Какой реке было крещение Руси

Достоверно известно, что первые христиане среди русичей появились еще до крещения князем Владимиром в 988 году. Где могло зародиться российское христианство, — в материале.

ДУШАНБЕ, 28 июл — Sputnik. В России и на Украине отмечается День крещения Руси.

Достоверно известно, что первые христиане среди русичей появились еще до крещения князем Владимиром в 988 году. Но когда именно и где? Это предмет ожесточенных споров между учеными.

О том, где могло зародиться российское христианство, — в материале РИА Новости.

«Церковь варяжская»

Хоть крещение киевлян произошло в 988 году, первый христианский храм в столице Древнерусского государства был построен гораздо раньше. Насколько раньше? Свидетельства об этом разнятся.

Например, заключение мирного договора между Русью и Византией в 944 году было символически скреплено участием сторон в богослужении «в церкви Святаго Илии, яже есть надъ ручаемъ се бо бе соборная церковь, мнози бо бе Варязи хрестеяны».

Именно у стен этого храма, согласно летописям, совершалось массовое крещение в 988 году. Кроме того, археологи нашли многочисленные захоронения христиан, относящиеся к середине X века.

Но есть и другая версия. Из «Повести временных лет» известно, что примерно с 864 по 882 год Киевом правили варяжские дружинники Аскольд и Дир.

В 866-м они вместе со своим войском «переменили языческую и безбожную веру, в которой пребывали прежде, на чистую и неподдельную религию христиан», и спустя некоторое время в Киеве появляется первая церковь — в честь Николая Чудотворца. О ней упоминается в связи с гибелью киевских правителей.

«И убили (слуги новгородского князя Олега — ред.) Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь Святого Николы; а Дирова могила — за церковью Святой Ирины», — говорится в «Повести временных лет».

Чудеса Казанской иконы Божьей Матери: кому помогает

Впрочем, историки спорят, существовала ли эта церковь вообще: археологических свидетельств не найдено, поэтому составитель «Повести» вполне мог упомянуть о храме своей эпохи — середины XI века.

Предание о пещерах

Вообще, письменных свидетельств о Руси в домонгольский период до нас дошло ничтожно мало. Отсюда — многочисленные предания о появлении христианства. Их достоверность нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть.

Одна из загадок для ученых — пещерные храмы в Воронежской области. Самые необычные, буквально нерукотворные — в Костомаровском Спасском монастыре.

Говорят, их основали то ли бежавшие в III веке от римских гонений христиане, то ли торговавшие с местными племенами византийцы уже в VI-VIII веках.

«На Воронежской земле об этом есть устойчивое предание. Правда, оно ничем не подтверждается», — замечает в игуменья монастыря Елена (Золотухина).

Есть и другая гипотеза: пещерные храмы появились здесь лишь в XVII веке стараниями малороссийских казаков. Так было, например, со знаменитым Дивногорским монастырем, время основания которого более-менее доказано. А вот с Костомаровской обителью не все так просто.

Пять известных святынь, которые могут исчезнуть совсем скоро

«Относительно нашего монастыря у нас нет никаких документальных свидетельств о том, кем и когда он был создан. Это большая историческая загадка», — говорит игуменья.

Да и археологических исследований в обители толком не было. Поэтому вопрос, является ли Костомаровский монастырь древнейшим в России, остается открытым.

Загадочный лик

А вот про храмы Алании известно гораздо больше. Сейчас они считаются древнейшими на территории России.

В начале X века Константинопольский патриарх Николай Мистик направляет на Северный Кавказ миссионеров. А в 916 году Аланское царство официально принимает крещение.

Свидетельством христианизации региона стали три храма в долине реки Большой Зеленчук (Карачаево-Черкесия), где некогда, по мнению ученых, находился главный город государства — Магас. Первый, Георгиевский, был кафедральным, его возвели в 916 году. Другие два построили спустя примерно 50-70 лет.

В середине XIX века археологи нашли неподалеку от храмов наскальное изображение, напоминающее лик Христа. С тех пор идут ожесточенные споры о происхождении фрески: когда, кем и для чего она была создана.

«Возможно, горная терраса с иконой Христа могла быть своеобразной скальной часовней, где собирались на молитву члены раннехристианской общины Магаса, пока христианство в Алании не стало государственной религией», — предполагает археолог Владимир Кузнецов.

Самый древний храм

Тем не менее храмы в Карачаево-Черкесии могут оказаться далеко не самыми древними на территории России.

В июле российские ученые впервые просканировали загадочную постройку в северо-западной части крепости Нарын-Кала в Дербенте, которая датируется примерно 300-м годом нашей эры.

«В мясе ничего плохого нет». Когда и для чего установили Великий пост

Здание высотой 12 метров почти полностью скрыто под землей, на поверхности виден лишь купол. Он-то и породил массу предположений о том, что это за строение.

Sputnik / Вадим Русу

Еще до сканирования существовали три версии: что это водохранилище, христианская церковь или зороастрийский храм. Но после выяснилось, что строение имеет форму креста, а это нехарактерно для резервуаров, где хранилась вода. Поэтому, с большой вероятностью, сооружение было культовым.

«Это здание во время постройки было целиком на поверхности, и оно стоит на самой высокой точке Нарын-калы. Ставить цистерну на поверхности, да еще на самой высокой горе? Это странно. Вопросов пока больше, чем ответов», — отмечает руководитель исследовательской группы Наталья Полухина.

Теперь ученым предстоит выяснить, кто молился в загадочном храме — зороастрийцы или христиане.

И если присутствие первых в IV веке в этом регионе зафиксировано в многочисленных хрониках, то о дербентской общине последователей Христа говорится впервые. Возможно, нас ждет сенсация.

Источник: https://tj.sputniknews.ru/society/20190728/1029512375/gde-krestilas-russia-rus.html

Крещение Руси — Лампада

Ведя речь о Крещении Руси, главнейшем событии древней истории нашего Отечества, следует прежде заметить, что под этим следует понимать акт утверждения христианства, его победу над язычеством в политическом смысле. Крещение Руси не было и не могло быть актом одномоментным. Был продолжительный, растянувшийся на несколько столетий процесс введения христианства в качестве государственной религии централизованной Киевской державы.

Виктор Васнецов. Крещение Руси. Подготовительная композиция росписи Владимирского собора в Киеве. 1885-1896 гг.

Язычество древних славян

Прежде всего следует понять — что представляло собой язычество в древней Руси. Языческий культ древних славян не представлял в сущности завершенной системы. Религиозные представления были связаны с обожествлением сил природы, которая представлялась населённой множеством духов. Поклонялись стихиям видимой природы, прежде всего: Даждь-богу, Стрибогу и Велесу.

Другим важным божеством был Перу́н — бог грозы, грома и смертоносной молнии. Культ Перуна был распространен по всей территории проживания славян: в Киевской, Новгородской и Владимирской Руси. Основной миф о Перуне повествует о сражении бога со Змеем — похитителем скота, вод, светил и жены громовержца.

Возвышение культа Перуна, превращение его в верховного языческого бога начинается с военными походами киевлян. Они побеждают хазар, воюют с Византией. Перуну приносят человеческие жертвы у подножия священных дубов. Перуна называли «княжьим богом», поскольку он был покровителем князей, символизировал их власть.

Такой бог был чужд большинству славян-земледельцев.

Тем не менее образы богов не получили у славян той ясности и определённости как, например, в греческой мифологии. Не было ни храмов, ни особого сословия жрецов, ни каких-либо культовых сооружений. Были специалисты только по гаданиям и общению с таинственными силами — волхвы, кудесники, но и то не везде.

Поклонения и жертвоприношения проходили в специальных культовых святилищах-капищах, которые представляли собой первоначально округлые деревянные или земляные сооружения, возведённые на насыпях или холмах. В центре капища находилось деревянное или каменное изваяние божества-идола.

Им приносились жертвы, иногда даже человеческие, этим и ограничивалась культовая сторона идолослужения.

Кроме того, у восточных славян было поклонение не только богам природы, но и отдельным предметам и местам, например, камням, деревьям, и даже рощам.

Так, на берегу Плещеева озера в древнем русском городе Переяславле-Залесском до сих пор лежит камень-валун – Синь-камень весом 12 тонн. В дославянские времена ему поклонялись туземное население язычников-мерян. Сменившие мерю в IX – XI вв.

славяне продолжали поклоняться камню. При встрече весны камень украшали лентами и цветами, вокруг него водили хороводы.

Славянское язычество было, если можно так выразиться, неконкурентоспособно — не было ни священных книг, ни оформившегося культа По словам академика Д.С.Лихачева, “язычество не было религией в современном понимании — как христианство, ислам, буддизм.

Это была довольно хаотическая совокупность различных верований, культов, но не учение. Это соединение религиозных обрядов и целого вороха объектов религиозного почитания.

Поэтому объединение людей разных племен, в чем так нуждались восточные славяне в IX-Х веках, не могло быть осуществлено язычеством.”

Как указывает профессор МДА А.К.Светозарский, “в последнее время в массовой печати всплывают «сенсации» — якобы найдены древние славянские «ведические» книги. Но любой историк-профессионал без труда распознает здесь подделку. Причем чаще всего такие фальшивки — плод целенаправленной деятельности современных неоязыческих сект”.

Население древней Руси

С давних времен европейские районы нынешней России былы населены различными славяно-русскими народами и племенами, которые не имели между собой никаких связывающих их установлений: поля́не (территория современной Польши), северя́не (территория Черниговской, Сумской, Брянской, Курской, Белгородской областей), древля́не (территория современной Украины – Киев и Житомир), ради́мичи (территория современной Беларусии), вя́тичи (территории современных Московской, Калужской, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тульской и Липецкой областей), кри́вичи (район Полоцка, Пскова и Смоленска), и́льменские слове́не (Новгородские земли), дреговичи́ (Беларуссия), волыня́не (территории Западной Украины и Польши), белые хорваты (территория западной Польши), ти́верцы (территории современных Молдавии и Украины) и у́личи (район современного Днепропетровска). Они управлялись своими князьками и вели между собой мелкие войны. Целью их жизни было приобретение добычи. Господствовало полное варварство. Однако они не в состоянии были охранять себя сообща против иноплеменников.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Где самое красивое Рождество в Европе

Славяне и их соседи

Кроме славянских народов жили тогда на территории будущей Руси и многие иноплеменные фи́нно-у́горские народы: ме́ря (вокруг Ростова, территории современных Владимирской, Ярославской, Ивановской, восточной части Московской, восточной части Тверской, части Вологодской и западной части Костромской областей); мурома́ (на Оке, где река впадает в Волгу); мещёра (территории Рязанской и Тамбовской областей, частично Саратовская и Пензенская области), мордва́ (Мордовия, а также территории Нижегородской, Пензенской, Тамбовской, Рязанской, Самарской и Московской областей); водь (коренное население Ленинградской области), весь (Карелия), ли́вы (Прибалтика); чудь (Эстония и на восток к Ладожскому озеру) .

Соседями восточных славян были варяги (норманны, выходившие из Скандинавии в другие страны), которые жили «за морем» и приходили к славянам «из-за моря», финно-у́гры на севере (территория современных Владимирской, Ярославской, Ивановской, восточной части Московской, восточной части Тверской, части Вологодской и западной части Костромской областей), волжская болгары и хазары на востоке, и процветающая Византия на юге.

Варяги или наёмники

Начало христианства на Руси

Древнее предание гласит, что начало христианской проповеди на Руси было положено еще в I веке апостолом Андреем Первозванным. Учёные до сих пор спорят об его истинности. Предание повествует о том, что апостол Андрей прошел с проповедью Евангелия до днепровских гор, на которых позже возник Киев. Затем поднялся вверх по Днепру, дошел до Новгорода и вернулся обратно в Рим.

Николай Ломтев. Апостол Андрей Первозванный водружает крест на горах Киевских. 1848

На одном из киевских холмов апостол Андрей установил крест и предсказал величие и красоту будущей столицы Древней Руси. Про посещение апостолом Новгорода в нашей летописи осталось лишь одно упоминание об удивившем апостола обычае новгородцев париться в банях.

После этого апостольского путешествия еще долго не встречается в источниках никаких признаков христианства на территории будущей России. Исключение составляли только Крым и Черноморское побережье Кавказа. Это были приграничные территории Византийской империи. Сюда обычно ссылали неугодных правительству церковных иерархов и политических деятелей. Здесь окончил свои дни епископ Римский Климент, святитель Иоанн Златоуст, Максим Исповедник и другие.

Наиболее благоприятные условия для распространения христианской веры среди славянских племен возникли только с усилением их военной мощи и началом государственности.

Образование Древнерусского государства

Первые упоминания о Киевской Руси как государственном образовании относятся к 30 годам IX века. До этого признаков государственной жизни не было. Традиционно отправной точкой русской государственности считается легендарное призвание варягов.

Согласно «Сказанию о призвании варягов», содержащееся в «Повести временных лет», написанной иноком Нестором в Киево-Печёрской лавре в начале XII века, в середине IX века славянские и финские племена словен, кривичей, чуди и мери платили дань варягам, приходившим из-за моря. Но в 862 году эти племена изгнали варягов, и после этого между ними самими начались усобицы. Для прекращения внутренних конфликтов славянские (чудь, ильменские словене, кривичи) и финно-угорские племена решили пригласить князя со стороны.

Виктор Васнецов. Призвание варягов

Варяг Рюрик с братьями Синеусом и Трувором был приглашен княжить в Новгород. С этого события традиционно отсчитывается начало государственности восточных славян.

Древнерусское госудаство с центром в Новгороде при Рюрике

К тому же времени относится первый Поход Руси на Царьград (860), который «Повесть временных лет» датирует 866 годом и связывает с именами варяжских князей Аскольда и Дира.

По некоторым источникам, Аскольд и Дир были боярами (дружинниками) новгородского князя Рюрика, который направил их в поход на Царьград. Поход был неудачный – многие погибли при осаде Константинополя.

На обратном пути из Византии, князья Аскольд и Дир не стали возвращаться в Новгород к Рюрику, а обосновались в Киеве, захватив власть над полянами, которые в это время не имели своего князя, и платили дань хазарам.

Таким образом, можно говорить о возникновении двух главных политических центров восточных славян — южного с центром в Киеве (Киевская Русь) и северного с центром в Новгороде (Новгородская Русь).

При Аскольде в состав Киевской Руси входили земли полян, древлян, дреговичей и юго-западной части северян (с городом Черниговом). Новгородские земли  включали территорию ильменских словенов, чуди, веси и мери.

Между двумя политическими центрами лежала область кривичей, до 872 года, сохранявшая независимость.

Главные интересы Аскольдовой Руси охватывали юг и юго-восток. Ее привлекали богатые и сильные государства — Хазария, Болгария, Византия, кавказские страны — Грузия, Армения, Ал-бания (Азербайджан), даже отдаленный Багдад. С ними она поддерживала активные торговые и политические контакты. Кроме того, через Киев проходил великий европейский торговый путь, известный по русским летописям, как путь “из варяг в греки”.

В 879 году в Новгороде умер Рюрик. Княжение было передано Олегу (Вещему), регенту при малолетнем сыне Рюрика Игоре. Позднее, в 882 году, новгородский князь Олег, отправился с войском и наёмной варяжской дружиной в поход на Киев. По пути в Киев Олег захватил Смоленск и ряд других земель, установив там свою власть и поставив на княжение своих людей.

Подойдя к Киеву, Олег спрятал воинов в ладьях и назвавшись купцом, плывущим в греческие земли, обманом выманил к себе Аскольда и Дира. Когда же те пришли, воины вышли из ладей и Олег сказал Аскольду и Диру, что они не князья, не княжеского рода, а он, Олег, княжеского, а вместе с ним малолетний сын Рюрика Игорь. В итоге, Аскольд и Дир были убиты, а Олег стал киевским князем.

Он объединил новгородские и киевские земли в единое государство и перенес столицу из Новгорода в Киев.

Древнерусское государство при Олеге Вещем

К концу IX века, Олегу удалось объединить под своей властью разбросанные и разрозненные племена древлян, северян и радимичей.

Вплоть до монгольского нашествия (1237—1240) Киев становится политическим и культурным центром восточных славян, столицей Киевской Руси – древнеславянского феодального государства. В силу своего расположения на торговых путях “из варяг в греки”, т.е.

из Скандинавии в Византию и обратно, Киев начал налаживать прочные политические и экономические связи со странами Центральной и Западной Европы, торговые отношения с Византией, куда сбывались меха, воск, мёд и челядь, т. е. невольники.

Источник: https://lampada.in.ua/2018/07/kreschenie-rusi/

«Отправная точка нашей истории»: как Крещение способствовало объединению русских земель

В субботу, 28 июля, исполняется 1030 лет со дня Крещения Руси. По оценкам учёных, принятие христианства по инициативе князя Владимира — один из важнейших факторов, способствовавших образованию единого государства, ставшего колыбелью для современных России, Украины и Белоруссии. Об одном из ключевых событий отечественной истории — в материале RT.

Проникать на территорию будущего Древнерусского государства христианство начало задолго до князя Владимира — ещё в IX веке. В это время в этих землях царило язычество, причём свой пантеон был практически у каждого племени. Но, согласно некоторым источникам, прибывшие из Византии священники крестили даже князей Аскольда и Дира вместе с их боярами.

Ориентировочно в 957 году в ходе официального визита в Константинополь христианкой стала и киевская княгиня Ольга, бабушка князя Владимира, при крещении принявшая имя Елена. Однако при этом она не смогла добиться от басилевса (монарха с наследственной властью в Древней Греции) ряда торгово-экономических и политических преференций.

Но после того как княгиня сделала вид, что задумалась над учреждением церкви на Руси по западному обряду, официальный Константинополь поспешил заключить с Русью крайне выгодный для Киева договор, подобный тем, которые в современной дипломатической практике называют «договорами о дружбе и сотрудничестве».

И уже примерно с середины Х века в погребениях на Руси стало появляться всё больше нательных крестов.

  • Ф. А. Бруни «Прибытие в Киев епископа» (1839)

Язычество мешало Руси в политическом и даже социально-экономическом смысле. Племенные культы служили препятствием на пути к созданию единого народа и мощного централизованного государства. Правитель Руси князь Святослав Игоревич принимать христианство не захотел и якобы заявил своей матери Ольге, что может потерять из-за этого авторитет в глазах дружины. Создать централизованную державу он не смог.

Сын Святослава Ярополк, по словам историков, якобы испытывал симпатии к христианству, а вот победивший его в борьбе за власть брат Владимир сначала стал сторонником духовной «реакции» и даже попытался учредить в стране единый языческий пантеон, но ощутил, что это совсем не то, что нужно Руси. И тогда, согласно летописным повествованиям, князь озаботился «выбором веры».

Выбор веры

Согласно легенде, Владимир лично побеседовал с проповедниками ислама, иудаизма, христианства западного обряда, и лишь греческий философ убедил князя остановить выбор на христианстве восточного обряда. Учёные видят в этой истории определённый символизм.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как нужно креститься слева направо или наоборот

«На самом деле у Владимира было два реальных варианта: христианство западного и восточного обряда. Однако именно христианство восточного обряда имело давние корни у славян.

Оно начало проникать на Русь ещё в IX веке, немало местных жителей, в том числе и представителей знати, уже были крещены.

К этому времени многие поняли, что принятие христианства от Рима приведёт к неминуемой политической зависимости от него», — поделился в беседе с RT руководитель Центра источниковедения истории России ИРИ РАН, доктор исторических наук Антон Горский.

  • И. Е. Эггинк «Великий князь Владимир выбирает веру»

По мнению профессора факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова, доктора исторических наук Сергея Перевезенцева, в выборе князя Владимира важную роль сыграла деятельность христианских проповедников Кирилла и Мефодия, создавших в IX веке старославянскую азбуку и проповедовавших среди славян и других народов, живших на берегах Чёрного моря.

«Кирилл и Мефодий, которые были как раз выходцами из Византии, перевели на славянский язык богослужебные тексты, Евангелие. На Западе службы изначально вели на латыни, Библию читали на латыни, а благодаря Кириллу и Мефодию христианство, именно восточного обряда, стало понятно славянам, и большая часть славян в то время, соответственно, оказались ориентированы на восточную традицию», — отметил он.

По словам эксперта, к западному обряду на Руси относились прохладно. «В Киеве в то время жили крещенные по восточному обряду выходцы из западнославянских народов, у которых уже был негативный опыт общения с германцами, и они делились им с обитателями Руси», — подчеркнул Сергей Перевезенцев.

Земля Херсонеса

Согласно историческим источникам, в конце 980-х годов византийский император Василий заключил с князем Владимиром союз против взбунтовавшегося полководца Варды Фоки, претендовавшего на трон империи. Одним из ключевых моментов договора была женитьба киевского князя на сестре императора Анне.

Детали дальнейших событий известны по более поздним пересказам и вызывают в наши дни дискуссии у историков. По одной из наиболее распространённых версий, на определённом этапе византийский басилевс попытался уклониться от исполнения своих обязательств. Тогда дружина Владимира осадила и захватила форпост Константинополя в Северном Причерноморье Корсунь—Херсонес (был расположен на месте современного Севастополя).

После этого император решил, что договор всё-таки нужно выполнить, и византийская принцесса Анна отправилась в Крым, где её ждал жених. Владимир принял крещение и женился на Анне по христианскому обряду.

  • В. М. Васнецов «Крещение Владимира»

«Владимир со своей дружиной крестился в Корсуни и вывез отсюда многие христианские святыни. Первые священники, которые крестили Русь, были из Херсонеса. Считается, что Анастас — священник, который потом стал настоятелем Десятинной церкви, — тоже из Херсонеса.

Дух христианской веры, идя из Средиземноморья Восточного, из Византии, дошёл до Херсонеса—Херсона—Корсуни и стал мостиком, по которому вера пришла на Русь.

А при Владимире уже произошло самое главное — это собирание русских земель единой духовной силой, православной верой», — рассказала в беседе с RT председатель Законодательного собрания Севастополя, историк и писатель Екатерина Алтабаева.

Возникновение русского народа

Возвратившись с законной женой в Киев, Владимир велел сбросить языческих идолов в реку и крестить сначала киевлян, а затем и остальных жителей Руси. Вопреки мифам, в центральных областях Руси крещение прошло спокойно. Столкновения имели место только на севере Руси, а на востоке процесс просто проходил постепенно.

«Картину христианизации Руси в наши дни дополняет археология. Нательные кресты появляются с середины X столетия, а в XI веке, судя по археологическим находкам, процесс распространения христианства на Руси принял массовый характер.

Люди заботились о спасении своей души и думали о загробной жизни.

И мы видим, что переход на новый погребальный обряд произошёл чрезвычайно быстро», — рассказал в интервью RT главный научный сотрудник Института славяноведения РАН, доктор исторических наук, профессор Владимир Петрухин.

По мнению Сергея Перевезенцева, крещение сыграло решающее значение в русском этногенезе.

«Принятие христианства, по сути дела, создало тот самый русский народ, который затем построил великую русскую цивилизацию.

До этого население Руси представляло собой разнородный союз племён и этнических групп. Вполне возможно, что, если бы восточные славяне не крестились, они, подобно полабским славянам, не смогли бы объединиться и погибли бы от рук германцев. А так благодаря принятию христианства возник русский народ», — подчеркнул эксперт.

Влияние крещения на формирование русского народа отмечает и Владимир Первухин.

«До принятия христианства были вятичи, кривичи, дреговичи. А после крещения произошло объединение народа в абсолютно новую общность», — пояснил он.

Антон Горский обращает внимание на то, какое влияние принятие христианства возымело на культуру Руси. «Вместе с верой на Русь пришла и письменность. Она как явление была известна и ранее, но возникновение книжной культуры было связано именно с принятием христианства», — отметил эксперт.

Руководитель пресс-службы патриарха Московского и всея Руси священник Александр Волков в интервью RT заявил, что вся история Руси и России связана с христианством.

  • Памятник святому равноапостольному князю Владимиру на Боровицкой площади Евгения Новоженина
  • РИА Новости

«Отделить светскую историю России от церковной невозможно. Всё началось с принятия святым равноапостольным князем Владимиром христианства. Это решение стало той отправной точкой, с которой мы можем отсчитывать нашу историю. Если мы посмотрим на историю отечественной культуры, то увидим, что её стержнем являлась православная вера. Православие играло важнейшую роль в нашей истории и в Средние века, и в Новое время, и в мятущийся ХХ век», — подчеркнул он.

По словам Екатерины Алтабаевой, 1030-летие Крещения Руси — важное событие в нашей жизни. «Для нас 1030 лет Крещения Руси — это дата особенная, которая переживается нами вместе со всеми православными, с русским миром как очень важный этап становления духовного развития нашего русского народа», — заявила она.

Важнейшую цивилизационную роль крещения в истории России подчёркивает и Антон Горский. «Что тут можно сказать? Культурный код Руси был задан восточным христианством», — резюмировал эксперт.

Источник: https://russian.rt.com/science/article/540418-kreshenie-rusi-rol-istoriya

Принятие христианства на Руси и её значение

К X веку древнеславянские языческие верования не имели высокого уровня развития. Русичи легко примешивали к своим суеверия неславянских соседей и легко поддавались посторонним влияниям. В ситуации окончательного оформления Древнерусского государства требовался более мощный духовный стержень. Христианская вера оказалась близкой по духу восточным славянам, вдобавок она стала могучим фактором единения разноплемённых территорий Киевской Руси.

Социально-политическое развитие Киевской Руси во второй половине X века

Придя к власти, князь Владимир Святославович зафиксировал новое объединение Киева и Новгорода. Весь торговый маршрут из «варяг в греки», от Ладоги до устья Днепра находился под его полным контролем. Древляне основательно усмирили, но из повиновения вышли радимичи и вятичи, понадобилось три года, что бы вновь подчинить Киеву непокорные племена.

Князь Владимир всемерно укреплял государственный аппарат и решил многолетнюю проблему защиты русских рубежей от печенежских набегов. Достижение высокого уровня могущества государства требовало широкого признания международным сообществом того времени. Наступил своего рода переломный момент, который определил дальнейшую судьбу Древней Руси.

Христианство и мировые религии на рубеже I и II тысячелетий

В X веке мировые религии христианство, ислам и буддизм определяли уровень цивилизованности развитых государств. Для Руси буддизм был не актуален в силу отдалённости носителей культурной традиции.

В то же время довольно сильное влияние здесь имел иудаизм (условно мировая религия), как рудимент разгромленного князем Святославом Хазарского каганата. Ислам исповедовали жители Волжской Булгарии – культурно и экономически продвинутого государства.

Христианство было государственной религией Византии и европейских держав на западных рубежах Руси. Все эти религии культивировали единобожие, что являлось основной скрепой развитого государства той эпохи.

Предпосылки принятия Русью христианства

Кризис родового строя восточных славян создал ряд предпосылок для переформатирования духовного и социально-политического пространства древнерусской цивилизации

Категория предпосылокСущностное содержание
Духовные Переворот духовного сознания в среде восточных славян, связанный со становлением высокого уровня государственности в Киевской Руси.
Социальные Необходимость подведения общего фундамента под социально-культурное единство религиозно разобщённых племён восточных славян.
Политические Усиление роли молодого восточнославянского государства на международной политической арене средневековой Европы.
Экономические Развитие торговых и технологических связей с более развитыми странами.

Причины принятия новой религии

Над необходимостью принятия Русью новой веры довлели как внутриполитические, так и внешние обстоятельства

Внутренняя необходимостьМеждународные условия
Сплочение всех восточнославянских племён под властью Киевского князя Упрочение культурных и социально-экономических связей с внешним миром
Обоснование божественным промыслом общественного расслоения Сближение с Византией – тогдашним центром цивилизации
Поднятие авторитета киевских властей Приобщение Руси к культурным и духовным ценностям христианской Европы
Разрушение пережитков родового строя Введение Киева в круг общеевропейской политики
Сильное влияние православной общины Киева Укрепление международного авторитета Киевской Руси

Важной предпосылкой, склонившей князя Владимира принятию христианства византийского обряда, была его популярность в высшем слое киевского общества (пример княгини Ольги крещённой в Константинополе).

Легендарный византийский выбор князя Владимира

Заняв киевский престол, князь Владимир решил укрепить свою политическую и военную власть в духовной жизни.

Он подумал, что проблему можно было решить путём объединения всех языческих верований Киевской Руси, созданием пантеона богов во главе с грозным Перуном.

Однако, в условиях развитых феодальных отношений, даже обновлённое язычество не могло объединить древнерусское общество и укрепить власть князя. Стало ясно: вопрос надо решать кардинально, взяв за основу религию одного из успешных соседних государств.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В каком году появился праздник Масленица

В «Повести временных лет» есть легендарный рассказ о том, как князь Владимир, подходящую для себя и всей Руси религию подбирал. Рассматривались три варианта: хазарский иудаизм, ислам Волжской Булгарии и христианство (римского или византийского обрядов). Согласно летописному повествованию выбор был непростым и даже занятным. В конце концов чаша весов склонилась в пользу Константинополя. Возможно потому, что степень враждебности во взаимоотношениях с этим государством была самой наименьшей.

Трудность заключалась в том, что у Византии был свой взгляд на крещение Руси. В Константинополе считали, что приняв византийский обряд, русский князь должен стать вассалом императора. Для Владимира это было категорически неприемлемо. Он считал, что крещение должно было превратить Русь в дружественное, но при этом полностью суверенное государство.

Процесс принятия христианства

Владимиру помогли неурядицы 986 году. В Византийской империи. Император Василий III попросил помощи у князя Владимира, взамен на согласие крещения по «сценарию Киева». Владимир должен был получить в жёны сестру самого императора и значительную каноническую самостоятельность церкви. Однако после усмирения мятежников в Византии, император стал затягивать исполнение обещаний.

Князь Владимир вынужденно совершил поход на Корсунь. Василий III вынужден был исполнить обещанные условия. Владимир и его дружина приняли крещение ещё в Корсуни. По возвращении в Киев он провёл вторую реформу религии. По его приказанию киевляне в 988 г. окунулись в воды Днепра, а священники – греки совершили над ними обрядовые действия.

Распространение Православия на Руси

В остальной Руси переход в Православие был растянут почти на столетие. Процесс протекал медленно из-за сопротивления местного населения, подстрекаемого жрецами языческих культов («кудесниками», «волхвами» и др.). Показателен пример Новгорода, где жители подняли антиклерикальное восстание.

Доверенный воевода Владимира Добрыня (вероятно, его родной дядя) поджёг пригороды и под угрозой убийства загнал горожан в реку Волхов. Подобное «крещение огнём и мечём» происходило и в других регионах Древней Руси.

Русский народ окончательно принял христианскую религию как свою только лет через 250–300.

Значение принятия Христианства

Категория значения
Политическое
  • Укрепление всевозможных контактов с Византией.
  • Усиление власти киевского князя над племенами.
Международное
  • Повышение авторитета Руси в международных отношениях.
  • Сплочение восточнославянских племён на территориях Древней Руси.
Духовное
  • Изменились народный быт и нравы.
  • Появились письменность, образование и искусство.
Нравственное
  • Введение единобожия.
  • Получило распространение Христианское милосердие.

Последствия принятия христианства

Гуманизация общества стала важнейшим последствием принятия Древней Русью Христианства.

Влияние Христианствапоследствий
Церковь признавала всякую власть от Бога Упрочение власти киевских князей
Вера сплачивала племена восточных славян Формировалась единая древнерусская народность
Появление канонического единения с христианским миром Повышение роли Древней Руси в международных отношениях
Культурный феномен Христианства Появление на Руси письменности и искусства, распространение грамотности
Внедрение христианской морали
  • Смягчение нравов (отмена «кровавых жертвоприношений»).
  • Укрепление нравственных основ семьи.

Принятие древней Русью христианской религии было грандиозным шагом развития цивилизации восточного славянства. Благодаря этому шагу произошли значительные изменения в развитии этносов, политики, культуры, экономики и общества средневековой России.

Источник: https://histerl.ru/lectures/kievskaia_rusi/priniatie_krestianstva_na_rusi.htm

История России — тема 3

В VII — X вв. восточные славяне были язычниками. Основными славянскими божествами были:

  • Сварог бог неба
  • Дажьбог бог Солнца
  • Стрибог бог ветра
  • Перун бог грома и молнии, покровитель дружины
  • Велес бог скота и покровитель пастухов
  • Ярила бог весны (или Солнца)
  • Купала бог лета
  • Мокошь богиня женского рукоделия

Земледельческими были древнейшие божества Род и рожаницы.

Как у любых язычников, у славаян существовали жрецы — волхвы. В святилищах (капищах) приносились жертвы изображениям богов — идолам.

Однако славянское язычество коренным образом отличалось от античного или скандинавского: ни один бог не являлся, по славянским представлениям, главным среди других, повелителем богов типа Зевса.

2. Первая религиозная реформа

С объединением славян под властью Киева, укреплением власти князя потребовался главный бог. Как князь являлся единственным властителем на земле, так и верховный бог должен был быть единственным властителем на небе. Это делало необходимой замену разрозненных языческих культов единой государственной религией. В этом заключалась главная причина религиозной реформы. Вторая причина состояла в стремлении укрепить язычество перед лицом растущего влияния христианства.

Первая религиозная реформа была осуществлена в 986 г. По распоряжению Владимира в Киеве были установлены идолы шести божеств, включенных в государственный пантеон. Этими божествами явились:

  • Перун Хорс (солнечный конь)
  • Дажьбог Мокошь
  • Стрибог Симаргл (значение неизвестно)

Среди этих шести главным был бог грома Перун, покровитель дружины. Его идол выделялся серебряной головой с золотыми усами.

Первая религиозная реформа не удалась. Новые представления о старых богах не усваивались населением.

К тому же язычество не могло сопротивляться растущему влиянию монотеизма (единобожия), который исповедовали соседние державы: Византия, Хазарский каганат, Волжская Болгария.

Именно контакты с соседними народами привели к проникновению монотеистических представлений в славянскую среду. Очевидная неудача попытки реформировать прежнюю славянскую веру побудила князя Владимира обратиться к принципиально новой религии.

3. «Выбор веры»

Летопись рассказывает о выборе веры князем Владимиром, к которому приходили представители всех религий. Ислам был отвергнут из-за запрета на спиртное, иудаизм — из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государства и рассеялись по всей земле. Наиболее убедительными показались князю аргументы византийского священника.

Отправленные в другие страны послы Владимира также нашли лучшей византийскую церковную службу. Было принято решение о крещении Руси по византийскому обряду.

Скорее всего, этот рассказ — легенда, цель которой состоит в том, чтобы подчеркнуть превосходство православия над другими религиями. (Летопись создана в XI — XII вв.)

Подлинная причина перехода именно в христианство, причем в его восточном (православном) варианте заключается в существовании прочных связей Руси с Византией, особенно в связи с торговлей по пути «Из Варяг в Греки». Еще в середине Х века (при Игоре и особенно при Ольге) в Киеве жили христиане, построившие даже свою церковь.

4. История крещения Владимира (Корсунская легенда)

Крещение Руси оказалось связано с внутриполитическим кризисом в Византийской империи.

Византийские императоры Константин и Василий просили у Владимира помощи против мятежника Варды Фоки. Владимир обещал помощь при условии, что императоры отдадут ему в жены свою сестру Анну. Императоры согласились, но потребовали, чтобы князь крестился. После разгрома Фоки они не спешили выполнять обещание. Тогда Владимир захватил город Херсонес (ныне — в черте Севастополя) и пригрозил захватом Константинополя.

Императорам пришлось согласиться не только на замужество сестры, но и на то, чтобы Владимир был крещен не в Константинополе, а в Херсонесе священниками из свиты царевны. По возвращении в Киев Владимир крестил киевлян в р. Почайне и уничтожил языческие идолы. Статую Перуна привязали к хвосту коня, сволокли к Днепру и сбросили в реку. Так было продемонстрировано бессилие идолов — бессилие язычества.

Крещение Владимира и киевлян, состоявшееся в 988 году, положило начало широкому распространению христианства на Руси.

5. Распространение христианства на Руси

Крещение остальной Руси заняло длительное время. На Северо-Востоке обращение населения в христианство завершилось лишь к концу XI в. Крещение не раз встречало сопротивление. Наиболее известное восстание произошло в Новгороде. Новгородцы согласились креститься лишь после того, как княжеские дружинники подожгли непокорный город.

Многие древние славянские верования вошли на Руси в христианский канон. Громовержец Перун стал Ильей-пророком, Велес — Св. Власием, праздник Купалы превратился в день св. Иоанна Крестителя, масленичные блины являются напоминанием о языческом поклонении Солнцу.

Сохранилась вера в низшие божества — леших, домовых, русалок и тому подобное. Однако все это — лишь пережитки язычества, не делающие православного христианина язычником.

6. Значение принятия христианства

Принятие христианства способствовало расцвету материальной культуры. Иконопись, фреска, мозаика, приемы кладки кирпичных стен, возведения куполов, камнерезное дело — все это пришло на Русь из Византии благодаря распространению христианства. Через Византию Русь познакомилась с наследием античного мира.

С христианством пришла письменность на славянском языке, созданная болгарскими просветителями Кириллом и Мефодием. Стали создаваться рукописные книги. При монастырях возникали школы. Распространилась грамотность.

Христианство повлияло на нравы и мораль. Церковь запрещала жертвоприношения, боролась с работорговлей, стремилась ограничить рабство. Общество впервые познакомилось с понятием греха, отсутствующим в языческом мировоззрении.

Христианство укрепило княжескую власть. Церковь внушала подданным необходимость беспрекословного повиновения, а князьям — сознание своей высокой ответственности.

Приняв христианство, Русь перестала быть для европейцев варварской страной. Она стала равной среди равных европейских держав. Укрепление ее международного положения выразилось в многочисленных династических браках.

Правда, позднее из-за того, что в Западной Европе господствовал католицизм, а Русь была православной, Русское государство оказалось изолированным от западного мира.

Принятие христианства способствовало сплочению восточнославянских племен в единую древнерусскую народность. На смену сознанию племенной общности пришло осознание общности всех русских вообще.

На что следует обратить внимание при ответе:

  • Особенности славянского язычества, отличия его от античного.
  • Причины неудачи первой религиозной реформы: создание собственного пантеона требовало времени, а давление монотеистических представлений усиливалось.
  • Легендарный характер рассказа о выборе веры князем Владимиром.
  • Упорное сопротивление новой религии на севере страны, удаленном от Византии.
  • Значение христианства для культуры и морали, усиления авторитета княжеской власти, становления древнерусской народности, международного положения Киевской Руси.

Источник: http://www.1543.ru/school/books/Kacva_History_abitur/chap3.htm

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Для любых предложений по сайту: [email protected]