Кто построил Успенский собор в Смоленске

Успенский собор – один из символов Смоленска. Храм, переживший вместе с городом и

Кто построил Успенский собор в Смоленске
История

Успенский собор – один из символов Смоленска. Храм, переживший вместе с городом и нашествие армии Наполеона, и оккупацию фашистов. Объект, без которого не обходится практически ни одна местная экскурсионная программа

Однако получается некий парадокс: порой туристы знают о нашем соборе гораздо больше, чем сами смоляне. Мы решили попытаться восполнить этот пробел и обратились за помощью к председателю Смоленского отделения Союза краеведов России иеромонаху Рафаилу (Ивочкину).

В память об обороне

— Успенский собор – живая история. Он свидетель и участник многих событий, происходивших в нашем, можно сказать, уникальном регионе. Ведь Смоленщина, пожалуй, единственная область, которая является и приграничной и пристоличной.

Нынешний собор был возведён в память о героической обороне Смоленска 1609-1611 годов на месте одноимённого храма XII века. Последний был основан Владимиром Мономахом ещё в 1101 году. И именно сюда князь перевёз из Чернигова доставшуюся ему в наследство от матери икону Богородицы Одигитрии, которую чуть позже станут называть Смоленской.

Храм частично обрушился в 1611 году, когда защитники города от войск Речи Посполитой взорвали запасы взрывчатки, хранившейся в погребах недалеко от соборного холма. Окончательно старое здание было разобрано после освобождения Смоленска в середине семидесятых годов 17 века. Тогда же, в 1677 году, под наблюдением зодчего Алексея Королькова начали строительство нового храма.

Однако завершал работы уже другой архитектор – Готфрид Шедель. Только в 1740 году собор, увенчанный семью куполами синего цвета с золотыми звёздами, был построен. Однако в таком виде храм простоял всего двадцать лет: в 1761 году обрушились центральная и западная главы. Поэтому в 1767-1772 годах архитектор Пётр Обухов перестроил верх собора, оставив традиционное пятиглавие.

— В тридцатые годы двадцатого века собор закрыли для верующих – он стал музеем истории религии и атеизма. Там разместили чучела животных, одетых в церковные облачения, памятник Ленину, маятник Фуко и прочие атрибуты антирелигиозного толка.

А во время Великой Отечественной войны вообще было принято решение об уничтожении собора: при отступлении генерал Лукин получил приказ взорвать храм, поскольку тот использовался врагом как ориентир для наведения артиллерийских орудий.

И только благодаря героизму Михаила Лукина, проигнорировавшего волю Верховного главнокомандующего, Успенский собор остался цел.

Две Одигитрии

Одно из почётных мест в сегодняшнем соборе занимает Смоленская Одигитрия. Перед иконой установлена чугунная площадка с ажурными решётками и лестницей.

— Ничего этого до 1848 года не было. Тогда к иконе просто приставлялась лестница, которая, согласно историческим источникам, «угрожала падением и могла привести к травмам богомольцев». Ситуацию исправил архиепископ Тимофей.

Частично на собственные средства, частично на деньги смоленских купцов он заказал обустроить удобный доступ к святыне.

Тогда же там появились и иконы «Исцеление Спасителем расслабленного», «Смоленские святые», хотя первоначально планировалось поместить картины с изображением истории Одигитрии и её почитания.

Конечно, в те годы в соборе хранился первообраз Смоленской иконы Божией Матери – тот самый, что привёз Владимир Мономах. Однако та икона бесследно исчезла во время немецко-фашистской оккупации. И сейчас её заменяет более поздний список, который больше первообраза по размеру, поскольку был сделан специально для Днепровских ворот Смоленской крепости.

— Долгое время среди историков бытовало мнение, что эта икона была написана по приказу Бориса Годунова и привезена в Смоленск. На самом деле это не так. Она изначально была написана, чтобы висеть над Днепровскими вратами Смоленской крепостной стены: она большая и видна издали. Поэтому позже её и стали называть надвратной. И живопись, скорее всего, местного характера – по крайней мере, так утверждают искусствоведы.

Обыкновенное чудо

История Смоленской Одигитрии богата на чудеса. Не случайно и первообраз, и надвратная икона считаются чудотворными. Впрочем, об этом написано немало, в том числе и в «Смоленской газете». А между тем в Успенском соборе есть ещё две иконы, явивших чудо мироточения. Это Казанская икона Божией Матери и образ преподобного Серафима Саровского.

— До девяностых годов теперь уже прошлого века Казанская икона Божией Матери находилась в алтаре и была мало известна богомольцам. Но однажды священники перед службой увидели, что образ мироточит. Об этом сообщили митрополиту Кириллу, ныне патриарху. И он благословил установить в честь этой иконы местное празднование.

Сейчас Казанская икона Божией Матери установлена вне алтаря, чтобы верующие могли свободно ей поклониться. Также, как и образ преподобного Серафима Саровского, тоже мироточивший в девяностых годах прошлого века.

— Чем было тогда это мироточение, не известно. Может быть, Господь показывал свою милость смолянам. А может быть, предупреждал о чём-либо. В любом случае это чудо. Как с духовной точки зрения, так и с физической: учёные тоже не могут объяснить, как появляется этот состав.

А ещё в Успенском соборе есть уникальная иконописная композиция, авторство которой приписывают Виктору Васнецову. Это распятый на кресте Иисус и две скорбных фигуры рядом.

— Как эта композиция попала в Смоленск, я не знаю. И кто установил авторство, честно говоря, тоже – хотя об этом говорят буквально все. Впрочем, даже если это работа и не самого Васнецова, то точно его школы. И это нисколько не умаляет её художественного достоинства.

Под гнездом пеликана

Отдельно стоит сказать и об иконостасе Успенского собора. Это тоже своего рода уникальное произведение искусства 18 века: и декоративно-прикладного, и живописного. Искусства, где русские мотивы тесно переплелись с западноевропейскими и, в частности, польскими.

— Наш иконостас уникален, прежде всего, грандиозностью замысла. Тридцать метров в высоту, пять ярусов икон – целая художественная галерея смоленской живописи. Липовая резьба, местами двух- и трёхслойная. Нехарактерное для православия обилие скульптуры. Последнее объясняется тем, что иконостас делали мастера из Малороссии, где в то время уже была подписана уния об объединении православной и католической церквей.

Своей величиной поражают и Царские врата. Они считаются самыми большими в Европе. Кроме того, нетрадиционно их завершение гнездом с сидящей в нём птицей.

— Обычно Царские врата венчает чаша или изображение Святого духа в виде голубя. А у нас – гнездо с птицей, которая разрывает себе грудь, чтобы накормить птенцов собственной кровью. Это пеликан – древнехристианский символ. Хотя некоторые исследователи считают, что это птица Феникс, отсылая нас к гербу Смоленска. Однако, если внимательно вчитаться в герб, то и там мы видим райскую птицу – никак не Феникса.

За воинскую доблесть

Ещё одна святыня и одновременно уникальное произведение декоративно-прикладного искусства – плащаница «Положение во гроб», вышитая в 1561 году в мастерских тётки Ивана Грозного Ефросиньи Старицкой.

— Плащаница была изготовлена как вклад в Успенский собор Московского кремля. Но что во время войны 1812 года она была похищена наполеоновскими войсками и в качестве трофея отправлена во Францию. Однако на территории Смоленщины вражеский обоз был отбит русскими партизанами. И тогда по приказу императора Александра I плащаница была помещена уже в наш Успенский собор – в знак ратной доблести смолян. Можно сказать, что это своеобразная воинская награда нашего храма.

Интересно, что за четыре с лишним столетия шитьё на плащанице сохранилось практически в первозданном виде. И при реставрации к 1150-летию Смоленска её по сути просто переложили на новую подкладку.

— Дело в том, что плащаница двести лет висела вертикально, и под тяжестью золотного шитья и цветных шелков ткань попросту стала расползаться от ветхости. Поэтому реставраторы из Москвы заменили подкладку. И сейчас плащаница выставлена почти горизонтально, под наклоном – чтобы максимально предотвратить деформацию материала. Кроме того, она закрыта специальным стеклом, не пропускающим ультрафиолетовые лучи, которые могут оказать на неё неблагоприятное воздействие.

***

Особое место в Успенском соборе связано с именем Святого Меркурия – небесного покровителя Смоленской земли. Но это уже тема для отдельного материала

Источник: https://smolgazeta.ru/history/51111-pod-senyu-zolotyh-kupolov.html

Свято-Успенский кафедральный собор

Кто построил Успенский собор в Смоленске

Свято-Успенский кафедральный собор (также известный как Собор Успения Пресвятой Богородицы) — главная религиозная достопримечательность Смоленска, находится в его центре, на Соборной горе, откуда открывается панорамный вид на город. Собор является объектом культурного наследия федерального значения.

Успенский собор был возведен в 1677 году на месте одноименного собора 12 века.

Высота Свято-Успенского кафедрального собора — 69 метров.

В архитектурный ансамбль входит также колокольня, палаты и каретные корпуса.

Сам собор выполнен в стиле барокко, внутри находится иконостас высотой более 30 метров.

Расписание богослужений в Успенском соборе Смоленска

Богослужения проходят по традиционному расписанию: по будням в 09:00 — Божественная литургия, в 18:00 — всенощное бдение. В выходные и праздники: 07:00 — ранняя литургия, в 10:00 — поздняя, в 18:00 — всенощное бдение. В дни православных праздников режим может меняться, за более детальной информацией обращайтесь по телефону.

История Успенского собора

Изначальный собор был основан еще в 1101 году князем Владимиром Всеволодовичем Мономахом, который приказ заложить на этом месте каменный собор Успения Пресвятой Богородицы (одновременно с заложением одноименного собора в Суздале).

Этот собор из камня еще почти полвека оставался единственной каменной церковной постройкой города. После освящение собора Владимир Мономах перевез в нее икону Божией Матери Одигитрии, которая досталась ему от его родителей по наследству.

В 1127 году с приходом к власти внука Владимира Мономаха князя Ростислава Мстиславовича Смоленское княжество стало расцветать, а в 1136–1137 годах была учреждена особая Смоленская епархии РПЦ, а Успенский собор (достроенный к тому времени окончательно) стал главным кафедральным собором.

Трагическое событие разрушения Успенского собора произошло в 1611 году — тогда были взорваны запасы взрывчатки, которые хранились рядом с соборным холмом. В результате взрыва рухнула и часть собора.

В 1674–75 гг после освобождения Смоленска от польско-литовской оккупации старое здание Успенского собора было окончательно разобрано. Через два года было принято решения соорудить новое здание собора, увеличив его в размерах. Архитектором стал Алексей Корольков.

Но он не смог закончить строительство, работы были приостановлены до 1712. Окончательно же храм достроился лишь в 1740 году и имел 7 куполов. Спустя 20 лет произошло обрушение двух глав.

Перестраивал храм архитектор Обухов, который и придал собору традиционный вид с 5 куполами.

Собор практически не пострадал при Отечественной войне 1812 года. Французский император Наполеон был поражен красотой собора и приказал его охранять.

Выстоял собор и во время немецко-фашистской оккупации. Тогда из нее пропал первообраз Смоленской иконы Божией Матери, само здание осталось невредимым.

В период советской власти, во времена религиозных гонений, в церкви размещался антирелигиозный музей.

В конце концов Успенский собор передали обратно РПЦ, и теперь это одна из главных туристических достопримечательностей города.

Иконы Успенского собора в Смоленске

В Смоленском Свято-Успенском кафедральном соборе хранится несколько православных святынь, в том числе икона преподобного Серафима Саровского и образ Божией Матери Одигитрии («Путеводительница»), который по преданию был написан святым евангелистом Лукой.

Среди других святынь стоит отметить железные сандалии заступника Смоленска Святого Меркурия, который почитается в лике мучеников. Он защитил Смоленск от нападения хана Батыя в 1239 году, приняв мученическую смерть. Тело его было погребено в Успенском соборе.

Искусно выполненный пятиярусный иконостас высотой более 30 метров предположительно относится к 1730-40-х гг.

Как добраться

До Успенского собора в Смоленске несложно добраться общественным транспортом.

Ближайшая остановка городского наземного транспорта — «Улица Соболева».

Вам подойдут следующие маршруты:

  • автобусы № № 3, 7, 9, 10, 19, 22, 22ш, 23, 27, 31, 33, 38, 113, 164
  • маршрутные такси № № 2н, 9н, 13н, 16н, 27н, 38н, 41н, 46н, 52н, 55н, 56н и 119.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В каком городе находится Исаакиевский собор

От улицы Соболева вам нужно будет свернуть на улицу Соборная гора, на которой и находится Успенский собор. Дорога пешком от остановки займет у вас 10 минут.

От железнодорожного вокзала города можно дойти пешком за полчаса: дорога пройдет по улице 12 лет Октября, затем по улице Кашена и вниз по улице Беляева по мосту через Днепр на улицу Соболева.

Для заказа автомобиля вы можете использовать приложения местных служб такси: в Смоленске действует Gett и сеть такси «Везёт».

Вход в Успенский собор на Google панорамах:

об Успенском соборе в Смоленске:

Нашли неточность? Сообщите нам.

Maxim

май 2019

Огромный, чистый, красивый храм. Множество легенд и исторических фактов. Экскурсию на полдня гарантирована впечатлить эмоциями!

Andrey

май 2019

Душевно, но больше католического, чем православного!

Екатерина

апрель 2018

Я восхищена, не один храм не произвёл на меня такое впечатление, как этот. Он огромен и очень мощный. А иконостас прекрасен. Обязателен для посещения.

Смотреть отзывы на

Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/smolensk/temples/25542

Успенский собор в Смоленске

Кто построил Успенский собор в Смоленске

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † —  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Среди большого количества православных храмов, которые находятся на территории России, хочется обязательно вспомнить и выделить Успенский кафедральный собор Смоленска. Важным фактом есть то, что его возвели в честь героической обороны города в начале 17 века. Прежде на данном месте находился храм 12 века.

История храма

История Успенского собора в Смоленске достаточно интересная. Изначально в 1101 году по распоряжению князя Владимира Мономаха было заложено первый камень в основание будущего величественного собора. В начале 17 века Смоленск почти три года терпел напады со стороны Речи Посполитой.

После двух лет обороны, защитниками было принято решение подорвать взрывчатку, которая находилась в погребах, недалеко от холмов собора. Из-за взрыва развалилась часть собора и забрала с собой большое количество детей и женщин. После такого события было принято решение о том, чтобы возвести собор снова. Два следующих века этим и занимались.

Проблема становилась в том, что постоянно допускались ошибки в чертежах и расчетах, тем самым приводя к разрушению. Но строители не теряли веру и со временем они решили все проблемы. Он дошел до нашего времени практически в том состоянии, в котором они его построили.

Лучшая статья для Вас, переходите:  Благовещенский собор в Харькове

Немало прочих трудностей пришлось также ему пережить. Он выстоял:

  • войну 1812 года,
  • Великую Отечественную войну,
  • богоборческие войны государства с храмами. В то время в здании храма решили разместить антирелигиозный музей.

Но несмотря на все это, храм не только сохранился и не перестал функционировать, он стал еще и важной туристической достопримечательностью.

Святыни

Много есть всяких рассказов об иконостасе Успенского собора Смоленска. Он поражает всех своим величием. Длина его достигает 30 метров. В вверх он идет на пять ярусов. Позолота и резьба, а также многие деревянные скульптуры придают ему небывалую роскошь. Такого могущественного и величественного вида Вы больше нигде не встретите.

На территории храма хранятся некоторые святыни, о которых известно далеко за пределами не только города, но и государства. Известен Успенский собор Смоленска поясом Богородицы. Кроме того есть и прочие вещи:

Святой воин Меркурий был воеводой Смоленска. Он разбил отряд монголотатар недалеко от города. Самому спастись живым ему не удалось. Его обезглавил убегавший противник. Мощи его вместе с доспехами были положены в Успенском соборе, который построили по приказу Мономаха. После набегов поляков из доспехов пропали шлем и копье. Остались только сандалии. Есть предание о том, что пока доспехи будут хранится в Смоленске, то Богородица постоянно будет защищать город от разных бед.

Плащаница была сделана в 1561 году. Она была передана Успенскому собору для поминовения Владимира Старицкого. Во время франко-русской войны русские отбили обоз с награбленным у французов. Там оказалась и эта реликвия. Ее передали на хранение в Смоленский Успенский собор. По технике своего исполнения данная вещь является очень редкой и несет большую ценность.

Чудотворную икону «Одигитрия» относят к наиболее важным и ценным иконам христианского мира. Есть сказание о том, что написал ее Лука еще при жизни самой Богородицы. попала она в Смоленск в 12 веке благодаря Владимиру Мономаху. Он перенес ее с Чернигова и оставил тут. С тех пор ее начали называть «Смоленской». Она постоянно спасала и защищала город, а также жителей от нашествий. В 1812 году ее вывезли в Москву, а во время Великой Отечественной войны она бесследно исчезла.

В 1943 году, когда происходило освобождение города от немецких захватчиков, в собор перенесли надвратную икону Смоленской Богородицы. Она была написана в 1602 году с первоначального лика. Она была подарена Борисом Годуновым на освящение Смоленской крепостной стены.

Именно этот список сейчас там и находится. Оставляя Смоленск 5 августа 1812 года русские войска взяли его с собой и до изгнания Наполеона из Смоленской губернии, она была с ними в войске. В 1912 и через столетие с этим образом совершили крестный ход до Бородино.

Престольным праздником данного храма считают православное Успение Пресвятой Богородицы – 28 августа.

Расписание богослужений Успенского собора Смоленска

По буднях: всенощное бдение – 18.00, литургия – 9.00.Воскресенье и праздничные дни: всенощное бдение – 18.00, Ранняя Литургия – 7.00,

Поздняя литургия – 10.00.

Источник: https://ikona-i-molitva.info/uspenskij-sobor-smolensk/

Смоленский успенский собор — древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Смоленский Успенский собор

Кафедральный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы в Смоленске, на Холме (Соборной горе)

Был заложен в 1101 году повелением великого князя Владимира Мономаха. В летописи говорится, что «в се же лето Владимир заложил церковь в Смоленске, святое Богородице камяну епискупью». По учреждении Смоленской епархии при святом князе Ростиславе Мстиславиче, последний наделил епархию земельными владениями — в частности грамота «О холме» от 1150 года говорит о передаче епархии Холма.

В 1611 году храм был разрушен: когда после продолжительной осады Смоленска, преследуя последних защитников города, в храм вошли польские захватчики, были взорваны хранившиеся там запасы пороха. Поляки утроили на месте разрушенного собора костeл.

После освобождения Смоленска в 1677 году на Соборном холме вновь начали строить собор. Руководил строительством зодчий Алексей Корольков. Завершал строительство архитектор А. И. Шедель в 1732–1740 годах. Полностью же собор в память о героической обороне Смоленска в 1609–1611 годах достроили в 1772 году.

Собор уцелел при пожаре 1812 года. По просьбе первого историка Смоленска Никифора Мурзакевича, французским командованием к собору была приставлена охрана.

В августе 1933 года собор был закрыт [1]. В него был перенесен антирелигиозный музей им. Емельяна Ярославского [2]. Внутри собора размещалась антирелигиозная выставка, «гвоздем» которой были размещенные в алтаре чучела животных в священных одеждах. На горнем месте восседал козел в епископском облачении [3].

В экспозиции музея сохранялся древний образ Божией Матери Одигитрии Смоленской, который исчез из собора при невыясненных до сих пор обстоятельствах в первые же дни Великой Отечественной войны, еще до момента вступления гитлеровских войск в Смоленск 15 июля 1941 года. До сих пор место нахождения иконы не установлено [4].

Собор уцелел в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В 1941 году, когда еще шли бои за Смоленск, Успенский собор посетил известный немецкий военачальник, командующий танковой группой генерал-полковник вермахта Гейнц Гудериан. Он осмотрел собор и отдал распоряжение о его охране.

К августу 1941 года верующие убрали из собора экспонаты антирелигиозного музея [5]. 3 августа 1941 года в соборе было проведено богослужение для солдат и офицеров вермахта. 10 августа 1941 года, в день празднования иконы «Одигитрии», Смоленской собор был заново освящен православными иереями, после чего в нем была отслужена Божественная литургия [6].

Собор вновь стал действующим и с тех пор уже не закрывался.

Во время боев за Смоленск командующий 16-й армией генерал-лейтенант М.Ф. Лукин запретил артиллеристам вести стрельбу по Успенскому собору, используя его как ориентир для наведения орудий [5].

Использованные материалы

[1]  Постановлением Исполкома Западной области за № 2024 от 22 августа 1933 года. См. Гурзов А. «Богоматерь Одигитрия Смоленская» // Журнал «Любимая Россия», 2006 г., № 2(3) — http://kultura.admin-smolensk.ru/news/news_266.html?svSize=1

[2]  Успенский собор — Антирелигиозный музей (1933 -1941 гг.) // Страница проекта «Путеводитель по старому Смоленску» со ссылкой на книгу Амельченков В. Л., Смоленская епархия в годы Великой Отечественной войны. Смоленск: Свиток, 2006, С. 34 — 39: http://old-smolensk.ru/?p=12725

[3]  Зверева С. Г., Жизнь и музыка в оккупированном Смоленске и некоторых других советских городах в годы Великой Отечественной войны // Журнал «Искусство музыки: теория и история» (ИМТИ). 2016 № 14, С. 122: http://imti.sias.

ru/upload/iblock/21a/imti_2016_14_113_182_zvereva.pdf со ссылкой на книгу Серафим (В. Л. Амельченков), иеромонах. Русская Православная Церковь и общество в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. (на материалах Смоленской области).

Смоленск: Свиток, 2012. С. 52-53.

[4]  Гурзов А. «Богоматерь Одигитрия Смоленская» // Журнал «Любимая Россия», 2006 г., № 2(3) — http://kultura.admin-smolensk.ru/news/news_266.html?svSize=1

[5]  Глушкова В. Г. Смоленская земля : природа, история, экономика, культура, достопримечательности, религиозные центры (Исторический путеводитель). Москва : Вече 2011, С. 130: http://books.google.com/books/?id=uvCNCAAAQBAJ&hl=ru&pg=PT130

[6]  Зверева С. Г., Жизнь и музыка в оккупированном Смоленске и некоторых других советских городах в годы Великой Отечественной войны // Журнал «Искусство музыки: теория и история» (ИМТИ). 2016 № 14, С. 153: http://imti.sias.

ru/upload/iblock/21a/imti_2016_14_113_182_zvereva.pdf Дубровский А.А. Реставрация пристенных и пристолпных икон Смоленского Свято-Успенского кафедрального собора // Смоленские епархиальные ведомости, № 2 (89). Ноябрь, 2016, С.

79: http://smolensk-seminaria.ru/files/290/sev2.pdf

Источник: https://drevo-info.ru/articles/12166.html

Смоленский Успенский собор в XVII — XXI вв

В конце ноября 1676 г. в Смоленск приехал московский архиепископ Симеон, которому поручено руководить строительством соборного комплекса. Из столицы был прислан и архитектор-зодчий А. Корольков. Царь выделил на возведение храма огромную по тем временам сумму денег – около двух тысяч серебряных рублей и почти четыреста пудов железа.
Фундамент заложили в начале августа следующего года.

Выделение средств из царской казны способствовало быстрому проведению основных каркасных работ, благодаря чему уже к концу 1678 г. возведены стены храмового сооружения.
Начиная с 1679 г., строительство надолго приостановилось из-за нехватки материалов, поэтому зодчий А. Корольков построил иконостас без четвертой стены, из-за чего он вышел не замкнутым, но с капитальными стенами.

При возведении северной и южной стен иконостас стал отделяться от них. После этого все работы по возведению временно приостановлены. Только в 1712 г. преосвященный города Смоленска Дорофей добился от центральных властей разрешения продолжить строительство. Новая бригада строителей немного отошла от первоначального проекта Королькова, вследствие чего длина алтарной части была уменьшена на три сажени.

Это привело к тому, что ширина и длина алтаря в конечном итоге получились довольно-таки непропорциональными.
После смерти Дорофея возведением храма стал руководить преосвященный Гедеон (с 1728 г.), при котором он был практически закончен. Главным архитектором на этом этапе строительства выступал Антон Шедель. Собор освятили в середине августа 1740 г.

, но уже через несколько месяцев он потребовал капитального ремонта – на потолке и сводах появились огромные трещины, стала протекать крыша, как следствие, перекрытие заменили на жестяное.
Еще через 20 лет – при управлении преосвященного Парфения – в соборе провалился центральный купол. Священник обратился за помощью к императрице Екатерине II, которая выделила почт 12 тысяч рублей на восстановление храма.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто построил церковь Вознесения Господня в Коломенском

Кроме того, Парфений собрал с прихожан пожертвования – почти 45 тысяч рублей. Средства были потрачены на обновление перекрытия, ремонтные работы, внутреннюю роспись, а также на перестройку пяти глав сакрального сооружения. Обвалившийся купол заменен новым, но уже деревянным. Для укрепления сводов подведены железные связи, опоры которых находились в подвале собора. Только к началу 70-х гг.

XVIII века Смоленский собор был окончательно завершен.
Интересно, что Отечественную войну 1812 г. и Вторую мировую войну храм перенес без разрушений. Наполеон специально выставил в нем и около него охрану, которая не допустила разграбления. То же самое проделали немцы, захватив город в 1941 г. Войска же Красной армии получили от командования приказ не вести по собору никаких артобстрелов.

«Война с храмами», которую проводили представители советской власти, прошла для Смоленского собора практически бесследно. Его на время закрыли, отдав городским властям под музей атеизма. Сейчас собор входит в состав Смоленской епархии, не являясь при этом центральным приходом области.

Архитектура храма

Собор строили почти 100 лет, поэтому архитектура имеет черты различных стилей. Доминирующим среди них является украинское барокко, которое оказывало в XVII — XVIII вв. влияние на всю архитектуру Смоленской области.

Внутренняя площадь храма составляет 2 тысячи квадратных метров при высоте стен в 70 метров. В таком пространстве свободно поместился огромный иконостас, высота которого составляет 30 метров.

Он имеет пять ярусов, покрыт позолотой, каждая его часть представляет собой уникальный образец декоративного искусства (резные детали).

Святыни Успенского собора

Главными сокровищами храмового сооружения являются сандалии, принадлежащие святому воину Меркурию (XIII в.), плащаница мастерских княгини Евфросинии, сшитая в XVI в. из золотой ткани, чудотворный образ иконы Божьей Матери «Одигитрия» (XVII в.).
Святыни от воина Меркурия попали сюда потому, что он был в XIII веке смоленским воеводой.

Он долгое время защищал город от нападок монголо-татар, в результате чего сам и погиб около села Долгомостье. Его обезглавленное тело похоронено в первом Смоленском соборе Успения Богородицы, построенном еще Владимиром Мономахом. В собор перенесли его доспехи и оружие, которые в течение XIX — XX вв. были похищены (сначала копье, а потом и шлем). Еще раньше из собора во время нашествия поляков (ХХ в.

) украли и сами мощи. Таким образом, на середину XX в. храм обладал только сандалиями воина Меркурия, который считается еще и покровителем города Смоленск.
Плащаницу изготовили в Москве в самом начале 1560-х гг. по приказу княгини Старицкой, которая помянула убитого брата Владимира. Святыню в 1812 г. попытались вывезти из России французы, но была отобрана и возвращена обратно.

Учитывая заслуги Смоленской епархии перед православным миром, плащаницу оставили на постоянное хранение в храме.
Еще одной знаменитой в православии святыней является икона Божьей Матери «Одигитрия» — она почитается прихожанами и паломниками как чудотворная. Историки считают, что образ написан самим евангелистом Лукой, а в Смоленск его привез в начале XII века Владимир Мономах.

С тех пор за иконой закрепилось название Смоленской, хотя дословно с греческого «Одигитрия» переводится как «путеводительница». Во время Отечественной войны икону перевезли в Москву, чтобы совершить крестный ход вокруг столицы государства. Также было сделано накануне Бородинского сражения. Потом икону вернули обратно в Смоленск, но оттуда она исчезла во время Второй мировой войны.

Нынешняя икона – это список, подаренный собору Борисом Годуновым. Образ создан на основе иконы Владимира Мономаха. Его использовали еще два раза для проведения крестного хода – в 1912 и 2012 гг.

Источник: http://lions-guides.ru/Smolensk-region/attractions-of-Smolensk/Cathedral-of-the-assumpt

Успенский кафедральный собор – возрожденная святыня старинного Ярославля

Адрес: Россия, Ярославская область, Ярославль, Которосльная набережная, 2/1
Начало строительства: 2004 год
Окончание строительства: 2010 год
Воссоздан по проекту : А. М. Денисова
Высота: 50 метров
Святыни: мощи благоверных князей Василия и Константина, Ярославская икона Божией Матери
Координаты: 57°37'21.1″N 39°54'07.8″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

: 

История строительства

История храма XIII-XX веках

Воссоздание Успенского кафедрального собора

Современное состояние и режим посещения

Как добраться до собора

Успенский кафедральный собор на карте

 

Воссозданный на месте древнего храма собор Успения Пресвятой Богородицы – настоящее украшение старинного русского города. Сегодня он имеет статус кафедрального собора. На огромный пятиглавый храм приезжают посмотреть не только паломники, но и множество туристов. И хотя он не копирует взорванную в 1937 году церковь, вновь отстроенный храм является настоящим памятником традиций каменного русского зодчества, начавшихся еще в домонгольский период истории Руси.

История строительства Успенского кафедрального собора

Возведение в Ярославле самого первого каменного здания для православной церкви началось, благодаря Константину, который приходился старшим сыном знаменитому ростовскому князю Всеволоду Большое Гнездо.

По имевшимся в те времена традициям, главный собор решено было посвятить Успению Богоматери. Его строительство началось в 1215 году и заняло четыре года.

Храм поднялся посреди деревянного кремля – княжеского двора на живописной Стрелке между Коротослью и Волгой и был освящен епископом Ростова Кириллом.

Вид на собор со стороны Волжской набережной

Какой была та, первая церковь доподлинно нам не известно, поскольку храм не сохранился. О первоначальном облике этого собора можно составить представление только на основании находок археологов. По результатам раскопок известно, что построили храм из красного обожженного кирпича – плинфы.

Особенностью было то, что при возведении стен использовались довольно толстый слой раствора, по толщине часто равный самим кирпичам. Снаружи собор был декорирован белокаменными рельефами с вырезанными масками и орнаментами. Пол устилали плитки, сделанные из майолики. А двери, ведущие в собор, украшала позолоченная медь.

В этой церкви похоронили ее основателя, князя Константина.

История храма XIII-XX веках

Когда в 1237 году войска напавшего на Русь Батыя ворвались на улицы древнего Ярославля, был разорен практически весь город. Собор Пресвятой Богородицы не миновала горькая участь. Захватчики разграбили этот храм и лишили его практически всей богослужебной утвари, а также внутреннего убранства.

Вид на западный фасад собора

Следующие два с половиной века стали в истории Успенского собора временем мира и процветания. Но в самом начале XVI века произошел большой пожар, своды храма не выдержали и рухнули. Когда же расчищали пепелище, обнаружили мощи ярославских князей Константина и Василия. Восстановление сгоревшего здания шло долго – до 1516 года. Тогда удалось построить лишь невысокий храм на подклете. С запада он имел придел «на полатях», подобный московскому Благовещенскому собору.

Следующий XVII век принес в Россию Смутные времена. И многие русские земли сильно пострадали от польско-литовского нашествия. Не избежал разорительного вторжения и Ярославль. Примечательно, что именно в этом соборе ростовский митрополит Кирилл (Завидов) дал благословение князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому на освободительный поход русского ополчения на Москву.

Вид на собор с юга

Потом для Ярославля настали времена расцвета. Город рос и развивался. Однако, к тому времени обветшавший собор стал мал для горожан. И решено было построить на его месте новый большой храм.

Царь разрешил разобрать старый собор, а его подклеть временно использовать под «зелейную и свинцовую казну» — пороховой склад. Но помещение оказалось слишком сырым для хранения пороха.

Поэтому местный воевода распорядился достроить не до конца разобранные стены и сделать в бывшем соборе казенную палату.

Новый храм возвели рядом со старым с 1643 по 1646 год. Он получился одноэтажным и имел пять глав. Однако, XVII веке еще дважды Успенский собор горел во время больших пожаров, и каждый раз его восстанавливали заново. Отстроенные соборы меняли величину и пропорции, но всегда их венчало массивное пятиглавие.

Параллельно со зданием храма построили высокую (55 м) шатровую восьмигранную колокольню, которая просуществовала до 1836 года, когда ее заменили на новую – многоярусную. Автором проекта выступил известный архитектор и ректор Императорской Академии художества Авраам Иванович Мельников.

В новой колокольне можно было угадать различные архитектурные приемы, объединенные стилем так называемой романтической эклектики. Необычным решением Мельникова было установить восьмерик на втором ярусе на четверик первого, а на третьем ярусе вновь поместить четверик. Ведь в архитектуре XIX века уже не принято было использовать восьмерики. Под новой колокольней сделали арку для проезда.

Помимо этого, в 30-е годы XIX века к собору с юга пристроили теплый храм, освященный в честь ярославских благоверных князей Константина и Василия. Потребность в таких переделках возникла из-за тесноты. Успенский собор по статусу считался главным в епархии. А существовавший до этого небольшой теплый Владимирский придел не вмещал всех приходящих на церковные службы. Строительные работы по реконструкции собора в те времена возглавил архиепископ Авраам (Шумилин).

Вечный огонь на фоне Успенского собора. Вид на собор с площади Челюскинцев

В 1844 году церковные купола первыми в городе позолотили, и они засверкали на солнце. По документам, сохранившимся с XIX века, известно, что внутри собора находился красивый пятиярусный иконостас, на котором были установлены ценные древние иконы.

В 1918 году в Ярославле произошло белогвардейское восстание против власти большевиков. Стены Успенского храма были повреждены во время артобстрела, но приходская община нашла средства, и здание отремонтировали.

Спустя несколько лет повсеместно была объявлена кампания по изъятию ценного церковного имущества. Печальные времена настали для собора Успения Пресвятой Богородицы. Самые ценные предметы из храмовой ризницы пришлось передать государству.

В соборе в эти годы находилась городская биржа труда.

Потом наступили времена тотальной борьбы государства с религией. В 1929 году разобрали колокольню, а чуть позже – распустили церковную общину, хоть как то поддерживающую собор в надлежащем состоянии.

Cкульптура Cвятой Троицы на фоне Успенского собора

В опустевшем храме обустроили помещения для швейной мастерской, а также для склада, где хранились художественные ценности, предназначавшиеся для продажи за границу. Затем в соборе в течение семи лет находилось зернохранилище.

26 августа 1937 года святыня ярославских земель была полностью утрачена. Древний храм, простоявший несколько сот лет, взорвали. Потом каменные завалы очистили и устроили на территории парк культуры и отдыха. А утраченный собор остался лишь на фотографиях, сделанных в 1911 году знаменитым русским фотографом Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским.

Позже известный советский археолог Николай Николаевич Воронин и другие специалисты неоднократно пытались отыскать остатки фундамента первого домонгольского собора. Но эти попытки так и не принесли положительных результатов.

Вид на собор со стороны стрелки

Воссоздание Успенского кафедрального собора

Принципиальное решение о строительстве нового храма приняли в 2004 году, после проведения масштабных археологических работ. Спустя год, в торжественной обстановке прошло освящение закладного камня. Московские строители возводили храм с 2004 по 2010 год, используя архитектурный проект, который разработал Алексей Денисов.

Освящение возрожденного собора приурочили к празднованию 1000-летней годовщины города. Оно прошло в осенью 2010 года. Тогда же в храм вернули почитаемые верующими мощи ярославских князей, а также список с Ярославской иконы Богоматери. Спустя три года начались изыскательские работы по восстановлению утраченной храмовой колокольни. Ее планируют построить высотою в 70 м. А пока колокола для будущей звонницы поместили рядом со зданием собора.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему произошел раскол в церкви

Камень основателям города на фоне собора

Новый храм вмещает одновременно до 4 тыс. верующих и достигает в высоту 50 м. Общая его площадь составляет порядка 2 тыс. кв. м. Возле здания находится скульптура, посвященная Святой Троице. Над входом в собор помещена мозаичная икона Успения Пресвятой Богородицы. А стены здания декорированы изразцами. Внутри очень просторно, и, несмотря на «новодельность», здесь много старинных иконописных образов. Особенно хорошо этот златоглавый храм смотрится с городской набережной, от Волги.

Современное состояние Успенского кафедрального собора и режим посещения

Собор – действующий православный храм. Ежедневные церковные службы в нем проходят в 8.00 и 17.00. По воскресным и праздничным дням службы начинаются в 8.40. Престольный праздник отмечают в соборе 28 августа. Храмовыми святынями, почитаемыми верующими, считаются мощи благоверных князей Василия и Константина.

Купола собора

Как добраться до Успенского кафедрального собора

Собор расположен в Ярославле на Коротосльной набережной, 2/1.

На автомобиле. Со стороны Москвы в Ярославль ведет федеральная трасса М8. В городской черте она носит название Московского проспекта. По нему нужно переехать по мосту реку Коротосль, а затем повернуть направо на Коротосльную набережную, которая и выведет к собору.

На поезде. От Москвы до Ярославля железнодорожные экспрессы доходят за 3 ч. 16 мин. Дорога на обычном поезде занимает от 4 до 5,5 часов. От Московского вокзала в Ярославле расстояние до Успенского собора составляет 3,5 км. Их можно пройти пешком или проехать на такси.

достопримечательности

← Ярославская область Ярославль Россия →

Города России на Putidorogi-nn.ru:

Москва Санкт-Петербург Владимир Казань
Муром Ростов Великий Александров Иваново
Калуга Кострома Сергиев Посад Нижний Новгород
Псков Касимов Переславль-Залесский Суздаль

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/721-uspenskij-kafedralnyj-sobor-v-yaroslavle

Успенский собор, Соборная гора и Крепостная стена в Смоленске

Вы еще не устали от рассказов о Польше?

Источник: https://poznamka.ru/russia/sobornaya-gora-v-smolenske

Успенский кафедральный собор в Смоленске — рассказываем суть

Смоленский кафедральный собор – один из самых почитаемых храмов России. Он возведен в память о героической обороне города (1609–1611 гг.).

Главные его святыни — Смоленская икона Богоматери «Одигитрия», сандалии Св. Меркурия, покровителя Смоленска, шитая пелена «Положение во гроб».

Основание собора

Первоначальный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы был основан Владимиром Мономахом в 1101 году. Получив в своё владение смоленскую и суздальскую земли, Владимир Мономах одновременно начал строительство соборов Успения Пресвятой Богородицы в Смоленске и Суздале.

Точно так же, как собор Успения Пресвятой Богородицы в Суздале положил начало каменному строительству на северо-востоке Руси, каменный собор, заложенный Владимиром Мономахом в Смоленске, почти полвека оставался единственным каменным храмом города, чем было ознаменовано начало монументального зодчества Смоленского княжества.

В Успенский собор Смоленска Владимир Мономах перевёз из Чернигова икону Богородицы Одигитрии, доставшуюся ему по наследству от его матери. В связи с этим икона получила наименование Смоленской иконы Божией Матери.

Существует предположение, что эти соборы были построены зодчими из другого княжества Владимира Мономаха — Переяславля-Русского, где ранее епископом Ефремом уже было осуществлено строительство целого ряда каменных монументальных построек.

Учреждение Смоленской епархии

«В се же лето Владимир заложил церковь в Смоленске, святое Богородице камяну епискупью». Ипатьевская летопись

В 1127 году смоленским князем стал внук Владимира Мономаха князь Ростислав Мстиславич. Сумев отстоять за собой право на смоленский стол в междоусобных войнах и последовательно проводя внутреннюю политику, направленную на устроение смоленской земли, Ростислав Мстиславич привёл Смоленское княжество к его расцвету, став родоначальником династии смоленских князей Ростиславичей.

Несмотря на сообщение Ипатьевской летописи, Успенский собор не имел кафедры при жизни Владимира Мономаха, запись о чём является поздней вставкой летописца, сделанной уже после учреждения Смоленской епархии.

Во время постройки каменных соборов в Смоленске и Суздале эти города, как и Переяславское княжество, находились во владении Владимира Мономаха, у которого не было причин для их обособления и выведения смоленских и суздальских земель из подчинения переяславского епископа.

Тем не менее, одновременное возведение соборов в Смоленске и Суздале может говорить о намерении Владимира Мономаха создать там наместничества Переяславской епархии.

Но на фоне подъёма Смоленского княжества и стремления Ростислава Мстиславича к проведению независимой политики внутри Древнерусского государства перед ним встал вопрос об учреждении особой смоленской епархии, которая и была основана в 1136—1137 годах.

К моменту учреждения Смоленской епархии строительство Успенского собора, заложенного Владимиром Мономахом, было уже завершено. Первым смоленским епископом был назначен Мануил Грек, а Успенский собор стал кафедральным.

Между князем Ростиславом Мстиславичем и первым епископом было заключено соглашение, вошедшее в историю под названием «Уставные грамоты Ростислава».

Достройка собора князем Ростиславом

Получение Успенским собором кафедры является событием, подтверждающим завершённость его строительства. Тем не менее, в правление смоленского князя Ростислава Мстиславича была проведена значительная достройка первоначального собора, заложенного Мономахом, о чём говорят летописные свидетельства.

Однако, формулировка статьи за 6673 год о смерти Ростислава, приведённая в Супрасльской летописи — «святую Богородицу строил в Смоленьсце» — породила среди некоторых исследователей ошибочное предположение касаемо того, что слово «строил» следует понимать в значении «благоустраивал», «окружал заботами», а не, собственно, «строил».

Вопрос о достройке Успенского собора был окончательно снят по итогам работы на Соборной Горе археологической экспедиции в 1965 году. В ходе раскопок, проводимых вокруг существующего собора, были обнаружены многочисленные остатки древнего строительного материала, в частности, плинфы, принадлежащей зданию Успенского собора XII века.

В результате анализа всех образцов найденной плинфы, её геометрической форты и размеров, состава примесей в тесте материала, изучения прочностных характеристик, наличия знаков и клейм на ряде образцов, исследователи пришли к выводам, позволившим классифицировать плинфу на две основные группы, категорически отличные друг от друга.

Было установлено, что плинфа первой группы использовалась при постройке первоначального собора Владимира Мономаха начала XII века.

Ко второй группе принадлежит более 70% найденной плинфы, принадлежащей времени правления в Смоленске князя Ростислава Мстиславича, полностью идентичной плинфе, использованной при строительстве Борисоглебского собора Смядынского монастыря, заложенного при князе Ростиславе в 1145 году, что подтвердило факт достройки Успенского собора в правление этого князя. В 1150 году Успенский собор выл повторно освящён, что, возможно, было связано с завершением нового этапа строительных работ.

Из Смоленских торговых грамот (договоров Смоленска с Ригой и Готским берегом) XIII — XIV веков известно, что в Смоленске в древности хранилось два эталона веса «вощных пуда». Один из них находился у епископа в Успенском соборе: «Лежить капь в святое богородице на горе, а другая в немецьскои богородици».

Уничтожение

В 1611 году после почти двулетней обороны Смоленска от войск Речи Посполитой последние его защитники взорвали запасы взрывчатки, хранившейся в погребах вблизи соборного холма, в результате чего рухнула и часть собора, похоронив с собой много женщин и детей, которых уже убивали ворвавшиеся захватчики.

Поляки восстановили здание собора, и в нём разместилась кафедра архиепископа Русской униатской церкви.

История существующего здания

После возвращения Смоленска в состав Русского государства старое здание было разобрано в 1674—1675 годах. В 1677 году начато сооружение нового здания собора под наблюдением зодчего Алексея Королькова. Архитектор увеличил его размеры и допустил отступления от проекта, в результате высокие апсиды отошли от основного объёма.

Приостановленные в 1679 работы возобновились лишь в 1732 году. Через 8 лет было завершено строительство храма, увенчанного семью куполами синего цвета с золотыми звездами. Тогда же артель украинских резчиков (С. Трусицкий с помощниками П. Дурницким, Ф. Олицким и С. Яковлевым) выполнила пятиярусный иконостас. Впоследствии иконы не раз поновлялись. В 1740-е гг. храм был расписан в стиле барокко.

Архитектор собора неизвестен, хотя краевед С. Д. Ширяев в 1924 г. заявил, что по виденной им архивной записи в строительстве участвовал некто Антон Шедель, больше нигде не упоминаемый. В 1761 году обрушились центральная и западные главы собора. В 1767—1772 годах архитектор П. Обухов перестроил его верх, оставив традиционное пятиглавие.

Во время наполеоновского нашествия и ожесточённых боёв в округе здание собора не пострадало. Поражённый величием собора, Наполеон приказал поставить стражу для его охраны. Во время нашествия исчез хранившийся в храме железный шлем, принятый французами за золотой.

В 1941 г. после вступления в Смоленск немецких войск генерал-полковник вермахта Гейнц Гудериан выкроил время, чтобы ознакомиться со Свято-Успенским собором, который он нашёл невредимым. В центральной и левой частях здания размещался антирелигиозный музей. Правая половина была отведена для богослужений. Генерал вспоминает:

Серебряный алтарь и подсвечники, видимо, пытались спрятать, но не успели сделать до нашего прихода в город. Во всяком случае, все эти чрезвычайно ценные вещи лежали кучей в центре собора.

Я приказал найти кого-нибудь из русских, на кого можно было бы возложить ответственность за сохранение этих ценностей. Нашли церковного сторожа-старика с длинной белой бородой, которому я передал через переводчика, чтобы он принял под свою ответственность ценности и убрал их на место.

Ценнейшие позолоченные резные рамки иконостаса были в полной сохранности. Что стало потом с собором, я не знаю.

Во время оккупации из церкви исчезло копьё святого Меркурия Кесарийского.

Полезная и интересная информация

Адрес Успенского собора: Смоленск, ул. Соборная Гора, 5

Успенский собор на карте:

Где остановиться в Смоленске поблизости с Успенским собором?

Смоленскотель — улица Ленина, 2/1, Смоленск. Отель в самом центре города, рядом с Успенским собором.

Россия туристский комплекс — улица Дзержинского, 23/2, Смоленск. Располагается в центре, рядом с Лопатинским садом.

В центре апартаменты — район улицы Большая Советская, Смоленск. Отзывы: Потрясающе (8,6).

В историческом центре апартаменты — улица Тухачевского, 6, Смоленск

Старые фотографии

Очень люблю старые фотографии. Могу подолгу их рассматривать, сравнивать с тем, что мы можем видеть сейчас. Представляю вам несколько старых и современных фотографий Успенского собора с разных точек. Для удобства ставлю их рядом. Старалась подбирать похожие ракурсы.

Вид на Успенский собор с правого берега Днепра.

Вид на город с крепостной стены.

Вид на Успенский собор с Большой Советской (бывш. Б. Благовещенской) улицы. Разрушив все вокруг, оккупанты не тронули Успенский собор.

Большая Советская (бывшая Большая Благовещенская) улица.

Б. Благовещенская улица сильно пострадала в годы войны. Ниже фото освобожденного Смоленска (1943-44 годы).

В 1938 году у соборной лестницы были поставлены трофейные английские танки «Риккардо» времен первой мировой войны. На фотографии 1941-43 г. видно, как рядом с техникой расхаживают фашисты. Сейчас танков у храма нет.

Как изменился пейзаж вокруг Соборной горы. Оказывается раньше до самого подножия холма стояли дома. Теперь здесь большая просторная площадь.

На старых фотографиях по собору расхаживают фашисты Трудно поверить, что лестница, гульбище, ограда те же, что и были в старину В наше время лишь вернули цветовое оформление, которое было у храма изначально.

Интерьер Успенского собора в современное время и в годы фашистской оккупации. Думаю, что именно этот колокол стоит сейчас около собора на постаменте.

Источник: https://svjatyni.ru/hramy-i-tserkvi/uspenskiy-kafedral-nyy-sobor-v-smolenske.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь