Кто построил церковь Вознесения Господня в Коломенском

Церковь Вознесения в Коломенском, Россия

Кто построил церковь Вознесения Господня в Коломенском
Из серии “Топ 15 объектов ЮНЕСКО в России” Год появления: 1532.

В селе Коломенском Московской области находится церковь Вознесения Господня – невероятно красивый религиозный памятник 16 века. Основателем храма является московский князь Василий III, со строительством церкви связано немало красивых легенд.

По одной из них, строительство храма князь приказал начать после рождения долгожданного наследника – князя Ивана Грозного. Церковь была заложена в 1528 году, на ее строительство было затрачено 4 года. Место возведения церкви было выбрано неслучайно.

Она была построена на крутом берегу, недалеко от естественного ключа, воду из которого местные жители считали чудодейственной.

После фактического завершения строительства церкви в 1532 году ее корректировка и совершенствование продолжались на протяжении еще многих десятков лет. Одна из первых масштабных реконструкций церкви прошла в период правления Екатерины II, а в 19 столетии ремонт проходил под руководством известного архитектора Н. А. Шохина. Сегодня старинная церковь представляет огромную архитектурную ценность, она является частью музея-заповедника «Коломенское».
Церковный комплекс окружен густым лесом и включает множество построек. Путешественникам, которые посетят удивительную достопримечательность, во время экскурсии расскажут массу невероятных историй. Так, в марте 1917 года в подвале церкви совершенно случайно была обнаружена икона Божией Матери «Державная», эта удивительная реликвия долгие годы считалась безвозвратно утраченной. Религиозный памятник находится в очень сложной геологической местности, на оползневом берегу, за последние десятилетия были предприняты все возможные меры по его защите от полного разрушения. Далее — Девственные леса Коми Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры, Россия       Девственные леса Коми, Россия К началу обзора “Топ 15 объектов ЮНЕСКО в России”
В России стоит попутешествовать хотя бы несколько недель. Церковь Вознесения в Коломенском соседствует с великолепным морским центром России — океанариумом Moscow Oceanarium. Из исторических примечательностей России стоит посоветовать дворец Kolomenskoye palace располагающийся в пяти минутах легкой прогулки. До природного заповедника России, ландшафтного парка Losiny Ostrov, вы сможете добраться за пятнадцать минут езды на автомобиле.

Что кроме этого достойно упоминания? Скорее всего, вам захочется заценить сказочный парк аттракционов Gorky Park раскинувшийся поблизости в восьми минутах на авто. От Ascension Church легко попасть (12.2 км) в оригинальный ботанический сад и зоопарк Москвы Moscow Zoo. Плюс к этому, замок Donskoy Monastery, хранящий историю России лежит в прямой доступности (6.8 км).

Поодаль, буквально в четырнадцати километрах находится замечательная церковь Москвы Cathedral of the Mother of God. Дополнительно, непременно сходите в Москве в топовую галерею художественного искусства State Tretyakov Gallery, которая является культовой точкой искусства России. Торговый центр России, квартал магазинов Leninsky Avenue, располагается всего лишь в восьми км.

Церковь Вознесения в Коломенском — интерактивная карта

Близлежащие аэропорты:
 »  Внуково Аэропорт (Vnukovo Airport O) — в 23 км
 »  Домодедово Аэропорт (Domodedovo Airport DME) — в 31 км
 »  Шереметьево Аэропорт (Sheremetyevo Airport SVO) — в 36 км
 »  Мигалово Аэропорт (Migalovo Airport KLD) — в 174 км
 »  Ярославль Аэропорт (Yaroslavl Airport IAR) — в 259 км

Лучшие отели рядом с Ascension Church

Maxima Panorama Hotel

Расположен в 4 км от Ascension Church
Адрес: Masterkova Street 4, Moscow
Номеров: 123 Отель вблизи делового района Москвы и ряда важных туристических объектов. Классические номера, оформленные в теплых тонах и украшенные картинами с изображением достопримечательностей. Фото, цены и бронирование

Milan Hotel Moscow

Расположен в 5 км от Ascension Church
Адрес: Shipilovskaya Street 28 A, Moscow
Номеров: 300 Отличающаяся роскошным интерьером и высоким уровнем сервиса гостиница. Отличный пивной дом с собственной небольшой пивоварней, стильный лаундж с богатым выбором изысканных напитков и сигар. Фото, цены и бронирование

Katerina Park

Расположен в 6 км от Ascension Church
Адрес: Kirovogradskaya Street 11, Moscow
Номеров: 239 Респектабельная гостиница с современным спа-центром и красочным спортивным залом. Рядом очень красивый тихий парк, в шаговой доступности популярные магазины и торговый центр. Фото, цены и бронирование

Home Apartments Paveletskaya

Расположен в 7 км от Ascension Church
Адрес: Zatsepa Street Area, Moscow
Номеров: 10 Удобные апартаменты, подходящие как одиноким путешественникам, так и большим компаниям. Во всех апартаментах полный набор современной техники и красивая мебель из светлого дерева. Фото, цены и бронирование

Ближайшие экстремальные точки

1 km — Коломенский Дворец
Коломенский дворец очень напоминает классические дворцы из старых русских сказок. Он был построен в 17 веке по приказу царя Алексея Михайловича, чудесный деревянный дворец с изумрудными куполами и башенками стал настоящим украшением миниатюрного Коломенского села. 8 km — Памятник Петру I
В 1997 году в России состоялся крупный военный праздник – 300 лет со дня основания российского флота.

К этому важному мероприятию было приурочено открытие нового памятника в Москве, сегодня прекрасный памятник Петру I считается одним из выдающихся в мире. Над проектом 9 km — Отель «Красная Заря»
В Москве есть интересный отель «Красная Заря», он тоже был открыт в старом промышленном здании 1885 года, в котором ранее располагалась кондитерская фабрика «Красный октябрь». Бутик-отель находится на Берсеневской набережной, он занял один из двух корпусов бывшей фабрики.

11 km — Башня «Эволюция»
В Москве тоже есть интересный витой небоскреб – Башня «Эволюция», его закручивающаяся форма немного напоминает структуру молекулы ДНК. Общая площадь 54-этажного небоскреба составляет 154 000 кв. метров, в его стенах располагаются различные офисные помещения, а также Дворец

OrangeSmile.com — провайдер удобных и надежных решений онлайн-бронирования автомобилей и номеров отелей. Мы предлагаем более 25.000 направлений с 12.

000 прокатными пунктами и 200.000 отелями по всему миру.

Защищенное соединение
OrangeSmile B.V.

Центральный офис: Weegschaalstraat 3 Eindhoven, 5632 CW Нидерланды

Copyright 2002 — OrangeSmile Tours B.V. | OrangeSmile.com | Под управлением холдинга IVRA Holding B.V. — Зарегистрирован в Торговой Палате Нидерландов: Kamer van Koophandel (K), The Netherlands No. 17237018

Источник: http://www.orangesmile.com/extreme/ru/top-unesco-russia/ascension-church.htm

Церковь Вознесения Господня: выкладываем по полочкам

Кто построил церковь Вознесения Господня в Коломенском

Построен в первой трети XVI в. Считается уникальным памятником архитектуры — первым каменным шатровым храмом на Руси. Включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История

Согласно легенде, эту церковь решил построить великий князь Московский Василий III, который долго не имел сына, которому можно было бы передать престол. Уже в зрелом возрасте Василий III стал отцом будущего русского царя Ивана IV Грозного. В честь крещения долгожданного наследника великий князь распорядился построить церковь в селе Коломенском под Москвой.

Вознесенскую церковь также относят к мемориальным храмам — сооруженным в честь какого-то события. Традиция мемориальных церквей на Руси появилась в XVI веке.

: Собор Зачатия Анны: читайте все нюансы

Архитектура

Вид сверху на церковный комплекс

В храме наряду с шатром были применены пристенные пилоны, что позволило построить огромное здание невиданных пропорций, с «летящей» архитектоникой. Постройка была осуществлена с размахом и значительными материальными затратами. В истории русского зодчества храм остался произведением, с точки зрения его формального совершенства, единственным и неповторимым.

По мнению В. М. Шервинского, в конструкции Коломенского храма соединились технологии итальянского и русского зодчества. В Москве «сходились мастера со всей Руси для „Государева дела“. Каждый вносил свое и сам пользовался многим.

Так псковичи, призванные сюда в конце 15 и в начале 16 веков, привезли в Москву ступенчатую конструкцию арок и сводов, а также форму и способ сводчатого перекрытия церквей, без внутренних столбов. По своей грузности шатер не мог быть установлен на столбах, на которых так легко покоились купола Киева, Суздаля, Новгорода и ранней Москвы.

Шатер требовал надежных опор, а также комбинаций арок и сводов, которые передавали бы тяжесть шатра только внешним стенам. Эту задачу и облегчили псковичи своими ступенчатыми арками, которые дали возможность легко перейти к восьмигранному увенчанному грандиозным шатром с главкой.

Снаружи переход четырехгранника в восьмигранник искусно замаскирован тремя рядами „кокошников“, являющихся тоже характерной формой деревянной архитектуры. Пилястры же и карнизы, которых много как снаружи, так и внутри, являются характерным заимствованием от итальянцев».

Церковь выполнена из кирпича с многочисленными белокаменными элементами декора в виде центрического храма-башни; её высота составляет 62 метра. План представляет собой равноконечный крест. Внутреннее пространство храма сравнительно невелико — чуть более 100 квадратных метров. Вокруг храма расположена двухъярусная галерея-гульбище с тремя высокими лестницами-всходами.

На фасадах углы церкви оформлены вытянутыми плоскими пилястрами с капителями в духе раннего Возрождения. Между ренессансными пилястрами сделаны остроконечные готические вимперги. На основной крестообразный объём церкви поставлен восьмерик, в нижней части оформленный рядами больших килевидных арок в традиционном московском стиле, а выше украшенный сдвоенными ренессансными пилястрами.

Храм перекрыт шатром с чётко выделенными рёбрами.

Как показал С. С. Подъяпольский, в здании имели место многочисленные «ренессансные» элементы (ордера, порталы с прямыми архитравными перекрытиями проёмов, «ренессансная» прорисовка готических вимпергов и пр.). В отношении готических элементов (общей столпообразности и многих элементов декора, прежде всего самих вимпергов) исследователь полагал, что Петрок Малый применил их как стилизацию под «местную» архитектуру, так как уловил в предшествовавшем ему древнерусском зодчестве дух готики.

На галерее располагается монументальный трон, снаружи приставленный к восточной стене церкви и повёрнутый спиной к алтарю.

Режим работы музеев в церкви Вознесения в 2020 г

  • В летний период (с 1 апреля по 30 сентября)
    • Ежедневно, кроме понедельника и пятницы, с 10:00 до 18:00
    • По пятницам с 11:00 до 19:00
    • Понедельник — выходной день
  • В зимний период (с 1 октября по 31 марта)
    • С вторника по воскресенье с 10:00 до 18:00
    • Понедельник — выходной день

Исследование памятника и реставрация

Иконостас в храме Вознесения

Первую попытку историко-архитектурной оценки церкви сделал архитектор Н. А. Шохин по завершении ремонтных работ 1866—1867 годов в публикации 1872 г. Он ошибочно отнёс второй ярус галерей к поздним перестройкам и эта ошибка держалась целое столетие.

Проводивший в 1914—1916 годах первые реставрационные работы на памятнике архитектор Б. Н.

 Засыпкин впервые провёл археологическую разведку территории, выполнил обмеры фрагментов памятника, фотофиксацию деталей и работ, в 1915 году впервые раскрыл ценные архитектурные детали церкви: северный портал и «царское место». Тогда же памятник в целом обмерял архитектор И. В.

 Рыльский. Во время ремонта церкви в 1914—1916 годах под руководством архитектора Б. Н. Засыпкина был новым, специально изготовленным большемерным кирпичом (с клеймами «1914») перелицован шатёр.

О результатах исследования памятника П. Д. Барановским в 1930-е гг. ничего не известно. Возможно, под его руководством были догипсованы спинка «царского места» и правая колонка северного портала. В. Н. Подключников, на основе своих наблюдений, а также данных Б. Н. Засыпкина и И. В.

 Рыльского в 1941 г. защитил диссертацию, посвящённую монографическому исследованию архитектуры этого храма. Однако не только никто из исследователей не усомнился в правильности выводов Н. А.

 Шохина о позднем происхождении второго яруса, но добавили ошибку о позднем происхождении и первого яруса папертей (галерей).

Серьёзное изучение памятника стало возможным с началом реставрационных работ, проводившихся в 1970-80 гг. С 1972 г. по 1982 г. их вёл Н. Н. Свешников, с которым работали: А. Г. Кудрявцев в 1975-80 гг. и в 1974-82 гг. — С. А.

 Гаврилов, продолживший исследования в 1983-90 годах.

Результаты работы этого коллектива кардинально изменили представление о памятнике и, прежде всего, о его папертях и крыльцах, которые было ошибочно принято относить к поздним перестройкам, искажающим первоначальный облик памятника.

При кратком обследовании крыши папертей в 1979 году обнаружили доски с большими фрагментами обоев и брус с различными врубками от разобранных коломенских дворцов. В 1985 году завершено исследование пола и анализ историко-архивных материалов с графической реконструкцией иконостаса XVI века.

С XVI века по 1867 год иконостас располагался от северной двери до южной. Н. Шохин сделал новый иконостас между пилястрами, сократив ширину иконостаса примерно вдвое. Во время исследования 1986—1987 годов на южном крыльце была обнаружена нижняя часть звонницы, просуществовавшей до XVIII века.

В комплексе с архитектурным исследованием проводилось археологическое исследование территории памятника под руководством археолога Л. А. Беляева. В 1970-е годы вокруг церкви Вознесения был снят культурный слой высотой до метра. В 1990 году были вырыты 3 археологических шурфа, в которых обнаружили свыше 400 фрагментов резьбы от капителей столбов и от порталов церкви. Всего в 1986—1997 годах архитектором С. А.

 Гавриловым атрибутированы свыше 2,2 тысяч фрагментов резьбы с привязкой их к декору церкви. Им же были атрибутированы находки Б. Н. Засыпкина. В публикациях упоминалась «резьба от более ранней церкви, стоявшей на месте церкви Вознесения». Однако это утверждение опровергнуто исследованием всех архитектурных деталей, поднятых из культурного слоя и хранящихся в фондах музея-заповедника.

Никаких следов от более раннего храма археологическое исследование территории церкви Вознесения не обнаружило.

Стоимость билетов на выставку в основном объеме церкви Вознесения в 2020 г

  • Для взрослых — 100 руб.
  • Для школьников и пенсионеров — 50 руб.
  • Для студентов дневных отделений государственных ВУЗов РФ — бесплатно
  • Для детей до 6 лет включительно — бесплатно

В храме:

Послушать службу

Хотя собор уже почти не действует, он имеет высокий статус храма Патриаршего подворья. Богослужения здесь проходят только по крупным церковным праздникам.

Полюбоваться убранством

Благодаря проведенной в 2007 году реставрации в храме снова появился тябловый иконостас и царские врата, восстановленные с подлинников конца XVI века. Современный интерьер собора почти досконально повторяет богатое убранство домового храма русских царей.

Погулять по галерее

Галерея Вознесенского храма ― лучшее место для обзора необъятных коломенских лугов. Можно бродить по ренессансным лестницам двухъярусного крытого гульбища и представлять себя древнерусскими князьями. В путеводителе 1833 года писали, что раньше к кресту вместо лестницы вела железная цепь, по которой в дни приходских праздников любили забираться смельчаки, споря на штоф вина или ведро пива.

Сходить в музей

В подклете здания находится экспозиция, посвященная строительству церкви Вознесения. Здесь также выставлена копия чудотворной иконы «Богоматерь Державная».

Источник: https://helentours.ru/rostov-velikij/cerkov-vozneseniya-gospodnya.html

Выставка Тайны церкви Вознесения в Коломенском

Кто построил церковь Вознесения Господня в Коломенском

Сегодня я хочу рассказать об уникальном, единственном и неповторимом в своём роде здании — это церковь Вознесения в Коломенском, которое, несмотря на его почтенный возраст, так до сих пор и не изучено до конца. Во многих вопросах этот храм просто окутан тайнами, версиями, домыслами.

Уникальные особенности храма

Я вовсе не шучу насчёт единственной и неповторимой. Это действительно так. Во-первых, Вознесенская церковь — это самая древняя постройка на огромной территории парка-заповедника Коломенское. Ей около 500 лет!

Во-вторых, так было изначально задумано: храм Вознесения в Коломенском должен был символизировать собой Елеонскую гору, где произошло Вознесение Христа. Недаром все, увидевшие его, восхищены этим изящным белокаменным творением, устремлённым в небеса. Так, например, композитор Г. Берлиоз из Парижа назвал его «чудом из чудес».

В третьих, это самый первый каменный храм, при строительстве которого был использован шатровый стиль архитектуры. До этой постройки все храмы и другие религиозные строения на Руси венчал купол или свод — покрытие в виде полусферы, а храм Вознесения — первая шатровая церковь в России. Её крыша имеет вид конуса.

А может, всё было так?

Теперь о загадках.

Хотя церковь построена почти 500 лет назад, в годы с 1528 до 1532, до наших дней среди историков не умолкают споры о точной дате её постройки, о том, в каком же году всё-таки состоялось начало её строительства.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как по церковному имя Николай

Одни историки утверждают, что храм посвящён радостному событию: рождению у царя Василия третьего долгожданного сына. То есть будущий Иван Грозный уже появился на свет, и в его честь возвели храм.

Но такое объёмное строение в те годы просто физически не смогли бы построить всего за 2 года, прошедшие со дня рождения Ивана (вспоминаем уроки истории), с 1530 года. А достоверно известно, что церковь Вознесения в селе Коломенском была полностью построена и в торжественной обстановке освящена в 1532 году.

Личная жизнь царя

Вот поэтому существует ещё один вариант тех далёких событий. Строительство началось ещё за 2 года до рождения младенца, и у храма было несколько другое предназначение. Да, оно связано с рождением ребёнка в царской семье, но Изначально храм планировался как молельный, в нём молились о рождении наследника у царственной супружеской четы.

А дело было в том, что на царя Василия была наложена двухгодичная епитимья. Это церковное наказание русский царь получил за двоеженство. Потому что первая жена Василия за 20 лет их совместной жизни не родила ему ни одного ребенка, и царь отправил её за это в монастырь. А сам, по-быстрому, нашёл себе другую. Вот так и получилось, что царь оказался двоеженцем — всё могут короли!

Так вот, Василий женился во второй раз. А за первую женитьбу на него и была наложена епитимья.

А началось-то всё с Папы Римского

Не знаю точно условия этого, если так грубо сказать, наказания, но когда прошло 2 года этой епитимьи, он отправил к Папе Римскому своих послов с просьбой прислать в столицу Московского княжества знаменитого итальянского архитектора, именно, моленных церквей Петра Анибале или, как его называли в русских летописях, Петра Фрязина.

Забавная история связана с этой фамилией. Некоторые итальянцы, приезжая на русскую землю, сталкивались с суровыми погодными условиями, непривычными для них. И тогда они часто повторяли слово «фре» или «фря», что означало что-то типа «холодно тут у вас». Ну и наши, недолго думая, стали называть их Фрязиными.

В самом начале лета 1528 года будущий автор собора Вознесения уже был в Москве, и через несколько недель начал разрабатывать план своего сооружения.

Выбор подходящего места или Целебный источник

Место для будущего шедевра древнерусского зодчества было выбрано на высоком берегу Москвы-реки, где недалеко бил ключ, издавна почитавшийся в народе как чудодейственный.

По легенде, в этих местах, сражаясь со змеем, проскакал на своём коне Георгий Победоносец. И от копыт коня на земле оставались ямки, в которых потом появились родники.

Один из таких чудесно возникших родников носил название «Кадочка». Над ним поставили сруб с деревянными кадками, и каждый мог набирать себе целебной воды. Особенно она славилась тем, что обладала свойством исцелять женщин от бесплодия. Вполне возможно, что речь в этой истории идёт именно об этом источнике. К сожалению, со временем, его засыпали, да и не только его.

Ошибочка вышла!

Сначала заложили фундамент в форме буквы «Т», как это было нужно для трёхпрестольного храма. С запада планировалось установить звонницу. Но когда завершили закладку фундамента оказалось, что родник, с которым первоначально было связан план, не виден от церкви и от родника храм скрыт высоким берегом реки.

Наверное, для чего-то было важно зрительно связать здание и родник. Потому что именно для этого план строительства был изменён. Строители были вынуждены поставить церковь на высокий подклет, который ранее вообще не предусматривался.

С появлением подклета многое менялось, и нужно было переделать весь макет: пришлось отменить строительство боковых приделов, а звонницу перенести на новое, более соответствующее первоначальной задумке место.

Ну и, конечно, чтобы подниматься на второй этаж, нужно было проектировать внешние лестницы.

Исправили и построили

Начались непосредственно строительные работы, которые завершились в 1532 году. Именно 1532, как гласят летописи, стал годом создания прекрасного шатрового храма.

Его высота 62 метра. Это было едва ли не самое высокое здание своего времени. Одно время оно даже служило дозорной башней. Находясь вблизи южной границы Московского княжества, церковь Вознесения в селе Коломенском была удобным наблюдательным пунктом. Ведь именно с юга в то время часто приходила опасность, а именно, монголо-татарские набеги.

Во время строительных работ в связи с рождением наследника престола — Ивана 4, по традиции, на основании из белого камня было обустроено «царское место»: богато украшенный, с резной спинкой и фреской над ним трон.

Изменения в интерьере храма

Первоначальный интерьер храма, конечно же, не сохранился. Во время многочисленных ремонтов была частично отреставрирована и заменена плитка пола, появились царские врата, которые и сейчас представлены вниманию посетителей.

Большой ремонт в храме проводился, как предполагается, во время строительства Екатерининского дворца. После производилось ещё несколько, и каждый раз что-то убиралось, а что-то новое добавлялось.

Звонница

Тогда же, в 16 веке появилась колокольня храма Вознесения.

В её нижнем ярусе был освящён престол в честь Георгия Победоносца. Как рассказывает древнее предание, возвели её на том самом месте, где когда-то стояла небольшая деревянная церковь, которую построил ещё Дмитрий Донской в честь святого Георгия, покровителя воинов-защитников.

Есть также версия, что эта звонница была построена, опять же, Василием 3 в честь рождения у него ещё одного сына — Юрия, имя которому в Крещении — Георгий.

Известен такой исторический факт, что когда началось возведение каменной церкви святого Георгия, иконостас от храма, который был здесь ранее, перенесли на паперть Вознесенской церкви.

Внутренняя и внешняя красота

Сегодня церковь Вознесения в Коломенском — это грациозная белокаменная башня, увенчанная шатром. Её высота 62 метра. Если посмотреть на неё сверху, то план храма напоминает равноконечный крест. Так как церковь с самого начала была предназначена исключительно для царской семьи, то внутренняя площадь её совсем невелика, примерно сто квадратных метров.

Иконостас, как и первоначальная роспись Вознесенского храма, до наших дней, конечно же, не сохранились. Тот иконостас, который сейчас видят посетители, воссоздан в 17 веке из старинных, сохранившихся к тому времени икон.

Храм окружает двухъярусная галерея, её ещё называют гульбище, по которой можно обойти церковь вокруг.

На второй ярус ведут 3 высоких лестницы оригинальной формы. Кстати, такой интересный факт: эти восхитительные лестницы и часть храма поклонники фильма «Гардемарины, вперёд» могли видеть во 2 серии сериала как монастырь тёти Анастасии Ягужинской. А зрители постарше могли увидеть церковь Вознесения Господня в Коломенском в первом звуковом фильме «Путёвка в жизнь».

У восточной стены галереи сохранился каменный трон, даже не сам трон, а царское место, созданное для Ивана Грозного. Когда-то с двух сторон его окружали фрески, изображавшие святых. Но сегодня их уже нет.

Это лишь краткое описание храма Вознесения, который является шедевром мировой архитектуры и с недавних пор внесён в список культурного наследия ЮНЕСКО. Храм, действительно, прекрасен. Словами этого не передать. Лучше хотя бы один раз увидеть.

Нужна глобальная реставрация

В настоящее время памятник архитектуры мирового масштаба находится не в самом лучшем состоянии. В 70-е годы 20 века для развития судоходства нужно было повысить уровень воды в Москве реке. Для этого, чтобы укрепить берега, начали строить бетонную набережную.

Родники засыпали, и берег, спустя некоторое время, заболотился. Это привело к 2 сильным оползням под церковью. Весь объём храма, по оценкам архитекторов, расколот трещинами на 4 блока. Их залицевали кирпичом, но этого, конечно, недостаточно.

Экспозиция в подклете

После реставрации, прошедшей в 2007 году, нижний ярус церкви открыт для посетителей. Здесь работает выставка, рассказывающая долгую историю храма.

Здесь представлены редкие документы, раритеты и фотографии прошлых лет.

Среди экспонатов выставки находятся некоторые предметы, найденные на земле возле церкви: обломки старинной посуды, мелкие части бронзовых женских украшений, грузик, помогающий веретену вращаться и другие артефакты.

Тайны старинных подвалов: обретенная икона «Державная»

Храм Вознесения Господня в Коломенском знаменит еще и тем, что в подвале именно этой церкви в марте 1917 года случайно обнаружили одну из самых почитаемых икон Богородицы «Державная».

Храм изначально строился как летний, он не отапливается. Видимо, это стало одной из решающих причин того, что обретённая икона хранится сейчас в близлежащем Казанском храме.

Ведь постоянные перепады температуры могут отрицательно сказаться на состоянии святыни. В подклете же Вознесенского храма хранится список иконы «Державная»

По этой же причине, да и для сохранения этой непревзойдённой красоты, службы в храме не проводятся, несмотря даже на то, что церковь имеет высокий статус Патриаршего Подворья. Исключение составляют крупные церковные праздники.

График работы

Церковь Вознесения, которая находится на обширной территории парка «Коломенское» работает по такому графику:

  •  с 1 апреля по 30 сентября: со вторника по пятницу и в воскресенье — с 10 до 18. В субботу — с 11 до 19 часов. Понедельник выходной;
  • в остальные месяцы — с 1 октября по 31 марта — работает только выставка в подклете. По понедельникам всё закрыто. Остальные дни — с 10 до 18 часов.

В связи с тем, что Вознесенская церковь не отапливается, в холодное время года вход в верхнюю часть здания закрыт для посещения, работает только выставка в подклете церкви. В летние месяцы обзорные экскурсии в основном (верхнем) объеме церкви проводятся для соборных групп посетителей с 1 июня по 31 августа в 17.00 (по субботам, воскресеньям и праздничным дням).

Цена билетов на выставку:

  • в основном помещении церкви: взрослым — 150 рублей, школьникам и пенсионерам — 50;
  • билет на выставку в подклете Вознесенского храма для взрослых стоит 100, для школьников и пенсионеров — 50 рублей;
  • для малышей до 6 лет и для студентов дневных отделений всех ВУЗов РФ вход на выставки бесплатный.

Важный совет! При планировании визита в заповедник «Коломенское» поищите информацию в интернете. В Москве бывают дни бесплатного посещения музеев. Именно в этот день очень выгодно будет прогуляться по парку и его многочисленным выставкам.

Координаты Вознесенского храма в Коломенском: 55.6673, 37.67069. Его легко можно найти на объемном плане заповедника.

Возле звонницы Вознесенского собора восстановлен Георгиевский храм, внутри которого действует очень интересная выставка. На территории парка есть еще одна необычная действующая церковь Казанской иконы Божьей Матери. Обязательно загляните сюда!

На карте Вы можете определить точное местонахождение Вознесенского храма (нажимайте «+» или «-«, чтобы приблизить или отдалить изображение.

Моя прогулка по парку Коломенское в Москве и посещение уникального храма Вознесения Господня состоялась 8 апреля 2018 года.

На карте ниже представлены другие достопримечательности Москвы и Московской области, где мне удалось побывать.

Источник: http://vigoda.org/vystavka-tajny-tserkvi-vozneseniya-v-kolomenskom.html

Церковь Вознесения в Коломенском

Храм Вознесения Господня — первый шатровый и белокаменный храм на Руси. Строительство церкви длилось, предположительно, с 1528 года, а в  1532 ее освятили.

По легенде, храм построили в честь рождения у Василия III долгожданного наследника — Ивана Васильевича. Но Иван Грозный родился в 1530 году, через 2 года, после начала строительства храма.

Более логично предположение, что церковь в селе Коломенском, под Москвой, начали возводить, как молельную, для молитв о рождении у Великого князя детей.

Храм Вознесения Господня — первый шатровый храм на Руси

В архитектуре храма совмещено несколько стилей: раннее возрождение, готика и русская классика

Для возведения Вознесенской церкви был приглашен итальянский архитектор Пьетро Антонио Солари (в летописях значится как Петрок Малой или Петя Фрязин).

Первоначальный проект был таким, что храм и ключ получались закрытыми друг от друга, это требовало доработки. В 1529 году был утвержден новый план строительства, от старого остался вырытый фундамент.

Для строительства выбрали место у ключа, который считается чудодейственным.

Церковь построена в виде белокаменной башни, вершиной которой является шатер, таких строений на Руси ранее не было. И являет собой «икону в камне», символизируя собой Вознесение Иисуса Христа на горе Елеон.

Определить стиль архитектуры довольно сложно. В ней присутствуют и пилястр с капителями (характерно для Раннего Возрождения), и готические вимперги, и классические русские кокошники. Понизу храм опоясывают галереи гульбища.

Фото пилястр  храма Воскресения. Пилястры — колонны, преобразованные в украшения.

В 1530 году стали готовится к появлению наследника, ввиду этого было сделано «царское место». Его вырубали в уже имеющейся стене, тем самым уменьшив толщину стены. Высота храма — 62 метра, он являлся самым высоким православным сооружением.

При этом за счет своей архитектуры, церковь кажется парящей в воздухе и совсем невесомой. Ввиду своей высоты, церковь Вознесения в Коломенском также служила дозорной башней, с нее хорошо была видна южная граница княжества.

По легенде, в одном из помещений храма, само помещение пока еще не найдено, расположена знаменитая библиотека Ивана Грозного, которая досталась ему  от его византийской бабушки.

До сих пор Вознесенская церковь является неоспоримым шедевром мирового зодчество. С 1994 года храм входит в список наследия ЮНЕСКО. Это говорит о том, что все мировое культурное сообщество высоко ценит данное сооружение.

С 1994 года храм Вознесения Господня входит в список наследия ЮНЕСКО

История храма претерпевает множество переделок внутренней части

Внутреннее убранство храма не сохранилось до наших дней, только форма галерей имеет первоначальный вид.

Одной из первых перестроек церкви был ремонт в 1570-х годах. Тогда перестелили плитку — сменили белую красной.

Часто претерпевало изменения «царское место». Сам храм оставался домовым храмом  для царской семьи.

Внутреннее убранство храма Вознесения не сохранилось, однако можно увидеть изначальную форму галерей.

«Царское место» — место для Ивана Грозного в храме Вознесения

«Царское место» находится в углублении восточной стены алтаря

Год создания «царского места» точно не определен. Само «место» находится в алтаре, но в церкви Вознесения он встроен в наружную стену алтаря с восточной стороны. Существует ряд гипотез, почему так вышло:

  • наследник престола, будущий царь Иван IV Грозный, появился после начала строительства и в плане храма не было отведено места под «царское»;
  • с 1492 года пошла «волна» ожидания Второго пришествия, она имела длительное продолжение, и строительство церкви тоже пришлось на этот период. Храм как бы символизирует второе Вознесение Господа. В данной трактовке «царское место» является Горним местом для Спасителя и Богоматери, но расположенным не в алтаре, а на гульбище. Чтобы связать Горнее место с алтарем, который имеет небольшие размеры, его разместили в наружной стене.

Сторонников второй гипотезы достаточно мало, так как в ней много не состыковок. Таких как:

  • трон, предназначенный для Второго пришествия, изображается в красном цвете;
  • на престоле или рядом с ним лежать Евангелие и оружия Страстей Христовых: крест, копье и губка;
  • на престоле иногда изображается белый голубь (Дух Святой) или корона, венчающая Евангелие;
  • трон стоит на козлиных копытах фавна.

Реставрации храма

Реставрация храма Вознесения Господня в Коломне закончилась в 2007 году

В ходе реставрации храма была обнаружена стоянка татаро-монгол, а также стало известно о неоднородности платформы, на которой стоит храм.

«С западной стороны ее толщина составляет девять метров, а с восточной около пяти. При этом более толстая часть врезается в склон холма, что обеспечивает дополнительную устойчивость, а храм фактически «зависает» в воздухе.

В связи с этим я преклоняюсь перед мыслью строителей, которая для XVI века была очень прогрессивна», — сказал Ягунов,  заведующий сектором реставрации и восстановления памятников Московского государственного объединенного музея-заповедника.

По документам XVI века был воссоздан иконостас и царские врата.

Оползни — главная угроза для храма, стоящего на берегу реки

Месту, где находится церковь, угрожает оползневый берег реки. Были попытки укрепления береговой линии в 1970-е годы, так появилась набережная, повысился уровень воды, были засыпаны многие древние родники.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда был построен Софийский собор в Константинополе

Это не принесло должного результата, и оползни продолжились, программу по укреплению берега закрыли в 1980-х годах.

Где находится храм? В бывшем селе Коломенское — Нагатинском Затоне

Храм располагается в бывшем селе Коломенское, ныне Нагатинский Затон, Южного административного округа в Москве, по адресу пр-т Андропова, 39, стр.1.

Место расположения музейного комплекса «Коломенское», к которому относится храм Вознесения Господня относительно станций метро Каширская и Коломенская.

На общественном транспорте можно добраться с помощью:

  • метро «Коломенская», «Каширская»;
  • автобусов ост. «Музей Коломенское» 263, 291, 299, 608, 701, 901;
  • троллейбуса ост. «Музей Коломенское» 67;
  • маршрутного такси ост. «Музей Коломенское» 608м.

У храма имеется свой сайт.

Богослужения в храме после реставрации так и не было возобновлено

В настоящее время храм Вознесения Господня входит в комплекс музея-заповедника «Коломенское». Богослужения в нем не проводятся, а проходят они в приписном храме святого великомученика Георгия Победоносца.

Храм святого великомученика Георгия Победоносца — приписной к храм, в котором проходят службы

Во внебогослужебное время вход в храм св. Вмч. Георгия платный.

Источник: https://hranitel.club/645-cerkov-vozneseniya-v-kolomenskom

Церковь вознесения в селе коломенское — Zonare.ru

  • Ежедневно, кроме понедельника и пятницы, с 10:00 до 18:00
  • По пятницам с 11:00 до 19:00
  • Понедельник — выходной день
  • В зимний период (с 1 октября по 31 марта)
    • С вторника по воскресенье с 10:00 до 18:00
  • Для взрослых — 150 руб.
  • Для студентов дневных отделений государственных ВУЗов РФ — бесплатно
  • Для взрослых — 100 руб.
  • Для школьников и пенсионеров — 50 руб.
  • Для детей до 6 лет включительно — бесплатно
  • Вход бесплатный для всех категорий посетителей 14 июня, 19 июля, 16 августа, 13 сентября, 18 октября, 15 ноября и 13 декабря (Московская музейная неделя).

    Москва: полезная информация

  • Информация о городе
  • Карта Москвы
  • Куда сходить
    • Достопримечательности (793)
    • Зоопарки (10)
    • Музеи (237)
    • Парки (39)
    • Парки развлечений (36)
    • Автовокзалы (13)
    • ЖД вокзалы (17)
    • Храмы, соборы, мечети (419)
    • Магазины и ТРЦ (401)
    • Аэропорты (4)
    • Фестивали, праздники, шоу (18)
    • Небоскребы (1)
    • Клубы, концертные площадки (234)
    • Театры (28)
    • Площади (3)
    • Смотровые площадки (3)
    • Кинотеатры (132)
    • Галереи (5)
    • Национальные парки (1)
    • Фуникулеры, канатные дороги (1)
    • Озера (1)
    • Горнолыжные курорты (5)
    • Рестораны и кафе (34)
    • Мосты (3)
    • Речные вокзалы (1)
    • Замки, дворцы (3)
    • Бани, сауны (3)
    • Центры активного отдыха (12)
    • Спортивные сооружения (2)
    • Пляжи (18)
    • Учебные заведения (1)
  • Забронировать отель в Москве
  • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
  • Отзывы туристов
  • Фотографии Москвы
  • Советы о Москве
  • Вопрос-ответ
  • Экскурсии в Москве
  • Метро «Коломенская», «Каширская»
    Автобус ост. «Музей Коломенское» 263, 291, 299, 608, 701, 901
    Троллейбус ост. «Музей Коломенское» 67
    Маршрутное такси ост. «Музей Коломенское» 608м

    Церковь Вознесения Господня в Коломенском — православный храм, расположенный в Коломенском, которое ранее являлось селом и резиденцией русских князей, а сегодня входит в городскую черту Москвы.

    Храм Вознесения в Коломенском — шедевр русской и мировой архитектуры, возможно, первая шатровая церковь в России.

    Согласно легенде, эту церковь решил построить великий князь Московский Василий III, который долго не имел сына, которому можно было бы передать престол. Уже в зрелом возрасте Василий III стал отцом будущего русского царя Ивана IV Грозного. В честь крещения долгожданного наследника великий князь распорядился построить церковь в селе Коломенском под Москвой.

    Вознесенскую церковь также относят к мемориальным храмам — сооруженным в честь какого-то события. Традиция мемориальных церквей на Руси появилась в XVI веке.

    Особенности архитектуры

    В первой половине XVI века русские правители приглашали итальянских архитекторов для сооружения оригинальных церквей и соборов, таких как например, Успенский собор Московского кремля, семейную усыпальницу Рюриковичей Архангельский собор и стены Московского кремля.

    Архитектором церкви Вознесения в Коломенском стал Петр Францизск Анибале, зодчий из Италии, прославившийся на Руси как Петрок Малый или Петр Фрязин. Собор Вознесения в Коломенском был построен в 1528—1532 годах.

    Необычная церковь поражает не только современных посетителей музея-заповедника, она была необычной и для людей, живших в XVI веке. На высоком берегу Москвы-реки вырастает 62-метровый белокаменный столп на мощном основании из галерей. Основное настроение церкви задают тройные кокошники, напоминающие языки пламени, и шатер, верх которого увенчан золотым крестом. Стройный, устремленный в небо силуэт Вознесенской церкви в Коломенском отсылает воображение и к образам оборонительных башен.

    Своим обликом храм говорит о библейском событии — Вознесении Иисуса Христа к Богу-отцу.

    Композиция храма Вознесения такова: на четверике, нижнем основании, возведен восьмерик, восьмигранный столб, увенчанный шатром. Шатер в данном случае — это пирамида из нескольких граней, внешне напоминающая тканевые походные шатры.

    Основным материалом здания служит кирпич, присутствуют белокаменные элементы. Благодаря оригинальному внешнему виду устремленные ввысь шатровые церкви также называют «русской готикой», хотя в облике церкви Вознесения присутствуют и более поздние элементы. Ранее ни один каменный храм на Руси не был украшен шатром, использовались только своды и купола.

    Распространено мнение, что храм Вознесения в Коломенском является первым русским храмом в шатровом стиле. Историками доказано, что первая шатровая церковь в России была построена из дерева около Кремля в честь рождения Ивана Грозного, но не сохранилась до наших дней.

    Интерьер храма Вознесения Господня не сохранился в первозданном виде. Внутреннее пространство сравнительно не большое, т. к. церковь использовалась только княжеской семьей во время пребывания в своей резиденции в Коломенском. В Вознесенском храме очень светло благодаря умелому и пропорциональному сочетанию архитектурных приемов и материалов. Современный иконостас реконструирован по образцу иконостасов XVI века и более позднего периода.

    Современное состояние

    За долгий период своего существования церковь практически не перестраивалась, из-за чего храм Вознесения Господня в Коломенском был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе комплекса зданий музея-заповедника «Коломенское». Современный вид храма не полностью соответствует первоначальному облику.

    Первое освящение храма Вознесения Господня состоялось в Коломенском в 1532 году, повторное — в 2000 году.

    В начале XXI века было проведено значительное восстановление храма, но полностью уничтожены деревянные конструкции перекрытий над галереями, недостаточно тщательно изучены и заделаны трещины в стенах. Нынешнее состояние церкви вызывает опасения из-за ее расположения на берегу, склонном к оползням.

    Богослужения в храме

    Богослужения проводятся не в храме Вознесения Господня в Коломенском, а в приписном храме Георгия Победоносца по воскресеньям и некоторым праздникам.

    После завершения реставрации в подклете храма Вознесения Господня в Коломенском действует постоянная выставка «Тайны церкви Вознесения». Сам подклет также вызывает интерес, некоторые его детали не вполне ясны исследователям.

    Именно в Коломенском, в подклете церкви Вознесения, пытались искать загадочно исчезнувшую библиотеку Ивана Грозного.

    Также В 1917 в подвале храма Вознесения Господня чудесным образом была обнаружена древняя чудотворная икона Богоматери «Державная», которая сегодня хранится в церкви иконы Казанской Божьей Матери.

    В экспозиции, находящейся здесь же, в подклетных помещениях, представлены редкие материалы из фондов музея-заповедника «Коломенское». Кроме фотографий, фиксирующих состояние Вознесенской церкви в разные периоды, выставлены фрагменты летописей, список с «Державной» иконы Божьей Матери, обмерные чертежи и проекты архитекторов прошлых веков. Посетители могут посмотреть фильм о церкви Вознесения в Коломенском.

    В ХХ веке в Коломенском были проведены археологические раскопки, выявившие большое количество резных белокаменных декоративных деталей Вознесенской церкви и других артефактов, свидетельствующих о жизни русских людей в древности.

    Для начала вам необходимо доехать до усадьбы Коломенское, ее официальный адрес — проспект Андропова, 39.

    На метро следуйте до станции «Коломенская» по Замоскворецкой (зеленой) линии, затем идите пешком около 15–20 минут вдоль жилых домов до входа в музей-заповедник. Далее пользуйтесь указателями заповедника, направляясь к берегу Москвы-реки, на котором вы увидите церковь Вознесения. Рядом с храмом расположены Георгиевская церковь с колокольней и Водовзводная башня.

    В музей-заповедник можно зайти также с другой стороны, где расположен дворец Алексея Михайловича. Направляйтесь до станции метро «Каширская» по зеленой Замоскворецкой линии или бирюзовой Каховской. От метро нужно пройти около 300 метров до входа в музей, а далее следуйте указателям до храма Вознесения.

    Используйте наземный транспорт, чтобы доехать до остановки Коломенская около метро.

    На автомобиле удобно добираться до проспекта Андропова, около усадьбы Коломенское есть большое количество парковочных мест. Будьте внимательны, на этой дороге часто бывают пробки.

    Для комфортных поездок по Москве пользуйтесь услугами такси Uber, Яндекс такси, Gett Taxi, Максим и другими.

    Церковь Вознесения Господня в Коломенском

    Панорама храма Вознесения в Коломенском

    Церковь Вознесения в Коломенском

    «. бе же церковь та велми чюдна высотою и красотою и светлостию, такова не бывала прежде сего в Руси» (Львовская летопись, 1532 г.). Церковь Вознесения является первым из сохранившихся до нашего времени и самым совершенным каменным шатровым храмом, положившим начало новому типу храма, который получил широкое распространение на Руси в XVI в., прервав византийскую традицию крестовокупольной церкви (в середине XVII в.

    при Патриархе Никоне шатровые храмы были признаны не соответствующими церковному чину, и на их строительство был наложен запрет). Здание носит подчеркнуто центрический характер — все четыре фасада его столпа обработаны одинаково (алтарная абсида отсутствует). Полагают, что храм был заложен по велению Василия III либо в 1529 г. как моленный о даровании сына — наследника престола, либо в 1530 г.

    в честь рождения этого сына — будущего царя Ивана Грозного, и освящен в 1532 г. Крестчатый четверик, установленный на высоком подклете, переходит в восьмерик, который завершается шатром, увенчанным небольшим куполом. Столп храма опоясан галереей на аркадах с лестницами-всходами, благодара которой вертикаль основного объема органично вписывается в рельеф берега Москвы-реки (первоначально галерея была открытой).

    Применение ордера и итальянизирующий характер ряда деталей декора, не встречавшихся до того в памятниках русского зодчества, дает основание предполагать участие в постройке храма итальянского архитектора. Существует мнение, что им был Петр Малый, прибывший в Москву в 1528 г. На восточной стороне галереи-гульбища расположен трон.

    Внутри шатер храма открыт, отчего в небольшом по площади помещении церкви (8,5 X 8,5) создается впечатление обширного пространства и общей устремленности всех форм вверх (высота столпа здесь 41 м). Не исключено, что шатер имел орнаментальную роспись. Иконостас церкви — XVII в.

    Источник: https://zonare.ru/cerkov-voznesenija-v-sele-kolomensko

    Храмы моего города. Храм Вознесения Господня в Коломенском

    115487 г. Москва,
    проспект Андропова, д.39

    Вход со стороны ст. метро Коломенская

    Контакты музея-заповедника:

    (499) 782 89 17
    (499) 782 89 21

    E-mail: [email protected]

    Кто бывал здесь хотя бы единожды, тот обязательно вернется сюда еще и еще. Кто не бывал здесь никогда Право, вы много теряете.
    Мы говорим сейчас о Коломенском. Коло́менское — бывшая царская резиденция и вотчина, ранее — подмосковное село; ныне — государственный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник.

    Село Коломенское стояло на дороге из Москвы в Коломну и было основано, по преданию, жителями города Коломны, бежавшими от Батыя. Первое письменное упоминание о Коломенском содержится в духовной грамоте (завещании) Ивана Калиты в 1336 г.Много кого видели эти места. Иван Грозный имел обычай праздновать в Коломенском дворце свои именины. В 1606 г. Коломенское служило ставкой Ивана Болотникова, в 1610 — Лжедмитрия II.

    Но и не это главное. Главное – центр этого уникального места: Церковь Вознесения Господня. Храм этот считается шедевром мировой архитектуры, первым каменным шатровым храмом в России.Церковь по заказу Василия 3-го, отца Ивана Грозного, построил итальянский архитектор, отпущенный в Москву римским папой Климентом 7-м.

    Место для церкви выбрали на крутом берегу, в основании коего бил ключ, который считался чудодейственным. Это соответствовало итальянским трактатам о выборе места, по ним ключ отнесен к особенно целебным, поскольку располагался на «зимнем востоке».В храме наряду с шатром были использованы пристенные пилоны, что позволило построить огромное здание невиданных пропорций.

    В истории русского зодчества храм стал произведением единственным и неповторимым: высота его башни составляет 62 метра. В плане же церковь представляет собой равноконечный крест.В подвале храма 2 марта 1917 года была обретена, согласно донесению митрополита Московского Тихона Святейшему Синоду, икона Божией Матери «Державная», которая с 1990 года находится в соседнем Казанском храме.

    Как бы это сказать Храм Вознесения Господня удивительным образом вписывается не только в ландшафт. Столь же удивительным образом он вписывается и в душуКто бывал здесь хотя бы единожды, тот обязательно вернется сюда еще и еще.

    А вы бывали в Коломенском?

    Источник: https://radiovera.ru/hramyi-moego-goroda-hram-vozneseniya-gospodnya-v-kolomenskom.html

    Церковь Вознесения Господня в Коломенском

    Церковь Вознесения Господня в Коломенском — православный храм, расположенный в Коломенском, которое ранее являлось селом и резиденцией русских князей, а сегодня входит в городскую черту Москвы.

    Храм Вознесения в Коломенском — шедевр русской и мировой архитектуры, возможно, первая шатровая церковь в России.

    Экспозиция храма

    После завершения реставрации в подклете храма Вознесения Господня в Коломенском действует постоянная выставка «Тайны церкви Вознесения». Сам подклет также вызывает интерес, некоторые его детали не вполне ясны исследователям.

    Именно в Коломенском, в подклете церкви Вознесения, пытались искать загадочно исчезнувшую библиотеку Ивана Грозного.

    Также В 1917 в подвале храма Вознесения Господня чудесным образом была обнаружена древняя чудотворная икона Богоматери «Державная», которая сегодня хранится в церкви иконы Казанской Божьей Матери.

    В экспозиции, находящейся здесь же, в подклетных помещениях, представлены редкие материалы из фондов музея-заповедника «Коломенское». Кроме фотографий, фиксирующих состояние Вознесенской церкви в разные периоды, выставлены фрагменты летописей, список с «Державной» иконы Божьей Матери, обмерные чертежи и проекты архитекторов прошлых веков. Посетители могут посмотреть фильм о церкви Вознесения в Коломенском.

    В ХХ веке в Коломенском были проведены археологические раскопки, выявившие большое количество резных белокаменных декоративных деталей Вознесенской церкви и других артефактов, свидетельствующих о жизни русских людей в древности.

    Как добраться

    Для начала вам необходимо доехать до усадьбы Коломенское, ее официальный адрес — проспект Андропова, 39.

    На метро следуйте до станции «Коломенская» по Замоскворецкой (зеленой) линии, затем идите пешком около 15–20 минут вдоль жилых домов до входа в музей-заповедник. Далее пользуйтесь указателями заповедника, направляясь к берегу Москвы-реки, на котором вы увидите церковь Вознесения. Рядом с храмом расположены Георгиевская церковь с колокольней и Водовзводная башня.

    В музей-заповедник можно зайти также с другой стороны, где расположен дворец Алексея Михайловича. Направляйтесь до станции метро «Каширская» по зеленой Замоскворецкой линии или бирюзовой Каховской. От метро нужно пройти около 300 метров до входа в музей, а далее следуйте указателям до храма Вознесения.

    Используйте наземный транспорт, чтобы доехать до остановки Коломенская около метро.

    На автомобиле удобно добираться до проспекта Андропова, около усадьбы Коломенское есть большое количество парковочных мест. Будьте внимательны, на этой дороге часто бывают пробки.

    Для комфортных поездок по Москве пользуйтесь услугами такси Uber, Яндекс такси, Gett Taxi, Максим и другими.

    Церковь Вознесения Господня в Коломенском

    Панорама храма Вознесения в Коломенском

    Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/moscow/temples/11848

    История строительства

    Впервые Коломенское упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты. Издавна это село, расположенное на высоком берегу над поймой Москвы-реки, служило летней резиденцией московских князей и царей, но особенно его любил и обустраивал князь Василий III. При нем здесь был построен обширный деревянный дворец. Именно при князе Василии III в 1532 году,  в Коломенском был построен знаменитый храм Вознесения, ознаменовавший собой начало каменного шатрового зодчества на Руси.

    Окончание постройки Вознесенской церкви было отмечено трехдневными торжествами и пиршествами, на которых присутствовали сам великий князь Василий III и митрополит. Деревянные церкви с высокими кровлями-шатрами в России строились издавна.

    Но в каменной архитектуре господствовали сводчатые покрытия, господствовала византийская традиция крестовокупольного храма. Никто не решался соорудить шатер из камня, слишком сложной это было задачей. И вот однажды безвестный мастер решился на новое дело, на редкое по смелости сооружение. Своеобразие и красота необычной церкви ошеломила современников.

    «Беже церковь та вельми чудна высотою, красотою и светлостью, яко не бывало прежде сего в Руси», — писал летописец.

    Архитектурные особенности

    Высота шатра церкви Вознесения составляет 28 метров,  а высота всей церкви — 62 метра. Все архитектурные детали храма подчеркивают его устремление вверх. А могучее основание, неторопливый ритм лестниц и галереи, окружающей здание, только усиливают впечатление стремительного подъема. Образ церкви Вознесения — это образ Церкви Христовой.

    Говоря с нами на языке гениальной архитектуры, безвестный строитель рассказывает о молитвенном порыве человеческого духа,  стремящегося ввысь, к Богу. Есть человек и есть Бог, говорит зодчий, все остальное — второстепенно. И стремление человека к Богу — это стремление потерянного сына к отцу.

    А достичь его можно, только отринув земное и устремив душу и помыслы свои вверх, к горним заоблачным высотам, «возлюбив Господа своего всем сердцем своим»

    В облике храма все подчинено идее стремления ввысь. Переход от яруса к ярусу происходит как бы сам собой, органично и без малейшей задержки, неудержимо, но и без видимой торопливости. Нет ничего лишнего, или, по словам Берлиоза, «налепленного».

    Убранство церкви

    Интерьер храма отличается цельностью художественного облика и наполнен светом. Освещенность интерьера усиливается за счет особого устройства окон: снаружи, по углам четверика, они расположены на соседних гранях, а внутри два окна сходятся в одно, занимающее весь угол. Умелое расположение окон создает разнообразную игру света — от ослепительно-яркого до сильно затененного.

    По площади храм невелик — 8,5 на 8,5 метра, но при сравнительно небольшом пространстве в нем сохраняется ощущение простора. Устремляющийся ввысь шатер производит впечатление уходящей в небо лестницы. Внутри церкви преобладает белый цвет. Реставраторы установили, что этот цвет присутствовал в храме изначально. Пол церкви был выложен «конвертом» красными и черными треугольными керамическими плитками, а в XIX веке он был покрыт квадратными каменными плитами.

    Первоначальный иконостас храма не сохранился. В настоящее время в нем можно видеть восстановленный иконостас XVII века.

    Почти за пятьсот лет своего существования храм неоднократно подвергался ремонту, поновлению и реставрации. Но основной его облик сохранился без существенных изменений. Несмотря на тщательные исследования, до сих пор, к сожалению, не удалось установить имя гениального зодчего, строившего храм. Никаких сведений в исторических документах о нем не содержится.

    То, что храм построен по образцу русских шатровых деревянных храмов, вроде бы должно указывать на то, что его строил русский мастер. С другой стороны, многие приемы, элементы конструкции и декора говорят о сильном влиянии итальянского зодчества эпохи Возрождения.

    Может быть, храм строил итальянский мастер, приглашенный Василием III? Но многие особенности конструкции церкви очень близки строительным приемам псковских мастеров, а ряд декоративных элементов прямо происходят из московского зодчества XIV-XV веков

    Что ж, может быть, загадка храма Вознесения в Коломенском, внесенного в список всемирного исторического наследия ЮНЕСКО, когда-нибудь будет разгадана,  и мир узнает имя гениального архитектора, построившего его. А пока стремительно взлетающий с зеленого берега Москвы-реки белокаменный храм молчаливо хранит свою тайну.

    Источник: https://moscowlegends.ru/czerkov-vozneseniya-v-kolomenskom/

    Церковь вознесения господня в коломенском, россия, город москва, парк «коломенское» — Хор Веры

    Закомара ― полукруглое завершение стены, повторяющее очертаниями внутренний свод.

    Кокошники ― ложная закомара, не повторяющая формой внутренний свод.

    Световой барабан ― цилиндрическое завершение храма, окна в котором освещают интерьер.

    Алтарная апсида ― выступ храма, ориентированный на восток.

    Купол ― конструкция покрытия храма, близкая по форме к полусфере.

    Зодчий (предположительно, итальянец Петрок Малый) без колебаний отбросил каноны византийского монументализма и обратился к изящной эстетике Возрождения. В церкви все было по-новому.

    Отсутствие традиционных для русских церквей более раннего периода архитектурных элементов ― закомар, световых барабанов ― и скромный по габаритам интерьер, всего 100 квадратных метров. Вместо традиционного купола здание завершалось многогранником.

    Опираясь на традиции своей родной страны, архитектор, тем не менее, с уважением отнесся к опыту раннего древнерусского зодчества и использовал элементы деревянных шатровых церквей.

    Характерные черты шатрового храма

    Восьмерик (четверик) ― многоугольное основание шатра.

    Шатер ― многогранная пирамида, служащая для завершения храма.

    После окончания строительства на молельную церковь династии Рюриковичей съезжались посмотреть из разных мест. О ней говорили как о чуде. «Бе же церковь та велми чюдна высотою и красотою и светлостию, такова не бывала преже сего в Руси», ― восхищался в летописи современник. Удивительным образом слава церкви не будет увядать вопреки законам времени.

    Через триста с лишним лет с момента постройки парижский композитор Гектор Берлиоз после визита в Москву напишет: «Ничто меня так не поразило в жизни, как памятник древнерусского зодчества в селе Коломенское.

    Много я видел, многим любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес».

    Коломенское уже давно стало частью Москвы, здание церкви неоднократно ремонтировали и перестраивали, но оно ничуть не утратило обаяния.

    В начале 90-х храм занесли в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 2007 году воссоздали древний иконостас с царскими вратами и заново открыли церковь для посещений.

    Теперь сюда приходят рассматривать экспонаты в церковном музее и слушать службы по большим праздникам. Под резной колокольней храма раскинулась терраса-гульбище, которая потом была превращена в галерею.

    По трем крытым лестницам некогда гуляли великие князья, а теперь здесь отдыхают все желающие.

    Тайны и легенды церкви Вознесения

    Место

    Храм построили на берегу, где, по преданию, бил ключ, считавшийся чудодейственным. Высокая коломенская церковь должна была стать символом Елеонской горы, на которой совершилось Вознесение Христа.

    Недаром кажется, что громада белоснежного резного храма словно стремится в небеса. Кроме того, по соседству с храмом лежат оставшиеся от капища валуны, одним из которых святой Егорий якобы сбил змия.

    Время

    Наиболее распространенная версия гласит, что храм был построен в честь рождения Ивана IV. Однако некоторые историки считают, что столь сложная архитектурная конструкция не могла быть создана всего за два года ― с 1530-го по 1532-й.

    Согласно этой точке зрения, церковь была возведена на несколько лет раньше для моления о чадородии великокняжеской четы.

    По еще одной версии церковь Вознесения и вовсе была заложена в благодарность за победу над крымским царевичем Ислам-Гиреем.

    Библиотека

    Существует легенда, по которой под церковью Вознесения хранилась библиотека Ивана Грозного. Бесценное собрание рукописей дали в приданое Софье Палеолог, вышедшей замуж за Ивана III. Среди бумаг хранились редчайшие экземпляры античных авторов, трактаты по магии и естествознанию. Сейчас библиотека считается бесследно исчезнувшей.

    В память о вознесении господнем

    На сороковой день после Пасхи Церковь празднует Вознесение Господне, напоминая нам о том, как Христос явился апостолам в Иерусалиме, вывел их на гору Елеонскую, где сообщил им о скором ниспослании Святого Духа, затем благословил и вознесся на небо. А о самом празднике напоминают нам храмы и монастыри, освященные в его честь. Давайте вспомним некоторые из них.

    Красота целого

    Церковь Вознесения Господня в Коломенском, пожалуй, первой приходит на ум. Этот храм, построенный по случаю рождения Иоанна Грозного, один из самых известных в России, в 1994 г. он был включен во Всемирный список исторического и культурного наследия ЮНЕСКО. В его внешнем облике архитектору удалось удивительно точно передать главную идею праздника – стремление ввысь.

    Вознесение Господне призывает нас помнить – человек на земле всего лишь гость, странник, который совершает свой «крестный ход» в вечность. А Господь указывает ему путь восхождения к ней. В восхождении, устремлении ввысь заключен глубокий смысл. Куда вознесся Господь? Не просто в небо, а в то Царство, которое «внутри нас есть». Вознесение – это не утрата Бога, не разрыв с Ним, а призыв к преображению, к вознесению вслед за Господом, в Его Царствие.

    Церковь Вознесения Господня в Коломенском получилась необычной: это был первый на Руси шатровый храм, сделанный из камня. И сегодня высокий белокаменный храм удивит гуляющего по Коломенскому человека. А тогда, в первой половине XVI века, когда в Москве большинство зданий были деревянными, ослепительно белый храм выглядел как самое настоящее чудо. «Бе же церковь та вельми чудна высотою, красотою и светлостью, яко не бывало прежде сего в Руси», – читаем мы в летописи.

    Несмотря на внушительную высоту (62 м), храм Вознесения имеет очень маленькую площадь. Подобно стреле, неудержимо рвется вверх его одетый в каменную сетку гигантский шатер. И где-то высоко в небе тает, растворяется в воздухе его небольшая главка, увенчанная крестом.

    В облике храма все подчинено идее стремления ввысь.

    Нет ничего лишнего, церковь кажется очень легкой – и это при почти толщине стен, составляющей от двух до четырех метров! Знаменитый французский композитор Гектор Берлиоз, побывавший в Коломенском, был потрясен: «Ничто меня так не поразило, как памятник древнерусского зодчества в селе Коломенском.

    Я видел Страсбургский собор, который строился веками, я стоял вблизи Миланского собора, но, кроме налепленных украшений, я ничего не нашел. А тут передо мной предстала красота целого. Гармония красоты законченных форм. Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь».

    Утраченное наследие

    Кремлевский Вознесенский монастырь был одной из первых женских обителей в Москве. Лишь два московских монастыря – Зачатьевский и Рождественский – были немного старше его. Великая княгиня Евдокия, супруга благоверного князя Димитрия Донского, основала в Кремле Вознесенскую обитель в память о победе в Куликовской битве и о рано скончавшемся муже. В этой обители она собиралась принять постриг.

    О точной дате основания Вознесенского монастыря нет достоверных сведений. Под Вознесенский монастырь Евдокия отдала свои кремлевские чертоги: он был основан на том месте, где, по преданию, великая княгиня провожала мужа на Куликово поле и где встречала его с победой. К моменту пострига своей основательницы монастырь был уже достаточно обустроен и готов к принятию святой инокини. В нем стоял деревянный собор в честь Вознесения Господня, а в бывших великокняжеских теремах устроены кельи.

    В обители княгиня приняла иноческий постриг с именем Евфросинии и уже через несколько дней повелела заложить каменный Вознесенский собор на месте деревянного. Прожив в иночестве всего несколько недель, 7 (20) июля 1407 г. святая мирно отошла к Господу. На глазах москвичей, столпившихся в Кремле, чтобы почтить память своей любимой правительницы, у ее гроба сама собой возгорелась свеча. Потом у гробницы еще не раз совершались исцеления и чудеса.

    Святыней Вознесенского собора был древний образ Божией Матери «Одигитрии» («Путеводительницы»). По преданию, сама княгиня Евдокия спасла его из огня во время нашествия Тохтамыша в 1382 году.

    Ровно через сто лет эта икона сгорела, и тогда знаменитый иконописец Дионисий написал на обгоревшей доске новый образ Богоматери. В великие праздники эту икону выносили навстречу царю и патриарху, и они прикладывались к ней у ворот обители.

    В наше время образ хранится в Государственной Третьяковской галерее.

    Все русские государи не забывали Вознесенскую обитель и делали богатые вклады – ведь в ее стенах покоились их матери, жены, сестры, дочери Перед военными походами или странствиями на богомолье государи шли не только в Архангельский собор, где по традиции погребали русских князей и царей, но и в Вознесенский монастырь – поклониться праху своих матерей. Приходили сюда государи и в Великий пост, а на Пасху возлагали на гробницы красные яйца – символ Воскресения Христова.

    Вознесенский монастырь находился под покровительством русских правительниц и считался царским: его настоятельницы могли входить к великим княгиням и царицам без доклада. Многие его инокини сами принадлежали к царскому роду. По древней традиции, в Вознесенской обители пребывали до венчания обрученные государевы невесты.

    Было здесь и училище для знатных девиц, где их обучали грамоте, этикету, рукоделию и церковному пению. Особенно славилась в Москве «изукрашенная верба», которую делали монахини Вознесенской обители. Это были букетики вербы, украшенные декоративными цветочными гирляндами, плодами и фигурками, изготовленными из воска. Поход в Вознесенский монастырь за вербой был настоящим праздником для детей.

    В 1907 г. в Вознесенской обители чествовали 500-летие со дня преставления его преподобной основательницы. После праздничного богослужения из монастыря на Красную площадь отправился крестный ход, в котором шествовала и великая княгиня Елизавета Федоровна, основательница московской Марфо-Мариинской обители. Она подарила ко гробу преподобной Евфросинии золотую лампаду и цветочные гирлянды. Это было одно из последних торжеств в жизни Вознесенского монастыря.

    В марте 1918 г. в Москву переехало большевистское правительство, разместившееся в Кремле. Вскоре монахиням велели покинуть обитель: последние его инокини вместе с игуменьей нашли себе временный приют при больнице в Лефортово.

    Последний час Вознесенского монастыря пробил в 1929 г. Он погиб вместе с древней Чудовой обителью, основанной святителем Алексием Московским, когда расчищали территорию под строительство Военной школы им. ВЦИК. За древний монастырь безуспешно вступился директор Ленинской библиотеки В.И. Невский, позже расстрелянный большевиками.

    Ученым удалось добиться перенесения белокаменных гробов из усыпальницы в подклеть Архангельского собора, где они пребывают и ныне. В том же 1929 г. Вознесенский монастырь взорвали. На месте монастыря архитектор И.

    Рерберг построил громоздкое здание, неуклюже стилизованное под кремлевский классицизм, чтобы оно гармонировало с соседними Сенатом и Арсеналом.

    Свидетель исторических перемен

    В самом центре Москвы, недалеко от станций метро «Арбатская», и «Охотный ряд», находится старинный храм с загадочным названием «Малое Вознесение» на Большой Никитской. Это старейшая из двух Вознесенских церквей на этой улице. Новая церковь была построена в начале XIX в. и получила обиходное название Большое Вознесение, а старая, соответственно, стала именоваться Малым.

    Впервые Вознесенский храм на Никитской улице упоминается в летописи за 1548 г. Со второй половины XIV века здесь проходила дорога на Великий Новгород через Волоколамск, и храм, предположительно, возник как центр находившейся здесь слободы новгородцев и устюжан. Каменная церковь была построена «на месте древней» царём Фёдором Иоанновичем в память его коронования в день праздника Вознесения Господня.

    Особую известность в Москве храм Малого Вознесения получил в период с 1873 по 1890 г., когда его настоятелем был протоиерей Гавриил Сретенский. Отец Гавриил горячо сочувствовал делу святителя Николая Японского и собрал большие пожертвования на развитие православной миссии в Японии.

    Также отец Гавриил сделал многое для Православного Палестинского общества и в 1886 году стал его почетным членом. В храме Малого Вознесения любой желающий мог получить помощь для самого трудного для русского паломника пути – к святыням Иерусалима.

    А большой четырёхэтажный церковный дом становится местом, где в домашней обстановке встречаются у отца Гавриила историки, археологи, духовные лица, меценаты.

    После революции храм действовал еще 20 лет и был закрыт в 1937 г. Верующим его возвратили в 1992 г. Реставрировали его силами прихожан церкви Воскресения Словущего на Успенском вражке. И с тех пор Вознесенский храм вновь становится центром приходской жизни, соединяя в своей истории прошлое и настоящее.

    ПодготовилаМарина Шмелева

    Источник: http://www.pravpokrov.ru/Articles/index/801

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь