Оптина пустынь где находится

Оптина пустынь: где находится?

оптина пустынь где находится

В чем особенность монастыря? Кто едет в Калужскую область и о чем просит у Господа в мужской обители? Как добраться до пустыни?

На Русской земле сотни намоленных мест, где захоронены святые. Паломники со всей России и зарубежья приезжают в Муром, Дивеево, Троице-Сергееву Лавру, Оптину пустынь и другие места, чтобы найти ответы на вопросы, получить прощение, благословение и обрести единение с Богом. В этом материале мы расскажем вам об уникальном в православной вере месте – Оптиной пустыни, ставшей символом возрождения веры.

Что это за место?

Оптина пустынь – мужской монастырь, построенный в XVIII веке вблизи города Козельск в Калужской области. Здесь сформировался особый вид монашества – старчество. В писании говорится, что они были рассудительными и прозорливыми. Служители обладали даром исцеления – сотни селян приезжали к ним на протяжении столетия – просили о помощи, исцелении и духовном очищении.

Сегодня монастырь представляет собой комплекс храмовых построек, образующих в плане квадрат. церковь – собор Введения во храм Пресвятой Богородицы. Остальные храмы построены крестообразно по отношению к главной постройке. В монастыре сооружен скит для круглосуточных молитв. На территории монастыря сохранились дома, где жили великие писатели Достоевский и Гоголь.

Пустынь интересна своей необычной архитектурой, внутренним устройством и тишиной, позволяющей сблизиться с Богом, задать ему вопросы и найти интересующие ответы.

Исторические вехи пустыни

Точное время создания Оптиной неизвестно. Исследователи предполагают, что ее основал князь Владимир Храбрый. В житиях упоминается и о разбойнике Опта, покаявшемся в своих грехах. Поэтому место и получило такое название. Историки объясняют название монастыря тем, что в древние времена там могли служить и женщины, и мужчины, а такие обители носили название Оптиных. (см. главные традиции праздника Наурыз мейрамы)

Первыми руководителями монастыря были отшельники, решившие ради служения Богу покинуть мирскую жизнь и уединиться в глухом лесу для постоянной молитвы. На сегодняшний день это древнейший монастырь в России.

Первые доподлинные упоминания приходятся на XVII век, когда во главе стоял игумен Сергий. Тогда на месте современного комплекса была одна деревянная церковь. Царь Михаил Федорович подарил пустыне мельницу и землю для выращивания овощей и зерна для монахов. Во время правления Петра I монастырь претерпел серьезные перемены – обитель обеднела, у нее отобрали мельницу, право проезда через реку и рыбную ловлю.

Вскоре Синод упразднил церковь из-за малого числа монахов, но уже через несколько лет монахи добились восстановления статуса монастыря. Настоящее восстановление и создание крупной обители началось в конце XVIII столетия, когда обитель получила благословение московского митрополита Платона. В Калужскую область направили лучших строителей и мастеров. В это место стали съезжаться отчаянные люди, ищущие свой путь к Богу.

Так обитель постепенно разрасталась и привлекала все больше паломников. Вскоре разрешили содержать Оптину 30 монахам вместо семи ранее разрешенных. Этого добился отец Авраамий, проживший в обители вплоть до Первой мировой войны.

ВАЖНО! Развитию старчества способствовал митрополит Филарет, любивший уединение и считавший этот вид поклонения Богу самым верным.

Он приказал построить скит, где и по сей день круглосуточно молятся монахи. Ученики Паисия Величковского развивали Оптину в то время и проповедовали идею главенства старчества в процессе возрождения человеческих душ. С 1829 года это место стало обителью старчества.

В писаниях Пустынь упоминается многократно, она помогала бедным и сиротам, принимала паломников и в трудные времена открывала на своей территории школы и больницы. Служба в монастыре длилась восемь часов и была под силу не всем верующим.Почему главный спутник Земли приобретает красный цвет, сколько длиться явление и в какой части планеты его можно наблюдать?

XIX век – время книгоиздания

В это время в пустыне жили и трудились 150 человек, но главное начало девятнадцатого столетия сформировало особый порядок ведения и длительности службы, отец Моисей упрочил позиции Оптины и развил ее благосостояние и устройство.

С 1839 года в монастыре начинают издавать духовную литературу с писаниями святых. Над книгами трудились местные монахи. Известный раскольник Иеросхимонах Иоанн, поверивший в единство Бога, создал шесть писаний о неправоте его бывшей веры. Одними из первых в Оптине стали писания о молдавском старце Паисии Величковском.

Исследователи и духовники современности уверены, что издательская деятельность пустыни сыграла не менее значимую роль в формировании православного христианства, чем проповеди и молитвы старцев.

К концу века в пустынь ехали творческие люди: писатели и поэты, публицисты и философы. «Братья Карамазовы» созданы Достоевским именно в Оптине. Одинокая природа и молитвы сподвигли его великое произведение.

Отец Амвросий, живший в то время в пустыне, не одобрил показательной простоты Толстого: граф приехал в монастырь в лаптях. Не сошелся Амвросий во взглядах и с философом Соловьевым.

Советское время и современность

После официального заявления о закрытии всех храмов и монастырей во время Советской власти, в Оптине была лесопилка, а на месте скита – дом отдыха. (см. как защититься от сглаза и порчи самостоятельно)

Возродилась православие в 1987 году, через год после этого в монастыре возобновились богослужения, а Амвросий был прославлен РПЦ. Его мощи поместили в главном соборе Оптины.

Оптинские старцы

Старцы представляют нам живую летопись монастыря. В 1996 году преподобные старцы пустыни причислены к лику местных святых. Самым известным для современников считается святой Амвросий, руководивший пустынью более 30 лет.

Сохранилось сотни писаний о чудесах проповедничества и исцеления Иеросхимонахом. Несший в мир любовь к Богу, почитание, уважение и необходимость неуклонной молитвы, он расширил и облагородил монастырь. Дар старчества он унаследовал у Леонида и Макария. В его правление в обители появился Шамординский женский приход. А его писания и письма распространяли христианскую мудрость по земле русской.

ВАЖНО! Первым старцем был Лев – твердый и решимый он посвятил свою жизнь служению Господу и ближним своим. Его вера и неустанная молитва даровали ему чудеса исцеления и помощи страждущим и обездоленным.

Смирение в людях воспитывал старец Макарий. Он начал издание книг местных старцев и перепечатку русских монахов.

Моисей записал свое имя как главный благотворитель обители. В его время пустынь стала домом не только для паломников, но и всех странников. Он активно восстанавливал старые храмы и строил новые соборы. Его брат игумен Антоний руководил работой скита на протяжении 14 лет. Он обучал юных монахов и старцев благочестию, сподвижничеству и милосердию.

Отец Макарий запомнился современникам своим стремлением обратить к вере заблудших душ. Он читал проповеди, разговаривал с каждым прихожанином и старался найти для них путь к Богу.

Отец Евфимий подарил пустыне замечательных учеников и проповедовал путь к Богу через послушание и круглосуточную молитву в уединении.

Даром утешения Бог наделил отца Анатолия. В писании говорится, что так как молился он не мог никто, сила его обращений к Богу в разы превышала все нынешние.

Святые Иссакий, Иосиф и Варсонофий руководили обителью в тяжелое время раскола и отказа от религии (1810-1913 годы).

Анатолий утешал прихожан и тех, кто стал жителями лесопилки в Советское время. В эти годы к монастырю не переставали приходить паломники и старцы. Нектарий говорил о важности смирения, даровавшего исцеление и чудотворение всем просящим. Больше всего гонений от безбожников пришлось на участь Никона и Исаакия II.

Символом Оптиной пустыни сегодня является старец Илий – один из самых загадочных представителей российского духовенства. Отец Илий славится своим Божьим даром возведения храмов. Под его руководством соборы возводятся без отрыва от текущих работ. Сподвижник прошел тяжелые годы отказа от веры, десять лет провел в Афоне и никогда не терял уверенности в Божьем промысле.

Достопримечательности

Оптина пустынь славится не только своей духовной силой и святостью, но и удивительными постройками и памятниками архитектуры. От окружающего мира ее отделяет река и сосновый бор, сохранившийся до сих пор. Сегодня в монастырь можно приехать паломнику и туристу. Экскурсии в Оптины проводятся каждый день с 9 утра до пяти вечера. Длится прогулка около 1,5 часов.

Первое, что видят гости – огромную территорию пустыни, где располагается четыре храма и скит.

Собор Введения хранит в себе мощи отца Амвросия, Нектария и святого Николая Чудотворца. В других храмах паломники найдут мощи других старцев монастыря.Как проходит О-Ханами в Японии, какие традиции и обычаи соблюдает народ, почему стоит в это время посещать цветущую страну, в каком городе сакура красивее всего.

Во время прогулки вы знакомитесь с небольшой часовней и захоронениями старцев Оптины.

Одной из древнейших и красивейших архитектурных построек гости называют Шамординский женский монастырь. Настоятельницами все время были женщины. В период Гражданской войны в обители служили 800 сестер, помогающие больным и сиротам.

ВАЖНО! Изюминкой Оптины считается Введенский собор. Он задает расположение всем другим храмам – в форме креста от главного. Здесь хранится чудотворная икона Казанской Божьей Матери.

Сейчас храм действующий, в нем проходят службы и можно оставить записочки для молитв.

Еще одним интересным местом для туристов стали Святые ворота. Через них вы попадаете внутрь Оптины. Пролеты украшены росписью, лепниной, а верх ворот украшен удивительными изразцами. Это результат трудов суздальских зодчих Грезнова, Мамина и Шмакова.

В соборе Владимирской божьей матери читают псалтырь в специальной пристройке. А в боковых частях храма установлены кельи для старых и больных прихожан.

Туристам и паломникам удастся увидеть дом святого Амвросия, где сейчас расположился музей.

Источник: https://godzagodom.com/optina-pustyn-gde-nahoditsya/

Оптина пустынь — древо

оптина пустынь где находится

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Оптина пустынь

Оптина пустынь, Козельский мужской монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, ставропигия Русской Православной Церкви в черте Козельской епархии

Монастырь находится приблизительно в 4 километрах от города Козельска на правом берегу р. Жиздры. Пустынь имеет два подворья; Московское и Санкт-Петербургское (Свято-Успенское).

Скромный по своему внешнему облику монастырь был знаменит благодаря резко отличающему его от других русских обителей внутреннему строю, единству иноческого жития, благотворному влиянию старцев на множество приходящих в обитель богомольцев. В обители издавалось большое число православных книг для благочестивых читателей, раскупавшихся сотнями тысяч экземпляров.

Оптина пустынь в древности не отличавшаяся ни строгостью устава, ни многочисленностию братии, в конце XIX в. приобрела всенародную известность, расцвела и окрепла, став в числе первых по строгости иноческой жизни, по обилию добродетельных подвигов братии.

Основание монастыря

Время основания Оптиной неизвестно. Есть предположение, что она была основана монахолюбивым князем Владимиром Андреевичем Храбрым, или ближайшими его наследниками. По другой версии ее основал в древние времена покаявшийся разбойник Опта, принявший в монашестве имя Макария, почему ее называли и Макарьевской.

Однако более реальным является предположение, что ранее обитель была общей для монахов и монахинь — а таковые ранее носили название Оптиных.

Вероятно, что основателями ее стали неизвестные отшельники, избравшие для своих подвигов глухое место в лесу, вдали от всякого жилья, у пограничной засеки с Польшей, место неудобное для хлебопашества, никому не нужное и никому не принадлежащее.

Таким образом, Оптина принадлежит к числу древнейших монастырей. В 1630 году там была деревянная церковь, шесть келлий и 12 человек братии. Царь Михаил Федорович пожаловал Оптиной мельницу и землю в Козельске под огороды. В 1689 году братья Шепелевы (местные бояре) построили Введенский собор.

Петровские реформы, упразднение и восстановление монастыря

Вскоре наступило время реформ Петра I. В 1704 г. отобрали в казну мельницу, перевоз через Жиздру и рыбную ловлю, а в 1724 г. обедневшая обитель указом Синода и совсем была упразднена, как «малобратный монастыр». Но уже в 1726 г. по ходатайству стольника Андрея Шепелева она была восстановлена. При закрытии совершенно разоренная, она теперь медленно восстанавливалась. Указом 1727 года ей была возвращена мельница.

Восстановление обители

Но ее полное восстановление началось лишь с 1795 года, когда на нее обратил внимание московский митрополит Платон (Левшин) и назначил туда строителем иеромонаха Иосифа, а через год был назначен вместо него строителем о. Авраамий.

Стараниями сначала митрополита Платона, затем епископа Калужского Филарета (Амфитеатрова) Оптина пустынь превратилась, по словам отца Павла Флоренского, в «духовную санаторию многих израненных душ», чем довольно быстро и привлекла к себе внимание современников.

Оптина Пустынь знаменита своей заботой о неимущих, сиротах, приемом паломников, своими школами и госпиталями. Богослужения в обители дились по 8 часов, что составляло по словам о. Сергия Четверикова «университет для русского народа». Но от бесчисленного множества таких же монастырей Оптину отличает именно исключительное влияние ее старцев.

Храмы монастыря:

  1. соборный в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм,
  2. храм во имя иконы Казанской Божией Матери,
  3. храм во имя прп. Марии Египетской и св. прав. Анны,
  4. кладбищенская церковь во имя Всех святых
  5. храм во имя св. Амвросия Медиоланского.

В обители находились две местночтимые иконы: прп. Пафнутия Боровского и Казанская икона Божией Матери. В обители в качестве святынь хранились киот и ряса, принадлежавшие прп. Серафиму Саровскому. Ежегодно 1 мая и 14 сентября из Оптиной пустыни совершались крестные ходы к часовне с купальней над серно-кислым источником, называвшемся Святым или Пафнутиевым.

В пустыни находилась книжная лавка, где продавалась различного рода духовная литература в славянских и русских переводах. В обители были гостиница, странноприимный дом, больница для иноков, черепичный и свечной заводы. При пустыни имелся Иоанно-Предтеченский скит.

После революции

Вскоре после революции обитель была закрыта. С 1923 по 1987 годы святая обитель была на поругании. На месте монастыря была образована сельскохозяйственная артель. После смерти прп. Анатолия (Потапова) в пустыни остался лишь один старец Нектарий (Тихонов). После закрытия Оптиной в 20-е годы последние монахи переехали в Московский Даниловский монастырь (отец Георгий (Лавров), отец Иоасаф (Моисеев) и другие).

Вскоре сельскохозяйственная артель была ликвидирована, а на ее месте был образован музей «Оптина пустынь», директор которого Лидия Васильевна Защук как могла помогала верующим.

5/18 августа был закрыт последний действующий храм в обители — Казанский собор. Следующая служба в обители была совершена лишь 65 лет спустя.

Возрождение монастыря

Оптина Пустынь. Колокольня с братскими корпусами и Казанская церковь, 2015 г. Фото Ю. Булкина

Возвращение обители Русской Православной Церкви произошло 17 ноября 1987 г. Сразу же начались восстановительные работы, проводимые насельниками Свято-Данилова монастыря. 3 июня 1988 года в обители началось богослужение, сначала в надвратной церкви, а затем в Введенском соборе.

В 1988 году по решению Поместного Собора Русской Православной Церкви состоялось прославления преподобного Амвросия Оптинского.

18 марта 1990 года был освящен Иоанно-Предтеченский скит.

На Пасху 1993 года были убиты три монаха монастыря — иеромонах Василий, иноки Ферапонт и Трофим. Все трое были поражены в сердце 60-ти сантиметровым кинжалом с надписями на клинке «666» , «сатана». Убийцей оказался некий Аверин, который вступил в секту сатанистов.

После обыска у него нашли изрубленную Библию и предметы для сатанинских ритуалов. Следственная экспертиза института имени Сербского признала Аверина невменяемым. Суд определил его в психбольницу.

На Страстную Пятницу в 1994 году в лесу, на пути от скита в монастырь, был убит молодой паломник, друг детства послушника Александра (Петрова), Юрий (Георгий), приехавший на праздник Пасхи из Тольятти.

В обители проживают около ста насельников. 26 июня 1996 г. был торжественно канонизирован сонм Оптинских угодников Божиих и установлено им общее соборное празднование — 11 октября (местночтим.). В 2000 году преподобные оптинские старцы были прославлены Архиерейским Собором Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

27 июля 1996 г. был освящен храм во имя Казанской иконы Божией Матери.

10 июля 1998 г. были обретены мощи прп. Амвросия вместе с мощами ещё шести оптинских старцев.

В обители существует значительное подсобное хозяйство, насельники Оптиной пустыни окормляют соседнюю воинскую часть, проводя беседы с солдатами и занятия с членами семей офицеров.

Статистика

  • 2013 — 150 насельников (включая послушников) [1]
  • сентябрь 2016 — ок. 185 насельников (из них половина с высшим образованием, а 80% — закончили духовную семинарию или академию) [2]
  • 2018 — 200 насельников (включая послушников) [1]
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто такой иоанн кронштадтский

Оптинские святые

  • прп. Лев (Наголкин), иеросхим. (+ 1841, память 11 октября)
  • прп. Макарий (Иванов), иеросхим. (+ 1860, память 7 сентября)
  • прп. Моисей (Путилов), схиархим. (+ 1862, память 16 июня)
  • прп. Антоний (Путилов), схиигум. (+ 1865, память 7 августа)
  • прп. Иларион (Пономарев), иером. (+ 1873, память 18 сентября)
  • прп. Амвросий (Гренков), иеросхим. (+ 1891, память 27 июня, 10 октября)
  • прп. Анатолий (Зерцалов), иеросхим. (+ 1894, память 25 января)
  • прп. Исаакий (Антимонов), схиархим. (+ 1894, память 22 августа)
  • прп. Иосиф (Литовкин), иеросхимонах (+ 1911, память 9 мая)
  • прп. Варсонофий (Плиханков), схиархим. (+ 1913, память 1 апреля)
  • прп. Анатолий (Потапов), иеросхим. (+ 1922, память 30 июля)
  • прп. Нектарий (Тихонов), иером. (+ 1928, память 29 апреля)
  • прп. Никон (Беляев), иером., исповедник (+ 1931, память 25 июня)
  • прмч. Лаврентий (Левченко), иером. (+ 1937, память 12 октября)
  • прмч. Евтихий (Диденко), мон. (+ 1937, память 22 ноября)
  • прмч. Авенир (Синицын), мон. (+ 1937, память 22 ноября)
  • прмч. Савва (Суслов), мон. (+ 1937, память 22 ноября)
  • прмч. Марк (Махров), мон. (+ 1937, память 22 ноября)
  • прмч. Гурий (Самойлов), иером. (+ 1937, память 7 декабря)
  • прмч. Исаакий (Бобриков), архим. (+ 1938, память 26 декабря)
  • прмч. Игнатий (Даланов), иером. (+ 1942, память 21 августа)

Настоятели, наместники

Строители, настоятели

  • Макарий (Опта), основатель
  • Сергий (упом. 1625)
  • Феодор (упом. 1630)

В 1724-1726 гг. — монастырь был упразднен, полное возрождение монастыря началось лишь с 1795 года

Наместники

О фальсификации образа Оптиной Пустыни в интернете

Источник: https://drevo-info.ru/articles/9662.html

Как доехать до Оптиной Пустыни самостоятельно?

оптина пустынь где находится

Оптина Пустынь располагается к югу от Москвы, в Калужской области, рядом с городом Козельском. В настоящее время это один из самых популярных паломнических маршрутов. Сюда можно приехать в составе паломнической группы или самостоятельно.

Паломники добираются в монастырь несколькими способами:

  • автобусом;
  • поездом;
  • на личном автомобиле.

Выбор зависит от пункта отправления, финансовых и транспортных возможностей и личных предпочтений.

Проезд автобусом

Самый распространенный вариант — это проезд рейсовым автобусом из Москвы. Автобусы «Москва-Козельск» и «Москва-Сосенский» каждый день отправляются от автостанции «Теплый Стан». Автобусная станция находится в 50 м от одноименной станции метро. В метро лучше выйти из первого вагона от центра. Пройдите по подземному переходу направо до конца, а затем налево вверх.

Автобус «Москва-Козельск» отправляется ежедневно в 7:00, 7:30, 7:50, 8:45, 9:45, 10:45, 12:00, 14:00, 16:00, 17:00, 18:00, 18:40. Время в пути составит около 5 часов. На пути следования имеются две стоянки в Обнинске и Калуге. От Козельска нужно будет доехать до монастыря на маршрутке или воспользоваться услугами козельского такси. Можно пройти 3 км до обители пешком.

Автобус «Москва-Сосенский» отправляется от «Теплого Стана» в 12:45 и 15:00 и заезжает непосредственно на автостоянку монастыря. Это самый удобный вариант.

Стоимость билетов составляет 600 руб. (на 01.03.2015).

Автобусы до Козельска следуют также из Воронежа и отправляются через день.

Кроме этого, добраться до Козельска можно из Калуги на автобусах «Калуга-Козельск» и транзитными рейсами из Москвы. Калуга связана автобусным сообщением с Брянском, Воронежем, Кировом, Орлом, Смоленском, Тулой и некоторыми другими городами. Время отправления автобусов с автовокзала в Калуге: 07:45, 09:07, 10:20, 10:50, 11:10, 12:10, 13:00, 14:20, 15:10, 15:20, 16:30, 17:25, 18:15, 18:50, 20:00, 20:15, 21:20.

Автобусы в обратном направлении отправляются от автостоянки в Оптиной Пустыни и от Козельска. Из Оптиной Пустыни можно уехать в 1:45, 5:50, 8:05, 12:25. Из Козельска в Москву автобусы оправляются в 7:30, 9:00, 9:30, 10:50, 13:30, 14:20, 15:40, 16:40, 17:40. Билет можно приобрести в киоске рядом с автобусной остановкой рядом с монастырем. Киоск работает до 13:00.

Проезд железной дорогой

Прямое железнодорожное сообщение между Москвой и Козельском отсутствует. Паломники могут доехать на электричке, отправляющейся от Киевского вокзала в Москве, до вокзала Калуга-1. Цена билета на обычную электричку составляет 346 руб., а на экспресс — 445 руб. В Калуге нужно будет пересесть на автобус до Козельска. Автостанция находится рядом с железнодорожным вокзалом.

Через Козельск проходят транзитные поезда дальнего следования из Калининграда, Челябинска, Белоруссии и Казахстана. График движения этих поездов особый, расписание необходимо заранее уточнять в справочной службе РЖД.

Проезд на личном автомобиле

Из Москвы можно отправиться в Оптину Пустынь по Киевскому шоссе, Калужскому шоссе или через Подольск. Все эти автодороги сходятся на кругу за Обнинском. После обнинского круга следуйте до объездной дороги вокруг Калуги. Не заезжая в Калугу, продолжайте путь на Козельск, ориентируясь по многочисленным указателям.

За мостом через Оку начинается шоссе Калуга-Козельск, ведущее в Оптину Пустынь. Примерно за 20 км до Козельска есть правый поворот в деревню Шамордино, где находится Казанская Свято-Амвросиевская женская Пустынь.

Подъезжая к Козельску, не пропустите левый поворот с указателем на Оптину Пустынь.

На официальном сайте Оптиной Пустыни подробно и с фотографиями описан маршрут от Москвы до монастыря.

Жители южных регионов России, путешествующие на автомобиле со стороны Волгограда или Ростова-на-Дону, должны будут ехать в московском направлении, а затем повернуть на Тулу. Далее необходимо следовать по шоссе Тула-Калуга и Калуга-Козельск.

Со стороны Белоруссии дорога идет по шоссе Минск-Москва до города Вязьма в Смоленской области. В Вязьме потребуется свернуть на шоссе Вязьма-Калуга. В Калуге после моста через Оку автомобилисты попадают на шоссе Калуга-Козельск.

Источник: http://21vu.ru/publ/1164/25904

Проживание паломников в Оптиной Пустыни

Предстоятель Наместник История монастыря Благословенная Оптина Предтеченский Скит Некрополь Оптинские старцы Общая страница Наследие Обретение мощей Новомученики и исповедники Жития Статьи, документы Братия, убиенные на Пасху 1993 г.

3D-экскурсия Монастырь Скит Храмы Паломникам План монастыря и скита Паломнические поездки Проживание Проповеди Молитвослов Библиотека Книги, статьи Ноты Публикации галерея книги Песнопения Проповеди Молитвы галерея Фотогалерея

Сайт синодального отдела по монастырям и монашеству

ТолкованияСвященного

Писания

Приглашаем всех желающих поучаствовать в проекте

В издательстве нашего монастыря опубликована новая книга — «Житие священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского, и иже с ним пострадавших преподобномученика Сергия (Шеина), мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова»

В новой книге известного русского агиографа архимандрита Дамаскина (Орловского) читателю предлагается житие митропо­лита Петроградского Вениамина (Казанского) — одного из первых святителей-священномучеников, не погрешивших своей душой, ни совестью во время начавшихся гонений и отдавших свою жизнь за Христа и Его Церковь.

Заказать

Спра­ши­ва­е­те: „Ка­ким пу­тем ид­ти к Бо­гу?» Иди­те пу­тем сми­ре­ния! Сми­рен­ным не­се­ни­ем труд­ных обс­то­я­тельств жиз­ни, сми­рен­ным тер­пе­ни­ем по­сы­ла­е­мых Гос­по­дом бо­лез­ней, сми­рен­ной на­деж­дою, что не бу­де­те ос­тав­ле­ны Гос­по­дом, ско­рым По­мощ­ни­ком и люб­ве­о­биль­ным От­цом Не­бес­ным, сми­рен­ною мо­лит­вою о по­мо­щи свы­ше, об отг­на­нии уны­ния и чувства без­на­де­жия, ко­то­ры­ми враг спа­се­ния тщит­ся при­вес­ти к от­ча­я­нию, ги­бель­но­му для че­ло­ве­ка, ли­ша­ю­ще­му его бла­го­да­ти Бо­же­ст­вен­ной и уда­ля­ю­ще­му от не­го ми­ло­сер­дие Бо­жие.

преп. Нектарий

пнвтсрчтптсбвс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30

Оптинские праздники 22-24 октября

Духовные беседы с паломниками

все видеоролики →

Бронь осуществляется в монастырские гостиницы № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9.

Гостиница № 3, 4 – одноместный номер

                                 2-х местный номер

                                 3-х местный номер

Гостиница № 5, 6  — 2-х местный номер

                                 3-х местный номер

Гостиница № 9 – 2-х местный номер

                             3-х местный номер

Бронирование осуществляется по тел. 7-48442-50166 с 8.00 — 17.00

Подтверждение брони: Бронь подтверждается за 48 ч. до забронированной даты.

Отмена брони: Если вы по какой-то причине решили не пользоваться услугами гостиницы, бронь можно снять за 24 ч. до даты заезда. Бронь снимается автоматически, если вы не подтвердили бронь.

Бронирование гостиниц для паломнических групп:

1. Кол-во паломников группы должно быть не менее 15 чел.

2. Бронирование осуществляется с 1 числа текущего месяца на следующий месяц.

3. Подтвердить бронь необходимо за неделю до даты заезда.

4. В день выезда руководителю группы необходимо подтвердить количество мужских и женских мест.

5. Бронь можно отменить за неделю до даты бронирования.

6. Можно забронировать трапезу (обед, ужин)

7. Бронирование осуществляется по тел. 7-48442-50166

Время регистрации паломнических групп и частных лиц в центральной приемной монастырской гостиницы №5:

Рабочие дни –  9.00 — 23.00

Суббота  –        11.00 — 23.00

Воскресенье —  14.00 — 23.00

Рассказы, впечатления, отзывы о пребывании в Оптиной

Гостиница для священнослужителей

Священнослужителям предоставляется возможность поселения в священнической гостинице, расположенной на территории монастыря, в юго-восточной его части.

Для участия в монастырских богослужениях необходимо иметь при себе священническое и командировочное удостоверение, заверенное в епархии.

Возможно проживание с несением послушания на длительный срок.

При поселении необходимо иметь при себе паспорт.

Отзывы и предложения: palomnik@optina.ru

Источник: https://www.optina.ru/forpalmers/stay/

Свято-Введенский монастырь Оптина пустынь

Свято-Введенский монастырь Оптина пустынь (Россия, Калужская область, г. Козельск, монастырь «Оптина Пустынь»)

Храмы и постройки: Введенский собор, Владимирская надвратная церковь, церковь Марии Египетской, Владимирская церковь, Казанская церковь, церковь Всех Святых, церковь Спаса Преображения, церковь прп. Иллариона Великого, часовня, гостиница (бывшая больница), хозпостройки, службы, библиотека, колокольня, Святые ворота, трапезная, дом настоятеля, келейные корпуса, крепостная стена с башнями, Оптинский некрополь, яблоневый сад

Расположен на равнинном берегу р. Жиздры, в окружении столетних смолистых сосен. Не доезжая Козельска, на Оптину открывается великолепный панорамный вид, дающий возможность полностью обозреть и оценить по достоинству красоту его архитектурного ансамбля.

Оптина Пустынь — один из древнейших монастырей России, но так уж сложилось, что в обители не сохранилось древних памятников. Виной тому — бедность монастыря в далёком прошлом.

При Романовых Оптиной были пожалованы земли, при Петре I её упразднили, позднее, в 1726 году — открыли вновь Но период запустения на этом не закончился, он продолжался почти до конца XVIII столетия.

Описание Свято-Введенского монастыря Оптина пустынь

Возрождение же духа веры началось ещё позднее, с устроения монастырского Иоанно-Предтеченского скита — оплота старчества. Духовный расцвет пустыни связан именно с ним, и его подвижниками: преп. Львом, Макарием, Моисеем, Антонием, Амвросием и их последователями.  Именно к ним, а вернее к их праху, сюда ежедневно стекаются сотни паломников и туристов.

Такой наплыв верующих можно наблюдать разве что в Троице-Сергиевой Лавре. Перед революцией в Оптиной пустыни было около трёхсот монахов. В начале 1918 года многие из них были изгнаны, арестованы или сосланы в лагеря Только спустя долгие годы, в юбилей тысячелетия Крещения Руси, в 1987 г.

, Оптина Пустынь была возвращена Русской Православной Церкви, и только к концу XX века, она вновь обрела своё былое величие и славу.

Архитектурный ансамбль Свято-Введенской Оптиной Пустыни имеет красивый, законченный силуэт, при почти единой стилевой направленности всех сооружений. Здесь нет ярких архитектурных шедевров, но в целом Оптинский комплекс живописен.

Оптина пустынь, современные фотографии

Композиционным центром обители служит барочный Введенский собор 1750 года. Он имеет лепестковый план, над средокрестием которого возвышается куб, завершённый стройным пятиглавием. Его наружный декор носит аппликативный характер, и сводится в основном к профилированию карнизов, лопаток и наличников.
Казанский храм и церковь преп.

Марии Египетской заложены в 1805 и 1822 гг. соответственно. Церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери — новосооружённый храм, освящённый в 1998 г. Все три вышеперечисленных храма наделены классицистическими формами и отличаются более скромной наружной отделкой, тем самым как бы подчёркивая свою второстепенность.

Высотный акцент принадлежит стройной трёхъярусной колокольне — хорошему образцу классицизма.

Завершает ансамбль невысокая кирпичная ограда с башенками, из которых наиболее интересна проездная, шатровая, с Владимирской надвратной церковью. Очень порадовало доброжелательное отношение к приезжим. Фотосъёмка не возбраняется.

Трижды бывал в Оптиной Пустыни Николай Васильевич Гоголь. Собираться в Оптину он начал еще в середине 1840-х годов, о чем есть свидетельства современников. Однако впервые писатель побывал здесь лишь в июне 1850 года. Затем последовали еще два паломничества — в июне и сентябре 1851 года.

Уже в первый свой приезд Гоголь познакомился с преподобными Моисеем и Макарием Оптинскими, и знакомство это произвело на него глубочайшее впечатление. А. К. Толстому он писал спустя три недели: «Я заезжал в Оптинскую Пустынь и навсегда унес о ней воспоминание. Я думаю, на самой Афонской Горе не лучше. Благодать видимо там присутствует Нигде я не видал таких монахов.

С каждым из них, мне казалось, беседует все небесное» Второе и третье путешествия писателя в Оптину Пустынь состоялись в 1851 году с разницей в несколько месяцев. Из них особенно замечательно последнее. Сохранились сведения о том, что тогда Гоголь имел какой-то важный разговор со старцем Макарием.

Лишь предположительно можно сказать, что речь шла о намерении Николая Васильевича остаться в монастыре. Об этом говорил впоследствии старец Варсонофий, об этом же обмолвливалась и сестра писателя Анна Васильевна, писавшая, что брат «мечтал поселиться в Оптиной Пустыни». Мечте Гоголя не суждено было сбыться. (Да и в самом ли деле он со всею сознательностью хотел этого? Прп.

Варсонофий утверждал, что старец Макарий, опытный сердцевед, с осторожностью отнесся к высказанному автором «Мертвых душ» желанию.) Впереди его ждали долгие, мучительные месяцы умирания.

Существует предание, что Н. В. Гоголь желал окончить свою жизнь в скиту, под духовным руководством старца Макария.

Православные монастыри. Путешествие по святым местам, «Свято-Введенская оптина пустынь» в. 50, 2009, с. 7

С.В. Булгаков «Русские монастыри»

Козельская Оптина Введенская пустынь, заштатная, общежительная, в 4 верстах от города Козельска, на реке Жиздре, в огромном многовековом сосновом лесу. По преданию, свое название она получила от основателя, которым был Опта, сперва грозный предводитель шайки разбойников, а потом смиренный отшельник; но вернее название «Оптина», т.е.

общая, произошло от того, что в пустыни до 1504 года совместно проживали иноки и инокини. Основание ее относится к началу XV века. В смутное время она была разорена литовцами; в 1629 году возобновлена; в 1724 году упразднена; в 1727 году снова восстановлена. Она обнесена высокой каменной оградой в виде правильного четырехугольника, с семью красивыми башнями.

Середину площади занимает величественный Введенский собор, кругом которого расположены прочие церковные здания на подобие креста. 

Источник: http://nataturka.ru/muzey-usadba/optina.html

Оптина пустынь

Один из наиболее известных монастырей в православном мире России – Оптина пустынь. Возвышается он неподалёку города Козельск Калужской области, и относится к Калужской епархии. До города от Оптиной пустыни приблизительно два километра.

Путь проходит через монастырскую рощу, пересекаясь с рекой Жиздра. Примечательно, что в течение семи лет, начиная с 1832 года, вокруг монастыря возвели небольшую ограду с четырьмя наугольными башнями.

Помимо этого на берегу всё той же Жиздры располагается станция Тупик.

Планировка монастыря представляет собой квадрат с главным храмом – Введенским собором, в самом центре построения. Окружают собор в форме креста также церкви. На южной части это Казанская церковь, на северной – переделанная из трапезной в 1858 году церковь Марии Египетской, а на востоке – Владимирская церковь.

Особенности Оптиной пустыни

За пределами монастырской рощи располагается скит, где проходят круглосуточные богослужения. В то время, когда он только строился, вокруг него было запрещено валить лес. По данным на 2009 год, в нём проживает десяток монахов. Оптина пустынь – монастырь, примечательный тем, что в своё время здесь бывали Достоевский и Гоголь. Домики, в которых они жили, сохранились и по сей день.

Также по сей день можно увидеть на священных территориях монастыря деревянную церковь Иоанна Предтечи, построенную почти двести лет назад. Необычно то, что её построили из того леса, который произрастал на месте самого скита. Вот только для простых мирян вход в скит запрещён.

Другой великовозрастный монастырь, основанный ещё в пятнадцатом веке – монастырь Свято-Введенской Оптиной пустыни. Согласно легендам монастырь основал некий раскаявшийся Опт. Около двух сотен лет монастырь бедствовал, находясь на скудном материальном уровне, настолько, что в монастыре присутствовали всего пара стариков-монахов. Вскоре обстановка существенно изменилась.

Был построен скит, начали селиться люди, предпочитающие многолетнее уединение – «пустынники», во главе стал так называемый, «старец – глава, как духовной, так и административной части монастыря. Об Оптиной пустыни прознал народ, нахлынули страждущие, тем самым возведя монастырь едва ли не в ранг духовного центра России.

Благодаря поступающим пожертвованиям в монастыре появились собственные угодья, мельница, были расширены и преобразованы каменные здания.

В 1918 году Оптину пустынь закрыли, хотя монастырь по-прежнему продолжал существование, прикрываясь ярлыком сельскохозяйственной артели. Спустя пять лет монастырь был закрыт окончательно, перейдя во власть Главнауки, и в качестве памятника истории был переименован в  «Музей Оптина пустынь». Лишь в 1987 году Оптина пустынь вернулась к истокам и возвратила звание церкви.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кого больше в Беларуси католиков или православных

Оптина пустынь примечательна тем, что стала вдохновителем для написания многих литературных произведений. Так, Достоевский после смерти сына недолго обитал в скиту, что натолкнуло его на внедрение в произведение «Братья Карамазовы» массы деталей. Прообразом его старца по имени Зосим стал живший в тогдашнее время в скиту Амвросий.

Другой гений русской литературы – Толстой был связан с Оптиной пустынью благодаря сестре, которая обитала в женском монастыре, возведённым опять-таки Амвросием. «Отец Сергий», вышедший из под пера Толстого, во многом основывается на моментах, связанных с Оптиной пустыней. Существует версия, что Толстой посетил её накануне своей смерти. Такой богатой историей обладает Оптина пустынь.

Экскурсии в это историческое место проводятся и по сей день, привлекая всё больше туристов.

Фото и видео

Источник: http://russianasha.ru/tury-v-kaluzhskaya-oblast/chto-posmotret/optina-pustyn

Пять древнерусских автомаршрутов

Древнейший город Калужской области основан около 10 веков назад на месте поселения славян-вятичей. Козельск прославился тем, что его жители держали мужественную оборону от нашествия войск хана Батыя в 1238 году. Город оборонялся целых семь недель, после чего пал и был выжжен дотла.

С тех пор главной достопримечательностью города считается часть древней крепостной стены со смотровой деревянной башней. С этого здания и с находящейся неподалеку смотровой площадки можно полюбоваться на живописные виды и окрестности Козельска. Отсюда можно увидеть не только живописные поля, луга и реку Жиздра, но и важнейшую религиозную достопримечательность города – Оптину Пустынь.

Оптина Пустынь

По преданию, монастырь основан в конце XIV века раскаявшимся разбойником по имени Опта. В центре огромного комплекса располагается главный храм монастыря — Введенский собор. Вокруг него в так называемой монастырской роще построено четыре церкви.

На севере стоит церковь Марии Египетской, на юге — Казанская церковь, на востоке — Владимирская. За рощей стоит скит, где богослужения идут круглосуточно – едва заканчивается один молебен, начинается другой.

В пустыни необходимо вести себя тихо, скромно одеваться и не ходить во время службы по храму.

Здесь целы домики, где останавливались Гоголь и Достоевский. Сохранилась деревянная церковь Иоанна Предтечи.

К пустыни организован удобный подъезд, есть бесплатная автостоянка. Просто и вкусно перекусить можно в трапезной прямо у ворот монастыря. Также здесь есть дом паломника, где можно переночевать в общем номере на восемь человек примерно за 300 руб.

Дорога

Доехать до Волги за пару часов, увидеть город ядерщиков и вторую в мире по величине статую Ленина, насладиться живописной природой и погулять по →

Маршрут Калуга — Козельск — Оптина Пустынь считается одним из главных туристических направлений Калужской области. Поэтому дорога находится в приемлемом состоянии на всем своем протяжении. Из Москвы можно стартовать по Киевскому или Калужскому шоссе. Также можно проехать через Подольск. Все эти направления сходятся на кругу за Обнинском.

После обнинского круга следуем по киевской трассе до поворота на новую объездную дорогу вокруг Калуги (налево на мост за деревню Детчино, примерно 134 км от МКАД, указатель «Калуга — Тула»). Далее, не заезжая в Калугу, следуем по указателям на Козельск.

По пути, примерно за 20 км до Козельска, есть правый поворот, который ведет к деревне Шамордино и Казанской Свято-Амвросиевской женской пустыни. Монастырь построен архитектором Шервудом из красного кирпича. Отсюда открывается великолепный вид на пойму реки Серены.

На подъезде к Козельску по левую сторону вдали через поле начинают виднеться сияющие голубые с золотом купола Оптиной Пустыни. Не пропустите левый поворот с указателем.

Чертово Городище

В 13–15 км к востоку от монастырского комплекса на территории национального парка «Угра» располагается Чертово Городище. Это одно из самых интересных и таинственных мест региона.

В богатом разнообразными растениями памятнике природы находятся интересные каменные сооружения – как и когда они появились, неизвестно до сих пор.

Городище считают аномальной зоной, где постоянно происходят непонятные явления. Поэтому туристам не рекомендуется путешествовать там в вечернее время. Чтобы туда добраться, необходимо от Козельска повернуть налево на Оптину Пустынь.

Дальше следуйте до города Сосенский, после чего на первом круговом движении следуйте прямо, а на втором поверните направо. У указателя «Шахта №1» поверните налево. После этого на втором неприметном повороте необходимо уйти направо.

Через 3–4 км вы окажетесь на месте.

https://www.youtube.com/watch?v=qAzGU58CDDQ

Небольшой уютный город на левом берегу Оки был основан в 1152 году Юрием Долгоруким и первоначально назывался Городец Мещерский. Современное название город получил в 1471 году в честь татарского хана Касыма, который бежал из Золотой Орды и поступил на русскую службу.

Здесь находятся хорошо сохранившиеся памятки исламской архитектуры, которые гармонично соседствуют с православными храмами и церквями.

На востоке со времен Касимовского царства сохранилась мечеть с минаретом, мавзолеи-текие — белокаменный Шах-Али-хан с минаретом и кирпичный Авган-Мухаммед-султана. На окраине стоит Богоявленская церковь, за ее алтарем находится могила придворного шута Петра Первого Ивана Балакирева.

Обязательно стоит посетить ансамбль Соборной площади, где расположено сразу шесть памятников архитектуры федерального значения.

Любители экскурсий могут заглянуть в Касимовский краеведческий музей — один из старейших музеев Рязанского края. Он занимает два исторических здания — бывший дом купцов первой гильдии Алянчиковых и татарской мечети с минаретом. Здесь можно изучить, увидеть одежду касимовских татар, головные уборы женщин и мужчин, а также украшения — изделия ювелиров, которые оформлялись малахитом, бирюзой, яшмой. Музей работает с 9 до 17 часов.

Также можно заглянуть в музей самоваров, где собрано около 500 редчайших экспонатов. Так, здесь можно посмотреть на станционный самовар из сибирского Занзура, которым пользовался в 1920 году верховный правитель России Александр Колчак. А также самовар, подаренный Леониду Брежневу к 75-летию.

Из Москвы до Касимова можно добраться по Егорьевскому шоссе. Кстати, по пути стоит заглянуть и в Гусь-Хрустальный, расположенный в 20 км от города.

Тутаев-Рыбинск – 310—360 км

Города Тутаев и Рыбинск находятся недалеко друг от друга, и добраться до них можно по Ярославскому шоссе. Это направление могут выбрать автомобилисты, которым интересны не только экскурсии по старым русским городкам, но и отдых у воды, и даже рыбалка.

Летом в Тутаеве можно снять номер в многочисленных гостиницах прямо рядом с Рыбинским водохранилищем.

Средняя стоимость двухместного номера – около 2,5 тыс. руб. за человека. Бронировать, конечно же, все необходимо заранее. Все лето сюда приезжает поток туристов-рыболовов и просто любителей поесть шашлыки и насладиться природой и тишиной. Из развлечений есть аренда катеров и лодок, конные прогулки и охота. Осенью здесь можно отправиться за грибами, а зимой – покататься на снегоходах.

Посетить литературный музей «Абрамцево» и Троице-Сергиеву лавру, увидеть церковь Иоанна Предтечи, которая изображена на 1000-рублевой →

Тутаев включен в Золотое кольцо России – город называют жемчужиной на Волге. Хотя, как правило, подавляющее большинство туристов в этом направлении дальше Ярославля просто не доезжает. А зря.

По холмистым живописным берегам Волги разбросаны многочисленные старинные церкви, которые будут интересны любителям старинной архитектуры. К примеру, можно посмотреть Покровскую церковь и Воскресенский собор, где находятся уникальные фрески XVII века.

Особого внимания заслуживает фреска, посвященная сооружению Вавилонской башни и, безусловно, икона «Спас Всемилостивый».

Она по праву считается самой большой древней иконой в России и имеет невообразимые размеры — 2 метра 78 сантиметров в ширину и 3 метра 20 сантиметров в высоту. Естественно, сам образ расположен не на стенах храма, как обычно, а стоит на полу.

Через Тутаев проходит дорога Р151, соединяющая город с Ярославлем и Рыбинском. В городе нет моста через Волгу, поэтому приходится летом использовать лодки или паром, а зимой переходить по льду или добираться через Ярославль, который находится в 40 км. Отсюда можно легко добраться до Череповца, Иванова или Углича.

Оказавшись в Тутаеве, обязательно нужно доехать и до Рыбинска. Он расположен у слияния рек Волги, Шексны и Черемухи. В городе сохранились памятники архитектуры XVIII—XX веков. Город очень чистый, и скучать там точно не придется. К примеру, очень красиво здание хлебной биржи. На левом берегу Волги, напротив исторического центра города расположено

бывшее имение Петровское, которое до революции было вотчиной дворян Михалковых, предков известных деятелей российской культуры XX века Сергея Михалкова и его сыновей – кинорежиссеров Никиты Михалкова и Андрея Кончаловского.

Сейчас усадьба превратилась в настоящий музей.

Муром – 310 км

В Муром из Москвы можно добраться по Горьковскому шоссе. Это город с тысячелетней историей и родина русского богатыря Ильи Муромца. Здесь сосредоточено огромное количество культурно исторических-объектов. В свое время Муром не вошел в Золотое кольцо только потому, что здесь строились оборонные предприятия, из-за которых город был закрыт для иностранных туристов. И даже после снятия запретов туристов здесь по-прежнему совсем немного.

Древние храмы, монастыри, богатые музейные экспозиции и живописная природа – всем этим можно наслаждаться не один день.

Экскурсию можно начать с Московской улицы в центре города, затем прогуляться до площади Крестьянина, которая находится за Свято-Троицким монастырем. Некоторое время назад там появился памятник покровителям семейного счастья — Петру и Февронии. Обязательно стоит посмотреть на муромский вантовый мост через Оку, соединяющий Владимирскую и Нижегородскую области. Недавно он был признан самым красивым мостом России. Гостиницы стоят около 2 тыс. руб. за двухместный номер.

Торопец – 420 км

В небольшом провинциальном городке Торопце в Тверской области находится множество памятников культуры. В южной части города до сих пор высятся валы Высокого Малого городища.

На мысу при выходе реки Торопы из озера Соломено лежит Большое Старое городище.

Здесь можно полюбоваться на Корсунско-Богородицкий собор, комплекс бывшего Троицкого Небина монастыря и красивейшие древние церкви. В городе сохранились дома XVIII—XIX веков, а на одной из центральных городских улиц установлен первый в России памятник учителю.

Прогулявшись по его старинным самобытным улочкам, можно проникнуться настроением настоящей русской глубинки. Приезжающие сюда туристы отмечают удивительно комфортную атмосферу древнего города.

Многие здания и церкви активно восстанавливаются. В городе есть несколько музеев, можно заказать обзорную экскурсию по городу. Также есть несколько приятных ресторанов, где можно вкусно поесть за небольшие деньги. Добраться сюда можно по Новорижскому шоссе: дорога здесь качественная и нареканий не вызывает.

Источник: https://www.gazeta.ru/auto/2014/06/11_a_6066881.shtml

Старцы Оптиной Пустыни: кто они и можно ли к ним попасть в настоящее время

Ставропигиальный мужской монастырь Введенская Оптина пустынь известен во всем мире. Его часто называют «прообразом Царства Небесного», «осколком земного рая», «вместилищем христианской любви и средоточия подвижничества «. Это потому, что там, как нигде, люди приближаются к идеалу христианских отно-шений, недоступной в обыденной жизни духовной высоте. Со времени появления в Оптиной пустыни старчества (1829 г.

) на нее в полной мере нисходит благодать Святого Духа. В 1918 году монастырь был закрыт, а во время Великой Отечествен-ной войны он использовался как сельхозартель, санаторий и даже концлагерь, но вопреки всем потрясениям в 80-ые годы XX века был восстановлен.

В наше время паломники из всех уголков мира продолжают съезжаться к святым Оптинским старцам со своими сомнениями, болью или просто за советом в непростых ситуа-циях.

Как попасть к старцу в Оптиной Пустыни в настоя-щее время

Оптина пустынь находится примерно в 300 км от Москвы, недалеко от Козель-ска Калужской области. Прямого железнодорожного сообщения между Москвой и Козельском нет, поэтому лучше воспользоваться личным автотранспортом или присоединиться к нашей автобусной экскурсии.

Профессионально подготовленные экскурсоводы помогут узнать много нового об истории Оптиной пустыни, а также разрешить вопросы, связанные с православным мировоззрением.

В рамках поездки в Оптину пустынь с нами паломники могут посетить мужской монастырь Спаса Нерукотворного пустынь в селе Клыково и Казанскую Свято-Амвросиевскую женскую пустынь (Шамордино) в Калужской области.

Старцы и новомученики Оптиной пустыни

На иконе «Собор Преподобных Оптинских старцев» традиционно изображаются 14 старцев: иеросхимонах Лев (Наголкин) 1768–1841, Иеросхимонах Макарий (Иванов) 1788–1860, Схиархимандрит Моисей (Путилов) 1782–1862, Схиигумен Антоний (Путилов) 1795–1865, Иеросхимонах Иларион (Пономарев) 1805–1873, Иеросхимонах Амвросий (Гренков) 1812–1891, Иеросхимонах Анатолий (Зерца-лов) 1824–1894, Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) 1810–1894, Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) 1837–1911, Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) 1845–1913, Иеросхимонах Анатолий (Потапов) 1855–1922, Иеросхимонах Нектарий Оп-тинский 1853–1928, Иеромонах Никон (Беляев) 1888–1931, Архимандрит Исаакий II (Бобраков) 1865–1938. Молитва старцев имеет благодатную силу, поэтому так важно для многих попасть в Оптину, чтоб поклониться святыням.

Канонизация собора Оптинских старцев состоялась в 1996 году. Это событие ознаменовало дальнейшее развитие Оптинской пустыни и приток большого числа паломников в последующие годы. Празднование памяти преподобных старцев Оп-тинских – 24 октября.

Русской Православной Церковью прославлены в лике новомучеников и испо-ведников 15 человек из числа тех, кто пострадал в годы репрессий XX века. А в 1993 году Россию потрясло убийство трех Оптинских монахов на Пасху: иеромо-наха Василия (Рослякова), инока Трофима (Татарникова) и инока Ферапонта (Пуш-карева). Книга Нины Павловой «Пасха красная» повествует об этих событиях и чи-тается на одном дыхании.

Старец Илия

Имя схиархимандрита Илии (Ноздрина) (родился в 1932 году) традиционно связывают с Оптиной, так как он является духовником братии Оптиной. В право-славной среде его считают одним из самых авторитетных старцев нашего време-ни. Многие называют его последним Оптинским старцем.

Еще в годы обучения в Духовной академии Алексей Ноздрин, будущий старец Илия, познакомился с будущим патриархом Московским Кириллом. С 2009 года старец Илия является личным духовником патриарха Кирилла. Сейчас старец Илия служит в храме Спаса Преображения в Переделкино на территории патриаршего подворья. Многие едут к нему за советом и помощью.

Старец Амвросий Оптинский

Преподобный Амвросий – третий Оптинский старец, в миру – Александр Грен-ков (1812–1891), ставший преемником преподобных Льва и Макария Оптинских. Он оказал огромное влияние на духовное состояние общества XIX века.

К молит-венному заступничеству иеросхимонаха Амвросия обращались люди, приезжаю-щие в Оптину при его жизни, продолжают они съезжаться к мощам иеросхимонаха Амвросия и сейчас. Рака с мощами старца Амвросия установлена во Введенском храме Оптиной пустыни.

Среди тех, кто обращался к прeподобному за помощью и советом, были известнейшие люди того времени: например, сейчас опубликована переписка преподобного с Л. Н. Толстым и Ф. М. Достоевским. Именно святой старец Амвросий стал прототипом старца Зосимы из «Братьев Карамазовых» Ф. М. Достоевского.

Родился Александр, будущий Амвросий Оптинский, в многодетной благочес-тивой семье в селе Большая Липовица Тамбовской губернии. Отец его был поно-марем, а дед – священником. Воспитывали мальчика в атмосфере христианской строгости. Александр отличался бойким нравом и сообразительностью.

При этом он никогда не был очень послушным. Мальчику легко давались науки и любое учение. Учителя прочили ему большую карьеру. В 1830–1836 годах он учился в Тамбовском духовном училище, которое окончил с отличием, затем была Тамбов-ская духовная академия.

Выбор монашеского пути дался ему непросто: слишком крутым был жизненный поворот.

О даре прозорливости старца Амвросия ходят легенды. Он мог полунамеком указать человеку на его грех, сделать это тонко, невзначай, чем привести его к ис-креннему покаянию. Он понимал, с чем приехал страждущий до того, как тот об-ращался к нему с вопросом.

Известны случаи, как он спасал людей от верной гибе-ли, когда те не помышляли еще об угрозе их жизни. Великие дары от Господа давались старцу за его смирение и величайшую любовь и внимание к людям. Иеросхимонах Амвросий прославлен на Поместном соборе 1988 года.

Преподобный Амвросий умел выслушать и дать совет каждому, кому это было нужно, проявить сострадание и духовное наставничество, чтобы поддержать того, кто сбился с пути. В своих наставлениях и проповедях говорил он очень просто. По собственным словам старца, он просил этой простоты у Господа много лет. Из-вестно огромное множество чудесных исцелений у мощей великого преподобного.

Благодаря молитвенному заступничеству отца Амвросия перед Господом людям приходила помощь, открывались пути решения жизненных проблем, наступало прозрение. Духовное руководство в мире необходимо каждому: христианская муд-рость делает нас лучше, добрее и приближает к Господу. «Если хочешь иметь лю-бовь, то делай дела любви, хоть сначала и без любви», – говорил старец Амвросий.

Преподобный отче Амвросий, моли Бога о нас!

Действующие храмы и святыни Оптиной пусты-ни

Сейчас в Оптиной Пустыни восемь действующих храмов. Из них Введенский, Казанский, Владимирский и Преображенский храмы в дневное время всегда от-крыты. Всем желающим благословляется доступ к святыням: почитаемым иконам и святым мощам преподобных старцев Оптинских: Мощи преп. Нектария и Амвросия – во Введенском соборе; Мощи преп.

Исаакия І, Антония, Моисея – в Казанском храме; Мощи преп. Льва, Илариона, Макария, Анатолия (Зерцалова), Анатолия (Потапова), Варсонофия, Иосифа – во Владимирском храме; Мощи преп. Рафаила, исповедника – в Храме Преображения Господня.

В главном храме монастыря расположена особо почитаемая святыня – Казанская икона Божьей Матери.

Источник: https://tovia.ru/blog/optina-pustyn/startsy-optinoy-pustyni/

Оптина Пустынь — как добраться, история и описание монастыря

Оптина Пустынь фото

Оптина пустынь — это ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви, расположенный недалеко от города Козельска Калужской области. Оптина пустынь имеет большое значение для церковной жизни России, ее история является живой летописью духовного возрождения, возникшего в конце XVIII века.

Для справки: ставропигиальный монастырь не зависит от местной епархиальной власти и подчиняется непосредственно Патриарху.

Обитель расположена рядом с сосновым бором и отделена от мира рекой Жиздрой, что способствовало появлению здесь отшельнической жизни. Старцы, служившие на этой земле, отличались своей рассудительностью и прозорливостью, даром исцеления и чудотворений.

При обители работает экскурсионная служба, расположенная при входе на территорию монастыря, продолжительность экскурсий составляет 1 – 1,5 часа.

Оптина пустынь — как добраться

Удобнее всего посетить монастырь во время экскурсии, организованной паломнической службой Московского или Санкт-Петербургского подворья, также до обители можно добраться самостоятельно:

  • На автобусе ехать от станции метро Юго-Западная по маршруту Москва – Козельск, время в пути составит 4-5 часов. Расстояние от автостанции в Козельске до монастыря — около трех километров. Далее, можно ехать на маршрутном такси или дойти пешком. Для этого необходимо выйти на шоссе, ведущее в Сосенский, пройти мост через реку Жиздру, затем идти вдоль рощи до первого поворота налево, эта дорога и приведет в Оптину пустынь (от поворота необходимо пройти 1,5 км)
  • На автомобиле ехать по трассе М3 до Калуги, затем следовать на Козельск. Не доезжая до Козельска, повернуть налево по указателю на Оптину пустынь.

Из истории

По преданию, обитель была основана в конце XIV века раскаявшимся разбойником по имени Опта (Оптия), принявшим в монашестве имя Макарий. Оптина пустынь служила прибежищем для старцев и стариц, живших здесь в двух разных отделениях, находившихся под управлением одного духовного отца.

Первый этап существования монастыря отличался тяжелым положением: он пострадал в Смутное время в XVI веке, а с 1704 года во время царствования Петра Первого, обитель платила огромный оброк, который шел на строительство Санкт-Петербурга и на войну со шведами.

О бедственном положении монастыря свидетельствует тот факт, что он вынужден был обращаться за помощью к прежним вкладчикам. С 1724 по 1726 годы Оптина пустынь была упразднена и присоединена к Белевскому монастырю в Тульской области. В 1764 году во время проведения секуляризационной реформы обитель входила в число заштатных монастырей Крутицкой епархии.

Все эти годы в монастыре насчитывалось всего лишь несколько прислужников, например, в 1773 году их было двое. Так продолжалось до конца XVIII века, когда митрополит Московский и Калужский Платон посетил это удивительно красивое место и назначил настоятелем опытного старца Песношенского монастыря иеромонаха Авраамия. С этого времени началось возрождение обители.

Оптина пустынь как духовный центр России

В 1797 году братия монастыря достигла 12 человек, а вскоре его штат увеличился до 30 насельников.

Начинается застройка обители каменными зданиями: возводится колокольня с двумя флигелями для братских келий, строится Казанский храм и больничная церковь с кельями. На пожертвования приобретаются угодья и мельница.

В 1821 году в монастыре был устроен скит, в который стали прибывать страждущие. Оптина пустынь становится духовным центром России.

В июне 1878 году в Оптиной пустыне после смерти трехлетнего сына Алеши пребывал Федор Достоевский. Эта поездка стала одним из важнейших событий духовной жизни писателя.

С приходом Советской власти монастырь закрыли, но некоторое время он существовал под видом «сельскохозяйственной артели». Когда же и ее закрыли, здесь был организован музей Оптина пустынь.

В начале 30-х годов XX века на территории бывшего монастыря был открыт Дом отдыха имени Максима Горького.

Во время Великой Отечественной войны в Оптиной пустыни располагался госпиталь, а позже — фильтрационный лагерь для военнослужащих, вернувшихся из плена.

В 1987 году монастырь был возвращён Русской православной церкви, первая божественная литургия прошла 3 июня 1988 года, в день Владимирской иконы Божией Матери.

Оптина пустынь — храмы

В плане монастырь почти квадратный, в его центральной части находится главный храм обители — Введенский собор, вокруг которого крестообразно расположены церкви:

  • На севере — церковь Марии Египетской, переделанная в 1858 года из старой трапезной
  • На юге — Казанская церковь, построенная в 1811 году
  • На востоке – Владимирская церковь.

Введенский собор

Введенский собор – это главный храм обители, построенный в 1750—1771 годах, освящен в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Здесь находятся св. мощи преподобных Амвросия и Нектария старцев Оптинских и особо почитаемая Казанская икона Божией Матери.

В соборе три придела:

  • Главный придел — Введения во Храм Пресвятой Богородицы
  • Северный преп. Амвросия старца Оптинского
  • Южный — Святителя Николая Чудотворца.

Казанская церковь

Храм в честь Казанской иконы Божией Матери — это самый большой храм, построенный в 1811 году, его престолы:

  • Центральный — Казанской иконы Божией матери
  • Северный — св. великомучеников Георгия Победоносца и Феодора Стратилата
  • Южный — Кресто-Воздвиженский.

Здесь находятся св. мощи преподобных Оптинских старцев Моисея, Антония и Исаакия I.

В Казанском храме ежедневно проводятся вечерние богослужения, а в воскресные и праздничные дни — поздние литургии.

Владимирская церковь

Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери в 1998 году был восстановлен на месте полностью разрушенной церкви, имеет один престол в честь Владимирской иконы Божией Матери.

Церковь Марии Египетской

Храм в честь прп. Илариона Великого был построен в 1874 году, он расположен вне стен монастыря, в одном здании с гостиницей и паломнической трапезной, в нем совершаются крещение и отпевание усопших.

Также в Оптиной пустыни находятся следующие храмы:

  • Храм в честь св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня в Иоанно-Предтеченском скиту. Паломники допускаются на богослужения только в престольные праздники скита
  • Храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» расположен территории подсобного хозяйства монастыря
  • Храм в честь св. Льва Катанского и прп. Иоанна Рыльского с храмом в честь Архангела Михаила находится в нижнем полуподвальном помещении на территории Иоанно-Предтеченского скита
  • Храм в честь Всех Святых расположен на бывшем монастырском кладбище за оградой монастыря
  • Храм в честь Преображения Господня заложен в 2005 году Святейшим Патриархом Алексием II.

Оптина пустынь – Иоанно-Предтеченский скит

Иоанно-Предтеченский скит в Оптине пустыни находится за монастырской рощей. При его устройстве запрещалось рубить лес, чтобы скит был закрыт от взоров людей. Здесь сохранились домики, в которых останавливались писатели Николай Гоголь и Федор Достоевский.

https://www.youtube.com/watch?v=S-ALtbgg6Tw

Одна из старейших построек монастыря — деревянная церковь Иоанна Предтечи 1822 года, сооруженная из леса, который рос на месте скита.

В нем происходят круглосуточные богослужения по особому скитскому уставу, паломники допускаются на эти богослужения только в престольные праздники скита.

Также на территории скита находится храм в честь св. Льва Катанского и прп. Иоанна Рыльского с храмом в честь Архангела Михаила в нижнем полуподвальном помещении, где проводятся водосвятные молебны для паломников, проживающих на территории скита. В здании храма расположена гостиница для паломников.

Оптина пустынь открыта для всех желающих посетить ее главные храмы — Введенский, Казанский и Владимирский, где благословляется свободный вход и доступ к святыням обители.

Источник: https://tripguide.ru/optina.htm

Оптина пустынь монастырь: где находится, как добраться, история

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † —  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Каждый день сотни людей едут в Оптину.

Зачем они едут? Они устают в пути, тратят деньги на дорогу Они едут к старцам монастыря Оптины пустынь! Возможно, помните народную пословицу, что «к пустому колодцу за водой не ходят»? Вот и люди едут к этим тяжелым каменным гробницам, чтобы получить ответ, понять законы духовной жизни, помолиться за своих чад или просто обратиться к небесным силам за помощью. Ведь старцы видят все в прошлом и будущем, проникают в саму душу, помогают облегчить скорбь и боль.

 История монастыря Оптина пустынь

Данная обитель является хорошим примером духовного возрождения России в XVIII столетии. Храм появился на опушке соснового леса и был отрезан от ближайшей деревушки рекой Жиздрой. С появлением православной обители здесь начал зарождаться чудный духовный оазис и благодатные дары монашества. Старцы, которые туда пришли, обладали даром чудотворений и исцелений. Они утешали страждущих и помогали им найти истинный путь к Господу.

Лучшая статья для Вас, переходите:  Иоанновский монастырь на Карповке

Точное время основания храма неизвестно. Все что знают люди — это основание города Козельск, в котором находится Оптина. Есть предположение, что монастырь основали отшельники, которые выбрали глухое место для своих подвигов.

В XVII столетии у владениях монастыря было шесть келий, мельница, деревянная церковь, земля близ Козельска и 12 монахов с иеромонахом Феодором.

При правлении Петра I церковь обеднела. Ее признали малообратной. Но это продлилось не долго. Уже в 30-х XVIII годах церковь начали восстанавливать, ей вернули земли и мельницу. В конце столетия, благодаря усилиям митрополита Платона, монастырь превратился в духовный санаторий израненных душ.

XIX столетие — это период истинного рассвета мужского монастыря Оптина пустынь во всех отношениях. Значительно улучшилось материальное достояние обители. В этот период братия насчитывала уже около 150 человек. В 40-х годах появилось издательство.

К сожалению, того же самого нельзя сказать про ХХ век. Это был один из худших периодов для русских православных церковь. К вере тогда относились очень скептически. В 1923-м храм официально закрыли, а в его зданиях устроили дом отдыха и лесопилку.

Вновь святыню открыли только в 1987 году. Все монашеские постройки, ценности и требы были возращены монастырю. Через год активной реставрации, обитель начал проводить богослужения и службы.

Храмы обители

На сегодняшний день на территории святыни действуют такие храмы:

  • во имя Иллариона Великого;
  • Введенский;
  • в честь Владимирской иконы Богоматери;
  • в честь иконы Богоматери Спорительница хлебов;
  • Владимерский;
  • во имя Иоанна Предчити;
  • Казанский.

Расписание служб и богослужений

Каждый день в стенах общины них проводятся:

  • полунощница в 5:30;
  • литургия в 7:00;
  • панихида в 9:00;
  • поздняя литургия в 10:00;
  • панихида после поздней литургии в 12:00;
  • молебен с акафистом в 15:00
  • вечерние службы в 17:00

В праздничные и воскресные дни:

  • ранняя литургия в 6:00;
  • соборная молебен в 8:00;
  • поздняя Литургия в 10:00;
  • панихида в 12:30;
  • молебен с акафистом в 15:00.
  • вечерние службы в 17:00.

В летний период в собор могут приходить огромное количество приезжих паломников. Из-за того возможно проведение данных богослужений одновременно в нескольких храмах.

Где находится монастырь Оптина пустынь

Как доехать из Москвы? До монастыря можно добраться автобусом, железнодорожным сообщением или своим транспортом.

https://www.youtube.com/watch?v=2-At252M9fY

Лучшая статья для Вас, переходите:  Иверский монастырь на Валдае

Автобусом

В 50 метрах от м. Теплый стан отправляется автобус по маршруту Москва — Козельск. За день отправляется около 10 автобусов. Первый отходит в 7:30. Время в пути около 4-5 часов.

Железно-дорожным транспортом

К сожалению, прямого железнодорожного сообщения от Москвы до Козельска нет.

Можно добраться следующими пересадками

  • Москва-Калуга. Время в пути около 3 часов;
  • Калуга-Сухиничи. Время в дороге около 2 часов;
  • Сухиничи-Козельск. 45 минут в пути.

Итого: на дорогу уйдет около 6 часов.

На своем транспорте

До города Козельск и монастыря Оптина можно доехать на своем транспорте. Адрес святой обители: индекс 249723, Калужская обл. г. Козельск монастырь Оптина пустынь.

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет интересно так же совершить видео экскурсию по этой обители:

Источник: https://ikona-i-molitva.info/optina-pustyn-monastyr-gde-naxoditsya-kak-dobratsya-istoriya/

Оптина Пустынь

Мужской монастырь Оптина пустынь находится в Калужской области, недалеко от города Козельска. Место очень популярно для туристического паломничества, говорят, путешественники уезжают отсюда совершенно другими людьми.

Название происходит от имени разбойника Опта, который раскаялся и постригся в монахи, став основателем новой обители. Слово «пустынь» в древней православной Руси означало монашеское поселение вдали от людей.

Местом вдохновлялись русские писатели и мыслители. Например, Ф. М. Достоевский некоторые детали «Братьев Карамазовых» написал под впечатлением после посещения обители, а прототипом старца Зосима стал монах, которого он здесь повстречал.

История

Согласно преданиям, монастырь существует с XV века. Пустынь предоставляла 2 разные обители инокам и инокиням, проживать совместно было запрещено. Первая летопись, в которой упоминается монастырь, датируется 1629 годом.

В период смуты здания монастыря подвергались набегам и разорению и не успели полностью оправиться от них и к XVIII веку. Состояние еще сильнее ухудшилось, когда монастырь заставили платить оброк. К 1724 году в пустыни было всего 12 человек, было решено упразднить ее, но 2 годами позже Екатерина I отдала указ о восстановлении.

В середине века обитель активно развивалась, была построена колокольня и новый храм во имя Введения Пресвятой Богородицы с 2 приделами. Оптину пустынь заметил Московский митрополит, было решено присоединить ее к Калужской епархии.

К 1821 году обитель обзавелась больницей, 2-мя новыми храмами и новой колокольней. Штат сильно увеличился, начали селиться пустынники. Участились паломничества, возрос объем пожертвований.

С приходом коммунистов Оптину пустынь закрыли. В 1923 году она числилась музеем, в 31-м — домом отдыха. Во время войны здесь располагался госпиталь, а к ее окончанию — фильтрационный лагерь для проверки вернувшихся из плена.

В 1987 Оптина пустынь снова стала православным объектом и строения начали постепенно возвращать. На сегодняшний день практически все вернулось к оригинальному виду и предназначению, проводились реставрации.

Храмы Оптиной пустыни

На территории находятся 7 храмов и несколько церквей. Некоторые все еще на реставрации, но в остальных регулярно проходят богослужения: утренние молитвы, панихиды, Литургии, молебны исповеди и священные таинства.

Главным храмом монастыря является Введенский собор, в котором находятся святые мощи и знаменитые иконы. Наибольшим является трехпрестольный Храм в честь Казанской иконы Божьей Матери. Священными таинствами для мирян занимается храм Илариона Великого.

Подворья

Оптина пустынь имеет несколько подворий, находящихся в разных городах страны:

  1. В Москве находится Храм апостолов Петра и Павла. Подворье устраивает паломнические экскурсии в монастырь, служит местом проведения богослужений и церковно-образовательным центром.
  2. В Санкт-Петербурге находится Успенское подворье — Храм Успения Богородицы. Славится выступлениями мужских хоров и просветительской деятельностью в Институте религиоведения и церковных наук.

У монастыря Оптина пустынь есть свое толкование Священного Писания, которое можно посмотреть на официальном сайте.

Расписание богослужений в храмах Оптиной Пустыни можно посмотреть онлайн на сайте. Также монастырь предоставляет аудиогалерею, содержащую звуковые файлы песнопений, проповедей и молитв, произносимых в Оптиной пустыни.

Цены в монастыре Оптина пустынь

Поминовения для одного имени в монастыре требуют пожертвований, сумма которых рассчитывается из времени поминовения и вида. Проскомидия:

  • 100 руб. на 40 дней;
  • 1 тыс. руб. в год (можно заказать на 1, 3 или 5 лет).

Неусыпаемую псалтирь можно заказать только на 40 дней, сумма пожертвования составит при этом 200 руб. Узнать об услуге подробнее, а также найти банковские реквизиты обители можно на сайте монастыря.

При заказе экскурсий сумма рассчитывается исходя из количества экскурсантов:

  • 150–200 руб. с человека для взрослых и 50 для детей, если группа более 10 лиц;
  • 2000 руб. для группы менее 10 человек.

Экскурсии в монастырь Оптина пустынь

Попасть в обитель можно в составе организованных экскурсий как от различных служб и компаний, так и от самого монастыря. Второй вариант предполагает двух и трехдневные маршруты с предоставлением комнат в гостинице обители.

Мероприятия проводятся братия обители и штатные экскурсоводы. Также возможно привлечение переводчиков для иностранцев. Тематика может быть разной, в зависимости от выбора экскурсантов:

  • общий обзор;
  • для детей;
  • храмы, скит, святыни;
  • день из жизни Обители;
  • Оптинское старчество.

Экскурсионная служба работает ежедневно с 8:30 до 17:00. Мероприятие длится в среднем 1–1,5 часа.

Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/kozelsk/temples/24867

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь