Бьют себя до мяса: жизнь самой загадочной общины российского ислама
ДУШАНБЕ, 3 июл — Sputnik. На самом юге России в Республике Дагестан живут шииты. Это единственная их община в стране, и образовалась она еще в первые десятилетия существования ислама, когда мусульмане пришли на Кавказ.
Корреспондент РИА Новости побывал в гостях у шиитов и познакомился с необычными местными традициями.
Россия все больше привлекает исламских туристов
Sputnik / Антон Скрипунов
Интерьер Джума-мечети в Дербенте
«Так бывает только у нас» — обычаи шиитов
Ровно в полдень над древним Дербентом раздаются громкие призывы на молитву. Верующие спешат к мечетям — кто пешком, кто на машинах.
Вход в древнейшую на территории России мечеть загорожен автомобилями — помолиться тут, в дербентской Джума-мечети, считается за честь не только у шиитов, но и у суннитов. Местные говорят, что до революции каждую пятницу сюда стекались верующие со всего Дагестана.
В само здание мечети верующие заходят только с правой ноги, а выходят с левой. Таков шиитский обычай. Как и молитва перед входом, которую читают с поднятыми к небу ладонями.
Sputnik / Антон Скрипунов
Верующие в Джума-мечети Дербента
«Мы молимся о душах хозяев мечети — тех, кто ее строил. Это своего рода приветствие, такое есть только у шиитов», — говорит Гюльчохра Сеидова.
Тюрин: суннитский Таджикистан может мешать шиитскому Ирану вступить в ШОС
Сама она шиитка и уже много лет исследует общину, как она говорит, изнутри. Ее родители евреи, но Гюльчохра вышла замуж за мусульманина по фамилии Сеидов — таких в Дербенте много: слово «сеид» означает принадлежность к потомкам пророка Мухаммеда и его зятя Али, почитаемого шиитами. Для них, как говорят тут, «все двери открыты». Люди с этим «титулом» пользуются особым уважением среди шиитов, особенно на Кавказе.
«Тетки моего сына, например, когда выхаживали его в младенческом возрасте, не смели даже повернуться к нему спиной», — рассказывает Гюльчохра.
В мечети многолюдно, но все молятся очень тихо. В отличие от суннитов, шииты при земном поклоне кладут лоб на небольшой камень или кусочек земли в контейнере. Это, как говорят верующие, частичка из Кербелы, города в Ираке, где в 680 году принял мученическую смерть глубоко чтимый шиитами имам Хусейн.
Sputnik / Антон Скрипунов
Ахунд Джума-мечети Дербента Сеидхашим Миртеибов
«Эти камни дают силу. Вы же слышали что-то про чакры? Вот здесь — то же воздействие», — объясняет дербентец Мустафа и поочередно прикладывает камень ко лбу, груди и животу.
Коран или Конституция: роль ислама в политической жизни Центральной Азии
«Мужики падали в обморок» — про обряд бичевания
Раскол на суннизм и шиизм произошел в исламе в первые же десятилетия его существования. После смерти пророка Мухаммеда (в 632 году) объединенными им арабскими племенами правили его сподвижники, праведные халифы — одновременно духовные и светские лидеры.
После смерти третьего из них, Умара, халифом стал зять пророка — Али. Однако один из его военачальников, Муавия, поднял мятеж и основал Омейядский династический халифат.
Шииты же (в переводе с арабского — «последователи») полагали, что единственным духовным лидером мусульман (имамом) может быть только халиф Али и его потомки. Поэтому духовный сан у шиитов, в отличие от суннитов, наследуется.
Sputnik / Антон Скрипунов
Прихожанин Джума-мечети Мустафа показывает камни из Кербелы
За многие столетия раскола возникли отличия и на обрядовом уровне.
«Если сунниты отмечают только два праздника — Ураза-байрам и Курбан-байрам — то у нас к ним добавляется Новруз-байрам (новый год по астрономическому календарю)», — объясняет ахунд (настоятель) Джума-мечети Дербента Сеидхашим Миртеибов.
Это по любви: телеведущая из РФ вышла замуж за таджика и приняла ислам
Кроме того, шииты обязаны держать траур, причем целых 50 дней. В мусульманский месяц Мухаррам они вспоминают мученическую смерть имама Хусейна, сына халифа Али.
Sputnik / Антон Скрипунов
Вход в Джума-мечеть Дербента
Десятое число этого месяца — день Ашура — известен шокирующими обрядами: верующие подвергают себя различным истязаниям, дабы показать, что готовы пойти на все ради Аллаха. Кто-то ходит по углям, а кто-то бичует себя или наносит увечья.
«Мой сын несколько раз бичевал себя, очень стойко все выдержал. А однажды ко мне приехали гости из Петербурга на день Ашура — взрослые мужики. Так они в обморок падали от увиденного — шииты били себя до мяса», — рассказывает Гюльчохра Сеидова.
Шариат, халяль и криптовалюта: исламская экономика от Душанбе до Москвы
Впрочем, в последние годы массовые самоистязания стали беспокоить местные власти, поэтому в места сбора верующих в день Ашура приезжает скорая, и шииты просто сдают медикам кровь. Это куда более действенная «жертва Всевышнему», ведь от нее — реальная польза людям, объясняют людям ахунды.
Сколько в Дагестане шиитов
На Кавказ шииты пришли из Ирана в VIII веке, в эпоху арабских завоеваний. Некоторые ученые полагают, что это первая мусульманская община на территории современной России, хоть и немногочисленная — примерно 90 тысяч человек.
Sputnik / Антон Скрипунов
Место захоронения 40 сподвижников пророка Мухаммеда в Дербенте
И Дербент — ее центр. Кстати, здесь находится одна из главных мусульманских святынь — место погребения 40 праведных сподвижников пророка Мухаммеда.
«В Дербенте где-то 30-40 тысяч шиитов и семь мечетей. Есть еще объединения в ряде окрестных сел», — объясняет глава общины Джума-мечети Дербента Сеидъяхья Сеидов.
Правда, по его словам, сейчас многие забывают о традициях. Это показывает тот же день Ашура — «все меньше в нем участвуют».
Исламский фактор: почему мусульмане ссорятся из-за ваххабитов
Шииты признают, что они всегда были достаточно закрытыми для внешнего мира. Однако здесь, в Дербенте, отгородиться не получится — люди разных религий веками живут бок о бок.
«К нам на праздники приходят иудеи, батюшка православный заглядывает. Когда Пасха, то мы, в свою очередь, идем в церковь. Кто-то даже ставит там свечки. Православных тут немного, поэтому если в праздники вы увидите многочисленный крестный ход, знайте: часть его участников — шииты», — с улыбкой признается Сеидов.
Источник: https://tj.sputniknews.ru/analytics/20180703/1026004262/russia-shiity-islam.html
Станет ли Россия мусульманской страной?
Шейх Равиль Гайнутдин, глава Совета муфтиев России, сделал громкое заявление в марте 2019 года: он предположил, что за ближайшие десять лет число мусульман в России вырастет многократно. «По прогнозам специалистов, в чьей компетентности не приходится сомневаться, через полтора десятка лет до 30% населения России будут составлять мусульмане», – сказал Гайнутдин, выступая в Госдуме.
Сейчас мусульман в стране, согласно опросу Фонда общественного мнения, куда меньше: в районе 7% от населения, что составляет примерно 10 миллионов человек. С другой стороны, в Совете муфтиев России с такой оценкой не согласны и предполагают, на основании количества верующих, совершающих хадж в Мекку, что в стране живут не менее 24 миллионов мусульман.
В любом случае, слова Гайнутдина, одного из наиболее авторитетных мусульманских лидеров о росте числа мусульман почти до трети населения в течение десяти лет вызвали бурную реакцию. Представитель Русской православной церкви поддержал мнение коллеги, не стесняясь в выражениях.
Сомнительный прогноз
«Примерно столько и будет. Мусульмане рожают больше детей У чеченцев по восемь человек детей и у ингушей, – заявил председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Димитрий Смирнов. – Россияне закончатся к 2050 году. Здесь будут жить другие народы совсем: чеченцы, ингуши, арабы».
Сделать с этим ничего нельзя, пессимистично полагает Смирнов: «Уже поздно». С другой стороны, ученые опровергают его мрачные предсказания, объясняя, что со временем рождаемость падает у всех народов – это естественная фаза демографического перехода.
«Прогноз дикий, конечно, нелепый и просто смешной. Русские не рожают по той же причине, по которой не рожают все остальные народы. К 2050 году изменятся и чеченцы, и ингуши, они тоже будут рожать меньше. На них в этом смысле надеяться не стоит», – уверен старший научный сотрудник экономического факультета МГУ и лаборатории народонаселения и демографии Борис Денисов.
С ним согласен Сергей Маркедонов, доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ: «Снижение рождаемости идет у двух крупнейших российских этносов, где ислам доминирует (татары и башкиры), достаточно просто анализа переписей, темпы даже повыше русских».
Откуда пришли мусульмане?
Какое бы будущее ни ждало Россию в демографическом смысле, было бы ошибкой воспринимать российских мусульман как пришельцев, пришедших вытеснить православных (или любых других) русских с их исторических территорий. На самом деле ислам присутствует на территории современной России даже с более давних времен, чем христианство.
Первой цитаделью ислама на Кавказе стал дагестанский Дербент, сегодня самый южный город России и один из самых древних. Арабы завоевали и исламизировали Дербент в VIII веке, задолго до того, как Русь, находившаяся далеко на севере, приняла православное христианство, что случилось в 988 году.
Славянам, впоследствии сформировавшим русский этнос, приходилось и торговать, и воевать с мусульманскими соседями: и с Волжской Булгарией (существовала в X-XIII веке), и со степными кочевниками.
Конечно, огромную роль в появлении ислама на Восточно-Европейской равнине сыграла Золотая Орда — государство татаро-монголов, которому Русь платила дань с 1260-х до 1480-х гг.
Позже, когда Орда распалась на несколько государств, а Москва, напротив, объединяла вокруг себя русские земли, московские цари успешно воевали против татар-мусульман.
От войны к принятию
В 1550-х годах Иван IV Грозный разгромил Казанское и Астраханское ханства, присоединив их к России – Казань, столица Татарстана, и сейчас остается городом с крупнейшим мусульманским населением страны. За следующие два века Россия присоединяла новые и новые территории, где жили мусульмане: в Поволжье, в Сибири и на Кавказе, в Крыму и, наконец, в Центральной Азии. Поначалу русские вели себя с новыми согражданами довольно жестко.
«Воеводы в единении с иерархами православной церкви задались целью искоренить ислам, разрушили множество мечетей и перебили их служителей», – пишет «Кавказский узел». Здесь нет ничего необычного: вплоть до XIX века завоеватели навязывали побежденным свою религию жесткими методами, будь то исламизация Балкан турками или религиозные войны в Европе.
В XVIII веке Екатерина Великая начала другую, куда более мирную политику в отношении мусульман: татарской и башкирской знати предоставили право дворянство, ослабили запрет на строительство мечетей, учредили специальное духовное собрание, регулировавшее дела уммы – исламской общины.
Дальше мусульмане существовали так же, как и всё не православное население России: легальное, но ограниченное в правах существование, краткий период религиозной свободы после революции 1905 года, антирелигиозные репрессии в Советском Союзе и либерализация 1990-х, когда в Конституции была прописана свобода вероисповедания.
Разрозненные и умеренные
В современной России, как и во всем мире, у мусульман, нет никакого единого управления и универсальных духовных лидеров.
Шейхи и вероучители меняются от региона к региону, а на представительство мусульман на федеральном уровне претендуют сразу две организации: Совет муфтиев России в Москве (лидер – Равиль Гайнутдин) и Центральное духовное управление мусульман в Уфе (лидер – Талгат Таджуддин). Кроме того, есть влиятельные муфтияты в Казани и разрозненные мусульманские лидеры Северного Кавказа.
Кроме того, российских мусульман можно разделить на три группы, отмечает исламовед Алексей Малашенко, руководитель научных исследований института «Диалог цивилизаций»: татары и башкиры Поволжья и Урала, мусульмане Северного Кавказа и маленькие общины, разбросанные по всей стране, вдали от районов компактного проживания мусульман. В последних значительную роль играют и мигранты: как с Северного Кавказа, так и из бывших республик СССР.
«Все эти группы различаются по этнокультурной и собственно религиозной идентичности, более того, между ними может существовать взаимное отторжение, даже неприязнь», – считает Малашенко. На этом фоне бессмысленно говорить об абстрактной «исламской угрозе»: отдельные радикальные группировки существуют, но они точно не представляют всех мусульман.
В основном же все крупные группы внутри российского ислама придерживаются умеренных взглядов на вероучение, считает Игорь Загарин, религиовед, доцент РАНХИГС: большинство российских мусульман — сунниты, сторонники «мягкого» подхода к исламу, в отличие, например, от саудовских ортодоксов. Сказываются века сосуществования с другими религиями.
Источник: https://ru.rbth.com/zhizn/290-islam-in-russia
Бомбардировки Сирии не сплотят мусульман России
Ольга Ившина Би-би-си
Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Муфтии призывают не переводить сирийскую проблему в плоскость внутриисламских разногласий
Сообщения о том, что Россия наносит авиаудары по позициям различных сил в Сирии, вызвали противоречивую реакцию в рядах приверженцев ислама в России. Похоже, что участие Москвы в сирийском конфликте может лишь усугубить раздробленность в рядах мусульман страны.
Заявления и комментарии можно разделить на три группы:
- одобряющие решения Кремля;
- осуждающие поддержку Асада, но одобряющие противодействие радикальной группировке «Исламское государство;
- поддерживающие ИГ.
Страны Запада выражают обеспокоенность сообщениями о том, что российские самолеты наносят удары по районам, в которых не было известно о сколько-нибудь значимом присутствии боевиков ИГ, зато действуют вооруженные противники президента Сирии Башара Асада, поддерживаемые Западом.
Российские официальные лица в четверг отрицали, что от действий российской авиации в Сирии гибнут мирные жители. Они также настаивают, что все пораженные цели имеют отношение к ИГ, которая признана в России экстремистской организацией и запрещена.
«Не политизируйте вопрос»
Важно понимать, что мусульманская умма России достаточно разобщена. В стране свыше 80 муфтиев, но их политический вес существенно разнится.
Когда перед телекамерами стоит муфтий и делает заявление «от имени мусульман», стоит иметь в виду, что он говорит только от имени тех мусульман, которые духовно находятся в его подчинении.
Больше всего мечетей — около 3000 — под контролем у главы Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаила Бердиева. Из этого количества почти 2500 находятся на территории Дагестана и подчиняются муфтию Дагестана Ахмеду Абдулаеву.
Муфтий Татарстана Камиль Самигуллин контролирует около 1500 мечетей. За ним следует верховный муфтий России Талгат Таджуддин (1200 мечетей) и глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин (700 мечетей).
Все эти муфтии в той или иной степени лояльны Кремлю и поддержали отправку российских войск в Сирию.
При этом в своих заявлениях они никак не прокомментировали сообщения о том, что авиаудары могли наноситься по позициям сил оппозиции. Большинство в ее рядах — это мусульмане-сунниты, сражающиеся как против официального Дамаска, так и против ИГ.
Равиль Гайнутдин призвал не политизировать сложный вопрос противодействия террористическим угрозам и не переводить проблему в плоскость внутриисламских разногласий.
Двоякий подход
И все же некоторые имамы высказали озабоченность действиями России.
«Достоверно мы не знаем, куда наносились удары, поэтому сделать однозначный вывод трудно. Так называемая группировка «Исламское государство» — это сила, пришедшая в страну извне. Если удары производятся по ее позициям, это одно дело. А вот если удары попадают в одну из сторон, учавствующих в гражданской войне, то это совсем другое,» — отмечает в интервью Би-би-си председатель Духовного управления мусульман Азиатской части России, муфтий Нафигулла Аширов.
«В Сирии идет противостояние между правительственными силами и восставшим народом, жители страны должны сами решить возникшие у них вопросы. С силами, пришедшими извне, нужно бороться. А вот желание принять сторону одного из участников гражданской войны не может быть оправдано», — считает муфтий.
Мусульманский активист Али Чаринский высказался более эмоционально.
«Кто-то в ярости, кто-то опечален, в общем, все не рады этому. Башар Асад известен своими преступлениями против мусульман Сирии, — пишет Чаринский у себя в «Фейсбуке». — Мы, мусульмане, подобны единому организму и не можем радоваться этому».
При этом активист отмечает, что несогласные с бомбардировками мусульмане России не готовы протестовать из-за страха.
Эту мысль развивает и проповедник Айрат Вахитов, более известный как Салман Булгарский. ФСБ несколько лет преследовала его по подозрению в связях с экстремистами, но в итоге принесла свои извинения.
В последние годы Вахитов живет за пределами России, активно поддерживает сирийскую опозицию и выступает против ИГ.
«[Противники режима Асада] вынужденно молчат из-за возможных последствий. Стиснув зубы, они делают дуа (молятся) за сирийских мусульман», — говорит проповедник.
Против решения Кремля поддержать режим Асада военной силой выступают многие умеренные салафиты, сторонники движения «Хизб ут-Тахрир» (признанного экстремистским в России, но разрешенного в ряде других стран мира), а также малая часть ашаритов и традиционалистов, отмечает Вахитов.
Крайние взгляды
Тех, кто высказывается в поддержку действий радикалов из ИГ, среди российских мусульман не много, но они все же существуют.
«Их количество тает на глазах. Они начинают понимать, что не всё, что показывают в роликах с символикой халифата — правда, и что-то идет не так», — говорит Вахитов.
«Есть еще те, у кого близкие и знакомые в ИГ. Позиция — я там, где мои друзья», — поясняет проповедник.
Источник: https://www.bbc.com/russian/international/2015/10/151002_russian_muslims_reaction_syria
Сколько в России мусульман
Даже после распада Советского Союза и отделения от России всех дружеских республик она осталась многонациональным государством. И на ее просторах живет народ разных национальностей и с разным вероисповеданием, в том числе и мусульман. А как много их в действительности, сколько приверженцев ислама в нашей стране?
Ислам – как все начиналось
Согласно историческим сведениям новое направление в религии возникло примерно в 610 году нашей эры, то есть учение достаточно молодое. До этого времени на Ближнем Востоке была очень непростая ситуация, процветал разврат, языческие поклонения и междоусобные войны за власть.
Однажды простой житель Мухаммед, или как его еще называют Мухаммад, находясь в районе Мекки, получил послание от ангела небесного Джабраила. Было в ту пору Мухаммеду 40 лет, и на протяжении всей оставшейся жизни, которая продлилась еще 22 года, до 632, снисходили на него откровения, которыми он делился с окружающими.
Передавались они из уст в уста последователями Мухаммеда, считавшими его пророком, а потом были собраны и записаны в книгу, которая получила название Коран.
Согласно мусульманскому вероисповеданию Мухаммад, став пророком, очистил от арабов Каабу. Эта местность недалеко от Мекки считалась святилищем язычников, полной его идолов и мест для поклонения и жертвоприношения.
С того момента, как Кааба стала храмом Аллаха, ученики Мухаммеда несли в массы постулат о едином Боге и активно боролись с многобожием (политеизмом).
Естественно, что новую религию народ не принял совсем без сопротивления, но достаточно быстро учение стало популярным и почитаемым.
Основные направления в учении мусульман
Главный символ веры (шахад) у каждого мусульманина впитывается с молоком матери: «Нет Бога, кроме Аллаха и Мухаммед пророк его». Есть еще 4 постулата, которые обязан выполнять каждый последователь Ислама:
- Намаз – ежедневная 5-ти разовая молитва.
- Закят – денежные пожертвования в пользу бедных.
- Саум – строгий пост в священный месяц Рамадан.
- Хадж – обязательное паломничество в святыню ислама Мекку.
Ислам как учение мирового масштаба
Войны, политика, экономика – все это способствовало тому, что последователи Ислама распространились по всему земному шару, постепенно превратив мусульманство в мировую религию. Сами же верующие считают это неоспоримым доказательством истинности заповедей Корана, а священную книгу Божьим руководством. С приходом исламского учения появились новые традиции, ритуальные обряды, но главное мусульманские постулаты кардинально поменяли мышление у его приверженцев.
Какими цифрами исчисляется мировой исламизм? На этот вопрос нет однозначного ответа, но примерно пятая часть населения Земли живет по законам шариата. Это огромное количество людей, на 2015 год из почти 8 млрд мусульмане составляли 1,3-1,8 млрд человек. Разумеется, что на планете они распределены неравномерно. Есть целые страны, исповедующие ислам, а есть лишь небольшие общины в отдельных государствах.
Всего зарегистрировано около 200 стран, где живут мусульманские народы.
- 39 государств – это исламские страны, где Коран основная религия (>80% населения).
- 28 государств – мусульманство стоит на 2 или 3 месте по количеству приверженцев.
- 33 государства – Коран почитает от 5% до 19%.
- 40 государств – мусульман от 1% до 4% от численности.
- 57 государств – почитателей шариата
Источник: https://dedadi.ru/obshhestvo/skolko-v-rossii-musulman.html
Сколько мусульман в России
Карта. Доля мусульман в населении субъектов РФ, (с) «Комсомольская правда», 20.10.2006. С корректировками редакции за 2018-2019 год
В Российской Федерации Ислам является второй по массовости религией после православного Христианства.
Сейчас количество мусульман в России составляет около двадцати миллионов человек, и это седьмая часть от всего населения России, которое на 2009 год составляло сто сорок два миллиона человек.
Нет точной статистики того, сколько мусульман в России, и вообще касательно религиозной принадлежности россиян не имеется официальных статистических данных, лидеры мусульманских организаций называют число приверженцев Ислама – двадцать миллионов.
Президент Российской Федерации Владимир Путин на вопрос о том, сколько мусульман в России, ответил, что «В России живет около двадцати миллионов мусульман». По словам министра РФ по национальной политике Владимира Зорина, по итогам переписи населения численность народов, которые «придерживаются исламской традиции», составляет четырнадцать с половиной миллионов человек.
Также публикуется мнение Ралифа Сафина, члена Совета Федерации РФ, руководителя Центра российской восточной политики, который в ответ на вопрос, сколько мусульман в России, заявил, что в РФ живет более десяти миллионов. А по словам Гейдара Джемаля, председателя «Мусульманского комитета», подлинную численность мусульман скрывают, на вопрос сколько мусульман в России он дал четкий ответ — «Мусульман в России около 30 миллионов».
Существуют разные мнения, что еще раз подтверждает вывод о том, что точную численность мусульман в России сказать невозможно.
Процесс религиозного возрождения начался после 1991 года, после Перестройки – этот процесс затронул все религии, в результате чего возросло количество практикующих мусульман в сравнении с количеством этнически относящих себя к Исламу людей.
Также этот процесс спровоцировал в обществе появление нового слоя, основой которого стали мусульмане из тех народов, которые ранее исповедовали другие религии: евреев, славянских народов, а также народов Крайнего Севера и Сибири, то есть новообращенных мусульман, среди которых значительную часть составляют русские мусульмане.
Особенностью мусульманского российского сообщества является его разнообразие и неоднородность. На территории России из всех существующих в мире суннитских мазхабов представлены две общины – ханафиты и шафииты.
Ханафитами называют себя последователи Абу Ханифы, исламского ученого, который жил в седьмом – начале восьмого века до нашей эры или в 80-150 годах по Хиджре, а также его учеников, среди которых были Мухаммад аш-Шайбани, Абу Юсуф Якуб ибн Ибрахим ал-Куфи, Хасан ибн Зияд аль-Лулуи, Абдуллах ибн Мубарак аль-Марзави и Абу Хузайл Зуфар.
Ханафиты в России появились среди народов Поволжья с самых первых лет распространения Ислама, и сегодня в этих районах мусульмане также придерживаются ханафитского мазхаба – это чуваши, мордва, башкиры, татары и прочие волго-уральские и сибирские народы.
Ханафиты представлены также среди народов Дагестана – это ногайцы, которые проживают на севере Республики – они возрождают религиозные и национальные традиции наиболее активно в последнее время.
В состав России на протяжении всей ее многовековой истории входили государства, которые представляли традиционно исламские регионы – это Крым, республики Средней Азии, Абхазия. Выходцы этих государств являются традиционно ханафитами.
Шафиитами называют себя последователи Абу Абдуллаха Мухаммада ибн Идрис аш-Шафии, великого исламского ученого, который жил в 150-204 годах по хиджре, а также его учеников. По распространенности шафиитский мазхаб в мире занимает второе место.
Учителя в шафиитском мазхабе называют «обновителем второго столетия», как сказал Пророк Мухаммад ﷺ, который сообщил, что в мусульманской умме в начале каждого века Всевышний Аллах будет посылать «обновителя дела ее религии».
Имам Ахмад ибн Ханбаль говорил, что Аллах отправляет к людям в конце каждого века того, кто возрождает Сунну. В первом веке им был Умар ибн Абдуль-‘Азиз, а во втором имам аш-Шафи‘и.
Среди последователей аш-Шафии есть много исламских ученых, среди которых ал-Маварди, ученый правовед, ал-Газали, ученый теолог, ас-Суйути, юрист и правовед, а также Рашид ад-дин ал-Хамадани, ученый историк из Ирана. Этому мазхабу следует большинство мусульман на Кавказе.
За последние двадцать лет количество мусульман в России увеличивается за счет расширения диаспор, к которым примыкают выходцы с Кавказа в результате трудовой миграции – такое явление наблюдается на всей территории Российской Федерации, и в результате появляются практикующие шафииты и в тех регионах, где традиционно был распространен ханафизм.
Традиции и адаты мусульманских народов
Мусульмане на территории России являются представителями народов, у которых культурные ценности и традиции были сформированы в течение нескольких столетий до появления Ислама и которые этно-конфессионально гармонируют с Исламом, но в ряде моментов противоречат ему. Эти сложившиеся традиции и культурологические особенности называются адатами, и адаты могут вступать с мусульманской верой как в непримиримую борьбу, так и находиться в полной гармонии.
Относительно цвета и формы национальной одежды, в плане национальной кулинарии, а также искусства и архитектуры противоречий не возникает, если они не противоречат понятию «халяль» и являются дозволенным, добрым, полезным и Исламом одобряемым.
Если же адаты с точки зрения Ислама считаются харамом, то есть злым, вредным и недозволенным, а также запрещенным, то такие адаты исламской культуре противоречат.
Существуют древние традиции, которые противоречат Исламу – обряд выкрадывания невесты, проведение пышных свадеб с алкогольными возлияниями, исполнение запрещенных танцев, а также похоронный ритуал, при котором родственники плачут над покойным, использование языческих амулетов и заговоров.
Мусульманские организации
Ведущими организациями мусульман в России являются Совет муфтиев России или СМР, который возглавляет Равиль Гайнутдинов, и Центральное духовное управление мусульман или ЦДУМ, который возглавляет Талгат Таджуддин. Обе эти организации действуют именно на основе мазхаба Абу Ханифы.
Также функционирует Духовное управление мусульман Нижегородской области или ДУМНО, которое является основным центром, который проводит изучение и возрождение ханафизма. Возглавляет эту организацию Гаяз Закиров и председатель Фонда имама Абу Ханифы Умар Идрисов, а также глава Совета улемов Дамир Мухетдинов.
На основе шафиитского мазхаба осуществляют свою деятельность основные исламские организации Кавказа: Духовное управление мусульман Дагестана или ДУМД, которое возглавляет муфтий Ахмад-хаджи Абдулаев, Координационный центр мусульман Северного Кавказа или КЦМСК, который возглавляет муфтий Карачаево-Черкесии и Ставрополья Исмаил Бердиев, а также организации, входящие в его состав. ДУМД в последние годы является основным центром изучения и возрождения религиозных наук, под патронажем которого действует Северокавказский университетский центр исламского образования и науки в Махачкале, Институт теологии и международных отношений, а также целый ряд медресе, СМИ и вузов.
История Ислама в России
Первые мусульмане появились на территории России в седьмом веке на земле Дагестана – это были купцы из Халифата, а также воины, и именно на территории Дербента до сих пор находится древнейшая мечеть России, которую построили еще в восьмом веке, а также на этих землях есть могилы сподвижников Пророка Мухаммада ﷺ или сахабов.
Историки пришли к выводу, что Ислам на территории, которая в будущем станет российскими территориями, появился задолго до Крещения Руси – за два столетия, поэтому Ислам является, как и Иудаизм, наиболее древней формой авраамического Единобожия.
Отличает от Крещения Руси исламскую веру то, что Ислам по России распространялся не волевым решением князя, а не насильственно и медленно.
Более подробно об исламе на территории России читайте в данной статье.
Регионы проживания мусульман в России
Современная Россия имеет следующее процентное соотношение этнических мусульман:
- в Ингушетии проживает 98 %;
- в Чечне проживает 96 %;
- в Дагестане — 94 %;
- в Кабардино-Балкарии проживает 70 %;
- в Карачаево-Черкесии — 54,6 %;
- в Башкортостане — 54,5 %;
- в Татарстане — 54 %.
Не все этнические мусульмане исповедуют религию Ислам, в России зафиксировано много случаев, когда представители других религий обращались в Ислам – только количество мусульман в России, являющихся этнически русскими, составляет от десяти до двадцати тысяч человек по разным данным.
Количество российских мусульман имеет тенденцию к постоянному увеличению. Это происходит за счет естественного прироста ее численности мигрантами из стран Азербайджана, Средней Азии и Ближнего Востока.
Также в последнее время можно говорить о том, что полным ходом идет процесс воссоединения мусульман РФ со своими единоверцами за границей, что способствует более полному и осмысленному осознанию мусульманами России того факта, что они являются частью исламского мирового сообщества.
Источник: https://medinaschool.org/library/obshestvo/istoriya-islama/skolko-musulman-v-rossii
Курбан-байрам — 2019: сурдоперевод в Казани, новая скотобойня в Уфе, «ускоренная пенсия» в Чечне
Где в России соберутся миллионы мусульман на праздник жертвоприношения?
До мусульманского праздника Курбан-байрам остается немногим более недели. Миллионы мусульман России готовятся к его встрече. В праздник жертвоприношения 11 августа и в последующие три дня по всей стране будут проходить ритуальные заклания животных. К этой дате вовсю готовятся в крупных городах: там откроют площадки для заклания и перекроют улицы близ мечетей. Как пройдет Ид аль-Адха в Татарстане, Башкирии и других национальных регионах нашей страны, читайте в обзоре «Реального времени».
11 августа мусульмане всего мира встретят свой главный праздник — Курбан-байрам (Ид аль-Адха). Он начинается в 10-й день месяца Зуль-хиджа или через 70 дней после Ураза-байрама. Праздником, который продолжается в течение трех дней (по некоторым мнениям, четырех дней), знаменуется завершение хаджа. Его главным атрибутом является заклание животного (барана, коровы, козы или верблюда). Жертву (курбан) приносят после проповеди и молитвы.
Жертвенное мясо принято делить на три части: одну треть раздают беднякам и разным категориям нуждающихся (например, отдают в социальные учреждения), вторую — родственникам и соседям, остальное оставляют себе и своей семье. Как сообщили в пресс-службе Духовного управления мусульман РТ, обязанность совершить жертвоприношение ложится на тех верующих, которые имеют 20 тысяч рублей свободных средств за вычетом необходимых расходов и долгов (нисаб).
В мечетях Татарстана проповеди (вагаз) начнутся в 4.00 утра, праздничный намаз (гаид) — в 4.30. Разумеется, в Казани в этот день в усиленном режиме будут работать все мечети. Как рассказали «Реальному времени» в ДУМ РТ, на молитву соберутся более 30 тысяч казанцев и гостей города.
Жертвенное мясо принято делить на три части: одну треть раздают беднякам и разным категориям нуждающихся (например, отдают в социальные учреждения), вторую — родственникам и соседям, остальное оставляют себе и своей семье. Фото Олега Тихонова
Больше всего прихожан ожидается в мечетях «Кул-Шариф», «Аль-Марджани», «Ярдэм», Галеевской, «Султан», «Ризван», «Хузейфа», Бурнаевской и других. При этом в «Ярдэме» проповедь будет традиционно сопровождаться синхронным сурдопереводом. Слова имама на язык глухонемых переведут Адгам Юмагулов и Райса Сабирзянова.
Муфтий РТ Камиль Самигуллин не будет изменять себе и проведет праздничную хутбу (проповедь) в Галеевской мечети. Также он возглавит и намаз. Прямую трансляцию будет вести канал ТНВ.
В богослужении традиционно принимает участие президент Татарстана Рустам Минниханов. «Президента ждем в любой казанской мечети. Двери везде открыты», — сказала нашему корреспонденту руководитель пресс-службы ДУМ РТ Резеда Закирова. Но по опыту прошлых празднеств, глава республики прибудет в Галеевскую мечеть.
Также в духовном управлении отметили, что в каждом городе и селе Татарстана выделены отдельные места для забоя овец и коров. В Казани, как и в прошлом году, подготовлены 18 площадок для заклания — в основном на прилегающих к мечетям территориях: «Казан Нуры», «Салихжан», «Аль-Марджани», «Гадель», «Ризван», «Апанаевская», «Тынычлык», «Ярдэм», «Рамазан», «Маулид», «Жомга», «Куддус», «Иман Нуры», «Дин-Ислам», «Билал», «Фатиха», «Раджап» и комплекс на улице Братьев Петряевых.
Площадки Казани для заклания животных в Курбан-байрам
Жертвоприношение и разделка туш животных будет осуществляться в течение трех дней — с 11 по 13 августа. Благотворительный фонд «Закят» ДУМ РТ осуществит раздачу мяса нуждающимся.
Кроме того, Закирова сообщила, что в городских парках и на территориях при мечетях пройдут семейные и детские мероприятия, приуроченные к празднику жертвоприношения.
В Татарстане, по предварительным подсчетам, на богослужение соберутся 130 — 150 тысяч человек.
Уфа: новые площадки для забоя и дополнительный выходной
В Башкирии будут отдыхать не только в субботу и воскресенье, но, в отличие от соседней республики, и в понедельник, 12 августа, объявленный нерабочим днем.
В Уфе начало праздничного намаза назначено на 9.00 (7.00 мск). Как сообщили «Реальному времени» в ЦДУМ России, верховный муфтий Талгат Таджуддин проведет богослужение в соборной мечети «Ляля-Тюльпан». Его выступление можно будет увидеть в прямом эфире республиканского БСТ и на Первом канале в 11.00 (9.00 мск). Врио главы Башкортостана Радий Хабиров, вероятно, тоже будет молиться в этой мечети. Именно сюда он приходил на Ураза-байрам и поздравлял жителей республики с праздником.
Что касается руководителя Духовного управления мусульман Республики Башкортостан Айнура Биргалина, он признался нашему корреспонденту, что пока еще не определился, в какой мечети будет выступать.
Верховный муфтий Талгат Таджуддин проведет богослужение в соборной мечети «Ляля-Тюльпан».Фото bashinform.ru
Мэрия башкирской столицы совместно с двумя духовными управлениями организует две площадки для забоя животных. Обе — на окраинах города.
Первая будет расположена, как и в прошлом году, перед торговым центром «Караван» (Пригородная, 55) около поселка Зинино в Октябрьском районе.
Вторая — для жителей северной части города (Черниковка, Инорс, Шакша) — на территории Северного автовокзала в Орджоникидзевском районе. Кроме того, благотворительный фонд «Салям» проведет массовый забой в поселке Жуково.
Кстати, совершать обряд жертвоприношения подальше от центра города было решено в прошлом году. Тогда определили территорию около ТЦ «Караван». Однако опыт показал, что одной площадки оказалось мало, поэтому в 2019 году открыли новые пункты.
Баранов для заклания можно будет приобрести там же. Стоимость одного животного — от 5 до 13 тысяч рублей. В местах жертвоприношения будут работать сотрудники ветеринарных служб. В ДУМ РБ добавили, что здесь же поставят кулеры с водой и разместят юрты, в которых можно будет помолиться.
Площадки Уфы для заклания животных в Курбан-байрам
На площади перед лайфстайл-центром «Башкирия» (в 11.00) и в этнопарке «Ватан» за Конгресс-холлом «Торатау» пройдет фестиваль «Курбан халяль Fest», организованный деловым клубом «Ферзь», фондом «Салям» и уфимской мэрией. В программе семейного праздника запланированы концерт, игры, конкурсы, ярмарка и угощение пловом.
В Москве перекроют улицы, а в Чечне выплатят пораньше пенсии
Огромный поток верующих ожидают в Москве. По разным оценкам, к мечетям и молельным площадкам златоглавой-белокаменной придут от 300 тысяч до 500 тысяч человек.
Они соберутся в нескольких мечетях — Московской соборной (на проспекте Мира), Мемориальной «Шухада» (на Поклонной горе), Исторической (в Татарском переулке) и «Ярдям» (в Отрадном). Также готовятся три дополнительные площадки — в Южном Бутово, Сокольниках и Братеево.
Соответственно, дороги, прилегающие к «домам Аллаха», будут на время проповеди и намаза перекрыты.
Пожалуй, основной площадкой в Москве станет Соборная мечеть на проспекте Мира. Главным действующим лицом здесь будет председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин. Шейх не только выступит с проповедью, но и зачитает поздравления президента РФ Владимира Путина и других официальных лиц. Транслировать процесс будет телеканал «Россия 1».
В Московской области будет работать 30 молелен — мечети и мусульманские центры. Здесь ожидают более 100 тысяч человек.
Рамзан Кадыров встретился с управляющим Отделения Пенсионного фонда России по ЧР Мохмад-Эми Ахмадовым и договорился об «ускоренной» выплате пенсий — до 10 августа. Фото .com/ramzan
В Чечне основные мероприятия в честь Курбан-байрама пройдут в Грозном — в центральной мечети имени Ахмат-Хаджи Кадырова «Сердце Чечни». И здесь, как полагается, будут проповедь, намаз и жертвоприношение. В этот день члены правительства республики и религиозные деятели посещают могилу первого президента Чечни Ахмата Кадырова.
Более того, на днях глава Чечни Рамзан Кадыров встретился с управляющим Отделения Пенсионного фонда России по ЧР Мохмад-Эми Ахмадовым и договорился об «ускоренной» выплате пенсий — до 10 августа. Нерабочими днями в республике будут не только 10 и 11 августа (суббота и воскресенье), но и последующие три дня — с 12 по 14 августа.
К слову, 12 августа будут отдыхать не только в Башкортостане и Чечне, но и в других регионах России — Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Крыму. А вот в Татарстане 12 августа будет рабочим днем, поскольку еще в 2016 году была внесена поправка в закон «О праздничных и памятных днях РТ», согласно которой при совпадении выходных и праздников дополнительный нерабочий день не предоставляется.
Отметим, что в ряде городов и регионов до сих пор не определились со временем начала праздничных богослужений. Далеко не все муфтии и имамы проинформировали свою паству через официальные сайты религиозных организаций и аккаунты в соцсетях. Звонки в духовные управления и приходы тоже не всегда спасают. Остается только надеяться на сарафанное радио и объявления в самих мечетях.
ОбществоИнфраструктура БашкортостанТатарстан
Источник: https://realnoevremya.ru/articles/146852-kurban-bayram-2019-v-rossii
Мусульмане в Украине: соседи или братья? | НашКиев.UA
Сегодня в Украине проживает около миллиона мусульман, это 2% населения. По данным отчета The Future of World Religions: Population Growth Projections, 2010-2050 , подготовленного американским Pew Research Center , к 2050 году этот показатель возрастет до 1,3 млн человек, или 3,7% населения. Прогнозы выглядят реалистично, так как в 2010 году последователей ислама в Украине было вдвое меньше, чем сейчас.
Среди основных причин прироста авторы отчета называют высокую рождаемость среди мусульман (2-2,3 ребенка на одну женщину), миграцию и смену вероисповедания людьми в зрелом возрасте.
Этнический состав
Около половины мусульман Украины — крымские татары. Еще 50% составляют татары волго-уральского региона, азербайджанцы, турки-месхетинцы, чеченцы, дагестанцы, узбеки, а также общины мусульман-украинцев.
Эти данные приблизительны, так как последняя перепись населения страны проводилась в 2001 году, а следующая запланирована только на 2020-й.
Расселение по регионам
Основная часть мусульман Украины сконцентрирована на юге и востоке страны. Больше всего их в оккупированном Крыму, на Донбассе и в Киеве. Кроме того, немало приверженцев ислама в Луганске и Луганской области, Днепре, Херсоне, Запорожье, Мелитополе, Харькове и Одессе.
В каждом из перечисленных выше городов Украины, кроме крымских, у мусульман есть по 1-2 мечети, молельные комнаты (их много там, где мало мечетей), халяльные кафе и рестораны, магазины халяльных продуктов и исламские культурные центры.
В Крыму проживает 400-450 тысяч мусульман, это 17-20% населения полуострова. 90% из них — крымские татары. Остальные — азербайджанцы, украинцы и русские, принявшие ислам. Самый “татарский” город Крыма — Симферополь. Всего на полуострове действует 280 мечетей.
По словам муфтия Духовного управления мусульман Украины “Умма” Саида Исмагилова, большинство приверженцев ислама из Крыма и Донбасса поддерживают Украину, а на оккупированных территориях остаются от безысходности. Многие из них не имеют финансовой возможности уехать, а часть выехавших возвращается обратно после тщетных попыток найти жилье и работу.
“Государство не предоставило никаких социальных программ по расселению и трудоустройству таких переселенцев”, — говорит Исмагилов.
Мусульмане в Киеве
По разным данным, в Киеве проживает 30-40 тысяч мусульман. Это крымские татары, азербайджанцы, дагестанцы, чеченцы, арабы и украинцы, принявшие ислам. Многие переехали сюда после оккупации Донбасса и аннексии Крыма.
“Более точных цифр даже у государства нет”, — уверяет Саид Исмагилов.
К услугам столичных мусульман две мечети и одна молельная комната, исламский культурный центр, десяток халяльных магазинов, в том числе работающих онлайн, а также 10-15 заведений общепита. Самые популярные из них — Family House в Исламском культурном центре (ул. Дегтяревская, 25а), “Кардаш” (ул. Дегтяревская, 27а) и, как ни странно, столовая UZ-DAEWOO (ул. Сырецкая, 33в).
Какие проблемы есть у мусульман Киева?
1. Не хватает культовых сооружений. Во время праздников мечеть Исламского культурного центра не вмещает всех мусульман-суннитов, поэтому они располагаются прямо на улице, во дворе. Приходят со своими ковриками в любую погоду. Саид Исмагилов рассказывает, что неоднократно обращался с этим вопросом к властям, просил выделить земельный участок, но всегда получал вежливые отказы.
2. Не хватает кладбищ. По религиозной традиции, хоронить мусульман необходимо на отдельных кладбищах или секторах. Такой сектор есть на Северном кладбище за Броварами, однако он уже практически заполнен. На старых кладбищах разрешены только дозахоронения. По словам Саида Исмагилова, власти все время откладывают выделение земельного участка под кладбище, а “люди тем временем продолжают умирать”.
3. Не принимают фото в хиджабе (платке) для внутренних паспортов. Существует внутреннее постановление, обязывающее фотографироваться без головного убора.
«Для загранпаспорта можно без проблем сделать снимок в хиджабе, а при оформлении внутреннего паспорта часто отказывают, ссылаясь на этот документ. Неоднократно обращались в МВД, женщины даже опубликовали петицию на сайте президента с просьбой посодействовать”, — рассказывает духовный лидер мусульман Украины.
В то же время Саид отмечает, что в нашей стране самое демократичное законодательство среди всех постсоветских стран. Если сравнивать микроклимат мусульманских общин в Украине и в традиционных мусульманских республиках Кавказа или Средней Азии, у нас дела обстоят лучше. Нет проблем ни с халяльными продуктами, ни с заведениями, ни с отношением. В Исламский культурный центр часто приходят немусульмане, привозят учеников и студентов на экскурсию, чтобы познакомить их с культурой и традициями.
Много или мало?
Если сравнивать со странами Европы, в Украине проживает среднее количество мусульман — 3,4% последователей ислама в Европе. Столько же их, к примеру, в Испании, Болгарии и Нидерландах. Это далеко до рекордов Германии (16,4%), Франции (16%) и Великобритании (10%), но намного больше, чем, к примеру, в соседних Беларуси и Молдове (по 0,1%).
Как относятся к мусульманам в Украине?
По словам Саида Исмагилова, украинское общество очень открытое и толерантное, здесь никогда не было таких проблем с отношением к мусульманам, как, скажем, в России. Отдельные конфликты возникали, но значительного развития не получали. А в последние годы ситуация даже улучшилась.
“Мусульмане — довольно незначительная часть населения, до Революции Достоинства о них мало знали и слышали. И только после того, как крымские татары выступили за украинскую государственность, были участниками Евромайдана и воевали в АТО, о них узнали и стали относиться значительно лучше”, — рассказывает Исмагилов.
Источник: https://nashkiev.ua/vlast/infografika/mousoul-mane-v-oukraine-sosedi-ili-brat-ya.html