Как правильно обращаться к служителю церкви

Как правильно обращаться к священнику в церкви

Как правильно обращаться к служителю церкви

Как и в любом другом сообществе, в православном храме существуют свои правила общения и этикет. Общие подходы можно понять интуитивно — в храме не положено громко разговаривать, приходить в слишком броской или вызывающей одежде, нужно вести себя спокойно и не мешать остальным молиться. Многое из православного этикета можно перенять, глядя на окружающих.

Чаще всего у новоиспеченных христиан возникают сложности в личном общении со священнослужителями. Батюшки и все, кто причастен к службе в храме, кажутся нам чуть ли не небожителями, которые сильно отличаются от простых смертных. И очень часто мы не знаем, как подойти к священнику, как обратиться, как начать разговор или задать вопрос. Постараемся разобраться в таких тонкостях церковного этикета.

Зачем нужны специальные обращения

Православная Церковь имеет свою четкую структуру и иерархичность, что позволяет соблюдать порядок во внутрицерковном общении, во внешних связях и контактах. Иерархия важна и нужна как элемент упорядоченности работы любого социального института. И если рассматривать Церковь не только как Дом Божий, а еще и как социальный институт, становится очевидно, что без иерархии обойтись невозможно.

Слово «священник» в богослужебном смысле соответствует синониму «иерей»

Простой прихожанин любой православной церкви также является ее полноправным членом, также находится на своей ступени церковной иерархии. Но если между собой мы не используем никаких специальных оборотов речи, кроме привычного всем «брат и сестра», то при общении со священнослужителями дело обстоит иначе.

О церковной иерархии:

Для того, чтобы понять, как правильно обратиться к священнослужителю, нужно определить, кто же именно перед нами находится. В нашей церкви выделяют такие степени священства:

  1. Епископство. Сюда относятся наивысшие чины церковной власти — патриарх, митрополиты, епископы. Ко всем этим чинам применимо обращение «Владыко», поскольку в их подчинении находятся церковные территориальные единицы. К патриарху принято обращаться «Ваше Святейшество», к епископу — «Ваше Преосвященство», а к митрополиту — «Ваше Высокопреосвященство».
  2. Иерейство. К ним относят иереев из числа белого священства и монашествующих: иерей, протоиерей, игумен, иеромонах. К высшим чинам (игумену, архимандриту) обращаются «Ваше Высокопреподобие», к остальным — «Ваше преподобие», «Отец». Также в народе часто используют обращение «Батюшка» — оно более теплое, близкое, поэтому так чаще всего именуют духовников.
  3. Диаконство. Сюда относятся диаконы, протодиаконы, иеродиакон, архидиакон. К ним принято обращаться со слова «Отец».

Часто задают вопрос, почему к священнослужителям применяется обращение «Отец», когда у христиан Един Отец Иисус Христос? Ответ можно найти у святого отца нашей Церкви Климента Александрийского. Он поясняет, что, как мы называем отцом нашего физического родителя, который родил нас телесно, так мы их называем отцами наших духовных наставников, которые родили нас духовно.

Батюшка — простонародное обращение к женатому священнику

Помимо священства, в Церкви есть люди, идущие по пути монашеской жизни. Это и простые монахи, и послушники, и игумены монастырей. К игуменьям принято обращаться «Матушка», к простым монахам или послушникам — «Брат/сестра».

Таблица обращений к священнослужителям

Для того, чтобы как можно понятнее и нагляднее привести формы общения со служителями Церкви, приведем таблицу.

Белое духовенство Монашествующие Форма обращения
Патриарх Ваше Святейшество, Святейший Владыко, Святейший Патриарх
Митрополит, архиепископ Ваше Высокопреосвященство, Владыка
Епископ Ваше Преосвященство, Владыка
Протоиерей, протопресвитер Архимандрит, игумен Ваше высокопреподобие, отец
Игумения Матушка
Иерей Иеромонах Ваше Преподобие, отец
Диакон, протодиакон,архидиакон Иеродиакон Отец
Монах, монахиня Брат/сестра

При встрече со священнослужителем, любой мирянин после приветствия может попросить благословения. Для этого нужно поприветствовать священнослужителя согласно его сана, далее сложить руки крестом и поднять их к тому, кто будет благословлять.

Известные священники:

Нужно попросить — «Благословите!», далее можно пояснить, на что конкретно вы просите благословения, если это какой-то частный момент. После этого священнослужитель благословит вас во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, осенит крестным знамением. Мирянин в конце целует руку благословляющего или поручи его облачения.

Другие нюансы православных приветствий

Обращение «матушка» часто исходит ко всем подряд церковным женщинам. Это несколько неверно по смыслу, поскольку чин матушки предполагает наличие батюшки. Чаще всего так называют жен священников. И хотя официального чина матушки для жены священника не существует, очень часто это очень значимая персона на приходе.

Матушки часто несут на себе многие бытовые тяготы в жизни прихода — организация хора, воскресной школы, кухни. Можно провести аналогию с обычной семейной жизнью: в любой семье надежная, верная и заботливая жена — прекрасный тыл для настоящего мужа, мужчины.

К супруге иерея принято обращаться с приставкой «Матушка»

Также и в храме — пока батюшка молится и служит Литургию, матушка помогает ему в храме. Поэтому роль православных матушек огромна, и на них также лежит большая ответственность.  Обращаясь к любым священнослужителям в особые дни церковного года, можно их выделять.

Так, в дни Великого Поста к священнику можно подойти с фразой: «С Великим Постом вас, отец, благословите!». Во время празднования Пасхи любое приветствие принято начинать с возгласа «Христос Воскресе!», в другие церковные праздники — «С праздником вас, отец».

Интересно! Среди себе равных у священства существует приветствие: «Христос посреди нас», а в ответ произносят: «И есть, и будет!».

Обычные миряне могут обращаться друг к другу просто по имени, или же используя приставку «брат/сестра». Поскольку все крещенные православные христиане составляют собой единое Тело Церкви Христовой, то в духовном смысле мы все друг другу братьи и сестры.

Тонкости церковного этикета кажутся сложными только на первый взгляд. Но стоит начать регулярно ходить в храм, постепенно вникать в особенности жизни своего прихода — постепенно появится понимание того, как надо поступать и как общаться в верующей церковной среде. Главное делать это искренне и не наигранно, тогда общение любого уровня будет складываться удачно.

Как обращаться к священнику письменно?

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/kak-obrashhatsya-k-svyashhenniku.html

Как обращаться к священнику

Как правильно обращаться к служителю церкви

Не каждого священнослужителя в церкви можно назвать «батюшка». Придя в церковь в первый раз, мы зачастую не знаем, как обращаться к священнику, попросить благословение или просто начать разговор.

С распространенным обращением «батюшка» надо быть осторожным – к диакону, например, так не обращаются. Церковный этикет предписывает и как приветствовать священника и как правильно обратиться к монахине.

Для каждого сана есть свое, принятое в церковном протоколе, обращение. Чтобы понять, какое из них выбрать, необходимо определить кто же перед вами: диакон или архимандрит. В Православной Церкви существует три степени священнослужителей:

  • Диаконская (архидиакон, протодиакон, диакон, иеродиакон);
  • Иерейская (протопресвитер, протоиерей, архимандрит, игумен, иерей, иеромонах);
  • Епископская (патриарх, митрополит, архиепископ, епископ).

И две категории духовенства: черное (монашествующее) и белое. Белое духовенство является самым многочисленным: к нему относятся священнослужители, не дававшие монашеских обетов.

Им разрешено иметь семью и детей, они наиболее приближены к мирской жизни. Монашествующее духовенство предполагает полное безбрачие, они посвящают свою жизнь служению Богу и дают три монашеских обета — целомудрия, послушания и нестяжания (добровольной нищеты).

Диакон не носит наперсный крест и к нему обращаются «отец диакон»

Белое духовенство Монашествующее духовенство Форма обращения
Диакон, архидиакон, протодиакон Иеродиакон к архи-, протодиакону: отец архи-, протодиакон (имя), к диакону, иеродиакону: отец (имя)
Иерей Иеромонах Ваше преподобие, отец (имя)
Протопресвитер, протоиерей Игумен, архимандрит Ваше Высокопреподобие, отец (имя)
Игумения Досточтимая матушка (имя)
Епископ Ваше Преосвященство, Преосвященнейший владыко (имя)
Архиепископ, митрополит Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший владыко (имя), (Ваше Блаженство, Блаженнейший владыко (имя)
Патриарх Ваше Святейшество (имя), Святейший владыко (имя)
Монах, послушник честной брат (отец) (имя)
Монахиня, послушница сестра (имя)
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как называется глава Русской православной церкви

В совокупности три степени, составляя трехчинную иерархию Православной Церкви, образуют клир. Поэтому называются клириками, или по-другому священнослужителями. Помимо священнослужителей есть и церковнослужители – иподиаконы, чтецы (певцы), свещеносцы.

Они являются низшими клириками и помогают священнослужителям в совершении богослужения. К ним, как правило, прихожане не обращаются.

Кроме того, священнослужители, священники и высшие чины Церкви имеют строгие разделения в своих обязанностях:

  • Диаконы  возглашают молитвенные прошения во время богослужений, помогают священнику во время проведения Таинств;
  • Священники (иереи, протоиереи), могут совершать Таинства;
  • Епископы не только совершают Таинства, но и могут рукополагать в дьякона и священника.

Отличие диакона от священника – наличие наперсного креста

Священник обязательно носит наперсный крест и к нему можно обратиться «батюшка»

Отличить диакона от священника довольно просто: у диакона нет наперсного креста. Архимандрит носит крест с украшениями, протоиерей (игумен) – крест позолоченный или с украшениями, иерей (иеромонах) – крест серебряный.

Чтобы не ошибиться, можно воспользоваться самым простым обращением: Отец (имя), а если знаете должность, то (настоятель, наместник, благочинный): Отец настоятель, отец диакон и т.д.

Иногда получить подсказку на вопрос как приветствовать священника (лицо духовного сана) поможет знакомство. Сами священнослужители, когда представляются, называют свои сан и имя: протоиерей Василий, архидиакон Николай и так далее.

Священнослужителям при встрече не принято говорить «Здравствуйте» или «Добрый день»

Один из важных моментов – это форма приветствия, которую миряне допускают по отношению к священнику в церкви. Часто люди, пришедшие в храм, обращаются к духовному лицу: «Здравствуйте, добрый день!». Это неверно, т.к. по церковному этикету после слов приветствия нужно взять благословение, так и сказав «благословите».

Можно сказать: «Добрый день, батюшка, благословите!» или «Простите, благословите» или еще короче: «Благословите, отец (имя)». Не будет грехом, если добавить время суток или поздравление с праздником, например: «Доброе утро, батюшка, благословите!» или «Христос воскресе, отец (имя)», благословите!». Попросить благословение у священника можно даже вне церкви и если он одет в мирское.

При встрече со священником немного склонитесь, сложите правую руку на левую ладонями вверх и скажите: «Батюшка, благословите»

Обращаться к Патриарху Кириллу следует «Ваше Святейшество» или «Святейший Владыка Кирилл».

Другое распространенное у нас обращение «матушка» допустимо лишь по отношению к настоятельнице монастыря, но никак не к монахине. Так же к женам священников и диаконов принято обращение «Матушка (имя)».

Правила устных обращений распространяются и на письменные

Указанные правила необходимо соблюдать и в письменных обращениях. Официальные письма пишутся на специальном бланке, неофициальные – на обычной бумаге или на бланке с напечатанными в левом верхнем углу именем и должностью отправителя (обратная сторона листа обычно не используется). Патриарху не принято посылать письмо на бланке.

При письменном обращении к иерархам Поместных Православных Церквей титул Предстоятеля Церкви (Патриарха, Митрополита или Архиепископа) всегда пишется с заглавной буквы. Так же пишется титул Первоиерарха Автономной Церкви. Если Первоиерарх носит двойной (тройной) титул Патриарха и митрополита (архиепископа), то все эти титулы также пишутся с заглавной буквы: Блаженнейший Филарет; Архиепископ Минский.

К священнослужителям более низких рангов обращаются кратко: Его Высокопреподобию (Преподобию) протоиерею (или иерею) (имя, фамилия, должность); при этом фамилия монашествующего лица, если она указывается, всегда приводится в круглых скобках.

В соответствии с принятыми правилами письмо состоит из: указания адресата, обращения (адрес-титула), непосредственно текста, комплимента, подписи и даты. В официальном письме адресат включает в себя полный титул лица и его должность, в дательном падеже, например, «Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему (имя), Архиепископу (название кафедры), Председателю (название Синодального отдела, комиссии и др.)».

Обращение или адрес–титул – почетный титул адресата. Им начинают письмо и используют в тексте. «Ваше Святейшество» (в письме к Патриарху), «Ваше Величество» (в письме к монарху), «Ваше Превосходительство» и т. д. Комплимент – выражение вежливости, которым заканчивают письмо.

Пример комплимента: «Прошу молитв Ваших. С истинным почтением и любовью о Господе пребываю». Личная подпись автора сопровождается печатной расшифровкой. Дата отправки письма включает в себя день, месяц и год, а в официальных письмах еще указывается исходящий номер.

Всякий верующий считает непременным при встрече с батюшкой испросить благословения

Обращение к священнику в храме:

  • Обращайтесь только на «Вы»;
  • Дождитесь, пока священник освободится (закончит службу, разговор с другим человеком);
  • У священников не принято рукопожатие, поэтому можно немного поклониться перед началом беседы и после слов приветствия попросить благословения;
  • Называйте по имени, например, «Отец Сергий». Если вы не знаете его – «Батюшка»;
  • Имена и титулы произносятся только на церковнославянском: диакон, а не дьякон; Алексий, а не Алексей;
  • При прощании попросите благословения, как и для приветствия;
  • Встретив батюшку на улице или в транспорте, без облачения, можно подойти и взять благословение (если это не помешает его делу). В случае невозможности взять благословение просто слегка кивните.

Обращение к священнику по телефону:

Священнослужителю можно позвонить по телефону в случае необходимости или близкого знакомства.

  • По телефону не видно, кто отвечает, поэтому беседу можно начать со слов: «Алло, это Отец Андрей?» и после получения положительного ответа сказать: «Отче, благословите!»;
  • Нужно представиться, назвать свое имя;
  • Далее можно рассказать по какому поводу звоните;
  • Общение со служителем церкви по телефону – не лучший способ, поэтому не обсуждайте откровенный темы и не исповедуйтесь так. Можно договориться о встрече, либо узнать другую полезную информацию. А все остальное оставьте для разговора с глазу на глаз;
  • При прощании, как и в храме, можно попросить благословения и положить трубку.

Формы обращений

  • Обращение к монаху, не имеющему духовного сана: «честной брат», «отец»;
  • Обращение к послушнице и монахине: «сестра»;
  • Обращение к диакону (архидиакону, протодиакону): «отец (архи-, прото-) диакон» или просто «отец (имя)»;
  • Обращение к иерею (священник) и иеромонаху (монашествующий священник): «Ваше Преподобие» или «отец (имя)», (неофициальное обращение – «отец (имярек.)», «батюшка»);
  • Обращение к протоиерею (священник), игумену и архимандриту: «Ваше Высокопреподобие» (неофициальное обращение к протоиерею – «отец (имярек.)», «батюшка»);
  • Обращение к игуменье женской обители: «Досточтимая матушка (имя)» или «матушка (имя)»;
  • Обращение к архиерею: Ваше Святейшество, Ваше Блаженство, Ваше Высокопреосвященство, Ваше Преосвященство;
  • Обращение к епископу: Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Владыка или просто Владыка (либо используя звательный падеж славянского языка: Владыко);
  • Обращение к митрополиту: Ваше Высокопреосвящество или Высокопреосвященнейший Владыка.

Правила, понятия и тонкости церковного этикета описаны в труде епископа Марка Головкова «Церковный протокол».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько лет существует православная церковь

Источник: https://hranitel.club/491-kak-obrashhatsya-k-svyashhenniku

Особый пастырь — священник | Публикации | Православное Закамье

Как правильно обращаться к служителю церкви

Окончание службы. Люди потихоньку расходятся, кто-то к иконам прикладывается, кто-то еще творит молитву А рядом с алтарем стоят люди, ждут батюшку. Каждый со своей проблемой, может желанием взять благословение, а может и каким-то предложением. Мы не знаем.

Знакомая приятная картина? Но порой люди даже не знают, как правильно обратиться к батюшке, как подойти, находятся во власти заблуждений. Подобные незнания являются непреодолимым барьером на пути к устроению духовной жизни. Конечно, не все люди делают это из злых побуждений.

Наверно, многие из них искренне хотели бы разобраться в том, кто же такой православный священник.

Во все времена, во всех религиях были люди, которых в советских учебниках именовали «служителями культа». Называться они могли по-разному, но главное было то, что эти люди играли роль посредников между человеком и духовными силами. «Служители культа» обращались с молитвой к этим силам и приносили им жертвы. В этом отношении православное духовенство не имеет никакой связи с языческими жрецами, шаманами и т. д.

Оно признает свое родство со священством ветхозаветного Израиля, потому что священники, которые вместе с пророком Моисеем вели иудеев в землю Обетованную, поклонялись Тому же Богу, Которому поклоняются и христиане — Богу Библии.

Святой Иоанн Златоуст так говорил о священниках: «Мы обязаны пастырям несравненно более, чем нашим плотским отцам, потому что эти рождают нас для мира и для жизни с миром, а те — для неба и для вечной жизни с Богом».

Иногда люди, зайдя в храм, принимают за священников и диаконов, и пономарей. Священник — это священнослужитель второй степени священства, совершающий по данной ему благодати все богослужения и таинства. Он находится в подчинении у архиерея и именуется также иереем и пресвитером.

Выглядит его облачение так: подризник, епитрахиль, пояс, поручи и фелонь (или риза), а на груди, поверх рясы или облачений, священник носит иерейский наперсный крест. У слова «священник» существует несколько греческих синонимов. Для белого священства: иерей (священник; от греч. священный), пресвитер (от греч. старейшина), протопресвитер (первый старейшина), протоиерей (первый священник).

Для черного священства: иеромонах (монах в сане священника), игумен (настоятель монастыря), архимандрит (старший над монастырем).

Как же обратиться к батюшке? Неофициально священников и диаконов обычно называют отцами: «отец Георгий», «отец Николай». Или просто «батюшка». В официальных случаях диакона называют — «Ваше благоговение», пресвитера — «Ваше Преподобие», протопресвитера — «Ваше Высокопреподобие».

Обращаясь к епископу, говорят «Владыка» (Владыка Георгий, Владыка Николай). В Русской Православной Церкви при официальном обращении к епископу, его называют «Ваше Преосвященство», архиепископа и митрополита — «Ваше Высокопреосвященство». К Патриарху всегда обращаются: «Ваше Святейшество».

Все эти обращения относятся не к личности человека, а к его служению.

У людей, только начинающих ходить в храм, часто вызывает недоумение по поводу целования руки священника. Прежде всего, обратим внимание, что руку священнику целуют не все и не всегда. Когда это обычно происходит? После окончания службы, когда верующие, по сложившейся традиции, подходят к священнику для целования креста — орудия нашего спасения. Все остальные случаи являются необычными.

Однако и в обычном случае руку целуют не все. Некоторые целуют крест и руку. Некоторые крест и обшлага одеяния, на которых вышит опять-таки крест. Во время службы священник символизирует собой Христа. Крест в руках священника символизирует Крест, на котором был распят Господь.

Целуя руку священнику, человек просто целует руку Христа, протягивающего нам крест, то есть руку Бога, предлагающего нам спасение. Вот и все.

Отношение мирянина к священнику как носителю благодати, как лицу, поставленному священноначалием пасти стадо словесных овец, должно быть исполнено почтительности. В разговоре со священником верующий человек должен помнить, что через священника может часто говорить Сам Господь. Поэтому-то так внимательны бывают прихожане к словам духовного наставника.

Рассмотрим некоторые распространенные мифы о православных священниках:

Миф 1. Все священники толстые, потому что много и вкусно едят

Откуда взялся этот миф непонятно. Тем более что далеко не все православные священники толстые. Среднестатистический священник старше, чем среднестатистический мужчина, потому что священниками не так часто становятся в молодом возрасте. Очень многие пришли к этому в более зрелом возрасте.

А чем мужчина старше, тем, увы, живот его больше. И вообще, если говорить откровенно, отчего на самом деле зависит толщина жирового слоя? От достатка? От изысканности питания? Больше всего она зависит от режима питания и спортивных тренировок.

Имея нормированный рабочий день, можно избегать вечернего переедания и уделять время тренировкам в спортзале. У священников же рабочий день ненормированный. В дни богослужений они имеют возможность в первый раз поесть только в три часа дня. К тому же, почти все они — многодетные отцы.

По признанию многих батюшек, им даже причесаться зачастую некогда. Куда уж там в спортзал идти для наведения красоты. А сколько у священников еще духовных детей, которым тоже нужно уделять время?

Миф 2. Цель миссионерства  повышение доходов

Вы когда-нибудь делали кому-нибудь добро? Если делали, то знаете, какая это радость. Эта радость — большее вознаграждение, чем любые деньги. И если Вам доступно желание совершать добро, то священникам — уж точно в гораздо большей степени.

Это секты выстраивают такую структуру и систему работы, чтобы привлечь как можно больше людей, извлечь из них доход и идти дальше. Православная Церковь — совершенно иное явление.

Это как больница, где количество мест ограничено (количеством врачей, то есть священников), и никого из больницы не выбрасывают, чтобы дать место другим.

Миф 3. Все священники ездят на иномарках, потому что у них много денег

А эта тема является особо острой для многих неверующих людей. Почему собственно у батюшки не может быть иномарки? Ввиду кризиса автомобильной промышленности (отражающего кризис власти) в нашей стране большинство людей ездят на иномарках. А так как доход среднего православного священника примерно равен доходу среднего мирянина того же возраста, то стало быть и священники в данном вопросе ведут себя как среднестатистические граждане страны.

И стоимость среднего автомобиля священника ничуть не выше стоимости автомобиля среднего жителя страны. Причем нередко автомобиль не куплен на скромные средства священника, а пожертвован этому конкретному священнику кем-то, кто знает личность и труды этого священника и считает такое дарение добрым делом.

Ответ протоиерея Константина Островского, настоятеля Успенского храма города Красногорска Московской области: «Судя по себе, я думаю, что людям тяжко видеть, как их батюшка строит себе коттедж и ездит на дорогой машине. Они соблазняются — они не правы. Но апостол Павел писал: «Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1 Кор. 8, 13).

Поэтому, если у меня есть возможность выбирать, то, пожалуй, лучше не иметь дорогих вещей. А если без дорогих вещей не обойтись, то будем ими пользоваться, не заботясь об искушениях людей, но укоряя себя».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда был построен Успенский собор в Кремле

Миф 4. Священники обязаны быть святыми, а они такие же грешные, как все люди

Надо понимать, что священники — это обычные люди, которые сделаны в точности из того же теста, что и мы с вами. С получением священного сана страсти сами по себе не отпали от них. Им точно так же как и всем остальным людям приходится побеждать свои слабости.

Отличие только в том, то сама профессия отобрала людей, стремящихся к спасению, и сам труд священника, сопряженный с покаянием и молитвой, совершенствует и его собственную душу. Почему-то поступки, которые в обществе уже не считаются предосудительными, когда их свершает священник, становятся широко известной сенсацией.

Православная Церковь (в отличие от католической) даже своему патриарху не приписывает автоматической святости, тем более — священникам.

Итак, священник — это не просто проповедник, не просто человек, которому люди исповедуются, не просто общественная фигура. Это, прежде всего, лицо, которое предстоит Богу в молитве — в молитве не только за себя, но и за людей. Человек становится священником не благодаря тому, что ощущает себя достойным, но вопреки своему недостоинству, надеясь на то, что благодать Божия восполнит в нем все то, что в нем недостает, чтобы быть истинным православным священнослужителем.

Источник: http://www.pravchelny.ru/all_publications/publications/?ID=2693

Как правильно обращаться к священству. Этикет общения

Дорогой, читатель, прежде всего, для того, чтобы знать, как обращаться правильно к священнослужителю, нужно знать их внешние отличия. Можно сказать, что это как погоны у военных, на которые только посмотрел – и все понял, нашел слова для обращения (Хотя, безусловно, кто-то и в погонах военных ничего не понимает).

Прежде чем приступить к чтению данной статьи, рекомендую ознакомиться с предшествующим материалом « О служащих в храме», где подробно рассказывается о священнослужителях и церковнослужителях.

Священнослужители

Обращение к духовным лицам, «духовенству», напрямую зависит от иерархии.

Важность соблюдение этикета общения  с духовными лицами

При рукоположении во священный сан священнослужителям дается от Бога особая благодать, и они являются служителями Бога, даже если, на первый взгляд, священник слишком молод, неопытен, строг или что-то еще Перед Богом этот человек прежде всего священник, пастырь.

В связи с этим человек, не имеющий сана, должен относиться с глубоким уважением к сану и человеку, принявшему священнический сан.

Если Вы не соблюдаете этикет общения, то стираете ту грань между мирянами и духовными лицами

Подчеркну элементарную вещь: если Вы к священнику обращаетесь просто по имени, Вы тем самым стираете эту ступень между человеком, имеющим сан и не имеющим оного, приравниваете себя к нему по статусу, а священный сан – это, безусловно, особая благодать и особое бремя. Поэтому, дабы не допускать элементарных ошибок, нужно знать простые правила этикета. Итак, начнем «сверху вниз».

Обращение к Патриарху:

К Патриарху: «Ваше Святейшество». Более простое обращение «Владыко СвятЫй» и никак иначе (не «Святый Владыко» и не «Владыко Святой»).

Обращение к Митрополиту или Архиепископу

К митрополитам и архиепископам: «Ваше Высокопреосвященство», «Преосвященнейший Владыко», наиболее приближенные люди могут называть «Владыка». Будет правильно, если при обращении к митрополиту священник или прихожанин сделает поясной поклон, дотронувшись правой рукой до пола, далее выпрямившись, сложив кисти рук, как при благословении. И если Владыка положил свою руку на Ваши, нужно ее поцеловать, если положил на голову, то ничего более делать не требуется.

Обращение к Епископу

К епископам: «Ваше Преосвященство», этикет приветствия аналогичен, как при общении с митрополитами и архиепископами.

К священникам: если священник (протоиерей, игумен или архимандрит) в возрасте и имеет награды, то принято его называть «Ваше Высокопреподобие», если священник молод (иерей, иеромонах) «Ваше Преподобие».

Но не будет оскорбительным или ошибкой называть священника просто: «Батюшка», «Отец_Имя», «Отче», «ЧестнЫй Отче» (удобное обращение если имя не знаете).

При обращении к священнику, не принято делать поясной поклон. Просто обращающийся человек складывает кисти рук, как при благословении и, если священник положил свою руку на Ваши, ее принято целовать, как руку благословляющую. Если положил на голову, то более ничего делать не требуется.

И, наконец, низшая иерархия священнослужителя – диакон, который не имеет права совершать таинства, самостоятельно служить чинопоследования и совершать требы, а лишь может помогать при служении, т. к. не имеет той благодатной силы, которая дана священникам. Соответственно, благословлять диакон тоже не может. Принято обращаться к диаконам и иеродиаконам: «Ваше Боголюбие», к протодиаконам и архидиаконам «Ваше Высокобоголюбие», «Отец диакон», «Отец_имя».

Нюансы!

Здороваться мужчинам-мирянам за руку со священниками не принято, правильно будет сложить руки по благословение, священник вас благословит и пожмет Ваши руки, далее принято поцеловать руку благословляющую.

Имена нужно произносить так, как они звучат по-церковнославянски, некоторые имена имеют особенность в произношении: Не Сергей, а Сергий. Не Иван, а Иоанн, не Алексей, а АлексИй (ударение на последний слог).

Если Вы подошли, к рядом стоящим священникам, то благословение принято брать по старшинству от старшего к младшему. Если благословение у каждого взять не имеет возможности по сложившимся обстоятельствам, можно просто сказать: «Благословите, Отцы ЧестнЫе»

Сам же священнослужитель должен представиться таким образом: «Здравствуйте, меня зовут иерей Николай», или, если позволяет сан, «протоиерей Николай».

Не должно представляться: «Отец Николай» — это не чинно и не скромно.

Но несмотря на то как священник сам Вам представился, обращаться к священнику принято именно так, как описано выше.

Послушники, монахи — монастырь

В мужском монастыре к наместнику Отец_Наместник, Отец_имя, если имеется священный сан, то обращаются в соответствии с саном.

К монахам обращаются: отец. К послушникам: брат.

В женском монастыре игуменья (насельница монастыря), в отличие от монахинь, носит наперстный крест и может благословлять. Принято обращаться к игуменье: матушка игуменья, матушка_имя.

К монахиням: мать, к послушнице: сестра.

Церковнослужители

К церковнослужащим (не имеющим сана) принято обращаться так же, как обращаются в миру. К более старшим – по имени и отчеству, к более молодым просто по имени.

Дорогие друзья, обращаю Ваше внимание, что автор проекта просит  помощи каждого из Вас. Служу в бедном поселковом Храме, очень нужна различная помощь, в том числе средства на содержание Храма! Сайт приходского Храма: hramtrifona.ru

Источник: https://ierei063.ru/o-tserkvi-i-lyudyakh-prostym-yazykom/pravoslavnaya-vera/kak-pravilno-obrashchatsya-k-svyashchenstvu-etiket-obshcheniya/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь