Мощи митрофана воронежского где находятся

Житие святого Митрофана Воронежского, где находятся мощи и в чем помогает чудотворец

Многие священники, которые прошли трудный путь от простого служителя церкви до высшей ступени иерархической лестницы церковных чинов, заслужили посмертного почитания. Это свидетельство глубокого уважения, понимания сложности проделанного пути, преклонения перед способностью вести праведный образ жизни. Эти слова в полной мере относятся к одному из представителей династии священников, Митрофану Воронежскому.

Краткое жизнеописание святого

Путь Михаила, ставшего епископом Русской православной церкви, всегда был освещен верой. Принятие монашества было глубоко осмысленно.

Происхождение и мирская жизнь

Михаил родился в семье священника, имевшего приход во Владимирской губернии. Служение церкви передавалось из поколения в поколение, поэтому Михаил тоже стал деревенским священником. Через некоторое время он женился на одной из прихожанок, у них родился сын, Иван.

Начало иноческого пути

Житие Митрофана Воронежского начинается с кончины его жены. Он овдовел, когда ему исполнилось 40 лет. Именно это событие привело его к стенам монастыря, где он принял постриг. Михаил взял монашеское имя, он назвал себя Митрофаном. Жизнь в Золотниковской пустыни очень нравилась будущему святому, но через три года братья из Яхромской обители попросили его стать настоятелем. После нескольких лет служения он был назначен игуменом Унженского монастыря.

Епископ Воронежский

В начале 1675 года Митрофану был пожалован сан архимандрита. Монастырь при Митрофане стал особенно известен соблюдением строгих правил, воспитанием аскетов-монахов. О монастыре говорил патриарх, когда хотел привести пример правильного административного управления, искусно сочетаемого с соблюдением всех церковных правил. К игумену Унженского монастыря любил приезжать царь Федор Алексеевич. Он просил настоятеля молиться с ним или проводил долгие часы, тихо беседуя с Митрофаном.

На протяжении нескольких десятилетий русская православная церковь переживала раскол. Укрепление церковного аппарата началось с провинциальных епархий. В это время Митрофан был назначен епископом Воронежа. Инициатором этого стал Федор Алексеевич, который был сторонником образования Воронежской епархии, как отдельной от основной епархии.

Воронежский епископ приложил все силы, чтобы сгладить последствия ссоры между православными верующими людьми. Он старался обращать к вере старообрядцев, но при непослушании не преследовал их, а позволял жить спокойно.

Святитель и Петр Первый

Митрофан Воронежский нередко подчеркивал, что православная церковь должна помогать государству. Благодаря своим взглядам епископ тесно сдружился с Петром Первым. Во времена строительства флота на территории Воронежа епископ призывал население к внесению пожертвований для военной казны.

Житие описывает случай, когда Петр Первый позвал епископа к себе во дворец. Митрофан отказал царю, хотя его предупреждали о силе царского гнева. Причиной отказа стало то, что во дворце сохранились языческие статуи, привезенные царем из европейских музеев. Авторитет святителя был так высок, что Петр велел убрать статуи только для того, чтобы епископ смог войти во дворец. Петр часто советовался с ним, называл его «святым старцем» при жизни.

Болезнь и кончина

Митрофан дожил до глубокой старости. Перед кончиной он был пострижен в схиму, назвался монахом Макарием. До последнего вздоха епископ сохранял ясный ум, болезнь не изменила его. За время болезни он сознательно подготовился к собственным похоронам.

Продумал мельчайшие подробности. Единственное, что так и не удалось ему сделать – это лежать в гробу в простом одеянии принявшего схиму монаха.

После кончины новоявленный Макарий был облачен архимандритом и перенесен в гробу к месту захоронения сами Петром Первым.

Духовное завещание

Митрофан Воронежский был хорошим проповедником, на протяжении службы он прочитал множество текстов, которые были написаны его собственной рукой.

Перед смертью Митрофан оставил духовное завещание, где говорил о необходимости читать Священное писание, следовать Божьим законам.

Слова Митрофана были записаны учениками, они составили часть Жития, которое было начато при жизни старца одним из иеромонахов Воронежской епархии. Духовное завещание сохранилось до сих пор, оно находится под стеклом на стеллажах Государственного исторического музея.

Обретение мощей и канонизация

Благовещенский кафедральный собор, где был захоронен св. Митрофан Воронежский, дважды подвергался перестройке. Во время ремонтов гробница переносилась на новое место, но при этом свидетели отмечали нетленность мощей старца.

Церковь фиксирует две даты для почитания Митрофана, они обозначают первое и второе обретение мощей.1832 год стал годом канонизации Митрофана Воронежского. Мощи до сих пор находятся в Благовещенском кафедральном соборе города Воронежа.

К месту нахождения святых мощей Митрофана едут паломники со всех уголков страны.

Иконография

На иконах Митрофана Воронежского традиционно изображают старцем в темных или темно-синих одеждах. Его лик строг и преисполнен благочестия. Одной рукой он совершает знамение, второй рукой держит архиерейский жезл. Этот атрибут указывает на принадлежность к одному из самых высоких духовных санов. Распространен список, где епископ изображен в полный рост, но существует несколько икон, где он нарисован по пояс.

Храмы

На территории страны выстроено несколько храмов с именем Митрофана Воронежского:

  • Московский храм при приюте Елизаветы Федоровны;
  • церковь на территории Тентелевского кладбища в Санкт-Петербурге (кладбище называют Митрофаньевским);
  • Псковский храм, основанный первоначально, как скит.

Тексты

Чтобы обратиться к епископу Митрофану Воронежскому выбирают один из общедоступных текстов. Их читают на церковных молебнах или дома перед иконой.

Тропарь

Правило веры, образ кротости словом, житием пастве твоей, отче смиренно мудре Митрофане, был еси. Темже  во светлостех святых солнца светлейше возсиял еси, венцем нетления и славы украшаемь, моли Христа Бога стране нашей,  граду твоему в мире спастися.

Кондак

Воздержанием тело духу поработив, душу же равноангельну сотворив, святительскою одеялся еси одеждею, яко венец священства,  ныне, всех Владыце предстоя, моли, всеблаженне Митрофане, умирити и спасти души наша.

Величание

Велича́ем тя, святи́телю о́тче наш Митрофа́не,  чтим святу́ю па́мять твою́, ты бо мо́лиши о нас Христа́ Бо́га на́шего.

Молитва

Святителю отче Митрофане, нетлением честных мощей твоих и многими благодеяньми, чудесно содеянными и содеваемыми тобою с верою к тебе притекающим, уверившеся, яко имаши велию благодать у Господа Бога нашего, всесмиренно припадаем вси и молимся тебе: моли о нас (имена) Христа Бога нашего, да ниспослет всем, чтущим святую память твою и усердно к тебе прибегающим, богатыя милости Своя: да утвердит во святей Своей Православной Церкви живый дух правыя веры и благочестия, дух ведения и любве, дух мира, радости о Духе Святе, да вси члены ея, чисты от мирских искушений плотских похотей злаго действия злых духов, духом  истиною покланяются Ему и усердно пекутся о соблюдении заповедей Его ко спасению душ своих.

Пастырем ея да даст святую ревность попечения о спасении людей, им вверенных, да неверующих просветят, неведущих наставят, сомневающихся вразумят и удостоверят, отпадших от Православныя Церкве обратят в святыя недра ея, верующих соблюдут в вере, грешных подвигнут к покаянию, кающихся утешат и укрепят в исправлении жизни, раскаявшихся и исправившихся утвердят в святости жизни: и тако всех введут указанным от Него путем в уготованное вечное Царство святых Его. Ей, святителю Божий, да устроиши молитвами твоими вся благая душам и телесем нашим: да и мы прославим в душах и телесех наших Господа и Бога нашего, Иисуса Христа, Емуже со Отцем и Святым Духом слава и держава во веки веков.

О святителю отче Митрофане! Приими сие малое моление от нас, грешных раб Божиих (имена), к тебе прибегающих, теплым твоим предстательством умоли Господа Бога нашего, Иисуса Христа, яко да призрев на ны милостивно, подаст нам согрешений наших вольных и невольных прощение и избавит нас от бед, печалей, скорби,  болезней душевных  телесных, обдержащих нас; да подаст вся на пользу настоящаго жития нашего потребная; да дарует нам скончати житие сие привременное в покаянии и да сподобит нас, грешных и недостойных, Небеснаго Царствия Своего, во еже со всеми святыми славити Его безконечное милосердие, со Безначальным Его Отцем  Святым Животворящим Его Духом, во веки веков. Аминь.

В чем помогает чудотворец

К старцу принято обращаться во многих случаях. Он благословлял, направлял многих при жизни, не оставляет также при обретении небесного покоя:

  • святого праведника просят о получении хорошей работы;
  • старец помогает найти семью, обрести счастье материнства;
  • епископа просят о душевном равновесии, об укреплении веры, нахождении смысла жизни.

Дни почитания

Митрофан Воронежский с любовью почитаем православными верующими. На территории Воронежа построен памятник епископу. Он расположен на главной площади города, что свидетельствует о духовной памяти народа.

День кончины святого вспоминают 23 ноября, 7 августа принято прославлять Митрофана Воронежского. Кроме того, церковным календарем установлены даты, когда были обретены мощи святого: 17 сентября, а также 20 августа.

Чудотворения

Поводом для канонизации 1832 года стало фиксирование случаев чудотворных явлений возле его гробницы. Синод документально запротоколировал несколько случаев духовного, а также физического исцеления.

Источник: https://religns.ru/liturgiya/mitrofan-voronezhskij

Благовещенский кафедральный собор. Город Воронеж

Дата публикации или обновления 04.11.2017

  • Храмы Воронежской области
  • Рассказ о поездке в Воронеж в апреле 2011 года
  • Благовещенский кафедральный собор

    Благовещенский – так назывался первый храм, построенный в Воронеже. В 1682 году при первом епископе Воронежском святителе Митрофане Благовещенский храм стал кафедральным собором. В 1834 году вокруг Благовещенского собора образовался монастырь, получивший имя Митрофановского.

    Он, как и поражавшие своим величием и великолепием убранства Владимирский, Свято-Троицкий соборы, были безжалостно уничтожены после революции богоборческой властью.

    На месте Благовещенского собора и Митрофановского монастыря ныне находится главный корпус Воронежского государственного университета.

    В 1998 году Воронежскому епархиальному управлению выделен земельный участок в Первомайском сквере, где началось строительство Благовещенского кафедрального собора – в память о трёх крупнейших и красивейших соборах города, безжалостно уничтоженных богоборческой властью, и в знак покаяния воронежцев в безбожии и святотатстве.

    Новый собор во внешнем облике повторяет Владимирский собор, построенный в Воронеже одним из последователей знаменитого архитектора К. Тона.

    Памятник святителю Митрофану, первому епископу Воронежскому, установленный возле Благовещенского собора в Воронеже.
    Памятник святителю Митрофану.

    Архитектурный проект выполнен в традициях русско-византийского зодчества.

    Расписание богослужений

    Богослужения в Благовещенском кафедральном соборе совершаются ежедневно.

    Божественная литургия — в 8.00

    Вечернее богослужение — в 17.00 (в зимнее время — в 16.00)

    В воскресные и праздничные дни совершаются две Божественные литургии — в 6.30 и 9.00

    В Воскресенье вечером соборно совершается акафист святителю Митрофану Воронежскому

    Адрес Благовещенского собора: 394000, г. Воронеж, проспект Революции, 14 «В»

    Остановка «Первомайский сад», «Петровский сквер»

    Святитель Тихон

    Святитель Тихон родился в 1724 году в семье бедного псаломщика Савелия Кириллова села Короцка Валдайского уезда Новгородской губернии.

    В 1763 году Святейший Синод назначил епископа Тихона на Воронежскую кафедру, которая была весьма непростой из-за дальности, обширности, запущенности полуязыческого населения . В ней было немало раскольников. Всего 4 года и 7 месяцев пробыл Владыка Тихон на Воронежской кафедре, но деятельность его как администратора, педагога и пастыря доброго была велика.

    Выйдя на покой в 1767 году, святитель поселился в Задонском Рождество-Богородицком монастыре. Здесь начался период иноческих подвигов, духовной брани с искушениями. Если глубоко проникало в сердца людей слово «учителя златословесного», то еще более глубокое воздействие оказывали на них его мудрые писания и личные беседы.

    Выходец из бедных крестьян святитель питал любовь к простому народу, для которого он всегда был открыт. Святитель творил дела милосердия.

    13 августа 1779 года святитель Тихон отошел «в путь всея земли». Прославление святителя Тихона совершилось 13 августа 1861 года. С 1991 года мощи святителя Тихона пребывают во Владимирском соборе Задонского Рождество-Богородицкого монастыря.

    5 декабря 2009 года рака с частью мощей святителя Тихона крестным ходом была торжественно принесена в Благовещенский кафедральный собор. До этого святыня находилась в архиерейских покоях. Мощи положены в деревянную раку в полном архиерейском облачении.

    Тропарь святителю Тихону

    От юности возлюбил ecи Христа, блаженне, образ всем был ecи словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою и смирением. Темже и вселился ecи в небесныя обители, идеже предстоя Престолу Пресвятыя Троицы, моли, святителю Тихоне, спастися душам нашим.

    Священномученик Петр

    Священномученик Петр (в миру — Василий Константинович Зверев) родился 18 февраля 1878 года в семье священника. В 1926 году Владыка Петр был назначен на Воронежскую кафедру. Архиепископ Петр пользовался огромным уважением жителей Воронежа, которые почитали его хранителем чистоты Православия.

    Он служил по афонскому чину, и храмы были всегда переполнены. Он любил, чтобы на богослужении пели все предстоящие с народом. В Воронеже многие храмы были захвачены обновленцами.

    Благодаря активной деятельности архиепископа Петра и его непримиримой борьбой с обновленчеством началось массовое возвращение священнослужителей из обновленчества в Православие.

    Весной 1927 года Владыка Петр оказался на Соловках. Летом 1928 года ссыльный епископат в знак особого уважения избрал архиепископа Петра главой Соловецкого православного духовенства. Владыка Петр скончался 7 февраля 1929 года, в день празднования иконы Царицы Небесной «Утоли моя печали».

    17 июня 1999 года на Соловках, на острове Анзер, были обретены мощи архиепископа Петра (Зверева). По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 9 августа 2009 года мощи священномученика Петра перенесены из Соловков в Воронеж. 5 декабря 2009 года крестным ходом они принесены в Благовещенский кафедральный собор и помещены в деревянную раку в полном архиерейском облачении.

    Тропарь священномученику Петру

    Верою пламенною апостолу Петру подобяся, таже и трикратным слышанием воззвания Христова, душу твою за Того положил ecи, святителю отче Петре, каменю твердый Церкви Православныя: светильниче во мраце беззаконий добродетельми сияяй, радостию страдати за Христа претерпети изволил ecи, со исповедники и страстотерпцы Российскими. Молися с ними о нас, архиерею Божий, священномучениче Соловецкий.

    Святитель Антоний

    «Ангелоподобная кротость, твердая вера, крепкая любовь к Богу и ближним, подвижническое воздержание, мир среди смятений мира — вот доблести, которые украшали жизнь благостного архипастыря, начавшего свой монашеский путь в Киево-Печерской Лавре.

    Он был третьим, после святителей Митрофана и Тихона, светильником Церкви и богоспасаемому граду Воронежу, который не словом только, а паче добрыми делами любви и милосердия озарял и указывал путь, ведущий к Царствию Божию», — так говорили современники об архиепископе Воронежском и Задонском Антонии (Смирницком). Почитаем был святитель и преподобным Серафимом Саровским, своим современником, который считал его лучшим архиереем России.

    Архиепископ Антоний потрудился над прославлением и обретением мощей святителей Митрофана, первого епископа Воронежского, и Тихона Задонского.

    В 2008 году на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви архиепископ Воронежский Антоний был причислен к лику святых.

    2 января — день памяти святителя Антония.

    ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто является основателем Соловецкого монастыря

    Тропарь святителю Антонию

    Правило веры и благочестия был ecи, святителю Антоние, слово истины проповедуя и о пастве твоей усердно моляся. Сего ради дерзновение имеяй на небеси, и ныне моли Христа Бога спастися душам нашим.

    Святитель Митрофан, первый епископ Воронежский

    Святитель Митрофан, первый епископ Воронежский, в миру Михаил, родился 6 ноября 1623 года. До сорокалетнего возраста жил в миру: был женат, имел сына Иоанна и служил приходским священником. После смерти супруги принял монашество.

    В 1682 году посвящен во епископа Воронежского. Первый Воронежский святитель ревностно заботился о нуждах паствы. Он утешал бедных и богатых, был покровителем вдов и сирот, заступником обиженных.

    Святитель Митрофан, как человек высокого патриотизма, своим нравственным авторитетом, милосердием и молитвами содействовал преобразованиям Петра I, необходимость и цель которых хорошо понимал.

    При постройке в Воронеже флота для похода на Азов он убеждал народ всемерно помогать Петру I и сам оказывал материальную поддержку государственной казне, нуждавшейся в деньгах для строительства флота. Святитель Митрофан приобрел известность как обличитель раскола. За отступление от благочестия император Петр был укоряем своим духовным старцем.

    Скончался святитель Митрофан 6 декабря 1703 года, в глубокой старости, приняв перед смертью схиму с именем Макарий. В 1832 году состоялась канонизация святителя Митрофана.

    5 декабря 2009 года, накануне празднования памяти Воронежского первопрестольника, мощи святителя Митрофана торжественно крестным ходом были перенесены из Покровского кафедрального собора города Воронежа, где прабывали с 1989 года, в Благовещенский кафедральный собор Воронежской и Борисоглебской епархии. Они помещены в малахитовую раку, изготовленную уральскими мастерами.

    Тропарь святителю Митрофану

    Правило веры и образ кротости слвом и житием пастве твоей отче смиренномудре Митрофане был еси. Темже и во светлостех святых солнца светлейше возсиял еси, венцем нетления и славы украшаем, моли Христа Бога стране нашей и граду твоему в мире спастися.

    Смоленская икона Божией Матери

    Рядом с ракой святителя Митрофана пребывает Смоленская икона Божией Матери. Известно, что святитель Митрофан особенно почитал эту икону — это был его келейный образ.

    Смоленская икона Божией Матери размером 3×5 аршин пребывала над ракой святителя в Благовещенском соборе Митрофановского мужского монастыря города Воронежа. В годы лихолетья образ был утрачен.

    В 2004 году в одном из антикварных магазинов Москвы была куплена икона — копия Смоленской иконы Божией Матери. Как явствует из надписи на иконе, копия сделана в 1893 году Иваном Черкасовым. Известны чудеса исцеления от этого образа.

    Особенности композиционного решения Смоленской иконы — фронтальное положение Младенца, небольшой поворот корпуса и головы Богоматери в Его сторону. Богородица изображена в половину роста, правая рука покоится на груди, левая поддерживает Богомладенца, держащего свиток.

    Икона написана в традиции, приводящей на память ранние Строгановские письма: вызолоченный фон с простыми тонко описанными венцами, изящный рисунок личного письма, мягко прописанные складки одежд, очень тонкий, ювелирно выполненный ассист одежд Младенца, шестнадцатилучевые, почти манерно прорисованные звезды на одежде Богородицы.

    Тропарь Смоленской иконе Божией Матери

    Под Твое благоутробие прибегаем Богородице, моления наша не презри во обстоянии: но от бед избави ны. Едина Чистая, едина благословенная.

    Главный купол Благовещенского кафедрального собора.
    Иконостас Благовещенского кафедрального собора в Воронеже. Работа Щигровского Свято-Троицкого братства.

    Царские врата иконостаса.
    Царские врата иконостаса.

    Фрагмент иконостаса Благовещенского кафедрального собора.

    Киот иконостаса Благовещенского кафедрального собора.
    Убранство Благовещенского кафедрального собора. Архиерейское седалище.
    Убранство Благовещенского кафедрального собора.
    Рака с частью мощей святителя Тихона, епископа Воронежского и Задонского. Работа Щигровского Свято-Троицкого братства.

  • Благовещенский собор
  • Покровский собор
  • Троицкий Смоленский собор
  • Владимирский собор
  • Успенская Адмиралтейская церковь
  • Ильинская церковь
  • Пятницкая церковь
  • Вознесенская церковь
  • Богоявленская церковь
  • Церковь Иоанна Богослова
  • Спасская церковь
  • Церковь Иоанна Предтечи на Чижовке
  • Церковь Рождества Христова на Чижовке
  • Церковь Рождества Христова на Придаче
  • Введенская церковь
  • Никольская церковь
  • Петропавловская церковь
  • Тихвино-Онуфриевская церковь
  • Воскресенская церковь
  • Воскресенская кладбищенская церковь
  • Церковь Святого Духа на Терновой поляне
  • Всесвятская церковь
  • Успенская церковь на Монастырщенке
  • Церковь Взыскания погибших
  • Казанская церковь в Отрожке
  • Домовые церкви
  • Часовни и неосуществленные проекты
  • Архангельская церковь в Репном
  • Троицкая церковь в Боровом
  • Петропавловская церковь в Таврове
  • Тихоновская церковь в Подгорном
  • Казанская церковь в Подклетном
  • Митрофановская церковь в Шилово
  • Церковь Рождества Христова в Малышево
  • В начало

    Источник: http://www.vidania.ru/temple/temple_voronezskaya/voronez_blagoveshenskii_sobor.html

    Святитель Митрофан Воронежский (†1703)

    Будущий святитель Митрофан (в миру Михаил) родился 6 ноября 1623 года во Владимирской губернии (ныне Савинский район Ивановской области) в семье священника.

    Половину своей жизни святой прожил в миру, был женат и имел сына Ивана. Известно, что некоторое время будущий епископ был приходским священником в селе Сидоровском Суздальской епархии недалеко от г. Шуи.

    Монашество и игуменство

    На 40-м году жизни он овдовел и решил посвятить свою жизнь Богу.

    В 1663 году он поступил в Золотниковский Успенский монастырь недалеко от Суздаля, где был пострижен в монахи под именем Митрофана, а через 3 года рукоположен во священника и назначен игуменом в Яхромскую обитель (Яхромский Космин монастырь), которой управлял в течении 10 лет.

    После Святитель Митрофан был переведен в Макарьевский Желтоводский монастырь на Унже, где пробыл 7 лет, будучи любим и почитаем не только братией, но и всеми окрестными жителями, ценившими его смирение, бескорыстие, трудолюбие и неусыпные заботы об устройстве обители и построении в ней нового храма.

    Монастырь игумена Митрофана часто посещал царь Феодор Алексеевич Романов, который нередко беседовал с настоятелем. При дворе к святому относились с особым почтением. Когда в 1682 году, по решению Московского Церковного Собора 1681 года, для борьбы с усилившимся расколом была учреждена новая кафедра — Воронежская епархия, царь Феодор Алексеевич предложил назначить первым её епископом игумена Митрофана.

    Святитель Митрофан и царь Пётр I

    Особую страницу в биографии святителя Митрофана составляют его взаимоотношения с царем Петром I. Святитель глубоко и сочувственно входил в судьбу молодого царя, старался содействовать возникавшим полезным для Отечества преобразованиям. Царь Петр, в свою очередь, уважал святителя и много способствовал укреплению вновь учрежденной бедной Воронежской епархии.

    Святитель Митрофан одобрял постройку флота, предпринятую Петром I в Воронеже, и поддержал ее материально. Когда в 1696 году русские войска одержали победу над турками под Азовом, Петр I повелел святителю Митрофану как бы в награду за участие в этой победе именоваться епископом Воронежским и «Азовским».

    В то же время святитель Митрофан не мог одобрить слишком тесного общения царя с иноземными иноверцами и бездумного восприятия их обычаев. Святитель отказался посетить воронежский дворец царя из-за находившихся в нем языческих статуй.

    Когда разгневанный Петр стал грозить ему смертью, святитель начал готовиться к ней, предпочитая умереть, нежели одобрить неприемлемые для православного человека языческие ритуалы.

    Исповедничество епископа устыдило Петра, в знак согласия с ним он убрал статуи, и мир был восстановлен.

    «Духовное завещание»

    В своей келейной жизни святитель Митрофан был прост до убожества, весь его домашний обиход отличался исключительной скромностью. Пищу употреблял самую простую, одевался также просто.

    Все свои доходы он употреблял на нужды своей епархии и главным образом на благодарения. После него не осталось денег даже для погребения, хотя в последнее время доходы Воронежского святителя были немалые.

    Он писал в своем завещании: «А келейных денег у меня нет не имам в келии своей ни злата, ни сребра, что дати на воспоминание души моей грешной».

    Любимым размышлением святого было памятование о смерти, о загробной жизни, о мытарствах; любимой молитвой – молитва об умерших.

    Не будучи знаком с распространенной в XVII в. латинской схоластикой, святитель Митрофан прекрасно знал Священное Писание и святоотеческие труды. За несколько лет до кончины он составил «Духовное завещание», в котором дал пастырские наставления для всех христиан: «Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни умеренность – богат будешь; воздержно пей, мало ешь – здрав будешь; твори благо, бегай злого – спасен будешь».

    Кончина

    Святитель Митрофан скончался 23 ноября 1703 года. Незадолго до кончины святитель принял схиму с именем Макарий в честь преподобного Макария Унженского, основателя монастыря. Погребен он был в Благовещенском соборе в Воронеже на 12-й день после кончины. Похороны прощли с большими почестями: царь своими руками помогал нести гроб святителя, почитаемого им за «святого старца».

    Обретение мощей святителя Митрофана и канонизация

    Спустя 14 лет после смерти святителя Митрофана, в 1717 году, Благовещенский собор начал рушиться от близости рвов из-за нетвердости фундамента и его разобрали, чтобы из этого же материала построить новый. Строительство началось в 1718 году и закончилось в 1735 году. Тело святителя Митрофана было перенесено «в правое крыло собора». Именно тогда было замечено, что тело Святителя нетленно.

    Через 100 лет, весной 1831 года, был проведен ремонт собора. Необходимо было обследовать фундамент на прочность и перестелить пол. При ремонте разобрали церковный помост и обнаружили склеп святителя Митрофана с разломленным отверстием наверху. Через него и увидели раскрытый гроб (крышка стлела) и нетленное тело епископа Воронежского.

    6 августа 1832 года в день Преображения Господня состоялось открытие мощей святителя Митрофана. На этом событии присутствовало около 50 тысяч человек.

    Открытие мощей святителя Митрофана 6 августа 1832 года

    Мощи торжественно были перенесены из Благовещенского (на время ремонта) в Архангельский собор. Благовещенский храм вновь открылся для верующих в 1833 году. Тогда же были перенесены мощи Святителя Митрофана. К этому событию воронежские купцы устроили серебряную вызолоченную раку весом семь пудов.

    В 1832 году епископ Митрофан был причислен к лику святых. От его святых мощей по милости Божией начали происходить многочисленные исцеления страждущих телесными и душевными недугами, одержимых, расслабленных. При соборе начали появляться записи о чудесах на его гробнице.

    История Благовещенского собора в советское время

    В 1836 году при Благовещенском соборе в Воронеже был учрежден Благовещенский Митрофанов монастырь.

    С Благовещенским собором тесно связано имя священномученика Тихона (Никонорова), архиепископа Воронежского и Задонского. 13 мая 1913 года Тихона назначили на Воронежскую кафедру.

    Архиепископ совершал богослужения в Благовещенском соборе Митрофановского монастыря. 27 декабря 1919 года (9 января 1920 года) в третий день Рождества Христова Тихон был повешен на царских воротах алтаря Благовещенского собора.

    Его сгубила Гражданская война, ярым противником которой он являлся.

    3 февраля 1919 года большевики ворвались в собор во время богослужения и пытались опорочить святые мощи Митрофана, сдернув с них одеяния и подняв на штыки. Тут же был проведен акт вскрытия мощей, по которому их признали поддельными. Митрофановский монастырь объявили оплотом контрреволюционных сил и по решению органов Советской власти закрыли. В 1922 году большевиками был инициирован раскол Православной церкви, Благовещенский собор стал обновленческим.

    20 августа 1929 года, в «Митрофанов день», органы советской власти запретили все богослужения.

    Некто партийный Варейкис объявил присутствующим, что мощи святителя изымаются в связи с закрытием Благовещенского собора на нужды социалистического строительства. Мощи епископа Воронежского Митрофана были переданы в Воронежский Краеведческий музей.

    В этот же день на площади у Благовещенского собора состоялись народные гулянья. В них участвовали все пять воронежских оркестров, исполнявших революционную музыку.

    Во время Великой Отечественной войны собор был практически полностью уничтожен. Окончательно его снесли в 50-е годы XX века.

    Возведение нового собора началось только в 1998 году. Вновь построенный собор не имеет внешнего сходства с утраченным. Он состоит из двух частей: верхнего и нижнего храмов, и способен вместить до 6 тысяч человек. Новый собор является третьим по величине в России православным храмом и одним из самых высоких православных храмов мира — его высота 97 метров.

    Благовещенский кафедральный собор Воронежа

    Официальное открытие Благовещенского кафедрального собора состоялось 6 декабря 2009 года. 5 декабря 2009 года из Покровского собора, в котором в 30-е годы XX века размещался Краеведческий Антирелигиозный музей, в Благовещенский Собор торжественно были перенены святые мощи святителя Митрофана Воронежского и святителя Тихона Задонского.

    Мощи святителя Митрофана Воронежского

    Тропарь, глас 4
    Правило веры и образ кротости / словом и житием пастве твоей, отче смиренномудре Митрофане, был еси. / Темже и во светлостех святых / солнца светлейше возсиял еси, / венцем нетления и славы украшаемь, / моли Христа Бога // стране нашей и граду твоему в мире спастися.

    Кондак, глас 8
    Воздержанием тело духу поработив, / душу же равноангельну сотворив, / святительскою одеялся еси одеждею, яко венец священства, / и ныне, всех Владыце предстоя, // моли, всеблаженне Митрофане, умирити и спасти души наша.

    Молитва святителю Митрофану Воронежскому
    О святителю, отче Митрофане! Приими сие малое моление от нас, грешных раб Божиих (имена), к тебе прибегающих, и теплым твоим предстательством умоли Господа и Бога нашего, Иисуса Христа, яко да подаст нам согрешений наших прощение и избавит нас от бед, печалей, скорбей и болезней душевных и телесных, обдержащих нас; да подаст вся на пользу настоящаго жития нашего потребная; да дарует нам скончати житие сие привременное в покаянии и да сподобит нас, грешных и недостойных, Небеснаго Царствия Своего, во еже со всеми святыми славити Его безконечное милосердие, со Безначальным Его Отцем и Святым и Животворящим Его Духом, во веки веков.

    Дни памяти: 7/20 августа (Обретение мощей), 4/17 сентября (Второе обретение мощей и Собор Воронежских святых), 23 ноября/6 декабря.

    Источник: http://voskrcerkov.ru/2014/08/14/svyatitel-mitrofan-voronezhskij/

    Житие святителя Митрофана Воронежского, Чудотворца

    Любвеобильного и милосердного епископа всегда будет помнить народ и вереница почитателей его памяти, притекающих к святой могиле, никогда не прервется. Ряды молитвенников у святой усыпальницы не уменьшаются, а только лишь увеличиваются, благодаря чудесной помощи святого.

    Праведное житие святителя Митрофана Воронежского положило начало его открытому прославлению.

    Жизненный путь будущего чудотворца

    Митрофан (в миру Михаил) появился на свет в семье священника в 1623 году. До возраста 40 лет он имел добропорядочную супругу и сына Иоанна, служил клириком на приходе. В 1663 году умерла его жена, это горестное событие послужило неким толчком к принятию монашеского пострига, который он принял в Успенской пустыни вблизи Суздаля.

    Икона Святителя Митрофана Воронежского

    Через 3 года монашеской жизни Митрофан был избран настоятелем Успенской Яхромской обители, которой управлял на протяжении 10 лет. За годы работы в монастыре он возвел собор в честь Нерукотворного Образа Христа. А в 1675 году патриарх Иоаким, узнав о благодетельной жизни Митрофана, возвел его в чин архимандрита.

    Читайте о других чудотворцах в православии:

    В 1682 году святой Митрофан был назначен на Воронежскую кафедру.

    Но что являл собой в те смутные годы Воронеж? Он находился на самой окраине Рязанской епархии, в городе была очень сложная жизнь. Дело в том, что этот ранее благодатный край был на несколько столетий опустошен волной монголо-татарского нашествия. Причем в современное время некоторые водоемы и населенные пункты до сих пор носят татарские названия.

    Несмотря на то, что Воронеж был восстановлен после разорения, случившегося во времена правления потомка Иоанна Грозного Феодора Иоанновича, город все же подвергался новым разорениям.

    Например, известно, что в 1624 году численность городского населения составляла всего лишь 100 человек. Жители бежали из города потому, что татары и польско-литовские разбойники разрушали Воронеж, а самих горожан пленяли в целях работорговли.

    Городок был обнесен небольшой деревянной стеной, в его центре стояла церковь Благовещения Божией Матери.

    ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как добраться до часовни Ксении Петербургской

    Неспокойное время породило шатания и разврат. Отсутствие храмов и монастырей вследствие их разрушения, породило скудность духовного и нравственного состояния народа. На дорогах разбойничали шайки бандитов, а на берегах Дона собирались крестьяне, горожане и раскольники, желающие вольной жизни и разврата.

    В таком убогом и нищем состоянии досталась кафедра Митрофану Воронежскому. Но святитель не побоялся трудностей.

    Интересно! За 20 лет епископства чудотворец возвел в епархии множество церквей, но для себя он даже не построил отдельного жилища. Все два десятилетия он жил на постоялом дворе.

    Служение церкви

    Свою деятельность он начал с распространения послания, в котором призывал народ к исправлению падшей нравственности церковнослужителей и мирян.

    Петр Первый и святитель Митрофан

    Он призывал людей к:

    Воронежский святитель усердно опекал свою паству: искоренял беспорядки в монастырях, утверждал в них житие по иноческому уставу, утешал плачущих, покровительствовал вдовам и сиротам, заступался за обиженных.

    В своем доме он принимал странников, здесь же святой обустроил лечебницу для болящих, а в свободное время и ночами возносил мольбы о живых и об усопших христианах.

    Твердая вера не позволила Митрофану явиться по приглашению царя Петра I в его покои, потому что там стояли языческие статуи. Чудотворец совсем не боялся навлечь на себя гнев императорской персоны, хотя за ослушание воли царя ему грозила опала. Но Петр повелел уничтожить статуи и с того момента проникся к Митрофану еще большим уважением.

    Интересно! Чудотворец обладал высоким патриотизмом и благодаря своему авторитету содействовал преобразованиям Петра I, жертвуя свои средства на благо Родины и обустройство флота.

    Святитель отошел ко Христу 23 ноября 1703 года в глубокой старости. Незадолго до смерти он принял великую схиму с именем Макарий. На похоронах гроб с его телом нес сам царь Петр I.

    Обретение мощей

    В 1831 году совершалась реставрация кафедрального собора в Воронеже, требовалась замена пола и измерение прочности фундамента здания. При разборке помоста был обнаружен склеп. Через отверстие сверху реставраторы рассмотрели гроб с истлевшей от времени крышкой, в котором покоилось нетленное тело святителя Воронежского.

    О «находке» было сообщено императору. Он тут же назначил заседание Священного Синода, члены которого для освидетельствования мощей создали комиссию, которая заключила: несмотря на слишком высокую сырость места захоронения, тело святого осталось нетленным, а облачение совершенно невредимым.

    В 1831 году святитель Митрофан Воронежский был прославлен в Лике святых, а память его празднуется 23 ноября в день преставления и 7 августа в день прославления.

    Чудотворения по молитвам

    В особой церковной книге собраны рассказы о чудотворениях по молитвам к святителю Митрофану.

    Икона «Житие Святителя Митрофана Воронежского. Чудотворца»

    Иван Ладыгин, помещик из Липецка, сильно разболелся после перенесенного тяжелого семейного несчастья. Болезнь усиливалась, вскоре он не мог вставать с постели и даже шевелиться, не мог спать, лишь изредка дремал. Его привезли ко гробу святителя и случилось чудо — мужчина почувствовал облегчение от мучительных болей, смог поднять голову и самостоятельно сел, а вскоре на костылях стал переступать несколько шагов.

    Через год дочь Ладыгина заболела горячкой, впала в кому и ощущалось приближение смерти девочки. В сонном видении явился ей сам Митрофан в архиерейском одеянии и благословил ее. С того момента ребенок стал стремительно выздоравливать.

    18-летняя девушка мучилась от припадков, а вскоре на ее носу появился огромный нарост и разросся на все лицо. Больная, глубоко веруя в помощь Господню по молитвам чудотворца Митрофана, приходила в собор к могиле святого, заказывала панихиды по Митрофану, молилась Божией Матери.

    Однажды она пришла домой после богослужения и прилегла отдохнуть. В полудреме ей привиделся святитель, пообещавший ей скорое выздоровление.

    На следующий день на девушку служители церкви возложили мантию святителя и ее нарост начал отпадать, а через неделю с ней случился страшный припадок, который, счастью, стал последним в ее жизни.

    Слепой крестьянин прозрел после панихиды у гроба святителя. Мужчина дважды помазал глаза маслом от лампады пред иконой Богородицы и прозрел.

    Крепостная женщина одного из помещиков страдала болезнью рук: они были покрыты гнойниками и сильно болели, поэтому она не могла работать. Отправившись на богомолье в Воронеж, женщина с верой помазала больные руки маслицем от лампады над гробом чудотворца. За следующие 4 дня ее руки полностью очистились от гнойников и перестали болеть.

    Жена дьякона по имени Агафья страдала припадками беснования, пыталась покончить жизнь самоубийством. Ее супруг насильно привел в собор ко гробу святителя. Женщина ужасно сопротивлялась, а когда на нее возложили мантию святителя, впала в беспамятство. Очнувшись, она почувствовала великое облегчение и исцеление от страшных мучений.

    8-летняя девочка заболела страшной болезнью, известной под названием пляска Витта. Врачи ничем не могли помочь бедняге. У ребенка отнялись руки, ноги, онемел язык.

    Ее родные взмолились Божией Матери и заказали панихиду на месте погребения чудотворца Митрофана. На ребенка 3 дня служители церкви возлагали святительскую мантию. Внезапно девочка почувствовала облегчение и заснула на полсуток.

    Во сне она увидела старца-монаха, сидящего у ее кровати. Через 3 недели ребенок полностью избавился от недуга.

    Молитвенные просьбы

    Каждый человек на протяжении жизни встречает разнообразные преграды, который, как иногда кажется, невозможно преодолеть. И тут на помощь приходит Митрофан Воронежский, который всегда поможет и утешит.

    Святитель Митрофан, Благовещенский кафедральный собор

    Ему можно молиться:

    Еще о православных молитвах:

    В Воронеже до сих пор находится святой источник святителя Митрофана. Предание гласит, что он был раскопан лично самим святителем. В его водах происходило множество исцелений как в прежние времена, так и сейчас.

    Во времена советской власти богоборцы пытались его забить, засыпали мусором, устраивали городскую свалку. Но чудеса всегда случаются и святой источник пробивался в тех или иных местах.

    Множество народа, притекающего к нему с верой во Всевышнего, получало и до сих пор получает заветное исцеление по предстательству ко Христу чудотворца Митрофана Воронежского.

    Правила моления

    Для того, чтобы чудотворец Митрофан услышал молитвенную просьбу и помог человеку, необходимо соблюдать некоторые правила:

    • текст молитвы следует читать искренне, притворство в «таких делах» недопустимо и оскорбительно для святого;
    • необходимо сосредоточиться и отогнать от себя любые мысли, кроме молитвенных;
    • нельзя читать молитвы «по обязательству», текст следует читать искренне и от души, а не по чьему-то указанию;
    • молитвенную просьбу нужно читать со смирением и спокойным голосом;
    • не стоит в молитве испрашивать высоких материальных успехов, необходимо остановиться на том, что принесет покой вашей душе.

    Совет! Перед началом молитвенного труда желательно посетить церковь, исповедоваться, причаститься и получить благословение у священника на прочтение молитв. Обычно клирик благословляет человека на 40-дневный молитвенный труд.

    Святитель Митрофан Воронежский — великий праведник и чудотворец, творивший помощь и чудеса как при своей земной жизни, так и не прекращающий поток чудотворений по своей смерти. Одного лишь прикосновения к его облачению было достаточно для исцеления от всевозможных недугов, так и сегодня молитвословия к великому святому не сходят с уст православных христиан всего мира.

    Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/zhitie-chudotvorca-mitrofana-voronezhskogo.html

    О храме

    Краткая историческая справка

    Престольные праздники

    В нашем храме, освященном во имя святителя Митрофана, епископа Воронежского, богослужения совершаются ежедневно. Литургия в 8.00, по воскресеньям — в 9.00, вечернее богослужение накануне в 17.00, молебен и панихида совершаются после Божественной литургии в соответствии с расписанием.

    По средам, за вечерним богослужением, читается акафист святителю и чудотворцу Николаю. По субботам, в 16:00 совершается молебен с акафистом святителю Митрофану Воронежскому перед иконой с частицей его святых мощей, по воскресеньям за вечерним богослужением читается акафист Божией Матери пред Ее иконой «Казанская».

    Храм открыт ежедневно с 7.00 до 20.00. Дежурный священник находится в храме с четверга по воскресенье, а также по праздничным дням до 16.00.

    При храме действует воскресная школа для детей (средняя группа 8-10 лет и младшая группа 6-7 лет) и взрослых (с 16 лет). Занятия для детей проводятся по воскресеньям, с 11:00, для взрослых в 13:00.

    При храме действует библиотека (открыта по субботам с 9:00 до 12:00 и воскресеньям с 16:00 до 19:00).

    Работает кружок по изучению церковнославянского языка. Время работы – еженедельно по пятницам в 18.00 в помещении Воскресной школы храма. Руководитель кружка – кандидат филологических наук Бердникова Татьяна Владимировна.

    Краткая историческая справка

    В конце XVIII – начале XIX века в районе нынешней площади им. С. М. Кирова располагалось обширное болото, заросшее лесом. Еще в начале XIX века там водились дикие утки.

    В 1-й четверти XIX века началось осушение болота, и в 1838 году на образовавшейся пустоши на средства помещиков Алексея Константиновича Карпова, Натальи Александровны Тепляковой и некоторых саратовских граждан была выстроена каменная церковь в честь Вознесения Господня. Архитектором храма, предположительно, являлся К. Тон.

    Вскоре к церкви был пристроен придел во имя святителя Митрофана Воронежского, отчего она впоследствии и получила в народе название Митрофановской. От названия храма близлежащая площадь и базар, находившийся на ней, получили название Митрофановских.

    Несмотря на осушение, на весьма ровной местности в районе храма зачастую долго застаивались снеговые и дождевые воды, из-за чего на Митрофановской площади и соседних улицах весной и осенью в дождливое время пешеходное сообщение или вообще прекращалось, или же происходило с большими препятствиями.

    Сама местность в середине XIX века выглядела так: «От Митрофановского базара по Михайловской улице (ныне Вавилова) выстраивался «тележный ряд», здесь всегда торговали телегами, санями, пролетками, скотом, сеном и различной упряжью. В противоположной стороне торговали дровами, отчего и получила название маленькая улица, идущая от церкви и площади, — Дровяная (ныне Дзержинского).

    Со временем ее стали называть Грошовой, из-за продажи на ней мелких кустарных «грошовых» товаров». От «сенных» рядов вблизи храма происходит ее второе народное название — Вознесенско-Сенновская. В 1864 году к церкви была пристроена каменная колокольня. Значительно позже, в1910 году, в ограде церкви была построена часовня.

    На 1912 год в храме насчитывалось уже три престола: главный в честь Вознесения Господня, в приделах — во имя святителя Митрофана и во имя святителя Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского. В штате причта состояли три священника, диакон и три псаломщика. При церкви имелась двухклассная церковно-приходская школа. К началу XX века Митрофановский рынок стал самым крупным в Саратове.

    Грязный и неухоженный рынок доставлял городским властям массу неприятностей, служа рассадником всевозможных инфекций. Да и сами ряды под открытым небом вовсе не украшали город. После долгих споров губернские власти решили придать торговому месту современный вид и построить здание рынка, которое бы отвечало требованиям того времени. Название родилось из главной отличительной черты новостройки — рынок был с крышей.

    Строительство его началось в 1914 году по проекту Василия Алексеевича Люкшина, и 27 ноября 1916 года Крытый рынок был открыт. В годы советской власти: В годы гонений храм и все строения, кроме одного, были разрушены. В 1937 году Митрофановская площадь была переименована в площадь имени Н. Г. Чернышевского, а в 1966 году — в площадь имени С. М. Кирова. До наших дней от церковных зданий сохранилось лишь одно строение — бывший причтовый дом, в котором до недавнего времени располагалась кафедра микробиологии, вирусологии и иммунологии Саратовского Государственного медицинского университета. В наши дни: В ноябре 2005 года бывший причтовый дом был передан Саратовской епархии Русской Православной Церкви. 6 декабря, в день престольного праздника, была совершена первая Божественная литургия.

    10 июля 2012 года Митрополит Лонгин освятил купол и колокола храма во имя святителя Митрофана Воронежского.

    Престольные праздники

    1.  1 августа — свт. Митрофана, епископа Воронежского
    2. 20 августа — Обретение мощей
    3. 17 сентября — Второе обретение и перенесение мощей
    4. 6 декабря — день преставления

    Источник: http://st-mitrofan.ru/main-page/

    Святитель Митрофан Воронежский родился и служил в ивановском крае

    Дела архивные 19 августа 2014, 23:59 4761

    20 августа отмечается День памяти (обретения мощей) святителя Митрофана Воронежского, приобретшего известность в масштабах России еще при жизни.

    Будущий святой – наш земляк. Родился он 6 ноября 1623 года в селе Антилохове современного Савинского района Ивановской области (оно находится почти на границе с Владимирской областью) и при появлении на свет получил имя Михаил. Профессор ИвГУ Кирилл Балдин предполагает, что родом он из среды провинциального русского духовенства. Село Антилохово, где Михаил увидел свет, впервые упоминается в документах XVI столетия. В те времена оно числилось за суздальским СпасоЕвфимиевым монастырем.

    Михаил был женат и имел сына. Имя его супруги неизвестно, а сына назвали Иоанном. Местом священнической службы Михаила стало село Сидоровское современного Ивановского района. Церковь, в которой он служил здесь, была освящена во имя рождества Иоанна Предтечи. Этот деревянный храм не сохранился, он обветшал и был разобран, а в 1797 году на его месте построили новый Иоанно-Предтеченский храм, который до сих пор стоит на берегу реки.

    На сороковом году жизни Михаил овдовел. И тогда он решил принять иноческий постриг, для чего отправился в Золотниковскую пустынь, получив имя Митрофан. Упомянутая пустынь (небольшой монастырь в безлюдном месте) находилась в глухом лесу на берегу речки Золотнички.

    Здесь до сих пор сохранились руины церквей XVII века, в которых служил Митрофан, они видны с дороги, на которой стоит населенный пункт Тейковского района, который так и называется – Золотниковская пустынь.

    В 1665 году Митрофан по просьбе братии Яхромского Космина монастыря, расположенного в селе Небылом нынешнего Юрьев-Польского района Владимирской области, был поставлен игуменом. Там он выстроил новый храм во имя Спаса Нерукотворного.

    Через десять лет Митрофана поставили во главе Унженского Троицкого монастыря, которому покровительствовал царствующий дом Романовых. Монастырь еще называли Макарьевским, ибо его основал в 1439 году святой Макарий, Унженский и Желтоводский чудотворец (1349-1444).

    Тогдашний Патриарх московский и всея Руси Иоаким питал к Митрофану доверие и поручал ему важные дела. Так, в 1677 году Митрофан по поручению Патриарха «обозревал» церкви Юрьевца и окружавшего его уезда.

    Рискуя жизнью, заставил Петра I убрать языческие статуи

    2 апреля 1682 года Митрофан был назначен епископом Воронежским, он стал первым архиереем на вновь учрежденной кафедре. Ранее она входила в состав Рязанской епархии. Занимая епископскую кафедру, Митрофан проявил себя как строгий и справедливый пастырь, рачительный и деятельный в хозяйственных и прочих делах.

    Одной из первых забот Митрофана было построение кафедрального собора в Воронеже. По инициативе владыки возникали новые монастыри. Он обращал пристальное внимание на нравственный облик духовенства. На тех, кто отличался пристрастием к хмельному зелью, владыка налагал епитимью и отправлял в монастыри на покаяние, запрещал на время богослужение.

    Тех, кто отличался аморальной жизнью, вообще лишал сана.

    В 1689 году к власти в стране пришел Пётр I. В это время, трудное для царя и государства, Митрофан оказал всемерную поддержку молодому монарху. Он понимал важность дела, которое задумал молодой преобразователь, осознавал необходимость для России стать морской державой, для чего и пожертвовал немалые церковные средства на строительство двух парусных судов и трех галер.

    Однако между государем и святителем случались размолвки. Одна из них описана в имеющейся литературе. Так, в 1700 году царь в очередной раз приехал в Воронеж и пригласил в свой дворец епископа Митрофана.

    Тот явился по царскому зову, но, увидев у входа статуи обнаженных древнегреческих (то есть языческих с точки зрения православной церкви) богов, поставленных в качестве украшений, возвратился назад. Петр вторично, более настойчиво, пригласил епископа. Тогда Митрофан ответил: «Пока государь не прикажет снять идолов, я не могу войти в его дворец».

    Петру были свойственны вспышки необузданного гнева, когда он не контролировал ни свои слова, ни свои поступки. Так случилось и на этот раз. Царь приказал: «Если он не придет, то ослушанием предержащей власти подвергнет себя смертной казни».

    На угрозы Митрофан отвечал смиренно, но твердо: «В жизни моей государь властен, но неприлично христианскому государю ставить языческих идолов и тем соблазнять простые сердца». Под вечер того же дня Пётр услышал мерные удары в большой соборный колокол и, так как в этот день никакого церковного праздника не было, спросил о причине торжественного звона.

    Митрофан через посланца отвечал: «Понеже мне от его величества сказана смерть, того ради я, как человек грешный, должен перед смертью своей принести Господу Богу покаяние и для сего я назначил быть всенощному бдению». К тому времени гнев царя прошел. Узнав, что Митрофан готовится к смерти, Пётр велел передать епископу, что его прощает, а заодно приказал убрать не очень приличные статуи.

    Случай этот представляется из ряда вон выходящим: Пётр почти никогда не поступался своими нововведениями и сделал исключение только для Митрофана, который на другой день явился к царю.

    ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Чем украшен храм Покрова на Нерли

    Царь лично нес гроб епископа

    Епископ Воронежский умер в 80-летнем возрасте 23 ноября 1703 года. Перед смертью он принимает схиму под именем Макария. Пётр поторопился приехать в Воронеж и оказать усопшему невиданные почести: он сам нес гроб епископа до его усыпальницы. После того как тело Митрофана было опущено в могилу, царь сказал: «Не осталось у меня такого святого старца».

    В 1832 году епископ Митрофан был причислен к лику святых. Дни памяти (по юлианскому календарю) – 7 августа (Обретение мощей), 4 сентября (Второе обретение мощей и Собор Воронежских святых), 23 ноября. После установления Советской власти мощи святителя Митрофана были переданы в музей.

    3 февраля 1919 года в Митрофановском монастыре особая комиссия, составленная из представителей губисполкома, горисполкома и других учреждений, произвела вскрытие раки Митрофана Воронежского. В 1989 году мощи перенесли в Покровский кафедральный собор Воронежа.

    В сентябре 2007 года в Воронеже состоялась научная конференция, посвященная 175-летию причисления святителя Митрофана к лику святых.

    В Золотниковской пустыни возрождается монастырь

    Память о выдающемся религиозном деятеле достаточно широко распространена в нашей стране. А в Воронеже в 2003 году был установлен памятник святителю Митрофану. В настоящее время в этом городе проводятся Митрофановские чтения.

    Что касается Ивановской области, то в 2008 году началось возрождение Золотниковской пустыни. Там построен деревянный храм во имя святого Митрофана Воронежского, реконструирован стоявший полуразрушенным братский корпус для жилья монахов, собрана иноческая братия. 20 августа 2011 года руководитель Ивановской митрополии Иосиф освятил там храм Митрофана Воронежского.

    Всё большее внимание верующих привлекает место священнического служения святителя Митрофана – Иоанно-Предтеченская церковь в селе Сидоровском Ивановского района. Храм стоит на живописном холме на берегу реки Молохты, и в праздничные дни сюда приезжают паломники со всей области. Кроме того, существует проект установки памятника Митрофану Воронежскому в областном центре – в Зарядьевском сквере.

    А значение трудов Митрофана Воронежского заключается в том, что он, говоря словами исполняющего обязанности ректора Воронежской духовной семинарии иеромонаха Иннокентия (Никифорова), «даровал нам не только пример духовной жизни, но и образ христианина, любящего свое Отечество и стремящегося к его благу».

    Источник: https://ivgazeta.ru/read/15708

    Неделя 11-я по Пятидесятнице.Обретение мощей свт. Митрофана, еп. Воронежского (1832)

    Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; 24когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов*; 25а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; 26тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу.

    27Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.

    28Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что́ должен.

    29Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе.

    30Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.

    31Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее.

    32Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; 33не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, ка́к и я помиловал тебя?

    34И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.

    35Та́к и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

    Толкование Святителя Феофана Затворника. Мысли на каждый день года

    Притчу о двух должниках Господь заключил такими словами: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его». Кажется, такая малость требуется: прости и будешь прощен; а когда прощен, то и в милость принят; а когда в милость принят, то стал участником во всех сокровищах милости. Стало быть, тут и спасение, и рай, и вечное блаженство.

    И такое великое приобретение за такую малость, что простим!. . Да, малость, но для самолюбия нашего нет ничего тяжелее, как прощать. Ненамеренную какую-нибудь неприятность, тайно причиненную нам, так чтоб никто не видал, мы еще, пожалуй, простим; но чуть что почувствительней да при людях, хоть не проси: нет прощения.

    Бывают обстоятельства, что хочешь — не хочешь, а высказать неудовольствия нельзя, — и молчишь: но язык-то молчит, а сердце говорит и строит злые планы. Повыссься неприятность еще на одну линию, — и удержа нет: ни стыд, ни страх, ни потери, ничто не удержит. Вскипевшая самость делает человека словно помешанным и поддавшийся ей начинает городить глупости.

    Такому несчастью больше всего бывает подвержены люди не какие-нибудь, а чем кто цивилизованней, тем чувствительней к оскорблениям, тем меньше прощает. Снаружи отношения иногда все еще остаются гладкими, но внутри решительный разлад. А между тем, Господь требует, чтобы прощали от всего сердца.

    Память о глубоком благочестии и пастырских добродетелях святителя Митрофана (в схиме Макария) свято чтима была в Воронеже со времени его кончины († 23 ноября 1703). Преемники его, Воронежские Преосвященные, считали священным долгом ежегодно творить поминовение по первосвятителе своей паствы и его родителях, иерее Василии и Марии. Жители Воронежа и окрестностей приходили в Благовещенский собор, где на месте погребения святителя совершались панихиды.

    Побуждением к усиленному поминовению святителя Митрофана было и предсмертное завещание его — совершать о нем молитвы. Для этого еще при жизни святитель устроил в соборе придел в честь святого Архистратига Михаила (небесного покровителя святителя в миру); и в нем особый причт совершал ранние заупокойные литургии. Впоследствии новое поколение хотя и не знало святителя, но также благоговейно почитало его память.

    Уверенность в святости первосвятителя Воронежской епархии утверждалась нетлением его мощей, освидетельствованных при неоднократном перенесении их из одного храма в другой.

    Так, в 1718 году Воронежский митрополит Пахомий, приступая к постройке нового собора, приказал разобрать старый Благовещенский собор, при этом тело святителя Митрофана было на время перенесено в церковь Неопалимой Купины; в 1735 году тело святителя было перенесено в новый собор, при этом было засвидетельствовано нетление его мощей. На месте погребения святителя обыкновенно совершались панихиды о нем.

    С 1820 года замечено было, что число почитателей памяти святителя Митрофана, стекавшихся в Воронеж, чрезвычайно увеличилось. Увеличились и благодатные знамения. Архиепископ Воронежский Антоний II неоднократно доносил Святейшему Синоду о чудесах и испрашивал разрешение на прославление святителя. Святейший Синод предписывал наблюдать за благодатными дарами, получаемыми у гроба святителя Митрофана. В 1831 г.

    по освидетельствовании нетленного тела святителя Преосвященный Антоний вместе с членами комиссии Святейшего Синода архиепископом Ярославским Евгением и архимандритом Спасо-Андрониевского Московского монастыря Гермогеном убедились в чудодейственном ходатайстве святителя Митрофана у Престола Божия. Святейший Синод вынес решение о причтении святителя Митрофана к лику святых.

    С тех пор Русская Церковь совершает память святителя дважды в год: 23 ноября — в день преставления, 7 августа (1832) — в день прославления.

    В Воронежской епархии архиепископом Антонием II (1827-1846 гг.) в честь святителя Митрофана были установлены еще следующие празднования: 4 июня, на память святителя Митрофана, Патриарха Цареградского, — день тезоименитства святителя Митрофана, епископа Воронежского, 2 апреля — день архиерейской хиротонии святителя Митрофана (в 1682 г.) и 11 декабря — по случаю явления мощей святителя Митрофана (в 1831 г.).

    Святитель Митрофан оставил духовное завещание.

    Подлинник его хранится в Государственном Историческом Музее (N 820/Син. 669). На завещании собственноручная скрепа-автограф святителя: «Сия изустная духовная потпи(сал) я епископ Митрофан Воронежский».

    На нижней доске (внутри) находится запись скорописью ХVIII века: «Сия книга тестамент или завет Преосвященного епископа Воронежского схимонаха Макария, писан в Богоспасаемом граде Воронеже, в доме его Преосвященства, соборныя церкви диаконом Афанасием Евфимовым.

    Преставися сей Преосвященный епископ, схимонах Макарий, ноемврия месяца 23 дня 703-го года. а погребен декабря 4-го дня (Описание рукописей Синодального собрания, не вошедших в описание А. В. Горского и К. И. Невоструева. Составила Т. Н. Протасьева. Часть II NN 820-1051, М.

    , 1973, с. 6).

    В день, предшествовавший открытию мощей святителя Митрофана, архиепископ Воронежский Антоний собрался идти в церковь, чтобы возложить на них приготовленное новое архиерейское облачение. Внезапно он ощутил в себе такое расслабление, что едва мог пройти по келлии. Озабоченный этим, он сел в размышлении и услышал тихий голос: «Не нарушай моего завещания».

    Не тотчас понял он это, но, думая о своем намерении, собрался с силами и открыл хранилище, где было облачение, там он обнаружил схиму, принесенную незадолго перед тем неизвестной монахиней, вручившей ему со словами, что она скоро понадобится.

    Увидев эту схиму, Владыка понял, что слова «не нарушай моего завещания» есть воля святителя Митрофана, чтобы не полагать на его мощи архиерейского облачения, а оставлять их в схиме, свидетельствуя тем о глубокой духовной связи со своим покровителем преподобным Макарием Унженским и своем крайнем смирении.

    (О святителе Митрофане Воронежском — «Журнал Московской Патриархии», 1944, N 11; 1953, N 10; 1963, N 11).

    Источник: http://www.kadashi.ru/item/1137-nedelya-11-ya-po-pyatidesyatnitse-obretenie-moshchej-svt-mitrofana-ep-voronezhskogo-1832.html

    Воронежский благовещенский собор — древо

    Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

    Благовещенский кафедральный собор города Воронежа

    Воронежский кафедральный собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы Воронежской епархии

    Первый храм, построенный в Воронеже, был освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

    В 1682 году при первом епископе Воронежском свт. Митрофане храм стал кафедральным собором.

    На подворье кафедрального собора располагалась с 1682 года резиденция правящих архиереев, а с 1745 до 1822 года — Воронежская духовная семинария.

    После кончины в 1703 году свт. Митрофана его честные останки были погребены в кафедральном соборе.

    В 1831 году во время реконструкции храма были обретены святые мощи первого воронежского архипастыря.

    В 1834 году вокруг Благовещенского собора образовался монастырь, получивший имя Митрофановского. Кафедральным собором стал Свято-Троицкий.

    В 1919 году монастырь был закрыт, в 1922 году Благовещенский собор стал обновленческим.

    В 1929 году собор был закрыт, мощи свт. Митрофана были переданы в Воронежский краеведческий музей.

    Во время Великой Отечественной войны храм был практически полностью уничтожен. Окончательно его снесли в 1950-е годы. На месте собора и монастыря находится главный корпус Воронежского государственного университета.

    Новый собор

    В августе 1998 года Воронежскому епархиальному управлению был выделен земельный участок, где началось строительство Благовещенского кафедрального собора по проекту архитектора Шевелёва В. П.

    28 августа 1998 года митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий (Немцов) освятил место под строительство собора.

    15 октября 1998 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил закладной камень собора.

    В 2001 году был поднят купол и установлен купольный крест.

    23 марта 2002 года был освящен и поднят на звонницу главный колокол весом 6 тонн. В этом же году были освящены шестиметровые кресты для малых куполов собора.

    В 2003 году в сквере на территории собора состоялось открытие памятника святителю Митрофану Воронежскому (автор – скульптор И.П. Дикунов).

    В 2003 году было завершено строительство колокольни.

    7 апреля 2004 года во временном нижнем храме была совершена первая Божественная литургия. В храме начались регулярные богослужения.

    4 апреля 2007 года были освящены купола для угловых башен собора.

    В декабре 2009 года состоялось торжественное открытие собора. Мощи свтт. Митрофана, Тихона и сщмч. Петра (Зверева) из Покровского кафедрального собора города Воронежа были перенесены в Благовещенский собор.

    18 сентября 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Благовещенского кафедрального собора и Божественную литургию в новоосвященном храме.

    Собору был присвоен статус кафедрального.

    При соборе действует воскресная школа, духовно-просветительский центр «Благовещение». Издается газета «Благовещение».

    24 августа 2012 года митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий (Фомин) совершил чин великого освящения нижнего придела в честь святителей Димитрия, митрополита Ростовского, Митрофана и Тихона, епп. Воронежских и Божественную литургию в новоосвященном приделе [1].

    Архитектура и внутреннее убранство

    Архитектурный проект нового собора выполнен В.П. Шевелевым в традициях русско-византийского зодчества.

    Собор имеет мощный стилобат, по объему частично совпадающий с криптой – нижним храмом; колоссальный двусветный объем основного подкупольного, верхнего храма, сохраняющего крестообразный план; высокую колокольню с плоским греческим куполом и пять луковичных завершений. Особенности стиля ясно проявились и во внешнем облике фасада, и в интерьере основного храма.

    Иконостас имет три ряда и оставляет открытой половину центральной конхи.

    Царские врата представляют собой глубокий полукруглый портал, украшенный сплошной резьбой и крупными пластинами памирского лазурита; в центре каждой пластины закреплена позолоченная ажурная накладка с растительным узором.

    Клейма царских врат решены в духе южноевропейских храмов рубежа тысячелетий: полнофигурное Благовещение и в нижнем регистре – евангелисты попарно. Авторы иконостаса – настоятель собора – архимандрит Андрей (Тарасов) и Свято-Троицкое братство (мастерские города Щигры, Курская епархия).

    Кроме живописных икон, собор украшен монументальным запрестольным мозаичным образом; он являет собой авторскую копию мозаик константинопольской Софии: Спаситель на престоле с предстоящими Богородицей и святым Пророком Иоанном Предтечей.

    Использованные материалы

    [1]  http://vob-eparhia.ru/index.php?d=2847&city= ???????

    [2]  Служил при свт. Митрофане.

    [3]  Упоминается как предшественник прот. Дионисия Михайлова

    [4]  Димитрий (Самбикин), архим., Указатель храмовых празднеств Воронежской епархии, 1885, вып. 4, с. 115

    [5]  Николаев А. И., Список, воспитанников, окончивших полный курс семинарских наук в Воронежской духовной семинарии за истекшее столетие (1780 — 1880), / приложение к Воронежским епархиальным ведомостям, 1882, с. 3

    [6]  Димитрий (Самбикин), архим., Указатель храмовых празднеств Воронежской епархии, 1885, вып. 4, с. 184

    [7]  «Указ № 239 от 24 декабря 2015 года», Указы на официальном сайте Воронежской митрополии, 24 декабря 2015, — http://www.vob-eparhia.ru/index.php?d=10687&nm=40&gr=20040&city=

    [8]  Указ №12 от 1 марта 2017 года», Указы на официальном сайте Воронежской митрополии, http://www.vob-eparhia.ru/index.php?d=12818&gr=20040&city=

    Источник: https://drevo-info.ru/articles/19573.html

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Духовная жизнь
    Можно ли в пост есть креветки

    Закрыть
    Для любых предложений по сайту: [email protected]