Ветхий завет
Все Ветхозаветные книги по содержанию разделяются на четырераздела:
1. Законоположительные,то есть составляющие главное основание Ветхого Завета. Это пять книг пророкаМоисея:
1) Бытие; 2) Исход; 3) Левит; 4) Числа; 5) Второзаконие.
2. Исторические,содержащие преимущественно историю религии и жизни еврейского народа,сохранявшего веру в истинного Бога: 1) Книга Иисуса Навина; 2) Книга Судей (сней вместе — книга Руфь); 3) Первая и вторая книги Царств;
4) Третья и четвёртая книги Царств; 5) Первая и вторая книгиПаралипоменон (дополнений); 6) Первая книга Ездры и книга Неемии; 7) КнигаЕсфирь.
3. Учительные,содержащие учение о вере: 1) Книга Иова; 2) Псалтирь царя Давида; 3) ПритчиСоломона; 4) Екклезиаст (то есть церковный проповедник) [тоже Соломона]; 5)Песнь Песней (то есть превосходнейшая песнь) [тоже Соломона].
4. Пророческие, тоесть содержащие пророчества, предсказания о будущем. Это книги великихпророков: 1) Исаии; 2) Иеремии; 3) Иезекииля; 4) Даниила и 5) Книги двенадцатималых пророков.
Приведенное выше исчисление Ветхозаветных книг, когданесколько книг могут быть соединены и записаны здесь под одной цифрой, связанос количеством букв еврейского алфавита: еврейские священники в древностирасположили эти книги так, чтобы их было 22, в соответствии с количеством буквеврейского алфавита, хотя на самом деле этих книг больше. Православная Церковьсчитает каждую книгу отдельно, без искусственного сокращения их количества.
Эти 22 книги (по еврейской традиции) являются каноническими. Они создавались надревнееврейском языке в разное время, а около 164 года до Р. X., послевозвращения евреев из Вавилонского пленения, были окончательно собраны,проверены и помещены в Иерусалимском храме. Так был составлен канон ветхозаветных книг (канон —образец, верный, правильный список).
Кроме этих книг есть ещёнеканонические книги. Они сохранились и были взяты из греческого переводаветхозаветных книг, сделанного за три столетия до Рождества Христова.
Этотперевод пользуется особым уважением Православной Церкви, именно с него былсделан перевод Ветхого Завета на славянский язык.
К неканоническим книгамВетхого Завета относятся: 1) Книга Товита; 2) Книга Иудифь; 3) ПремудростиСоломона; 4) Книга Иисуса, сына Сирахова; 5) Послание Иеремии; 6) Книга Варуха;7) Три книги Маккавейские;8) Третья книга Ездры.
Знаете ли вы, что такое книги Рейки? В отличие от советских атеистических времён, сегодня никто не станет отрицать тот факт, что самой популярной книгой за несколько последних веков была и остается Библия. Часто на короткое время вспыхивает популярностью некий бестселлер, чтобы тут же угаснуть и быть забытым — на века. В долгом обороте останутся Рейки книги в силу их постоянной полезности. Тем более, что книги Рейки находятся в Сети в открытом доступе. Их можно читать прямо сейчас. |
СЮЖЕТЫ ВЕТХОГО ЗАВЕТА: СОТВОРЕНИЕ МИРА, СОТВОРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА,ГРЕХОПАДЕНИЕ
О сотворении мира и человека
Человек — существо особенное, наделённое разумом, речью и свободной волей. Будучи обладателемразума и осмысленного слова, человек с самых древних времён стремился объяснитьпроисхождение всего видимого и даже невидимого, но явного или иногдаоткрывающегося человеку.
Все народы занимались такими «объяснениями» исоздавали мифы, легенды и сказания о сотворении мира и человека.
О том,насколько они близки к истине, до сих пор спорят учёные, но мифологическиесюжеты нашли своё место в сознании людей, отражаясь в творчестве древнейшихбезымянных художников, классиков Возрождения, Средневековья и Нового времени, атакже в современном искусстве.
Представления разных народов о начале бытия всего сущегопоражают удивительным сходством в самых главных, первоначальных и определяющихчертах. В большинстве мифов и религий Земля и Человек возникли по достаточно
общей, так сказать, типовой модели. Жители тихоокеанскихостровов, ацтеки и другие древние народы сохранили в своей памяти версиюсоздания Вселенной, схожую с той, которую донесла до нас Библия.
Книга «Бытие» Ветхого Завета рассказывает о факте ипоследовательности творения мира чрезвычайно лаконичным и подлинно поэтическимязыком, на протяжении тысячелетий доступным для понимания и духовноготворческого осмысления.
Эти сжатые и вдохновенные строки и поныне остаютсяисточником размышлений, споров, откровений, творческих поисков и воплощений.
Отсотворения мира велось первое летосчисление (5508 лет до Рождества Христова),прообразом семидневной недели явились шесть дней творения и седьмой день отдыхаТворца от всех дел Своих.
Давайте познакомимся с текстом книги «Бытие» Ветхого Завета.Читать нужно вдумчиво и не спеша, потому что эта книга, как и вся Библия,является не только древнейшим историческим и культурным памятником, но и высшейдуховной поэзией. Большинство народов планеты обращается к Библии как кисточнику вдохновения и руководствуются ею в своём философском и художественномтворчестве.
БЫТИЕ
Глава 1
1. В начале сотворил Бог небо и землю1 2. Земляже была безвидна и пуста2, и тьма над бездною,
Слово «небо» означает здесьневидимый духовный мир, а «земля» — видимую материю.
Слова «безвидна и пуста» характеризуютпервобытную массу, дают идею о состоянии полного хаоса, в котором элементыбудущего света, воздуха, земли, воды и также зародыши растительной и животнойжизни не поддавались ещё никакому различению и были как бы перемешаны междусобой.
[И далее идет текст кн. Бытия 1 – 2 гл.].
Грехопадение Адама и Евы
Согласно Библии, человек был создан как мудрый хозяинприроды, владеющий речью, способный постигать суть предметов явлений и имеющийправо давать названия каждой твари (от слова «творить», т. е. сотворенныесущества). Для человека были созданы необыкновенно благоприятные условия: онжил в раю, где всё было в изобилии для него и его жены.
Однако первым людямбыла дана заповедь: не есть плодов дерева познания добра и зла. Третья главакниги «Бытие» рассказывает, что, имея всё полезное для жизни, первые людисоблазнились запретными плодами, в результате чего стали доступны греху исмерти.
Имея по-прежнему свободную волю в любом выборе, люди стали склонятьсяко злу, что наполняло их жизнь ижизнидругих людей страданиями и несчастиями.
После грехопадения люди от рожденияимеют способность распознавать добро и зло, но духовная незрелость не позволяетим правильно сделать выбор, склоняя их к сиюминутной выгоде или удовольствию иделая их пленниками греха, зла. О том, как произошло грехопадение первогочеловека и его жены, рассказывает третья глава книги «Бытие».
Использованы материалы кн.:
А.В. Бородина Основыправославной культуры, Москва, «покров»,2003
Источник: http://www.hrono.ru/religia/pravoslav/vzavet.php
Глава I. Коран и ветхий завет
Назад
﴿دراسة مقارنة بين القرآن والإنجيل ﴾
] Русский–Russian– روسي [
Айдын Ариф оглы Али-заде
﴿دراسة مقارنة بين القرآن والإنجيل﴾
« باللغة الروسية »
أيدين علي زده
Айдын Ариф оглы Али-заде
БИБЛИЯ И КОРАН
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
(МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Введение
Три мировые религии – Иудаизм, Христианство и Ислам имеют в своих истоках общие черты и в этом смысле являются родственными. Все это отчетливо видно при сравнении первоисточников этих религий Ветхого Завета, Нового Завета, Корана и Сунны. Однако именно эти сравнительные аспекты являются малоисследованными. В своем большинстве работы ученых были направлены на исследование проблем, связанных с Иудаизмом, Христианством, Исламом и их первоисточниками в отдельности.
Научное исследование библейского мировоззрения восходит к античному времени. Этой теме посвятили свои произведения древнеримские философы Порфирий, Цельс и император Юлиан. Основы современной библеистики были заложены выдающимся ученым и философом Барухом Спинозой. На протяжении последующих столетий над данной проблемой работали Ж.Астрюк, А.Кюэнен, К.Г.Граф, Г.Гупфельд, Ю.Велльгаузен, В.М.
де Ветте. Одними из основоположников библеистики были также французские философы 18-го века, в особенности П.А.Гольбах. Среди современных библеистов следует особо выделить З.Косидовского, А.Донини, Б.Рассела, Л.Таксиля. Крупных успехов в этой области достигла российская библеистика. Здесь фундаментальные исследования были проведены такими учёными как И.Свенцицкая, А.Ранович, И.Крывелев, И.Шифман.
Научное исследование Корана и Сунны же предпринималось со стороны Л.Н.Климовича, Р.Белла, Г.Бергштрессера и других ученых.
Существует несколько работ христианских теологов посвященных сравнительному анализу Ислама и Христианства. Среди них можно выделить работы Петра Достопочтенного и Иоанна Дамаскина.
Несколько больше работ, посвященных сравнительным аспектам мусульманского и христианского вероучения, были написаны со стороны мусульманских ученых. Некоторые средневековые мусульманские учёные в той или иной степени касались этого вопроса. Специфической особенностью их работ являлась критика Библии с позиции Исламского вероучения. Среди них следует особо отметить таких ученых как Аш-Шахрастани и Ибн Хазма. В прошлом столетии этой теме посвятили свои работы Ахмад Дидат, Абдул Ахад Дауд.
Однако многие из этих работ в настоящее время устарели, и ощущается необходимость в новизне подходов к проблеме. Кроме того, многие ученые рассматривали проблемы с точки зрения привычной для них системы ценностей. Так, некоторые европейские и российские учёные подходили к проблемам с позиций атеизма. Произведения же христианских и мусульманских авторов средневековья носили в основном полемический и апологетический характер.
Данная работа является попыткой освещения проблемы сравнительных аспектов первоисточников Христианства и Ислама с новых позиций. Ее целью является исследование смыслов некоторых библейских и коранических повествований и выявление их истоков и взаимосвязи.
Глава I
Все религиозные системы мира имеют священные писания, написанные, согласно их вероучениям, по внушению Бога (у монотеистов), или богов (у политеистов). У буддистов это Питаки, у зороастрийцев – Авеста, у индуистов – Веды. Монотеистические религии представлены двумя книгами Библией (в Иудаизме и Христианстве) и Кораном (в Исламе).
Принимая во внимание исторические данные, а также схожесть многих действующих лиц и событий в Ветхом завете и Коране следует, что они исходят от единой древнейшей семитической монотеистической традиции.
У истоков этой традиции, согласно этим священным писаниям, стоял пророк Ибрахим (Авраам) и его потомки. Книги Ветхого Завета (евр. Танах) зародились в среде евреев – его потомков от младшего сына Исхака (Ицхака), а Коран в среде арабов – потомков его старшего сына Исмаила (Ишмаэля).
Этим обстоятельством объясняются отличительные особенности Ветхого Завета и Корана.
Коран, возникший в арабской этнической среде, признаётся своими последователями (мусульманами) Божьим откровением, данным Мухаммаду Творцом в VII веке н.э.
В Коране неоднократно говорится о том, что Ислам не является чем-то совершенно новым, а существовал во все времена как религия пророков. Таким образом, здесь утверждается преемственность веры и истинность древних пророчеств.
Миссия Мухаммада состояла лишь в реформе закона, а не его отмене. Реформировать же закон следовало в связи с тем, что:
- Кончились времена ниспослания откровений отдельным народам, и появилась необходимость всемирной религии.
- Окончательную реформу веры должен был сделать посланник вышедший из среды потомков Исмаила, старшего сына Ибрахима с которым был заключён завет Бога.
- Возникла необходимость замены прежних текстов священных писаний в связи с тем, что они были искажены и изменены человеческим творчеством.
Таким образом, в Коране утверждается, что наличие «трудных мест» в Библии, о которых речь пойдёт ниже, происходит от систематического искажения её смыслов со стороны иудейского и христианского жречества.
Коран имеет 114 глав (сур) независимо от того, где и когда он был издан. Оригиналы Корана, сохранились до наших дней. Они были составлены в период правления третьего праведного халифа Османа (644-656 г.г.) [20, c. 141-142] ближайшими сподвижниками Мухаммада на основе свитков, проверенных самим пророком. Все последующие издания этой книги в точности повторяют текст оригинала. Не существует списков Корана, расходящихся с османовской редакцией.
Ни одно из основных направлений Ислама не подвергало сомнению количество сур в Коран и никогда не вело дискуссий между собой по поводу того, какие из них должны войти в Писание, а какие – нет. По единогласному мнению всех мусульман Коран является результатом Божественного откровения и не подлежит людскому суду.
В последние десятилетия Коран был переведён с арабского на многие языки народов мира. Однако выносить какие-либо независимые от мнения мусульманской общины суждения (фетвы) или вести богослужения на языке перевода запрещается. Из этого следует, что язык оригинала обязателен, в связи с тем, что любой перевод в конечном итоге несовершенен и хоть немного, но искажает истинный смысл Божественного послания. Поэтому не известно ни одного альтернативного канонизированного текста этого писания.
В Коране не обнаружено смысловых противоречий или несоответствий данным современных наук.
«Артур Джеффери работал над проблемой критического издания Корана до середины 50-ых годов. Однако уже первые подходы к её решению выявили значительные сложности, поставившие под сомнение саму выполнимость задачи, и с конца 50-ых годов интерес к проблеме критического издания среди западных исламоведов практически исчез» [19, c. 22].
В связи с этим Коран никогда не был подвержен сколько-нибудь серьёзной научной критике со стороны оппонентов.
Священная книга иудеев и христиан – Библия делится на 2 неравные по объему части: Ветхий Завет и Новый Завет.
Ветхий Завет состоит из следующих книг:
- «Тора» (Закон), который, в свою очередь, состоит из книг Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Иначе эти пять книг называются Пятикнижием.
- «Небиим» (Пророки) – состоящие из книг старших пророков (Иисуса Навина, Судей Израилевых, Руфи, I и II книг Самуила, I и II книг Царей), книг «младших» пророков (Исаии, Иеремии, Иезекииля) и двенадцати «малых пророков» (Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии).
- «Ксубим» (Священные или агиографические писания) состоящие из Псалмов (Псалтырь), Притчей Соломоновых, книг Иова, Песни Песней, Плача Иеремии, Екклесиаста, Есфири, Даниила, I и II книг Ездры и Неемии, I и II книг Хроник (Паралипоменон).
Все эти книги писались в разное время в и окончательно сложились лишь в конце I в. до н.э.
Еще несколько книг не были признаны евреями, так как они были написаны на греческом языке. Это книги Товита, Иудифь, Премудрости Соломона, пророка Варуха, Послание Иеремии, молитва Манассии, I и II книги Маккавеев. Для евреев диаспоры, и первых христиан они являлись текстами «вторичного канона».
Католическая и православная Библии включают все эти книги. К книгам «вторичного канона», признанных католичеством и православием, относятся также книги Премудростей Иисуса, сына Сирахова, II и III книги Ездры и III книга Маккавейская. Все эти книги названы неканоническими, но, тем не менее, включены в священное писание этих конфессий.
Протестанты же эти книги отвергают.
Таким образом, количество текстов, вошедших в священное писание, различно во всех трёх основных конфессиях Христианства.
Новый Завет состоит из 27 книг во всех конфессиях христианства.
Исторические и филологические исследования текстов Библии показывают наличие в них поздних вставок и компиляций. Например, еврейском варианте Ветхого Завета Бог называется по-разному. В первой главе книги «Бытие» Он называется Элохим. С четвёртого стиха второй главы этой книги Он называется Яхве.
В последующих стихах встречается как имя Яхве, так и имя Элохим и даже оба имени вместе. Причем Элохим буквально переводится как «боги», то есть во множественном числе. В результате исследований выяснилось, что если выписать отдельно те и другие стихи, то получится два последовательных и независимых друг от друга рассказа.
Это видно, в частности, на примере повествования об Иосифе, где говорится то о Яхве, то об Элохим. То же самое, особенно наглядно, видно в повествовании о всемирном потопе. Это дало повод некоторым ученым предположить, что в Торе соединены два текста. Один из них об Элохим, другой о Яхве. Согласно иудейской традиции оба имени принадлежат единому Богу.
Но даже в этом случае последовательность выписанных повествований о Яхве и Элохиме указывает на то, что эти тексты изначально были различны и лишь впоследствии были соединены.
Все эти факты были открыты и сформулированы в XVIII веке библеистами Ж.Астрюком и Г.Б.Виттером [46, c. 83]. Ж.Астрюк считал, что все противоречия в Торе происходят от механического и неотредактированного совмещения двух источников неизвестными составителями ветхозаветных книг.
Позже один из этих источников был назван Яхвистом. Он обозначается в научной литературе символом J (Jahwe). Второй источник был назван Элохистом и обозначен символом Е (Elohim). Они оба возникли, предположительно, в период распада Израильско-иудейского царства после царя Соломона (X-IX в.в. до н.э.).
Далее оказалось, что Элохист состоит из двух частей. Это утверждал Г.Гупфельт. Вторая часть относящаяся, скорее всего, к периоду «вавилонского плена», называется Жреческим кодексом и обозначается буквой Р (Priestercodex). В основе Жреческого кодекса лежит книга «Левит», а также некоторые другие стихи Торы. Priestercodex содержит правила культа, обрядов, образа жизни священников, а также всей еврейской общины.
Последним источником Пятикнижия является Второзаконие. Её обозначают буквой D (Deuteronomium). В ней отражены реформаторские тенденции, предпринятые иудейским жречеством для укрепления древней религии на более позднем этапе истории. Этот источник появился в VII-VI веке до новой эры.
Считается, что все части Пятикнижия, т.е. источники J, E, D и Р были скомпонованы вместе в середине VI века до н.э.
В связи с этими открытиями было поставлено под вопрос авторство Торы. Согласно древней иудейской традиции Моисей получил Тору на горе Синай в результате откровения от Бога. Архимандрит Никифор писал: «Моисеево Пятикнижие состоит из пяти книг, написанных пророкоми Боговидцем Моисеем» [6, c. 483].
Однако исследования, начатые библеистами с XVIII века опровергли эту церковную доктрину.
Источник: https://islamtv.ru/books-115.html
Должен ли христианин прочитать весь Ветхий Завет?
сайт Горловской и Славянской епархии
Зачем читать Ветхий Завет, если ветхозаветный закон уже отменён? Как приступать к его чтению? Читать всё по порядку — или начать с какой-то определённой книги? Что делать, если непонятно, трудно, неинтересно? Ответил протоиерей Александр Хворост, настоятель храма святого мученика Иоанна Воина Дружковки.
Зачем читать?
Ветхий Завет составляет большую часть Библии, и христианину очень важно ознакомиться с его содержанием. Зачем его читать? Как учат нас святые отцы, Новый Завет в Ветхом скрывается, а Ветхий в Новом раскрывается. Надо попытаться прочитать Ветхий Завет через призму Нового.
Если это удастся, мы увидим, что Ветхий Завет готовил человечество к принятию Сына Божия, это было его главной задачей. Когда Господь наш Иисус Христос беседовал с законоучителями своего времени, Он говорил: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:39).
То есть Ветхий Завет говорит нам о Христе, и именно потому нам стоит прочесть его. Он ведёт нас к Нему.
Второй аспект: Ветхий Завет — часть Священного Писания, то есть он был написан через избранных мужей Духом Святым, это наша духовная пища, которая благодатно воздействует на нашу душу, насыщая её Словом Божьим. По этой причине читать его и нужно: это полезно и назидательно. Неслучайно духовенству и мирянам благословляется читать Священное Писание ежедневно. Изучением Ветхого Завета можно украсить многодневные посты: Великий, Петров, Успенский, Рождественский.
Какие сложности могут возникнуть с чтением Ветхого Завета?
Он писался много тысяч лет подряд, в разных исторических и культурных условиях, представителями разных народностей. Разобраться во всех нюансах — это труд, и нелёгкий. Думаю, целой жизни не хватит, чтобы изучить его досконально. Как бы я рекомендовал изучать его? — с точки зрения Священной истории. У нас есть её замечательные изложения: «Библейская история Ветхого Завета» А. П.
Лопухина и «Священная история Ветхого Завета» протопресвитера Михаила Богословского, которые можно найти не только в печатном, но и в электронном виде. Эти книги помогут ознакомиться с историей Ветхого Завета. Для начала этого будет достаточно.
Почему для начала? — потому, что если взяться читать всё подряд, можно заблудиться, как в дремучем лесу, так что изучать ветхозаветные книги надо последовательно.
С чего начать?
Думаю, начинать чтение лучше с Книги Бытия, повествующей о сотворении мира. Она написана в довольно простой повествовательной форме. Рекомендую также книгу Исход — о том, как евреи покинули Египет и блуждали по пустыне. А вот следующие книги — Левит, Числа и Второзаконие — сложнее, в них рассказывается, какие религиозные нормы и правила были установлены для евреев — например, закон об обрезании, разделении животных на чистых и нечистых и так далее.
На эти правила сегодня можно не обращать внимания, потому что мы живём в новозаветное время, когда изменился формат отношений Бога и человека. В Ветхом Завете было предсказано, что наступят новозаветные времена. Один из пророков говорил, что Господь положит Новый Завет между людьми, и закон будет написан не на камне, а на сердце. Часть установлений, в том числе и религиозных, утеряли значение.
Святитель Иоанн Златоуст говорил, что новый Завет отстоит от Ветхого как небо от земли.
Ветхий Закон может испугать своей жестокостью
Люди могут ужаснуться, читая о взятии Иерихона или других городов Ханаанских. Есть упоминания, когда Господь повелевал уничтожить всех поголовно, вплоть до скота.
Откуда такая жестокость? Мы не должны делать ошибку, пытаясь наше современное мировоззрение, моральные и нравственные нормы переносить на ветхозаветное время. Народ тогда был очень жестокий, и истребление какого-то другого народа — по нашим меркам геноцид — было в порядке вещей.
В те времена выживали по законам джунглей, и этому не стоит удивляться. Очень полезно взглянуть на события тех времён глазами современника и осознать, насколько Христос смягчил наши сердца.
На какие места Ветхого Завета нужно обратить внимание?
Я бы рекомендовал обязательно почитать пророка Исаию, которого называют ветхозаветным евангелистом. Он предсказывал страдания Спасителя — больше в Ветхом Завете нет пророчеств о том, как Христос будет искупать Своими страстями род человеческий. Невероятно, но 53-я глава книги Исаии буквально описывает страдания Христа на Голгофе. Эту книгу нужно прочесть непременно, возможно — даже в первую очередь.
Можно также прочесть Книгу Царств, но в ней очень сложно разобраться: когда древний Израиль разделился на Иудею и собственно Израиль, там в одно и то же время правили цари с одинаковыми именами. Но если нам это удастся, то мы увидим, что Господь вёл Свой народ и не оставлял людей. Вообще, история Ветхого Завета — это история уникального времени воздействия Духа Святого на сердце человеческое. Такой синергии сегодня мы уже не наблюдаем, Господь сказал всё через Сына Своего.
Сейчас Священное Писание уже не пишется. В этом — уникальность Ветхого Завета.
Как читать?
Я бы рекомендовал читать Ветхий Завет блоками. Целенаправленно изучать какую-то одну книгу с параллельными комментариями. Надо искать информацию о том, в какое время, кем и для кого она была написана — то есть важно погрузиться в контекст. Можно читать и по главе, но важно помнить: для системного изучения, а не прочтения, лучше искать дополнительные сведения, чтоб понять всё более полно.
Такую информацию в настоящее время проще всего найти в интернете — в нашем распоряжении множество хороших фундаментальных сайтов, например, Азбука веры, Богослов.ру, Предание.ру и многие другие. Надо зайти в раздел «Библеистика» и читать всё, что есть по теме. Вам также может помочь «Толковая Библия» А. П.
Лопухина, по которой так хорошо изучать Священное Писание (и которой, к слову, с той же целью очень активно пользуются сектанты).
Не будем забывать и о творениях святых отцов: у каждого из них есть толкования на те или иные книги Ветхого Завета. Святые Иоанн Златоуст, Василий Великий, Ефрем Сирин, Афанасий Великий — можно смело читать всё, что они писали. Например, прекраснейшее и пространнейшее толкование на Шестоднев есть у святого Василия Великого, на Псалтирь — у святых Афанасия Великого и Феодорита Кирского.
Всё это поможет более полно ознакомиться с текстами Ветхого Завета. Главное — избежать буквализма и формализма. Воплощать в жизнь правила Ветхого Завета будет ошибкой. Апостолы на Иерусалимском соборе в 51 году постановили, что не надо держаться ветхозаветных норм. Да, мы не вкушаем кровь, идоложертвенное, удавленное и воздерживаемся от блуда. Все остальные нормы для нас неактуальны.
Библия — это феноменальное явление в мировой культуре. Книги, написанные в разные времена, разными людьми, в абсолютно разных условиях, были собраны под одной обложкой и говорят об одном и том же. Перед нами удивительное единение Духа Божия и человеческой души. Наша задача — изучать Книгу книг поэтапно, по мере нашего духовного роста. Надо только не лениться, и тогда и Ветхий Завет, и вся Библия явят нам свои сокровища.
Записала Екатерина Щербакова
Источник: https://pravlife.org/ru/content/dolzhen-li-hristianin-prochitat-ves-vethiy-zavet
Ветхий Завет: устаревший и неудобный или всё ещё актуальный?
Если новый завет в Иешуа заменил собой старый еврейский завет, зачем нам вообще читать книги Ветхого Завета?
В Послании к Евреям 8:13 сказано: «Говоря «новый», показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению». Многие христиане считают, что, поскольку Иешуа пришел и в себе исполнил весь Закон, то больше нет необходимости в громоздком и проблематичном Ветхом Завете.
Я имею в виду всю эту ерунду о том, чтобы не есть моллюсков, не смешивать волокна в одежде и забрасывать камнями людей.
Все это осталось в прошлом, не так ли? В глазах современного общества многое из того, что написано в Ветхом Завете, кажется таким жестоким и неуместным, что возникает вопрос: «Что нам с этим делать?» Не лучше ли, чтобы эта устаревшая часть Библии попросту исчезла?
Не торопитесь отказываться от Еврейских Писаний!
Несмотря на то, что это мнение разделяют многие современные верующие, игнорировать Ветхий Завет – а лучше сказать, Еврейские Писания, — было бы ужасной ошибкой, так как они и не устарели, и не сделались лишними. И вот почему.
«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3:16-17)
Когда Павел писал эти слова, он говорил о Еврейских Писаниях, а не о Новом Завете, который в то время еще не был собран воедино. ВСЕ Писание «богодухновенно». Вы действительно хотите отбросить его в сторону?
Во-вторых, Иисус сказал: «и не может нарушиться Писание» в Иоанна 10:35 и предупредил нас: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» в Матфея 5:17. Если Иисус считает, что Еврейские Писания важны, то, вероятно, знаете, так и есть.
В-третьих, вы читали Новый Завет? Он не менее противоречивый, чем Ветхий!
Вот что сказал Обама в своем вступительном слове на конференции «Призыв к обновлению» в июне 2006 года:
«Какими отрывками из Писания мы должны руководствоваться, преследуя наши национальные интересы? Должны ли мы следовать предписаниям книги Левит, которые предполагают, что рабство это нормально, а употребление в пищу моллюсков — мерзость? Или мы могли бы прислушаться к книге Второзакония, которая говорит, что нужно забросать камнями ребенка, если он уклоняется от веры? Или может нам просто придерживаться Нагорной проповеди, отрывка настолько радикального, что у меня нет уверенности, что наше собственное Министерство обороны сможет соответствовать его требованиям! Поэтому, прежде чем мы потеряем голову, давайте читать Библию. Американцы давно не читали свои Библии!»
Я согласен с Обамой. Люди не читают Библию. Если бы они это делали, то в Новом Завете они нашли бы множество примеров проявления гнева, непонятных отрывков и неловких ситуаций, связанных с отсутствием в тексте политкорректности.
Но не в меньшей степени, чем в Новом, в Ветхом Завете они нашли бы примеры ошеломляющей благодати, милосердия и радикальной любви. Однако, в отличие от Обамы, я считаю, что и Старый, и Новый Заветы одинаково актуальны сегодня.
Есть отрывки, трудные для понимания, но когда мы стараемся вникнуть в те проблемы, которые беспокоят нас, мы часто обнаруживаем невероятные глубины Божьего характера и истины.
Два еврейских слова в центре Торы (первые пять книг Библии), это, по удивительному совпадению, слова «дэрош дараш», что в переводе означает «искать или копать усердно».
Вы когда-нибудь думали, почему Бог поместил такие сложные книги, как Левит и Второзаконие в начале Его Слова? Коран начинается с простых коротких глав, которые становятся длиннее и сложнее, но Библия, кажется, устроена с точностью до наоборот. Зачем? Возможно, это вызов читателю, своего рода тест.
Есть люди, которые воротят нос и отворачиваются, бросив беглый взгляд на первые главы Библии, а есть те, кто дают этим книгам возможность себя заинтересовать и надеются, что найдут в них смысл и добрый совет, даже если этого не видно с первого взгляда. Именно такого отношения ищет Бог. Мы видим это в том, как Он себя обычно проявляет.
Он мог бы с легкостью ослепить нас своими блеском и славой, делая неоспоримым и неизбежным тот факт, что Он действительно Господь. Но Он этого не делает. Почему? Он уважает нашу свободную волю и выбор. Он любит нас и хочет, чтобы мы тоже любили Его, добровольно, а не по принуждению.
Бог хочет, чтобы мы усердно искали Его и Его Слова, всегда доверяя Ему в том, что Он справедливый, мудрый и любящий и что на непонятные для нас пока вопросы есть хорошие ответы, даже если для их поиска требуется время.
Он хочет, чтобы мы считали, что Он СТОИТ этих усилий. Стоит этого поиска, стоит этой борьбы и стоит того, чтобы сражаться за Него.
Подобно солнцу, которое находится на идеальном расстоянии от земли, чтобы мы не замерзали и не сгорали под его палящими лучами, Бог скрывает себя от нас в достаточной степени, чтобы, с одной стороны, мы не чувствовали себя обязанными верить Ему, а с другой – чтобы найти Его не оказалось для нас непосильной задачей. И какая же награда ждет тех, кто желает искать!
Разберитесь с заветами. Их пять, а не два
Важным для понимания Библии является понимание заветов в ней. Их не два, а пять (или даже больше, в зависимости от того, как вы их считаете). На горе Синай Моисею был дан условный завет, который Иешуа совершил через смерть и воскресение, но как насчет других?
Заветы, которые касаются каждого из нас, были заключены с Ноем, Авраамом и Давидом. Также, на нас влияют завет, данный через Моисея, и Новый Завет в Иешуа.
Рассматривая каждый из них, полезно спросить:
- Для кого предназначены обещания?
- Является ли завет постоянным или временным?
- Дан ли он с определенными условиями, или безусловен?
Это помогает нам понять, почему Новый Завет, введенный Иисусом, не отменяет весь Ветхий Завет, а относится только к временному завету с Моисеем, который был в большой степени условен. Сам Моисей пророчествовал о том, что прекращение действия этого завета было всего лишь вопросом времени.
Народ Израиля «провалился с треском», был рассеян и наказан, и закон Моисея с его системой жертвоприношений был заменен окончательной, непреходящей жертвой Мессии, раз и навсегда. «Новый и лучший путь» к Богу был проложен для нас через кровь Мессии.
Предписания о том, как жить, чтобы угодить Богу, были заменены еще более высоким стандартом, когда закон был записан в наших сердцах, и нам был дан Святой Дух, чтобы помочь нам жить так, как мы призваны к этому Мессией.
Источник: http://ieshua.org/vethij-zavet-ustarevshij-i-neudobnyj-ili-vsyo-eshhyo-aktualnyj.htm
Библия: Ветхий завет и Новый завет | СФИ
Программа повышения квалификации Освоение программы поможет слушателям приобрести систематические богословские знания о Боге, мире и человеке на основе Священного писания Ветхого и Нового завета.
Программа рассчитана на абитуриентов, имеющих или получающих высшее или среднее профессиональное образование.
Продолжительность обучения: 1 год Сроки подачи документов на очную и заочную формы обучения:
с 1 по 26 июня 2020 ис 3 по 24 августа 2020Сроки вступительных испытаний на очную и заочную форму:
26 августа 2020
По завершении программы выдается удостоверение о повышении квалификации Стоимость обучения: 12 000 рублей за год
- Описание программы
- Изучаемые дисциплины
- Учебный график
Описание программы
Программа реализуется в рамках дополнительной профессиональной образовательной программы – программы профессиональной переподготовки «Основы православного богословия».
Общий объем нагрузки по программе: 180 академических часов, в том числе объем контактной работы – 104 академических часа.
Цели программы:
- приобретение слушателями систематических богословских знаний о Боге, мире и человеке на основе Священного писания Ветхого и Нового завета;
- формирование умения вести диалог по вопросам православной веры и жизни церкви на основе Священного писания;
- приобретение дополнительной квалификации для специалистов разных областей, в деятельности которых требуются знания по Священному писанию.
Кто может учиться:
- прихожане православных храмов, желающие получить основы богословских знаний и оказывать помощь в просветительской деятельности церкви;
- преподаватели воскресных школ и просветительских курсов;
- приходские консультанты;
- руководители паломнических служб;
- сотрудники средств массовой информации, занимающиеся религиозной тематикой (православные христиане);
- сотрудники благотворительных организаций, учреждений социальной защиты и реабилитации (православные христиане).
Принимаются абитуриенты, имеющие или получающие высшее или среднее профессиональное образование.
Образец договора об оказании платных образовательных услуг Изучаемые дисциплины Учебный график
Очная и заочная.
Режим занятий
На очной форме обучения: 4 академических часа в неделю + сдача зачетов с оценкой в рамках экзаменационной сессии 2 раза в год.
На заочной форме обучения: прослушивание аудиозаписей полного курса лекций + сдача зачетов с оценкой в рамках экзаменационной сессии 2 раза в год.
- Поступление
- Вступительные испытания
- Оплата
- Контакты
Поступление Вступительные испытания
Тест по Священному писанию (письменно)
Программа вступительных испытаний Оплата Стоимость обучения: 12 000 рублей за год Контакты
Источник: https://sfi.ru/study/obrazovatelnye-programmy/Programmy-povysheniya-kvalifikacii/bogoslovskii-kolledzh/bibliia-vetkhii-zavet-i-novyi-zavet.html
Что христианам делать с Ветхим Заветом? Насколько актуален Закон сегодня
Иисус пришел, чтобы исполнить Закон. Значит ли это, что нам больше не нужно об этом заботиться? Актуален ли Закон для христиан сегодня? И что нам делать с Ветхим Заветом? Читайте мнения.
Валерий Татаркин, автор книги «Возвращаясь к истокам христианского вероучения»:
Анализируя все тексты Библии в совокупности, я считаю, что закон Божий вечен, как не раз заявлял Сам Бог в Своем слове – Библии. При этом, человек не спасается законом, а спасен исключительно по благодати Божьей благодаря жертвенной смерти Иисуса Христа на Голгофе. А задача у закона – как у дорожных знаков – показать, где опасность (грех), как лучше правильно и безопасно двигаться по жизни.
То есть закон призван помочь людям понять как жить правильно, чтобы совершать меньше ошибок, которые принесут вред самому человеку и его близким. Бог дал закон во благо человеку, как об этом не раз говорит Библия.
Под актуальным законом Божьим понимаются морально-нравственные, поведенческие заповеди закона Моисея, изложенные в Пятикнижии (первых 5 книгах Библии), которые не исполнились, то есть не прекратилась их цель, поставленная для них Богом в тот момент, когда Он их давал.
Например, заповеди: не обижай, не лги, не мсти, не блуди, не изменяй, не завидуй, не колдуй и не обращайся к гадателям, не будь сплетником, уважай старших, благотвори нуждающимся, помогай даже врагам, попавшим в беду, не будь лесбиянкой и гомосексуалистом, люби Бога, люби ближних Все эти заповеди из закона Моисея. Иисус в Нагорной проповеди в Матф 5:17-20 пояснил, что все заповеди закона, даже их буквы и знаки, будут актуальны, пока не исполнятся.
Служение «One For Israel»:
В Послании к Евреям 8:13 сказано: «Говоря «новый», показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению». Многие христиане считают, что, поскольку Иешуа пришел и в себе исполнил весь Закон, то больше нет необходимости в громоздком и проблематичном Ветхом Завете.
Я имею в виду всю эту ерунду о том, чтобы не есть моллюсков, не смешивать волокна в одежде и забрасывать камнями людей.
Все это осталось в прошлом, не так ли? В глазах современного общества многое из того, что написано в Ветхом Завете, кажется таким жестоким и неуместным, что возникает вопрос: «Что нам с этим делать?» Не лучше ли, чтобы эта устаревшая часть Библии попросту исчезла?
Не торопитесь отказываться от Еврейских Писаний!
Несмотря на то, что это мнение разделяют многие современные верующие, игнорировать Ветхий Завет – а лучше сказать, Еврейские Писания, — было бы ужасной ошибкой, так как они и не устарели, и не сделались лишними. И вот почему.
«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3:16-17)
Когда Павел писал эти слова, он говорил о Еврейских Писаниях, а не о Новом Завете, который в то время еще не был собран воедино. ВСЕ Писание «богодухновенно». Вы действительно хотите отбросить его в сторону?
Во-вторых, Иисус сказал: «и не может нарушиться Писание» в Иоанна 10:35 и предупредил нас: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» в Матфея 5:17. Если Иисус считает, что Еврейские Писания важны, то, вероятно, знаете, так и есть.
В-третьих, вы читали Новый Завет? Он не менее противоречивый, чем Ветхий!
Вот что сказал Обама в своем вступительном слове на конференции «Призыв к обновлению» в июне 2006 года:
«Какими отрывками из Писания мы должны руководствоваться, преследуя наши национальные интересы? Должны ли мы следовать предписаниям книги Левит, которые предполагают, что рабство это нормально, а употребление в пищу моллюсков — мерзость? Или мы могли бы прислушаться к книге Второзакония, которая говорит, что нужно забросать камнями ребенка, если он уклоняется от веры? Или может нам просто придерживаться Нагорной проповеди, отрывка настолько радикального, что у меня нет уверенности, что наше собственное Министерство обороны сможет соответствовать его требованиям! Поэтому, прежде чем мы потеряем голову, давайте читать Библию. Американцы давно не читали свои Библии!»
Я согласен с Обамой. Люди не читают Библию. Если бы они это делали, то в Новом Завете они нашли бы множество примеров проявления гнева, непонятных отрывков и неловких ситуаций, связанных с отсутствием в тексте политкорректности.
Но не в меньшей степени, чем в Новом, в Ветхом Завете они нашли бы примеры ошеломляющей благодати, милосердия и радикальной любви. Однако, в отличие от Обамы, я считаю, что и Старый, и Новый Заветы одинаково актуальны сегодня.
Есть отрывки, трудные для понимания, но когда мы стараемся вникнуть в те проблемы, которые беспокоят нас, мы часто обнаруживаем невероятные глубины Божьего характера и истины.
Михаил Дубровский, пастор, руководитель отдела богословия РОСХВЕ:
Относительно актуальности Закона Моисея для христиан сегодня я бы посоветовал внимательно изучить послания Павла, особенно Римлянам, Галатам и Еврееям.
Павел подробно разъясняет следующее:
1) цель Закона — открыть человеку глаза на его греховное состояние (Закон не может спасти, но помогает нам осознать свою нужду в Спасителе)
2) Кроме того, Закон работал как ограда, как детоводитель, до тех пор, пока не пришел Господь. Благодаря Закону евреи сохранились как народ Завета, сохранили откровение о Едином Боге и Священное Писание, тем самым приготовив путь Господу.
3) Наконец, Закон содержит множество прообразов пути спасения и тех благословений, которые мы имеем во Христе. Благодаря изучению Ветхого Завета мы намного глубже можем познать, как велико то, что Бог совершил во Христе, и как безмерно Его богатство для верующих.
Для нас сейчас Закон не имеет «прямого действия» (Павел пишет, что это были «образы будущего», но мы можем из закона многому научиться для посвященной жизни во Христе и служения Богу. Но было бы неразумно пытаться применить законы о пище, одежде и проч. для верующих Нового Завета.
Что касается «Закона Христа», то правильнее было бы говорить не о законе, а об учении (Эф.2:15), которое говорит о личных взаимоотношениях с Богом и жертвенном служении ближнему.
При этом следует отметить, что это не означает «право на грех», поскольку тот, кто любит Бога и людей будет жить не по внешней заповеди, а по сердцу. Это хорошо проиллюстрировано Господом в Нагорной проповеди, где Он открывает духовный смысл Закона.
В каком-то смысле мы можем сказать, что это и есть «Закон Христа».
Арнольд Фрухтенбаум, автор, спикер на конференциях и почетный основатель «Ariel Ministries»:
Четкое учение Нового Завета состоит в том, что Закон Моисея признается не имеющим силы, в результате смерти Мессии. Другими словами, Закон со всеми его заповедями, более не властен над человеком. Прежде всего, в Послании Римлянам 10:4 сказано:
«Потому что конец закона – Христос, к праведности всякого верующего».
И далее, в Послании Евреям 7:19, говорится о том, что не может быть освящения или совершенствования посредством Закона: «Ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу».
Совершенно очевидно, что Закон был исполнен в Мессии, и что сам по себе он не может ни оправдывать, ни освящать. Он потерял силу, особенно для верующих. Последние стихи, однако, доказывают, что Закон вообще перестал функционировать.
Во-вторых, никогда не предполагалось, что Закон будет постоянным средством управления, а, как написано в Послании Галатам 3:19, только временным. «Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов, рукою посредника».
В этом контексте апостол Павел указывает на то, что Закон Моисея является дополнением к Завету Авраама. Он был добавлен с целью выявить грех, чтобы все поняли, что ни один из людей не соответствует Божьим стандартам праведности. Это было временное дополнение, действовавшее до времени прихода Семени, то есть Мессии. Теперь, когда Он уже был явлен миру, миссия Закона исчерпана. Его действие прекратилось на кресте.
В-третьих, Иешуа Мессия установил новое Священство – по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона. Закон Моисея послужил основанием для Левитского Священства. Поэтому для нового священства требовался и новый закон, согласно которому новое священство могло бы служить. В Послании Евреям 7:11-12, 18 ясно сказано.
Закон Моисея был аннулирован в пользу Нового Закона, который послужил основанием для священства по чину Мелхиседека.
Четвертое доказательство отмены Закона Моисея посвящено той его части, которую люди больше всего хотят сохранить, Десяти заповедям. Прочтите очень важный отрывок из 2 Послания Коринфянам (3:2-11).
Подводя итоги, следует сказать, что, Закон является единым, включающим в себя 613 заповедей, которые все до единой утратили свою силу. Нет ни одной заповеди, которая продолжала бы действовать после крестной смерти Мессии.
Закон может быть использован как своего рода «учебное пособие», чтобы показать стандарт Божьей праведности и степень человеческой греховности, а также необходимость заместительной жертвы. Закон указывает путь приближения к Мессии (Христу) (Гал. 3:23-25).
Тем не менее, в настоящее время он не имеет никакой власти над людьми.
INVICTORY теперь на , Instagram и Telegram!
Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!
Источник: https://www.invictory.org/articles/theology/3928-chto-hristianam-delat-s-vethim-zavetom-naskolko-aktualen-zakon-segodnya
Лингвисты Вятского госуниверситета нашли экстремизм в Ветхом завете
«Меня уже не удивляет, что обычные преподаватели легко берут на себя ответственность за человеческие судьбы. А в данном случае еще усматриваю, что следователем нарушены все, предусмотренные законом права подозреваемых, — говорит юрист Ян Чеботарев.
— Вынося Постановление о проведении лингвистической экспертизы, следствие изначально должно было сообщить о том верующим, дабы они могли задать дополнительные вопросы или, не доверяя «как бы экспертам», заявить им отвод.
И настаивать на том, чтобы заключение дали сертифицированные специалисты, например, сотрудники кировской Лаборатории судебной экспертизы при Минюсте РФ».
Речь идет о возбуждении уголовного дела в отношении шести кировчан в возрасте от 25 до 70 лет минувшей весной. «Группе людей вменяется участие в местной религиозной организации «Свидетели Иеговы в Кирове» (деятельность «Свидетелей Иеговы» в России запрещена, а сама организация признана экстремистской).
В ходе следствия ряд материалов, которыми пользовались верующие, были отданы на экспертизу в ВятГУ. Доподлинно не известно, знали ли лингвисты, что исследуют цитаты из Библии, однако из их выводов следует: Ветхий завет содержит экстремисткие материалы.
Бойся Псалма 36 стих 29 из Псалтыри
«В ходе следствия у подозреваемых были проведены обыски и изымались стародавние тексты, которые люди хранили дома, — поясняет юрист. — Их отдали «экспертам», сопроводив вопросами, касающимися наличия в них «экстремистских моментов». И признаки экстремизма были обнаружены в высказывании: «Праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек».
Как отмечает юрист, заключение состоит из 32 страниц текста, в котором 21 занята перечнем литературы и глоссарием, шесть страничек посвящены описанию исследуемого текста, а дальше сразу следуют выводы. Как, почему и в связи с чем «эксперты» из ВятГУ пришли к таким выводам — Ян Евгеньевич ответа не нашел. Также он не понял, а в заключении не поясняется, что так смутило «экспертов» в дословной цитате из из Ветхого завета — Псалма 36 стих 29 из Псалтыри.
«Подозреваю, что основная претензия лингвистов к тому, что вечная жизнь обещана только и исключительно праведникам, — рассуждает Ян Чеботарев. — Причем, праведникам всем, а не только молящимся Иегове».
Юрист делает неутешительный вывод в отношении и главного действующего лица Нового Завета: «Насколько понимаю, прошу прощения, не религиовед, но Христа казнили тоже за экстремизм Причем, исключительно в соответствии с тогдашним законом. Но, на мой взгляд, который наверняка присущ христианам всего мира, это говорит только о том, что закон тот был варварский идебильный. Как и документ, изготовленный лингвистами ВятГУ три дня назад», — возмущается юрист.
Имя бога
Как пояснил Чеботарев, консультирующий подозреваемых, сегодня во многих городах привлекают к уголовной ответственности людей, которые в действительности виноваты лишь в том, что верят в «Иегову». Им грозит наказание от 6 до 10 лет лишения свободы при том, что та же Википедия трактует имя «Иегова» как «личное имя Бога» или «Господь».
По мнению Яна Евгеньевича, надо понимать, что Верховный суд запретил «Свидетелей Иеговы» как организацию, как юридическое лицо, к которому относится и МРО «Свидетели Иеговы в Кирове». Но при том не вынес никакого решения в отношении обычного человека, который именует в молитве своего Бога Иегова, а не Христос, Будда или Мухаммед
«Верховный суд, не назвав преступными чтение Библии, ритуалы и службы, не предостерег верующих о возможном наступлении уголовной ответственности. И это было бы более чем странно, ведь Конституция РФ гарантирует свободу исповедания», — поясняет юрист.
В чем подозревают приверженцев ветхого завета
В постановлении о возбуждении уголовного дела говорится: в период с августа 2017-го по сентябрь 2018-го подозреваемые, «действуя незаконно и умышленно, имея умысел на вовлечение в Организацию новых участников, неоднократно проводили массовые мероприятия», где «совместно распевали библейские песни, совершенствовали навыки миссионерской деятельности и изучали «Священное писание», входящее в федеральный список экстремистских материалов».
«Собственно говоря, — рассуждает Чеботарев, — людей, которым не запрещено законом следовать выбранному вероучению, собираются обвинить в участии в запрещенной организации, которая два года не существует, которую не реанимировать.
И, если учесть, что законными признаны лишь Священные писания четырех религий: христианства, ислама, буддизма и иудаизма (соответственно, Библия, Коран, Ганджур и Танах), — которые в виду исключительности не могут быть проверены на экстремизм, то над остальными вероисповеданиями висит Домоклов меч.
Хотя Священное писание от Иеговы, если не изменяет память, появилось еще в дохристианский период».
По мнению юриста, признавать экстремистскими убеждение верующих, что его религия «правильнее других», слишком сомнительно. Ведь каждой религии свойственно утверждать, что ее вероучение является единственно правильным.
Источник: https://www.newsler.ru/society/2019/08/14/lingvisty-vyatskogo-gosuniversiteta-nashli-ekstremizm-v-vethom-zavete
Ветхий Завет
Священным Писанием, или Библией, называется собрание книг, написанных пророками и апостолами, как мы верим, по вдохновению Духа Святого. Слово «Библия» – греческое, означает – «книги». Главной темой Священного Писания является спасение человечества Мессией, воплотившимся Сыном Божиим Господом Иисусом Христом. В Ветхом Завете говорится о спасении в виде прообразов и пророчеств о Мессии и о Царствии Божием.
В Новом Завете излагается само осуществление нашего спасения через воплощение, жизнь и учение Богочеловека, запечатленное Его Крестной смертью и Воскресением. По времени своего написания священные книги разделяются на ветхозаветные и новозаветные. Из них первые содержат то, что Господь открыл людям через боговдохновенных пророков до пришествия Спасителя на землю, а вторая – то, что открыл и чему учил на земле Сам Господь Спаситель и Его апостолы.
Первоначальный вид и язык Священного Писания
Ветхозаветные книги первоначально были написаны на еврейском языке. Позднейшие книги времен Вавилонского плена имеют уже много ассирийских и вавилонских слов и оборотов речи. А книги, написанные во время греческого владычества (неканонические книги), написаны по-гречески, Третья Книга Ездры – на латыни. Книги Священного Писания вышли из рук святых писателей по внешнему виду не такими, какими мы их видим теперь.
Первоначально они были написаны на пергаменте или на папирусе (который изготовлялся из стеблей произрастающих в Египте и в Палестине растений) тростью (заостренная тростниковая палочка) и чернилами. Собственно говоря, писались не книги, а хартии на длинном пергаментном или папирусном свитке, который имел вид длинной ленты и накручивался на древко. Обычно свитки писались с одной стороны.
Впоследствии пергаментные или папирусные ленты, вместо того чтобы их склеивать в ленты-свитки, для удобства пользования начали сшивать в книги. Текст в древних свитках был написан одинаковыми большими заглавными буквами. Каждая буква писалась отдельно, но слова одно от другого не отделялись. Целая строчка была как одно слово. Сам чтец должен был делить строчку на слова и, конечно, иногда делал это неправильно.
Не было также в древних рукописях никаких знаков препинания и ударений. А в древнееврейском языке также не писались гласные буквы – только согласные.
Деление слов в книгах ввел в V веке диакон Александрийской Церкви Евлалий. Так, постепенно Библия приобретала свой современный вид. При современном делении Библии на главы и стихи чтение священных книг и поиски в них нужных мест стало несложным делом.
История возникновения ветхозаветных книг
Священные книги в современной их полноте появились не сразу. Время от Моисея (1550 лет до Р.Х.) до Самуила (1050 лет до Р.Х.) можно назвать первым периодом формирования Священного Писания. Боговдохновенныи Моисей, записавший свои откровения, законы и повествования, дал следующее повеление левитам, носящим ковчег завета Господня: возьмите сию книгу закона и положите ее одесную ковчега завета Господа Бога вашего (Втор. 31, 26).
Последующие священные писатели продолжали приписывать свои творения к Пятикнижию Моисееву с повелением хранить их там же, где хранилось и оно, – как бы в одной книге. Так, об Иисусе Навине читаем, что он вписал слова свои в книгу закона Божия (Нав. 24, 26), т.е. в Моисееву книгу.
Точно также о Самуиле, пророке и судии, жившем в начале царского периода, говорится, что он изложил народу права царства, и написал в книгу (очевидно, уже всем известную и до него существовавшую), и положил пред Господом (1 Цар. 10, 25), т.е. сбоку ковчега завета Господня, где хранилось Пятикнижие. В течение времени от Самуила до вавилонского пленения (589 лет до Р.Х.
) собирателями и хранителями священных ветхозаветных книг были старейшины израильского народа и пророки. О последних как главных авторах еврейской письменности очень часто говорится в Книгах Паралипоменон.
Нужно также иметь в виду замечательное свидетельство иудейского историка Иосифа Флавия об обычае древних евреев пересматривать существующие тексты Священного Писания после всяких смутных обстоятельств (например, продолжительных войн).
Это было иногда как бы новое издание древних Божественных Писаний, выпускать которые дозволялось, однако, только Богом вдохновенным людям – пророкам, помнившим древнейшие события и писавшим историю своего народа с величайшей точностью. Достойно примечания древнее предание иудеев о том, что благочестивый царь Езекия (710 лет до Р.Х.), с избранными старейшинами, издал Книгу пророка Исаии, Притчей Соломоновых, Песнь Песней и Екклесиаст.
Время от вавилонского пленения до времени Великой синагоги при Ездре и Неемии (400 лет до Р.Х.) является периодом окончательного завершения ветхозаветного списка священных книг (канона). Главный труд в этом великом деле принадлежит священнику Ездре, этому святому учителю закона Бога Небесного (см. 1 Езд. 1,12).
При содействии ученого Неемии, создателя обширной библиотеки, собравшего сказания о царях и пророках и о Давиде и письма царей о священных приношениях (2 Мак. 2, 13), Ездра тщательно пересмотрел и издал в одном составе все бывшие до него боговдохновенные писания и включил в этот состав как Книгу Неемии, так и Книгу со своим собственным именем.
Тогда еще находившиеся в живых пророки Аггей, Захария и Малахия, без сомнения, были сотрудниками Ездры, и их творения в это же время вошли в список книг, собранных Ездрой.
Со времен Ездры прекращают являться в еврейском народе боговдохновенные пророки, и книги, вышедшие после этого времени, уже не вносятся в список священных книг. Так, например, Книга Иисуса, сына Сирахова, написанная также на еврейском языке, при всем своем церковном достоинстве в священный канон уже не вошла.
Древность священных ветхозаветных книг видна из самого их содержания. Книги Моисеевы так живо повествуют о жизни человека тех далеких времен, так ярко рисуют патриархальный быт, так соответствуют древним преданиям тех народов, что читатель естественно приходит к мысли о близости самого автора к временам, о которых он повествует. По отзыву знатоков еврейского языка, сам слог Моисеевых книг носит на себе печать глубочайшей древности.
Месяцы года еще не имеют собственных названий, а называются просто первым, вторым, третьим и т.д. да и сами книги называются просто начальными своими словами без особенных наименований. Например, берешит («вначале» – Книга Бытия), ве элле шемот («и сии суть имена» – Книга Исход) и т.д., как бы в доказательство того, что еще не было никаких других книг, для отличия от которых требовались бы особые названия.
Такое же соответствие с духом и характером древних времен и народов замечается и у прочих священных писателей, живших после Моисея.
Ветхозаветное Священное Писание содержит в себе следующие книги:
1. Книги пророка Моисея, или Тора (содержащие основы ветхозаветной веры): Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.
2. Исторические книги: Книга Иисуса Навина, Книга Судей, Книга Руфь, Книги Царств: Первая, Вторая, Третья и Четвертая, Книги Паралипоменон: Первая и Вторая, Первая Книга Ездры, Книга Неемии, Книга Есфирь.
3. Учительные книги (назидательного содержания): Книга Иова, Псалтирь, книга притч Соломона, Книга Екклесиаст, Книга Песни Песней.
4. Пророческие книги (преимущественно пророческого содержания): Книга пророка Исаии, Книга пророка Иеремии, Книга пророка Иезекииля, Книга пророка Даниила, Двенадцать Книг «малых» пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии.
5. Кроме этих книг ветхозаветного списка, в Библии находятся еще девять следующих книг, именуемых «неканоническими»: Товит, Иудифь, Премудрости Соломона, Книга Иисуса, сына Сирахова, Вторая и Третья Книги Ездры, три Маккавейские Книги.
Так они называются потому, что они были написаны после того, как был закончен список (канон) священных книг. Некоторые современные издания Библии этих «неканонических» книг не имеют, в русской же Библии они есть. Приведенные выше названия священных книг взяты из греческого перевода семидесяти толковников.
В Библии на еврейском языке и в некоторых современных переводах Библии несколько ветхозаветных книг носят другие названия.
(Примечание: В католической церкви все вышеперечисленные книги являются каноническими. У лютеран неканонические книги не входят в кодекс Библии.
Кроме того, некоторые места канонических книг считаются неканоническими.
Это молитва царя Манасии в конце «2-ой Кн. Паралипоменон», части «Кн. Есфирь», не обозначенные счетом стихов, последний псалом «Псалтири», песнь трех отроков в «Кн.
пророка Даниила», история о Сусанне в той же книге, история о Виле и драконе в той же книге.)
Ветхий Завет: ответы священников
- Почему были истреблены ханаанские народы?
- Почему Лот предлагает содомлянам своих дочерей?
- Почему пророк Исаия назвал сатану «сыном зари» и «человеком, который колебал землю, потрясал царства, вселенную сделал пустынею»?
- В Библии сказано о 7 днях творения, а в школе учат об эволюции, которая шла миллионы лет. Кто прав?
- Почему мы должны страдать из-за греха Адама и Евы?
- От кого произошли люди, если Каин после убийства Авеля остался один?
- Почему Бог дал закон только израильскому народу?
- Разъясните, почему есть явное несоответствие в последовательности событий, описанных в 10 и 11 главах книги Бытия?
- Как нужно относиться к книгам Ветхого Завета?
- Есть ли в Библии прямой текст указывающий, что Бог Отец является Творцом? Ведь слово Бог еще не означает, что имеется в виду Бог Отец?
Ветхий Завет. Книга Бытия. Слушать
Источник: https://www.pravmir.ru/vetxij-zavet/
Ветхий завет — древо
Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru
Ветхий Завет, библейский термин, имеющий двоякое значение:
1. Договор
Во-первых, под ним разумеется договор, который Бог заключал с различными представителями древнего человечества для того, чтобы через них сохранить истинную веру среди распространявшегося повсюду заблуждения.
Вполне определенный характер взаимного договора завет получил в лице Авраама, который выступил как родоначальник избранного народа, долженствовавшего принять на себя специальную историческую миссию — быть носителем истинной религии среди языческого мира.
Аврааму было обещано, что за сохранение им истинной веры от него произойдет многочисленное потомство, во владение которому отдана будет обширная страна — «от реки Египетской до реки Евфрата». Видимым знаком принятия завета стало служить обрезание. Это была первая, личная стадия договора. Вторая стадия его имеет национальный характер; она началась после выхода евреев из Египта.
При горе Синае Бог заключил с еврейским народом через Моисея завет, который должен был служить отчасти подтверждением прежних, отчасти необходимым завершением их — и выражением этого завета было синайское законодательство.
Целью завета было выделить израильский народ из среды остального человечества и сделать его избранным царством, в котором могли бы сохраниться и развиваться семена истинной веры, предназначенной впоследствии распространиться на все человечество [1].
Иегова, Царь всей земли, становится преимущественно царем израильского народа, получает верховную власть над ним, делается его законодателем, постановления которого народ обязывается принять и свято соблюдать.
В случае соблюдения договора Иегова обещает избранному народу свое особое покровительство, будет править им посредством особых законов, способных обеспечить ему пользование неоценимыми преимуществами истинной религии, а также и все блага свободы, мира и благоденствия. Совокупность таких отношений Иеговы к избранному народу есть «теократия», и ветхий завет в этом смысле есть синоним теократии, или богоправления. Вся последующая история израильского народа была выражением этой теократии, вследствие чего сама история библейская до Р.Х. часто называется «историей ветхого завета». Строгими блюстителями завета были пророки, которые своей пламенной речью беспощадно бичевали всех нарушителей завета, не щадя ни царей, ни вообще сильных мира сего. Только благодаря пророкам в сознании народа наконец настолько укрепилась идея его избранности, что он мог сохранить свое национальное существование до того времени, когда ветхая теократия сменена была новопровозглашенным «Царством Божиим» и ветхий завет уступил место новому завету, имевшему совершенно иную задачу.
2. Собрание священных книг
Во втором смысле под Ветхим Заветом разумеется собрание священных книг, составляющих первую, дохристианскую часть Библии, в отличие от Нового Завета, как собрания священных книг собственно христианского происхождения. О составе и названиях этих книг — см. статью Библия. Ветхим Заветом эта часть Библии называется вследствие самого содержания входящих в нее книг, имеющих своим предметом изложение ветхозаветного домостроительства в различных фазисах его исторического развития.
Сначала является литература историческая с ее почти эпической простотой в рассказе о первобытных временах, и к ней примыкает литература обрядово-юридическая, соответствующая начаткам национально-политической стадии в развитии народа.
Затем, опять после ряда исторических книг, соответствующих высшей стадии в политическом развитии, является литература политическая, выражающая полный расцвет внутренней духовной жизни, и, наконец, она сменяется литературой дидактической, соответствующей периоду национальной старости с ее практической мудростью и горькими разочарованиями в жизни.
С этой стороны ветхозаветные книги составляют такой же драгоценный источник для истории национального развития древнееврейского народа, как и литература всякого другого народа, с тем великим преимуществом, что нить этого развития в ней проводится с наглядностью и величайшей последовательностью.
Само название Ветхого Завета явилось весьма рано; оно встречается у ап. Павла во 2-м его Послании к коринфянам, где он говорит о «чтении Ветхого Завета» (2 Кор. 3, 14). Слово «завет» составляет перевод греческого греч. διαθήκη, которое на западе нашло себе выражение в слове testamentum.
Что касается соотношения Ветхого и Нового Заветов между собой, то внутренняя органическая связь их содержания рельефно выражена в известном латинском двустишии: Vetus Testamentum in Novo patet, Novum autem in Vetere latet, т. е. Ветхий Завет в новом открывается, Новый же в Ветхом скрывается (бл. Августин Иппонийский).
Обе изложенные стороны Ветхого Завета были предметом многочисленных исследований, и к первой стороне в действительности может быть отнесена вся библейско-историческая литература, в которой многие сочинения прямо называются «историей Ветхого Завета» [2].
Вторая, литературная сторона также была предметом многих историко-литературных исследований и еще более критических, особенно размножившихся с начала настоящего столетия под влиянием так называемого библейского рационализма. Из цельных курсов по истории ветхозаветной литературы известны сочинения Jul. Fürst, «Geschichte der bibl.
Literatur.» (1867 и 1870); Nöldeke, «Geschichte der ältest. Literatur» и др.
Использованные материалы
[1] Втор. 29: 10—13, 18
Источник: https://drevo-info.ru/articles/4230.html