Что такое риза господня

Хитон Иисуса Христа

Солдаты никогда не отличались добротой к жителям Иерусалима. Наводившие порядок в городе легионеры Цезаря могли позволить себе брать что хочется по праву сильного. Не стеснялись они обирать и приговоренных к смерти и даже уже казненных узников.

Не стал исключением и бродяга, распятый на кресте. Стражников привлек хитон, и они долго спорили кому достанется эта тряпка.

В конце концов в ход пошла удача — одежду просто разыграли. Так хитон Спасителя пошел в свое долгое путешествие по миру отдельно от своего владельца.

Положение Ризы Господней в Успенском соборе города Москва

 Легионеры разыграли хитон Христа, впоследствии он попал в древнюю Грузию

В Библии прямым текстом говориться, что всю одежду Иисуса Христа разделили меж собой четыре римских легионера. Произошло это сразу после приведения приговора Понтия Пилата в действие.

После чего разделили одежду Христа между собой. При этом долго спорили, кому достанется хитон.

Риза и хитон — разные вещи. Ризой называется вся верхняя одежда, состоящая из нескольких частей. Хитон же монолитный и разделить его можно только распоров ткань. Вот что такое хитон Господень.

Отрывок из Священного писания, в котором говорится об этом:

«Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху.

И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий».

Вскоре одежды Христа покинули Иерусалим. Неизвестно достоверно, какой путь проделала риза и хитон.

Вскоре одежда Иисуса Христа частично оказывается на территории древней Грузии, где хранится в сокровищнице Мцхетского Патриаршего собора Светицховели.

Собор Светицховели в городе Мцхета, Грузия. Здесь одежда Иисуса Христа хранилась изначально

На гербе древнего Грузинского Царства изображена Риза Спасителя.

Риза Господня попадает в Россию, в Успенский собор

В Россию частица хитона Господня попала благодаря персидским завоеваниям в Грузии. Шах Аббас исповедовал мусульманство и относился к церковной утвари христиан, как к военной добыче.

Именно при разграблении одного из храмов владыка Персии обрел одежду Христа, которую священники ловко прятали в тайнике.

Успенский собор в Москве. Здесь хранился хитон Иисуса

В знак доброй воли и дружественных отношений частицу хитона отправили в Россию. Этому немало поспособствовал тогдашний посол империи в этой восточной стране. Шах Аббас недолго думал и отослал императору Михаилу Федоровичу фрагмент одежды святого.

Таким образом мусульмане поспособствовали тому, что в Русской Православной церкви появилась такая ценная реликвия. Тогдашний патриарх Филарет, убедившись в подлинности одеяния, отправил святыню в специальный шатер.

Сокровищница размещалась в недрах московского Успенского собора. Большую часть года ризу скрывали от взора мирян.

Показывали ее только в день почитания — 23 июля. Праздник назвали Положение Ризы Господни. Молитву на этот чудесный день написал митрополит Крутицкий.

 Молитва на Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве

глас 4

Днесь притеце́м, ве́рнии,

к Боже́ственней и цельбоно́сней ри́зе Спаси́теля на́шего Бо́га,

благоизво́лившаго сию́ пло́тию носи́ти

и на Кресте́ святу́ю Свою́ Кровь излия́ти,

е́юже искупи́ нас от рабо́ты вра́жия.

Тем, благодаря́ще, вопие́м Ему́:

спаси́ оте́чество на́ше,

и архиере́ев, и град, и вся лю́ди

честно́ю Твое́ю ри́зою защити́,

и спаси́ ду́ши на́ша,

я́ко Человеколю́бец.

Перевод: В сей день прибегнем, верные, к Божественней и цельбоносной ризе Спасителя нашего Бога, благоволившего ее на теле Своем носить и на Кресте святую Свою Кровь излить, которою искупил нас от рабства врагу.

Потому с благодарностью взываем Ему:

«Спаси Отечество наше, и архиереев, и град, и всех людей священной Твоею ризою защити и спаси души наши, как Человеколюбец!»

глас 4

Одея́ние нетле́ния, спаси́тельнаго целе́ния

все́м челове́ком, Влады́ко, дарова́л еси́,

Твое́ Боже́ственное сокро́вище — честну́ю ри́зу,

я́же есть хито́н,

е́юже живоно́сную и святу́ю плоть вочелове́чения Твоего́ оде́яти благоволи́л еси́.

Сию́ жела́нием прие́млюще све́тло пра́зднуем,

стра́хом же и любо́вию, я́ко Благода́телю воспева́юще, зове́м Ти, Христе́:

сохрани́ в ми́ре оте́чество на́ше, и архиере́ев, и вся лю́ди,

по вели́цей Твое́й ми́лости.

Перевод: Как одеяние нетления, исцеляющее во спасение, всем людям, Владыка, Ты даровал Твое Божественное сокровище — священную ризу, то есть хитон, которой Ты живоносную и святую плоть Свою, вочеловечившись, облекать благоволил.

Ее с усердием принимая, торжественно празднуем, и со страхом и любовью, как Благодетелю воспевая, взываем Тебе, Христе: «Сохрани в мире Отечество наше, и архиереев, и всех людей по великой Твоей милости».

Молитва читается 23 июля по новому стилю. Читается только в этот день и восхваляет обретение столь важной для православия и всего христианства реликвии.

Герб древнего рода Багратиони. В центре композиции находится хитон Господень.

Сам род согласно легендам происходит от царя-пророка Давида. Так как Багратиони — королевский грузинский род, то это объясняет, как риза Господа оказалась на их гербе.

Риза — главная христианская реликвия, которая тогда хранилась на территории современной Грузии

Другие места хранения частицы одеяния Христа в России

Подаренная шахом Аббасом часть ризы не хранилась только в Успенском соборе Москвы. Ее разделили на четыре части и отправили в другие места:

  • одну частицу перенесли в Киев. Там она хранилась в Софийском соборе;
  • две части отправились в новую столицу Российской Империи — Санкт-Петербург. Первая в церкви Спаса нерукотворного образа, вторая — в храме Петропавловской крепости.

Частицы ризы Христа, доступные в настоящее время

В 2002 году произошло чудесное событие — в Ярославском музее-заповеднике обнаружили фрагмент одежды Спасителя. Уже в 2004 году реликвию передали Русской православной церкви.

Сейчас ее выносят на общее обозрение 23 июля, а местом хранения стал храм Христа Спасителя.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какие бывают архангелы

Храм Христа Спасителя. Здесь хранится часть хитона Иисуса Христа

Однако, это не единственный способ увидеть хитон Иисуса Христа. Еще один фрагмент имеется в Христорождественском соборе Рязанского кремля. Артефакт доступен обозрению мирян круглогодично.

Оказавшись рядом с частицей хитона, некоторые излечиваются от болезней.

Христорождественский собор Рязани. Здесь также можно видеть частицу хитона Господня

Источник: https://hranitel.club/317-hiton-iisusa-hrista

Риза Господня

Каждый год 23 июля Русская Православная Церковь отмечает праздник Положение честной Ризы Иисуса Христа — это знаменательное событие в честь обретения в России частицы священной ризы Христа. Эта реликвия, которая прошла долгий путь из Иерусалима в Россию сегодня доступна всем желающим христианам и паломникам — ее частицы хранятся в нескольких российских храмах.

Ризой называли в Израиле верхнюю одежду или плащ (гиматий), которым человек покрывался поверх хитона и прочей одежды. Впервые эта одежда Иисуса Христа упоминается в Евангелии от Матфея, в истории с женщиной, страдавшей 12 лет кровотечением.

Исцеление женщины, прикоснувшейся к ризе Иисуса Христа

Евангелист рассказывает, что вера женщины в силу Христа была так велика, что она сказала себе: «Если прикоснусь к краю одежды Его — исцелюсь», что впоследствии и произошло. Прикосновение с верой к плащу Христа спасло и исцелило эту женщину не только от физического недуга, но и духовного.

Исторический экскурс и предания

Израиль — это страна с большими температурными перепадами, поэтому ношение там верхней одежды даже летом вполне закономерно. Иисус и Его ученики часто ночевали в полях, поэтому теплая одежда у них была постоянно. Риза в данном случае представляет из себя бесшовный длинный хитон (рубашку), которая надевалась поверх основной одежды и белья.

Про одеяние Господне пишется еще в Псалтыре, когда Давид записал пророчество о последних мгновениях жизни Христа «Разделили Его одежды» (Пс.21:19). Далее упоминание о ней идет в евангелии от Матфея в 9 главе, когда женщина исцелилась, прикоснувшись к одежде.

Последнее упоминание об одежде Христа относится к Евангелию от Иоанна к 19 главе, в которой апостол описывает, как солдаты у подножия креста бросали жребий, чтобы узнать, кто станет ее следующим владельцем. Дальнейшая история накидки известна по преданию и историческим церковным документам.

Риза Господня — одежда, полученная по жребию одним из воинов, бывших при распятии Иисуса Христа

Существует несколько различных преданий (армянское, грузинское, сирийское и еврейское), которые описывают перемещение ризы, но при этом они противоречат друг другу.

Западное предание говорит, что обнаружила ризу Господню царица Елена в IV в., когда совершала путешествие по Палестине. Она принесла реликвию в Трир, где ее сохраняли в местном соборе.

Эта версия появилась в 1196 году и через 300 лет отсюда началось почитание трирской реликвии.

По грузинской версии части накидки по жребию отошли грузинскому солдату, который принес ее на родину и отдал в дар церкви. В дальнейшем она хранилась в сокровищнице Мцхетского Патриаршего собора. Существует альтернативная грузинская версия, по которой плащ попал в Грузию через еврейских поселенцев, которые со времен вавилонского плена жили на территории Иверии.

Они ежегодно отправлялись на Пасху в Иерусалим, где однажды один юноша Елиоз не стал свидетелем распятия Иисуса Христа и не уверовал в Него. Там же он выкупил часть ткани у воина, который ее выиграл и отнес в Мцхету.

Важно! Историки не могут однозначно сказать о правдивости той или иной теории, более всего ученые склонны верить, что риза была разделена на части и хранилась в разных местах земли. Большая часть одеяния хранилась в Грузии до начала XVII века.

Отличие ризы от хитона

До сих пор многие исследователи Писания не могут прийти к единому мнению: хитон и риза — это одно и тоже или нет? Из еврейских документов становится понятно, что в те времена было естественно носить два подобных хитона — один как верхнюю одежду в холодное время суток (риза), а другой как повседневную рубашку (хитон).

В Евангелии от Иоанна написано, что одежды они его разделили на 4 части, а хилтон разыграли целым. Отсюда можно сделать вывод, что именно верхнее одеяние было поделеноа на 4 части и отсюда столько версий по ее перемещению, а хитон нетронутым разыграли между воинами.

Иисус Христос перед казнью был одет в хитон

Риза была сшита из нескольких отрезов ткани, а хитон ткнулся бесшовным, именно поэтому его не смогли разделить — он бы распустился полностью на нитки. В итоге воины, которые следили за распятыми, получили по отрезу от плаща и один из них получил в придачу и целый хитон Христа (Ин.19:23). Таким образом сбылось полностью пророчество о распятии Спасителя, которое записал царь Давид в своем 21 псалме.

По преданию, хитон Христос получил от Девы Марии, которая соткала его для своего Сына. А после Его смерти, хитон спустя годы обнаружила царица Елена во время своего паломничества по Израилю. Она переправила хитон (и по некоторым версиям часть ткани от плаща) в город Трир как подарок своему сыну Константину, который впоследствии стал императором и сделал христианство официальной религией.

Сегодня Трир — это христианский город, в котором располагается самая древняя епископская кафедра в Северной Европе, ее утверждение датируется 250 годом н.э. Современные исследования показывают, что хитон, хранящийся в Трире, датируется 1 веком, а частицы пыльцы на нем идентичны тем же, что были обнаружены на Туринской плащанице. Это подтверждает истинность священной и древней христианской реликвии.

Реликвия в России

Частицы ризы, которые были перенесены в Грузию, в 1625 году были переданы в дар князю Михаилу Федоровичу. Это случилось после захвата Грузии в 1617 году персидским шахом Аббасом. Его солдаты разорили соборы на захваченных территориях и передали реликвию в сокровищницу своему правителю.

Икона «Положение Ризы Христовой»

Русский посол при дворе персов убедил шаха сделать драгоценный подарок русскому союзнику. Ткань была передана с персидским послом ко двору императора в драгоценном золотом сосуде, который обильно украсили драгоценными камнями.

Патриарх Филарет, который стоял тогда во главе Русской Православной Церкви, провел собственное исследование, а также взял длинный пост о том, чтобы Бог дал ответ, истинная ли это покрывало. По окончанию Великого Поста, Филарет распорядился возлагать ткань на болеющих и молится за них, а когда люди стали чудесным образом получать исцеление патриарх подтвердил, что это действительно частица одежды Иисуса Христа.

После этого реликвия была размещена в Успенском соборе Москвы, где хранилась среди прочих драгоценностей РПЦ. В этот же период был утвержден и всеобщий христианский праздник — Положение честной Ризы Иисуса Христа, который до сих ежегодно празднуется 23 июля. В честь этого события митрополит Крутицкий Киприан составил специальную торжественную службу, которая до сих пор звучит в храмах в этот праздничный день.

Спустя некоторое время ткань была разделена на несколько частей, большая часть при этом продолжала хранится в Успенском соборе, а малые были переданы в храмы по всей России. При этом была еще одна часть, которую носили по домам болящих для возложения и молитвы.

Ковчег с частицей Ризы Иисуса Христа

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Автокефальная церковь что это

Известно, что малые части хранились в Киеве (Софийский собор), Санкт-Петербурге (собор Спаса и церковь в Петропавловской крепости), а также Костроме и Ярославле.

В 1688 году в Москву был привезен и гвоздь из Креста Господнего — его привез с собой грузинский царь Арчил. Впоследствии император Петр I распорядился передать эту реликвию также в Успенский храм и хранить вместе с частицей лоскута.

Во времена революции, по приказу партии, все церковные реликвии были изъяты и переданы на хранение в государственные музеи. Священники стали скрывать ценности и просить христиан взять их на хранение. Так были утеряны несколько частей священной одежды. Часть, которая хранилась в Успенской церкви вначале была перенесена в Крестовоздвиженский монастырь, а после оттуда попала в фонды Музеев Московского Кремля вместе с золотым ковчегом.

Современно местонахождение и доступность для паломников

После распада СССР многие реликвии и ценности были возвращены Русской Православной Церкви и были помещены обратно в храмы и монастыри. Однако большая часть, московская, до 2007 года находилась в фондах государственного музея Кремля.

Часть Ризы Господней в храме Христа Спасителя, Москва

Ее передали обратно Церкви только в ноябре, во время празднования 90-летия восстановления власти Патриарха в России. В 2008 году ткань поместили в храм Христа Спасителя, где она хранится до сих пор и может быть увидена всеми желающими.

Паломники часто посещают этот собор для того, чтобы прикоснуться и увидеть эту реликвию. Ковчег с ней выносят для прихожан ежемесячно в последнюю субботу во время всенощного бдения и после воскресного богослужения. Подробное расписание можно увидеть на сайте собора.

Здесь же хранится и малая частица ризы Господней, которая была сохранена в ярославском музее. Ее также вернули в собственность РПЦ в 2004 году, а после недолгого сохранения в Толгском монастыре передали в Москву. Еще одна малая часть ткани хранится в Рязане, где ее можно увидеть ежедневно в соборе городского кремля.

Положение честной ризы Господа Иисуса Христа

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/riza-gospodnya.html

Положение Ризы Господней

Празднование положению честныя и многоцелебныя ризы Господа и Спаса нашего Исуса Христа, еже есть хитон, в царствующем преименитом граде Москве совершается 23 июля (10 июля ст. ст.).

Положение Ризы Господней. История

Риза Господня — бесшовный хитон, полученный по жребию одним из воинов, бывшим при распятии Исуса Христа (Ин. 19:23-24), по преданию, грузином, принесшим ризу в Иверию, где она и сохранилась. По другим сведениям, Честную Ризу Господа не следует отождествлять с Его хитоном — они ясно различаются в Священном Писании:

Воины же, когда распяли Исуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей метали жребий (Ин. 19:23-24; Пс. 21:19).

Об обстоятельствах перенесения хитона и ризы из Иерусалима повествуют разные предания: армянские, грузинские, сирийские, не согласующиеся между собой. В отличие от хитона, Риза хранилась не под спудом в основании Мцхетского собора Светицховели, а в его сокровищнице. Персидский шах Аббас I (1571-1629  гг.) прислал ризу в 1625 году царю Михаилу Федоровичу Романову (1596-1645 гг.).

В письме шах извещал, что он, покорив Грузию, нашел ризу в ризнице митрополита, сокрытую в кресте. Патриарх Филарет Никитич Романов (ок. 1553-1633 гг.) собрал о ней достоверные сведения, после чего она была торжественно положена в ковчеге в шатёр для священных реликвий в Успенском соборе Московского Кремля. Тогда же был установлен ежегодный праздник Положения Ризы Господней, 23 июля (10 июля ст. ст.

), служба для которого составлена Киприаном, митрополитом Крутицким (втор. половина XVI — 1634 гг.). По описи Успенского собора 1627 года, в храме было три части Ризы Господней. Одна часть Ризы называлась большой, вторая — меньшой, а третья предназначалась для ношения по домам  болящих. Кроме того, частицы Ризы посылались по монастырям. Так, уже в 1626 году патриарх Филарет передал малую часть ее в Ипатьевский монастырь под Костромой.

Часть Ризы хранилась в Софийском соборе в Киеве, две части — в Санкт-Петербурге (одна в церкви Нерукотворного образа Спаса, находящейся в Зимнем дворце, другая — в соборном храме Петропавловской крепости). На Западе существует предание, что Риза Господня первоначально найдена была царицей Еленой (ок. 250-330 гг.) в Палестине, перенесена в Трир и в 328 году положена в Трирском соборе.

Предание это появляется только в 1196 году, а народное почитание Ризы установлено в 1512 году. Возможно, речь идёт о разных частях Ризы.

В 2002 году одна из частей ризы была найдена в Ярославском музее-заповеднике. В 2004 году она была передана Русской Православной Церкви и положена для поклонения в Спасо-Введенском Толгском женском монастыре. С 1 декабря 2007 года находится в Храме Христа Спасителя. О дальнейшей судьбе части Ризы Господней, которая находилась в Успенском соборе, сообщает современная исследовательница Н. Энеева:

По сведениям сотрудников Музеев Московского Кремля, после революции, в 1918 году, хранившиеся в алтаре Успенского собора святыни были перенесены в Крестовоздвиженский монастырь, находившийся неподалеку, в начале Воздвиженской улицы.

Когда монастырь закрыли и разрушили, а духовенство его арестовали, святыни были у Церкви конфискованы и помещены в фонды Музеев Московского Кремля, где и сохранялись (подчас с большими трудами и опасностями) музейными работниками в неприкосновенности вплоть до настоящего времени.

Среди них находится и ковчег с Ризой Господней, который попал в отдел драгоценных металлов, где хранится и поныне.

Хитон изображен на гербе князей Багратиони (древняя царская династия в Грузии). Девизом герба является латинская фраза «хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как правильно писать Воистину воскрес или Воистину воскрес

Тропарь, кондак и канон празднику

Тропарь, глас 4:

Днeсь притецє1мъ вёрніи, къ б9eственэй и3 цэлбон0снэй ри1зэ сп7си1телz нaшегw бGа, бlгои3зв0лившагw сію2 пл0тію поноси1ти, и3 на кrтЁ с™ую свою2 кр0вь и3з8ліsти. є3ю1же и3скупи2 нaсъ t раб0ты врaжіz. тёмъ бlгодарsще вопіє1мъ є3мu2, спаси2 странY нaшу и3 ґрхиєрez и3 грaдъ. и3 всS лю1ди честн0ю своeю ри1зою защити2. и3 спаси2 душA нaша, ћкw человэколю1бецъ.
 

Днесь притецем вернии, к божественней и цельбоносней Ризе Спасителя нашего Бога, благоизволившаго сию  плотию поносити, и на Кресте святую Свою кровь излияти, ею же искупи нас от работы вражия. Тем благодаряще  вопием Ему, спаси страну нашу и архиерея и град. И вся люди честною Своею Ризою защити. И спаси душа наша, яко Человеколюбец.

Кондак, глас 4:

Nдэsніе нетлёніz, спаси1телнагw цэлeніz, всёмъ человёкwмъ вLко даровaлъ є3си2, своE бжcтвеное сокр0вище чcтнyю ри1зу, є4же є4сть хітHнъ. є3ю1же живон0сную и3 с™yю пл0ть вочlченіz своегw2 њдёzти бlгои3зв0лилъ є3си2. тоS желaніемъ пріeмлюще свётлw прaзднуемъ. стрaхомъ же и3 люб0вію ћкw бlгодaтелю воспэвaюще зовє1мъ ти2 хrтE, сохрани2 восмирeніи странY нaшу и3 ґрхієрez и3 всS лю1ди, повели1цэй своeй ми1лости.

Одеяние нетления, спасительнаго целения, всем человеком Владыко даровал еси, Свое божественное сокровище Честную Ризу, еже есть Хитон. Ею же живоносную и святую плоть вочеловечения Своего одеяти благоизволил еси. Тоя желанием приемлюще светло празднуем. Страхом же и любовию яко Благодателю воспевающе зовем Ти Христе, сохрани во смирении страну нашу и архиерея и вся люди, по велицей Своей милости.

Библиотека Русской веры
Канон Положению Ризы Господней →

Читать онлайн

Положение Ризы Господней. Иконы

Около 1627 года была написана икона Положение Ризы Христовой. На иконе изображена Риза Господня в Успенском соборе Московского кремля, в окружении святителей и православного народа. 

Положение Ризы Господней в Успенском соборе Московского Кремля. Москва. Около 1627 года. ГММК Инв. Ж-280/1-2

Положение Ризы Господней в Успенском соборе Московского Кремля. Попов Петр Иванов Костромитин. Середина XVII в. (до 1651 года?). Ярославский историко-архитектурный и художественный музей заповедник, Ярославль

Старообрядческие храмы в честь Положения Ризы Господней

В честь Положения Ризы Господней освящены старообрядческие храмы Русской Древлеправославной Церкви в п. Золотухино Курской области и в  г. Иркутске.

Храм РДЦ в честь Положения Ризы Господней, п. Золотухино Курской области

Домовой храм РДЦ в честь Положения Ризы Господней, г. Иркутск

Источник: https://ruvera.ru/polojenie_rizy_gospodneiy

Положение честной ризы господа нашего иисуса христа в москве — древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Положение ризы Господней в Москве

Положение честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве

Празднование 10 июля

Честную Ризу Спасителя не следует отождествлять с нешвенным Его Хитоном — они ясно различаются в Священном Писании: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий» (Ин. 19, 23-24; Пс. 21, 19).

Риза Господня, вернее, одна из ее четырех частей, а именно срачи́ца [1], как и Хитон Господень, оказалась в Грузии. В отличие от Хитона, Риза хранилась не в земле, а в сокровищнице собора Светицховели вплоть до ХVII века, когда персидский шах Аббас I, опустошивший Грузию, вывез вместе с другими сокровищами и Ризу Господню.

Чтобы расположить к себе царя Михаила Феодоровича, шах прислал в 1625 году Ризу Господню в дар Патриарху Филарету (1619-1633) и царю Михаилу.

Подлинность этой ризы была засвидетельствована Нектарием, архиепископом Вологодским, патриархом Иерусалимским Феофаном III, прибывшим из Византии, и Иоанникием греком, в особенности же чудесными знамениями, явленными Господом над больными через принесенную святыню.

Впоследствии две части Ризы Господней находились в Петербурге: одна в соборе Зимнего Дворца, другая в Петропавловском соборе. Часть Ризы хранилась также в Успенском соборе в Москве и малые частицы — в Киево-Софийском соборе, в Ипатьевском монастыре близ Костромы и в некоторых других древних храмах.

В Москве ежегодно 10 июля Риза Господня торжественно выносилась из придела во имя святых апостолов Петра и Павла Успенского собора, и она полагалась на аналое для поклонения во время богослужения. После Литургии Ризу уносили на прежнее место.

В этот день полагается также служба Животворящему Кресту Господню, ибо положение Ризы в Успенском соборе в 1625 году совершилось 27 марта, в день, который тогда приходился на Неделю крестопоклонную.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Днесь притецем, вернии, / к Божественней и цельбоносней ризе Спасителя нашего Бога, / благоизволившаго сию плотию носити и на Кресте святую Свою Кровь излияти, / еюже искупи нас от работы вражия. Тем, благодаряще, вопием Ему: / спаси отечество наше, / и архиереев, и град, и вся люди, / честною Твоею ризою защити / и спаси души наша, / яко Человеколюбец.

Кондак, глас той же

Одеяние нетления, спасительнаго целения/ всем человеком, Владыко, даровал еси/ Твое Божественное сокровище, честную Ризу,/ яже есть хитон,/ еюже живоносную и Святую Плоть вочеловечения Твоего одеяти благоволил еси./ Сию желанием приемлюще светло празднуем,/ страхом же и любовию, яко Благодателю воспевающе, зовем Ти, Христе:/ сохрани в мире отечество наше, и вся люди,\ по велицей Твоей милости.

Величание:

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / и почитаем вси Божественныя ризы Твоея честное положение.

Использованные материалы

[1]  известны также части Ризы Господней в Западной Европе — в г. Трире, Германия, и Аржантейле, близ Парижа, Франция

Источник: https://drevo-info.ru/articles/13362.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Для любых предложений по сайту: [email protected]