Мифология — Божества
Божества в различных мифологиях
Легенда о происхождении Осириса связывает его с гелиопольским космогоническим мифом. Местным богом Гелиополя был Атум, считавшийся «первым богом» до эпохи пирамид. В городе находился храм, посвященный ему как «отцу богов». Остается неизвестным, когда и каким образом место Атума занял Ра, но впоследствии оба бога были объединены под именем Атума-Ра, возглавившего Девятку (Эннеаду) богов.
Выплевывая собственное семя, Атум создал первую божественную пару – бога Шу и богиню Тефнут; эта пара родила бога Геба и богиню Нут. Эти четыре божества персонифицировали обожествленные космические стихии, и храмов в их честь не воздвигали. Специальные места культа были им отведены лишь в Гелиополе.
Между тем, именно от последней пары этих космических божеств родился тот, кто стал «Властелином всего сущего» — Осирис, а вместе с ним родились две его сестры – Исида и Нефтида, и два брата – Сет и Гор-хент-ан-маа («Слепой Гор»), называемый Гор-старший, в отличие от Гора, сына Осириса.
Однако, как мы знаем, Осирис не был исконным богом Гелиополя, его родиной был город Бусирис.
Подробнее
Культ Осириса был отмечен «грубой, но выразительной символикой». Во время его праздника женщины разгуливали по селению, «неся непристойные изображения бога, приводившиеся в движение с помощью веревок.
Аналогичное изображение бога, украшенное всевозможными плодами, стояло в храме перед статуей Исиды», и даже в гробу Осирис изображался с напряженным фаллом, что должно было показать неиссякающую и после смерти производящую силу бога.
Рождение Гора, которого Исида зачала уже после смерти Осириса, наглядно проявляет производящую мощь бога.
В одном из гимнов Осирису говорится, что благодаря ему мир покрывается пышной зеленью. В другом гимне он называется «отцом и матерью всех людей», из чего следует, что от этого бога люди ждали и ниспослания потомства. С этой целью также устраивались праздничные шествия, которые впоследствии стали ошибочно восприниматься как непристойные и развратные.
Подробнее
Кем же был на самом деле Осирис, известный впоследствии как «Властелин всего сущего»? М.А. Коростовцев полагает, что, поскольку Осирис традиционно «изображается в верхнеегипетской высокой белой короне, он все же «выходец» из Верхнего Египта».
Миф гласит, что он был сыном божественной четы – богини неба Нут и бога земли Геба, одним из пяти детей, рожденных в обход проклятья бога Солнца, разгневанного изменой своей супруги Нут. Хитроумному Тоту удалось уладить дело благодаря выигрышу в игре в шашки у Луны.
Выиграв у богини одну семидесятую долю каждого дня в году, Тот сложил из этих кусочков времени пять полных дней, которые и были добавлены в конец египетского года. Над этими днями бог солнца Ра не имел власти, и в первый же день родился Осирис, о котором таинственный голос с неба объявил, что на свет появился владыка всего сущего.
В следующие дни родились Гор Старший, Сет, Исида и Нефтида. В некоторых мифах утверждается, что Исида с Осирисом были любящей парой уже до своего рождения, во всяком случае, все варианты сходятся на том, что они стали супругами, также как и Сет с Нефтидой.
Подробнее
Осириса часто рисуют черным вследствие того, что он управлял царством мертвых под землей. Иногда цвет кожи Осириса зеленый, в чем усматривается его связь с растительностью, иногда выцветший синий, который «согласно восточным представлениям является просто еще одним оттенком черного».
Он изображался или сидящим на троне, или стоящим на очень высокой лестнице, которая «должно быть, первоначально представляла лестницу, по которой поднимается и спускается бог-солнце».
Со своего места он управлял умершими, и поскольку был связан с растительностью, таинственно появляющейся из глубин, особой его заботой было надзирание за работой в полях Иару («поле отростков, побегов»). В этих полях трудились умершие, собирая обильные урожаи.
Вместе с тем Осирис выполнял и функции строгого судьи, решая судьбу умерших «в их второй жизни». (См. загробный мир).
Вместе со звездами он со всем своим царством поднимался в ночное время из бездны, выступая в этой функции вновь владыкой воскресения и прототипом умершего, который обретает вечную жизнь.
В Египте во времена Древнего Царства и ранее господствовала звездная религия, которая предполагала превращение душ умерших фараонов в звезды. «Ты обретаешь свое место на небе среди звезд», — говорилось в обращении к умершему фараону. [Руг., 251].
Подробнее
Первоначально Осирис был местным богом города Джед(у) (Джедет) в Дельте. Греки называли этот город Бусирис — то есть «Дом Осириса». В заупокойных текстах он нередко называется «владыкой Бусириса», что «безусловно, указывает на связь Осириса как бога умерших с Бусирисом».
Точное египетское произношение имени неясно, обычно считается, что оно звучало как Usir(i). Имя этого бога, как считает Макс Мюллер, «вероятно, является древним неправильным прочтением иероглифических символов, которые стали непонятны». Дж.
Фрэзер полагает, что имя Осириса имеет значение «»посев» или «жатва», поэтому древние авторы иногда выражали мнение, что он олицетворяет дух хлеба». Плутарх пишет, что поскольку «Осирис изображается иероглифами, обозначающими глаз и скипетр», то имя его означает «многоокий (os — «много» и iri — «глаз»).
«Милостивый характер, приписываемый Осирису, отразился в его дополнительном имени Un(en)-noffer или Unnofru — Уннефер (Делающий добро), греч. «Онофрис». Он часто носит титул Neb-er-Zer или «Властелин всего сущего».
Подробнее
Италийской богиней весенней растительности, цветов и юности была Флора. Первоначально она была богиней италийских осков и сабинян, затем вошла в римский пантеон богов, и в ее честь было установлено празднество под названием флоралий, отмечаемых в период с 28 апреля по начало мая.
В этом весеннем торжестве огромную роль играли гетеры, да и сама Флора именовалась Meretrix (продажной девчонкой, распутницей).
Разнузданный характер игр и нравов, царивших во время праздника, были призваны произвести аналогичное воздействие на природу, чтобы призвать ее к плодовитости. Люди украшали себя и животных цветами, женщины надевали яркие платья.
Выступления мимов, как мужчин, так и женщин, появлявшихся на сцене нагими, зачастую весьма непристойные, стали отличительной чертой этого весеннего праздника цветов.
Подробнее
Р.Грейвс пишет в «Белой богине», что осенний праздник в честь Диониса носил название «Амбросия» и предполагает, что на празднике Амбросии «участники вкушали поганки, чем доводили себя до божественного безумия». В «Мифах Древней Греции» Р.Грейвс указывал, что амбросия «скорее всего была ячменной кашей, заправленной растительным маслом и измельченными фруктами». Добавим от себя, что первоначально, возможно, вместо измельченных фруктов использовались измельченные поганки.
По мнению Грейвса именно эту поганку — panaeoluspopilionaceus, погружающую в глубокий транс, «ели адепты во время элевсинских, самофракийских, критских мистерий и становились вровень с богами способностью к трансцендентетным видениям».
На то, что безумствующие менады первоначально одурманивали свое сознание галлюциногеном, указывает и сам характер «одержимости Дионисом»: Ликург видит вместо сына виноградную лозу, Агава видит вместо сына животное, пираты видят вместо мачт и весел змей и т.д.
Позже вино заменило не только поганки на пирушках менад, но и кровь, проливавшуюся при жертвоприношениях.
Подробнее
В начале январе в Афинах проводился праздник Галои – от слова «halos», означающего и место обмолота и сад. Вероятно, это был праздник возделывания садов, включавший в себя мистерии Деметры, Коры и Диониса. Он тоже праздновался женщинами и был приурочен к сбору винограда и пробе нового вина.
Диониса очень почитали в Афинах, где в его честь проводили четыре главных праздника: Малые (или сельские) Дионисии осенью — это был праздник сбора винограда, Ленеи в январе — праздник по случаю изготовления вина — выдавливания винограда; Антестерии в конце февраля — праздник откупоривания бочек с молодым вином, которое тогда пробовали; Большие (или городские) Дионисии—в конце марта и в начале апреля.
Подробнее
У Диониса много ипостасей и много эпитетов. Эрифос (козленок) — эпитет Диониса, превращенного Гермесом в козленка, когда последний спасал юного бога от гнева Геры. Зовут его и Мельпоменом (Ведущий хороводы), а жители Аттики называют его»»Киссом (Плющем), говоря, что тут впервые появился плющ как растение». (Павс. I , 31, 6).
В Риме он был известен как Либер и ему посвящены следующие строки Овидия: «Покорны ему матери и молодицы//Ладан несут и зовут Лиэя, Бромия, Вакха, / Отпрыск огня, что дважды рожден и двумя матерями, / И добавляют: Иисей, Тионей нестриженный, имя / Также дают и Леней, веселящих сеятель гроздьев, / Также Иакх, и Эван, и отец Элелей, и Никтемий, / Много имен и еще которые некогда греки / Дали, о Либер, тебе! Ибо юность твоя неистленна, / Отрок ты во веки веков».
Подробнее
Плутарх пишет об отождествлении Диониса с Осирисом, приводя египетское предание о войне Апописа с Зевсом, во время которой Осирис, вставший на сторону последнего и вместе с ним одержавший победу, был усыновлен Зевсом, давшим ему имя Дионис.
Время и обстоятельства рождения Осириса остаются неизвестными. Между тем, благодаря Плутарху, нам известно, что сын Осириса, Гор, зачатый Исидой от мертвого супруга, родился раньше срока.
Плутарх сообщает, что Исида родила «недоношенного и недоразвитого» Гора «к зимнему солнцевороту среди ранних цветов и побегов». Шестимесячным родился и Дионис у Семелы.
Сходство между Дионисом и Осирисом проистекает и из такой детали их культа, как количество кусков, на которые были расчленены боги. Сет сперва топит сундук с телом заживо погребенного в нем Осириса, а, когда Исида находит и возвращает в Египет тело, он разрывает его на 14 кусков. Именно 14 частей тела Диониса фигурируют в обряде, проводившемся на празднике цветов — антестериях, празднике весны, молодого вина и поминовения умерших.
Подробнее
Ещё статьи
Источник: http://www.a700.ru/gods.html
Осирис | Боги египетской мифологии
Осирис (Озирис) — бог возрождения, царь загробного мира в древнеегипетской мифологии.
Согласно упоминаниям в древнеегипетских текстах и рассказу Плутарха (ок. 45 — ок. 127 — древнегреческий философ, биограф, моралист), Осирис был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды, братом Нефтиды, Сета, отцом Гора и Анубиса. Он был четвёртым из богов, царствовавших на земле в изначальные времена, унаследовав власть прадеда Ра, деда Шу и отца Геба. Усыпальница Осириса находилась в Абидосе.
Царствуя над Египтом, Осирис научил людей земледелию, садоводству и виноделию, но был убит своим братом, богом Сетом, желавшим править вместо него. Жена Осириса, его сестра Исида, нашла его труп и стала оплакивать его вместе со своей сестрой Нефтидой. Ра, сжалившись, посылает шакалоголового бога Анубиса, который собрал рассыпавшиеся (а по другому варианту — разрубленные Сетом) части Осириса, забальзамировал тело и запеленал его.
Исида вылепила фаллос из глины (единственной частью тела Осириса, которую Исида так и не смогла найти, был фаллос: его съели рыбы), освятила его и прирастила к собранному телу Осириса. Превратившись в самку коршуна — птицу Хат, Исида распластала крылья по мумии Осириса, произнесла волшебные слова и забеременела. Гор и зачат и рожден для того, чтобы выступить естественным мстителем за смерть отца.
В то же время он считает себя и единственным законным наследником последнего.
После длительной тяжбы Гор признается правомочным наследником Осириса и получает царство. Он воскрешает Осириса, дав ему проглотить свое око. Однако Осирис не возвращается на землю и остается царем мёртвых, предоставляя Гору править царством живых.
Соединив в себе в различные времена, в силу различных причин, культы царя, умирающего и воскресающего бога производящих сил природы, Нила, быка, луны, загробного судьи на страшном судилище, миф об Осирисе впитал в себя отражение религиозных представлений ряда последовательных этапов развития египетского общества.
Корона, которую носит Осирис, сделана из стеблей папируса, его священная ладья также сделана из этого растения, и его символ джед (предмет древнеегипетского культа, символизировавший позвоночник Осириса) состоит из вставленных одна в другую нескольких связок тростника. Далее, Осирис всегда изображается с тем или иным растением: из пруда перед его престолом растет или лотос или ряд деревьев и виноградная лоза; иногда увит гроздьями винограда и весь балдахин, под которым сидит Осирис; иногда его самого обвивают виноградные лозы.
Точно так же и гробница Осириса не изображается без зелени: то рядом с ней растет дерево, на котором сидит душа Осириса в виде феникса; то дерево проросло через гробницу, обвив ее своими ветвями и корнями; то из самой гробницы растут четыре дерева.
Осирис и Анубис
В Цикле Осириса Анубис был сыном Осириса и Нефтиды. Жена Сета Нефтида влюбилась в Осириса и, приняв облик Исиды, совратила его. В результате соития был рожден бог Анубис. Испугавшись возмездия Сета за измену, Нефтида бросила младенца в камышовых зарослях, где его потом нашла богиня Исида. После бог Анубис стал помогать Исиде в поисках частей Осириса и принял участие в бальзамировании воссозданного тела Осириса.
До появления культа Осириса Анубис являлся главным божеством Запада. С расцветом культа Осириса эпитет правителя Дуата и некоторые функции Анубиса переходят непосредственно к богу Осирису (в Старом Царстве он олицетворял умершего фараона). Сам же Анубис становится проводником умерших по Аменти (др.-егип. «Запад») — область Дуата, через которую душа попадала на Суд Осириса.
Анубис являлся богом Дуата, его правителем и судьёй душ умерших до конца Старого Царства. Позже функции правителя и главного бога Дуата переходят к Осирису. Анубис же становится богом некрополей и погребальных мистерий. На Суде Осириса, описанном в Книге Мёртвых Анубис помогает судить души умерших.
Назад к разделу
Источник: http://world-of-legends.su/egipet/egipet_bogi/id1137