Сколько в России храмов и церквей

Миф: вместо больниц в России строят церкви — Православный журнал

Время от времени можно видеть заголовки, или инфографику, или демотиваторы, передающие одно и то же послание: «Церкви вместо школ и больниц!» Мол, РПЦ строит по три храма в сутки, а количество больниц и школ в России ежегодно сокращается. 

А на самом деле: 

На самом деле между строительством церквей и сокращением школ и больниц нет связи. Есть связь обратная: там, где строятся церкви, там развивается и социальное служение. Но рассмотрим все по порядку. 

«Церкви вместо больниц» — это пример риторического приема, который намеренно вводит читателя в заблуждение. Оба утверждения, которые он берет, по отдельности истинны: церкви действительно строятся, число школ и больниц действительно сокращается. В чем тут неправда? В предполагаемой связи между двумя этими явлениями, как будто именно строительство церквей — причина того, что у нас меньше больниц. 

На самом деле, оптимизация здравоохранения (или образования), в частности укрупнение больниц (или школ) за счет сокращения их числа, — процесс, находящийся совершенно вне компетенции Церкви. Предъявлять Церкви претензии по поводу действий министерств здравоохранения или образования было бы бессмысленно. 

Вы не предъявляете претензий таможне, если вас плохо обслужили в супермаркете, и не обращаетесь в общество защитников дикой природы, если у вас появились вопросы к тому, как регулируется уличное движение. 

Более того, когда речь идет не о церквях, а о любых других постройках, никому не приходит в голову выдвигать тот же тезис: никто не считает, что больниц стало меньше из-за того, что строится слишком много кинотеатров, или парков, или торговых центров. Пагубное влияние на больницы и школы (а также на зеленые насаждения и другие дорогие нашему сердцу вещи) приписывается почему-то исключительно церквям. 

Как будто любые проблемы — как в медицине, так и в других областях общественной жизни — чудесным образом разрешатся, если прекратить строительство церквей. 

Есть ли в подобного рода нападках логика? Ее нет и не предполагается. Это просто манипулятивный прием, который устанавливает эмоциональную, а не логическую связь между предметом нападок и чем-то плохим. Его можно использовать против кого угодно. 

Церковь кормит голодных, заботится об инвалидах, оказывает помощь женщинам в трудной ситуации, помогает алкоголикам и наркоманам избавиться от их пороков, а освободившимся заключенным — вернуться к нормальной жизни. Некоторое представление об объемах этой работы можно получить, посетив сайт Отдела по благотворительности и социальному служению.

Но может быть, самое важное — это то исцеление душ, которое несет Церковь. Вы вряд ли найдете свидетельства того, как человек оставил преступный мир, или бросил пить, или восстановил семью, обратившись в решительное безбожие.

Есть много историй про то, как человек узнал, что так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин 3:16) и это глубоко переменило его жизнь — к лучшему для него и для общества в целом.

Но вы едва ли наткнетесь на свидетельство, как человек, запутавшийся в своих глупостях и мелких злодействах, узнал, что «во вселенной нет ни добра, ни зла, ни цели, ни замысла — ничего, кроме слепого и безжалостного безразличия» (Ричард Докинз, «Река, текущая из рая») — и эта весть спасла и преобразила его жизнь. 

И среди тех, кто несет служение учителей и врачей, немало церковных, верующих людей, которые именно в своих отношениях с Богом черпают мотивацию для служения людям. 

Кому и зачем нужен этот миф: 

Люди имеют разные мировоззрения, в том числе такие, для которых Церковь видится преградой на пути к тому или иному варианту светлого будущего. Кто-то увлечен политикой и считает, что Церковь связана с противной ему стороной.

Кому-то причиняет боль сама христианская вера с ее свидетельством «о грехе, о правде и о суде». У людей могут быть разные причины для враждебности к Церкви и желания как-то опорочить ее.

И как правило, нападки принимают форму не содержательной критики христианского возвещения или жизни Церкви, а подобного рода манипуляций, рассчитанных на то, что вы проглотите их без лишних вопросов. 

Но, как бы вы ни относились к Церкви, лучше все же не давать собой манипулировать. 

|Другие публикации из серии «Миф и его разоблачение» с Сергеем Худиевым читайте здесь.

Источник: https://foma.ru/mif-vmesto-bolnicz-v-rossii-stroyat-czerkvi.html

Сколько в России церквей и другие цифры, которые интересно знать

Мы все любим спросить себя иногда о чем-то, о чем никому в голову не приходило собирать информацию.

Например, сколько в мире голубей. Или — почему иногда кажется, что снежинки летят вверх, хотя они при этом падают?

Сколько в России храмов; или сколько людей ходит в церковь — вопросы, как ни странно, примерно того же плана. Узнать об этом очень любопытно, но, как оказалось, мало кто про это может сказать что-то точно.

Мы решили проверить Интернет. Забили в поисковик несколько вопросов. Например: сколько священников в России или — сколько православных монастырей в мире. И вот что увидели.

Сколько православных в России?

Нет более расплывчатых данных, чем те, которые бы говорили о вероисповедании людей — в конкретной стране или во всем мире.

Почему?

Вот, например, на вопрос, сколько православных в России, можно ответить — 70% (это последние данные какого-то агентства, да и в целом — различные исследования называют «плюс-минус» ту же самую цифру: 60–70%).

Но сколько из них хотя бы изредка ходит в храм, а не просто говорит о том, что он православный?

В в 2016 году на Пасху — в день, когда в храм приходят даже те, кто посещает службы раз или два в год, — ночные богослужения по всей России посетили 4,3 миллиона человек (это официальные данные государства, которое точно не преуменьшит цифру). То есть, чуть меньше 3 процентов

В отдельно взятой Москве в том же году сообщили об одном миллионе человек — 8,3 процента. Конечно, часть прихожан могли остаться дома — по тем или иным причинам, но все равно это не семьдесят процентов

Сколько православных в мире?

Цифры, которые публикуются на вопрос, сколько православных христиан в мире, тоже разнятся — и в зависимости от того, кто их приводит, и в зависимости от критериев оценки. Точно не посчитаешь никак, а любая методика будет иметь изъян.

Говорить поэтому о числе православных на земле можно приблизительно. Картина получается такая:

На Земле на 2017 год живут 7 500 000 000 человек — семь с половиной миллиардов.

Из них почти треть — 2 400 000 000 — это христиане тех или иных конфессий.

Чуть больше половины всех христиан — это католики. 1 200 000 000

см.также: Католичество и православие: различия, самое главное

Православных в мире — около 300 миллионов.

Число верующих в православных Поместных Церквях тоже можно оценивать только приблизительно и чаще всего это цифры выше тех, сколько на самом деле ходят в храм. Википедия показывает такую таблицу (мы публикуем первые шесть):

  1. Русская православная церковь — 90–120 миллионов
  2. Румынская православная церковь — 18 800 000
  3. Элладская православная церковь — 9 000 000
  4. Сербская православная церковь — 8 000 000
  5. Болгарская православная церковь — 6 350 000
  6. Грузинская православная церковь — 3 600 000

А еще нельзя забывать «православную диаспору», которая проживает на католических или протестанстких территориях, где либо почти, либо вовсе лишена возможности регулярно посещать православный храм.

Источник: http://uznavay.pro/skolko-v-rossii-tserkvey-i-drugie-tsifryi-kotoryie-interesno-znat/

Православие в сердце Востока: почему мусульмане приходят в храмы

После 1990-х русских в Самарканде стало заметно меньше, однако в наши дни православные храмы города не только не закрываются, но, наоборот, возрождаются. Церквям помогают власти. И паствы в них стало немного больше.

Второй родной: почему в Узбекистане учат русский >>

В Самарканде действуют три православных храма – Алексеевский, Покровский, Георгия Победоносца. Есть также планы вернуть верующим еще один объект – церковь Николая Чудотворца. Сейчас это пустующее здания возле железнодорожного вокзала.

Главный православный

Самый центр города часто называют «русским Самаркандом», поскольку он начал застраиваться во времена протектората Российской империи — в архитектуре преобладают постройки конца XIX — начала XX века.

Порой даже кажется, что находишься не в сердце Азии, а где-нибудь в Пятигорске или Владикавказе — тот же кирпич, те же архитектурные формы, та же этажность.

А еще с центральной улицы, со знаменитого бульвара, хорошо видны купола главного православного храма — Собора святителя Алексия Московского, принадлежащего Ташкентской и Узбекистанской епархии Русской православной церкви.

Sputnik /

Парадное крыльцо в Алексеевский собор в Самарканде

Снаружи у оградки при нашем появлении, как водится, протягивают руки мужчина с женщиной. От собратьев из России их отличает национальный колорит – на женщине теплый почти национальный халат, а в руках пиала с горячим чаем.

Внутри храм выглядит слишком новым: ярко-желтые расписанные сценами из Библии стены, белоснежные колонны, потолок поделен на одинаковые квадраты и в каждом – лепнина. Ощущение, будто еще пахнет краской. Разве что плитка старая – ее, как потом выяснилось, не разрешили трогать из-за исторической уникальности.

Sputnik /

Алтарь Алексеевского собора в Самарканде

Несмотря на субботний день, прихожан почти нет. По одну сторону — свечная лавка, по другую на приличном расстоянии – в глубине храма алтарь, а возле него за перегородкой играет музыка — певчие готовятся к вечерней службе.

«Наш храм построен для казачьего полка в 1912 году еще при царе Николае II. Говорят, он должен был приехать на освящение, но не смог, а потом — Первая мировая война и революция. И храму тоже досталось: начались гонения на церковь, кресты и купола разрушили, собор становился то танцзалом при воинской части, то клубом, то складом. В 1992-м здание передали на баланс музея, начали восстанавливать, а спустя четыре года храм посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и освятил его. С этого времени церковь снова действует. И после у нас побывали многие известные гости – Владимир Путин и Ислам Каримов, Сергей Шойгу и Патриарх Кирилл», — коротко рассказывает историю главной православной святыни Самарканда женщина из свечной лавки, которая представляется Елизаветой.

Выясняется, что это ее второе имя, которое она приняла после крещения.

«Мои родители мусульмане, а я православная. Один раз сюда пришла, понравилось, прошла беседу и покрестилась», — рассказывает Елизавета и признается, что в гражданской жизни ее зовут Луизой.

Корова за веру

Теперь в Алексеевский собор она приходит не только на службы, но и сама в нем трудится.

«Официально моя должность называется сборщик пожертвований. Но это на бумаге, а так делаю все: и подсвечниками занимаюсь, и кушать готовлю, и полы мою. Нас тут всего три человека официально трудятся  – я, бухгалтер и батюшка. Прихожан-то мало: когда 50 человек придет на службу, когда — сто.

Но по большим праздникам или когда какую святыню привозят, то и до 400 прихожан бывает. В России у церквей есть спонсоры, а у нас таких нет – русских в Самарканде осталось не так много, поэтому надежда не на пожертвования, а на власти, которые нам очень помогают», — поясняет Луиза-Елизавета.

Sputnik /

Мемориальная доска на Алексеевском соборе в Самарканде

При этом она добавила, что в Алексеевский собор все чаще приходят и коренные жители — узбеки, таджики и представители других национальностей и народностей. По ее словам, поначалу некоторые мусульмане, заходя в церковь, спрашивали, куда поставить свечку, а потом молча стояли у иконы и о чем-то про себя просили. Впрочем, есть и такие, кто прониклись этой верой и решили принять христианство.

В подтверждение этих слов Луиза указывает на женщину, моющую полы: «Вот, с Галиной поговорите. Женщина выросла в кишлаке, а потом поехала в Россию, там работала в церкви, покрестилась, и муж позже последовал ее примеру. И такие случае, говорит она, не единичны.

«Да, я узбечка, — на очень плохом русском говорит Галина. – В 1999 году во сне увидела большой золотой крест над головой и дедушку в белых одеждах, который спросил: «Хочешь в мою веру? Тогда бери билет в Россию и уезжай очень далеко».

Пыталась его убедить, что денег у меня нет, мои мама с папой в кишлаке живут, бедные все. Но он настаивал так, что я даже проснулась.

Но как только закрыла глаза, снова увидела этот крест и дедушку – Бога Отца, который сказал, что мои родители должны продать корову и тогда денег на дорогу хватит».

Sputnik /

Служительница Алексеевского собора Галина рассказывает, как она пришла к православию

Утром она поехала в кишлак к родителям, рассказала про сон и про большие фотокарточки, которые ей приснились, — женщины с ребенком, мужчины с бородой, того самого дедушки (до этого Галина никогда не видела иконы), объяснила, что хочет видеть Божий дом, и мама с папой согласились продать корову. Так Галина оказалась в городе Энгельс Саратовской области, пришла в Свято-Троицкий собор и предложила свою помощь.  

«Настоятель отец Василий сразу же сказал: ты мусульманка, я тебя не возьму. А я на него рассердилась: «Кто ты такой, чтобы меня не взять?! Здесь Бог Отец есть, у него буду работать». Он удивился моему напору и взял. А потом предложил креститься. Дал имя Галина — меня же Гульстон зовут. Спросил, если родственники узнают, ругать станут, что будешь делать? Откажусь от них, сказала ему», — вспоминает Гульстон-Галина.

В итоге все получилось наоборот, когда спустя 12 лет она вернулась домой, родные ее не приняли, а вот муж-мусульманин напротив, вслед за ней перешел в православие, так вдвоем в Самарканде они и живут.

Внучка сожженного муллы – православная Галина

До революции на территории современного Узбекистана действовало полтора десятка православных церквей, но почти все они в советское время были уничтожены либо переделаны под хозяйственные нужды. Единственный храм, который не закрывался с момента основания, — церковь Покрова Божьей Матери, построенная в 1903 году. Туда мы и отправились.

Sputnik /

Покровская церковь в Самарканде

Еще на подходе к храму встречаем пожилую прихожанку, которая, услышав, что мы из Москвы, искренне обрадовалась и сразу же позвала к себе пить чай. С трудом удается отказать. Просим показать дорогу к церкви. По пути она рассказывает о себе.

«Я в 1966 году приехала с Украины на помощь братскому Узбекистану отстраивать Ташкент после землетрясения. Когда закончили, нам предложили остаться и выбрать любой город. Так я оказалась в Самарканде, с 1971-го живу в двух шагах от этой церкви, сюда и хожу.

А мусульмане – да, сюда тоже ходят. Видимо, у кого-то душа лежит к этой вере, тут у них ничего не просят.

Много таких, кто перед поездкой в Турцию или Эмираты заходит, делает пожертвования, ставит свечи, молится боженьке перед  дорогой», — рассказывает она и просит называть бабой Ниной.

Sputnik /

Прихожанка Покровской церкви в Самарканде Нина

Внутри храм небольшой, в отличие от Алексеевского кажется просто крохотным, но из-за этого он уютен, чувствуется, что старый, намоленный, на стенах много икон XVII-XVIII веков. Даже полы деревянные, крашеные.

«На строительство нашей церкви еще царь Николай II 1 500 рублей пожертвовал — есть подтверждающие документы,— перенимает эстафету от бабы Нины служительница Покровской церкви Галина. — У нас и школа была при церкви до революции. Она и сейчас как воскресная работает, а в подвале хранились уцелевшие иконы из других разрушенных в советские годы храмов. Часть из них мы передали в Алексеевский собор».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кем был построен Успенский собор

Sputnik /

Старинные иконы в Покровской церкви Самарканда — единственной не закрывавшейся в советские годы

Галина в этой церкви тоже заведует свечной лавкой и, как Луиза-Елизавета, выполняет попутно множество других дел. Считается, что постоянных прихожан в Покровском храме человек 200, на большие праздники — Пасху и Рождество — или если привезут мощи святого, могут прийти и больше. Однако обычные службы посещает до 50 верующих.

Сама Галина тоже из бывших мусульманок.

РПЦ

«Мама у меня русская, а папа человек Востока, дедушка вообще был муллой – его в середине 1920-х сначала раскулачили, а потом избили и полуживого сожгли на глазах у детей. Семью разорили и пустили детей по кишлакам. Папа все это помнил, он у меня был верующим мусульманином, маленькой привел в мечеть, где мулла нарек меня Мушаррафой. Я с детства читала Коран, но душа требовала других молитв. Так, в 51 год вместе с внучкой, которой тогда было два года, я крестилась в православие. И сразу все молитвы стали ложиться в голове», — признается она.

Sputnik /

Алтарь Покровской церкви в Самарканде

Раньше Галина ходила в мечети, ездила по святым для мусульман местам, но «благодать нашла другой вере». И теперь за покойного папу-мусульманина просит у Бога в Покровской церкви.  

Постепенно в православие перешла почти вся ее семья — они крестились со своими детьми, уже взрослыми. Такие родственные переходы в другую религию не редкость, добавляет женщина, приведя в пример подьяка церкви — отца Фортуната – чистокровного таджика — и его жену. И его родной брат с супругой и детьми также приняли православие.

Бог един, просто имен и языков у него много

Галина также рассказала, что в храме молятся не только за христиан, ведь почти в каждой семье тех, кто более-менее постоянно ходит в Покровскую церковь, есть мусульмане.

«В наших церквях можно не только поставить свечу за некрещенного, но и записку заказать. Видите, они голубого цвета. Раз в неделю есть благословление, когда священник читает молитвы за них по какой-то потребе. У меня, знаете, сколько двоюродных братьев? Они все мусульмане, но за них же тоже нужно молиться», — говорит она.

По ее словам, чаще всего переход из одной религии в другую начинается с женщин. Это связано с тем, что в православном храме они чувствует себя свободнее, чем в мечети, даже не будучи крещеными, и могут приходить сюда, прося перед иконами, например, о супруге или детях.

Sputnik /

Священное писание и православный крест на кафедре в храме Самарканда

«Я тут столько таких историй насмотрелась, когда девушки-мусульманки вначале приходят и молча стоят у икон, свечи ставят, мужей выпрашивают у Господа. А потом уже вдвоем заходят, теперь о детях молят. Глядишь, и уже крестятся, венчаются и детей своих крестят. Кто-то при этом так и остается мусульманином, но ходит по выходным и праздникам не в мечеть, а сюда», — говорит Мушаррафа-Галина.

«Я считаю, что Бог един, просто имен у него много и языков, но он всех понимает. Вопрос только в том, где ты чувствуешь силу, помощь и как хочешь спасти свою душу. Каждый находит утешение в чем-то своем», — признается она на прощание.

Sputnik /

Узбекистана – одна из самых толерантных и мультикультурных стран не только Востока, но и мира. Здесь благополучно уживаются все конфессии, а мусульмане, православные, иудеи или буддисты часто общаются в повседневной жизни, ходят друг к другу в гости и порой вместе отмечают праздники. Пожалуй, в Самарканде это разнообразие и единение чувствуется особо, а православные кресты на золотых маковках храмов органично дополняют стройные минареты и небесно-голубые купола мечетей.

Источник: https://uz.sputniknews.ru/society/20191205/12949317/Pravoslavie-v-serdtse-Vostoka-pochemu-musulmane-prikhodyat-v-khramy.html

Статистическая информация

Русская Православная Церковь объединяет 303 епархии, то есть на 10 больше, чем в 2016 году и на 144 больше, чем в 2009 году.

Созданы 3 митрополии: их число достигло 60.

Статистика по числу духовенства и храмов подводится в первые месяцы каждого года, в связи с чем я представлю данные на начало текущего года.

Штатное духовенство Русской Православной Церкви состоит из 39 414 клириков, включая 34 774 штатных пресвитера и 4 640 диаконов. За год штатное духовенство приросло на 521 клирика. Это стабильное в последние годы значение показателя роста числа духовенства.

Если же говорить о суммарном числе штатного и заштатного духовенства, то оно составляет более 40 тысяч клириков.

В Русской Православной Церкви 36 878 храмов или иных помещений, в которых совершается Божественная литургия. Эта статистика включает в себя данные по дальнему зарубежью и соответствует годовому росту в 1 340 храмов.

В нашей Церкви 462 мужских монастыря, то есть на 7 больше чем годом ранее, и 482 женских монастыря, то есть на 11 больше чем годом ранее.

В дальнем зарубежье действуют более 900 приходов и монастырей Русской Православной Церкви, включая приходы Русской Зарубежной Церкви.

Из доклада Святейшего Патриарха Кириллана Епархиальном собрании г. Москвы

(21 декабря 2018 года)

На 1 декабря этого года количество храмов и часовен города Москвы составило 1 179, то есть на 25 больше, чем годом ранее.

По итогам 2018 года в Москве мною будут совершены 9 освящений храмов чином великого освящения, включая два предстоящих освящения. Также за пределами Москвы я совершил 9 великих и малых освящений храмов.

В 516 московских храмах богослужение совершается не реже одного раза в неделю, что составляет прирост в 9 храмов.

Московское духовенство объединяет 28 архиереев, 1350 священников и 414 диаконов — всего 1792 клирика, то есть на 81 клирика больше, чем год назад. К концу 2018 года мною будут рукоположены 42 пресвитера, включая две предстоящих хиротонии, и 6 диаконов.

Число ставропигиальных обителей остается неизменным: 15 мужских монастырей и 18 женских, с 1035 насельниками и 980 насельницами (включая послушников и послушниц).

Из доклада митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналияна годичном собрании Московской епархии

(20 декабря 2017 года)

На сегодняшний день в Московской епархии 51 благочиние. На 1 191 приходах и в 24 монастырях совершают служение 1 564 клирика, из которых 1 441 священников и 123 диакона.

За прошедший год было освящено 15 храмов. Образовано 17 новых приходов и 1 монастырское подворье. Всего на сегодняшний день в Московской епархии 1 999 храмов и 277 часовен; 734 храма и 55 часовен восстановлены из руин, а 529 храмов и 181 часовня — новопостроенные. 138 храмов и 16 часовен находятся в стадии строительства. До сих пор не переданы Церкви 16 храмов и 1 часовня. 249 храмов продолжают нуждаться в неотложной реставрации.

В отчетном году было совершено 27 диаконских и 30 священнических хиротоний. За штат почислено 2 священнослужителя, запрещены в священнослужении 6 человек. В Московскую епархию было принято 17 священнослужителей, в другие епархии перешли 6 клириков.

На приходах действуют службы приходского консультирования. В большинстве приходов организованы церковно-приходские библиотеки. В 2017 году их было 822, а совокупный книгофонд составил 840 тысяч изданий.

В 2017 году в 812 приходах и монастырях Московской епархии действовали 767 детских и 504 взрослых воскресных школ, где обучались 29 198 человек и преподавали 3 421 учитель.

Важными центрами духовного воспитания и образования являются православные гимназии и школы. Всего в Московской епархии действует 16 православных школ, в которых обучается 2 447 человек и преподает 426 учителей.

В 2017 году в Московской области силами духовенства и православных мирян окормлялись 24 вуза, 58 учреждений средне-профессионального образования, 891 школа, 276 детских садов.

Коломенская духовная семинария готовит духовенство для Московской епархии и считается одной из лучших и по оснащению, и по качеству преподавания духовных школ Русской Православной Церкви. В семинарии ведется преподавание 46 учебных дисциплин и трудятся 56 преподавателей. 39 преподавателей являются священнослужителями Московской епархии. В настоящее время библиотека КДС насчитывает 32 633 книги, 3 850 журналов и 10 100 учебных пособий.

На сегодняшний день в Коломенской духовной семинарии обучается 328 студентов.

За 21 год существования КДС ее закончили 735 человек, из них 606 священников и 56 диаконов, то есть 90% выпускников приняли священный сан.

Структурно, в рамках дополнительного образования, в семинарию входят Епархиальные миссионерско-катехизаторские курсы, на которых в настоящее время обучается 417 человек.

Многие из выпускников уже назначены на штатные приходские должности катехизатора, миссионера, социального работника или работника с молодежью. При семинарии действуют также Епархиальные библейско-богословские курсы имени преподобного Сергия Радонежского.

В 2017-2018 учебном году на 85-ти отделениях курсов обучаются 2 776 человек. Преподавание осуществляют священники и миряне Московской епархии.

В настоящее время в Московской епархии действуют 996 штатных миссионеров-катехизаторов из числа духовенства и мирян (что на 6% больше, чем в прошлом году), в том числе 250, закончивших епархиальные курсы.

В 2017 году был организовано 2 196 объектов православного отдыха, в которых приняли участие более 22 тысяч детей, более 44 тысяч молодежи и взрослых, 838 священнослужителя. Проведено 38 детских, 13 молодежных и 67 семейных лагерей, более двух тысяч паломничеств, экскурсий, походов и путешествий.

В Московской епархии ежедневно более 16,5 тысяч человек получают полноценное питание в 1 189 приходских благотворительных столовых, а около 3 тысяч имеют возможность безвозмездно получить одежду, продукты питания, медикаменты и предметы первой необходимости в 560-ти специальных пунктах раздачи, действующих при храмах и монастырях.

На сегодня действуют 62 детских православных учреждения и 33 богадельни. На постоянной основе духовенством епархии окормляются 340 государственных детских социальных учреждений и 172 учреждения для престарелых и инвалидов. В благотворительной работе принимают активное участие не только священнослужители, но и прихожане, особенно приходские социальные работники.

В настоящее время в Московской епархии трудится 1 128 социальных работников и около 2 000 волонтёров. 147 из них имеют специальное социальное образование.

Деятельность многих приходов и монастырей Московской епархии неразрывно связана с духовным попечением о пациентах и персонале медицинских учреждений. В отчетном году пастырская деятельность велась в 267 подмосковных и 34 московских или федеральных лечебно-профилактических учреждениях для взрослых пациентов и в 28 лечебных заведениях детского профиля.

В Московской епархии оказывается необходимая помощь людям, страдающим алкогольной или наркотической зависимостью. В 21 благочинии действуют 35 приходских обществ трезвости, в которых состоит более пятисот человек. Духовенством Московской епархии окормляются 67 групп трезвости анонимных алкоголиков и наркоманов.

В отчетном году епархиальное духовенство совершало свое служение в 408 подразделениях Министерства обороны и других силовых ведомств. На территории воинских частей расположены 45 храмов, 21 часовня и 24 специально оборудованных молитвенных помещения. Осуществляются работы по проектированию и строительству еще двух храмов. В 70 военных подразделениях, на территории которых расположены храмы, богослужения совершаются регулярно.

В Московской епархии сегодня имеются 12 мужских и 12 женских обителей. Общее число монашествующих — 262 человека, в мужских монастырях — 74 человека, в женских — 188 человек. В этом году было совершено три иноческих и девять монашеских постригов.

Источник: https://sinfo-mp.ru/statisticheskaya-informaciya

Рпц строит по три храма в сутки. а количество больниц и школ в россии ежегодно сокращается

https://www.znak.com/2019-05-27/rpc_stroit_po_tri_hrama_v_sutki_kolichestvo_bolnic_i_shkol_v_rossii_ezhegodno_rezko_sokrachaetsya

2019.05.27

Znak.com

В минувшее воскресенье, 26 мая, патриарх Московский и всея Руси Кирилл сообщил, что Русская православная церковь строит в среднем три храма в сутки. Заявление предстоятеля РПЦ было встречено в соцсетях негативно.

Некоторые интернет-пользователи сравнили темпы возведения религиозных объектов со строительством магазинов «Пятерочка» и «Красное и белое».

В свете последних событий в Екатеринбурге, где горожане выступили против строительства храма в сквере, и последовавших антиклерикальных выступлений в других городах страны многие с сожалением констатировали, что на фоне роста числа храмов и церквей в России сокращается количество других важных социальных объектов — школ, детских садов и больниц.

«Три храма за 24 часа»

«Мы сегодня строим в среднем три храма в сутки — я не ошибаюсь, за 24 часа, — сказал патриарх Кирилл на освящении храма Всех Святых в Страсбурге. — Это не потому, что у нас очень много денег и мы не знаем, куда их потратить. Наш народ, прошедший через годы атеизма, и умом, и сердцем понял, что без Бога ничего не получается».

По мнению патриарха, «в нашей технологически развитой цивилизации нужны такие места, где человек мог бы почувствовать близость к Богу».

Председатель Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда в своем телеграм-канале привел официальную статистику по количеству православных храмов, сославшись на данные сайта и одноименного телеграм-канала Prichod.ru.

«В начале 2009 года в Русской православной церкви было 29 тыс. 263 храма, в которых совершалась литургия. В начале 2019 года действует 38 тыс.  649 храмов, где регулярно совершается литургия. Рост за 10 лет — 9 тыс. 386, то есть почти три храма в день», — указывают авторы Prichod.ru, который ведут сотрудники информационно-аналитической службы управления делами патриархии.

На территории РФ в 2015 году было 19 тыс. 378 православных храмов, в 2019-м — 21 тыс. 849. В РПЦ подчеркивают, что в некоторых регионах России по-прежнему ощущается их дефицит: «Сегодня больше всего храмов не хватает в Новосибирской епархии (25 тыс.

человек на один храм), епархии города Москвы (16,6 тыс. человек на один храм), Хабаровской епархии (15 тыс. человек на один храм), Санкт-Петербургской епархии (14,5 тыс. человек на один храм), Благовещенской епархии (14,3 тыс. человек на один храм)».

 

Количество больниц — почти на уровне 1913 года

Для сравнения: в 2000–2010 годах количество больниц в России сократилось почти два раза — с 10,7 тыс. до 6,3 тыс. Такие данные приводятся на сайте Росстата. К 2015 году медицинских учреждений данной категории стало еще меньше — 5,4 тыс., подсчитали эксперты Центра экономических и политических реформ (ЦЭПР). Всему виной оптимизация здравоохранения. Одновременно за 15 лет сократилось и количество больничных коек — в городах на 27,5%, в сельской местности — почти на 40%.

Как ранее отмечалось в исследовании РБК, если власти продолжат закрывать больницы такими темпами (примерно 353 в год), то к 2021–2022 годам количество медучреждений данного типа в стране достигнет 3 тыс., то есть уровня Российской империи в 1913 году.

По информации экспертов ЦЭПРа, наряду с больницами за последние 15 лет сократилось количество поликлиник. Их число за период 2000–2015 годов снизилось на 12,7%, до 18,6 тыс. учреждений.

Согласно статистике, в России становится меньше и образовательных учреждений. Если в 2000 году в стране насчитывалось 68,8 тысячи школ, то в 2017 году — 42,6 тыс. (данные Высшей школы экономики). В 2017-м премьер-министр Дмитрий Медведев заявлял, что в течение года по всей России откроется 170 школ.

В 2018 году, по его словам, в стране планировалось окончание строительства 186 школ. То есть в среднем по России за сутки в эти годы возводилось чуть более половины школы.

В 2016 году результаты по строительству общеобразовательных учреждений были еще скромнее — тогда открыли 92 новых общеобразовательных учебных заведения. 

Прослеживается также тенденция сокращения количества высших учебных заведений. В 2000 году в России действовало 965 вузов, в 2017 году — 818 (данные ВШЭ). В то же время если в 2014 году в России было 41,3 тыс. детсадов, то в 2016-м — 38,3 тыс.

(ВШЭ). При этом число воспитанников дошкольных образовательных организаций с начала «нулевых» до 2016 года увеличилось с 4,2 тыс. человек до 7,3 тыс. В Росстате говорят, что к 2018 году ситуация улучшилась — количество детсадов возросло до 40,2 тыс.

 

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

Источник: https://www.znak.com/2019-05-27/rpc_stroit_po_tri_hrama_v_sutki_kolichestvo_bolnic_i_shkol_v_rossii_ezhegodno_rezko_sokrachaetsya

Татарстанская митрополия нашла 300 храмов под реставрацию

На последнем Священном синоде 30 мая этого года митрополит Псковский и Пороховский Тихон (Шевкунов) представил реестр аварийных и руинированных храмов на территории России. В этот список вошли и церкви Казанской епархии. О том, как привязать коттеджный поселок к храму, как не нужно восстанавливать церкви и почему люди из города возвращаются в село, — в материале «Реального времени».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как по церковному имя Валерий

Митрополит Тихон, автор много лет переиздаваемого бестселлера «Несвятые святые», тираж книги уже превысил два миллиона экземпляров, в прошлом — наместник мужского монастыря на Сретенке в центре Москвы, а ныне — митрополит Псковский и Пороховский, председатель Патриаршего совета по культуре, представил Священному синоду данные по 197 епархиям на территории РФ.

Заняться гибнущими храмами ему было поручено в ноябре прошлого года, данные собирались со всех епархий, в Казанской епархии, например, таких храмов более 120. В Чистопольской и Альметьевской — приблизительно столько же. То есть на территории Татарстанской митрополии около трехсот храмов находится сейчас или в аварийном, или в руинированном состоянии.

Священный синод, выслушав доклад митрополита Тихона, постановил, что управление делами Патриархии проведет совещание с главами митрополий, на чьих территориях находится большое количество гибнущих храмов, являющихся памятниками архитектуры. Управляющие кафедрами будут должны составить план действий и представить его Священному синоду.

То, что курировать вопрос, скорее всего, будет митрополит Тихон, обнадеживает. Он уделяет большое внимание истории страны и был одним из идеологов и инициаторов создания исторического парка «Россия — моя история». В бытность его наместником Сретенского монастыря, его прихожане в качестве волонтеров постоянно выезжали в Архангельскую область, где помогали местным жителям в восстановлении храмов.

Митрополит Тихон представил Священному синоду данные по 197 епархиям на территории РФ. Фото Олега Тихонова

«Можно предложить епархиальным архиереям организовывать людей и выезжать на такие заброшенные храмы. Давайте составим список объектов, которые могут быть законсервированы силами добровольцев во избежание их дальнейшего разрушения», — отметил в одном из выступлений митрополит Тихон.

Сейчас список составлен, очевидно, надо ждать конкретных предложений от управляющих кафедрами. В Татарстанской митрополии, кстати, силами волонтеров давно уже спасают заброшенные храмы. Об этом шла речь на встрече в лектории храма Сошествия Святого Духа в Казани в минувшее воскресенье, где собрались архитекторы, работающие с нуждающимися в восстановлении храмами, историки и волонтеры. Встреча проходила в рамках фестиваля «Духов день в Суконной слободе».

После эпохи безбожия

По словам архитектора Инессы Фахрутдиновой, говорить о том, что храмы восстанавливаются, берутся на учет, можно только в последние тридцать лет. Семьдесят лет до этого они уничтожались. В Казанской митрополии утрачена практически половина из существующих в начале прошлого века храмов.

Но динамика все же положительная. Если в 1988 году на территории Казанской епархии (митрополия появилась позже) было всего 15 приходов, три из них в Казани, то сейчас их 345. Подавляющее большинство из них — памятники архитектуры федерального или регионального значения.

И если в городе все обстоит более-менее благополучно, то в сельской местности многие храмы нуждаются если не в реставрации, то хотя бы в консервации. «В одной сельской церкви мы однажды видели, как мужчина разбирал кирпичную кладку и складывал кирпичи в машину, объяснив, что они ему нужны для строительства, такие случаи бывают», — рассказала Фахрутдинова.

По словам архитектора Инессы Фахрутдиновой, говорить о том, что храмы восстанавливаются, берутся на учет, можно только в последние тридцать лет. Семьдесят лет до этого они уничтожались. Фото .com

Но у республики нет таких средств, чтобы все быстро и качественно отреставрировать, поэтому приходится уповать только на саму церковь, на силы прихожан, священников и волонтеров.

Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан неоднократно обеспокоенно высказывался по поводу храмов, требующих восстановления, и всячески поощряет инициативу прихожан и волонтеров, которые берут на себя труд начать работы в заброшенной церкви или часовне.

«Когда я проезжаю мимо такой некогда красивой, а сейчас запущенной церкви, у меня болит душа», — говорит владыка.

Подавляющее большинство отреставрированных в митрополии храмов получило вторую жизнь именно по инициативе духовенства и прихожан. Самый убедительный пример — возрождение Раифской обители, которую ее наместник архимандрит Всеволод реставрировал и строил только на деньги спонсоров и прихожан.

«Население надо информировать»

Учитывая важность, в Казанской епархии была восстановлена должность епархиального архитектора, подобная была здесь до 1917 года. Новым епархиальным архитектором стал Степан Новиков, в активе которого, кстати, реставрация церкви Сошествия Святого Духа. По словам Новикова, одна из проблем нынешних прихожан — в плохой информированности, люди часто не знают, что в том или ином здании раньше находилась церковь, до того оно перестроено.

«Многие казанцы, например, не знали, что кукольный театр находится в помещение храма Сошествия Святого Духа, а население надо информировать», — рассказал Новиков. И случай этот, к сожалению, не единичный. Архитектор предложил на подобных зданиях, если они пока по какой-то причине не возвращены церкви, устанавливать таблички с информацией. «Храм как объект культурного значения нуждается не только в сохранении и использовании, но и популяризации», — полагает Новиков.

По словам Степана Новикова, одна из проблем нынешних прихожан — в плохой информированности, люди часто не знают, что в том или ином здании раньше находилась церковь, до того оно перестроено. Фото tatmitropolia.ru

Что касается сельских церквей, то их восстановление, как правило, начинается с организации прихода, появляются заинтересованные лица, священник, подтягиваются спонсоры. Часто молебны служат в еще практически руинированном храме. Но приход уже есть, он живет. Но если церковь находится в отдаленном месте, там, где давно уже никто не живет? Даже если ее отреставрировать, какой будет ее дальнейшая судьба? На этот вопрос тоже придется искать ответ.

Волонтерское движение — это большая сила в деле восстановления церквей. Например, молодежный отдел Казанской епархии постоянно ездит в сельскую местность и работает в спасаемых церквях. Но часто так бывает, что начать работы по восстановлению церкви бывает трудно, приход вроде бы оформлен, но непонятно на кого — юридическое или физическое лицо. Возникают вопросы и с получением лицензии на реставрацию.

Чем важно восстановление церквей? Даже если мы уберем религиозную составляющую, не стоит отрицать, что это прежде всего объекты культурного и исторического наследия. «Архитектура — это произведения искусства, за которыми не надо ходить в музей», — напомнил известное выражение Степан Новиков.

Сельская церковь или мечеть — это, как правило, доминанта ансамбля. А церкви в сельской местности иногда были не хуже, а часто и лучше, богаче, чем в городе. И сейчас известны случаи, когда с возрождением храма начинает возрождаться и село. По мнению Новикова, возможно, строительство современных коттеджных поселков стоит «привязывать» к уже стоящим и нуждающимся в реставрации храмам. Культовый объект в этом случае может выступить градообразующим фактором.

Но вот объект вызвал интерес у населения, его хотят использовать по назначению, то есть в качестве храма. Возникает необходимость восстановления. И здесь есть опасность — непрофессиональные строители и реставраторы способны погубить храм.

Благие намерения для восстанавливаемого объекта не всегда хороши.

«Бывает, что объект полностью перестраивается, надстраивается колокольня, которой не было, золотятся купола, и все это вызывает у общественности некий диссонанс и неприятие», — рассказывает Новиков.

Сельская церковь или мечеть — это, как правило, доминанта ансамбля. А церкви в сельской местности иногда были не хуже, а часто и лучше, богаче, чем в городе. И сейчас известны случаи, когда с возрождением храма начинает возрождаться и село. Фото almet-eparhia.info

Часто такие вещи случаются, когда есть приход, появился меценат, который готов прямо сейчас дать деньги, но нет четкого видения, нет грамотного проекта восстановления. По мнению Степана Новикова, избежать таких неприятных вещей можно только одним способом — привлекать к работам профессионалов.

Кстати, Татарстан — один из немногочисленных регионов, где появилась любопытная тенденция: люди начали переезжать из города в село, и, как правило, одним из решающих факторов является наличие на новом месте храма — уже восстановленного или такого, над восстановлением которого еще надо потрудиться. Таких случаев пока немного, по статистике всего 0,02 процента, но они есть.

Татарстанская митрополия Казанская и Татарстанская епархия

Источник: https://realnoevremya.ru/articles/142562-doroga-k-razrushennomu-hramu

Православие в цифрах: сколько храмов и духовных организаций у РПЦ?

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в воскресенье освятил храм Всех Святых в Страсбурге. После этого он выступил с речью и рассказал о довольно любопытном факте – у Русской Православной церкви ежедневно строится по три храма.

Сегодня мы строим примерно три храма в сутки, за 24 часа. 30 тысяч храмов за десять лет. И не от того, что у нас слишком много денег и не знаем, куда их потратить. Народ наш, прошедший через годы атеизма, и умом, и сердцем понял, что без Бога ничего не получается.

— Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Приведённая цифра озадачила многих. И это действительно очень интересный вопрос, поскольку просто нет единого мнения или единой статистики по поводу того, каковы масштабы Православной церкви в России.

Как считает Росстат

Официальная статистика рассматривает РПЦ не как совокупность храмов, а как совокупность входящих в её состав юридических лиц, которые зарегистрированы в статусе некоммерческих организаций. Таким религиозным НКО может быть как церковный приход какого-либо храма, так и церковная община, на балансе которой есть одно или несколько помещений для проведения богослужений.

Ежегодно Росстат публикует данные о количестве религиозных организаций в России. Данные в статистическую службу передаёт Минюст, который ведёт соответствующие реестры. Статистика разбита по разным конфессиям и типам религиозных организаций.

В общей сложности в России зарегистрировано 30 896 религиозных организаций всех конфессий и всех типов на конец 2018 года. Преобладает в этом перечне Русская Православная церковь, у которой зарегистрировано 18 550 организаций, на втором месте – Ислам (5954 организации), на третьем месте организации христиан – пятидесятников – 1034 организации.

Русская Православная церковь – бессменный лидер по росту числа зарегистрированных религиозных организаций. За десять лет оно выросло с 12,9 тысяч до 18,55 тысяч.

Число православных организаций прибавляется ежегодно. Меньше всего новых организаций было зарегистрировано за 2010 год – всего 324, а больше всего – в 2017 году, когда их число выросло на целую тысячу. В прошлом 2018 году было зарегистрировано 359 новых религиозных организаций. Таким образом, можно сказать, что в сутки в среднем становится как минимум на одну религиозную организацию больше.

Впрочем, это также говорит и о том, что сама структура РПЦ становится шире и сложнее. Все некоммерческие религиозные организации Росстат и Минюст подразделяют на два вида: централизованные и местные. Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из трех местных религиозных организаций.

Вся русская Православная Церковь – это единая централизованная религиозная организация, включающая в себя также и другие централизованные религиозные организации, в том числе Московскую Патриархию, а также синодальные учреждения, автономные и самоуправляемые церкви, экзархаты, епархии, благочиния, приходы, монастыри, духовные учебные заведения, братства, сестричества, миссии, представительства и подворья, являющиеся иерархически подчиненными структурными подразделениями Русской Православной Церкви, находящиеся на территории Российской Федерации и за границей.

По данным Росстата на начало 2019 года число централизованных организаций составило 198, в то время как в 2010 году их было 78.

Число местных организаций на начало 2019 года составило 18 550. Ежегодно за последние десять лет создавалось от девятисот до трёхсот новых местных религиозных организаций.

Число духовных образовательных учреждений РПЦ за десять лет выросло с 57 до 63, а численность монастырей увеличилась с 424 в 2010 году до 500 на начало 2019 года, пишет Росстат.

Как считает Православная церковь

Сама Православная церковь исходит из других критериев того, как оценить свои масштабы.

На Поместном Соборе 2009 года была представлена информация, что к началу 2009 года в Русской Православной Церкви действовало 29 263 прихода. Последующие подсчеты потребовали ряда уточнений.

К примеру, причислять ли к «приходам» только юридически зарегистрированные религиозные организации (но тогда выпадали приписные храмы, при которых действовали общины) или же относить к «приходам» все храмы, находящиеся в пользовании или собственности епархий (но в их число попадают храмы, где еще нет приходской жизни — к примеру, строящиеся или восстанавливаемые).

С 2014 основой системы подсчета стала частота совершения Божественной литургии. В начале 2019 года в Русской Церкви действуют 38 649 храмов или иных молитвенных помещений, в которых совершается Божественная литургия. такие сведения содержатся на официальном сайте Московского патриархата.

Учреждения Русской Православной Церкви действуют в 77 странах (16 стран канонической территории, 61 страна дальнего зарубежья). Дополнительно за пределами России располагаются ещё 977 церковных приходов.

Тем не менее, получается, что с 2009 по 2019 год число храмов и молитвенных помещений Русской Православной церкви выросло на 9,4 тысячи. Это, примерно, 938 храмов в год и 2,6 храмов или других помещений для молитв в сутки.

К началу 2019 года в Русской Православной Церкви действуют 309 епархий, что на 150 больше, чем в начале 2009 года

Если в 2009 году в Русской Православной Церкви насчитывалось 30 670 клириков, в том числе 27 216 священников и 3 454 диаконов, то в настоящее время свое служение в Московском Патриархате несут 40 514 клириков (рост в 9 844 человек), включая 35 677 (рост в 8 461 человек) пресвитеров и 4 837 диаконов (рост в 1 383 человек).

Насколько быстро растёт число храмов по сравнению с другими социальными объектами?

Темпы роста числа церковных организаций и храмов за последние десять лет значительно выше, чем у других социально ориентированных объектов в России.

Здесь можно вновь вернуться к данным Росстата. Приведём просто для сравнения данные из Российского статистического ежегодника.

Ещё в далеком 1990 году в России работало 87,9 тысяч детских садов, но потом их число стало резко сокращаться. К 2017 году оно упало до 48,6 тысяч. Почти ежегодно в России число садиков уменьшается на 200-1000 организаций.

Количество школ с каждым годом стабильно сокращается. По данным Росстата в 2000/2001 году их было 68,8 тысяч, к 2017/2018 году их число уменьшилось до 42 тысяч.

В городах и поселках городского типа число школ уменьшилось с 23,3 тысяч до 17,9 тысяч, а в сельской местности почти в два раза – с 45,5 тысяч до 24,1 тысяч.

И, если у РПЦ по три храма в сутки строится, то в среднем по 2-3 общеобразовательные школы в сутки закрываются. Уже через два-три года количество образовательных школ сравняется с количеством храмов.

Их с каждым годом тоже становится всё меньше. За восемь лет их число упало в два раза. В 2000 году в России существовало 10,7 тысяч больниц, однако к 2017 году их число уменьшилось до 5,3 тысяч.

Как следствие, сильно уменьшилась и обеспеченность койками в стационарах. Если в 2000 году на 10 тысяч человек населения приходилось 115 коек, то на 2017 год – уже 80,5 коек.

Если такие темпы будут продолжаться, то уже к 2021–2022 годам количество больниц в стране достигнет 3 тыс., то есть уровня Российской империи в 1913 году.

И ещё немного цифр

Строительство храмов и рост числа зарегистрированных религиозных организаций – это, если можно так выразиться, один из самых быстрорастущих и стабильных сегментов по сравнению с другими отраслями экономики. Даже за пределами социальной сферы.

Так, например, число Православных религиозных организаций, которые считает Росстат, растёт в среднем на 3-5% в год.

В то время как общее число юридических лиц в России за последние десять лет вообще снизилось с 4,54 млн юрлиц до 3,9 млн компаний, по данным ФНС.

Если же вернутся к цифрам, представленным московским Патриархатом, то согласно им число храмов и помещений для богослужения за десять лет выросло на 32%. И это сопоставимо с темпами ввода в эксплуатацию жилищного фонда. Если в 2000 году общая площадь жилых помещений в России составляла 2787 млн квадратных метров, то на 2017 год она выросла на 33% до 3708 млн квадратных метров.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что означает имя Любовь по церковному

Если эта статья показалась Вам интересной или полезной, поделитесь ею с друзьями:

Источник: https://grosh-blog.ru/pravoslavie-v-cifrah-skolko-v-hramov-i-duhovnyh-organizacij-u-rpc/

Численность монастырей и храмов

ГодМужские монастыри**Женские монастыриВсего монастырей
1825 377 99 476
1840 435 112 547
1850 464 123 587
1860 477 136 613
1870 445 154 599
1880 450 168 618
1890 496 228 724
1900 503 325 828
1914 550 475 1025

[*] РИО. СПб., 1902. Т. 113, кн. 1; Преображенский И. Отечественная церковь по статистическим данным с 1840/41 по 1890/91 гг. СПб., 1901; Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода К. Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1900 год. СПб., 1903. Прил.; Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода по ведомству православного исповедания за 1914 год. Пг., 1916.

[**] В том числе архиерейские домы.
 

Численность монашествующих в 1825-1914 гг.*

Год Монахи Послу­шники Мона­хини Послу­шницы Итого
1825 3727 2015 1882 3456 11080
1840 5122 3259 2287 4583 15251
1850 4978 5019 2303 6230 18530
1860 5648 5554 2931 7669 21802
1870 5750 5710 3226 11412 26098
1880 6481 2902 4759 14071 28213
1890 7189 5523 7306 20268 40286
1900 8578 8090 10082 31533 58283
1914 11845 9485 17283 56016

[*] РИО. СПб., 1902. Т. 113, кн. 1; Преображенский И. Отечественная церковь по статистическим данным с 1840/41 по 1890/91 гг. СПб., 1901; Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода К. Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1900 год. СПб., 1903. Прил.; Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. Синода по ведомству православного исповедания за 1914 год. Пг., 1916.
 

Из каких сословий выходило монашество
(на примере 1843 г.)*

Сословия и социаль­ные группы Мужское попол­нение (кол-во чел.) Женское попол­нение(кол-во чел.)
Духовенство 133 (51%) 19 (20%)
Дворянство 19 (7,3%) 15 (15,7%)
Отставные нижние чины 2 (0,7%)
Разночинцы 34 (13,1%) 25 (26,3%)
Купечество и мещанство 54 (20,6%) 19 (20%)
Лица солдатского звания 1 (1%)
Вольноотпущенные 3 (1,1%) 8 (2,1%)
Крестьяне 14 (5,4%) 14 человек (14,7%)
Всего монашествующих 259 95
Итого 354

[*] Извлечение из отчета обер–прокурора Св. Синода за 1843 г. СПб., 1844. С. 19-20.
 

Количество образованных монахов (на примере Донского монастыря, данные за 1907-1908 и 1910-1911 гг.)*

Образо­вание Кол-во чел.
Высшее образование 1
Среднее образование (в том числе незаконченное) 4
Духовная училище 4
Сельская школа 3
Городское приходское училище 1
Домашнее образование и неграмотность 23
Всего монашествующих 36

[*] П. Н. Зырянов. Русские монастыри и монашество в XIX-начале XX века (из книги «Монашество и монастыри в России XI-XX века»), М., 2002.
 

Количество монастырских больниц в 1841-1914 гг.*

Год Число больниц Количество мест
1841 377 232
1851 435 500
1861 464 739
1871 477 1086
1881 445 990
1891 450 1386
1900 503 2027
1914 550 2698

[*] Преображенский И. Указ. Соч. Всеподданнейший отчет обер–прокурора Св. Синода за 1900 год. То же за 1914 год.
 

Количество монастырских богаделен в 1841-1914 гг.*

Год Число богаделен Количество мест
1841 21 363
1851 19 438
1861 23 709
1871 36 687
1881 51 1050
1891 73 1606
1900 123 1774
1914 169 2252

[*] Преображенский И. Указ. Соч. Всеподданнейший отчет обер–прокурора Св. Синода за 1900 год. То же за 1914 год.
 

Количество храмов, архиереев, священников, диаконов, монастырей и насельников в 1914-2000 гг.*

Год Храмы и молитве­нные дома Архи­ереи, свяще­нники и диаконы Монастыри и насельники
1914 54923 хр., 23593 час. 130 арх., 53234 свящ., 15694 диак., 48987 псал. 1025 мон., 94629 нас.
1917 78767 хр. и час. 130 арх., 120 тыс. свящ., диак. и псал. 1256 мон.,107035 нас.
1941 3732 (количество действующих православных храмов сильно увеличилось (более чем на 3 тыс.) в 1939 г. за счет террито­риальных приобретений СССР) 28 арх., 5665 свящ. и диак. 64 мон., 5100 нас.
1945 10243 41 арх. 104 мон., 4632 нас.
1946 10544 62 арх., 9254 свящ. и диак. 101 мон.
1947 14092 66 арх., 9617 свящ. и диак. 99 мон., 4668 нас.
1948 14329 70 арх., 11846 свящ. и диак. 85 мон., 4632 нас.
1949 14477 73 арх., 11835 свящ. и 1280 диак. 75 мон., 4787 нас.
1950 14273 71 арх., 11571 свящ. и 1664 диак. 75 мон., 4748 нас.
1951 13867 69 арх., 11093 свящ. и 1152 диак. 70 мон., 4766 нас.
1952 13740 65 арх., 11093 свящ. и 1161 диак. 62 мон., 4639 нас.
1953 13508 65 арх., 12089 свящ. и диак. 60 мон.
1954 13422 65 арх., 11912 свящ. и диак. 59 мон., 4481 нас.
1955 13376 66 арх., 10863 свящ. и 1064 диак. 57 мон., 4487 нас.
1956 13417 65 арх., 12185 свящ. и диак. 57 мон., 4564 нас.
1957 13430 71 арх., 11122 свящ. и 1095 диак. 57 мон., 4661 нас.
1958 13414 73 арх., 11010 свящ. и 1086 дьяк. 56 мон., 4706 нас.
1959 13324 73 арх., 10835 свящ. и 1077 диак. 56 мон., 4649 нас.
1960 13008 11407 свящ. и диак. 42 мон., 3724 нас.
1961 11572 8252 свящ. и 809 диак. 33 мон., 3048 нас.
1962 10149 22 мон., 2185 нас.
1963 8580 73 арх., 7236 свящ. и 748 диак. 16 мон.
1964 7873 16 мон.
1965 7551 16 мон., 1500 нас.
1966 7523 16 мон.
1967 7481 6694 свящ. и 653 диак. 16 мон., 1400 нас.
1969 7369 16 мон., 1303 нас.
1970 7338 16 мон., 1273 нас.
1971 7274 75 арх., 6234 свящ. и 618 диак. 16 мон., 1200 нас.
1973 7150 6180 свящ. и диак. 16 мон.
1975 7062 58 арх., 5994 свящ. и 594 диак. 16 мон.
1976 16 мон.
1981 7007 16 мон.
1985 6806 74 арх. 17 мон.
1986 6794 74 арх. 17 мон., 1500 нас.
1988 6893 74 арх., 6674 свящ. и 723 диак. 22 мон., 1190 монашествующих
1989 10000 6893 свящ. 51 мон.
1990 11110 92 арх. 57 мон.
1991 12000 ок. 10000 свящ. и диак. 117 мон.
1993 14113 12013 свящ. и диак. 260 мон.
1994 15985 136 арх., 12841 свящ. и 1402 диак. 289 мон.
1995 17000 337 мон.
1997 18000 146 арх., 17000 свящ. и диак. 390 мон.
1998 19000 17500 свящ. и 2275 диак. 487 мон.
2000 19417 164 арх., 17500 свящ. и 2300 диак. 545 мон.

[*] Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 2010.

Дополнительная информация:

Источник: https://azbyka.ru/shemy/chislennost-monastyrej-i-khramov.shtml

Службы онлайн и заболевшие священники. Как РПЦ адаптируется к коронавирусу

Анастасия Голубева Би-би-си

Правообладатель иллюстрации OLEG VAROV/patriarchia.ru

В Москве у троих священников Русской православной церкви диагностировали коронавирус. Церкви в России, в отличие от мечетей и синагог, не были закрыты. Иерархи РПЦ совершают объезды и облеты российских городов с иконами, а отдельные священники переносят службы в интернет.

Русская служба Би-би-си разбиралась, как православные адаптируются к коронавирусному карантину.

Что будет с Пасхой?

То, как Русская церковь будет праздновать Пасху 19 апреля, будет зависеть от конкретной эпидемиологической ситуации в каждом регионе России, сказал Би-би-си замглавы церковного отдела по взаимодействию со СМИ Вахтанг Кипшидзе.

«Мы считаем, что постановка вопроса о каких-то особенностях празднования пока преждевременная. Нужно будет рассматривать какие-то особенности празднования, когда положение будет более определенное. Россия — большое государство, есть регионы, где нет ни одного случая заражения инфекцией, поэтому сложно говорить о каком-то единообразии в отношении к этой угрозе», — заявил он.

Церковь и прихожане обязательно будут отмечать Пасху, даже если в этот день не получится прийти в храм, говорил ранее глава отдела внешних церковных связей митрополит Иларион.

При этом Антиохийская и Элладская греческая церкви решили перенести празднование Пасхи на конец мая. Антиохийская церковь (окормляет территорию Сирии, Ливана и других стран ближнего востока) проведет богослужения 19 апреля, но за закрытыми дверями.

В закрытом режиме может пройти и церемония схождения благодатного огня в Иерусалиме, несмотря на закрытие храма Гроба Господня, сообщает РИА Новости со ссылкой на источник, близкий к руководству Иерусалимского патриархата. В РПЦ не стали комментировать эту информацию.

Тем не менее в РПЦ подчеркивают, что отменять празднование Пасхи из-за эпидемии точно не собираются. «Когда меня коллеги-журналисты спрашивают: «Что будет с Пасхой?», я всегда отвечаю: «Пасха будет!» Пасху праздновали во время чумы, войны и прочих бедствий, отпразднуем ее и сейчас», — говорил глава отдела по взаимодействию со СМИ Владимир Легойда.

Заболевшие священники

В Москве коронавирус был обнаружен у трех священников РПЦ. Два священника с подтвержденными диагнозами служили в храме иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Марьино. Третий заболевший священник служил в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском.

Еще четыре священника из этого храма ожидают своих тестов на коронавирус, а сам храм был закрыт на карантин.

«Все церковные служащие, которые имели с ними контакты, будут проверены [на коронавирус] и в случае необходимости изолированы», — говорит Вахтанг Кипшидзе.

На карантин закрылась и Киево-Печерская лавра на Украине (входит в юрисдикцию Украинской православной церкви Московского патриархата), где коронавирус нашли у четырех монахов. Богослужения в Лавре будут проходить, но в закрытом режиме.

Ранее настоятель лавры митрополит Павел призывал игнорировать карантин, приходить в храм и причащаться. «Не смотрите, старшее поколение или младшее, все спешите в храм, обнимите друг друга», — призывал митрополит Павел.

Правообладатель иллюстрации Tass Image caption Настоятель Киево-Печерской Лавры митрополит Павел

Нужно ли ходить в храм?

Русская церковь «серьезно относится к угрозе распространения коронавируса», священнослужителям были даны указания, как соблюдать правила безопасности в рамках богослужений, рассказывает Вахтанг Кипшидзе.

Еще в марте Синод РПЦ и патриарх Кирилл распорядились увеличить меры предосторожности во время служб в храме — например, дезинфицировать иконы, к которым прикладываются верующие, и лжицу для причастия. Также в храме необходимо соблюдать дистанцию между людьми. Тем, у кого есть признаки простуды, рекомендуют храм не посещать.

«Как к прихожанам, так и к клиру относится призыв патриарха не подвергать окружающих опасности», — говорит Кипшидзе.

Официальная позиция Русской церкви заключается в том, что церкви на время эпидемии закрыты не будут, в них можно будет зайти, однако патриарх Кирилл призвал верующих воздержаться от похода в храмы и молиться дома.

«51 год я проповедую с кафедр, призываю людей приходить в храмы, я этому призыву посвятил всю свою жизнь, и надеюсь, вы понимаете, как трудно мне сегодня сказать: воздержитесь от посещения храмов», — заявил патриарх 29 марта.

С такими мерами согласны не все священнослужители — некоторые из них продолжают настаивать на том, что верующим необходимо посещать храмы.

«На практике оказалось, что заметная часть духовенства и особенно монастыри открыто встали в оппозицию патриарху и отказываются от выполнения вполне разумных инструкций патриархии. Некоторые священники продолжают убеждать прихожан: «Ничего страшного не происходит, приходите в храмы, во время эпидемии самое главное — молитва и участие в таинствах», — отмечает главный редактор альманаха современной христианской культуры «Дары» Сергей Чапнин.

«Это крайне безответственная позиция. Такие призывы более всего характерны для консерваторов и фундаменталистов, которые буквально шантажируют простых прихожан. Мол, если не придете в храм — то у вас вера слабая», — продолжает он.

Инструкции, которые были даны патриархией, по его словам, где-то соблюдаются полностью, где-то частично, а где-то совсем не соблюдаются.

«Это опасная ситуация, она говорит о том, что у церковной власти нет необходимого авторитета и ее сегодня не слушаются. Еще меньше авторитета у государственной власти, и священники не видят причин, чтобы строго следовать тем предписаниям, которые дают государственные службы. Такое отрицание связано с тем, что они плохо понимают реальную ситуацию и не могут оценить возникающие риски», — считает Чапнин.

Службы онлайн и крестные облеты

Однако на фоне развивающейся эпидемии храмы во многих городах России стали устраивать дистанционные богослужения — в онлайн-трансляции.

Например, храмы Петербурга отчитались о том, что их трансляции служб набрали около 400 тысяч просмотров. В Ижевском храме сделали возможным через интернет подавать записки о поминовении. Такую же процедуру ввели в Орловской епархии, но там решили ввести еще и заочные отпевания умерших.

В отдельных ситуациях исповедоваться также можно по телефону или «скайпу», предположил митрополит Иларион. Однако ему возразил глава отдела церковных связей со СМИ Владимир Легойда: «Есть вещи, которые дистанционно невозможны в церкви — это таинства. Здесь ничего не меняется, и я не вижу здесь возможности идти в ногу со временем».

В Нижегородской митрополии ввели специальное молитвенное правило на время карантина: всех верующих просят четыре раза в день в обозначенное время читать определенный набор молитв.

Также за последнюю неделю несколько десятков митрополитов и епископов совершили крестные объезды или облеты в разных городах России. Архиереи проезжали или пролетали над городами с особо почитаемыми иконами. Крестные ходы во время эпидемий — своеобразная традиция русского православия, начавшаяся еще в средние века.

Правообладатель иллюстрации Nail Fattakhov/TASS Image caption Крестный ход против коронавируса в Челябинске

3 апреля крестный объезд также совершил и патриарх Кирилл в Москве. В сопровождении охраны он объехал Москву с иконой Божией Матери «Умиление», перед которой молился Серафим Саровский. Объезд патриарха транслировался в прямом эфире.

«Ко всему новому церковь адаптируется очень медленно и тяжело. Тем не менее ситуация в церкви меняется, я вижу, что многие священники серьезно относится к тем вызовам, которые связаны с пандемией. Уже запущен процесс изменения ряда важных церковных практик», — резюмирует публицист Чапнин.

Например, если раньше многие священники скептически относились к онлайн-богослужениям, то сейчас это «вынужденная мера и других вариантов нет». То же самое происходит и с практикой причащения, говорит Чапнин.

«Еще пару недель назад казалось, что это что-то незыблемое, а теперь уже и лжицу дезинфицируют, и обсуждают, что можно раздавать причастие руками (что прежде воспринималось как католическая практика), некоторые идут еще дальше и говорят, что в условиях карантина можно раздавать причастие мирянам домой для самостоятельного причащения», — объясняет он.

«Это сложные вопросы, на которые нет и не будет однозначных ответов. Но жесткое и узкое понимание традиции уходит в прошлое, обсуждение приведет к тому, что новые подходы прозвучат довольно громко и будут услышаны», — считает Чапнин.

Что делают другие конфессии?

Многие мечети в Москве и других городах России были закрыты еще в середине марта. После закрытия мечетей мусульмане стали молится в режиме онлайн — с помощью трансляций богослужений. Коллективные молитвы мусульман прекращены до 30 апреля.

24 апреля у мусульман начинается Рамадан. Коронавирус не помешает мусульманам поститься целый месяц — не придерживаться поста могут только те, у кого есть проблемы со здоровьем, заявили духовные лидеры Северного Кавказа.

В апреле празднуется и Песах — главный праздник иудеев. В Израиле во время этого праздника, который отмечается неделю (8-16 апреля), будет введен полный карантин. «Мы не допустим повторения случившегося во время празднования Пурима месяц назад, когда была вспышка заражения коронавирусом», — заявил премьер министр Израиля.

В России иудеи в связи с коронавирусом решили провести акцию «Песах дома», и раздали верующим в разных городах около 80 тонн мацы.

«Для того, чтобы у членов общины была возможность провести праздник дома, стартовала благотворительная акция «Песах дома», в рамках которой были подарены наборы, включающие мацу, виноградный сок, агаду — путеводитель по празднику, а также необходимые ингредиенты для кеары и другие кошерные на Песах продукты», — рассказала пресс-служба Федерации еврейских общин России.

Источник: https://www.bbc.com/russian/features-52035174

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Для любых предложений по сайту: [email protected]