Как уйти в монастырь

Как уйти в монастырь женщине и мужчине: пошаговые рекомендации — Фантастический мир

как уйти в монастырь

Мария Кикоть, 37 лет

В монастырь люди уходят по разным причинам. Одних туда приводит общая неустроенность в миру. Других — религиозное воспитание, и они, как правило, считают путь монаха лучшим для человека. Женщины довольно часто принимают такое решение из-за проблем в личной жизни. У меня все было немного иначе. Вопросы веры занимали меня всегда, и однажды Но обо всем по порядку.

Мои родители врачи, отец — хирург, мама — акушер-гинеколог, и я тоже закончила медицинский институт. Но доктором так и не стала, меня увлекла фотография. Я много работала для глянцевых журналов, была довольно успешна. Больше всего мне тогда нравилось снимать и путешествовать.

Жизнь после 50: реальный опыт

Мой молодой человек увлекался буддизмом и заразил этим меня. Мы много ездили по Индии и Китаю. Было интересно, но я не погружалась в веру «с головой». Искала ответы на волновавшие меня вопросы. И не находила. Потом заинтересовалась цигуном — своеобразной китайской гимнастикой. Но со временем прошло и это увлечение. Мне хотелось чего-то более сильного и захватывающего.

Как-то мы с подругой ехали на съемку и случайно остановились переночевать в православном монастыре. Неожиданно мне предложили подменить тамошнего повара. Я люблю такие вызовы! Согласилась и проработала на кухне две недели. Так в мою жизнь вошло православие. Я начала регулярно ходить в храм возле дома.

После первой исповеди чувствовала себя замечательно, так спокойно она прошла. Заинтересовалась религиозными книгами, изучала био­графии святых, соблюдала посты Погрузилась в этот мир с головой и однажды поняла, что хочу большего. Я решила уйти в монастырь.

Отговаривали все, включая батюшку, но старец, к которому я поехала, благословил на послушание.

Стать волонтером: реальные истории

В монастырь я приехала промокшей с головы до ног, замерзшей и голодной. На душе было тяжело, в конце концов, не каждый день так круто меняешь свою жизнь.

Я, как и любой нормальный человек, надеялась, что меня накормят, успокоят и, главное, выслушают. Но вместо этого мне запретили разговаривать с монахинями и отправили спать без ужина.

Я расстроилась, конечно, но правила есть правила, тем более речь шла об одном из самых строгих монастырей России.

У настоятельницы был личный повар. Она лицемерно сетовала, что из-за диабета вынуждена есть лосось со спаржей, а не наши серые сухари

Особая зона

Монастырем управляла сильная, властная и, как оказалось, очень влиятельная женщина. Во время первой встречи она была приветлива, улыбалась, рассказывала, по каким законам идет жизнь в обители.

Уточнила, что ее нужно называть матушкой, остальных — сестрами. Тогда показалось, что она отнеслась ко мне по‑матерински снисходительно. Я поверила, что все живущие в монастыре — одна большая семья.

Но увы

Это было царство бессмысленных ограничений. За столом не позволялось без разрешения притрагиваться к еде, нельзя было просить добавки, есть второе, пока все не доедят суп. Странности касались не только трапез. Нам запрещали дружить. Да что там, мы не имели права даже разговаривать друг с другом.

Это, не поверите, считалось блудом. Постепенно я поняла: все так устроено для того, чтобы сестры не могли обсуждать настоятельницу и монастырский уклад. Матушка боялась бунта.
Я пыталась практиковать смирение. Когда меня что-то пугало, думала, что просто вера моя пока слаба, а никто не виноват.

Дальше — больше. Я заметила, что во время трапез обязательно кого-нибудь отчитывают. По самым незначительным поводам («взяла ножницы и забыла отдать») или вовсе без них.

Надо понимать, что, согласно церковному регламенту, подобные разговоры должны происходить с глазу на глаз: твой наставник не только ругает, но
и выслушивает, предлагает помощь, учит не поддаваться искушениям.

У нас же все превращалось в жесткие публичные разборки.

Справиться с выпадением волос: реальный опыт

Есть такая практика — «помыслы». У монахов принято записывать все сомнения и страхи на бумаге и отдавать их духовнику, который даже не должен жить в том же монастыре.

Мы свои помыслы писали, конечно же, настоятельнице. Когда я впервые это сделала, матушка зачитала мое письмо на общей трапезе. Мол, «послушайте, какие у нас тут дурочки живут». Прямо рубрика «анекдот недели».

Я чуть не расплакалась прямо при всех.

Питались мы тем, что жертвовали прихожане или близлежащие магазины. Как правило, нас кормили просроченными продуктами. Все то, что производили в обители, матушка дарила вышестоящим церковнослужителям.

Иногда игуменья приказывала есть чайной ложкой. Время трапезы было ограничено — всего 20 минут. Сколько ты там успеешь съесть за это время? Я очень сильно похудела

Быть послушницей

Постепенно жизнь в монастыре стала напоминать мне каторгу, ни о какой духовности я уже и не вспоминала. В пять утра подъем, гигиенические процедуры, извините, в тазике (душ под запретом, это же удовольствие), потом трапеза, молитва и тяжкий труд до глубокой ночи, затем снова молитвы.

Понятно, что монашество не курорт. Но ощущение постоянного надлома тоже не кажется нормальным. Сомневаться в правильности послушании нельзя, допускать мысль о том, что настоятельница неоправданно жестока, — тоже.

Личный опыт: ребенок попал в секту

Здесь поощрялись доносы. В форме тех самых «помыслов». Вместо того, чтобы говорить о сокровенном, надлежало жаловаться на других. Я не могла ябедничать, за что бывала неоднократно наказана. Наказание в монастыре — это публичный выговор с участием всех сестер. Они обвиняли жертву в выдуманных грехах, а затем настоятельница лишала ее причастия.

Самой страшной карой считалась ссылка в скит — монастырь в глухой деревне. Я эти ссылки полюбила. Там можно было немного отдохнуть от чудовищного психологического давления и перевести дух. Добровольно попроситься в скит не могла — меня бы тут же заподозрили в страшном заговоре.

Впрочем, виноватой я становилась часто, поэтому в глушь ездила регулярно.

Многие послушницы принимали сильные транквилизаторы. Есть что-то странное в том, что примерно треть обитателей монастыря психически нездоровы. Истерики монахинь «лечились» визитами к православному психиатру — по­друге настоятельницы. Та выписывала сильнейшие лекарства, превращавшие людей в овощи.

Многие спрашивают, как в монастыре борются с сексуальным искушением. Когда ты постоянно находишься под жестким психологическим давлением и пашешь с утра до ночи на кухне или в коровнике, желаний не возникает.

Личный опыт: история домашнего насилия

Дорога назад

Я прожила в монастыре семь лет. После череды интриг и доносов, незадолго до предполагаемого пострига у меня сдали нервы. Я не рассчитала, приняла убойную дозу лекарства и попала в больницу.

Полежала там пару дней и поняла, что обратно не вернусь. Это было трудное решение. Послушники боятся покидать монастырь: им внушают, что это предательство Бога.

Пугают страшной карой — болезнью или внезапной смертью близких.

По дороге домой остановилась у своего духовника. Выслушав меня, он посоветовал покаяться и взять вину на себя. Скорее всего, он знал о том, что происходит в монастыре, но дружил с настоятельницей.

Постепенно я возвращалась к мирской жизни. После долгих лет, проведенных в изоляции, заново привыкать к огромному шумному миру очень тяжело. Поначалу мне казалось, что на меня все смотрят. Что я совершаю один грех за другим, а вокруг и вовсе творятся бесчинства.

Спасибо родителям и друзьям, которые помогали мне всем, чем только можно. По‑настоящему я освободилась, когда написала о пережитом в интернете. Постепенно я выкладывала свою историю в ЖЖ.

Это стало отличной психотерапией, я получила много откликов и поняла, что не одинока.

Примерно через год монастырской жизни у меня пропали месячные. Так было и у других послушниц. Организм просто не выдерживал нагрузки, начинал сбоить

В результате из моих зарисовок сложилась книга «Исповедь бывшей послушницы». Когда она вышла, реакции были разными. К моему удивлению, меня поддержало много послушниц, монахинь и даже монахов. «Так все и обстоит», — говорили они.

Конечно, были и те, кто осудил. Число статей, в которых я предстаю то «редакторским вымыслом», то «неблагодарным чудовищем», перевалило за сотню. Но я была к этому готова.

В конце концов, люди имеют право на свою точку зрения, а мое мнение не истина в последней инстанции.

Прошло время, и теперь я точно знаю, что проблема не во мне, виновата система. Дело не в религии, а в людях, которые трактуют ее таким извращенным образом. И еще: благодаря этому опыту я поняла, что всегда надо доверять своим чувствам и не пытаться увидеть в черном белое. Его там нет.

Личный опыт: истории про любовь и женское счастье

Другая дорога

Эти женщины однажды устали от мирской суеты и решили все поменять. Не все они стали монахинями, но жизнь каждой теперь тесно связана с церковью.

Ольга Гобзева. Звезда фильмов «Операция «Трест» и «Портрет жены художника» в 1992 году приняла постриг. Сегодня матушка Ольга — игуменья Елисаветинского женского монастыря.

Аманда Перез. Несколько лет назад знаменитая испанская модель без сожалений бросила подиум и ушла в монастырь. Возвращаться не собирается.

Екатерина Васильева. В 90-х актриса («Шальная баба») ушла из кино и служит звонарем в храме. Изредка снимается в сериалах вместе с дочерью Марией Спивак.

Источник: https://fantastikmir.ru/kak-ujti-v-monastyr-zhenshhine-i-muzhchine-poshagovye-rekomendacii.html

Уйти в монастырь: Валаам

как уйти в монастырь

National GeographicПутешествия

Корреспондент NGT побывал на Валааме в качестве волонтёра и выяснил, каково это – оказаться в монашеской обители не с краткой экскурсией, а пожить среди монахов, деля с ними кров, еду и труд.

Екатерина Игнатова
Лиана Даренская

Смоленский скит, построенный по указу Николая II для поминовения всех погибших воинов, в храме сохранились иконы, подаренные царской семьёй.

Чтобы уйти в монастырь – а это каждый из нас грозился сделать хотя бы раз в жизни, – не обязательно отказываться от мирской карусели и принимать постриг. Ну, по крайней мере сразу.

Для начала можно просто провести в обители несколько дней – и своими глазами увидеть, что же такое монашеская жизнь. Тем более что монастыри готовы поселить и кормить бесплатно, если вы, в свою очередь, готовы отработать проживание.

Один из самых лояльных по этой части – монастырь на Валааме, где на работу принимают волонтёров любого вероисповедания.

Свято-Владимирский скит был освящён в 2011 году — это самая новая постройка на территории монастыря.

Чудо-остров

Когда после часового путешествия по Ладоге на «Метеоре» высаживаешься на Валааме, поначалу кажется, что попал в парк Горького. Напротив причала – аренда электровелосипедов и электрокаров, чуть дальше указатель на кафе. Идеальные дорожки, фруктовый сад и пришвартованный на веки вечные авианосец «Адмирал Кузнецов», в котором можно заподозрить плавучий коворкинг. Но нет, там оказывается гостиница.

Бухта Большая Никоновская, где швартуются круизные корабли, дольше прочих не замерзает зимой.

Пёстрая толпа, состоящая преимущественно из женщин в платках и длинных юбках, не обращая внимания на всю эту хипстерскую красоту, бредёт вверх к монастырю. Задираю голову и вижу храм – белый с голубыми куполами. Воздушный, обнесённый внушительными стенами, издалека он похож на сказочный замок. Читаешь адрес – улица Центральная, дом 1 – и сразу становится ясно: вот он, центр здешнего мира. На Валааме всё подчинено монастырскому укладу.

Каждый год сюда приезжают туристы, паломники и волонтёры. Последних всё больше – за одно лето 2018 года пришло около 2000 заявок. Всех принять не удаётся – кто первый в апреле записался, тот и попадёт на остров.

В отличие от туристов волонтёры обычно приезжают не на «Метеорах», а на кораблике «Святитель Николай», который добирается из Приозёрска до Валаама за четыре часа. За это время все успевают перезнакомиться – впрочем, многие знакомы уже давно, ездят не первый год, а между поездками переписываются и перезваниваются.

Они говорят, что, попадая на остров, подхватываешь болезнь – «валаамку». Если подцепил – пиши пропало: будешь возвращаться снова и снова.

Помолясь, приступим

У входа в храм мужчина лет шестидесяти в монашеской рясе поливает цветы. Время от времени поднимает взгляд и посматривает по сторонам с блуждающей улыбкой. При виде его тоже начинаешь непроизвольно улыбаться. «Это отец Валентин, – говорит Лиана, которая ездит волонтёром уже пять лет. – Если он тебя благословит на послушание, завтра тоже сможешь поработать».

Валентин окидывает меня проницательным взглядом и, не переставая улыбаться, спрашивает: «А делать-то что-нибудь умеешь?». Ответить мне особо и нечего. Писать тексты? Переводить с французского? Руководить творческим коллективом?

– Эээээ – говорю я, понимая, насколько бессмысленны могут быть современные городские жительницы на острове Валаам.

– Понятно. Копать-то можешь?

– Ну, имею представление, как это делать.

– Значит, могла бы руководить теми, кто копает, – отвечает Валентин и смеётся. – Но этим уже занимаюсь я.

Я тоже смеюсь и обещаю посмотреть пару роликов на , чтобы выяснить, как орудовать лопатой.

– Хорошо, – в конце концов говорит Валентин. – Приходи завтра, и разберёмся.

Девушки-волонтёры ждут транспорт, который доставит их на поля для прополки свёклы

Каждое утро волонтёры собираются у трёхэтажного кирпичного здания работного дома. Большинство и живёт тут же. Условия спартанские: в комнате от 4 до 10 кроватей, душ один на всех. К 9 утра у подъезда стоит человек сорок – в основном девушки 20–35 лет.

Мужчин катастрофически не хватает, их всего человек семь. Отсюда всех развезут на послушания: одни поедут на ферму, другие – к Валаамской резиденции Патриарха. Отец Валентин подъезжает на старенькой иномарке, оглядывает волонтёров и говорит, кому в какую «ГАЗель» забираться.

Мне достаётся место в синей, она везёт нас во Владимирский скит.

Источник: https://kiozk.ru/article/ujti-v-monastyr-valaam

Как уйти в монастырь

как уйти в монастырь

В монастырь приходят те люди, которым надоела мирская суета и они хотят найти спасение от житейских забот. Вы относитесь к таким людям, но не знаете, как уйти в монастырь? Задумайтесь о своем выборе и образе жизни, ведь это решение серьезное.

Как уйти в монастырь – хорошо подумайте о своем решении

Для того чтобы уйти в монастырь, вы должны обладать такими качествами:

  • искренняя вера в Бога;
  • терпение и смирение;
  • послушание;
  • ежедневный труд над собой;
  • полный отказ от мирской суеты;
  • отсутствие вредных привычек;
  • желание к молитве;
  • любовь к ближним.

Не принимайте спонтанно это важное решение. Жизнь в монастыре тяжелая. Вам придется там соблюдать посты, постоянно молиться и заниматься физическим трудом.

Вы должны обладать духовной и физической силой, ведь в монастыре живут люди глубоко верующие в Бога. Они каждый день работают на благо монастыря, зарабатывая себе на пропитание. Если вы все это сможете выдержать – вы готовы к уходу в монастырь.

Монастырская своеобразная атмосфера позволит забыть о мирских тревогах и на всю жизнь посвятить себя Богу.

Как уйти в монастырь – с чего начать

Если вы приняли такое ответственное решение, то должны сначала часто посещать городской храм. Исповедуйтесь, причащайтесь, придерживайтесь постов и исполняйте заповеди Божьи. Поговорите со своим духовником, расскажите ему о своем решении.

Он поймет с полуслова и поможет выбрать монастырь, а также подготовиться к уходу. Приведите в порядок свои дела и уладьте все юридические вопросы, чтобы потом не отвлекаться на мирские проблемы. Передайте заботу о вашей квартире родственникам или знакомым, они будут оплачивать все коммунальные услуги и вести все ваши другие дела.

Обязательно получите благословение духовного наставника на уход от мирской суеты.

Как уйти в монастырь – общение с настоятелем

Вы подготовились к уходу от мирской суеты и выбрали монастырь. Приезжайте туда и пообщайтесь с настоятельницей или настоятелем. Настоятель расскажет вам все о жизни в обители. Предъявите ему следующие документы:

  • паспорт;
  • автобиографию;
  • свидетельство о браке, разводе или смерти супруга (супруги);
  • прошение на имя настоятеля с просьбой принять в монастырь.

Замужняя женщина может стать монахиней, но у нее не должно быть несовершеннолетних детей. Дети также могут остаться с опекунами, которые смогут о них заботиться. С детьми в монастырь не принимают. Учтите, что монашеский постриг разрешен только с 30 лет и для женщин, и для мужчин. Никаких вкладов для поступления в монастырь не потребуется. Вы можете принести добровольные пожертвования.

Как уйти в монастырь – что меня там ждет

Сразу монахом или монахиней вы не станете. Если проживете в монастыре до пяти лет – примите монашеский постриг.

Испытательный срок обычно составляет 3 года, но он может быть и сокращен. Все это время вы будете жить в монастыре, присмотритесь к укладу и жизни монахов и обители.

Чтобы стать монахиней (монахом) вам придется пройти следующие этапы жизни в монастыре:

  • трудника. Вы будете выполнять физическую работу и поймете, сможете ли до конца своих дней прожить в монастыре. Вы будете четко выполнять все монастырские правила и задачи – убирать помещения, работать на огороде и на кухне и тому подобное. Значительное время отведено молитвам. Вы будете трудником около трех лет;
  • послушника. Если трудности вас не сломали – напишите прошение игумену и получите разрешение. Монашеский постриг не принимают, если не пройдете стадию послушника. Игумен удовлетворит вашу просьбу, если вы себя положительно зарекомендовали. Вам дадут подрясник, и вы будете постоянно подтверждать добрыми делами свою готовность стать монахом. Срок послушания индивидуальный для каждого человека. Трудник и послушник еще могут уйти из монастыря, если поймут, что сделали неправильный выбор.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как просить совета у Ангела Хранителя

Если вы смогли пройти вышеуказанные этапы, ваша вера в Бога окрепла и настоятель видит ваше старание – он подаст прошение Архиерею и вы примете монашеский постриг.

Если вы приняли решение уйти в монастырь сгоряча – побудьте в обители в качестве трудника некоторое время. Вы сможете уйти домой в любое время, ведь в монастырь каждый приходит по велению сердца. Но если вам там хорошо, не испугали трудности, хочется молиться – вы нашли утешение и тихий уголок для своей души и в этом ваше призвание от Бога.

Источник: https://fakt777.ru/2018/11/kak-ujti-v-monastyr.html

Уйду в монастырь: как живут монахини в Бобруйске

«С меня довольно — ухожу в монастырь». Такие слова нередко можно услышать от людей, уставших от городской суеты или разочаровавшихся в любви. Кто-то говорит это в шутку, кто-то всерьез. Однако те и другие вряд ли осознают, что такое монастырь и для чего он нужен. Корреспондент Sputnik Юлия Балакирева проверила это на личном опыте, побывав вженском монастыре в честь Святых Жен Мироносиц в Бобруйске.

Много званых, но мало избранных

Находится монастырь в тихом и спокойном месте. От центра города сюда идти пешком минут 20. Располагается прямо на территории Бобруйской крепости. Под кельи отданы бывшие военные части. Здания построены в 1820-1830 годах и являются памятниками архитектуры. При ремонте удалось сохранить их исторический внешний вид.

Sputnik Егор Литвин

Монашеские кельи располагаются в зданиях бывших военных частей Бобруйской крепости

Монастырь немноголюден. Средний возраст находящихся здесь женщин, или, как их принято называть, сестер, — от 54 до 73 лет. В процессе общения с ними узнаем, что сюда обращаются не только те, кто воспитывался в религиозной семье. Приходят и люди с непростыми судьбами.

«Сюда их ведет Бог. Делает это для их спасения. Мы принимаем всех пожить, посмотреть, смогут ли здесь остаться. Монашеская жизнь не для всех. Некоторые не выдерживают и уходят. Много званых, но мало избранных. Этот путь не для каждого», — говорят сестры.

Sputnik Егор Литвин

В Женском монастыре в честь Святых Жен Мироносиц в Бобруйске

По словам собеседниц, за последние полгода сюда приходили четыре бобруйчанки. К сожалению, им не хватило терпения и выдержки, чтобы остаться здесь.

Преддверие рая

Сразу монахинями не становятся. Прежде нужно пройти долгий путь. Поступившая в монастырь сперва становится трудницей и в любой момент может уйти отсюда, что не будет считаться грехом. Если этого не произошло, ее одевают в послушницы. То есть шьют для нее монашескую форму. Сестра должна убирать за собой, читать молитвы, выполнять послушания, но самое главное — заниматься спасением своей души.

Настоятельница монастыря, игуменья Раиса, отмечает: монастырь считается преддверием рая, где человек должен очистить душу. Любая женщина приходит сюда из мира, где жила по другим правилам. А отойти от них крайне сложно.

«Не всем легко дается отказ от своеволия. Ведь в монастыре во всем нужно слушаться настоятельницу. Также идет внутренняя борьба: человек борется с соблазнами», — говорит собеседница Sputnik.

В статусе послушницы можно пробыть и три года, и десять лет. Все зависит от того, насколько изменилось состояние ее души. А это видно по поступкам, отмечает настоятельница.

Sputnik Егор Литвин

Монастырь считается преддверием рая, где человек должен очистить душу

«Для послушницы важно смирение, терпение, послушание и кротость», — поясняет она.

Следующий шаг — инокиня. Сестра принимает постриг, после чего у нее меняется монашеская форма, она читает больше молитв. В этом статусе может пробыть сколько угодно времени. Игуменья Раиса рассказывает об инокине, которой уже 70 лет, а постриг в монахини она до сих пор не приняла.

Постриг в монахини происходит, когда сестра становится духовно готовой. Во время этого таинства она дает три обета: нестяжания, целомудрия и послушания.

Правящий архиерей, который проводит чин пострига, дает монахине новое имя, о котором до этого момента она не знает. Волосы ей постригают крестообразно, как при таинстве крещения младенца. Монахиня складывает их в салфетку и хранит всю свою жизнь.

А когда умирает, ее хоронят вместе с ней. Также в руки покойной кладут постригальный крест и свечу, которые держала при постриге.

«Сестры, прошедшие все искушения в монастыре, испытав духовную брань, принимают монашеский постриг — малый ангельский образ. Принимая постриг, становятся невестами Христовыми», — отмечают в монастыре.

Беседа с Богом

В монастыре принят четкий распорядок дня. В 6:00 в храме начинается чтение монашеского правила, затем следует Божественная Литургия, на которой присутствуют также паломники и горожане. После — трапеза. Готовят еду повар и дежурные сестры. Питаются в монастыре достаточно скромно. В непостные дни употребляют рыбные и молочные продукты, яйца, растительную пищу.

Sputnik Егор Литвин

Внутреннее убранство келий скромное, но уютное

После трапезы служатся молебны, акафисты, панихиды. Затем наступает время для послушаний. Сестры занимаются рукоделием, в летнее время работают на огороде, в теплицах и цветнике. Делают заготовки на зиму. Также помогают в швейной мастерской.

Здесь шьют монашеские одежды и все, что нужно для убранства храмов и обустройства келий. Форма у послушницы, инокини, монахини и схимонахини разная. Но у всех она черного цвета.

Как поясняют сестры, это одежда покаяния, которая символизирует их умирание для мира.

В 17:00 начинается вечернее богослужение, которое длится до 20:00. После чего сестры ужинают, и начинается чтение вечернего правила. Перед сном снова молитва. Отбой в 22:00.

В монастыре есть телевизор. Иногда сестры просматривают духовные программы по православному каналу «Союз».

Sputnik Егор Литвин

Одежду для сестер шьет мирская женщина Нина

У каждой сестры — отдельная келья. Интерьер здесь достаточно скромный. Из мебели стоят кровать, шкаф, стол и стул. Есть иконостас. Вход в келью разрешен только по благословению настоятельницы. Считается, что это личное пространство сестры, в котором она ведет молитвенную беседу с Богом.

По зову сердца

В монастырь приходят люди с разными судьбами. Инокиня Наталья рассказывает, что всю жизнь была достаточно религиозным человеком. Почти 20 лет несла послушание на клиросе в храме. С годами желание уединиться и служить Господу росло. Когда двое сыновей Натальи стали взрослыми, она приняла решение уйти в монастырь.

«При постриге в иночество я просила Матерь Божию взять моих сыновей под покров. Верю в то, что она управит их жизнь во благо», — говорит собеседница.

Инокиня отмечает: находясь в монастыре, человек вымаливает и спасает весь свой род — родственников живых и ушедших в мир иной.

«Если человек спасает в монастыре свою душу, то души его родных тоже спасаются», — добавляет она.

У инокини Инны в миру остался сын. Собеседница рассказывает:

«Всю жизнь проработала на стройке. В церковь ходила, как и все. Когда мне было 52 года, решила уйти в монастырь. Сыну к тому моменту было 33 года. Можно было о нем не беспокоиться. Таков был зов моего сердца».

Затянувшаяся стройка

Между тем, монахиням приходится не только заботиться о своих душах, но и решать бытовые вопросы. Пожалуй, самая большая проблема для монастыря сегодня — затянувшаяся стройка храмов.

Sputnik Егор Литвин

Уже два года монастырь не получает пожертвований, отчего не может достроить два своих храма

Один из них назван в честь Святого Благоверного князя Александра Невского с приделом в честь Святителя Николая. Уже три года здание стоит без крыши и окон.

«Скоро оно начнет разваливаться. Продолжить строительство храма не можем, потому что нет пожертвований. Последние два года наш расчетный счет пуст», — говорит игуменья Раиса.

Не достроен храм в честь первомученика и архидиакона Стефана с двумя купелями в честь великомученика и целителя Пантелеймона и архангела Рафаила. Планируется строительство третьего храма и четырех часовен.

Sputnik Егор Литвин

В монастырском храме хранится почти 150 частиц мощей святых

Монахини просят откликнуться всех неравнодушных и отмечают: монастырь уникален. В его домовом храме в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» хранятся около 150 частиц мощей.

Они принадлежат Святому Апостолу Андрею Первозванному, Преподобной Матроне Московской, Святому Благоверного князю Александру Невскому, Святителю Николаю и другим. Есть две иконы «Скоропослушница».

Одна привезена из Дохиарской обители на Афоне, вторая написана в монастыре в честь Святой Равноапостольной Марии Магдалины в Иерусалиме.

«Когда мощи святых доставляют в Беларусь, люди готовы выстоять в часовых очередях. А у нас они хранятся в свободном доступе. Мечтаем разместить их в своих новых храмах», — говорят собеседницы.

Источник: https://sputnik.by/religion/20170213/1027426864/ujti-v-monastyr-kak-zhivut-monahini-v-bobrujske.html

Монастырские правила

              Посещая монастырь соблюдайте следующие правила:

  1. не нарушайте тишину, громко не разговаривайте, не кричите;
  2. соблюдайте чистоту, не мусорите, берегите чужой труд;
  3. одевайтесь благопристойно:— женщины должны быть в юбках и платках, в одежде с рукавами,— мужчины в брюках и рубашках с длинным рукавом, а в храм Божий прилично приходить в костюмах,

    — в шортах и майках приходить в монастырь недопустимо!!!

  4. приезжая с маленькими детьми не оставляйте их без присмотра, следите, чтобы дети не бегали и не шумели.

     В монастыре запрещается:

  1. слушать мирскую музыку;
  2. курить и распивать спиртные напитки;
  3. женщинам приходить в храм и прикладываться к святыне с накрашенными губами;
  4. ходить по монашеским корпусам и заводить праздные разговоры с братией обители;
  5. дарить или передавать братии монастыря вещи, деньги, литературу (книги, брошюры, листовки) без благословения  игумена.

По всем вопросам обращайтесь к игумену и священникам монастыря.

съемка и фото в монастыре для дальнейшего использования в СМИ (публикациях и т.д.) — только с благословения игумена. Для личного использования разрешается снимать храмы и здания только снаружи. Фотосъемка внутри храмов и помещений, а также насельников обители запрещена, исключение лишь для крещения.

Свадебные процессии в монастырь не допускаются.

Перед входом: Подходя к храму, православные люди троекратно совершают крестное знамение и поясной поклон. Крестное знамение должно совершаться благоговейно. Крестясь, человек изображает на себе символ Христовых страданий за грехи человеческие, поэтому делать это следует с величайшим благоговением и вниманием. Небрежное совершение крестного знамения является греховным деянием.

В обители: Пребывая в монастыре, необходимо помнить, что монашеская жизнь имеет целью молитвенную сосредоточенность, поэтому должно вести себя как можно скромнее, тише, внимательнее, стремясь, чтобы монастырь повлиял на нас, а не мы на него.

Паломникам оставшимся на ночлег необходимо соблюдать распорядок, установленный священноначалием монастыря: запрещены ночные выходы из гостиницы без благословения, а также необходимо соблюдение тишины, чтобы у других была возможность для чтения молитвенного правила и отдыха.

Территория монастыря открыта для посетителей с 8 часов утра. В 20:00 монастырские ворота запираются на ночь. Исключение делается только для ночных служб в дни великих праздников, на Рождество Христово и Пасху.

В Храме: Посещение монастырских богослужений является для паломника наградой за труды путешествия и великим духовным утешением.

Придя в храм помолиться, не торопитесь. Пусть пройдет некоторое время, в душе наступит покой. Вы сможете сосредоточенно произнести про себя те слова, ради которых пришли.

Может быть, вначале лучше поставить свечи перед иконами тех святых, кому вы хотите помолиться или к которым хотите приложиться. Тогда вы почувствуете то необходимое духовное настроение, в котором будет легко совершать молитву.

Громкие разговоры и неумеренная жестикуляция в храме не приняты. Недопустимы сигналы мобильного телефона, а тем более разговоры по нему.

Внешний вид: Для благочестивого христианина внешний вид имеет большое значение, ибо тесно сопряжен с внутренним состоянием. Внешний вид паломников должен быть достаточно приличен для посещения богослужения. Вся одежда должна быть чистая и опрятная.

Женщинам запрещается находиться на территории монастыря в открытой одежде, шортах или брюках, с непокрытой головой. Волосы должны быть под платком. Не приветствуется косметика, которая оставляет следы на священных предметах при лобзании их.

Не допускается приходить в храм надушенным сильными, вызывающими ароматами. Брюки, как преимущественно мужская одежда, не приняты.

В монастырской привратной при входе женщины на время посещения обители могут получить платок и юбку, надеваемую поверх имеющейся одежды.

Паломникам мужского пола также не желательно ношение открытой одежды. Мужчины надевают брюки, рубашку с длинными рукавами.

Просим соблюдать эти требования и в гостинице.

Обращение к духовенству: Если вам нужно подойти к священнику, вы можете спросить церковных служителей, пришел ли священник, который вам нужен, и где его найти. Если священник находится в алтаре, вы можете попросить церковнослужителя, чтобы его позвали.

Когда вы подойдете к священнику, поклонитесь ему в пояс и попросите благословить вас. Для этого сложите ладони крестом (правую на левую, ладонями вверх) и преклоните голову. Священник осенит вас крестным знамением. Благословляя, священник складывает пальцы так, что они изображают греческие буквы IС ХС — что означает Иисус Христос.

Получив благословение, поцелуйте руку священника, как невидимую руку самого Господа Иисуса Христа. После этого вы можете задать вопрос.

Если священник торопится, а ваш вопрос безотлагательный, постарайтесь сформулировать его кратко, без лишних подробностей. Если вы хотите поговорить со священником или исповедаться, то спросите, когда он сможет это сделать. Желательно договориться об этом заранее.

Отдельное замечание: если на шее у вас висит фотоаппарат (хотя при обращении к священнику сумки, аппаратуру лучше отставить в сторону), ваши сложенные крестом руки (когда вы испрашиваете благословения) должны быть над аппаратом. Если вы невоцерковленный человек и для вас непривычна обстановка в монастыре, держитесь скромно, просто, вежливо и предупредительно. В случае необходимости вас мягко поправят и порекомендуют правильный образ поведения.

Обращение к наместнику монастыря при желании получить разрешение на осмотр закрытых в данный момент территорий монастыря, на фото- или видеосъемку и по другим вопросам — см. «Обращение к духовенству». О встрече с наместником, который традиционно является самым занятым человеком в монастыре, лучше договориться заранее, обратившись через вратарника или по телефону наместника.

Если наместник в обители по каким-то причинам отсутствует, необходимо обращаться к старшему иеромонаху монастыря.

Советы паломнику: Ни одно доброе дело не обходится без искушений. А паломничество — дело доброе и спасительное для души.

Ведь мы едем на богомолье не только, чтобы взять что-то от святыни, но и для того, чтобы оставить там груз наших грехов, отдать Господу сокровище нашего смирения и молитвы, попросить о помощи нашим близким, любимым, оставшимся дома Часто мы везём к святыне и собственные духовные болезни. «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» — сказал Господь (Мк. 2:17).

Но в наших силах предупредить большинство проблем, которые могут возникнуть в дороге. И для этого просим вас, братья и сестры, внимательно изучить и со всей строгостью придерживаться правил благочестивого поведения в паломнической поездке. Это поможет нам сохранить во время поездки мир и избежать всех неприятных ситуаций.

Накануне должным образом подготовиться к паломничеству:

  • желательно получить благословение священника, молитвенно настроиться на паломничество;
  • быть одетым строго по-православному;
  • явиться на место сбора группы в точно установленное время. В случае неявки иди опоздания паломника, во избежание срыва графика поездки группа имеет право уехать не дожидаясь опоздавших.

Во время посадки в автобус:

  • для сохранения в поездке благоприятного, молитвенного настроения в автобус не допускаются люди, находящиеся в нетрезвом состоянии, в грязной одежде, сквернословящие и в любой другой форме нарушающие принципы православного поведения;
  • организация посадки паломников производится только старшим группы. Он имеет право в целях разрешения конфликтных ситуаций пересадить пассажиров;
  • передние места в автобусе резервируются для сотрудников паломнической службы, водителей и сопровождающего группу духовенства. В первую очередь в автобус приглашаются и рассаживаются инвалиды, беременные женщины, немощные люди, паломники с детьми;

В период поездки:

  • выполнять общепринятые правила поведения в православных обителях, храмах и в общественных местах;
  • паломнику в поездке не благословляется агитировать, пропагандировать религиозную неперпимость, шовинизм, нациоанализм, а также комментировать действия государственных лидеров и иерархов Русской Православной Церкви;
  • паломнику недопустимо вступать в прения со старшим группы и сопровождающим паломников духовенством, призывать изменить маршрут поездки, график, пункт прибытия автобуса и т.п., так как только старший группы несёт ответственость за доставку паломников по маршруту и обратно;
  • в процессе движения автобуса или другого транспортного средства действуют общепринятые правила перевозки пассажиров, исключающие хождение по салону автобуса, сон на полу, препятствие работе водителя и экскурсовода, покою других пассажиров и т.п. В случае несоблюдения паломниками данных правил водитель и старший группы имеют право прервать поездку до нормализации ситауции;
  • за жизнь и здоровье детей сопровождающие их родители несут полную ответственность во время всего маршрута;
  • слабовидящие, глухонемые, немощные должны совершать поездку только под присмотром сопровождающих;
  • не допускается распитие спиртных напитков, игра в карты и другие азартные игры, грубость и нецензурная брань, а также любые другие проявления неправославного поведения паломников. В случае неоднократного игнорирования паломником установленного порядка общественного поведения и дисциплины руководитель поездки имеет право отстранить его от поездки без материальной компенсации.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что символизирует каравай на свадьбе

Источник: http://krestovayapustin.cerkov.ru/pravila-povedeniya-v-monastyre/

5 самых глупых поводов уйти в монастырь

Православие и Мир Яндекс.Дзен

Монашество формально не входит в число церковных Таинств, но по сути им и является: в постриге человек дает обеты и меняется, вплоть до смены имени. В какой-то степени (очень осторожно) монашество можно назвать вторым Крещением. К сожалению, как некоторые крестятся без осознания истинного смысла этого Таинства, так и монашество зачастую понимают в корне неверно.

1. «Монахи спасутся вероятнее, чем миряне»

Наивное и совершенно ошибочное представление, будто монашество само по себе делает человека ближе к Царствию Небесному. Известная история об Александрийском сапожнике, который простым семейным благочестием преуспел в стяжании спасения больше, чем монах-пустынник, свидетельствует, что миряне ничем не греховнее монахов. Монашество – это образ жизни и, так сказать, нацеленность на спасение.

А вот судимы за свои грехи монахи будут гораздо сильнее, чем миряне. Чтобы это понять, достаточно посмотреть на иллюстрацию к «Лествице» преподобного Иоанна: лестница, по которой карабкаются монахи, а их ангелы пытаются поддерживать, а бесы – столкнуть вниз. Чем выше заберешься – тем сильнее падение.

2. В монашество – за карьерой?

Как ни странной, есть люди, которые стремятся сделать в монашестве церковную карьеру. Мужчины хотят стать настоятелями, а затем архиереями, женщины – игумениями. Не будем считать их обыкновенными честолюбцами: чаще всего в таких случаях искатель монашества надеется принести пользу Церкви, построить что-то новое, сломать несовершенные порядки и так далее.

В чем ошибка?

Во-первых, жизнь церковного карьериста просто невероятна скучна – ни рыба, ни мясо, ни вкуса, ни запаха. Либо человек становится плохим монахом, нарушающим обеты; либо он становится монахом подневольным, вынужденным жить совершенно не близкой ему жизнью в ожидании заветного епископства.

Митрополит Иларион (Алфеев) пишет более жестко: «Нередко такие люди уже в зрелом возрасте оказываются перед ситуацией, когда понимают, что их желание недостижимо, что они «выпали из обоймы» или так и не вошли в ту «обойму», которая поставляет кадры для архиерейского служения. И наступает страшнейший кризис.

Человек понимает, что он погубил свою жизнь, лишившись многого ради иллюзии».

Во-вторых, Церковь не нужно спасать, в ней нужно спасаться. То есть пытаться защитить Церковь как свою религиозную общину, преодолевать какие-то трудности – вполне достойное дело. Но делать это надо на своем месте, не рваться куда-то. Это и есть то самое христианское смирение, без которого спастись невозможно.

3. Монах по послушанию

Принимать судьбоносные решения по послушанию – нельзя! Пожалуй, ничего нельзя добавить к словам «отца современного монашества» святителя Игнатия (Брянчанинова):

«Прекрасно ваше желание – находиться в полном послушании у опытного наставника. Но этот подвиг не дан нашему времени. Его нет не только посреди мира христианского, нет даже в монастырях. Умерщвление разума и воли не может быть совершаемо человеком душевным, хотя бы и добрым и благочестивым. Для этого необходим духоносный отец, только перед духоносцем может быть явна душа ученика, только он может усмотреть, откуда и куда направляются душевные движения наставляемого им.

В этом смысле завещавает и апостол: не делайтесь рабами человеков (Кор. 7, 23). Он повелевает самое служение господам совершать духовно, а не в характер человекоугодников, но в характере рабов Христовых, творя волю Божию в наружном служении человекам (Ефес. 6, 6).

У людей ли я ныне ищу благоволения, — говорит, — или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым.

Не знаете ли, кому отдаём себя как рабы в послушание — человеку плотского мудрования или Богу — кому как рабы отдаёмся в послушание: или греху и плотскому мудрованию в смерть, или в послушание правде Божией и во спасение (Рим 6, 1)».

Действительно, мы не можем прозреть, насколько стоящий перед нами старец «духоносен». Даже лучший из старцев может оказаться в прелести, просто ошибиться, не понять человека. Поэтому советы мудрых священников стоит слушать, но относиться к ним трезво. Самые опытные духовники – только люди.

4. В монастырь – от несчастной любви!

«Я больше никого не полюблю!» — рыдает двадцатилетняя девушка или сорокалетняя женщина после разрыва с сердечным другом или даже мужем. И уходит трудиться в удаленной обители.

Хорошо, если в монастыре настоятель/ница с опытом, и послушание затянется на несколько лет – а там и героиня остынет. Плохо, если в монастыре ее примут с распростертыми объятиями, через два месяца она напишет прошение на постриг, которое тут же будет исполнено – чтобы помочь сестре справиться со страстями.

Еще через несколько месяцев или недель в сердце начинающей монахини утихнет любовный ураган, и она с ужасом задастся вопросом: «Кто я? Что я здесь делаю?!» — в лучшем случае, она уйдет из монастыря. В худшем – загонит себя в тяжелейшую депрессию или иное психическое расстройство.

5. «О, как прекрасно монашество!»

У меня нет образования, не сложились крепкие социальные и дружеские связи, семьи тоже нет, работа нелюбимая А может у меня даже есть образование, друзья и любимая работа, но — о! Длинные одежды! Четки до полу! Струящаяся с клобука наметка! Ночные бдения и скромные труды! Как это прекрасно, не сравнить с этим уродливым миром.

А попробую-ка я себя в монастыре!

Нет, дорогой друг. Так в монастырь не уходят. В миру тоже красиво и прекрасно. И труды могут быть не менее скромные, и молитва не менее глубокая. А в монашестве могут быть послушания на коровнике, в канцелярии, в трапезной – физически или интеллектуально тяжелые, скучные, раздражающие, лишающие не то что молитвы – обычного здоровья.

Единственный смысл монашества – желание полностью и безоговорочно посвятить себя Христу. Страх, что в суете дней отдалишься от Него, и радость от того, что можешь быть рядом с Ним.

Источник: https://pravlife.org/ru/content/5-samyh-glupyh-povodov-uyti-v-monastyr

Как и зачем уйти в монастырь женщине или мужчине

Путь к монашеству — один из сложных и ответственных решений для человека. К нему приходят не от безысходности, не от разочарования в жизни, не убегают от личных проблем. К монашеству идут для тесной связи с Богом, тихой радости при общении с Ним и за ощущением блаженства.

Для чего уходят в монастырь

Монашество вправе причисляют к таинствам православной церкви, объединяющее в себе Крещение, Миропомазание, Венчание, Причастие, Священство, так как несёт в себе отречение от грешной жизни, печать избранничества, соединение навеки с Христом и посвящение на служение Богу.

Монашество — удел сильных духом и телом. Если человек несчастен в жизни мирской — побег в монастырь только усугубит его несчастья.

В монастырь возможно уйти только разорвав связи с внешним миром, полностью отречься от всего земного и посвятить жизнь служению Господу. Одного желания для этого мало: зов и веление сердца делают человека ближе к монашеству. Для этого надо потрудиться и подготовиться.

Начинается путь в монастырь с познания глубины духовной жизни.

Постриг в монахи

Уход в монастырь женщин

Как уйти в монастырь женщине? Это решение, которое принимает сама женщина, но не без помощи духовного наставника и Божьего благословения.

Не стоит забывать, что приходят в монастырь не для исцеления душевных ран, полученных в миру от несчастной любви, смерти близких, а для воссоединения с Господом, с очищением души от грехов, с пониманием того, что вся жизнь теперь принадлежит служению Христу.

В обители рады видеть всех, но пока остаются проблемы в мирской жизни, стены монастыря не смогут спасти, а могут только ухудшить положение. При уходе в монастырь не должно остаться никаких привязанностей, задерживающих в обыденной жизни. Если готовность отдаться служению Господу сильна, тогда и монашеская жизнь пойдет на пользу монахине, обретется покой, умиротворение в ежедневных трудах, молитвах и ощущения того, что Господь всегда рядом.

Если безответственно ведут себя люди в миру — хотят уйти от жены, оставляют детей, то нет уверенности, что монашеская жизнь пойдёт на пользу такой заблудшей душе.

Важно! Ответственность нужна всегда и везде. Нельзя убежать от самого себя. Нужно не уходить в монастырь, а приходить в обитель, идти навстречу новому дню, новому рассвету, где ждёт тебя Господь.

Уход в монастырь мужчин

Как уйти в монастырь мужчине? Это решение непростое. Но правила неизменны, как и для женщин. Просто в социуме на мужских плечах лежит больше ответственности за семью, работу, детей.

Поэтому, уходя в монастырь, но при этом, сближаясь с Богом, нужно подумать, не останутся ли близкие без опоры и сильного плеча мужчины.

Большой разницы между мужчиной и женщиной, желающих уйти в монастырь, нет. Причина ухода в обитель у каждого своя. Единственное, что объединяет будущих иноков — подражание образу жизни Христа.

Подготовка к монашеской жизни

Монах — в переводе с греческого означает «одинокий», а на Руси их называли иноками — от слова «иной», «другой». Монашеская жизнь — это не пренебрежение миром, его красками и восхищением жизнью, но это отречение от пагубных страстей и греховности, от плотских удовольствий и наслаждений. Иночество служит восстановлению первоначальной чистоты и безгрешности, которыми были наделены в раю Адам и Ева.

Да, это тяжелый и сложный путь, но награда велика — подражание образу Христа, бесконечная радость о Боге, умение принимать с благодарностью всё, что посылает Господь. Помимо этого, иноки — первые молитвенники о грешном мире. Пока звучит их молитва — стоит и мир. Это главная работа монахов — молиться за весь мир.

Пока мужчина или женщина живут в миру, но всею душою чувствуют, что их место в обители, у них есть время подготовиться и сделать правильный и окончательный выбор между мирской жизнью и жизнью в единстве с Богом:

  • Для начала нужно быть православным христианином;
  • Посещать храм, но не формально, а проникаться душою в богослужения и любить их;
  • Совершать утреннее и вечернее молитвенное правило;
  • Научиться соблюдать пост телесный и духовный;
  • Чтить православные праздники;
  • Читать духовную литературу, жития святых и обязательно познакомиться с книгами, написанными святыми людьми, которые повествуют о монашеской жизни, истории монашества;
  • Найти духовного наставника, который расскажет о подлинном монашестве, развеет мифы о жизни в монастыре, даст благословение на служение Богу;
  • Совершить паломничество в несколько монастырей, побыть трудником, остаться на послушание.

О православных монастырях:

Кто может поступить в монастырь

Невозможность жить без Бога ведёт мужчину или женщину к стенам монастыря. Они не бегут от людей, а идут за спасением, за внутренней потребностью покаяния.

И всё же существуют препятствия для поступления в обитель, не каждый может быть благословен на иночество.

Не может быть монахом или монахиней:

  • Человек семейный;
  • Мужчина или женщина, воспитывающие маленьких детей;
  • Желающий скрыться от несчастной любви, трудностей, неудач;
  • Преклонный возраст человека становится преградой для монашества, ведь в обители усердно и тяжело трудятся, а для этого надо иметь здоровье. Да и трудно изменить укоренившиеся привычки, которые станут преградой иночеству.

Если всего этого нет и намерение прийти к монашеству не покидает человека ни на минуту, безусловно, никто и ничто не помешает отречься от мира и уйти в монастырь.

Идут в обитель абсолютно разные люди: достигшие успеха в миру, образованные, умные, красивые. Идут, потому что душа жаждет большего.

Монашество открыто для всех, но не все в полной мере готовы к нему. Иночество — это жизнь без печалей, в том понимании, что человек избавляется от мирской суеты, забот. Но эта жизнь намного тяжелее, чем жизнь семейного человека. Семейный крест труден, но убежав от него в монастырь, ожидает разочарование и облегчения не наступает.

Совет! И все же, чтобы ступить на нелегкий путь иночества, который принадлежит немногим, нужно взвешенно и тщательно обдумать, чтобы потом не оглядываться назад и не сожалеть о случившемся.Постриг в монахи

Как быть с родителями

Многими родителями в древности на Руси и в других православных странах приветствовалось желание детей пойти в монахи. Отроков готовили с детства для принятия иночества. Такие дети считались молитвенниками обо всей семье.

Но были и глубоко верующие, которые категорически выступали против служения своих детей на монашеском поприще. Хотели видеть своих чад успешными и преуспевающими в мирской жизни.

Дети, которые самостоятельно приняли решение жить в монастыре, готовят близких к такому серьезному выбору. Следует подобрать верные слова и доводы, которые будут восприниматься родителями правильно и не введут их в грех осуждения.

В свою очередь, благоразумные родители изучат досконально выбор своего ребенка, вникнут в суть и понимание всего вопроса, помогут и поддержат близкого человека в таком важном начинании.

Просто большинство от незнания сути иночества воспринимают желание детей служить Господу как нечто чужеродное, противоестественное. Начинают впадать в отчаяние и тоску.

Родители грустят от того, что не будет внуков, что у сына или дочки не будет всех привычных мирских радостей, которые принято считать наивысшими достижениями для человека.

Совет! Монашество — достойное решение ребенка, и поддержка родителей — важная составляющая в окончательном утверждении правильности выбора дальнейшего пути в жизни.

О воспитании детей в вере:

Время для раздумий: трудник и послушник

Чтобы выбрать монастырь, в котором останется будущий инок, совершают не одну поездку по святым местам. При посещении одного монастыря трудно определить, что здесь останется сердце человека для служения Богу.

Оставшись в обители на несколько недель, мужчине или женщине отводится роль трудника.

В этот период человек:

  • много молится, исповедуется;
  • трудится на благо монастыря;
  • понемногу постигает азы монашеской жизни.

Живет трудник при монастыре и питается здесь же. На этом этапе к нему присматриваются в обители, и если человек остается верен своему призванию монашества, предлагают остаться в монастыре послушником — человеком, готовящимся к постригу в монахи и проходящему духовное испытание в обители.

Важно: послушание — христианская добродетель, монашеский обет, испытание, весь смысл которого сводится к освобождению души, а не к рабству. Суть и важность послушания необходимо понять и прочувствовать. Понять, что всё делается для добра, а не для мучения.

Исполняя послушание, понимают, что старец, который несёт ответственность за будущего монаха, заботится о спасении его души.

При непосильных испытаниях, когда ослабевает дух, всегда можно обратиться к своему старцу и поведать о трудностях.

И непрестанная молитва к Богу — первый помощник в укреплении духа.

Послушником можно быть много лет. Готов ли человек к принятию монашества, решает духовник. На этапе послушания есть еще время подумать о будущей жизни.

Епископом или настоятелем обители совершается чин монашеского пострижения. После пострига назад дороги нет: удаление от страстей, печалей и смущений приводит к неразрывной связи с Богом.

Важно: не спешить, не торопиться принимать монашество. Импульсивные порывы, неопытность, горячность ложно принимаются за истинное призвание быть монахом. И потом у человека начинаются тревоги, уныние, тоска, побеги из монастыря. Обеты даны и никто их не может снять. И жизнь превращается в муку.

Поэтому главное наставление у святых отцов — тщательное послушание и испытание в течение определенного периода времени, которое и покажет истинное намерение быть призванным к монашеству.

Жизнь в монастыре

В наш 21 век приблизиться и увидеть жизнь иноков стало возможным и для простых мирян.

Сейчас организовываются паломнические поездки в женские и мужские монастыри. Паломничество рассчитано на несколько дней. Живут миряне при монастыре, в специально отведенных помещениях для гостей. Иногда проживание может быть платным, но это символическая цена и средства от неё идут на содержание обители. Питание бесплатное, согласно монастырскому уставу, то есть еда постная.

Но миряне живут в обители не как туристы, а приобщаются к жизни иноков. Проходят послушание, трудятся на благо монастыря, молятся и всем своим естеством ощущают благодать Божью. Устают сильно, но усталость приятная, благодатная, которая несёт душе умиротворение и ощущение близости Бога.

После таких поездок многие мифы о жизни иноков развеиваются:

  1. В обители строгая дисциплина, но она не угнетает монахинь и монахов, а приносит радость. В посте, работе и молитве видят они смысл жизни.
  2. Никто не запрещает монаху иметь книги, слушать музыку, смотреть фильмы, общаться с друзьями, путешествовать, но всё должно быть во благо душе.
  3. Кельи не унылые, как показывают в художественных фильмах, есть шкаф, кровать, стол, множество икон — всё очень уютно.

После пострига принимаются три обета: целомудрия, нестяжания, послушания:

  • Монашеское целомудрие — это безбрачие, как составляющий элемент устремленности к Богу; понятие целомудрия как воздержание от удовлетворения похотей плоти существует и в миру, поэтому смысл этого обета в контексте монашества есть нечто другое — обретение Самого Бога;
  • Монашеское послушание — отсечение своей воли перед всеми — старшими, перед всяким человеком, перед Христом. Довериться безгранично Богу и быть покорным Ему во всём. Принимать с благодарностью всё таким, как оно есть. Такая жизнь приобретает особый внутренний мир, непосредственно соприкасаемый с Богом и его не омрачают никакие внешние обстоятельства;
  • Нестяжание означает отказ от всего земного. Иноческая жизнь отказывается от земных благ: монах не должен ни к чему иметь пристрастие. Отказываясь от земных богатств, он обретает легкость духа.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какие бывают архангелы

И только с Господом, когда общение с Ним становится превыше всего — остальное, в принципе, не обязательно и не важно.

Посмотрите виде о том, как уйти в монастырь

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/uhod-v-monastyr-muzhchine-ili-zhenshchine.html

Труд, молитвы, аскетизм. Как уйти в монастырь и что тебя там ждёт

Наверняка ты видел в интернете выступления тибетских монахов. Они разбивают плиты об голову, их протыкают мечами — всякое такое опасное. В России же монах представляется как бородатая фигура в рясе, сидящая за столом под свечёй с пером в руке. Но современные монахи выполняют несколько иные функции. Знают ли желающие к ним присоединиться о том, как сейчас проходит жизнь в монастыре?

Почему люди уходят в монастырь

Чаще всего уход в монастырь связывают с неудачами в жизни, с желанием отречься от привычного бытия, которое переламывает некоторых пополам. Такой путь многие связывают с избавлением от тяжёлой жизни: они уходят в монастырь с надеждой обрести покой, найти себя и отказаться от всех радостей и обид обычной жизни.

Но есть и те, кто считает это просто новым шагом, а не шагом от безысходности. Монахи, которые долгое время провели в монастыре, говорят, что это не окончание, а начало чего-то нового и прекрасного. Но где начинается прекрасное новое, всегда заканчивается что-то приятное старое.

Причины для человека должны быть очень весомыми, чтобы навсегда отказаться от Netflix и разливного пива.

Но есть вещи, из-за которых тебя могут не взять туда.

Если ты надеешься скрыться в монастыре от долгов или преступного прошлого, то не стоит искать спасения в этом месте. Твои секреты могут раскрыться, и тогда тебя попросят уйти.

Изгнанный монах — это интересное жизненное амплуа, но не нужно занимать место человека, который пришёл туда с благими намерениями, а не из-за чувства страха.

Если у тебя есть дети, больные или нуждающиеся в опеке родители, то твой уход может им навредить, а этого служители монастыря стараются избегать.

Твои намерения будут тогда не чисты, и это попросту безответственно и низко. Если у тебя есть муж или жена, то и развод нужно оформить до того, как ты придёшь ко дверям монастыря.

Может быть, в твоей жизни произошло какое-то событие, вызвавшее сильное эмоциональное потрясение: смерть близких, большие неудачи на работе, развод. Тогда твоё внезапное желание отказаться от обычной жизнь будет, скорее, чем-то вроде слепого импульсивного порыва, о котором ты можешь пожалеть. В такой ситуации тебе посоветуют подождать с этим решением и хорошенько подумать. Возможно, когда эмоции сойдут, ты посчитаешь, что не стоит принимать такие серьёзные решения.

Там не надо ломать голову, где заработать денег, как получить повышение, решать проблемы других людей и сталкиваться с большим миром, который не всегда бывает ласков.

Но и жизнь в монастыре не связана с постоянным отдыхом в тишине, разглядыванием листиков и цветочков, рассуждениями о человеческой душе и философскими мыслями. Это большое заблуждение.

Чаще всего люди, желающие избавиться от ненужных им обязанностей, сталкиваются с тем, что в монастыре им приходится трудиться больше, чем они это делали в своей обычной жизни. Так чем же занимаются монахи в монастырях?

Что там делают?

Если ты думаешь, что основная забота людей, обитающих в монастыре, — это молитвы, то я тебе скажу, что это не совсем так. Да, они много времени тратят на духовное совершенствование, но больше они работают на благо монастыря.

Смысл пребывания там в том, чтобы ты забыл свою прошлую жизнь, отказался от своей воли, своего «я». Если ты загнал себя в угол в обычной жизни или пришёл к тому, что тебе нужно иное, то само собой от такой воли лучше отказаться — свою работу она уже сделала.

А упорный физический труд способствуют забвению.

Если ты сомневаешься, что готов отдать свою жизнь в руки священнослужителей, то можешь активировать своеобразный пробный период — трудничество.

По сути, ты будешь наёмным рабочим на территории монастыря. Молиться и выполнять духовные процессы не обязательно.

Ты будешь там жить и питаться, взамен тебе предстоит постоянно работать.

Выполняя поручения, ты сможешь понять, готов ли перейти на следующий уровень: справляться с таким объёмом трудовой деятельности, который будет с тобой до конца жизни, и в итоге перейти от физического труда к духовному.

Дальше, если будешь ещё полон решимости, ты можешь стать послушником. Для этого тебе нужно прожить некоторое время в монастыре и получить разрешение на это «повышение». Теперь слово «задачи» для тебя трансформируется в «послушания» — так называется любая работа в монастыре.

Твоё мирское имя ещё остаётся при тебе, но ты уже получишь разрешение носить некоторые атрибуты православной веры. Начинаешь привыкать к полному распорядку дня в монастыре и принимать все особенности такой жизни, но ещё без принятия монашеских обетов.

Стоит сказать, что в этот период твоё общение с внешним миром практически прекращается.

Если твой испытательный срок пройден успешно (обычно это около 5 лет), то ты можешь просить разрешения на постриг в монахи. То есть тебя символично обреют, дадут новое имя, ты примешь обет и наденешь рясу. Теперь до самой смерти ты будешь жить в стенах монастыря, трудиться и молиться. Просто ешь, молись, люби (работай).

Из этого всего можно выделить основные плюсы и минусы ухода в монастырь.

Что плохо:

  • Много работать и много молиться практически без выходных. Будь готов, что такая монотонность будет сопровождать тебя до конца жизни. И это тяжело не только морально, но и физически;
  • Строгий распорядок. Жизнь монахов регламентирована и расписана по часам. За любое непослушание тебя будет ждать наказание. Начальство здесь даже строже обычного. Например, за провинность могут отправить на грязную работу;
  • Забудь о своих навыках и специальности. Даже если ты суперпрограммист и стажировался в Google, то здесь тебя всё равно будут ждать кухня, огород и скотный двор;
  • Ты никто. Тебе придётся отречься от самого себя. Про радости обычной жизни тоже забудь. Если твоё эго к этому не готово, то возвращайся домой.

Но есть и плюсы:

  • У тебя появятся мудрые наставник и «коллеги». Людям, проведшим многие годы в монастыре, есть что рассказать. Сами они уже ответили на почти все вопросы, на которые ты только ищешь ответы;
  • Отказ от себя — это не всегда плохо. Ты мог загнать жизнь в самое тёмное место. Ты уже сам себе не друг. Иногда лучше уметь расставаться даже с самим собой. Не зря людей, которые хотят избавиться от любых зависимостей, учат отказу от своего сознания и приучают ко многим действиям, которые производятся на уровне подсознания;
  • Самосовершенствование. Несмотря на плотный график и многие заботы, у тебя будет ещё и своё время, когда ты, измождённый после трудного дня, можешь подумать над своим становлением. Потому что мирские заботы тут не будут тревожить твою голову;
  • Духовное развитие. Если ты религиозный человек, то, конечно же, здешний ритм жизни может открыть для тебя многое. Для кого-то Библия содержит ответы на все вопросы. Может, и тебе она откроет что-то новое.

Как попасть в монастырь?

Особо сложным этот процесс не выглядит, но тут многое будет зависеть от твоих личных качеств, так как тебе придётся пообщаться со священнослужителями для принятия окончательного решения. А они с такими новенькими паломниками часто имеют дело.

Для начала требуется получить благословение от своего духовника. Если ты регулярно ходишь в церковь и у тебя там есть человек, с которым ты часто беседуешь на религиозные темы, то этот пункт можно миновать безболезненно. А если ты придёшь первый раз и скажешь, что внезапно решил обратиться к служению Богу, то будь готов к определённой доли скепсиса. Так что походи перед этим на службы, присмотрись.

Далее придётся покататься по монастырям, чтобы посмотреть на них, на жизнь, которая там кипит, и пообщаться с настоятелем. Естественно, он принимает такие решения.

Он тебя будет спрашивать о причинах твоего решения, о твоей жизни, расскажет, от чего предстоит отказаться, чтобы убедиться, готов ли ты к этому. Врать здесь не имеет смысла — тебя ждет не сладкая жизнь, если ты попадёшь внутрь.

Так что если вопросы настоятеля вызовут сомнения в тебе, то попробуй повернуть свою жизнь в нужное русло, не прибегая к таким радикальным мерам.

Если имеются проблемы с выбором монастыря, то я просто советую посмотреть на монастырь Шулдан в Крыму. Это очень красиво.

Учти, что от всего имущества тебе придётся избавиться: продать или раздарить. Ну а если ты счастливый обладатель ничего, то тебе будет очень легко. Советую также начать готовиться к жизни в монастыре заранее. И не только привыкнуть к жёсткому графику, но и приучить себя к постной еде, тратить минимум денег и быть готовым к тому, что все эти земные блага исчезнут навсегда.

Источник: https://royalcheese.ru/city/trud-molitvy-asketizm-kak-ujti-v-monastyr-i-chto-tebya-tam-zhdyot/

Почему уходят в монастырь

Жизнь – это вечная борьба. Известный факт, с которым не поспорит никто. И иногда, устав от земных бед и напастей, человек говорит: “Хочу уйти в монастырь”, думая, что там он сможет избавиться от проблем и тягот, которые нависли над ним.

А ведь уход в монастырь – не просто желание что-то изменить в своей жизни, это работа, сложная и долгая, ежедневный труд над собой, становление внутреннего мира заново, словно ты перерождаешься и начинаешь жизнь “с чистого листа”.

Стоит помнить, что обитель Божия – это то место, куда уходят раз и навсегда. Жизнь в нём не похожа на ту, о которой написано в книгах или сняты фильмы. Она намного сложнее. Именно поэтому, если возникает такое желание, можно уйти в монастырь на время. Прожив там, соблюдая законы Божьи, человек сам решает, нужно ли ему делать этот шаг.

Как уйти в монастырь?

Если всё же человек решается посвятить свою жизнь Богу, он обязан понимать, что отныне его жизни будет всецело посвящена Всевышнему, и всё, что бы он не делал, о чём бы не мыслил, должно быть праведным и исходить от сердца.

Лучшая статья для Вас, переходите:  Что это такое манна небесная?

Если человек, пришедший в обитель Божью, имеет намерения остаться там навсегда, он становится послушником, если же он просто хочет пожить там, подумать о своей жизни, разобраться в своих мыслях – его называют трудником.

Эти люди выполняют одинаковую работу на добровольной основе и бескорыстно, а монастырь обеспечивает их кровом и едой. По истечению определённого времени, трудник может покинуть обитель Божью, а послушник остаётся там навсегда.

Далее его принимают в монахи. Этот обряд называется пострижение:

  • Сначала послушник должен дать церковные обеты и выслушать наставления от старших;
  • Потом происходит непосредственно сам обряд. Игумен, который принимает послушника в монахи, три раза велит подать ему ножницы и два раза отвергает, чтоб удостовериться в искренних желаниях и намерениях постригаемого.
  • За третьим разом постриг приводится в действие и посвящаемому дают новое имя. Это знак окончательного отречения от всего мирского.

Как уйти в монастырь женщине

Женщина, которая приходит в храм с твёрдым намерением стать монахиней, должна знать и выполнять следующие правила:

  • ежедневно по несколько часов молиться и посещать богослужения;
  • строго придерживаться данных обетов;
  • много заниматься физическим трудом;
  • не вести праздные (пустые) разговоры;
  • избавиться от пагубных привычек;
  • принимать довольно скудное питание (мясо есть вообще не положено);
  • соблюдать посты (понедельник, среда, пятница);
  • выходить за пределы монастыря только по делам монастырским;
  • заходить в любое помещение храма только с благословением;
  • встречаться с родственниками очень редко;
  • проводить отпуск в святых местах;
  • жить в комнате (келье) с другими сёстрами;
  • принимать окружающих людей с почтением и смирением;
  • отречься от всего материального, в первую очередь денежного;
  • утешаться всем необходимым, что предоставляет монастырь (жильё, питание, одежду);
  • не читать журналы и газеты, не смотреть телевизор и не слушать радио (только духовные книги);
  • не выполнять какие-либо действия без благословения старшего.

Нужно помнить, что монахини – это не ангельские создания, это обычные люди со своими недостатками и слабостями, поэтому выполнение всех перечисленных правил будет на начальном этапе для каждой из них серьёзным испытанием.

Существуют также и некоторые духовные проблемы, с которыми сталкиваются женщины в монастыре. Рядом не будет человека, к которому можно обратится за помощью или советом в любое время, потому что к решению нужно прийти самостоятельно.

Монашескую жизнь называют “наукой из наук”, учить которую должен каждый сам. Поэтому прежде чем уйти в монастырь, женщина, душа которой мечется в мирской жизни, должна хорошо подумать, готова ли она пойти на такое самопожертвование.

Как уйти в монастырь мужчине

Если постричься в монахи решил мужчина, то правила поведения в монастыре в основных моментах не будут сильно отличаться от представленных ранее. Как и женщина, он должен понимать, что мирская праздная жизнь, полная искушений, остаётся в прошлом, а на смену ей приходит благочестивый покой.

Невозможно сказать, кому сложнее сделать такой выбор, ведь мужчина и женщина в своём существе имеют большую разницу лишь в социуме, а монастырь – это совсем иной мир, где нет различий. Здесь ты просто верно служишь Господу, а ему неважно, какого ты пола.

Поэтому, как уйти в монастырь женский и как уйти в монастырь мужской – неважно. Важно знать, зачем и почему ты оставляешь всё и отдаёшь себя всецело Создателю.

Как уйти в монастырь, что для этого нужно?

Если вы всё же решили сделать это, вам обязательно нужно набраться терпения и сил, так как одного лишь желания для этого очень мало.

Часто, когда терзают страшные мысли и кажется, что выхода нет, мы кричим в пустоту “Куда уйти?” Монастырь – первый ответ, который приходит на ум практически каждому, потому что именно его принято считать местом, где можно обрести покой и благодать.

Но ведь уходят не все – уходят избранные, а таких немного. Для них жизнь – это вера. Она наполняет ум, сердце, душу Это становится не просто важной частью бытия, это и есть смысл существования человека в этом мире.

Служение монаха – это вечная молитва Богу. А “Рай на Земле” – это монастырь, куда можно уйти и жить там. Одни таким образом ищут спасение, другие хотят обрести долгожданное успокоение.

Но почему в делах, в мыслях ли многие так часто приходят к этому? Неужели жизнь так сложна, что люди просто не выдерживают? А может, рано или поздно все мы придём к Господу здесь, в мирской жизни, как приходим, когда наступает наш “судный час” в жизни небесной. Множество вопросов – и так мало ответов.

Пусть хранит Вас Господь!

Источник: https://ikona-i-molitva.info/kak-ujti-v-monastyr/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь