений, как и многие лица, вложившие в создание храма финансы и усилия.
Читайте о храме:
Значение и устройство
Алтарное пространство, где проходит ритуал Причастия, знаменуют собой чистую и устланную горницу, в которой состоялась знаковая Тайная вечеря. В Служебнике этот возвышенный жертвенник часто называют святилищем, так как древние христианские Учители Церкви использовали это именование в своих богословских трактатах. Употребление термина «Святая Святых» в отношении к алтарю сближает новозаветный жертвенник с ветхозаветным, а также связывает их нескончаемой божественностью.
Основное назначение алтаря – проведение различных религиозных обрядов
Святилище символизирует Небесную обитель, где извечно пребывает Господь.
- В его центре располагается Престол (трапеза), считающаяся главной святыней церковного строения. Этот стол покрыт красивой тканью, под ним находятся чудотворные останки какого-либо святого. Здесь совершают Литургию и Причастие. На трапезе находится евангельский крест, предназначенный для освящения прихожан. На ткани, называемой антиминс, изображается положение Христа во Гроб. Специальная губка, завернутая в этот платок, предназначается для сбора частиц причастной пищи.
- В алтарном помещении находится дарохранительница, имеющая форму небольшой часовни, а также лампада, несколько подсвечников, мирница с освященным елеем.
- За Священной трапезой находится семисвечник, являющийся обязательным атрибутом православного богослужения. Изначально древние христиане использовали только две свечи, олицетворяющие божественную и человеческую природу Бога. О символизме семисвечника можно узнать из книги, написанной И. Богословом. Автор говорит о 7 Божьих духах, 7 Таинствах, 7 церквях, 7 чашах Господнего Гнева, 7 громах, 7 печатях и 7 ангельских трубах. Рядом располагается деревянный запрестольный крест с изображением Распятия.
- В алтаре находится жертвенник, слева от Священного Престола. Это церковное сооружение часто называют предложением, по размерам он практически сходен с трапезой, имеет ту же высоту. На жертвеннике хранятся Святые Чаша и Потир, куда наливается вода или вино. Здесь же находится дискос, на который ставится причастный хлеб, символизирующий тело Божьего Сына. С помощью особой металлической палочки (копия) вынимают остатки пищи во время Проскомидии. Этот предмет символизирует копье, пронзившее тело Спасителя.
- Справа от Священной трапезы расположена ризница, то есть место, где церковнослужители одеваются и хранят одежды для проведения богослужений. Здесь также лежит церковная утварь и религиозные книги.
- Между трапезной и алтарем находится Горнее место, оно представлено в виде возвышения.
На заметку! Жертвенный алтарь принято устанавливать в восточной части Божьего дома. Подобная традиция появилась в древности, когда было принято при строительстве ориентироваться на первые лучи солнца. Получается, что возвышенный жертвенник первым принимает на себя солнечный свет.
о том, как устроен алтарь православного храма
Май 12, 2019 14:52 Администратор
Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/altar-v-hrame.html
Устройство и убранство православного храма
Устройство православного храма предполагает его деление на три части: алтарь, средний храм и притвор.
Алтарь – это самая главная часть храма, означает Царство Небесное. Христианские храмы строятся алтарем на восток — в сторону, где восходит солнце. Если в храме несколько алтарей, то каждый из них освящается в память особого события или святого. Все алтари в этом случае, кроме главного, называются приделами.
Схема православного храма | Схема алтаря |
Устройство православного храма
Алтарь выше прочих частей храма. Само слово «алтарь» означает возвышенный жертвенник.
В алтаре совершается богослужение и находится самое святое место во всем храме — святой престол, который делают либо в виде каменных монолитов высотой около метра, либо из дерева, в виде рамы с крышкой сверху.
Престол облачается в две одежды: нижнюю — льняную, называемую катасаркием или срачицею (символически представляет погребальные пелены Иисуса Христа — плащаницу), обвитую верёвкой (вервием), и в верхнюю — из парчи, называемую индитией (индитионом), символизирующую торжественное одеяние Иисуса Христа как Царя славы.
ПРЕСТОЛ
На престоле совершается Таинство святого Причащения. Считается, что на престоле невидимо присутствует Христос, и потому касаться его могут только священнослужители. На престоле всегда полагаются антиминс, напрестольное Евангелие, напрестольный крест, дарохранительница, дароносица и лампада. В престол в особом ковчежце полагают частицы святых мощей.
В соборах и крупных храмах над престолом устанавливают сень в виде купола с крестом (киворий), которая символизирует небо, а сам престол землю, на которой пострадал Иисус Христос. В центре кивория над престолом помещают фигурку голубя, что символизирует сошествие Духа Святого .
Место за престолом у восточной стены считается самым святым местом даже на алтаре, специально делается немного возвышенным и называется “Горним местом”.
На нем традиционно располагаются большой семисвечник и большой запрестольный крест.
ЖЕРТВЕННИК
У северной стены алтаря за иконостасом располагается особый стол — жертвенник. Высота жертвенника всегда равна высоте престола.
На жертвеннике происходит обряд торжественного приготовления хлеба и вина для причастия или проскомидии, первой части Божественной литургии, где предложенные к священнодействию хлеб в виде просфор и вино особым образом приготавливаются для последующего таинства Бескровной Жертвы Тела и Крови Христовых.
На жертвеннике находится потир (святая чаша, в которую вливается вино с водою, символ крови Иисуса Христа); дискос (блюдо на подставке для причастного хлеба, символ тела Иисуса Христа); звездица (две соединенные крест-накрест дуги, установленные на дискос так, чтобы покров не касался частиц просфор; звездица — символ звезды Вифлеемской); копие (острая палочка для вынимания частиц из просфор, символ копья, пронзившего Христа на кресте); лжица — ложечка для причащения верующих; губка для вытирания сосудов. Приготовленный хлеб для причастия накрывают покровом. Небольшие покровы крестообразной формы называют покровцами, а самый большой — воздухом. В приходских храмах, не имеющих особого сосудохранилища, на жертвеннике постоянно находятся священные богослужебные сосуды, которые в неслужебное время покрываются пеленами. На жертвеннике обязательно находится лампада, Крест с Распятием.
У южной стены алтаря устраивается ризница – помещение для хранения риз, т.е. богослужебных одежд, а также церковных сосудов и богослужебных книг.
Царские врата
В древнехристианских храмах алтарь всегда отделялся от остального храма особой перегородкой. За алтарной перегородкой хранится кадильница, дикирий (двусвечник), трикирий (трехсвечник) и рипиды (металические круги-опахала на рукоятках, которыми дьяконы веют над дарами при их освящении).
После великого раскола христианской церкви (1054 г.
) алтарная перегородка сохранилась только в православной церкви. Со временем перегородка превратилась в иконостас, а её средние, самые большие двери стали Царскими вратами, потому что через них Сам Иисус Христос, Царь Славы, невидимо входит во Святых Дарах. Через Царские врата могут проходить только священнослужители, и только во время богослужения.
Вне богослужения и без облачения входить через Царские врата в алтарь и выходить из алтаря имеет право только архиерей.
Внутри алтаря за Царскими вратами висит особая завеса — катапетасма, которая по ходу Богослужения открывается полностью или частично в установленные уставом моменты богослужения.
Как и облачения священнослужителей катапетасма в зависимости от дня года и праздника бывает разного цвета.
На Царских вратах изображены четыре евангелиста (Матфей, Марк, Лука и Иоанн) и Благовещение Пресвятой Богородицы. Над царскими вратами помещается икона Тайной вечери.
Справа от Царских врат располагается икона Спасителя, слева — икона Божией Матери. Справа от иконы Спасителя расположена южная дверь, а слева от иконы Божией Матери — северная дверь.
На этих боковых дверях изображаются архангелы Михаил и Гавриил, или первые диаконы Стефан и Филипп, или же первосвященник Аарон и пророк Моисей. Северную и южную боковые двери называю диаконскими вратами, так как через них чаще всего проходят диаконы.
Далее помещаются иконы особенно чтимых святых.
Первая икона справа от иконы Спасителя (не считая южной двери) называется храмовой иконой, т.е. на ней изображен праздник или святой, в честь которого освящен храм.
Если иконостас состоит из нескольких ярусов, то во втором ярусе обычно располагаются иконы двунадесятых праздников, в третьем иконы апостолов, в четвертом — иконы пророков, на самом же верху — всегда помещается крест с изображением на нем распятого Господа Иисуса Христа.
Средний храм
Иконы также размещаются по стенам храма в больших киотах, т.е. в специальных больших рамах, а также на аналоях, т.е. на особых высоких узких столиках с наклонной крышкой.
Перед иконами и аналоями стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи.
Возвышение перед иконостасом, на котором устроены алтарь и иконостас, выступает вперед в среднюю часть храма и называется солеей.
Полукруглый выступ перед Царскими Вратами в середине солеи называется амвоном, т.е. восхождением.
На амвоне диакон произносит ектении и читает Евангелие, отсюда проповедует священник и преподается Святое Причастие.
По краям солеи, около стен храма, устраиваются клиросы для чтецов и певцов.
У клиросов стоят хоругви.
Низенький столик, на котором стоит изображение распятия и ряды подсвечников, носит название канунника или кануна. Перед канунником служатся заупокойные Богослужения — панихиды.
СВЕТИЛЬНИКИ
Особое место в ряду церковной утвари занимают светильники.
Еще в византийской империи зародились предметы церковной утвари для освещения храмов, изготавливаемые и поныне: лампады, хоросы, паникадила, церковные подсвечники и церковные люстры. Наиболее древними светильниками считаются лампады (или ломпада), тусклый свет которых освещал древние пещерные храмы ранних христиан.
Лампада является переносным светильником (подсвечником), который во время малого и большого выходов на литургии несут впереди священника и дьякона. Такую лампаду специальный служитель-лампадчик (греч. примикирий) вручает архиерею при его входе в храм. Еще древние греки для освещения храмов подвешивали лампады к деревянным или металлическим обручам или навешивали их на протянутые через храм цепи.
Развитие такого способа подвески светильником привело к появлению висячих светильников более сложных форм: хоросов, паникадил и церковных люстр. Более ранними, чем паникадила, церковными светильниками являются хоросы, которые занимают промежуточную ступеньку в эволюции церковных светильников между лампадой и паникадилом. Хорос имеет вид горизонтально расположенного металлического или деревянного колеса, подвешиваемого на цепях к потолку храма.
По всей окружности колеса крепились лампады или свечи. Иногда в центр колеса устанавливалась полусферическая чаша, в которой также размещалась лампада. Позднее хоросы эволюционировали в громоздкие паникадила, которые со временем преобразовались в более изящные люстры. Впрочем паникадило это практически люстра, которая, по типу хоросов, состоит из многочисленных ярусов концентричных колец. В центре паникадила размещается характерное сферическое «яблоко» из позолоченной бронзы.
Еще одним типом светильников, которые применяются в храмах, является многосвечный напольный подсвечник, который часто содержит много ярусов или уровней. В качестве светильника используется также поставная или тощая свеча.
Одним из главных подсвечников, устанавливаемых в алтаре, является семисвечник, который символизирует Семь Таинств Церкви и Семь Даров Святого Духа, пожалованных верующим во имя подвига Христа, искупившего их грехи ценой своей жизни.
Таким дошло до нас устройство и убранствоправославного храма.
См. также «Виды храмовой утвари», «Церковные облачения», «Виды церковных облачений».
Источник: http://www.sakkos.ru/erudit/Khram-ustrojstvo.html
От земли до святая святых: Как устроен православный храм
Внутреннее устройство православного храма, куда в нем можно заходить, а куда нельзя, знают не все. Про алтарь, амвон, паникадило и отличие кафедрального собора в Благовещенске от обычного храма рассказал настоятель прихода Святой Живоначальной Троицы священник Евгений Семерня.
Крест и ковчегПравославные храмы, церкви, соборы при всем своем многообразии похожи по устройству. Если смотреть сверху, то они обычно либо имеют форму креста, либо напоминают ковчег. Число куполов символично. В православной традиции один купол означает единого Бога, два — божественную и человеческую природу Христа, три — Троицу, четыре — евангелистов, пять — евангелистов и Христа, семь — церковные таинства, двенадцать — апостолов.
Земля и Небо
Когда вы подниметесь по крыльцу Благовещенского кафедрального собора, то первое, куда попадете, войдя в дверь, — это паперть. За ней — притвор, где чаще всего находятся церковные лавки. Эта часть храма символизирует Землю.
После притвора — основная часть храма, где обычно и находятся прихожане, проводятся службы и проповеди. Она символизирует небо. В Благовещенском кафедральном соборе в основной части имеется кафедра — возвышение для правящего архиерея. Именно поэтому собор и называется кафедральным — самым главным на территории Благовещенской епархии. В основной части храма находится и то, ради чего многие сюда приходят — подсвечники.
Чтобы не перепутать, надо запомнить: на круглых ставятся свечи за здравие, а на квадратных (канунниках) — за упокой. Также в основной части располагаются иконы, частицы мощей, которым могут молиться прихожане. В правой части Благовещенского кафедрального собора находится главная православная святыня Приамурья — Албазинская икона, а в левой — икона святителя Иннокентия.
В основной части храма вверху, над головами прихожан, паникадило — центральная люстра, где могут быть как свечи, так и электрические лампы.
Иконостас
Основная часть храма «упирается» в стену, которая называется иконостасом. Перед ним имеется возвышение (солея) с круглым выступом (амвоном), с которого читаются проповеди.
В иконостасе есть специальные главные двери, расположенные по центру — Царские врата. Через них могут входить только священнослужители — диаконы, священники и архиерей. В левой и правой частях иконостасов есть еще две двери в алтарь (диаконские), которыми ходят пономари (помогают в алтаре священникам во время богослужения), чтецы, иподьяконы (помогают на архиерейском богослужении). Также через них при крещении заносят и выносят мальчиков-младенцев.
На иконостасе справа от Царских врат располагается икона Спасителя — Иисуса Христа, слева — икона Божьей Матери. Справа от Спасителя можно увидеть икону, «рассказывающую» о том, в честь кого или какого события освящен храм. Например, в Благовещенском кафедральном соборе — это икона Благовещения Божьей Матери.
Иконостас имеет несколько ярусов, каждый из них — со своей тематикой. Кстати, в Благовещенском кафедральном соборе иконостас не случайно голубого цвета: в православии он символизирует Богородицу.
Святая святых
За иконостасом самая главная часть храма. Это алтарь, символизирующий то, что выше неба — Святая святых, куда ведут Царские врата. Сюда простым прихожанам заходить уже нельзя.
В алтаре находится Престол — он выглядит как стол, на нем совершается самое главное богослужение — евхаристия Тело и Кровь Иисуса Христа.
На Престоле лежат Евангелие, кресты, антиминс (плат с мощами) и дарохранительница (в ней хранятся запасные дары). К Престолу могут прикасаться только священнослужители и священники — начиная с дьяконства. За ним располагается Горнее место — возвышение.
Слева от Престола находится другой стол — жертвенник, где заготавливаются дары перед божественной литургией.
В некоторых больших соборах освящается не один главный Престол — есть еще Пределы, которые имеют свои отдельно освященные Престолы и жертвенники. Когда-то в кафедральном соборе было два Предела, посвященных святителю Иннокентию и Иоанну Златоусту, у каждого из них — свой купол. Плюс купол на колокольной башне. В итоге исторически сложилось так, что у Благовещенского кафедрального собора в общей сложности восемь куполов, из которых основных — пять.
Культурное место
Есть в храме и другие помещения, куда простому прихожанину попасть довольно трудно (потому что вход нередко на замке), да и не нужно. Например, «служебные». Может быть место для хора. Кроме того, по лестнице можно подняться к колоколам.
— В первую очередь, в храм не рекомендуется заходить в пьяном виде, — рассказывает священник Евгений Семерня о правилах поведения в церкви. — Должно быть благоговейное отношение к святыне, понимание, что люди сюда приходят помолиться Богу, поделиться своими трудностями и проблемами. Громкие разговоры, смех — не приветствуются. Если есть желание произвести съемку богослужения — можно получить на это благословение настоятеля храма.
Кафедральный собор — это не только место, где проходят богослужения и молятся люди, но и культурный объект, куда приходят немало туристов, в том числе — жители Поднебесной. Для них работает экскурсовод, который знает китайский язык — эта девушка является прихожанкой.
Источник: http://blaginform.ru/ot-zemli-do-svyataya-svyatyx-kak-ustroen-pravoslavnyj-xram/
Возвышение перед алтарем 5
- Возвышенная площадка в церкви перед иконостасом, с которой произносятся проповеди
- В христианском храме- возвышение, на котором совершается часть богослужения, и произносятся проповеди
- Возвышение в христианском храме
- Возвышение для проповедника
- Возвышение перед алтарем в православной церкви
- Возвышение, на котором совершается часть богослужения и произносятся проповеди в христианском храме
- Возвышение, подмостки
- Возвышенная площадка в церкви, перед иконостасом
- Находящаяся на возвышении перед алтарем площадка в православном храме, с которой произносятся проповеди, читается Евангелие
- Синоним арибуна
- Трибуна праведника
- Четырехугольное возвышение в центре храма
- Специальное сооружение в христианском храме, предназначенное для чтения Священного Писания, пения или возглашения некоторых богослужебных текстов, произнесения проповедей
- В православных церквах- возвышение перед алтарем, иконостасом для произнесения проповедей
- У лектора трибуна, а что у батюшки?
- Возвышен. для чтен. Священ. Писания
- «Трибуна» для чтен. Священ. Писания
- В зале трибуна, а что в церкви?
- Возвышение в церкви
- Подмостки (устар.)
- Трибуна проповедника
- Подмостки в церкви
- Возвышение перед алтарём
- Площадка в храме
- Возвышение проповедника
- Трибуна для проповеди
- Возвышение у алтаря.
- Возвышен. в церкви.
- У лектора -трибуна, а что у батюшки?
- Церковная «трибуна» для проповедей
- В православных церквах — возвышение перед алтарем, иконостасом для произнесения проповедей
- Выступ солеи перед средней частью иноностаса.
Возвышение в храме.
Также слово является ответом на вопросы:
- Возвышенная площадка перед иконостасом.
- Скажите по-гречески «возвышение».
- Выступ солеи перед средней частью иноностаса.
- В православных церквах — возвышение перед алтарем, иконостасом для произнесения проповедей.
- В христианском храме-возвышение, на котором совершается часть богослужения, и произносятся проповеди.
- Возвышение для проповедника.
- Возвышение перед алтарем в православной церкви.
- Возвышение, подмостки.
- Возвышенная площадка в церкви перед иконостасом, с которой произносятся проповеди.
- Трибуна праведника.
- Возвышение в храме перед Царскими Вратами.
- Трибуна проповедника.
- Трибуна для проповеди.
- Трибуна, проповедь.
- Возвышение в церкви.
- Возвышение перед алтарем.
- Трибуна.
- У лектора -трибуна, а что у батюшки?
- Возвышен. в церкви.
- Возвышение у алтаря.
- Храм.
- Церковная «трибуна» для проповедей.
- Церковное возвышение.
- В зале трибуна, а что в церкви?
- Трибуна для чтения пастве.
- Кафедра перед алтарем.
- Возвышение проповедника.
- Площадка в храме.
- Возвышение для чтения Священного Писания.
- Подмостки в церкви.
- «трибуна» для чтения Священного Писания.
- Четырёхугольное возвышение в центре храма, перед алтарем.
- «Трибуна» для чтения Священного Писания.
- В зале трибуна, а что в церкви.
- М. греч. возвышенное или поднятое место для проповедника, сказателя речи; в православной церкви, место перед иконостасом, где читаются ектении, Евангелие, проповеди; бывает для проповедей и особый амвон среди трапезы; возвышение среди церкви, для облачения архиерея. Амвонные ступени.
- Подмостки (устар.).
- Скажите по-гречески «возвышение».
- У лектора -трибуна, а что у батюшки.
- Церковная «трибуна» для проповедей.
- У лектора трибуна, а что у батюшки?
- «Трибуна» для чтен. Священ. Писания.
- «трибуна» для чтен. Священ. Писания.
- В православных церквах — возвышение перед алтарем, иконостасом для произнесения проповедей
- В христианском храме-возвышение, на котором совершается часть богослужения, и произносятся проповеди
- Возвышение для проповедника
- Возвышение перед алтарем в православной церкви
- Возвышение, подмостки
- Возвышенная площадка в церкви перед иконостасом, с которой произносятся проповеди
- Трибуна праведника
- Возвышение в храме перед Царскими Вратами
- Возвышенная площадка перед иконостасом
- Скажите по-гречески «возвышение»
- Возвышение в храме
- Трибуна проповедника
- Трибуна для проповеди
- Трибуна, проповедь
- Возвышение в церкви
- Возвышение перед алтарем
- Трибуна
- Возвышен. в церкви
- Возвышение у алтаря
- Храм
- Церковная «трибуна» для проповедей
- Церковное возвышение
- Трибуна для чтения пастве
- Кафедра перед алтарем
- Возвышение проповедника
- Площадка в храме
- Возвышение для чтения Священного Писания
- Подмостки в церкви
- «трибуна» для чтения Священного Писания
- Подмостки (устар.)
- «трибуна» для чтен. Священ. Писания
- Возвышен. для чтен. Священ. Писания
- Картинки к слову «Амвон»
Смотреть что такое «четырехстолпный» в других словарях:
- четырехстолпный — прил., кол во синонимов: 2 • многостолпный (1) • четырёхстолпный (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 Словарь синонимов
- Псковский район Псковской области — Псковский район Герб Флаг Википедия
- Архитектура Полоцкого княжества — Перестроенная в XIX веке Спасская церковь Ефросиньевского монастыря сохранила черты своей первоначальной архитектуры лучше, чем другие полоцкие памятники. Каменное зодчество Википедия
- Русский Север (>) — Русский Север (национальный парк) «Русский Север» национальный парк в Вологодской области (см. Вологодская область), создан для охраны памятников природы, культуры и истории. На территории 166 тысяч га находятся Кирилло Белозерский, Ферапонтов и Географическая энциклопедия
- БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР — (Собор Благовещения Пресвятой Богородицы) в Москве, первая и первенствующая, домовая церковь русских царей, почему и протопресвитер ее бывал до XX в. духовником царской семьи. Построен в 1484 89 при Иване III псковскими мастерами на месте храма н Русская история
- ГЕОРГИЕВСКИЙ собор — в Юрьеве Польском, построен в 1230 34. Четырехстолпный храм с тремя открытыми внутрь притворами. Его светлый интерьер, не имеющий хоров, свободен и воздушен. Снаружи здание было покрыто резьбой сверху донизу, от цоколя до закомар. Ковровый Русская история
- УСПЕНСКИЙ СОБОР В ГАЛИЧЕ — построен в сер. XII в. Стены его с внутренней и внешней поверхности были сложены из блоков хорошо отесанного известняка, а пространство между ними заполнили битым камнем на известковом растворе. Храм имел профилированный цоколь и плоские лопатки Русская история
- Андроников монастырь — Андроников Спаса Нерукотворного мужской монастырь, в Москве, на р. Яуза. Основан в 1360. Был форпостом на юго восточных подступах к Москве. Назван по имени первого игумена Андроника. В 1420 27 был построен выдающийся памятник Художественная энциклопедия
- Гегард — Айриванк (арм. пещерный монастырь), монастырь в Армянской ССР, в ущелье р. Гарни, в 40 км к юго востоку от Еревана. Основан в IV в. Комплекс памятников армянской средневековой архитектуры. Внутри ограды крестово купольная церковь Художественная энциклопедия
- Звенигород — город в Московской области, на р. Москва. Впервые упоминается в 1339, но, судя по археологическим раскопкам, существовал в домонгольское время. В XIV XVI вв. важный сторожевой пункт на западных подступах к Москве. В этот период был Художественная энциклопедия
Хитрая древнерусская архитектура
На примере Гороховца. Архитектура России XVII века очень сложная и неоднозначная для восприятия. При этом в Гороховце сложился прекрасный архитектурный ансамбль, возникший за каких-нибудь 50 лет именно в это время. Помимо храмов присутствует, что важно, огромное количество каменной гражданской архитектуры, что очень важно для нас, ведь именно в XVII веке строить себе каменные хоромы стало мейнстримом.
Расцвет Гороховца пришелся на вторую половину XVII века. Именно после новоторгового устава 1667 года Гороховец и его купцы попали в орбиту крупнейшей в России Макарьевской ярмарки, проводившейся под Нижним Новгородом. Развитие города остановилось только после радикальных реформ Петра I, переместившего «центр тяжести» Российской империи к западу.
Таким образом, город получил уникальный архитектурный ансамбль, сложившийся за каких-нибудь 50 лет. Отличительная его особенность — богатство и цельность замысла, своеобразие, а также — самое главное — в обилии гражданских каменных построек, сохранившихся в таком количестве, какого нет ни в одном городе России.
Но сначала — о храмах
Но сначала — немного о городе. В этом году Гороховец, как и Москва, праздновал свое 870-летие. Как и Москва, он был основан все тем же Юрием Долгоруким, став восточным форпостом огромного княжества — вот насколько «длинные» руки были у князя.
Целью своего основания — оборона — город обязан и удивительно красивому рельефу. Бровка северного склона Пужаловой горы отлично подошла для размещения неприступной крепости. Земляные валы детинца, ров, частокол не только успешно отражали атаки противника, но и господствовали над местностью.
Вид на Благовещенскую церковь
С самого начала у города были сложные отношения с детинцем: весьма подходящий для войны, он был не совсем комфортный в мирное время: тесный, высоко на холме, далеко от реки — кому захочется там жить? Очень рано у города возник посад, практически сразу превзошедший город по размеру и численности населения.
К XVII веку детинец как центр города постепенно приходил в упадок. Это событие совпало с пожаром, в ходе которого старый, деревянный Никольский монастырь выгорел дотла. Новый монастырь был выстроен на средства целой плеяды богатых гороховецких купцов, став настоящим украшением города.
Вид на Никольский монастырь с другого берега Клязьмы
Гороховецким храмам свойственна некоторая архаичность. Несмотря на время своего возведения — 1650-1690е года, по формам они ближе к началу века. А эволюция архитектурного стиля в те времена была стремительной, так что чувствуется это очень хорошо.
Тенденции архитектуры тех ста лет можно описать двумя фразами: это стремительное обмирщение церковного зодчества (и, соответственно, увеличение роли зодчества гражданского) и все более умелое заимствование западных форм.
Но описание этого процесса будет неполным, если не рассказать все с самого начала, а именно с XV века, когда для строительства Успенского собора в Москву пригласили итальянского зодчего — Аристотеля Фиораванти. Спроектированный им собор, при внешнем сходстве, был типологически далек от того, что строили на Руси, как Марс от Венеры. Разумеется, это не могло не повлиять на дальнейшую архитектуру в нашем государстве.
До Фиораванти основным и практически единственным типом храмов был крестово-купольный: четыре цилиндрических свода, расходящихся лучами от центрального барабана. Угловые ячейки перекрывались чем попало: разными сводами, а то и куполами, образуя пятиглавие.
Источник: https://thram-m.ru/stati/vozvyshenie-pered-altarem-5/
Как устроен православный храм
«Стыдно признаться, но я совсем не ориентируюсь, что, где и зачем в церкви. Удивляюсь и даже завидую тому, как некоторые уверенно лавируют между всеми этими подставками и тумбочками с горящими свечами, направляясь к нужной иконе, особенно когда народу много (извините, если называю что-то неправильно). В прошлом году перед самой Пасхой я так опростоволосилась, что с тех пор в храме так и не была.
В тот день, когда я зашла в церковь, все двигались к покрывалу в центре зала — чтобы его поцеловать, и я, не желая никому мешать, обогнула очередь с другой стороны, где народ не толпился. Я ж не знала, что, оказывается, на этот ковер нельзя наступать женщинам, а на меня так зашикали, будто я совершила какой-то смертный грех.
Не подумайте, что я себя оправдываю, но я искренно тянусь к вере, помогаю детям-сиротам (наш колледж, где я уже 35 лет преподаю математику, шефствует над детским домом), читаю религиозную публицистику, молюсь дома. Не каждый день получается, но перед сном стараюсь все-таки не в компьютере зависать и не перед телевизором, а с молитвословом.
И если я и зашла в церкви куда не следует, то не нарочно, а по незнанию, так можно ли это не считать грехом?»
Ирина Николаевна
Мария Городова: Ощущение собственной безгрешности ведет к падению
Ирина Николаевна, здравствуйте! Ничего страшного не произошло, но давайте по порядку. Начнем с того, что грехи отпускает ни в коем случае не журналист, пусть даже и очень уважаемой газеты, а только священник — в таинстве Покаяния. Причем отпускает грехи священник не своей силой, а благодатью Божьей. Теперь о том, что с вами приключилось в храме.
Полагаю, вы по незнанию вступили на амвон. Ковер тут совершенно ни при чем, это на амвон женщинам заходить не стоит: скорее всего дело происходило в Страстную пятницу, когда в центр храма вынесли Плащаницу с изображением Спасителя, лежащего в гробу. К этой иконе, выполненной не на дереве, а на ткани, и стремились приложиться верующие в Великую пятницу перед Пасхой.
Грех ли вы совершили, наступив туда, куда не положено?
Ирина Николаевна, думаю, если б вы сразу решились подойти к священнику со своими опасениями, вы бы не оказались так надолго отлученной от церкви. Все бы разрешилось быстро и к взаимной радости, так что не теряйте времени хотя бы сейчас. А чтобы впредь подобного не случалось, сегодня у нас небольшой ликбез.
Как вы уже, наверное, заметили, для описания происходящего в Церкви есть свой язык, причем я сейчас имею в виду не церковнославянский, на котором проходят наши службы, а язык, описывающий предметы и явления Церкви. Это тоже русский язык, я бы даже сказала, гораздо более русский, чем тот, что мы используем в обыденной речи.
Перечитайте нашу классику, там вы встретите и «паперть», и «алтарь», и «амвон» — все эти слова были в обиходе у наших прадедов. Годы атеизма привели к тому, что мы не слишком грамотны в религиозном смысле. А если нет базы, то ни прочтение богословских трудов, ни уж тем паче церковной публицистики не спасет нас от досадных провалов.
Ведь никто не берется изучать высшую математику, не пройдя курса арифметики и алгебры. Впрочем, все поправимо, тем более что устройство храма логично, ничего случайного там нет, каждая деталь полна глубокой символики, и разбираться в этом крайне интересно.
Три части храма
В Библии рассказывается о том, как Бог повелел Моисею устроить скинию, то есть святилище в виде шатра, где Господь обещал открываться Моисею. То есть устройство храма было определено Богом Отцом, это был дом Божий, и все внутри было по замыслу Божьему.
Скиния Моисея состояла из трех частей, отделенных друг от друга завесами: внешняя часть, предназначенная для народа; за ней часть, в которую входили священники для приношения жертвы, она называлась «святая»; и затем третья часть, «святая святых», куда первосвященники могли входить только раз в год.
Скиния Моисея была прообразом современного храма, который также состоит из трех частей. Входной части, называемой притвором, — это то, что притворяет храм. Средней части, самой обширной, здесь стоят молящиеся. И третья часть — «святая святых», алтарь, отделенный от остального храма иконостасом — рядами икон.
В алтаре находится главное место всего храма — святой престол, на котором совершается главное таинство Церкви — таинство Евхаристии. Когда возводят храм, его всегда ориентируют алтарем на восток, то есть навстречу Христу. Ведь Христос, как Солнце правды, взошел с востока.
Зачем мы ходим в храм?
Мария Городова: Кому и как молиться за пропавших без вести
Молиться. Но не только, молиться можно и дома, больше того, как говорят богословы, нет такого места на земле, где нельзя было бы молиться.
В храме совершаются таинства, и в первую очередь главное из них — Евхаристия, или Причащение. Когда под видом хлеба и вина верующий вкушает (то есть причащается) Тела и Крови Христовой — так происходит единение верующих с Господом.
Таинство Евхаристии совершается священством на святом престоле.
Главное место храма
Если вы когда-нибудь смотрели по телевизору трансляции праздничных богослужений, вы наверняка заметили большой стол в центре алтаря. Это и есть святой престол — четырехугольный стол, сделанный из дерева, все крепления которого — распорки, шипы — тоже деревянные. Четыре гвоздя вбиваются в святой престол уже во время его освящения.
Как символ тех четырех гвоздей, которые римские воины вбили в Тело Христа, когда Его распинали. В перекрестии перекладин святого престола находятся частицы мощей мучеников, пострадавших за веру. Такие же частицы мощей вшиты в антиминс — шелковый плат, который используется во время литургии.
Традиция совершения таинства на мощах мучеников идет с древнехристианских времен, когда богослужение совершалось в катакомбах.
Амвон, солея, клирос
Алтарь всегда находится на возвышении по сравнению со всем храмом, и та часть возвышения, которая выдвинута к народу за иконостасом, называется солея (с греч. «возвышение»). Завершается солея круглым выступом — амвоном (с греч. «восхожу»). И солея, и амвон являются продолжением алтаря.
То, что алтарь не заканчивается иконостасом, означает, что для молящихся в храме во время богослужения совершается то же, что совершается в алтаре. Именно с амвона священники произносят проповеди. К амвону верующие подходят для причастия. А по краям солеи располагается особое огороженное место для певцов и чтецов, называемое клиросом.
Греческим словом «клир», дословно означающим «жребий, надел», называют священнослужителей, ну а клирос — место для церковного хора. Помните блоковское: «Девушка пела в церковном хоре о всех усталых в чужом краю»?
Женщина и святая святых
От девушек, поющих на клиросе, перейдем к женщинам вообще, которым нельзя заходить в алтарь. Существуют строгие правила, согласно которым входить туда могут только монахини, причем после достижения ими почтенного возраста. Запрет связан с тем, что в физиологии женщины бывают периоды, когда ей нельзя касаться святынь. Кроме того, в алтарь нельзя входить некрещеным и тем, кто был трижды женат. Так как солея и амвон — части алтаря, запрет касается и этих частей храма.
Иконостас — лицо храма
Мария Городова: Как добиться абсолютного влияния на жизнь миллионов
Иконостас, отделяющий алтарь от средней части, особенность православной церкви. С одной стороны, он преграда между основной частью храма и алтарем, сохраняющая в тайне то, что происходит в святая святых. С другой, иконы, находящиеся на нем, настраивают верующих на молитву. В центре иконостаса находятся Царские врата, называемые так, потому что во время богослужения в них незримо входит Господь Царь Славы.
Он входит подобно тому, как входил Господь в Иерусалим, «грядя на вольные страдания». Обычно над Царскими вратами расположена икона Тайной Вечери, ведь именно в память о ней в алтаре совершается таинство Евхаристии. Кроме Царских врат в алтаре есть так называемые боковые, или дьяконские двери, в которые входят дьяконы, служители, помогающие священнику совершать богослужение.
На дьяконских дверях изображены либо Архангел Гавриил, либо Архангел Михаил, либо первые дьяконы, пострадавшие за веру. По канонам Русской православной церкви, если смотреть на иконостас, став к нему лицом, то слева всегда будет икона Богородицы, а справа икона Спасителя. И дальше, с правой стороны, за иконой Спасителя и южными дьяконскими дверьми, должна следовать икона, посвященная тому святому или событию, в честь которых освящен храм.
В устройстве иконостаса всегда должна быть икона Деисус, или Моление, обычно она начинает ряд, и всегда есть иконы, посвященные двенадцати главным праздникам, пророческий ряд.
В центре средней части храма находится икона, которая меняется в зависимости от дня и события, которое отмечает Церковь.
Источник: https://rg.ru/2016/03/31/kak-ustroen-pravoslavnyj-hram.html
Маме о храмеТекст
Александра Кудрявцева (Коробова), 2016
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Вместо предисловия
Десять лет я пела в церковном хоре, несла послушание уставщицы и преподавала в Воскресной школе Литургику – церковную дисциплину, предметом которой является православное богослужение.
Потом у меня родилась дочь, я вступила в клуб мамочек и поняла, что многие оказываются в сложной ситуации: приведя ребенка в храм, им нужно объяснить ему то, чего они не знают сами. Неразумное дитё задает вопросы, а мама молчит или отвечает невпопад. А времени, чтобы подробно все узнать самой, сейчас-то и нет.
Тогда по праву православной христианки, делящейся своими знаниями, я и написала эти очерки. «Маме о храме» – не наставление и не книга о вере, это рассказ о том, что нужно знать маме, приведшей в храм своего ребенка. Подразумевается, что вера и наставники у нее уже есть.
Моя цель – доступно и на примерах показать азы церковной жизни: рассказать, какие бывают храмы и как они устроены, как и зачем люди молятся, как вместе с ребенком подготовиться к главным православным праздникам и что в обрядовой стороне может быть особенно интересно маленькому христианину.
Бог нам в помощь!
«Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму Святому Твоему»
Когда мы только открываем для себя православие, его устроение, традиции и обычаи, то вначале все Дома Божии – часовни, храмы, церкви, соборы, обители – нередко кажутся нам различающимися лишь по размеру и внутреннему убранству. Между тем, у каждого из них – свое назначение и собственное имя.
Больше всего на православной земле приходских храмов – маленьких или больших церквей, в которые приходят помолиться люди одной местности, близко расположенной к данному храму (отсюда и выражение – приходскойхрам). В таких храмах совершаются все православные богослужения – литургия, всенощное бдение, крещение, венчание и пр.
Немало построили наши предки и соборов. Собор видно издалека – он большой и величественный. Но не в размере главное отличие собора от церкви. В соборе часто или постоянно служит один из архиереев – кто-то из епископов, митрополитов или даже сам Патриарх.
В соборе находится архиерейская кафедра (от греческого кафедра – стул, скамья) – специальное возвышение под сенью, где в определенные моменты богослужения находится архиерей.
Соборы могут находится непосредственно в самом городе (самый известные московские соборы – это Храм Христа Спасителя на Волхонке, Богоявленский кафедральный собор в Елохове и Успенский собор Московского Кремля) или на территории монастырей. Обычно, главный храм монастыря называется собором, например, собор во имя Живоначальной Троицы Свято-Данилова монастыря.
В монастырях не только проводится богослужение, но и в братских келейных корпусах живут монахи – люди, принявшие монашеские обеты девства, нестяжания (иначе говоря, добровольной бедности) и послушания. Большие монастыри называют Лаврами.
Лавры в прошлом имели большое экономическое и политическое значение, например, Троице-Сергиевская Лавра недалеко от Москвы или Киево-Печерская Лавра в Киеве. За удаленными монашескими обителями закрепилось еще одно именование – пустынь (от слова пусто, пустынно). На одном из островов озера Селигер и поныне стоит Нило-Столбенская пустынь.
В монастырских храмах и соборах не совершается таинство венчания – это связано с тем, что при вступление в монашество в числе обетов есть и добровольный отказ от семейной жизни.
Среди церковных строений немало часовен. Название «часовня» происходит от имени одного из богослужений – часы (первый, третий, шестой и девятый часы). Отличие часов от других общественных богослужений в том, что они при необходимости могут служится в отсутствие священника. Поэтому в древней церкви во многих удаленных от мест проживания людей местах строили часовни.
Делалось это для того, чтобы паломники или обычные путники могли прочесть в часовнях последование службы часов (в соответствующее время) или просто помолиться. Потом часовни стали строить на кладбищах – для служения панихид и поминовения умерших, над целебными или просто церковными источниками, а так же в местах, где произошло кровопролитное сражение или напротив, сретение иконы (то есть встреча с иконой).
Так у Воскресенских ворот Китайгородской стены Московского Кремля в конце XVII века на месте сретения Иверской иконы Божией Матери была построена одноименная часовня (ныне восстановленная).
Престольный праздник
Говоря о конкретной церкви или соборе, обычно мы прибавляем их имя и, часто, местоположение – храм во имя Николы Чудотворца в Хамовниках. Имя храма тождественно той иконе, церковному событию или святому, в честь которых был освящен храм.
Говоря точнее, в честь иконы или святого освящается престол – возвышение в алтаре, непосредственно на котором совершается богослужение. Поскольку алтарей в храме может быть несколько, то и престольных праздников у храма нередко бывает три или, у больших соборов, даже пять или семь.
Каждый престольный праздник – это значительное храмовое событие, как бы именины храма. В день празднования престола служится торжественное богослужение, оканчивающееся крестным ходом вокруг храма.
Базилика, ротонда, крест (крестово-купольные храмы)
Устройство храма тоже имеет свои особенности. По форме различают три основных вида храма – базилику (корабль), ротонду (круг) и вытянутый крест, увенчанный одним или несколькими куполами. Храмы в виде базилик и сейчас распространены в Греции и на Кипре. По внешнему виду – это обычные высокие вытянутые гражданские здания, увенчанные крестами.
Внутреннее пространство таких храмов организуется с помощью двух рядов несущих колонн (как правило, внешнюю сторону базилик тоже украшают колонны). Церковь в виде ротонды также более распространена на православном востоке, нежели в России. Однако, такие храмы есть и в Москве. Форму ротонды, например, имеет храм Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Большой Ордынке.
Самая распространенная форма храма в России – в виде креста (вытянутого от входа к алтарю и менее широкого непосредственно у алтаря). Так как крест внизу венчается куполами наверху, строение наших храмов принято называть крестово-купольными.
Ориентирован православный храм на восток. Связано это с тем, что на востоке восходит солнце, на востоке показалась Вифлиемская звезда, на востоке находился ветхозаветный рай – Эдем. Поэтому важнейшая часть храма – алтарь – находится в самой восточной части храма.
Храмовое пространство: притвор, храм и алтарь
Храмовое пространство можно разделить на три части – притвор, средняя часть храма, (собственно храм) и алтарь. Вход в храм предваряет паперть – обычно высокое крыльцо, иногда крытое. Отсюда выражение «стоять на паперти», то есть просить милостыню (раньше нищие стояли только у входа в храм).
В притворе в древней церкви во время богослужения находились кающиеся и ожидающие принять крещение, по-славянски «оглашенные». Притворы современных церквей обычно небольшие, что связано с утерей их прежнего значения. Территориально притвор – это пространство между входными дверями и дверями, ведущими собственно в храм, в иной современной церкви такого пространства нет вовсе.
Но понятие притвор осталось, сейчас так нередко называют пространство около свечной лавки (там торгуют свечами и иконами), которая обычно располагается сразу по входе в церковь.
Собственно храм – это пространство, примыкающее к алтарю, поэтому если в храме несколько алтарей, то к каждому будет примыкать свой «храм», по структуре похожий на остальные. В середине храма во время богослужения ставится аналой (высокая подставка) с иконой праздника, вспоминаемого церковью в этот день.
На стенах храма висят иконы (если храм древний, то кроме икон его стены, потолок и несущие колонны могут покрывать фрески). Перед иконами горят лампады и стоят подсвечники, куда верующие ставят свечи, молясь о здравии своих близких.
Свечи для поминовения умерших ставятся на канун – столик с лунками для свечей – который, как правило, находится недалеко от притвора.
Небольшое возвышение перед алтарем называется солеей. Кроме священнослужителей туда могут подниматься только те миряне, которые имеют особое послушание, связанное с богослужением – алтарники (те, кто помогает в алтаре и носит прямикирии – высокие свечи за богослужением) и церковный хор, который как правило стоит в левой и правой части солеи, называемой клиросом. В центре солеи находится амвон, откуда возвещаются проповеди.
Алтарь отделяется от храма алтарной преградой – иконостасом, который также имеет свою иерархию. В большинстве русских иконостасов пять рядов (в храмах XII – XV веков встречается и один), каждый из которых имеет свою тематику икон. Нижний ряд иконостаса называется местным, потому что в нем помещаются иконы, изображающие Господа, Богородицу или святых, в честь которых освящен престол этого алтаря.
В центре местного ряда располагаются царские врата, через которые во время богослужения может входить в алтарь только священник (или, во время помазания на царство, царь). На царских вратах помещаются иконы четырех евангелистов и икона Благовещения, над царскими вратами – икона Тайная вечеря. Слева и справа от царских врат расположены дьяконские двери, через которые в алтарь входят дьяконы и алтарники.
Над местным рядом иконостаса обычно помещается праздничный, с иконами всех основных православных праздников. Центральный ряд иконостаса – самый главный – называется деисус (в переводе с греческого – моление, предстояние). В середине его икона «Спас в Силах» по бокам от нее – молящиеся Спасителю Богородица и Иоанн Богослов, далее располагаются иконы апостолов.
В четвертом ряду иконостаса иконы пророков, в пятом – праотцев и ветхозаветных патриархов. Иконостас любого храма индивидуален, поэтому в его устройстве могут быть несовпадения с предложенной схемой.
В Божием Доме – церковном храме – все станет ближе и понятнее, если постараться неспешно разобраться с его внутреннем устройством. Убранство церквей различается между собой, назначение же его частей остается прежним. Подобный «пристрастный» осмотр храма можно сделать после богослужения и, конечно же, лучше – вместе с ребенком!
Источник: https://www.litres.ru/aleksandra-kudryavceva-korobova/mame-o-hrame/chitat-onlayn/
Новости
Человек, входящий в православный храм, прежде всего, должен помнить, что храм – это святое место. Эта святость храма требует и соответствующего благоговейного поведения.
Одежда
В храм необходимо приходить в приличной чистой одежде. Одежда не должна быть вызывающей или яркой.
При входе в храм мужчины снимают головные уборы, а женщины традиционно покрывают голову платком или шарфиком. Кроме того женщины должны быть одеты в юбки или платья не выше колен. Не следует также женщинам приходить в храм в брюках, а мужчинам в шортах или спортивном костюме. Женщинам необходимо воздержаться от использования косметики.
Дети в храме должны быть всегда под присмотром родителей. Плачущего ребенка нужно постараться успокоить. Если не получатся можно на время выйти из храма.
Общие
Перед входом или выходом из храма необходимо перекреститься и поклониться. Также необходимо поступить и войдя в притвор храма.
При входе в храм располагается церковная лавка, где можно приобрести свечи, иконы и церковные книги, а также подать записки о здравии и упокоении.
Желательно прикладываться к иконам и ставить свечи до начала богослужения.
В храме не должно разговаривать, смеяться или шутить.
Самое святое место в храме – алтарь, всегда обращенный на восток. Поэтому недопустимо поворачиваться спиной к алтарю.
Фото и видеосъемка в храме разрешаются только после благословления священнослужителей и, в основном, при совершении церковных таинств.
На всей территории храма запрещается курить и употреблять спиртные напитки. Не допускается и вход в храм с животными.
Женщинам в определенные физиологические периоды допускается войти в храм, но при этом не прикладываться к святыням и не участвовать в таинствах Церкви.
Во время богослужения
Если в храме идет богослужение, то необходимо с особой осторожностью подойти к иконам и подсвечникам, чтобы не помешать людям, молящимся в храме.
Если Вы вошли в храм во время особо важных частей богослужения – чтения Евангелия, Херувимской песни или Евхаристического канона, то следует остановиться при входе и дождаться их окончания.
Во время богослужения принято стоять, но если при этом человек испытывает трудность, то можно присесть на скамьи, находящиеся в храме.
Когда священник благословляет предстоящих рукой или совершает каждение молящихся с амвона, следует делать поклон без крестного знамения, а когда благословение совершается крестом или Чашей, полагается перекреститься, а потом поклониться.
Во время богослужения не следует смотреть по сторонам, рассматривать молящихся, спрашивать их о чем-либо, жевать жевательную резинку, держать руки в карманах, разговаривать по телефону. Телефон лучше вообще отключить или хотя бы перевести в беззвучный режим.
Общее понятие о таинствах
Православные христианские Таинства – это священнодействия, выраженные в православных церковных обрядах, посредством которых верующим передается невидимая глазу Божественная благодать, а также спасительная сила Божия.
Совершитель всех Таинств – Бог, причем совершение Таинств происходит через священнослужителей Церкви.
В православном христианстве существуют семь церковных Таинств:
— крещение
— миропомазание
— покаяние
— причащение (евхаристия)
— венчание (таинство брака)
— таинство священства
— таиство соборования.
Крещение, покаяние и евхаристия были установлены самим Господом Иисусом Христом, об этом в подробностях сообщается в Евангелиях Нового Завета. О Божественном происхождении других таинств свидетельствует церковное Предание.
Таинства это то, что неизменно, онтологически присуще Церкви и были заповеданы Господом Иисусом Христом. В отличие от этого, видимые священнодействия (обряды), связанные с исполнением Таинств, формировались постепенно на протяжении истории Церкви.
Внешнее устройство
Православный храм отличается от других сооружений и зданий. Чаще всего в своем основании он имеет форму креста, чем подчеркивается значимость крестной смерти Спасителя для всех последующих поколений людей. Иногда в форме корабля, что символизирует что Церковь, как кораблю ведет нас к тихой пристани спасения. Иногда в основании лежит круг – символ вечности.
Здание храма обычно венчается куполом, изображающим небо. Купол же венчает глава, на которой ставится крест — во славу Главы Церкви Иисуса Христа.
Различное количество глав на храме также имеет определенное символическое значение: две главы означают два естества Божественное и человеческое в Иисусе Христе, три главы — три Лица Святой Троицы, пять глав — Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав — семь таинств и семь Вселенских Соборов, девять глав — девять чинов ангельских, тринадцать глав — Иисуса Христа и двенадцать апостолов, иногда строят и большее количество глав.
Над входам в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница, то есть башня, на которой висят колокола, употребляемые, чтобы созывать верующих на молитву.
Внутреннее устройство храма
Внутри храм делится на три основные части:- алтарь;- средняя часть, или, собственно, церковь;
— притвор.
В притворе в первые века христианства стояли те, кто готовился к таинству Крещения. Иногда в притвор посылают стоять тяжко согрешивших для исправления. Также в притворе можно купить свечи, подать записки для поминовения, заказать молебен и панихиду и т. д. В средней части стоят все верующие во время богослужений.Алтарь – самая важная часть храма.
Он обычно находится на возвышении и отделен от средней части храма особой перегородкой с иконами, которая называется иконостасом.Храм обыкновенно стоится алтарем обращенным на восток – сторону, где восходит солнце, поскольку главу Церкви — Иисуса Христа верующие называют «Солнцем Правды». Каждый храм освящается в честь того или иного события Священной Истории, иконы Божией Матери или святого.
В алтаре совершаются богослужения и находится главная святыня – престол, который представляет из себя особо освященный стол, накрытый особыми облачениями. К нему могут прикасаться только священнослужители.
С левой стороны от престола находится жертвенник – стол, также облаченный специальными одеждами и на котором приготовляются дары для таинства Причащения.Иконостас, отделяющий алтарь от основной части храма имеет трое врат.
Средние, самые большие, называются царскими вратами, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в чаше со Святыми Дарами. В эти двери никому не позволено проходить, кроме священнослужителей.
Боковые двери — северную и южную — называют еще диаконскими: чаще всего через них проходят диаконы.
Направо от царских врат помещается икона Спасителя, налево — Божией Матери, далее — образа особо чтимых святых, причем справа от Спасителя обычно располагается храмовая икона: на ней изображен праздник или святой, в честь которого освящен храм.
Перед иконостасом имеется возвышение, которое называется солея, а центральная часть солеи перед царскими вратами называется амвон. На нем диакон произносит ектении, читается Святое Евангелие и совершается причащение верующих.По краям солеи располагаются клиросы – места для чтецов и хора.
В храме имеется еще канун или канон, с изображением распятия и рядами подсвечников. Находится он обычно в правой или левой части храма.Перед ним служатся заупокойные богослужения — панихиды.
Священно и церковнослужители
Совершители богослужения в храме разделяются на священнослужителей и церковнослужителей.
1. Священнослужители — лица, получившие в таинстве Священства через епископское рукоположение (хиротонию) благодать Святого Духа для служения Церкви.
2. Церковнослужители — лица, получившие благословение прислуживать в церкви во время богослужения.
Священнослужители
Священнослужители различаются по степеням священства. Таких степеней три:
1) епископы;2) пресвитеры (священники);
3) диаконы.
Епископ — это высшая степень священства в Церкви. В зависимости от масштаба территориального управления Церкви и ее исторических условий епископы получают различные наименования. Епископ, управляющий Церковью целой страны, обычно называется Патриархом, т.е. первым из епископов.
Епископ, управляющий Церковью областного значения, в зависимости от территориальных и исторических условий, называется митрополитом, архиепископом или просто епископом. Звание митрополита или архиепископа часто дается отдельным епископам как почетное отличие, как награда за особые заслуги или за многолетнее ревностное служение Церкви. Митрополит у нас в России носит в отличие от прочих архиереев белый клобук.
Вторую степень священства составляют священники, пресвитеры (пресвитер означает «старший»). В таинстве Хиротонии священники получают благодать и право: а) учить народ, б) совершать церковные службы, в) совершать таинства, кроме таинства Священства. Пресвитеры носят название: иереи, протоиереи и протопресвитеры.
Протоиерей (первый иерей) — звание, которое даётся священнику как почетное отличие перед остальными священниками за заслуги или долголетнее служение. Иереи из монахов называются иеромонахами.
Третью степень священнослужителей составляют диаконы, в монашестве — иеродиаконы. Диаконы не совершают таинств самостоятельно, а только помогают епископам и священникам при их совершении.
Церковнослужители
Церковнослужители в Православной Церкви составляют низший круг. К церковнослужителям относятся: иподиаконы (т.е. помощники диакона), чтецы, певцы и свещеносцы (в народе их называют псаломщиками и пономарями).
Церковнослужители имеют право читать за богослужениями Апостол, Псалтирь, паремии — все, кроме Евангелия, и наблюдать за чистотой и порядком в храме, все обязанности, возлагаемые на церковнослужителей, могут исполняться и мирянами, но только с благословения священника или архиерея.
Источник: http://www.izmsobor.ru/ru/novosti/2-uncategorised/1-o-kompanii
Амвон в храме
Определения из сканвордов слова АМВОН
- Трибуна для проподей
- трибуна — у лектора, а что у батюшки
- «Трибуна» для чтения Священного Писания
- в зале трибуна, а что в церкви
- в православных церквах — возвышение перед алтарем, иконостасом для произнесения проповедей
- в христианском храме-возвышение, на котором совершается часть богослужения, и произносятся проповеди
- возвышен. в церкви
- возвышение в храме
- возвышение в храме перед Царскими Вратами
- возвышение в церкви
- возвышение для проповедника
- возвышение для чтения Священного Писания
- возвышение перед алтарем
- возвышение перед алтарем в православной церкви
- возвышение проповедника
- возвышение у алтаря
- возвышение, подмостки
- возвышенная площадка в церкви перед иконостасом, с которой произносятся проповеди
- возвышенная площадка перед иконостасом
- выступ солеи перед средней частью иноностаса
- кафедра перед алтарем
- м. греч. возвышенное или поднятое место для проповедника, сказателя речи в православной церкви, место перед иконостасом, где читаются ектении, Евангелие, проповеди бывает для проповедей и особый амвон среди трапезы возвышение среди церкви, для облачения архиерея. Амвонные ступени
- площадка в храме
- подмостки (устар.)
- подмостки в церкви
- скажите по-гречески «возвышение»
- трибуна
- трибуна для проповеди
- трибуна для чтения пастве
- трибуна праведника
- трибуна проповедника
- трибуна, проповедь
- у лектора -трибуна, а что у батюшки
- храм
- церковная «трибуна» для проповедей
- церковное возвышение
- «Трибуна» для чтен. Священ. Писания
- кафедра проповедника
- возвышен. для чтен. Священ. Писания
- Возвишение в церкви
- «Трибуна» в церкви
- площадка перед иконостасом
- Трибуна перед алтарем
- церковная трибуна
- у лектора трибуна, а что у батюшки
амвон
возвышение в церкви
Альтернативные описания
• выступ солеи перед средней частью иноностаса.
• в православных церквах — возвышение перед алтарем, иконостасом для произнесения проповедей
• в христианском храме-возвышение, на котором совершается часть богослужения, и произносятся проповеди
• возвышение для проповедника
• возвышение перед алтарем в православной церкви
• возвышение, подмостки
• возвышенная площадка в церкви перед иконостасом, с которой произносятся проповеди
• трибуна праведника
• возвышение в храме перед Царскими Вратами
• возвышенная площадка перед иконостасом
• скажите по-гречески «возвышение»
• возвышение в храме
• трибуна проповедника
• трибуна для проповеди
• трибуна, проповедь
• возвышение перед алтарем
• трибуна
• у лектора -трибуна, а что у батюшки?
• возвышен. в церкви
• возвышение у алтаря
• храм
• церковная «трибуна» для проповедей
• церковное возвышение
• в зале трибуна, а что в церкви?
• трибуна для чтения пастве
• кафедра перед алтарем
• возвышение проповедника
• площадка в храме
• возвышение для чтения Священного Писания
• подмостки в церкви
• «трибуна» для чтения Священного Писания
• Возвышенная площадка в церкви перед иконостасом, с которой произносятся проповеди
• Четырёхугольное возвышение в центре храма, перед алтарем
• «Трибуна» для чтения Священного Писания
• в зале трибуна, а что в церкви
• выступ солеи перед средней частью иноностаса
• м. греч. возвышенное или поднятое место для проповедника, сказателя речи; в православной церкви, место перед иконостасом, где читаются ектении, Евангелие, проповеди; бывает для проповедей и особый амвон среди трапезы; возвышение среди церкви, для облачения архиерея. Амвонные ступени
• подмостки (устар.)
• скажите по-гречески «возвышение»
• у лектора -трибуна, а что у батюшки
• церковная «трибуна» для проповедей
• у лектора трибуна, а что у батюшки?
• «Трибуна» для чтен. Священ. Писания
• «трибуна» для чтен. Священ. Писания
Православная церковь
Архиерейский амвон в русском православном храме
До XVII века в православии использовали амвоны византийского типа. На Руси они известны с XII века. Единственный сохранившийся русский амвон данного типа происходит из новгородского Софийского собора и хранится в Русском музее.
После XVII века амвоны византийского типа вышли из употребления, и название «амвон» перешло на примыкающий к солее полукруглый выступ перед Царскими вратами. Именно на этом амвоне происходят самые торжественные богослужебные входы и выходы.
Архиерейский амвон
Образом древнего амвона в Русской церкви в настоящее время является невысокий помост в центре храма, используемый при архиерейском богослужении. Он называется архиерейским амвоном, восходницей, облачальным местом или рундуком.
В случаях, предусмотренных типиконом, на архиерейском амвоне может устанавливаться седалище — кафедра. По этой причине иногда ошибочно архиерейский амвон называют кафедрой. На архиерейском амвоне епископ находится до входа в алтарь, на нём же происходит его облачение.
С архиерейского амвона протодиакон читает Евангелие.
Ссылки
- Статья «Амвон» на сайте Русской православной церкви. Архивировано 30 ноября 2012 года.
- Архиерейский амвон (статья в Энциклопедии Православия) (недоступная ссылка). Архивировано 19 января 2008 года.
- Иллюстрированный словарь церковных православных терминов — внутреннее устройство и убранство храма. Архивировано 30 ноября 2012 года.
Алтарь
Алта́рь (лат. altarium) — жертвенник (от altaria — навершие жертвенника, приспособление для сжигания жертвы; от altus — высокий). Первоначально — сооружение для совершения ритуальных жертвоприношений. В православной традиции — главная, обычно восточная, часть храма, как правило, отделённая от общего помещения иконостасом.
Амбон
Амбо́н:
Амбон (остров) — остров в Юго-Восточной Азии.
Амбон (город) — административный центр провинции Молукка, Индонезия.
Амбон (сражение) — сражение Второй мировой войны, часть Голландско-Ост-Индской операции
Амьенский собор
Собор Амьенской Богоматери (фр. Cathédrale Notre-Dame d’Amiens) — кафедральный собор католической епископии с центром в пикардийском городе Амьен (Амьенской епархии). По своему объёму (200 000 м³) он превосходит все готические соборы Франции.
Амьенский, Шартрский и Реймсский соборы считаются эталонами чистейшей готики. Архитектура собора включает в себя также следующие элементы готического стиля: высокая или зрелая готика (особенно апсид) и пламенеющая готика (особенно большая роза, северная башня, амвон и кресла со спинкой). Длина собора 145 м и высота свода — 42,30 м (близкая к максимальной высоте для архитектурных сооружений такого типа). С 1981 г. собор входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Арцтовский (антарктическая станция)
Польская антарктическая станция им. Генриха Арцтовского (польск. Polska Stacja Antarktyczna im. Henryka Arctowskiego, кратко Арцтовский, англ. Arctowski) — польская круглогодичная антарктическая станция, расположенная в Заливе Адмиралтейства на Острове Короля Георга в архипелаге Южных Шетландских островов. Открыта 26 февраля 1977 года. Была названа в честь Генриха Арцтовского, исследователя Антарктики.
Баптистерий православных
Баптистерий православных (итал. Battistero degli Ortodossi), иначе Баптистерий Неона (итал. Battistero Neoniano) — баптистерий в Равенне, древнейшее сохранившееся здание города. Один из самых значительных в мире памятников византийской мозаики.
Благовещенский собор (Александрия)
Кафедральный соборный храм Благовещения Богородицы (греч. Ιερός Καθεδρικός Ναός Ευαγγελισμού της Θεοτόκου) — главный храм Александрийской православной церкви и кафедра Папы и Патриарха Александрийского и всей Африки, расположенный на площади Тахрир в городе Александрия в Египте. Построен в 1847—1857 годах. Костяк прихожан Благовещенского собора составляет греческая община Египта.
По архитектуре храм представляет собой трёхнефную базилику. Длина собора — 41,80 м, ширина — 23,6 м, высота — 32,4 м. По мнению Дональда Рида, собор был построен в «неоготическом, а не нео-византийском стиле».
Общая площадь составляет 1115,23 кв. м. Мраморный иконостас, патриарший трон, седилия и амвон были сделаны Иаковосом Варутисом из Константинополя. Двери, окна, скамьи, балдахин и другие скульптурные детали были выполнены Георгиосом Филиппидисом. Золочение иконостаса, престола и амвона был выполнено Михаилом Ларозасом. Позолоту нефа сделали братья Иордану. Иконы были созданы в Египте и Константинополе, окна — в Париже, часы — в Лондоне, а паникадила — в России.
Иоанн VI (папа римский)
Иоанн VI (лат. Johannes PP. VI; 655 — 11 января 705) — Папа Римский с 30 октября 701 года по 11 января 705 года.
Кафедра (возвышение для оратора)
Кафедра — трибуна, возвышенное место в церквях, синагогах и мечетях, с которого духовное лицо читает проповедь.
Крымский (Усть-Донецкий район)
Крымский — хутор в Усть-Донецком районе Ростовской области.
Является административным центром Крымского сельского поселения.
Палоско
Палоско (итал. Palosco) — коммуна в Италии, располагается в регионе Ломбардия, подчиняется административному центру Бергамо.
Источник: https://karavay35.ru/amvon-v-hrame/
Алтарь. Инфографика — Православный журнал
Вы можете скачать и распечатать этот материал в формате А3.
Алтарь (лат. «высокий») — священное место для принесения жертвы Богу. В храмовом пространстве алтарь символизирует Рай. Главное в алтаре —Святой престол, на нем совершается главное Таинство Церкви — Евхаристия.
Горнее место
— самая дальняя, восточная часть алтаря. На седалище, устроенной на Горнем месте, восседает архиерей в определенные моменты архиерейского богослужения, а сослужащее ему духовенство располагается по сторонам. В обычных приходских храмах на Горнем месте символически располагается трон Архиерея или стоит лампада или высокая свеча, а по сторонам — скамьи для священников.
Горнее место символизирует видение Иоанна Богослова: Сидящего на престоле Господа, а возле него восседавших царей и священников (Откр 4:4).
Святой престол
— стол, стоящий в центре алтаря напротив Царских врат. На престоле совершается Таинство Евхаристии, а также располагаются священные предметы: антиминс (четырехугольный плат с изображением положения Христа во Гроб и вшитой в него частицей мощей) с подписью правящего архиерея, Евангелие, напрестольные кресты и дарохранительница. В дарохранительнице хранятся запасные Святые Дары. Таким образом в храме постоянно объективным образом присутствует Сам Господь.
Семисвечник
— особый светильник с семью лампадами. Семисвечник стоит на престоле напротив Царских врат, либо отдельно, сразу за престолом. Изначально семисвечник был в Скинии Собрания, а затем в Иерусалимском храме. Семисвечник символизирует семь духов Божиих из видения апостола Иоанна Богослова (Откр 4:5), полноту даров Святого Духа и семь Таинств Церкви.
Запрестольный крест
— большой переносной крест с изображением Распятия. Во время крестного хода запрестольный крест выносится из алтаря. Симметрично с запрестольным крестом расположена выносная икона Богородицы. Запрестольный крест располагается за престолом напротив Царских врат у Горнего места — у правого угла престола, икона Богородицы — у левого.
Жертвенник
— стол у северной стены алтаря, слева от престола. На жертвеннике совершается проскомидия, т. е. готовятся хлеб и вино для Евхаристии. На жертвеннике или рядом с ним хранятся священные сосуды для совершения Евхаристии.
Иконостас – стена из нескольких рядов икон во всю ширину храма, отделяющая алтарь. Для прохода в алтарь в иконостасе имеются три двери – Царские врата, северные и южные дьяконские врата.
Царские врата — символизируют двери Рая.
Завеса — занавес за иконостасом, разделяющий Царские врата и престол. Во время богослужений она то открывается, то закрывается. Завеса может быть разного цвета в зависимости от праздника. В ветхозаветном храме завеса отделяла Святое Святых от храма. Во время крестной смерти Спасителя завеса Иерусалимского храма разорвалась надвое в знак того, что рай теперь открыт для всех, кто последует за Христом.
Амвон (древнегреч. «возвышение») — полукруглое возвышение перед иконостасом напротив Царских врат.
На амвоне читается Евангелие, произносятся ектении и проповеди.
Солея (греч. «ровное место») — возвышение перед иконостасом во всю ширину храма.
https://www.youtube.com/watch?v=KDzqjnJDFko
Вы можете скачать и распечатать этот материал в формате А3.
(21
Источник: https://foma.ru/altar-infografika.html