Почему произошел раскол в христианской церкви

Раскол христианства 1054

Первая в истории встреча Папы Римского и Патриарха Московского произошла только в феврале 2016 года на нейтральной кубинской территории. Феноменальному событию предшествовали неудачи, взаимные подозрения, столетия вражды и попыток свести всё к миру.

Разделение христианской церкви на католическую и православную ветви произошло из-за разногласий в трактовке «Символа Веры». Так из-за единственного слова, согласно которому Сын Божий становился ещё одним источником Духа Святого, разделилась церковь на две части.

Предшествовали Великой Схизме менее масштабные события, приведшие в итоге к современному положению дел.

Раскол церкви в 1054 году: причины разделения христиан

Обрядовые традиции и взгляды на догматические принципы в Риме и Константинополе начали постепенно различаться задолго до окончательного разделения. В прошлом сообщение между государствами было не столь активным, и каждая церковь развивалась в собственном направлении.

  1. Первые предпосылки к расколу начались в 863 году. В течение нескольких лет православные и католики находились в противостоянии. События вошли в историю как Фотиева Схизма. Две правящие церковные верхушки хотели поделить земли, но не сошлись во мнениях. Официальным поводом стали сомнения в законности избрания Патриарха Фотия.
  2. В конечном итоге, оба религиозных лидера подвергли друг друга анафеме. Общение между главами католиков и православных возобновилось только в 879 году на Четвёртом Константинопольском соборе, который ныне не признан Ватиканом.
  3. В 1053 году ярко выделилась ещё одна формальная причина будущей Великой Схизмы – спор об опресноках. Православные использовали для таинства евхарастии квасной хлеб, а католики – пресный.
  4. В 1054 году Папа Лев XI отправил в Константинополь кардинала Гумберта. Поводом послужило произошедшее годом ранее закрытие латинских церквей в столице православия. Святые Дары выбрасывались и топтались ногами из-за пресного способа приготовления хлеба.
  5. Обосновывались папские притязания на земли поддельным документом. Ватикан был заинтересован в получении военной поддержки от Константинополя, и это было главной причиной оказываемого на Патриарха давления.
  6. После смерти Папы Льва XI его легаты все же приняли решение об отлучении и низложении лидера православных. Ответные меры не заставили себя ждать: спустя четыре дня они сами были преданы анафеме Патриархом Константинополя.

Раскол христианства на православие и католицизм: итоги

Казалось, нельзя предать анафеме половину христиан, но тогдашним религиозным деятелям подобное виделось приемлемым. Только в 1965 году Папа Римский Павел VI и Вселенский Патриарх Афинагор отменили взаимное отлучение церквей.

Спустя ещё 51 год лидеры разделившихся церквей впервые встретились лично. Укоренившиеся разногласия оказались не настолько сильны, чтобы религиозные деятели не смогли находиться под одной крышей.

  • Тысячелетнее существование без привязки к Ватикану укрепило разделение двух подходов к христианской истории и поклонению Богу.
  • Православная церковь так и не стала единой: существует много организаций в разных странах, возглавляемых своими Патриархами.
  • Католические лидеры осознали, что ни подчинить, ни уничтожить ответвление не получится. Они признали неохватные масштабы новой религии, равной их собственной.

Раскол христианства на православие и католицизм не помешал верующим славить Создателя. Пусть представители одной конфессии отлично произносят молитвы и признают догматы, неприемлемые для другой. Искренняя любовь к Богу не имеет религиозных границ. Пусть католики окунают младенцев при крещении один раз, а православные – трижды. Мелочи такого рода имеют значение только в смертной жизни.

Представ перед Господом, каждый будет отвечать за свои поступки, а не за оформление посещаемого им ранее храма. Существует много вещей, которые объединяют католиков и православных. В первую очередь, это Христово Слово, за которым следуют со смирением в душе. Отыскать ересь просто, сложнее понять и простить, увидеть в каждом – создание Божье и ближнего своего.

Главное назначение Церкви – быть пастырем для народа и приютом для обездоленных.

1054 год

Годы

1050 · 1051 · 1052 · 1053 — 1054 — 1055 · 1056 · 1057 · 1058

Десятилетия

1030-е · 1040-е — 1050-е — 1060-е · 1070-е

Века

X век — XI век — XII век

2-е тысячелетие
IX век — X век — XI век — XII век — XIII век
990-е 1000-е 1010-е 1020-е 1030-е 1040-е 1050-е 1060-е 1070-е 1080-е 1090-е 1100-е
990 991 992 993 994 995 996 997 998 999
1000 1001 1002 1003 1004 1005 1006 1007 1008 1009
1010 1011 1012 1013 1014 1015 1016 1017 1018 1019
1020 1021 1022 1023 1024 1025 1026 1027 1028 1029
1030 1031 1032 1033 1034 1035 1036 1037 1038 1039
1040 1041 1042 1043 1044 1045 1046 1047 1048 1049
1050 1051 1052 1053 1054 1055 1056 1057 1058 1059
1060 1061 1062 1063 1064 1065 1066 1067 1068 1069
1070 1071 1072 1073 1074 1075 1076 1077 1078 1079
1080 1081 1082 1083 1084 1085 1086 1087 1088 1089
1090 1091 1092 1093 1094 1095 1096 1097 1098 1099
1100 1101 1102 1103 1104 1105 1106 1107 1108 1109
Хронологическая таблица

1054 (тысяча пятьдесят четвёртый) год по юлианскому календарю — невисокосный год, начинающийся в субботу. Это 1054 год нашей эры, 54 год 2 тысячелетия, 54 год XI века, 4 год 6-го десятилетия XI века, 5 год 1050-х годов.

События

Наставление Ярослава Мудрого сыновьям

  • 4 июля, понедельник — вспышка сверхновой SN 1054 в созвездии Тельца. Сейчас на этом месте находится Крабовидная туманность.

События без точных дат

Вильгельм I Завоеватель побеждает в битве при Мортемере и посылает курьера к королю Генриху I

  • Король Англии Эдуард Исповедник направляет епископа Вустерского для переговоров с императором Священной Римской Империи о пропуске через его территорию Эдуарда Ателинга, проживавшего при венгерском дворе. Эдуард Ателинг воспользуется правом вернуться в Англию только через два года.
  • Победа Малькольма, сына Дункана, и графа Нортумбрии Сиварда, тестя короля Дункана I, над королём Макбетом.
  • Неудачная война Генриха I и Джеффри Мартелла с герцогом Вильгельмом. Победа Вильгельма при Мортемере над армией Эда, брата короля Генриха. Изгнание из Нормандии архиепископа Може, дяди Вильгельма.
  • Победа кастильского короля Фердинанда I над своим братом в битве при Атапуерке.
  • «Великая схизма». В Константинополе произошёл раскол христианской церкви на восточную и западную, где патриарх Константинопольский Михаил Керуларий и Папский легат папы Льва IX кардинал Гумберт предали друг друга анафеме.
  • Составлена «Правда Ярославичей» — вторая часть «Русской Правды».
  • Тогрул занял Ширван, подчинил мелких князей.

Продолжающиеся события

  • 1054—1072 — король Вьетнама Ли Тхань Тонг.

> Родились

Источник: https://thram-m.ru/stati/raskol-hristianstva-1054/

Причина раскола христианства на православие и католицизм

Разногласия между Папой Римским (западной церковью) и Патриархом Константинопольским (и еще четырьмя патриархатами – восточной церковью), которые начались еще в начале 5 века, привели к тому, что в 1054 году Папа Римский получил отказ на требование признать его главенствующим лицом всей церкви.

Предпосылками для такого требования стала угроза вторжения норманнов и, как следствие, нужда в военной и политической помощи. Вследствие отказа уже следующий Папа Римский через своих легатов сообщил Патриарху Константинопольскому о его низложении и отлучении от церкви.

На что тот ответил анафемой в отношении легатов и Папы.

:

  • 1 Человеческий расчет, или Божья воля?
  • 2 Последствия раскола

Человеческий расчет, или Божья воля?

Отрицать древнюю западную приверженность к высокомерию и желанию быть выше всех – бессмысленно. Именно благодаря этим качествам западные страны стали главенствующей силой во всем мире. Потому можно с уверенностью сказать, что раскол произошел из-за высокомерия западной церкви и гордости восточной.

Высокомерие потому, что вместо стандартных дипломатических методов обретения союзников (а именно это требовалось Папе Римскому) была использована позиция силы и превосходства. Гордость потому, что вместо того, чтобы следовать церковным канонам о прощении, любви к ближнему и прочим, на просьбу о помощи (пусть и довольно неплохо завуалированную) отвечено было гордым отказом.

Следовательно, причиной раскола стали обычные человеческие факторы.

Последствия раскола

Раскол был неизбежен, так как помимо различий культурных и различий в толковании веры и обрядов существовал такой немаловажный фактор, как чувство собственной значимости и непримиримости с тем, что кто-то стоит выше.

Именно этот фактор множество раз играл первую роль на протяжении всей истории как мировой в общем, так и церковной в частности. Отделение таких церквей как протестантская (уже значительно позже) произошло как раз по тому же принципу.

Однако, сколько ни готовься, сколько ни прогнозируй, но любое разделение непременно ведет к нарушению устоявшихся традиций и принципов, разрушению возможных перспектив. А именно:

  • Раскол ввел разлад и диссонанс в христианскую веру, стал предфинальной точкой разделения и уничтожения Римской империи и способствовал приближению финальной – падение Византии.
  • На фоне усиления мусульманских течений объединения ближнего востока под стягами одного колорита и увеличения военной мощи прямых противников христианства — самое худшее, что можно было придумать – разделение. Если объединенными усилиями можно было сдержать орды мусульман еще на подступах к Константинополю, то тот факт, что запад и восток (церкви) отвернулись друг от друга, способствовал тому, что последний оплот ромеев пал под натиском турок, а потом под реальной угрозой оказался и сам Рим.
  • Раскол, инициированный «братьями-христианами» собственноручно, и подтвержденный двумя главными духовными лицами, стал одним из самых плохих явлений в христианстве. Ибо если сравнить влияние христианства до и после, можно увидеть, что «до» христианская религия росла и развивалась практически сама, идеи, продвигаемые Библией сами ложились в умы людей, а исламская угроза была крайне неприятной, но решаемой проблемой. «После» — расширение влияния христианства постепенно сошло на нет, и без того увеличивающаяся область покрытия ислама стала расти, как на дрожжах.

Затем появилось много людей, которые протестовали против католицизма, так появились протестанты, во главе которых стал в 15 веке августинский монах Мартин Лютер. Протестанство —  третье ответвление в христианстве, довольно таки распространенное.
А сейчас раскол в украинской церкви и вовсе вносит такую смуту в ряды верующих, что становится страшно, к чему все это приведет?!

Гдешинский Андрей

Источник: https://novomoskovsk-ua.info/raskol-v-hristianskoj-tserkvi-na-pravoslavnyh-i-katolikov/

В православии произошел крупнейший раскол. почему? и что будет дальше?


https://www.znak.com/2018-10-16/v_pravoslavii_proizoshel_krupneyshiy_raskol_pochemu_i_chto_budet_dalshe

2018.10.16

Заседание Синода РПЦ в Минске 15 октябрясайт Московского патриархата

В историю православия 15 октября 2018 года может войти как одна из самых черных дат. В этот день в Минске Синод Русской православной церкви (РПЦ) решил полностью разорвать отношения с Константинопольским патриархатом.

Этот шаг РПЦ стал ответом на решение Константинополя начать процесс предоставления автокефалии (независимости) православной церкви, которую планируют создать на Украине.

О том, какие обстоятельства привели к крупнейшему за последнее тысячелетие церковному расколу и что это означает для мирян — в материале Znak.com. 

Просто о православии

В мировом православии насчитывается 15 поместных церквей. Эти патриархаты официально признают друг друга каноничными (грубо говоря, «правильными» или «подлинными»). К ним относятся Русская церковь, Александрийская, Иерусалимская, Грузинская, Болгарская, Элладская (Греческая) и другие. Первой в этом списке стоит Константинопольская церковь, которой из Стамбула руководит патриарх Варфоломей. 

Православные поместные церкви равны между собой, но по ряду исторических причин Константинопольская имеет особый статус (первая по чести). Русской церкви, которая является самой крупной среди прочих, не нравится, когда Константинополь выступает арбитром в межцерковных вопросах. Другие поместные православные церкви признают первенство патриарха Варфоломея. В частности, ему делегировано право давать независимость новым кафедрам и отменять решения глав других поместных церквей. 

В 1686 году был принят документ, согласно которому Киевская митрополия стала подчиняться Московскому патриархату. В настоящее время около 12 тысяч приходов на Украине входят в Украинскую православную церковь Московского патриархата, то есть, по сути, подчиняются Москве. 

При этом на Украине действуют еще две неканонические православные церкви — Украинская автокефальная православная церковь и Украинская православная церковь Киевского патриархата, которые вместе насчитывают около 6 тысяч приходов. 

Яромир Романов

Украинцы задумались о создании собственной поместной объединенной церкви в конце ХХ века — когда произошел развал СССР и страна получила независимость. Местные епископы обратились к патриарху Московскому и Всея Руси Алексею II с просьбой даровать им автокефалию. Москва отказала в прошении, но предоставила Украинскому экзархату значительные права в самоуправлении.

Однако митрополит Филарет продолжал настаивать на независимости и создал новую Украинскую неканоническую православную церковь Киевского патриархата. Фактически на Украине возник раскол.

Теперь, когда Украина стала все больше политически, светски и духовно отдаляться от России в силу геополитических процессов, патриарх Варфоломей решил вмешаться в ситуацию. 

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто такой Бог Афина

Решение Константинополя и ответ РПЦ

11 октября Константинопольский патриархат снял анафему (отлучение от церкви) с главы Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарета и предстоятеля Украинской автокефальной православной церкви Макария, но самое главное — отменил действие указа 1686 года о передаче Киевской митрополии Московскому патриархату.

Об этом Варфоломея попросили представители непризнанных украинских церквей. Просьбу о независимости поддержали своими обращениями президент и парламент Украины.

Теперь будет решаться вопрос о выдаче украинцам автокефалии. Ожидается, что в новую церковную структуру войдут члены двух непризнанных церквей, а также желающие присоединиться к ним иерархи Московского патриархата. В этом случае на Украине появится своя поместная церковь, независимая от Москвы и признанная как минимум одним каноничным патриархатом.

Заседание Синода РПЦ в Минске 15 октября 2018 годасайт Московского патриархата

Реакция РПЦ не заставила себя долго ждать.

15 октября глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион заявил о полном разрыве отношения Русской православной церкви с Константинопольским патриархатом.

Он сказал, что это было «вынужденное решение», «к этому вела вся логика последних действий» Константинополя. Они, с точки зрения РПЦ, являются «преступными и канонически ничтожными», отметил Иларион.

Константинопольский патриархат представитель РПЦ сравнил с раскольниками, которые посягают на каноническую территорию Русской православной церкви. Но при этом в Московском патриархате рассчитывают, что Константинополь изменит свое решение по Украине.  

Крупнейший церковный раскол за 1000 лет 

До этого в христианстве было два больших раскола. Первый произошел в 1054 году, когда христианская церковь разделилась на западную и восточную ветви — католиков и православных. В 1517 году западное христианство раскололось на католиков и протестантов. В 1650–1660-е годы произошел раскол Русской церкви, в результате чего появились раскольники-староверы.

РПЦ при этом не впервые разрывает отношения с Константинополем. В 1996 году Варфоломей объявил, что Константинопольский патриархат берет под свою юрисдикцию Эстонскую православную церковь. Вскоре РПЦ прервала евхаристическое общение с Константинополем, но через несколько месяцев оно было восстановлено. Сейчас в Эстонии две эстонских православных церкви — Константинопольского патриархата и Московского.

Что означает раскол для верующих?

Россияне, посещающие церкви на родной земле, ничего не заметят. Однако разрыв отношений с Константинополем означает, что миряне Русской православной церкви не смогут причащаться в храмах, подчиненных Константинополю, и участвовать в других таинствах, а священники и иерархи не смогут совершать совместных богослужений.

РПЦ уже составила для верующих туристов список храмов, где нельзя молиться. Среди них входящие в юрисдикцию Константинопольского патриарха объекты культа в Стамбуле, Анталии, а также на греческих островах Додеканес, Родос и Крит. Под запретом теперь и гора Афон в Греции — популярное место паломничества российских политиков, чиновников и бизнесменов. Эту православную святыню президент России Владимир Путин посещал дважды — в 2005 и 2016 годах.

Владимир Путин на горе Афон в 2016 годуkremlin.ru

В РПЦ заявляют, что духовенство за отказ следовать запрету будет наказываться, а мирянам в этом случае придется покаяться на исповеди. Правда, о том, как будут отслеживаться нарушители, пока ничего не говорится. Судя по всему, решение нарушать или нет запрет РПЦ будет на совести верующих.

Значение раскола для РПЦ и других церквей

Как будут развиваться отношения между поместными православными церквями, покажет время. Каждой из них придется выбирать, с кем она — с Константинополем или с РПЦ. И этот процесс может быть болезненным.

«Решение Синода РПЦ напрямую коснется в первую очередь нашего монашества на Афоне. Насельников десятки. Они окажутся в очень тяжелом положении, потому что Афон находится в юрисдикции Константинопольского патриарха, — сказал „Известиям“ Алексей Светозарский. — Более того, они являются гражданами Греции. Не Турции, конечно, но мы понимаем, что межгреческие связи очень прочные. С точки зрения греков, все обители — их. Кто бы их ни населял. На Афоне этим вопросом обеспокоены».

Религиовед Сергей Чапнин в своей колонке в Bloomberg отмечает, что раскол подорвет центральную роль Москвы в восточном христианстве. По его мнению, Русская православная церковь останется в меньшинстве, если не в изоляции. Одновременно усилится влияние патриарха Варфоломея, а по позициям патриарха Кирилла, наоборот, будет нанесен сильный удар.

При этом Чапнин уверен, что существует реальная опасность того, что раскол может привести к кровопролитию на Украине, как это случилось на востоке страны. Если Константинопольский патриархат объявит решение об автокефалии на Украине, то начнется борьба за собственность. Украинская церковь с новым статусом будет претендовать на те самые 12 тысяч приходов, которые до последнего времени были в подчинении Москвы. 

Если значительная часть украинских приходов Московского патриархата перейдет в новую православную поместную церковь, то это будет, с точки зрения патриарха Кирилла и Кремля, гигантским политическим поражением. 

Изоляция или Реформация

Еще один волнительный вопрос: как отреагируют другие поместные церкви на разлад отношений между РПЦ и Константинополем? Российские церковные и провластные СМИ сообщают, что почти все поместные церкви в конфликте вокруг Украины поддерживают РПЦ. Российский религиозный и общественный деятель богослов Андрей Кураев считает, что это не так.

По его мнению, поместные церкви считают этот конфликт исключительно двусторонним и не собираются в нем участвовать. «Ни одна из поместных церквей вслед за нами в это каноническое окошко не бросится», — пишет диакон Кураев в своем ЖЖ.

Визит патриарха Кирилла в ЕкатеринбургЯромир Романов

Более того, добавляет он, раз поместные церкви сохранят общение с Константинополем, то РПЦ может счесть их также «заразными». Церковные каноны потребуют порвать и с ними, а это может привести к еще более глобальным последствиям в виде Реформации.

«Объявить анафему всем поместным церквям не хочется. Значит, апологетам патриархии придется изворачиваться и объяснять свое не следование канонам. Отчего это мы Христа в таинствах Константинопольской церкви не видим, а сербы или болгары — видят? — рассуждает Кураев.

— И почему же с этими „слепцами“ мы общения не прерываем? Придется каноны пускать на фарш. И это перекодирование канонической православной матрицы может стать началом Реформации — помимо желания московских апологетов. Но, скорее, нас ждет деградирование до уровня церкви одной нации. Ну, как Армянская.

Я убежден, что эта изоляция будет односторонней».

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

Источник: https://www.znak.com/2018-10-16/v_pravoslavii_proizoshel_krupneyshiy_raskol_pochemu_i_chto_budet_dalshe

Великая схизма

В 2000-летней истории христианства существует немало переломных моментов и определяющих решений. Некоторые из них кардинально перевернули дальнейшую судьбу всего христианства. Так, в 1054 году случилось окончательное и бесповоротное разделение христианской церкви на католическую и православную.

Что такое схизма

В переводе с греческого языка это слово переводится как «раскол», «расщепление», «распря». Изначально использовался в бытовом обиходе, но позже перешел на внутрицерковные процессы. Обозначает разделение в одной Церкви, вызванное коренными несогласиями в основополагающих вероучительных принципах.

Схизма — это раскол в христианской церкви

История Великой схизмы

Окончательно христианство разделилось на католицизм и православие в 11 веке. Но предпосылки такого раскола формировались веками ранее. Католицизм формировался на Западе, имея своим центром Рим, а православие — на Востоке, в Византии. Рассмотрим основные разногласия и проблемы, которые привели к разделению.

Политический фактор

Еще в первых веках существования единого христианства стали заметны раскольнические настроения в середине Римской империи. Примерно с 3 века формально Римская империя еще оставалась целостным государством, но фактически она уже была разделена на Восточную и Западную части.

Во времена правления императора Константина Великого это разделение усилилось, поскольку помимо управленческого центра в Риме возник еще Константинополь на востоке страны. Римские епископы не могли потерпеть разделения власти еще с кем-то и претендовали на единое главенство во всей Церкви.

Последующие века амбиции и гордыня римских церковных иерархов только росли, они открыто выступали против константинопольских патриархов. Римские Папы подчеркивали свою полную независимость от любых византийских иерархов.

Датой раскола христианства на Западную и Восточную церкви считается 1054 год

Большой политический резонанс вызвало коронование римским папой Львом ІІІ короля франков Карла Великого. Он был наречен римским императором и считался равным императорам византийским. Последние отказались признавать коронацию, считая, что римское императорство по праву должно передаваться им.

Карл Великий в Византии считался захватчиком, а само его коронование папой — объявлением раскола в Римской империи.

Культурный фактор

Первым камнем преткновения в культурной сфере стал язык. В Восточной части Римской империи говорили на греческом языке, в то время как на Западе использовали латынь. В апостольские времена, когда Рим еще был единый, оба эти языка использовались в одинаковой мере и практически каждый гражданин понимал и тот, и другой.

Однако постепенно наблюдалось принципиальное разделение по языковому признаку, и вскоре греки вынуждены были читать латинских авторов только в переводе, и наоборот. Латинский Запад и греческий Восток стали читать разные книги, погружались в разные культуры, что еще больше отделяло две части некогда единого целого.

Так, на Востоке в особом почете были святые отцы Церкви эпохи Вселенских соборов — Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Григорий Богослов, Василий Великий. На западе же больше изучали труды блаженного Августина (который был почти неизвестен в Византии).

Решения Вселенских Соборов по вопросам вероучения признаются непогрешимыми

Его речь и способ изложения мыслей был проще, и необразованные варвары, принявшие христианство, его воспринимали лучше. Утонченные же труды восточных богословов были многим непонятны и сложны.

Экклезиологический фактор

Конечно же, предыдущие нестыковки не могли не отражаться на общецерковном учении. Наибольшее разногласие тут — все более утверждаемая на Западе доктрина о папстве. Вместе с этим в Византии крепли свои патриархальные настроения — уже с 4 века Византийский патриарх присвоил себе титул «Вселенского».

При этом Папа Римский превращался в богоизбранного настоятеля всей христианской Церкви в мире. При это на Востоке сформировалось 4 патриархата, которые признавали первенство Римского епископата, но на условиях первого среди равных.

В Западной части сформировался один престол, который и считался главой всем, как имеющий апостольскую преемственность. Поэтому вся Церковь рассматривалась Западом исключительно как монархия Папы Римского, без коллегиального участия других патриархов.

Восточная же иерархия хоть и признавала некое первенство Римского предстоятеля, но рассматривала это первенство скорее как уважительное отношение, но не отмену соборного управления Церковью.

Важно! Именно тут возникает одно из основных разногласий католицизма и православия, не разрешимое и по сей день. Решения Папы Римского считаются непогрешимыми и неоспоримыми, в то время как Византия опирается на соборные договоренности.

Богословский фактор

Основное разногласие возникло вокруг природы Святого Духа, провозглашенного в Символе Веры на Никейском Соборе. Византийская традиция признавала природу Святого духа «от Отца исходящего», в то время как на Западе стали читать «от Отца и Сына исходящего». Важно, что Никейский Символ Веры основывается на Священном Писании, и поэтому имеет неоспоримую основу.

Разделение церквей внесло разлад в христианскую веру

Изменения же в Символе Веры с добавлением «и Сына» не имеет никаких оснований ни в Священном Писании, ни в имеющемся Предании Церкви. Можно предположить, что такую формулировку стали использовать во времена арианской ереси, но постепенно такое прочтение Символа Веры вошло в общую католическую практику.

Православие по сей день не приемлет такой формат прочтения Символа Веры (такая формулировка носит название Филиокве). И этому есть две причины:

  • Символ Веры — достояние всей Церкви, все изменения могут вноситься только по решению Вселенского собора. Решив самолично произвести замену, западные христиане совершили преступление против своих собратьев по вере.
  • С точки зрения богословия многие специалисты также опровергают Филиокве. В православии принято за истину мнение, что Святой Дух исходит именно от Бога Отца, и иное положение рассматривается как ересь.

Обрядовый фактор

Внешние и обрядовые различия также присутствовали между двумя Церквями с первых веков христианства. И Устав, и практика богослужений значительно отличалась на Востоке и Западе. Так, камнем преткновения стал вид хлеба, употребляемый на Причастии.

В использовании пресного хлеба византийцы усматривали нарушение символического единства плоти человеческой и Христовой. По мнению Западной Церкви, именно квасной хлеб в полной мере отражал символизм плоти Христовой и именно он должен использоваться для Евхаристии. Это, казалось бы, незначительно на первый взгляд отличие, привело к усугублению раскола.

Важно! Все эти предпосылки,сложеные воедино, сделали совершенно невозможным дальшейшее единое служение христианской Церкви как целого организма. В 1054 году произошел раскол, не преодоленный по сей день.

Начало раскола

Учитывая все накопленные негативные факторы, не хватало только какого-то одного небольшого повода, чтобы Церковь окончательно разъединилась. И таким поводом стал конфликт между иерархами Константинополя и Рима.

В основе Великого раскола лежал конфликт духовных владык Папы Льва IX и Михаила Керуллария

В то время римским первосвященником был Лев IX. Вошел на Римский церковный престол он очень эффектно — пришел в Рим в грубой одежде, босыми ногами, с покаянной головой, посыпанной пеплом. Это, конечно, привлекло к нему сразу внимание горожан.

Он был провозглашен папой очень быстро, под восторженные возгласы жителей. Новоиспеченный предстоятель был твердо убежден в наивысшем положении именно Рима. Начинается быстрый рост значимости института папства во всем римском обществе.

Новый папа позиционировал себя как защитника всех обиженных, обделенных и несчастных. Это было поводом искать примирения с Восточной Церковью. Константинополь был готов пойти на примирение, но только не на условиях верховенства и единой власти Рима. С другой стороны, соглашаться на равноправие не был готов и папа.

Великий раскол

В начале 1054 года в Константинополь прибывает делегация из Рима. Возглавляет ее кардинал Гумберт, который отличался высокомерием и гордыней. Несмотря на то, что заявленной целью было примирение с Константинополем, послы общались очень свысока.

В результате раскола образовались две церкви — Православная и Католическая

К восточному патриарху не было проявлено никакого уважения, а достижение перемирия пытались достичь только через подчиненное положение Константинополя. Очевидно, что такое положение дел никак не устраивало патриарха Восточной Церкви. Послы же из Рима решили еще больше проучить непокорного иерарха.

15 июля 1054 года во время молений в Софийском соборе, которое проводил Восточный патриарх, в храм вошли представители Римской делегации. Прервав богослужение (что вообще является недопустимым в христианстве), они потребовали признать верховенство папы и вручили служащим документ на латинском языке, обличающий сторонников восточного обряда в ереси.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Пояс пресвятой богородицы где находится

Выходя из храма, папские посланники по Евангельскому обычаю отрясли прах с ног своих, как после общения с последними грешниками. Все присутствующие были настолько потрясены происходящим, что на какое-то время воцарилась гробовая тишина.

После был зачитан папский документ в переводе на греческий язык, который вызвал целую бурю негодования. Жители бурно поддержали своего патриарха, не приняли римских правил и делегатам пришлось спешно покидать Константинополь.

Вскоре был созван Собор, на котором присутствовали 20 восточных епископов. Решением собора стало отлучение папских легатов от единого церковного общения, а решение Собора направлено ко всем Восточным патриархам.

Важно! Этот разрыв и принято считать Великой схизмой. По своей форме это было разделение между поместными Церквами в Риме и Константинополе, но со временем к Константинополю стали примыкать другие Восточные Церкви, а также вновь образованные (к примеру, Русская).

На Западе Рим также укреплял свои позиции, приняв название Католической Церкви. Церкви, попавшие под сферу влияния Византии, нарекались Православными, поскольку следовали неискаженному учению Христову, изложенному в Евангелии.

Тем не менее, обе Церкви считали себя апостольскими, истинными, несущими едино верное понимание христианства.

Но даже после официального разделения на Католическую и Православную Церкви, еще несколько веков сохранялись дружеские и мирные отношения между двумя ветвями. Все хитросплетения и волнения в верхах церковной иерархии мало касались простых людей, которые зачастую продолжали молиться совместно.

Окончательное и бесповоротное по сей день разделение произошло только с началом крестовых походов. Это было страшное время ненависти, злобы и войн. В 1204 году Константинополь и вовсе был захвачен и разорен католическими крестоносцами, что сделало невозможным примирение, на которое все надеялись два предыдущих века.

Великая схизма

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/velikaya-shizma.html

Первый ядерный взрыв, раскол Христианской Церкви и день вкусной еды

Какие праздники отмечает человечество 16 июля.

16 июля отмечается ряд праздников и памятных дат. Подборка от редакции Total.kz.

Первый в мире ядерный взрыв

74 года назад на полигоне в Лос-Аламосе произведен первый в мире ядерный взрыв. В начале 1940-х годов в США были разработаны физические принципы осуществления ядерного взрыва (так называемый «Манхэттенский проект»).

16 июля 1945 года в США, на полигоне близ Лос-Аламоса (другое название – Аламогордо, штат Нью-Мексико) был произведен наземный взрыв первого в мире атомного устройства. Вспышка от него виднелась на расстоянии 290 километров, а звук был слышен на расстоянии до 160 километров.

В процессе подготовки ядерного испытания на полигоне была построена 30-метровая башня. 12 июля началась сборка ураново-плутониевого атомного заряда, мощность которого составляла 20-22 килотонны. Через два дня почти готовое ядерное устройство (без детонаторов) подняли на вершину башни. В ночь на 15 июля на нем установили детонаторы.

В августе 1945 года две мощные атомные бомбы были сброшены на японские города Хиросиму и Нагасаки. В результате атомной бомбардировки в Хиросиме были убиты и ранены более 140 тысяч человек, в Нагасаки — около 75 тысяч. Сами города превратились в пепел. Впервые за всю историю человечества было применено ядерное оружие. Вскоре ядерное оружие было создано и в СССР группой ученых физиков во главе с академиком Игорем Курчатовым.

Окончательный раскол Христианской Церкви

Произошел окончательный раскол Христианской Церкви — на римско-католическую и православную.

В 1054 году римский папа Лев IX послал в Константинополь своих послов-легатов во главе с кардиналом Гумбертом для разрешения конфликта, начало которому было положено закрытием в 1053 году латинских церквей в Константинополе.

Однако найти путь к примирению не удалось, и 16 июля 1054 года в соборе Святой Софии папские легаты объявили о низложении Константинопольского патриарха Михаила Кирулария и его отлучении от Церкви.

В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме папу и его легатов. Это послужило расколу Христианской Церкви, в результате которого окончательно обособились: римско-католическая церковь на Западе и православная на Востоке.

Покинув Константинополь, папские легаты отправились в Рим окружным путем, чтобы оповестить об отлучении Михаила Кирулария других восточных патриархов. Среди прочих городов они посетили Киев, где встретились с древнерусскими клириками и были приняты при княжеском дворе. При этом русская Церковь сохранила приверженность православию. Церковный раскол не преодолён до сих пор, хотя в 1965 году по решению римского папы и константинопольского патриарха взаимные проклятия были сняты.

Сформулирован всеобщий естественный закон

В 1748 году Михаил Ломоносов впервые сформулировал «всеобщий естественный закон» — закон сохранения материи. Ученый-энциклопедист (физик и астроном, историк и филолог) Михаил Васильевич Ломоносов был также выдающимся химиком своего времени. В Санкт-Петербургской академии наук он официально занимал должность профессора химии.

Обоснование закона впервые дано в письме Ломоносова от 16 июля 1748 года, адресованном великому математику Леонарду Эйлеру. Там, в частности, говорилось: «Все встречающиеся в природе изменения происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого.

Так, сколько материи прибавляется к какому-либо телу, столько же теряется у другого, сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю у бодрствования и т.д.

Так как это всеобщий закон природы, то он распространяется и на правила движения: тело, которое своим толчком возбуждает другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько сообщает другому им двинутому».

Открытый Ломоносовым закон получил более полное обоснование в его работах: «Об отношении количества материи и веса» (1758) и «Рассуждение о твердости и жидкости тел» (1760). Обе эти работы были опубликованы на латинском языке и, следовательно, получили известность за пределами России. Но осознать значение открытия, сделанного Ломоносовым, многие ученые тех лет так и не смогли.

День вкусной еды

16 июля отмечается День вкусной еды. Это замечательный праздник, сопровождаемый невероятными ароматами и изысканными вкусами. Сколько бы ни твердили нам специалисты по питанию, что надо выбирать правильные продукты, мы всё равно с огромным удовольствием отдаём предпочтение вкусным изыскам. На нашей планете представлено огромное количество национальных кухонь со своими удивительными тайнами и необычными сочетаниями компонентов. Поэтому этот день празднуют во все мире.

В Швейцарии в местечке Санкт-Мориц ежегодно в этот день проводится потрясающий праздник, куда приглашаются знаменитые мишленовские повара со всего мира. Они колдуют над большими порциями и радуют посетителей мероприятия новыми гастрономическими изобретениями.

Не менее популярен знаменитый международный конкурс высокой кухни, который проходит в Лионе (Франция). В рамках данного мероприятия задача конкурсантов — удивить посетителей и вызвать уважение у строгого жюри, а также получить золотую статуэтку и, конечно, почетное звание самого умелого повара на всех пяти континентах.

Основана компания Audi

Компания «Ауди» была основана в 1909 Августом Хорьхом. Ее корни уходят к несуществующей ныне, но не менее знаменитой фирме Horch («Хорьх»), блиставшей на немецком небосклоне во времена третьего Рейха. В 1899 талантливый изобретатель Август Хорьх основал в Мангейме фирму «Хорьх и Компания», которая через 4 года перебралась в Цвиккау.

Новое предприятие по выпуску автомобилей не могло носить название Horch, и Август Хорьх обратился к латинизированному варианту прежнего названия: слово horch, по-немецки значащее «послушай», стало audi. Так в 1909-м родилась знаменитая торговая марка и не менее знаменитая компания «Ауди». Первый автомобиль под названием Audi-A был выпущен в 1910 году.

Источник: https://total.kz/ru/news/zhizn/pervii_yadernii_vzriv_raskol_hristianskoi_tserkvi_i_den_vkusnoi_edi_date_2019_07_16_10_36_02

Причины и последствия раскола между католической и православной церковью

Несмотря на то, что окончательное разделение православной и католической церквей официально произошло в 1054 году, множество противоречий между Западной и Восточной христианскими церквями возникало чуть ли не с самого начала появления Церкви Христовой.

Первой «ласточкой» грядущего большого раскола стал, как это ни удивительно, блаженный Августин, епископ Иппонийский (354-430 гг.), католический и православный святой.

Несмотря на то, что он совершенно не ставил своей целью раскол единой церкви, именно его работы, неправильно трактованные, стали основой зарождения течений, приведших впоследствии к возникновению католицизма.

При всем обилии поводов, приведших к расколу между католической и православной церквями, главная причина была одна ‑ раздел сфер влияния. Именно на этой почве возникали противоречия между Римом и Константинополем практически с самого начала существования христианства.

Однако, в XI веке это противостояние стало уже совершенно открытым: Рим потребовал у Византии главенства над христианской церковью, ссылаясь на то, что первоверховный апостол Петр, которому Христос сказал «Ты ‑ камень, и на камне этом Я воздвигну церковь Свою» был первым епископом Рима.

Однако, последующая разница между католиками и православными стала базироваться на глубоких догматических противоречиях.

Разница в вероучении у католиков и православных

Причин, приведших к разделению католической и православной церквей, было множество: этнические, догматические, обрядовые, имущественные, и даже разные языки при проведении богослужений. Стороны категорически отказывались идти на конструктивный диалог и примирение, в результате чего ситуация все больше обострялась.

Верующих византийского обряда возмущали все новшества, вводимые западной церковью, особенно обижало их то, что будущие католики в VII веке стали готовить хлеб для причастия из бездрожжевого теста. Восточные христиане увидели в этом возвращение к иудейским традициям, что еще сильнее усугубило раскол между католичеством и православием.

Апофеоза конфликт достиг в 1054 году, когда папские легаты, прибывшие в Константинополь, возложили на престол собора Святой Софии буллу об отлучении от церкви правящего тогда константинопольского патриарха, а спустя несколько дней патриарх отлучил от церкви легатов.

https://www.youtube.com/watch?v=vAsR44MRBYk

Тем не менее, мало кто мог тогда предположить, что различия между католиками и православными станут такими непреодолимыми, и раскол затянется на века.

Разделение католической и православной церквей

Возможно, со временем разница между православными и католиками постепенно стерлась бы, либо стала бы восприниматься как нечто должное, и списывалась на этнографические и национальные особенности, но, к сожалению, разделение православной и католической церквей было усугублено Крестовыми походами, один из которых закончился разорением Константинополя.

Тогда многие православные монахи были изгнаны из своих монастырей, и их владения отданы в пользование римской церкви. В настоящее время, несмотря на то, что Ватикан постоянно поднимает тему экуменизма (всехристианского единства), православная церковь отвергает ее, налегая на то, что примирение возможно лишь при условии полного перехода католической церкви на догматическое учение православия.

Единственное достижение, произошедшее на пути к преодолению раскола между православной и католической церквями ‑ снятие в 1965 году взаимных проклятий. &1

Источник: https://www.sudba.info/prichiny-i-posledstviya-raskola-mezhdu-katolicheskoj-i-pravoslavnoj-cerkovyu/

«Сейчас наблюдается процесс сближения»: к чему привёл раскол христианской церкви в 1054 году

965 лет назад представители Римской католической церкви предали анафеме патриарха Михаила Керулария и его помощников. В ответ на это глава Православной церкви совершил аналогичный шаг в отношении папских легатов. Эти события принято считать поворотным моментом в процессе раскола христианского мира.

Впоследствии было предпринято несколько попыток восстановить единство церкви, но все они завершились провалом. Лишь в 1965 году взаимные анафемы были сняты, однако религиозные структуры и по сей день далеки от слияния.

По словам экспертов, церковный раскол стал одной из причин, по которым западная и восточная части Европы пошли разными путями в своём развитии.

16 июля 1054 года три папских легата положили на алтарь собора Святой Софии отлучительную грамоту, предававшую анафеме константинопольского патриарха и двух его помощников. Это событие часто называют поводом для раскола христианского мира, однако, по словам историков, процесс конфронтации начался значительно раньше.

Путь к расколу

Разногласия между Римом и Константинополем существовали столетиями. Обострились они, по словам доктора исторических наук, академика Олега Ульянова, при Карле Великом, основавшем Каролингскую империю и получившем титул императора Запада.

«По личной инициативе Карла Великого на Западе был отвергнут православный догмат иконопочитания и изменён Символ веры (краткое изложение догматов церкви) путём добавления filioque (в латинском переводе Никео-Константинопольского Символа веры к догмату о Троице, в котором говорится об исхождении Святого Духа от Бога-Отца, было добавлено «и Сына». — RT)», — пояснил историк.

«Первый явный раскол между Западной и Восточной церквями произошёл в 867 году из-за спора о каноническом подчинении новокрещёной Болгарии. Однако собор в Константинополе в 869—870 годах вновь воссоединил на время Восточную и Западную церкви», — рассказал Олег Ульянов в интервью RT.

Формальным поводом для конфликта тогда стали претензии Рима к законности процедуры избрания константинопольского патриарха Фотия. Однако фактически в тот период Римская курия пыталась проникнуть на Балканы, что противоречило интересам Византийской империи.

  • Папа Римский просит помощи у Карла Великого на встрече под Римом
  • Wikimedia commons

По словам Олега Ульянова, на глобальном уровне соперничество Рима и Константинополя было связано с различными трактовками первенства в христианской церкви.

«Римская концепция базируется на определении апостола Петра в Евангелии и утверждает преимущества церквей в зависимости от деятельности апостолов. А Константинополь, как Новый Рим, придерживается политического принципа первенства престолов, согласно которому церковная иерархия полностью подчинена политическому устройству христианской империи и зависит от политической важности церковных кафедр», — рассказал историк.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как правильно ставить свечи детям

В Х веке острота конфликта снизилась, однако в XI столетии соперничество вновь стало ожесточённым.

Оформление раскола

В Средние века часть земель на юге Италии принадлежала Византии, а местные христианские приходы относились к юрисдикции Константинополя. Однако византийцам на Апеннинском полуострове противостояла Священная Римская империя и представители местного народа лангобардов.

Именно они в Х веке призвали на помощь норманнов, которые активно включились в политическую борьбу на Апеннинах. В первой половине XI столетия на юге Италии возникли два норманнских графства, которые в 1047 году приняли вассальную зависимость от Священной Римской империи.

На подконтрольных норманнам землях западные христианские обряды стали вытеснять восточные, что вызвало сильное недовольство в Константинополе. В ответ были закрыты храмы латинского обряда в столице Византии. Параллельно между греческими и латинскими богословами обострилась полемика относительно того, какой хлеб — пресный или квасной — нужно использовать в таинстве Святого Причастия, и по ряду других канонических и догматических вопросов.

  • Интронизация патриарха Михаила Керулариоса
  • Wikimedia commons

В 1054 году Папа Римский Лев IX отправил в Константинополь своих легатов, которыми руководил кардинал Гумберт.

Патриарху Михаилу Керуларию папа передал послание, в котором изложил притязания на всю полноту власти в христианской церкви, ссылаясь на так называемый Константинов дар — документ, являвшийся якобы посланием императора Константина Великого папе Сильвестру и передававший Риму высшую духовную власть в христианском мире.

Впоследствии Константинов дар был признан подложным (подделка была изготовлена, предположительно, в VIII или IX веке во Франции), однако в XI столетии Рим ещё официально называл его подлинным. Патриарх изложенные в послании притязания папы отверг, и переговоры с участием легатов оказались безрезультатными.

Тогда 16 июля 1054 года папские легаты вошли в собор Святой Софии в Константинополе и положили на его алтарь отлучительную грамоту, предающую анафеме патриарха Михаила Керулария и его помощников. Четыре дня спустя патриарх в ответ предал анафеме папских легатов.

Последствия раскола

«Именно после раскола 1054 года Римская церковь на Западе провозглашает себя католической («универсальной»), а на Востоке закрепилось именование Православная церковь — для обозначения сообщества всех православных престолов», — рассказал Олег Ульянов. По его словам, следствием раскола 1054 года стало завоевание Константинополя в 1204 году крестоносцами, считавшими православных схизматиками.

На фоне ослабления, а затем и гибели Византийской империи Рим несколько раз пытался склонить Православную церковь к объединению под своим началом.

В 1274 году византийский император Михаил VIII дал своё согласие на слияние церквей на условиях Папы Римского в обмен на военное сотрудничество с Западом. Это соглашение было оформлено на Втором Лионском соборе. Но оно было признано ничтожным при новом византийском императоре — Андронике II.

  • Подписание Флорентийской унии в Соборе Санта-Мария-дель-Фьоре.
  • donskoi.org

Очередная попытка заключения унии была предпринята на Ферраро-Флорентийском соборе 1438—1445 годов. Однако его решения также оказались непрочными и недолговечными. Спустя короткое время их отказались выполнять даже те епископы и митрополиты, которые изначально с ними соглашались: они ссылались на то, что признали верховенство Папы Римского под давлением.

В дальнейшем католическая церковь, опираясь на светские власти государств, подконтрольных католикам, склонила к заключению уний отдельные православные церкви. Так была заключена Брестская уния 1596 года, учредившая Греко-католическую церковь на территории Речи Посполитой, и Ужгородская уния (1646 год), переподчинившая Папе Римскому в духовном плане православное население Закарпатья.

В XIII столетии германский Тевтонский орден предпринял масштабную попытку экспансии на восток, однако его вторжение на русские земли было пресечено князем Александром Невским.

В XVI—XVIII веках (после Брестской унии) православное население подвергалось жестоким репрессиям на территории Речи Посполитой, что в значительной мере и спровоцировало восстания под руководством Богдана Хмельницкого, а затем Максима Железняка и Ивана Гонты.

«Раскол христианского мира был обусловлен целым рядом богословских, политических и культурных причин. И прежде всего вопросом главенства Папы Римского», — пояснил в беседе с RT руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин.

По его словам, Римско-католическая церковь является структурой, в которой всё подчиняется Папе Римскому, а православие более многообразно.

«Во многом в результате разделения церквей культурное и политическое развитие пошло по-разному на Западе и на Востоке. Папство претендовало на светскую власть, а православие, напротив, было подчинено государству», — отметил эксперт. 

  • Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (справа) и папа Римский Франциск после подписания совместной декларации по итогам встречи в Гаване
  • РИА Новости
  • Сергей Пятаков

Правда, по его мнению, в ХХ веке противоречия и различия между церквями были в известной мере сглажены. Это выражалось, в частности, в том, что Папа Римский стал терять светскую власть, а православная церковь в ряде ситуаций оказывалась в оппозиции к государству.

В 1964 году в Иерусалиме прошла встреча Папы Римского Павла VI с константинопольским патриархом Афинагором. На следующий год были сняты взаимные анафемы. При этом православие не признало filioque, а католицизм не согласился с отрицанием догматов о главенстве Папы Римского и о непогрешимости его суждений.

«В то же время, несмотря на разногласия, наблюдается процесс сближения: церкви демонстрируют, что могут быть союзниками в определённых вопросах», — подвёл итог Роман Лункин.

Источник: https://russian.rt.com/science/article/650444-raskol-hristianstvo-cerkov

Великая Схизма 1054: объясняем, как христианская церковь однажды уже раскололась надвое

Мощный скандал сотряс православное христианство на этой неделе. Назревает новый церковный раскол.

Из-за споров о статусе Украинской православной церкви и ее зависимости/независимости от Московского патриархата, РПЦ разорвала все отношения с Константинопольским патриархатом, который возглавляет «первый среди равных» в православии Вселенский патриарх Варфоломей. Теперь — никаких совместных богослужений, а лояльным РПЦ православным запрещено молиться в храмах, подконтрольных Константинопольскому патриархату.

Все участники конфликта и сторонние наблюдатели понимают: религия тут не при чем, дело густо замешано на политике. Так, впрочем, всегда было с церковными расколами. И Великая Схизма почти тысячелетней давности, разделившая христианство на католицизм и православие — не исключение.

Безнадежный призыв Павла

Уже в послании Коринфянам 54-57 годах. апостол Павел предостерегал первых христиан от распрей между собой: «Слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения».

И это во времена, когда главной заботой христиан было стремление не закончить день на копьях или в зубах льва (вплоть до IV века христианство в Римской империи считалось опасной ересью).

Неудивительно, что когда церковь из гонимой и борющейся секты превратилась во влиятельный и богатый институт, число разногласий внутри христиан только увеличилось.

В 313 году император Римской империи Константин Великий легализовал христианство, чья популярность неуклонно росла на протяжении трех веков, а император Феодосий в 380-м и вовсе сделал учение Христа государственной религией. Проблема в том, что после Феодосия некогда единая Римская империя раскололась на Западную (собственно Римскую) и Восточную (со столицей в Константинополе). После этого разделение христианства на две ветви стало вопросом времени. Но почему?

Восток: Второй Рим выше первого?

Император в Римской империи обладал абсолютной властью, в том числе и над христианством: именно Константин созвал Первый Вселенский (Никейский) собор, установивший принципиальные догматы христианства, такие как понятие Святой Троицы. Иными словами, высшее духовенство во всем подчинялось человеку на троне.

Пока император оставался один на вершине власти, все было относительно просто — сохранялся принцип единоначалия. После того, как сформировались два равноправных центра власти, ситуация резко усложнилась. Особенно после того, как Рим рухнул под натиском варваров (476 год), и в Западной Европе надолго воцарился политический хаос.

Правители Восточной Римской империи, которую мы знаем как Византию, позиционировали себя наследниками империи, в том числе, и в том, что касается власти над церковью. Константинополь неофициально приобрел статус «второго Рима» — столицы мирового христианства.

Запад: Наследники апостола Петра

Апостол Петр

Тем временем, в настоящем Риме, переживавшем не лучшие времена, христианское духовенство не собиралось терять первенство в мире верующих. Римская Церковь чувствовала себя особенной: кроме частично утраченного столичного положения, она претендовала на особые права, восходящие непосредственно к Христу.

«Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою», — говорит Иисус в Евангелии от Матфея своему ученику Петру (чье имя и значит «камень», даже в Священном Писании есть место для игры слов). Римские епископы трактовали эту цитату вполне однозначно: римский епископ, Папа — преемник Петра, проповедовавшего и замученного язычниками в Риме, а значит, именно Рим должен править всей христианской церковью.

В Константинополе подобную трактовку предпочитали мягко игнорировать. Эта неувязка в вопросе о верховной власти стала для христианства бомбой замедленного действия. Задолго до 1054 года росло число догматических споров между греками-византийцами и латинянами-римлянами: в течение примерно 200 лет в IV-VIII веках церкви то прерывали, то возобновляли общение.

Возможно, сильнейшим ударом по единству церкви было венчание Карла Великого короной императора Священной Римской империи в 800 году. Это напрямую оскорбило Константинополь и окончательно разрушило формальное единство империи. Впрочем, Папу Льва III, который короновал Карла, можно понять: Карл, может быть, и франк по происхождению, зато великий полководец и может гарантировать защиту папского престола здесь и сейчас, пока греки где-то далеко решают свои собственные проблемы.

Краткий список противоречий

К 1054 году у греков и латинян накопились друг к другу трудные вопросы. Самый главный — описанное выше несогласие по поводу статуса римского папы: он глава Вселенской церкви (как считает Рим) или лишь первый среди равных епископов (как уверен Константинополь)? Как можно понять сегодня, именно этот вопрос был главным. Речь шла не только о религиозной, но и о политической власти над верующими.

Главное богословское противоречие — так называемая формула Филиокве (Filioque — «от Сына»).

Со временем западная традиция установила, что в христианской Троице Святой Дух исходит не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына (Иисуса), в то время как восточные христиане традиционно ориентировались на более древние источники, утверждающие, что Дух исходит лишь от Отца. Для христиан в Средние Века это был более чем принципиальный вопрос, и одна мысль о внесении Филиокве в «Символ веры» вызывала огромное возмущение у восточных христиан.

Разумеется, существовал и ряд более мелких, обрядовых противоречий между двумя ветвями христианства.

К примеру, восточные христиане разрешали священникам жениться, для всех западных был обязателен целибат. Западные христиане постились в субботу во время Великого поста, восточные — нет.

Римская церковь позволяла использовать в таинстве причастия пресный, без закваски хлеб (литургия на опресноках), однако это возмущало восточные церкви, обвинявшие папистов едва ли не в возврате к иудаизму. Таких бытовых различий накопилось достаточно много.

И, поскольку в Средние Века люди придавали обрядам куда больше значения, все было очень серьезно.

Неудачное посольство

Папа Лев IX

Что именно произошло в 1054 году? Папа Римский Лев IX отправил в Константинополь посольство.

Его целью было наладить отношения, все более накаливавшиеся в последние годы: влиятельный патриарх Константинополя Михаил Керуларий резко сопротивлялся попыткам латинян навязать свою теократию на востоке.

В 1053 воинственный Михаил даже распорядился закрыть в городе все церкви, служившие по латинскому образцу: латинян выгнали, некоторые особо возмущенные греческие священники пинали приготовленный для евхаристии хлеб ногами.

Патриарх Константинополя Михаил Керуларий

Необходимо было урегулировать кризис, но получилось только усугубить: возглавил посольство столь же непримиримый, как Михаил, кардинал Гумберт Сильва-Кандидский.

В Константинополе он общался в основном с вежливо принявшим его императором Константином Мономахом и даже пытался уговорить его сместить патриарха, но безуспешно. С самим патриархом Гумберт и еще два легата, отправленных вместе с ним, даже не говорили.

Закончилось все тем, что кардинал прямо на богослужении вручил Михаилу папскую грамоту о низложении и отлучении патриарха от церкви, после чего легаты уехали.

Михаил не остался в долгу и быстро созвал собор, который вынес анафему трем легатам (один из которых сам потом стал Папой) и проклял их. Так оформился церковный раскол, который позже стали называть Великой Схизмой.

Долгая история

Взаимное отлучение 1054 году имело скорее символическое значение. Во-первых, папские легаты отлучили от церкви только Михаила и его окружение (а не все восточные церкви), а он сам — только Гумберта сотоварищи (а не всю латинскую церковь и даже не Папу).

Во-вторых, при обоюдном желании примирения последствия того события можно было легко преодолеть. Тем не менее, по описанным выше причинам это не было нужно уже никому. Так, достаточно буднично, произошел не первый, но самый значительный в истории раскол христианской церкви.

Церковный раскол

Источник: https://disgustingmen.com/history/great-schizm-1054

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Для любых предложений по сайту: [email protected]