Что за Бог Исида

Религия Куша

Что за Бог Исида

Наибольшей популярностью за пределами Египта вообще и в Куше особенно пользовался культ Исиды. В основе его лежало почитание богини-матери, что нашло благодатную почву в Куше, где царице-матери отводилось особое положение в государстве.

Первые упоминания Исиды в Куше восходят ко времени Древнего и Среднего царств. Это надписи из Бухена, одна — где сохранились слова: «возлюбленный Исидой, владычицей неба и Обеих земель» (267, с. 509, стк. 2) (подробный разбор надписи см. в разделе «Хор»), и вторая — инвокация на стеле, датируемая не ранее времени XIII династии, где среди прочих богов упоминается «Исида, владычица [Биге?]» (266, с. 5-6, t. I(1)).

XVIII династия

Сравнительно большое число надписей, в которых упоминается Исида, дошло от времени Нового царства. В храме Дакка на одном из блоков, времени Тутмоса III имеется его изображение перед богиней Исидой. В надписи говорится:

«Слова, сказанные Исидой [], слова, сказанные сыну тела [моего], сказанные слова: «Устанавливаю я [корону на твоей голове]» » (234, с. 70, блок 15).

Текст надписи восстановлен на основании сравнения его с текстами на других блоках времени Тутмоса III, в частности с тем, где локальный бог Хор Кубана изображен коронующим фараона, о чем и повествует сохранившаяся надпись. Судя по надписи, Исида имеет египетские эпитеты. То же самое можно сказать о храме Амада, где Исида упомянута только один раз и в надписи названа «матерью бога, умиротворяющей сердце, дающей жизнь, прочность и здоровье, подобно Ра» (93, с. 122, t. XXIII В).

В пещерном храме Эллесиа времени Тутмоса III этот фараон изображен в обнимку с богиней Исидой, на голове которой помещен скорпион (61, t. XVII; 147, fig. 31). Аналогичным образом богиня представлена в Дакке и Амаре времени этого же фараона (указание на это см. (62, с. 11)). Связано ли это с тем, что скорпион был эмблемой города Дакки, о чем упоминает Курто (53, fig. 31), сказать трудно. Головной убор Исиды может быть и иного происхождения.

В Каср-Ибриме во время правления Тутмоса III Исида упомянута вместе с Мином; она имеет эпитет «великая владычица Коптоса», где она иногда воспринималась как мать Мина (44, с. 39-40, t. 10). Эта надпись — один из примеров проникновения в Куш локальных египетских вариантов религиозных представлений, что дает дополнительные сведения о происхождении египтян, живших в Куше.

В храме Бухена от эпохи Нового царства также сохранилось упоминание Исиды. Хатшепсут, одна из строительниц этого храма, названа здесь «возлюбленная Исидой, матерью бога» (43, т. 2, с. 74, t. 63). От времени Тутмоса III здесь также сохранились следы почитания Исиды. Он назван «возлюбленным Амоном-Pa, владыкой тронов Обеих земель», чье имя было заменено на имя «Исиды, владычицы неба» (43, т. 1, с.

19, t. 17, fig. 2). В другой сцене, сохранившейся в южном храме Бухена, которая, вероятно, также относится ко времени Тутмоса III, фараон преподносит Исиде ритуальный предмет, «чтобы ему была дана жизнь» (43, т. 2, с. 17, t. 21). По поводу назначения ритуального предмета Р.

Каминос высказывает ряд соображений, сопоставляя его (без твердой уверенности) с одним из видов подношений, упомянутых в списке саисского времени (43, т. 2, с. 17). Северный храм Бухена, по предположению Шампольона и других исследователей, во времена Аменхотепа и был посвящен Исиде. Р.Каминос не считает это не доказанным фактором.

В Бухене сохранились две двери, посвященные Исиде Аменхотепом II, вот все, что сохранилось в подтверждение предположения Шампольона, — а этого явно недостаточно (43, т. 2, с. 106, прим. 2-3, 5).

Согласно отчету М.Пламли, в Каср-Ибриме сохранился картуш Аменхотепа II с эпитетом «возлюбленный Исидой, владычицей неба и всех богов» (216, с. 12, № 61).

Итак, в эпоху XVIII династии, судя по имеющимся фактам, культ Исиды не претерпел локальных изменений в Куше. Все, что сопровождает изображение Исиды, за исключением головного убора скорпиона и неясного культового предмета, который фараон подносит этой богине в Бухене, свидетельствует о том, что богиня почиталась в египетской форме.

Храмы Рамсеса II

От времени Рамсеса II сохранились следы почитания Исиды в различных храмах Куша. В Вейт-эль-Вади есть несколько изображений этой богини.

В одной из сцен она изображена вместе с Хором, перед которыми Рамсес II в сопровождении Хатхор совершает возлияние и воскурение. Надписи по характеру в основном чисто египетские (236, с. 24, t.

29), но в некоторых из них Исида получает титул владычицы Куша, а общий смысл заключается в утверждении Рамсеса II как правителя Куша (231, с. 25, t. 31 А, 35).

Есть также сцена, где Исида кормит грудью фараона. Ей принадлежат слова: «Я твоя мать Исида, владычица Та-Сети. Я даю тебе праздники хебсед через (мое) молоко. Входит оно в тело твое жизнью и силой» (231, с. 31, t. 41).

Но в другой надписи, где Рамсес II назван «возлюбленным» различными богинями, Исида имеет эпитеты «великая, владычица неба», а титул «владычица Та-Сети» принадлежит Анукис (231, с. 29, t. 36).

Таким образом, для храма Бейт-эль-Вали характерным можно считать преобладание египетских черт богини Исиды, но она объявлена владычицей Куша.

Исида, великая мать бога, изображена в статуарной композиции храма Герф Хуссейн времени Рамсеса II. Она показана здесь вместе с Хором Миама и обожествленным Рамсесом II (71, с. 636).

В Вади-эс-Себуа, построенном во времена того же фараона, Исида упоминается несколько раз с египетскими эпитетами (95, с. 214, 227, 334). То же отмечается и в других храмах Рамсеса II: в Дерре (34, с. 44, t. XXXII, XXXIII, с. 48, t. XXXV, с. 87, fig. 51, с. 97, t. LIII2), Абу-Симбеле (62, с. 30, t. 26-27; 182, т. 3, 190g). Все сцены и эпитеты Исиды указывают на почитание ее как египетской богини.

Другие надписи эпохи Нового царства

В Акше, где имеются следы надписей времени Сети I и Рамсеса II, упоминается махи, глава гарема Исиды (236, с. 99) (). В инвокации царского сына Куша Сетау из Бухена Исида названа вместе с Хором Бухена (43, т, 1, с. 63, t. 76). То же наблюдается на рельефе времени Рамсеса IX (43, т. 1, с. 73, t. 85). Сохранились также следы имени Исиды в северном храме Бухена времени Рамсеса XI (43, т. 2, с. 107, t. 89).

Надписи Нового царства из Доргинарти и Анибы свидетельствуют о существовании здесь культа Исиды. Согласно отчету Ж. Кнудстада, в Доргинарти упоминается «певица Хора и Исиды» (166, t. XXIII a). В надписи из Анибы эпохи Нового царства названа Исида, мать бога (273, т. 2, № 34).

Исида упоминается также вместе с Хором Миама и другими богами и имеет те же титулы (273, т. 2, № 49). Эпитет Исиды в гробнице Анибы, отмеченный Г.Штейндорфом, вызывает удивление. Как полагает Г. Штейндорф, это имя богини lpt (Wb. I , 68) (273, т. 2, с. 59, № 36).

Но в эпитете Исиды есть знаки wt, означающие «оборачивать мумию», «бальзамировать» (Wb. I, 378, 7), которые никак не отражены в имени богини lpt — локальной богини Фив, связанной, возможно, с ipt (гаремом) Амона. Они являются характерным эпитетом Анубиса (WB.

I, 380, I ), следовательно, иероглифы ipwt, стоящие после имени Исиды скорее всего должны были передавать имя Анубиса. Отсюда следует, что в надписи идет речь об Исиде и Анубисе как богах потустороннего мира.

В целом период египетского владычества характеризуется распространением в Куше культа Исиды, которая получила характерный для других богов в Куше титул «владычица Та-Сети» и была соединена с локальными ипостасями Хора Миама и Бухена.

Мероитский период

В эпоху самостоятельного развития Куша культ Исиды претерпел изменения, связанные с возникновением местных ипостасей. При Пианхи в его храме Гебел-Баркал Исида, как и многие египетские боги в Куше, получает эпитет «владычица Та-Сети» (66, t. В 502).

В стеле Хорсиотефа Исида упоминается вместе с Осирисом как локальная богиня Тиит, Мертит, Гаререт, Сехресат и Гемпатона (283, с. 135-136, стк. 148-152, 160).

Судя по тому, что эти центры перечислены с юга на север от Мероэ, названные города были расположены между Гемпатоном и Мероэ.

Большое значение приобрел культ Исиды в связи с сопоставлением ее с царицей-матерью. Власть царицы была, очевидно, значительна, чему имеются различные подтверждения в стелах царей Куша и сообщениях античных авторов ().

О сопоставлении царицы-матери с Исидой можно судить по надписи Аспелты из Гебел-Баркала, где о нем говорится как о правившем «в качестве царя Верхнего и Нижнего Египта на троне Хора среди живущих навечно, вместе с царской матерью Нансалсой, которая будет жить, как делала (это) Исида с ее сыном Хором» (229, с. 43, стк. 13). Перевод строк 14-15 не может быть однозначным.

Аспелта здесь назван «сын, делающий полезное для отца Осириса». Следующая фраза, очевидно, имеет значение «находящийся под защитой матери его Исиды» (229, с. 43, стк. 14-15), правда, Онаш предлагает перевод «тот, который защищает свою мать» (см. 220, с. 13). Основанием для нашего предположения — служит наличие удвоенного t и w в слове nd.

tj, что позволяет понять его и как причастное образование от глагола nd.tj (Wb. II, 375). Предложенный перевод согласуется и с выделенной нами функцией Исиды в Куше как богини — покровительницы царя.

Источник: http://mifolog.ru/books/item/f00/s00/z0000010/st004.shtml

Исида | Боги египетской мифологии

Что за Бог Исида

Исида (Изида) — одна из величайших богинь древности, ставшая образцом для понимания египетского идеала женственности и материнства. Она почиталась как сестра и супруга Осириса, мать Гора, а, соответственно, и египетских царей, которые исконно считались земными воплощениями сокологолового бога.

Будучи очень древним, культ Исиды, вероятно, происходит из Дельты Нила. Здесь находился один из древнейших культовых центров богини, Хебет, названный греками Исейоном (совр. Бехбейт эль-Хагар), лежащий в настоящее время в руинах.

Вероятно, изначально она была локальным божеством Себеннита, но уже «Тексты пирамид» периода V династии указывают на ключевую роль этой богини в общеегипетском пантеоне. Изначально ассоциируясь с богом Гором, вследствие подъёма народного культа Осириса Исида выступает уже сестрой и женой Осириса и матерью Гора. Её первоначальные черты в период Нового царства переносятся на Хатор.

В Гелиопольской теологической системе Исида, младшее божество эннеады, почиталась как дочь бога Геба и богини Нут, соответственно, как правнучка Ра.

Исида и Осирис

В мифах, часть которых дошла до нашего времени только в известном пересказе Плутарха («Об Исиде и Осирисе»), богиня хорошо известна как верная супруга Осириса, тело которого она нашла в долгих странствиях после того, как бога убил его родной брат Сет. Собрав воедино разрубленные на части останки Осириса, Исида с помощью бога Анубиса сделала из них первую мумию.

Исида вылепила фаллос из глины (единственной частью тела Осириса, которую Исида так и не смогла найти, был фаллос: его съели рыбы), освятила его и прирастила к собранному телу Осириса. Превратившись в самку коршуна — птицу Хат, Исида распластала крылья по мумии Осириса, произнесла волшебные слова и забеременела.

В храме Хатхор в Дендере и храме Осириса в Абидосе сохранились рельефные композиции, на которых показан сокровенный акт зачатия сына богиней в образе соколицы, распростёртой над мумией супруга. В память об этом Исида часто изображалась в облике прекрасной женщины с птичьими крыльями, которыми она защищает Осириса, царя или просто умершего.

Исида часто предстает и коленопреклоненной, в белой повязке афнет, оплакивающая каждого усопшего так, как когда-то оплакивала самого Осириса.

Согласно легенде, Осирис стал владыкой загробного мира, в то время как Исида родила Гора в тростниковом гнезде в болотах Хеммиса (Дельта). Многочисленные статуи и рельефы изображают богиню кормящей грудью сына, принявшего облик фараона. Вместе с богинями Нут, Тефнут и Нефтидой, Исида, носящая эпитет «Прекрасная», присутствует при родах каждого фараона, помогая царице-матери разрешиться от бремени.

Исида — «великая чарами, первая среди богов», повелительница заклинаний и тайных молитв; её призывают в беде, произносят её имя для защиты детей и семьи.

По преданию, для того, чтобы завладеть тайным знанием и обрести магическую силу, богиня вылепила из слюны стареющего бога Ра и земли змея, ужалившего солнечное божество.

В обмен на исцеление Исида потребовала у Ра поведать ей свое тайное имя, ключ ко всем загадочным силам вселенной, и стала «госпожой богов, той, кто знает Ра в его собственном имени».

Своим знанием Исида, одна из божеств-покровителей медицины, исцелила младенца Гора, ужаленного в болотах скорпионами. С тех пор, подобно богине Селкет, она иногда почиталась как великая владычица скорпионов. Свои тайные силы богиня передала Гору, тем самым вооружив его великой магической силой. С помощью хитрости Исида помогла Гору одержать верх над Сетом во время спора за престол и наследство Осириса и стать владыкой Египта.

Исида и Ра

Исида, прослыв среди людей колдуньей, решила испытать свои силы и на богах. Для того чтобы стать госпожой небес, она решила узнать тайное имя Ра. Она заметила, что Ра к тому времени стал стар, с уголков его губ капает слюна и падает на землю. Как настоящая колдунья она собрала капли слюны Ра, смешала её с пылью, слепила из неё змею, произнесла над ней свои заклинания и положила на дороге по которой ежедневно проходил солнечный бог.

Спустя некоторое время змея укусила Ра, он страшно закричал, и все боги бросились к нему на помощь. Ра сказал, что несмотря на все его заклинания и его тайное имя, его укусила змея. Исида пообещала ему, что исцелит его, но он должен сказать своё тайное имя. Бог солнца сказал, что он Хепри утром, Ра в полдень и Атум вечером, но это не удовлетворило Исиду. И тогда Ра сказал: «Пусть Исида поищет во мне, и моё имя перейдёт из моего тела в её».

После этого Ра скрылся от взора богов на своей ладье, и трон в Ладье Владыки Миллионов Лет стал свободен. Исида договорилась с Гором, что Ра должен поклясться в том, что расстанется со своими двумя Очами (Солнцем и Луной). Когда Ра согласился с тем, чтобы его тайное имя стало достоянием колдуньи, а его сердце вынуто из груди, Исида сказала: «Истекая, яд, выходи из Ра, Око  Гора, выходи из Ра и засияй на его устах. Это заклинаю я, Исида, и это я заставила яд упасть на землю.

Воистину имя великого бога взято у него, Ра будет жить, а яд умрёт; если же яд будет жить, то умрёт Ра».

Символы Исиды

Символом Исиды был царский трон, знак которого часто помещается на голове богини. С эпохи Нового царства культ богини стал тесно переплетаться с культом Хатхор, в результате чего Исида иногда имеет убор в виде солнечного диска, обрамленного рогами коровы. Священным животным Исиды как богини-матери считалась «великая белая корова Гелиополя» — мать мемфисского быка Аписа.

Одним из широко распространенных символов богини является амулет тет — «узел Исиды», или «кровь Исиды», часто выполнявшийся из минералов красного цвета — сердолика и яшмы. Как и Хатхор, Исида повелевает золотом, считавшимся образцом нетленности; на знаке этого металла она часто изображается коленопреклоненной.

Небесные проявления Исиды — это, прежде всего, звезда Сепедет, или Сириус, «госпожа звезд», с восходом которой от одной слезы богини разливается Нил; а также грозная гиппопотам Исида Хесамут (Исида, мать грозная) в облике созвездия Большой медведицы хранящая в небесах ногу расчлененного Сетха с помощью своих спутников — крокодилов.

Также Исида вместе с Нефтидой может представать в облике газелей, хранящих горизонт небес; эмблему в виде двух газелей-богинь носили на диадемах младшие супруги фараона в эпоху Нового царства. Ещё одно воплощение Исиды — богиня Шентаит, предстающая в облике коровы покровительница погребальных пелен и ткачества, повелительница священного саркофага, в котором возрождается, согласно осирическому ритуалу мистерий, тело убитого братом Осириса.

Сторона света, которой повелевает богиня — запад, ее ритуальные предметы — систр и священный сосуд для молока — ситула. Вместе с Нефтидой, Нейт и Селкет, Исида была великой покровительницей умершего, своими божественными крыльями защищала западную часть саркофагов, повелевала антропоморфным духом Имсети, одним из четырёх «сыновей Гора», покровителей каноп.

Назад к разделу

Источник: http://world-of-legends.su/egipet/egipet_bogi/id1084

WS Мифы Египта — Детство и юность Гора

Что за Бог Исида

Английская пословица:

 Sayings Помощь Каталог

Детство и юность гора

   Расправился Сет с Осирисом и воцарился в земле Египта. И было его царствование недобрым для страны. Он не любил людей, а люди помнили об Осирисе и не приносили Сету жертв.   Но вот вскоре у Исиды родился сын — сын царя Осириса. Богиня назвала его Гором.   В тайне ото всех Исида растила малыша и с нетерпением ждала того дня, когда он окрепнет, возмужает и сделается непобедимым богатырем. Тогда отомстит он Сету за убийство отца и сядет на престол Та-Кемет.

Никто другой из богов и людей не решался оспаривать трон у могущественного Сета.   Не знала Исида, что ей делать, как уберечь сына. Но вот однажды пришел к ней бог Тот и передал слова солнечного бога Ра:   — Иди, о божественная Исида, в Дельту, укройся со своим сыном от козней Сета, не оставит он в покое твое дитя! А когда вырастет Гор, станет мужественным и окрепнет его тело, ты поможешь вернуть ему царский трон, и станет он владыкой Обеих Земель.

   Собралась в путь Исида, и темной ночью ушла тайком из дому. Никто не видел, как шла она своим путем, никто не узнал богини в бедно одетой женщине с ребенком на руках.   Так достигла она болот дельты Нила, и рыбаки перевезли ее на остров. На острове рос густой тростник-папирус и укрывал всякого, кто был там. Построила Исида шалаш из тростника. В нем кормила и воспитывала она своего сына.   Но однажды едва не настигла Гора беда.

Опасно было для него знойное дыхание пустыни; подул страшный ветер Хамсин, ветер Сета, жар проник в заросли, и пламя охватило Гора.   — О горе, горе, — закричала Нефтида, — позовите Исиду!   Крик ее был так силен, что он разбудил Геба:   — Зачем ты кричишь? Зачем зовешь?   — Пламя накинулось на этого ребенка!   — Пусть отнесут мальчика к его матери, и она спасет его!   Прибежала Исида и потушила огонь молоком своей груди. Так вновь спасла богиня сына.

   Прошло некоторое время, и как-то снова ушла Исида с острова далеко в город за едой, а Гор остался один играть рядом с шалашом. Весело резвился ребенок, как вдруг наступил на скорпиона. Ужалил скорпион Гора, и стало покидать его дыхание жизни.   А Исида, ничего не зная, шла домой.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему Ла называют городом ангелов

Но когда она вернулась, страшная картина предстала перед ней: ее Гор, ее золотой прекрасный младенец, лежал неподвижно на своем ложе, глаза его были наполнены слезами, руки опущены вниз, лицо искажено от страданий, а сердце почти перестало биться.   Бросилась Исида к ребенку и крикнула:   — Вот я! Сейчас я исцелю тебя! — и дала ему грудь. Но от волнения пропало у нее молоко, а Гор хотел есть, но ничего не было у матери.   Ужас охватил Исиду.

Какой враг сделал зло ее сыну? Кто придет ей на помощь? Любимый муж в гробу, сраженный врагами, убитый тем, кто замышляет зло против ее младенца. Кто же придет к ней на помощь?   И закричала от нового горя Исида, и дошел ее крик до неба, и услыхали его боги. Повелел Ра богам исцелить Гора. Явилась богиня-владычица болот и стала успокаивать Исиду:   — Не бойся, не волнуйся за сына.

Заросли тростника непроходимы смерть не пройдет через них; не сможет Сет войти сюда и настигнуть Гора. Ищи настоящую причину болезни; ребенка, вероятно, укусила змея или скорпион!   Тогда Исида наклонилась к ребенку, открыла его ротик и слушала его слабое дыхание. И узнала она болезнь своего божественного ребенка — он ужален скорпионом.

   Заметалась Исида с Гором на руках, как рыба, брошенная на жаровню:   Ужален Гор! Ужален невинный младенец, сирота, отец которого убит врагами! Ужален сын мой, которого я лелеяла, которого я растила, как мстителя за отца!   А мальчик плакал и кричал от боли, и никого не было, кто бы мог ему помочь.   Тогда остановилась Солнечная Ладья, встало солнце и мрак спустился на землю.   Спустился из Ладьи к Исиде посланец богов, мудрый Тот.   — Я пришел к тебе из Солнечной Ладьи.

Знай, что Ра ведает о твоем несчастье и пока не выздоровеет Гор, солнце не сдвинется с места — не рассеется тьма, не будет света!   Так сказал Тот, но Исида не могла больше видеть страданий своего ребенка.   — Что ты медлишь, Тот, — закричала она. — Ведь ты можешь исцелить дитя.

Смотри, как мучительны его страдания от яда скорпиона! Он умрет, и тогда наступит мой конец! О, Гор! Гор! Останься на земле, — в отчаянии рыдала она, прижимая младенца к груди, и Нефтида — ее сестра — печально стояла рядом.   — Не бойся, не бойся, богиня Исида! Не плачь, Нефтида! Знаю я заклятие против яда, знаю слова, что изгонят смерть, — успокоил сестер Тот.

   И произнес Тот над ребенком волшебное заклинание, сказал тайные слова, чтобы изгнать из его тела змеиный яд:   — Пробудись, Гор, защита твоя крепка! Обрадуй сердце своей матери! Ликуйте вы, находящиеся в небе, и ты, Гор, защитник своего отца! Удались же, яд! Будет бродить дух тьмы, не будет он видеть во мраке, пока не исцелится Гор для матери своей Исиды! Выйди же на землю, о яд, и обрадуются все сердца, когда разольется свет солнца!   Так говорил Тот, и по мере того, как он произносил заклинания, яд выходил из тела Гора, и ребенок стал оживать. И когда было окончено заклинание, исцеленный Гор снова стал весел и здоров.   — Яд умер! Погашено его пламя, пронзавшее сына Исиды. Идите в свои дома. Жив Гор для своей матери! — облегченно сказал Тот.   Когда Гор выздоровел, обратился Тот ко всем жителям Та-Кемет:

   — Слушайте меня! Слушайте все и помните: все должны беречь Гора, заботиться о нем и спасать его. Гор — сын фараона Обеих Земель, да будет он жив, здрав и благополучен. И придет время ему стать царем и править людьми! Если же вы не будете делать этого, то земля не станет рождать, и придет голод, воцарятся мрак и запустение. (Египетские фараоны считались «земными воплощениями» Гора. Эти слова Тота, обращенные к египтянам, говорят им: если люди не будут заботиться о фараоне, боги в наказание обрушат на них смертоносные бедствия — засуху и голод.)

   И снова Небесная Ладья возобновила свой ход, засияло солнце и рассеялся мрак.   Прошло время. Гор — сын Исиды вырос и стал красивым юношей. Окрепло его тело, и достиг он большой силы.   Сет же узнал о сыне Исиды и помышлял о том, чтобы убить его.   И вот вышел Гор против Сета, открыто вызвал он его на бой.   Но недостало сил у юноши, слишком могуч был его враг. Сет вырвал у Гора глаз, упал Гор, и изрубил Сет поверженного на мелкие кусочки. На шестьдесят четыре части разрубил он Гора и разбросал их по всей земле.   На помощь Гору пришел бог Тот. Собрал он все части воедино, срастил их, и вот снова ожил Гор, только нет глаза у него.   — Вот тебе твой глаз. Ступай с ним к могиле Осириса и дай мумии отца твоего глаз. Проглотит мумия глаз и обнимешь ты отца своего, ибо будет отец твой жив, — сказал Тот юноше.   Гор так и поступил. Мумия проглотила глаз, ожил Осирис, и обнял отца своего Гор. Вот что произошло по колдовству Тота.   Воскрес Осирис, но не вернулся на землю, где правил красногривый Сет. Он удалился в Загробный Мир и стал там царем и судьей над всеми умершими.   Тогда пришел к отцу юный Гор и сказал ему:   — Я пришел, чтобы увидеть моего отца Осириса! Я отомщу Сету за злодеяние, за муки, которые он причинил тебе, за страдания матери моей Исиды.   — Сын мой! Ты проиграл первый бой с Сетом. Готов ли ты вновь встретиться с ним? Подумай: Сет могуч. Знаешь ли ты, как с ним сражаться?   — Я готов с ним биться! — отвечал Гор, не задумываясь.   — Ответь мне, какой из поступков ты считаешь самым благородным?   Отвечал Гор:   — Помочь тому, кто пострадал невинно.   Осирис понял, что сын его справедлив и добр. И спросил его вновь:   — Какое животное более всего может пригодиться воинам в бою?   — Больше всего пользы в сражении от коня, — сказал Гор.   И удивился Осирис, ведь самое могучее животное — это лев.   — Лев полезен тому, кто защищается, конь же преследует убегающего. Я собираюсь нападать в бою, а не защищаться!   Так ответил отцу Гор, и обрадовался Осирис. Увидел он, что силен его сын, храбр и готов к сражению.   И пошел Гор искать Сета, чтобы сразиться с ним и отомстить за отца.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33

С помощью поиска можновыбрать лучшую народную мудрость мира,необходимую именно Вам и именно сейчас.Поиск по всей коллекции:

«Пословицы и поговорки народов мира»

World Sayings.ru

| Sayings | Помощь | Литературный каталог

NZV 2001 — 2017

Источник: http://sayings.ru/world/egipet/fairy_tale/005.html

Египетская богиня Исида (Изида) — супруга Осириса и мать Гора — Египетские пирамиды навсегда!

Богиня Исида — одна из самых популярных богинь Египта.
Богиня Исида (Изида, Асет, Аст, Исет, Усет) — одно из самых почитаемых божеств из всех богов и богинь Древнего Египта.

Исида – богиня плодородия, материнства, рождаемости, семейной верности, воды и ветра, «великая чарами», «госпожа волхований», символ женственности, покровительница моряков, охранительница умерших.

В сложившемся мифологическом каноне, связанном с гелиопольской энниадой (девять важнейших богов и богинь Гелиополя), Исида — дочь Геба и Нут, сестра и жена Осириса, сестра Нефтиды и Сета, мать Гора.

Популярная богиня по всему Египту

Исида (Изида) — одно из самых старых божеств Египта, но происхождение ее культа пока неясно. Вероятно, что ей сначала поклонялись как местной богине на территории Дельты в районе городов Буто и Бусирис (см. Карту Древнего Египта), где находился самый старый культовый центр Осириса.

Исида с крыльями — традиционный образ для древнеегипетской иконографии

Ее культ стал позже популярен по всему Египту, она стала богиней с чрезвычайно широким перечнем качеств, свойств и возможностей. Недаром в греко-римском мире ее назвали «та, у которой тысяча имен». Исида (Изида) — ее греческое имя, она была известна древним египтянам как Асет (или Aст, Исет, Усет).

Исида в мифах об Осирисе

Исида, кормящая Гора-ребенка — Горпократа. Справа богиня Нефтида (сестра Исиды), слева — богиня Мут. Спереди — три змеи-кобры, центральная в короне Нижнего Египта. Поздний период. Композиция из Британского музея. Бронза. Волосы Исиды и передние грудные части змей позолочены. Высота — 22 см. В традиционной версии мифа об Осирисе Исида ищет тело своего мужа, погубленного коварным Сетом. Она собрала все части тела Осириса, которые были рассеяны коварным Сетом по всему Египту.

По ее настоянию боги Анубис и Tот разработали первый ритуал мумификации, чтобы дать жизнь Осирису после смерти. Она смогла вернуть мужа на короткое время к жизни и зачать от него ребенка – будущего бога Гора.

Пока Гор был маленьким, она прятала его болотах Дельты. Хотя ребенок здесь был в безопасности от Сета, здесь ему угрожали другие опасности – такие, как скорпионы, змеи и крокодилы. Одна из самых важных обязанностей Иcиды состояла в том, чтобы защитить ребенка от этих опасностей и излечить любые укусы или раны.

Интересно, что во многих источниках по истории Египта именно Исида иногда выступает главным врачевателем от укусов скорпионов, а не Серкет, хотя в ряде мифов об Осирисе именно богиня-скорпион излечила от укуса сына Исиды Гора. А в мифе «О семи скорпионах» уже Исида излечивает сына богатой женщины, укушенному в наказание за негостеприимство богачки одним из семи скорпионов, в которых воплотилась Серкет.

В текстах ряда стел, начиная с конца Нового царства, Исида почитается как Великая Богиня, дарующая защиту и исцеление.

Позже, как только Гор вырос, Исида стала помогать ему в его борьбе против Сета. Эта борьба закончилась победой Гора и воскрешением Осириса.

Исида и другие богини-защитницы

Исида — мать и защитница фараонов. Фрагмент рельефа из храма в Нубии.В период Нового царства Исида часто отождествляется с богиней Хатхор (чье имя означает «Дом Хора (Гора)» — возможно, это признак того, что первоначально эта богиня считалась матерью Гора). От Хатхор к ней перешел головной убор, украшенный рогами коровы с диском солнца между ними.

В ипостаси богини-коровы ей можно было поклоняться как матери бога-быка Аписа (Хепа).

Исида была идентифицирована не только с Хатхор, но имела много общего с другими богинями – такими, как Аментет, Нехбет, Сехмет, Бастет, Мут. Она была одной из четырех богинь-защитниц (наряду с Бастет, Хатхор или Нефтис, Серкет и Нейт), защищавших саркофаг и канопы (сосуды, в которых хранились внутренние органы умершего).

Считалось, что она помогает покойному в его трудной поездке по загробному миру; ее иногда называли также в качестве одного из судей мертвых.

Пережившая эпоху фараонов

Исиде поклонялись во множестве храмов, самые важные из которых были в городах Коптосе (город в Верхнем Египте), Бухене (Нубия), Абидосе (здесь она входила в священную триаду вместе с Осирисом и Гором) и острове Филе (находился недалеко от Асуана). Из-за тесной связи с богиней Хатхор играла важную роль в Дендере (Хатхор была богиней покровительницей этого города).

Культ Исиды пережил эпоху фараонов. В греко-римскую эпоху Исиду почитали по всему Средиземноморью далеко за пределами Египта. Культ Исиды просуществовал до 6 века нашей эры и был отменен декретом римского императора Юстиниана около 537 г. н.э.

Значение ее имени и иконография

Имя богини, возможно, означает «трон», хотя точно это не доказано. Но является бесспорным то, что она была связана с королевским троном, который представлен иероглифом, который часто изображается на ее голове. Исида, как также полагали, была символической матерью живущего фараона, который был земной персонификацией Гора – сына Исиды.

Исида обычно изображается как женщина с символом трона на голове, иногда как женщина с рогами коровы и солнечным диском между ними. Также она предстает в египетской иконографии с крыльями, приложенными к ее рукам, или как птица (здесь отмечается соотношение к эпизоду мифа об Осирисе, в котором к она вернула ему дыхание жизни с помощью крыльев).

Исида изображалась также и в виде коровы. Могла изображаться в виде женщины с двойной короной Верхнего и Нижнего Египта с пером богини Маат. Много статуэток последнего периода древнеегипетской истории, где Исида изображена кормящей грудью своего сына Гора (Хора), сидящего у нее на коленях.

Широко распространенным символом богини был амулет тет — так называемый «узел Исиды», или «кровь Исиды», часто изготавливавшийся из минералов красного цвета — сердолика и яшмы.

Также интересно будет посмотреть:

Обновлено (20.07.2014 22:51)

Источник: http://piramidavorever.ru/religija-i-piramidy/146-isida.html

Исида

Исида – честолюбивая богиня, основным долгом которой принято считать заботу о семье, никогда не забывала о собственной важности. Поэтому красавица приложила столько сил, чтобы вернуть трон собственному сыну, ведь быть матерью фараона гораздо почетнее, чем простой беглянкой. Впрочем, даже без блистательного Гора и верного Осириса Исида заняла важное место в египетском пантеоне богов. Покровительница женщин и плодородия знала, в чем именно нуждаются простые смертные.

История происхождения

Истоки культа богини лежат в небольшом городе Себеннит, располагавшемся в дельте Нила. До того, как занять место покровительницы фараонов, Исида почиталась в основном египетскими рыбаками. Местом поклонения богине считался город Буто.

Богиня Исида

Изначальный образ женщины заметно отличается от более поздних изображений красавицы. Исиду изображали с головой коровы, но распространение культа отразилось на внешности женщины. Когда влияние жены Осириса расширилось на весь Древний Египет, непривлекательную морду коровы заменили красивым лицом. О предыдущем образе напоминали только оставшиеся на прежнем месте рога.

Богиня постепенно обзаводилась родственниками, а также собственными мифами и легендами. С приходом Древнего Царства Исида обрела статус жены и помощницы божественного фараона. И если ранее красивую женщину воспринимали как покровительницу неба, теперь за Исидой закрепилась обязанность управлять ветром. С этого момента богиню изображали крылатой девой.

Осирис

Слияние с культом Осириса обеспечило женщину большим влиянием и большим количеством обязанностей. Теперь Исиду воспринимали как защитницу мертвых, покровительницу беременных и символ верности, женственности и материнской любви.

Богиню стали изображать с распущенными волосами. Женщину одевали в серебристое платье, в руках богиня часто держала ведро (разлив Нила) и музыкальный инструмент систр. Нередко статую красавицы оборачивали плащом, подол которого расшивали цветами. Это служило напоминанием, что Исида – знаток лечебных трав и отваров.

Изображение богини Исиды

К моменту образования Нового Царства Исида стала известна в Египте больше собственного супруга. Культ богини распространился на территорию Греции, где изначально был переименован в культ Деметры. Но позже женщина получила известность под собственным именем. Правда, основное значение богиня потеряла, приобретя при этом эротический символизм.

Во 2 веке до нашей эры имя Исиды зазвучало на территории Древнего Рима. В честь богини воздвигли храмы в Помпеях и Беневенте. Оттуда культ распространился на Европу и Азию. Исследователи утверждают, что некоторые элементы поклонения египетскому божеству нашли отражение и в христианстве.

Мифы и легенды об Исиде

Исида – старший ребенок бога земли Геба и богини неба Нут. Вскоре после рождения девушки у четы появились еще наследники: Осирис, Сет и Нефтида. После того, как Осириса провозгласили фараоном Египта, богиня вышла замуж за младшего брата.

Бог Сет

Брак, который окружающие считали политическим, был построен на любви и взаимоуважении. Поэтому, когда злобный Сет убил Осириса, женщина направила все силы на возвращение любимого.

Страдающая вдова долго искала тело возлюбленного и случайно обнаружила гроб с Осирисом в проросшем на берегу Нила дереве. Исида обернулась коршуном, обняла тело погибшего мужа и, произнеся заклинание, воскресила Осириса. Увы, магии хватило лишь на то, чтобы предаться с богом любви. После этого Осирис вернулся в мир мертвых, а Исида осталась одна с новорожденным младенцем Гором на руках.

Богиня Исида с младенцем Гором на руках

Изгнанная жена фараона бдительно опекала сына и всячески старалась вернуть законному наследнику трон Египта. Когда Гор стал достаточно взрослым, Исида созвала совет богов и потребовала справедливости. Зная, что правда не на его стороне, Сет настоял, чтобы Исиду не пускали на совет.

Женщина с помощью магии превратилась в старуху и, обманув стражей, направилась в покои фараона-захватчика. Перед тем, как войти к младшему брату, богиня приняла облик незнакомой красавицы. Сет, который всегда обращал внимание на привлекательных женщин, не устоял и на этот раз.

Богиня Исида – арт

Мужчина попытался овладеть незнакомкой, но переодетая богиня попросила сначала выслушать грустный рассказ. Исида рассказала, что вышла замуж за пастуха, которого убили. И пришедший чужеземец захватил скот мужа, лишив сына пастуха наследства. Ослепленный Сет вскрикнул, что чужеземца надо покарать и вернуть стадо наследнику. В эту же минуту Исида вновь стала собой.

Впрочем, даже подобное признание не приблизило Исиду и Гора к трону. Предстояло еще пройти ряд испытаний. Мать, которая желала помочь любимому сыну, метнула во время поединка богов гарпун в Сета. Младший брат упросил сестру освободить его. Несмотря на ненависть к тирану, Исида сжалилась над убийцей мужа. Увидев, что богиня освободила Сета, разгневанный Гор сгоряча отрубил голову матери.

Конечно, великая покровительница мертвых не погибла. Голова тут же приросла к шее обратно. Любящая мать даже не разозлилась на сына и простила гордого юношу за пылкий порыв.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как умер царь Соломон

Бог Ра

Добившись справедливости для сына, богиня захотела возвысить собственное имя среди богов. Чтобы получить больше влияния, Исида решила узнать тайное имя бога Ра. Подобное знание обеспечило бы женщину влиянием и могуществом.

Заметив, что Ра уже стар и болен, богиня стала собирать капающую слюну покровителя солнца. Смешав жидкость с пылью, Исида создала змею, которая укусила бога. Ра, страдающий от сильной боли, призвал богов. На мольбы о помощи откликнулась и Исида. Женщина пообещала вылечить бога, если тот скажет богине собственное тайное имя. Старик подчинился, а Исида получила статус хозяйки богов.

Интересные факты

  • Буквальное значение имени богини – «трон», но египтяне переводили «Исида» как «та, что стоит у трона».

Узел Исиды

  • Символ возлюбленной Осириса – фараонский трон, которым богиня украшала голову. Вторым по значимости амулетом Исиды считается тиет, или «узел Исиды». Подобным рисунком украшали саркофаги и одежду фараонов.
  • Древние египтяне верили, что разлив Нила связан с божеством: река выходит из берегов из-за слез, которые проливает Исида по потерянному мужу.

Источник: https://24smi.org/person/4519-isida.html

Богиня Исида в Древнем Египте: мифология, мистерии, легенды, крылья, как выглядела

> Африка > Египет > Исида – одна из величайших богинь древности

Египетская богиня Исида служит образцом для понимания древнего идеала женщины. Это один из немногих культов, вышедших за пределы Египта. В эпоху эллинизма, а затем и в римское время её почитали на территории всего Средиземноморья. Мало того, этот культ был серьезным соперником раннего христианства.

Исида – самая почитаемая богиня Древнего Египта

В древнем Египте Исида была известна как богиня плодородия, ветра, воды и мореплавания. Она считалась символом супружеской верности и женственности. Египтяне верили, что, если жена изменит мужу, Исида обязательно покарает её. Кроме того, названная богиня входила в перечень божеств, покровительствующих медицине. В некоторых описаниях она также представлена как владычица скорпионов. В мифах Изида фигурирует как дочь Геба и Нут, правнучка Ра, а также сестра и супруга Осириса.

Древние египтяне верили, что эта богиня подарила людям пчел, создала свадебные наряды и научила женщин жать, ткать и прясть. Кроме того, она была покровительницей рожениц и определяла судьбу новорожденных царей. Считалось, что богиня присутствует при родах будущего правителя, помогая царице облегчиться от беремени.

Греки и римляне называли её «та, у которой тысяча имен». Что касается значения имени богини, то буквально оно переводится как «трон». Исида олицетворяла власть фараона и считалась небесной матерью действующего правителя, предоставившей ему трон. Интересно, что Изида, подобно вавилонской Иштар, изначально была злой богиней, враждующей даже со своим сыном. Но со временем она превращается в благодетельную владычицу, любящую жену и мать.

Как изображали Исиду?

Чаще всего богиня выступает в антропоморфном облике, то есть выглядит как обычная женщина. Больше всего египтян привлекал образ Исиды как «божественной матери». Сохранилось огромное количество статуй и рисунков, представляющих ее матерью, кормящей младенца грудью.

Символом богини был царский трон, поэтому его часто помещали на её голове. Иногда она выглядела как Хатхор, которая была известна убором, обрамленным рогами коровы. Небесным проявлением Исиды была звезда Сириус. Поскольку она покровительствовала морякам, сохранились её изображения с лодкой в руках. Стоит упомянуть и о покрывале Изиды – покрове, олицетворяющим её жизненную силу.

Исиду, как и её сестру Нефтиду, нередко изображали в виде соколицы или женщины с крыльями. Считалось, что взмахами своих крыльев она создает ветер.

В образе соколицы она оплакивала погибшего Осириса, поэтому её часто изображали на саркофагах как защитницу умершего.

Коленопреклоненное изображение богини указывает на то, что она оплакивает каждого усопшего так, как когда-то оплакивала своего любимо супруга Осириса. Исида и Осирис всегда были для египтян примером отношений между мужем и женой.

Как почитали Исиду?

Поскольку Исида была покровительницей рожениц, при появлении на свет младенца, присутствующие возносили молитвы именно к ней, а позже приносили дары. Эту богиню призывали в беде, её имя произносили, чтобы защитить детей и семью. «Книга мертвых» содержит гимны Исиды. Самым распространенным символов богини был амулет тет, так же известный как «узел Исиды». Обычно его выполняли из минералов красного цвета.

Древнейший культовый центр богини обнаружен в северной части Дельты Нила, а конкретнее в городе Буто. Храмы Исиды располагались во многих египетских городах, но больше всего её почитали в Коптосе, Абидосе, Дендере и на острове Филе. В последней местности богиню почитали вплоть до 6 века н.э. Ещё в 4-м веке н.э. римский император Диоклетиан посещал это место, надеясь узнать будущее. Разрушил известное культовое сооружение византийский император Юстиниан I.

Мифы об Исиде

Мифы об Осирисе и Исиде. Большинство повествований об Исиде тесно переплетены с легендами об Осирисе, её муже и брате. Обычно она выступает в качестве преданной супруги.

В частности, после того как Сет убил Осириса она, отыскав мертвое тело супруга, зачала от него сына Гора. Существовало представление, что Нил разливался из-за слез Исиды, горюющей по супругу. Именно эта богиня воскресила Осириса при помощи магического заклинания.

По одной из версий знаменитый египетский крест анкх – это комбинация символов Озириса и Изиды.

Мифы об Исиде и Горе. Сын Осириса и Исиды появился в тростниковом гнезде в болотах Дельты Нила. Египетская мифология подробно описывает время, когда Исида воспитывала Гора. Когда сын вырос, она яростно защищала его права на царский престол и, в конце концов, добилась своего. Она всегда помогала Гору в его столкновениях с Сетом. Хотя мифологическая биография богини содержит упоминание о том, как однажды она выступила на стороне Сета. Гор не простил предательства и отрубил матери голову.

Как в Египте, так и во всем античном мире, отношение Исиды к Осирису и Гору считалось примером семейных добродетелей. В то же время на примере Исиды четко видно, какое высокое положение в Египте занимала женщина. К примеру, когда Осирис отправился странствовать по миру, жена мудро правила страной.

Роль культа Исиды в истории

Ни одно божество Древнего Египта, за исключение разве что Сераписа, не было так широко известно в греко-римском мире, как Исида. Задолго до нашей эры её храмы существовали во многих греческих городах, а позже в Риме и Помпеях. Сам Плутарх писал о ней с великим благоговением. В античном мире египетскую богиню отождествляли с Афиной, Персефоной и Селеной.

Мистерии Изиды были известны в Испании, Галлии, и Британии. Правда, в упомянутых краях культ богини приобрел безнравственную форму. Самое удивительное, что описанный культ имел немалое значение для формирования христианской догматики. Образ богоматери с младенцем на руках, почитаемый большинством христианских конфессий, восходит к образу Исиды с младенцем Гором.

30 октября 2017

Источник: https://archeonews.ru/isida/

Чему учит Богиня?

Исида появиться в твоей жизни, когда настанет время для материнства.

Ты отдаешь всю свою энергию материнской заботы, не оставляя ничего для себя? Ты начала новый проект или только, что родила? Ты чувствуешь, что что-то нуждается в дополнительной материнской заботе, но тебе не до этого? Давала ли тебе твоя собственная мать или сиделка достаточно материнской заботы, в которой ты нуждалась? Исида говорит о том, как важно получить материнскую заботу, в которой мы все нуждаемся. Это очень важно, поскольку она способна излечить прошлые раны. У всех должна быть материнская забота, независимо от того, являешься ли ты девой, матерью или бабушкой.

Ритуал Богини:  Путешествие к Исиде 

Найди время и место, где тебя никто и ни что не потревожит. Зажги свечу и открой священное пространство. Сядь или ляг удобно, с прямой спиной и закрой глаза. Глубоко вдохни и выдохни со звуком «Мa». Сделай еще один глубокий вдох и на выдохе отпусти все, за что ты держишься, издавая звук «Ма».

Теперь глубоко вдохни и на выдохе увидь, ощути или почувствуй себя в маленькой лодке, на гладкой ясной реке. Это теплый, солнечный день, и лодка тебя мягко качает назад и вперед, назад и вперед, назад и вперед. Ты лежишь в лодке на мягких подушках, в то время как лодка несет тебя вперед.

Позволь себе отдаться теплоте солнца и движению лодки. Звуки плеска воды посылают тебя в блаженно расслабленноесостояние.

Теперь ты в состоянии спросить: «Нуждаюсь ли я в материнской заботе?» Ты видишь, чувствуешь или ощущаешь время в своей жизни, прошлом или настоящем, когда ты нуждалась в материнской заботе и не получала то, в чем ты нуждалась. Вырази все чувства, которые приходят к тебе сейчай, не сдерживай их.

Лодка дрейфует к берегу и остановливается. Ты садишся. Перед тобой Храм Исиды. Ты сходишь с лодки и приближаешься к Храму. Сними свою обувь и войди в Храм. Внутри темно, только масляная лампа освещает проход в храм. Ты берешь масляную лампу и продолжаешь проходить в глубины храма Исиды. Найди там место, в котором ты почувствуешь себя комфортно, поставь масляную лампу на землю, затем садись перед ней и призови Исиду.

Богиня Исида появляется и спрашивает тебя, в чем ты нуждаешься. Расскажи ей о времени в своей жизни, когда ты нуждалась в материнской заботе, и попроси, чтобы она отнеслась к тебе по-матерински. Принимай ее божественную материнскую заботу, пока не чувствуешь себя насыщенной. Исида просит у тебя подарок – подари его ей с открытым сердцем.

Когда ты будешь готова уходить, поблагодари ее снова. Исида исчезает, и ты поднимаешь масляную лампу, возвращаешь ее на место и покидаешь храм. Лодка ждет тебя у причала. Ты возвращаешься в лодку, она дрейфует по реке и плавно несет тебя обратно.

Ты дрейфуешь в лодке, чувствуя себя расслабленной, оживленной, и умиротворенной. Лодка пристает к берегу на противоположеной стороне реки. Сделай глубокий вдох, медленно выдохни и, когда будешь чувствовать себя готовой, открой глаза.

Закрой священное пространство и потуши свечу.

Добро пожаловать обратно! :)

Кудесница

Источник: http://koodesnik.su/orakul-bogini/154-isis

Как выглядела Египетская Богиня Исида и чему помогала

Исида была египетской Богиней Магии. Первоначально она была связана с престолом Египта, который обладал магической силой, потому что он мог превратить князя в короля.

Позже, Исида «поглотила атрибуты большинства других богинь и богов и стала верховным божеством, известным своими исцеляющими и искупительными способностями.

Она была сестрой и женой Осириса. В Древнем Египте, кровосмешение считалось нормальным в жизни египетских богов, поскольку оно поддерживало священный родословный божественный образ.

Египетская богиня Исида была наделена всем тем, что древние египтяне больше всего уважали в женском образе. После смерти мужа она стала защитником мертвых.

В своей любви и преданности Осирису, Исида стала символом любящей жены, а после того, как он отошел в мир мертвых, она стала символом Матери в своей защите и преданности к единственному сыну Хорусу.

Перед ее добротой и мягкостью преклонялись все, независимо от сословия: ей молились рабы и «грешники». Она также поддерживала дворян, богатых людей, королевскую знать. Она была союзником каждого

Богиня Исида олицетворяла плодородие и любовь ко всему окружающему. Будучи богиней магии, она отображала смерть, исцеления и рождение. Исида использовала свои магические знания и связь с природой, чтобы помогать другим. Ей довелось стать первым ребёнком Бога Земли — Геба, и небесной богини Ореха.

Исида в магии

  • Значение: плодородие, вода, ветер, верность, супружество, магические искусства
  • Изображение: трон, солнечный диск, на руках богини — крылья.
  • Цвета: зеленый, красный, синий, черный
  • День — пн.
  • Атрибуты: молоко, вино, кедр, роза, рог, лазурит, полумесяц, змея.
  • Камни: обсидиан, золото, серебро, сердолик, лазурит.

Другие имена Исиды

Название «Исида», которое мы используем сегодня, происходит от греческой «Исиды», которую мы произносим как «глаз-сис», хотя греки говорили бы это скорее как «эс-эс». «Эсис», «Исия», «Иси» и «Эсия» — другие греческие вариации. На латинском языке ее имя стало «Исидой» и «Изидой».

И греческая и латинская формы, в свою очередь, происходят из древнеегипетских вариаций, «Асет» также пишутся как «Аусет» и «Аст». Окончательный «т» — традиционный женский суффикс в древнем Египте. В более поздние периоды его иногда отбрасывали в произношении. Все имена богини имели отношение к слову «трон».

Защитница мертвых

Важной ролью богини Исиды была роль защитника мертвых. Ей молились и просили помочь душе пройти долгий путь. Она является одним из хранителей саркофагов от злых духов. Исида охраняла сосуды, в которых содержались внутренние органы покойных. Она была связана с кайт-ястребом, который был замечен пролетая над мертвыми телами, и древние египтяне рассматривали его как форму защиты мертвых.

Великая любовная интрига

Миф об Исиде и Осирисе, возможно, является величайшим любовным романами древних времён. Осирис, брат и муж египетской богини Исиды, должен был наследовать мир и быть царем людей. Когда он был жив, он правил Египтом в своём человеческом обличье и считался великим и добрым правителем. Его любили как смертные, так и боги кроме одного ее младшего брата Сета. Сет был недоволен этим и начал испытывать большую зависть к мужу сестры.

В какой-то момент Осирис покинул Египет, чтобы распространить цивилизацию на другие земли, и Исида осталась ответственной за управление страной, а бог Тот был назначен ее помощником. Она прекрасно справлялась с новой миссией, но вот настало время для возвращения ее мужа. Но Сет обманул доверие Осириса, загнал в ловушку и убил его.

Когда Исиде стало известно о том, что натворил её брат ради наследства, она не могла смириться со смертью мужа и решила вернуть его. Сет, убив Осириса, разодрал его тело на множество мелких кусочков и разбросал его по всей египетской земле. На помощь Исиде пришел Анубис (внебрачный ребенок Осириса и ее сестры Нефтиды, которого Исида усыновила и воспитывала как родного).

Вместе, Исида и Анубис собрали по кусочкам тело Осириса и сотворили первую египетскую мумию. Исида, приняв образ самки сокола, села на мужа и прикрыла его своим оперением, тихо пропела заклинание и зачала первенца (Хоруса) от мертвого мужа.

К сожалению, никакая магия не была на столько сильной, чтобы вернуть мужа на трон, и он спустился царствовать в подземный мир, став Богом Преисподней.

Родив сына Хоруса, Исида вынужденна скрываться в восточной части реки Нил, чтобы защитить своего ребёнка от Сета. Она растила и воспитывала его до того момента, как он будучи взрослым смог получить законное наследство.

На божественном суде Исида заставила Сета признаться в вероломном убийстве Осириса и передать наследство Хорусу. Очень долгое время Исида была рядом с сыном и помогала ему в борьбе с Сетом.

Ей было известно, что Хорус станет не только мстителем за отца, в один день он придёт и по праву завоюет трон Египта.

Изображение Исиды

Существует два самых распространенных изображения Исиды, которые появляются в скульптурах, фресках и на саркофагах. Первое изображение — где она стоит на коленях или парит с распростертыми зелеными (когда цветными) крыльями.

Иногда на этих изображениях ее кожа имеет синий оттенок. Второе изображение — где она носит головной убор из рогов коровы и солнечный диск, а также пояс, связанный с титом, волшебным узлом, который дает жизнь.

В этом изображении она обычно сидит на троне и кормит Хоруса, или она стоит держа в руке систрумом (музыкальная погремушка).

На первом изображении крылья, головной убор, используемые цвета и изображенные жесты имеют символический смысл. Крылья Исиды символизируют либо соколов или воздушных змеев, которые являются хищными птицами. Они кричат звуками «напоминающие крики обезумевших женщин». Таким образом, крылья представляют собой как силу, так и траур. Они также символизируют воскрешающую силу Исиды, которая через оперение пытается дать дыхание мертвому мужу.

Время от времени крылья окрашиваются зеленым цветом, так как зеленый символизирует жизнь и воскрешение в египетском искусстве. Они также символизируют безопасность, потому что они изображены как распростертые, что является защитным жестом для египтян.

Ее головной убор — египетский иероглиф для престола, который также является иероглифом и для ее имени. Как иероглиф для престола, он представляет ее магические силы, потому что, как полагали, трон обладает магической властью. В дополнение к этому трон представляет собой «первичный порядок начала», потому что «в его формах лежит первоначальный холм», который «впервые появился из вод, как пригодная для жилья земля».

Трон связан с кругом Исиды на голове, и благодаря этому головной убор усиливает веру в то, что сила короля зависит от нее. Головной убор часто изображается как синий, символизируя небеса и первобытный поток (и в связи с этим, жизнь и возрождение). Таким образом, головной убор указывает на способность Изиды дарить жизнь королю силой трона.

Тот факт, что кожа Исиды иногда изображается в синем цвете, усиливает веру в ее силы над жизнью и смертью и ее значение для всех людей.

Рекомендую: Гадания, магия и эзотерика на дзен канале «Мудрый Эзотерик»

Присоединяйтесь!

Источник: https://tarovsem.ru/vikka/bozhestva/boginya-isida-v-drevnem-egipte.html

Исида — Энциклопедия Древнего Египта

Имя Исиды в иероглифах

сида (Изида) (егип. js.t, др.-греч. Ἶσις, лат. Isis) — одна из величайших богинь древности, ставшая образцом для понимания египетского идеала женственности и материнства. Она почиталась как сестра и супруга Осириса, мать Гора, а, соответственно, и египетских царей, которые исконно считались земными воплощениями сокологолового бога.

1. Истоки культа

Будучи очень древним, культ Исиды, вероятно, происходит из Дельты Нила. Здесь находился один из древнейших культовых центров богини, Хебет, названный греками Исейоном (совр. Бехбейт эль-Хагар), лежащий в настоящее время в руинах.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто провел Данте по кругам ада

Вероятно, изначально она была локальным божеством Себеннита, но уже «Тексты пирамид» периода V династии указывают на ключевую роль этой богини в общеегипетском пантеоне. Изначально ассоциируясь с богом Гором, вследствие подъёма народного культа Осириса Исида выступает уже сестрой и женой Осириса и матерью Гора. Её первоначальные черты в период Нового царства переносятся на Хатор.

В Гелиопольской теологической системе Исида, младшее божество эннеады, почиталась как дочь бога Геба и богини Нут, соответственно, как правнучка Ра.

Исида

В мифах, часть которых дошла до нашего времени только в известном пересказе Плутарха («Об Исиде и Осирисе»), богиня хорошо известна как верная супруга Осириса, тело которого она нашла в долгих странствиях после того, как бога убил его родной брат Сет. Собрав воедино разрубленные на части останки Осириса, Исида с помощью бога Анубиса сделала из них первую мумию.

Исида вылепила фаллос из глины (единственной частью тела Осириса, которую Исида так и не смогла найти, был фаллос: его съели рыбы), освятила его и прирастила к собранному телу Осириса. Превратившись в самку коршуна — птицу Хат, Исида распластала крылья по мумии Осириса, произнесла волшебные слова и забеременела.

В храме Хатхор в Дендере и храме Осириса в Абидосе сохранились рельефные композиции, на которых показан сокровенный акт зачатия сына богиней в образе соколицы, распростёртой над мумией супруга. В память об этом Исида часто изображалась в облике прекрасной женщины с птичьими крыльями, которыми она защищает Осириса, царя или просто умершего.

Исида часто предстает и коленопреклоненной, в белой повязке афнет, оплакивающая каждого усопшего так, как когда-то оплакивала самого Осириса.

Согласно легенде, Осирис стал владыкой загробного мира, в то время как Исида родила Гора в тростниковом гнезде в болотах Хеммиса (Дельта). Многочисленные статуи и рельефы изображают богиню кормящей грудью сына, принявшего облик фараона. Вместе с богинями Нут, Тефнут и Нефтидой, Исида, носящая эпитет «Прекрасная», присутствует при родах каждого фараона, помогая царице-матери разрешиться от бремени.

Исида — «великая чарами, первая среди богов», повелительница заклинаний и тайных молитв; её призывают в беде, произносят её имя для защиты детей и семьи. По преданию, для того, чтобы завладеть тайным знанием и обрести магическую силу, богиня вылепила из слюны стареющего бога Ра и земли зме́я, ужалившего солнечное божество.

В обмен на исцеление Исида потребовала у Ра поведать ей свое тайное имя, ключ ко всем загадочным силам вселенной, и стала «госпожой богов, той, кто знает Ра в его собственном имени».

Своим знанием Исида, одна из божеств-покровителей медицины, исцелила младенца Гора, ужаленного в болотах скорпионами. С тех пор, подобно богине Селкет, она иногда почиталась как великая владычица скорпионов. Свои тайные силы богиня передала Гору, тем самым вооружив его великой магической силой. С помощью хитрости Исида помогла Гору одержать верх над Сетом во время спора за престол и наследство Осириса и стать владыкой Египта.

Исида. Расписанный рельеф из гробницы Сети I в Долине царей. XIX династия.

Исида, прослыв среди людей колдуньей, решила испытать свои силы и на богах. Для того чтобы стать госпожой небес, она решила узнать тайное имя Ра. Она заметила, что Ра к тому времени стал стар, с уголков его губ капает слюна и падает на землю. Она собрала капли слюны Ра, смешала её с пылью, слепила из неё змею, произнесла над ней свои заклинания и положила на дороге по которой ежедневно проходил солнечный бог.

Спустя некоторое время змея укусила Ра, он страшно закричал, и все боги бросились к нему на помощь. Ра сказал, что несмотря на все его заклинания и его тайное имя, его укусила змея. Исида пообещала ему, что исцелит его, но он должен сказать своё тайное имя. Бог солнца сказал, что он Хепри утром, Ра в полдень и Атум вечером, но это не удовлетворило Исиду. И тогда Ра сказал: «Пусть Исида поищет во мне, и моё имя перейдёт из моего тела в её».

После этого Ра скрылся от взора богов на своей ладье, и трон в Ладье Владыки Миллионов Лет стал свободен. Исида договорилась с Гором, что Ра должен поклясться в том, что расстанется со своими двумя Очами (Солнцем и Луной). Когда Ра согласился с тем, чтобы его тайное имя стало достоянием колдуньи, а его сердце вынуто из груди, Исида сказала: «Истекая, яд, выходи из Ра, Око Гора, выходи из Ра и засияй на его устах. Это заклинаю я, Исида, и это я заставила яд упасть на землю.

Воистину имя великого бога взято у него, Ра будет жить, а яд умрёт; если же яд будет жить, то умрёт Ра».

4. Символы

Символом Исиды был царский трон, знак которого часто помещается на голове богини. С эпохи Нового царства культ богини стал тесно переплетаться с культом Хатхор, в результате чего Исида иногда имеет убор в виде солнечного диска, обрамленного рогами коровы. Священным животным Исиды как богини-матери считалась «великая белая корова Гелиополя» — мать мемфисского быка Аписа.

Одним из широко распространенных символов богини является амулет тет — «узел Исиды», или «кровь Исиды», часто выполнявшийся из минералов красного цвета — сердолика и яшмы. Как и Хатхор, Исида повелевает золотом, считавшимся образцом нетленности; на знаке этого металла она часто изображается коленопреклоненной.

Небесные проявления Исиды — это, прежде всего, звезда Сепедет, или Сириус, «госпожа звезд», с восходом которой от одной слезы богини разливается Нил; а также грозная гиппопотам Исида Хесамут (Исида, мать грозная) в облике созвездия Большой медведицы хранящая в небесах ногу расчлененного Сетха с помощью своих спутников — крокодилов.

Также Исида вместе с Нефтидой может представать в облике газелей, хранящих горизонт небес; эмблему в виде двух газелей-богинь носили на диадемах младшие супруги фараона в эпоху Нового царства. Ещё одно воплощение Исиды — богиня Шентаит, предстающая в облике коровы покровительница погребальных пелен и ткачества, повелительница священного саркофага, в котором возрождается, согласно осирическому ритуалу мистерий, тело убитого братом Осириса.

Сторона света, которой повелевает богиня — запад, ее ритуальные предметы — систр и священный сосуд для молока — ситула. Вместе с Нефтидой, Нейт и Селкет, Исида была великой покровительницей умершего, своими божественными крыльями защищала западную часть саркофагов, повелевала антропоморфным духом Имсети, одним из четырёх «сыновей Гора», покровителей каноп.

5. Центры почитания

Терракотовое изваяние Исиды, оплакивающей Осириса. XVIII династия. Лувр, Париж

Знаменитое святилище Исиды, существовавшее вплоть до исчезновения древнеегипетской цивилизации, находится на острове Филе, неподалеку от Асуана. Здесь богине, почитавшейся во многих других храмах Нубии, поклонялись вплоть до VI века н. э., в то время, когда весь остальной Египет уже был христианизирован.

Святилище Исиды и Осириса на Филе оставалось вне зоны действия эдикта императора Феодосия I о запрете языческих культов 391 года в силу соглашения, достигнутого ещё Диоклетианом с правителями Нобатии, посещавшими храм в Филе как оракул.

Наконец, византийский император Юстиниан I отправил военачальника Нарсеса разрушить культовые сооружения на острове и доставить их реликвии в Константинополь.

Другие центры почитания богини располагались по всему Египту; наиболее известные из них — это Коптос, где Исида считалась супругой бога Мина, владыки восточной пустыни; Дендера, где богиня неба Нут родила Исиду, и, конечно же, Абидос, в священную триаду которого богиня входила вместе с Осирисом и Гором.

Гностический гимн, связываемый некоторыми исследователями с Исидой

Да не будет не знающего меня
нигде и никогда! Берегитесь,
не будьте не знающими меня!
Ибо я первая и последняя. Я
почитаемая и презираемая.
Я блудница и святая.
Я жена и
дева. Я мать
и дочь. Я члены тела
моей матери.

Я неплодность,
и есть множество ее сыновей. Я
та, чьих браков множество, и
я не была в замужестве. Я облегчающая роды
и та, что не рожала. Я
утешение в моих родовых муках. Я
новобрачная и новобрачный.
И мой муж тот, кто
породил меня.

Я мать
моего отца и сестра моего
мужа, и он мой отпрыск.

(Гром. Совершенный Ум. Гимн из библиотеки Наг-Хаммади, I—III вв. н. э.)

6. Исида в античной традиции

Храм Исиды в Помпеях

Богиня была хорошо известна грекам и римлянам. Жена Осириса. Её отождествляли с Деметрой. Изобрела паруса, когда искала своего сына Гарпократа (Гора).

Отождествляется с Ио, дочерью Инаха, египтяне так назвали Ио.

Некоторые считают, что она стала созвездием Девы. Поместила Сириус на голову Пса. Рыба, которая ей помогла, стала созвездием Южной Рыбы, а её сыновья — Рыбами.

В знаменитом произведении античного автора Апулея «Метаморфозы» описываются церемонии инициации в служители богини, хотя их полное символическое содержание так и остаётся загадкой.

Культ Исиды и связанные с ним мистерии приобрели значительное распространение в греко-римском мире, сравнимое с христианством и митраизмом. Как вселенская богиня-мать, Исида пользовалась широкой популярностью в эпоху эллинизма не только в Египте, где её культ и таинства процветали в Александрии, но и во всем Средиземноморье. Хорошо известны её храмы (лат.

Iseum) в Библе, Афинах, Риме; неплохо сохранился храм, обнаруженный в Помпеях. Алебастровая статуя Исиды III века до н. э., обнаруженная в Охриде, изображена на македонской банкноте достоинством в 10 денаров. В позднеантичную эпоху святилища и мистерии Исиды были широко распространены и в других городах Римской империи, среди которых выделялся храм в Лютеции (совр. Париж).

В римское время Исида намного превзошла своей популярностью культ Осириса и стала серьёзной соперницей становления раннего христианства. Калигула, Веспасиан и Тит Флавий Веспасиан делали щедрые подношения святилищу Исиды в Риме. На одном из изображений на триумфальной арке Траяна в Риме император показан жертвующим вино Исиде и Гору.

Император Галерий считал Исиду своей покровительницей.

Отдельные авторы XIX—XX веков усматривали в почитании «Чёрных Мадонн» в христианских храмах средневековой Франции и Германии отголоски культа Исиды. Также встречалось мнение об иконографическом влиянии образа Исиды с младенцем Гором-Гармахисом на изображение Богородицы с младенцем Иисусом, а также параллели между мотивом бегства Святого семейства в Египет от преследований Ирода и сюжетом о том, как Исида спрятала юного Гора в тростниках, опасаясь гнева Сета.

По мнению известного этнографа и религиоведа Джеймса Фрэзера, элементы культа Исиды оказали значительное влияние на христианскую обрядность:

Величественный ритуал Исиды — эти жрецы с тонзурами, заутренние и вечерние службы, колокольный звон, крещение, окропление святой водой, торжественные шествия и ювелирные изображения Божьей Матери — во многих отношениях напоминает пышную обрядовость католицизма.

Однако ряд сходств, упоминаемых Фрэзером, является спорным. Например, Фрэзер упоминает тонзуры жрецов Исиды, хотя, согласно Плутарху, жрецы Исиды полностью удаляли волосы на голове и теле.

  • Сайт «Wikipedia — Свободная Энциклопедия»

Источник: https://egyptopedia.info/i/1210-isida

Древнеегипетский бог покровитель роста посевов и его супруга Исида

Прежде чем человечество обрело единобожие, представленное сегодня так называемыми мировыми религиями, оно поклонялось могущественным силам природы, духам умерших предков, различным предметам и даже животным. Вера в чудодейственную силу амулетов и абраксасов, в колдовство и магию сопровождала людей в течение долгих тысячелетий их начальной истории.

Древний Египет – страна божеств

Фото с сайта wikimedia.org

Древний Египет не был исключением. Сегодня известный как страна пирамид, он еще и страна сотен божеств. Сама природа заставляла египтян угадывать в ней божество.

Погибают без влаги, под палящим солнцем лета растения – это Сет своим горючим дыханием, гневаясь на людей, уничтожает посевы .

Разливается Нил, зеленеют с таким трудом возделанные и орошаемые пашни – это египетский бог плодородия Осирис возвращает к жизни долину Великой реки и ее людей (см. роспись VIII в. до н. э.:http://godsbay.ru/egypt/x.html).

Люди подчиняют свою жизнь природным, неизменно повторяющимся циклам. Всякое действие, которое затрагивает интересы общества, согласуется с пониманием неизменных законов природы, за поддержание которых отвечает целый сонм богов.

Связь между двумя мирами – миром богов и людей осуществляется при помощи религиозного культа – ритуала, действа. Его осуществляют для каждого бога жрецы. От имени всего Египта верховным жрецом выступает царь – фараон, как назовут его древние греки.

Он – воплощение бога, да и сам бог в конечном итоге. Его личность объединяет власть светскую и власть духовную.

Первыми царями вообще были боги. Сначала – Ра, потом – Шу, за ним – Геб. Четвертым был Осирис, бог Египта. Первенец Геба и Нут, он был братом Сета и Нефтиды, а также братом и мужем Исиды, почитавшейся как богиня любви и плодородия в Египте.

Египтянам Осирис принес цивилизацию:

  • отвратил от дикости
  • установил культ, и сам же, будучи царем и жрецом, первым его отправлял.
  • Приносит он и культурные достижения, цивилизации сопутствующие.

Людей (египтян) он научил:

  • работать с металлом
  • строить города •
  • врачевать недуги
  • разбивать виноградники
  • варить пиво и изготавливать вино
  • выпекать хлеб
  • и хлеб (ячмень и полбу) выращивать.

Фото с сайта wikimedia.org

Последнее особенно важно. В этом качестве он почитается как древнеегипетский бог – покровитель роста посевов. Здесь ему сопутствует Исида – уже упоминавшаяся жена Осириса. Она тоже почитается как богиня плодородия в Египте. Эта парность – глубоко символична. Она – результат осмысления великого закона природа, обуславливающего всяческое произрастание через соединение мужского и женского начала. На мифологическом же уровне это осмысление облачается в красивую, даже романтическую форму.

Младший сын Геба и Нут, бог пустыни, ответственный за войны среди людей и засухи в природе, умышляет против брата своего зло. Появившись во время пира, он принес с собою богато украшенный ящик – прообраз будущего саркофага. Желающим его заполучить, Сет отвечал: счастливым обладателем диковинки станет тот, кому она придется впору. Подошел ящик старшему брату, что и не удивительно – специально для него он и был ведь изготовлен! Улегся Осирис в ящик – крышка и захлопнулась.

Тотчас же злоумышленники залили ее расплавленным свинцом и выбросили в набегающие волны реки. Подхватила река нежданную добычу, бережно пронесла течением и вынесла на берег. Его там и обнаружила Исида. Открыв саркофаг, она нашла уже мертвого Осириса и зачала чудесным образом от него ребенка.

Затем же, похоронив мужа, удалилась в непроходимые топи дельты Нила, где родила и вырастила сына, Гора – бога солнца , царственности и самой царской власти (фараоны впоследствии считались живым его воплощением).

Но этим история с Осирисом не закончилась

Гор начал борьбу с Сетом, ослеп на один глаз, но в конечном итоге победил. Забрав у поверженного врага Волшебное Око, он дал его проглотить своему отцу, воскресив его таким образом снова к жизни. Осирис, однако, оставаться среди живых не захотел. Оставив царство сыну, он вернулся в мир загробный, чтобы вершить там суд .

Фото с сайта wikimedia.org

Осирис – умирающий и вновь воскресающий бог Мученическая смерть Осириса, оплодотворение им, уже мертвым, Исиды, последующее воскресение и уход в загробное царство символизировало для египтян животворящие силы природы – произрастание, угасание и новое произрастание всего растительного мира. Бог Осирис в Древнем Египте почитается как бог умирающий и воскресающий. Многочисленные изображения только подтверждают имеющиеся письменные свидетельства (см.роспись гробницы Сеннеджема, XIII в. до н. э.:http://godsbay.ru/egypt/x.html).

Типичный сюжет этих изображений – дерево или стебли злаков, произрастающие из мумии Осириса или сквозь нее, жрец, поливающий эти всходы. Слепленная из перемешанной с зернами ячменя или полбы земли и нильского ила фигурка бога помещалась в захоронения – если прорастет всходами Осирис, воскреснет вновь покойник. Богиня Исида в Древнем Египте Богиня плодородия у египтян, Исида теснейшим образом связана с Осирисом. Она – его сестра и жена.

Исида помогает Осирису привить людям цивилизацию:

  • изобрела папирус, когда в топях Нила растила своего сына Гора
  • приучает к браку женщин
  • учит их прясть, врачевать, жать хлеб.

Связь с женщинами, браком, прослеживается и в других проявлениях культа Исиды, где она уже является символом семейной верности. Как египетская богиня плодородия и стихий , Исида«отвечает» в мифологической традиции за разливы Нила – непременное условие ведения сельскохозяйственной деятельности в долине этой реки. Они ежегодно повторяются из-за слез, проливаемых Исидой по Осирису.

Возможно, в этом ее культ восходит к женскому божеству плодородия времен, предшествующих созданию египетской государственности. Во времена же фараонов Исида почитается не только как древнеегипетская богиня – жена Осириса и богиня плодородия. Мать (или даже супруга Гора), она покровительствует царской власти, помогает царице при родах, защищает фараонов, помогает им править страной.

Само имя «Исис, Исида» переводится как «трон», который изображается в качестве ее головного убора.

Однако уже в период Среднего царства Исида все больше связывается с погребальным культом:

  •  вместе с богом Анубисом, она сделала из останков Осириса первую мумию
  • мать и одновременно жена Гора, она родила четырех богов, «сыновей Гора», ответственных за сохранность каноп – сосудов с печенью умершего
  • защищает и оплакивает умершего, подобно тому, как оно оплакивала Осириса: преклонив колени, покрыв голову белою повязкою афнет.

Фото с сайта www.urano.ru

Связь Исиды с заупокойным культом, с загробным миром, стала основой для возникших позднее таинств – мистерий в честь этой богини. Особое распространение они приобрели уже в позднейшие времена – в эпоху эллинизма и, особенно, в Римской империи. Борясь с суевериями, римский сенат издавал даже специальные постановления, которыми не только регламентировалось проведение этих мистерий, но даже и предпринимались попытки запретить самый культ Исиды.

Попытки эти, впрочем, особого эффекта не имели. Запреты и преследования только усиливали привлекательность мистерий, приводили ко все большему возрастанию числа поклонников Исиды. Бог плодородия в Египте, Осирис, и его сестра-жена Исида пережили самих фараонов. Отголоски культа этих богов встречаются в истории средневековой Европы. Да и сегодня еще мистически настроенные личности, нет-нет, да и вспомнят в своих ритуалах Исиду и Осириса.

Источник: https://perstni.com/magazine/history/drevneegipetskiy-bog-pokrovitel-rosta-posevov-i-ego-supruga-isida.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Какой сегодня церковный праздник 30 сентября

Закрыть