21 августа – День Зосимы и Савватия Соловецких, основателей Соловецкого монастыря
21 августа (8 авг. ст. ст.) – Перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев (1566 г.)
Преподобные Зосима (ум. 1478; память 17/ 30 апреля) и Савватий (ум. 1435 или 1462; память 27 сентября/10 октября) – основатели Соловецкого монастыря, твердыни православия на Русском Севере. В этот день было совершено перенесение их святых мощей в новопостроенный придел возле Преображенского собора.
На Севере сохранилось очень много икон с изображением преподобных отцов Зосимы и Савватия, особенно написанных для раздачи паломникам. Очень часто они изображены с видом Соловецкого монастыря. Было, конечно, написано и немало подобных икон крупного формата для местных рядов иконостасов.
Одна из таких икон хранится в собрании Музея изобразительных искусств РК. Преподобные отцы держат в руках «модель» монастыря, каким он стал в результате строительной деятельности игумена Филиппа (будущего митрополита Московского). Перед нами предстает могучий монастырь-крепость с Преображенским собором, другими храмами, кельями, иными постройками.
Интересно, что данная икона происходит их старообрядческого Выго-Лексинского общежительства. Она входила в состав иконостаса часовни скита Шелтопорог. Старообрядцы очень почитали соловецких святых, а сам монастырь, монахи которого во второй половине XVII в. были стойкими защитниками старых дониконианских обрядов, считали своим предтечей.
Икона написана на рубеже XVII – XVIII в. Реставрировал икону А. И. Байер в Петрозаводске.
(Текст подготовлен Платоновым В.Г., хранителем коллекции “Древнерусское искусство”)
Каждое воскресенье августа в 14.00 — БЕСПЛАТНАЯ экскурсия хранителя коллекции Владимира Платонова по разделу постоянной экспозиции «Древнерусское искусство» (иконы XV-XIXвв.) (по входному билету на постоянную экспозицию)
Источник: http://artmuseum.karelia.ru/news/21-avgusta-den-zosimy-i-savvatiya-solovetskih-osnovatelej-solovetskogo-monastyrya/
Регионы России: Соловецкие острова (Соловки)
У Соловков две истории: на протяжении веков на островах существовал богатейший монастырь, а в советской время — страшный Соловецкий лагерь особого назначения. Сейчас в обители опять кипит жизнь, а на архипелаг приезжает множество туристов и паломников.
Фото Соловецкого монастыря
Монастырь на закате
Крепостные стены монастыря выдержали немало осад
Соловецкий монастырь зимой
Церковь Свтяого Германа
Храмы монастыря
История Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря
Первые люди пришли на Соловецкие острова еще в III тысячелетии до нашей эры, а ко II-I тысячелетиям до нашей эры относится основание языческого мегалитического сооружения, до сих пор сохранившиеся на Большом Заяцком острове.
Но современная история Соловков началась в XV веке. В 1429 году иноки Герман и Савватий приплыли на острова и стали здесь жить. В 1436 году появился монастырь. После раскола он остался старообрядческим, но затем перешел в лоно официальной церкви. Нужно сказать, что Соловецкий монастырь был не только духовным, но и оборонительным центром. Монахи, помимо молитв, ежедневно тренировались и имели неплохую военную подготовку. Крепостные стены обители выдержали не одну осаду.
В 1920 году монастырь был упразднен, а в 1923 году в кельях и храмах разместился СЛОН — Соловецкий лагерь особого назначения. Он просуществовал всего 16 лет, но в его стенах было замучено огромное количество репрессированных. Точных данных о числе погибших нет до сих пор, но о масштабах свидетельствует хотя бы такая деталь — человеческими останками равномерно покрыты склоны Секирной горы.
В 1939 году лагерь был закрыт, здесь разместился штаб Учебного отряда Северного флота. Во время Великой отечественной войны на островах действовала школа юнг.
В 1967 году здесь появился музей, а в 1990 году начали восстанавливать монастырь. В 1992 году на Соловки были возвращены мощи основателей обители.
Сейчас на островах действует и музей, и монастырь. Планируется передать монастырское здание Русской православной церкви.
Соловецкое восстание и осада монастыря
В середине XVII века из-за реформы патриарха Никона случился церковный раскол: многие православные не приняли изменения обрядов и продолжали служить по-старому — так появилось движение старообрядцев.
Соловецкий монастырь также выступил против никоновских реформ: отстаивать свою правоту монахи решились с помощью оружия. В 1667 году настоятелем монастыря был назначен Иосиф, который должен был провести реформу и на Соловках.
В ответ на неповиновение в июне 1668 года на соловках высадился отряд стрельцов. Мирная осада продолжалась несколько лет, зимой стрельцы покидали острова, летом возвращались.
Только в 1673 году поступил приказ начать активные военные действия, однако первые серьезные столкновения произошли только в 1675 году. Осаждавшие крепость несли серьезные потери, монахи отчаянно сопротивлялись.
Возможно, осада продолжалась бы еще долгие годы, но не обошлось без предателя — чернеца Феоктиста. Он указал время смены караула и уязвимое место монастыря.
План сработал, монахи проснулись слишком поздно: около 30 защитников Соловков были убиты в бою, еще около 30 казнены, остальных сослали в остроги.
Святыни Соловков
Главной святыней Соловецкого монастыря являются мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа. Первые двое — основатели монастыря, канонизированные в 1547 году. Преподобного Германа православная церковь почитает с 1692 года. В советское время мощи были вывезены из монастыря в музеи Москвы и Санкт-Петербурга, но после перестройки вновь вернулись на острова.
Еще одной реликвией является белокаменный крест Савватия, судьба которого схода с мощами. Он был возвращен в обитель в 1993 году.
Также в монастыре хранится несколько древних икон, считающихся чудотворными.
Паломническая служба на Соловках
В монастыре работает паломническая служба. Программу поездок на Соловки можно найти на официальном сайте монастыря. Паломническая служба также работает в московском подворье монастыря, для организации экскурсионных программ лучше обращаться туда.
Источник: http://guide.travel.ru/russia/arkhangelsk_region/solovki/
Подмосковные Соловки в Фаустово
В Воскресенском районе в пятнадцати минутах ходьбы от станции Фаустово находится Ново-Соловецкая Марчуговская пустынь – подворье Соловецкого монастыря на Белом море.
Подмосковную обитель основал духовник царя Алексея Михайловича и предтеча реформатора Никона протопоп Стефан Вонифатьев. Петр I приписал пустынь в Фаустово к северному монастырю после поездки на Соловки и спасения от гибели на море.
У алтаря Троицкого собора в Фаустово сохранилась могила священника Александра Зверева – отца двух новомучеников XX века.
Спасение Петра I на Белом море
В 1694 году Петр I впервые побывал в Соловецком монастыре на Белом море. Царь прибыл в Архангельск, а оттуда на яхте «Святой Петр» отправился к Соловецкому архипелагу. В море поднялась буря, и корабль с царем на борту ждала гибель.
Историк Сергей Соловьев писал: «Петр приобщился уже святых тайн из рук сопровождавшего его архиепископа Афанасия: к счастью нашелся искусный кормчий Антон Тимофеев, который успел ввести яхту в Унскую губу, и они стали на якоре близ Пертоминского монастыря». Пертоминский монастырь располагался на том месте, где в XVI веке погибли два соловецких монаха Вассиан и Иона.
Петр поклонился мощам этих иноков и в благодарность Богу за спасение сделал крест в три метра высотой. Царь установил крест на том месте, где вышел на сушу. Он оставил надпись на голландском и русском языках: «Сей крест поставил капитан Петр в лето Христово 1694».
Спустя шесть лет после спасения на Белом море Петр I подарил пустынь и подмосковное село Фаустово «с вотчинами и со крестьяны и с бобыли и угодьи» Соловецкому монастырю.
В жалованной грамоте царя архимандриту Фирсу указывалось: «Соловецкий монастырь де маловотчинный, стоит в самом дальнем расстоянии, и к тому монастырю не только монастырей или пустынь, но и вотчин подмосковных в приписке ничего нет».
Подмосковная пустынь и земля приносили дополнительный доход северной обители. Так Петр отблагодарил соловецких преподобных Зосиму и Савватия, Вассиана и Иону за спасение.
Стефан Вонифатьев – основатель Ново-Соловецкой пустыни
Марчуговскую обитель на Москве-реке основал в 1653 году протопоп Благовещенского собора Московского кремля и духовник царя Алексея Михайловича Стефан Вонифатьев.
Протопоп Стефан родился в селе Городищи под Каширой. Такое предположение сделал Дмитрий Иванович Скворцов в книге о церковном расколе. Историк приводит в доказательство синодик 1653 года, который когда-то хранился в этом селе. В синодике указывалось, что благовещенский протопоп Стефан Вонифатьев сделал в церкви села Городище вклад в вечное поминовение родителей.
Еще до церковных реформ Никона, которые привели к расколу, вокруг царского духовника Стефана Вонифатьева собрался кружок священников и мирян, которые хотели преобразований в богослужении и исправления церковных книг. В кружок входили образованные протопопы Иван Неронов, Аввакум Петров, Даниил Костромской, епископ Павел Коломенский, боярин-просветитель Федор Михайлович Ртищев и некоторые другие «ревнители». Сочувствовал идеям кружка и новгородский архиепископ Никон.
В 1652 году в Москве готовились выборы нового патриарха, и на высокий сан претендовал царский духовник и глава кружка Стефан. Однако по смирению Вонифатьев уступил патриаршество Никону. Этот властный иерарх стал проводить церковные реформы по-своему, вызвав неприятие большей части кружка. Аввакум, Неронов и другие протопопы объявили реформы Никона ересью и возглавили церковный раскол, а Стефан Вонифатьев и Федор Ртищев поддержали нового патриарха.
В конце жизни протопоп Стефан Вонифатьев принял монашество и основал два монастыря: Марчуговскую пустынь в Подмосковье и Покровскую обитель в Москве, которая в XX веке стал местом паломничества к мощам блаженной Матроны Московской.
Пустынь получила свое имя, потому что сначала находилась в селе Марчуги вблизи современного Воскресенска. В 1655 году из-за половодья Москвы-реки, смывшего постройки, обитель перевели на более высокое место в Фаустово.
Стефан почитал соловецких чудотворцев Зосиму и Савватия, поэтому принял монашеский постриг в честь одного из них. Стефан-Савватий был погребен в Покровском монастыре в Москве.
Могила отца двух новомучеников
У алтаря Троицкого собора Марчуговской Ново-Соловецкой пустыни сохранилось несколько старинных надгробий. Одно из них сразу бросается в глаза – оно сделано в виде каменного аналоя с покрывалом и раскрытой книгой. Надгробия такой формы ставили в XIX веке либо жертвователям, либо священникам.
В Фаустово под камнем-аналоем погребен протоиерей Александр Григорьевич Зверев, который служил в Троицкой церкви 38 лет с 1870 по 1908 год. Рядом находится могила его брата доктора Владимира Григорьевича Зверева. Два сына фаустовского священника Александра Григорьевича Зверева стали новомучениками в XX веке.
Родной сын Александр Александрович Зверев был расстрелян в 1937 году, а приемный сын Иоанн Березкин умер в лагере в начале 1940-х.
Протоиерей Александр Александрович Зверев родился в Фаустово. В Троицкой церкви служили и отец, и дед мальчика. Однако сам Александр после окончания Духовной академии стал священником в Сергиевом Посаде. После революции отец Александр переехал в Москву, где служил в церкви Николая Чудотворца в Звонарях.
В 1933 году накануне Пасхи его арестовали и по решению суда отправили в Каргополь. Через три года священник вернулся из ссылки и поселился в селе Возмищи под Волоколамском. Он служил в местной церкви Рождества Богородицы с 1936 по 1937 год.
22 сентября 1937 года Александра Александровича Зверева вместе с группой других священников и монахинь арестовали и приговорили к смертной казни. Священника расстреляли 16 ноября 1937 года на Бутовском полигоне.
Новомученик Иоанн Березкин был сыном дьякона Троицкой церкви в Фаустово. Он рано потерял родителей, поэтому его фактически усыновил настоятель храма Александр Григорьевич Зверев. Потом Иоанн Березкин женился на дочери приемного отца.
Став священников, Иоанн Березкин служил в Серпухове, а после революции в Москве. В 1934 году его выслали из столицы в Рузу, где он проводил службы в кладбищенской церкви. В 1937 году протоиерея Иоанна Березкина арестовали и приговорили к десяти годам лагерей.
Новомученик скончался в 1942 или 1943 году в лагере под Куйбышевым.
Сегодня Марчуговская Ново-Соловецкая пустынь представляет собой ансамбль из колокольни и двух церквей: большого Троицкого собора с нижним храмом Благовещения и отдельной церковью преподобных Зосимы и Савватия Соловецких на берегу старого русла Москвы-реки. Эти храмы построили примерно в то время, когда Петр передал Фаустово Соловецкому монастырю.
Внешне они не похожи на Соловецкие храмы, хотя исследователь архитектуры Н.А. Мерзлютина заметила одну общую деталь в облике пятиглавия Троицкой церкви в Фаустово и Преображенского собора на Соловках. Барабан центрального купола обоих соборов граненый, а четыре боковые – округлые.
Заметные отличительные черты храмов Ново-Соловецкой пустыни – это длинные галереи «гульбища» вокруг стен церквей и керамические вставки на стенах с растительными орнаментами, двуглавыми орлами и птицами.
Источник: https://mosregtoday.ru/istorii-svyatyn-podmoskov-ya/podmoskovnye-solovki-v-faustovo/
Соловецкий монастырь 1429
История Соловецкого монастыря берет свое начало, когда на Большой Соловецкий остров прибыли преподобные Савватий и Герман, «воздрузиша крест и келью себе поставиша»
По монастырскому преданию, в 1428 г. на карельском берегу Белого моря в поисках пустыннического жития появился уроженец г.Тотьмы Авва Герман. В 1429 г.
к нему присоединился некий Савватий, принявший постриг в 1396 в Кирилло-Белозерском монастыре и живший после того вначале в Валаамском монастыре, а затем «по указанию Божию» направившийся к Белому морю. Вместе с Германом он поселился на Секирной горе (северо-западнее бухты Благополучия) построив там скит.
С водружением деревянного креста на перешейке между Святым озером и гаванью Благополучия и началась история заселения этого уголка Русского Севера.
После смерти Савватия в 1435 г. подвижнической деятельностью в этом крае вместе с Германом стал заниматься родившийся в Прионежье сын богатого новгородца Зосима. Вдвоем они и основали в 1436 г. общежительный монастырь – «дом Николы и Спаса» на Большом Соловецком острове. К концу 30-х XV в. монастырь официально признали духовные и светские власти Великого Новгорода, при этом они передали ему все побережье Белого моря и ряд островов Соловецкого архипелага.
Энциклопедия «Кругосвет»
ОСНОВАНИЕ И ИСТОРИЯ СОЛОВЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ
В XV веке православные подвижники Зосима, Савватий и Герман избрали для молитвенного уединения и пустынножительства Соловецкие острова, расположенные в Белом море в 165 километрах от северного полярного круга.
В 1429 году иноки Савватий и Герман после трехдневного морского путешествия на лодке пришли на берег Большого Соловецкого острова. Недалеко от берега Сосновой губы, в удобном для жительства месте у озера они воздвигли крест и построили келью. Так было положено начало иноческой жизни на Соловках, где преподобные Савватий и Герман прожили шесть лет «к трудам труды прилагая, радуясь и воспаряя умом ко Всевышнему».
Однажды преподобный Герман отправился за припасами на материк к реке Онеге. Некоторое время преподобный Савватий находился на острове один. Предчувствуя свою кончину и желая причаститься Святых Христовых Тайн, он преодолел дальний путь через море и прибыл в селение Сорока на реке Выг.
Преподобный Савватий, повстречав в Сороке едущего к больным игумена Нафанаила, причастился Святых Христовых Тайн, и 27 сентября 1435 года отошел ко Господу.
Устроителем Соловецкой обители стал преподобный Зосима. В Поморье он встретил преподобного Германа, от которого узнал о начале монашеской жизни на Соловках. В 1436 году иноки прибыли на Большой Соловецкий остров и поселились вблизи моря. Текст жития повествует о чудесном видении. Преподобному Зосиме явилась прекрасная церковь в небесном сиянии на востоке.
На месте дивного видения был сооружен деревянный храм в честь Преображения Господня с приделом во имя Святителя Николая и трапезой. Построена также церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Так был основан монастырь. Преосвященным Ионой, архиепископом Новгородским и правителями Новгородской республики дана обители грамота на вечное владение Соловецкими островами.
Впоследствии права монастыря неоднократно подтверждались московскими государями.
Преподобный Зосима стал игуменом обители, после того, как три игумена, поставленные Новгородским архиепископом, не понесли тягот жизни на пустынном острове. В 1465 году братия направились к месту погребения преподобного Савватия на реку Выг в селение Сорока и перенесли его святые мощи в Соловецкий монастырь, где они были положены за алтарем церкви Успения Пресвятой Богородицы в особо устроенной часовне
Устное повествование преподобного Германа о первых соловецких подвижниках записал в конце XV — начале XVI века иеромонах-книжник, а позже игумен Досифей, ученик преподобного Зосимы. Рукопись легла в основу текста жития первоначальников Соловецких, Савватия и Зосимы, составленного в 1503 году бывшим митрополитом Киевским Спиридоном-Саввой, который находился в то время в Ферапонтовом монастыре.
В XVI веке Соловецкий монастырь, оставаясь в епархиальном управлении Новгородских архипастырей, после подчинения Новгорода Московскому престолу пользовался особым покровительством московских государей. На картах Московии первой половины XVI века, при отсутствии на них некоторых известных городов, посреди моря изображался Соловецкий монастырь — форпост Православия в Северной Руси.
В конце XVI века монастырь становится «великой государевой крепостью». При игумене Иакове в 1582 — 1594 годах были построены из природного камня мощные стены и башни. Очертания стен обители напоминают корабль.
Сайт научно-исторического отдела Соловецкого монастыря
ЖИТИЯ ЗОСИМЫ И САВВАТИЯ СОЛОВЕЦКИХ
Увидели же это люди, живущие на побережье, что поселились иноки на острове Соловецком; и те, что селились напротив того острова, начали им завидовать и захотели изгнать их с острова, говоря так: «Мы самые близкие в Карельской земле кровные наследники острова этого. Будем же владеть им как своим отцовским наследием — себе и детям нашим и в будущие лета родов наших, а этих пришельцев прогоним с места того». И, посовещавшись, послали на остров одного из карельских жителей с женой и детьми.
Он же пришел на остров по совету своих соседей; и начали они строить себе дома, чтобы было где жить, и стали по озерам рыбу ловить. Преподобный же Савватий не знал об их приходе на остров, так же как и друг его Герман.
Случилось же, в один воскресный день, когда рассветало, а святой пел заутреню, — когда он вышел покадить у Честного Креста, который водрузил вблизи своей келии для поклонов, услышал он возглас и громкий вопль, взывающий с мольбою.
Удивился он и пришел в ужас от того вопля, и позвал Германа из келии, и сказал: «Что это? Как будто слышу вопль человеческий?» Тот же ответил: «Откуда бы мог слышаться этот голос, если здесь никто не живет, кроме нас?» И, осенив себя крестным знамением, пошли они в келию, удивляясь и говоря: «Что это было? Откуда мог быть этот крик?» И, помолившись, закончили утреню. И снова услышали возглас, еще более громкий. Тогда Герман получил от святого благословение и пошел на тот крик.
Придя, нашел он женщину, лежащую и плачущую навзрыд.
И спросил ее Герман о причине ее плача: «Жена, что случилось с тобой? Отчего ты плачешь и кричишь?» Она же, с многими восклицаниями, стала рассказывать ему следующее: «Господине отче! Когда я шла на озеро к своему мужу, встретили меня два грозных юноши со светлыми лицами и стали бить меня прутьями, говоря: „Уходите скорее с этого острова, ибо не дóлжно вам жить здесь! Но благоволил Бог устроить это место для жизни иноков! Вы же уходите скорее отсюда, да не погибнете здесь злою смертью! Отныне на этом месте будет обитель иноческая и да соберется здесь множество монахов, и имя Божие да прославляется ими на месте этом, и храм во имя Иисуса Христа воздвигнут будет!” И сказав так, невидимыми стали».
Герман же, услышав это, оставил ее и скорее возвратился к старцу Савватию и рассказал ему обо всем по порядку, о чем услышал. И так они узнали, что по воле Божией пребудет на том острове благодать.
Библиотека литературы Древней Руси. Том 13. Жития Зосимы и Савватия Соловецких
Источник: https://histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/solovietskii-monastyr