Вербное воскресение — праздник ожидания чуда
Если спросить себя, с каким праздником ассоциируется весна, наверняка одним из самых распространенных ответов будет Пасха. А Пасха – это не только яйца и куличи, но еще и веточки вербы. Их стремятся приобрести ровно за неделю до торжества.
Ведь последнее воскресенье перед Пасхой называется вербным. Известно, что в этот день Иисус Христос торжественно въехал на осле в Иерусалим, и все радостные люди постилали ветви пальмы прямо на его пути. Но почему тогда речь идет о вербах?
И вообще что означает праздник Вербное воскресенье, в чем его суть, с чем он связан? Об этом расскажем прямо сейчас.
Христос воскрес: причем тут верба
Вы можете подумать: «В южных странах есть возможность достать пальмовые ветви, а в наших северных широтах их заменяют вербами». И будете абсолютно правы, но не до конца.
Интересно, что это растение на Руси с незапамятных времен символизировало весеннее возрождение, новую жизнь, благоприятные перемены к лучшему. Изначально это был чисто народный символ, но с какого-то момента (сейчас уже трудно сказать, с какого) верба приобрела и религиозное значение.
Но и это еще не все. Известно ли вам, какое дерево дает почки первым в наших широтах? Да, именно верба – то самое деревце из семейства ивовых.
Тут интересно одно обстоятельство: скоро ли наступит весна, долго ли, выпадет ли празднование Пасхи на апрель или май (ведь бывает по-разному), а верба все равно дает свои пушистые почки. Это уже много веков позже наука докажет, что деревья реагируют не столько на потепление, сколько на увеличение светового дня. Но народ не мог знать и не знал таких особенностей, что не помешало ему признать символом весеннего обновления именно это деревце.
Что произошло 2000 лет назад: значение праздника
Мы уже давно привыкли к тому, что каждый праздник имеет одно общепринятое название, например, Новый год или 8 марта. Однако в случае с Вербным воскресеньем ситуация другая. Его также называют Пальмовое воскресенье, а еще Неделя Цветоносная (реже – Неделя ваий).
Что же произошло 2 тысячи лет назад, откуда пошел праздник и традиции, с ними связанные? Если кратко — Спаситель под восторженное ликование народа въезжает в Иерусалим на ослике, но что стоит за этим на самом деле?
В древние времена люди уделяли большое внимание определенным символам. Справедливости ради надо сказать, что мы и сегодня неравнодушны к мелочам. Согласитесь, что цвет галстука, модные аксессуары и даже марка авто — все это можно назвать языком нового времени.
А теперь давайте представим на секунду психологию людей, которые жили две тысячи лет тому назад. Иисуса ведь воспринимали как Спасителя, того самого Мессию, который должен был прийти и защитить израильский народ от гнета римских оккупантов, захвативших его историческую землю в те времена. Более того – очень многие уверовали, что он и есть Сын Бога живого. А ведь Бог – это Царь, и место царю – непременно в столице.
И вот Христос совершает свое служение, исцеляет больных и даже воскрешает из мертвых. К слову сказать, Лазарева суббота празднуется ровно за день до Вербного воскресенья (накануне Иисус по преданию воскресил умершего Лазаря).
После этого Мессия въезжает в священный город и столицу еврейского народа Иерусалим. Этой истории предшествует целая череда интересных, действительно знаковых событий.
Но вот что удивительно. Спаситель вошел не на коне, а на осле. И это событие придает особое значение празднику Вербное воскресенье. Ослик – символ мира, в то время как если бы Христос въехал на коне, это означало бы его воинственные планы – взять город силой, принуждением.
И совсем необязательно даже верить в Бога, чтобы понять, в чем истинный смысл события. Да, мы практически всегда можем добиться желаемого понуждением, приказом. Другое дело – насколько долго ситуация будет оставаться такой, как мы «приказали»?
Напротив, добрая воля, мирный диалог – путь более сложный. Но и результаты его впечатляющие, из категории тех, про которые говорят «всерьез и надолго». Вот почему эта удивительный рассказ означает нечто большее, чем въезд Господа в город Иерусалим.
На деле Вербное воскресенье – символ победы мира над войной, доброй воли над понуждением, власти ума над властью руки и оружия. И все служение Христа было призвано служить в том числе этой идее.
Что происходит сегодня: значение и символы Вербного воскресенья
Разумеется, гении и великие люди опережают свое время на несколько веков. А в случае со Христом – пожалуй, на 2 тысячелетия. Что, впрочем, мы и наблюдаем в наши дни: идея свободы и неприкосновенности личности, ценности каждого человека начала охватывать сознание человечества лишь в веке 21. Но ведь не бывает всё и сразу, не так ли?
А как сегодня отмечается праздник Вербное воскресенье в разных конфессиях и в среде обычных людей?
- Православные христиане стараются как можно быстрее приобрести вербочки и спешат на богослужение в Церковь. Посещение храма – это вообще приятная обязанность, тем более, что освящение вербы возможно именно в церкви. Верующие стоят с веточками и зажженными свечами в радостном безмолвии. Они как бы встречают Спасителя, предвкушая приближение Пасхи. Но одновременно это и тревожное ожидание. Ведь начинается Великая седмица: ровно через неделю Спаситель будет казнен, а затем он воскреснет из мертвых.
- Католики и лютеране называют воскресенье Пальмовым, что нисколько не меняет значение и символы праздника. В южных странах (например, в Италии, Франции) верующие как раз идут с пальмовыми ветвями – природа ведь позволяет! А в остальном традиция празднования примерно такая же, как у православных. У финнов и некоторых других народов до сих пор жива традиция составлять букеты из верб и дарить друг другу с пожеланиями добрых перемен.
- Протестанты тоже спешат приобрести ветви вербы и отправиться на богослужение. Однако чаще всего представители этой конфессии не используют свечи, что, впрочем, не омрачает их настроения и не нарушает атмосферу праздника. Верующие особенно много внимания уделяют молитве и радостным песнопениям.
Ну а у обычных людей тоже принято украшать дом вербами – их ставят в вазу, чтобы ветви порадовали домашних и гостей. Кстати говоря, можно легонько ударить веточкой по близкому человеку – это как минимум поднимет настроение.
А самое главное, это довольно древняя традиция: считается, что такой обряд укрепляет здоровье. Можете даже искренне пожелать: «Будь здоров, как верба». Лучше продержать ветви в доме как можно дольше – как минимум до того дня, когда все радостно говорят «Христос воскрес!»
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
В 2018 году отметим Вербное воскресенье 1 апреля, а в 2019 будем праздновать 21 апреля.
В старину существовало множество традиций, которые имеют и православные, и языческие корни. Например, ветви вербы после засыхания скармливали скоту, чтобы он дал хорошее потомство. А женщины, которые не могли забеременеть, съедали почки вербы.
В наше время мы можем просто освятить ветви в церкви, а можем и просто поставить их в красивую вазу на видное место, смотреть и любоваться. Глядя на них, можно настроиться на позитивную волну добрых перемен.
Не секрет, что предмет сам по себе не дает ничего, если только человек не поверит в него. А точнее – в самого себя. Вера в свои внутренние резервы, физические и душевные силы как минимум поднимает настроение и гарантирует прилив настоящего вдохновения. И здесь не имеет большого значения, чей праздник мы отмечаем, какое значение вкладываем в него.
Объяснить это можно только действием каких-то внутренних сил, которые пока неизвестны науке. Но интуитивно каждый понимает, что они живут в нем.
Просто настроиться на общую волну доброго и светлого гораздо проще, когда многие люди вокруг нас улыбаются и радостно разбирают вербочки. Идут с ними в церковь, к себе домой или в гости. Это как новогодняя суета – едва ли вы пройдете мимо елочного базара, когда радостно разбираются эти деревца, и покупаются новогодние подарки.
Вербное воскресенье было и остается одним из главных церковных и народных праздников, оно символизирует ожидание Пасхи и вообще самых светлых событий, маленьких и больших чудес в нашей жизни. Значение праздника тесно связано и с наступлением весны, которая уже сама по себе выступает символом позитивных перемен.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Почему-то распространилось мнение о том, что Вербное воскресенье и Прощёное – это одно и то же. На самом деле день, когда принято просить прощения у всех своих близких и знакомых, отмечается ровно за 7 недель до наступления Пасхи. Хотя, конечно, ничто не мешает нам избавиться от ненужного груза эмоциональных проблем и наладить контакты со всеми, кто дорог сердцу именно в такой светлый день, как Вербное воскресенье.
Вот почему праздник обозначает добрые перемены, символизирует весну.
А оттепель, прежде чем случиться вокруг, должна произойти внутри нас. Правильный настрой, небольшие усилия над собой – это и есть залог доброго успеха.
Значит, не нужно все и сразу – достаточно сделать даже маленький шаг, который, в свою очередь, приведет к новому, а он – к еще более важному последствию. Как было бы здорово сделать этот шаг именно в день Вербного воскресенья!
Источник: https://zavedeno.com/prazdniki/verbnoe-voskresene/znachenie-prazdnika.html
Вербное воскресенье
Вербное воскресенье или Вход Господень в Иерусалим — что означает для нас этот день? Почему его символом стала верба?
Как часто, не задумываясь, мы говорим «Слава Богу!». На самом деле восклицанием «Осанна Сыну Давидову!» когда-то в Иерусалиме Иисуса встречала та же толпа, которая после будет требовать Его распятия. Люди ждали, что придет Царь, который заберет себе власть силой и сокрушит врагов. Иисус действительно сокрушил врага, но враг этот не был земным. Он победил страдание и смерть, открыл двери ада, дал людям возможность спастись.
В церковном календаре Вербное воскресенье называют «Вход Господень в Иерусалим», а неделю называют «Неделей пальмовых ветвей», что не очень распространено в России, где не растут пальмы.
Вербное воскресенье — двунадесятый праздник.
История праздника Вербное воскресенье
Прежде, чем войти в Иерусалим, Иисус три года ходил по земле Израильской, разговаривал с людьми, как с равными Ему, и никто не чествовал Его как Царя, пока он не явил людям великое чудо. В Вифании жила семья знакомых Плотнику из Назарета — брат и две сестры. Он останавливался у них, бывая в Вифании. Когда Лазарь, знакомый Иисусу, заболел, Он не сразу поспешил исцелить его.
И лишь когда дошла весть о кончине Лазаря, Иисус произнес: «Лазарь, друг наш, уснул, и Я иду разбудить его». Ученики сначала даже не поняли, что речь идет о смерти, а не об обычном сне. Сестра Лазаря Марфа встретила Иисуса и сказала: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой», на что Иисус ответил ей: «Воскреснет брат твой». И речь шла не о воскресении всех мертвых в Последний день.
Иисус говорит слова, которые являются сутью православной веры: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет». Это слова не человека, но Бога. То, что человек говорит о себе в таком ключе так буднично и просто в Вифании того времени — большая опасность. Лазарь провел четыре дня в могиле, речь уже не могла идти о летаргическом сне или клинической смерти. Фундаментальный закон природы был опровергнут силой Божественного чуда.
Когда отняли камень от пещеры, где лежал умерший Лазарь, Иисус громко сказал: «Лазарь! Иди вон», и Лазарь вышел. Иисус сказал: «Развяжите его, пусть идет».
Разумеется, после такого чуда его очевидцы и слышавшие о нем встречали Иисуса, как Бога, как Царя. Слава Богу! «Осанна Сыну Давидову!» Веры многим кричавшим это хватило ненадолго. Несмотря на то, что люди, видевшие воскресение Лазаря, видели и его тяжелую болезнь, и смерть, и даже погребение.
Сомнений в том, что он действительно воскрес из мертвых, быть не могло. К сожалению, люди часто предавали Бога. Забыли и об этом чуде. Но наша вера должна быть крепкой, поэтому мы празднуем встречу Иисуса как Бога и нашего Спасителя, Который, как Лазарю, подарит нам воскресение из мертвых.
Не все вместили учение Иисуса, предлагавшего людям войти на Небеса через врата милосердия, и через какое-то время начнутся события Страстной недели
Войдя в храм Иерусалима, Иисус совершит опасные действия. Там умели и любили торговать сувенирами, оберегами, реликвиями. Он переворачивает столы и прекращает торговлю. Он воскрешал умерших, совершал удивительные чудеса, Его чествовали как Царя, но Его ждали Царем земным, а он пришел Царем Небесным.
Знал ли Господь, что Его ждет? Догадывался ли о том, что Он воскреснет? Человеческий разум не способен вместить соединение Божественного и человеческого начала.
Но, определенно, Он просил в Гефсиманском саду, чтобы «чаша сия» миновала Его, если на то будет воля Его Отца, а значит, понимал, что чествование толпы будет недолгим. Иерусалим не был готов понять истинное спасение и дары Божественной милости.
Возгласы «Осанна!» сменились криками «Распни!». Поэтому Спаситель плакал о святом граде Иерусалиме, зная, что он будет разрушен.
— Вербное воскресенье: какое торжество и какое горе в этом празднике!
Почему праздник называют Вербным воскресеньем
Во время встречи Иисуса в Иерусалиме люди размахивали пальмовыми ветвями. Слово «паломник», кстати, означает «носитель пальмы». Отправляясь в паломничество, человек брал с собой пальмовую ветвь, символ чистоты, в знак того, что идет в чистое и праведное путешествие. Таков был еврейский обычай. На Востоке победителей чествовали пальмовыми ветвями. Иисуса встречали так, потому что Он был чудотворцем и Мессией.
И, если способность накормить пять тысяч человек еще не у всех вызвала восхищение и удивление, то воскрешение Лазаря было безусловным свидетельством. Иисус въехал в Иерусалим на осле, что никогда бы не сделал в те времена царь земной, но сделал бы Царь Небесный во исполнение пророчеств. Например, ветхозаветного пророчества о том, что «в Иерусалим войдет кроткий Царь». Когда-то на ослике Иисус спасался от воинов Ирода в Египте, куда Его вывезли в младенчестве.
Ослик же ввез Его в Иерусалим, как Мессию.
Иисус не случайно въехал в Иерусалим именно на осле. Сидя на коне, Он бы неизбежно возвышался над всеми, кто встречал Его. Именно так поступил бы земной правитель, желая подчеркнуть свой особый статус. Но, когда Бог умалился до человека, Он решил войти в Иерусалим, находясь вровень со встречающими Его. Поэтому Он въехал на осле, поступь которого смиренная и тихая, о чем поэт Тимур Кибиров напишет свое знаменитое стихотворение:
Их-то Господь — вон какой!
Их-то Господь — вон какой!Он-то и впрямь настоящий герой!Без страха и трепета в смертный бойВедёт за собой правоверных строй!И меч полумесяцем над головой,И конь его мчит стрелой!А наш-то, наш-то — гляди, сынок —А наш-то на ослике — цок да цок —
Навстречу смерти Своей.
А у тех-то Господь — он вон какой!Он-то и впрямь дарует покой,Дарует-вкушает вечный покойСреди свистопляски мирской!На страсти-мордасти махнув рукой,В позе лотоса он осенён тишиной,Осиян пустотой святой.А наш-то, наш-то — увы, сынок, —А наш-то на ослике — цок да цок —
Навстречу смерти Своей.
А у этих Господь — ого-го какой!Он-то и впрямь владыка земной!Сей мир, сей век, сей мозг головнойДавно под его пятой.Вкруг трона его весёлой гурьбой— Эван эвоэ! — пляшет род людской.
Быть может, и мы с тобой.
Но наш-то, наш-то — не плачь, сынок, —Но наш-то на ослике — цок да цок —Навстречу смерти Своей.На встречу со страшною смертью Своей,На встречу со смертью твоей и моей!Не плачь, она от Него не уйдёт,
Никуда не спрятаться ей!
Тем не менее Иисуса встречали словами «Осанна Сыну Давидову!». Так кричали дети, что исполнило пророчество о том, что хвала Господу совершится «из уст младенцев». Фарисеи испугались этих слов и просили: «Скажи им — пусть замолчат», а Иисус отвечал: «Если они умолкнут, камни возопиют».
И Его продолжали громко славить за увиденные прежде чудеса. Ученики думали, что Иисус идет на трон, а Он шел на Крест. Они ждали грядущего благоденствия, победы над земными врагами, но Бог смотрел на этот день с грустью.
Православные, чествуя Иисуса, тоже находятся в предчувствии грядущей Страстной недели.
Несмотря на то, что Иисуса встречали как Царя, Он плакал, входя в Иерусалим, оплакивая его грядущую судьбу. Он жалел Иерусалим, хотя тогда для этого не было еще никаких предпосылок. Иерусалим процветал. Уничтожение Иерусалима в 70 году оправдало предвидение катастрофы во время расцвета и великолепия, когда еще никто не мог подумать об этом.
Войдя скромно на ослике, Христос все же принимал почести, как Победитель. Одновременно принимал со смирением грядущие страдания и намекал на то, что не стоит страшиться их, Своим ученикам. Зная, что Его ждет, Он был спокоен и оплакивал лишь судьбу разрушенного города.
Он знал, что Его ждет смерть, более того, мучительная кончина, но знал и то, что смерть упразднится, не будет иметь никакого значения в Царствии Небесном, которое не имело никакого отношения к земному царствованию. А ведь именно его ожидали и собравшиеся, и ученики.
После воскрешения Лазаря они считали, что произойдут еще более великие чудеса, свержение врагов, а Иисус предстанет грозным и сокрушающим. Но мы узнали Христа другим и Его Спасение было чудом милосердия и любви, а не завоеванием благоденствия в нашем мире.
В России пальмы не растут, поэтому Иисуса «встречают» первой веточкой весны, теплого времени, веточкой вербы.
Традиции Вербного воскресенья
В православном богослужении существовал специальный чин, который являлся воспроизведением Евангельских событий. Вплоть до VII века Патриарх шествовал по Красной площади на коне, наряженном в ослика, которого лично вел под уздцы царь. Это действо называлось «Шествие на осляти» и напоминало людям о событиях Входа Господа в Иерусалим.
Сейчас эту традицию упразднили и верующие просто освящают веточки вербы в память о пальмовых ветвях и встрече Спасителя в Иерусалиме. В знак готовности чествовать Иисуса как Царя Небесного, великого ликования. В этот день обычно стоит ясная и теплая погода.
Верба — знак встречи Триумфатора и Победителя смерти, именно так следует встречать Спасителя. Верба — это еще и символ прощения и доброты.
Мы держим в руках свежие весенние веточки в знак того, что готовы простить наших обидчиков, как и нас прощает Господь, которого люди распяли после того, как встретили Мессией и Царем.
При этом народные приметы о том, что на счастье надо съесть почку вербы, сварить из нее отвар для богатства или здоровья и т.д., — не более чем суеверия, к которым Церковь призывает не прислушиваться.
Вербное воскресенье — трагический праздник перехода Великого поста к Страстной седмице, но он же напоминает нам о грядущей Пасхе.
— Вербное воскресенье — в чем наше отличие от жителей Иерусалима?
Праздничное богослужение
Шестая неделя Великого поста предшествует Страстной неделе и заканчивается великим праздником — Входом Господним в Иерусалим. Празднование начинается с вечерней службы и всенощных бдений в Лазареву субботу. Текст богослужения напоминает о последних днях Иисуса. Он знал, что многие отрекутся от Него.
Чтобы даровать своим ученикам надежду на жизнь вечную, Он являет им Свою Божественную силу в воскрешении Лазаря, предвосхищая грядущее воскрешение мертвых при втором Пришествии Спасителя. Структура богослужения Лазаревой субботы полу-воскресная, полу-праздничная. Она напоминает о том, что наш Спаситель пришел открыть Своему творению правду о Спасении.
Он не возлагал на нас «бремена тяжелые и неудобоносимые», а явил пример жизни без греха человечеству, пораженному грехом.
Вербное воскресенье — переходящий праздник, дата праздничного богослужения зависит от дня празднования Пасхи. На праздничном богослужении поются тропари «Общее воскресение» и «Спогребшеся Тебе Крещением, Христе Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся Воскресением Твоим, и воспевающе зовем: осанна в вышних, благословен Грядый во Имя Господне». За полиелеем следует величание «Величаем Тя, Живодавче Христе, осанна в вышних, и мы Тебе вопием: благословен Грядый во Имя Господне».
В ходе богослужения священник окропляет вербные веточки. Эти ветки и зажженные свечи люди держат в руках во время исполнения Канона. Православные храмы переполнены молящимися, которые чествуют Царя Славы, который добровольно пошел на страдания. Люди приветствуют Его как победителя смерти и вспоминают грядущие дни Страстной седмицы, страдания Христовы.
Вербное воскресенье в 2020 году — 12 апреля
Вербное воскресенье в 2021 году — 25 апреля
- Тропарь
- Величание
- Кондак
- Антифоны
- Задостойник
Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье в 2020 году 12 апреля
Праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербного воскресения) — это один из самых трагических праздников церковного года.
Казалось бы – все в нем торжество: Христос вступает в Святой Град, встречают Его ликующие толпы народа, готовые из Него сделать своего политического вождя, ожидающие от Него победы над врагом.
Но та же самая толпа, которая сегодня кричит «Осанна Сыну Давидову!», в несколько дней повернется к Нему враждебным, ненавидящим лицом и будет требовать Его распятия.
Перенесемся духом в те страшные дни, когда Бог смертью Единородного Своего Сына одержал победу над тьмой и спас нас от власти смерти, греха, диавола. Осознаем, что Христос умер, потому что преступники мы.
Митрополит Антоний Сурожский
Статья Марии Свешниковой: Вербное воскресенье – начало торжества безверия
Источник: https://www.pravmir.ru/verbnoe-voskresene/
Вербное воскресенье 2019: история праздника, приметы, традиции
В этот день православные христиане вспоминают, как две тысячи лет назад в Иерусалиме люди восторженно встречали Господа нашего Иисуса Христа и под ноги ему бросали пальмовые ветви. Однако уже спустя несколько дней они же предадут Христа и будут кричать: «Распни его!» Казалось бы, это трагическое событие, ведь Господь знал, что идет навстречу предательству, но тогда почему церковь отмечает это событие как праздник? Давайте разбираться.
Ради людей
С Вербного воскресенья начинается Страстная седмица, то есть последние дни земной жизни Христа. В эти дни, подражая Господу, претерпевшему по любви к падшему человечеству страдания, верующие стараются быть ближе к Нему, потому что знают: Христос пришел в Иерусалим для того, чтобы принести себя в жертву за грехи людей.
– Но мы все равно торжествуем эти события, потому что без них не может быть спасения. Важно понимать, что вход Иисуса Христа в Иерусалим – не торжественный въезд на царство, а пример жертвенного служения людям. Господь осознанно шел на страдания ради спасения человечества, – обращает внимание на главный смысл библейских событий клирик Свято-Пантелеимоновского храма Краснодара, протоиерей Андрей Кретов.
Вербному воскресенью предшествует Лазарева суббота. В этот день Иисус Христос совершил великое чудо – воскресил праведного Лазаря. После Вербного воскресенья начинается Страстная седмица – неделя перед Пасхой, которая посвящена воспоминаниям о последних днях земной жизни Иисуса Христа.
Пройдет всего несколько дней, и произойдет другое шествие – шествие Христа на Голгофу. Именно вступление Господа нашего Иисуса Христа на путь крестных страданий вспоминают верующие в день праздника Входа Господня в Иерусалим.
Мессия явился!
По библейскому сюжету, странные, необычные события предшествовали въезду Христа в Иерусалим за шесть дней до Иудейской Пасхи. 30-й год нашей эры. Окрестности порабощенного римлянами Иерусалима гудят от слухов: «Появился Мессия – Спаситель, он исцеляет больных! Он творит чудеса, за Ним идут толпы учеников! Он наконец-то принесет свободу и воздвигнет новое царство!»
– Впервые Иисус открыто предстал перед народом как Христос – тот Спаситель, которого много веков ожидал народ. Люди стояли по краям дороги, по которой на «осляти» ехал Иисус Христос, и восторженно кричали: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне!» Осанна в вышних! И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение, и говорили: «Кто Сей?» Народ же говорил: «Сей есть Иисус, пророк из Назарета», – цитирует евангелиста Матфея протоиерей Андрей Кретов.
Это был торжественный въезд, единственный случай в земной жизни Христа, когда люди, не таясь, с радостью прославляли Его. Одни видели в Нем нового политического Мессию, царя, устроителя нового царства. Другие того, кто накормит их. Третьи ожидали новых чудес и исцелений.
Но Иисус не оправдал их надежд. «Царство мое не от мира сего! Царство мое не отсюда. Ибо царствие Божие не пища и питие, но праведности и мир и радость во Святом Духе», – говорит Иисус Христос.
Протоиерей Андрей Кретов
«Шествие на осляти»
Еще три с половиной века назад на Руси праздник Входа Господня в Иерусалим отмечался пышнее и торжественнее. Крестный ход в Вербное воскресенье сопровождался инсценировкой въезда Христа. Причем митрополит или позже Патриарх всея Руси, подобно Христу, ехал верхом на «осляти», а вот вел под уздцы лошадь, замаскированную под молодого осленка, сам царь.
– На Руси с давних времен существовал чин «шествия на осляти». Тем самым подчеркивалась покорность царя земного, Царю Небесному. Эту традицию отменили лишь при Петре Первом, который посчитал ее позорной, – рассказывает священник Андрей Кретов.
Но целью этого любопытного действа было не просто воспроизвести до деталей «картинку» евангельского эпизода Входа Господня в Иерусалим. Даже сам факт смирения царя до «конюшего» демонстрировал, что Бог выше земной власти, и служил напоминанием власти о том, насколько переменчива в своих привязанностях толпа.
Господу помолимся
Если обряд «шествия на осляти» остался где-то в глубине веков, то в православных храмах России, как и много веков назад, в этот день говорят о страданиях Христа, на которые Он пошел ради людей. «Когда входил Ты, Господи, во святой город, восседая на осленке, Ты с готовностью шел к страданию во исполнение Закона и Пророка» – слышим мы на богослужении голос священника.
Придя в храм в субботу вечером, на Всенощное бдение, и помолившись Господу, мы поймем, что, в отличие от иерусалимской толпы, славить имя Христово надо не за чудеса исцеления или любые другие, а за чудо любви, которая так велика, что Господь ради нас вышел на свой крестный путь.
Настоятель храма Святого Николая Чудотворца, священник Вадим Федоров
Почему верба?
Во время Всенощного бдения в храмах освящаются веточки вербы. Эти растения заменили на Руси пальмовые ветви, которыми встречал народ Иисуса Христа. Освященные ветви вербы хранят в течение года, украшают ими иконы в доме. Их нельзя просто выкинуть, это святыня, и ее нужно принести в храм для сожжения.
В сам день Входа Господня утром надо быть на литургии. Идет Великий пост, но в этот день разрешается вкушать рыбу. Работать нельзя, но если надо помочь ближнему человеку, то это следует сделать обязательно.
– Помните, что, встречая этот праздник с вербами в храме, мы можем распять Христа своими грехами. Поэтому воздержитесь от скверных дел и обязательно придите в храм на Страстной неделе, – говорит протоиерей Андрей Кретов.
Источник: https://kubnews.ru/obshchestvo/2019/04/19/verbnoe-voskresene-2019-istoriya-prazdnika-primety-traditsii/
Появился праздник вербное воскресенье. Значение праздника вербное воскресенье
Если вы увидели на улице людей с веточками вербы в руках, значит, скоро наступит праздник, котрый называется Вербное воскресенье. История возникновения праздника необычайно интересна и окутана преданиями. В этой статье мы приоткроем завесу тайны и расскажем, откуда к нам пришёл этот день и связанные с ним традиции.
Шаги в прошлое
Итак, Вербное воскресенье История праздника насчитывает две версии его зарождения. Одна из них — христианская. Она гласит, что именно в этот день Иисус Христос верхом на осле впервые въехал в город Иерусалим. Как всё начиналось?
В 30 году нашей эры дальние и ближние окрестности города Иерусалима взбудоражил слух о некоем страннике, творящем такие чудеса, как исцеление неизлечимо больных и даже воскрешение мёртвых!
Говорили, что ослепшие снова начинают видеть, а прокажённые заново обретают здоровую кожу. И самое обсуждаемое невероятное событие — это воскрешение некоего Лазаря, умершего четыре дня назад, но вышедшего из склепа живым и невредимым. Конечно же, все эти чудеса творил Иисус, прозванный в народе Спасителем и Мессией.
У Сына Божьего в кратчайшие сроки появляется огромное количество последователей и учеников, которые несут добрую молву о своём Учителе. Простой люд видит в Иисусе своё светлое будущее, а главное — свободу от поработителей-римлян.
Однако власть Иерусалима по понятным причинам не разделяла предвкушение счастья и радостных ожиданий — и немудрено. Появление Мессии пошатнуло бы, а то и напрочь уничтожило бы удобный для них порядок.
Верхом на ослике
И вот наступил тот день, которого так страшились правители Иерусалима — Иисус решил посетить столицу Иудеи. При этом Спаситель, который обычно передвигался пешком, вдруг попросил своих последователей привести ему из ближайшего поселения молодого осла, на которого не садился ни один человек. Когда просьба Иисуса была выполнена, на ослика постелили его одежды, заменив ими седло, и Спаситель направился к главным воротам Иерусалима.
По тем временам и традициям въезд на осле сквозь врата города говорил о мире и исключительно благих намерениях прибывшего, в том время как гость, приехавший на коне, символизировал Именно поэтому Сын Божий выбрал осла — таким образом он хотел показать, что пришёл с миром и без злого умысла.
Это был триумфальный въезд! Ликующие люди, не скрывая радости, устилали путь Спастеля листьями пальмы и своими одеждами, показывая таким образом свою безграничную любовь и высочайшее уважение к Сыну Божьему. За осликом, несущим на своей спине Мессию, бежали дети, девушки и женщины, размахивающие пальмовыми ветвями, символизируя высочайшие почести.
Поэтому Вербное воскресенье (история праздника связана не только с религией, но и (косвенно) с географическим положением и климатом Израиля, из-за чего его ещё называют Пальмовым воскресеньем) означает Вход Господень в Иерусалим, ибо в своём Сыне в городе побывал сам Бог-Отец.
Сам же праздник — это символ того, что израильский народ поверил в Иисуса и признал его Мессией, Спасителем, чьё призвание — сделать мир лучше, добрее и гармоничнее.
Увы, спустя всего четыре дня всё тот же ликовавший народ будет исступлённо требовать от жестоко распять того, кого сами же прозвали Мессией и Спасителем рода человеческого.
Пальмы и вербы
Скорее всего, у читателя возникнет вопрос: если путь Сына Божьего устилали пальмовыми листьями, почему же в России этот праздник называется Вербное воскресенье? История праздника говорит, что это связано с тем, что на Руси никогда не произрастали пальмовые деревья, в то время как палестинский климат непригоден для милой русским людям вербы. Поэтому Православная Церковь приняла решение сменить растение, символизирующее Вербное воскресенье. История праздника, православный вариант которого актуален в наши дни, предполагает вместо пальмовых листьев использовать веточки вербы из другого, языческого обряда, который существовал на Руси в дохристианские времена.
Языческий праздник
Как уже было упомянуто, история праздника Вербное воскресенье имеет две версии возникновения. Вторая из них уходит во времена язычества. А если точнее — берёт своё начало в древнем славянском празднике под названием Вербохлёст. Чем же связаны между собой Вербное Воскресенье, история
Дело в том, что Вербохлёст — это праздник оплодотворения. В язычестве близкие отношения между мужчиной и женщиной не считались грехом, а как раз наоборот — воспринимались как проявление Божественного акта, в результате которого появлялись дети. Из детей вырастали сильные воины, трудолюбивые пахари, будущие матери и лекари и учителя. Одним словом, чем больше было детей, тем больше у народа было шансов на благополучную жизнь.
Весёлый обычай
В празднике Вербохлёст существовал интересный обычай — юноши хлестали по ногам девушек веточками вербы, а те, в свою очередь, заливисто смеялись и нарочно визжали. Этот обряд символизировал акт оплодотворения. То же самое проделывали со скотом — ведь чем больше поголовье, тем сытнее будет жизнь.
Почему именно верба, а не слива или, например, яблоня? Дело в том, что для наших предков верба являлась символом быстрого роста, могучей к жизни и, конечно, плодородия. И немудрено — именно верба выбрасывает почки и расцветает первой среди всех растений.
Когда на Руси появилось христианство, языческие идолы были отвергнуты и со временем забыты. И тем не менее история праздника Вербное Воскресенье поневоле возвращает нас в те далёкие времена.
На то, что именно с Вербохлёста началась история праздника Вербное Воскресенье, указывает то, что в других странах, например, в Словакии, где чтят традиции предков, этот обычай жив до сих пор. Там и в наши дни парни без какой-либо религиозной подоплеки азартно стегают барышень веточками вербы и даже окатывают их водой!
Праздник без даты
Когда именно празднуется Вербное воскресенье? История праздника напрямую связана с праздником Пасхи, и отмечается за неделю до её наступления, сразу после Поскольку Пасха тоже наступает каждый раз в разный день, то и Вербное Воскресенье приходится на разные даты.
Сила вербы
В субботу перед Вербным воскресеньем во всех православных храмах проводится всенощное бдение, во время которого священники окропляют их святой водицей, освящая вербу и придавая ей волшебный свойства.
Например, она оберегает дом от гроз и пожаров, всех его обитателей — от а почки вербы излечивают многие болезни.
Именно поэтому принесённую из церкви вербу ставят в изголовье кровати, на которой лежит занедуживший человек, а также побегами несильно стегают детвору, чтобы росли здоровыми и сильными.
Помимо этого, в отваре оосвящённых ветвей вербы принято купать малшей, чтобы те были здоровыми. Считается также, что почки вербы помогают победить бесплодие, поэтому многие отчаявшиеся женщины, мечтающие о ребёнке, едят их и молятся Пресвятой Богородице.
Вербная диета
Все православные перед Пасхой строго соблюдаёт Великий пост. Особенно суровы в этом плане дни Страстной недели, когда истинно верущие жёстко ограничивают себя в пище. И тем не менее в Вербное воскресенье все желающие могут устроить себе поблажку и побаловать свой организм рыбой, запивая её вином.
А давным-давно на Руси для празднования Вербного воскресенья пекли гречневые блинчики, варили бражку и готовили рыбные пироги. Помимо этого был интересный обычай печь праздничные хлебцы — столько штук, сколько человек в семье. В одном из хлебцов прятали монетку, и тот, кому досталось это угощение с сюрпризом, был буквально обречён на счастье, здоровье и удачу в течение 12 месяцев.
Сказки для детей
Попробуйте рассказать детям про Вербное воскресенье. История праздника для детей, конечно же, должна быть адаптирована под их восприятие и доступна для понимания маленьких православных. Покажите детворе красивые вербовые веточки, дайте потрогать, понюхать, подержать в руках.
Расскажите о том, что верба расцветает самой первой из всех деревьев и приносит в мир весну. После этого можно поведать ребятам про Вербное воскресенье. История праздника (фото, рисунки и картинки также желательно использовать) маленькими слушателями будет восприниматься как волшебная сказка. Можно даже разыграть сценки.
Не забудьте упомянуть, почему у нас верба вместо пальмовых листьев, попутно рассказав и о климате Палестины.
Вход Господень в Иерусалим, Пальмовое воскресенье
Источник: https://stroi-ivan.ru/gidroizolyaciya/poyavilsya-prazdnik-verbnoe-voskresene-znachenie-prazdnika-verbnoe.html
Что означает Вербное воскресенье? История праздника Входа Господня в Иерусалим
Религия
Получить короткую ссылку
16910117
Вербное воскресенье — великий православный праздник, который отмечают за неделю до Пасхи. В этом году празднование пришлось на 21 апреля.
Один из главных христианских праздников, Вход Господень в Иерусалим является двунадесятым переходящим праздником. То есть его дата не является постоянной, а зависит от Пасхи. Однако этот праздник всегда отмечается в воскресенье.
Pixabay
В 2019 году церковь вспоминает события новозаветной истории 21 апреля. В этот день верующие несут в храм ветви вербы, которые символизируют пальмовые ветви и свечи.
Букеты из вербы часто украшают различными цветными ленточками. На Всенощном бдении в субботу веточки освящают, а после люди несут их домой. Когда верба высыхает, ее относят в храм, где вербу сожгут в печи.
Вербное воскресенье неразрывно связано с Лазаревой субботой, праздники идут друг за другом. Несмотря на это, исторически между данными событиями была разница в месяц или даже два.
Что такое Вербное воскресенье?
События этого праздника происходили после чудесного воскрешения друга Христа — Лазаря, которого Иисус оживил через четыре дня после смерти Лазаря. Описаны эти действия четырьмя евангелистами: Матфеем, Иоанном, Лукой и Марком.
После чудесных событий в Вифании Иисус отправился в Иерусалим. После того, как люди увидели собственными глазами воскрешение Лазаря, они отправились в город вслед за Христом. Народ был так восхищен тем, что сотворил Спаситель, что, когда Иисус Христос въезжал в Иерусалим, жители принялись кидать ему в ноги пальмовые ветви и восклицать: «Осанна Сыну Давида! Благословен Грядущий во имя Господне!»
Sputnik Сергей Лескеть
Вербное воскресенье
Однако не все люди понимали, что Иисус пришел не для царствования на земле, а для божественной небесной милости. И потому спустя некоторое время то самое «Осанна!» сменилось беспощадным «Распни его».
Но еще до того, как Спаситель вошел в Иерусалим, он знал, что народ в результате не примет его и что он погибнет.
Для верующих христиан Вербное воскресенье предваряет Страстную седмицу — неделю самого строгого поста, для самого Иисуса Христа этот день был последним перед тем, как начался его полный страданий Крестный путь. Получается, что сегодня это символ дороги на Голгофу вместе со Спасителем.
Пост в Вербное воскресенье
Правила питания для постящихся в этот день отличаются от других дней Великого поста. В воскресенье, помимо постной горячей пищи на растительном масле, также можно есть рыбу.
Источник: https://sputnik.by/religion/20190421/1034547955/verbnoe-voskresene-pravoslavie-prazdnik.html
Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье): история, иконы, молитвы, проповеди, видео
«Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье – это один из самых трагических праздников церковного года.
Казалось бы – все в нем торжество: Христос вступает в Святой Град, встречают Его ликующие толпы народа, готовые из Него сделать своего политического вождя, ожидающие от Него победы над врагом, разве здесь есть что-то трагическое? Увы, есть! Потому что все это торжество, все это ликование, все эти надежды построены на недоразумении, на непонимании, и та же самая толпа, которая сегодня кричит «Осанна Сыну Давидову!», в несколько дней повернется к Нему враждебным, ненавидящим лицом и будет требовать Его распятия. Перенесемся духом в те страшные дни, когда Бог смертью Единородного Своего Сына одержал победу над тьмой и спас нас от власти смерти, греха, диавола. Осознаем, что Христос умер, потому что преступники мы.» Митрополит Антоний Сурожский
Вход Господень в Иерусалим является одним из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа; оно описано четырьмя евангелистами (см.: Мф. 21:1–11; Мк. 11:1–11; Лк. 19:28–40; Ин. 12:12–19). Торжественное прибытие Спасителя в Святой град накануне праздника Пасхи предшествовало Его Страстям и было осуществлением ветхозаветных пророчеств (в первую очередь Быт. 49:10–11; Пс. 8:2–3; Зах. 9:9).
Воспоминанию этого события и посвящен один из основных церковных праздников, который в Православной Церкви включен в число двунадесятых. Он празднуется в воскресенье, непосредственно предшествующее пасхальному и открывающее собой Страстную седмицу, то есть включается в разряд переходящих.
Поскольку в символике и события Входа Господня в Иерусалим, и его литургического формуляра важное место занимают пальмовые ветви – вайи, этот праздник называют Неделей ваий. Святитель Амвросий Медиоланский толкует данное именование следующим образом:
«Именно чрез масличное дерево, из коего происходит елей, умягчающий раны и врачующий болезни, означаются дела милосердия; а чрез крепкое финиковое дерево, ветвей которого оконечности белы, означается то, что после скорбей настоящей жизни мы преселимся в свет небесного отечества».
В славянской традиции известно обозначение праздника еще и как Недели цветоносной, или цветной. На Руси в богослужебной практике пальмовые ветви традиционно заменяют ветвями вербы, отчего Неделя ваий носит также название Вербного воскресенья.
За пять дней до иудейского праздника Пасхи Господь подошел к селениям Виффагия и Вифания у Елеонской горы вместе со Своими учениками и поручил двум из них привести Ему молодого осла, на которого никто никогда не садился.
Когда они исполнили повеление, Христос сел верхом на осла и стал спускаться с горы к Иерусалиму под приветственные возгласы учеников и народа, который встречал Господа, постилая свои одежды и срезанные с деревьев ветви на Его пути, радостно восклицая: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» (Мф. 21:9; Мк. 11:9; Лк. 19:38; Ин. 12:13).
В непосредственном описании Входа Господня в Иерусалим наиболее близки между собой рассказы синоптиков – Матфея, Марка и Луки.
Они уделяют пристальное внимание отсутствующей у Иоанна истории с обретением осла для поездки, которая имеет много общего с повествованием о подготовке Тайной вечери (см.: Мф. 26:17–19; Мк. 14:13–16; Лк. 22:8–13).
Обстоятельства нахождения этого животного становятся исполнением пророчества Быт. 49:10–11, а благополучная реализация поручения учениками предстает как результат божественного всеведения Иисуса Христа.
Сама поездка на осле, согласно евангелистам, была осуществлением пророчества Захарии (см.: Зах. 9:9). У Матфея оно описано как реализованное вплоть до мельчайших подробностей, поскольку говорится не об одном, а о двух животных – ослице и осленке. При этом из текста можно даже понять, что Господь воссел на них одновременно (см.: Мф. 21:2–3, 5, 7).
Для разрешения данного противоречия предлагается несколько вариантов: либо текст стиха был испорчен, и Господь сел только на осленка; либо слова «поверх их» относятся только к постеленным одеждам, поскольку другие синоптики однозначно говорят о поездке на молодом осле.
Возможно, второе животное было необходимо, чтобы молодой необъезженный осел шел через толпу спокойно.
Евангелисты особо подчеркивают, что на осла до Христа никто никогда не садился, и это, безусловно, указывает на ритуальную чистоту животного и возможность принесения его в жертву Богу.
Вероятнее всего, прибытие верхом на осле было событийной реминисценцией помазания Соломона на царство (см.: 3 Цар. 1:32–40). Иными словами, Вход Господень понимался как вход истинного Царя Израиля в Иерусалим, что подтверждается и тем, что встречающие клали Ему под ноги свою одежду (см.: Мф. 21:8; Мк. 11:8; Лк. 19:36; ср.: 4 Цар. 9:13).
Однако чрезвычайно символично следующее. По традиции, все без исключения паломники входили в Иерусалим пешими – в знак смирения и почитания Святого города и храма. Евангелисты же говорят лишь о том, что Христос приблизился к Иерусалиму, сидя на осле, и не уточняют, как именно – верхом или пешим – Он вступил в город.
Большое значение имеют указания на использование встречающими Христа людьми ветвей, которые не упоминаются только в рассказе евангелиста Луки. Матфей и Марк говорят о том, что народ устилал перед Христом путь срезанными с деревьев ветвями, или побегами, или листьями финиковой пальмы (см.: Мк. 11:8; Мф. 21:8). При этом до конца неясно, как именно использовались эти ветви людьми: возлагали ли их на пути или держали в руках.
Если всё же предположить второе, то рассказ о встрече Христа предстает описанием настоящей религиозной процессии и отсылает к ритуальным пальмовым ветвям, которые фигурировали на осеннем празднике Кущей.
Данное мнение приобретает еще большую доказательность, если не забывать, что Входу Господню в Иерусалим предшествовало воскрешение Лазаря, которое в свою очередь предвозвещало Воскресение Христово и всеобщее воскресение мертвых.
Но ведь данные события выступают еще и в качестве тем праздника трубного звука, который проходил перед праздником Кущей.
Кроме того, для последнего празднования были характерны ликование и радостные восклицания (см.: Ис. 12:6; 42:1–2; 44:23; Иер. 31:7; Зах. 9:9), также указывавшие на будущее воскресение мертвых (см.: Ис. 26:19). Очевидно, этим и объясняются возгласы «Осанна!»(буквально – «Спаси же!»), которые с молением о помощи обращены к Богу.
Не исключая совершенно возможности употребления слова «осанна»в качестве аккламации (если присвоить ему междометно-эмоциональную роль), можно воспринимать его и как просьбу о Царе – особенно в позиции обращения (ср. в связи с этим аналогичный по содержанию Пс. 117, стихи 25–26 которого звучали во время Входа Господня в Иерусалим).
И здесь особо надо указать на следующий факт: все евангелисты, кроме Марка, отмечают недовольство иудейских учителей обстоятельствами рассматриваемого события, и в первую очередь тем, что Иисус Христос не запретил встречать Его словами «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!», однозначно понимавшимися как мессианское приветствие.
Вход Господень в Иерусалим проходит под знаком двусмысленности.
Если у синоптиков (у евангелистов Матфея, Марка и Луки) это событие отмечено как безоговорочно радостное, то у Иоанна — нет. Потому что мы знаем, что в толпе стоят люди, которые будут его выслеживать. Они и Лазаря снова собираются убить.
Синоптики смотрят глазами народа, а Иоанн показывает процессы внутренние, не видные людям.
Вход в Иерусалим происходит в обстановке встречи царя; это высшая точка публичности в Евангелиях. При этом обратите внимание, что имеется и некоторая конспиративность. Господь посылает учеников за осленком и при этом говорит: «И если кто скажет вам: что вы это делаете? — Отвечайте, что он надобен Господу» (Мк. 11:3). Это пароль и отзыв.
Если у человека просто так забирают осла, ведь он на это не согласится! Он скажет: «Мне он тоже нужен! Это мой осел!»
Это означает, что, скорее всего, владелец осла предупрежден заранее.
И далее мы видим, что на дорогу постилают одежды и пальмовые ветви — это образ въезда императора.
Праздник в православном богослужении
Поскольку совершенно очевидна неразрывная связь между Входом Господним в Иерусалим, чудом воскрешения праведного Лазаря и Страстями Господа, соответствующее празднование в православной литургической традиции является, с одной стороны, началом Страстной седмицы, с другой – наступает после Лазаревой субботы.
В древней (до X века) иерусалимской богослужебной практике в этот праздник вечером происходило торжественное символическое шествие с пальмовыми ветвями, которое возглавлял епископ, шествовавший, вероятно, верхом на осле – как в свое время Иисус.
Нечто подобное сохранило и соборное богослужение Константинополя IX–XII столетий. Итак, Божественная литургия начиналась не в Святой Софии, где была утреня, а в храме, посвященном 40 мученикам Севастийским, куда патриарх отправлялся верхом на жеребце.
В послеиконоборческих византийских монастырских уставах – Студийском и Иерусалимском – богослужение Входа Господня в Иерусалим в целом приняло свой современный вид.
Рассматриваемый праздник включен в цикл Постной триоди. Одной из его отличительных особенностей является отсутствие предпразднства и отдания. Хотя их функционально-литургическими заменами можно считать шестую седмицу Великого поста (особенно Лазареву субботу) и вечерню вечером в сам день праздника соответственно.
Итак, согласно Уставу, общий формуляр празднования Входа Господня в Иерусалим таков. Предписывается всенощное бдение, состоящее из великой вечерни, великого чтения, утрени и 1-го часа. Бдение предваряется малой вечерней и трапезой. Исхождение из монастыря, символизирующее известное шествие, совершается после часов. На литургии положены праздничные антифоны.
Отдельно надо указать на следующий факт: при строгом запрете на вкушение рыбы Великим постом на праздник Входа Господня в Иерусалим она дозволяется.
В русской богослужебной практике ХVI–XVII веков на протяжении длительного времени (вплоть до начала XVIII столетия) значительную роль играл чин шествия на осляти в Неделю ваий. Оно представляло собой усложнение предписанного Уставом праздничного крестного хода, во время которого патриарх или архиерей с крестом и Евангелием в руках ехал по городу верхом на осле или (обычно) на наряженной лошади.
Отдельного упоминания достойны молитвы на благословение и освящение ваий.
Всего по рукописям известно четыре текста: «Собезначальне Слове непостижимаго Твоего Отца», «Господи Боже наш, иже кивотом», «Владыко, Господи, Боже наш, Вседержителю», «Господи Христе Боже наш, седяй на херувимех».
Однако только последняя молитва содержится в принятых ныне в Православной Церкви богослужебных книгах. Непосредственное ее чтение предваряется тем, что предстоятель кадит ветви. В русской практике принято также после молитвы окроплять ветви святой водой.
Иконы
Источник: http://vykssa.blagochin.ru/cerkovnye-prazdniki/vxod-gospoden-v-ierusalim-verbnoe-voskresene-istoriya-ikony-molitvy-propovedi-video/
Двойственный смысл: что празднуют в Вербное воскресенье?
Православные христиане 12 апреляпразднуют Вербное воскресенье. Этот праздник завершает Великий пост иготовит верующих к страстной седмице. Священник рассказал о значении праздника и о том, чтосимволизируют веточки вербы.
Вербное воскресенье по-церковнославянскиназывается неделей ваий. Вайи — этопальмовые ветви. Их жители Иерусалимастелили Христу под ноги, когда он входилв город. «У нас в руки берут вербочки, потомучто это первое растение, котороераспускается, расцветает», — рассказал отец Андрей (Федоров).
Вербное воскресенье разделяет Великийпост и страстную седмицу.Смысл этих двух периодов разный: Великийпост нужен верующему, чтобы разобратьсяв себе и в своих ошибках, попроситьбожьей помощи для исправления ситуации.Смысл страстной седмицы в том, чтобыпоследние дни Христа символическипрожить вместе с ним.
#Религия
Зачем вербу хранят целый год?
«А Вербное воскресенье — это праздник,воспоминание, что за неделю до своеговоскресения Христос пришел в Иерусалим.Это было радостью и для его учеников, идля множества встречавших Христа. Вседумали, что наконец-то он пришел вИерусалим, чтобы явить миру, что он естьмессия, что станет царем», — сказалотец Андрей.
Тогда, по его словам, даже ближайшиеученики Иаков и Иоанн просили Христа:«Господи, сделай так, чтобы мы шли справаи слева от тебя». Но Иисус, согласносвященным писаниям, еще перед приходомв Иерусалим предупреждал учеников, чтоего арестуют, буду бить, издеваться,убьют и только после этого он воскреснет.Никто из учеников не прислушался нему,кроме Фомы.
«Один Фома сказал: «Пойдем и мы, и умремвместе с ним». Остальные делили дивидендыи думали, что наступит праздник, всепризнают что он мессия, а им теперь будетхорошо», — отметил отец Андрей.
Двойственный характер праздника
Встреча Христа в Иерусалиме имеетдвойственный характер. Люди восклицали: «Осанна в вышних, благословенпришедший во имя Господня». Но Христосзнал, что некоторые из них по прошествиитрех-четырех дней будут кричать: «Распни,распни его!».
«Значение этого дня — избежатьв жизни сильных колебаний, когда мысначала говорим: «Слава богу», а есличто-то идет не так, как задумали, спрашиваем: «Где же ты, Бог?»»
По словам священника, человек хочет,чтобы все происходило по его замыслу,а когда что-то идет не так, он ропщет игневается. Но на самом деле людям нужнозадаваться вопросом: «А каков замыселБожий и как я могу в этом участвовать?»
«Мы должны задаться вопросом: «Какмне надо жить, чтобы не предать Христа,чтобы через несколько дней не завопить:«Распни его! Дайте нам Варавву!», —резюмировал отец Андрей.
Как встретить Вербное воскресенье?
Вербное воскресенье — праздник. Вэтот день верующие освобождаются отвсякой работы, даже праздничные блюдалучше приготовить накануне, а в воскресеньетолько накрыть на стол.
Праздник встречают во время поста.Это значит, что на столе не должно бытьмяса, яиц, молочных продуктов. Эти кушаньяможно будет отведать только на Пасху.На стол, помимо продуктов, дозволенныхпостом, можно поставить только рыбу.
В этот день верующие приходят в храмна богослужение. С собой они несутветочки вербы, но священники говорят,что если у человека нет с собой весеннегобукета, то это позволительно. Церковь такжене приписывает вербе никаких необычныхи тем более магических свойств, но людииздревле верили в силу этого растения.
Так, считается, что если слегка ударитьосвященным веточками вербы кого-то издомочадцев, приговаривая: «Верба хлест,бей до слез» и «Бьем, чтобы быть здоровым»,то тем самым можно привлечь к человекусчастье и здоровье.
Источник: https://info.sibnet.ru/article/563352/
Праздник Вербное Воскресенье
Вербное воскресенье — праздник предшествующий Пасхе, отмечается христианами в шестое воскресенье Великого поста. Сопровождается продолжительной службой, а основная традиция в России — освещение веточек вербы.
История
В этот день отмечают Вход Господень в Иерусалим, о котором пишут все четыре евангелиста — Матфей (21 глава), Марк (11), Лука (19) и Иоанн (12). Суть в том, что в те времена в преддверии праздника Пасхи тысячи паломников стекались в Иерусалим со всего Ближнего Востока, а тогда как раз прошёл слух, что Иисус воскресил Лазаря. Люди ждали Иисуса из Назарета — спасителя Израиля. Верили, что мессия явится народу именно на Пасху.
( Giotto di Bondone — Jesus entry into Jerusalem)
Сын Божий въехал в город на осле, что означало символ мира (на коне — символ войны). Говорят, что ворота, через которые он въехал, существуют до сих пор, но уже многие столетия намертво замурованы. Народ привечал его возгласами «Осанна (слава) сыну Давидову!» и каждый легонько касался Иисуса веточкой пальмы, выражая преданность и любовь. Это и есть корни современной традиции ударять близких освящённой вербой, при этом говоря: «Не я бью — верба бьёт! Верба хлёст — бьёт до слёз!».
Вход Господень в Иерусалим — это второе пришествие, когда он явился как Царь Мира и Судия. Первый же раз он предстал перед людьми как Искупитель грехов рода человеческого.
Почему называется «Вербное»
Народ встречал пришествие Царя веточками пальмы — именно её и используют жители Ближнего востока и стран, где растёт это дерево. В тех краях праздник называется «Пальмовое воскресенье». Использование вербы русской традиции объясняется очень легко — просто нет пальм. Потому-то церковь традиционно использует вербу, которая первой встречает весну. Также иногда используют веточки ивы и ветлы.
Веточки вербы — главный атрибут праздника. В этот светлый день люди приходят с веточками в церковь, чтобы чествовать Царя, смерть и грех победившего. Священнослужители надевают зелёные ризы, которые являются символом возрождения жизни.
В допетровскую эпоху был своеобразный обряд. Патриарх выезжал «на осляти» — белом коне, «замаскированном» под осла, — как символ Входа Господня в Иерусалим. Он одаривал с Лобного места освящёнными веточками вербы всех собравшихся. Одаривались по очереди, сообразно статусу — вначале веточки доставались царю, затем архиереям, боярам, думским дьякам, а в конце и простому люду.
Что разрешено традициями, а что — нет:
В этот день нельзя работать, нельзя расчёсывать волосы и выгонять скот на выпас. Также традиции запрещают готовить горячие блюда, так что об этом лучше позаботиться заранее. Что касается еды в целом, то тяжёлая, жирная пища не употребляется, зато разрешено кушать рыбу и овощи.
С этим праздником связаны и некоторые народные приметы погоды выпадающие на этот день:
- Если идёт дождь — жди обильного урожая.
- Если светит солнышко — снова богатый урожай, да ещё и тёплое лето.
- Если дует сильный ветер — это к прохладному и ветреному лету.
Источник: https://schci.ru/Verbnoe_Voskresenie.html
Православный праздник Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресение) — 12 апреля 2020 года
Сын Божий в сопровождении преданных учеников отправился из своего селения в столицу Иудеи. Христос, взойдя на ближайший холм, устремлял взгляд на Иерусалим, которому суждено было стать местом Его Страданий. Множество народа встречали Его пришествие с ветвями пальмы и криками «Осанна!» (слава, спасение).
Праздник Вход Господень в Иерусалим аллегорически означает Второй Приход. Первое прибытие на иудейскую землю характеризовалось стремлением Всевышнего предстать в образе Спасителя, искупающего греховные дела человечества.
Суть праздника
Событие оказало главенствующее влияние на жизнь Сына Божьего. Оно описывается четырьмя апостолами-евангелистами. Торжественный приход Искупителя в иудейскую столицу накануне Пасхи предшествует Мучениям Христе Боже на Голгофе и был описан в ветхозаветных пророчествах.
Важно! Православная Церковь ежегодно проводит праздник, где прихожане и служители вспоминают это грандиозное событие. Его отмечают в воскресенье, которое идет перед Пасхой. Соответственно, праздник входит в ранг переходящих торжеств.
В 2020 году Вербное воскресенье намечено на 12 апреля.
Событие имеет и другое наименование: Неделя пальмовых ветвей (ваий). Эти атрибуты занимают главное место в символике торжества и литургического расписания.
Святитель Амвросий объясняет это положение и дает трактовку.
- Он говорит, что дела милосердия аллегорически обозначаются через исходящий из масличного дерева специфический елей, заживляющий раны и избавляющий от различных недугов.
- Белые кончики финикового дерева символизируют то, что после жизни, преисполненной скорбями и страданиями, верующих ожидает чистый свет отеческого блаженного дома.
На заметку! На Руси пальму заменили на ветви вербы, поэтому торжество обрело название Вербного воскресенья. Впрочем, для традиции славян известно наименование Недели цветоносной.
Православное Празднование Входа Господня в Иерусалим отдает почтение Живому Богу, идущему на смерть. Народ, принявший Его с восхвалениями и любовью, вскоре вынужден сопроводить Христа на Голгофу. Символическое посещение Святого Града отныне празднуется во всем православном мире.
Торжество призвано склонить людей к пониманию деяний Господа и переосмыслению собственной жизни.
Икона «Вход Господень в Иерусалим»
Краткая история праздника входа Господа в Иерусалим
В 30-е г. нашей эры вокруг Святого Града стали появляться слухи о неком путешественнике, который творит чудеса, исцеляя смертельно больных и воскрешая мертвецов. Народ твердил, что слепые прозревают, а прокаженные получают здоровую кожу. Эти чудесные метаморфозы совершал Иисус Христос, названный Спасителем людского рода.
У Сына Божьего в короткие сроки появляется колоссальное количество последователей, разносивших добрую молву о своем учителе. Простой народ видит в Христе счастливое будущее и избавление от римского ига.
Правительство Святого Града не разделяло торжественного настроения людей, потому что Мессия являлся тем аргументом, который мог пошатнуть или вовсе уничтожить существующий порядок.
И вот настал день Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье). Христос вознамерился посетить столицу иудейского царства. Божий Сын попросил своих учеников найти для входа в град молодого осла и отправился на животном к главным вратам. В те времена въезд в город на коне расценивался как объявление войны, поэтому Спаситель выбрал существо, которое показало его чистые намерения.
О других двунадесятых праздниках в честь Господа:
- Вознесение Господне
- Сретение Господне
- Крещение Господне
Встречающий люд ликовал и устилал путь Христа листьями пальмы и собственными одеждами, демонстрируя уважение и бесконечную любовь к Сыну Бога. За осликом бежали дети, матери, отцы и старики, размахивавшие ветвями. Православный праздник Вход Господень в Иерусалим символизирует веру иудейского народа в Спасителя, Отца-Бога, пришедшего для несения добра и гармонии. Однако через четыре дня эта же масса народа будет требовать распятия Мессии.
На заметку! В послании от Матфея говорится о паре животных — матери-ослице и молодом осле. Возникает противоречие в текстах, когда говорится, что он сел на них одномоментно. Для разрешения вопроса предлагают несколько версий. Самая рациональная: животных было два, чтобы молодая особь не ощущала страха и волнения перед шумным народом во время въезда.
Особенности проведения торжества в православии
В литургической процессии этот праздник знаменует начало Страстной недели. Для Церкви важна связь между Входом Христа, чудесным воскрешением мертвого Лазаря и Страстями Сына Бога.
- В древней традиции священнодействия в праздник Вербного воскресенья проходило шествие с ветвями пальмы. Ход возглавлял архиепископ верхом на вьючном осле, как это сделал Спаситель.
- В Константинополе IX–XII веков литургия начиналась внутри храма, построенном в честь 40 христианских мучеников, куда святой патриарх направлялся на символичном животном.
- Современную форму празднование Входа Господня в Иерусалим получило после событий иконоборства.
- Торжество официально включено в группу Постной триоди. особенность Вербного воскресенья — отсутствие предпразднеческих приготовлений и отдаяний. Однако в православной традиции существуют литургические аналоги — Лазарева суббота и вечерня перед самим торжеством.
- В русском богослужении ХVI—XVII в. Огромная роль отводилась именно процессу шествия в Неделю ваий. Он основывался на усложненной версии праздничного хода, где архиерей, с крестом и Священным Писанием, ехал по городу на торжественно наряженной лошади.
Согласно Уставу Церкви общий формуляр Вербного воскресенья имеет следующее описание:
- Перед праздником обязательно всенощное бдение, которое состоит из великой вечерни, чтения священного текста и утрени.
- Далее, в определенный час осуществляется исход из монастыря, являющийся символом возврата в божественную обитель.
- В литургической программе обязательны торжественные песнопения (антифоны).
- По рукописям известно, что на событии использовалось четыре вида молитв для благословения прихожан и освящения веток. В настоящее время только одна из них используется ежегодно. Перед чтением настоятель храма проводит обряд освящения вербы, а после молитвы она окропляется святой водой.
Вход Господень в Иерусалим. Жан-Леон Жером, 1897 г.
Правила поведения мирян
Православные верующие в дни Вербного воскресенья должны придерживаться особых уставов и знать, какое поведение не одобряется Церковью.
В этот день нужно освящать ветви растения в самом монастыре или на территории. Вербы можно приобрести на рынке, в церковной лавке или срезать самостоятельно. Чтобы избавиться от прошлогодней вербы, следует ее сжечь.
Православное Вербное воскресенье, проведенное по святым канонам Церкви, помогает забыть о жизненных проблемах и обрести некоторую долю благословения.
- В день торжества обязательно посещение храма, чтобы окрепнуть духовно и отстраниться от греховных помыслов.
- Посещающие храм в день праздника должны строго придерживаться поста.
- Родным и друзьям следует собраться вместе и поздравить друг друга от чистого сердца.
- В традиции Вербного воскресенья стоит запрет на распитие вина, поэтому проводится только чаепитие.
- Накануне торжества избавляются от прошлогодних веток, а новые освящают в условиях храма.
- В этот день необходимо проявлять великодушие и милосердие по отношению к окружению.
- В древние времена для православного Вербного воскресенья на Руси существовал обычай печь блины из гречневой муки, варить брагу и готовить пироги из рыбы. К тому же хозяева пекли праздничные хлебцы по количеству членов семьи.
На заметку! На Руси вообще никогда не росли пальмовые деревья, являющиеся священным атрибутом в теплых христианских странах. Поэтому православие авторитетно заявило, что на празднике в России можно использовать ветви вербы, которая не приживется в Палестине.
Корни символа на Руси
На Руси христианские праздники и традиции плотно переплетаются с язычеством. Для того, чтобы правильно понимать, где именно начинается противоположное православию вероучение, будет не лишним знать и языческие корни. Но следует помнить, что христианская церковь всегда строго осуждала участие в подобных культах и суеверные языческие вероучения.
Почему суеверие — это грех:
По одной из версий, происхождение торжества Входа Господа в Иерусалим берет начало в языческом празднике под названием Вербохлёст, знаменующий оплодотворение.
В славянской традиции отношениям между полами никогда не придавали греховный оттенок, а воспринимали как демонстрацию божественного процесса, направленного на рождение благочестивых детей.
Такое потомство вырастало и становилось могучими защитниками отечества, трудолюбивыми крестьянами, целомудренными матерями, опытными целителями и мудрыми учителями.
Славянские племена уделяли колоссальное внимание акту рождения детей и возлагали на него большие надежды. В этот праздник юноши хлестали ветками вербы по ногам девушек, а также прикладывались к рогатому скоту. Все эти увеселения направлялись на повышение качества рождаемых людей и скота.
Верба олицетворяет быстрый прогресс, мощь, волю к счастливой жизни, потому что распускает почки одной из первых среди других растений. С приходом христианства языческие традиции забываются, но история праздника на Руси возвращает в давние времена.
Многими отмечается невероятная сила вербы.
- Она оберегает жилище от ударов грозы и пожаров, а почки имеют свойство исцелять различные хвори. Ветвь, освященная в церкви, ставится в изголовье ложа больного человека.
- Побегами несильно хлестают детвору, чтобы придать их росту крепости и силы.
- В отваре из веток купают новорожденных, укрепляя их иммунную систему.
- Верба помогает избавиться от бесплодия, поэтому многие отчаявшиеся женщины принимают почки в пищу и молятся изображению Святой Девы Марии.
Вход Господень в Иерусалим. Мозаика собора Св. Марка в Венеции. Италия
Иконографическое изображение торжества
Неоднозначные трактовки праздника православного Входа Господня в Иерусалим обрели отражение в искусстве создания списков. В IV в. Торжество, в двух вариациях, изображалось на саркофагах. На первом образце Христос восседает на вьючном животном, а на втором — Сын Божий также верхом, но рядом стоит ослица.
За Иисусом находятся апостолы, а впереди него — дети, возлагающие перед животным одежды. Некоторые из них забираются на пальмы и срывают ветви. Простой люд Святого Града встречает Спасителя, ликуют, размахивая побегами священного дерева. За стенами столицы Иудеи показан купол, увенчанный большим крестом.
Иногда вместо всех апостолов изображают Петра и Иоанна, находящимися по сторонам от Верховного Учителя.
После середины XIII Месиия на иконографиях изменил положение. Теперь он, верхом на осле, оборачивался к своим ученикам. Этот список, отличающийся малым количеством сюжета и изобразительного мастерства, широко распространился в русской живописи XV века. Эти образы смело опровергали устоявшиеся каноны вековой неизменности изображения этого торжества.
Посмотрите видео о Вербном Воскресении
Источник: http://molitva-info.ru/calendar/prazdnik-vhod-gospoden-v-ierusalim-verbnoe-voskresenie.html
Вербное Воскресенье: что нужно делать и к каким приметам стоит прислушаться
Создано 16 апреля 2019 | Обновлено 10 апреля 2020
Праздник Вербное Воскресенье отмечают в конце шестой недели Великого поста, которая приближает нас к Пасхе-2020. В нашем материале мы расскажем о традициях и приметах на Вербное Воскресенье. Также напомним о том, что можно делать в Вербное Воскресенье и откроем секрет целебных свойств вербы.
Не секрет, что редакция HOCHU.ua регулярно готовит материалы на актуальные темы к праздникам. Так как сейчас все готовятся к самому светлому дню в году, вы можете найти множество статей в нашем спецразделе «Пасха-2020».
Пасха-2020 обозначена красным в календаре праздников апреля. Но это событие предваряют и другие даты, которым мы уделяем внимание. На этой неделе будет Вербное воскресенье, и у нас новая порция вестей по этому поводу.
Вербное Воскресенье: история праздника
Вербное Воскресенье 2020 выпадает на 12 апреля. История праздника говорит о том, что именно в этот день Иисус вошел в Иерусалим. В Пальмовое Воскресенье —второе название Вербного Воскресенья люди узнали о том, что Христос прибудет в город.
Они взяли пальмовые ветви и вышли навстречу Ему, восклицая: «Осанна! Благословен Грядущий во имя Господне и Царь Израилев!». Жители признали Иисуса Мессией, зная о том, что Он ранее воскресил Лазаря через четыре дня после смерти мужчины. Иисус зашел в Иерусалим верхом на осленке, который был символом мира.
Также его появление стало прообразом входа Сына Человеческого в Рай.
В наши дни на Вербное Воскресенье перед началом торжественной службы верующие и священнослужители проходят шествием вокруг храма, воспевая славу Христу. В руках они держат ветки вербы и зажженные свечи.
Верба на Вербное Воскресенье: традиции
В странах, где не растут пальмы, этот символ входа Господа в Иерусалим заменили на вербные ветви из-за того, что верба цветет весной, когда православные празднуют Пасху. Так Вербное Воскресенье в наших странах получило свое название, которое также известно как Пальмовое Воскресенье.
https://www.youtube.com/watch?v=JxQqiV-PuX8
В Вербное Воскресенье верующие приходят на службу с ветками вербы, которые они заготовили с субботы, — верба на Вербное Воскресенье символизирует встречу Иисуса с людьми во время входа Господня в Иерусалим. Многие верующие хранят вербу, освященную на Вербное Воскресенье, до следующего года. Они знают, что освященные ветки вербы защитят дом от всего злого и негативного. Их нельзя выкидывать, ветви вербы можно лишь сжечь.
Как украсить вербу на Вербное Воскресенье
В Вербное Воскресенье многие хотят украсить вербные ветви, чтобы они стали элементом пасхального декора. Однако лучше делать это не с освещенными в церкви ветками вербы, а с теми, которые вы не носили на службу. Из них можно сплести вербовый венок, а также сделать красивый букет с добавлением веток вербы. Важно также помнить, что букеты из вербы на вербное Воскресенье не должны украшать все уголки квартиры, поэтому срывать много веток, злоупотребляя дарами природы, не стоит.
Приметы на Вербное Воскресенье
Приметы на Вербное Воскресенье, которые устно передают из поколения в поколение, действительно часто прогнозируют события в будущем. Мы собрали самые известные из примет на Вербное Воскресенье.
- Если на Вербное Воскресенье идет дождь, жди хорошего урожая в этом году.
- Ветер, который дует в Вербное Воскресенье, будет сопровождать все лето.
- Если постучать веткой вербы, освященной в церкви, по человеку, то она может исцелить его. Поэтому в Вербное Воскресенье люди прикладывают вербу к больным местам.
- Существует примета, которая гласит — если ты будешь думать о любимом человеке на Вербное Воскресенье, он скоро придет к тебе. Такую примету на Вербное Воскресенье могут взять на заметку незамужние девушки.
Что можно делать в Вербное Воскресенье
Многие верующие люди задаются вопросом о том, можно ли работать в Вербное Воскресенье. Ответ очень прост — всю шестую неделю поста нужно усердно трудиться, заниматься рабочими и домашними делами, а вот в Вербное Воскресенье стоит оставить для посещения церкви и общения со своей семьей. Можно ли убирать в Вербное Воскресенье —вопрос аналогичный. Самые срочные дела по дому постарайтесь закончить в субботу, чтобы в Вербное Воскресенье посвятить духовным, а не физическим вопросам.
Также читайте о том, что нельзя делать в Вербное воскресенье.
Источник: https://hochu.ua/cat-prazdniki/pasha/article-66240-verbnoe-voskresene-chto-nuzhno-delat-i-k-kakim-primetam-stoit-prislushatsya/