На каком Вселенском Соборе был принят Символ веры

Какое значение имеет символ веры и на каком соборе принят

Все необходимые для нашего спасения истины христианской веры в сжатом и сокращенном виде заключаются в Символе веры.

Слово «Символ» (греческое) имеет 2 значения:

  • «склад»; «собрание» — указывает на содержание;
  • «знак» — указывает на принадлежность христианина к определенному вероисповеданию.

«Символ веры есть в кратких, но точных словах изложенное учение о том, во что должны веровать христиане», т.е. это есть руководство в нашей вере. Являясь таковым, оно одинаково необходимо по отношению ко всем истинам христианской веры. Неверно считать, что одни христианские догматы являются главными и существенными, а другие лишь частными и несущественными.

Если Богу было угодно открыть ту или другую догматическую истину, то каждая из них не может быть несущественною сама в себе или быть необязательною в отношении к принятию или непринятию её человеком, потому что с изменением одного какого-либо христианского догмата потрясается вообще вся система христианского вероучения.

Истинная вера может быть только одна, как один Бог, давший её людям.

Апостол Павел свидетельствует: «Один Господь, одна вера, одно Крещение» (Ефес. 4,5) В послании к своему ученику Тимофею поэтому ап. Павел требует: «Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня с верою и любовию во Христе Иисусе» (2 Тим. 1, 13), ибо «будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые бы льстили слуху, и от истины отвратят слух» (2 Тим. 4, 3-4)

Образец или Символ, употребляемый Православной Христовой Церковью, изложен отцами Первого и Второго Вселенских соборов по внушению Святого Духа.

Вселенским собором называется собрание пастырей и учителей христианской Кафолической Церкви, по возможности со всей вселенной для утверждения истинного учения и благочестия между христианами.

Символ веры был составлен на первом и втором Вселенских соборах, отчего символ еще именуется как Никео-Цареградский, т.е. от названия городов, где проходили I и II соборы.

I Вселенский Собор, в г. Никее, был созван для утверждения истинного учения о Сыне Божием, против ложного учения Ария, который нечестиво мыслил о Сыне Божием.

Арий родился в Ливии, в конце III века, получил хорошее образование, после чего был рукоположен во священника в Александрии, где впервые он и высказал свое еретическое учение.

Арий считал, что если признать, что лица Святой Троицы имеют одинаковое Божеское достоинство и равны между собой, то выйдет три Бога, что противно верованию в единого Бога, а, если признать, что лица Святой Троицы имеют одно Божеское Существо, то между Ними не будет различия. По учению Ария равенство и единосущие лиц Св.

Троицы противно учению о единстве и Троичности Божества. Арий утверждал, что только Бог Отец в собственном смысле истинный Бог, Сын же Божий и Дух Святой только второстепенные Божества и имеют отличную природу от природы Бога Отца. Данное еретическое учение Ария вело к отрицанию спасения человеческого рода через Иисуса Христа.

По поводу возникшей ереси в Никеи и собрался собор в 325 году, где было выяснено, что в православном учении о Святой Троице нет никакого противоречия, потому что Церковь не учит, что Бог един по сущесту и троичен по существу, но Церковь исповедует, что Бог един по существу, но троичен в Лицах. «Существо» и «Лицо» — не одно и то же, и здесь нет противоречия.

Особенно сильно обличил Ария святитель Афанасий, епископ Александрийский. На соборе 318 отцами было изложено православное учение о Боге Отце и Боге Сыне.

II Вселенский Собор

Из нечестивого учения Ария о Сыне Божием вытекало такое же нечестивое учение и о Святом Духе. Однако сам Арий не развил это учение, а сделал это Македоний, который был епископом Константинопольским.

Македоний стал учить, что Святой Дух есть творение, не имеющее участие в Божестве и славе Отца и Сына. По поводу этой ереси был созван в 381 г. в Константинополе собор, отвергнувший лжеучение Македония. На соборе святые Отцы (150 чел.

) изложили свое учение о Святом Духе и присоединили его к членам Символа веры, составленным на I Вселенском Соборе. Дополнительно были внесены члены:

  • о Церкви;
  • Крещении;
  • воскресении и будущей жизни.

Таким образом составился полный Символ веры Никеоцареградский.

Чтобы лучше уразуметь, т. е. понять и изучить Вселенский Символ веры, должно заметить о его делении на 12 членов или частей. Согласно такому разделению Катехизис и предлагает объяснение Символа, рассматривая каждай член его порознь.

Предваряя подобное объяснение, необходимо показать общее содержание каждого члена:

Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым — говорится о Боге первоначально, в особенности о первой Ипостаси Святой Троицы о Боге Отце и о Боге, как о Творце мира

И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век: Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша – о второй Ипостаси Святой Троицы, о Иисусе Христе, Сыне Божием.
Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася – о воплощении Сына Божия.

Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна – о страдании и смерти Иисуса Христа.

И воскресшаго в третий день по Писанием – о воскресении Иисуса Христа.

И восшедшаго на небеса и седяща одесную Отца – о вознесении Иисуса Христа на небо.

И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца – о втором пришествии Иисуса Христа на землю.(Эти 7 членов были составлены на I Вселенском Соборе в 325 г. в Никее).

И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго Пророки – о третьей Ипостаси Святой Троицы, о Святом Духе.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как будет по церковному имя Александр

Во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь – о Церкви.
Исповедую едино Крещение во оставление грехов – о Крещении, где разумеются и прочии Таинства.

Чаю воскресения мертвых – о будущем воскресении мертвых.
И жизни будущаго века. Аминь. – о жизни вечной.

(8-12 члены были составлены на II Вселенском Соборе в 381 г. в Константинополе).

Записку Матроне Московской о здравии написать

Источник: http://vsemolitva.ru/kakoe-znachenie-imeet-simvol-very-i-na-kakom-sobore-prinyat.html

2. Понятие о Символе Веры. Понятие о Вселенских Соборах

познакомиться с текстом и историей создания Символа Веры

Задачи:

  • кратко познакомиться с историей первых двух Вселенских Соборов
  • понять необходимость утверждения текста Символа Веры
  • обзорно познакомиться с текстом Символа Веры

Использованная литература:

  1. Иов (Гумеров), иером., Гумеров П., свящ., Гумеров А., свящ. Закон Божий. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2014. Часть 4. Главы «Символ Веры», «Кратко о церковных Соборах».
  2. Гумеров П., свящ. Объяснение Символа Веры. – М.: Православная энциклопедия Азбука веры, 2016. Введение.

Дополнительная литература:

  1. Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.: Книговек, 2010. – Т.5. Глава 5 «Арианство. Первый Вселенский Собор в Никее (325)».
  2. Николай Сербский, свт. Верую: вера образованных людей. – М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002.

    Предисловие, глава «Верую во единаго Бога».

  3. Пущаев Ю. Догмат: граница истины // Фома. – №11(139) – ноябрь 2014. [Электронный ресурс]. – URL: http://foma.ru/dogmat-granicza-istinyi.html (дата обращения 16.02.2017).
  4. Сосунцов Е.Ф, свящ. Уроки Закона Божия для детей. – М.

    , 2002. Часть 2. Урок 1.

Ключевые понятия:

  • Догмат
  • Символ Веры
  • Вселенский Собор

Словарь урока:

  • Никео-Константинопольский (Никео-Цареградский) Символ Веры
  • Никея
  • Константинополь
  • Ересь
  • Первый Вселенский Собор
  • Арий
  • Ариане
  • Второй Вселенский Собор
  • Македоний
  • Духоборцы

Проверочные вопросы:

  1. Что такое Символ Веры?
  2. Как вы думаете, почему важные вопросы решались в Церкви соборно?
  3. Кто собирался на Вселенские Соборы?
  4. Сколько всего было Вселенских Соборов?
  5. На каком Вселенском Соборе был составлен Символ Веры?
  6. По названию каких городов получил название Символ Веры?
  7. В борьбе против каких двух ересей был утвержден Символ Веры?
  8. Могут ли когда-нибудь быть внесены изменения в Символ Веры?

Ход урока. Вариант 1:

Рассказ учителем новой темы, беседа с детьми.

Просмотр видеоматериалов.

Закрепление темы с помощью проверочных вопросов.

Ход урока. Вариант 2:

Рассказ учителем новой темы с помощью презентации.

Прослушивание Символа Веры в исполнении Дивны Любоевич.

Работа с раздаточным материалом. Дети должны склеить, выстроив по порядку предварительно разрезанные учителем на 12 частей (членов) тексты Символа Веры, а затем пронумеровать члены. Эти тексты пригодятся детям на последующих уроках.

Закрепление темы с помощью письменного теста.

материалы:

  1. Телепроект «Вера святых». Часть 6 «Символ Веры и его происхождение. Вселенские Соборы»:
  1. Символ Веры в исполнении Дивны Любоевич и хора «Мелоди»:
  1. Телепроект «Дом, в котором живет Бог». Часть «Символ Веры-1».

Источник: https://school.orthpatr.ru/node/225395

Никейский Символ веры. История православия — Храм «Большое Вознесение» у Никитских ворот

В 381 году на Втором Вселенском соборе в Константинополе был принят крещальный символ Константинопольской церкви, включавший в себя многие положения Никейского символа веры.

Халкидонский собор утвердил этот крещальный символ как ещё один символ веры всей Вселенской церкви — Никео-Константинопольский (согласно церковнославянским текстам — Никео-Цареградский).

На протяжении II, III и начала IV веков христианскую церковь сотрясали постоянные ереси и расколы, такие как ересь Савеллия, раскол Мелетия, но самое серьёзное и «опасное» волнение произвел в то время Арий.

Арианское учение о сотворённости Бога-Сына Иисуса Христа в своих дальнейших выводах вело к уничтожению главного догмата христианства — догмата искупления, а вместе с тем и к низвержению всего христианства.

Учение Ария вскоре после своего появления получило значительное распространение и приобрело себе очень многих сторонников среди которых был один из учёнейших епископов своего времени Евсевий Кесарийский.

Для разрешения всех спорных вопросов и был созван Вселенский Собор. Первый (Никейский) Вселенский Собор представляет собою в высшей степени крупное, важное и беспримерное явление в церковной жизни. Это было первое открытое, торжественное собрание епископов, собрание не только дозволенное государственною властью, но официально утверждённое ею.

По зову императора Константина Великого собрались епископы не одной какой-либо области, но «всех стран и народов», епископы всего тогдашнего христианского мира, от крайних границ верхней Фиваиды до стран Готских, от Испании до Персии.

Икона, изображающая святых отцов Первого Никейского собора (325), держащих Никео-Цареградский Символ веры (381) неизвестен, Public Domain

На соборе Арий изложил своё вероисповедание. Суть учения Ария изложена в его письме к Евсевию, епископу Никомидийскому, которое цитируют Епифаний Кипрский в «Панарионе» и Феодорит Кирский в своей книге «Церковная история»:

Однако ж, Его (Сына) не было прежде, чем Он был рожден, или сотворен, или определен, или основан, ибо до рождения Он не существовал (οὐκ ἦν). Нас преследуют за то, что мы говорим: Сын имеет начало, тогда как Бог безначален. Нас преследуют за то, что мы говорим: Сын из не сущего (ἐξ οὐκ ὄντων). Но говорим мы это потому, что Он не есть часть Бога и не происходит из чего-либо предсуществовавшего. Вот за что гонят нас!

и в письме Ария к Александру архиепископу Александрийскому, которое цитирует Епифаний Кипрский в «Панарионе» :

Он (Отец) родил Его (Сына) не призрачно, но по истине своим хотением и соделал его своим непреложным и неизменяемым, совершенным творением (κτίσμα) Божиим.

Согласно Арию, было время когда не было Сына Божьего: «не существовал», и Он сотворен «из не сущего», то есть Сын, согласно Арию, не безначальный Бог, а первое «творение». Из этой предпосылки получалось, что не сам Бог пострадал плотью за грехи человечества на Кресте, а пострадало творение. Согласно христианству (догмату искупления) только сам Бог мог спасти человечество от греха и смерти, а согласно Арию людей спасло творение.

Важнейшим термином, который ввели отцы Никейского собора, утверждающим, что Сын является тем же самым Богом по сущности, что и Отец: «Бог от Бога», в противовес Ариевому выражению «из не сущего» стал термин «единосущный» (ομοούσιος), то есть Сын и Отец одна сущность — Божество:

Наиважнейшим результатом догматической деятельности Первого Вселенского Собора было составление Символа, известного с именем Никейского, которым утверждалась вера в истинно-Божественную сущность Сына Божьего. Как указал писатель и историк церкви К. Н. Смирнов, «изложение в высшей степени полное и изумительно точное».

Символ этот принял император Константин, подписали почти все члены Собора, вместе с осуждением (анафематствованием) учения Ария; подписали даже епископы, державшиеся стороны Ария, за исключением только двух Ливийских: Феоны Мармарикского и Секунда Птолемаидского; анафематствование, приложенное к символу не подписали ещё двое: Евсевий Никомедийский и Феогнис Никейский. Арий и его сторонники был предан анафеме и, по велению императора, сослан в заточение, вместе с двумя Ливийскими епископами, при этом «его богохульные сочинения велено предавать огню; скопище его заклеймено позорным именем порфириан, как богоненавистное».

По вопросам церковной дисциплины и управления Собор издал 20 правил и разрешил разногласие относительно времени празднования Пасхи. Эти канонические постановления затем бесспорно приняты повсюду и на Западе. Догматическое постановление объявлено Церквам в двух указах: и от лица Собора, и от лица императора.

Церковнославянский текст из Кормчей патриарха Иосифа 1650 года

Веруем во Единаго Бога Отца Вседержителя, видимым же и не видимым Творца.

И во Единаго Господа нашего Исуса Христа, Сына Божия, рождена от Отца единочадна, сеже есть от существа Отча: Бога от Бога, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, а не сотворенна, единосущна Отцу, имже вся быша, яже на небеси и яже на земли, нас ради человек, и за наше спасение сошедша и воплощшася и вочеловечьшася, и страдавша, и в третий день воскресша, и восшедша на небеса и паки грядуща судити живым и мертвым.

И в Духа Святаго.
Глаголющия же, бе время егда не бысть, и яко от несущих бысть, или от иного состава, или существа, или преложна, или пременна Сына Божия, таковыя проклинает Соборная и Апостольская Церковь. Аминь.

Греческий текст на Оксиринхском папирусе, V век неизвестен, Public Domain

Веруем во Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого.

И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рождённого от Отца, Единородного, то есть из сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, несотворённого, единосущного Отцу, через Которого всё произошло как на небе, так и на земле. Нас ради человеков и нашего ради спасения сошедшего и воплотившегося, вочеловечившегося, страдавшего и воскресшего в третий день, восшедшего на небеса и грядущего судить живых и мертвых.

И в Святого Духа.
А говорящих, что было время, когда не было Сына, или что Он не был прежде рождения и произошёл из несущего, или утверждающих, что Сын Божий из иной ипостаси или сущности, или создан, или изменяем — таковых анафематствует кафолическая церковь. Аминь.

Источник: https://bolshoevoznesenie.ru/history/72778-nikejskij-simvol-very/

Символ веры

Символом веры называется краткое и точное изложение главных ее догматов и истин, составленное и утвержденное I и II Вселенскими соборами. Кто эти истины не принимает, тот уже не может быть православным христианином. Весь Символ веры состоит из двенадцати членов, и каждый из них содержит особую истину (догмат) православной веры.

Символ веры в русском переводе с канонического церковно-славянского текста читается (и в необходимых случаях – поется) так:

«Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

(Верую) и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несозданного, одного существа с Отцом, через Которого все сотворено;

Для нас людей и для нашего спасения сшедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы и сделавшегося человеком;

Распятого же за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного;

И воскресшего в третий день, согласно с писаниями (пророческими).

И восшедшего на небеса и сидящего одесную от Отца.

И опять имеющего прийти со славою судить живых и мертвых, царству Которого не будет конца.

(Верую) и в Духа Святого, Господа, подающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого наравне со Отцом и Сыном, говорившего через пророков.

(Верую) и во единую святую, соборно-вселенскую и апостольскую Церковь.

Исповедую одно крещение во оставление грехов.

Ожидаю воскресения мертвых.

И жизни будущего века. Истинно так».

Символ веры явился плодом соборного творчества. Первая его редакция была составлена в 325 году на I Вселенском соборе в Никее. Редакция эта была довольно краткой: «Веруем во Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рожденного от Отца, Единородного, т. е.

из сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, через Которого все произошло как на небе, так и на земле.

Нас ради человеков и нашего рода спасения сошедшего и воплотившегося, вочеловечившегося, страдавшего и воскресшего в третий день, восшедшего на небеса и грядущего судить живых и мертвых. И в Святого Духа».

Император Константин Великий

И далее после этого изложения следовал анафематизм, т. е. формула отлучения от Церкви: «А говорящих, что было время, когда не было Сына, или что Он не был прежде рождения и произошел из несущего, или утверждающих, что Сын Божий из иной ипостаси, или сущности, или создан, или изменяем – таковых анафематствует кафолическая (соборная) Церковь».

Сами отцы Собора, однако, называли эту редакцию не символом, а оросом (т. е. постановлением), ибо в Символе веры не должно быть места отлучению.

Этот орос Собора и анафематизм были направлены против лжеучения, сформулированного пресвитером Арием, жившем в египетском городе Александрия в начале IV века. Ученый диалектик, красноречивый проповедник, худощавый старик в аскетической одежде, он был кумиром многих своих прихожан.

Арий утверждал, что Бог Сын, хоть и был рожден прежде времени, но все же является созданием Бога Отца – Его творением, хотя и наиболее совершенным. Приверженцы Ария пошли еще дальше.

Из Малой Азии прибыл для агитации некий Астерий, который в своих публичных лекциях доказывал, что «Сын есть один из всяческих», что «Он – творение Отца, что Он произошел по Его воле и сотворен».

Богословские споры вылились на улицы Александрии: язычники, узнав о несогласиях среди христиан, злорадствовали и издевались над ними. Бродила среди ариан и еще одна подспудная мысль – сделать Александрию церковной и государственной столицей вместо Константинополя.

Первый Вселенский собор. Икона. XVII в

Для того, чтобы умирить христианский мир, римский император Константин Великий, основавший этот город на месте бывшего Византия, решил собрать в 325 году в Никее – городе на противоположном берегу Босфора – епископов со всех концов Римской империи, в том числе и из Западной ее части.

Константин Великий еще в 313 году объявил христианство государственной религией и всячески ему покровительствовал, хотя сам принял крещение лишь незадолго до своей кончины.

Созвав первый Собор, Константин приступил к осуществлению идеи Вселенской (Соборной) церкви, воплощенной впоследствии в Символе веры.

Разумеется, на Собор прибыл и Арий со своими сподвижниками. Во время прений он и его собратья говорили очень смело, уверенные в веротерпимости императора, обольщаясь надеждой склонить его на свою сторону.

Правда, один из них, Евсевий Кесарийский, зная, что риторикой не убедишь императора, уже принявшего решение в пользу православных, предложил воспользоваться текстом Символа веры, используемом при крещении – для большинства привычным, приемлемым для всех: «Веруем во Единого Бога Отца, Вседержителя Творца всех видимых и невидимых.

И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Бога от Бога, Света от Света, Жизнь от Жизни, Сына Единородного, Перворожденного, всея твари, прежде всех веков от Отца Рожденного, через которого и произошло все Воплотившегося Веруем во Единого Духа Святого».

Церковь земная и Небесная славословит Творца, показавшего нам свет

Император, выслушав его, заявил свое полное удовлетворение этим текстом, но, как бы между прочим, предложил этот текст дополнить одним словом – «омоусиос» – (Единосущен), т. е. Бог Сын единосущен Отцу, а не является Его творением. Собор принял это добавление, включив его в орос – постановление с анафематствованием.

Оформилось, таким образом, все имперско-государственное и одновременно духовно-вселенское, а в итоге – для всех обязательное решение Церкви. Догмат о единосущности Бога Сына с Богом Отцом для массы христианского населения Востока оказался не вполне понятным. Потребовалось несколько десятилетий для его усвоения. И параллельно с этим развивалась арианская ересь. Именно в ее форме утвердилось христианство среди воинственных готов,[34] специально для которых было переведено Евангелие.

Бороться с этой ересью, которая снова стала утверждаться на Востоке, пришлось святым отцам следующего – II Вселенского собора.

Он состоялся в Константинополе в 381 году под покровительством императора Феодосия Великого, бывшего прежде военачальником в Испании при западном (Римском) императоре Грациане.

Как приверженец Западной церкви, в ту пору православной и не принимавшей арианство, он в 380 году, тотчас после болезни и крещения, издал эдикт, утвердивший православие как единое вероисповедание, имеющее право на существование.

Эдикт был направлен как против язычников и иудеев, так и против ариан, которые фактически управляли Константинополем, бывшем в это время поистине бурлящим котлом.

Святитель Григорий Нисский с иронией изображает умственное возбуждение, в котором пребывали горожане, ожидая новых потрясений в церковной жизни. «Одни, вчера или позавчера оторвавшись от черной работы, – писал он, – вдруг стали профессорами богословия.

Другие, кажется, прислуга, не раз битые, сбежавшие от рабьей службы, с важностью философствуют о Непостижимом».

В период этих диспутов император Феодосий в целях успешного исполнения своего эдикта выдвинул из Антиохии святого Григория Богослова, невзрачного внешне, малого ростом, лысоватого человека, назначив его епископом Константинополя. Издан был приказ о передаче православным кафедрального храма Двенадцати Апостолов и храма Святой Софии, захваченных ранее арианами. Волнение при передаче дошло до предела, почти до мятежа.

«Храм, – описывал обстановку святой Григорий, – окружен был воинами, которые в вооружении и в большом числе стояли рядом. Тут же, как морской песок и туча, столпился, непрестанно увеличиваясь, весь народ, с мольбами обращаясь к императору. Везде суета, рыдания, слезы, вопли – точное подобие города, взятого приступом. А я – доблестный воитель и воевода шел среди войск».

Вводил же святого Григория в храм Святой Софии сам император.

Было пасмурное осеннее утро. Но когда вступили в храм, воссияло солнце и дружественный православный народ стал аплодировать и возносить приветствия святому Григорию. А он от волнения потерял голос, и потому другой епископ вместо него должен был начать богослужение.

В этой-то обстановке, смутной и неопределенной, состоялся II Вселенский собор. На Соборе ересь была осуждена и отвергнута. Собор утвердил догмат о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с Богом Отцом и Богом Сыном. На нем был отредактирован и дополнен Никейский Символ веры.

Постановления, или ороса, II Вселенского собора относительно принятого им Символа веры не сохранилось. Но, во всяком случае, цитаты или выдержки из него встречаются в творениях святых отцов конца IV – начала V века.

А на IV Вселенском соборе в городе Халкидоне (451 год) он уже был принят в качестве привычного нам Символа веры.

Источник: http://oldhat.ru/symbol_1/35.htm

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Что означает имя Милана в переводе

Закрыть
Для любых предложений по сайту: [email protected]