Автокефальная церковь что это

Мастера автокефальных дел. Как добивались самостоятельности церкви Восточной и Южной Европы

Этот шаг открывает путь к подписанию Томоса о предоставлении автокефалии Украинской православной церкви, что может произойти в ходе заседания Синода Константинопольского патриархата в октябре.

Завершение собора о предоставлении украинской Православной церкви автокефалии. Когда Украине ждать Томоса

В настоящее время существуют 14 признанных Константинопольским патриархатом автокефальных церквей. И если часть из них (Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская и другие церкви) были признаны самостоятельными еще на заре распространения христианства, то многим церквям понадобились десятилетия и даже столетия, чтобы добиться автокефалии либо закрепить ее статус в ХХ веке.

НВ напоминает о том, как пришли к провозглашению автокефалии церкви Восточной и Южной Европы.

Православная церковь Чешских земель и Словакии

Православная церковь на территории Великоморавского княжества, включавшего в себя территорию современных Чехии и Словакии, была основана в 863 году христианскими проповедниками Кириллом и Мефодием.

Наиболее сложный период ее истории пришелся на Вторую мировую войну – в 1942 году Чешская православная церковь была запрещена нацистами. Так церковь была наказана за укрывательство исполнителей покушения на обергруппенфюрера СС Рейнхарда Гейдриха — фактического руководителя протектора Богемии и Моравии, который погиб в результате операции чешского правительства в изгнании и британских спецслужб. Имущество церкви конфисковали, храмы закрыли, духовенство подвергли арестам и заключениям.

После окончания войны Чехословацкая православная церковь перешла под юрисдикцию Московского патриархата. Добиться самостоятельности ей удалось в 1951 году – после того, как тогдашний московский Патриарх Алексий I и архиерейский собор РПЦ дали согласие на автокефалию, о чем совместно попросили иерархи православной церкви Чехословакии. Акт о даровании автокефалии был подписан 23 ноября 1951 года.

Вселенский патриарх Варфоломей лишь в 1998 году подтвердил автокефалию Чешской православной церкви / Фото ЕРА

Однако Константинопольский патриархат долгое время не признавал этот акт, считая, что со времен Кирилла и Мефодия Чешская церковь находилась в юрисдикции Константинополя, но не Москвы, а значит последняя не имела права принимать подобное решение. Лишь в 1998 году патриарх Варфоломей от имени Константинополя официально закрепил за бывшей Чехословацкой церковью автокефальный статус.

Польская православная церковь

Христианство пришло на территорию нынешней Польши в 966 году.

После провозглашения независимости страны в 1918 году польское православное духовенство решило добиваться для своей церкви автокефалии от Московского патриархата.

В 1922 году идею автокефалии рассмотрели и одобрили на Соборе польских епископов, которые обратились за помощью и поддержкой к Константинопольскому патриархату.

Под давлением советских спецслужб 22 июня 1948 года Польская церковь выступила с «покаянным письмом» и «отреклась» от автокефалии

В ноябре 1924 года Константинопольский патриарх Григорий VII подписал Томос о признании православной церкви в Польше автокефальной. При этом Константинополь обосновал свое решение тем, что рассмотрел польскую церковь как бывшую часть независимой Киевской митрополии. Автокефалию признали все канонические церкви.

Однако после того, как в результате Второй мировой войны большую часть территории Польши заняли советские войска и был установлен коммунистический режим, против иерархов церкви начались репрессии.

Под давлением советских спецслужб 22 июня 1948 года Польская церковь выступила с «покаянным письмом» и «отреклась» от автокефалии, утвержденной в 1924 году. Вместо этого «благословение» и автокефалию были приняты уже от Московского патриархата.

В результате всю вторую половину ХХ столетия Польская православная церковь находилась под контролем и влиянием РПЦ, вплоть до падения коммунистической власти в стране.

В то же время Константинополь считает действующей автокефалию польской церкви, провозглашенную им в 1924 году.

Болгарская православная церковь

На территории современной Болгарии христианство начало распространяться уже в I веке. С тех пор Болгарской православной церкви пришлось пережить несколько периодов признания и отмены своей автокефалии.

Впервые болгарское православие получило автономный статус в подчинении Константинопольского патриархата еще в 870 году, однако путь к современной автокефалии был открыт лишь в 1872 году. Тогда султан Османской империи, под властью которой находилась Болгария, согласился на возобновление автокефальной православной церкви страны в форме Болгарского экзархата.

Константинополь отреагировал на попытку провозглашения автокефалии резко: иерархов болгарского православия предали анафеме и отлучили от церкви

Ее руководитель, экзарх Анфим, после нескольких безуспешных попыток согласовать автокефалию с Константинополем в мае того же 1872 года самолично провозгласил Болгарскую церковь автокефальной. Константинопольский патриархат отреагировал на это крайне резко: иерархи болгарского православия были преданы анафеме и отлучены от церкви, а сама она провозглашена «схизматической» (раскольнической).

Болгарский вопрос решился окончательно лишь в конце Второй мировой войны. 22 февраля 1945 года, в результате переговоров Константинополя и представителей Болгарской церкви, Константинопольский патриархат издал томос, признававший окончание распрей между церквями и автокефалию болгарской церкви. А в 1953 году она стала Патриархатом.

Албанская православная церковь

Первые христианские общины на территории Албании известны с III века, а первая епископская кафедра была учреждена в X веке.

В 1912 году Албания провозгласила независимость от Османской империи, что поспособствовало и церковному курсу на самостоятельность. В 1922 году в Албании прошел Церковно-народный собор, провозгласивший автокефалию Албанской православной церкви. Это решение быстро поддержало правительство страны, однако его отверг Константинопольский патриархат, согласившись поначалу лишь на признание церкви автономной (в 1926 году).

Однако иерархи Албанской православной церкви по-прежнему стремились к достижению полной самостоятельности – на это ушло еще десять лет. В 1929 году церковные власти Албании самостоятельно возвели в чин еще нескольких епископов, чтоб образовать Священный Синод Албанской православной церкви – он вновь провозгласил ее автокефалию. Константинополь официально признал ее лишь в 1937 году, издав специальный томоc.

Украина на пороге объединения церквей. Что об этом известно

Сербская православная церковь

Распространение христианства среди сербских племен началось вскоре после их расселения на Балканах, а крещение началось ориентировочно в VII столетии.

В течение веков сербскому православию приходилось как минимум трижды вновь отстаивать свое право на автокефалию. История ее нынешнего самостоятельного статуса связана с провозглашением независимости Княжества Сербия в 1878 году (от Османской империи).

Уже в 1879 году страна получила автокефалию, признанную Константинопольским Патриархатом. В дипломатических переговорах с Константинополем принимал участие МИД Сербии.

Через несколько десятилетий, после образования в 1918-м Королевства сербов, хорватов и словенцев (будущая Югославия), годом позднее произошло объединение православных церквей государства в единую Сербскую Церковь, что значительно расширило пределы ее юрисдикции. А в 1920 году состоялось торжественное провозглашение объединения и восстановления Сербской Патриархии.

В 1967 р. в отдельную автокефалию отделилась Македония, однако ее статус до сих пор не признан Константинополем.

Источник: https://nv.ua/world/countries/mastera-avtokefalnykh-del-kak-dobivalis-samostojatelnosti-tserkvi-vostochnoj-i-juzhnoj-evropy-2491994.html

ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Просто о сложном: Что такое автокефалия?

Литургия — богослужение, во время которого совершается таинство причастия.

 В переводе с греческого автокефалия обозначает «самоуправление». Этот термин применяется к поместной церкви, которая является административно независимой от других поместных церквей, однако при этом едина с ними в литургии. Такое понятие существует только в Православной Церкви.

Русская православная церковь закрепляет за автокефалией право мироварения — то есть, изготовления освященного мира, ароматического масла, используемого в церковных таинствах. Таким образом, автокефальная церковь может сама варить для себя миро.

Но особым отличием автокефалии является территориальная автономия. Это значит, что на территории автокефальной церкви другие поместные церкви не действуют. Ни административно, ни иерархически автокефалия не является частью другой православной церкви.

Глава автокефалии тоже не назначается «сверху», а избирается епископами самой автокефальной церкви. Все вопросы внутреннего порядка церкви решаются руководством автокефальной церкви, без вмешательства «церкви-матери».

Также автокефальная церковь имеет право издавать собственные уставы.

Global Look Press

Общепризнанные автокефальные церкви

Диптих — список имен, поминаемых во время литургии.

 Константинопольская православная церковь. Она же Великая церковь Христова, по преданию, основанная Андреем Первозванным. Она считается первой по чести (то есть, первой упоминается в диптихе) среди автокефальных православных церквей. В ней более двух миллионов прихожан.

Александрийская православная церковь. Вторая в диптихе. По преданию, основана апостолом Марком. Каноническая территория — Африка.

Антиохийская православная церковь. Основана по преданию апостолами Петром и Павлом. Территория — арабский Восток

Иерусалимская православная церковь. Территория — Израиль, Иордания, Палестина.

Русская православная церковь. По численности верующих является самой крупной, в ней насчитывается до ста миллионов человек. Пятая по чести среди православных церквей. Территория — бывший СССР, исключая Грузию.

Тем не менее, исключительная юрисдикция РПЦ в Эстонии и на территории бывшей Киевской митрополии (Украина, Беларусь, Литва) оспаривается Константинопольским патриархатом, а на территории Молдавии — Румынской православной церковью.

На данный момент Украинская православная церковь Московского патриархата входит в РПЦ.

Global Look Press

  • Грузинская православная церковь. Насчитывает 4 млн чел. Одна из древнейших в мире, простирается на территории Грузии, частично Абхазии и Южной Осетии.
  • Сербская православная церковь — 10 миллионов человек.
  • Румынская православная церковь — 16 миллионов человек.
  • Болгарская православная церковь — 8 миллионов человек.
  • Кипрская православная церковь — 420 тысяч человек.
  • Элладская православная церковь — около 8 восьми миллионов человек. Действует на территории Греции вместе с Константинопольским патриархатом.
  • Албанская православная церковь — около 700 тысяч человек.
  • Польская православная церковь — 500 тысяч человек.
  • Православная церковь Чешских земель и Словакии — 150 тысяч человек.
  • Православная церковь в Америке — примерно миллион человек.

Самочинные автокефалии

Существуют также самочинные, то есть, самопровозглашенные автокефальные церкви. Это Украинская православная церковь Киевского Патриархата, Македонская православная церковь и Черногорская церковь.

По сути, это означает, что эти автокефалии не признаны другими церквями и их иерархами. Здесь уместна параллель с самопровозглашенными республиками, чей суверенитет оспаривается международным правом.

Global Look Press

Автономия и самоуправление — в чем разница?

Есть автономии в рамках автокефальной церкви. Они могут выбирать своего главу, посоветовавшись с материнской церковью, и в целом имею свободу в решении широкого круга внутренних вопросов. Автономии бывают разных степеней. В РПЦ к автономиям относятся Японская и Китайская автономные церкви.

И существуют самоуправляемые церкви. Они зачастую более ограничены в самостоятельности, чем автономии, но также могут сами выбирать своего главу. Впрочем, степень независимости от материнской церкви у них, как и у автономий, сильно различается.

Например, Украинская православная церковь (Московского патриархата) значится в Уставе как «самоуправляемая с правами широкой автономии». Практически она имеет настолько широкие права, что больше похожа на самостоятельную автокефалию, чем на автономию, однако в синодик автокефальных церквей не входит.

Также самоуправляемыми церквями являются православные церкви Эстонии, Латвии и Молдовы, однако их самостоятельность намного меньше.

Кто и как принимает решение об автокефалии?

Автокефальные церкви независимы только относительно других автокефальных церквей. Они являются частью Вселенской Церкви и подчиняются ей. Высшая церковная власть принимает решение о даровании автокефалии той или иной церкви.

Global Look Press

Условия дарования автокефалии таковы:

  • Эта церковь находится в удалении от «церкви-матери».
  • Ее регион значительно отличается от региона, где расположена материнская церковь.
  • Все население от прихожан до высшей церковной власти стремится к автокефалии.

При этих условиях высшая власть материнской церкви принимает соответствующее решение и наделяет автокефалию правами, полномочиями и свободами, главное из которых — это территориальная независимость, самостоятельность в принятии решений и издании указов и распоряжение имуществом.

Анна Долгарева

Источник: https://www.5-tv.ru/news/222536/cto-takoe-avtokefalia-kratkij-likbez/

Вопрос об автокефальной церкви на Украине — история и политика

Вопрос о предоставлении томоса об автокефалии является одним из наиболее обсуждаемых на Украине на протяжении вот уже нескольких месяцев. Есть основания полагать, что проект автокефалии осуществляется не без геополитической составляющей.

В конечном счете, это проект минимизации ментального и духовного влияния России на Украине и на постсоветском пространстве в целом. Все, что происходит сегодня с церковью на Украине, имеет не просто каноническое, но и политическое значение.

Решения принимаются, естественно, не без влияния внешних факторов, однако не стоит преувеличивать это влияние и считать его исключительным. При этом полагать, что Варфоломей действует по собственной инициативе, было бы наивно.

Вопрос о предоставлении томоса об автокефалии является одним из наиболее обсуждаемых на Украине на протяжении вот уже нескольких месяцев. Есть основания полагать, что проект автокефалии осуществляется не без геополитической составляющей. В конечном счете, это проект минимизации ментального и духовного влияния России на Украине и на постсоветском пространстве в целом.

Все, что происходит сегодня с церковью на Украине, имеет не просто каноническое, но и политическое значение.

Решения принимаются, естественно, не без влияния внешних факторов, однако не стоит преувеличивать это влияние и считать его исключительным. При этом полагать, что Варфоломей действует по собственной инициативе, было бы наивно. Доцент кафедры стран постсоветского зарубежья РГГУ, эксперт РСМД Александр Гущин рассказал об исторических предпосылках спора православных церквей на территории Украины.

— Вопрос о предоставлении томоса об автокефалии является одним из наиболее обсуждаемых на Украине на протяжении вот уже нескольких месяцев. Каковы исторические предпосылки этого спора?

После унии 1438 г. Константинопольский патриарх Иосиф и почти вся греческая церковь признали главенство Римского Папы Евгения — этот шаг был необходим, чтобы получить военную и политическую помощь католического запада в борьбе с османами, оккупировавшими почти все Балканы, Ближний Восток и север Африки.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько было учеников у Христа

После отпадения на несколько лет Константинополя от православия (1439–1453 гг.) в результате Ферраро-флорентийской унии, когда Константинополь подписал унию с Римско-католической церковью, в 1448 г. Московская митрополия стала автокефальной, получив статус патриархата (1589 г.). Следует отметить, что это самостоятельное решение середины XV в.

является вполне законным и обоснованным в силу того, что кириархальная церковь впала в ересь.

На территории Украины к концу XVI в. сформировалось сразу несколько православных юрисдикций — Волынь, Галичина, Подолье, Черниговщина находились в юрисдикции Киевской митрополии Константинопольского патриархата. Слобожанщина находилась в ведении Московского патриархата, Буковина оказалась в составе Радовецкой епархии, которая в 1781 г.

стала частью Сербской православной церкви. После оккупации Буковины в 1918–1919 гг. Румынией Буковинская митрополия стала частью Румынской православной церкви, а после присоединения Буковины к УССР — частью Украинского экзархата РПЦ. В 1920–1930-е гг.

церкви на Волыни и Галичине находились под юрисдикцией Польской автокефальной православной церкви.

Киевская же митрополия после войны Речи Посполитой с Россией (1654–1667 гг.) в 1686 г. была передана Константинополем в подчинение Московской патриархии. Подчинение Московскому патриарху в 1685 г. было осуществлено сначала без разрешения Константинополя, властью русских государей. Российские власти в первый раз затребовали Киевскую митрополию в 1684 г., но патриарх Иаков отказал. Тогда 8 июля 1685 г.

в Софийском соборе в Киеве, несмотря на сопротивление части духовенства, митрополитом был избран епископ Луцкий Гедеон. Затем он был возведен Московским патриархом в сан митрополита Киевского в московском кафедральном соборе. После этого в Стамбул было отправлено посольство, которое летом 1686 г. вело переговоры с патриархом Иерусалимским Досифеем и с Вселенским патриархом Дионисием и последний дал свое согласие.

В итоге митрополит Гедеон утверждался главой Киевской митрополии, объединенной с Московским Патриархатом. Все это делалось не без помощи турецких властей и не без стимулирования, как сказали бы сегодня, но тогда многие вопросы решались именно так, а факт остается фактом — царские дипломаты добились от патриарха Дионисия согласия на передачу Киевской митрополии под покровительство патриарха Московского.

Тем не менее в дальнейшем Вселенский Патриархат неоднократно отмечал нарушение канонического порядка, что было, например, вписано в томос о признании Православной Церкви в Польше автокефальной в 1924 г.

Однако официально никакого опровержения томоса в 1686 г. не было. Кроме того, важно обратить внимание на тот факт, что пока Петербург был силен, в синодальный период Константинополь не проявлял себя, а вот в периоды смуты — гражданской войны в России, нестабильности в современной Украине — Константинополь проявлял активность, стремился и стремится подорвать влияние РПЦ.

Речь идет о том, что он рассматривает акт 1686 г. не как полную передачу юрисдикции, а только передачу права хиротонии и нечто вроде концессии по принципу — «хочу — даю, а хочу — забираю». РПЦ же, говоря о том, что именно она является материнской церковью по отношению к УПЦ, подчеркивает, что первенство чести Константинопольских патриархов не может быть первенством власти.

Более того, стремление руководствоваться не только принципом первенства чести, но и власти рассматривается как проявление папизма, что для православия, которое состоит из 14 (по русскому диптиху — 15) православных церквей неприемлемо.

Исходя из этого, даже назначение двух экзархов Константинопольского патриарха на Украину воспринимается как нарушение, не говоря уже о том, что предоставление автокефалии должно проводиться кириархальной церковью.

— Как бы Вы могли охарактеризовать политическое значение этого процесса, насколько он важен в период предвыборной кампании и какое он может оказать влияние на нее?

Стоит отметить, что вопрос об автокефалии стоит уже довольно давно — он обсуждался еще в период президентства В. Ющенко, но тогда дальше намерений дело не пошло. Сейчас же этот вопрос действительно является одним из животрепещущих в современной Украине.

Если говорить о его политическом значении, то я бы отметил, что превалирующую роль во всех обсуждениях имеет именно политика и уже потом сугубо канонические споры.

Естественно, когда президент Украины провозглашает в качестве базовых основ своего курса и предвыборной кампании триаду «язык, армия, вера», то неудивительно, что вопросам развития украинской церкви уделяется столько внимания.

Источник: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/interview/vopros-ob-avtokefalnoy-tserkvi-na-ukraine-istoriya-i-politika/

Мониторинг сми: диакон:

— Скорее православная церковь видит себя федерацией независимых поместных церквей, в которой все же есть иерархия, и в которой у константинопольского патриарха есть определенное первенство.

Большинство православных церквей считает, что константинопольскому патриарху можно направлять апелляции. В этом и есть особенность нынешней украинской тематики.

Потому что начальство украинских церквей, которые были в расколе последние годы, неоднократно просило Константинополь пересмотреть их дело.

Речь идет о главе киевского патриархата Филарете Денисенко и главе украинской автокефальной православной церкви Макарие Мелетиче. Они, будучи отлученными решением Русской Православной Церкви, тем не менее сохранили за собой миллионы верующих. И они не раз просили Константинополь пересмотреть их дело.

В начале сентября, константинопольский патриарх Варфоломей, основываясь на праве апелляции, принял решение, что осуждение этих двух священнослужителей произошло по политическим причинам. Поэтому возвращение им статусов православных епископов становится возможным.

Это в свою очередь приведет к тому, что тех верующих, которые относятся к их церквям, начнут считать «нормальными православными».

То, что в настоящее время делает константинопольский патриарх — это подготовка собора православных епископов на Украине, которые должны решить вопрос и статуса, и устройства этой новой православной церкви в общении с константинопольским патриархом. Будет ли она автономной или будет автокефальной т.е. полностью независимой, мы пока не знаем.

— Есть ли право у константинопольского патриарха давать автокефалию новым поместным церквям, в том числе украинской?

— На этот счет в православном мире есть определенный консенсус. В XX веке те церкви, которые получили автокефалию, становились общепризнанными, когда ее подтверждал константинопольских патриарх. Московский патриарх мог давать автокефалию той или иной церкви, которая имела к нему отношение, например, польской или чешской.

Но это никто всерьез не воспринимал кроме самой РПЦ и некоторых славянских церквей. Если константинопольский патриарх не подтверждал автокефалию, как это получилось с православной церковью в Америке, ее статус оставался спорным.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В каком году родился и умер Сергей Радонежский

Но факт остается фактом: автокефалия начинает признаваться всем православным миром, когда ее подтверждает константинопольский патриарх.

— Чем руководствуется Москва, бунтуя против «первой по чести» православной церкви?

— Я думаю, что проблем несколько. Первая заключается в том, что Москва считает Украину своей территорией в церковном смысле слова. Все решения, которые принимаются на Украине, должны подтверждаться в Москве, как оно и было последние века. В Москве считают обращение «вчерашних раскольников» к константинопольскому патриарху и снятие им отлучения от церкви вторжением в дела Московского патриархата.

Вторая проблема, что за последние 25 лет существования украинских расколов Московский патриархат не сделал ничего для их исцеления. Не было проведено ни одной конференции на эту тему, не предлагалось никаких общецерковных решений. То, что Москва предлагает сейчас, то есть решение вопроса на общеправославном собрании, это не предполагалось все 25 лет. Говорилось, что это внутреннее дело РЦП.

Поэтому сейчас выходит так, что у Константинополя получается решать проблему раскола, а у Москвы не получилось. Момент обиды с российской стороны, безусловно, есть.

Источник: https://credo.press/220821/

«Раскол узаконен и углублён»: как православный мир отреагировал на автокефалию новой религиозной структуры на Украине

Вселенский патриархат, предоставляя томос о независимости новой религиозной структуре на Украине, изолирует себя от других поместных церквей. Об этом заявил председатель синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда. Против решения константинопольского патриарха Варфоломея уже выступили Польская, Сербская и Антиохийская церкви, отметившие, что подобные действия только усугубляют раскол на Украине.

Предоставив томос об автокефалии новой православной церкви на Украине,  Константинопольский патриархат изолирует себя от других поместных церквей. Об этом заявил председатель синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.

Он подчеркнул, что новую религиозную структуру на Украине не поддержали Сербская, Польская и Антиохийская церкви. Кроме того, ни один из предстоятелей поместных церквей не поздравил главу так называемой автокефальной поместной Православной церкви Украины митрополита Епифания.

«Это вполне предсказуемый результат внешней церковной политики, которая действует по личным представлениям патриарха (Константинополя. — RT) Варфоломея руками митрополита (Константинопольского патриархата. — RT) Эммануила и других. Эту команду отличают невероятный цинизм и презрение ко всему, что находится вне влияния Стамбула», — подчеркнул Легойда.

Так, патриарх Сербский Ириней уже заявил, что предоставление автокефалии новой церкви на Украине стало политическим решением Варфоломея и может быть продиктовано сговором Константинополя с «другими силами этого мира».

Также по теме

«Никто не думает о реальных последствиях»: что ждёт Украину после объявления автокефалии новой церкви

Константинопольский патриарх Варфоломей вручил украинской стороне томос об автокефалии новой церкви, учреждённой в Киеве. На

«Желание части мировых сил заключается в том, чтобы с захватом Украины подобраться к России и иметь лучший надзор за этой страной. Патриарх Константинопольский, не советуясь ни с кем и, вероятно, находясь в сговоре с какими-то другими силами этого мира, попытался решить этот вопрос — и, как мы видим, вопрос решён самым катастрофическим образом, когда новый раскол на Украине будет узаконен и углублён», — цитирует ТАСС патриарха Иринея.

Он отметил, что вопрос о статусе православной церкви на Украине следовало решать при участии всех поместных церквей. С аналогичным предложением ранее выступал и глава Польской православной церкви митрополит Савва. Своё отношение к созданию новой церковной структуры на Украине он выразил в письме предстоятелю канонической Украинской православной церкви Московского патриархата митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию.

«Так называемый объединительный собор, который состоялся 15 декабря 2018 года в Киеве, не устранил проблему, но, наоборот, усилил её, привнеся в жизнь общества болезненные явления не только церковные, но и социально-политические», — приводит его слова сайт УПЦ МП.

Митрополит Савва также обратился к патриарху Варфоломею с призывом организовать собор по вопросу об украинской церкви с участием всех глав поместных церквей.

«Ваше решение о церкви на Украине требует всеправославного обсуждения. Поэтому я в очередной раз обращаюсь к вам с просьбой обдумать решение о собрании предстоятелей поместных церквей Мы хотим видеть, что ваши действия объединяют православие, а не разделяют его», — заключил митрополит Савва.

С критикой предоставления автокефалии выступил и патриарх Антиохийский Иоанн. Отвечая на письмо патриарха Варфоломея, он также отметил, что в Константинополе не учли мнения остальных поместных церквей.

«Мы желаем видеть единство православного мира укрепляемым и сплачиваемым, — приводит его слова портал УПЦ МП. — Из вашего письма представляется, что вы решили продолжить процесс дарования автокефалии Поэтому мы призываем вас не принимать никаких решений, за которыми не стоит консенсус автокефальных православных церквей. Ибо неразумно прекращать раскол ценой единства православного мира».

Помимо Константинопольского патриархата, ни одна из поместных церквей не выступила с поддержкой новой церковной структуры на Украине. В Грузинской православной церкви заявили, что пока не будут озвучивать свою позицию.

«Члены синода (ГПЦ. — RT) ознакомятся с текстом томоса, изучат документ, и потом будет сделано соответствующее заявление», — сказал ТАСС митрополит Сенакский и Чхороцкуйский Шио (Муджири), местоблюститель Католикоса — Патриарха всея Грузии Илии.

«Трагический день в истории вселенского православия»

Напомним, что 5 января в храме Святого Георгия в Стамбуле константинопольский патриарх подписал томос о предоставления автокефалии новой украинской церкви.

«Этим подписанным патриаршим и синодальным томосом мы признаём и провозглашаем установленную в границах территории Украины автокефальную церковь нашей духовной дочкой и призываем все святые православные церкви признать её как сестру и вспоминать под именем «Святейшая Церковь Украины»», — говорится в тексте документа.

Этот день в РПЦ назвали трагическим для мирового православия. Заместитель главы отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Николай Балашов заявил, что данное решение нанесло ущерб единству всей церкви.

«Сегодня трагический день в истории вселенского православия. Поступками патриарха Варфоломея, теперь уже на деле вступившего в молитвенное и каноническое общение с лицом, не имеющим законного рукоположения, нанесён тяжкий ущерб православному единству», — сказал он в интервью РИА Новости.

Предоставление томоса новой украинской церкви стало результатом «вельможной глупости» Киева, считает глава украинской партии «Наши», депутат Верховной рады Евгений Мураев.

Источник: https://russian.rt.com/ussr/article/590041-pravoslavnye-cerkvi-ukraina-religiya

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Какой 22 декабря праздник церковный

Закрыть
Для любых предложений по сайту: [email protected]