Ислам
В этом номере нашей газеты мы открываем новую рубрику – «Религиоведение». В ней мы будем рассказывать читателям об истории и вероучении основных мировых религий, а также о различных христианских конфессиях.
В наши дни распространено мнение, что все религии равноправны и говорят, в сущности, об одном и том же. «Бог один», – восклицают сторонники этого мнения.
С этим сложно спорить, но как представляют этого единого Бога сторонники различных религий и конфессий, мы и постараемся выяснить.
В последнее время на страницах не только светских, но и православных изданий можно встретить весьма странные размышления о том, что в религии христиан и мусульман много общего, в первую очередь – они почитают одного и того же Бога. Для того чтобы понять, так ли это, обратимся к истории возникновения ислама, а также познакомимся с основами исламской догматики и ритуалами.
Пророк Мухаммед
Мухаммед ибн Абдаллах, курайшит из рода Хашим, родился в аравийском г. Мекке. Отец Мухаммеда, Абдаллах, умер прежде, чем родился его сын. В 25 лет Мухаммед поступил на работу к дальней родственнице, вдове богатого купца Хадидже, на которой он чуть позже женился, несмотря на то, что она была старше Мухаммеда на 15 лет.
Пророк МухаммедЕжегодно Мухаммед проводил какое-то время в одиночестве на горе Хира, неподалеку от Мекки. Во время одного из таких уединений в 610 г. Мухаммед услышал обращенный к нему призыв. Ему явился некий безымянный призрак, которого позднее стали считать архангелом Гавриилом. Он силой заставил Мухаммеда прочитать стихи. Эти стихи стали первыми строками «Откровения».
Родственник жены Мухаммеда – Варак – растолковал видение в том смысле, что это было явление архангела Гавриила, который являлся всем пророкам, и что Мухаммед также, следовательно, является пророком единого Бога. Мухаммед, которому продолжало по ночам являться то же духовное существо, довольно долго подозревал, что это диавол.
Спустя три года после первого откровения, Мухаммед получает указание начать общественную проповедь. Нервом первой проповеди стало возвещение единобожия, призыв отказаться от поклонения ложным богам и утверждение неотвратимости Последнего Суда. В целом проповедь была встречена равнодушно. Мухаммед пытается выйти на проповедь за пределами Мекки – в соседнем городе Таифе, но был забросан камнями.
Тогда Мухаммед переселяется в Медину. Летом 622 г. около 70 членов его общины переселились в этот город. Жители Медины вняли просьбам Мухаммеда и приняли на свое иждивение мусульман из Мекки. Однако они сами были небогаты, и община не могла существовать в нищенских условиях.
И Мухаммед принимает решение, которое можно считать поворотным в мусульманской истории. Видя, что невозможно прокормить общину честным трудом, он решает заняться грабежом и совершает первый вероломный набег на арабский караван во время священного перемирия. Именно из этой точки начинается история успехов ислама, построенных не на проповеди, а на грабежах, убийствах и военных столкновениях.
В Медине Мухаммед обзавелся гаремом, за всю жизнь у него было 13 жен, младшей из которых было 9 лет. Для мусульман Мухаммед поставил ограничение – не брать больше четырех жен, но потом получил «откровение», что ему самому можно брать неограниченное количество жен.
Большую роль в проповеди Мухаммеда играли обоснование «священной войны» (джихад) и призывы к военной агрессии против немусульман. При этом участие в джихаде – обязанность мусульманина, не зависящая от его желания.
Постепенно силой и хитростью подчинив жителей Медины и склонив окрестные племена бедуинов к принятию ислама, в 630 г. Мухаммед во главе многотысячного войска двинулся на Мекку. Город капитулировал. Мухаммед демонстративно простил своих самых заклятых врагов. Те, столь же демонстративно, в числе первых поспешили принять ислам.
Тяжелая болезнь и смерть застали Мухаммеда за приготовлением большого похода против Византии. Перед смертью призраки убитых им людей беспокоили его.
Исламская догматика
Основные положения вероучения ислама изложены в главной священной книге мусульман – Коране. Коран представляет собой запись тех «откровений», которые Мухаммед изрекал на протяжении своей жизни. Откровения эти изложены в стихотворной форме, собраны в суры (главы), состоящие из аятов (стихов).
Как утверждает мусульманская традиция, сам Мухаммед был неграмотным, поэтому стихи были записаны его последователями. Самый ранний из списков Корана, известный на сегодняшний день, так называемый Йеменский Коран, относится к концу 7 в. По сравнению с современным текстом, он содержит изменения и разночтения, которые, по мнению ученых, очень значимы.
Второй после Корана источник сведений о том, как подобает жить и действовать мусульманину, – это Сунна. Она представляет собой совокупность сообщений об изречениях, поступках и привычках Мухаммеда, о том, чему он учил и что одобрял. По значимости Сунну можно уподобить Священному Преданию у православных христиан.
Изложение догматического богословия в исламе традиционно разделяется на шесть основ.
Первая основа: вера в Аллаха. Под этим подразумевается знание, подтверждение, признание и твердая убежденность в том, что Аллах существует и что Он является единственным в Своих делах, единственным достойным поклонения. Помимо признания существования Аллаха, вера включает в себя также признание Аллаха единственным Творцом, который и доныне творит мир и все действия людей и животных, и признание того, что божественной природой обладает только Аллах.
Исламское богословие учит о наличии у Аллаха имен и атрибутов (сифаты). Многие из атрибутов, признаваемых мусульманами, совпадают с христианским представлением о Боге, однако имеются и отличительные атрибуты. Так, например, Коран считается атрибутом Аллаха. Другим оригинальным божественным атрибутом, согласно мусульманскому богословию, является атрибут перемещения в пространстве – Аллах каждую ночь спускается «к нижнему небу».
Вторая основа: вера в ангелов. Под этим подразумевается твердая убежденность в том, что у Аллаха есть ангелы, которых Он создал из света; что Он возложил на них определенные обязанности. Мусульмане признают также еще один род духов, неизвестных в христианстве, – это джинны, созданные Аллахом из огня. Джинны свободно выбирают, быть им на стороне добра или зла. Шайтаны – категория злых духов.
Самый главный из них, Иблис, отпал, по кораническому сказанию, в тот момент, когда Аллах велел ангелам поклониться перед человеком, им созданным. В суфизме – мистическом течении ислама, получил развитие своеобразный культ дьявола. Единобожие – это главная добродетель ислама, то, к чему нужно стремиться.
А суфии считают, что дьявол – это трагическая фигура и подлинный единобожник, который отказался поклоняться кому-либо, кроме Бога.
Мечеть Кааба в г. Мекке Третья основа: вера в писания. Эта вера вовсе не означает, что мусульмане считают Священным Писанием то, что имеется в ныне существующих Ветхом и Новом Заветах. По учению ислама, Библия была искажена иудеями и христианами. Они признают в Библии только то, что согласно с Кораном, то же, что противоречит ему, они объявляют позднейшими человеческими искажениями.
Четвертая основа: вера в посланников. В Коране поименно названо 25 пророков. Все они, согласно Корану, были благочестивыми, правдивыми и богобоязненными и призывали свои народы к единобожию. Особо великими считают Нуха, Ибрахима, Мусу, Ису и Мухаммеда. Сам образ библейских пророков в исламе зачастую совершенно иной, основанный на рассказах Корана и преданиях.
Например, согласно мусульманскому учению, Христос был обычный человек, который имел пророческую миссию. По мусульманским представлениям, Христос предсказывал рождение и проповедь Мухаммеда, написал Евангелие, в котором содержались призыв к единобожию и предсказание рождения Мухаммеда. Перед концом мира Христос явится второй раз, будет жить здесь как обычный человек, при этом будет заниматься проповедью ислама.
Пятая основа: вера в последний день. Последним днем является день воскресения, когда Аллах поднимет людей из их могил для отчета и воздаяния. Он будет судить их, после чего часть попадет в рай, а другая часть окажется в аду. В раю мусульмане будут предаваться всяческим плотским наслаждениям. При этом находящиеся в раю всегда будут видеть ад – созерцание мучающихся в огне врагов является одним из удовольствий мусульманского рая.
Шестая основа: вера в предопределение. Так как все в мире предопределено и сотворено Аллахом, то все происходящее – и добро, и зло – равно исходят от Него. Одних людей Он создал для благословения, а других – для ненависти и проклятья.
Исламский ритуал
Самые главные ритуальные и обрядовые обязанности мусульманина выражены в так называемых «пяти столпах ислама».
Первый столп: исповедание веры (ташшахуд). «Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк Его». Произнесение этой фразы в присутствии минимум двух мусульман автоматически делает человека мусульманином.
Второй столп: исполнение ежедневной пятикратной молитвы (араб. – ас-саля, тюрк. – намаз). То, что называют молитвой мусульмане, совершенно не тождественно тому, что понимают под молитвой христиане.
Если в православном христианстве под молитвой понимается живое общение, личный разговор человека с Богом, то, с точки зрения ислама, молитва – это раз и навсегда жестко закрепленный ритуал, состоящий из чередования одних и тех же неизменных поз и фраз исключительно на арабском языке, смысл которого состоит в выражении покорности перед Аллахом. Малейшее нарушение предписанного ритуала делает молитву недействительной.
Третий столп: милостыня (закят). Если для христианина милостыня есть исключительно добровольный акт пожертвования, творимый во славу Божию любому, то в исламе милостыня есть скорее религиозный налог, приносимый публично в мечети (причем при всех оглашается сумма пожертвования). Он составляет примерно 2,5 % годовой прибыли мусульманина. Закят должен расходоваться на нужды неимущих мусульман.
Четвертый столп: соблюдение религиозного поста (араб. – ас-саум, тюрк. – ураза) в течение 30 дней месяца Рамадан. Как и в случае молитвы, образ мусульманского поста сильно разнится от христианского представления о посте.
Это не продолжительное аскетическое воздержание, как в христианстве, но спорадическое голодание, когда в течение светлого времени суток человек не ест, не пьет и воздерживается от супружеских отношений. От заката до восхода все запреты снимаются.
Это различие принципиально, так как в христианском посте продолжительность аскезы является средством для приобретения духовного навыка, который скачкообразным непродолжительным воздержанием приобрести невозможно.
Пятый столп: большое паломничество в Мекку (хадж), которое совершается в двенадцатый месяц (зуль-хиджа) мусульманского лунного календаря. В это время мусульмане совершают ряд ритуальных действий, берущих начало от доисламских времен.
Они совершают обход вокруг Каабы (священного строения), кланяются и прикладываются к Черному Камню (нюхают его), пребывают в стоянии у подножия гор Мерв и Сафа, бросают камни в специальные столбики, изображающие дьявола, слушают проповеди мекканского имама, пьют воду из священного колодца Земзем и др. На горе Арафат паломники совершают жертвоприношение животных.
День совершения хаджа является самым главным ежегодным праздником мусульман, который называется праздником жертвоприношения (араб. – Ид аль-курбан, тюрк. –Курбан-байрам).
Таким образом, ислам представляет собой не какое-то новое учение: и в догматике, и в обрядах это смесь язычества, иудаизма и христианских ересей (в первую очередь, несторианства), не лишенная серьезных внутренних противоречий.
Подготовлено по книге Максимов Ю., Смоляр К. «Православное религиоведение: Ислам, Буддизм, Иудаизм»
Источник: http://trsobor.ru/islam/
Шахада — текст на русском и арабском, транскрипция, условия шахады
Шахада является первым и основным из пяти столпов Ислама. С арабского языка ее значение переводится как «свидетельство». Слова шахады произносятся новообращенными при принятии Ислама, а также каждым мусульманином минимум раз в жизни. Говорить их надо вслух, правильно и целенаправленно, с ясным пониманием смысла и принятием сердцем.
Произнесение шахады
Шахада — это основное условие для принятия Ислама. Оно заключается в признании единственности Аллаха, а также пророчества Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Произносить слова надо на арабском.
Текст шахады на арабском
أَشْهَدُ اأَلاّ إِلهَ إِلاَّ اللهُ وَأَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللهِ
Текст шахады транскрипция
Ашхаду алля иляяhа илляЛлаh. Уа ашхаду анна Мухаммадар-расуулюллаh.
Текст шахады на русском
Свидетельствую, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха. И свидетельствую, что Мухаммад — Его посланник.
Как правильно произносить шахаду на арабском: аудиофайл
http://naistine.ru/wp-content/uploads/2019/08/Религия-Ислам-Без-названия.mp3
Наличие свидетелей не является условием имана (веры). Произнесение слов шахады при свидетелях нужно чтобы потом можно было судить о человеке как о муслиме. В случае джаназа, наследства или никаха. Однако, перед Господом человек уже становится мусульманином, даже если никто не слышал, как он сказал эти слова. Произнеся текст шахады о принятии ислама на русском, с искренностью и пониманием смысла, также можно стать муслимом.
Смысл шахады
Перед тем как произносить шахаду, необходимо понять ее смысл. Слово шахада — это существительное, происходящее от глагола «шахида», означающего «он наблюдал, был свидетелем или свидетельствовал». Человек, дающий показания, называется шахид, с ударением на первом слоге. Шахада объединяет эти два действия – быть свидетелем и свидетельствовать. То есть убедиться и признать самому, а затем быть свидетелем, передающим свое убеждение другим.
Что значат слова шахады на русском? Это утверждение того, что поклоняться нельзя никому кроме Аллаха. Так как только Он достоин этого и нет кроме него другого божества. А также признание Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) тем, кто передал людям послание от Создателя, Его пророком.
Значение слов шахады
Слова «ля иляха» означают «нет божества». Они являются отрицанием возможности поклонения чему-либо, кроме Аллаха. «ИллялЛах» переводятся «кроме Аллаха» — это бесспорное утверждение, что Аллах тот, кому следует поклоняться.
Итак, текст шахады включает отрицание и утверждение. Подтверждение есть в священном Коране.
«Поклоняйтесь Аллаху, и не придавайте Ему сотоварищей». [4: 36]
«И помните, когда Ибрагим сказал своему отцу и народу: «я не имею отношения к тому чему вы поклоняетесь, кроме Того, кто создал меня и ведет прямым путем». [43:26-27]
Как видно из аятов Корана, свидетельство веры заключается в признании Аллаха тем, кому должны поклоняться и отрицании приобщения к нему других объектов поклонения.
В те времена, когда наш пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) занимался призывом курайшитов Мекки к Исламу, большинство из них признавали Аллаха творцом всего сущего.
Но поклонялись и другим богам, устанавливая в своих домах и храмах идолов. Когда им было сказано: «Ля Иляха илляллах» (никто не имеет права быть почитаемым, кроме Аллаха), они возгордились и сказали: “Неужели мы должны оставить поклонение нашим богам ради сумасшедшего поэта?” [37:35-36].
Они думали, что есть много богов, которым нужно поклоняться, не отрицая при этом могущество Аллаха.
Из этого становится понятно, что такое шахада в Исламе.
Недостаточно просто верить в существование Аллаха. Необходимо признать Его единственным божеством и понимать, что недопустимо поклоняться ничему кроме Него.
Условия шахады
Произнесение шахады не делает человека мусульманином, при несоответствии критериям, установленным исламскими учеными. Первая часть свидетельства утверждает веру в Аллаха. Она должна отвечать следующим семи условиям:
Знание. Человек, говорящий слова веры языком, но не знающий значения, не становится верующим.
Уверенность – совершенное знание, противодействующее подозрению и сомнению. Многие люди могут знать значение слов шахады, однако у них имеются сомнения в их истинности. Такое знание не является правильным. Человек, произносящий шахаду должен быть уверен в том, что значение ее слов — это истина.
Чистота и искренность.
Принятие веры без оставления совершения ширка (поклонения чему-либо кроме Единственного Аллаха) не приносит пользы. Ширк делает тщетным любое действие поклонения.
Правдивость, не допускающая лицемерия. Лживость – это одно из проявлений лицемерия. Человек, произнесший слова веры языком, но не принявший ее сердцем и разумом, не становится мусульманином.
Любовь к Аллаху, следовательно, и к смыслу шахады.
Покорность. Это намерение подчиняться требованиям Ислама, которые являются обязанностями каждого мусульманина. Поскольку человек признал и засвидетельствовал, что никто не имеет права быть почитаемым, кроме одного Аллаха, тогда он должен понимать свою обязанность соблюдать Его постановления.
Принятие всего, на что указывает шахада. То есть принятие религии полностью, не делая исключений.
Также условия шахады касаются и второй ее части – это признание пророческой миссии Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха):
- Уверенность в том, что все донесенное им до нас — это послание Аллаха.
- Намерение следовать ему во всех делах и образе жизни.
- Намерение избегать всего, что он приказывал мусульманам не делать.
- Следовать ему и подражать в поклонении.
Чтобы стать мусульманином, необходимо произнести слова свидетельства веры с соблюдением всех перечисленных условий на арабском языке. Это первое условие веры. Тем, кто не знает пока арабского, текст шахады поможет выучить транскрипция на русском.
Еще раз для закрепления.
Текст шахады на арабском
Транскрипция: Ашхаду алля иляяhа илляЛлаh. Уа ашхаду анна Мухаммадар-расуулюллаh.
Смысловой перевод: Свидетельствую, что нет божества достойного поклонения, кроме Аллаха. И свидетельствую, что Мухаммад — Его посланник.
Поделитесь с друзьями в социальных сетях:
Источник: http://naistine.ru/shaxada/
Молитвы (дуа), читаемые перед сном
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ
قُلْ هُوَ اللَّهُ أَحَدٌ
اللَّهُ الصَّمَدُ
لَمْ يَلِدْ وَلَمْ يُولَدْ
وَلَمْ يَكُن لَّهُ كُفُوًا أَحَدٌ
Транскрипция: Бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим. Куль хувал-лааху ахад. Аллаахус-сомад. Лям ялид ва лям юуляд. Ва лям якул-ляху куфуван ахад (Св. Коран, 112).
Перевод: «Скажи: «Он, Аллах, Един. Аллах Вечен [только Он — Тот, в Котором все до бесконечности будут нуждаться]. Не родил и не был рожден. И никто не может равняться с Ним».
(2)
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ
قُلْ أَعُوذُ بِرَبِّ الْفَلَقِ
مِن شَرِّ مَا خَلَقَ
وَمِن شَرِّ غَاسِقٍ إِذَا وَقَبَ
وَمِن شَرِّ النَّفَّاثَاتِ فِي الْعُقَدِ
وَمِن شَرِّ حَاسِدٍ إِذَا حَسَدَ
Транскрипция: Бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим. Куль а‘уузу би раббиль-фаляк. Мин шарри маа халяк. Ва мин шарри гааси-кын изээ вакаб. Ва мин шарри ннаффаасаати филь-‘укад. Ва мин шарри хааси-дин изээ хасад (Св. Коран, 113).
Перевод: «Скажи: «Ищу у Господа рассвета спасения от зла, исходящего от сотворенного Им, и от зла спустившегося мрака. От зла колдующих и зла завистника, когда в нем зреет зависть».
(3)
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ
قُلْ أَعُوذُ بِرَبِّ النَّاسِ
مَلِكِ النَّاسِ
إِلَهِ النَّاسِ
مِن شَرِّ الْوَسْوَاسِ الْخَنَّاسِ
الَّذِي يُوَسْوِسُ فِي صُدُورِ النَّاسِ
مِنَ الْجِنَّةِ وَالنَّاسِ
Транскрипция: Бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим. Куль а‘уузу би раббин-нааси мааликин-нааси иляяхин-наас. Мин шарриль- васваасиль-ханнаас. Аллязии ювасвису фии судуурин-нааси миналь-джиннати ван-наас (Св. Коран, 114).
Перевод: «Скажи: «Ищу спасения у Господа людей, Властителя людей, Бога людей. [Ищу спасения у Него] от зла нашептывающего Сатаны, который отступает [при упоминании Господа]. [Сатаны] который вводит смуту в сердца людей. От [зла представителей Сатаны из числа] джиннов и людей»
*
Прочитав упомянутые три суры, надо подуть в ладони и обтереть ими все свое тело, начиная с лица и головы (повторить все это 3 раза). Как сказано в одном из хадисов пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), человек, проговоривший и сделавший упомянутое, будет сохранен от всего дурного до самого утра. Также полезно читать перед сном аят «аль-Курси».
(4)
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ
اَللَّهُ لاَ إِلَهَ إِلاَّ هُوَ الْحَىُّ الْقَيُّومُ
لاَ تَـأْخُذُهُ سِنَةٌ وَ لاَ نَوْمٌ
لَهُ ماَ فِي السَّماَوَاتِ وَ ماَ فِي الأَرْضِ
مَنْ ذَا الَّذِي يَشْفَعُ عِنْدَهُ إِلاَّ بِإِذْنِهِ
يَعْلَمُ ماَ بَيْنَ أَيْدِيهِمْ وَ ماَ خَلْفَهُمْ
وَ لاَ يُحِيطُونَ بِشَيْءٍ مِنْ عِلْمِهِ إِلاَّ بِماَ شَآءَ
وَسِعَ كُرْسِـيُّهُ السَّمَاوَاتِ وَ الأَرْضَ
وَ لاَ يَؤُودُهُ حِفْظُهُمَا وَ هُوَ الْعَلِيُّ العَظِيمُ
Транскрипция: Бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим. Аллааху ляя иляяхэ илляя хуваль-хай- юль-кайюум, ляя та’хузуху синатув-валяя наум, ляху маа фис-самааваати ва маа филь-ард, мэн зал-лязии яшфя‘у ‘индаху илляя би изних, я‘ляму маа байна айдиихим ва маа хальфахум ва ляя юхиитуунэ би шэйим-мин ‘ильмихи илляя би маа шаа’а, васи‘а курсийюху ссамааваати валь-ард, ва ляя я’уудуху хифзуху- маа ва хуваль-‘алийюль-‘азыим (Св. Коран, 2:255).
Перевод: «Аллах (Господь) Нет бога, кроме Него, вечно Живого, Сущего. Его не постигнут ни сон, ни дремота. Ему принадлежит все, что на небесах, и все, что на Земле. Кто заступится пред Ним, не иначе как по воле Его?! Ему ведомо то, что было, и то, что будет.
Никто не в состоянии постигнуть и частицы из Его знания, кроме как по Его воле. Небеса и Землю объемлет Его престол, и не утруждает Его забота о них [обо всем том, что находится в нашей Вселенной и дальше].
Он — Всевышний [во всех смыслах выше всего и вся], Великий [величие Его не имеет границ]!».
Источник: https://umma.ru/molitvy-dua-chitaemye-pered-snom/
Намазы нафль: виды и порядок чтения дополнительной молитвы в исламе
Помимо обязательных молитв и тех намазов, которые Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) не пропускал практически никогда либо делал это изредка, есть ещё один вид молитвенной практики. Речь идёт о намазах нафль (добровольные молитвы).
Рассмотрим наиболее распространённые примеры этого вида намаза. Некоторые из них выполняются в конкретно установленное время, тогда как для других подобные требования отсутствуют.
1. Тахаджуд
Данный намаз читается либо в первую часть ночи, либо в середине, либо в конце тёмного времени суток. Именно поэтому его часто называют «салятул-лайл» (молитва ночи). Однако она должна следовать строго после обязательной ночной молитвы (иша).
В сборнике хадисов имама ат-Тирмизи приводится следующее высказывание Пророка Мухаммада (с.г.в.): «То время, когда верующий ближе всего к своему Господу, – середина и последняя часть ночи.
Если ты способен быть среди тех, кто может поминать Аллаха в это время, то делай это».
Молитва Тахаджуд не предполагает выполнения какого-то определённого числа ракаатов. Однако учёные в области фикха разных мазхабов говорят о том, что этот намаз должен выполняться в два – восемь ракаатов. Не рекомендуется читать тахаджуд коллективно, потому как Милость миров Мухаммад (с.г.в.) не практиковал подобного.
2. Духа
Время этого намаза – с того момента, как пройдёт полчаса с момента восхода солнца, до зенита. Духа может читаться в два, четыре и восемь ракаатов.
3. Молитва омовения
Этот намаз состоит из двух ракаатов. Он читается сразу после того, как человек взял тахарат. В источниках утверждается, что для совершения этой молитвы нужно, чтобы у человека не испарилась вода с омытых им частей тела.
В сборниках хадисов Муслима, Абу Дауда и ан-Насаи приводится изречение Заключительного Божьего пророка (с.г.в.
), в котором касательно этой молитвы он говорит следующее: «Тот, кто из вашего числа совершит как следует омовение и искренне прочитает намаз, состоящий из двух ракаатов, безусловно, будет достоин Рая.
4. Намаз приветствия мечети
Этот намаз, как и предыдущий, включает в себя всего два ракаата, которые нужно прочитать сразу после входа в мусульманский храм. Аль-Бухари, Муслим, ан-Насаи, Ахмад приводят в своих сборниках хадис о том, что Пророк Мухаммад (с.г.в.) призывал мусульман совершать молитву приветствия при входе в мечеть до того, как они усядутся там.
Если человек вдруг забыл прочитать этот намаз и присел, то он может снова встать на ноги и совершить эту дополнительную молитву.
Когда верующий при входе в мечеть сразу приступил читать не дополнительный намаз приветствия, а, например, фардовую часть или сунну одной из пяти обязательных ежедневных молитв, то в этом случае ему нет никакой необходимости совершать намаз нафль.
Часто возникает вопрос о том, как быть, если человек приходит в мечеть несколько раз за день. Мнения богословов на этот счёт разнятся. Кто-то говорит, что достаточно, в целом, один раз прочитать эту добровольную молитву. Другие отмечают, что ранее упомянутый хадис стоит трактовать буквально, а потому каждый раз, когда мусульманин входит в мечеть, он должен читать молитву приветствия.
Вместе с этим есть единогласное мнение мусульманских учёных о том, когда эта молитва не должна совершаться:
- Во время входа в Запретную мечеть в Мекке, потому как в качестве приветствия выступает таваф (обход вокруг Каабы).
- В праздники разговения и жертвоприношения перед входом в мечеть для совершения праздничной молитвы не читается этот дополнительный намаз. В преданиях о Пророке Мухаммаде (с.г.в.) сообщается, что он не совершал никакого дополнительного намаза ни до, ни после праздничных молитв.
- Если при входе в мечеть там будет совершаться одна из обязательных молитв, то верующий должен присоединиться к ней, а не читать дополнительный намаз.
5. Намаз истихара
Эта молитва читается человеком, когда он находится в ситуации важного выбора. Чтением этого намаза, который состоит из двух ракаатов, верующий просит у Всевышнего помощи и благословления.
В первом ракаате нужно читать после «Фатихи» суру «Кяфирун» («Неверующие»), а во втором – «Ихлас» («Искренность»).
После совершения этого намаза нужно прочитать следующую дуа:
«Аллахумма инни астахиру-кя би-‘ильми-кя ва астакъдирукя би-кудэрати-кя ва ас’алю-кя мин фадли-кя-ль-‘азым.
Фа-инна-кя такъдиру ва ля акъдиру, ва та’ляму ва ля а’ляму, ва Анта ‘алляму-ль-гуюбэ! Аллахумма ин кунта та’ляму анна хаза-ль-амра (здесь нужно сказать то, что желает человек) хайрун ли фи дини, ва ма’аши ва ‘акибати амри, фа-кдур-ху ли ва йассир-ху ли, сумма барик ли фи-хи; ва ин кунта та’ляму анна хаза-ль-амра шаррун ли фи дини, ва ма’аши ва ‘акибати амри, фа-сриф-ху ‘ан-ни ва-сриф-ни ‘ан-ху ва-кдур лия-ль-хайра хайсу кяна, сумма арди-ни би-хи»
Перевод: «О Всевышний, я спрашиваю у Тебя блага, ведь Ты знаешь всё. Прошу проявления силы Твоей на основе Твоего могуществ. Я прошу Тебя проявить милость. Всемогущ Ты, а я совершенно беспомощен. Ты объемлешь Своим знанием всё, однако я несведущ.
Известно Тебе абсолютно всё! О Всемогущий Господин! Если Ты знаешь, что дело (то, что человек просит) является хорошим для меня, с точки зрения моего благополучия в этой бренной жизни и в вечной, то сделай его реальным для меня, сделай его легче для меня и подари мне в последующем баракят в нем.
Если же Ты полагаешь, что в моей просьбе есть зло для меня, для моего благочестия, моей жизни в этом мире и в вечности, то удали это дело от меня и удали меня от него. И позволь мне достичь блага там, где оно имеется, затем сделай меня довольным им».
6. Молитва хаджат
Этот намаз совершается, когда у человека есть какая-то крайняя необходимость в том, чтобы Всевышний помог ему. Она читается в два либо в четыре ракаата. Фиксированного времени у этого намаза нет, но лучше всего его совершить после пятой обязательной молитвы (иша). В первом ракаате после суры «Фатиха» читается трижды аят «аль-Курси». Во втором ракаате необходимо прочитать суру «Ихлас», в третьем – «Фаляк», в четвёртом – «Нас».
Да примет Аллах ваши молитвы!
Источник: https://islam.global/verouchenie/namaz/dopolnitelnye-molitvy-vidy-i-poryadok-soversheniya/
Как называется пятничная молитва мусульман — МолитваOK
Пятница для мусульман – очень важный день. Он считается более значительным и благочестивым, чем любой другой на неделе.
В этот день мусульмане собираются в мечети для совместной молитвы. Непосредственно перед молитвой обязательно читается проповедь, призванная дать ценные знания о Боге и религии ислама.
Как называется пятница у мусульман
Считается, что название праздника, Джума, происходит от арабского «джамаа» – «собирать»:
Этот день назван словом «джума», так как в арабском языке оно указывает на собрание людей. До Ислама, в период «джахилии» (период доисламского невежества), этот день арабы называли словом «аруба» (книга «Тахрир аль-фаз танбих»).
По одной из версий, это связано с тем, что в пятницу верующие собираются в мечети, чтобы совершить коллективную молитву. Также считается, что в этот день были собраны Аллахом вместе на земле Адам и Хава (Ева) и было отмечено присутствие многочисленных благ и достоинств.
Значение в исламе
Священная пятница у мусульман – шестой день недели. В исламе он получил особое значение по сравнению с другими днями недели. Каждую пятницу читается молитва, для которой отводится особое время. Имамы всех мечетей читают проповедь на отдельную тему каждую Джуму.
Из различных ахадитов (записей слов и действий Пророка) известно, что Пророк Мухаммад праздновал этот день, и он объявил Джуму как еженедельный праздник для мусульман. Он обычно носил чистую и новую (вымытую) одежду, проводил омовение, использовал благовония специально для этого дня.
Главный день недели
Пятница для мусульман считается «матерью» всех дней. По мнению мусульманских богословов, только тот верующий получит благословения и будет достоин преимуществ этого дня, кто ждет его с тревогой и нетерпением. Но несчастным будет небрежный человек, который мало заинтересован в этом и который «даже не знает по утрам, в какой день проснулся».
Благословенная пятница у мусульман считается самой благодетельной частью недели. Она состоит из двенадцати часов, одним из которых является час, когда Бог отвечает на все мольбы верующих.
Пятничная молитва
Пятница для мусульман считается самой совершенной для молитвы.
Молитва в этот день (джума-намаз) является одной из наиболее ярко выраженных обязанностей в исламе. Наступление пятницы для мусульман означает, что пришло время, когда все верующие собираются вместе, для поклонения своему Богу, обретения силы и подтверждения своей веры.
Во многих мусульманских странах этот день является выходным. Однако рабочие места не обязательно должны быть закрыты в пятницу, кроме как во время молитвы в общине. В западных странах многие мусульмане пытаются сделать перерыв на время молитвы.
Пятничная молитва в точности похожа на ритуалы, исполняемые в остальную часть недели, за исключением того, что в пятницу имам читает двухчастную проповедь, известную как хутба, с паузой между двумя ее частями, чтобы дать время для личной молитвы, или дуа.
Тот, кого сообщество считает самым образованным человеком в вопросах религии, может служить имамом, поскольку в исламе нет официального «духовенства».
Имам обычно читает и объясняет стихи Корана, относящиеся к проблемам сообщества, и призывает конгрегацию помнить свои обязательства перед Богом и друг другом, давая советы относительно того, как должен себя вести истинный мусульманин в повседневной жизни.
Условия для проведения пятничной молитвы
Важно, чтобы мусульманин не пренебрегал ею из-за работы, учебы или других мирских дел. Верующие должны обязательно принимать участие в этой молитве, ее игнорирование три раза подряд без уважительной причины вынудит верующего отклониться от праведного пути.
Хотя присутствие на пятничной молитве обязательно, есть несколько категорий мусульман, для которых это может быть необязательным:
- женщинам разрешается совершать такие намазы дома;
- несовершеннолетние также могут не посещать джума-намаз;
- путники (согласно шариату – это лица, удалившиеся от дома более чем на 87 км на время, не превышающее 15 суток);
- физически и душевно больные люди также имеют право не присутствовать.
Достоинства пятницы
Среди главных преимуществ этого дня можно выделить следующие:
- В пятницу Аллах создал Адама.
- Адам был отправлен на землю в этот день в качестве его наместника.
- Адам умер в пятницу.
- В пятницу есть благословенный час, в течение которого человеку дается все, что законно и хорошо для Аллаха, за что он молится.
- Благословенный час в пятницу таков, что Дуас ответил и принял.
- День китямата (воскрешения) будет в пятницу.
Обязательные действия в этот день
Помимо обязательного посещения молитвы, есть еще целый ряд действий – того, что делают мусульмане в пятницу. И это касается всех, не только мужчин, но также женщин и детей.
Ниже приводятся некоторые важные вещи, которые нужно сделать в пятницу всем мусульманам:
- Верующий должен совершить полное омовение (гусль).
- Мусульманин, перед тем как пойти в мечеть, должен надеть свою лучшую, чистую одежду.
- Использовать миваск (щетку для чистки зубов из веток).
- Использовать благовония перед выходом в мечеть. Поскольку этот день не похож на другие обычные дни, нужно соблюдать полную чистоту, кроме мытья всего тела. Необходимо иметь общий приятный внешний вид, потому что неприятный запах может создать проблемы для других людей во время молитвы.
- Путь к мечети следует пройти пешком, поскольку это приводит к получению благословений и прощению грехов: Аллах сделал запретными для Адского огня ноги тех людей, у кого они покрываются пылью на пути Господа (Тирмизи)
- Прийти в мечеть заранее, до начала проповеди, так как считается, что у дверей каждой мечети в этот день стоят ангелы, записывающие имена всех, кто пришел на пятничную молитву. Заблаговременное появление приравнивается к принесению в жертву верблюда.
- Сидеть следует как можно ближе к имаму, стараясь извлечь пользу из его проповеди.
- Хутбу (проповедь) необходимо слушать очень внимательно.
- В пятницу положено читать главу 18 Корана, которая называется «Пещера»:
Кто прочитает суру «Пещера» в день пятницы, того будет освещать свет между двух пятниц! (аль-Хаким 2:399, аль-Байхакъи 3:249)
Рекомендуется готовиться к Джуме с вечера четверга. В этом случае человек получит в пятницу наибольшую пользу для себя.
Отличия пятницы от остальных дней
В день Джумы верующим ниспосылаются многочисленные блага, самым важным из которых считают прощение. Аллах прощает все прегрешения, которые верующий совершил между двумя пятницами, в случае, если он не совершал кабаир (большие грехи).
Этот день совпадает с днем в Раю, который носит название аль-Мазид (дополнение, добавка). В этот день обитатели Рая могут созерцать Аллаха.
Для мусульман пятница – это день укрепления отношений. Джуму считают хорошим поводом, чтобы посетить родственников, поддержать родственные связи, развивать семейные отношения.
Благодаря совершению пятничной молитвы, можно уберечь себя от огня ада.
Полагают, что человек, который умер в пятницу, избежит посмертных мучений. Смерть в этот день считается признаком благодати. Также это значит, что жизненный путь мусульманина, умершего в этот день, был удачно завершен.
Верующие должны посетить мечеть в праздничный день как можно раньше. Такая ранняя молитва позволяет получить большую награду от Всевышнего. Ранняя молитва дисциплинирует и способствует очищению души.
В день Джумы проповеди обычно довольно короткие, а молитвы долгие. В этот священный день посланник Аллаха возносит почести Всевышнему и говорит о достоинствах пятничного дня. После молитвы верующий должен совершить дома четыре раката (полный цикл словесных выражений и движений во время намаза).
История показывает, что пятница была очень важным днем для многих народов, в том числе и в домусульманских культурах. Она по-прежнему считается благословенной во многих религиях, например, в индуизме. Таким образом, пятницу считают особым и важным днем с самого начала человечества.
Источник: https://molitvaok.ru/kak-nazyvaetsya-pyatnichnaya-molitva-musulman.html
Ураза Байрам 2020 года — какого числа празднуется, как отдыхают россияне в этот день
Если вы хотите узнать, что такое Ураза, а также понять, в чем правила его и когда Ураза будет в 2020 году, то вы зашли по адресу. В этой статье мы расскажем о правилах соблюдения, о дате начала и дате окончания его в грядущем 2020 году, а также и о том, в чем заключается польза Уразы.
Уразой именуется мусульманский пост в месяце Рамадане. Длится пост этот 30 дней и во время него в дневные часы запрещено пить любые виды напитков, есть и предаваться всевозможным земным страстям. Только после захода солнца можно вкусить немного пищи и попить воды. Грехом в этот период считается и занятие сексом, танцы, веселье и даже мысли о чем-то пагубном.
Время Уразы нужно проводить в молитвах и мыслях о Всевышнем. Если вы не нарушите правил соблюдения Уразы, то вам простятся многие грехи. Если же вы пренебрегнете постулатами Уразы, тогда это будет считаться серьезнейшим грехом и неуважением к Богу. Обо всех правилах для женщин, мужчин и девушек мы с вами поговорим чуть ниже. Для каждой категории людей есть свои определенные правила соблюдения мусульманского поста.
Ураза 2020 начало и конец
Каждый год Ураза начинается и заканчивается в разные даты. Это связано с тем, что данный пост зависит от лунного календаря. В грядущем 2020 году Ураза начнется 24 апреля и закончится 24 мая. Началом поста считается момент, когда солнышко встает 24 апреля, а заканчивается пост заходом солнца 23 мая. По окончанию поста у мусульман будет отмечаться праздник, который называется Ураза-Байрам.
Приходится Ураза на самый длинный световой период, это означает, что солнышко в дни данного поста будет вставать рано и «ложиться» поздно. Морить себя голодом нужно будет порядка 20 часов в день и сделать это достаточно сложно. На протяжении всего поста, во время дневных часов категорически запрещено вкушать пищу и даже пить простую воду, а уж подвергаться плотским утехам тем более нельзя.
Для некоторых категорий верующих есть послабления в соблюдении Уразы. О них мы расскажем чуть ниже.
Как правильно держать Уразу
Каждый, кто только начинает соблюдать пост Рамадан в 2020 году, должен знать об основных правилах.
- Прежде всего, соблюдается пост в соответствии с определенным расписанием. Все намазы должны совершаться вовремя
- Если вдруг намаз пропущен, то его нужно успеть восполнить до совершения следующего
- Принимать пищу нужно строго перед восходом солнца. При этом еда должна быть свежая, а не та, что осталась с вечера
- Каждый новичок просто обязан соблюдать Сухум, потому что это самый главный этап, задающий направление на весь день
- Во время раннего приема пищи не переедайте. Ешьте ровно столько, сколько потребуется, чтобы набраться сил на целый день
- Когда солнце заходит, наступает Ифтар. В это время поблагодарите Аллаха за его щедрость, прочтите молитву, а также поешьте
- Есть и еще одна молитва — Таравих. Она должна читаться каждый день. Лучше делать это в мечети, но личное свершение не будет ошибкой
- Молитва читается по ночам, когда все основные молитвы завершены. И продолжается она до начала рассвета
- Если Таравих не совершен, то его восполнять не требуется
В каких регионах россии ураза байрам — нерабочий день
Мусульманские праздники — Ураза и Курбан Байрам — являются официальными праздничными днями в девяти российских регионах. В основном это национальные республики, где местные жители традиционно проповедуют ислам. Или многонациональные регионы, где мусульманской веры придерживается один из веками проживающих там народов — как, например, в Крыму.
Ураза Байрам в 2020 году является официальным праздником в таких регионах России:
- Республика Адыгея.
- Республика Башкортостан.
- Республика Дагестан.
- Республика Ингушетия.
- Кабардино-Балкарская Республика.
- Карачаево-Черкесская Республика.
- Республика Крым.
- Республика Татарстан.
- Чеченская Республика.
Количество дней, в течение которых официально празднуется Ураза Байрам в перечисленных республиках, может заметно отличаться. В основном нерабочим объявляется только один день. Но в трёх республиках Северного Кавказа — Дагестане, Ингушетии и Чечне — Ураза Байрам обычно празднуется тремя официальными выходными.
Часть из перечисленных регионов уже объявила дату официального празднования Уразы в 2020 году. В других республиках такие распоряжения местных властей только ожидаются. Но повлияют эти официальные распоряжения только на производственный календарь в республиках — график рабочих и выходных дней. А дата самого праздника, конечно же, давно известна и без решений властей.
Источник: https://pronedra.ru/uraza-bajram-2020-goda-kakogo-chisla-prazdnuetsya-kak-otdyxayut-rossiyane-v-etot-den-469152.html