Что означают пальцы при крещении

Как правильно креститься в церкви перед иконой — Спасо-Казанский Симанский женский монастырь

Что означают пальцы при крещении

31.10.2019

Церковные таинства всегда возвышенны и символичны. И неудивительно – ведь они призваны очистить душу от ежедневной суеты и сиюминутных проблем, приблизить человека к Господу, напомнить верующим о великой жертве Спасителя, принявшего смерть ради спасения рода людского.

Однако священнодействия обладают подобной силой лишь тогда, когда они выполняются с благоговением и трепетом, а также в соответствии со всеми церковными канонами.

Даже самый простой сакральный акт не может превращаться в рутинную и привычную процедуру, совершаемую почти механично – он должен быть осмысленным и прочувствованным.

Этому научит Вас наша статья – в ней рассказано, как правильно креститься православным христианам и творить молитву!

Божественные славословия – история, виды, особенности

Каждый христианин обязан стремиться к максимально полному единению с Богом, и лучшим подспорьем в этом является молитва. Катехизис называет её «возношением ума и сердца к Творцу».

Кроме того, произнося икосы, тропари и кондаки, человек ощущает близость не только со Спасителем, но и с другими членами церкви – небесными (апостолами, подвижниками и мучениками) и земными (патриархами, митрополитами, архиереями, настоятелем прихода и его паствой).

Таким образом молитвенная связь пронизывает пространство и время, позволяя почувствовать милосердную поддержку и защиту высших сил.

Молитвы очень разнообразны. Они бывают хвалебными (то есть воспевают Творца и его непостижимый промысел), благодарственными, покаянными, просительными. Человек может взывать к Господу, умоляя об избавлении от соблазнов, даровании духовных и земных благ, указании правильного пути, исцелении болезней, разрешении личностных либо профессиональных проблем.

В православии признают только уставные молитвы, написанные отцами церкви.

Считается, что Ефрема Сирина, Макария Египетского, Иоанна Дамаскина, Романа Сладкопевца, Иоанна Златоуста и Василия Великого вдохновлял Святой Дух – именно благодаря божественному внушению им удалось выразить в словах кондаков и тропарей высочайшую любовь к Спасителю и преклонение перед Его волей. Поэтому те, кто внимательно и усердно читают составленные преподобными богословами тексты, обретают сердечный настрой, родственный их духовному горению.

Сборник молитв, или молитвослов, должен быть настольной книгой каждого христианина.

таких пособий разнится от выпуска к выпуску, но чаще всего в них входят утреннее и вечернее правила, акафисты Иисусу Христу, Деве Марии, архиепископу Мир Ликийских Николаю и ангелу-хранителю, канон покаянный и молебный ко святой Богородице, а также последование перед причастием. Что же являют собой эти тексты, подсказывающие Вам, как правильно молиться?

  • Акафист (от греческого «Ακάθιστος Ύμνος» – «неседальная песнь») – это хвалебный гимн, величающий Господа, Небесную Царицу, ангелов или святых. Его отличительная черта – хайретизмы, то есть ряд возгласов, начинающихся словом «Радуйся!». Кроме них, в подобную молитву входят 12 двойных песен – последовательно чередующиеся кондаки (в них кратко излагается история и значение восхваляемого события, мнение церкви об одной из Божьих тайн или догматические положения жития чтимого святого) и икосы (они более подробно раскрывают начатую в первой части тему).
  • Канон – это сложное произведение из многих строф, посвящённое какому-либо празднику, памяти мученика, Божьей Матери или Спасителю. Изначально в качестве канона применяли только девять Библейских песен, но после XVII ст. этот обычай изменился. Сейчас такие молитвы состоят из 9 частей, в каждой из которых есть ирмос (первая строфа, прославляющая священные лица либо Господни чудотворения) и 4-6 тропарей (краткое песнопение, описывающее символику праздника или призывающее Бога и Его посланников на помощь христианам). Как правило, в подобных текстах идёт речь о прощении грехов – «врачевании язв духовных».

Как совершать молитвенное правило в своём жилище – советы и рекомендации

Склоняясь перед Творцом, Вы не должны отдаваться посторонним мыслям и заботам. И если достичь такого сосредоточения в церкви просто – там ему способствует сама обстановка – то правильно молиться дома довольно трудно. Представленное здесь руководство поможет Вам в этом нелёгком деле!

Вы можете беседовать с Господом уединённо или же в присутствии всей семьи. Однако общая молитва считается более торжественной, поэтому она традиционно творится в начале праздничной трапезы. В остальное же время каждый домочадец обязан читать икосы и тропари в своей комнате, перед личной иконой.

Приступая к молитвенному правилу, необходимо осенить себя крестным знамением и совершить несколько поясных или земных поклонов.

Те, кто по каким-либо причинам не способны этого сделать, должны просто постоять в тишине, ожидая, пока утихнут отвлечённые мысли и успокоятся эмоции.

Согласно учению Феофана Затворника, в сердце обращающегося к Творцу христианина могут присутствовать лишь вера, самоуничижение и благоговейный страх.

В наставлениях этого мудрого старца есть и советы по чтению молитв. Вот их краткая суть:

  1. в древности люди взывали к Богу, воспевая Ему хвалу. Поэтому и сейчас кондаки и тропари следует произносить степенно и как бы нараспев, а не спешно и невнятно. Это не только красиво звучит, но и позволяет вдуматься в каждое слово, воспроизвести в сознании соответствующую ему мысль и чувство;
  2. чтобы бороться с соблазном быстрого чтения, нужно полагать себе на молитвенное правило не определённое количество икосов и гимнов, а точный отрезок времени – 15 минут, полчаса или час, и не заботиться, сколько молитв Вы успеете произнести. Также избегайте соблазна постоянно посматривать на хронометр, постарайтесь вообще удалить его из поля зрения – тогда мысль не будет забегать вперёд;
  3. молитвослов стоит перечитывать не только утром или вечером, но и во всякую праздную минуту. Восстанавливая в памяти святые слова, обдумывая их значение и символику, Вы сможете более тонко и глубоко сопереживать описанным событиям, принимать их ближе к сердцу, избавитесь от равнодушия и формальности;
  4. нельзя творить молитвы без перерыва – обязательно оставьте время для личного воззвания к Господу. Это лучше делать в середине либо в конце правила, но можно и тогда, когда Вы ощутите потребность в подобном священнодействии.

Беседа с Иисусом Христом заканчивается благодарением Спасителю, сокрушением о своём несовершенстве и невнимательности, просьбой о покровительстве и заступничестве.

Но даже после этих слов нельзя сразу же переключаться на обыденные проблемы – сперва стоит постоять и поразмыслить о том, что Вы чувствовали, запечатлеть в душе эти эмоции и переживания.

Преподобный Никодим учит: «Не думай, что, совершив правило, ты избавился от обязательств к Богу Пред всяким делом необходимо испрашивать у Творца сил для следования Его воле».

Молитва по соглашению – что это?

В православной церкви так называют духовную практику, когда несколько людей исполняют одинаковые молитвенные правила в одно и то же время, хоть бы этих христиан и разделяли тысячи километров.

Подобным образом поступали в тех случаях, когда какой-то человек мучился от болезни, лишений, преследований, несправедливости или других жизненных трудностей, и чувствовал себя неспособным справиться с посланными Господом испытаниями. Тогда он находил единомышленников, которые принимали на себя подвиг молитвы за страдальца.

При этом, склоняясь перед иконами, люди просили не об абстрактном благополучии, а о вполне конкретных вещах – выздоровлении, приумножении средств, прекращении бытовых либо рабочих конфликтов.

Как выглядит такое священнодействие? Как правило, верующие договариваются о совместном чтении Псалтири, по одной кафизме в день. После этого люди произносят саму молитву, при необходимости добавляя к ней различные прошения. Кроме того, по соглашению можно изучать Евангелие, творить акафисты и каноны, заздравные и заупокойные гимны, в конце называя имя того человека, о душе которого пекутся.

Подобные молитвы приносят великую пользу. Но, чтобы избежать искушений при их чтении, следует предварительно взять благословение у священника – лучше, если это настоятель прихода.

Опишите ему ситуацию, в которой Вы оказались, назовите причины, что сподвигли Вас на совместную беседу с Господом, и не забудьте перечислить тех, кто будет помогать Вам в этом деле.

Если Ваш пастырь одобрил такое начинание, смело приступайте к чтению святых текстов!

Как правильно креститься в церкви и дома?

Ещё одно важное сакральное действие – крестное знамение. Совершая его, христианин уподобляет себя Распятию, на котором казнили Иисуса Христа, и подтверждает свою веру в Господа. А ещё этот жест олицетворяет божественное заступничество, очищает душу и напоминает о покаянии. К сожалению, далеко не всем известно, что символизирует и каким бывает этот ритуал.

Прежде всего, проследите за положением пальцев. Большой, указательный и средний должны быть сложены вместе и соприкасаться кончиками, а безымянный и мизинец – плотно прижиматься к ладони.

Троеперстное знамение воплощает нераздельное единство Святой Троицы, а остальные пальцы служат метафорическим изображением того, как Творец сошёл с небес на землю.

Кроме того, они напоминают о дуалистичной природе Спасителя – одновременно божественной и человеческой.

Совершая крестное знамение, христиане подносят руку ко лбу, символически освящая ум, а затем к чреву (область солнечного сплетения), чтобы осенить сердце, чувства и намерения.

А вот после этого многие теряются, не зная, как правильно креститься православным – справа налево или слева направо. В восточной традиции люди сначала прикасаются к плечу десницы (т.е.

правому) – считается, что тогда верующий приобщается непосредственно к Господней благодати. Кроме того, такое движение олицетворяет путь от греха к спасению и победу над дьяволом.

Крестясь, про себя либо вслух необходимо произносить основную христианскую молитву: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь!». Она прославляет Творца, знаменует поклонение Ему и Его почитание, напоминает о том, что в жизни верующих нет других идолов и богов.

Делать поклон разрешается лишь после того, как Вы произнесли последнее слово молитвы. Это позволит Вам не совершить невольного кощунства – попирания наложенного на себя креста.

Все жесты должны быть спокойными и неспешными, не допускается размахивание руками, раскачивание из стороны в сторону, рывки либо резкие наклоны.

Вот как Иоанн Златоуст отозвался о тех, кто поступает подобным образом: «Тем неистовым маханием лишь бесы тешатся».

Крестное знамение везде и всегда сопровождает верующих. В частности, православные крестятся:

  • перед, после и во время молитвы;
  • входя и выходя из храма, а также во время богослужения;
  • склоняясь перед образами, Распятием, мощами и другими реликвиями;
  • перед и после трапезы;
  • ложась спать и просыпаясь;
  • начиная какое-либо дело или же заканчивая его;
  • выходя на улицу и входя в дом;
  • в знак благодарности за избавление от опасности, угрозы, конфликта;
  • крестным знамением также осеняют всё, с чем предстоит соприкоснуться – одежду, еду, лекарства;
  • добродетельные родители обязательно крестят своих детей, пока те не могут делать этого самостоятельно. Кроме того, крестное знамение является необходимой частью материнского или отцовского благословения.

Источник: https://simanskia.ru/ikony/kak-pravilno-krestitsya-v-tserkvi-pered-ikonoj.html

Как правильно креститься? (видео)

Что означают пальцы при крещении

Какой рукой правильно креститься и как правильно креститься — слева направо или справа налево? Как правильно складывать пальцы? Зачем нужно креститься и надо ли это делать перед входом в храм?

Как правильно креститься — история

Василий Великий называл крестное знамение одним из тех апостольских Преданий, которые пришли к нам не через Писание, но через обычай. Везде, где апостолы проповедовали Слово Божие, люди, принявшие христианство, начинали изображать на себе знак креста. Крестились во всех странах по разному.

На Западе – всей ладонью, в Африке было принято креститься одним пальцем, указательным или большим, в знак веры в одного Бога. Креститься также могли необычно – не крестом полностью, а только чело, уста и сердце.

Согласно православной традиции, крестным знамением благословляются меньшие от больших: миряне от священника и дети от родителей.

Ответа на вопрос, почему католики крестятся слева направо, а православные справа-налево не существует. Из-за дальности расстояний, культурных особенностей и различий, крестное знамение отличается в разных странах и конфессиях.

Можно сказать, что начало расхождениям положил церковный раскол, который произошел в XI веке. Различаются не только особенности осенения себя крестным знамением, но и облачения священников, храмы, некоторые обычаи. При этом у всех христианских традиций один общий корень – вера во Христа.

Так при различии в богослужениях, евхаристический канон в православии и католичестве остается практически идентичным.

Возрождение древнерусской богослужебной традиции

: Как освятить икону в церкви или дома?

✝ Историческая справка о перстознамении

Православные крестятся, сложив воедино три пальца – большой, указательный и средний. Но так было не всегда. Изначально верующие осеняли себя одним пальцем, поочередно касаясь лба, груди и губ.

С развитием христианства перстознамение превратилось в сложение нескольких пальцев, можно было увидеть людей, крестящихся полной ладонью.

Приверженцы православной ветви христианства касались лба, левого плеча, после правого и пупа. Во второй половине XVI века пуп сменился на грудь, означая сердце.

Столетием позже написали «Скрижаль», в которой говорилось о едином перстосложении из трех пальцев; осенять себя следовало, начиная со лба, далее переходя к животу и плечам. Все, кто делал иначе, признавались еретиками.

Через десятки лет церковь пришла к равенству обоих видов крещения – двумя и тремя пальцами.

Современный обряд моления подразумевает крещение тремя пальцами, однако, священники иногда используют комбинацию из указательного и большого. Это объясняется каноническим изображением Христа на иконах – на его правой руке подняты два пальца.

Что значит благословение священника

Это означает, что вам посылают помощь Божию. Пальцы благословляющего священника (другие служащие церкви — диаконы чтецы не могут благословлять, только священники и архиереи) сложены в особом жесте именословного благословения, ниспосылающего благодать и использующегося с древности в Православной Церкви и сегодня.

Перед каждый важным делом стоит попросить благословения у священника (например, приобрести автомобиль, купить квартиру, поехать в путешествие, выйти замуж, поступить на новую работу). Лучше, если это будет ваш духовник — священник, у которого вы регулярно исповедуетесь (если он есть). Если же вы еще не исповедовались и не причащались, но задумались об этом в связи с важными событиями вашей жизни — расскажите об этом любому дежурному священнику в любом храме.

Этот же жест используется на иконах — обычно им благословляет Христос.

  • Значение жеста благословения на иконе и в жизни — помощь именем Иисуса Христа.
  • Пальцы правой руки священника при этом складываются, образовывая монограмму IC XC, где прямой указательный палец — буква «I» греческого алфавита, средний и мизинец — две буквы «С», а букву «Х» образуют скрещенный большой и безымянный пальцы.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда Пасха в этом году в Беларуси

Правое или левое плечо

Как креститься православным — направо или налево? Православная вера пришла на русскую землю из Византии, поэтому мы придерживаемся византийских канонов и в крестном знамении. Это значит, что осенять необходимо:

  • лоб;
  • проекцию пупка;
  • правое плечо;
  • левое плечо.

В крестном знамении сокрыт сакральный символизм, отступать от которого нельзя. Отцы церкви дают прямое указание о правильном наложении креста, чтобы привлечь благодать небес своими действиями. Никто не может запретить человеку осенять себя крестом как угодно, но божья благодать при таких действиях не спустится.

После осенения крестом необходимо сделать поклон в пояс, выражая благодарность Христу за спасение.

Символизм креста:

  • лоб — мы освящаем разум;
  • живот — мы освящаем свою жизнь;
  • плечи — освящаем свое тело.

Почему нужно касаться сначала правой стороны тела? Потому что она символизирует лучшие качества человека. За правым плечом находится ангел хранитель, а рай расположен с правой стороны от человека. Когда человек осеняет перстами правое плечо, а затем левое, он выражает просьбу принять его в райскую обитель.

Как креститься — слева или справа

Многие люди задаются вопросом: как правильно крестится: слева или справа? И почему именно так? Дело в том, что правое плечо – место спасенных верующих, а левое – место для погибших грешников.

Считается, что с правой стороны находится обетование святых душ – Рай, с левой стороны – место пребывания чистилища и ада, в которых живет нечисть (бесы, черти) и погубленные грешные души. Поэтому, крестясь, человек просит Всевышнего принять его в число спасенных душ, избавить от вечных мучений погибающих грешников.

Крестное знамение имеет необъяснимую силу, это защитный символ, который нужно подкрепить молитвой при входе, пребывании и выходе из дома Божьего. В кресте заключена вся важность православной веры, смысл христианства.

Глубина веры православного не имеет границ. Молиться нужно от чистого сердца, соблюдая все правила Церковного Устава. Чтобы не попасть в неловкое положение, нужно читать и знать правила поведения в церкви — тихо, без шума, благовейно, уважительно, без осквернения, уважать святость храма.  Подходя к воротам церкви, ее дверям, верующие останавливаются, трижды совершают поклон. В простые дни – земные поклоны, в субботу, воскресение и праздники — поясные поклоны.

Молиться, креститься и совершать поклон надо не спеша, без суеты, желательно одновременно с другими верующими, рядом стоящими. Сложенную десницу (правую руку) полагают на лоб для просветления ума, на живот – для укрощения воюющего на дух плоти, на правое и левое плечо – для освящения нашей житейской деятельности.

Согласно канонам Церковного Устава, крестное знамение и поклоны нужно совершать и после каждого краткого прошения и молитвословия. Осеняют и крестным знамением при возглашениях: «Господи, помилуй», «Подай, Господи». При пении и чтении стихира и молитвословий креститься не нужно, только поклоны «помолимся», «поклонимся», «припадем».

Особенное внимание верующий направляет при чтении или пении молитвы «Символ Веры». При вознесении слов Силою Честного и Животворящего Креста, чтении Апостола, Евангелия — принято осенять себя крестом, без поклона.

При осенении священнослужителем верующих в храме Крестом, Святым Евангелием, Святой Чашей или образом, все крестятся, преклоняют голову.

Главное, чтобы верующий крестился в начале и в конце молитвы, перед храмом Господним, перед прикладыванием к кресту, к ионам и святым мощам, не забывал про себя произносить краткую молитву.

Крестясь, верующий должен выразить всю глубину своей истинности к своему Создателю:

  • утвердить веру в Пресвятую Троицу;
  • провозгласить свое желание жить с вечными заповедями Божьими;
  • выразить свое желание приобщится к святой благодати Господа (как напоминание каждому о том принятии мученической смерти Иисуса Христа ради искупления грехов человечества).

Актуально, чтобы христианин носил на груди крестик. Это обязанность, честь и заслуга каждого верующего. Крест стал спасением для каждого человека и является самым сильным оружием против злых сил. С того момента, когда Христос умер на Кресте, непобедимая сила Господа передалась Кресту навеки. Каждый, кто с верой крестится, получит от Господа великую силу, побуждение на добрые дела, защиту от недругов.

Без крестного знамения не совершают ни одной молитвы, поэтому с самого детства нужно научить своих детей правильно креститься в церкви, в мирной жизни (при совершении различных молитв). Важно проследить, чтобы дети крестились правильно, без спешки, правильно сложенным троеперстием.

В противном случае, неправильно крестясь, верующий совершает кощунство, неуважение к своему Творцу. Проходя мимо церковного храма, следует остановиться, трижды перекрестится и поклонится храму.

Таким образом, вы воздаете славу Вечному Богу Иисусу Христу и подтверждаете обществу, что вы исповедуете православную веру в своем житии.

Правильное перстосложение

Приятно знаменование тремя перстами: указательным, средним и большим, сложенными в щепотку. Оставшиеся два пальца прижаты к ладони, символизируя единение в Иисусе божественного и человеческого.

Триединое перстосложение легко запомнить по символическому определению. Три перста означают Отца, Сына Его и Святого Духа.

Как перекрестить ребенка

Что меняется, когда мы осеняем крестом другого? Меняется расположение сторон — правое и левое. Во время осенения необходимо коснуться правого плеча, а затем левого. При этом наша рука сначала идет налево, а потом направо. Однако это правило действует, если человек повернут к нам лицом.

Если мы осеняем крестом того, кто повернут к нам спиной, движение руки идет справа налево. То есть, мы совершаем такие движения, как будто крестимся сами. Важно помнить одно правило: сначала пальцы должны коснуться правого плеча.

Животворящий Крест Христов — защита от диавола, колдовского воздействия, любой опасности

В современном мире многие люди могут пытаться навредить вам с помощью колдовских чар — экстрасенсов,»целителей». Проклятие не будет иметь своей силы, если человек, которому желают зла, воцерковлен, верит в Бога, ходит в храм, посещает церковные богослужения и причащается Христовых Таин.

Знание или предположение о существовании проклятия — не повод для отчаяния. Закажите молебен о снятии проклятия и обращайтесь к Богу в особой молитве ежедневно.

Вы можете навредить себе сами, если часто сквернословите и материтесь. Зачастую люди даже не знают, что черными словами портят свою судьбу.

Если вы предполагаете темное воздействие, порчу в своей жизни, в первую очередь, нужно обратиться за помощью ко Господу с помощью молитвы и крестного знамения. Нужно в ближайшее время посетить храм, побеседовать со священником и, если вы верите в существование Бога и помощь Его — принять Святое Крещение. Священник расскажет вам, как жить церковной жизнью

Чтение молитвы не требует выполнения никаких обрядов или ритуалов. Нужно просто с искренней верой просить Господа о защите, лучше в уединении и тишине, перед иконами Вседержителя Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы.

Значение крестного знамения

Православным христианам не стоит осуждать тех, кто не знает, как правильно креститься, ведь благодать и любовь Господа зависят не от того, как мы осеняем себя крестным знамением (хотя делать это стоит согласно основам вероучения).

Если человек случайно перекрестился слева-направо, но при этом душой он принял на себя крестный путь Христа и согласился идти за Ним, это не вменяется во грех.

Ведь суть крестного знамения в том, чтобы видимым способом явить то, что находится в душе человека – веру и любовь ко Христу.

Сильная молитва — обращение к Всемогущей Крестной Силе Господа

Частицы Животворящего Креста сегодня находятся во многих храмах мира. Возможно, и в вашем городе есть частица Животворящего Креста Господня, и вы можете приложиться к этой великой святыне. Крест зовут Животворящим — творящим и дарующим жизнь, то есть имеющим великую силу.

В утренних и вечерних молитвах, находящихся в каждом православном молитвослове есть молитвы, призывающие силу Божию, происходящую от Креста Господня. Православные христиане, таким образом, ограждают себя на каждый день и на каждую ночь силой Креста Господня.

Источник: https://svjatyni.ru/duhovnaya-zhizn/kak-pravil-no-krestit-sya-pravoslavnym-v-cerkvi-i-doma.html

Крестное знамение

Что означают пальцы при крещении

Для крестного зна́мения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони

Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы – Божескую и человеческую.

Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб (1), на живот (2), на правое плечо (3) и затем на левое (4). Опустив правую руку можно делать поясной или земной поклон.

Осеняя себя крестным знамением, мы прикасаемся сложенными вместе тремя пальцами ко лбу – для освящения нашего ума, к животу – для освящения наших внутренних чувств (сердца), потом к правому, затем левому плечам – для освящения наших телесных сил.

Осенять себя крестным знамением, или креститься, нужно: в начале молитвы, во время молитвы и по окончании молитвы, а также, при приближении ко всему святому: когда входим в храм, когда прикладываемся к кресту, к иконе и т. п. Креститься нужно и во всех важных случаях нашей жизни: в опасности, в горе, в радости и т. д.

Когда мы крестимся не во время молитвы, то мысленно, про себя, говорим: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь», выражая этим нашу веру в Пресвятую Троицу и наше желание жить и трудиться во славу Божию.

Слово «аминь» — значит: истинно, правда, да будет так.

Что должен осознавать и переживать христианин, осеняющий себя крестным знамением?

 К сожалению, мы очень многие вещи в храме делаем машинально или бестолково, забывая о том, что это — высочайшее средство изменения духовной жизни.

Крестное знамение — это наше оружие. В торжественной, победоносной молитве Кресту — «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его» — говорится, что Крест нам дарован «на прогнание всякого супостата».

О каком супостате идет речь? Апостол Павел в Послании к Ефесянам (6,11–13) пишет: Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной.

Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять.
Мир, который Господь даровал нам, в котором Он дал нам жить, конечно, прекрасен. Но погружен во грех. И мы сами повреждены грехом, наша природа искажена им, и это позволяет падшим духам искушать нас, мучить нас, вести нас по пути погибели.

Человек, ведущий духовную жизнь, как правило, понимает, что ему самому себя не изменить — нужно искать помощи у Христа. Когда мы совершаем крестное знамение, мы в первую очередь Его призываем на помощь нам.

Конечно, нельзя понимать осенение крестным знамением как некий магический жест, обеспечивающий результат. Крест знаменует Жертву. Жертву Хрис­та, принесенную во имя любви к нам. Осеняя себя крестом, мы свидетельствуем, что Его жертва принесена за нас, и что Он для нас — главное в нашей жизни.

Телесное, физическое движение при этом есть молитва тела, приобщение тела как составляющей нашего человеческого существа к этой жизни в Нем: Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии. Это тоже апостол Павел, Первое послание к Коринфянам (6,19–20).

Тело так же искуплено Крестною Жертвою, как и душа. С помощью крестного знамения мы пытаемся распять похоти души и похоти тела. И это беда, что по нерадению нашему крестное знамение становится для нас слишком привычным и совершается нами без благоговения. Здесь нам нужно вспомнить слова пророка Иеремии: Проклят, кто дело Господне делает небрежно (Иер. 48, 10). Это движение должно совершаться очень серьезно, с глубоким чувством.

Почему мы не задумываемся, складывая для крестного знамения пальцы? Ведь это слово, воплощенное в действие: этим, по сути, исповедуется Святая Троица.

Крестное знамение есть ответственное деяние — когда мы его совершаем, мы должны чувствовать и видеть Крест Христов, Его страдания, помнить цену, которая была дана во искупление наших грехов, и ту высоту, на которую мы восходим через крест. Крест соединяет нас с небом, крест соединяет нас друг с другом, потому что Господь Иисус Христос был распят не за меня одного, а за всех.

И как священник, и как христианин я не раз замечал, что люди, умеющие молиться глубоко и не напоказ, совершают крестное знамение очень красиво. В чем именно красота — трудно словами передать, потому что это — отражение красоты их духовного мира. А когда человек крестится или напоказ, или просто потому, что положено — это тоже видно, и вызывает отторжение и жалость. Вот так в одном и том же движении выражаются разные внутренние состояния человека.

В первом случае это плод духовного труда, во втором — скрывающаяся за жестом пустота.

Осеняя себя крестным знамением в тяжелую минуту, мы ищем помощи Христовой. Нам ведь бывает тяжело не только от внешних причин, но и от непонятного ужаса и отчаяния, скопившихся где-то в глубине. Будучи искушаемы, мы совершаем крестное знамение на себе, чтобы отогнать искушение. Сатана имеет возможность воздействовать на нас в той мере, в которой в нас развит грех. Когда-то он в пустыне искушал Христа, предлагая Ему все царства мира (см.: Лк. 4, 5–8).

Как он — ничтожество, которое не может жить и не живет, — мог предлагать Сыну Божиему то, что ему, падшему ангелу, не принадлежит? Мог, потому что мир принадлежит ему — через грех. Вот почему он называется князем мира сего — мира измененного, греховного. Но Христос победил его. Тогда, в иудейской пустыне, победа выразилась в отказе от соблазна. Но окончательно она была закреплена крестными страданиями, крестной жертвой.

Поэтому и мы осеняем себя крестом, чтоб победить любое искушение от сатаны. Крестом мы попаляем и отгоняем его, не даем ему возможности действовать.
Вспомним, как страшились и как злились злые духи всегда, когда отшельник приходил на пустое место и ставил на нем крест: «Уходи! Это наше место!». Пока не было человека с молитвой и крестом, у них была здесь хотя бы какая-то иллюзия власти.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как подготовиться к крещению

Конечно, злой дух может победить человека, если человек ему поддастся, но человек всегда может победить сатану. Сатана бывает попаляем, потому что человек приобщен к Христовой победе — Крестной жертве.

В статье использованы источники:

Протоиерей Серафим Слободской «Закон Божий» http://predanie.ru/serafim-slobodskoy-protoierey/zakon-bozhiy/chitat/

Источник: http://hramvera.ru/krestnoe-znamenie/

Крестное знамение: что оно на самом деле означает — Русь Матушка

Где, когда и как правильно креститься православным христианам? Какой рукой креститься, слева направо или справа налево? Мы решили разобраться в том, как правильно перекреститься православному верующему.

Владимир Волков

протоиерей, настоятель храма св. блаженной Матроны Московской и строящегося храма Святой Троицы Ставрополя, благочинный II-го округа, проректор по воспитательной работе Ставропольской духовной семинарии, духовник Ставропольского Президентского Кадетского Училища, ведущий передачи «Ставропольский благовест» на канале «Союз»

Человек, прежде всего, это существо духовно-телесное. Если что-то есть в их душе, то оно обязательно проявляется внешне. Нельзя сказать, что человек в душе одно что-то сделал, а снаружи другое. Это всегда происходит в гармонии. И для того, чтобы ответить на поставленный вопрос, для начала следует понять историю происхождения крестного знамения.

История происхождения крестного знамения

Прообраз креста есть еще в иудейской традиции. Так что начнем с «Ветхого Завета». В книге пророка Иезекииля, говорится об ангеле, поставившем печать на избранных своих.

При детальном изучении книги, нашли Вульгати — Библию, переведенную на латынь. В ней упоминается «сигнатау» («сигна» — сигнал, «тау» — еврейская буква в виде креста). Дословный перевод «сигнатау» — поставь на чело.

Именно Ангелу повелевается поставить знак избранным.

Согласно библейским сказаниям, появление человека было высшим актом — в отличие, кстати, от многих религий. И когда между человеком и Богом произошел разрыв, человечество получило серьезные травмы.

Но когда человек «отпал» от Бога, последний дал обещание восстановить разрыв. А для восстановления единства человека с Богом, нужен был богочеловек. Для этого Христос сошел на землю и восстановил единство на кресте, этот путь был необходим.

После распятия Христос сходит в ад и, воскреснув, всех кто желает, выводит из него. Крест — это то лекарство, то орудие, на котором Христос восстанавливал единство человеческого и божественного в самом себе.

Наложение крестного знамения помогает человеку очиститься и вернуться в Царствие Божие.

Как правильно креститься православным христианам?

В разных странах и культурах техника наложения креста различна. Некоторые люди, при входе в храм, крестятся, положив руку на лоб, затем на живот, на правое плечо, на левое плечо. На западе же левое плечо, затем правое. Это уже детализация, которая основана на местных нравах и традициях. Данное различие не является духовно-важным аспектом.

Почему православные христиане крестятся справа налево

При наложении на лоб, освящаются мысли, на живот –внутренние желания. Правая сторона – это символ спасения, перехода в рай, а левая – символ погибели, своеобразный переход в ад.

Правильное перстосложение при крещении

Традиционно следует прижимать два пальца к ладони, тем самым подчеркивая то, что Христос имеет два естества, божественное и человеческое, т.е две природы. Затем три пальца соединяются в единую точку, тем самым обозначая, что Бог один, а не три.

В западных странах крестятся пятью пальцами, как символ пяти чувств человека.
В российской традиции техника наложения креста менялась. В 1551 году на Стоглавом соборе было установлено, что на Руси стоит креститься двумя перстами. Знак символизировал два естества в кресте: божественное и человеческое. В 1657 году, в соответствии с доводами патриарха Никона, собор устанавливает троеперстие.

Как правильно креститься перед и в православном храме или церкви?

В церкви существует два вида молитвы — частная и общественная. Если человек молится дома, он может сам для себя решать, как кланяться и себя вести.

Если же он молится в общественном месте, в храме, то не стоит «высовываться» друг перед другом. Во время богослужения, когда хор поет «Господи помилуй» следует креститься и кланяться.

Но если все кланяются в пояс, не следует показывать свое особое рвение и отдавать земной поклон.

Как правильно креститься при ведении службы церковнослужителями?

Во время службы дьякон – ближайший помощник священника, произносит слова молитвы и показывает когда следует креститься. Когда он крестится, тогда следует креститься всем. Если же его нет, то нужно слушать слова молитвы. Если хор поет «Господи помилуй» «Аминь», «Во имя отца и сына, и святого духа», на этих словах мы крестимся и делаем поклон.

Если человек болен – это отдельная тема. Человек подходит к батюшке и советуется с ним, как же ему кланяться или же креститься. Поклон помогает, чтобы спина не затекла во время долгого богослужения. Спина должна быть ровной, во избежания травм, ноги можно согнуть в коленях. В среднем делается около 300 поклонов за время службы. Поклоны – выражения особого почтения и поклонения Богу.

Как правильно креститься дома

Когда человек крестится дома, то должен совершить крестное знамение в начале молитвы, с поклоном, и в конце, так же поклонившись.

Как правильно креститься на улице и в транспорте

Смотря в какой стране мы живем. В православной или нет. Допустим возьмем Грецию – страна православная. Там на это никто не обратит внимания. Будет ли ехать полный автобус и перекреститься увидев церковь.

В других странах, может быть все иначе, в некоторых даже запрещено. В России же все иначе, идет борьба с христианством. Но никто не запрещает креститься в общественных местах. Если вы увидели церковь и захотели перекреститься, перекреститесь.

Это нормально точно так же, как улыбнуться любимому человеку.

Как правильно перекрестить другого человека

Следует крестить зеркально ( т.е. направо, потом налево по отношению к человеку).

Можно ли креститься в перчатках

Разрешается креститься в перчатках, да хоть в гипсе. Самое главное — нельзя совершать крестное знамение небрежно. Не следует делать это так, будто вы отгоняете мух.

Можно мысленно крестить другого человека? И в каких случаях?

Крещение – это все же физический процесс. И представлять, как рука совершает крестное знамение, не стоит. Лучше все же за человека помолиться. Если мы вспомним Евангелие, то там везде встречается запрет на мысленное рисование каких-либо образов. У католиков есть такая практика.

В православии нет никаких представлений, потому что это игра с воображением. Место отношения с Богом – это духовное. Не стоит отвлекать никого игрой. Вспомните иконы Андрея Рублева: они суховаты, в них практически нет эмоций. В религии не надо представлять какие-то картинки — они уместны в других сферах.

Иначе вы будете молиться картинкам, а не Богу.

Можно ли креститься, если ты не крещенный человек?

Да. В первые века христианства мы видим подготовку к принятию крещения. Люди от 40 дней до трех лет готовились к таинству крещения. И все это время они всегда приходили на службу, они крестились, они зачитывали молитвы.

В подтверждение тому зайдите на службу любой литургии в храм и вы услышите там такие слова. Всегда люди некрещеные, но собиравшиеся принять крещение, приходили в храм и молились, а за ним смотрели – готов он или нет, как он относится. Важнее не знание, а отношение.

Сейчас даже некрещенных детей крестят на ночь, чтобы их душа была с Богом.

Обряды, ритуалы, напутствия, сопровождаемые крестным знамением

Если человек автоматически группируется и правильно подставляет руки, падая на льду, он отделывается легкими ушибами. Его этому учат на тренировках, особенно в боевых искусствах, а в жизни он это делает неосознанно.

Поэтому если в критической ситуации – страх, испуг, еще что-то, и он неосознанно крестится – это говорит о том, что у него какая-то настройка есть в сторону Бога. Другое дело, если человек крестится для связки слов — этого не стоит делать. Подход должен быть осознанным. А он уже, в свою очередь, рождает бессознательное. Например, когда мы часто материмся, в экстренной ситуации мы не сможем выдать хорошее литературное предложение. Вот и с крестным знамением так же.

Какие ошибки можно допустить, совершая крестное знамение?

Самая главная ошибка – это «лебедь, рак и щука». Когда человек делает это чисто ради действия, «лишь бы отметиться». Должно быть единство души, сердца, тела и ума.

Как Константин Ушинский говорил, что для человека важно развитие тела, ума и сердца. Это все равно что смотреть интересный фильм и крошить капусту острым лезвием. А это дело серьезное – это обращение к Богу, здесь лезвие острее.

Поэтому лучше все-таки быть единым целым.

Когда не нужно креститься?

Обратимся к словам Христа: «Не мечите бисер перед свиньями, не бросайте святыни псам». То есть, если вы видите, что перед вами поросята и злобные щенята, то не стоит креститься – смысла в этом нет.

Потом, так же, если в процессе работы заняты руки, если вы в этот момент в процессе какого-то действия, если вы пловец или водитель за рулем. Наша личность не может делать сразу пять дел – она делает только одно. Она просто быстро переключается. Но действие только одно – то, что мы осознаем.

Вы можете вязать и смотреть кино. Что-то из этого будет осмысленным действием, а что-то – операцией.

О чем нужно помнить, совершая крестное знамение?

Когда мы совершаем крестное знамение, нужно помнить, что это то знамение, которое говорит о вечной жизни; то знамение, которое совершил Христос, чтобы мы были здесь; которое исцеляло и исцеляет; которым Константин победил противного ему императора; которым спасались люди на фронте.

Авторы: Алексей Кравченко, Вероника КизимаФото и иллюстрации: Анастасия Ряжская

Вернуться на главную страницу

Источник: https://eparhia-birsk.ru/sueveriya/krestnoe-znamenie-chto-ono-na-samom-dele-oznachaet.html

Как правильно креститься православным христианам?

Где, когда и как правильно креститься православным христианам? Какой рукой креститься, слева направо или справа налево? Мы решили разобраться в том, как правильно перекреститься православному верующему.

Владимир Волков

протоиерей, настоятель храма св. блаженной Матроны Московской и строящегося храма Святой Троицы Ставрополя, благочинный II-го округа, проректор по воспитательной работе Ставропольской духовной семинарии, духовник Ставропольского Президентского Кадетского Училища, ведущий передачи «Ставропольский благовест» на канале «Союз»

Человек, прежде всего, это существо духовно-телесное. Если что-то есть в их душе, то оно обязательно проявляется внешне. Нельзя сказать, что человек в душе одно что-то сделал, а снаружи другое. Это всегда происходит в гармонии. И для того, чтобы ответить на поставленный вопрос, для начала следует понять историю происхождения крестного знамения.

Урок 5. Крестное знамение, перстосложение, значение последнего как символического изображения догмата Святой Троицы

План. Повторение пройденного. Указания правильного изображения крестного знамения и исправление неправильностей. Троеперстное сложение; значение единого сложения пальцев. Троичность Бога. Название Лиц Божества; Их равенство. Понятие о Святой Троице. Нравственное приложение.

З. Когда мы молимся Богу, то смотрим на иконы. А не делаем ли мы при этом чего-нибудь рукой?

У. Крестимся.

З. Встаньте все, смотрите на икону и перекреститесь. Я вижу, что многие из вас торопятся и неверно крестятся. Смотрите, как нужно делать на себе крест.

При этом законоучитель правильно, истово изображает на себе крестное знамение.

Куда я кладу руку сначала?

У. На лоб.

З. Потом куда?

У. На живот.

З. Потом на которое плечо?

У. На правое, а потом на левое.

З. Для крестного знамения мы кладем руку: на лоб, на живот, на правое и на левое плечо. Если мы проведем рукой ото лба к животу, а от одного плеча к другому, то у нас выйдет крест. Вот смотрите, как я это сделаю на себе, а один из вас пусть нарисует крест на классной доске. Всегда, дети, делайте на себе крест не торопясь. Давайте перекрестимся все вместе. Теперь скажите, дети, чем вы делаете крест: всеми пальцами или нет?

У. Тремя пальцами.

З. Смотрите, как нужно складывать пальцы. Как у меня сложены пальцы?

У. Вместе.

З. Нужно складывать три пальца вместе, в одно сложение. Кто существует на свете только один?

У. Бог.

З. Когда мы складываем три пальца в одно сложение, то этим показываем, что мы молимся одному Богу. Что мы показываем, когда складываем три пальца в одно сложение?

У. Что молимся одному Богу.

На этот вопрос должно ответить возможно большее количество учеников.

З. Но мы могли бы креститься для этого одним пальцем, а мы крестимся тремя и складываем их в одно сложение. Слушайте внимательнее, я сейчас вам скажу, зачем мы крестимся не одним пальцем, а складываем вместе три пальца. Запомните хорошенько: Бог один, но в трех Лицах.

Последняя истина повторяется учениками хором и в одиночку. Объяснять ее сравнениями в начальной школе невозможно.

Не догадаетесь ли теперь, почему мы молимся не одним пальцем, а складываем в одно сложение три пальца?

На этот вопрос обыкновенно дети дают правильный ответ. В противном случае законоучителю придется самому сделать нужный вывод.

Бог один, но в трех Лицах. Первое Лицо — Бог Отец. Кто первое Лицо?

У. Бог Отец.

З. Второе — Бог Сын. Кто второе Лицо?

У. Бог Сын.

З. Первое кто?

У. Бог Отец.

З. Второе? Третье Лицо — Бог Дух Святой[1].

После этого нужно дать по порядку и вразбивку несколько вопросов о названиях Лиц Святой Троицы.

Мы узнали, что Бог один, но в трех Лицах. У Бога такие же Лица, как и людей?

Ученики обычно отвечают: «Такие же», т. е. как у людей, поэтому приходится делать наведение на основании уже известных детям из предыдущих уроков истин.

У Бога есть тело?

У. Нет. Он живет без тела.

З. Значит, у Него такие ли Лица, как у людей?

У. Нет, не такие.

З. У Бога Лица бестелесные. Все три Лица вместе называются Святая Троица. Что такое Святая Троица? Теперь повторим, о чем мы говорили сегодня.

Когда мы молимся, что делаем на себе? Чем мы делаем крест? Которой рукой? Всей ли рукой? Как мы складываем пальцы? Что обозначаем одним сложением? Что означают три пальца? Какие Лица Бога? Как Они называются вместе? Похожи ли Лица Святой Троицы на человеческие лица?

Когда мы молимся, мы делаем на теле крест правой рукой. Складываем три пальца вместе, кладем их на лоб, на живот, на правое и на левое плечо. Три пальца означают три Лица Святой Троицы: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. А сложение пальцев вместе обозначает, что Бог по существу один. Мы молимся одному Богу в трех Лицах.

  1. Понятие святой остается пока невыясненным, вследствие особенной трудности его понимания, до 9-го урока.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда Ореховый или Хлебный Спас

предыдущая глава          следующая глава

Источник: https://www.eparhia-saratov.ru/Content/Books/636/10.html

О крестном знамении и нательных крестиках

— Для крестного знамения три первых пальца (большой, указательный и средний)

правой руки слагают вместе, а два последних (безымянный и мизинец) прижимают к ладони.

Осеняя себя крестным знамением, сложенные так пальцы кладут сначала на лоб – для освящения ума, затем на чрево (живот) – для освящения внутренних чувств, потом на правое и левое плечи – для освящения телесных сил. Опустив руку, совершают поклон. Таким образом, изображают на себе Голгофский Крест и поклоняются ему.

На грудь нижний конец креста полагать нельзя, так как в этом случае получается перевёрнутый крест (нижний его конец становится короче верхнего).

В чём заключается смысл крестного знамения?

— Крестное знамение – это видимое свидетельство веры.

Сложенные вместе три первых пальца выражают веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого как Единосущную и Нераздельную Троицу, а два пригнутых к ладони пальца означают, что Сын Божий после сошествия на землю стал Человеком, будучи Богом, то есть это выражает две природы Иисуса Христа – Божескую и человеческую.

Изображая на себе крестное знамение, полагают верхний конец креста на лбу – во образ Отца, нижний на чреве – во образ Сына, и поперечную часть на раменах или мышцах – во образ Духа Святого.

Крестное знамение напоминает:

  • о том, что Сын Божий положил душу Свою на Кресте, чтобы искупить род человеческий от греха и вечной смерти, поэтому каждый должен стремиться к тому, чтобы полагать душу свою за братьев своих. Иными словами, крестное знамение напоминает о бесконечной любви Божией к роду человеческому и о долге любви каждого человека к Богу и друг к другу;
  • во-вторых, о ничтожестве всего временного, тленного и о величии благ, уготованных верующим любовью Распятого за них в Царствии Небесном;
  • в-третьих, о единстве всех христиан, искупленных Крестом;
  • в-четвёртых, о непрестанном благодатном вездеприсутствии Господа и о Его всемогущей силе;
  • и, в-пятых, о несомненном исполнении всех обетовании Искупителя, заключающихся в Евангелии.

Какую силу имеет изображение на себе крестного знамения?

— Крестное знамение даёт душе крепость и божественную мудрость, а также силу отгонять и побеждать зло и творить добро. И это, конечно, в том случае, если творят крестное знамение с верой, благоговением и вниманием.

Сила крестного знамения необычайно велика. В житиях святых нередко встречаются рассказы о том, как бесовские чары рассеивались после осенения крестом. Поэтому те, кто крестится небрежно, суетливо и невнимательно, попросту радуют бесов.

Почему важно осенять себя крестным знамением?

— Христианин без крестного знамения – что воин без оружия. Враг помыкает им, как хочет. Кто кладёт крестное знамение, тот без слова исповедует Господа Иисуса Христа, претерпевшего распятие и смерть и тем всех людей искупившего.

Когда надо креститься?

— Осенять себя крестным знамением следует в начале молитвы, во время молитвы и после её окончания, а также при приближении к всему святому: при входе в храм, при прикладывании к кресту, иконам, к святым мощам. Креститься надо и во всех важных случаях жизни: в опасности, в горе, в радости, перед началом всякого дела и после его окончания, перед едой и после еды, перед выходом из дома и при входе в дом и во многих других ситуациях.

Крестным знамением освящаются все Божественные Таинства, им же совершается освящение и всякой вещи, необходимой для жизни.

Что дать почитать человеку, не признающему силу крестного знамения?

— Можно предложить книгу «Толкование Канона на Воздвижение Честнаго и

Животворящаго Креста Господня», творение святого Космы, составлено Никодимом Святогорцем. Перевод с греческого под редакцией профессора И. Н. Корсунского.

В православных магазинах и церковных лавках сегодня нетрудно найти и много других подходящих книг и брошюр на эту тему.

Почему надо носить нательный крест?

— Освященный нательный крест – это символ веры. Крест ограждает от злых духов. Человек, забывший надеть крест, похож на охотника, который забыл взять оружие, выходя на медведя. А тот, кто не желает носить крест, сам отвергает помощь Божию.

Какой выбрать крестик-золотой или серебряный?

— Не имеет значения, из какого материала изготовлен крест – никаких правил о материале для крестов нет. Очевидно, здесь приемлемы и драгоценные металлы, ибо для христианина не может быть ничего дороже креста – отсюда стремление его украсить. Однако деревянные или железные крестики ближе по духу к Кресту Господню.

Но главное заключается в том, чтобы крест носили, не снимая, и он был бы православным и освященным.

Можно ли носить крестик на цепочке?

— Принципиальной разницы между цепочкой и тесьмой нет. Важно, чтобы крестик прочно держался.

Можно ли на одной цепочке носить крестик и знак зодиака?

— Надо определиться: или человек верит в Бога и после Крещения носит крест, или предпочитает суеверия и «обереги».

Крест, который верующие носят – это не украшение и не «оберег», а свидетельство верности Святому и Животворящему Кресту Господню. Крест защищает, потому что Сам Господь верующих в Него оберегает: «Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящего Твоего Креста и сохрани мя от всякаго зла». А «обереги», знаки зодиака и прочие амулеты большинство людей носят из суеверий.

Можно ли носить крестик, который носила сестра, если она купила новый?

— Можно. Крест-это святыня, символ спасения, неважно, кто его носил.

Как отличить православный крест от католического?

— Православная Церковь исповедует, что Христос был распят не тремя, а четырьмя гвоздями. Поэтому на православном кресте Спаситель изображён распятым четырьмя гвоздями, а на католическом – тремя (обе ноги – одним гвоздём). На обороте православных крестиков по традиции делают надпись «Спаси и сохрани».

Можно ли поднимать найденный на улице крестик и что с ним делать?

— Найденный на улице крестик обязательно надо поднять, так как это святыня, и она не должна попираться ногами. Найденный крестик можно отнести в Церковь и там оставить, или освятить и носить (если нет своего), или отдать тому, кто будет его носить.

Можно ли носить неосвящённый крестик?

— Можно. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что бесы обходят место, где просто две палочки (веточки) упали с дерева и легли крестообразно. Но лучше всё-таки попросить священника освятить крестик.

Надо ли снимать крест при мытье в бане?

— Нательный крест никогда не надо снимать, так как без креста человек не защищен, и более вероятно, что в это время можно попасть в беду или даже умереть.

Источник: http://ozinki-hram.ru/o-krestnom-znamenii-i-natelnyx-krestikax/

Как правильно креститься — перстосложение

Перст — это палец. Православные для осенения себя крестным знамением складывают воедино три перста в знак триединства Господа. Собираются большой, указательный и средний палец. Остальные остаются зажатыми в кулаке. Эти два пальца означают, что Иисус Христос одновременно оставался Богом и человеком.

Слева направо или наоборот? Как правильно креститься православным

  1. Сначала мы полагаем персты на лоб, испрашивая у Господа освящения нашего ума.
  2. Полагаем персты на живот в область солнечного сплетения и просим Бога продлить дни нашей жизни.
  3. Полагаем персты на правое плечо.
  4. Полагаем персты на левое плечо.

Таким образом мы словно рисуем на себе крест, соглашаясь принять на себя волю Бога и следовать за Христом. Чтобы закрепить свою преданность Богу во время богослужений люди также совершают поясные и земные поклоны.

Совершая поясной поклон люди кланяются в пояс, а во время земного становятся на колени и челом касаются пола.

Старообрядцы напротив складывают указательный и средний палец, а остальные прижимают к ладони. При этом суть перстосложения остается той же.

Католики осеняют себя крестным знамением, используя всю ладонь и делают это слева-направо, а не справа-налево. Вся ладонь используется в знак язв на теле Иисуса, их было пять — две на ногах, две на руках и одна от копия. В православии считается, что это не догматический, а обрядовый образ креста.

Православная семья: российские традиции

Как правильно креститься перед храмом и в обществе?

Перед православными христианами часто встает вопрос о том, правильно ли креститься в общественных местах.

Нет единого ответа на вопрос о том, стоит ли это делать, но важно задать себе вопрос — зачем мы крестимся? Если у человека возникла в этом внутренняя потребность или он читает молитву про себя и хочет перекреститься, то, конечно, в этом не будет ничего плохого.

Господь призвал нас к исповедничеству, и православные христиане не должны стесняться и скрывать свою веру в Богу.

Если человек делает это напоказ, чтобы показать, что он ведет благочестивую и праведную жизнь, стоит спросить себя, не навредит ли его душе то, что призвано помочь людям? Видимые свидетельства нашей веры не осуждаются, если они направлены во благо. Совершая доброе дело или, осеняя себя крестным знамением, мы являем веру во Христа. Но и намерения у нас должны быть добрыми и благими. Думая о том, что рядом кто-то не умеет креститься или крестится неправильно, мы можем совершить нечто в осуждение, а не в оправдание.

Старообрядческое крестное знамение

Даже мало просвещенный человек знает, что старообрядцы крестятся по-другому, нежели христиане других конфессий. Это крестное знамение называется «двуперстием», потому что в нем слагается не один, не три, не четыре или пять пальцев, а только два.
 

Для чего христиане крестятся?

Крестное знамение возлагается христианами в знак того, что мы исповедуем распятого на кресте Господа. Крестным знамением при начале каждого дела мы свидетельствуем, что все, что мы делаем, происходит во славу Распятого Христа.

Крестное знамение, т.е. обычай начертания креста на теле возложением перстов на чело, перси и рамена (плечи) есть древнейший обычай, явившийся вместе с христианством. Обычай христиан осенять себя крестным знамением в молитве св. Василий Великий относит к числу таких, которые мы прияли от апостольского предания по преемству.

В.И. Суриков. Фрагмент картины «Боярыня Морозова»

Как слагать пальцы во время крестного знамения?

Для крестного знамения мы слагаем персты правой руки так: «великий со двема малыми». Это знаменует, по учению Большого Катехизиса, Св. Троицу: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, не три боги, но Единого Бога в Троице, иже именами разделяется и лицами, но Божество едино. Отец не рожден, а Сын рожден, а не создан; Дух же святый ни рожден, ни создан, но исходен (Вел. Кат.).

Два же перста (указательный и великосредний), соединив вместе, имеем простертыми и несколько наклоненными — это образует два естества Христова: Божество и человечество; одним (указательным) перстом означаем Божество, другим (средним), мало согбенным, означаем человечество; наклонение перстов толкуется святыми отцами как изображение воплощения Сына Божия, Который «преклонь небеса и сниде на землю нашего ради спасения».

Сложив таким образом персты правой руки, полагаем два перста на свое чело, т.е. лоб. Этим мы обозначаем, что «Бог Отец начало всего Божества, от Него же прежде век Сын родися и в последния времена преклонь небеса, сниде на землю и бысть человек». Когда же полагаем персты на живот, то этим обозначаем, что в утробе Пресвятой Богородицы осенением Св.

Духа бысть безсеменное зачатие Сына Божия; от нея родися и на земли с человеки поживе, плотию пострадал за грехи наши, погребен был и в третий день воскрес и возвел из ада праведных души, там пребывавших. Когда же полагаем персты на правое плечо, это толкуется так: первое, что Христос вознесся на небо и седе одесную Бога Отца; второе, что в день судный поставит Господь праведных одесную Себя (по правую руку), а грешников — ошуюю (по левую руку).

Стояние грешников по левую руку означает и положение руки при совершении крестного знамения на левое плечо (Большой Катех., гл. 2, лист. 5, 6).

Двуперстие

Откуда пошло двуперстие?

Обычай складывать персты указанным образом принят нами от греков и у них хранился неизменно от времени апостолов. Ученые, проф. Каптерев и Голубинский, собрали целый ряд свидетельств, что в XI-XII веке Церковь знала только двоеперстное перстосложение. Двоеперстие находим мы и на всех древних иконных изображениях (мозаики и фрески XI-ХIV веков).

Спас Вседержитель. Андрей Рублев. Иконостас Успенского собора во Владимире (1408 г.)

Сведения о двуперстии находятся и в древнерусской литературе, включая сочинения преподобного Максима Грека и знаменитую книгу «Домострой».
 

Почему не трехперстие?

Обычно верующие других конфессий, например, новообрядцы, спрашивают, почему старообрядцы не крестятся тремя перстами, как члены иных восточных церквей.

Слева изображено троеперстие, это крестное знамение принято новообрядческой традицией. Справа — двуперстие, этим крестным знамением осеняют себя старообрядцы

На это можно ответить следующее:

  • Двуперстие заповедано нам апостолами и отцами древней Церкви, чему есть немало исторических свидетельств. Трехперстие же является новоизобретенным обрядом, употребление которого не имеет никакого исторического обоснования;
  • Хранение двуперстия ограждено церковной клятвой, которая содержится в древнем чине принятия от еретиков иаковит и постановлениях Стоглавого собора 1551 года: «Аще ли кто двемя персты не благословляет якоже и Христос, или не воображает крестнаго знамения, да будет проклят»;
  • Двуперстие отображает истинную догматику христианского Символа Веры — распятие и воскресение Христово, а также два естества во Христе — человеческое и Божественное. Другие типы крестного знамения не имеют такого догматического содержания, а трехперстие искажает это содержание, показывая, будто на кресте была распята Троица. И хотя новообрядцы не содержат учение о распятии Троицы, но св. отцы категорически запретили использование знаков и символов, имеющих еретическое и неправославное значение.
    Так, полемизируя с католиками, святые отцы также указывали, что одно только изменение видотворения, применение обычаев, схожими с еретическими, уже само по себе являет собой ересь. Еп. Никола Мефонский писал, в частности, об опресноках: «Употребляющий опресноки уже из некоторого сходства подозревается в общении с этими ересями». Истинность догматики двуперстия признается сегодня, хоть и не публично, разными новообрядческими иерархами и богословами. Так о. Андрей Кураев в своей книге «Почему православные такие» указывает: «Я двоеперстие считаю более точным догматическим символом, чем троеперстие. Ведь не Троица была распята, а «един от Святыя Троицы, Сын Божий»».

Источник: https://ruvera.ru/krestnoe_znamenie

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь