Кто такой дьякон в церкви

Канонические правила рукоположения священнослужителей РОСХВЕ

  Принято внеочереднойГенеральной Конференцией  Российского объединённого Союзахристиан веры евангельской                                                (пятидесятников)«09» октября 2007 г.

Председатель С.В. Ряховский

Новая редакция утверждена Собором
Централизованной религиозной организации

Российский объединенный Союзхристиан веры евангельской(пятидесятников)«14» октября 2015 г.

Начальствующий епископ С.В. Ряховский

1. Организация управления и дары служений в Церкви

1.1.Управление Церковью Иисуса Христа осуществляется через поставленных Им священнослужителей (Еф. 4:11-12; Деян. 14:23).

1.2.Священнослужители бывают двух видов: административные (епископы, пасторы (пресвитеры), дьяконы) и харизматические (апостолы, пророки, евангелисты, пастыри[1] и учителя). Возможно сочетание харизматического и административного служения (Деян. 13:1).

1.3. Каждый священнослужитель должен быть призван на служение Господом (Евр. 5:4).

1.4. Духовный сан каждого священнослужителя подтверждается Церковью. В случае административных служителей такое подтверждение происходит через рукоположение (Деян. 6:3-6) в соответствии с данными Каноническими правилами. В случае харизматических служителей, это может происходить либо через возложение рук (Деян. 13:3), либо иным образом.

1.5. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников) (далее – Союз) организован в соответствии с епископально-конгрегациональной структурой. Административные священнослужители связаны в единую иерархию (структуру).

2. Структура управления Союза

2.1. Епископально-конгрегациональный принцип управления предусматривает три уровня служений: епископ, пастор (пресвитер) и дьякон.

2.2. Епископ – священнослужитель, ответственный за общины на определенной территории (епархии) или объединенные в централизованную религиозную организацию (ассоциацию). В его задачи входит:

  • духовное руководство и надзор за общим состоянием общин епархии (ассоциации);
  • организация и руководство служением епархии (ассоциации), координация взаимодействия общин, входящих в епархию (ассоциацию);
  • представление епархии (ассоциации) в органах государственной власти и в обществе;
  • духовное попечение о руководителях общин (пресвитерах и пасторах), а также помощь им в исполнении их служения;
  • разрешение конфликтных ситуаций в общинах и между общинами, если его вмешательство необходимо;
  • рукоположение пасторов (пресвитеров) и дьяконов.

2.3. Пастор (пресвитер) – руководитель отдельной общины. В общине может быть несколько пасторов (пресвитеров), один из которых, как правило, является старшим. Задачи пастора (пресвитера):

  • духовное руководство и надзор за общим состоянием общины;
  • организация служения общины;
  • наставление членов общины в верном евангельском учении;
  • забота о духовном состоянии членов общины;
  • обучение и подготовка новых служителей;
  • разрешение конфликтных ситуаций в общине.

2.4. Дьякон – священнослужитель, помогающий пастору (пресвитеру) в руководстве общиной, как правило, в административных вопросах или душепопечении.

3. Требования к священнослужителям Союза

3.1. Писание показывает, что каждый священнослужитель Церкви должен соответствовать определенным требованиям. Даже если человек призван Богом, несоответствие этим требованиям не позволяет утвердить (рукоположить) его как священнослужителя (1 Тим. 3:10).

3.2. Основные требования к священнослужителю изложены в 1 Послании Тимофею, 3 гл. и Послании к Титу, 1 гл. Эти требования относятся к трем сферам: семья, характер и квалификация.

3.3. Семейная жизнь:

  • должен быть женат (замужем) не более одного раза, за исключением, если супруг умер или если развод был до его обращения к Христу, по причине любодеяния второго супруга, либо по инициативе второго супруга;
  • умение поддерживать в доме должный порядок;
  • достойно воспитывающий своих детей.

Всякого рода аморальное поведение (сексуальная распущенность, гомосексуализм и т.п.) абсолютно несовместимо с позицией священнослужителя Церкви.

3.4. Характер священнослужителя:

  • умеющий владеть собой; вспыльчивость, раздражительность, грубость – качества, недопустимые для священнослужителя Церкви;
  • любящий людей, что должно проявляться в уважительном отношении к людям и практическом служении их нуждам;
  • гостеприимный и жертвенный;
  • некорыстолюбивый; любая непорядочность в вопросах финансов является препятствием для постановки на служение;
  • не подверженный какого-либо рода греховным зависимостям (пьянство, курение, употребление наркотиков и т.п.).

3.5. Квалификация священнослужителя:

  • хорошо знать Слово Божье и учение Церкви;
  • уметь противостоять заблуждениям и ереси;
  • быть подготовленным к исполнению соответствующих его сану обязанностей в служении;
  • пресвитер и епископ должны уметь проповедовать и учить как индивидуально, так и публично, что включает, в частности, высокую культуру речи.

Рекомендуется получение священнослужителем достойного духовного и/или светского образования, соответствующего его служению.

3.6. Каждому пастору (пресвитеру) и епископу рекомендуется иметь трех человек, которым он был бы подотчетен в своей духовной жизни, причем не менее двое из них должны быть священнослужителями Союза в сане не ниже, чем сам священнослужитель.

3.7. Решение о соответствии кандидата данным требованиям принимается полномочным коллегиальным органом епархии (ассоциации) – Духовным Советом, Правлением либо иным полномочным органом согласно структуре управления данного объединения, или Духовным Советом Союза и утверждается соответствующим епископом.

3.8. В случае несоответствия рукоположенного священнослужителя данным требованиям, должны быть предприняты попытки помочь человеку исправиться. Если эти усилия не принесли результата, священнослужитель должен быть отстранен от выполнения служения, а в крайних случаях – лишен духовного сана.

3.9.Решение об отстранении от служения и лишении сана принимается полномочным коллегиальным органом епархии (ассоциации) – Духовным Советом, Правлением либо иным полномочным органом согласно структуре управления данного объединения, и утверждается епископом соответствующей епархии (ассоциации), а в случае отстранения от служения (лишения сана) епископа (в отдельных случаях – пастора) – Духовным Советом Союза.

Священнослужитель, снятый со служения или лишенный сана, не может исполнять служение ни в одной из общин и объединений Союза до тех пор, пока он не будет восстановлен органом, принявшим решение о снятии со служения (лишении сана), либо вышестоящим органом Союза.

  Решение об отстранении от служения (лишении сана) доводится до сведения всех членов Союза и является обязательным для исполнения во всех общинах и объединениях Союза.

3.10. Священнослужитель может добровольно сложить с себя священный сан в случае, если Бог призывает его к другому служению, не связанному или не совместимому со священным саном. Решение о добровольном сложении священного сана утверждается полномочным коллегиальным органом епархии (ассоциации) – Духовным Советом, Правлением либо иным полномочным органом согласно структуре управления данного объединения, или Духовным Советом Союза.

4. Рукоположение священнослужителей Союза

4.1. Подтверждением духовного сана священнослужителя является его рукоположение в соответствии с данными Каноническими правилами. В рукоположении священнослужителей Церковь подтверждает Божье призвание на служение в жизни данного человека, а также его соответствие требованиям к священнослужителю Церкви.

4.2. В рукоположении человеку передается авторитет (духовная власть), необходимый для исполнения возложенного на него служения, а также духовные дары (1 Тим. 4:14).

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Римский император который выращивал капусту

4.3. Священнослужитель должен быть выдвинут церковью и рукоположен вышестоящими священнослужителями (Деян. 6:3-6). В случае недавно образованных общин допускается назначение священнослужителя епископом соответствующей епархии (ассоциации).

4.4. Рукоположение в сан дьякона и пастора (пресвитера) осуществляется епископом соответствующей епархии (ассоциации). Рукоположение в сан епископа осуществляется не менее чем тремя другими епископами, не менее двух из которых должны быть священнослужителями Союза.

4.5. Выдвижение на служение дьякона или пастора (пресвитера) происходит в поместной общине на собрании членов общины. Возможно выдвижение на служение дьякона и пресвитера на собрании представителей общины (например, на собрании лидеров) с последующим утверждением на собрании общины в соответствии с Уставом религиозного объединения и настоящими Каноническими правилами.

4.6. Выдвижение на служение епископа происходит на собрании пасторов и представителей от общин епархии (ассоциации).

4.7. После выдвижения на служение кандидат утверждается вышестоящим священнослужителем и проходит проверку в течение испытательного срока от 6 месяцев до года, исполняя соответствующее служение.

По окончании испытательного срока полномочный коллегиальный орган епархии (ассоциации) – Духовный Совет, Правление либо иной полномочный орган согласно структуре управления данного объединения, или Духовный Совет Союза принимает решение о соответствии данного кандидата своему служению и, в случае положительного решения, происходит его рукоположение, о чем выдается свидетельство установленного образца.

4.8. Рукоположение дьяконов и пресвитеров рекомендуется осуществлять на собрании (богослужении) поместной общины.

4.9. Рукоположение епископа осуществляется во время собрания (богослужения), на котором присутствуют пасторы и представители церквей соответствующей епархии (ассоциации).

4.10. В отдельных случаях допускается рукоположение во время иных богослужений Церкви.

5. Отношение к рукоположенным священнослужителям других христианских конфессий

5.1. Союз считает себя частью единого Тела Христова по всей Земле. Союз уважает различия в структуре и наименовании священнослужителей других конфессий.

5.2. При переходе священнослужителя другой конфессии в Союз вопрос рассматривается  полномочным коллегиальным органом соответствующей епархии (ассоциации) – Духовным Советом, Правлением либо иным полномочным органом согласно структуре управления данного объединения, или Духовным Советом Союза, после чего принимается решение о соответствии духовного сана данного священнослужителя, принятым в Союзе.

5.3 После принятия решения данный священнослужитель представляется на собрании поместной общины или пасторов епархии (ассоциации).

6. Порядок внесения изменений и дополнений в Канонические правила

6.1 Изменения и дополнения в настоящий документ осуществляются Собором Союза по представлению Духовного Совета или Правления Союза.

[1]Изначально «пастор» и «пастырь» – одно и то же понятие (по гречески ποιμήν — поймен), что значит «пастух стада» или, в переносном смысле – духовный наставник.

Исторически сложилось так, что словом «пастырь» обоозначают служение заботы о духовном состоянии христиан (пастырство), которое может осуществлять любой зрелый христианин, не обязательно облеченный духовным саном.

В то время как понятие пастор означает позицию, конкретный духовный сан (равный сану пресвитера), а пасторство – служение руководства в церковной общине. Этого различения мы придерживаемся и в данном документе.

Источник: https://www.cef.ru/documents/docitem/article/1378246

Собор Екатеринбургских святых

праведный Симеон Верхотурский (+1694; прославление — 18/31 декабря, перенесение мощей из Меркушино в Верхотурье − 12/25 сентября, второе обретение святых мощей -12/25 мая)
преподобный Василиск Сибирский (29 декабря/11 января 1824) 
преподобный Зосима (Верховский) (24 октября/6 ноября 1833) 
преподобный Илия (Чеботарев) (30 ноября/13 декабря 1900) 
преподобный Арефа (Катаргин) (15/28 мая 1903) 
блаженный Косма Верхотурский, Христа ради юродивый (10/23 июня) 
блаженный Иоанн Верхотурский, Христа ради юродивый (10/23 июня)

Святые, прославленные в Соборе новомучеников и исповедников Российских (по уездам, в которых они совершали свое служение на момент кончины):

священномученик Аркадий (Ершов), епископ Екатеринбургский (21 октября/ 3 ноября 1937)

Екатеринбургский уезд:

священномученик Иосиф Фомич Сиков, священник Знаменской церкви Верхне-Тагильского завода Екатеринбургского уезда (14/27 июня 1918)
священномученик Петр Симеонович Смородинцев, священник Иоанно-Предтеченской церкви с.

Кочневского Екатеринбургского уезда (23 июня/6 июля 1918) 
священномученик Павел Иванович Чернышев, священник Успенской церкви Ново-Уткинского завода Екатеринбургского уезда (7/20 июля 1918)
священномученик Иоанн Степанович Плотников, диакон Сретенской церкви Пышминского завода Екатеринбургского уезда (30 июля/12 августа 1918)
священномученик Владимир Павлович Холодковский, священник Николаевской церкви села Тупицынского Камышловского уезда (после революции – Пышминского района) (31 июля/13 августа 1937)
священномученик Вячеслав Георгиевич Луканин, диакон Преображенского собора Невьянского завода Екатеринбургского уезда (3/16 августа 1918)
священномученик Петр Иванович Иевлев, священник Спасо-Преображенского собора Невьянского завода Екатеринбургского уезда (26 августа/ 8 сентября 1918)
священномученик Иоанн Всеволодович Вишневский, священник церкви во имя святого Прокопия Устюжского села Федьковка Екатеринбургского уезда (19 ноября/2 декабря 1920)

Верхотурский уезд:

преподобноисповедник Иоанн (Кевролетин) (14/27 января 1961)
священномученик Сергий Александрович Увицкий, священник Выйско-Николаевской церкви поселка Нижнее-Тагильский завод Верхотурского уезда (27 февраля/12 марта 1932)
священномученик Константин Стефанович Богоявленский, священник Михаило-Архангельской церкви села Меркушинского Верхотурского уезда (14/27 июля 1918)
священномученик Николай Александрович Удинцев, священник Вознесенской церкви села Коптеловского Верхотурского уезда (25 июля/7 августа 1918)
священномученики Иоанн Иоаннович Шишов и Иоасаф Степанович Панов, священники Георгиевской церкви села Мироновского Верхотурского уезда (13/26 августа 1918)
священномученик Павел Иванович Фокин, священник Сретенской церкви села Мурзинского Верхотурского уезда (27 августа/ 9 сентября 1918)
преподобномученик Аполлинарий (Мосалитинов), иеромонах Верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря (30 августа/12 сентября 1918)
священномученики Петр Федорович Дьяконов и Алексий Николаевич Кузнецов, священники Иоанно-Богословской церкви Верхнесалдинского завода Верхотурского уезда (18 сентября/1 октября 1918)
преподобномученики Иакинф (Питателев) и Каллист (Опарин), монахи Верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря (17/30 октября 1918)
преподобномученик Вениамин (Зыков), архидиакон Верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря (19 ноября/2 декабря 1937)
священномученик Иаков Васильевич Шестаков, священник Михаило-Архангельской церкви с. Ново-Туринского Верхотурского уезда
Преподобномученик Ардалион (Александр Ипполитович Пономарев), служил священником в Вознесенской кладбищенской церкви Невьянского завода.

Ирбитский уезд:

священномученик Алексий Петрович Кротенков, священник Николаевской церкви села Ницинского Ирбитского уезда (5/18 апреля 1930)
священномученик Константин Виссарионович Словцов, священник Пророко-Ильинской церкви села Егоршинского Ирбитского уезда (20 июля/2 августа 1918) 
священномученик Платон Горгониевич Горных, священник Покровской церкви села Покровского Ирбитского уезда (27 июля/9 августа 1918)
священномученик Стефан Григорьевич Хитров, священник Богоявленской церкви села Краснослободского Ирбитского уезда (3/16 августа 1920)
священномученик Константин Иванович Попов, священник Вознесенской церкви села Лягушинского (Клепининского) Ирбитского уезда (13/26 августа 1918) 
священномученик Александр НиловичМедведев, дьякон диакон Иоанно-Предтеченской церкви села Больше-Трифоновского Ирбитского уезда (28 августа/ 10 сентября 1918)
священномученик Петр Андреевич Снежницкий, священник Иоанно-Предтеченской церкви села Больше-Трифоновского Ирбитского уезда (7/20 сентября 1918) 
священномученик Николай Петрович Пономарев, диакон Николаевской церкви села Шогрышского Ирбитского уезда († 1918)

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  На каком пальце носить церковное кольцо

Камышловский уезд:

священномученик Василий Владимирович Победоносцев, протоиерей Свято-Троицкого собора Каменского завода Камышловского уезда (10/23 июня 1918) 
священномученик Петр Иоаннович Корелин, священник Свято-Троицкого собора Каменского завода Камышловского уезда (16/29 июня 1918)
священномученик Василий СтепановичМилицын, священник Спасо-Преображенской церкви села Алексеевского Камышловского уезда (25 июня/8 июля 1918) 
священномученик Аркадий Николаевич Гаряев, священник Николаевской церкви села Боровского Камышловского уезда (1/14 июля 1918)
священномученик Александр Иванович Попов, священник Введенской церкви села Травянского Камышловского уезда (8/21 июля 1918)
священномученик Константин Николаевич Лебедев, священник Спасской церкви села Уецкого Камышловского уезда (9/22 июля 1918)
священномученики Стефан Васильевич Луканин, священник Сретенской церкви села Колчеданского Камышловского уезда, Георгий Платонович Бегма и Нестор Иоилевич Гудзовский, диаконы той же церкви (10/23 июля 1918)
священномученик Василий Иванович Инфантьев, священник церкви во имя святителя Димитрия Солунского в селе Таушканском Камышловского уезда (12/25 августа 1918) 
священномученик Николай Васильевич Бирюков, священник Спасо-Преображенского женского монастыря Каменского завода Камышловского уезда (20 августа/2 сентября 1919)
священномученик Алексий Степанович Меркурьев, священник Вознесенской церкви села Корюковского Камышловского уезда († 1918)
священномученик Константин Николаевич Алексеев, священник Свято-Троицкой церкви села Троицкого Камышловского уезда († 1918)

Новомученики и преподобные, подвизавшиеся на территориях других епархий, которые ныне относятся к Екатеринбургской епархии:

священномученик Феодор Иванович Распопов, священник Михаило-Архангельской церкви села Туринская Слобода Туринского уезда Тобольской губернии (8/21 июля 1918; с 1923 года — Екатеринбургская епархия)
священномученик Лев Евфимиевич Ершов, священник Свято-Троицкого собора города Красноуфимска Пермской губернии (20 августа/2 сентября 1918; в 1919-1923 и с 1943 года – Екатеринбургская епархия)
священномученик Александр Иванович Малиновский, священник Введенской церкви села Верх-Суксунского Красноуфимского уезда Пермской губернии (20 августа/2 сентября 1918; в 1919-1923 и с 1943 года – Екатеринбургская епархия)

священномученик Алексий Иванович Будрин, протоиерей Свято-Троицкого собора города Красноуфимска Пермской губернии (28 августа/10 сентября 1918; в 1919-1923 и с 1943 года – Екатеринбургская епархия).

Просмотров (410)

Источник: http://nikolskiyhram.ru/sobor-ekaterinburgskix-svyatyx/

Диакон. Кто есть кто — Храм «Большое Вознесение» у Никитских ворот

Диаконы помогают священникам и епископам при совершении богослужений, но самостоятельно ни служить, ни совершать таинства не могут.

Служение диакона украшает службу, но не является обязательным — священник (как и епископ) может служить и один. Диакон из монашествующих называется иеродиаконом.

Первый диакон, служащий при епископе, называется протодиаконом (или архидиаконом, если он из монашествующих).

Впервые слово «диакон», как обозначение определённого служения в христианской церкви, встречается в Послании апостола Павла к Филиппийцам (1:1), а также в более позднем 1-м Послании к Тимофею (3:8).

Христианское предание относит возникновение диаконского служения к первым годам существования иерусалимской церкви. Согласно Деяниям святых апостолов (6:1—6), часть членов общины жаловалась на неравномерную раздачу жизненных припасов, вследствие чего оказывались обделены некоторые из вдов. Сами апостолы, обязанные прежде всего проповедовать слово Божие, не имели возможности «печься о столах» и на это служение посвятили своим рукоположением семь избранных общиной почтенных лиц.

Согласно «Апостольскому церковному уставу», диаконы побуждали членов общины к щедрости, к добрым делам. Вместе с тем «Апостольское предание» предписывало диакону доносить епископу и обо всех болящих, чтобы епископ мог бы их посетить и причастить Святых Тайн.

Начиная с IV в. прежнее служение диаконов отходит на дальний план в связи с выдвижением их богослужебной функции.

В VII в., согласно 16 правилу Трулльского собора (692), служение диаконов должно было оставаться «образцом человеколюбия и попечения о нуждающихся» (τύπος φιλανθρωπίας καί σπουδής).

Позднее христианство

В последующие века служение диаконов включило в себя многочисленные занятия и обязанности.

Диаконы должны были наблюдать за церковным благочинием: указывали каждому место в храме, смотрели, чтобы в церкви все было благообразно и по чину, наблюдали за поведением и нравами верующих и свои наблюдения представляли епископу.

Диаконы Русской православной церкви возжигают кадила

По указанию епископа, они распоряжались церковными имуществами: раздавали милостыню, заботились о содержании сирот, вдов и вообще всех, пользовавшихся церковными пособиями.

Вообще они были посредниками между епископами и паствой: передавали ей распоряжения епископа и приводили в исполнение его повеления. Поэтому их называли ангелами и пророками епископа.

По своей близости к епископам и по обширности круга своих обязанностей диаконы в древней церкви имели весьма большое значение во всех церковных делах и пользовались особым уважением, чему способствовало и то обстоятельство, что их было немного: по первоначальному примеру церкви иерусалимской, во многих церквях было обычаем не поставлять более семи диаконов.

Участие их в церковном управлении, иногда более влиятельное, чем участие пресвитеров, возбуждало высокомерное отношение с их стороны к пресвитерам. Ввиду этого соборы в своих постановлениях напоминали о низшей, сравнительно с пресвитерами, иерархической степени диаконов и о зависимости их от пресвитеров. 

Современность

На православном Востоке и в России диаконы и в настоящее время занимают такое же иерархическое положение, как в древности.

Их дело и значение — быть помощниками при богослужении. Сами они самостоятельно не могут совершать общественное богослужение и быть представителями христианской общины.

Источник: https://bolshoevoznesenie.ru/1661-diakon/

ДУШАНБЕ, 14 янв — Sputnik. «Церковь живет на пожертвования. Храм не рабочее, а сакральное место» — эти аргументы в пользу изменения законодательства услышаны Госдумой и президентом, но в обществе вызвали неоднозначную реакцию.

Правда ли, что религиозные организации теперь могут не платить сотрудникам даже минимальную заплату, сколько в среднем получают в православных храмах и есть ли там рабочие места, рассказали РИА Новости представители законодательной власти и церкви.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кем был построен Успенский собор во Владимире

«У священников нет зарплаты»

Величественный белокаменный храм Московских Святых — один из самых больших в столице. Служат здесь, кроме настоятеля игумена Сергия Рыбко, еще семь священников и два дьякона. Отец Сергий вместе с тремя священниками и двумя дьяконами служат также в храме Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище. Помимо этого, в обоих храмах работает человек десять сотрудников по штатному расписанию. Но многие трудятся безвозмездно.

А какую зарплату получают священники? «Такого понятия у нас нет. Священник служит и должен это делать даже бесплатно», — объясняет отец Сергий. Трудовой договор священнику «не положен», как и трудовая книжка. «А вот простые сотрудники заключают договоры, и им начисляют зарплату», — добавляет игумен.

Духовенство, вопреки расхожему мнению, живет небогато. «Например, в деревенском храме в Калужской области мои знакомые получают мизерную сумму и вынуждены подрабатывать», — продолжает священнослужитель.

Все зависит от размера пожертвований, а это, в свою очередь, — от прихода. В новых храмах, где почти нет прихожан, пожертвования на клир небольшие. А в старых храмах с большими приходами остаются деньги и на штатных сотрудников.

По словам отца Сергия, сегодня в Москве дьякон в среднем зарабатывает 20-30 тысяч рублей в месяц.

«В богатых столичных храмах, которые не закрывались даже при советской власти, настоятели могут получать 100 тысяч, рядовые священники — 60-80 тысяч. А в деревнях в некоторых храмах вообще ничего не платят», — вздыхает игумен.

И уточняет, что средняя зарплата персонала религиозных учреждений в Москве — 18-20 тысяч рублей, что соответствует столичному минимальному размеру оплаты труды (МРОТ).

Минимальная зарплата бывает разная

Федеральный МРОТ в 2019 году согласно закону № 481-ФЗ установлен на уровне прожиточного минимума: 11 280 рублей. Никакая организация не имеет права платить сотрудникам меньше, иначе штраф — 50 тысяч рублей. Причем каждый регион России волен устанавливать надбавку к федеральному МРОТ. Так, в Москве МРОТ составляет 18 781 рублей, а в Московской области — 14 200.

Организации должны начислять зарплату не меньше регионального МРОТ, если только они официально от этого не откажутся. Но для отказа нужно согласие профсоюза. Это условие до последнего времени было невыполнимым для религиозных организаций, поскольку в России нет соответствующих профсоюзов. Последние поправки, принятые одновременно с законом, устанавливающим федеральный МРОТ, решили эту проблему.

«Каждая религиозная организация должна платить сотрудникам зарплаты не ниже МРОТ. Это норма Трудового кодекса», — подчеркивает один из авторов законопроекта, председатель Комитета Госдумы по труду депутат Ярослав Нилов.

По его словам, при рассмотрении законопроекта на заседание Комитета Госдумы по труду приглашали представителей традиционных религиозных организаций, и все единогласно высказались за принятие поправок.

В Русской православной церкви вынуждены отказываться от регионального уровня минималки в частности потому, что «некоммерческие организации, в том числе религиозные, существуют за счет пожертвований граждан и не имеют постоянных источников финансирования». «Отдаленные сельские приходы не всегда могут соблюсти требования о минимальной заработной плате. И контингент работников у нас особый», — объясняет РИА Новости руководитель юридической службы Московского патриархата игуменья Ксения (Чернега).

Надо добавить, что православные семьи, как правило, многодетные, поэтому жены просто лишены возможности работать — им надо заниматься детьми. Причем это касается не только семей священников, но и многих мирян.

Традиционные конфессии с 2016 года ставили вопрос об определении особого порядка отказа от региональных соглашений для религиозных организаций. «В минувшем году нас услышали, закон принят и подписан президентом», — говорит игуменья Ксения.

Священное или рабочее место?

Условия труда в церкви тоже особые. Игуменья уточняет: «У священника не работа, а служение». Его оформляют в штат храма указом правящего архиерея. Этот указ — единственный юридический документ для государственных органов».

«Трудовой договор со священниками не заключается, потому что они не являются работниками — закон «О свободе совести» выводит их из этой категории. Они — отдельная категория, не вступающая в трудовые отношения с религиозной организацией. При этом все отчисления в фонды — пенсионный, социального и медицинского страхования — осуществляются», — заверила главный юрист Московской патриархии.

А вот мирские работники религиозных организаций, в отличие от священников, оформляются по трудовому договору или как добровольцы по договору о добровольческой деятельности.

Вторая резонансная поправка к трудовому законодательству касается Федерального закона «О специальной оценке условий труда». По закону все организации на территории России до 2014 года должны проходить аттестацию рабочих мест.

Но у религиозных организаций и здесь своя специфика. «Если в храме исходя из религиозных правил проводят богослужение при свете свечей, каким образом выполнять оценку этого рабочего места?» — недоумевает депутат Нилов.

Поэтому в Госдуме решили избавить священнослужителей от этой обязанности.

«Алтари, храмовые задания и храмовые территории нельзя рассматривать как рабочие места, подлежащие аттестации», — подчеркивает игуменья Ксения. Цель аттестации — выявление «вредных производственных факторов», например, «наличия электромагнитных полей, вредных микроорганизмов, радиоактивного излучения».

«Но как позволить специализированным организациям проверять религиозные объекты, места служения наших священников и религиозного персонала на предмет наличия вредных производственных факторов? Ведь люди Богу служат!» — говорит руководитель юридической службы Московского патриархата.

Принятая поправка распространяется и на рядовых сотрудников церковных организаций, работающих в прихрамовых зданиях.

«Мы просто хотим избежать оскорбления чувств верующих и не можем допустить посторонние организации производить оценку мест служения наших клириков и религиозного персонала, выявлять какие-то вредные факторы в наших зданиях, на территории монастырей, приходов, — объясняет игуменья.

— Это позиция не только Русской православной церкви, это консолидированная позиция религиозного сообщества традиционных конфессий — мусульман, протестантов, иудеев. Она отражена в протоколах заседания Комитета Госдумы по труду».

«Представьте маленький храм: как оценить рабочее место сторожа? Нельзя сравнивать храм и шахту. Эта норма была создана для оценки потенциально опасных рабочих мест», — убежден депутат Нилов.
В пресс-службе Минтруда не стали прокомментировать поправки, сославшись на то, что законопроект выдвинут депутатами Госдумы.

Источник: https://tj.sputniknews.ru/russia/20190114/1027962016/komu-kak-platyat-zarplatu-tserkov.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Для любых предложений по сайту: [email protected]