Афина — богиня чего? Чему покровительствовала богиня Афина? :
Наверное, каждый из нас читал мифы Древней Греции. Вопрос этот скорее риторический, так как они входят в школьную программу. Они насыщены различными интересными историями и персонажами. По их мотивам каждый год снимают высокобюджетные фильмы. А различные элементы из древнегреческих мифов используются для названий и создания логотипов современных тренажерных залов, салонов красоты, развлекательных заведений и т. д.
Помимо героев и их подвигов, в греческой мифологии немалую роль отводят и божествам. Как правило, среди их неисчислимого количества выделяют двенадцать основных небесных покровителей. И особо ярко из этой группы выделяется Афина. Богиня чего она – вопрос спорный.
Так как она покровительствует одновременно и воинам, и ремесленникам, и даже женщинам. Каждый из древних писателей отображает в своем творчестве по-разному ее деятельность, происхождение и внешность. Однако в некоторых моментах их описания совпадают.
Их-то мы и рассмотрим.
Происхождение
В большинстве случаев происхождение богини берет начало с самого Олимпа. Зевс, услышавший пророчество о том, что его любовница Метида родит ему сына, который впоследствии свергнет громовержца с Олимпа, глотает беременную богиню. Но из его головы позже появляется Афина (богиня), чего он никак не ожидает. Для того чтобы высвободить ее из себя, он просит Гефеста ударить себя по голове. И это одна из распространенных версий ее появления.
В других версиях Афина (богиня чего она, подробнее рассмотрим дальше) зачинается Посейдоном, но такого отцовства впоследствии не признает и уходит к Зевсу, который ее удочеряет. Бог воды этого ей не может простить, что далее выливается в различные конфликтные ситуации между родным отцом и дочерью.
Образ богини
На различных иллюстрациях она отображается по-разному. Описание Афины (богини) в большинстве случаев показывает ее крепкой грозной женщиной, облаченной в доспехи и шлем. В своей руке она держит длинное копье.
Причем с ним она никогда не расстается. Немаловажными атрибутами ее внешности становятся и находящиеся на ее плече каких-либо животные, символизирующие мудрость. Это могут быть как сова, так и змея.
Это придает ее грозному характеру еще и мудрость, так необходимую в военном деле.
Храм богини Афины на акрополе Аттики изображает на своих стенах Афину возле оливкового дерева, которое проросло в земле от удара по ней копьем богини.
Покровительство
Очень спорный вопрос: «Чему покровительствует Афина?» Богиня чего она и какую роль играет в древнегреческой мифологии? Ведь нередки случаи, когда воительница на своих изображениях, кроме копья, держит в другой руке веретено либо чашу, и даже весы.
Все это говорит о том, что Афина покровительствовала не только воинам, но также и простым трудящимся. Многие ремесленники Аттики и других городов поклонялись ей. Приклоняли голову перед ней и простые женщины, прося тем самым богиню подарить им потомство. И это еще не все. Также можно выделить и музыку, целительство и кораблестроение – то, чему покровительствовала богиня Афина по утверждениям различных преданий. Однако об этом упоминается крайне редко.
Но по большей части за что отвечала богиня Афина, так это за военную тактику, мудрость и боевой дух воинов. Именно такой представляет ее Гомер и многие другие писатели.
Афина и Арес
Однако Афина — не единственная покровительница войн. Кроме нее, читателям известен и такой персонаж, как Арес – бог войны. По многим преданиям, между ним и грозной воительницей нередко вспыхивали различные распри, в которых постоянно побеждала Афина. В мифологии нет ни одного момента, где рассказывается об обратном.
Афина и троянский конь
Одним из самых ярких проявлений деятельности воительницы и ее вклада в военные действия является Троянская война. Именно она поспособствовала ее разжиганию своим воздействием на юного троянского царевича Париса. Однако после этого она принимает сторону греков. Главным ее фаворитом становится Одиссей – царь Итаки, которому Афина периодически что-то подсказывает, сопровождая его до самых ворот Трои.
Многие источники утверждают, что троянский конь – это одна из военных хитростей, что внесла в эту войну Афина. Чего не ожидали троянцы, приняв этот дар от греков, кстати, в честь все той же воительницы.
Именно Афина не дала Лаокоону – одному из троянских главнокомандующих — уничтожить коня. И именно она отводит Елену от него, когда та, догадавшись, начинает ходить вокруг него и звать греческих героев по именам.
Посылая землетрясения и змей на Трою, она заставляет замолчать догадывающихся о подвохе. Чтобы воины, сидящие в деревянном коне, не потеряли своих сил, богиня дает им пищу богов.
В ночь же, когда греки выходят из коня и начинают уничтожать город, Афина возвышается на самом высоком шпиле и ликующе кричит.
Афина и герои
Во многих похождениях греческих героев упоминается об Афине. Она помогает Гераклу во многих его подвигах, например унося яблоки гесперид на место. Также воительница помогает держать герою небесный свод, когда на его плечи временно кладет эту ношу великан. Афина помогает ему убить Гериона и дает советы, когда Геракл отрубает головы гидре.
Также сыграла свою роль воительница и в сказаниях о Персее, подсказывая ему дальнейшие действия в битве с Горгоной. За что тот, в свою очередь, приносит богине дар в виде головы побежденной. Это становится еще одним из атрибутов ее внешности. Храм богини Афины на Акрополе многих городов изображает богиню с головой Медузы Горгоны на своем щите.
Вдохновение, силы для сражений и боевую тактику – то, чем правила богиня Афина — она также даровала и Ахиллу – одному из главных героев Троянской битвы. Именно она дает ему совет идти в поход на Трою. Она же направляет его копье в сражении с Гектором – великим троянским воином.
Тот, в свою очередь, выходит из неприступных стен, послушав обманные речи воительницы. Кроме этого, она приносит пищу богов герою, когда тот отказывается от еды после потери своего любимого брата Патрокла. Также Афина приходит и на похороны Ахилла, когда тот умирает от стрелы Париса.
Она оплакивает героя и натирает его тело амброзией.
Источник: https://www.syl.ru/article/176150/new_afina---boginya-chego-chemu-pokrovitelstvovala-boginya-afina
Что посмотреть в Афинах, достопримечательности и полезная информация
Афину во все времена причисляли к верховным божествам и очень высоко почитали. Полное имя богини — Aфина Паллада. Ей приписывали огромную мудрость, считали, что она обладает большими знаниями не только в области искусств и ремесел, но и других сфер культуры и науки. Афину именовали и богиней войны. Она была наделена опасными силами, с помощью которых могла извергать на землю молнии и гром.
Tobias Van Der Elst
Богиня Афина – пятый ребенок Зевса, но родила ее не Гера. Небесный громовержец тайно от своей законной супруги женился на Метиде (дочери царя Океана). Зевс вовремя спохватился, подумав, что новая жена родит ему сына, который сильно превзойдет его по силе. По легенде, он проглотил беременную Фетиду. Ребенок «попал» в голову громовержца и оттуда появился на свет, благодаря Гефесту, который и помог высвободить Афину.
Есть и другая версия рождения Афины. Зевс и Гера поспорили, смогут ли они произвести на свет детей, не сливаясь в супружеских объятьях. У Геры так появился Гефест, а у Зевса – Афина.
Будучи ребенком, Афина блистала и поражала окружающих своим острым умом и огромной тягой к знаниям. Отец со временем сделал ее богиней мудрости. Она покровительствовала наукам, изобретательству и культурам.
Рождение богини
Поскольку богиня наделена отличным умом, древние греки считали ее рожденной из головы Зевса. Метида, которая должна была родить Громовержцу двойню – девочку и мальчика, обладала отличным интеллектом.
Предсказатели сообщили Зевсу, что Метида произведет на свет очень умных детей, и сын его вскоре превзойдет, заберет власть. Чтобы избежать такой участи, Громовержец усыпил Метиду и съел. После того почувствовал, как его голова раскалывается от боли.
Зевс позвал Гефеста и попросил разрубить его голову. После недолгих манипуляций, появилась изящная, но воинственная богиня Афина.
Об Афине древние греки писали очень много. Любимейший эпос – Илиада, содержит сотни преданий с участием этой богини. Она появляется в историях, касающихся жизни Геракла, Персея, Одиссея, Ахилла и других героев. Вместе с Никой – богиней победы, Афина ведет своих подопечных путями храбрости и отваги.
Она кардинально противоположна по характеру Афродите – тонкой и женственной. По преданиям, это Афина передала Эрихтонию знания о том, как правильно запрягать коня. Афина очень дружила с Хироном, наделив его прекрасным умом. Крылатый Пегас был укрощен Беллерофонтом с подачи самой Афины.
Аргонавты построили с помощью нее Арго, а Данай – судно для того, чтобы попасть в Грецию. Даже Троянского коня возводили в честь Афины.
Афина – богиня, благословлявшая браки, помогавшая появиться малышам на свет здоровыми и счастливыми. Она спасала людей от хворей, и была покровительницей сильных и могущественных мужчин.
Афина — богиня войны
При себе Афина всегда имела меч, щит и копье. Ее считают создательницей искусства войны. Именно «девственница с голубыми глазами», как называли ее греки, дала миру знания о ведении боя. Но если ей и доводилось воевать самой, она всегда побеждала. Даже Арес – бог войны всегда уступал ей в сражениях.
Афина билась с Посейдоном, своим дядей. Бог морей не желал уступать, чтобы дать свое имя греческой столице. Ныне, как и раньше Афины – красивейший город с величественными зданиями и храмами. Посейдон обещал жителям, что они не будут испытывать проблем с водой, а богиня Афина прислала в дар грекам саженец оливы и пожелала, чтобы он всегда приносил им деньги и еду. Греки отдали предпочтение Афине.
Так столицей Греции стали Афины. На вершине самого величественного холма богиня построила Акрополь. Древняя крепость превзошла по красоте все здания, имеющиеся в столице ранее. Главный дворец – Парфенон – был посвящен великой богине. Если перевести это название с греческого на другие языки мира, люди услышат слово «дева». В Акрополе растет та самая олива. С древнейших времен греки, которые приходили в дом соседа с миром, несли с собой оливковую ветвь.
Древний город Афины
До сих пор неизвестно, когда точно берет свое начало греческая столица. Выросла ли она из небольшой деревеньки или изначально строилась как огромный, величественный мегаполис. «Око Эллады» — так называли Афины древние жители, был сосредоточением истинной культуры, образцом цивилизованных отношений власти. Город расположен среди холмов на обширной равнине.
По преданию Афины выстроил царь Кекропс. На высоком холме, который немного сравняли местные архитекторы, был построен замок. Внутри него кипела жизнь, обитали цари и воины, защищавшие город от нашествий. В нем испокон веков находился и храм Афины – покровительницы Греции. По преданию никто из богов не мог покорить город, который находился в ведении богини войны.
Мудрость богини
Афина наводит порядок в погоде. После дождика и грозы всегда наступает прояснение и спокойствие. Под ее руководством нивы и поля процветают. Все важные изобретения – дело рук Афины. Проницательная и умная Паллада дает человечеству несравнимые знания. Греков она учит искусствам, а без ремесел люди не смогли бы сделать и простейшего колеса.
Девушек Афина научила рукоделию, кулинарии, прядению и ткацкому искусству. Афине греки приписывают создание флейты, плуга, грабель, горшков из керамики, лошадиной уздечки, колесницы, искусства кораблестроения и счета.
Полководцы Древней Греции получали мудрые советы от Афины. Паллада была добра и не скупилась на ценные подсказки. Участвовала Афина и в судебных процессах, отдавая свой голос исключительно за обвиняемого, если считала его невиновным. Славу у греков Афина завоевала постепенно. Они стали почитать ее за процветание столицы, ясное и чистое небо над ней, прекрасное искусство, что она подарила. Греки служили своей Афине и искренне почитали ее.
Вечная девственница
Афина умудрялась сохранять девственность даже в тех ситуациях, когда, казалось, это невозможно. Многие боги желали создать семью с величественной богиней. Но она была к ним неблагосклонна. Однажды Палладе понадобилось оружие для очередного сражения. Она пришла за ним к Гефесту.
Но он решил перехитрить деву и выполнить работу «за любовь». Когда пришло время расплачиваться, богиня, как ни в чем не бывало, пришла за своими доспехами и была поражена тем, что Гефест решил овладеть ею.
Афине удалось вырваться из объятий бога огня, но он пролил свое семя, а когда она смахнула его, оно успело оплодотворить Гею (Землю-мать). Но Гея не возжелала это дитя, и отдала Афине.
Малыша назвали Эрихтоний. Будущий царь греческой столицы был положен в ларец и отдан дочерям действующего тогда правителя Кекропса. Но Паллада строго наказала девушкам не открывать ларец не смотреть на младенца. Они ослушались ее и не выполнили наказа, отчего были лишены рассудка. Погибла и мать девушек. Афина узнала об этом из уст вороны. В те времена эти птицы были белыми. По велению богини, с тех пор, как произошло несчастье, вороны сделались черными.
Богиня сохраняла девственность, а город – неприступность. Но согласно мифологии и легендам, есть сказания и о родных детях Афины. Якобы рождены они были от Гефеста, Борея и Посейдона.
гид в Греции Nikos Leonov
Акрополь, в переводе с Греческого языка «Акрос» = край, «полис» = город, то есть «город на краю», где почиталось божество – покровитель города. Каждый древнегреческий город-государство был привязан к Акрополю, что не случайно, ведь фактически это не только место обитания богов, но прежде всего лицо города.
Каждый гость города, первое, на что обращал внимание, это на доминирующий над остальной местностью Акрополь и степень его роскоши, свидетельствующий о могуществе и богатстве. Именно поэтому правящее лицо каждого полиса старалось придать величественность «городу на краю». Ярким примером тому явилась крупномасштабная строительная программа Перикла по перестройке Акрополя Афин в период, когда экономика города была сильной в следствии Делосского союза и Афины в нем играли ключевую роль.
В то время одним из ведущих скульпторов считался Фидий – друг Перикла, в то время как лучшим архитектором — Калликрат, создатель Парфенона. Именно им было поручено воплощение в жизнь грандиозного проекта по перестройке Акрополя – символа могущества Афин. Сразу после окончание Греко-персидских войн в 465 году до н.
э, берут свое начало строительные работы, при наличии в казне Афин 10 000 (5 миллиардов долларов) талантов золота (1 талант = 26 кг), к началу же Пелопонесских войн (431 до н.э) объем государственной кассы сократился до 6 000 талантов.
За эти три десятилетия был возведен величественный Парфенон – несущий в своих фронтонах историю рождения Афины и получения ею права покровительства города, а опоясывающий наос зофорос иллюстрирует Панафейское шествие в честь богини.
Не менее важным храмовым сооружением, созданным в период Пелопонесских войн, стал Эрехтейон – святилище богини Афины и бога Посейдона. Из общего комплекса Акрополя его выгодно выделяют Кариатиды – колонны выполненные в виде молодых женщин, придерживающих кровлю сооружения.
Окружает Акрополь крепостная стена с величественными Пропилеями («про» = до, «пили» = врата) – монументальный вход на священную территорию Акрополя, справа от которого устроился храм Ники бескрылой – богини победы, которая не в силах покинуть город.
Также в пределах крепостной стены скрывался храм Артемиды, римского периода храм Августа, и множество других сооружений.
гид на Родосе Афина Эллиниади
Источник: https://needguide.ru/Europe/Greece/Athens/
Афина Паллада, богиня — Русская историческая библиотека
Богиня Афина Паллада, по мифам Древней Греции, родилась из головы Зевса. Зевс знал, что у богини разума, Метис (Метиды), будет двое детей: дочь Афина и сын необычайного ума и силы. Богини судьбы Мойры сообщили Зевсу, что этот сын отнимет у него власть над миром.
Чтобы избежать этого, Зевс усыпил Метиду ласковыми речами и проглотил ее до рождения детей. Вскоре Зевс почувствовал страшную боль в голове. Чтобы избавиться от неё, он призвал своего сына Гефеста и приказал разрубить себе голову.
Ударом топора Гефест расколол череп Зевса, и оттуда к изумлению других олимпийских богов вышла в полном вооружении могучая и прекрасная воительница, богиня Афина Паллада. Голубые глаза Афины горели божественной мудростью.
Рождение Афины из головы Зевса. Рисунок на амфоре второй половины VI в. до Р. Х.
Афина – богиня войны
Афина – «голубоглазая девственница», богиня ясного неба, сверкающим копьем своим разгоняющая тучи, прикрепившая к своему щиту, Эгиде, змееволосую голову страшной Медузы Горгоны, черной дочери ночи, с тем вместе богиня победоносной энергии во всякой борьбе: она вооружена щитом, мечом и копьем. Богиня Афина Паллада считалась у греков изобретательницей военного искусства. Ее всегда сопровождает крылатая богиня победы (Ника).
Афина – охранительница городов, богиня акрополей; в честь её, богини афинского Акрополя, совершали афиняне большой и малый Панафинейские праздники. Будучи богиней войны, Афина, тем не менее, не испытывала радости в битвах, как боги Арес и Эрида, а предпочитала решать распри миром. В мирные дни она не носила оружия, а во время войн получала его у Зевса.
Однако, вступив в бой, Паллада никогда его не проигрывала – даже самому богу войны Аресу.
Мифы Древней Греции: Афина. Мудрая воительница
Афина – богиня мудрости
Афина Паллада ведет порядок в переменах погоды, чтобы после грозы, давшей дождь, снова прояснялось небо: но она и богиня плодородия нив и садов; под её покровительством росло в Аттике масличное дерево, имевшее такую важность для этой земли; она дает благоденствие дому и семейству.
Под покровительством Афины Паллады находится гражданское устройство, племенные учреждения, государственная жизнь; богиня всепроницающего и ясного эфира, богиня Афина стала в мифах о богах Древней Греции богиней проницательности ума, осмотрительности, богиней всех изобретений искусства, богиней художественной деятельности, умственных занятий, богиней мудрости.
Она дает мудрость и знание, учит людей искусствам и ремеслам. Девушки Древней Греции чтили Афину Палладу как учительницу домашних рукоделий – кулинарного искусства, ткачества и прядения. Никто не может превзойти богиню Афину в искусстве ткать.
Древнегреческий миф рассказывал, что состязаться с ней в этом очень опасно – Арахна, дочь Идмона, хотевшая превзойти Афину в этом искусстве, жестоко поплатилась за своё высокомерие.
Древние греки считали, что богиня мудрости Афина Паллада сделала великое множество полезных изобретений: она создала флейту, трубу, керамический горшок, плуг, грабли, ярмо для волов, уздечки для лошадей, колесницу, корабль, искусство счета.
Поэтому древнегреческие полководцы всегда старались получить у Афины полезные советы.
Афина Паллада славилась своей добротой, и поэтому когда на процессах в афинском Ареопаге судьи расходились во мнении, она всегда отдавала свой голос за оправдание обвинённого.
Богиня Афина наполняет чашу Геракла вином. Древнегреческий сосуд ок. 480-470 до Р. Х.
Мало-помалу Афина Паллада сделалась богиней всего того, чем гордились афиняне: ясное небо Аттики, её оливковые рощи, государственные учреждения афинян, их осмотрительность на войне, их мужество, их наука, поэзия, искусство – все вошло в их представление о покровительнице их, богине «Деве афинской». Вся жизнь афинян находилась в тесной связи с их служениём богине Афине Палладе, и прежде, чем поставили её статую в храме Парфеноне, они уж много столетий чтили ее в мифическом символе её, оливковом дереве.
Девственность Афины Паллады
Девственность была самой характерной и неотъемлемой частью культа богини Афины. Согласно греческим мифам, многие боги, титаны и гиганты желали вступить с Палладой в супружеские отношения, но она отвергала все ухаживания.
Однажды, во время Троянской войны, не желая просить оружия у Зевса, который не поддерживал ни эллинов, ни троянцев, Афина попросила Гефеста сделать ей собственные доспехи. Гефест согласился, но сказал, что выполнит работу не за денежную плату, а за любовь. Не поняв смысла сказанного, Афина пришла за доспехами в кузницу Гефеста. Тот бросился к богине и попытался овладеть ею.
Утверждают, что Гефеста подзуживал к этому Посейдон, проигравший Афине спор за обладание Аттикой: морской бог убедил олимпийского кузнеца в тайном желании Паллады, чтобы кто-нибудь силой овладел ею. Афина, однако, вырвалась из рук Гефеста, но при этом его семя пролилось на нее чуть выше колена. Паллада вытерлась клоком шерсти и бросила его.
Семя Гефеста попало на мать-землю Гею и оплодотворило её. Недовольная этим Гея, сказала, что не станет воспитывать своего будущего ребенка от Гефеста. Афина тогда объявила, что воспитает его сама.
Статуя Афины Девы в Парфеноне. Скульптор Фидий
Когда ребенок родился, его назвали Эрихтонием. Это был один из мифических прародителей афинян. Забрав Эрихтония у Геи, Афина Паллада положила его в священный ларец и отдала Аглавре, старшей дочери афинского царя Кекропса. Горестная судьба Аглавры, её матери и двух сестер рассказывается в мифе от Эрихтонии.
Все четверо погибли, ибо Аглавра попыталась обмануть бога Гермеса. Услышав об их печальной участи, расстроенная Афина уронила огромную скалу, которую несла на афинский Акрополь, чтобы лучше его укрепить. Эта скала получила название горы Ликабетта. Ворону, которая передала Афине Палладе скорбную новость о гибели женщин семьи Кекропса, богиня из белой сделала черной.
С тех пор все вороны черны. Паллада запретила им появляться на афинском акрополе. Эрихтония богиня Афина Паллада спрятала в свою эгиду и вырастила. Позже он стал царем Афин и ввел в этом городе культ своей названной матери.
После смерти Эрихтоний был вознесен на небо, сделавшись созвездием Возничего, ибо он с помощью богини Афины первым научился пользоваться колесницей, запряженной четверкой лошадей.
Для афинян представление о девственности их главной богини символизировало неприступность их города. Некоторые ученые считают, что в древнейших мифах Афина Паллада не была девственницей, а имела детей от Гефеста, Посейдона и бога ветров Борея.
Некоторые смутные воспоминания об этих мифах сохранились и в исторической Элладе – хотя бы в вышеприведённом рассказе об Афине и Гефесте. Эрихтоний, вероятнее всего, поначалу считался сыном Афины и Посейдона.
Остаток этого мифа сохранился в предании о том, что Эрихтоний первым стал ездить на колеснице-квадриге, которая в древнегреческой религии являлась неизменным атрибутом Посейдона.
Мифы об Афине Палладе
Самые известные мифы об Афине (кроме вышеприведённого рассказа об Эрихтонии) – предания о споре Афины с Посейдоном за обладание Аттикой, о скульпторе Пигмалионе, об Афине и сатире Марсии, об Арахне и об участии Афины на стороне греков в Троянской войне.
Панафинеи – праздники в честь Афины
Из множества праздников, которые совершали древние Афины в честь своей богини-покровительницы, и которые имели большей частью земледельческий характер, важнейшими были «малые Панафинеи» и «великие Панафинеи». Малые праздновались каждый год, летом; великие – раз в четыре года. По древнегреческим мифам, Панафинеи были учреждены сыном Кекропса Эрехтеем, воспитанником Афины, олицетворением плодородной нивы.
Состязания бегунов во время Панафиней. Ваза ок. 530 до Р. Х.
На великие Панафинеи сходилось в Афины все население Аттики; торжественная процессия несла в Акрополь мантию (Пеплос), вышитую афинянками для древней статуи богини Афины Паллады, стоявшей в её Акропольском храме. Мантия эта была шафранного цвета; шитье по ней было золотое, и представляло сцены из победоносных битв богини Афины с титанами.
Впереди шли жрецы с жертвенными животными; за жрецами шли метеки (жившие в Афинах иноземцы); они несли жертвенные сосуды и другие принадлежности. За метеками шли девушки, дочери уважаемых семейств афинских граждан и несли на головах жатвенный венок, корзины со священным ячменем, медом, жертвенными хлебами; дочери метеков держали над ними зонтики, для защиты от знойного летнего солнца.
Дальше, ехала платформа, поставленная на колесах; на ней была утверждена мачта; к мачте был привязан пеплос богини Афины Паллады. За платформой шли музыканты, за ними следовали юноши, в миртовых венках; одни шли пешком и пели гимны в честь богини, другие были на конях, вооруженные щитом и копьем.
Дальше шли по улицам Афин бодрые старики с оливковыми ветвями в руках; за ними несли награды, предназначенные для победителей на играх: оливковые венки, сосуды с оливковым маслом; несли дары храму. За ними вели взрослых лошадей и ехали колесницы, которые будут состязаться в беге на играх в честь богини Афины. В конце процессии ехали на конях молодые люди, принадлежавшие к двум первым классам граждан.
Парфенон – храм Афины-Девы в Акрополе
Процессия шла из Керамика, по самым лучшим улицам, украшенным дубовыми ветвями; народ, стоявший на улицах, весь был в белой одежде, мужчины и женщины. Путь процессии вёл через площадь народных собраний, мимо храмов Деметры и Аполлона. Пифийского. Акрополь блистал украшениями. Процессия входила туда, и совершалось богослужение, приносились жертвы при пении гимнов во славу богини Афины Паллады.
Источник: http://rushist.com/index.php/mifologiya/1894-afina-pallada-boginya
Афина богиня древней греции
Кровь Олимпа Править
Помогает Рейне в сражении с Орионом, дарит ей свой плащ Эгиду. После участвует в битве с гигантами. Богиня вместе с Аннабет сражается с Энкеладом и убивают монстра.
Внешность Править
У Афины пронзительные серые глаза и длинные тёмные (светлые) волосы. Ее также называли “совоокой” подчеркивая ее большие глаза. Она легко отличима от других древнегреческих богинь благодаря своей необычной внешности. В отличие от других женских божеств, она использует мужские атрибуты — одета в доспехи, держит в руках копьё; её также сопровождают священные животные. Афина считается одной из самых красивых богинь, и многие мужчины ухаживают за ней, но она делает с ними ужасные вещи, если они не оставляют с первого раза. Многие считают, что Аннабет очень похожа на свою мать и имеет тот же холодный взгляд.
Характер Править
Афина является очень дисциплинированной богиней, быстро мыслит и таит огромную мудрость. Прекрасный стратег. Всегда думает прежде, чем действовать. Хладнокровная, но любит всех своих детей-полукровок и, в отличие от других богов, признает их сразу при рождении. Сделала подарок своей дочери – кепку – которая делает надевающего невидимым.
Греческая богиня Афина: мифы. Афина – богиня мудрости
Древнегреческая богиня Афина известна тем, что она защищала города, покровительствовала наукам. Это воительница, которую невозможно было победить, богиня знаний и мудрости. Греческая богиня Афина абсолютно заслуженно почиталась древними греками. Это была любимая дочь Зевса, а столица Греции названа именно в ее честь. Она всегда помогала героям не только мудрым советом, но и делами. Девушек Греции она обучала прядению, ткачеству, кулинарии. Греческая богиня Афина не только странным образом появилась на свет, с ее именем также связано много захватывающих историй и мифов. Давайте больше узнаем о ней.
Появление на свет
Согласно мифам, богиня Греции Афина появилась на свет эффектно и довольно необычно – из головы Зевса. Он знал заранее, что у Метис, богини разума, будет двое детей – дочь (Афина) и сын, наделенный невероятной силой и умом. А Мойры, богини судьбы, предупредили Зевса, что этот мальчик однажды отнимет у него имеющуюся власть над всем миром. Чтобы избежать такого поворота событий, Зевс усыпил ласковыми речами Метис и проглотил ее перед рождением сына и дочери. Однако вскоре его стали мучить невыносимые головные боли. Чтобы избавить себя от страданий, Зевс позвал к себе Гефеста и приказал ему разрубить голову топором. Одним сильным ударом тот расколол череп. К изумлению всех присутствующих олимпийских богов оттуда появилась прекрасная богиня Афина, причем вышла она в полном вооружении, а ее голубые глаза горели мудростью. Именно с таким мифом связано появление на свет храброй и мудрой воительницы.
Внешность и символы богини
Огромные голубые (по некоторым данным, серые) глаза, роскошные русые волосы, величественная осанка – такое описание уже говорит, что это была настоящая богиня. Афина, как правило, изображена везде с копьем в руке и в доспехах. Несмотря на свою природную грацию и красоту, окружена она была мужскими атрибутами. На ее голове можно увидеть шлем с достаточно высоким гребнем, а в руках всегда имеется щит, который украшен головой Горгоны. Афина – богиня мудрости, поэтому ее всегда сопровождают соответствующие атрибуты – змея и сова.
Богиня войны
О доспехах и атрибутах храброй воительницы мы уже немного рассказали. Афина – богиня войны, разгоняющая тучи лезвием своего сверкающего меча, охраняющая города, изобретающая все необходимое для военного искусства. В честь нее даже совершались Панафинейские праздники – большой и малый. Афина – богиня войны, но ей не доставляло никакого удовольствия участие в битвах, в отличие от Эрида и Ареса, жаждущих крови и расправы. Она же предпочитала решать все вопросы исключительно мирным путем. В хорошие и спокойные времена она не носила с собой оружие, а в случае надобности получала его у Зевса. Но если богиня Афина и вступала в бой, то никогда его не проигрывала.
Богиня мудрости
Как много «обязанностей» было на нее возложено! Например, она следила за порядком при переменах погоды. Если случалась гроза с сильным дождем, Афине предстояло проследить, чтобы после этого непременно выглянуло солнце. Ведь была она еще и богиней садов и плодородия. Под ее покровительством пребывало в Аттике масличное дерево, имевшее огромное значение для тех земель. Ей необходимо было контролировать и племенные учреждения, и гражданское устройство, и государственную жизнь. Афина – богиня Древней Греции, которая в мифах выступает также богиней осмотрительности, ума, проницательности, изобретений искусства, художественной деятельности. Она обучает людей ремеслам и искусствам, дает им знание и мудрость. Также ее никто не мог превзойти в искусстве ткать. Была, правда, совершена такая попытка Арахной, но та потом заплатила за свое высокомерие. Древние греки были уверены, что именно Афина изобрела флейту, плуг, керамический горшок, грабли, колесницу, уздечку для лошадей, корабль и многое другое. Именно поэтому все спешили к ней за мудрым советом. Она была настолько доброй, что даже в суде всегда отдавала свой голос за оправдание обвиняемого.
Миф о Гефесте и Афине
Следует отметить, что еще одной неотъемлемой и характерной частью ее культа была девственность. Согласно мифам, многие титаны, боги, гиганты неоднократно пытались добиться ее внимания, взять в жены, но она всячески отвергала их ухаживания. И вот однажды, в самый разгар Троянской войны, богиня Афина обратилась к Гефесту с просьбой сделать для нее отдельные доспехи. Как мы уже знаем, в таких случаях она должна была получать оружие у Зевса. Однако тот не поддерживал ни троянцев, ни эллинов, а потому вряд ли выдал бы дочери ее доспехи. Гефест и не думал отказывать Афине в ее просьбе, однако сказал, что за оружие она должна заплатить не деньгами, а любовью. Афина или не поняла смысл этих слов, или не придала им значения, так как явилась в срок в кузницу Гефеста за своим заказом. Не успела она переступить порог, как тот бросился к ней и желал овладеть богиней. Афине удалось вырваться из его рук, но семя Гефеста успело пролиться на ее ногу. Она вытерлась куском шерсти и бросила его на пол. Попав на мать-землю, Гею, семя ее оплодотворило. Гею такой факт не порадовал, и она сказала, что отказывается воспитывать малыша от Гефеста. Афина же взяла и это бремя на свои плечи.
Продолжение мифа – история Эрихтония
Афина – богиня, мифы о которой только подтверждают ее храбрость и воинственность. Как она и обещала, ребенка по имени Эрихтоний забрала к себе на воспитание. Однако оказалось, что времени у нее на это не хватает, потому она положила ребенка в священный ларец и передала его Аглавре, дочери Кекропса. Однако вскоре новая воспитательница Эрихтония попыталась обвести вокруг пальца Гермеса, в результате чего она сама и вся ее семья отдали за это свои жизни.
Что делала дальше Афина?
Услышав эту трагическую новость от белой вороны, богиня очень расстроилась и сделала птицу черной (с тех пор все вороны черные). Птица нашла Афину в тот момент, когда та несла огромную скалу. В расстроенных чувствах богиня уронила ее на Акрополь, чтобы надежнее его укрепить. Сегодня эта скала называется Ликабетта. Эрихтония же она спрятала под свою эгиду и растила самостоятельно. Позже он стал в Афинах царем и ввел в данном городе культ своей матери.
Миф о суде за Аттику
Афина – богиня Древней Греции, о которой сегодня есть много интересных мифологических сюжетов. Этот миф рассказывает о том, как она стала владычицей Аттики. Согласно ему, первым сюда пришел Посейдон, ударил в землю на Акрополе своим трезубцем – и появился источник воды морской. Следом за ним сюда пришла Афина, ударила копьем в землю – и появилось оливковое дерево. Решением судей победительницей признали Афину, так как ее дар оказался более нужным и полезным. Посейдон же сильно разозлился и хотел затопить морем всю землю, но Зевс не позволил ему так поступить.
Миф о флейте
Как мы уже говорили, Афине приписывают создание многих вещей, в том числе и флейты. Согласно мифу, однажды богиня нашла оленью кость и создала из нее флейту. Звуки, которые издавал такой инструмент, доставляли Афине ни с чем не сравнимое удовольствие. Она решила похвастаться своим изобретением и умением на трапезе богов. Однако Гера и Афродита начали откровенно над ней смеяться. Оказалось, во время игры на инструменте у Афины сильно раздуваются щеки и оттопыриваются губы, что не добавляет ей привлекательности. Не желая выглядеть уродливо, она забросила флейту и прокляла заранее того, кто будет на ней играть. Инструмент было суждено найти Марсию, который не смог избежать позже страшной кары от Аполлона.
Что породило миф о богине и Арахне?
Выше мы уже упоминали о том, что богине не было равных в искусстве ткать. Однако попытки превзойти ее предпринимались, что не влекло за собой ничего хорошего. О такой истории и рассказывает один из мифов.Когда речь заходила о всякой женской работе и ремеслах, богиню называли Эрганой или Афиной-работницей. Одним из главных ремесел у афинян было ткачество, однако изготовленные материалы из азиатских стран были выполнены более тонко и изящно. Такое соперничество и породило миф о вражде между Арахной и Афиной.
Жестокое соперничество
Арахна не была знатного происхождения, ее отец трудился обычным красильщиком, но у девушки был талант ткать невероятно тонкие и очень красивые материалы. Еще она умела быстро и ровно прясть, любила украшать свои работы искусными вышивками. Похвалы и приятные речи ее творчеству звучали со всех сторон. Арахна стала так гордиться этим, что ей пришло в голову состязаться с богиней. Она заявила, что легко сможет ее победить в этом ремесле.Афина очень разозлилась и решила поставить на место нахалку, однако сначала хотела все решить мирным путем, что было ей очень присуще. Она приняла вид старухи и отправилась к Арахне. Там она стала доказывать девушке, что для простой смертной очень опасно затевать такие игры с богиней. На что гордая ткачиха ответила, что даже если перед ней явится сама Афина, она и ей сумеет доказать свое первенство в ремесле.Афина была не из робкого десятка, потому приняла вызов. Обе девушки принялись за работу. Богиня на своем станке выткала историю о своих непростых отношениях с Посейдоном, а Арахна изобразила всевозможные превращения богов и любовные похождения. Работа простой смертной была выполнена так качественно и искусно, что Афина хоть и старалась, но не нашла в ней ни одного изъяна.Разгневавшись и забыв о своем долге быть справедливой, Афина ударила девушку челноком по голове. Гордая Арахна не смогла пережить такого унижения и повесилась. А богиня превратила ее в паука, которому суждено на протяжении всей жизни заниматься плетением.
Мифы о помощи Афины всем богам
Она многим помогала не только советом, но совершением подвигов. Например, Персей был воспитан в ее храме. И именно Афина учила его владеть мечом, за что он принес ей в подарок голову Горгоны. Как мы знаем, она разместила ее на своем щите. Тидею богиня помогала состязаться с фиванцами – отражала от него стрелы, прикрывала щитом. Диомеда богиня вдохновляла на бои с Афродитой, Пандаром. Ахиллу она помогла уничтожить Лирнесс, испугать троянцев путем создания пожара. А когда Ахилл сражался с Гектором, она спасла первого от удара копья.
Изображения Афины в искусстве
Еще в 5-м веке до нашей эры скульптор Фидий создал огромную статую Афины, которая не сохранилась до наших дней, хотя были неоднократные попытки ее реставрировать. Это была большая статуя богини, замахивающейся копьем. Установили ее на Акрополе. Благодаря большому сверкающему мечу статую было заметно издалека. Несколько позже тем же мастером была изготовлена бронзовая фигура Афины, сохранившаяся в мраморных копиях.А живописец Фамул создал полотно под названием «Афина», когда расписывал дворец Нерона. Самое интересное то, что с какой бы стороны человек ни смотрел на картину, богиня обращает свой взор к нему. А в святилище Артемиды была работа Клеанфа под названием «Рождение Афины».Если говорить о современности, то в 2010 году вышел сериал «Афина: богиня войны». Дорама от корейского режиссера рассказывает о террористической группе, которая угрожает всему миру.Надеемся, вы узнали больше о храброй и всегда готовой прийти на помощь богине. Изучайте мифы, это всегда увлекательно, познавательно и интересно!
10 мифов о греческой богине Афине, вокруг которых до сих пор ведутся споры
Источник: https://vasque-russia.ru/afina-boginja-drevnej-grecii/
Поездка в Афины
Какой район является душой Афин, пиршеством для туристов? Кто из богов властвовал над городом и какой ценный дар преподнес? Какую дань много лет платили Афины чудовищу? Минотавр — тайны его появления и гибелиПоездка в Афины всегда заканчивается влюбленностью в Акрополь, Плаку, Парфенон, кварталы и улочки, шумные базары на площадях. И кстати, почему Парфенон называют «девичьим»?
Таксист вел машину одному ему известным путем. В его движениях царила непринужденность, словно перед ним висела невидимая мне нить Ариадны.
Он читал по ней как по книге с аршинным шрифтом, но мне проследить траекторию загадочного движения по карте или по названию улиц не представлялось возможным. Машина то сворачивала вправо, то вдруг ныряла влево, и снова — вправо, влево.
Улица устремлялась вверх, потом вниз. И так повторялось многократно. Плотная застройка из четырех-пятиэтажных домов сливала все улицы в один бесконечный лабиринт.
Почти все древнегреческие города строились неподалеку от возвышенного участка — холма, на вершине которого располагалась окруженная стенами крепость — акрополь. Афинский Акрополь считался самой величественной и неприступной крепостью.
Если направиться к Акрополю пешком из центра города, то путь пройдет по весьма живописным и примечательным районам Афин — Монастираки, Плака. Они настоящее пиршество для туриста. Монастираки — душа Афин и одна из самых колоритных частей города. Монастираки — это несколько кварталов, собравшихся вокруг площади с тем же названием.
Кстати, если ваш отель расположен далеко от центра города, воспользуйтесь метро, доехав до станции с одноименным названием.
Уже находясь на станции, вы ни на йоту не усомнитесь в правильности пути — в холлах, сверкающих мрамором, в стеклянных витринах выставлены «артефакты», найденные в земле во время постройки метро. На площади Монастираки гомонит базар. Может, в Греции и не все есть, но интересных сувениров и разного рода антиквариата навалом.
Чуть повыше торговых рядов (в сторону Акрополя) начинается череда ресторанов, кабачков, кафе и т.д. В летнее время столы выставляют прямо на улицу.
Чтобы и афиняне, и туристы чуть ли не до рассвета могли слушать музыку бузуки, пить отдающую хвоей «рецину» и есть греческий салат (а заодно пить и есть много чего другого), любуясь красотой древнего города.
Название города произошло от имени богини Афины. Все случилось неспроста. Согласно легенде, Бог моря Посейдон и воительница Афина поспорили, кто станет покровителем города. На суд собрались Боги и решили, что власть отойдет тому, кто принесет городу более ценный дар.
Посейдон сокрушил трезубцем скалу, и на месте удара забил источник морской воды. Ударила Афина своим копьем в землю, и на этом месте выросло оливковое дерево. Боги решили, что Афина принесла дар более ценный, и отдали ей власть над городом.
Афины господствуют над полуостровом Аттика — районом, ограниченным морем и горами.
О самой богине Афине повествует другая легенда. Зевс, зная, что сын лишит его власти, проглотил свою беременную супругу и затем при помощи Гефеста, расколовшего Зевсу голову топором, сам произвел на свет Афину. Она появилась из головы «папаши» сразу в полном боевом вооружении. Считается, что Афина является непосредственным продолжением Зевса, исполнительницей его замыслов и воли. Она — мысль Зевса, осуществленная в действии.
Выше над Монастираки располагается старейший район города, называемый Плака. Ноги ступают теперь по узким, мощеным камнем улочкам. Атмосфера старины обступает со всех сторон. Среди узких улочек, крутых лестниц, ухоженных зеленых садиков можно и заблудиться. Это, конечно, не тот лабиринт, который некогда покорил Тезей, но все же без карты в Плаке можно потерять дорогу. Впрочем, наверху вы будете видеть Акрополь, а внизу угадывать очертания Монастираки.
Кстати, Тезей, сразившийся в Лабиринте с Минотавром, был афинянином. История эта, как и большинство античных мифов, довольно хитросплетенная. Началось все издалека. Однажды в Афинах был праздник, на который съехались гости из разных городов.
Проходили состязания юношей в силе и ловкости, в беге и борьбе. Всех афинских бойцов победил сын критского царя Миноса. Правитель Афин Эгей не мог снести такого поворота событий. Он предложил победителю доказать свою силу в укрощении свирепого быка, с которым никто не мог справиться.
Бык подтвердил свою «бешеную репутацию», растерзав критянина.
Прослышав об этом, Минос тут же снарядил корабли, пошёл войной на Афины и осадил город. Афиняне не выдержали жестокой осады — голод вынудил их сдаться.
Тогда Минос потребовал с Афин дань: каждые девять лет семь девушек, самых красивых, и семь юношей, самых сильных, должны отправляться на остров Крит.
Там их ждал огромный мрачный дворец -Лабиринт, в недрах которого жил Минотавр, поедающий приводимых ему людей. Минотавр взялся на Крите неспроста. У минойцев царил культ быка, и он нашел свое преломление в мифе.
Так вот, согласно мифу, Миносу покровительствовал властелин морских пучин — Бог Посейдон (который, как мы помним, проиграл покровительство над Афинами). Посейдон подарил царю великолепного быка, его Минос должен был заколоть на жертвенном алтаре. Минос однако схитрил и принес в жертву другого быка. Разгневанный Посейдон наслал на быка бешенство, а на Пасифаю, жену Миноса, дикую страсть к могучему быку.
Царица дошла до того, что просила Дедала, африканского (опять же) механика и скульптора сконструировать для нее специальное чучело коровы. Пасифая забралась внутрь чучела и, посещая в таком виде быка, удовлетворяла свою страсть. От этого адюльтера и родилось чудовище — человек с головой быка — Минотавр.
Чтобы укрыть Минотавра от взоров общественности и злобных сплетен, Минос поручил все тому же Дедалу построить Лабиринт и запер в нем Минотавра.
Но вернемся к Афинам. Город считается колыбелью европейской демократии. Реформы Солона (594 г. до н.э.) действительно придали древнегреческой цивилизации первые признаки демократизма. Но при этом рабовладение осталось неприкосновенным.
Свободой в каждом из греческих государств обладал только полноправный гражданин именно этого государства и только в пределах своего государства. Сегодня Центральной площадью города считается площадь Синтагма (Конституции).
Здесь разместилось здание греческого Парламента, построенное для короля Греции Отгона и его жены Амалии. Строительство дворца продолжалось шесть лет, с 1836 по 1842 год.
Здесь же поселился второй король Греции Георгий, но два больших пожара, случившихся за время его царствования, причинили такой ущерб, что здание было признано непригодным для королевской резиденции. Перед Парламентом -памятник Неизвестному солдату, где каждый час происходит смена караула. Рядом площадь Колонаки и самые манерные торговые улицы города с бутиками и престижными магазинами. Но пора подниматься дальше.
Еще теснее к Акрополю, чем Плака, к самым его скалам, прижалась Анафиотика-район, некогда заселенный выходцами с Анафи, небольшого острова в Эгейском море. Первый король Греции Оттон (ранее — принц Отто Баварский), решив построить себе дворец, вызвал лучших каменщиков страны — с Анафи.
Приехав в Афины, мастера быстро поняли, что обосноваться в столице им придется надолго, а потому построили себе маленькую копию родных мест. У подножия Акрополя, над Плакой, появились белые, почти кукольные домики, в точности повторяющие облик жилищ, к которым привыкли островитяне.
Сегодня они словно приглашают продолжить знакомство с Грецией, отправиться на острова в Эгейском море.
Взбираясь на Акрополь, вы увидите театр Диониса. В V веке до н.э. четыре великих древнегреческих драматурга (Эсхил, Аристофан, Еврипид и Софокл) впервые представили здесь на суд публики свои произведения. Наверное, не ускользнет от вашего взгляда и портик Эвмена — крытая колоннада, построенная во II веке до н.э. Эвменом П. Портик служил укрытием от непогоды или слишком сильного солнца для зрителей, собиравшихся в театре Диониса.
Наконец, взору предстает шедевр из шедевров — Парфенон. Храм, окруженный со всех сторон колоннадой, был построен в период с 440 до 430 гг. до н.э. Парфенон являл собой своего рода убежище для огромной статуи Афины, сделанной из слоновой кости и золота. В Афинах Богиню называли просто Девой («Парфенос»).
Поэтому и храм, возведенный в ее честь назвали «девичьим», т.е. Парфеноном. С высоты Акрополя открывается безбрежная панорама Афин. Вечером у подножия холма среди древних стен вновь звучит музыка — классические концерты собирают сотни почитателей со всего мира.
Архитектура и музыка образуют удивительную гармонию.
На склоне дня, впитав многочисленные афинские впечатления, с каменистого холма напротив Акрополя взгляните на загадочную панораму города, в то время как на плечи постепенно ложатся крупные звезды и целые созвездия, медленно проступающие из глубины ночного неба — словно погружаясь вместе с вами в музыку и отголоски истории.
Читайте здесь еще о Греции!
Источник: https://www.ice-nut.ru/greece/greece089.htm
Афина паллада
Прежде: Дедал и Икар | книги | Далее: Персей |
Миф о рождении Афины Паллады. — Богиня Афина и Эрихтоний (Эрехтей). — Миф о споре богини Афины с богом Посейдоном. — Тип и отличительные признаки Афины Паллады. — Статуя Афины Паллады работы Фидия. — Богиня Афина и бог Эрот. — Миф о флейте сатира Марсия. — Афина-работница: миф о лидийке Арахне. — Великие Панафинеи.
Миф о рождении Афины Паллады
Один из древнейших греческих мифов рассказывает следующее о происхождении и рождении богини мудрости. Афина Паллада (в римской мифологии — богиня Минерва) была дочерью Зевса (Юпитера) и его первой супруги Метиды (в переводе с древнегреческого языка — «размышление»). Богиня Метида предсказала, что у нее сперва родится дочь, а затем сын, и этот сын будет властелином вселенной.
Зевс (Юпитер), напуганный таким предсказанием, обратился за советом к богине Гее (Земле). Гея посоветовала Зевсу проглотить Метиду, что он и исполнил.
Спустя несколько времени Зевс (Юпитер) почувствовал сильную головную боль. Зевсу казалось, что череп его готов разлететься на куски. Зевс попросил бога Гефеста (Вулкана) раздвоить ему голову топором и посмотреть, что там происходит. Лишь только Гефест исполнил его просьбу, как из головы Зевса вышла вооруженная и в полном расцвете сил Афина Паллада — «могучая дочь могучего отца», как богиню Афину обыкновенно называет Гомер.
Богиня родов Илифия помогает Зевсу (сидит) родить Афину Палладу из его головы. Справа от Зевса: Илифия, Геракл, Арес. Слева от Зевса: Гефест (бежит), Гера, Посейдон, Аполлон.NB Над головой богини Геры летит кукушка — ее символ; бог Посейдон держит трезубец; бог Аполлон играет на лире. |
Несколько памятников античного искусства (между прочими — Парфенонский фриз, не существующий теперь), изображали рождение Афины Паллады.
Афина Паллада есть, таким образом, олицетворение божественного разума и благоразумия Зевса (Юпитера). Афина Паллада — сильная и воинственная богиня, умная и рассудительная.
Так как богиня Афина родилась не от матери, а прямо из головы Зевса (Юпитера), то Афине Палладе чужды все женские слабости. Богиня Афина отличается серьезным, почти мужским характером; ее никогда не смущают волнения любви и страсти.
Афина Паллада — вечная девственница, любимица Зевса (Юпитера), его единомышленница, хотя иногда, как, например, в Троянской войне, богиня Афина поступает против воли отца.
Здраво и ясно смотрит Афина Паллада на человечество и охотно принимает участие во всех жизненных проявлениях людей. Афина Паллада всегда на стороне правого дела, помогает храбрым героям одерживать победы над врагами, является покровительницей Одиссея и Пенелопы, руководительницей Телемаха.
В богине Афине как бы олицетворяется человеческая культура. Богиня Афина изобрела много полезных предметов, как-то: плуг и грабли. Афина научила людей запрягать волов и заставила их склонить шею под ярмом. Мифы древней Греции полагают, что Афина Паллада первая смирила лошадь и превратила ее в домашнее животное.
Афина Паллада научила Ясона и его спутников построить корабль «Арго» и покровительствовала Аргонавтам все время, пока продолжался их знаменитый поход.
Афина Паллада — богиня войны, но она признает только благоразумную войну, ведомую по всем правилам военного искусства и имеющую определенную цель. Этим Афина Паллада отличается от бога войны Ареса (Марса), которому приятен вид крови и который любит ужасы и смятение войны.
Богиня Афина является повсюду строгою исполнительницей законов, покровительницей и защитницей гражданских прав, городов и гаваней. Афина Паллада обладает зорким глазом. Поэты античности называли богиню Афину «голубоглазой, светлоокой и дальнозоркой».
Афиной Палладой был учрежден Ареопаг. Богиню Афину почитали как покровительницу музыканты, художники и все ремесленники.
Богиня Афина и Эрихтоний (Эрехтей)
Когда богиня Гея (Земля), родив от бога Гефеста сына Эрихтония (иначе — Эрехтея), бросила его на произвол судьбы, Афина Паллада подобрала Эрихтония и воспитала. По греческому мифу, Эрихтоний походил одною половиною своего туловища, а именно — его нижней частью, на змею.
Богиня Гея передает новорожденного Эрихтония (Эрехтея) Афине Палладе. Слева изображен бог Гефест, отец Эрихтония. Бог Гефест держит кузнечные щипцы. В воздухе порхают две богини Ники. Справа — взрослый Эрихтоний. |
Богиня Афина, занятая постоянно войнами, положила ребенка в корзину и поручила Эрихтония на время дочерям Кекропса, запретив им открывать корзину. Но две из дочерей Кекропса, вопреки советам старшей, Пандросы, мучимые любопытством, открыли корзину с Эрихтонием и увидали там спящего ребенка, обвитого змеей, которая тотчас же ужалила любопытных девушек.
Эрихтоний был поручен богиней Афиной Пандросе, дочери Кекропса, и вырос под ее наблюдением. Желая выказать Пандросе, а также и богине Афине свою благодарность, Эрихтоний выстроил в городе Афинах храм, одна половина которого была посвящена Афине Палладе, а другая Пандросе.
Миф о споре богини Афины с богом Посейдоном
Когда Кекропс основал город, названный потом Афинами, он не мог решить, кого выбрать покровителем названного города — богиню Афину (Минерву) или бога Посейдона (Нептуна). Эта нерешительность царя Кекропса вызвала спор между богами — Афиной и Посейдоном.
Древнегреческий скульптор Фидий изобразил на обоих фронтонах Парфенона (храма Афины) этот спор. Куски этих фронтонов хранятся теперь в Британском музее.
Бог Посейдон и богиня Афина спорят о покровительстве над Аттикой. |
Чтобы примирить богиню Афину и бога Посейдона, Кекропс решил выбрать того из них, кто изобретет самый полезный предмет. Бог Посейдон (Нептун) ударил землю своим трезубцем, и появился источник морской воды.
Затем Посейдон сотворил коня, как бы желая дать понять, что народ, покровителем которого он, Посейдон, будет избран, станет племенем мореплавателей и воинов.
Но богиня Афина превратила дикого коня в домашнее животное, а от удара копья Афины по земле появилось оливковое дерево, покрытое плодами, указывая этим, что народ богини Афины будет сильным и могучим благодаря земледелию и промышленности.
Источник: http://zaumnik.ru/mifologija/afina-pallada.html
Деметра, греческие боги — мифология Древней Греции на Grekomania
Прекрасная девушка с волосами цвета спелой пшеницы или немолодая скорбящая мать — может ли быть два образа, более противоречащих друг другу? А на самом деле, это одно и то же лицо — богиня Деметра.
Деметра — одна из самых влиятельных богинь Олимпа. Она олицетворяла для древних людей мать-землю, которая дает жизнь всему живому и принимает в себя умерших.
Деметра — богиня плодородия, помощница земледельцев, наполняющая их житницы плодами земными. Она — хранительница жизни, покровительница всего живого, дарующая способность плодоносить людям, животным, растениям, почве.
В римской мифологии Деметру называли Церера, это все та же богиня жатвы и плодородия. Римляне изображали ее пышной матроной с фруктами в руках.
История Деметры
Богиня Деметра была дочерью Реи и Кроноса. Рея и Кронос — боги второго поколения, из так называемых «титанов», рожденных от Урана (Неба) и Геи (Земли). Титаны вступали друг с другом в брак и рождали детей. Рождала детей и Рея от Кроноса.
Но Кронос, боявшийся, чтобы царская власть не досталась кому-то другому, пожирал новорожденных, как только младенец попадал к нему на колени. Проглотил Кронос и свою дочь Деметру. Но Рея с помощью родителей — Урана и Геи — смогла обмануть нечестивого отца своих детей и не отдать ему младшего сына Зевса.
Рея спрятала новорожденного на Крите, а Кроносу дала завернутый в одеяло камень, который тот проглотил, не заметив обмана.
Когда Зевс вырос, он освободил всех своих братьев и сестер из чрева отца. В благодарность эти боги, среди которых была и Деметра, отдали спасшему их брату «гром вместе с палящей молнией», как сообщает Гесиод.
Победив своего отца Кроноса, Зевс оказался правителем над людьми и богами, а Деметра стала одной из его жен и родила ему дочь. Дочь Деметры и Зевса звали Персефона, она была настолько прекрасной, что в нее влюбился дядя, брат Деметры и Зевса, Аид, бог подземного царства мертвых.
Похищение Аидом прекрасной Персефоны стало одним из самых трагических событий в судьбе Деметры.
Кроме дочери Персефоны, Деметра имела сына Плутоса, олицетворявшего для древних греков богатство. Как пишет Гесиод, богиня родила его от смертного человека Иасиона-героя, предавшись с ним страстной любви на трижды вспаханном поле. Гомер в «Одиссее» уточняет, что после этого Зевс из ревности умертвил Иасиона, ниспослав на него огненный гром.
А про Плутоса пишет Гесиод: «Бродит он, благостный бог, по земле и широкому морю всюду. И кто его встретит, кому попадется он в руки, тот богатеет и много добра наживать начинает». Другой сын Деметры и Иасиона по имени Филомел, наоборот, был беден.
По преданию, он купил у своего брата Плутоса двух быков, запряг их в плуг, и стал первым хлебопашцем.
Легенда гласит, что Деметра дала возлюбленному Иасиону, первому из людей, зерна пшеницы. Именно он, с легкой руки богини, научил человечество земледелию. Вероятно, за это более поздние литературные источники причисляют его к божествам плодородия.
В Орфических гимнах Деметра воспевается, как «растящая юность, дарящая счастье, радующаяся многохлопотным трудам, сохраняющая семена, зеленые всходы и жатву». «Смертного люда кормилица, всем ты мила и желанна», — говорит о Деметре древний поэт.
Но Апулей наделяет Деметру, она же Церера, другими чертами. Встретив Психею, которую ищет разгневанная Венера-Афродита, Церера-Деметра отказывается помочь беглянке.
Напрасно Психея умоляет ее, заклиная «десницей плодоносной, радостными жатвы обрядами, сокровенными тайнами корзин», Церера непреклонна.
Признавшись, что жалеет Психею, она в то же время говорит, что не намерена ради нее портить отношения с Венерой, и предлагает радоваться тому, что не взяла ее под стражу, а оставила на свободе.
Главным же сюжетом, который лег в основу всех мифов о богине плодородия Деметре, стало похищение Аидом, богом царства мертвых, ее любимой дочери — Персефоны.
Похищение Персефоны Аидом
Этому событию Гомер посвятил гимн, в котором описывает происходившее со множеством подробностей. Он рисует картину, как прекрасная Персефона среди юных подруг гуляла на лугу, собирая цветы. Матери, «златосерпой» Деметры, рядом с девушкой не было.
Вдруг из земли показался цветок, которого до этого никто никогда не видел: «благовонный, ярко блистающий, диво на вид для богов и для смертных благоуханью его и вверху все широкое небо, вся и земля улыбалась, и горько-соленое море».
Персефона протянула к невиданному цветку руки, но он оказался только приманкой. В этот миг Аид, бог царства мертвых, явился на бессмертных конях и золотой колеснице, схватил деву и повез прочь.
Напрасно призывала Персефона своего отца Зевса, он не собирался ее защищать, наоборот, тайно дал согласие отдать дочь в жены своему брату.
Свидетелями похищения были только двое: Геката — богиня лунного света, и Гелиос — бог солнца. Но когда от «бессмертного вопля» Персефоны «ахнули», как говорит Гомер, и бездна моря, и горные вершины, материнского слуха Деметры достиг крик дочери.
Безутешная скорбь овладела сердцем Деметры, и она, разодрав на себе одежды, устремилась на поиски. По суше и морю скиталась Деметра, «как легкокрылая птица», но никто — ни боги, ни смертные — ничего не могли поведать о Персефоне.
Девять дней скиталась безутешная мать, не вкушая пищу богов — нектар и амброзию, ни разу не омыв свое тело.
На десятый день скорбной богине встретилась Геката и рассказала, что слышала крик Персефоны, но не видела, кто ее похитил. Вместе — Деметра и Геката — отправились к Гелиосу. Бог солнца рассказал им о том, что Зевс добровольно отдал дочь в жены Аиду. Безутешная Деметра, разгневанная на Зевса, решила не возвращаться на Олимп, а пошла скитаться среди смертных людей.
В городе Элевсине, в образе старушки, она без сил опустилась на камень у колодца. Дочери местного царя Келея, придя за водой и познакомившись со «старой почтенной женщиной», пригласили Деметру в родительский дом. Входя, богиня коснулась головой потолка и озарилась сиянием, благодаря чему, супруга царя Келея, царица Метанира, узнала в ней бессмертное существо.
Царица тотчас уступила богине свой трон, но Деметра не села на него, а опустилась на обычный стул, который предложила ей одна из царских служанок, «многоумная» Ямба. Мучаясь тоской по дочери, Деметра не ела и не пила, была подавлена своей глубокой скорбью. Но «многоразумная» Ямба своим балагурством и острыми шутками смогла вызвать у богини улыбку и даже смех.
Потом по имени умной служанки «ямбом» стали называть форму стихосложения.
Отказавшись пить красное вино, Деметра попросила сделать особый напиток, добавив в воду ячневую муку и траву со вкусом мяты. Впоследствии этот напиток, как сообщает Гомер, стал «обрядовым» в культе Деметры.
Деметра, оставшись в доме царя Келея, приняла на себя заботы о царском сыне — младенце Демофонте, став его кормилицей. Днем она кормила ребенка и натирала его благовониями, а ночью, тайно от родителей, закаляла, погружая в огонь. Если бы Деметра довела начатое дело до конца, Демофонт стал бы неподвластным старости и смерти. Но его мать, царица Метанира, подглядела однажды, как Деметра погружает младенца в огонь. Вскрикнув, она помешала священнодействию.
Разгневанная богиня объявила, что теперь Демофонт лишен возможности стать бессмертным. В этот миг из старушки Деметра преобразилась в прекрасную женщину с золотыми волосами и сияющей кожей, от ее одежд распространялось благоухание. «Чтимая всеми Деметра пред вами, — объявила богиня. — Бессмертным и смертным я величайшую радость несу и всегдашнюю помощь.
Пусть же великий воздвигнут мне храм и жертвенник в храме Таинства ж в нем я сама учрежу, чтобы впредь, по обряду чин совершая священный, на милость вы дух мой склоняли».
В точности исполнили царь Келей и жители Элевсина повеление Деметры — построили ей великолепный храм. В новом храме богиня уединилась и, одев траурные одежды, предалась безутешной скорби по своей любимой дочери Персефоне. Из-за этого «ужаснейший год низошел на кормилицу-землю, бесплодными сделались пашни». Весь человеческий род погиб бы от голода, если бы не смилостивился над ними Зевс
Посылая к Деметре слуг и богов, он просил ее вернуться на Олимп и вернуть земле способность плодоносить. Но разгневанная богиня была непреклонна, она отвечала, что ничего не изменит, пока не увидит Персефону. Тогда Зевс отправил своего сына Гермеса, который был проводником душ умерших в ад, на переговоры с Аидом. Гермесу удалось уговорить Аида отпустить Персефону на свидание с матерью.
Провожая жену, бог царства мертвых дает ей проглотить гранатовое зернышко, для того, как объясняет Гомер, «чтоб навек супруга его не осталась там наверху с достославной Деметрою». Золотая колесница с бессмертными конями Аида отнесла Персефону к храму скорбящей матери. Мать и дочь сидели, обнявшись, и не могли наговориться. Счастью их не было конца.
Деметра вновь сделала плодоносными нивы, на которых заколосилась пшеница, и щедро одела природу зеленью. Вместе с Персефоной она вернулась на Олимп, где они продолжали жить среди других богов две трети года, а на одну треть года Персефона возвращалась в царство мертвых к своему мужу Аиду.
Культ Деметры
Культ Деметры был распространен по всему Средиземноморью. Богиню плодородия почитали греки, римляне, и другие народы. В каждой культуре она носила свое имя, а то и несколько имен — Деметра, Церера, Гермиона, Сито, Хлоя и множество других.
Древние греки устраивали в честь Деметры Тесмофории — это праздник, который длился в течение пяти дней. Для проведения ритуала избирались богатые и знатные женщины, которые, в том числе, брали на себя все расходы по проведению торжества. В первый день праздника женщины собирались в процессию и шли поклониться в храм богини Деметры.
Во второй день совершалось жертвоприношение — в жертву приносили свиней. В третий день женщины шли процессией, неся на головах книги, в которых содержались законы, данные Деметрой. Четвертый день был посвящен посту и скорби в память о разлуке Деметры с Персефоной, а на пятый день устраивали веселый пир с музыкой и танцами.
Тесмофории проходили как в Афинах, так и во многих других городах Древней Греции.
Самым известным культом Деметры были Элевсинские мистерии, зарождение их относится еще к микенской эпохе, то есть приблизительно к 1500 году до нашей эры. А город Элевсис, где мистерии проводили в течение 2000 лет, существует и сейчас. Он расположен в двадцати двух километрах от Афин, на побережье Аттики.
Именно в этот город пришла скорбящая о разлуке с дочерью Деметра для того, чтобы жить среди смертных. Первым жрецом Деметры стал тот самый царь Келей, в доме которого тогда остановилась богиня. С тех пор в городе проходили Малые — в феврале — и Великие — в сентябре — мистерии, посвященные Деметре. О тех и других известно мало, потому что письменных свидетельств о них, практически, не сохранилось.
Во время Малых мистерий приносили в жертву свиней, а во время Великих — быков. Великие мистерии продолжались девять дней, в течение которых совершались обряды в память о скорби Деметры, разлученной с Персефоной, и иллюстрирующие последующее возвращение ее возлюбленной дочери из царства мертвых.
Все обряды в культе Деметры были посвящены плодородию земли, размножению животных и чадородию людей. Веселые пиры, которые всегда включал в себя культ Деметры, свидетельствовали о радости, которая дана человечеству в изобилии урожая и рождении детей.
Источник: https://www.grekomania.ru/articles/mythology/257-demetra
Афина
Богиня-воительница чествовалась в Древней Греции наравне с главным богом Олимпа. И неудивительно, ведь Афина, в отличие от большинства собственных родственников, относилась к простым смертным с рациональной мудростью, заботой и пониманием. Девушка стала покровителем военачальников и просто храбрых мужчин. Одетая в боевые доспехи и красивый шлем, богиня спускалась на поле боя и дарила надежду на победу каждому встреченному солдату.
История создания
В греческой мифологии Афина представлена многозадачной богиней. Дочь Зевса — покровительница войн, искусств, ремесла и науки. Девушка символизирует мудрость, рассудительность и спокойствие. В римской мифологии богиня известна под именем Минерва и наделена таким же функционалом, что и греческая версия.
Бог Зевс
Образ девы-воительницы встречается во многих частях света и у многих древних народов. Поэтому определить, откуда пришел культ Афины, невозможно. Обосновавшись в Греции, Афина особенно закрепилась в Аттике. Во славу мудрой богини устраивались Великие Панафинеи – праздники, в программу которых входили ночные шествия, гимнастические состязания и соревнования по выделке оливкового масла.
В честь почитаемой наравне с Зевсом Афины было построено свыше 50 храмов. Наиболее известными считаются Парфенон на Акрополе и Эрехтейон. Богиня стала источником вдохновения для древних скульпторов. Примечательно, что девушку, в отличие от остального пантеона, никогда не изображали обнаженной. Невинность и непорочность уживались в образе Афины со смелостью, решительностью и воинской смекалкой.
Парфенон
Афина в мифологии
Афина — одна из старших дочерей Зевса. Матерью богини считают океаниду Метиду. Первая жена Громовержца на собственную беду предсказала, что родит сына, который свергнет владыку Олимпа. Чтобы не рисковать троном, Зевс проглотил беременную женщину.
Через пару месяцев (в других источниках через 3 дня) у мужчины развились головные боли. Громовержец вызвал Гефеста и приказал ударить его по голове топором. Из рассеченной головы вышла уже взрослая Афина, облаченная в воинские одежды и экипированная копьем.
Афина
Девушка быстро стала ближайшей советницей отца. Зевс ценил дочь за сдержанный и спокойный характер, небывалую мудрость и дальновидность. Афина с уважением относилась к другим детям Зевса и часто покровительствовала героям. Греческая богиня приглядывала за Гераклом с самого его детства и помогала брату справиться с испытаниями.
Афина с удовольствием покровительствовала героям и храбрецам. Девушка подсказывала боевые ходы Ахиллу во время Троянской войны и поддерживала Одиссея в морском путешествии. Герои отвечали на такую заботу искренним почтением и жертвоприношениями. К примеру, Персей, к которому Афина благоволила, подарил богине голову Медузы Горгоны. С тех пор Горгона, а точнее отрубленная голова чудовища, украшает боевой щит девушки.
Персей с головой Медузы Горгоны
Впрочем, Афина не только помогала воинам, но и сама участвовала в сражениях. Прозвище «Паллада» богиня получила после того, как одержала победу над титаном Паллантом.
За смелость и мудрость в честь Афины назвали город в Греции. Большое поселение стало причиной вражды между богиней и Посейдоном. Крепос, основавший город, не мог выбрать покровителя, одновременно склоняясь и к владыке морей, и к богине-воительнице. Чтобы решить судьбу города, Крепос попросил богов создать самые полезные предметы.
Источник: https://24smi.org/person/2590-afina.html
Афина — богиня мудрости, военной стратегии и тактики
Афи́на — в древнегреческой мифологии богиня мудрости, военной стратегии и тактики, одна из наиболее почитаемых богинь Древней Греции, включавшаяся в число двенадцати великих олимпийских богов, эпоним города Афины. Кроме того, богиня знаний, искусств и ремёсел; дева-воительница, покровительница городов и государств, наук и мастерства, ума, сноровки, изобретательности.
Афина легко отличима от других древнегреческих богинь благодаря своей необычной внешности. В отличие от других женских божеств, она использует мужские атрибуты — одета в доспехи, держит в руках копьё; её также сопровождают священные животные.
Шлем (как правило, коринфский — с высоким гребнем).
Эгида (щит), обтянутая козьей шкурой и украшенная головой Горгоны Медузы.
Появлялась в сопровождении крылатой богини Ники.
Олива — священное дерево древних греков.
Сова (символ мудрости).
Змея (символ перерождения и вечности).
Её называли «сероокой и русоволосой», у Гомера эпитет «главкопис» (совоокая). Описания подчеркивают её большие глаза. Гомер описывает подготовку Афины к бою: её доспехи, эгиду, шлем, копьё и колесницу. Вергилий упоминает, как циклопы в кузне Вулкана лощили доспехи и эгиду Паллады, на них чешуя змей и голова Горгоны.
Облик Афины.
Рождение Афины
Как и положено в мифах, рождение богини Афины было необычным. Наиболее распространённая версия рассказана в «Теогонии» Гесиода: царь богов Зевс по совету Урана и Геи проглотил свою первую жену Метиду-Премудрость, когда та забеременела, чтобы предотвратить рождение ею после Афины сына, который свергнул бы Зевса. После этого он породил воительницу Афину-Тритогенею из своей головы.
Поэмы Гомера миф о рождении Афины игнорируют, а последующие авторы дополняют рассказ деталями и локализуют его. Краткие упоминания встречаются в гомеровском гимне к Аполлону Пифийскому, у Ивика и других поэтов, писателей и мифографов. При этом Метиду источники почти не упоминают, а у Эсхила Афина подчёркивает, что родилась без матери.
Эти детали таковы: предсказание Зевсу изрекли мойры либо сама Метида[. Проглотив беременную Метиду, Зевс через некоторое время почувствовал страшную головную боль.
Чтобы помочь её рождению, Гефест ударил Зевса топором по голове[, а Прометей воспринял её из головы Зевса (по поздней версии, она родилась из бороды Зевса). Стесихор впервые упоминает, что Афина явилась из головы Зевса в полном боевом вооружении (паноплии).
О доспехах говорится также в XXVIII гомеровском гимне и у орфиков. По Ликофрону, Афина родилась у Зевса на третий день.
Согласно Пиндару, когда родилась Афина, на Родосе пошёл золотой дождь. Кроме того, приводится и другое толкование её рождения: согласно некоему Аристоклу, Афина была скрыта в облаке и появилась из него благодаря удару молнии Зевса, произошло же это на Крите. В этом мифе «отразилось представление о рождении молнии и грома из тяжело нависшей грозовой тучи» (В. Г. Борухович).
Родители: Стоит отметить, что хотя версия рождения Афины из головы Зевса от проглоченной Метиды наиболее распространена, существует несколько версий о том, кто были её родители:
Мать:
- океанида Метида, богиня мудрости — от Зевса
- По аттической версии, дочь Геллении — от Зевса.
- нимфа реки Тритон (в случае отцовства Посейдона)
Отец:
- Зевс. Проглотив беременную Метиду и породив Афину из своего расколотого черепа, он присваивает черты матери-родительницы, произведя дочь на свет единолично.
- Посейдон. По Геродоту, Афина затем отказалась от такого отцовства и перешла к Зевсу, который принял её как дочь.
- Циклоп Бронт («гром»), породивший её от Метиды].
- гигант Паллант, с которого она в других вариантах снимает кожу.
- смертный человек по имени Итон, царь города Итон во Фтиотиде.
Места рождения. Относительно её места рождения также существуют разногласия. Эсхил впервые фиксирует рассказ, что Афина родилась у озера Тритонида в Ливии[. Геродот отмечает, что авсеи в Ливии считают Афину дочерью Посейдона и богини озера Тритониды.
Согласно Аполлонию Родосскому, когда она родилась у озера Тритон, там её встретили ливийские Героини. Согласно Лукану, родившись из головы, она прежде всего посетила Ливию и назвалась Тритонидой.
Эти рассказы связаны с эпитетами Афины Тритония и Тритогенея, встречающимися уже у Гомера
- Вариант с помещением реки Тритон на Крит, где сохранился храм Афины, приводит Диодор Сицилийский.
- Кроме того, реку Тритон помещали на крайний запад Фессалии.
- Павсаний приводит рассказ, что Афина родилась и была воспитана в Алифере в Аркадии, где был жертвенник Зевсу Лехеату (Рождающему) и источник Тритонида.
- Местом рождения Афины называли городок Алалкомены в Беотии[35], где она была выкормлена местным жителем.
Время рождения. Во время Панафиней отмечался день рождения Афины (28 гекатомбеона — примерно 18 августа), в этот день суды были закрыты. Согласно «Хронике Евсевия», дева (Афина) появилась на озере Тритон в 237 году от Авраама (1780 год до н. э.).
Рождение Афины было изображено на фронтоне Парфенона; в спартанском храме Афины Меднодомной; на картине Клеанфа «Рождение Афины» и на картине, описываемой Филостратом.
Рождение Афины.Рождение Афины.
Суд за Аттику
Другой важный мифологический сюжет об Афине рассказывает о том, как она получила владычество над греческой местностью Аттика, чьей покровительницей, со столицей, названной её именем, она считалась в историческую эпоху. В сохранившихся текстах раннего эпоса сюжет не упоминается, связный рассказ о споре за владение городом (по версии, даже первым городом на Земле) приводит «Мифологическая библиотека» Псевдо-Аполлодора.
Согласно этому мифу, Посейдон первым пришёл в Аттику, ударил трезубцем в землю на Акрополе, и возник источник морской воды, который показывали в историческое время в Эрехтейоне (по другой легенде, он создал лошадь).
За ним следом появилась Афина, которая ударила в землю копьём и вырастила оливковое дерево (маслину).
Согласно решению судей, Афина была признана победительницей, так как её подарок является более полезным, город назвали её именем, Посейдон же разгневался и попытался затопить землю морем, но Зевс запретил ему.
Согласно упоминаниям Каллимаха и Нонна, их судьёй был Кекроп-змея, судьями называли также либо Краная, либо Эрисихтона. По другому сказанию, судили двенадцать олимпийских богов во главе с Зевсом, а свидетелем был Кекроп-змея; либо судил один Зевс.
Источник: https://proznayka.ru/blog/9-mifologiya/gods/153-afina-boginya-mudrosti