Почему надо хоронить в землю

Это похороны. Как в Белгороде работает индустрия смерти

Я работаю в похоронном деле уже 12 лет, пришёл в него после армии. Работы не было, и друг посоветовал пойти копать могилы. Первые похороны – это как прыжок с парашютом. Сначала ни о чём не думаешь, а потом уже осознаёшь, что это было. Я служил в горячей точке, поэтому после боевых действий мне это было нетяжело.

Тяжело смотреть, как люди провожают своих близких, особенно когда хоронят молодых и детей. Это накладывает какой‑то отпечаток. А когда человек умер от старости, это совсем не то. И люди не так убиваются, когда хоронят тех, кому за 70 лет.

За 12 лет изменилось отношение людей к похоронам. Раньше старались сделать их попроще. Сейчас много показухи. Мне это не нравится. Люди на похоронах даже какие‑то вопросы решают. Раньше собирались близкие друзья и родственники, а сейчас многие просто приходят отметиться. Я уже определяю, когда идёт вой ради воя, а когда человеку действительно искренне жаль того, кто ушёл.

Когда искренне хоронят, то большого столпотворения нет. На похоронах собирается больше ста человек, когда кто‑то важный умирает. Военным иногда дают ружейный салют. Для этого организаторы похорон должны обратиться с заявкой в военкомат. Когда кто‑то молодой разбился на машине или мотоцикле или кто‑то утонул, тоже много людей приходит.

Мы пытаемся успокаивать людей, усаживаем их, даём успокоительное. Бывает, что и скорую вызываем. Иногда родственники заранее вызывают неотложку, и она стоит неподалёку.

Был случай: сын приехал в Белгород из Москвы хоронить мать. Перед тем как зайти в квартиру, сел у подъезда и на лавочке умер. В тот день отменили одни похороны, а на следующий обоих похоронили.

Кремация не в почёте

Иногда мы возим покойников по России и в ближайшие страны. Люди хотят, чтобы их хоронили на родине. В закрытых гробах тоже хороним. Это когда человека невозможно узнать. Бывает, трупы по две недели лежат в лесу и начинают гнить или сгорают, или падают с высоты.

Кремировать раньше ездили в Харьков, теперь в Тулу, она ближе Москвы. Делают это редко: менталитет не тот. Хотя церковью кремация вроде как разрешена: батюшка перед ней отпевает. Кто‑то потом хоронит эту урну, другие хранят дома или развеивают пепел.

Есть мнение, что за место на кладбище в Белгороде, тем более на закрытом, как «Ячнево», надо давать взятку. Сейчас такого нет, в последние годы с этим сложно. Я даже не слышал, чтобы это у кого‑то получилось.

Говорят, что лет семь-восемь назад там можно было купить место. Люди сами ходили и решали этот вопрос. Не знаю, на каком уровне они договаривались и сколько это стоило. Думаю, кто как договорится. Сейчас хороним только на новом кладбище.

На «Ячнево» можно хоронить только родственников тех, кто там уже лежит. Для этого нужны документы, которые подтверждают родственные связи. С этим строго. По закону спустя 15 лет можно похоронить родственника сверху. Слышал, что в Москве часто просто на месте старой могилы делают новую. У нас такого нет.

Храм Корсунской иконы Божией Матери.
Фото Владимира Юрченко

О ритуалах

Часто покойника подвозят к дому, выставляют гроб у подъезда. Это делают, когда человек долго в одном месте жил. Постоят 10–15 минут, и везём на кладбище в церковь. Если человек крещёный, не суицидник, его отпевают в храме. Потом спрашивают у людей, где они прощаться будут. Батюшка может предать земле и в церкви, есть такой ритуал. А потом мы уже закапываем.

Мусульмане готовят похороны дома. На новом кладбище им отвели отдельный участок. Они хоронят без гроба, заматывают человека в материал. Могила по‑другому копается: делается ниша, туда опускают тело, закрывают досками. У них вера такая, что мы не имеем права прикасаться к умершему. Одевают они сами в морге или дома, а не санитары. У нас ставят крест в ногах, а у них шест с полумесяцем в голове.

У баптистов почти то же самое, что у нас, но в церковь не завозим. Приезжает хор человек из десяти и поёт. Никогда не вдавался в подробности, что там у них за песни.

Католики хоронят так же, как мы. У нас нет католических священников, поэтому они просто прощаются. Единственный раз приезжал священник из Канады, проводил здесь обряд. Но и он приехал только потому, что это его отец умер.

В Крутом Логе есть корейское кладбище. У них там религий полно, поэтому мы не вдаёмся, что за обряды они проводят. Привозим и всё. Они начинают какую‑то еду выставлять, что‑то шепчут. Мы в сторонке стоим. Потом всё собирается и кладётся вместе с покойником. Дальше за дело берёмся мы. Откуда они взялись? Там их много в сельском хозяйстве работало, жить стали.

С другими религиями не сталкивался. Когда в одном вузе умер студент-африканец, то здесь его подготовили к транспортировке и отправили домой.

Как это происходит

Когда человек умирает, люди ищут похоронную контору. Бывает, контора сама находит их. Некоторые конторы «сотрудничают» с полицией и врачами и иногда звонят с плохой новостью родственникам раньше, чем эти службы. Не знаю, на каких условиях это происходит, об этом никто не рассказывает.

Мы приезжаем на адрес и объясняем, что и как будет происходить. Человек по каталогу выбирает крест и гроб. Гробы отличаются материалом, поэтому и цены разные.

Моя задача – сделать так, чтобы у людей не было никаких проблем с похоронами. Мы на себя берём всю ответственность. Поминки обычно сами делают и справку о смерти в загсе только родственникам дают.

Мы никогда ни на чём не настаиваем. Если человек хочет сделать показуху, то он может и за 50 тысяч гроб купить. Потом на похоронах обсуждают, что гроб за бешеные деньги, венок за пять тысяч Чистой воды показуха.

Труд тяжёлый: это не то, что приехал, тебе дали 100 тыс. и ты ничего не делаешь. У нас можно похоронить человека от 15 тыс. Морг и отпевание люди сами оплачивают. У морга свои расценки, у церкви – свои. Кремация стоит 30 тыс. Это из‑за того, что ехать далеко. Выкоп, закоп, бригада, катафалк, гроб – это и есть те 15 тыс.

Приятно получать положительные отзывы, когда люди звонят и благодарят. Чужой тебе человек, а ты делаешь ему приятно. Научился красиво оформлять холмы. Салфетки и бахилы раздаём, за это деньги не берём. Чтобы потом человек тебя посоветовал другим: с этой фирмой можно иметь дело. Одежда у всех одинаковая, чтобы всё это выглядело достойно.

Молодёжь не выдерживает

В нашем деле нужно быть тактичным и стрессоустойчивым. У многих это не получается. Надо человека на адресе выслушать, потом объяснить, что ему нужно делать. Не надо спешить, а многие начинают это делать. Любой с улицы здесь не заработает.

Некоторые боятся покойников. Говоришь ему: «Ну, раз приехал, давай помогай, я же один не справлюсь». И после доставки тела человек говорит: «Я не могу работать». Молодёжи здесь работает мало.

На «Ячнево» в своё время была бригада копачей. Фирмы были уже частные, но бригада была только эта. Сейчас у каждого бюро есть свои бригады. И просто копачом туда не устроишься – придётся заниматься всем.

Многие думают, что мы гребём деньги лопатой. Ничего подобного. Здесь всё зарабатываем руками. Бывает, такой грунт попадается, что по пять-шесть часов могилу вручную копаешь. Машины ломаются. Бывает, до адреса полчаса, но что‑то с транспортом, или могила тяжело копается, а надо успеть к приезду процессии.

Нет такого, что сидим, курим и ничего не делаем, а деньги падают с неба. Конкуренция большая. В Белгороде около 30 фирм ритуальных услуг, и каждый хочет заработать монету и сделать похороны подешевле. Мы так и стараемся делать, не пытаемся продать гроб, который стоит две тысячи, за десять.

На кладбище «Ячнево».
Фото Владимира Юрченко

Адский труд

Глубина могилы должна быть не менее полутора метра. А так её размер зависит от гроба. Лаковый гроб повыше и пошире, поэтому делаем яму побольше. Мы не копаем, как раньше в деревнях, котлованы. Это лишний труд.

В области у нас в основном кладбища на глине. Штык-два чернозёма – и она. Глина разная бывает, где‑то можно за полтора-два часа справиться, а в Дубовом минимум четыре часа копать будешь. Бывает и семь. Можно двое-трое похорон за день провести. Пытаемся делать двухчасовой перерыв между похоронами, но никого не подгоняем.

Остаётся что‑то в душе, когда ребёнка хоронишь. А других – нет. Это просто работа. Раньше, может, и задумывался над этим. И никто не снится. Пытаюсь не думать об этом. С ростом города работы больше не стало. В среднем мы делаем 10–15 похорон в месяц. У кого‑то и 30 бывает. Похоронил человека, а домашние дела никуда не деваются. Не сидишь, не задумываешься об этом. Я не помню, кого вчера хоронил.

Люди в основном больше умирают, когда идут перепады давления и температуры. Летом 2010 года, когда стояла жара, только на «Ячнево» в один день было 18 отпеваний, а сколько на других кладбищах и в районах – не знаю.

Я никогда не думал, что буду работать в похоронном деле. А потом по накатанной пошло. Бывает неприятно. Приезжаешь, а труп уже разлагается. Маску надел, глаза закрыл, в мешок положил, снёс и увёз. А кому это ещё делать?

Записал Александр Куликов

Источник: https://www.belpressa.ru/society/drugoe/19398.html

Как хоронить человека, если тот умер от коронавируса

ОВІД

Коронавирус продолжает забирать жизни. Количество умерших от него в Украине уже составило 11 человек и эта печальная цифра, судя по всему, не окончательная. “Вести.ua” узнали, как будут хоронить людей, ставших жертвой китайской чумы.

Есть ли инструкция

И.о. директора центра общественного здоровья Минздрава Игорь Кузин заявил, что есть лишь общие рекомендации по захоронению умерших от осложнений, связанных с коронавирусом. Специальных рекомендаций, привязанных конкретно к коронавирусу, в Украине нет.

Рекомендации прописывают специальные режимы дезинфекции. Обычно рекомендуют усиленный режим дезинфекции. Поэтому, есть только дезинфекция и специальные защитные средства, которые применяются к врачам, которые непосредственно задействованы при всем процессе«, — сказал Кузин.

Главный санитарный врач Украины Виктор Ляшко заявил, что ВОЗ не рекомендует «никаких особых правил» для захоронения умерших от COVID-19. Тем не менее, в Украине определили риски, которые могут возникнуть при захоронении умерших от китайского вируса.

Инструкция покажет всем, как нужно действовать на каждом этапе захоронения, чтобы не допустить возможного инфицирования. Главный риск — ритуальные обряды, прощальные поцелуи. Их необходимо исключить, — заявил Ляшко.

Инструкция выглядит следующим образом:

  • тело передают врачам-патологоанатомам, они устанавливают причину смерти;
  • тело дезинфицируют и кладут в гроб сотрудники патологоанатомического центра;
  • гроб закрывают и дезинфицируют снаружи.

Если человек умер дома, то есть лишь рекомендации Минздрава, в которых указано, что родственники должны сами провести дезинфекцию. Или же за них это сделает ритуальная служба.

Добавим, что в условиях карантина запрещены мероприятия, на которых одновременно собирается больше 10 людей. Таким образом, попрощаться с усопшим могут максимум его 10 друзей и родственников.

Опасны ли тела и вещи

Официальный представитель ВОЗ Кристиан Линдмайер отметил, что тела умерших от коронавируса не несут дальнейшей угрозы.

Патоген, вызывающий эту болезнь, распространяется воздушно-капельным путем, а не так, как в случае с Эбола. Тело само по себе не вызывает заражения в случае с коронавирусной инфекцией. При массовом скоплении людей на похоронах появляется риск новых случаев заражения”, — сказал Линдмайер.

Также в ВОЗ утверждают, что для уничтожения вируса достаточно постирать вещи умершего при высокой температуре и прогладить с паром. Можно также задействовать дезинфицирующие вещества.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какие травы нужно собирать на Троицу

Что делают на самом деле

На словах эта ситуация в Украине описана спокойно и без паники, но практике мы видим совсем другое. Об этом говорит случай, произошедший в Тернополе.

Тело 68-летнего пенсионера, умершего от осложнений, вызванных коронавирусом, выдали родственникам для захоронения в черном пакете. Дальше никаких инструкций не последовало. Перед этим из больницы позвонили родственникам и сказали, чтобы приезжали на транспорте с гробом. Дочь умершего вместе с мужем приехала за телом, которое в черном пакете просто выставили в коридоре.

«Папа был тяжелый, поднять невозможно было самому. И вот это пакет просто тянулся по земле. Сам муж мой это делал руками и тянул. Пакет черный оборвался в руках. Это было что-то страшное«, — вспоминает женщина.

Лишь после звонка к главному врачу инфекционной больницы к родственникам вышел человек в защитном костюме. Он заявил, что захоронением должна заниматься санэпидемслужба. Тело повезли собственным микроавтобусом. Никто из односельчан не решился помочь, поэтому могилу копали зять, сельский голова Коваливки, мэр райцентра Монастыриска и его заместитель. Священников не было.

Интересно, что новоназначенный глава Тернопольской облгосадминистрации Владимир Труш заявлял, что погребением погибшего заниматься государственные структуры.

«Захоронением будет заниматься райадминистрация, мы дали отдельное поручение. А с кем контактировал, соответственно органы составили круг контактных лиц. Оно обрабатывается«, — говорил чиновник.

В Радомышле умершую от коронавируса 71-летнюю женщину похоронили в закрытом гробу. Родственники не смогли проститься с ней, поскольку до этого успели с ней пообщаться, когда она была уже заражена. По этой причине они остались дома на самоизоляции.

Тело поместили в закрытый гроб. Работники, которые ее хоронили, были в специальных костюмах и использовали дезинфицирующие средства. После погребения провели дезинфекцию автомобиля. Никакой траурной процессии не было.

А как это делают в других странах

За границей каждая страна действует по разному. В Ирландии, например, даже на погибшего надевают защитную маску.  В странах, где большинство жителей исповедуют ислам, омовение тела совершают в масках и резиновых перчатках. В Узбекистане делают все, чтобы максимально вымыть, окутать и похоронить тело в соответствии с правилами шариата. 

В Италии похоронные компании по видеосвязи транслируют, как священник отпевает умершего. Все публичные мероприятия запрещены.

В Южной Корее близкие должны сначала кремировать умершего. Лишь после этого можно проводить похороны. В Китае семьям погибших часто даже не позволяют видеть тела своих близких.

Добавьте Вести.ua в список ваших источников

Источник: https://vesti.ua/strana/mogilu-vykopaet-mer-pominat-nelzya-kak-horonit-umershih-ot-koronavirusa

Кремация или похороны: как сделать правильный выбор?

При выборе формы погребения родственники покойника руководствуются как ее внутренним смыслом, так и собственными материальными возможностями.

Смерть близкого человека — одно из самых страшных и печальных событий в жизни его родных. Несмотря на стресс от переживаемого горя родственники обязаны подготовиться к похоронам и проводить усопшего в последний путь с почестями и традиционными обрядами.

Нередко родным умершего предстоит непростой выбор: традиционное захоронение или кремация. Вопрос считается решенным, если покойный успел перед смертью озвучить свою волю.

Но что делать, если он не изъявлял никаких пожеланий? На сегодняшний день жители больших городов из-за нехватки места на кладбище все чаще прибегают к кремации. Православная церковь не одобряет, но и не отказывает в таком способе захоронения.

При выборе формы погребения родственники покойника руководствуются как ее внутренним смыслом, так и собственными материальными возможностями.

Особенности погребения в гробу и кремации

Традиционный способ предполагает помещение тела в гроб и захоронение в земле либо в семейном склепе. Этот метод использовали древние египтяне, которые хоронили забальзамированные тела в усыпальницах, его же практиковали в Древнем Китае. На сегодня традиционное погребение предпочитает большинство населения планеты.

Сжигание тел умерших было широко распространено в Древней Греции и Риме. Этот способ издавна популярен у буддистов и индуистов. После принятия христианства вплоть до XVIII века кремирование трупов в Европе было запрещено как проявление язычничества. И лишь с распространением эпидемий и открытием опасных микроорганизмов тела людей, умерших от инфекционной болезни, стали сжигать сначала на костре, а затем в крематориях.

Современная процедура кремирования включает несколько этапов:

  1. После прощания гроб запаивают в контейнер и опускают в специальную печь, где при очень большой температуре твердые и мягкие ткани сгорают;
  2. Останки измельчают до консистенции песка;
  3. Прах передается родственникам в специальной урне.

Процесс сжигания усопшего занимает до 5 часов. Чистый вес пепла — около 4 кг. Урну с прахом захоранивают в колумбарии либо на обычном кладбище рядом с могилами родственников. Все, кому нужна помощь в организации кремации в Москве, могут заказать полный комплекс услуг от ритуальной службы Grsmos.

Что говорит православная церковь

Верующие христиане не приветствуют кремацию. Согласно библейской легенде, Иисус Христос был погребен в усыпальнице, а затем воскрешен. Православные верят, что во время второго пришествия Господа умершие, погребенные в могилах, воскреснут. Согласно церковным законам тело должно разложиться для того, чтобы душа обрела вечную жизнь.

В то же время церковь не порицает кремацию, относится к ней терпимо. Большинство священников не отказываются отпевать умерших перед сожжением. Тем более, что в Библии нет указаний о том, как следует хоронить усопших. В священном писании речь идет лишь о молитве после смерти, а выражение «из праха вышел, в прах превратился» может касаться любого способа погребения.

Важные факты о захоронении и кремации

Знание ряда значимых нюансов поможет сделать правильный выбор:

  1. Кремирование не требует отдельного участка на кладбище, стоит дешевле захоронения в гробу, обряд прощания можно совершать в любое время;
  2. Крематории выделяют во внешнюю среду немало вредных веществ, в том числе канцерогенов;
  3. Священнослужители обычно настаивают на традиционном погребении, если есть такая возможность;
  4. При организации похорон родственники чаще всего руководствуются последней волей усопшего.

Источник: https://www.1obl.ru/free-time/raznoe/krematsiya-ili-pokhorony-kak-sdelat-pravilnyy-vybor/

Погребение. Общество — Путеводитель по Израилю

Своеобразный образ жизни евреев основан на определенных представлениях о боге и о месте человека в обществе и во вселенной. Точно так же ритуалы, связанные со смертью и похоронами у евреев отображают определенное отношение к богу, к природе и к проблеме добра и зла.

Все эти ритуалы сопровождаются вербальными молитвами, погребальной процессией в сочетании с молчанием или соответствующими речами.

Смерть

Так как в иудаизме особый акцент делается на священности и неприкосновенности жизни у евреев запрещена эвтаназия и любая помощь, помогающая людям уйти в мир иной.

Умирающего человека нельзя оставлять одного. К нему следует относиться с уважением и любовью вплоть до последнего момента его пребывания на земле.

Одна из еврейских заповедей гласит: «Оставайтесь у постели умирающего человека». Если человек в состоянии произнести предсмертную исповедь («видуй»), то ему помогают ее произнести.

Покаяние перед смертью дает человеку возможность отойти в мир иной без грехов. Еврей должен знать наизусть слова этой молитвы, поскольку человеку не известно, когда он умрет.

Хевра Кадиша (חברה קדישא)

Еще до смерти, в последние часы жизни человека, принято вызывать к нему раввина, чтобы он помог умирающему подготовить себя к достойному уходу из жизни.

В иудаизме тело считается священным вместилищем души и поэтому к нему относятся с надлежащим уважением. Большинство синагог помогают в подготовке к похоронам.

Во многих общинах есть Хевра Кадиша — «Святое братство», похоронное сообщество, которое традиционно отвечает за подготовку человека к уходу из жизни и выполнение надлежащих ритуалов сразу после смерти, а также за проведение похорон.

Возле тела всегда должен кто-то находиться, нельзя оставлять его наедине. Также возле тела запрещено есть и пить. Члены этого общества совершают ритуал омовения тела, который сопровождается молитвами.

Затем покойного одевают в традиционный саван, предназначенный для похорон, сшитый вручную из белой материи. Всех евреев, как богатых, так и бедных принято хоронить в этом белом саване, что свидетельствует о равенстве перед смертью.

Гроб

Иудаизм не запрещает хоронить умерших в гробу, однако в некоторых местах (например, в Израиле) принято хоронить умерших без гроба.

В тех же местах, где принято хоронить в гробу, принято использовать простой деревянный гроб, без украшений, что, как и саван, указывает на равенство всех пред лицом смерти.

В дне гроба обычно снимают одну из досок, однако если это невозможно, достаточно, чтобы в гробу была щель длиной в 4 см. Это нужно для того, чтобы тело покойного находилось в непосредственном контакте с землей, поскольку человек, созданный из праха, должен возвратиться в прах.

Существует обычай класть в гроб немного земли из Израиля.

Не принято смотреть на тело умершего, поскольку человек создан по подобию Бога, а в мертвом теле это подобие нарушена, кроме того, родственники должны запомнить покойного таким, каким он был при жизни, а не его посмертный образ.

Погребение

Похороны должны состояться вскоре после смерти, так как считается, что душа возвращается к Богу, и тело должно быть возвращено в землю как можно скорее. Это также помогает родственникам умершего осознать реальность смерти и быстрее оправиться от утраты.

Похороны запрещены во время Шаббата и праздника. Во время похорон в доме умершего читают псалмы и молитвы. Друзья удостоенные чести нести гроб должны остановиться семь раз на дороге, ведущей к месту погребения.

Каждый человек присутствующий на похоронах должен опустить три лопаты с землей в погребальную яму и произнести при этом: «Да упокоится его душа с миром».

Лопата не передается из рук в руки следующему участнику похорон, а втыкается в землю, чтобы избежать «передачи смерти».

После того, как тело скроется под землей, члены семьи умершего совершают ритуал разрывания одежды. Они надрывают свою одежду, так, чтобы оголить сердце.

Женщины не совершают этот обычай из скромности или только немного надрывают верхнюю одежду. Этот обычай призван дать выход эмоциям, чтобы родственники быстрее оправились от потери.

Все участники похорон дожидаются момента, когда могила будет полностью засыпана землей.

После похорон все моют руки, что является символом очищения.

Траур

Период между наступлением смерти и погребением называется анинут.

В этот период семь близких родственников: мать, отец, брат, сын, дочь и жена или муж обязаны соблюдать особый ритуал, который помогает им справиться с постигшим их горем.

Шива

После погребения все участники похорон возвращаются домой и едят особую трапезу, которая называется сеудат хавраа. Эта трапеза символизирует утешение для друзей и соседей.

Традиционная часть этой трапезы — сваренные вкрутую яйца, которые своей круглой формой напоминают о чередовании жизни и смерти.

Для близких родственников покойного начинается период траура, который называется шива (семь). Он длится 7 дней, в течение которых родственники не выходят из дома, в то время как соседи и друзья приносят им пищу.

В течение этих семи дней скорбящие родственники не пользуются косметикой, не бреются и не стригут волосы, так как это считается признаком тщеславия.

Им запрещено носить кожаную обувь, есть мясо, пить вино и вступать в половую связь.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Можно ли пить вино в Вербное воскресенье

Зеркала выносят из дома, поворачивают к стене или закрывают белыми простынями, чтобы избежать любой формы проявления тщеславия.

Они сидят на низких стульчиках или на полу, чтобы выразить свое горе. На седьмой день они начинают постепенно выходить из дома, но в сопровождении друзей или родственников.

После окончания семи дней траура они должны посетить службу в синагоге в первый Шаббат.

Шелошим

После окончания шивы, начинается еще один период траура, который называется шелошим (тридцать). Он продолжается вплоть до тридцатого дня после смерти.

В течение этого времени скорбящие родственники возвращаются к своей работе, но не посещают торжественных мероприятий, например, свадьбы и вечеринки.

Они не посещают могилу умершего. Эта мера также необходима для того, чтобы они смогли смириться с утратой.

Годовщина смерти

Через год после смерти члены семьи собираются возле могилы для установки надгробного памятника. Надгробный памятник играет большую роль для скорбящих, так как он является символом нового начала. Во время установки надгробного памятника читают молитвы.

На надгробном памятнике принято писать имя покойного, дату его рождения и дату смерти на иврите, иногда также на местном языке или только на нем.

В некоторых общинах принято ставить памятник раньше, например по окончании месячного или одиннадцатимесчного трауного периода, когда заканчивают читать молитву «Кадиш» Подобно остальным еврейским традициям, еврейские ритуалы, связанные со смертью и похоронами свидетельствуют об их практичности.

Эти ритуалы свидетельствуют о почтении и уважении к мертвым; с другой стороны, иудаизм не поддерживает чрезмерный траур, поэтому не принято ходить на кладбище в любое время, а только в годовщину смерти или другие подобные даты.

Однако, это не строгий запрет, он лишь призван дать человеку возможность служить Богу в радости, что является основной его задачей в этом мире. Это также одна из причин, по которым запрещено строить кладбище в черте города.

Источник: https://guide-israel.ru/country/1024-pogrebenie/

69. Похороны. Могилы. Поминовение

Встарь > Разделы и темы > Похороны. Могилы. Поминовение > Обряд погребения, представления о паражизни. Могилы и поминовение > Славяне и российские этносы (XVII век)

Обряд погребения, представления о паражизни. Могилы и поминовение. Славяне и российские этносы (XVII век)

Карлейль, Корб, Коллинз, Мейерберг, Петрей, Олеарий, Витсен, Койэтт, Роде, Гюльденстиерне, Корб, Котошихин, Идес и Бранд, Родес, Шаум, Шлейссингер, Рейнтенфельс, Стрюйс, Тайный приказ

Статья № 1
Чарльз Карлейль, 1663–1664

Москвитяне хоть и не признают чистилища, тем не менее, они признают два места, где души, отделенные от тел, находятся в ожидании суда. Одно для душ праведных, где как они думают, они беседуют с ангелами, полны удовольствия и наслаждения. Другое для грешников, где они пребывают с демонами. Священники из-за прибыли убедили народ, что их молитвами и воскурением можно отвратить души грешников от пути в ад и направить в рай.

В обряде погребения они соблюдают много глупостей, в чём они, конечно, подражают грекам: они имеют обыкновение нанимать людей для того, чтобы они вопили во всеуслышание в продолжение того, как несут покойника на кладбище. Вместе с покойником они кладут одежду и деньги, из страха, чтобы ему ничего не доставало во время его длинного путешествия в другой мир.

Если покойник был добрый человек, то, по обычаю в греческой церкви, священник влагал ему в руки свидетельство, адресованное к Св. Петру или патрону Св. Николаю.

Затем его хоронят, если это случалось не зимою; в противном случае, вследствие сильного холода, они имеют обыкновение сваливать своих мертвецов в колокольни своих церквей, которые и находятся здесь, без всякой порчи, до апреля месяца, когда погода бывает теплая. Тогда всякое семейство выносит своих покойников и заботится о их погребении.

https://www.youtube.com/watch?v=xMt0-pNzJP0

После погребения родители и близкие родственники покойного имеют обыкновение веселиться. Делают они так из подражания грекам, которые этим выражали свою радость, что покойник освободился уже от несчастий на этом свете. Затем священник в продолжение сорока дней ходит на могилу покойного, воскуряет фимиам и молится о спасении его души. Кроме этого, ежегодно после Пасхи совершается в честь мёртвых много церемоний, которые положительно смешны.

Источник: http://www.lifeofpeople.info/themes/?theme=69.1.17.s

Что делать, если умер близкий вам человек

В христианстве не часто употребляют слово «смерть». От него веет могильным холодом и безысходностью. Более употребимые слова – успение, преставление. Успение – это сон, засыпание. Заснуло смертным сном тело, а душа жива, душа бодрствует. Мы молимся о новопреставленном рабе Божием.

Для христиан смерть — лишь переход на иной уровень бытия, уход к Богу. И похороны для христиан — это не ужасное прощание с человеком, который был, и теперь его нет, а проводы в мир иной любимого человека, чья душа бессмертна.

Если у вас случилось горе ‑ умер близкий человек, придите в любой храм и обратитесь к священнослужителю. Батюшка поможет Вам разобраться с неясными вопросами, подскажет как нужно молиться о усопшем, объяснит, каким образом можно заказать поминание.

После смерти близкого человека родственникам придется позаботиться о многом. Если это возможно, сделайте все сами. Если же слишком трудно самим, пусть кто-нибудь из знакомых уберет и оденет умершего. А вы потом побудьте у тела, вспомните усопшего, вашу жизнь вместе. Подумайте, поплачьте. Смерть нужно принять. Почитайте Псалтырь о упокоении новопреставленного.

В церкви закажите отпевание умершего. Лучше чтобы гроб был простым. Дорогой гроб иногда служит как бы искуплением вины родных по отношению к умершему, что в корне не верно. Если есть такое чувство, лучше его успокоить участием в отпевании, погребении, милостынями с обязательными молитвами об упокоении.

В Русской Православной Церкви принято хоронить умерших в земле, а не подвергать кремации. Если почему-либо пришлось хоронить близкого человека без священника, придите в храм и поговорите со священнослужителем. Наверняка батюшка разрешит Ваш недоуменный вопрос. Как правило, в таких случаях служат панихиду.

После погребения чаще старайтесь посещать кладбище. Если Вы являетесь православным христианином и усопший был крещен, то на могиле нужно поставить крест, а не какой-нибудь языческий символ в виде памятника. На кладбище сами собой приходят мысли о бренности жизни, о смысле смерти и жизни будущего века. У могилы усопшего проще сосредоточиться на памяти о нем, помолиться о упокоении.

Не забывайте, что умершему особенно нужны наши молитвы и примирение с ним. Согласно православному преданию, первые три дня после смерти душа человека остается около земли, посещает привычные ей места, как бы вспоминая все, чем была для нее земля. В эти три дня нужно быть особенно внимательными.

Нужно более обычного молиться, быть сосредоточенным мыслью на всей многосложности отношений с усопшим.

Как говорит приснопамятный митрополит Антоний Сурожский, необходимо развязать все узелки в душе, нужно быть в состоянии сказать усопшему из самой глубины сердца и всего своего существа: «Прости меня!» и сказать также: «Я прощаю тебя, иди в мире».

Обязательно поминайте умерших родных во время утренних и вечерних молитв. Молясь за умерших, мы говорим: «Упокой, Господи, душу раба Твоего». Можно молиться и своими словами. Отцы Церкви советуют: «Старайся молиться глубоко, искренне, своими словами просто думай об умерших, это поможет и им и тебе».

Особенно действенны молитвы за умерших, творимые во время Божественной литургии. Вы подаете записку о упокоении души с именами тех, за кого просите священника помолиться. Во время проскомидии священник вынимает частицы из просфор и молится об упокоении усопших. Это самое большое, что мы можем сделать для умерших дорогих нам людей.

Никогда не теряйте уверенности в том, что смерть, которая для нас – потеря и разлука, есть рождение в вечность, что она – начало, а не конец; что смерть – величественная, священная встреча между Богом и живой душой, обретающей полноту только в Боге.

Какие существуют виды молитв о умерших?

Самое первое поминовение усопшего, это чтение канона об исходе души сразу после смерти. Затем над телом умершего человека как можно дольше (в идеале до погребения) читают Псалтирь.

Следующая служба, это отпевание, которое совершается один раз, непосредственно перед погребением. Как правило, отпевание совершается или в церкви, или на кладбище над телом покойного. В случае, если тело усопшего по каким то причинам отсутствует, как исключение, может быть совершено заочное отпевание. Но этот вопрос, в любом случае, следует согласовать со священником.

Также существуют и другие молитвословия. К ним относится панихида — небольшая служба, во время которой мы просим Бога простить грехи покойного, принять его в Царство Небесное. (Именно панихиды служатся на кладбищах, когда приглашают священника посетить могилку.)

Главное же  моление об упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной Литургии, принося за них бескровную жертву Богу.

Для этого следует перед началом Литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных, православных).

На проскомидии из просфор вынимаются частицы о  упокоении, которые в конце литургии опускаются в Святую Чашу с молитвой священнослужителя: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею, молитвами святых Твоих».

Будем помнить, что поминовение на Божественной литургии — это наибольшее благо для тех, кто нам дорог.

Часто за усопшего заказывают сорокоуст. Это поминание умерших за Литургией, которое будет совершаться на протяжении 40 дней. Такое поминовение можно заказать на полгода, на год и даже вечное. Вечное поминание — это поминание человека, которое будет совершаться в этом храме до тех пор, пока стоит храм.

Обязательно нужно молиться об усопших в особые для души, разлучившейся с телом, дни. Это 3-й, 9-й, 40-й дни после смерти. В эти дни, а также в годовщину смерти нужно обязательно прийти в храм и помолиться за усопшего (заказать поминовение за Литургией, заказать панихиду), исповедаться, причаститься во время Литургии.

Как молиться за человека, если он был не крещен?

О некрещеном человеке можно молиться только самим — дома или в храме. В записках, подаваемых на поминовение, не пишут имена некрещеных. Это не значит, что такой человек проклят, как иногда приходится услышать от несведущих людей. Просто Церковь молится за богослужением только за своих членов, крещеных людей, захотевших быть христианами, или тех, за кого это решение приняли родители (если человек был крещен во младенчестве)!

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда заговенье на Рождественский пост

Длительность ношения траура?

В православной традиции молятся о усопшем как о новопреставленном в течение года. Это же время можно носить траур. Хотя бывают такие потери, что и по прошествии многих лет трудно смириться с утратой

Свт. Феофан Затворник, наш соотечественник и подвижник XIX века, однажды сказал: «Давайте плакать о почившем Но плакать по-христиански!» Это значит, что в наших слезах не должно быть безнадежности и отчаяния. Это разлука не навсегда, но лишь на какое-то время. В свое время все мы встретимся за порогом этой жизни. И когда мы молимся за покойного, этим самым мы устанавливаем связь с ним, как бы протягиваем ему руку поддержки.

что делать с вещами умершего?

Кроме молитвы полезно для души умершего подавать милостыню и раздать его одежду или другие вещи еще до сорокового дня. Именно в это время он нуждается в особой помощи.

Чем более мы будем милостивы к людям, тем более Господь будет милостив к нам и определит усопшего на благое место на сороковой день, когда совершается частный суд, и где душа человека пребывает до окончательного Судного дня. Сжигание вещей умершего Церковью отвергается, так как это противоречит заповеди о любви к ближнему и является чистым язычеством.

Исключение могут составить истлевшие ил испорченные вещи или другие предметы обихода, а так же случаи смерти от инфекционных заболеваний. Если возникают сомнения, всегда можно проконсультироваться со священнослужителем.

Все мы предстанем перед Богом. И дадим Ему ответ в том, как жили. Пока не поздно, пока еще можно что-то исправить, покаяться, измениться к лучшему, воспользуемся этой возможностью. Так как, когда умрем нам самим уже будет невозможно что-то исправить.

(230515)

Источник: http://soborkld.ru/chto-delat-esli-umer-blizkij-vam-chelovek/

Кремация. Взгляд иудаизма

Cегодня из-за высокой стоимости захоронения на кладбище и связанными с этим неудобствами многие выбирают более легкий способ — кремацию. Поэтому давайте попробуем разобраться, как иудаизм относится к этому.

Погребение в земле — предписывающая заповедь (Дварим 21:23). Всевышний сказал, обращаясь к первому человеку, Адаму: «возвратишься в землю, ибо из нее ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься» (Берешит 3:19). Поэтому с точки зрения иудаизма погребение в земле является единственно возможным.

Как предметы, предназначенные для хранения священных вещей, например, Арон а-Кодэш (шкаф, где хранится Свиток Торы) или коробочки тфилин, требуют уважительного отношения, а по завершении использования — специального захоронения (гениза), так и человеческое тело — к нему необходимо относиться с величайшим уважением даже после смерти. Тело на протяжении жизни служило физическим «сосудом» для Б-жественной души человека. Поэтому перед захоронением тело омывают, одевают в специальные одежды и не оставляют без присмотра.

Кремация, в противоположность этому, включает моменты разрушения и пренебрежения.

Тело и душа []

После смерти душа проходит болезненный процесс отделения от тела (см. «Что происходит с душой человека после смерти?»). Это «размежевание» проходит постепенно и завершается, когда тело разлагается. Захоронение дает душе время, необходимое для того, чтобы постепенно покидать тело и привыкать к своему новому Небесному жилищу.

Поэтому одна из причин запрета кремации в иудаизме — это стремление предотвратить страшный шок и страдания, которые испытывают душа и тело, когда их связь прерывается внезапно при сжигании тела. Как сказано в Талмуде: «Похороны — не ради живых, а для мертвых» (Санедрин 47а).

Заблуждение о кремации []

Люди думают, что кремация является быстрым и экономичным способом: в один момент тело превращается в кучку мелкого пепла. Однако это представление далеко от действительности.

В реальности это больше похоже, прошу прощения, на обжаривание туши на огне. Процесс кремации занимает около двух часов, затем оставшиеся кости дробят и перемалывают, чтобы они поместились в урну. После этого специальные веники заметают пепел в траурную урну, при этом веники не всегда тщательно очищаются, поэтому существует вероятность, что пепел разных людей может смешаться.

Воскрешение из мертвых []

Как известно, воскрешение из мертвых, которое ждет нас в будущем, является одним из основополагающих постулатов иудаизма. Рамбам в своих Тринадцати принципах веры говорит об этом:

«Согласно еврейской традиции, существует одна кость под названием луз, которая находится в нижней части шеи и после похорон никогда не разлагается. В будущем, во время воскрешения из мертвых, когда души умерших будут воссоединяться со своими телами, человеческое тело будет восстановлено именно из этой кости».

Понятно, что в результате кремации эта кость разрушается наравне с остальными, что делает воскрешение из мертвых проблематичным

Поэтому в свое время было принято раввинское постановление не хоронить на еврейском кладбище людей, которые сознательно выбрали кремацию.

Холокост []

После трагедии Холокоста даже отношение светских евреев к кремации стало резко отрицательным. На нашем сайте мы уже поднимали эту тему (см. «Последний выбор»).

Вполне вероятно, что Ваша бабушка также пережила это страшное время и, соответственно, избежала печи крематория. Неужели теперь это будет сделано при содействии ее детей и внуков?

Как мы видим, принимая решение о форме захоронения, необходимо не только учитывать личные выгоды живых, но и позаботиться о духовных нуждах умершего. Это очень глубокие духовные вопросы, потому стоит хорошо подумать, прежде чем принимать решение, которое будет иметь вечные последствия.

Источник: https://toldot.ru/kremacia.html

Православная церковь о кремации: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

  • Процедура кремации и ее история
  • Отношение православия
  • Священники о кремации

Смерть — это естественное окончание жизненного пути любого человека и каждый с ним столкнется. У каждого народа были и существуют разные обряды погребения умерших, но сегодня становиться особенно популярна кремация. Что говорит об этом Русская православная церковь? Некоторые священники крайне отрицательно отзываются о процедуре и отказываются присутствовать на таком погребении мертвых.

Процедура кремации и ее история

Прежде чем узнать, что по этому поводу думает Русская православная церковь, необходимо разобраться в самом этом процессе.

По сути, это просто сжигание трупа при очень больших температурах так, что в итоге от человека остается лишь горсть пепла. После процедуры прах помещают в погребальную урну и ее хоронят на кладбище либо же (сегодня это модно) пепел рассеивают над землей.

Кремация – один из видов погребения

С экономической стороны городским управлениям процедура выгодна, ведь не нужно отделять места под кладбища, а даже если и надо, то погребальных урн на одну и ту же площадь влезет больше, нежели полноразмерных гробов. С точки здравоохранения процесс также положительный: не надо хоронить инфицированные тела, они не выделяют трупный яд, не заражают землю и пр.

Православие о смерти:

Исторически так сложилось, что предки предпочитали также сжигать умерших, а не хоронить их. Процедура кремации была распространена в Древней Греции и Риме. Сжигали мертвых и викинги, отправляя горящие ладьи с телами в море. Однако делали они потому, что не верили в вечность и воскресение мертвых. Считалось, что душа человека перерождается в новом теле, поэтому старое можно уничтожить.

С приходом христианства эту традицию отнесли к языческим и постарались полностью забыть — в Европе до XVIII века она была запрещена под страхом казни. Но в те времена число умиравших вследствие эпидемий и моров серьезно увеличивалось, а выделять места под захоронения было невозможно и начали появляться братские могилы. Тогда правительство решило пересмотреть отношение к сжиганию тел.

На сегодняшний день разрешают сжигание умершего:

Отрицают эту процедуру и запрещают ее:

  • ислам;
  • иудаизм;
  • греческая православная церковь.

    Кремация не является православной традицией

Касательно последнего пункта: в Греции церковь не отделена от государства и поскольку она запрещает сжигание, то на территории государства (также острова Кипр) нет ни одного крематория. Что касается основных христианских конфессий, то они придерживаются слов Минуция Феликса, который сказал, что «христиане не боятся этой процедуры и вреда от сжигания покойников нет, но лучше придерживаться древнего обычая захоронения, который более полезен и назидателен».

Отношение православия

Традиция сжигать тела относиться к язычеству, а для православного человека могила — это символ воскресения. Бог помещает Духа Святого в тело человека, и оно становится Его сосудом, поэтому в послании Коринфянам Павел пишет заботить о своем теле. Во время смерти и процесса захоронения телу отдают почести, как сосуду Божьему и засыпают в землю для последующего воскресение.

Господь сохраняет элементы плоти, чтобы в день Воскресения даровать им новую жизнь. Иисуса Христа после смерти также погребли в гробнице, так и христианам следует погребать своих умерших.

На Архиерейском соборе Русской православной церкви не было признано кремацию нормой для погребения, но при этом церковь не будет лишать поминовения тех христиан, которые были не погребены в землю, а сожжены. Более подробно о соборе и его решениях можно прочитать в документе «О христианском погребении усопших».

Православная церковь рекомендует традиционный способ погребения

Также Священный синод издал еще один документ, призвав священство не осуждать кремацию и людей, которые предпочли такой способ захоронения, но относиться к нему как к нежелательному.

Важно! Православная Церковь (как и католическая в этом вопросе) не запрещает кремировать умерших, но рекомендует выбирать традиционный способ погребения.

Этот вопрос решает сам человек в своем завещании, либо его родственники после его смерти, но священники могут упоминать и читать панихиды за таких покойников.

В Библии есть лишь одно обязательное условие для погребения — чтение молитвы по усопшему, поэтому на кремацию, как и на панихиду следует призывать священников для проведения погребальной службы. При этом, обязанностью священников является напоминание прихожанам об отношении Церкви к этому процессу. После кремации прах должен быть захоронен в земле.

Читайте о похоронах:

Священники о кремации

Мнение священства полностью совпадает с общими церковными положениями о кремации. При этом они говорят:

  1. Митрополит Смоленска Кирилл уточняет, что кремация не является православной традицией, а христиане верят в воскресение мертвых. Кремируя человека, люди как бы разрушают эту веру. Речь тут, скорее, о символах, нежели о реальных предметах, ведь тело, погребенное традиционным путем в земле также подвержено разложению. Кремация же выступает как осознанное разрушение тела и отказ от спасительной веры в Господа. Поэтому следует избегать сжигания мертвого тела, если есть такая возможность.
  2. Диакон Андрей Кураев, цитируя древнего христианского мыслителя Минуция Феликса также утверждает, что Господь имеет силу воскресить любое тело, как бы оно не было погребено. Но при этом традиционное захоронение является более гуманным и человечным, нежели сжигание. Этот процесс насыщен библейской символикой и более утешительно для близких. Именно поэтому Церковь рекомендует уклоняться от сжигания тел, ведь это умершему уже безразлично, но ранит провожающих его в тот мир.
  3. Протоиерей Владислав Цыпин согласен с церковными положениями о кремации и говорит, что этот процесс является неуважением к телу покойного. Но при этом подчёркивает, что Церковь не категорична в этом вопросе и допускает такой способ погребения.

Таким образом, кремировать православного христианина возможно и допускается Церковью. Но обязательно должны быть перед этим проведены традиционные погребальные панихиды.

Совет! Если есть возможность похоронить человека привычным способом, то лучше придерживаться традиции.

Кремация. Православный взгляд

Авг 3, 2019 16:53 Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/pravoslavie-o-krematsii.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Для любых предложений по сайту: [email protected]