Коронация Ивана IV
Согласно завещанию Василия III преемником и наследником княжеского трона стал его сын Иван. Новопровозглашенному великому князю было всего три года. Взять на себя труд по управлению государством должны были особо приближенные бояре – опекунский совет во главе с матерью Ивана Еленой Глинской. А в день совершеннолетия, то есть когда великому князю исполнится 15 лет, опекуны, по замыслу Василия III, передают ему всю полноту власти и остаются его вернейшими соратниками и помощниками.
Перед коронацией
Как показала история, благим замыслам Василия III так и не суждено было сбыться. Нескончаемая борьба за власть между боярами. Интриги, наветы, отравления и прочие гнусные методы устранения неугодных были самым обычным делом.
Худшего правления, чем осуществляемое в период с 1533 по 1547 года, страна не знала. К семнадцатилетию Иван IV подошел слабым политиком, фактически не руководящим страной.
Чтобы исправить эту ситуацию, им был задуман ряд мер, первой в котором была коронация или венчание на царство.
Венчание на царство
В 1556 году на тот момент еще князь Иван заявил своим приближенным боярам о своем намерении жениться. Однако перед свадьбой, по словам историков, князь собрался «венчаться на царство», то есть принять титул царя.
Не зря предстоящая коронация была названа именно венчанием. Свершаемое действие должно было соединить царя с его народом, показать единство всего государства российского, создать союз аналогичный брачным узам, где обе стороны – и царь, и его народ – должны были заботиться и почитать друг друга.
Подготовку к этому великому торжеству Иван поручил митрополиту Макарию и родственникам по материнской линии Анне и Михаилу Глинским. Церемония, несмотря на отсылки к византийским традициям, была фактически придумана митрополитом с нуля. Первая в истории России коронация проводилась в Успенском соборе в Москве, а символом царской власти стала шапка Мономаха.
После торжественного богослужения митрополит Макарий возложил на Ивана крест Животворящего Древа, бармы и шапку Мономаха. Завершилась церемония миропомазанием. Именно из-за добавления в церемонию этого действа – окропления чела миром – венчание и помазанье на царство в русской культуре стали синонимами.
Древний обряд «посажения на стол», означающий избрание нового «стольного князя», на этом окончательно ушел в прошлое.
Концепция Третьего Рима
В конце XV – начале XVI веков в русской духовной литература появилась теория о становлении Москвы как нового – Третьего – Рима. Суть ее заключалась в том, что раз пали первый Рим (центр Римской империи), затем Византия – преемник традиций великой империи, то Москве суждено стать наследницей этих великих государств.
Духовное наследование и хранение христианских традиций, зародившихся в Риме и получивших развитие в Византийской империи, по праву должно принадлежать России, как последовательнице в вере христианской.
Данная концепция объявляла царя главным защитником православия и, соответственно, давала духовное основание для почитания царского титула и преклонения перед ним.
Идея о богоизбранности России, ее исключительной духовной и исторической миссии и особом пути получила широкое развитие и в дальнейшем. Церковники и политические деятели XVI-XIX веков находили все новое и новое подтверждение концепции Третьего Рима, используя эту теорию в самых разных целях.
Причины и следствия принятия царского титула
Многие историки, как современные, так и XIX века, считают, что идея коронования не принадлежит Ивану IV. Все идеи о возвеличивании его как первого русского царя были поданы Анной Глинской, бабкой царя и его дядей, Михаилом Глинским. После коронации Глинским отошло множество земель на правах удельного княжества, а Михаил и брат его Юрий получили весомые титулы.
Однако коронация не стало причиной немедленной концентрации власти в руках у новоявленного царя. Страной по-прежнему управляли бояре, только теперь не Шуйские, а Глинские. Однако стоит заметить, господство Глинских продолжалось совсем недолго.
В глазах же подданных авторитет власти неимоверно вырос. Миропомазание символизировало божественность царской власти – царь сиречь помазанник божий на земле. Да и сам царский титул стал символом преемственности традиций римских и византийских кесарей.
Но одним из самых положительных изменений после принятия царского титула стало возросшее влияние России на мировой политической арене. Царь и самодержец Всея Руси неожиданно стал не просто ровней европейским королям, но во многом превосходил их – наследование традиций столь великих держав, как Рим и Византия, чьим преемником объявил себя Иван IV, многого стоило в глазах европейцев.
Однако была и еще одна причина введения царского чина, не столь явная. После помазания на царство Иван Грозный получил длинный титул, звучавший как «Великий государь, Божиею милостью царь и великий князь всея Руси, Владимирский, Московский, Новгородский, Псковский, Рязанский, Тверской, Югорский, Пермской, Вятцкой, Болгарской и иных».
Громко позвучавшее в чинонаименовании «царь всея Руси» означало, что все государства, объединенные под властью Ивана, становятся единым целом, частью единой большой Руси. Все земли – Владимирские, Московские, Новгородские и прочие – официально стали неотъемлемой частью государства.
Отныне царь не признавал над собой никакой иной власти, не признавал притязаний Золотой Орды, а становился как минимум равным всем остальным властителям.
Таким образом, венчание на царство стало финальным аккордом, завершившим централизацию Русских земель. Царская власть стала основой, жестким стержнем, на который отныне опиралась власть государственная.
Признание Руси и Москвы в частности преемником духовных традиций великих империй древности – Римской и Византийской, возвеличение Москвы как Третьего Рима сделало Россию защитницей и хранительницей православного христианства.
А признание нового титула российских правителей на мировом уровне в значительной степени укрепило авторитет страны.
Источник: https://histerl.ru/kurs/ivan-iv/pervyj-russkij-car.htm
Шапки, в которых венчались на царство русские монархи
Шапка как символ русской монархии: исторические факты о головных уборах, которыми венчали русских царей
Коренной русский народ шапку во все времена считал чем-то большим, чем обычный головной убор. Да, именно русским людям принадлежит идея «кидания шапок», но историкам известны и другие шапки – которыми ни в кого не бросались. Именно в таких головных уборах происходило венчание владык Руси на царствование.
Шапка Мономаха
Эту шапку принято считать символом русского правления. Существует легендарная повесть, что еще в двенадцатом веке византийским императором Константином данный головной убор был прислан князю Киева Владимиру Мономаху на подносе из золота. Он в свою очередь передавал венец из поколения в поколение до тех пор, пока тот не дошел до эпохи московских царей.
Имеет место и другая информация, что шапка является даром Узбек-хана Юрию Даниловичу. Не исключается, что головной убор мог быть изготовлен по их заказу благодаря умениям восточных мастеров. Установленным фактом является то, что в первый раз венчание этой шапкой происходило в 1498 году. Ею венчали внука Ивана Третьего, Дмитрия, правда, побыть монархом ему так и не удалось.
Изначально на шапке имелось украшение из жемчуга и золотых подвесок, позже появились элементы соболиного меха.
Шапка Казанская
Являлся запасным головным убором у монархов Руси. Шапка сделана в середине шестнадцатого века по специальному заказу для Ивана Грозного. Это произошло после завоевания и включения Казанского ханства в состав Русской державы. В результате был упрочен титул Казанского царя.
Имеют место исторические сведения, что Казанская шапка изготавливалась мастерами ювелирного искусства завоеванного ханства. Для ее производства было задействованы элементы золота и серебра, а также изумрудные вкрапления, жемчуга, рубины и мех. Шапка была увенчана сапфиром в 90 каратов.
В нынешнее время изображение этого головного убора расположено на гербе Казани.
Астраханская шапка
Ее изготовили еще в семнадцатом веке по заказу правителя Михаила Романова. Свое название шапка получила благодаря завоеванию ханства Астрахань. У венца есть два яруса. Он отличается массивным металлическим корпусом.
Внизу внешней конструкции сделана диадема из восьми зубцов. Также в нижней части короны прикреплен мех соболя, который является традиционным для такого типа головных уборов. Шапку украшают сто семьдесят семь камушков и жемчужин.
На сегодняшний день этой короной увенчан герб Астрахани.
Источник: https://sm-news.ru/shapki-v-kotoryx-venchalis-na-carstvo-russkie-monarxi-55009/
Императорская корона в российском гербе. Золотая шапка Владимира Мономаха
Шапка Мономаха
Первая корона России
Пока что мы говорили лишь об изображениях на государственном гербе Российской империи, их смысле, происхождении и форме. Но в гербе был еще один элемент, которого мы пока еще не касались, даже вскользь. Это символы особенностей власти императора над различными территориями страны.
В гербе их несколько — это прежде всего императорская корона, а кроме того, различной формы венцы.
Как известно, первое венчание на великое княжение, о котором сохранился целый комплекс источников (это и «чин», то есть описание порядка венчания, и летописные сообщения), произошло в 1498 г. Иван III , исходя из дипломатических, в первую очередь международных, соображений, решил оформить права на русский престол своего внука Дмитрия, сына умершего при странных обстоятельствах Ивана Ивановича Молодого и Елены Волошанки, дочери молдавского воеводы Стефана Великого.
Великий князь надеялся, что такой акт укрепит его союз с Молдавией, основанный не только на брачных связях двух правящих домов, но и на общем антиягсллонском интересе. И для Молдавии и для Руси конца XV в. Великое княжество Литовское, возглавляемое одним из сыновей Казимира Ягеллона — Александром, представляло наибольшую внешнеполитическую опасность. У этого венчания был один довольно любопытный нюанс.
В наследники попадал не сын Ивана 111 от Софьи Палеолог — будущий Василий III, а внук (по женским линиям) тверского князя Бориса Александровича и молдавского воеводы Стефана Великого. В таких условиях говорить о том, что введение «византийского герба» было делом Софьи Палсолог и се партии при русском дворе, — а это произошло менее чем за год до венчания, — не приходится.
Церемония же была разработана по византийскому образцу (так же некогда в Византии венчали наследника престола). Центральным моментом всей церемонии было возложение на Дмитрия-внука «шайки», которая приблизительно через двадцать лет стала называться шапкой Мономаха.
Ее почти не переделывали (меняли лишь соболиный окол да навершие), так что и в наши дни основную ее часть можно увидеть в Оружейной палате в Москве.
Верх шапки состоит из восьми золотых пластин, которые покрыты узором из спиралевидных завитков, шестиконечных розеток-звезд и цветков лотоса. И форма остроконечной шапки, и цветок лотоса намекают на родину этой части шапки — может быть, Среднюю Азию, а может быть, и Византию.
Первая корона России
Источник: http://www.bibliotekar.ru/3-1-50-simvoly-rossii/8.htm
5 фактов о шапке Мономаха: рекламный ход или реликвия
Эта «древняя реликвия византийских повелителей» не более чем политический рекламный ход. Но это не остановило Рюриковичей и Романовых от использования этого самого священного предмета как символа власти.
Шапка не имела ничего общего с настоящим Мономахом
Владимир Мономах
«Сказание о князьях Владимирских» рассказывает нам, как византийский император Константин Мономах отправил этот головной убор своему внуку — великому князю Владимиру, когда тот взошел на престол. Этот жест подчеркивал легитимность монарха и его правления на русских землях. Предание гласило, что этот атрибут использовался при венчании на царство всех последующих князей после Владимира.
В действительности все было не так. Легенда возникла намного позже, и что касается шапки, то рассказ о ней весьма далек от реальности. Константин Мономах скончался, когда его внуку было всего два года, и никакие регалии не могли быть отправлены.
Современные историки утверждают, что легенда о византийском наследии была придумана во времена царствования великого князя Василия III (1505-1533). Именно тогда, в 16 веке, русские князья, собиравшиеся объединить русские земли кровью и мечом, использовали все виды символов власти, чтобы подчеркнуть правомерность древних притязаний на абсолютную власть.
Как вы можете себе представить, «шапка Мономаха», которую вручил великий византийский император, была большой удачей.
До сих пор достоверно не известно ее происхождение
Шапка Мономаха
Кто же тогда сделал шапку Мономаха? Помимо византийской теории, есть еще и гипотеза о том, что к ее происхождению имеет отношение Золотая Орда. Согласно ей, правители монголов отправили драгоценные регалии в дар московским князьям за их верную службу. По мнению историка Сергея Богатырева шапка больше напоминает монгольский женский головной убор. «Русские князья были бы заинтересованы в более мужском варианте».
Версия историка заключается в том, что шапка Мономаха была создана в Москве во время царствования Василия III. Мастерами использовались различные драгоценные золотые украшения, найденные в сокровищнице. Это может легко объяснить неравномерность дизайна — некоторые золотые элементы, кажется, были расположены асимметрично друг другу.
До Петра Первого девять правителей носили шапку Мономаха
«Царь Иван. Последний бой». Андрей Шишкин
Первым был сын Василия III Иван Грозный. Он также стал первым правителем на Руси, кого стали называть «царем», то есть «цезарем».
Искусствовед Виктория Геращенко сравнивает царские одеяния Ивана с внешним видом православного храма. Шапка Мономаха внесла важнейшие штрихи в одеяние царя. Проступили яркие параллели, которые должны были подчеркнуть абсолютную власть. Святой крест украшает шапку, так же как и крест на православном храме. Это подчеркивает божественность происхождения царской власти.
Затем она перешла к сыну Ивана — Федору, последнему из древней династии Рюриковичей, затем последовали правители Смутного времени: Борис Годунов, Лжедмитрий I и Василий Шуйский, после них первые Романовы: Михаил Федорович и Алексей Михайлович. Последним, кто надел этот атрибут власти, был Иван V, старший брат и соправитель Петра Великого.
Петр Первый, взойдя на трон, обошелся без этого обычая, и шапка Мономаха, украшавшая головы правителей 178 лет была сдана в Успенский Собор Московского Кремля.
Были и другие шапки
Алмазная шапка
Кроме шапки Мономаха были и другие, созданные по ее образцу и посвященные разным историческим событиям. Среди них были Казанская, Сибирская, Алмазная. Казанская была создана через год после присоединения Казани, в 1553 году, Алмазная специально сделана для Ивана Пятого мастерами московского оружейного завода и украшена бриллиантами.
Шапка стала главным символом власти и ответственности
«Портрет Ф.И. Шаляпина в роли Бориса Годунова». А Головин
«О, тяжела ты, шапка Мономаха!», — говорит Борис Годунов в трагедии Александра Пушкина. Сцена показывает Годунова только что взошедшим на престол в результате убийства законного наследника Дмитрия, в котором обвинили его.
Период власти царя Бориса — это начало Смутного времени в истории России. Пушкинские слова могут быть афоризмом всего этого исторического отрезка. Они отражают нелегкое бремя ответственности правителя.
Источник: https://travelask.ru/blog/posts/17568-5-faktov-o-shapke-monomaha-reklamnyy-hod-ili-relikviya
Шапка Мономаха | На Голове
Богатство, пышность, роскошь, красота и даже некая помпезность – все эти слова с легкостью можно применить к царскому двору бывшей Российской империи. Практически все великие князья, цари и императоры нашего государства любили и умели окружать себя красивыми и дорогими вещами, будь то дворец, мебель, посуда, одежда или украшение. Блеск русского двора не раз вызывал зависть и восхищение.
Конечно, многое из наследия русского самодержавия было утрачено, затеряно в веках, уничтожено в пожарах и войнах, и даже продано в первые годы существования советской власти. Однако почти все символы российской государственности дошли до наших дней. Среди них – и первая, если можно так сказать, корона русских царей – шапка Мономаха.
Шапка Мономаха представляет собой великолепный образец средневекового ювелирного искусства. По виду она напоминает самый обычный зимний головной убор, который надевали бояре и князья того времени, хотя это далеко не так. Шапка Мономаха – это именно корона, практически полностью отлитая из золота, пусть и имеющая весьма необычную форму, так отличающую ее от своих европейских аналогов.
«Состав» Шапки
Шапка Мономаха состоит из восьми золотых пластин, покрытых великолепным узором, представляющим собой ансамбль из розеток, спиралевидных завитков и цветов лотоса. Шапка украшена 32 жемчужинами, 2 сапфирами, 3 шпинелями, 2 рубинами и 4 изумрудами. Увенчана она золотым полусферическим навершием с крестом. А к нижней части шапки прикреплена соболья опушка.
Согласно письменным источникам, первым владельцев шапки был Иван Калита. Однако короной для русских князей она стала гораздо позже. Только в конце XV века (а это спустя почти полтора века после смерти Калиты) состоялось первое венчание на русский престол с использованием шапки Мономаха, или, как ее называли в то время, Золотой шапки.
Венчание на престол
А было все это так: ясным морозным деньком 4 февраля 1498 года Иван III ввел своего внука Дмитрия в храм Успения Пресвятой Богородицы, на которого в присутствии знатных бояр и высшего духовенства и возложил великокняжеские регалии – бармы и шапку Мономаха.
Такое мерой Иван III пытался пресечь борьбу за власть после своей смерти. Однако попытка не удалась – борьба все-таки началась, и победителем в ней вышел не Дмитрий, а сын Ивана – Василий.
Именно он и стал следующим великим князем русского государства, примерив и на себя этот венец.
Кстати, Золотая шапка в качестве короны была выбрана не случайно. Ивану III удалось сделать то, что не смогли его предшественники – освободить Русь от татаро-монгольского ига и практически объединить русские земли после феодальной раздробленности в единое государство. Естественно, что будущему правителю необходимы были и новые символы, которые бы подтвердили его право на абсолютную власть.
С этой целью из великокняжеской сокровищницы и достали золотой венец. Более того, относительно него даже сложилась легенда, будто бы Золотую шапку подарил Владимиру Мономаху (которому в свое время удалось удержать Русь от распада) византийский император Константин. Значит, Золотая шапка не просто венец, но и еще и подтверждение того, что русское государство является преемницей Византии (Москва – третий Рим), а власть великих московских князей законна, т.к.
подтверждена была еще в XI веке императором Константинопольским.
Отказываться от этой легенды не стал ни один будущий правитель России. Более того, когда Иван IV венчался на царство, т.е. стал первым русским царем, он тоже надел Золотую шапку. Кстати, именно Иван Грозный дал привычное нам имя этому венцу – шапка Мономаха.
Отказ Петра I
И только в то время, когда Россия превратилась в империю, первый император – Петр Великий – отказался от Золотой шапки, надев на голову корону. Но Петр I все-таки примерял шапку на себя. Когда его венчали на царство в 1682 году вместе с братом Иваном, использовали именно этот венец. Кстати, т.к. венчали сразу двух братьев – соправителей, то изготовили и так называемую «шапку Мономаха второго наряда», практически ее точную копию. Но это венчание на царство стало для шапки последним.
Сейчас шапка Мономаха хранится в Оружейной палате Московского кремля и является предметом неутихающих споров историков и искусствоведов, которые пытаются все-таки выяснить, откуда и когда она появилась. В легенду о подарке византийского императора не верит никто, но выяснить правду тоже пока никому не удалось. Если придерживаться одной из последних версий, то Золотая шапка считается подарком монгольского хана Узбека, т.е.
получается, что главный символ русской государственности попал к нам из Золотой Орды. Более того, по мнению некоторых историков, первоначально шапка была женским украшением! А русские князья, немного изменив ее внешний вид: убрав подвески, которые некогда были на шапке, и украсив ее навершием с крестом и собольей опушкой, превратили ее в русскую корону. Так это ли нет, вряд ли удастся выяснить.
Пусть историки ломают копья, а мы будет любоваться и гордиться шапкой Мономаха, которая в свое время сыграла большую роль в русской истории.
Не подделка, а точная копия!
Кстати, когда Владимир Путин праздновал свое 50-летие (а было это в 2002 году), группа российских ювелиров создала точную копию шапки Мономаха. Подарить ее тогдашнему президенту они так и не решились (или Путин не решился ее принять), поэтому было внесено предложение ее продать и передать вырученные деньги в детские фонды. Оценили современную шапку Мономаха в 50 тысяч долларов.
Источник: http://na-golove.ru/shapka-monomaxa/
» Разное » Фото шапка мономаха
Что собой представляет шапка Мономаха, и какие тайны за ней хранятся? Почему она на протяжении всей истории Российской империи имела такое сакральное значение для русских царей и императоров?
Если вас интересует классический рецепт одноименного салата – нажмите сюда.
В небольшом сообщении о шапке Мономаха мы постараемся кратко ответить на все эти вопросы. Хотя история хранит по этому поводу свою собственную тайну.
Наверняка вы слышали фразу: «Тяжела ты шапка Мономаха». Так вот она напрямую связана с тем, о чем мы сейчас вам расскажем.
Кратко о шапке Мономаха
Итак, шапка Мономаха – это основная регалия или символ русских царей. Что она собой представляет? Если говорить об этом кратко, то она, по сути, является обычным головным убором с остроконечной вершиной.
Разумеется, «обычной» ее можно назвать очень условно, так как она украшена всевозможными драгоценными камнями, жемчугом, рубинами и изумрудами. На самом верху установлен крест, как знак божественного избрания.
Ни для кого не секрет, что на Руси со времен Владимира Крестителя всех правителей называли помазанниками Божиими. Собственно по этой причине на шапке Мономаха и изображен крест.
Шапка Мономаха История
История происхождения шапки Мономаха не имеет однозначной трактовки. Существует несколько мнений историков о том, как возникла эта регалия при российских великих князьях. Мы рассмотрим лишь два основных варианта, так как остальные вообще не выдерживают никакой критики.
Версия первая
Основываясь на различных источниках первая версия свидетельствует о том, что рассматриваемая царская принадлежность является даром Узбек-хана великому князю Юрию Даниловичу или Ивану Калите (два родных брата).
Якобы в качестве московско-ордынского союза она была подарена одному из выше названных князей.
Версия вторая (официальная)
Эта версия считается официальной и в корне отличается от предыдущей. Она возникает буквально сразу после того, как Московское княжество полностью переориентируется с Золотой Орды на Византию.
История происхождения шапки Мономаха выглядит следующим образом. Византийский император Константин IX Мономах преподносит головной убор в качестве дара киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху.
Интересен факт, что сам Владимир Мономах по матери приходился внуком императору Византии, то есть Константину.
Для чего же он сделал такой подарок? Дело в том, что это было символом преемственности власти русских правителей от императоров великой Византии.
Несмотря на красоту данной версии и ее официальный статус, она имеет крайне сомнительную историческую подлинность. Ведь на момент смерти Константина (1055 год) Владимиру было всего лишь 2 года.
Сообщение о шапке Мономаха
Впервые шапка Мономаха упоминается в Летописи, повествующей о поставлении Дмитрия (внука Ивана III) на великое княжение в 1518 г. Согласно легенде византийские императоры послали в Вавилон целую экспедицию. Именно тогда шапка Мономаха была обнаружена среди прочих сокровищ, оставшихся от древнего царя Навуходоносора.
Интересен факт, что великие князья надевали драгоценный головной убор только в тот день, когда происходило торжественное восхождение на престол.
После праздника и соблюдения всех уставов, реликвия пряталась в определенное место, где хранилась со всеми остальными сокровищами правителя. Царь же в дальнейшем пользовался специальным «ежедневным» венцом.
Последний раз шапка Мономаха была использована при восхождении на престол Ивана V. Это случилось в 1682 году. Тогда произошла весьма примечательная история, и обойти стороной этот интересный факт мы не можем.
Дело в том, что Иван V, сын царя Алексея, был законным наследником, однако при этом обладал крайне слабым здоровьем. По некоторым данным он имел слаборазвитую психику, и править страной, разумеется, не мог.
Именно по этой причине вместе с пятнадцатилетним Иваном V был коронован и его младший брат – десятилетний Пётр I, который впоследствии войдет в историю как один из величайших императоров России.
Но как быть в этом случае, ведь шапка Мономаха одна, а венчать на царство нужно двоих? Несмотря на необычайность ситуации, придворная знать не растерялась и приказала изготовить «шапку второго наряда». Она полностью повторяла форму и украшения настоящей регалии, хотя конечно была гораздо менее художественна.
На сегодняшний день шапка Мономаха хранится в Оружейной палате России вместе со своей копией, изготовленной для Петра I. Надо сказать, что официальной цены этому уникальному историческому наследию не дано. Поэтому уверенно можно сказать, что она бесценна.
Тяжела ты шапка Мономаха
А теперь вернемся к той фразе, которую мы упомянули в начале статьи: «Тяжела ты шапка Мономаха». Если привести данные о том, сколько весит этот царский головной убор, то вы подумаете, что поняли суть данной поговорки. Ведь полный вес реликвии составляет целых 993,66 грамма, то есть почти килограмм.
На самом деле значение этого фразеологизма, как правило, используется в переносном смысле. Тяжесть шапки Мономаха обозначает то, что человек, облеченный властью, несет на себе тяжелое бремя ответственности за тех, кто ему подчинен.
В более узком смысле эту фразу можно применить к любому начальнику. Когда люди видят, как характер человека меняется в худшую сторону после того, как его повысили на должности, тогда они со вздохом произносят фразеологизм: «Ох, тяжела ты шапка Мономаха». Значение фразы мы вам рассказали.
Фото шапки Мономаха
Великий князь Владимир II Всеволодович Мономах Великий князь Владимир II Всеволодович Мономах
Салат Шапка Мономаха Рецепт
Кстати говоря, существует салат, названный в честь описанной нами царской принадлежности. По виду он действительно очень напоминает драгоценную регалию. Любители утверждают, что он такой же вкусный, как и красивый.
Но давайте посмотрим, каков его классический рецепт. Несмотря на громкое название, салат состоит из достаточно простых ингредиентов, а для его приготовления вам не понадобится овладевать супер знаниями в деле кулинарии.
Самое главное помнить, что классический рецепт предполагает обязательное наличие говядины и грецких орехов. Итак, приступаем.
Ингредиенты:
- головка чеснока;
- свежий укроп — пучок;
- 5 картофелин;
- 300 г. говядины;
- морковка;
- 2 свеклы;
- 4 яйца;
- 30 г. орехов грецких;
- 150 г. сыра;
- майонез;
- зерна граната.
Приготовление:
- Из готовой смеси сформируйте верхушку и посыпьте ее орехами.
- Картошку, которая осталась, перемешайте с сыром и зеленью и белком.
- Морковку перемешайте с 2 выдавленными дольками чеснока и выложите на желтки, затем сыр, орехи, мясо, зелень. Все слои промазывайте майонезом, чтобы салат лучше пропитался.
- После зелени выложите слой желтка, но по диаметру он должен быть меньше предыдущих.
- Первый слой 1/3 часть картошки, затем свекла, сыр, говядина, укроп.
- На блюдо выложите слоями салат, промазывайте майонезом каждый слой.
- Сыр натрите на терке. Свеклу перемешайте с измельченными орехами и двумя раздавленными дольками чеснока.
- Яйца отделите на желток и белок, натрите на терке мелко.
- Говядину сварите, и порежьте кубиком. Порубите мелко укроп.
- Отварите овощи и яйца. Пропустите через терку картофель, морковку и свеклу
- Верхушку украсьте зернами граната и узорами из майонеза. Вокруг нижней части посыпьте сыр с орехами, чтобы она была «пушистой».
Можно вырезать из красной луковицы кувшинку, заполнить гранатовыми зернами и положить на середину верхушки. Получится очень красиво.
Как видите, все достаточно просто, так что можете попробовать приготовить это блюдо!
Если Вам понравилось сообщение о шапке Мономаха – поделитесь им в социальных сетях. Будем считать, что мы раскрыли тайну, хотя бы на официальном историческом уровне.
Ну а на счет подписки на сайт InteresnyeFakty.org мы уже не говорим так как надеемся, что Вы давно это сделали.
Источник: https://coriza.ru/raznoe/foto-shapka-monomaha.html
5 золотых атрибутов русских царей
До середины 16 века русские правители именовались «великими князьями», что для иностранцев означало «великий герцог». Первым русским царём, равным по титулу королям Западной Европы, стал Иван IV Грозный.
Митрополит Всея Руси провел торжественную церемонию венчания — возложил на юного Ивана Васильевича драгоценные бармы, вручил Священный Крест и одел на голову Шапку Мономаха. Первый русский царь взошёл на трон 16 января 1547 года.
С тех пор драгоценные атрибуты власти сопровождали русских самодержцев вплоть до заката монархии в 1917 году.
1. Скипетр.
На фото: Скипетр царя Михаила Фёдоровича, древнейший сохранившийся царский жезл.
Посох, или по-гречески «скипетр» — древний атрибут правителей. Длинный жезл из дерева или кости, отделанный золотом, прошел путь от фараонов Древнего Египта до римских императоров.
В Средние Века королевский символ наполовину уменьшился в длине и увеличился в стоимости. Скипетры европейских властителей начали изготавливать из золота, украшать драгоценными камнями и жемчугом.
Русский царь Фёдор Иванович, сын Ивана Грозного, получил первый драгоценный жезл при венчании на царство в 1584 году. С тех пор скипетр стал главным символом русской государственности. Золотой посох в руках государя символизирует доброго пастыря, заботящегося о своей пастве.
Царский атрибут изготовлен из золота, увенчан тремя орлами и небольшой короной с изумрудом, украшен 20 алмазами и другими драгоценными камнями.
Драгоценные золотые жезлы русских самодержцев выставлены в музеях Кремля.
2. Держава.
На фото: Держава царя Михаила Федоровича.
Второй по значимости царской регалией считается держава, или «золотое яблоко».
Массивный шар из золота с 200 драгоценными камнями изготовлен, предположительно, западноевропейскими мастерами. «Яблоко» увенчано золотым крестом — символом главенства христианского царя в государстве. Эмали с изображением ветхозаветных сцен на поверхности шара представляют особую ценность для искусствоведов.
Вместе со скипетром и Шапкой Мономаха «царское яблоко» входило в «Большой наряд» — главное торжественное облачение русских царей в 17 веке.
Первую русскую державу демонстрируют в Оружейной палате Кремля, в Москве.
3. Шапка Мономаха
На фото: Древняя русская корона, чьё происхождение покрыто тайной.
Символ власти российского царя, Шапка Мономаха, датируется 14 веком. Царский атрибут изготовлен из золота, отделан собольим мехом, украшен 32 жемчужинами и 11 драгоценными камнями. Шапка Мономаха весит 993 грамма, высота головного убора — 25 сантиметров.
Историки говорят о трёх вариантах происхождения царского венца: византийском, монгольском и московском. Эксперты, проводившие анализ материала шапки, придерживаются московской версии. Считается, что знаменитый атрибут собран в 14 столетии из золотых шлемов русских князей 13 века.
Шапкой Мономаха венчали всех русских царей с 16 по 17 век. Петр I, прозванный Великим, стал последним царём, надевшим древний символ власти. Петр ввел в обиход корону, которая сменила шапку и украсила голову первой русской императрицы Екатерины.
Золотая шапка помещена в Оружейную палату Кремля вместе с другими царскими головными уборами.
4. Трон
На фото: золотой трон царя Михаила Фёдоровича, 16 век.
Деревянный остов трона обшит золотыми пластинами, на которых закреплены 1964 драгоценных камня: рубины, турмалины, сапфиры и жемчуг.
Персидский шах Тахмасп I подарил первому русскому царю Ивану Грозному золотой трон, украшенный 3000 драгоценных камней — свидетельствует хроника того времени. Царь принял подарок с восторгом — вид такого богатства, красоты и искусной работы впечатлял.
Царь Михаил Федорович впервые использовал золотой престол при церемонии венчания на царство в начале 17 века.
Русские цари, в течение ста следующих лет, брали золотой престол на выездные церемонии и трон постепенно потерял внешний вид. В конце 17 века «царское место» отреставрировали и поместили в хранилище. Сейчас он демонстрируется в Оружейной Палате московского Кремля.
5. Бармы
На фото: Бармы царя Алексея Михайловича.
Бармы — украшения в виде золотого ожерелья с круглыми подвесками или воротника, украшенного золотом, драгоценными камнями и эмалью с религиозными сюжетами.
Первое летописное упоминание о золотом оплечье, которое носят русские князья, датировано 1216 годом. Слово «священные бармы» появляется в русской хронике 14 века. А с 15 века эти драгоценные украшения становятся постоянным атрибутом коронации русских царей.
Бармы, которые надел на венчании царь Алексей, прозванный Тишайшим — это семь крупных медальонов, закреплённых на атласном воротнике. Медальоны сделаны из золота, в центре — крупные эмалевые миниатюры с евангельскими сюжетами, обрамленные ажурной золотой оправой. 248 алмазов и 500 других драгоценных камней украшают царские оплечья.
На фото: Бармы 12 века, найденные в раскопках древней Рязани.
Старейшие золотые бармы, дошедшие до наших дней, найдены на раскопках в Рязани. Ожерелье 12 века поражает тонкостью ювелирной работы и красотой эмали. Царские регалии принадлежали, скорее всего, великому князю Рязани. Хан Батый сжег Рязань в 13 веке и бармы пропали, но спустя 600 лет были найдены археологами и возвращены в казну.
Царские бармы выставлены в Оружейной палате, в Кремле.
Золотые символы власти подчеркивали величие и благосостояние Российского государства, хранились под стражей в кремлёвской казне и использовались по особо торжественным случаям.
ЕЩЕ БОЛЬШЕ ЗОЛОТЫХ НОВОСТЕЙ
Источник: https://www.globalintergold.info/ru/5-zolotyh-atributov-russkih-carey-zo106/
Кто носил шапку мономаха до русских царей — Русь Матушка
Шапка для русского человека всегда была больше, чем головной убор. Да, нас часто обвиняют в шапкозакидательстве, но есть в нашей истории такие шапки, которые мы ни в кого не бросим. В них венчали на царство русских монархов.
Шапка Сибирская
Она же – «Альтабасная». Названа так по названию ткани, похожей на парчу, из которой была сшита в 1684 году для царя Ивана V Алексеевича. Для того чтобы шапка не заминалась и сохраняла форму, ее укрепили изнутри на каркасе из гладких серебряных дуг. На чуть мерцающем фоне ткани четко читается узор из ажурных золотых запон, расцвеченных яркими эмалями и драгоценными камнями. В описи 1702 года шапка оценивается в 909 рублей.
Шапка Алмазная для Ивана
Запасной головной убор Ивана V. Был рассчитан для повседневного использования. Шапка также была богато убрана драгметаллами и алмазами, часть из которых Иван перенес на свою любимую Сибирскую шапку.
Шапка Алмазная для Петра
Первый венец царя Петра. В этом головном уборе примечательно то, что по высоте и окружности она значительно уступала аналогичной «алмазной шапке» старшего брата Петра – Ивана V. После поездки в заморские страны и знакомства с местной модой Петр стеснялся носить на людях этот венец. Видимо, считал немодным.
Шапка Мономаха Второго наряда
Запасная шапка (копия) Мономаха. Тоже предназначалась для головы Петра. Судя по всему, надевал он ее один раз – на «дуэтное» венчание на царство в 1682 году вместе с братом Иваном – на том, правда, был оригинал шапки Мономаха. Запасной головной убор значительно легче подлинника – около 700 г. Но для Петра Алексеевича, видимо, все равно была тяжела, поскольку надевал он ее один-единственный раз.
Источник: https://eparhia-birsk.ru/narody/kto-nosil-shapku-monomaha-do-russkih-tsarej.html
Тайна шапки мономаха — Подумать Только!
Что мы знаем о Шапке Мономаха – о самой древней регалии русских князей и символе самодержавной власти? Какова её история? Как на самом деле она попала на Русь? Где она сейчас находится? Читайте об этом в статье.
Все мы ещё по урокам истории Древней Руси помним Шапку Мономаха. Мы знаем, что она является главным символом, как самодержавия, так и самого царя.
Что досталась она государям в дар от императора Византии. Мы можем видеть её на коронационных портретах царей России. И на этом все наши познания о Шапке кончаются.
Давайте поближе ознакомимся с её историей и попробуем разобраться, где правда, а где легенда.
Царская регалия
Первое упоминание о Шапке относится к 1328 году – в духовной грамоте (то есть завещании) Ивана Калиты среди прочих сокровищ названа «шапка золотая». Многие современные исследователи считают, что здесь подразумевается именно она – Шапка Мономаха.
Знаменитая регалия весит чуть менее килограмма. По изначальным описаниям следует, что её основа изготовлена из дерева и изнутри обклеена бархатом. С внешней стороны она обложена восьмью филигранными пластинами из золота.
Её украшения составляют соболиный мех на оторочке и 43 драгоценных камня: сапфиры, изумруды, рубины и жемчуг.
Интересен тот факт, что стоимость Шапки никогда не была переведена в денежные единицы; до сих пор на сей счёт нет свободной информации.
Шапка имела особый статус и функцию. Ею венчали на правление всех государей с Ивана Грозного (1546) до Ивана V (1682), старшего брата Петра Первого.
Причём каждый государь надевал Шапку лишь однажды: во время торжественной церемонии её прилюдно возлагали на голову нового царя, а после празднества прятали в сокровищницу. Но Пётр Первый повысил статус русских государей, и эту традицию упразднили.
Отныне императоров короновали венцом (а с 1762 Большой императорской короной), а Шапка присутствовала на празднествах только в качестве реликвии.
Любопытно, но в Оружейной палате Московского кремля хранятся две Шапки Мономаха: Шапка Большого наряда (о которой сейчас идёт речь) и так называемая «малая шапка второго наряда».
Она во всём копирует историческую регалию, лишь немного уступая ей в богатстве и красоте. Откуда она взялась? Дело в том, что вторая была изготовлена специально для венчания Петра Алексеевича, как соправителя Ивана V.
На престол всходили два правителя, и требовалось две коронационные регалии.
Основная версия
В большинстве учебников, исторических справочников и энциклопедиях мы можем найти следующую версию того, как Шапка попала на Русь и стала княжеской и царской регалией.
История Шапки связывается с Владимиром Всеволодовичем (1053 – 1125), прозванным Мономахом в честь своего деда – императора Византии Константина IX Мономаха.
Стоит сделать отступление: сейчас родство русского князя с византийским родом Мономахов оспаривается некоторыми исследователями, которые считают, что его мать была не дочерью императора, а просто родственницей.
Существует ещё одна легенда, утверждающая, что Шапка была подарена Владимиру Всеволодовичу его византийским дедом как символ преемственности власти императоров Византии Русскими княжествами.
Мало того, в легенде утверждается, что этот головной убор принадлежал византийским императорам рода Мономаха.
А к ним она попала якобы от великого вавилонского царя Навуходоносора, жившего в 7-6 веках до нашей эры.
Но, если глубже капнуть в историю, то обнаружится, что все эти легенды появляются в летописях не раньше 1518 года. А сама Шапка (как было сказано выше) фигурирует с 1328 года. Так откуда же она взялась? И кто написал эти легенды?
Вторая версия
Своё название «Шапка Мономаха», а также красивые легенды, связывающие её с Византией, «шапка золотая» обрела намного позднее: в «Сказании о князьях Владимирских», написание которого относится к правлению Василия III Ивановича (1440 – 1505).
Но зачем этому князю потребовалось переписывать историю? Ответ прост: политика Василия III переориентировалась с Золотой Орды на Византийскую империю. И родство с Владимиром Мономахом (а через него и с византийскими императорами) очень поднимало популярность Василия III.
Так откуда же взялась Шапка Мономаха?
На этот вопрос отвечает вторая версия. Она гласит, что Шапка попала на Русь из Орды через князя Ивана Калиту – он получил её в дар от хана Узбека за верную службу. В начале 14 веке Русь была раздроблена и находилась под властью монголо-татар.
Но Иван Калита вёл хитрую политику с Ордой, благодаря чему смог заслужить доверие хана и возвысить среди прочих городов Москву. Российский историк Н. С. Борисов утверждает, что хан, следуя обычаю, одаривал верных слуг одеждой со своего плеча. И Ивану Калите досталась золотая тюбетейка.
Очевидно, московский князь позже украсили её крестом и соболиным мехом, а затем завещал своим потомкам.
Подтверждением этой версии служат не только летописи, но и изучение филигранного орнамента на регалии. Он имеет сходство со среднеазиатскими узорами. И если поверить в правдивость этой версии, то Шапку следует называть уже не Мономаха, а Ивана Калиты.
Источник: https://u-kpt.ru/interesno/tajna-shapki-monomaha.html