Где находится притвор в храме

Притвор — древо

Где находится притвор в храме

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Притвор Владимиро-Волынского Успенского собора

Притво́р, или трапеза – западная часть храма. С одной стороны притвора располагается паперть, с другой – проход в среднюю часть храма.

Притвор устраивается или по всей ширине западной стены храма, или, что бывает чаще, у́же нее. Иногда притвор может располагаться под колокольней, если она вплотную примыкает к храму. Притворов в храме может быть и несколько, в том случае, если у храма имеется не один, а несколько входов.

История

Притвор в православном храме соответствует двору ветхозаветного храма, где находился весь народ.

В древней новозаветной Церкви здесь молились оглашенные, которые, готовясь стать христианами, еще не сподобились таинства Крещения; находящиеся под епитимией.

Притвор называется также трапезой «от древнего обычая устраивать в притворах после совершения литургии, в знак духовного единения верующих, вечери любви (агапы), для которых специально приносились хлеб и вино и на которых вечеряли без различия бедные и богатые. По этому примеру до сих пор у нас в России для монашествующих братская трапеза или просто обеденный стол устраивается при храме» [1].

Здесь в древности устраивались угощения для нищих по случаю праздника или поминовения усопших.

Древнерусские храмы, особенно Киевской Руси, имеют очень большие по объему притворы, занимающие до одной трети всего храмового объема, что было связано с большим числом оглашенных. В дальнейшем же размер притвора уменьшается.

В шатровых столпных храмах XVI века они практически отсутствуют. Что же касается людей, находящихся под епитимией покаяния, то они стояли некоторую часть службы у западной стены храма или на паперти.

В настоящее время практически почти все русские храмы за редким исключением имеют эту третью часть.

Стенная роспись притвора

Фрагмент стенной росписи притвора монастыря свт. Николая Анапавса

На стенах притвора часто изображались сцены Страшного суда, суда Божия над грешной душой.

Однако, изображение зла, ада на западной стороне храма иногда приобретает вид сложного символа, требующего дополнительной интерпретации для сознания современного верующего. Так, в притворе, на лестницах и хорах древнего Софийского собора в Киеве изображены не мрачные образы пророчеств и Страшного суда, а, казалось, вполне светские сцены забав и игрищ, как осуждение суетности земной жизни.

Встречаются также росписи на темы райской жизни первозданных людей и изгнания их из рая.

В притворе находятся также различные иконы.

Назначение в современом храме

У притвора сейчас богослужебное назначение. В нем по Уставу совершаются некоторые богослужения: обручения, лития, чин оглашения и др.

Здесь, как правило, находится церковный ящик — место для продажи свечей, просфор, крестиков, икон и других церковных предметов, регистрации крещений, венчаний.

В притворе стоят люди, получившие соответствующую епитимию от духовника, а также люди, которые сами по тем или иным причинам почитают себя недостойными в данное время проходить в среднюю часть храма. Поэтому и в наши дни притвор сохраняет не только свое духовно-символическое, но и духовно-практическое значение.

Использованные материалы

[1]  И. Святославский, свящ. Записки для чтения о храме, М., 1889

Источник: https://drevo-info.ru/articles/1179.html

Алтарь в православном храме

Где находится притвор в храме

  • Что такое алтарь в церкви
  • История появления
  • Значение и устройство

С латинского термин «алтарь» можно перевести как «возвышенный жертвенник». Он занимает восточную часть церковного строения и считается самым важным местом Божьего дома. В алтаре, который иногда именуют святилищем, располагается Престол, где проводят ритуал евхаристии, жертвенный стол (предложение) и епископская кафедра, на которой восседает архиерей.

Что такое алтарь в церкви

Внутреннее пространство христианской церкви разделено на три части:

  1. Притвор.
  2. Середину.
  3. Алтарное помещение.

Алтарь – это главная часть храма, символ Престола Господня

Чтобы войти в любой православный храм нужно подняться по ступеням на паперть (площадку). В притворе совершается обручение, обряд литии, читается молебен родильниц и чин оглашения. Эту западную часть церкви также именуют трапезной.

В среднем пространстве Божьего дома во время церковных служений стоят прихожане и участвуют в службах. Оно отделено от алтарной части иконостасом, который выступает прообразом полноценности Небесной обители.

Алтарь является прообразом Небесной обители, он символично повторяет ту знаменитую горницу, где прошла Тайная вечеря. Здесь всегда соблюдается особенная чистота и святость, сюда позволительно входить только священнослужителям, показывающим мирянам пример смиреной праведности.

На заметку! В католицизме алтарем именуют сам Престол, где совершается Таинство Причастия, а также картину, размещенную выше трапезы.

История появления

История возвышенного жертвенника начинается в период раннего христианства, когда первые последователи Спасителя были вынуждены прятаться от гонений в темных катакомбах. Последователи Мессии строили подземные храмы, а в передней их части, отгороженной невысокой решеткой или небольшими колоннами, устанавливался саркофаг из камня.

Здесь хранились чудотворные останки великомученика, отдавшего жизнь за Господа. На этой гробнице христиане проводили обряды Евхаристии (Причастия), то есть претворяли священные хлеб и вино в тело и кровь Мессии.

  • Уже с древних времен алтарь устанавливали на подиуме, который возвышался над остальными элементами церковного строения. Изначально он состоял из Престола, находящегося в самом её центре, епископского трона и Горнего места (особых скамей). Стол-жертвенник (предложение) и церковная ризница, где хранились сосуды для ритуалов, находились в приделах по сторонам от алтаря.
  • Спустя время жертвенник стали помещать с левой стороны от Горнего места, что способствовало изменению названий отдельных церковных объектов. Престол стали называть трапезой, предложение, предназначенное для приготовления Святых Даров, — жертвенником, а епископское седалище — Горним местом.

В алтаре располагается престол, на котором совершается Таинство святого причащения

  • По старинной традиции в алтарной стене на востоке устаивается апсида (полукружие). Сегодня в центре алтаря помещают Священный Престол. К средней части апсиды примыкает возвышенность, где обыкновенно устанавливается кресло епископа, знаменующее трон Вседержителя. Именно поэтому оно называется Горним местом, которое обязательно освящается во время церковных служений. Проходя рядом, миряне и священники совершают поклон и крестное знамение, здесь всегда возжигается свеча.
  • В первые годы христианства в помещение алтаря не разрешалось входить никому из обыкновенных прихожан (особенно женщинам), это обусловливалось его божественной и чистой святостью. Чуть позже для инокинь монастырей сделали исключение, им разрешалось совершать здесь работы по уборке и возжиганию лампады. Впоследствии, право на вход, после благословения архиерея, получили иподиаконы, чтецы и алтарники, которые также занимались тем, что приводили святилище в надлежащий для богослужений вид.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какое церковное имя у Дениса

На заметку! Со времен дореволюционной России в отечественных церквях часто разрешали присутствовать в алтарном помещении известным и уважаемым гражданам. Президент РФ В. Путин неоднократно ступал в пространство жертвенника во время богослужений, как и многие лица, вложившие в создание храма финансы и усилия.

Читайте о храме:

Значение и устройство

Алтарное пространство, где проходит ритуал Причастия, знаменуют собой чистую и устланную горницу, в которой состоялась знаковая Тайная вечеря. В Служебнике этот возвышенный жертвенник часто называют святилищем, так как древние христианские Учители Церкви использовали это именование в своих богословских трактатах. Употребление термина «Святая Святых» в отношении к алтарю сближает новозаветный жертвенник с ветхозаветным, а также связывает их нескончаемой божественностью.

Основное назначение алтаря – проведение различных религиозных обрядов

Святилище символизирует Небесную обитель, где извечно пребывает Господь.

  • В его центре располагается Престол (трапеза), считающаяся главной святыней церковного строения. Этот стол покрыт красивой тканью, под ним находятся чудотворные останки какого-либо святого. Здесь совершают Литургию и Причастие. На трапезе находится евангельский крест, предназначенный для освящения прихожан. На ткани, называемой антиминс, изображается положение Христа во Гроб. Специальная губка, завернутая в этот платок, предназначается для сбора частиц причастной пищи.
  • В алтарном помещении находится дарохранительница, имеющая форму небольшой часовни, а также лампада, несколько подсвечников, мирница с освященным елеем.
  • За Священной трапезой находится семисвечник, являющийся обязательным атрибутом православного богослужения. Изначально древние христиане использовали только две свечи, олицетворяющие божественную и человеческую природу Бога. О символизме семисвечника можно узнать из книги, написанной И. Богословом. Автор говорит о 7 Божьих духах, 7 Таинствах, 7 церквях, 7 чашах Господнего Гнева, 7 громах, 7 печатях и 7 ангельских трубах. Рядом располагается деревянный запрестольный крест с изображением Распятия.
  • В алтаре находится жертвенник, слева от Священного Престола. Это церковное сооружение часто называют предложением, по размерам он практически сходен с трапезой, имеет ту же высоту. На жертвеннике хранятся Святые Чаша и Потир, куда наливается вода или вино. Здесь же находится дискос, на который ставится причастный хлеб, символизирующий тело Божьего Сына. С помощью особой металлической палочки (копия) вынимают остатки пищи во время Проскомидии. Этот предмет символизирует копье, пронзившее тело Спасителя.
  • Справа от Священной трапезы расположена ризница, то есть место, где церковнослужители одеваются и хранят одежды для проведения богослужений. Здесь также лежит церковная утварь и религиозные книги.
  • Между трапезной и алтарем находится Горнее место, оно представлено в виде возвышения.

На заметку! Жертвенный алтарь принято устанавливать в восточной части Божьего дома. Подобная традиция появилась в древности, когда было принято при строительстве ориентироваться на первые лучи солнца. Получается, что возвышенный жертвенник первым принимает на себя солнечный свет.

о том, как устроен алтарь православного храма

Май 12, 2019 14:52 Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/altar-v-hrame.html

Первые шаги

Где находится притвор в храме

Человек, входящий в православный храм, прежде всего,  должен помнить, что храм – это святое место. Эта святость храма требует и соответствующего благоговейного поведения.

Одежда

В храм необходимо приходить в приличной чистой одежде. Одежда не должна быть вызывающей или яркой.

При входе в храм мужчины снимают головные уборы, а женщины традиционно покрывают голову платком или шарфиком. Кроме того женщины должны быть одеты в юбки или платья не выше колен. Не следует также женщинам приходить в храм в брюках, а мужчинам в шортах или спортивном костюме. Женщинам необходимо воздержаться от использования косметики.

Дети в храме должны быть всегда под присмотром родителей. Плачущего ребенка нужно постараться успокоить. Если не получатся можно на время выйти из храма.

Общие

Перед входом или выходом из храма необходимо перекреститься и поклониться. Также необходимо поступить и войдя в притвор храма.

При входе в храм располагается церковная лавка, где можно приобрести свечи, иконы и церковные книги, а также подать записки о здравии и упокоении.
Желательно прикладываться к иконам и ставить свечи до начала богослужения.

В храме не должно разговаривать, смеяться или шутить.

Самое святое место в храме – алтарь, всегда обращенный на восток. Поэтому недопустимо поворачиваться спиной к алтарю.

Фото и видеосъемка в храме разрешаются  только после благословления священнослужителей и, в основном, при совершении церковных таинств.

На всей территории храма запрещается курить и употреблять спиртные напитки. Не допускается и вход в храм с животными.

Женщинам в определенные физиологические периоды допускается войти в храм, но при этом не прикладываться к святыням и не участвовать в таинствах Церкви.

Во время богослужения

Если в храме идет богослужение, то необходимо с особой  осторожностью  подойти к иконам и подсвечникам, чтобы не помешать людям, молящимся в храме.

Если Вы вошли в храм во время особо важных частей богослужения – чтения Евангелия, Херувимской песни или Евхаристического канона, то следует остановиться при входе и дождаться их окончания.

Во время богослужения принято стоять, но если при этом человек испытывает трудность, то можно присесть на скамьи, находящиеся в храме.

Когда священник благословляет предстоящих рукой или совершает каждение молящихся с амвона, следует делать поклон без крестного знамения, а когда благословение совершается крестом или Чашей, полагается перекреститься, а потом поклониться.

Во время богослужения не следует смотреть по сторонам, рассматривать молящихся, спрашивать их о чем-либо, жевать жевательную резинку, держать руки в карманах, разговаривать по телефону. Телефон лучше вообще отключить или хотя бы перевести в беззвучный режим.

Общее понятие о таинствах

Православные христианские Таинства – это священнодействия, выраженные в православных церковных обрядах, посредством которых верующим передается невидимая глазу Божественная благодать, а также спасительная сила Божия.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как по церковному имя Неля

Совершитель всех Таинств – Бог, причем совершение Таинств происходит через священнослужителей Церкви.

В православном христианстве существуют семь церковных Таинств:

— крещение
— миропомазание
— покаяние
— причащение (евхаристия)
— венчание (таинство брака)
— таинство священства
— таиство соборования.

Крещение, покаяние и евхаристия были установлены самим Господом Иисусом Христом, об этом в подробностях сообщается в Евангелиях Нового Завета. О Божественном происхождении других таинств свидетельствует церковное Предание.

Таинства это то, что неизменно, онтологически присуще Церкви и были заповеданы Господом Иисусом Христом. В отличие от этого, видимые священнодействия (обряды), связанные с исполнением Таинств, формировались постепенно на протяжении истории Церкви.

Внешнее устройство

Православный храм отличается от других сооружений и зданий. Чаще всего в своем основании он имеет форму креста, чем подчеркивается значимость крестной смерти Спасителя для всех последующих поколений людей. Иногда в форме корабля, что символизирует что Церковь, как кораблю ведет нас к тихой пристани спасения. Иногда в основании лежит круг – символ вечности.
           

Здание храма обычно венчается  куполом, изображающим небо. Купол же венчает глава, на которой ставится крест — во славу Главы Церкви Иисуса Христа.

Различное количество глав на храме также имеет определенное символическое значение: две главы означают два естества Божественное и человеческое в Иисусе Христе, три главы — три Лица Святой Троицы, пять глав — Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав — семь таинств и семь Вселенских Соборов, девять глав — девять чинов ангельских, тринадцать глав — Иисуса Христа и двенадцать апостолов, иногда строят и большее количество глав.
Над входам в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница, то есть башня, на которой висят колокола, употребляемые, чтобы созывать верующих на молитву.

Внутреннее устройство храма

 Внутри храм делится на три основные части:- алтарь;- средняя часть, или, собственно, церковь;

— притвор.

В притворе в первые века христианства стояли те, кто готовился к таинству Крещения. Иногда в притвор посылают стоять тяжко согрешивших для исправления. Также в притворе можно купить свечи, подать записки для поминовения, заказать молебен и панихиду и т. д. В средней части стоят все верующие во время богослужений.Алтарь – самая важная часть храма.

Он обычно находится на возвышении и отделен от средней части храма особой перегородкой с иконами, которая называется иконостасом.Храм обыкновенно стоится алтарем обращенным на восток – сторону, где восходит солнце, поскольку главу Церкви —  Иисуса Христа верующие называют «Солнцем Правды». Каждый храм освящается в честь того или иного события Священной Истории, иконы Божией Матери или святого.

В алтаре совершаются богослужения и находится главная святыня – престол, который представляет из себя особо освященный стол, накрытый особыми облачениями. К нему могут прикасаться только священнослужители.

С левой стороны от престола находится жертвенник – стол, также облаченный специальными одеждами и  на котором приготовляются дары для таинства Причащения.Иконостас, отделяющий алтарь от основной части храма имеет трое врат.

Средние, самые большие, называются царскими вратами, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в чаше со Святыми Дарами. В эти двери никому не позволено проходить, кроме священнослужителей.

Боковые двери — северную и южную — называют еще диаконскими: чаще всего через них проходят диаконы.

Направо от царских врат помещается икона Спасителя, налево — Божией Матери, далее — образа особо чтимых святых, причем справа от Спасителя обычно располагается храмовая икона: на ней изображен праздник или святой, в честь которого освящен храм.

Перед иконостасом имеется возвышение, которое называется солея, а центральная часть солеи перед царскими вратами называется амвон. На нем диакон произносит ектении, читается Святое Евангелие и совершается причащение верующих.По краям солеи располагаются клиросы – места для чтецов и хора.

В храме имеется еще канун или канон, с изображением распятия и рядами подсвечников. Находится он обычно в правой или левой части храма.Перед ним служатся заупокойные богослужения — панихиды.

Священно и церковнослужители

Совершители богослужения в храме разделяются на священнослужителей и церковнослужителей.

1. Священнослужители — лица, получившие в таинстве Священства через епископское рукоположение (хиротонию) благодать Святого Духа для служения Церкви.

2. Церковнослужители — лица, получившие благословение прислуживать в церкви во время богослужения.

Священнослужители

Священнослужители различаются по степеням священства. Таких степеней три:

1) епископы;2) пресвитеры (священники);

3) диаконы.

Епископ — это высшая степень священства в Церкви. В зависимости от масштаба территориального управления Церкви и ее исторических условий епископы получают различные наименования. Епископ, управляющий Церковью целой страны, обычно называется Патриархом, т.е. первым из епископов.

Епископ, управляющий Церковью областного значения, в зависимости от территориальных и исторических условий, называется митрополитом, архиепископом или просто епископом. Звание митрополита или архиепископа часто дается отдельным епископам как почетное отличие, как награда за особые заслуги или за многолетнее ревностное служение Церкви. Митрополит у нас в России носит в отличие от прочих архиереев белый клобук.
          

Вторую степень священства составляют священники, пресвитеры (пресвитер означает  «старший»). В таинстве Хиротонии священники получают благодать и право: а) учить народ, б) совершать церковные службы, в) совершать таинства, кроме таинства Священства. Пресвитеры носят название: иереи, протоиереи и протопресвитеры.
      

Протоиерей (первый иерей) — звание, которое даётся священнику как почетное отличие перед остальными священниками за заслуги или долголетнее служение. Иереи из монахов называются иеромонахами.
      

Третью степень священнослужителей составляют диаконы, в монашестве — иеродиаконы. Диаконы не совершают таинств самостоятельно, а только помогают епископам и священникам при их совершении.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько лет Казанскому собору

Церковнослужители

Церковнослужители в Православной Церкви составляют низший круг. К церковнослужителям относятся: иподиаконы (т.е. помощники диакона), чтецы, певцы и свещеносцы (в народе их называют псаломщиками и пономарями).

Церковнослужители имеют право читать за богослужениями Апостол, Псалтирь, паремии — все, кроме Евангелия, и наблюдать за чистотой и порядком в храме, все обязанности, возлагаемые на церковнослужителей, могут исполняться и мирянами, но только с благословения священника или архиерея.

Источник: http://www.izmsobor.ru/ru/2-uncategorised/1-o-kompanii

Алтарь в храме — что это, где находится и может ли церковь быть без алтаря

Алтарь в православном храме олицетворяет Царство Небесное, находится на возвышении. В переводе алтарем называют возвышенное место, где совершается Бескровная жертва. Этот обряд также называется Евхаристией и причащением.

Поговорим о том, что такое алтарь в церкви, где находится алтарь в церкви, зачем нужен придел в храме, церковь без алтаря, а также, что такое притвор в храме и что находится в алтаре православной церкви.

Алтарь — это возвышение восточной части храма, используется при проведении служения.

В церковный алтарь священнослужители могут войти через 3 двери:

  • царские врата — основные, которые открывают в торжественных местах богослужения (вынесение чаши Святых Даров);
  • две боковых двери — диаконские, через которые проходят диаконы в течение службы.

Фото алтаря внутри

Алтарь в церкви находится в восточной части храма

В католической традиции алтарем называют сам жертвенник, иногда скульптурные алтарные картины. В православных церквях алтарь сооружается в восточной части здания.

Обращен алтарь на восток из-за традиции в строительстве храмов. В архитектуре центральный портал в храме принимает первые солнечные лучи. Алтарь в храме первый принимает солнечные лучи.

Придел в храме: дополнительный алтарь

Иногда в храме расположено несколько алтарей. Они необходимы в больших церквях, где проводят литургию несколько раз за день.

На каждом алтаре за день можно служить только одну литургию.

Дополнительным алтарем называется придел.

  • обращен на восток;
  • отделен от основного помещения церкви иконостасом;
  • расположен в стороне от основного алтаря, также на возвышении.

Согласно церковному уставу, к алтарю допускаются только священники высшего сана.

Церковь без алтаря: часовня

В православной традиции существует место, в котором верующий может помолиться и помочь человеку обратиться к Богу. Это может быть и церковь без алтаря — часовня.

Различие между церковью и часовней — наличие алтаря.

  • Часовню может соорудить любой человек, она строится в любом месте;
  • Проводятся только молебны — небольшие богослужения в честь церковного праздника или важного для страны события;
  • Часовня должна быть освещена в честь святого, в честь которого проводятся молебны в день памяти этого святого;
  • На часовне обязательно воздвигается крест;
  • Количество икон не ограничено.

В часовне нельзя проводить литургию.

Часовня в подмосковье

Алтарь, который может меняться: складень

Домашний алтарь православных верующих представляет собой 2 или 3 маленькие иконы, которые соединяются петлями.

  • Складень необходим тем, кто не может посетить церковь (на службе, в командировке и проч.);
  • Не занимает много места, можно соорудить алтарь, который может меняться для молитвы.

В русском православии наиболее почитаемыми и распространенными образами считаются:

  • Богородица;
  • Иисус Христос;
  • Николай Чудотворец;
  • Пантелеймон-целитель.

Триптих – складень из трех икон, наиболее любим на Руси.

  • Центр триптиха закрывается створками;
  • Створки напоминают Царские врата.

Резной триптих

В алтаре православной церкви находится престол, где проводится причащение

Алтарь православного храма — особая, главная часть сооружения.

Православные храмы включают в себя:

  • притвор;
  • средняя часть;
  • алтарь.

Притвор в храме — это западное крыло здания

Чтобы подняться на притвор необходимо взойти на несколько ступеней к паперти.

В притворе совершаются:

  • обручение;
  • читаются молитвы;
  • крещение.

После притвора верующий проходит в среднюю часть, в ней располагаются молящиеся в течение службы. Алтарь и средняя часть разделяются иконостасом.

Устройство алтаря включает 4 элемента

Жертвенник в церкви располагается на возвышении, так как алтарь — приемник Престола Божьего. Возвышение перед алтарем — солея, полукруглая площадка. В центре солеи расположено полукруглое возвышение — амвон. Амвон — площадка перед алтарем, где читают евангелие, проповеди.

Устройство алтаря включает:

  • ирестол;
  • жертвенник;
  • ризницу;
  • кафедры.

Престол — особая часть алтаря, где проводится Таинство Евхаристии (Бескровная жертва). Внутри престола расположены мощи святых. Это обусловлено традицией раннего христианства. Первые христиане творили молитву над гробницей святого.

В престоле находятся:

  • антиминс — полотно, на котором изображено положение Христа в гроб;
  • дарохранительница — сосуд, где хранятся хлеб и вино для причащения вне храма;
  • дароносица — сосуд Святых Даров для причащения болящих;
  • евангелие, которое читается священнослужителем на службе;
  • крест.

За престолом слева располагается горнее место — символ трона Иисуса Христа.

  • над горнем местом ставится изображение Христа;
  • в горнем месте хранятся большой крест, икона Богоматери.

Алтарная часть храма включает жертвенник, на нем подготавливают хлеб и вино, используемые в причащении.

Расположение предметов на престоле

Высокий столик в церкви — аналой

В православной культуре аналои переносные и устанавливаются справа от царских ворот. Часто аналой размещается в центре храма, перед престолом. Аналой, высокий столик в церкви, используется как подставка для иконы, так верующие могут приложиться к лику.

Предназначение алтаря — церковные таинства

Алтарная часть храма предназначена для проведения церковных таинств. Алтарь считается святым местом, где к молящимся снисходит Отец и Сын. Литургия — основное церковное богослужение, во время которого проводится обряд Причастия.

На жертвеннике проводится:

  • облачение служителя;
  • омовение его рук;
  • приготовление просфоры (хлеба).

После священнослужитель обращается к Богу, прося благословения дарам.

  • приготовление просфоры олицетворяет пришествие Иисуса;
  • жертвенник в храме знаменует пещеру, где был рожден Сын Божий.

Приготовление просфоры Патриархом Московским и всея Руси

Источник: https://hranitel.club/69-altar-v-hrame

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь