Ставропигиальный монастырь что это значит

Ставропигиальный монастырь или приход в православии

ставропигиальный монастырь что это значит

Большинство людей, решивших посвятить свою жизнь служению Богу, становятся монахами. Они живут в общинах, жизнь которых подчиняется строгим правилам и распорядку. Существует несколько видов монашеских общин.

Виды православных монашеских общин

Монашеские общины, помимо монастырей, представлены ещё несколькими типами обителей.

  • Лавра — крупный мужской монастырь, имеющий важное значение для исторической и духовной жизни страны.
  • Пустынь — обитель, расположенная в отдалении от населённых пунктов. Довольно часто такие религиозные образования многократно увеличивали свою численность и территорию, сохраняя в своём названии исконное наименование.
  • Подворье — расположенная отдельно часть религиозной общины, приносящая ему доход.
  • Скит — жилище монаха-отшельника.Свято-Троицкая Сергиева Лавра — самый известный мужской монастырь России

В зависимости от источника средств на содержание монастыри делятся на две группы. Штатные обители получают содержание из церковной казны и могут принять в свой штат строго определённое количество монахов. В зависимости от размеров выделяемых средств и значимости в православном мире штатные обители делят на три класса. К престижному первому классу относились лавры и ставропигиальные обители.

Что значит ставропигия

Слово «ставропигия» в переводе с греческого означает «водружение креста». Этим понятием обозначают особый статус православных культовых организаций, которые управляются напрямую патриархом или Синодом.

похожие статьи:

  • Святые монастыри Кипра
  • Монастыри в Черногории
  • Православные монастыри Грузии

Статус ставропигии могут иметь:

  • монастыри, лавры и общины;
  • церкви и соборы;
  • духовные школы.

Управление ставропигиями принадлежит патриархату. Глава православной церкви руководит ими через своих наместников: архимандритов и игуменов.

Интересно! В первых ставропигиальных храмах главный крест ставился лично патриархом.Патриарх Кирилл управляет ставропигиальными организациями в России

Патриаршие владения в истории России

До конца XVI века ставропигиальные владения, расположенные в русских землях, принадлежали патриарху Константинопольскому. Впервые статус ставропигии получил столичный Симонов мужской монастырь.

В период существования в Российском государстве патриархии статус ставропигии принадлежал 55 монашеским общинам. С переходом в начале XVIII века высшей церковной власти в руки Синода, ставропигиальные обители подчинялись этому церковному органу.

Ещё интересные статьи:

К началу XX века этот статус принадлежал шести монастырям, большинство из которых располагались в Москве (Новоспасский, Заиконоспасский, Донской, Симонов). Под управлением Синода находился Новоиерусалимский монастырь недалеко от Москвы и Соловецкая обитель в Архангельской губернии.

Современные патриаршие обители

Сегодня под непосредственным управлением патриарха находится 33 обители.

Женские ставропигиальные монашеские общины

На 2018 год под прямым управлением Московского патриархата находятся 18 женских монашеских общин на территории России.

Самыми популярными являются:

  • Столичная Марфо-Мариинская обитель милосердия основана в 1909 году княгиней Елизаветой Федоровной Романовой. Здесь занимались попечительством, просвещением и помощью малоимущим. Статус ставропигии получила в 1992 году. В современной обители функционирует приют для девочек-сирот и центр по работе с детьми, больными ДЦП.Марфо-Мариинская обитель
  • Покровский монастырь в Москве, основанный в 1635 году, до революции являлся мужской обителью. С 1929 по 1994 год был закрыт. Решением Священного Синода в начале 90-х годов он преобразуется в женскую ставропигиальную обитель. Огромное количество паломников привлекают в монастырь мощи Матроны Московской, перенесенные сюда в 1998 году.
  • Рождественский монастырь является одной из старейших женских монашеских общин на территории Москвы. Он основан в 1386 году. Его современная история началась в 1992 году с передачи Собора Рождества Пресвятой Богородицы в распоряжение Православной церкви и получения статуса ставропигии.

Мужские ставропигиальные монашеские общины

Количество мужских монашеских общин, находящихся под прямым управлением патриарха немного меньше, чем женских. Но в их число входят одни из самых популярных и известных святых мест не только на территории России, но и за её пределами.

К ним относятся:

  • Данилов монастырь, основанный во второй половине XVI, входил в оборонительную черту, защищавшую южные окраины столицы. Существует мнение, что он располагался на территории более ранней постройки XIII века. С 80-х годов XX века является официальной резиденцией Московского патриарха.Данилов монастырь в Москве
  • Донской монастырь основан в 1591 году и назван по первому построенному на его территории храму Донской икону Божьей Матери. В нём покоятся мощи святителя Тихона — первого московского патриарха после возрождения этого поста. Монахами, входящие в общину, ведут просветительскую и миссионерскую деятельность.
  • Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь в городе Истре был основан в 1656 году по приказу патриарха Никона. По задумке основателя монастырский комплекс должен был повторять святые места в Палестине. С момента своего основания он имеет статус ставропигии. С 1994 года в возвращённой церкви обители ведётся реставрация. Разработана программа развития обители как центра духовно-воспитательной работы с молодым поколением.

Обители и храмы, имеющие статус ставропигии, располагаются и за пределами русских земель. К ним относятся:

  • собор Александра Невского в Таллинне;
  • храм святителя Николая Чудотворца и церковь великомученицы Екатерины в Риме;
  • Свято-Владимирский храм в американском городе Джексон;
  • приход Покрова Пресвятой Богородицы в английском Манчестере;
  • приходская церковь Всех Святых в Страсбурге;
  • храм Покрова в Дюссельдорфе.

Духовные организации, получившие статус ставропигии, управляются непосредственно патриархом через наместников. Монашеские общины, храмы и духовные школы, находящиеся под управлением патриархии, считаются наиболее значимыми и престижными в Русской православной церкви.

10 старейших монастырей России

Окт 1, 2019 12:45 Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/stavropigialnyj-monastyr-ili-prihod-v-pravoslavii.html

Спасение Града небесного

ставропигиальный монастырь что это значит

00:00, 14 мая 2009

В центре России есть место, покоряющее воображение своим величием и красотой. Особой благодатью оно наполняет сердце каждого, кто приезжает в его пределы и раскрывает для себя историю и смысл его сотворения. Русской Палестиной именуют Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь. И это не просто отвлечённое сравнение, а самая что ни на есть правдивая аналогия.

Обитель, возникшая по замыслу патриарха-реформатора Никона в середине XVII века в сердце страны, уже являвшейся центром православия, стала духовным образом, пространственной иконой Святой земли.

С потрясающей точностью в подмосковном монастыре был воссоздан Иерусалимский храм Гроба Господня, под крышей которого объединены святые места последней скорби и чудодейственного Воскресения Иисуса: гора Голгофа, камень миропомазания, пещера, где в древности покоился Гроб Господень.

Тем не менее аналог храма Гроба Господня — Воскресенский храм в Новом Иерусалиме — не просто копия священного оригинала, а грандиозный по силе замысла и гениальности воплощения символ, образ Града небесного, земное представление православных о райской обители.

Бремя Христа

Уникальность Нового Иерусалима осознавали ещё наши предшественники. Однако исторический путь Русской Палестины был тернист, как путь Христа, о страданиях и Воскресении которого она повествует.

Строительство монастыря началось в царствование Алексея Михайловича Романова, но было прервано из-за государевой опалы на патриарха Никона. Возведение обители продолжил царь Фёдор Алексеевич, но кончина его опять не позволила довершить начатое.

В петровские времена обитель пришла в совершенный упадок, а от пожара 1726 года почти весь монастырь выгорел. Час возрождения настал лишь со вступлением на трон императрицы Елизаветы Петровны.

С тех пор монастырь был предметом благоговейного усердия со стороны членов императорской семьи, а для простого люда стал центром паломничества и местом особого поклонения.

Но в XX веке всё обратилось вспять: в 1919 году монастырь был закрыт, а в 1941-м сильно пострадал от военных действий. В советское время сохранением этой «жемчужины монастырской архитектуры», «сокровищницы вселенского православия», как говорил о монастыре патриарх Алексий II, насколько хватало сил и возможностей, занимался образованный в его стенах историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим». Лишь в 1994 году в монастыре возродилась иноческая жизнь.

Лестница в рай

С какой бы стороны ни приближался к монастырю прихожанин – отовсюду открывается ему величественный и праздничный вид. Над мощными монастырскими стенами из белого камня вздымается многоярусный купол-шатёр, оканчивающийся золотой главкой.

Купол в виде шатра венчает восточную часть Воскресенского собора и распростёрт над копией святая святых христианского мира — кувуклией – раннесредневековой постройкой на месте погребения Христа, то есть Гроба Господня.

Вся местность у монастыря напоминает о Святой земле: высокий холм, где возникла обитель, получил название Сион, неподалёку от него — холмы Елеонский и Фавор. За монастырской стеной начинается Гефсиманский сад и протекает река Иордан – так здесь называют Истру.

А за резными вратами взору открывается Воскресенский собор — целый комплекс соединенных между собой построек. Основной объем здания — крестово-купольный четырехстолпный одноглавый храм. Главный алтарь обрамлен кольцом заалтарного обхода с капеллами-приделами. Всего в соборе сохранилось 23 придела. Действующих – пять.

Снаружи Воскресенский собор выглядит многокупольным сооружением с плоскими крышами, расположенными на разных уровнях. Он напоминает необычайной красоты лестницу, восходящую к небу. Именно таким его и задумывали создатели обители, видевшие в его ступенях символику добра и любви. Воскресенский собор – это дорога от земных грехов и страданий к небесной благодати.

Это напоминание людям о том, что, поднимаясь всё выше и выше по ступеням совершенства, они становятся ближе к Господу и к его райской обители.

Прикосновение к святыне

Калужским журналистом довелось познакомиться с Ново-Иерусалимским монастырём в канун светлого праздника Пасхи. Священные места показывал молодой послушник Димитрий.

От подземной церкви Константина и Елены мы переходим к местам страданий и Воскресения Христа: проходим заалтарный обход — символическую Виа Долороза – скорбный путь Христа на Голгофу, склоняемся у камня миропомазания, заходим в кувуклию, затем посещаем саму Голгофскую церковь.

Не оставляем вниманием придел Успения Пресвятой Богородицы, в котором находится темница заточения Иисуса, и подземную церковь Константина и Елены, а также место, где царицей Еленой был обретён священный Крест Господень. Пьём святую воду из чудом забившего на месте обретения Креста Господня во время строительства Воскресенского собора источника.

Наконец, посещаем придел Двенадцати апостолов, где находится рака основателя монастыря – святейшего патриарха Никона.

Путешествуя по собору, постоянно любуемся его необыкновенным внутренним убранством: сохранившимися полихромными изразцами семнадцатого века, лепным декором, росписями и иконостасами елизаветинской и екатерининской поры. Вспоминаются имена выдающихся русских зодчих, с которыми тесно связана история Воскресенского собора и всего Ново-Иерусалимского монастыря: К. Бланк, Я. Бухвостов, М. Казаков, В. Растрелли, А. Воронихин, К. Тон, П. Заборский.

К сожалению, центральная часть собора из-за её громадных размеров никогда не отапливалась. Уникальные творения русских мастеров страдают от постоянных температурных перепадов.

Да воскресе!

С нашим проводником мы заводим разговор о будущем святыни.

В 2008-м по инициативе президента РФ Дмитрия Медведева и патриарха Московского и всея Руси Алексия II был создан Благотворительный фонд по восстановлению уникального духовно-культурного памятника России — Ново-Иерусалимского монастыря.

Историкам и архитекторам предстоит решать непростые задачи. А именно: в каком стиле реставрировать собор, патриарха Никона или более позднего барокко, видоизменившего внутренний облик святыни, но добавившего ей выразительности. Однако первостепенные задачи всё же другие.

— Первое, что планируется сделать, — поясняет послушник Димитрий, – это укрепить холм, на котором возведён монастырь. Он искусственного происхождения и особенно крут с северной стороны. Под тяжестью стен земля оседает. Из-за этого даёт осадку и собор, фундамент которого всего метр глубиной. Работы уже начались. В ближайшее время будут вырубаться деревья на северном склоне холма и проводиться усиление укрепительных сооружений.

Реставрация Воскресенского собора планируется на втором и третьем этапе восстановительных работ. Шатёр над кувуклией, по всей вероятности, будет заменен, так как в нём обнаружены изъяны. На территории монастыря будут вестись и строительные работы – возведение разрушенной колокольни, строительство братских корпусов. За пределами монастыря со временем появится гостиница.

Уже известно, что работы по возрождению культурного и духовного памятника Новый Иерусалим рассчитаны на 5-7 лет и, по предварительным данным, потребуют финансовых затрат в размере 25 миллионов рублей. Ставка делается на сотрудничество государства, церкви и граждан России. Благотворительные взносы должны стать неоценимой лептой в деле восстановления уникального историко-архитектурного комплекса, с которым связаны надежды России на дальнейшее возрождение.

«Значение восстановления Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря для истории современной России нам ещё предстоит осознать, — подчеркнул в день создания благотворительного фонда президент России Дмитрий Медведев.

— С воссоздания храма Христа Спасителя началась эпоха политической стабильности и общественного объединения, с возрождения великой национальной святыни — Русской Палестины — начнётся новый этап укрепления нашей державы.

Восстанавливая такие центры, как Новый Иерусалим, мы помогаем возрождению наших корней и нравственных ценностей нашего народа. А без этого невозможно решить ни одну крупную государственную задачу».

Говорят, что в архитектуре Воскресенского собора воплотилась великая идея Бога: человек есть образ его и подобие. «Воздадим по образу и познаем достоинства наши», — написано на поясе в центральной части главного храма.

Это и есть основной посыл человечеству, функция напоминания которого была возложена на Ново-Иерусалимский ставропигиальный монастырь. Поэтому восстановить святыню и уникальный памятник истории и культуры – это значит угодить Богу, продемонстрировав своё человеческое совершенство.

Подготовила Наталия ЛИВАНОВА.
Фото Игоря МАЛЕЕВА.

Источник: http://m.vest-news.ru/article/9309

Ставропигия — древо

ставропигиальный монастырь что это значит

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Ставропи́гия (греч. σταυροπηγία, от σταυρός, «крест» и πήγνυμι, «устанавливать, водружать», букв. «водружение креста») — статус, присваиваемый различным церковным учреждениям (традиционно чаще всего — монастырям и братствам), делающий их независимыми от местной епархиальной власти и подчинёнными непосредственно патриарху или Синоду. Буквальный перевод «водружение креста» указывает на то, что в ставропигиальных монастырях крест водружался патриархами собственноручно.

Ставропигии Русской Православной Церкви

Первый ставропигиальный монастырь на Руси появился ещё до обретения автокефалии. В 1383 году им стал Симонов монастырь подчинённый непосредственно Константинопольскому патриарху, который останавливался в нём во время посещений Москвы.

Институт ставропигий внутри Русской Церкви впервые введен Патриархом Никоном основавшим и принявшим управление над Новоиерусалимским, Валдайским Иверским и Кийским Крестным монастырями. В 1667-1744 годах — а на деле до 1748 года — ставропигиальным был Владимирский Богородице-Рождественский монастырь.

Традиция продолжалась при последующих патриархах и Святейшем Синоде. В XIX веке, в дополнение к четырем лаврам, ставропигиальными были следующие семь монастырей: Новоспасский, Новоиерусалимский, Симонов, Донской, Соловецкий, Спасо-Яковлевский, и Заиконоспасский.

В XX веке институт ставропигий в Русской Церкви значительно развился — кроме многочисленных ставропигиальных монастырей появились ставропигиальные благочиния (как объединенные в особые управления, так и отдельные), духовные миссии, патриаршие подворья и церковные представительства, отдельные ставропигиальные приходы. Подробнее о ставропигиях в прямом ведении патриарха Московского и всея Руси см. ст. Патриаршая область Русской Православной Церкви.

Собственные ставропигии также были учреждены в ряде канонических уделов Московского Патриархата — см. статьи об Украинской Православной Церкви, Русской Православной Церкви Заграницей, Православной Церкви Молдавии, Белорусском Экзархате.

Использованные материалы

Источник: https://drevo-info.ru/articles/4968.html

Ставропигиальный монастырь

Ставропигиальный монастырь  — это монастырь, который принадлежит Святейшему Патриарху.

Зачатьевский ставропигиальный монастырь в Москве

С греческого слово «ставропигия» означает — устанавливать крест

Что такое ставропигия? Что это значит?  С греческого слово «ставропигия» означает — устанавливать крест. Это значит,  что первый главный крест на данном храме или монастыре был установлен именно Патриархом.

Ставропигия — это статус, который присваивается  православным монастырям, лаврам и братствам, а также соборам и духовным школам,  которые делают  их независимыми  и подчиняются они только патриарху или священному синоду.  Ставропигиальный статус считается самым высоким.

До середины 15 века  в России монастыри, которые имели ставропигиальный статус, принадлежали константинопольскому патриарху, бывшему предстоятелю Русской Православной Церкви. С 1588 года,  в период российского патриаршества,  было всего 55 монастырей, которые имели ставропигиальный статус.  А уже к концу 19 века в Российской империи было всего 6 обителей, имевших статус ставропигиальный монастырей.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В каком году был разгромлен Вавилон

Что такое ставропигиальные приходы? Такие приходы бывают двух видов:

  • киновиями или общежитными. Это значит, что монахи не имеет личное имущество на территории монастыря. Они получают трудовую повинность в общую пользу, получая ее от обители;
  • идиоритмами и необщежитными. Отличается наличием личного имущества у монахов. Личным имуществом у монахов будет считаться только место их богослужения.

1984 году патриарх Пимен дал звание ставропигиальный — женскому Корецкому монастырю, в  Ровенской области. Произошло это из-за конфликта между настоятельницей монастыря и экзархом Украины — митрополитом Филаретом.

Ставропигиальный Корецкий монастырь. В 1984 году, патриарх Пимен дал ему звание ставропигиального

В 2000 году, в уставе русской православной церкви говорится, что все ставропигиальные монастыри находится  под руководством Патриарха Московского и всея Руси.  К концу 2012 года в России ставропигиальных монастырей было всего 28 — 14 из них было мужских, и 14 женских.

Также следует сказать о том, что в украинской русской православной церкви,  тоже существует ставропигиальные монастыри, но они не управляются святейшим Патриархом. Получили свой статус по решению Священного Синода и управления Русской православной церкви Украины. С 2009 года все зарубежные ставропигиальные монастыри считаются находящимися в подчинении патриарха Московского и всея Руси.

Теперь мы рассмотрим известные и самые большие ставропигиальные монастыри в России.

Данилов монастырь — ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви

Данилов монастырь — ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви. Основан был монастырь в конце 18 века, московским князем Даниилом Александровичем.

Основан был Данилов монастырь в конце 18 века, московским князем Даниилом Александровичем

Исследователь истории утверждает, что  Даниил Александрович построил этот храм тогда, когда смог помириться со своими родными братьями — Дмитрием Переяславским и Андреем Городецким. Первой его постройкой был деревянный храм в честь преподобного Даниила Столпника,  который был окружён кельями и хозяйственными постройками.

На территории монастыря находилась библиотека, в которой находились очень древние книги. В 1293 году монастырь был разорен.  Сам основатель монастыря — Даниил Александрович умирает, его хоронят недалеко от монастыря.

В 1330 году Даниловскую братию  переводят в  Храм Спаса на Бору, по решению Ивана Калиты. Без должного присмотра Даниловская обитель быстро  оскудела.  Возрождение обители началось при правлении Ивана Грозного. Местом для строительства нового монастыря выбрали кладбище, на котором  находилась могила Даниила Александровича.

Возрождение обители Даниловского монастыря началось при правлении Ивана Грозного

В 1561 году  монастырь был построен и получил название в честь Семи Вселенских Соборов. Осветил митрополит Московский и всея Руси Макарий.  Монастырь был довольно большой, вокруг него было построено много деревянных келий, а также находилось конюшня и крестьянские дворы.

В 1610 году — данилов монастырь подвергся сильному обстрелу

В 1610 году отряды Лжедмитрия второго сильно повредили стены и башни монастыря, он подвергся обстрелу.

В 1652 году монастырь обрел мощи князя Даниила. Сам Патриарх Никон прибыл вместе со священным собором в Москву, для того чтобы вскрыть могилу и перенести мощи Святого Даниила в деревянную гробницу,  в храм Семи Вселенских Соборов.

Мощи святого Даниила находятся в Даниловом монастыре в Москве

В 1670 годы, в монастыре была построена трапезная, в которой находились два предела: первый — во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а второй —  во имя пророка Даниила. В 1682 году, царь Фёдор Алексеевич для монастыря пожертвовал два колокола для новой колокольни.  Её отливал главный литейщик пушечного двора в Москве — Дмитрий Моторин. Вскоре колокола были сняты и отданы для литья пушек.

В 1729 году храм разобрали и на его месте построили новый двухэтажный.  Расписывал храм довольно известный живописец — Григорий Яковлев.  В 1731 году была построена надвратная церковь во имя преподобного Симеона Столпника. После секуляризации монастырских земель — Данилов монастырь стал трехклассным. Во время эпидемии чумы,  при монастыре было устроено кладбище умерших.

В 1812 году наполеоновские войска — похитили гробницу князя даниила из монастыря

В 1812 году, во время войны, наполеоновские войска похитили гробницу князя Даниила,  новую серебряную раку изготовили только в 1817 году.

В 1832 году начался строиться новый храм на месте каменной церкви. Храм был построен в стиле позднего классицизма, и имел 5 пределов.  В 1892 году при монастыре была построена  церковно-приходская школа для бедных.  В школе изучались такие предметы, как Закон Божий, церковное пение, арифметика, география и многие другие.

Концу 19 века в монастыре был устроен приют для монашествующих.  Но затем приют переделали в общемонастырскую больницу для служителей Московской епархии. В 1917 году все храмы, находящиеся на территории Даниловского монастыря,  стали приходскими.

В 1920 годы в Даниловский монастырь приезжают многие архиереи.  В 1929 году монастырь закрыли, один из храмов передали учреждению под склад. Также был арестован наместник обители архимандрит Тихон.

Даниловские колокола купил один американский меценат и затем их передали в один из университетских городков. Колокола Даниловского монастыря вернули только в 2008 году.

В это время все храмы были опустошены и уничтожены.  В 1931 году в пределах монастыря был установлен памятник Владимиру Ленину.  Уже позднее, монастырский комплекс стал  сильно ветшать. Для того чтобы восстановить обитель — Святейший Патриарх Пимен образовал специальную ответственную комиссию по реставрации и строительству монастыря.

Чтобы восстановить обитель — Святейший Патриарх Пимен образовал специальную ответственную комиссию по реставрации и строительству Данилова монастыря

В 1986 году Троицкий собор, который находился на территории Даниловского монастыря, прибыл предстоятель американской православной церкви, который передал частицы мощей Святого Даниила. В 1988 году были  отреставрированные иконы и иконостас в храме Семи Вселенских Соборов.

При монастыре была  открыта воскресная школа.  Постепенно обитель стала строиться и возрождаться, все храмы на территории Даниловского монастыря — были восстановлены.  В настоящее время монастырь ставропигиальный, то есть управляет им патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

В настоящее время Данилов монастырь ставропигиальный, то есть управляет им патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Покровский ставропигиальный женский монастырь — женский монастырь Русской православной церкви

Покровский ставропигиальный женский монастырь — женский монастырь Русской православной церкви, который находится в Москве. В самом начале монастырь был мужским, построен был царем Михаилом Федоровичем в 1635 году.

Покровский ставропигиальный монастырь был построен царем Михаилом Федоровичем в 1635 году

Построен монастырь был в честь памяти отца Михаила Фёдоровича — Патриарха Филарета, который скончался в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

До момента строительство монастыря на этой территории находилось кладбище для бездомных и странников, именно поэтому первые века своего существования этот монастырь назвали — Божедомским.  В 1665 году был возведен каменный монастырский Собор Покрова Пресвятой Богородицы, который был построен заново в 1806 году.

В 18 веке были построены церковь — Воскресения Словущего и 30 метровая трехъярусная колокольня. Во время войны в 1812 году, в монастыре проживал французский генерал Клапаред. В том же году монастырь был разорен, и все постройки были полностью разрушены.

В 1870 года монастырь был преобразован Покровский миссионерский монастырь. В нём был создан миссионерский институт для подготовки монашествующих.  Монастырь был закрыт в 1929 году, в том же году была взорвана колокольня. Последним наместником Покровского монастыря был архимандрит Вениамин.

В 1934 году на территории монастыря, на месте  монастырского кладбища, был построен парк культуры и отдыха. В здании монастыря располагались спортивный зал, киностудия, бильярд и многое другое.

В 1994 году покровский монастырь был возвращен русской православной церкви

В 1994 году покровский монастырь был возвращен русской православной церкви. На кладбище Покровского монастыря были похоронены такие известные члены семейства, как Боткины,  купцы  и благотворители Хлудовы. Также на кладбище похоронен русский поэт — Глебов, коллекционер Щукин.

На кладбище Покровского монастыря было похоронено семейство Боткиных

В 1994 году Священный Синод принял решение о том,  чтобы возобновить работу Покровского монастыря, в качестве женского монастыря.   Возрождение монастыря началось 1995 года. В разрушенном храме  была отслужена литургия, также при  монастыре освещены  приделы.

В 1998 году в монастырь принесли останки Матроны Никоновой, которые были обретены на Даниловском кладбище города Москвы. Именно это место стало центром распространения почитания Матроны Московской.

В 1999 году  был освящен верхний храм Покрова Пресвятой Богородицы.

В настоящее время Покровский монастырь относятся ставропигиальному, то есть им  руководит патриарх Московский Кирилл

Каждый день монастыри посещают до 3000 паломников, а в выходные и праздничные дни, их число почти 25 тысяч.

Источник: https://hranitel.club/1029-stavropigialnyj-monastyr

Монастырь, монашество

Что такое монастырь? Какие типы монастырей бывают? Как происходит подготовка к монашескому постригу?

«Монастырь — это церковное учреждение, в котором проживает и осуществляет свою деятельность мужская или женская община, состоящая из православных христиан, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания православной веры» (Устав Русской Православной Церкви, гл. XII, §1).

В конце мая 2014 года комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества был разработан и опубликован в Интернете проект «Положения о монастырях и монашествующих».

Монастыри имеют право по согласованию с епархиальным архиереем учреждать скиты и подворья.

Скит является подразделением монастыря с особым статусом, внутренним и богослужебным уставом; имеет обособленную территорию, с ограниченным и строго контролируемым доступом паломников. Скит создается для проживания монашествующих, стремящихся вести более уединенный образ жизни. Скит управляется скитоначальником, который подчиняется непосредственно игумену (игумении) монастыря.

Подворье монастыря является подразделением монастыря, создаваемым за его пределами с миссионерскими, хозяйственными, представительскими целями. Подворье управляется настоятелем, находящимся в непосредственном подчинении игумену (игумении) монастыря.

Деление монастырей по типу подчинения

По подчинению монастыри делятся на ставропигиальные, епархиальные, приписные.

Покровский Ставропигиальный женский монастырь (Москва)

Ставропигиальные

Находятся под управлением Патриарха Московского и всея Руси (в пределах Украины ставропигиальными монастырями могут также именоваться монастыри, находящиеся под управлением Митрополита Киевского и всея Украины).

Епархиальные

Монастыри находятся под каноническим управлением епархиального архиерея.

Приписные

Монастыри создаются при монастырях, отличающихся многочисленностью братии, благочинием, успешной хозяйственной деятельностью.

Игумен

Монастырем руководит игумен (игумения) в должности настоятеля (настоятельницы).

Игумен (игумения) назначается Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом по представлению епархиального архиерея по возможности из числа насельников монастыря и отвечает за соблюдение внутреннего и гражданского уставов монастыря и несет всю полноту ответственности за духовную и материальную жизнь монастыря.

Игумен письменными распоряжениями назначает и освобождает от послушания основных должностных лиц монастыря. Перечень таких лиц и их обязанности определяются внутренним и гражданским уставами монастыря.

Духовный собор

Помощь игумену в управлении монастырем оказывает Духовный собор, созываемый игуменом из числа основных должностных лиц монастыря и опытных монахов. Духовный собор является совещательным органом при игумене монастыря. Перечень вопросов, подлежащих обсуждению Духовным собором, а также периодичность его заседаний определяются внутренним и гражданским уставом монастыря.

Внутренняя жизнь монастыря регламентируется внутренним и гражданским уставами монастыря. Каждый насельник независимо от сана, должности, возраста, положения обязан строго соблюдать эти уставы. Монастырь берет на себя заботу обо всех насельниках: обеспечивает их жильем, питанием, медицинским обслуживанием, одеждой, обувью и другими необходимыми вещами. В случае потери насельником трудоспособности, в частности при наступлении старости, обитель несет о нем попечение пожизненно.

Поступление в монастырь

К поступлению в монастырь допускаются лица православного вероисповедания. Недопустимо принятие в монастырь лиц несовершеннолетних, психически нездоровых, лиц без удостоверения личности, а также лиц, обремененных долговыми, семейными или иными обязательствами перед третьими лицами.

Игумен лично или совместно с Духовным собором решает вопрос о характере и продолжительности испытательного срока, длительность которого должна быть не менее одного года. Для лиц, получивших или получающих духовное образование на дневном отделении духовных учебных заведений, этот срок может быть сокращен. В течение испытательного срока прибывшие в монастырь находятся на положении трудников.

Монашество — служение всей жизни. Отрекаясь от мира, монах дает обеты послушания, целомудрия и нестяжания. Никто не вправе освободить человека от данных им монашеских обетов. Оставление монастыря и монашества лицом, давшим монашеские обеты, является тяжким преступлением перед Богом, Которому давались обеты.

Монашеская жизнь — сокровенна внутри человека, но ее признаки видны из дел, которые, помимо послушания, целомудрия и нестяжания, состоят в отречении от мира, понимаемого, по слову преподобного Исаака Сирина, как совокупность страстей, в покаянии, в усиленном посте и молитве, в трезвении и безмолвии, в братолюбии и страннолюбии, в смирении и кротости, в стремлении к нравственному совершенству.

Формы монашеского жительства

С IV века существуют две основные формы монашеской жизни: отшельничество (анахорество, пустынножительство), скитское житие (келиотство) и общежитие.

Отшельничество

Отшельничество — это форма индивидуального монашеского подвига. Его основателями являются преподобные Павел Фивейский и Антоний Великий. Не все монахи способны к отшельничеству в собственном смысле слова. Решение покинуть монашеское общежитие и приступить к подвигам отшельничества нельзя принимать поспешно и своевольно без благословения игумена.

Скитское житие

Скитское житие — это такая форма организации монашеской жизни, при которой монахи имеют индивидуальные, как правило, обособленно расположенные кельи и совершают каждый особое монашеское правило, собираясь вместе только на богослужение. Основателем скитского жития является преподобный Макарий Великий.

Общежитие

Общежитие — это способ организации быта монашеской общины, при котором иноки имеют общие богослужения, общий распорядок дня, общую трапезу, общее имущество. Основателем общежития является преподобный Пахомий Великий.

Трудничество

Миряне, прибывающие в монастырь на срок более месяца поступают в число трудников. Работа трудников в монастыре является формой добровольного пожертвования в пользу монастыря.

На время пребывания в монастыре трудники обеспечиваются бесплатным проживанием и питанием. Руководство монастыря определяет правила проживания трудников в обители.

Руководство монастыря в любой момент вправе потребовать от трудника покинуть обитель, в частности в случае нарушения установленных для трудников правил.

Послушничество

По завершении испытательного срока игумен может принять решение о принятии трудника в число братии монастыря в качестве послушника, либо о продлении испытательного срока. Послушник является кандидатом на принятие монашеского пострига, к которому он должен усердно готовиться под руководством игумена и определенного последним духовного наставника.

Послушник обязан во всей полноте соблюдать устав монастыря. Длительность подготовки к принятию пострига должна составлять не менее трех лет с момента прибытия в обитель, но может быть сокращена до одного года для лиц, получивших или получающих духовное образование на дневном отделении духовных учебных заведений.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему бог не помогает

В случае тяжелой болезни послушника срок подготовки к постригу также может быть сокращен.

Игумен монастыря обязан проявлять особое попечение о духовном окормлении послушников. В случае недостойного поведения, нарушения устава монастыря, духовных недугов игумен и старшие насельники монастыря принимают меры для надлежащего вразумления. В случае повторяющихся грубых нарушений внутреннего или гражданского устава монастыря послушник может быть удален из монастыря решением игумена.

Послушники покидают монастырь — добровольно или по решению игумена — без каких-либо церковных канонических или дисциплинарных последствий, так как послушничество установлено для надлежащей проверки внутреннего устроения и воли кандидатов в монашество.

При этом, в тех случаях, когда послушник сообщает игумену о намерении покинуть монастырь, игумен обязан выяснить, не связано ли это намерение с возникновением обстоятельств, которые могут быть устранены самим игуменом. В последнем случае, игумен должен принять необходимые меры.

Покидая монастырь, послушник теряет право ношения особых одежд, если он в таковые был облачен во время пребывания в монастыре.

Иночество (рясофорное послушничество, рясофор)

Если это предусматривает внутренний устав монастыря, по благословению епархиального архиерея и при добровольном письменном согласии послушника может быть совершен особый чин облачения последнего в рясу и клобук с возможным изменением имени. Оставление монастыря рясофорными иноками является каноническим преступлением и наказывается епитимией, определяемой епархиальным архиереем по представлению игумена.

Богослужение. Участие в Таинствах. Иноческое правило

Совершение богослужения находится в центре жизни монастыря. Братия, свободная от несения неотложных послушаний, должна присутствовать на общемонастырских богослужениях. Усердное посещение богослужений является одним из показателей духовного преуспеяния монаха. Пропуск богослужений без благословения руководства монастыря или уважительной причины является серьезным нарушением монастырской дисциплины, прещение за которое определяет внутренний устав монастыря.

С давних времен монастыри служили духовными центрами и оплотом веры православного народа. Особое служение монашества по отношению к человечеству — это молитва за весь мир.

Опытные монахи с благословения игумена могут становиться духовными наставниками для мирян, посещающих монастырь. Священноначалие монастыря должно, по мере возможности, создавать условия для беспрепятственного окормления мирян. Вместе с тем, это служение не должно разрушать внутреннее устроение и благочиние обители.

В меру своих сил и возможностей монастыри призваны участвовать сами и оказывать содействие другим церковным учреждениям в миссионерской, духовно-просветительской деятельности, чтобы сделать слово истинной веры доступным каждому, желающему его услышать и воспринять.

Монастыри могут оказывать духовную и материальную помощь больницам, детским домам и приютам, воинским частям и пенитенциарным учреждениями; организовывать православные негосударственные образовательные учреждения, приюты для сирот, библиотеки, издательства; оказывать содействие православным молодежным организациям.

Монастырская благотворительность должна в первую очередь выражаться в заботе о паломниках и богомольцах. Желательно при обителях устраивать гостиницы и трапезные для паломников. В то время, когда монастырь открыт для посещения, в нем в обязательном порядке следует организовывать дежурство насельников, способных ответить на возникающие вопросы приходящих в обитель, знакомить гостей с историей и жизнью монастыря.

Во время народных бедствий монастыри обязаны приходить на помощь местному населению. В ряде случаев Русская Православная Церковь благословляет служение монашествующих вне монастыря (в духовных школах, в синодальных и епархиальных учреждениях, в миссиях, в заграничных учреждениях, в архиерейских домах).

Иноческий постриг — начало пути монаха

Источник: https://www.pravmir.ru/monastyir-monashestvo/

Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь

Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь

4683      0

Любому человеку, отправляющемуся к преподобным, предстоит пройти по той земле, по которой ходили они, которая хранит память об их подвиге – благочестивом житии во славу Бога

Произошел этот род из Ростовской земли. В конце XIII века их поместье находилось в селении Варницы. Позже, в XV веке, здесь был основан Троице-Сергиев Варницкий мужской монастырь, Троицкий собор которого был построен на месте, где стоял дом святых Кирилла и Марии. На территории монастыря сохранился колодец, из которого, по преданию, пили воду преподобные и их чада

Проходя памятные места, мысленно переносишься в те далекие времена и в который раз вспоминаешь строки жития, оживляющие в душе образы преподобных Кирилла и Марии

Известно, что оба они – и Кирилл, и Мария – были княжеского рода. Боярин Кирилл (фамилия его затеряна в веках), один из ближайших помощников Ростовского князя, сопровождал его в орду; к голосу боярина Кирилла всегда внимательно прислушивались. Боярыня Мария была достойной спутницей своего супруга.

Суете княжеского двора они предпочитали сельское уединение, это были люди благочестивые: строго соблюдали церковный устав, помогали бедным. Воспитывая с малолетства своих детей в милосердии и любви, они понимали, что иначе невозможно ввести человека в Небесное Царство – величайшую семью Бога Любви.

Старший сын, преподобный Стефан, стал архимандритом Московского Богоявленского монастыря и духовником великого князя Симеона Гордого. Младший сын, Петр, унаследовал от родителей святую семейственность и вырастил детей Стефана. Один из детей, Иоанн, двенадцати лет ушел в обитель Сергиеву, принял постриг, стал духовным отцом благоверного князя Димитрия Донского и был прославлен в лике святых как святитель Феодор, архиепископ Ростовский.

А преподобный Сергий, будущий Радонежский игумен, стал собирателем земли Русской и вдохновил несогласных между собой князей на Куликовскую битву, ставшую главной вехой в освобождении Руси. Многие ученики преподобного Сергия основали впоследствии в разных краях Руси монастыри. Он стал духовным отцом не только подвизавшихся с ним иноков, но и многих поколений православных людей.

Однажды, когда преподобная Мария еще носила святого младенца во чреве, во время Литургии дитя, почувствовав явление благодати, трижды воззвал к Богу так, что услышали все стоящие в храме. Господь избрал его еще до рождения

Младенец родился 3 мая (по ст.ст.) 1319 года и назвали его Варфоломеем, что значит «сын радости». При крещении родители рассказали о том случае в храме священнику, и благоговейный иерей Михаил по наитию Божию сказал им в утешение: «Не смущайтесь, а паче радуйтесь, что сын ваш будет избранным сосудом Духа Божия и служителем Святыя Троицы».

Поняв указание Промысла Божия, они соответственно должны были и воспитывать своего сына. Тогда на Руси дело воспитания считалось святым и велось в строго церковном духе.

Жизнь строилась по Евангельским заповедям, и еще с древности сохранялся обычай, чтобы старшие руководили свои родом: их решения считались законом, а они, умудренные опытом, учили только добру.

Отроческие и юношеские годы Варфоломея были наполнены трудами, молитвой и воздержанием. Ревность по Богу влекла его к еще большим подвигам, но вызывала тревогу у родных, опасавшихся за его здоровье и силы. Списатели жития преподобного передают нам, какие трогательные споры происходили между святым отроком и его матерью, как любящий сын утешал свою мать

В этот период преподобному Сергию было 15 лет, а Ростов Великий переживал тяжесть Туралыкова нашествия, непосильные дали ордынскому хану и голод из-за неурожайных лет,− преподобный Кирилл решил покинуть родной город, переехав а землю Радонежскую (около 1328 года). Тогда это был почти незаселенный край, поросший девственными лесами.

Отрок Варфоломей, всем сердцем желая полностью посвятить свою жизнь служению Богу, тем не менее с любовью покорился воле своих родителей, оставаясь с ними, чтобы упокоить их старость.

До времени он оставил неисполненным свое горячее желание, сохраняя повиновение родителям, и, конечно, впоследствие наследовал их благословение, которым он так дорожил.

Дух иночества сообщился от сына к родителям: при конце своей жизни Кирилл и Мария пожелали и сами воспринять ангельский образ по благочестивому обычаю древности: русские люди всех сословий старческие свои годы часто проводили в монастыре, чтобы приготовиться к вечной жизни.

И вот Кирилл и Мария вступают в Покровский Хотьков монастырь, затем там же принимают великую схиму, но недолго им пришлось потрудились в своем новом звании: около 1337 года они с миром отошли ко Господу. Дети почтили их слезами сыновней любви и похоронили под сенью Покровской обители, которая с того времени стала усыпальницей рода Сергиева.

В течение сорока дней Варфоломей оставался здесь, молясь об упокоении своих родителей и совершая дела милосердия в их память. После этого, раздав бедным остатки небогатого имущества почивших, оставив все мирские дела, в духовной радости отправился вместе со Стефаном на пустынное жительство в самую глушь Радонежских лесов – на гору Маковец.

Через некоторое время Варфоломей принял постриг с именем Сергий (7 октября 1342 года), а вскоре на этом месте была образована обитель Святой Троицы, выросшая впоследствии в знаменитую Троице-Сергиеву Лавру, где ныне и покоятся святые мощи Преподобного.

По установившемуся обычаю, благочестивые паломники, идущие к преподобному Сергию, сначала заходят в Хотьков монастырь поклониться его родителям.

История монастыря

Многое пришлось пережить Хотькову монастырю за свою более чем семивековую историю: и татарское нашествие, и польское разорение, закрытие и надругательство в советское время. И все время незримо – в духе и видимо − в святых мощах пребывали здесь молитвенники и ходатаи о нас – преподобные Кирилл и Мария.

Мощи их неизменно почивала в Покровском соборе, в трапезной его части храма, под сенью. Во времена лихолетья они были скрыты под спудом с южной стороны Покровского храма. Теперь на этом месте установлен памятный крест. Сейчас мощи преподобных, как и прежде, покоятся в Покровском храме, а над ракой святых помещена икона Серигева рода.

***

Покровский Хотьков монастырь находится в нескольких километрах от Лавры по направлению к Москве. Стоит на речке Паже.

О начале Хотькова монастыря нет сведений (а в «Истории иерархии» его начало относится к 1308 г.). Но он основан не позднее первой четверти XIV века, так как в 1335–1336 годах в нем постриглись родители преподобного Сергия.

Вероятно, вначале это не был монастырь в собственном смысле, а была приходская церковь, у которой жили старцы и старицы − в те времена это было обычным явлением. И с первой половины XIV до начала ХVI в. это был «двойной» монастырь – мужской и вместе женский. В продолжение долгого времени монастырь был очень бедным. В 1506 г.

великий князь Василий Иванович назначил обители небольшое содержание (ругу). В 1545 г. царь Иван Грозный, исполняя просьбу Троицкого игумена с братией, предоставил монастырь в заведывание Троице-Сергиева монастыря.

Став к 1544 г. обителью исключительно женской, Хотьков монастырь и остался таковым уже на все последующее время. При нем постоянно жил иеромонах от Троицкого монастыря. Монахини получали от Сергиевой обители небольшое хлебное и денежное жалованье. Самостоятельным Покровский монастырь стал в 1764 году, когда был возведен в третий класс со штатом семнадцать монахинь, хотя жило в нем более 100 сестер. Здесь процветало золотошвейное искусство.

В 1609 г. монастырь сожгли поляки, но обитель была возрождена.

В конце ХVI в. в монастыре проживало тридцать шесть монахинь. В конце ХVIII столетия число обитательниц монастыря возросло до двухсот восьмидесяти, а с первой четверти ХIХ в. оно стало доходить до четырехсот. До 1840 г.

монастырь был особножитным − каждая монахиня имела собственное помещение и собственное содержание. С 1840 г. начало вводиться в монастыре общежитие и к 1871 г.

было введено окончательно (для всех монахинь – помещение монастырское и все монахини имеют общий монастырский стол).

До 1644 г. церкви в монастыре были деревянные. Стольник государев Василий Федорович Янов дал 1000 рублей на построение каменной церкви, которая и сооружена была в продолжение 1644–1648 гг. В 1811 г.

церковь, построенная на деньги Янова, была разобрана, а на ее месте поставлена новая, оконченная в 1816 г. Собор имеет три престола: главный – в честь Покрова Божией Матери и придельные – во имя преподобного Сергия и святителя Алексея.

В трапезе церкви на правой стороне находятся гробы родителей преподобного Сергия, Кирилла и Марии.

В сентябре 1918 г. монастырь был ограблен, в декабре 1919 г. часть зданий отдали детской колонии, в начале 1921 г. он был закрыт. После закрытия монастырь фактически существовал под именем трудовой артели кустарных изделий. Монастырские здания перестраивались, разрушались, снесена была колокольня.

В марте 1989 года в возрожденном Покровском монастыре состоялся первый молебен. С этого началась новая жизнь хотьковской обители. В 2000 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в обители открыт детский приют.

Сейчас на территории монастыря находятся: Покровский собор (1816 г.

); близ Покровского собора − церковь во имя Николая Чудотворца, с приделами во имя апостолов Петра и Павла и в воспоминание обновления храма Воскресения Христова во Иерусалиме (словущего Воскресения, празднование 13 сентября) − первоначально построена в 1768 г., а в 1902–1905 гг.

вместо нее построена новая; церковь над южными воротами монастыря при богаделенном доме во имя святителя Митрофана (1833 г.) и церковь над северными воротами − в честь Рождества Иоанна Крестителя (1791 г.).

Адрес: Московская обл., Сергиево-Посадский р-н, г. Хотьково, ул. Кооперативная.

Библиография:

1. Покровский Хотьков женский монастырь. По стопам преподобных Кирилла и Марии. Издание Покровского Хотькова монастыря, 2005.

2. Справочник-путеводитель «Монастыри Русской Православной Церкви». М., 2001.

3. Спутник паломника. М., 2007.

Источник: https://eparhia-saratov.ru/Articles/pokrovskijj-khotkov-stavropigialnyjj-zhenskijj-monastyr

Монастырь — это Ставропигиальный монастырь — что это значит?

Существенным достоянием славянской культуры являются православные храмы и монастыри. Они привлекают к себе не только паломников, которые истинно веруют, но и туристов. Последним интересна архитектура, внутреннее убранство храмов, история их существования.

Общее понятие и значение

Понятие «монастырь» пришло вместе с христианством в Киевскую Русь из Византии. Это государство возникло на основе греческой культуры. С греческого «монастырь» – это «уединенное жилище».

В нем монахи соблюдают единый устав. Однако не каждый, кто пришел в монастырь, становится монахом. Для начала он проходит испытание. Если оно закончилось успешно, человек удостаивается пострига. По правилам, установленным на Вселенском Соборе, независимо от прежнего морального образа жизни, человек может вступить в монашество для исправления (спасения) души.

Значение слова «монастырь» для многих сегодня означает непосредственно общину монашествующих.

Первые христианские монастыри

Монастырь – это определенное место со своим укладом. Первые монастыри возникли в Египте и Палестине (4-5 века нашей эры). Со временем монашеские жилища начали появляться и в Константинополе (столица Византии), который в русских летописях упоминается как Царьград.

Первыми основателями монашества на Руси считаются Антоний и Феодосий, создавшие Киево-Печерский монастырь.

Типы христианских монастырей

В христианстве идет разделение на женский и мужской монастырь. Что это означает — понять несложно. Название зависит от того, женская или мужская община живет и осуществляет деятельность при церковном храме. Смешанных монастырей в христианстве не существует.

Различные типы монашеских жилищ:

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какой Иисус Христос

Аббатство. Встречается в католическом (западном) направлении. Управляется аббатом в мужской общине и аббатисой в женской. Подчиняется епископу, а иногда Папе римскому лично.

Лавра. Это крупнейшее монашеское жилище православного (восточного) направления. Такая разновидность монашеского жилища подходит исключительно для мужских общин.

Киновия. Общежительный монастырь. Это значит, что организация имеет общежитский устав, которому подчиняются все ее члены.

Подворье. Это удаленное от монастыря жилище, которое располагается в городе или деревне. Его используют для сбора пожертвований, приема паломников, ведения хозяйства.

Пустынь. Жилище, созданное в традициях русского православия, его сооружают в уединенном месте в удалении от самого монастыря.

Скит. Это место для жизни монаха, пожелавшего стать отшельником.

Большая часть монашеских жилищ находится под управлением епархиальных архиереев. Такие монастыри называются епархиальными. Определенные православные монастыри могут иметь статус ставропигиальных.

Ставропигиальный монастырь

Что это значит, поможет узнать возвращение к греческому языку. При буквальном переводе «ставропигия» означает «водружение креста». Он присваивается не только монастырям, но и соборам, духовным школам.

Этот статус означает, что монастырь находится в непосредственном подчинении у патриарха или синода. Ставропигиальный монастырь – это святыня, в которой крест водружался собственноручно патриархом. Это самый высокий статус.

Из-за того, что епархия православной церкви разделилась на несколько ветвей, существуют разные списки ставропигиальных храмов. В зависимости от подчинения, они могут относиться к православной церкви России, Украины, Белоруссии и так далее. Существуют такие святыни и в других странах, таких как Эстония, Италия, США, Германия.

Современные ставропигиальные монастыри

Наибольшее количество подобных монашеских жилищ представлено в Москве и Московской области.

Список мужских жилищ в Москве:

  • Андреевский;
  • Высоко-Петровский;
  • Данилов;
  • Донской;
  • Заиконоспасский;
  • Новоспасский;
  • Сретенский.

Список женских жилищ в Москве:

  • Алексеевский;
  • Богородице-Рождественский;
  • Зачатьевский;
  • Иоанно-Предтеченский;
  • Покровский;
  • Троицке-Одигитриевская пустынь.

Когда и где нужно открыть новый ставропигиальный монастырь? Что это значит? Решение по такому вопросу принимает Патриарх Московский и всея Руси единолично.

Формы организации монашества

Монастырь – это место жизни монахов. В зависимости от того, какую форму организации они выбрали, монастырь может быть с общежитским уставом или в виде отшельничества.

У христиан отшельничество — довольно развитая форма монашества. Даже сам Иисус Христос провел в пустыне 40 дней.

Первые отшельники уходили в пустыни, гонимые римской властью еще в 3 веке. Позднее такая форма распространилась из Египта в Палестину, Армению, Галлию и по Европе. В западном христианстве отшельничество исчезло, оно сохранилось лишь в православном направлении. Среди отшельников, которые посвятили себя аскетизму и усиленным молитвам, есть и мужчины, и женщины. Наиболее известной отшельницей является Мария Египетская из Палестины, жившая в 6 веке.

Другая форма организации монашества называется Киновия.

Устав Киновии

С греческого языка слово означает «совместная жизнь», то есть общежитие.

Основателем первой киновии считается святой Пахомий, который создал ее в 318 году в Южном Египте. Что касается Русской Православной Церкви, то первый общежитный храм был создан Феодосием Печерским.

По всеобщему уставу монахи принимают от киновии все необходимое для их существования. Например, пищу, одежду, обувь. Трудятся они безвозмездно, а все результаты их работы принадлежат киновии. Монах, в том числе, и настоятель, не имеют права на наличие личного имущества, они не могут совершить акты дарения или унаследовать что-либо. У них нет права собственности.

Правила поведения в монастыре для мирянина

Монастырь – это особый мир. Чтобы понять все тонкости монашеского общежития, необходимо время. К проступкам паломников, как правило, относятся с терпением, однако некоторые правила лучше знать при посещении монашеского жилища.

На что обратить внимание в поведении:

  • придя паломником, нужно на все просить благословения;
  • без благословения нельзя покидать монастырь;
  • все мирские греховные пристрастия нужно оставлять за стенами монастыря (спиртное, табак, сквернословие);
  • разговоры необходимо вести только о духовном, а главными в общении являются слова «прости», «благослови»;
  • употреблять пищу можно только на общей трапезе;
  • садясь за стол для трапезы, необходимо соблюдать порядок старшинства, сидеть молча и внимать чтению.

Чтобы окунуться в мир успокоения и гармонии, который есть в монастыре, не обязательно знать все правила монашеского уклада. Достаточно придерживаться обычных норм поведения, в соблюдение которых входит уважение к старшим, сдержанность.

Источник: https://fb.ru/article/165987/monastyir---eto-stavropigialnyiy-monastyir---chto-eto-znachit

Ставропигиальный монастырь: что это значит и какие мужские и женские монастыри есть в россии — Архангел

Соловецкий мужской монастырь – независимая обитель Русской православной церкви. Находится она в Белом море на Соловецких островах. Основание монастыря приходится на 40-е годы XV ст.

, когда преподобный Зосима со своим товарищем облюбовали Большой Соловецкий остров в качестве места жительства. Такой выбор он сделал не случайно – преподобному привиделась церковь небывалой красоты.

Распознав свой сон как знак свыше, Зосима приступил к строительству деревянного храма с приделом и трапезной. Его возведением он чествовал Преображение Господне. Через небольшой промежуток времени Зосима и Герман выстроили церковь.

https://www.youtube.com/watch?v=qAzGU58CDDQ

С появлением этих двух построек, ставших в дальнейшем основными, и началось обустройство монастырской территории. Впоследствии архиепископом Новгородским обители был выдан документ, подтверждающий ее извечную собственность на Соловецкие острова.

Свято-Введенская Оптина пустынь

Свято-Введенская Оптина пустынь – это ставропигиальный монастырь, служителями которого являются мужчины-иноки. Его создателем был разбойник Опта, или Оптия, который в конце XIV в. раскаялся в содеянных поступках и принял иночество.

Как священнослужитель он был известен под именем Макарий. В 1821 г. при обители был обустроен скит. В него заселялись так называемые пустынники – это люди, проведшие много лет в полном уединении. Наставником монастыря был «старец».

Со временем Оптина пустынь превратилась в один из ведущих духовных центров. Благодаря многочисленным пожертвованиям ее территория пополнилась новыми каменными зданиями, мельницей и земельными угодьями.

Сегодня монастырь считается историческим памятником и имеет иное название – «Музей Оптина пустынь». В 1987 г. он вошел в список объектов Русской православной церкви.

Новодевичий женский монастырь

Новодевичий женский монастырь, возведенный в XVI в., в то время располагался на Самсоновом луге. Ныне эта местность называется Девичьим полем. Соборный храм при монастыре строился по подобию Успенского собора – «соседа» Московского Кремля. Монастырские стены и башни сооружались в XVI – XVII вв.

В целом архитектура обители передает стиль «московское барокко». Своей известностью монастырь обязан семейству Годуновых. Здесь до избрания на царствование вместе со своей сестрой Ириной проживал Борис Годунов.

Ирина Годунова приняла постриг с именем Александра и проживала в отдельных палатах с деревянным теремом. В конце XVI ст. территория монастыря пополнилась каменными стенами и дюжиной башен. Своим видом они напоминали кремлевские постройки (в стенах стояли квадратные башни, а по углам – круглые).

Их верхние части были отделаны зубцами. Сегодня Новодевичий монастырь совмещает и музей, и обитель.

Кирилло-Белозерский монастырь

Кирилло-Белозерский монастырь раскинулся на берегу Сиверского озера. Своим появлением он обязан преподобному Кириллу, основавшем его в 1397 г. Строительство начиналось с обустройства кельи-пещеры и установки над нею деревянного креста.

В том же году состоялось и освещение первой святыни – ею был деревянный храм, отстроенный во имя Успения Пресвятой Богородицы. К 1427 г. в обители числилось около 50 монахов. В первой половине XVI в.

у монастыря начинается новая жизнь – в него на богомолье стали регулярно съезжаться все московские вельможи и цари. За счет их богатых пожертвований иноки быстро застроили обитель каменными постройками. Ее главной достопримечательностью считается Успенский собор. Появившийся в 1497 г.

, он стал первым каменным зданием на Севере. Разнообразным архитектурным изменениям монастырский комплекс подвергался до 1761 г.

Валаамский монастырь

Валаамский монастырь – ставропигиальное учреждение Русской православной церкви, занявшее острова Валаамского архипелага (Карелия). Первые упоминания о нем встречаются в летописях XIV в. Так, «Сказание о Валаамском монастыре» информирует о дате его основания – это 1407 г.

Уже через пару столетий в обители проживало 600 душ монахов, однако из-за многократных вторжений шведских войск остров стал приходить в упадок. Еще через 100 лет территория монастыря начала заполняться келейными корпусами и вспомогательными помещениями.

Но главными постройками монастырского двора являлись Успенская церковь и Спасо-Преображенский собор. Желая сотворить из собственной обители Новый Иерусалим, валаамские подвижники использовали при обустройстве ее участков названия периода Нового Завета.

За годы своего существования монастырь претерпевал множество изменений, и поныне он остается одним из привлекательных исторических памятников России.

Александро-Невская Лавра

Александро-Невская Лавра заложена в 1710 г. в месте соединения реки Монастырки с Невой. Решение о ее строительстве было принято самим Петром I, пожелавшим увековечить на этой местности победу над шведами в 1240 и 1704 гг. В XIII в.

с полчищами шведов воевал Александр Невский, поэтому за благие дела перед Отечеством он впоследствии был канонизирован.

Построенный в его честь монастырь в народе прозвали Александровым храмом, и с его сооружения началось расширение территории Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря, или Лавры. Примечательно, что монастырские корпуса располагались «покоем», т.е.

Троице-Сергиева Лавра основана в первой половине XIV ст. преподобным Сергием Радонежским, сыном обедневшего дворянина. По замыслу священнослужителя монастырское подворье обустраивалось в виде четырехугольника, в центре которого над кельями высился деревянный Троицкий собор. Ограждением обители служил деревянный тын. Над вратами располагалась небольшая церквушка, чествующая св.

Дмитрия Солунского. Позднее такой архитектурный план переняли все остальные монастыри, что подтверждало мнение о том, будто Сергий являлся «начальником и учителем всех монастырей на Руси». Со временем у Троицкого собора появилась Свято-Духовская церковь, здание которой объединяло в себе храм и колокольню («иже под колоколы»). С 1744 г. величественный монастырь переименован в Лавру.

Спасо-Преображенский мужской монастырь

Спасо-Преображенский мужской монастырь – иноческая обитель в Муроме, основанная князем-страстотерпцем Глебом. Получив город в удел, он не желал селиться среди язычников, поэтому принял решение об обустройстве княжеского двора выше течения Оки.

Выбрав подходящее место, Глеб Муромский выстроил на нем свой первый храм – так он увековечил имя Всемилостивого Спаса. Позднее он дополнил его монашеской обителью (помещение использовалось в целях просвещения муромского народа). Согласно летописи, «монастырь Спаса на бору» появился в 1096 г.

С тех пор в его стенах побывали многие священнослужители и чудотворцы. Со временем на территории обители появился Спасский собор – через его возведение Иван Грозный увековечил дату взятия Казани. Для обустройства помещения нового храма царь выделил иконы, церковную утварь и литературу, одежду для служителей.

Покровский храм с палатами, пекарней, мукосейней и поварней был построен во второй половине XVII в.

Серафимо-Дивеевский монастырь

Серафимо-Дивеевский монастырь – женская обитель, основанная во 2-й половине XVIII ст. На собственные средства матушки Александры сначала был заложен фундамент Казанской церкви.

Ее освящением по мере окончания строительства занимался Пахомий – мастер, известный сооружением Саровской пустыни. Помещение церкви было оборудовано 2 приделами – во имя архидиакона Стефана и Святителя Николая. Затем в Дивеево появились Троицкий и Преображенский соборы.

Последний сооружался на солидные пожертвования, ведь в его конструкции впервые применялся железобетон (ранее такой материал при строительстве святынь не использовался). Но главным храмом здесь считается Троицкий собор, в котором покоятся мощи Серафима Саровского.

Все желающие получить благодатную помощь и исцеление специально собираются у раки с мощами преподобного.

Псково-Печерский монастырь

Псково-Печерский монастырь основан в 1473 г., когда состоялось освящение Успенской церкви, выкопанной в песчаном холме преподобным Ионой (она располагалась у ручья Каменца).

За первые 500 лет своего существования обитель пережила много разных нехороших событий, и лишь при игумене Дорофее она познала период расцвета. Уже в 20-е годы XVI в. была благоустроена и расширена церковь Успения, появились другие храмы и здания разнообразного назначения.

Строительными работами заведовал государев дьяк Мисюрь Мунехин. Для устройства обители он не жалел никаких средств, поэтому после смерти и был похоронен в пещере при монастыре (ранее миряне здесь не покоились). Следующий период расцвета монастыря пришелся на годы служения в нем игумена Корнилия.

При нем обитель стала известной, как никогда ранее. Благодаря средствам богомольцев, стекавшихся на подворье потоками, некогда убогая обитель пополнялась угодьями, вотчинами и драгоценными вкладами.

Источник: https://arh-angel.ru/hramy/stavropigialnyj-monastyr-chto-eto-znachit-i-kakie-muzhskie-i-zhenskie-monastyri-est-v-rossii.html

Ставропигиальный монастырь: что это значит в христианском мире

Уединенная обитель — место проживания монашествующих людей, подчиненных определенному уставу. Люди, добровольно выбравшие монастырь своим местом жительства, отказываются от всех мирских дел и посвящают жизнь Богу.

Любой человек может прийти в святую обитель и, пройдя определенные испытания, стать монахом. После этого жизнь его будет подчиняться укладу, принятому в обители, и целью ее будет исправление души. Православные монастыри могут быть разных типов.

Часто можно встретить такое определение, как ставропигиальный монастырь. Что это значит? Рассмотрим далее.

Какие обители называют ставропигиальными?

Существует определенное количество монастырей, храмов и духовных школ, которые не попадают под управление местной епархии. Эти православные святыни имеют высший статус – ставропигиальный и подчиняются Патриарху. В святынях, имеющих этот статус, крест в главном храме был установлен непосредственно Патриархом. Отсюда и такое название, которое означает «водружение креста».

Ставропигиальный монастырь управляется наместником. Наместник носит, как правило, чин архимандрита в мужском монастыре и игуменьи — в женском. Патриарх осуществляет надзор за жизнью обители через своих наместников и единолично решает наиболее важные вопросы.

История развития ставропигии в России

В настоящее время самым высоким статусом в составе Православной Церкви обладают более тридцати монастырей в России и за ее пределами. Большая их часть находится в Московской области и столице.

Первый ставропигиальный монастырь появился на территории нашей страны еще в XIV веке, он подчинялся Патриарху Константинополя. Симонов монастырь, находящийся в Москве, был далеко известен за ее пределами. В нем останавливался Константинопольский Патриарх во время посещении столицы, а также многочисленные паломники.

Появление и развитие ставропигии в России прошло следующие этапы:

  • впервые высший статус монастырям был присвоен Патриархом Никоном, под юрисдикцией которого находились три обители. Его преемники продолжили эту традицию, и число подчиненных Патриарху монастырей росло;
  • в начале XVIII века управление Православной Церковью в России перешло к Святейшему Синоду. Все святые обители, имеющие статус ставропигиальных, стали подчиняться вновь созданному органу. Такой порядок просуществовал вплоть до 1917 года;
  • в конце XX века закрытые монастыри на территории Российской Федерации были переданы в управление Московскому Патриарху, наиболее значимым из них был присвоен высший статус.

Для осуществления контроля над священными обителями, находящимися за пределами России, в Московской патриархии было создано специальное управление. В настоящее время святыни, подчиненные Московскому Патриарху, находятся в США, Германии, Эстонии и других странах.

Итак, мы выяснили, откуда появилось название ставропигиальный монастырь, рассмотрели, что это значити как происходит управление такими обителями. 

Источник: https://religiya.temaretik.com/1075156659981519250/stavropigialnyj-monastyr-chto-eto-znachit-v-hristianskom-mire/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Что такое добро и зло

Закрыть