«Хотите хорошего мужа? Выходите замуж за мусульманина». Как ислам на Вятке уживается с другими религиями
Почему кировчане становятся мусульманами, как живётся девушкам, принявшим ислам и есть ли в нашем городе многожёнцы, читайте в новом выпуске рубрики «Религии Вятки».
Ислам — самая молодая мировая религия и вторая по численности последователей. Его исповедуют 23% населения Земли и 10% населения России (по данным переписи 2002 года). В Кировской области ислам — тоже вторая по численности конфессия после христианства. У нас проживает по меньшей мере 15 тысяч мусульман. Это не только татары и уроженцы Северного Кавказа, но и русские по национальности. О том, сложно ли жить по законам ислама в русской провинции, мы расспросили вятских мусульман.
Праздник на улице Труда. Как на Вятке отмечают Ураза-байрам
В 7 утра 15 июня на небольшом участке улицы Труда (от Ленина до Казанской) бывает непривычно людно.
Со всех сторон к единственной в Кирове мечети стягиваются представители самых разных народов: татары, азербайджанцы, дагестанцы, узбеки, египтяне и даже чернокожие французы. Все они приходят на праздник Ураза-байрам — один из главных у мусульман.
Это праздник разговения, который отмечается в честь окончания поста в месяц Рамадан. По значимости его можно сравнить с Великим постом и Пасхой у православных.
Так что неслучайно на празднике можно увидеть первые лица области. На Ураза-байрам в этом году побывали губернатор Игорь Васильев, председатель ОЗС Владимир Быков и глава городской администрации Илья Шульгин.
В отличие от Великорецкого крестного хода или различных христианских праздников, журналистов на Ураза-байрам было немного: один интернет-портал (это мы) и телеканал, приехавший поснимать участие «випов«. Журналистам здесь определённо рады.
Муфтий Вятский Зуфар хазрат Галиуллин (на первом плане) и имам-хатыб хазрат Нурислам хаджи Касимов
Журналисты — великие люди, — то ли в шутку, то ли всерьёз говорит муфтий Вятский Зуфар хазрат Галиуллин. — Даже в Библии написано: вначале было Слово.
Нашего корреспондента и фотографа приглашают на праздничное чаепитие со вкуснейшими татарскими угощениями. Пока мы пробуем восточные сладости, муфтий Вятский и представитель правительства Дагестана в Кировской области Абдурахман Османов в непринуждённой обстановке задушевно рассказывают о философии ислама. Подобные безалкогольные застолья — не редкость в мусульманской общине. А в день разговения, как говорится, сам бог велел.
Под запретом в Рамадан не только алкоголь, курение, половая жизнь, но даже преднамеренное употребление пищи. Утолять голод можно, но в определённое время: перед восходом и после захода солнца. Впрочем, мусульмане, приехавшие на Вятку из-за границы, считают, что у нас пост соблюдается не так строго.
В Египте гораздо строже, всё-таки это мусульманская страна, — отмечает в разговоре с журналистом портала Свойкировский египтянин Ахмед. — Например, в месяц Рамадан никто не курит на улице, почти все кафе и рестораны закрыты. Гуляют все только после захода солнца. Мы держим пост по 12-16 часов, в России это не так.
Но самое главное в пост — всё же не ограничения в еде, а добрые дела и чистые мысли. В Рамадан мусульмане стараются больше времени проводить в молитве и чтении Корана, чаще давать милостыню.
Месяц Рамадан нужен, чтобы удержать себя духовно, — поясняет муфтий Зуфар Шайдуллович. — Мы для тела всё делаем: кормим, обуваем, одеваем, но забываем о душе. А ведь душа — это самое главное. Тело предаётся земле, а душа возвращается Богу.
Молитва в исламе совершается совершенно особым образом — на коленях. Не только в праздничные, но и в обычные дни пять раз в день мусульмане должны совершать намаз. Это молитва, во время которой человек просит у Аллаха защиты от Сатаны, воздаёт хвалу Богу и просит прощения за грехи. Первый намаз мусульмане совершают ещё до восхода солнца.
Время совершения намазов
Мы читаем молитву даже перед тем, как ехать куда-то, перед сдачей экзаменов, — говорит мусульманка Айгуль (имя изменено по просьбе бедвушки). — Это делается для того, чтобы всё прошло хорошо, с волей Аллаха. В идеале лучше бы читать молитвы всегда, когда куда-то идёшь, так как не знаешь, что с тобой может случиться. Да и после прочтения молитвы ты чувствуешь какую-то лёгкость в душе, скорее всего, потому что ты веришь, что твой Бог с тобой всегда.
В день Ураза-байрам подготовка к праздничной молитве тоже начинается ранним утром. Намаз обязательно должен совершаться после омовения, с чистыми мыслями и в чистом месте. Так что рядом с мечетью на земле расставляют поддоны, закрывая их коврами.
Молитва также проходит внутри здания. Причём мужчины молятся отдельно от женщин. По словам муфтия Вятского, это нужно для того, чтобы мысли во время молитвы были направлены исключительно к Богу. Женщин на празднике совсем немного, они молятся в отдельном здании на задворках мечети. Одна из них — 63-летняя Роза — сегодня впервые в своей жизни пришла в мечеть.
У нас в семье все мусульмане. И отец, и мама у меня исповедовали ислам, их уже нет в живых. Я хочу чтить их память и традиции, но пока ничего не придерживаюсь, изучаю религию.
Молитва и проповедь транслируется через колонку, чтобы прихожане снаружи тоже слышали слова. Разобрать слова сложно, но сделать звук чуть громче нельзя — в день праздника кто-то из жителей ближайших домов и так пожаловался в полицию.
Праздничная проповедь в день Ураза-байрам посвящена вопросам мира и дружеского отношения между народами.
Сколько можно воевать? 21-й век на дворе, — задаётся риторическим вопросом Зуфар хазрат Галиуллин.
Для российских мусульман тема мира особенно важна, ведь у нас страна многонациональная, не все готовы с пониманием и уважением относиться к традициям и национальным особенностям друг друга. Имам-хатыб кировской Соборной мечети Нурислам хазрат Касимов с сожалением признаёт, что определённые стереотипы, связанные с исламом, на Вятке есть, хотя каких-то глобальных конфликтов не возникает.
Мы не ищем противоречия, а ищем общечеловеческие ценности, — говорит Нурислам. — Когда мы беседуем с человеком, образованным в религии, мы находим то, что нас объединяет. Когда мы слушаем людей, нахватавшихся чего-то по верхушкам, то речь идёт о том, что разделяет.
Там, где стало мало знания и много высокомерия, там война. А у нас здесь, слава Богу, мирно. Мы живём в таком городе, где у населения русской национальности есть глубинное душевное отношение к остальным. В этом есть милость Всевышнего.
Соответственно, и от нас к русским ответное, доброжелательное отношение.
После окончания основной части праздника все мусульмане выходят на улицу Труда: угощаются припасённой халяльной пищей, приветствуют друг друга, поздравляют, обнимаются и делают селфи, причём даже с незнакомыми людьми.
В исламе есть традиция обниматься. Так проявляется близость между людьми, — объясняет Зуфар хазрат Галиуллин. — Неслучайно наша национальная спортивная игра — это борьба, не бокс. Когда ты борешься, ты человека как будто обнимаешь. Бить человека в лицо в исламе запрещено.
https://www.youtube.com/watch?v=5TiANu_KrbI
Общение между прихожанами происходит абсолютно свободно: национальность не играет большой роли, когда людей объединяет вера. Как отмечает Нурислам хазрат Касимов, сегодня в одном только Кирове насчитывается около 10 тысяч мусульман, по области — более 50 тысяч.
В начале XX века в Вятской губернии было около 125 тысяч мусульман. Как и в наши дни, они проживали, в основном, на юго-востоке региона: в Малмыжском и Уржумском уездах, а также в Сарапульском и Елабужском уездах, современные территории которых уже не входят в Кировскую область.
Как создавалась единственная на Вятке мечеть
Первая и единственная мечеть Вятки была построена в 1908 году, хотя необходимость в ней назрела уже давно. Ходатайствовать о возведении мечети вятские мусульмане начали после обнародования указа императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости«.
В апреле 1906 года состоялось общее собрание домохозяев-мусульман Вятки, на котором было решено принять на свой счёт всё содержание мечети и необходимого при ней духовенства. Однако деньги на строительство впоследствии жертвовали не только мусульмане.
Как сообщается на сайте «Пешком по Вятке«, 200 рублей выделил известный вятский купец-благотворитель Тихон Булычёв.
Источник: https://kirov-portal.ru/blog/hotite-horoshego-muzha-vyhodite-zamuzh-za-musulmanina-kak-islam-na-vyatke-uzhivaetsya-s-drugimi-religiyami-4353-23163/
Ураза-байрам обнажил главную проблему российских мусульман
МОСКВА, 4 июн — РИА Новости, Антон Скрипунов. Мусульмане отмечают Ураза-байрам — один из главных исламских религиозных праздников. По всей стране сотни тысяч верующих собрались на праздничный намаз в мечетях, и места хватило далеко не всем. О том, как в этом году прошли торжества, — в материале РИА Новости.
Бдительные волонтеры
На Ураза-байрам даже Соборная мечеть Москвы — одна из крупнейших в стране — не способна вместить всех желающих помолиться. Чтобы оказаться внутри во время праздничного намаза, люди приходят сюда еще ночью.
«Я из Подмосковья, был здесь уже около двенадцати. Ждал на улице, одним из первых вошел внутрь. Тяжело, конечно, — молитва же начинается в семь утра», — рассказывает корреспонденту РИА Новости Раис Ахметов. И таких как он, примерно десять тысяч — столько вмещает Соборная мечеть.
Народ стекается всю ночь: кто-то приезжает на такси, кто-то чуть ли не через весь город идет пешком с закинутым на плечи ковром — для себя и детей. К пяти утра на улицах около мечети не протолкнуться.
«Братья, не толкаемся! Не задерживаемся!» — взывает волонтер возле рамок металлоискателей.
Сотрудникам правоохранительных органов помогают около полусотни волонтеров. Они направляют поток верующих, смотрят, чтобы люди располагались на молитве, не мешая друг другу. И конечно же, следят за порядком.
«На территории мечети стоят ящички для садаки (пожертвований), собираемой муфтиятом. Так вот, возле одного из них стоял дедушка и наблюдал за бросающими деньги в ящик. А потом резко схватил его и дал деру. Слава богу, мы его поймали», — рассказывает один из волонтеров.
«Залог успеха» для мусульман
Ураза-байрам — один из двух главных праздников ислама. На арабском языке он называется «Ид аль-Фитр», по-русски — «праздник разговения».
В течение всего священного для мусульман месяца Рамадан — именно его окончание знаменует Ураза-байрам — верующие от рассвета до заката ничего не едят и не пьют.
В этот месяц, согласно исламскому вероучению, пророку Мухаммеду был ниспослан Коран (сам праздник он установил в 624 году). А помимо воздержания от еды и питья, верующим предписано в пост особенно усердно молиться и посвящать время благим делам.
«Этот великий пост мы воспринимаем как испытание нашей духовной силы, испытание нашей терпимости и залог успеха нашей дальнейшей жизни. Ведь пророк Мухаммед сказал: «Тот, кто соблюдает пост с верой и надеждой, не совершая греха, — тому прощаются все прежние прегрешения и его душа очищается», — объяснил журналистам глава Духовного управления мусульман России шейх Равиль Гайнутдин.
До самых северных широт
Воздержание от еды и питья от рассвета до заката в Рамадан обязательно для всех мусульман. Даже для живущих там, где солнце в мае-июне не заходит никогда. Община мусульман в Мурманске одна из самых северных в мире. Соблюдать пост по всем правилам в таких условиях нереально.
«Для мусульман, проживающих в северных регионах, предусмотрена специальная фетва — исламский правовой акт. Там прямо указано, что можно ориентироваться на Мекку (Саудовская Аравия). Мы находимся на 69-й параллели, но ориентируемся на 45-ю — широта Крыма», — рассказывает РИА Новости глава Духовного управления мусульман Мурманска муфтий Раиль Биккиняев.
«Мигрантов меньше не стало»
Как и в Москве, мурманские мусульмане потянулись к мечети заранее. В праздничные дни на молитву собираются тысячи человек, и все никак не поместятся.
«Сегодня на молитву пришло более четырех тысяч человек. В мечети молились порядка 600 мусульман, остальные — на ее территории. По меркам города, это довольно много, к тому же в этом году людей гораздо больше», — говорит муфтий Мурманска.
Вообще, как отмечают в Совете муфтиев России, эта проблема общая для многих регионов. «Несколько лет назад мы предупреждали власти, что не мы стоим на границе, решая, кого впускать, а кого нет.
Мигрантов меньше не становится, а некоторые легализуются и получают российское гражданство.
К тому же у этнических мусульман на территории России просыпается самосознание и они устремляются в мечети, которых в той же Москве не хватает катастрофически», — подчеркивает в беседе с РИА Новости первый зампредседателя Совета муфтиев Рушан Аббясов.
В Московской области, чьим муфтием он является, всего 30 молелен. Среди них восемь мечетей с минаретами, остальное — либо молельни, либо мусульманские центры, здания под которые выкупаются или арендуются общинами.
И на этих 30 площадках в Подмосковье сегодня молились более ста тысяч человек. А в Москве, как сообщили РИА Новости в мэрии, — 274 тысячи. В четырех мечетях — Соборной на проспекте Мира, Мемориальной на Поклонной горе, Исторической в Татарском переулке и мечети «Ярдям» в Отрадном — и на трех дополнительных площадках (в Бутово, Сокольниках и Братеево). Понятно, что мусульманам этого мало.
Мест не хватает везде
«И все же люди должны молиться внутри мечети, а не на улице. Конечно, хотелось бы, чтобы построили еще несколько мечетей. Так было бы хорошо для всех», — отмечает в беседе с корреспондентом РИА Новости москвич Исмаил Аскеров. На молитву он пришел в полпятого утра и лишь чудом протиснулся на территорию мечети.
Впрочем, хотя на улицах молились десятки тысяч людей, никаких проблем это не создало, уверяет корреспондента РИА Новости заместитель руководителя департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Константин Блаженов. А мест в мечетях на Ураза-байрам и Курбан-байрам не хватает во всех странах мира.
«Что касается новых мечетей, Москва — город быстрорастущий, все течет, все меняется», — заключает Блаженов.
Источник: https://ria.ru/20190604/1555242058.html
Намаз
Намаз (араб. салят) это обязательные мусульманские молитвы, которые исполняются пятикратно каждый день. Намаз является вторым столпом ислама.
Бог предписал мусульманам молиться пять раз в установленное для этого время дня:• фаджр: рассвет, перед восходом солнца• зухр: полдень, после того, как солнце пройдет самую высокую точку• аср: до захода солнца• магриб: сразу после захода солнца
• иша: между закатом и полночью
Все мусульмане молятся пять раз в день. Мусульманские дети поощряются читать молитву, начиная с семилетнего возраста.
Молитва задает ритм дня
Такое расписание чтения молитв задает распорядок дня мусульманам. В исламских странах призыв к молитве из мечетей задает ритм дня для всего населения, включая немусульманское.
Всемирный мусульманский ритуал
Этот молитвенный ритуал, которому уже более 1400 лет, повторяется пятикратно каждый день миллионами людей по всему миру.
Его исполнение не только духовно в высшей степени, оно также объединяет мусульман по всему миру, с теми, кто произносил эти же самые слова и делал эти же самые движения в разное время в мусульманской истории.
Молитвы тела, ума и души
Все эти молитвы не просто слова, которые нужно произносить вслух.
Для мусульманина молитва означает объединение разума, тела и души в одно целое во время молитвы; поэтому, мусульманин, читающий эти молитвы должен выполнять серию предписанных движений в такт словам молитвы.
Мусульмане перед молитвой должны находиться в надлежащем расположении духа; они должны отложить в сторону все свои ежедневные заботы и мысли, чтобы сконцентрироваться исключительно на Боге.
Если мусульманин молиться без надлежащего отношения к молитве, то это считается, что будто он не молился вовсе.
«Горе же тем молящимся, которые не читают молитвы истово». (Коран, 107:4-5)
Мусульмане не молятся во благо Аллаха
Аллах не нуждается в человеческих молитвах, так как Он не нуждается ни в чем. Мусульмане молятся потому, что Бог велел им делать это, и потому что они верят в то, что они получают великую награду за это.
Мусульмане молятся непосредственно Богу
Мусульманин молится так, будто он находится в присутствии Аллаха. Во время исполнения ритуальных молитв каждый отдельный мусульманин находится в прямом контакте с Богом. Отсутствует необходимость в священнике в качестве посредника. Не смотря на это, в мечетях есть глава богослужения – имам. Имам это не священник, а просто человек, с глубокими знаниями ислама.
Намаз в мечети
Мусульмане могут молиться в любом месте, но особенно хорошо молиться вместе с другими верующими в мечети. Совместное моление помогает мусульманину осознать, что человечество едино, и все равны перед лицом Аллаха.
Ритуальное омовение
Мусульмане должны быть чисты перед молитвой. Они очищаются, выполнив ритуальное омовение, которое называется «вуду». Мечети имеют все условия для совершения омовения.
Источник: http://www.imam.ru/articles/namaz.html
Заупокойная молитва
Погребальной молитве (джаназа) придаётся в Исламе особое значение. Хадис Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) повествует о том, что участвовавшему в похоронной процессии до самого погребения покойного предназначена награда, равная двум горам Ухуд, которая расположена вблизи города Медины.
Чем больше людей будет участвовать в заупокойном намазе, тем лучше для умершего. Заупокойный намаз – это самое лучшее из того, что мы можем сделать для усопшего.
Поэтому надо постараться созвать на него как можно больше людей. Желательно, чтобы количество молящихся было не менее 40 человек и они по возможности должны встать в три ряда за имамом.
Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если за упокой умершего помолятся коллективно сто человек и попросят заступничества для него, то их молитва не останется непринятой». Он также говорил: «Если за упокой умершего помолятся три ряда мусульман, то ему уготован Рай».
Передано, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) также говорил: «Если за мусульманина совершат погребальный намаз сорок мусульман, то их заступничество за него будет принято». Всевышний простит умершего ради этих 40 человек.
Отсюда следует, что погребальный намаз является очень важным и безгранично полезным деянием. Некоторые люди обычно считают обязательным для себя пойти на соболезнование, посетить могилу и т. п., но не придают особого значения намазу за упокой умершего. Однако человек, который искренне скорбит и жалеет умершего, прежде всего должен участвовать в погребальном намазе.
Имам ан-Навави в своей книге «Маджму» пишет: «Бесспорно, что молитву по усопшему совершать по одному разрешено, но сунной является совершить её с коллективом, исходя из хадисов на эту тему и единогласного мнения всех мусульман (иджма)».
Поскольку погребальный намаз так высоко ценится Всевышним Аллахом, каждому человеку необходимо изучить правила его совершения.
Исполнение обязанности по погребальной молитве
Совершение погребальной молитвы по умершему мусульманину является коллективной обязанностью (фарз аль-кифая) для мусульман определённого населённого пункта.
Поэтому если даже один человек совершит погребальную молитву за умершего, то обязанность (фарз) по ней считается выполненной, даже если при наличии совершеннолетнего её совершит несовершеннолетний мусульманин.
А все остальные члены общины той местности освобождаются от этого предписания. Однако более благонадёжным и точным будет, если её совершат два, три или четыре человека.
Лучше совершить заупокойный намаз коллективно (джамаатом), ибо это является сунной, и чем больше количество молящихся, тем лучше.
В книге «Шарх аль-мухаззаб» пишется, что если даже этот намаз совершат более одного человека (т. е. условием является, чтобы хотя бы один человек обязательно совершил его), то для них тоже он засчитывается как обязательный. Иначе говоря, делая намерение для погребального намаза, они должны вознамериться совершить и обязательный намаз.
Если в местности, где совершают заупокойную молитву, присутствуют мужчины, но её совершили лишь женщины, то обязанность по намазу не считается выполненной, даже если рядом с ними (женщинами) находится только мальчик, ещё не достигший совершеннолетия.
Пребывающими там, где совершают заупокойную молитву, считаются даже те, которые проживают за пределами населённого пункта (города, села). Все, кто проживает на таком расстоянии от данного населённого пункта, при котором они слышат призыв к пятничной молитве из близлежащей мечети и обязаны отправиться на пятничную молитву, считаются также находящимися там, где совершают заупокойную молитву.
Если в такой местности находятся лишь женщины и несовершеннолетний мальчик, то они обязаны повелеть ему совершить погребальный намаз за умершего, а также обязаны наказать его в том случае, если он отказывается от его совершения. Если мальчик откажется и после этих мер, тогда женщины сами обязаны совершить погребальный намаз.
Если после совершения женщинами погребального намаза к ним прибудет мужчина, то он не обязан совершить его заново, ибо обязанность по намазу уже исполнили женщины.
Если женщины находятся одни (без мужчин), то для них тоже желательно (сунна) совершить этот намаз коллективно.
А там, где присутствуют мужчины, женщины не обязаны совершить заупокойный намаз, для них это является лишь сунной.
Обязательность совершения заупокойной молитвы до погребения умершего
Совершение молитвы за упокой умершего человека ещё до его погребения является обязательным. Если покойного захоронят ещё до совершения по нему погребального намаза, то те, которые похоронили его, впадают в грех. Также впадают в грех и те, кто согласился с этим их поступком. А после погребения умершего его могилу уже нельзя вскрывать с целью совершения за него погребальной молитвы, а совершают её, стоя за его могилой.
Мухаммад-Гаджиев аль-Инчхи
Источник: http://islamdag.ru/verouchenie/23017
Как мусульмане в Рамадан ничего не пьют и не едят? А целоваться тоже нельзя? Стыдные вопросы про священный месяц в исламе — Meduza
C 26 мая по 24 июня мусульмане соблюдают Рамадан — месяц обязательного поста в исламе. По оценкам социологов, в 2015 году в мире насчитывалось 1,8 миллиарда мусульман, но те, кто не ассоциирует себя с исламским миром, как правило, не очень хорошо разбираются в мусульманских обрядах и праздниках. Для них «Медуза» решила ответить на базовые вопросы о Рамадане.
Рамадан — это когда режут баранов?
Нет. Рамадан — название девятого месяца лунного исламского календаря. Считается, что именно в этом месяце Аллах начал ниспослание Корана как «руководство для всех людей и как разъяснение прямого пути, отделяющего истину от лжи».
В исламе Рамадан признан временем милости Аллаха, смирения, прощения грехов и поста.
Месяц называют священным, потому что, согласно хадисам (преданиям о словах и действиях пророка Мухаммеда), в Рамадан открываются врата рая, закрываются врата ада и накладываются оковы на дьяволов. Рамадан — время поста.
Пост (его называют саум или ураза/ораза) — это один из пяти столпов ислама (основных предписаний, которые обязательны для выполнения всеми мусульманами). Под постом в исламе подразумевается полный отказ от еды и питья от рассвета и до заката, а также другие ограничения, которых мусульмане должны придерживаться в месяц Рамадан. Ночью ограничения снимаются, но излишества не приветствуются.
А теперь вернемся к баранам! Их закалывают в качестве жертвоприношения не в Рамадан, а в исламский праздник Курбан-байрам, который отмечают ежегодно через 70 дней после Ураза-байрама — праздника окончания поста. В 2017 году Ураза-байрам выпадает на 25 июня.
Рамадан — это для всех мусульман?
От соблюдения поста освобождаются кормящие и беременные женщины, женщины в период месячных, люди с хроническими заболеваниями, больные и престарелые, если пост вредит их здоровью, путники и дети, не достигшие половой зрелости.
Но и тут есть свои нюансы. Беременные и кормящие освобождаются только от соблюдения поста, но не от совершения ежедневных намазов (молитв). Во время месячных женщинам не следует и молиться.
С детьми же не так понятно. В исламе дети, не достигшие половой зрелости или совершеннолетия, не несут ответственности за свои поступки — и пост для них не обязателен. Однако финальное решение о приобщении к традиции остается на усмотрение родителей. Не совсем ясно, до какого возраста ребенок считается ребенком. Где-то пишут, что примерно до 15 лет, где-то — до 14, где-то — и вовсе до 10 лет.
Освобожденные от поста по временным обстоятельствам должны выдержать его в последующие месяцы (не обязательно подряд) до наступления следующего Рамадана. Если же по физическим возможностям «погасить долг» невозможно, то надо накормить бедняка на сумму, в которую обходится в среднем обед (а лучше — из расчета примерных затрат на собственное питание за день).
Как провести весь день без еды и питья? Это не вредно для здоровья?
Мы не знаем как, но мусульмане из года в год это делают. Нужно понимать, что в Рамадан люди все-таки не отказываются от еды и питья вовсе: после захода солнца люди собираются на вечернее застолье — ифтар.
Что касается здоровья, мы не нашли ни одного исследования, которое доказывало бы вред мусульманского поста. Но людям с хроническими заболеваниями и тем, кто принимает препараты несколько раз в день, лучше все-таки не голодать, иначе будет плохо. Впрочем, по исламу такие люди и так освобождаются от поста.
Из всех ограничений больше всего опасений вызывает запрет на питье, особенно в летнюю жару (к примеру, температура в Багдаде сегодня достигнет 44 градусов). Почему нельзя пить даже воду, не сказано ни в хадисах, ни в Коране. В Nature пишут, что ученые не нашли пагубных последствий, связанных с отрицательным водным балансом во время поста. В целом ученые отмечают, что польза или вред Рамадана в значительной степени зависит от того, что человек ел ночью.
Результаты исследования показали, что к концу Рамадана в среднем по миру мужчины теряют 1,51 килограмма, а женщины — 0,91 килограмма. Большая часть потерянного веса затем восстанавливается за несколько недель.
Чтобы пост не повредил организму, мусульманам советуют есть разнообразную здоровую пищу с правильным соотношением белков, жиров и углеводов, ночью несколько раз пить воду, избегать соленого, сладкого, острого, жареного и кофе.
В Рамадан нельзя только есть и пить?
Нет. Для начала поясним, что мусульманский пост состоит из двух элементов: намерение и воздержание. В исламе ният (намерение) — это присутствие в сердце желания и решимости поститься. День поста не считается засчитанным, если намерение — специальная молитва — не была произнесена до утренней зари. Намерение можно произносить на любом языке, про себя или вслух.
Под воздержанием понимается отказ от приема пищи, питья, курения и интимной близости с рассвета до захода солнца. Нельзя принимать лекарства (если не с помощью уколов) и жевать жвачку.
Еще есть целая статья о том, можно ли глотать слюну (коротко — если слюна покидала организм, то ее проглатывать нельзя).
А вот заниматься спортом, сдавать кровь, целоваться (без проглатывания слюны партнера), купаться (если вода не попадает в рот), чистить зубы (если зубная паста не попадает в глотку) — это все можно. Если вкратце, ограничения накладываются на прием всего, что идет внутрь организма.
Но Рамадан — это не только о том, что «нельзя делать». В это время нужно проявлять радость, остерегаться грехов, лжи, ненужных разговоров, давать милостыню и больше молиться.
Почему Рамадан все время в разное время?
Это не совсем так. В исламском календаре используется не солнечный календарный месяц, а лунный. Его даты определяются по сменам фаз Луны. Лунный год, как простой (354 дня), так и високосный (355 дней), короче григорианского примерно на 11 суток, поэтому ежегодно начало Рамадана отодвигается на 10–11 дней. Рамадан «блуждает» и может выпасть на любое время года (так, в 2030 году Рамадан будет с 6 января по 4 февраля), но для мусульман он всегда означает девятый лунный месяц.
Говорят, что зимой соблюдать Рамадан легче: световой день короче, температура воздуха ниже, тело теряет меньше влаги и не так хочется пить.
Если нарушил Рамадан, то что?
Тут два варианта. Если пост был оставлен по уважительной с точки зрения шариата причине, то необходимо возместить пропущенные дни после Рамадана. Если нет, то нужно покаяться, больше не совершать подобного и увеличить количество праведных дел.
Много ли мусульман не соблюдают Рамадан?
Мы не знаем. Ученые из Pew Research Center в 2012 году опросили 38 тысяч мусульман из 39 стран и территорий. 93% респондентов ответили, что соблюдают пост.
Как соблюдают Рамадан в местах, где не садится солнце?
В таких странах, как Финляндия, Норвегия и Швеция, световой день может длиться по 20 и более часов, а за полярным кругом солнце летом вообще не садится. В таких случаях мусульмане придерживаются графика поста по Мекке или ближайшей мусульманской стране.
Если сейчас Рамадан, то почему тогда в Лондоне и Тегеране произошли теракты?
На этот вопрос сложно ответить. Журналисты Vox придумали простой ответ: потому что террористы — мерзавцы. Распространено мнение, что в Рамадан теракты происходят даже чаще, чем в другие месяцы, но, судя по результатам исследования, устойчивой связи между постом и числом атак не существует.
Источник: https://meduza.io/feature/2017/06/09/kak-musulmane-v-ramadan-nichego-ne-pyut-i-ne-edyat-a-tselovatsya-tozhe-nelzya