Кто больше католики или православные

Главные различия православия от католицизма

Окончательное разделение Единой Христианской Церкви на православие и католицизм произошло в 1054 году. Тем не менее и православная, и Римско-Католическая церкви считают только себя «единой святой, кафолической (соборной) и апостольской Церковью».

Прежде всего, католики — это тоже христиане. Христианство делится на три основных направления: католичество, православие и протестантизм. Но не существует единой Протестантской Церкви (протестантских деноминаций в мире несколько тысяч), а Православная Церковь включает в себя несколько независимых друг от друга Церквей.

Кроме Русской Православной Церкви (РПЦ), есть Грузинская Православная Церковь, Сербская Православная Церковь, Греческая Православная Церковь, Румынская Православная Церковь и т.д.

Управляются Православные Церкви патриархами, митрополитами и архиепископами. Не все Православные Церкви имеют общение друг с другом в молитвах и таинствах (что необходимо для того, чтобы отдельные Церкви были частью единой Вселенской Церкви согласно катехизису митрополита Филарета) и признают друг друга истинными церквями.

Даже в самой России Православных Церквей несколько (сама РПЦ, Русская Зарубежная Православная Церковь и т.д.). Из этого следует, что мировое православие не имеет единого руководства. Но православные считают, что единство Православной Церкви проявляется в едином вероучении и во взаимном общении в таинствах.

Католичество — это одна Вселенская Церковь. Все ее части в разных странах мира находятся в общении между собой, разделяют единое вероучение и признают Папу Римского своим главой. В Католической Церкви есть деление на обряды (общины внутри Католической Церкви, отличающиеся друг от друга формами литургического поклонения и церковной дисциплиной): римский, византийский и др. Поэтому есть католики римского обряда, католики византийского обряда и т.д., но все они являются членами одной Церкви.

Главные различия православия от католицизма:

1. Итак, первое отличие между Католической и Православной Церквями состоит в различном понимании единства Церкви. Для православных достаточно разделять одну веру и таинства, католики в добавление к этому видят необходимость в едином главе Церкви – Папе;

2. Католическая Церковь исповедует в Символе Веры, что Дух Святой исходит от Отца и Сына («филиокве»). Православная Церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца. Некоторые православные святые говорили об исхождении Духа от Отца через Сына, что не противоречит католическому догмату.

3. Католическая Церковь исповедует, что таинство брака заключается на всю жизнь и запрещает разводы, Православная Церковь в отдельных случаях разводы допускает

Ангел освобождает души в чистилище, Лодовико Карраччи

4. Католическая Церковь провозгласила догмат о чистилище. Это состояние душ после смерти, предназначенных для рая, но еще не готовых к нему. В православном учении чистилища нет (хотя есть нечто похожее — мытарства). Но молитвы православных за умерших предполагают, что есть души, находящиеся в промежуточном состоянии, для которых еще есть надежда попасть в рай после Страшного Суда;

5. Католическая Церковь приняла догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что даже первородный грех не коснулся Матери Спасителя. Православные прославляют святость Богородицы, но считают, что она была рождена с первородным грехом, как и все люди;

6. Католический догмат о взятии Марии на небеса телом и душой является логическим продолжением предыдущего догмата. Православные тоже верят в то, что Мария на Небесах пребывает душой и телом, но догматически это в православном учении  не закреплено.

7. Католическая Церковь приняла догмат о главенстве Папы над всей Церковью в вопросах веры и морали, дисциплины и управления. Православные не признают главенства Папы;

8. Католическая Церковь провозгласила догмат о безошибочности Папы Римского в вопросах веры и морали в тех случаях, когда он в согласии со всеми епископами утверждает то, во что Католическая Церковь уже верила в течение многих веков. Православные верующие считают, что безошибочными являются лишь решения Вселенских Соборов;

папа Пий V

9. Православные крестятся справа налево, а католики слева направо.

Католикам долгое время разрешалось креститься любым из этих двух способов, пока в 1570 году папа Пий V не предписал им делать это слева направо и никак иначе. При таком перемещении руки крестное знамение, согласно христианской символике, считается исходящим от человека, который обращается к Богу. А при движении руки справа налево — исходящим от Бога, который благословляет человека.

Неслучайно и православный, и католический священник перекрещивают окружающих слева направо (глядя от себя). Для того, кто стоит напротив священника, это как благословляющий жест справа налево. Кроме того, перемещение руки слева направо означает движение от греха к спасению, поскольку левая сторона в христианстве связывается с дьявольским, а правая — с божественным.

А при крестном знамении справа налево перемещение руки трактуется как победа божественного над дьявольским.

10. В православии существуют две точки зрения на католиков:

Первая считает католиков еретиками, исказившими Никео-Константинопольский символ веры (путём добавления (лат.filioque). Вторая — схизматиками (раскольниками), отколовшимися от Единой Соборной Апостольской Церкви.

Католики, в свою очередь, считают православных схизматиками, отколовшимися от Единой, Вселенской и Апостольской Церкви, но не считают их еретиками. Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви — истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства.

11. В латинском обряде распространено совершение крещения путём окропления, а не погружения. Немного отличается крещальная формула.

12. В западном обряде для таинства исповеди широко распространены конфессионалы — место отведенное для исповеди, как правило особые кабины — исповедальни, обычно деревянные, где кающийся преклонял колена на низкой скамейке сбоку от священника, сидящего за перегородкой с решетчатым оконцем. В православии исповедующийся и исповедник встают перед аналоем с Евангелием и Распятием на глазах у остальных прихожан, однако на некотором удалении от них.

исповедальни или конфессионалы исповедующийся и исповедник встают перед аналоем с Евангелием и Распятием

13. В восточном обряде детей начинают причащать с младенчества, в западном к первому причастию подходят только в возрасте 7-8 лет.

14. В латинском обряде священник не может быть женатым (за исключением редких, особо оговорённых случаев) и обязан перед рукоположением дать обет безбрачия, в восточном (как для православных, так и для грекокатоликов) целибат обязателен только для епископов.

15. Великий пост в латинском обряде начинается с пепельной среды, а в византийском с чистого понедельника.

16. В западном обряде принято продолжительное стояние на коленях, в восточном — земные поклоны, в связи с чем в латинских храмах появляются скамейки с полочками для коленопреклонений (сидят верующие только при ветхозаветных и апостольских чтениях, проповеди, оффертории), а для восточного обряда важно, чтобы перед молящимся оставалось достаточное для земного поклона пространство.

17. Православное духовенство, преимущественно, носит бороду. Католическое духовенство, как правило, безбородо.

18. В православии усопшие особо поминаются на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти (первым днём принимается сам день кончины), в католицизме — на 3-й, 7-й и 30-й день.

19. Одной из сторон греха в католицизме считается оскорбление Бога. Согласно православному взгляду, поскольку Бог бесстрастен, прост и неизменен, то Бога невозможно оскорбить, грехами мы наносим вред только себе (делающий грех является рабом греха).

20. Православные и католики признают права светских властей. В православии существует концепция симфонии духовной и светской властей. В католицизме существует понятие о верховенстве церковной власти над светской. Согласно социальной доктрине Католической церкви государство исходит от Бога, и потому ему следует повиноваться.

Право на неповиновение властям также признается Католической церковью, но с существенными оговорками. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви также признается право на неповиновение, если власть принуждает к отступлению от христианства или к греховным деяниям.

 5 апреля 2015 года Патриарх Кирилл в проповеди на Вход Господень в Иерусалим отметил:

21. В католицизме существует учение об индульгенциях (освобождение от временной кары за грехи, в которых грешник уже покаялся, и вина за которые уже прощена в таинстве исповеди). В современном православии отсутствует подобная практика, хотя ранее «разрешительные грамоты», аналог индульгенций в православии существовали в Константинопольской православной церкви в период османской оккупации.

22. На католическом западе преобладает мнение, что Мария Магдалина является той женщиной, которая помазала миром ноги Иисуса в доме Симона фарисея. Православная Церковь категорически не согласна с этим отождествлением.

явление воскресшего христа марии магдалине

23. Католики помешаны на борьбе с любого вида контрацепцией, что особенно уместно выглядит во время пандемии СПИДа. А православие признает возможность пользоваться некоторыми противозачаточными средствами, не имеющими абортивного эффекта, – например, презервативами и женскими колпачками. Разумеется, в законном браке.

24. Милость Божия. Католицизм учит, что Милость создана Богом для людей. Православие считает, что Милость несотворена, предвечна и влияет не только на людей, но и на все творение. Согласно Православию, Милость — есть мистический атрибут и Сила Божия.

25. Православные используют для причастия квасной хлеб. Католики — пресный. Православные получают при причастии хлеб, красное вино (тело и кровь Христову) и теплую воду («теплоту» — символ Св. Духа), Католики — только хлеб и белое вино (мирянам — только хлеб).

∗∗∗

Несмотря на различия, католики и православные исповедуют и проповедуют по всему миру одну веру и одно учение Иисуса Христа. Когда-то человеческие ошибки и предубеждения нас разъединили, но до сих пор вера в одного Бога нас объединяет. Иисус молился о единстве Своих учеников. Его ученики — это и католики, и православные.

Источник: https://moiarussia.ru/glavnye-razlichiya-pravoslaviya-ot-katolitsizma/

Слияние с поглощением. Зачем греко-католики хотят объединиться с ПЦУ

Слева направо: глава ПЦУ Епифаний и УГКЦ — Святослав

Накануне Нового года в церковной жизни Украины произошло мало кем замеченное событие. Через несколько дней после создания Православной церкви Украины к ее главе Епифанию обратился глава украинских греко-католиков. И предложил ПЦУ ни много, ни мало – объединение.

Готовность УГКЦ, подчиняющейся Папе римскому, слиться с ПЦУ, которая скоро станет вотчиной православного патриарха Варфоломея – крайне интересное событие. Ведь с одной стороны может быть поставлена точка в унии, которой в Украине уже сотни лет. А с другой – может произойти и совсем обратный процесс: уния может охватить половину украинского православия.

«Страна» разбиралась, что именно предложил глава греко-католиков Святослав Шевчук своему коллеге Епифанию Думенко. И насколько реально слияние католиков восточного обряда с новоявленной православной церковью, чье мировое признание пока под вопросом.

Что предлагает главный греко-католик

18 декабря – то есть, через три дня после создания ПЦУ – блаженнейший Святослав написал письмо-поздравление Епифанию. Оно опубликовано на сайте УГКЦ.

Он поздравил новоизбранного предстоятеля. И в первом же абзаце заявил, что состоявшийся в Киеве собор — это важный шаг «на пути к полному единству Церквей Владимирова Крещения». Уже это начало говорит о многом.

Дальше Святослав заявил о том, что обе церкви должны установить евхаристическое общение (то есть, вместе причащаться) и в конце-концов прийти к «будущему патриархату объединенной Киевской церкви».

«Хотя еще сегодня мы не находимся в полном евхаристическом общении, однако призваны совместно преодолевать препятствия, стоящие на пути к единству. Эту историческую миссию и фундамент будущего патриархата объединенной Киевской Церкви заложили еще славные церковные мужи Петр Могила и Иосиф Вельямин Рутский.

В этот знаменательный момент я протягиваю руку от имени нашей Церкви к Вам и всех православных братьев, предлагая вам начать вместе прокладывать наш путь к единству, к правде. Потому что от того, насколько мы сегодня будем лелеять единство и преодолевать то, что нас разделяет, зависит будущее Церкви, нашего народа и Украинского независимого европейского государства.

Именно Бог есть тем, кто объединяет нас вокруг себя», — обратился к Епифанию Святослав.

Как понимать главу УГКЦ

В сухом остатке слов главы УГКЦ видится следующее.

Это, во-первых, приглашение к диалогу, а не согласие объединяться на любых условиях. Причем высказанное в максимально неконкретной форме. Впрочем, конкретика если и обговаривается, то уже при двусторонних контактах.

Правда, кое-что прозвучало: евхаристическое общение. Как православный может причащаться с католиком (пусть и «греко») – Шевчук не поясняет. Но по идее пути только два – или православный становится католиком, или наоборот.

Впрочем, под объединением здесь вряд ли подразумевается переход под ПЦУ, у которой пока проблемы даже с признанием внутри самого православного мира. Тогда как греко-католики имеют полную международную легитимность через Ватикан. Поэтому вполне вероятно, что единство в униатской церкви видят явно не в форме перехода в православие (детальнее о мотивах УГКЦ мы поговорим ниже). 

Во-вторых, интересно, что Шевчук использовал название «патриархат», рисуя перспективы гипотетической объединенной церкви. В то время как ПЦУ – это всего лишь митрополия Константинополя. Стать патриархатом она сможет, лишь выйдя из подчинения Варфоломею. Чего по условиям Томоса нет и не предвидится.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как приняли христианство в Армении

Глава греко-католиков не может этого не понимать. Либо он допустил оговорку – либо в завуалированной форме предлагает Епифанию с помощью униатов побороться за более высокий статус новой православной церкви.

И в этом греко-католики могут сыграть значительную роль – ведь по многим параметрам они имеют больше веса в церковной жизни Украины, чем ПЦУ – пусть они и усилена поглощением автокефальной церкви, а также некоторых приходов Московского патриархата.

Греко-католическая церковь появилась еще в шестнадцатом веке – когда земли Западной Руси (территории нынешней Белоруссии, центральной и западной Украины) находились под польским владычеством. Поляки вели агрессивное окатоличивание местного православного населения, которое, как могло, этому сопротивлялось.

Чтобы побороть это сопротивление, католики навязали «восточной Польше» Брестскую унию – по сути новую церковь, которая внешне, по всем обрядам, выглядела как православная. Но подчинялась Папе римскому и следовала католическим догматам.

В унию священников и верующих загоняли силой. По сути это был тот же католицизм, только, как говорилось – «восточного обряда».

Со временем униатская церковь утвердилась на западных украинских и белорусских землях, теряя влияние, когда они подпадали под власть русского царя или позже – большевиков. При СССР греко-католики ушли в подполье, из которого вышли уже в независимой Украине.

Отметим, что униатство при этом оставалось основной религией для украинской диаспоры в США и Канаде (второй по величине зарубежной украинской церковью была никем не признанная УАПЦ). Поэтому за рубежом греко-католики чувствовали себя вольготно, получая к тому же поддержку от Запада в рамках «холодной войны» с Советским Союзом.

В общем, к независимости УГКЦ подошла с весьма солидным бэкграундом, который имеет более чем трехсотлетнюю историю – а главное, с международным признанием. В отличие от Киевского патриархата, который меньше месяца назад сменил вывеску и превратился в Православную церковь Украины.

О том, что греко-католики и ПЦУ – практически равные игроки, говорит и церковная арифметика.

У греко-католиков почти четыре тысячи приходов, а если считать с римо-католиками – это 4810 религиозных общин. У ПЦУ на данный момент 6334 приходов, унаследованных от Киевского патриархата и автокефалов.

При этом нужно понимать, что количественная разница для униатов не фатальна. В УГКЦ почти пять миллионов прихожан, которые сосредоточены в самых религиозных регионах страны – западных. Они более традиционны, чем верующие ПЦУ — которые часто дизориентированы и не всегда понимают разницу между разнообразием православных патриархатов, посещая и тот, и другой.

Скажут, что и греко-католики имеют своих «перетекающих» верующих – римо-католиков. Но они никакой путаницы не вносят – ведь и у тех, и у других один первоиерарх. И одна церковь по сути дополняет другую. При этом разницу сами прихожане знают, поскольку могут отличить службу на латыни от литургии на украинском языке. То есть — они ходят в разные храмы, но составляют единый организм. 

О том, что верующие УГКЦ более мотивированы, говорит и число монахов. У греко-католиков оно выше в пять раз – 1169 (вместе с римо-католиками – 1810) против 231 у ПЦУ. Соответственно, больше монастырей имеют униаты – 123 (с «чистыми» католиками – 232) против 74 у церкви Епифания.

Сравнить количество верующих УГКЦ и ПЦУ не представляется возможным. До недавнего времени последняя носила название Украинской православной церкви Киевского патриархата. Учитывая, что почти так же звучит название канонической УПЦ, то многие верующие относят себя к обеим церквям.

При этом скорее всего церковь митрополита Онуфрия более многочисленна: у нее более 12 тысяч приходов, втрое больше священников, чем в ПЦУ, и почти пять тысяч монахов. Уже эти цифры говорят о том, что и прихожан в УПЦ МП – больше.

Источник: https://strana.ua/news/179560-zachem-hreko-katoliki-predlozhili-epifaniju-obedinenie.html

Христианство в России может исчезнуть через 30 лет. Причину знают британцы

МОСКВА, 30 мар — РИА Новости, Антон Скрипунов. Ученые предрекают христианству в континентальной Европе скорый конец. Доля неверующей молодежи с каждым годом растет, в том числе и в России. И это на фоне наплыва мигрантов из мусульманских стран. О том, сколько молодых россиян и европейцев не ходят в храмы и почему РПЦ усматривает в этом не проблему, а некую перспективу, — в материале РИА Новости.

Европа: христианство «не в моде»

Еще десять лет назад в монастыре ордена капуцинов, одной из достопримечательностей Праги, не было отбоя от прихожан разного возраста. Теперь даже воскресную мессу посещает всего пара десятков человек, в основном пожилых.

А молодые приходят сюда только пофотографироваться, анонимно жалуется РИА Новости один из монахов-капуцинов.

«В Чехии очень силен бытовой атеизм. Что это? Смысл такой: чехи не атеисты, что можно было бы понять, они — почти все крещеные, отмечают Рождество, едят карпа (национальное рождественское блюдо. — Прим. ред.), но они люди абсолютно секулярные. Они просто не думают о Боге. Можно сказать, что христианство покинуло эту страну», — мрачно говорит он.

Слова монаха подтверждает ученый лондонского Института Святой Марии Стивен Булливант. Согласно его докладу, 91% чешской молодежи не верит в Бога. Это самый высокий показатель в Европе.

Булливант опирался на данные Европейского социального опроса (ESS), собранные за два года в 22 государствах, в том числе и в России. Опрос проводился среди граждан в возрасте от 16 до 29 лет.

«С некоторыми заметными исключениями молодые люди все чаще не отождествляют себя с религией», — говорит ученый.

Отсутствие «религиозной принадлежности», по его словам, превращается в общеевропейскую моду. А немногие по-настоящему религиозные люди оказываются «плывущими против течения».

Кроме того, христианство постепенно вытесняется исламом. Уровень рождаемости в мусульманских семьях существенно выше. К тому же в Европу постоянно прибывают мигранты из мусульманских стран. Каждый десятый гражданин Франции и Австрии сегодня исповедует ислам.

«Мусульмане демонстрируют гораздо более высокий процент удержания внутри религии, у них довольно сплоченные общины», — подчеркивает Булливант.

«Христианство как норма для Европы уходит — и, вероятно, навсегда. Ну, либо на ближайшие сто лет», — считает он. Исследователь убежден, что «лет через 30 религию Иисуса Христа почти никто не будет исповедовать».

Россия: сколько атеистов

Некоторые приведенные в докладе данные очень удивили научное сообщество: например, доля атеистов среди граждан в возрасте 16-29 лет в различных посткоммунистических странах сильно разнится. В Польше только 17% неверующих, а в Эстонии аж 81%. При этом в «схожей с ней по культуре» Литве на нерелигиозную молодежь приходится лишь 25%.

Данные по России не выбиваются из общеевропейского контекста. Почти половина российской молодежи — 49% — не верит в Бога. К православным себя относят 40%, к мусульманам — девять процентов. По одному проценту у иудаизма и «остальных религиозных течений».

Что интересно, лишь четыре процента верующих россиян в возрасте от 16 до 29 лет время от времени (раз в неделю максимум) участвуют в богослужениях. Точно такие же показатели в Швеции, Дании, Австрии и Литве. Самые активные прихожане в Польше (39%) и Израиле (26%). Меньше всего на службы ходят в Эстонии (два процента).

А вот молодых людей, которые регулярно молятся, но не ходят в церковь, в России больше — 14%. Остальные этого не делают, хотя относят себя к верующим. Чаще всего молятся в Польше, Израиле, Ирландии и Германии — 50%, 44%, 31% и 25% соответственно.

«Если брать посыл о том, что молодежь становится менее религиозной, то это действительно так. Но сейчас понятие религиозности все больше утрачивает определенность.

Что под ним понимать: исполнение религиозных практик или более сложные характеристики, связанные с мировоззрением человека?» — комментирует РИА Новости данные исследования профессор МГИМО, социолог религии Ирина Каргина.

В то же время в Европе, отмечает она, происходит «одомашнивание харизмы» — все больше людей не относят себя к какой-либо религиозной организации, хотя являются верующими. А сколько таких на самом деле, социологам определить трудно.

Вместе с тем сокращение численности христианской молодежи создает очень серьезную проблему для христианских церквей Европы. Все меньше молодых людей идут в священники — это признают как в Римско-католической церкви, так и в протестантских деноминациях.

Проблему эту христианские конфессии решают по-разному. Англиканская церковь, например, в 2016 году обратилась за помощью к правительству Великобритании.

Власти включили Церковь в программу дотационного фонда, который формируется за счет введенного в апреле 2017 года налога на повышение квалификации работников, взимаемого с бизнеса. На эти деньги можно привлечь почти шесть тысяч новых священнослужителей из числа молодых британцев.

«Они заменят тех, кто собирается выйти на пенсию», — сообщил британским журналистам генеральный секретарь Церкви Англии Уильям Най.

Католическая же церковь ради самосохранения может пойти на радикальную реформу — отменить обязательное безбрачие духовенства, хотя этому правилу уже целое тысячелетие. Правда, пока все ограничивается неофициальными обсуждениями.

Из-за нехватки священников и прихожан храмы пустеют. Англиканская церковь ежегодно закрывает около 20 храмов, католическая церковь в Германии за минувшие несколько лет продала или отдала в аренду около 500 храмов. Пустующие церкви новые владельцы перестраивают в ночные клубы или бары.

Шанс для миссионеров

В Русской православной церкви, комментируя результаты европейских ученых, отмечают, что 20 лет назад в России доля неверующих молодых людей была гораздо больше — таково наследие борьбы с религией в годы СССР. Сейчас все гораздо лучше, говорит замглавы синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе.

«Но есть и обратная сторона: доминирование в публичном пространстве секулярного потребительского мировоззрения и отказа от семейных ценностей. Молодежь становится жертвой подобной пропаганды.

Мне неоднократно приходилось слышать от молодых людей, которые читают глянцевые журналы, совершенно примитивные и даже махрово-безбожные штампы, касающиеся христианства, Церкви и религиозного мировоззрения в целом.

Я вижу в этом как минимум подсознательную борьбу с религиозностью в публичном пространстве», — сетует он в беседе с РИА Новости.

Между тем молодые люди «очень подвижны в вопросах мировоззрения, в том числе религии». Сегодня кто-то называет себя неверующим, а завтра верующим — и наоборот.

«Принимая во внимание подобную подвижность молодежи в вопросах веры, мы непрестанно должны искать новые пути и возможности, чтобы свидетельствовать о христианстве и его истинах», — заключает представитель РПЦ.

Источник: https://ria.ru/20180330/1517559306.html

Ещё раз о разнице между католиками и православными христианами

7 января — Рождество по старому (ортодоксальному) стилю, праздник православных христиан. Поздравляя всех верующих, которые празднуют в этот день, хотелось бы коротко поговорить и о других христианах — католиках и протестантах, а также сходных “ортодоксальных” христианских течениях, родственных русской церкви — греческой и армянской церквях.

Католики тоже христиане

Пару раз в комментариях прочитала высказывания типа: “Мой парень католик, а я христианка”. Это как сказать, что Папа Римский — не христианин. (Кстати, слово “католический” в переводе с греческого “καθολικός” означает “общий”, “универсальный”.)

Конечно же, католики тоже христиане. А также и протестанты тоже христиане. Это просто разные христианские течения, а верят они все в Иисуса Христа и его историю как посланного на Землю сына Создателя.

То есть, если говорить корректно, фраза выше должна звучать так: “Мой муж католик, а я православная”.

Чтобы сделать это более понятным, все католики — христиане, но не все христиане — католики.

И католики, и протестанты, и православные христиане используют крест как символ своей религии, и их святая книга — Библия.

Кстати, частенько даже те, кто считают себя православными или католиками, понятия не имеют, в чем разница между этими течениями. А вы знаете?

Или, к примеру, между католиками и протестантами? А ведь именно эти различия породили жуткие события типа Варфоломеевской ночи. Так что, не только в истории отдельных религиозных течений, о которых мы часто слышим в сегодняшних новостях, имеются кровавые периоды. Христианство через такие битвы прошло всего несколько столетий назад.

Католиков-христиан больше всего в мире

Согласно современным данным, католиков в мире больше всего. Поэтому Папа Римский — самый влиятельный и общепризнанный религиозный лидер на планете. Второе по влиятельности христианское течение — протестантизм — делится на большое количество церквей со своими лидерами.

Русскоязычная ветвь называется “Eastern Orthodoxy” (восточные ортодоксы), она включает и русскую православную церковь.

Число христиан по вере:

  1. Католики: 1 миллиард 272 миллиона (то есть практически каждый пятый житель Земли — католик)
  2. Протестанты: 800 миллионов (каждый девятый житель планеты)
  3. Восточные ортодоксы (включая русскую и украинскую православную церкви): 225-300 миллионов
  4. Ориентальные ортодоксы (армянская апостольская церковь и др., отделились от течения восточных ортодоксов): 86 миллионов
  5. Англиканская церковь: 85 миллионов
  6. Ресторационизм и Нонтринитарианизм: 42-48 миллионов
  7. Независимые католические деноминации (вне подчинения Римской католической церкви и Папе): 28 миллионов
  8. Церковь Востока: 600 тысяч

Не все православные справляют Рождество 7 января

  • Греческая православная церковь празднует Рождество 25 декабря, вместе с католиками.
  • А вот армянская православная церковь установила праздник Рождества на 6 января.

Разница в дате праздника в используемом календаре — Григорианском или Юлианском.

Юлианский календарь сейчас на 13 дней позади Григорианского. Вот поэтому и 13-дневная разница между русским и западным Рождеством. Западные церкви адаптировали свои календари к подправленному светскому летоисчислению.

РПЦ придерживается старого, Юлианского календаря, когда рассчитывает даты церковных праздников, хотя и использует Григорианское летоисчисление в своих официальных датах (дабы не путать прихожан, ведь живем мы все по Григорианскому календарю).

Даже православные (ортодоксальные) церкви справляют Рождество в разные даты.

Православные — значит ортодоксы

На английском название русской православной христианской церкви звучит как “ортодоксальные христиане” (Christian Orthodox).

В Израиле, к примеру, есть ортодоксальные евреи. Говорят и об ортодоксальном Исламе.

Вне религиозного контекста “ортодоксальный” значит придерживающийся основ, устоявшихся традиций. Чтобы существовала ортодоксальная версия учения или идеологии, должна существовать и обновлённая, модернизированная версия. Например, иногда говорят об ортодоксальном марксизме или дарвинизме.

В английском языке название русской православной церкви звучит как Russian Orthodox.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто такой Бог Исида

Современная вера и теория религии

То есть, в принципе, любая теория или учение, включая религиозные, со временем проходят модификацию. Ведь наши знания об окружающем мире непрерывно пополняются.

Так, к примеру, Григорианский календарь стал модификацией Юлианского, который в своё время тоже казался революционным.

Именно смена календаря разными религиозными течениями стала причиной разницы в дате празднования дня рождения одного и того же человека — Иисуса Христа (Рождества).

Одни церковники не приняли новый календарь, более точно отражающий количество дней, в течение которых Земля проходит полный оборот вокруг Солнца, другие внесли коррективы.

За 2000 лет набежала разница в 13 дней, хотя мы празднуем одну и ту же историческую дату. (То есть, по сути, разница только у нас в голове, история же от этого не изменится.)

Изменения в теории неизбежны в соответствии с уровнем развития общества и знаний об окружающей нас природе.

И если раньше, 2000 лет назад, в эпоху первых христиан, люди верили в плоскую землю и белобородого мужчину в небесах, то сегодня никто не верит в стоящую на 3 китах земную плоскость. А древние греки вообще считали, что боги сидят на земной горе Олимп, а не “в небесах”.

Сейчас мы знаем, что болезни вызываются вирусами и микробами, а раньше люди думали, что это было наказание свыше.

Через 20 или 30 лет, с современными темпами развития науки, мы, возможно, сможем сами создавать жизнь и эволюцию от первичных организмов к более сложным в одной отдельно взятой изолированной среде (учёные уже сегодня научились экспериментально создавать условия, при которых самосоздаются первичные живые клетки в тёплой воде, из смеси неорганических веществ под воздействием солнечного света). Естественно, это опять повлечёт необходимость реформации духовных и религиозных учений, которые резко отличаются от установленных фактов, как и произошло с теорией плоской Земли на 3 китах.

С рождеством!

А пока всех, кто верит, с праздником Рождества по старому (ортодоксальному) стилю! А тем, кто не верит или сомневается, приятного выходного дня.

Прочтите также:

Share this article

Источник: https://blogs.elenasmodels.com/ru/catholics-vs-christians/

«Нет такого греха, что я бы не слышал»: отец Мирон Эффинг — об исповедях, отношениях с православными и католицизме в Приморье (ИНТЕРВЬЮ) – Новости Владивостока на VL.ru

Святой отец в миру – Мирон Эффинг. Он переехал в Приморье из США в 1991 году и стал настоятелем католического прихода Пресвятой Богородицы. Уроженец штата Индиана в преддверии католического Рождества рассказал корреспондентам VL.ru о натянутых отношениях с приморской епархией, репрессированных при социализме католиках, секретах исповеди, новогодних елках и жизни в России.

О жизни и религии в Приморье

Отец Мирон оказался приветливым пожилым священником, с лица которого не сходит улыбка. Он встретил нас в небольшой комнате, набитой литературой и бумагами, в одном из административных зданий прихода. Видимо, помещение служит настоятелю офисом. На чистом русском языке с небольшим акцентом он поприветствовал нас

— Вы живете во Владивостоке уже больше 20 лет. И наверняка бываете не только в церкви: ходите по сторонним делам, заглядываете в магазины. Учитывая сложную историю нашего государства, как вам кажется, жители Владивостока православные или атеисты?

— Я думаю, они православные по убеждениям, хотя мало посещают храм. Но это уже культура. Большинство людей думают о себе как о православных. Потому что, во-первых, большинство – русские, а во-вторых, это традиция стольких лет Я иногда сомневаюсь, что люди понимают, что такое христианство вообще. И думаю, если бы поняли, больше бы посещали храмов. Атеизм я не особенно вижу, мало людей-атеистов.

В общем, человеку свойственно понимать, что есть Бог, есть что-то выше. А узнать, кто это такой, требует времени, усилий.

— В возрасте 51 года вы переехали во Владивосток, не было страшно?

— Нет. Знаете почему? Мой отец работал на фабрике, где строили крылья для советских самолетов во время войны. Я всегда интересовался Россией, журнал USSR выписывал. Мне по душе понятно, я люблю Россию. Мы союзники были, очень помогли, я думаю. Конечно, Россия больше всего страдала, но Америка старалась помогать.

— Вы переехали в 90-х. Как восприняли новость о том, что СССР превратился в РФ?

— Я не занимаюсь политикой, мне неважно, как называется страна. Что важно мне – свобода религии появилась.

— В 90-е появились в Приморье не только католики, но и различные секты, в том числе христианские

— Был вакуум, поэтому разные секты приехали. Жалко, конечно. Но я думаю, что россияне – образованные люди, потихонечку узнают, где правда, а где нет. Сначала в городе кришнаиты появились. Как они оказались первыми, я, кстати, не понял. Помню, первыми зарегистрировались мормоны (они предоставили приморским чиновникам три недели отпуска в Америке), а остальные религии не могли этого сделать.

Ни мормоны, ни «Свидетели Иеговы» (запрещенная в РФ экстремистская организация) – не христиане. Есть три пункта – христиане верят в Троицу (Отец, Сын, Святой дух), в воплощение слова и в то, что Иисус искупил наши грехи на кресте для нашего спасения. Ни мормоны, ни «свидетели» ни в один из этих пунктов не верят. А баптисты – христиане, лютеране – христиане, католики – христиане, также пресвитериане, православные. Может быть, мы не согласны в мелких деталях, но эти три вещи нас объединяют.

О православии и политике

— Все-таки в чем основополагающие отличия католицизма от православия?

— По доктрине – мы практически то же самое. Мы верим от первого десятилетия в одно и то же. Отличия в культуре. Мы, католики, – западные, а православие – от Константинополя, это восточная культура.

Когда я встречаюсь с православным, я принимаю его, как брата, ведь мы оба христиане. Но иногда православные считают, что христиане только они, а другие – нет. Есть даже священники, которые называют нас сектантами.

Католицизм, как и православие, от самого Христа. Мы были вместе тысячу лет. В 2064 году будет тысячелетие с нашего разделения, это очень печальная дата. Но в 2033-м будет 2000 лет со дня спасения человечества – смерти Иисуса на кресте. Разве мы не могли бы постараться отпраздновать это вместе?

— А с местным представителем православия – митрополитом Вениамином вы общаетесь?

— Первый раз, когда он оказался в городе, то уже с поезда ругался со своими священниками, которые имели отношения с нами. Мы его понимаем, признаем, уважаем, но хотелось бы лучших отношений.

До этого здесь был епископ Николай (архиепископ Владивостокский и Приморский с 31 января 1991 до 12 августа 1992-го). Очень хорошие отношения с ним были.

— И праздник Пасхи вы никогда вместе не проводите?

— С Николаем было, а у Вениамина Мы не хотим его огорчать, пусть живет, как хочет. Если не хочет нас видеть – пусть не видит. Но, конечно, жалко. Молодые священники говорят – подождите, еще будет изменение.

Молодые, кстати, мыслят по-другому. Например, недавно был на похоронах в крематории, там два православных священника были – они с радостью сказали: «О, вы – отец Мирон!» Нормальные отношения, так и должно быть. Мы все христиане.

— Сейчас в РПЦ очень непростая ситуация с автокефалией украинской церкви. Что вы об этом думаете?

— Это проблема православной церкви, лучше мне не вмешиваться. Конечно, очень хотелось бы, чтобы эта проблема на Украине решилась. Не просто в церкви, но и в государстве Это как, я не знаю,как называется, когда боль вытекает, как рана Вот Украина. Мне больно.

Я политикой, конечно, не занимаюсь. Но католиков и на Украине тоже много. Я не хочу вмешиваться, но я не вижу, что они стараются помогать решать вопросы.

— У нас сейчас есть закон об оскорблении чувств верующих. Ваши чувства можно оскорбить?

— Я думаю, нет. На самом деле речь идет об оскорблении веры: против церкви, против евреев, против мусульман.

— А вас лично оскорбляет, когда кто-то постит в социальных сетях шутки на религиозные темы?

— Я не смотрю это. И не думаю об этом. Я слышал, что против Мухаммеда есть какие-то картины. С мусульманством в современном мире есть проблемы. Слава богу, здесь, в России, мирный народ, а есть места в мире, где страшно. Христиане страдают от них.

— А телевизор смотрите?

— Да, люблю смотреть телевизор вечером, в 9 или 10 часов. И, конечно, ясно, что иногда есть «фейк ньюс». В Америке те же самые «фейк ньюс». Думаю, народу становится понятно, где фейк, а где настоящие новости.

Но что мне нравится больше в российских новостях – ваши репортеры, они на месте. Если речь идет о Сирии – там человек в Сирии. А в Америке нет – смотришь CNN, ничего не видишь с места событий.

Американцы поэтому не знают, что происходит на самом деле, например, на Украине. А вы видите, где бомбы взрываются, где здания рушатся.

— Должно ли государство вмешиваться в дела религии?

— В Америке это в Конституции прописано: конгресс не может принимать никаких законов по поводу религии. Но в России этого нет. Поэтому Дума уже сделала выбор насчет пяти официальных религий. Нам надо жить с этим. Я всегда говорил, что государство должно защищать храмы и верующих, как и всех остальных граждан. Советский Союз этого не делал – взрывали церкви и так далее. Поэтому пусть государство их строит заново, это справедливо. Но вмешиваться политики в религию не должны. 

О приходе и храме

После беседы в «офисе» отца Мирона мы попросили его провести небольшую экскурсию по храму. И здесь все не так, как в православных. Помещение выглядит более светлым, аскетичным, нет ни позолоты, ни обилия икон. Здесь неважно – с покрытой ты головой, в юбке или в брюках. А в храме установлены скамейки и даже специальные деревянные приспособления, чтобы было удобно молиться на коленях.

— Какие люди ходят в ваш храм?

— Католики! (Смеется.) А вот, кстати, когда я только приехал, я бы ответил – «наши прихожане», так как были люди интересующиеся. Большинство – пожилые, которые помнили веру их родителей. Потихонечку эти люди умерли, приход чуть меньше стал. Мне кажется, трудно людям среднего возраста верить в Бога, потому что они были атеистами – им просто пришлось жить в этом (во времена СССР).

Сейчас мы видим, молодежь начинает больше думать о вере – для нас это очень приятно. Служба обычно на русском, но мы начали проводить и на английском. Во Владивостоке сейчас много студентов из разных частей мира, многие из них – католики. Все больше иностранцев у нас появляется. И мы говорим с ними по-английски, по-русски, по-вьетнамски, по-испански.

— И сколько у вас прихожан?

— Официально численность прихода – 500 человек, примерно на одном уровне держится последние годы. Людей много уезжают – в Петербург, Москву. Мы теряем население, хотя и прибытие наблюдается. Есть в Уссурийске наш приход, в Арсеньеве, в Находке наш священник (он из Индии) – там новая красивая церковь строится. В Лесозаводском приходе я – настоятель, езжу. По краю, может, еще 200 человек.

Тем временем мы проходим дальше по храму. В нем, оказывается, есть и детская комната, рядом – туалет. На другой стороне – исповедальня. Она оборудована по всем современным технологиям – снаружи огоньки «свободно» или «занято», внутри – звукоизоляция.

 Много, наверное, грехов слышали в своей жизни?

— Думаю, нет такого греха, что человек совершил, который я бы не слышал. Все люди грешат, но не особенно тяжко, слава богу. Самое страшное – аборт. Девушки плачут и плачут. Конечно, это боль.

Церковь внутри выглядит шикарно, но если присмотреться, на стенах заметны небольшие трещины. Отец Мирон поясняет – это последствия ремонта, сделанного 20 лет назад. А все, что вековой давности, – стоит без трещин. Мы подходим к часовне памяти владивостокских мучеников. Настоятель вспоминает сталинские репрессии

— Они (мученики) были арестованы в 1937 году и расстреляны. Это последняя группа прихожан, они собирались молиться вместе, дома. Епископ еще был в 1923-м арестован. Получается, сколько лет не было священников, не было службы, а прихожане молились. Это во Владивостоке, где корпус на Суханова, примерно там были расстреляны

Здесь, в часовне, проходят уроки для тех, кто готовится на крещение. Мы не крестим без уроков, чтобы люди знали, что это такое. Обычно вместе с учебным годом начинаем в сентябре, и обучение проходит до Пасхи. Каждое воскресенье после мессы – уроки. Детей крестим без уроков, но не любого ребенка, должны быть родители верующие.

— Какие планы на следующий год?

— Органные концерты продолжатся – известные наши органисты выступают, которые приезжают со всего мира. Очень хотим работать с нашими студентами, развитие должно быть. Около ДВФУ на Русском, может, получим какое-то здание – далеко студентам сюда ездить.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Без прошлого нет будущего кто сказал

Недавно сделали маленький, но очень интересный проект. Мы собрали номера от прихожан, рассылаем СМС – сообщаем время службы, о предстоящих праздниках.

В храме надо делать ремонт. У нас есть еще мелкие проекты.

— Наступает Рождество

— Как обычно, украсим храм, пройдут службы, дети прихожан покажут сценку, поставим елку Знаете, почему елка используется на Рождество? Это ведь не новогоднее дело. Это коммунисты сделали ее новогодней. Весь мир ставит елки на Рождество, потому что рождался ребенок и рождалось дерево. И они вместе будут пригвождены. Речь идет о распятии – вы делаете его красивым, вы благодарны, что оно будет способствовать вашему спасению через смерть Иисуса на нем.

Анастасия Ярошенко (текст), Антон Балашов .

Источник: https://www.newsvl.ru/vlad/2018/12/25/176696/

Опрос: более религиозные белорусы — большие националисты

Белорусы, в жизни которых религия имеет большое значение, заметно больше гордятся своим белорусским гражданством, свидетельствует опрос, который провел авторитетный исследовательский институт Pew Research.

Католический священник благословляет белорусских солдат

Исследование, которое называется «Религиозные убеждения и национальные принадлежности в Центральной и Восточной Европе» базируется на данных, которые были собраны за последние несколько лет в Армении, Беларуси, Болгарии, Боснии и Герцеговине, Эстонии, Греции, Грузии, Венгрии, Латвии, Литве, Молдове, Румынии, России, Польши, Чехии и Хорватии.

Вера, принадлежность, практика

В нашей стране оказалось, что 73% населения относят себя к православным, 12% — к католикам, еще 11% — к другим вероисповеданиям и конфессиям, а 3% — являются агностиками, атеистами или не связывают себя вообще с конкретной религией. В этом смысле Беларусь похожа на Румынию и Украину — страны с православным большинством, католическим меньшинством, несколькими процентами сторонников других христианских конфессий и атеистов, а также без заметного присутствия мусульман (менее 1%).

При этом социологи отмечают разницу между наличием убеждений, религиозными практиками и ощущением принадлежности к общине верующих. Так, в Западной Европе большинство людей относят себя к христианам, однако нечасто посещают церкви и костелы, в Восточной Азии множество людей не идентифицируют себя с конкретной верой, однако регулярно посещают буддистские или конфуцианские храмы для выполнения ритуалов.

Заупокойное православное богослужение в Куропатах

В Беларуси сообщили о посещении святынь раз в неделю (что обязательно для всех христиан) — 12% православных и 25% католиков. Это соответствует средним цифрам для нашего региона. Из стран-соседей с наибольшими православными и католическими сообществами: в Украине соответствующие цифры 12% и 43%, в Латвии — 5% и 7%.

При этом склонность к крестикам на теле и иконам в домах примерно одинакова — зажигает свечи, держит в доме иконы и кресты, носит религиозную символику на себе подавляющее большинство и белорусских православных, и белорусских католиков.

В Беларуси ежедневно молятся 22% православных и 39% католиков, при этом, как и почти во всем регионе женщины обращаются к Богу примерно в два раза чаще, чем мужчины — 33% против 15%.

Микс: здоровый консерватизм с советским «прогрессизмом»

Почти все белорусы — 84% — не принимают гомосексусализм как одну из норм жизни в своем обществе. Такого мнения придерживаются 75% людей в возрасте от 18 до 34 лет и 87% людей, которым 35 или больше. Только 16% опрошенных считают, что можно ввести так называемые «гомосексуальные браки». При этом среди белорусских католиков таких даже меньше, чем среди белорусских православных — 14% против 16%.

Акция против абортов в Гомеле

Большинство белорусов выступает за ограничение или полный запрет абортов, однако при этом в нашей стране довольно высокая поддержка и противоположной точки зрения — 42% граждан считают, что они должны оставаться легальными во всех или в большинстве случаев.

Очевидно, многолетняя советская практика абортов как единственного доступного метода контрацепции, которая сохранилась и в постсоветское время, продолжает влиять на сознание людей. То же самое можно сказать и об отношении к жизни в утробе матери как к чему-то неполноценному.

В целом 87% белорусов считают аморальным употребление наркотиков, 80% — проституцию, 85% — гомосексуальное поведение, 38% — аборт, 34% — злоупотребление алкоголем, 26% — добрачный секс, 16% — развод, 15% — применение средств контрацепции. Это в среднем соответствует показателям стран с православным большинством независимо от геополитической ориентации и не слишком отличается от стран с католическим большинством в нашем регионе.

Православно-католический мир

Сложная история православно-католических отношений привела к тому, что в Беларуси представители обеих конфессий научились мирно сосуществовать и не связывают напрямую конфессиональную и национальную принадлежность.

Так Беларусь среди лидеров по доле православных, которые готовы принять католика в семью — 73% белорусских православных не имеют ничего против. Абсолютно тот же показатель среди католиков — 73%.

Массовая межконфессиональная молитва за Беларусь в Минске

Одновременно Беларусь на последнем месте среди стран с православным большинством по такому показателю, как связь православия с национальной идентичностью — только 45% православных считают, что принадлежность к этой конфессии имеет сколько-нибудь заметное значение дла того, чтобы быть настоящим белорусом.

В целом только 17% населения Беларуси считают, что «очень важно» быть частью религиозного большинства, чтобы быть частью белорусского народа.

Только 5-6% белорусов считают, что конфликт между этническими или религиозными группами действительно угрожает нашей стране. Почти каждый третий белорус выступает за объединение католиков и православных в одной Церкви.

Российское влияние

При этом православная идентичность (а в куда большей степени, добавим от себя, полная незащищенность Беларуси от пропаганды российских СМИ), по мнению авторов доклада, склоняет большую часть на сторону Москвы — 76% белорусов считают, что сильная Россия нужна для уравновешивания западных влияний.

Однако отметим, что аналогичного мнения придерживаются 70% населения Греции — страны-члена НАТО!

В Беларуси 66% респондентов считают приход российского бизнеса полезным для страны, по сравнению с 42% в случае с амерканским бизнесом. 47% белорусов называют более важными связи нашей страны с Россией, 17% — с Евросоюзом, 18% считают, что оба направления сотрудничества равновесны.

Даже после российской аннексии Крыма 60% белорусов не считают Москву военной угрозой, 26% считают, что РФ является небольшой угрозой, а 6% верят в реальную большую угрозу с Востока. Эти цифры сравнимы разве что с молдавскими, но Молдова даже не имеет общей границы с Россией.

Влияние российских СМИ чувствуется также в том, кого белорусы считают виновными в войне на Донбассе: 11% называют виновной Москву, 9% — пророссийских боевиков в Украине, 35% — правительство Украины, 16% — Запад. По этому показателю мы самая пророссийская постсоветская страна в регионе.

В то же время по оценкам в сфере культуры и истории (особенно среди молодежи) мы заметно отличаемся от России — только 34% белорусов в возрасте до 34 лет называют распад СССР отрицательным событием.

Только 26% белорусов считают советского диктатора Иосифа Сталина положительной исторической фигурой — по сравнению с 58% в России. В то же время 36% белорусов хорошо относятся к последнему советскому лидеру Михаилу Горбачеву, в то время как в России его уважают только 22%. Здесь мы занимаем некую среднюю позицию между Румынией (где больше любят и Сталина и Горбачева) и Украиной (где одинаково меньше уважают обоих).

Сильное государство, свободный рынок

Имея опыт жизни в СССР, большинство белорусов одновременно выступают и за экономическую свободу (63%), и за обеспечения государством потребностей несостоятельного населения (84%) — по этим показателям мы стоим недалеко от соседних с нами Польшей и Латвией.

При этом имеющаяся экономическая система явно не устраивает жителей нашей страны: 54% считают экономическое положение страны плохим и только 38% — удовлетворительным. 33% белорусов считают самой большой проблемой безработицу, 24% — разрыв между богатыми и бедными, 21% — экологию, 19% — снижение моральных качеств в обществе, 6% считают угрозой межэтнический, а 5% — межрелигиозный конфликт.

Пожертвования для Украины в католических приходах Беларуси

В сфере государственной политики 50% белорусов также выступают за одособление государства от религиозных институтов, что логично в стране с 2 большими конфессиональных группами населения. В то же время 42% считают, что государство должно помогать расширению религии.

В принципе, заметим, что это не взаимоисключающие явления, если считать, что государственная политика может быть одинаково благоприятной ко всем религиям и конфессиям. Это отражается во втором опросе, где 44% белорусов выступают за государственную поддержку Православной церкви и целых 37% — за аналогичную поддержку и для других конфессий.

При этом только 47% белорусов считают, что белорусские религиозные лидеры имеют какое-то влияние на политику страны, а 62% хотели бы минимизации этого влияния. В соседней Польше верят в политическое влияние иерархов 75% населения, а сократить его хотят 65% опрошенных.

Национальные чувства, демократия и прагматика

Белорусы не являются преданными сторонниками демократии: 38% считают, что демократия лучше любого другого политического строя, 35% признают, что в некоторых случаях лучше работают более авторитарные модели, а 17% неважно, какой политический строй в стране. Наиболее близкие нам Болгария и соседняя Украина.

Источник: https://belsat.eu/ru/news/opros-bolee-religioznye-belorusy-bolshie-natsionalisty/

Религия в Германии

Каков статус религий в Германии. Какие религии наиболее массовые. Церковный налог.

Хотя религия с 1919 в Германии конституционно отделена от государства, она до сих пор играет немалую роль в жизни страны. Например, много религиозных праздников являются выходными днями. Кроме того, все магазины и супермаркеты в Германии не работают по воскресеньям из-за большого религиозного лобби в немецком правительстве. С их точки зрения, немцы должны по воскресеньям посещать церковь, уделять время семье и ни о каких покупках не беспокоиться.

Доля религиозных немцев и религии

В восточной части Германии на территории бывшего ГДР из-за антицерковной политики просоветского правительства верующие остались в меньшинстве. 68% восточных немцев — атеисты. В западной Германии — иначе. Здесь лишь 15% бюргеров не имеют религиозной принадлежности.

Точнее сказать, они официально не принадлежат ни к какой церкви. Дело в том, что регистрируясь по месту проживания в Германии в анкете можно указывать исповедуемую религию. На основании этих данных и ведётся статистика.

Но ведь никто не мешает сохранить такую информацию в тайне.

Большинство немцев являются христианами. Треть верующих жителей Германии — католики, другая треть — евангелисты или, иным словом, протестанты. Остальные бюргеры исповедуют другие религии. Регионально больше католиков проживает на юге, а север скорее протестантский.

Из прочих религий в Германии есть также иудеи, православные, баптисты и свидетели иегова, но их количество невелико. На третьем месте после католиков и протестантов по количеству верующих в Германии находится мусульманство. Но мало кто из этнических немцев принадлежит к этой религии. Дело в том, что в 60-х в Германию приехало очень много гастарбайтеров из Турции, которые так тут и остались, основав огромную диаспору.

Налог на религиозную принадлежность

Немецкие христианские церкви Германии находятся сейчас в большом волнении. Всё больше немцев официально выходят из этих религий. Для церкви этот вопрос является острым не только из духовных соображений. Скорее, из финансовых. Дело в том, что каждый верующий, то есть тот, кто официально указал свою веру в анкете, должен платить церковный налог.

На общих доходах бюргера в нетто выражении это сказывается не особено сильно: 7-8% от подоходного налога, сумма получается небольшая, но зато регулярная. На эти деньги финансируются многие социальные направления, например, детские сады и дома для престарелых. А также верующим бесплатно предоставляют место на церковном кладбище.

Чем меньше людей указывают свою религию, тем меньше денег получают церкви на эти нужды.

Однако, по воскресеньям около церквей всё ещё много народу. Мало кто посещает храмы каждое воскресенье, но время от времени на службы ходят почти все верующие. Особенно много людей приходят в церковь по большим религиозным праздникам, вроде пасхи или рождества.

Церкви в Германии

Самих церквей в Германии очень много, они повсюду. Их шпили возвышаются как над небольшими городками, так и в центре мегаполисов. В начале каждого часа услышать звон церковных колоколов можно в любом населённом пункте. Конечно, не всем это нравится. Например, я не мало раздражался, когда по воскресеньям находящаяся неподалёку церковь будила меня раньше, чем я обычно просыпался по будням — в семь утра. Но постепенно привык и перестал просыпаться.

А вот в общественных местах терпеть никому не надо. Если какое-то государственное учреждение Германии прикрепило на входную дверь христианский крест, то любой, кому это не понравился, может попросить убрать подобные проявления религиозности. Не так давно в общественных школах Германии мусульманским девушкам запретили носить платки, так как посчитали это излишним проявлением религиозности.

Однако, в немецкой школе урок религии является обязательным. Правда, преподаются таким образом только католическая и евангелическая религии. Те, кто принадлежат к иным конфессиям или являются атеистами, должны вместо этого предмета посещать урок этики.

24-09-2008, Степан Бабкин

Источник: https://www.tupa-germania.ru/zhizn/religija.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Куда ставить крест в ноги или голову

Закрыть
Для любых предложений по сайту: [email protected]