Кто относится к католической церкви

Католики всего мира отмечают Рождество

РИМ/ВАТИКАН, 25 декабря. /ТАСС/. Католики всего мира, а также протестанты, последователи Англиканской церкви и ряд православных, следующих Григорианскому календарю, отмечают во вторник Рождество Христово. Папа Римский Франциск возглавил ночью торжественную службу в главном католическом соборе Святого Петра в Ватикане, которая транслировалась в прямом эфире по всему миру, сообщила служба печати Святого престола.

В полдень (14:00 мск) глава Римско-католической церкви обратится к пастве с традиционным рождественским посланием Urbi et orbi («Граду и миру»). Все последние недели понтифик в своих проповедях напоминал о том, что нужно «радоваться свету от рождения Спасителя» и правильно воспринимать значение этого праздника, не сводя его только к застолью и подаркам. Церковь давно осуждает тенденцию потребления, которая сложилась вокруг Рождества на Западе.

«Рождество — это победа скромности и смирения над невежеством, простоты над излишеством, молчания над бессмысленным шумом и суетой. Сам Иисус — самый большой наш дар», — сказал Франциск на последней коллективной аудиенции 19 декабря. Ранее он неоднократно напоминал, что «Рождество наполняет сердца ощущением чуда», которое не может затмевать мишура повседневности.

Только католиков в мире насчитывается 1,2 млрд человек.

Исторические вехи

Рождество — один из главных христианских праздников, отмечаемый в честь рождения Иисуса Христа в Вифлееме. Точная дата его рождения в Библии не упоминается, а многие историки утверждают, что это и вовсе произошло весной во II-IV веках. В частности, точность точки отсчета нашей эры в одном из своих трудов, посвященных Христу, поставил под вопрос ныне почетный Папа Римский Бенедикт XVI.

Рождество праздновали в один день с Крещением Господним под общим названием Богоявление. Первые упоминания о Рождестве как самостоятельном празднике относятся к IV веку, фигурируя в том числе в «Хронографе» римского писателя и каллиграфа Фурия Дионисия Филокала, написанном в 336 году.

Причина выбора 25 декабря как даты празднования Рождества Христова доподлинно неизвестна.

Многие историки считают, что христианская церковь заменила Рождеством отмечавшиеся в декабре в Римской империи языческие торжества Рождения Солнца непобедимого (празднуемого 25 декабря — в первые дни после зимнего солнцестояния) и Сатурналии (в честь Сатурна — древнеримского бога земли и посевов). Последний не имел точной даты и приходился на вторую половину декабря, сопровождаясь массовыми гуляниями и обильным застольем, что в свою очередь осуждалось новой религией.

В 431 году Вселенский собор христианской церкви в городе Эфес узаконил 25 декабря как день празднования Рождества. В 1054 году христианская церковь разделилась на католическую на Западе с центром в Риме (Римско-католическая церковь) и православную на Востоке с центром в Константинополе.

После раскола западная и восточная церкви продолжали праздновать Рождество в одно и то же время вплоть до 1582 года, когда Папа Римский Григорий XIII ввел новую систему летоисчисления — Григорианский календарь (новый стиль).

Так, 25 декабря Рождество празднуют католики, протестанты и прихожане 11 православных церквей, в том числе Антиохийской, Александрийской, Кипрской, Болгарской, Румынской и Элладской.

Рождество — семейный праздник

Рождество в католическом мире считается сугубо семейным праздником, когда все собираются за праздничным столом. Празднования начинаются уже накануне — в сочельник 24 декабря. У католиков нет правила соблюдать строгий пост перед праздником.

В Италии наиболее религиозные католики за час до полуночи поднимаются из-за стола и идут на ночную мессу, которая продолжается чуть более часа.

Обязательные атрибуты Рождества — украшенная ель (хотя эта традиция, имеющая языческие корни, утвердилась не так давно), Дед Мороз (Баббо Натале — букв. Рождественский отец), а также вертеп («презепе»), воспроизводящий сцену рождения Иисуса, и подарки.

Традиционный цвет католического Рождества — красный, который присутствует в одежде, декоре и убранстве стола.

Новый год в Италии тоже имеет религиозное значение, новогодняя ночь называется ночью Святого Сильвестра: Папа Римский проводит праздничную службу 31 декабря, а 1 января произносит праздничную проповедь. Святой Сильвестр, почитаемый и в ряде православных церквей, был Папой Римским в IV веке н.э. и умер 31 декабря 335 года.

Рождественские и новогодние торжества продолжаются на Апеннинах и в большинстве католических стран до 6 января, который в народе посвящен сказочному персонажу — Бефане (разновидность ведьмы). Католическая церковь отмечает в этот день праздник Богоявления (святой Эпифании). В некоторых католических странах, например, в Испании 6 января связано с библейской историей о приходе волхвов (восточных царей), принесших подарки младенцу Христу.

Празднование католического Рождества в России

Праздничные мессы по случаю наступления Рождества пройдут и во всех католических храмах России, в том числе в кафедральном соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве, где службу возглавит ординарий архиепархии Божией Матери в Москве архиепископ Павел (Паоло) Пецци.

Как сообщили ТАСС в информационной службе Римско-католической архиепархии Божией Матери в Москве, архиепископ Павел Пецци проведет Святую мессу Навечерия Торжества Рождества Христова в кафедральном соборе 24 декабря, а 25 декабря Святая месса Торжества Рождества Христова пройдет на приходе святых апостолов Петра и Павла.

В пресс-службе добавили, что возле храмов и внутри них будут установлены вертепы, куда с наступлением Рождества будут вложены символические фигурки Христа. По случаю праздника в храмах пройдут концерты органной музыки, а возле святынь будут организованы ярмарки.

Всего в Москве проживают 50-60 тыс. адептов католической церкви, а по всей России — от 800 тыс. до 1 млн. Наибольшее число католиков на территории страны проживает в Калининградской области.

Источник: https://tass.ru/obschestvo/5949455

Почему в католической церкви распространены сексуальные преступления против детей? Как Ватикан с этим борется? — Meduza

24 февраля в Ватикане завершилась встреча католических клириков, посвященная защите несовершеннолетних в церкви. На ней обсуждались сексуальные преступления духовенства в отношении детей. Встреча длилась три дня, собрала 190 священнослужителей из 130 стран и стала первым мероприятием такого рода, организованным католической церковью.

Событие, о котором много писали заранее, закончилось довольно общим заявлением папы римского Франциска. Тема насилия со стороны католических священников появляется в новостях так часто, что порой сложно оценить общую картину; «Медуза» попросила рассказать об этой проблеме религиоведа, научного сотрудника Института философии РАН Алексея Зыгмонта.

Кто чаще всего становится жертвой насилия в церкви?

Чаще всего говорят о действиях сексуального характера в отношении несовершеннолетних, но это не всегда педофилия: примерно в половине случаев речь идет об  — в данном случае об  подростков 11-15 лет. преступлений варьируется от «недопустимого поведения» до систематических изнасилований. Около трех четвертей жертв — мужского пола.

Большинство насильников — мужчины, но есть и женщины. Судя по рассказам жертв, священники часто убеждали их вступить в сексуальную связь, прибегая к своему духовному авторитету или просто пользуясь ситуацией — например, уединением во время исповеди.

К примеру, священнослужитель мог сказать, что он — «воплощение бога на земле», что его действия жертве «во благо» и так далее.

Случаев преступлений в отношении взрослых известно намного меньше. Примерно в половине эпизодов это были единичные акты насилия, но случались также и «отношения», которые могли длиться годами.

Так, одна из жертв рассказывала о таких «отношениях» с католическим священником, которые начались, когда ей было пятнадцать, продолжались восемь лет, и за это время она сделала три аборта. Однако это — кейс достаточно радикальный.

Как показала практика, иногда абьюз может выглядеть как гомосексуальное ухаживание в течение нескольких месяцев или даже лет — например, когда священник был учителем жертвы в средней школе. 

Еще одна проблема — домогательства священников к монахиням. До недавнего скандала, когда ее наличие впервые признал папа Франциск, эта проблема почти не обсуждалась. 

Насилие в католической церкви — это новая проблема или о ней просто недавно заговорили? Каковы ее масштабы?

Сама проблема — совершенно не новая, о «содомии» среди духовенства писали еще в XI веке. В нынешней формулировке, то есть когда мы говорим о сексуальном насилии над несовершеннолетними, раньше 1930-х она почти не отслеживается. Заговорили об абьюзе в католической церкви с конца 1980-х — начала 1990-х, когда об этом начали писать СМИ в Канаде, США и Австралии, а затем в Европе и Латинской Америке.

В отдельно взятой стране количество жертв может исчисляться тысячами. За 1990-е и 2000-е годы одни лишь американские епархии по решению судов были вынуждены выплатить в сумме около 1,2 миллиарда долларов компенсаций морального ущерба более чем полутора тысячам жертв. 

Основная сложность здесь — даже не в том, что из-за авторитета священника жертва может умолчать о факте насилия, а в том, что епископы покрывают преступления священников, а их самих в течение долгого времени покрывал Святой Престол.

Еще больше ситуация усугубляется тем, что довольно часто насильникам удавалось заранее «договориться» с жертвами при помощи денег.

В своем выступлении на нынешней встрече немецкий кардинал Райнхард Маркс заявил, что в целом ряде случаев Ватикан либо не начинал расследований по делам о сексуальном насилии, либо даже уничтожал документы.

Проблема больше распространена в странах «третьего мира»? Или в США и Европе она настолько же серьезна? 

Видимо, она распространена одинаково, просто о США и Европе мы знаем намного больше: здесь есть СМИ, проводятся официальные расследования (в некоторых странах государственные комиссии действуют на постоянной основе — например, в Ирландии), заводятся дела. Количество сообщений о случаях сексуального насилия зависят от огласки и того, насколько они покрываются на уровне епархий.

В отдельных странах — как в Индии, — жертвы сообщают о случаях насилия или домогательств крайне редко, так что судить о масштабах приходится только по слухам.

В некоторых регионах проблема может иметь свою специфику — например, в Африке из-за СПИДа больше случаев сексуального насилия священников над монахинями, потому что вероятность заразиться от монахини будто бы меньше, чем от кого-то из местных жителей.

В целом за рядом исключений — скажем, ЮАР, — выявленных случаев по странам «третьего мира» крайне мало.

Почему в католической церкви столько преступлений сексуального характера? Это из-за целибата? 

Вопрос с целибатом — сложный, его можно трактовать двояко. То ли священники становятся склонны к сексуальным девиациям из-за целибата, то ли люди, склонные к сексуальным девиациям, выбирают священство и принимают целибат. Кроме того, целибат не объясняет, почему большинство жертв насилия и домогательств — мальчики, а не девушки и женщины. Поэтому исследователи обычно относятся к такому объяснению скептически.  

У специалистов нет единого мнения о том, почему католические священнослужители совершают преступления на сексуальной почве. В докладе колледжа Джон Джей, где проблема исследуется на материале 1950-2002 годов, говорится, что преступления священников не привязаны к их гомосексуальности или склонности к педофилии и являются «crimes of opportunity», то есть не планируются заранее.

Кроме того, приводятся аргументы о том, что семинарии и монастыри — это исторически закрытые мужские сообщества, что епископам на мессе прислуживают молодые и привлекательные для них министранты и т. д.

 В обновленном докладе колледжа Джон Джей 2011 года пишут, что несравнимые с другими периодами масштабы абьюза в 1960-1980-е годы обусловлены тем, что в это время священники получают доступ к организациям вроде частных школ или кружков бойскаутов.

Дела, о которых мы слышим сейчас, — в основном относятся к тому времени. Очевидно, по той же причине среди жертв больше мальчиков. 

Папа Франциск жестче относится к преступлениям сексуального характера, чем Бенедикт XVI и Иоанн Павел II? 

В смысле конкретных инициатив — пожалуй, что да. Иоанн Павел II и Бенедикт XVI ограничивались в основном извинениями и налаживанием внутрицерковных судебных процедур. Франциск, как и его предшественники во главе церкви, не избежал обвинений в укрывательстве преступлений и даже требований уйти в отставку.

Но он занялся борьбой с преступлениями сексуального характера с момента интронизации. В 2013 году Франциск создал Папскую комиссию по защите несовершеннолетних, в которую помимо духовенства входят и светские ученые.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто построил Благовещенский собор в Кремле

О привлечении государства и нецерковных СМИ к процессам над насильниками он говорил и на нынешней конференции, так что здесь он пошел дальше своих предшественников. 

В 2016 году папа издал апостольское послание «Как любящая мать» — оно упростило отставку епископов, которые скрывают случаи сексуального насилия, и ужесточило их подотчетность церковным властям.

Франциск действительно «уволил» беспрецедентное количество епископов: после громкого в 2018 году прошение об отставке подали все 34 местных епископа. Папа принял отставку трех человек, а двоих лишил статуса клирика.

16 февраля 2019 года, перед началом конференции в Ватикане, завершился процесс архиепископа Вашингтона на покое Теодора Маккэррика, по итогам которого он потерял титул кардинала. Это первый подобный случай почти за сотню лет. 

Как бороться с насилием со стороны духовенства?

Сходу решить проблему не выйдет, потому что масштабы слишком велики, а церковные институции лучше приспособлены к тому, чтобы мириться со сложившейся ситуацией, а не бороться с ней.

Но теперь католической церкви придется все больше прислушиваться к голосам жертв, объединенных в рамках множества проектов и ассоциаций. Если обобщить их позицию по итогам прошедшей в Ватикане встречи, они потребовали наказания виновных и их укрывателей, а также прозрачности внутрицерковных процессов.

Некоторые жертвы сексуального насилия высказали свое недовольство политикой Ватикана, устроив в Ватикане «Марш нулевой терпимости».

Пока что главные итоги встречи — сам факт ее проведения и 21 «пункт для размышлений». Эти пункты папа Франциск представил собравшимся.

Среди них — вопросы терминологического, организационного, процедурного и информационного характера: кто должен нести ответственность за ведение дел, как обходиться с обвиняемыми и обвиняющими и т. д.

 В числе наиболее важных положений — извещение светских властей и создание «горячих линий» для тех, кто хочет сообщить о сексуальном насилии со стороны духовного лица. Но само по себе составление этих пунктов еще не означает, что какие-то меры будут применяться на практике.

Есть два основных направления борьбы с насилием в церкви. При Бенедикте XVI и при Франциске за преступления сексуального характера лишали сана примерно 100-120 священников в год — но без огласки.

Если обеспечить такую огласку и привлечь к расследованию светские власти и СМИ — это станет реальной и конкретной мерой борьбы, хотя в каждом отдельном случае такое вмешательство будет для церкви болезненным. Вторая задача — борьба с укрывательством виновных.

Без готовности епископов к сотрудничеству — иногда по делам 50-летней давности — изменить ситуацию будет намного сложнее.

Насколько распространено насилие в православной церкви?

В православии случаи растления несовершеннолетних тоже встречаются, но очень редко. Чаще можно услышать утверждения о наличии в церкви «могущественного гей-лобби». После проверок в Казанской духовной академии, проведенных по сообщениям о сексуальных домогательствах и изнасилованиях, диакон Андрей Кураев заявил, что около 50 из 360 епископов Русской православной церкви — геи.

Публичные скандалы, связанные с гомосексуальностью священников, происходят в РПЦ с 1990-х годов. Фигурируют в них, в основном, епископы. По итогам разбирательств их ненадолго ссылают в какой-нибудь монастырь или переводят на другое место. Сексуальное насилие в РПЦ есть, но такие случаи редко предают огласке.

В других Поместных православных церквях ситуация похожая — о насилии и домогательствах редко становится известно.

Источник: https://meduza.io/feature/2019/02/25/pochemu-v-katolicheskoy-tserkvi-rasprostraneny-seksualnye-prestupleniya-protiv-detey-kak-vatikan-s-etim-boretsya

Чехословакия и рассекреченные архивы Папы Пия XII | Radio Prague International

Папа Пий XII, фото: Public DomainХотя сегодня Чехия пользуется репутацией атеистической страны,католическая церковь по-прежнему занимает первое место среди еерелигиозных организаций, а до внедрения материалистической идеологии,которое проводилось в годы социализма, влияние Ватикана здесь былоеще значительнее.

Архив, собранный за те двадцать девять лет, которые Пий XII возглавлялкатолическую церковь, составляет шестнадцать миллионов страницдокументов, составленных на десятках разных языков. Двадцатьхранителей Ватикана классифицировали его в течение четырнадцати лет.Теперь историки выстроились в очередь в читальный зал Апостольскогодворца. Среди них есть и чешские ученые, в том числе ЯрославШебек, сотрудник чешской Академии наук, который поделился своимипланами с «Радио Прага».

Католики – жертвы репрессий в ЧССР

– Я уверен, что мы найдем там уникальные, неизвестные ранее документы,которые прольют свет на то, какую позицию Ватикан занимал в годы войныпо отношению к ситуации на территории Чехии, где он оказывал помощьконкретным католическим священникам, брошенным в нацистские тюрьмы иконцлагеря, как Ватикан относился к правительству в изгнании подруководством Эдварда Бенеша, которое находилось в Лондоне. Мы надеемсянайти другие важные материалы, относящиеся уже к периоду после 1945 года,например, по каким критериям назначались епископы, которые после войныпришли в ранее упраздненные приходы, например Йозеф Беран иШтепанТрохта. Ключевой вопрос – это, конечно, как Ватикан воспринималкоммунистический режим, утвердившийся в 1948 году, какие полномочиядавал священникам для проведения тайных обрядов рукоположенияепископов и как реагировал на репрессии в отношении католиков, которыепроводила власть во главе с компартией. Еще одна интересная тема –отношение Папы Пия XII к переселению людей в 1945 году, прежде всегоизгнанию немцев из Восточной Европы.

Пий XII (Эудженио Пачелли), 260-й Папа Римский, занял Святой Престол 2марта 1939 года в 63-летнем возрасте и возглавлял католическую церковьвплоть до своей кончины 9 октября 1958 года.

Ярослав Шебек надеется также найти свидетельства того, какую рольиграла в Чехословакии католическая церковь сразу после окончанияВторой мировой войны в 1945-м и после прихода к власти компартии в 1948году.

– Следует сказать, что после войны католическая церковь обладалаочень высоким моральным кредитом, поскольку множество священников иверующих участвовали в антинацистском Сопротивлении, погибали вконцлагерях, были казнены.

Одновременно сразу после 1945 года возникаетпротивостояние между католической церковью и попытками коммунистоввзятьпод контроль чешское общество. После 1948 года этот конфликт становитсяеще острее, поскольку католическая церковь стала одним их самыхнепримиримых противников нового режима.

Кроме того, для властей воглаве с компартией принципиальной становится проблема, что центрмирового католицизма, который влияет, в том числе, и на ситуацию вЧехословакии,находится в Риме.

О том, что верхушка ЧССР воспринимали Ватикан как серьезную угрозусвоему всевластию, подтверждают и документы, которые находятся вчешских архивах. По словам Ярослава Шебека, несмотря намикроскопические размеры Ватикана, коммунисты ставили этогосударство в один ряд с США, Великобританией и Западной Германией,называя его «авангардом империалистической борьбы с коммунизмом».

историк Ярослав Шебек, фото: Jakub Wojtovič, ČRo– В годы понтификата Пия XII была создана чешская служба «РадиоВатикан» с целью донести мысли Папы до чешских верующих. После 1948года«Радио Ватикан» начинает играть очень важную роль, наряду с«РадиоСвобода» и «Голосом Америки», которые поддерживали сопротивлениекоммунистам, антикоммунистические настроения среди населенияЧехословакии.

Однако, прежде всего, от рассекречивания архивов Ватикана времен Пияждут сенсационных открытий, касающихся мировой истории.

– Думаю, самая важная часть относится к периоду Второй мировой войны –как Папа Пий XII реагировал на нацизм, на фашизм, на Холокост. Историкисмогут глубже понять взгляды Пия XII.

Не менее важными будут и документы,относящиеся к «холодной войне», к тому, какие отношениясвязывали его сСоединенными Штатами, Западом, как он воспринимал формирующийся в тегоды Европейский союз.

Так что там, разумеется, обнаружатся документы,интересные не только в контексте чешской истории, но и сгеополитической точки зрения.

Ватикан в эпоху нацизма и сталинизма

Ватикан, фото: P.ledl, Wikimedia Commons Free DomainСоветские вожди обвиняли Пия XII в организации «крестового походапротив коммунизма». На годы его понтификата пришлись гонения накатолическую церковь и после прихода к власти большевиков, и во времятерриториальной экспансии, когда вконце 1930-х к СССР были присоединены области с католическим населением.

Будучи нунцием в Германии, будущий Папа Пий XII, а тогда еще ЭуджениоПачелли, был в 1925 году назначен вести тайные переговоры с СоветскимСоюзом, несколько раз встречался с министром иностранных делГеоргиемЧичериным.

Однако Святому Престолу не удалось добиться желаемого –нирелигиозное образование, ни рукоположение католических священников всоветских условиях было невозможно.

В 1937 году появилась энциклика Divini Redemptoris, в которой Папа XII осудилбольшевистское учение и социальную систему и наложил запрет насотрудничество с коммунистами. При этом в 1941 году, когда в США решалсявопрос о ленд-лизе, Ватикан дал понять, что, несмотря на осуждениекоммунистической идеологии, поддерживает оказание помощи советскомународу.

После войны сталинское правительство жестоко преследовало Восточнуюправославную церковь, связанную с Ватиканом. Присутствие Католическойцеркви в России фактически было упразднено. Документы, касающиесявзаимоотношений Ватикана и Москвы тех лет, оставались засекреченными,и в архивах Пия XII могут найтись ответы на многие вопросы овзаимоотношениях с Кремлем.

Некоторые биографы утверждают, что Пий XII успешно противостоял какнацистскому расизму, так и материализму коммунистов. Другие называютПонтифика «антисемитом, открыто сотрудничавшим с нацистами изакрывавшим глаза на проводимое Гитлером уничтожение евреев». Многиенапоминают, что в октябре 1943 года немцы депортировали из гетто Рима вконцлагерь Освенцим более тысячи евреев.

министр иностранных дел Германии Иоахим фон Риббентроп, фото: Bundesarchiv, Bild 102-18083 / CC-BY-SA 3.0При этом вышедшая в 1938 году папская энциклика «С большойтревогой»резкоосуждала расовую политику нацистов.

В 1940 году представители польскойцеркви и подпольщики передали Папе информацию о зверствах,совершенных в Польше Третьим рейхом.

Во время официальной встречи сфон Риббентропом Пий XII предъявил министру иностранных дел Германиисписок конкретных преступлений национал-социализма против христиан иевреев, после чего Риббентроп заявил, что Папа «продался врагамГермании».

Историки попытаются найти ответ на вопрос, почему Пий XII публично неосудил преследования евреев в годы нацизма, предпочитая действоватьнегласно. Около 5000 евреев Италии были спрятаны в католическихобителях. Ватикан принял 500 человек, включая семью главного римскогораввина, а Летний дворец папы вместил около 2000 евреев. Архивы должныобъяснить стратегию его поведения.

О том, что архивы Пия XII будут открыты, год назад объявил ПапаФранциск I.

«Церковь не боится истории, наоборот, она любит ее и хотела бы любитьеще больше и лучше, как она любит Бога! Поэтому с доверием к моимпредшественникам открываю и доверяю исследователям этодокументальное наследие», – подчеркнул сегодняшний главакатолической церкви. Одновременно он выразил надежду, что это «поможетдать оценку как великолепным моментам его понтификата, так и минутамтяжких испытаний и решений».

Источник: https://www.radio.cz/ru/rubrika/progulki/chexoslovakiya-i-rassekrechennye-arxivy-papy-piya-xii

Православие и католицизм: сходства и различия двух конфессий

Католицизм — это одна из трех основных христианских конфессий. Всего существует три конфессии: православие, католицизм и протестантизм. Самая молодая из трех — протестантизм. Он возник вследствие попытки реформировать католическую церковь Мартином Лютером в XVI веке.

Разделение на православие и католицизм имеет богатую историю. Началом послужили события, которые произошли в 1054 году. Именно тогда легаты  правящего в то время Папы Льва IX составили акт отлучения на Константинопольского Патриарха Михаила Керуллария и всю Восточную Церковь.

Во время литургии в соборе Святой Софии они положили его на престол и удалились. Патриарх Михаил в ответ созвал собор, на котором, в свою очередь, отлучил от Церкви папских послов.

Папа принял их сторону и с тех пор в Православных Церквах прекратилось поминовение пап на богослужении, а латиняне стали считаться схизматиками.

Мы собрали основные отличия и сходства православия и католицизма, информацию о догматах католицизма и особенности конфессии. Важно помнить, что все христиане — это братья и сестры во Христе, поэтому ни католики, ни протестанты не могут считаться «врагами» православной Церкви. Тем не менее, существуют спорные вопросы, в которых каждая конфессия находится ближе или дальше от Истины.

Православные и католики: рана до сих пор не исцелена

Особенности католицизма

У католицизма более миллиарда последователей во всем мире. Во главе католической Церкви стоит Папа Римский, а не Патриарх, как в православии. Папа Римский — это верховный правитель Святого Престола. Ранее в католической церкви так называли всех епископов. Вопреки расхожему мнению о тотальной непогрешимость Папы, католики считают непогрешимыми лишь вероучительные высказывания и решения Папы.

В данный момент во главе католической Церкви стоит папа Франциск. Его избрали 13 марта 2013 года, и это — первый Папа Римский за долгие годы, который встретился с Патриархом православной Церкви. В 2016 году Папа Франциск встретился с Патриархом Кириллом, чтобы обсудить важнейшие для католицизма и православия вопросы.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Во сколько начинается новый день

В частности, — проблему гонения на христиан, которая существует в некоторых регионах и в наше время.

Догматы католической церкви

Ряд догматов католической Церкви отличается от соответствующего понимания Евангельской истины в православии.

  • Filioque — это Догмат о том, что Святой Дух исходит и от Бога Отца и от Бога Сына.
  • Целибат — это догмат о безбрачии духовенства.
  • Священное Предание католиков включает в себя решения принятые уже после семи Вселенских соборов и Папские послания.
  • Чистилище — догмат о промежуточной «станции» между адом и раем, где можно искупить свои грехи.
  • Догмат о непорочном зачатии девы Марии и о её телесном вознесении.
  • Причастие мирян только Телом Христовым, духовенства — Телом и Кровью.

Конечно, это не все отличия от православия, но католицизм признает те догматы, которые в православии не считаются истинными.

Кто такие католики

Наибольшее число католиков, людей, которые исповедуют католицизм, живет в Бразилии, Мексике и США. Интересно, что в каждой стране католицизм имеет и свои культурные особенности.

Регион Страна Численность населения % католиков Численность католиков
Южная Америка Бразилия 186 112 794 73,6 136 979 016
Северная Америка Мексика 108 700 000 89-91 101 456 786
Северная Америка США 301 139 947 22 68 115 001

Отличия католицизма от православия

  • В отличие от католицизма, в православии считается, что Святой Дух исходит только от Бога Отца, о чем говорится в Символе веры.
  • В православии целибат соблюдают только монашествующие, остальное духовенство может вступать в брак.
  • Священное предание православных не включает в себя кроме древней устной традиции, постановлений первых семи Вселенских соборов еще и решения последующих церковных соборов, папские послания.
  • В православии не существует догмата о чистилище.
  • В православии не признается учение о «сокровищнице благодати» — переизбытке добрых дел Христа, апостолов, Девы Марии, которые позволяют «черпать» из этой сокровищницы спасение. Именно это учение допустило возможность индульгенций, что в свое время стало камнем преткновения между католиками и будущими протестантами. Индульгенции было одним из тех явлений в католицизме, которые глубоко возмутили Мартина Лютера. В его планы входило не создание новой конфессий, а реформация католицизма.
  • В православии миряне Причащаются Телом и Кровью Христа: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое, и пийти от нея вси: сия есть Кровь Моя».

Католики и православные. Что мы думаем друг о друге?

Кроме того, православная Церковь не признает латинский культ сердца Иисуса и Пресвятой Богородицы. Это учения породили видения католической монахини Маргариты Марии Алякок (она умерла в 1690 г.).

По ее словам, в видениях ей являлся Господь Иисус Христос и говорил о Своей чрезвычайной любви к людям, показывал ей Свое сердце, и обучив ее почитанию сердца, приказал ввести ей это служение вначале в монастыре (Франция), а потом распространить между всеми верующими.

То же касается и почитания сердца Богородицы. Православная Церковь не признает эти видения истинными.

Бог учил нас любви ко всем людям, а, тем более, к братьям по вере во Христа, поэтому люди, которые исповедуют католицизм не являются нашими противниками и врагами. Лучший способ показать, что именно православие — правильное исповедание веры в Иисуса Христа — пример добродетельной жизни, а не жаркие споры в попытке доказать истину. Кроме того, есть общие проблемы, которые объединяют христиан перед лицом опасности.

К сожалению, и сейчас в некоторых регионах существует печальное явление — христианофобия. За веру в Бога страдают православные, католики и протестанты. В борьбе с этим явлением объединяются главы Церквей и христиане по всему миру. Именно поэтому нам стоит быть вежливыми и деликатными с представителями других конфессий, обсуждать спорные моменты в форме дискуссии и быть толерантными к другим людям.

Быть толерантным — это не значит быть согласным или равнодушным, но значит быть кротким, милосердным и любящим, как этому и учил нас Господь.

Поскольку вы здесь

у нас есть небольшая просьба. Статьи и материалы часто меняют жизни людей – обеспечивается доступ к лекарствам, дети-сироты обретают семьи, пересматриваются судебные дела, находятся ответы на сложные вопросы.

Правмир работает уже 15 лет – благодаря пожертвованиям читателей. Чтобы делать качественные материалы нужно оплачивать работу журналистов, фотографов, редакторов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите Правмир, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался. А мы обещаем не сбавлять оборотов!

Подписывайтесь на канал Правмира в Yandex.Zen

Источник: https://www.pravmir.ru/katolitsizm/

РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ — Древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Римско-католическая церковь (папство, латинство, папизм)

После разрушения Иерусалима в 78 н. э. Иерусалимская Церковь временно перестала существовать, и на первое место стала выдвигаться Римская община и авторитет ее епископа. Основываясь на центральном положении Рима как столицы империи и на происхождении кафедры от первоверховных апостолов, римские епископы уже с III в. начинают высказываться о своем главенствующем положении в Церкви, в чем были с ними не согласны епископы восточных провинций.

Вообще, Апостольские правила и правила древних соборов не допускают ни самовластия первенствующего епископа, ни, тем более, — абсолютизма в Церкви. Высшая инстанция для решения религиозно-канонических вопросов принадлежит Собору епископов — Поместному или, если того требуют обстоятельства, — Вселенскому[1].

Тем не менее, политические обстоятельства складывались так, что влияние римского епископа продолжало расти. Этому способствовало нашествие варваров в кон. IV в. и переселение народов Европы. Волны варваров двигались по древнеримским провинциям, смывая все следы христианства. Среди вновь образующихся гос-в Рим выступает в качестве носителя апостольской веры и предания.

Возвышению авторитета римского епископа способствовали и религиозные волнения в Византийской империи с IV по VIII вв., когда римские епископы выступали защитниками православия. Так, постепенно, у римских епископов стало возрастать убеждение, что они призваны руководить жизнью всего христианского мира. Новым толчком к укреплению деспотических претензий римских епископов в IV в.

явился декрет императора Грациана, признавший в лице римского папы («папа» — отец, этот титул носили римские и александрийские епископы) «судью всех епископов.» Уже в V в. папа Иннокентий объявил, что «ничего нельзя решать без сношения с римской кафедрой и, особенно, в делах веры, все епископы должны обращаться к ап. Петру», то есть к римскому епископу. В VII в.

папа Агафон потребовал, чтобы все постановления Римской церкви принимались всей Церковью, как правила, утвержденные словами ап. Петра. В VIII в. папа Стефан писал: «Я — Петр апостол, по воле Божественного милосердия званный Христом, Сыном Бога живого, поставлен Его властью быть просветителем всего мира.»

В пятом веке на самих Вселенских Соборах папы осмеливаются провозглашать о своей высшей церковной власти. Конечно, они здесь заявляют не лично, а через своих легатов. Легат Филипп на III Вселенском соборе говорит:

«никто не сомневается, и все века знают, что святой и блаженный Петр, глава Апостолов, столп веры, фундамент кафолической Церкви, получил ключи Царствия Небесного от Господа нашего Иисуса Христа, Спасителя и Искупителя рода человеческого, и что власть связывать и развязывать грехи передана ему. До сего дня и навечно он в своих преемниках живет и осуществляет власть судии» [2].

То же видим на IV Вселенском соборе. Папский легат Пасхазин говорил: «Мы имеем в руках повеление святейшего и апостольского мужа папы города Рима, который (Рим) есть глава всех церквей». И при другом случае тот же Пасхазин называет апостола Петра «скалой и утверждением кафолической церкви и основанием правой веры» [3].

Эти все возрастающие претензии пап сначала не принимались серьезно восточными епископами и не разделяли Церковь. Всех связывало единство веры, таинств и сознание принадлежности к единой Апостольской Церкви. Но, к несчастью христианского мира, это единство было разбито римскими епископами в XI и последующих веках искажениями и нововведениями в области вероучительной (догматической) и канонической (церковных законов).

Отчуждение Римской церкви начало углубляться введением ими новых догматов, сначала об исхождении Св. Духа «и от Сына,» с внесением этих слов в Символ веры, потом — о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии, о чистилище, о «сверхдолжных заслугах», о папе, как «наместнике» Христа, главе всей Церкви и светских государств, о непогрешимости римского епископа в делах веры. Одним словом, стало искажаться самое учение о природе Церкви.

В качестве оправдания учения о главенстве римского епископа католические богословы ссылаются на слова Спасителя, сказанные ап. Петру: «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою» (Мф 16.18). Святые отцы Церкви всегда понимали эти слова в том смысле, что Церковь основывается на вере во Христа, которую исповедал ап. Петр, а не на его личности. Апостолы не видели в ап.

Петре своего главу, и на апостольском соборе в Иерусалиме в 51 председательствовал ап. Иаков. Что касается преемства власти, восходящего к ап. Петру, то известно, что он рукополагал епископов во многих городах, не только в Риме, но и в Александрии, Антиохии и др. Почему же епископы тех городов лишены чрезвычайных полномочий ап.

Петра? Более глубокое исследование этого вопроса приводит к одному честному заключению: учение о главенстве Петра создано римскими епископами искусственно из честолюбивых побуждений. Это учение было неиз-вестно ранней Церкви.

Все возрастающие претензии на главенство римского епископа и введение учения об исхождении Святого Духа «и от Сына» привели к отпадению Римской (католической) церкви от Церкви Христовой. Официальной датой отпадения считается 1054, когда кардинал Гумберт положил на престол храма Святой Софии в Константинополе папское послание, предававшее проклятию всех несогласных с Римской церковью.

В религиозной жизни Европы XI в. ознаменован победой папства над светской властью. Рим становится владыкой мира. Стремление к светской власти и участие в политической борьбе не являлось делом отдельных пап, но вытекало из всей папской системы.

Папа Пий IX объявил обязательным для верующего католика признание за римским епископом светской власти. По мановению папы целые народы, взяв меч и крест, идут сражаться против каждого, кого папа назовет своим врагом. В XIII в.

папа не только раздает королевские короны, разрешает споры князей, но одним своим словом возбуждает или останавливает войны, назначает или низлагает королей и императоров, разрешает их подданных от присяги и т.д.

В своей борьбе за власть папы не унимались, но пользовались любым случаем, чтобы напом-нить о своем «первенстве» и «непогрешимости.» Так, папа Бонифаций VIII в 1302 пишет в своей булле: «Мы объявляем также, что св. апостольский престол и римский первосвященник обладают верховенством над всем миром и что этот римский первосвященник есть преемник ап. Петра, князь апостолов, наместник Христа на земле, глава всей Церкви и отец и учитель всех христиан.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда и при каких обстоятельствах Русская Православная Церковь стала автокефальной

» Подобные слова можно найти в постановлениях Ватиканского собора в 1870. В «Своде канонического права,» опубликованном в 1917 папой Бенедиктом XV, сказано: «Римский первосвященник, преемник первенства блаженного Петра, не только имеет первенство чести, но и высшую и полную юридическую власть над всей Церковью.» Начиная с XI в.

, Православная Церковь вынуждена была давать отпор честолюбивым домогательствам римских епископов, оберегая принцип канонической самостоятельности поместных церквей, установленный апостолами.

В борьбе за светскую власть над миром епископ Рима входит в противоречие с христианским учением, ибо меч не к лицу «наместнику» кроткого Иисуса и глубоко искажает сущность епископского служения. Многие представители Церкви и отдельных народов начали это сознавать. С XIV в. начался религиозный и нравственный упадок папства.

Его власть становится все более светской, с ее интригами, пышностью и алчностью к земным богатствам. Большинство населения начало стонать под деспотичным гнетом представителей папского двора. Один немецкий историк говорит: «Духовенство относится с презрением к изучению богословия, пренебрегает Евангелием и сочинениями свв.

отцов; оно молчит о вере, благочестии и других добродетелях; оно не говорит о заслугах Спасителя и Его чудесах. И таким людям поручают высшие посты в Церкви, называя их пастырями душ!»

Результаты вскоре сказались. В нач. XVI в. в Германии родился протестантизм — протест против злоупотреблений римского епископа и, в частности, — преступной инквизиции и продажи индульгенций (отпущения грехов за денежную мзду). С веками протестантизм распался на множество сект.

Для католиков характерно очень широкое толкование как божественных догматов, так и церковных канонов (правил). Это наглядно видно из существования различных монашеских орденов, уставы которых очень сильно отличаются друг от друга. Всего в настоящее время насчитывается ок. 140 католических монашеских орденов, из которых основные:

К Римско-католической церкви также относятся униаты — совращенные в католичество верующие национальных церквей, которым позволено сохранить свое традиционное богослужение (в том числе и язык богослужения), приняв при этом латинское вероучение и признав власть римского папы. К таковым относятся:

Статистика

  • Число католиков в мире — 975 937 000 (17,4% населения Земли). Церковь имеет 2 696 епархий и викариатств: 1 005 в Америке, 708 в Европе, 462 в Азии, 444 в Африке и 77 в Австралии и Океании. В церкви насчитывается 4 257 епископов, 404 461 священников, 59 872 монахов, не имеющих священного сана, 848 455 монахинь. Церковь опекает 105 017 учреждений, среди которых больницы, детские дома, дома престарелых и т.п. Из них 38 942 находятся в Америке, 33 136 в Европе, 18 776 в Азии, 12.712 в Африке и 1.451 в Австралии и Океании. Римско-католическая церковь занимается также просветительской деятельностью: по данным статистики, она содержит 83 345 начальных школ, 53 790 детских садов, 32 904 средних школ и 3 719 институтов и университетов (1997).
  • По состоянию на начало 2014 года по данным Бостонского Центра по изучению мирового Христианства (Gordon-Conwell-Seminar) в мире насчитывается 1,2 млрд. католиков [4].

Литература

  • Сведения о церквах и религиях. Сборник РПЦЗ

Источник: https://drevo-info.ru/articles/1372.html

Алексей Букалов: У католической церкви в Италии есть свои СМИ

Алексей Букалов, русский в Италии

Церковь

Церковь в Италии отделена от государства. Это не декларации о благих намерениях, это конституционное требование, которое строго соблюдается. Между тем девяносто процентов итальянцев — католики. И Ватикан имеет возможность прямого влияния на души и сердца своей паствы на Апеннинах.

Пытается ли католическая церковь в Италии каким-то образом повлиять на светскую жизнь итальянцев? В последний раз, с моей точки зрения, это случилось после войны, когда церковь заняла открытую антикоммунистическую позицию и повлияла на исход выборов. С тех пор отношения церкви и светского общества более чем корректны. Итальянская церковь терпима.

Она позволяет звучать в своих храмах не только разножанровой музыке, но и пускает под их своды смелые и порой модернистские инсталляции венецианской бьеннале, например. Это церковь и прихожан не оскорбляет и не раздражает. Разумеется, есть и то, к чему церковь относится негативно. Например, к произведениям Дэна Брауна, его дерзким трактовкам Священного писания.

Но у католической церкви в Италии есть свои СМИ, в которых она выражает свою позицию. Ситуация, когда бы церковь здесь попыталась что-то в светской жизни итальянцев запретить — абсолютно немыслима.

Стефания Дзини, итальянка в России

Чиновники

Русские не испытывают большой симпатии к своим чиновникам. Это — мягко говоря. Я не нашла ни одного русского, кто бы позитивно отозвался об этом классе. Самые вежливые думают, что чиновники — это неизбежное зло любого общества. По крайней мере, они не видят в чиновниках сугубо российскую беду.

Другие называют русский чиновнический аппарат тяжелым механизмом, который нужно постоянно «смазывать», чтобы работал; третьи — вредным существом, одним словом, паразитом, живущим и кормящимся за счет народа, ничего не производя. В России, для большинства, чиновник — это просто администратор, наделенный властью и правом распоряжаться денежными или имущественными средствами.

Однако, как мне кажется, есть и некая специфика русского чиновничества, отличие от чиновников европейских. В Европе этот класс гораздо более, чем в России, подвержен контролю прессы и неправительственных организаций. Европейский чиновник понимает, что в существенной мере зависит от мнения общества. В России неприятности на чиновника могут свалиться только сверху. Снизу его кресло покрыто непробиваемой броней.

Источник: https://rg.ru/2013/10/25/slovar.html

Свобода и демократия на взгляд католицизма и православия

Идеи свободы и демократии стали едва ли не системообразующими для наиболее преуспевающей части земной цивилизации. Смогут ли объединиться вокруг этих идей современные католицизм и православие? Об этом доклад Максима Богачёва из Высшей школы экономики, представленный на Апрельской конференции ВШЭ

В своей работе М. Богачёв утверждает, что Римско-католическая и Русская Православная церкви стоят на кардинально отличающихся позициях по вопросам свободы, демократии и прав человека. Католицизм, существенно пересмотрев свои взгляды в XIX-XX вв., к XXI в. стал защитником таких либерально-демократических ценностей, как свобода и права человека, признавая народ источником суверенитета. Православие таких перемен не претерпело.

Католическая церковь

«Человеческая личность – основание и цель политического сосуществования», – говорится в Компендиуме социального учения (католической) Церкви. Католицизм рассматривает человеческую личность «как основу и цель политического сообщества», призывает защищать и утверждать основные и неотъемлемые права человека», в том числе свободу совести. 

«Субъект политической власти – народ, рассматриваемый в своей совокупности как носитель суверенитета.

Народ делегирует, в различных формах, реализацию своего суверенитета тем, кого свободно избирает в качестве своих представителей, но оставляет за собой возможность пользоваться этим суверенитетом, контролируя деятельность правителей и даже сменяя их, если они не исполняют удовлетворительно свои функции.

Хотя это право действительно для всякого Государства и при любом политическом режиме, система демократии, благодаря своим механизмам контроля, позволяет осуществлять его наилучшим образом и гарантирует такое осуществление», – цитирует Максим Богачёв католический компендиум.

Исследователь ссылается на энциклику «Centesimus annus», подтверждая свою мысль о том, что современная католическая церковь признает значение демократии: «Церковь ценит демократическую систему в той мере, в какой она обеспечивает участие граждан в поли­тическом выборе, гарантирует им возможность избирать и контролировать своих правителей или смещать их мирным путем, когда это представляется уместным».

Как отмечает ученый, католическое вероучение негативно относится к автократическим режимам, оно сравнивает таких правителей с апокалиптическим Зверем и прописывает право граждан на сопротивление властям и даже на свержение неугодного правителя, в том числе с применением оружия.

Как учит современный католицизм, человек не обязан следовать велениям государственной власти, если они «противоречат требованиям нравственного порядка, основным правам личности или евангельскому учению».

Он признает допустимым сопротивление власти, если она «серьёзно и систематически нарушает принципы естественного права».

Богачёв приводит Катехизис Католической церкви, в котором прописаны условия, при которых обществу позволительно употреблять для смены власти оружие: 1 – в случае явного, постоянного и длительного нарушения фундаментальных прав человека; 2 – когда исчерпаны все иные возможности; 3 – если это не вызывает ещё худших беспорядков; 4 – если есть серьёзная надежда на успех; 5 – если невозможно разумно предусмотреть лучших решений.

Таким образом, делает вывод автор доклада, католицизм благоприятно относится к свободе, правам человека и демократии, а также предусматривает право граждан на свержение государственной власти.

Русская православная церковь

Другого мнения придерживается официальное православие. Оно, с точки зрения автора, не совершило пересмотра своих догматов. Русская Православная церковь негативно относится к правам человека, в частности, осуждает религиозную свободу, и выступает за монархию.

Вот что написано в Основах социальной концепции РПЦ о правах человека: «По мере секуляризации высокие принципы неотчуждаемых прав человека превратились в понятие о правах индивидуума вне его связи с Богом. При этом охрана свободы личности трансформировалась в защиту своеволия».

Там же говорится, что появление принципа свободы совести свидетельствует о распаде системы духовных ценностей, потере устремленности к спасению в большей части общества, утрате им религиозных целей и ценностей, о массовой апостасии (отступничестве от христианства – OPEC.

ru) и фактической индифферентности к делу Церкви и к победе над грехом.

С точки зрения православия, власть правителю должна быть санкционирована Богом, то есть дана Богом или Церковью. «Современные демократии, в том числе монархические по форме, не ищут божественной санкции власти.

Они представляют из себя форму власти в секулярном обществе, предполагающую право каждого дееспособного гражданина на волеизъявление посредством выборов». А вот «при монархии власть остается богоданной».

В то же время Архиерейский Собор Русской Православной церкви 1994 года подчеркнул правильность позиции о «непредпочтительности для Церкви какого-либо государственного строя, какой-либо из существующих политических доктрин».

Что касается допустимости противодействия власти, то здесь православие запрещает это делать. Оно проповедует безоговорочное повиновение: «церковь не только предписывает своим чадам повиноваться государственной власти, независимо от убеждений и вероисповедания ее носителей, но и молиться за нее».

РПЦ оговаривает случай, когда возможно неповиновение государству – если оно призывает народ к апостасии: «если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении».

Таким образом, делает вывод Богачёв, православие негативно относится к свободе, правам человека и демократии. Однако, при условии наличия антицерковных действий со стороны государства, русское православие разделяет право граждан на свержение государственной власти, хотя и в обтекаемой формулировке «неповиновения».

Подводя итог, исследователь заключает, что хотя православие и католицизм едины во мнении о том, что «демократия не должна превращаться в фетиш», Римско-католическая и Русская Православная церкви «придерживаются диаметрально противоположных позиций по отношению к свободе и демократии, а также  к правам человека».

  Полный текст доклада «Современные Римско-католическая и Русская православная церкви о свободе и демократии»

12 апреля, 2013 г.

на IQ.HSE

Источник: https://iq.hse.ru/news/177670259.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Для любых предложений по сайту: [email protected]