Кафедральный собор
Кафедральный собор
Закладка собора датируется 1333 годом. Начало строительству собора положил епископ Йоханнес Кларе, принявшийся в 1327 году за возведение на восточной половине Кнайпхофа обнесённого стенами епископского двора, к которому позднее в южной части добавились крытая галерея и здание приюта.
Изначально собор проектировался как оборонительное сооружение, о чем свидетельствует трехметровая толщина восточной стены. Поверху этой массивной стены должен был быть также построен широкий ход для защитников, к нему же быть пристроены угловые башни.
Владелец территории, Великий магистр Тевтонского ордена Лютер фон Брауншвейг воспротивился этим планам, и толщина северной и южной стен была сокращена в два раза.
К 1351 году собор был покрыт крышей, и по решению Великого магистра Винриха фон Книпроде сразу же была начата его реконструкция, которая продолжалась до 1382 года. В середине XVI века обе башни собора сгорели дотла и были перестроены с заметным влиянием эпохи Возрождения. С 1558 года все профессора стоявшего напротив университета имели право быть похороненными в открытой галерее по северной стене хора. Иммануил Кант был в 1804 году последним, кто обрел покой у стен Кафедрального собора.
В начале двадцатого века собор подвергся реставрации, которая шла 6 лет. Были освобождены от штукатурки фрески, восстановлены некоторые изначальные элементы. Собор полностью выгорел от бомбардировок в 1944 году, перекрытия, башни и часть стен были разрушены.
Новая реконструкция началась в 1990 году и продолжается до сих пор. Сейчас в помещениях Кафедрального собора располагаются православная и протестантская часовни, а в башенной части Собора расположен музей, где представлены экспозиции «Кафедральный собор.
Возрождение из руин», «История острова Кнайпхоф» и «Иммануил Кант и его город».
История
В XIV веке на острове Кнайпхоф, как тогда назывался остров Канта, началось строительство Кафедрального собора, посвященного Иисусу Христу, Деве Марии и всем Святым.
Датой основания собора принято считать 13 сентября 1333 года, когда Верховный магистр Тевтонского ордена Лютер Брауншвейгский подписал грамоту на возведение церкви. Почти сразу же в соборе появился и первый орган: постройка еще не обзавелась кровлей, а на церковные службы уже приходили люди.
Но какая же служба без музыки? Первый орган в соборе был небольшим и портативным, два монаха приносили его в церковь специально для богослужения.
В 1380 году основное строительство здания завершилось, но работы в соборе продолжались и позже. Нефы были расписаны фресками, к фасадам пристроены башни, на шпиле одной из них установлен флюгер-русалка. Величественный храм стал духовным центром города и со временем «потребовал» себе и соответствующий музыкальный инструмент — так в соборе появился новый орган, и просуществовал он здесь почти до конца XVI века.
Три огромных нефа, массивные готические своды, две строгие башни на западном фасаде, резной деревянный алтарь — архитектурой и украшением собора жители Кёнигсберга гордились по праву. До 1528 года собор имел статус главной католической церкви города. Но эпоха Реформации внесла свои коррективы, и в XVI веке храм стал приходской лютеранской кирхой для общины Кнайпхофа, а спустя еще несколько лет был передан университету Альбертина.
Вместе с собором менялся и орган — совершенствовался и «обрастал» регистрами. Знаменитый герцог Альбрехт (1490-1568), управлявший Восточной Пруссией, мечтал создать во вверенных ему владениях особую органную школу — и уже к концу века музыканты из Кракова и других городов приезжали в Кафедральный собор учиться органному мастерству.
В 1587 году собор вновь меняет орган, который спустя несколько лет насчитывает уже 60 регистров, а благодаря эффектному украшению приобретает славу «самого крупного и представительного во всей Пруссии».
Но и этого прихожанам Кафедрального собора оказалось мало, и уже в 1721 году мастер Иоганн Мозенгель создает новый большой инструмент — в стиле барокко, с 78 регистрами и почти четырьмя тысячами труб.
Современники называли тот орган не иначе как «выдающимся произведением искусства» — его звуками прихожане собора наслаждались более двух столетий. Именно на инструменте мастера Мозенгеля постигал азы музыки знаменитый писатель Эрнст Теодор Амадей Гофман.
В XIX веке собор переживал непростые времена. В 1807 году, когда Кёнигсберг оккупировали наполеоновские войска, храм превратился в тюрьму, а чуть позднее — в госпиталь. К счастью, этот период продлился недолго, и собор сумел вернуться к привычной жизни. А в 1880 году в память о великом немецком философе Иммануиле Канте к зданию была пристроена часовня, куда перезахоронили останки ученого.
Последний, четвертый по счету, орган появился в Кенигсбергском соборе в 1928 году. Ганноверская фирма «Emil Hammer» построила новый инструмент, сохранив барочный внешний вид и украшения. Увы, судьба уготовила этому органу короткую жизнь: в ночь с 28 на 29 августа 1944 года налет английской авиации и последовавший за ним пожар превратили некогда живописный остров Кнайпхоф в руины.
Новая жизнь собора и новый орган
В 1944 году вместо величественного готического собора остались руины, пожар практически полностью уничтожил прекрасное здание, а вместе с ним, конечно, и все музыкальные инструменты. Собор умолк, а на его развалины приходили играть дети первых переселенцев.
Советские власти несколько раз пытались вернуть здание к жизни: очистить руины и провести консервацию стен. В начале 1970-х делались робкие шаги к сохранению собора – к 250-летию со дня рождения Иммануила Канта хотелось как-то облагородить облик некогда величественного храма. Но полноценных работ здесь не проводилось вплоть до начала 1990-х годов.
Долгое время местные жители и приезжие растаскивали здание по кирпичику, собирая крупицы прошлого на память.
В 1992 году группа энтузиастов во главе с Виктором Денисовым, Игорем Одинцовым и Виктором Безруковым взялась за возрождение здания. Начались строительные работы, над восстановлением собора трудилось множество специалистов от историков и краеведов до строителей и инженеров, привлекались все возможные ресурсы, проводились обследования и научные изыскания, изучались архивы и старинные фотографии.
В Калининград приезжали не только российские, но и немецкие, литовские и польские профессионалы строительного дела. Финансовую помощь оказывала администрация Калининградской области, свою лепту вносили и различные немецкие благотворительные фонды и частные организации. Реставрировалось не только само здание собора, но и его декор, например, эпитафии и витражи.
Была проделана гигантская работа, чтобы собор получил путевку в новую жизнь, а калининградцы – прекрасный концертный зал и музей.
Для обретения былой славы, для того, чтобы снова стать главным культурным центром города, собору не хватало только одного – голоса! Здание было восстановлено, осталось наполнить его музыкой.
По личному распоряжению Президента России Владимира Путина, посетившего город в дни празднования 750-летия Кёнигсберга-Калининграда, были выделены деньги на создание органного комплекса в соборе.
Вопросом приобретения органа занимался Герман Греф, занимавший тогда пост министра экономического развития.
Новый орган должен был соответствовать современным требования органостроения и культурным традициям города. После множества консультаций с ведущими мировыми органистами и органными мастерами для строительства инструмента была выбрана фирма «Александр Шуке».
Качество органов этой марки было проверено временем: более ста лет, начиная с 1894 года, мастера «Александр Шуке» создавали органы для крупнейших соборов Европы, и сегодня они звучат в Германии, Италии, Швейцарии, Чехии, Словакии, Болгарии, Грузии, Мексике, Бразилии и много где еще. Каждый из инструментов уникален, ни один не повторяется.
Руководитель фирмы Матиас Шуке — органный мастер уже в седьмом поколении, а в создании органного комплекса Кафедрального собора принимал участие его сын Михаэль, наследник семейного дела.
В 2006 году в соборе появился малый (хоровой) орган. Два мануала, 32 регистра, более двух тысяч труб – этот инструмент уже производил внушительное впечатление, но главное было еще впереди – строительство Большого органа! Шесть месяцев установки и пять месяцев интонировки, 90 регистров и шесть тысяч труб, создание деревянных скульптур и орнамента
Строительство малого органа заняло значительно меньше времени, что и понятно: хоровой орган сначала полностью собрали в Германии и только потом доставили в Калининграде. С большим органом дело обстояло намного сложнее: огромный инструмент собирали уже на месте, в Кафедральном соборе. Сложные элементы, меха, воздуховоды везли с фабрики «Шуке» из Германии, а некоторые детали немецкие мастера, настоящие «кулибины», делали прямо в соборе, на специальном станке.
Строительство органа шло в несколько этапов. Первый – заливка пола: балкон нужно было подготовить под инструмент весом почти в 35 тонн. Второй этап – строительство металлического каркаса для органа, внушительную конструкцию высотой в три этажа ковали калининградские мастера «Кузницы на Печатной».
Одновременно началась и работа над декором: внешний вид инструмента решили максимально приблизить к облику органа Кёнисгбергского собора. Эффектный фасад в стиле барокко воссоздавали по довоенным фотографиям.
Украшения и деревянные скульптуры делались усилиями резчиков по дереву калининградской фирмы «Максик», а работы по золочению выполняли немецкие мастера из Потсдама.
После установки каркаса и облицовки фасада начались установка и закрепление труб, а их, напомним, больше шести тысяч! Вместе с трубами будущий орган обретал и декор: деревянные резные элементы и скульптуры, в числе которых и фигура Богоматери с младенцем, и движущиеся веселые путти, и птица Феникс, ставшая символом возрождения Кафедрального собора.
В это же время шел монтаж электрики — современный орган должен быть оснащен по последнему слову техники: необходимо было соединить малый и большой органы оптико-волоконной связью и оборудовать компьютерами.
Устройство органного комплекса таково, что один органист может использовать возможности двух инструментов или два музыканта могут играть на двух органах одновременно, могут видеть друг друга и даже «выйти на связь». Кроме того, электроника обеспечивает нужную для инструмента влажность и температуру.
До войны Кёнигсбергский собор не отапливался, и его орган серьезно портился от перепадов температур — в 21 веке этого можно и нужно было избежать.
На создание Большого органа мастерам фирмы «Александр Шуке» потребовалось несколько месяцев. Над инструментом трудились несколько десятков человек: одни приезжали, другие, сделав дело, возвращались домой — работа кипела. Орган Кафедрального собора готовился стать самым большим на всем постсоветском пространстве, готовился поражать масштабами и красотой звучания!
Музыкальные возможности Большого органа гораздо больше, чем у его кёнигсбергского предшественника: четыре мануала, 90 регистров, 6301 труба. Интонировка (точная настройка каждой трубы) заняла около пяти месяцев.
Мастера снимали каждую трубу, вырезали в ней отверстие для дополнительного выхода воздуха и тщательно прослушивали — причем работа эта шла по ночам, в полной тишине.
Частота звучания каждой трубы разная, и от точности настройки зависит качество работы инструмента, его способность создавать музыку.
Большой и малый органы, расположенные в разных концах зала и тщательнейшим образом интонированные, своим звучанием сегодня производят удивительное впечатление. По свидетельству многих слышавших и другие органы, построенные фирмой «Александр Шуке», в Кафедральном соборе немецкие мастера превзошли сами себя и сумели создать настоящий шедевр. Открытие Большого органа состоялось 10 января 2008 года. В этот день уникальный органный комплекс впервые зазвучал для калининградцев и гостей города.
канал с записями концертов и спец.проектов
Доступная среда
Источник: https://visit-kaliningrad.ru/entertainment/concert_halls/kafedralnyy-sobor
Остров Канта, Калининград: Кафедральный собор, могила Канта, парк скульптуры и Медовый мост
Остров Канта, полное название остров Иммануила Канта — историческая нежилая островная часть города Калининграда, расположенная в окружении реки Преголя, в самом сердце города.
Ранее остров Канта носил название Кнайпхоф. Название Кнайпхоф (Kneiphof) происходит от прусского «Knypabe», что означает «Окруженное водой, рекой».
В настоящее время остров Канта является одной из главных достопримечательностей Калининграда.
В свою очередь основными достопримечательностями острова Канта выступают: Кафедральный собор Калининграда, могила Канта и парк скульптуры, а также Медовый мост, связывающий остров с Рыбной деревней.
В настоящее время на территории острова Канта, возле кафедрального собора, проводят праздники, ярмарки и прочие культурно-развлекательные мероприятия.
Медовый мост, Калининград
Медовый мост (немецкое название Honigbrücke) — самый молодой из семи мостов Калининграда. Это пешеходный мост и проезд частного транспорта, помимо транспорта непосредственно обслуживающего остров Канта, по нему запрещен.
Медовый мост связывает остров Канта с Рыбной деревней и Новой синагогой, расположенными на Октябрьском острове (бывший Ломзе). Эти две достопримечательности Калининграда (Рыбная деревня и остров Канта), совместно образуют единый прогулочный маршрут — один из самых важных и интересных в городе. Подробнее о рыбной деревне в Калининграде
Фото медового моста и Новой синагоги
На перилах медового моста, с его северной стороны, находится интересная скульптура миниатюрных размеров — Дедушка хомлин, также известный как Дедушка на мосту.
Хомлин, местная интерпретация домового, они живут рядом с людьми много лет и создают изделия из янтаря. По поверью, хомлин приносит счастье и добро, так что не проходите мимо и сфотографируйтесь с этим забавным домовенком.
Всего в городе планируется установить семь таких скульптур и сделать между ними новый туристический маршрут. По завершении работ, возможно, «семейка хомлинов» станет новым символом Калининграда, как гномы во Вроцлаве.
Вторая мини-скульптура из семейки Хомлинов находится возле музея Янтаря и представляет собой супругу Дедушки — «Бабушка-хомлин».
Помимо медового моста, попасть на остров Канта можно спустившись с эстакадного моста на Ленинском проспекте. Других способов попасть на остров канта — нет. Под Эстакадным мостом, со стороны острова Канта, организованы места для занятий активными видами спорта.
Вид на остров Канта с эстакадного моста
Кафедральный собор на острове Канта в Калининграде
Кафедральный собор или Домский собор Богоматери и Святого Адальберта (немецкое название Konigsberger Dom — Кёнигсбергский кафедральный собор) — величественный собор, грациозно возвышающийся на острове Канта и являющийся одним из символов города Калининграда.
До начала церковной реформации 16 века собор являлся главным католическим храмом Кенигсберга (был посвящен Высокосвященному телу Иисуса Христа, Деве Марии, Всем Святым и Святому Адальберту). Также, за время своей богатой истории, собор был лютеранским храмом Пруссии.
Калининградский кафедральный собор построен в стиле кирпичной (балтийской) готики и является одним из немногих готических сооружений в России.
На внешних стенах собора, по периметру, можно видеть исторические элементы — эпитафии с изображениями и текстами на латинском и немецком языках.
В настоящее время по прямому назначению Кафедральный собор не используется. Сейчас в соборе проводят концерты и открыта музейная экспозиция.
В главном зале собора находится орган. В концертном зале проводят органные дневные и вечерние мини-концерты. Продолжительность дневного органного мини-концерта составляет 40-45 минут, вечернего — 30 минут. Средняя цена билета — 350 рублей.
Посетить концертный зал, без права остаться на концерт, можно за 100 рублей.
Возле входа в концертный зал расположены две каменные скульптуры медведей, держащих в лапах щиты с изображением герба Кнайпхофа. Ранее скульптуры этих медведей располагались на лестнице городской Ратуши Кнайпхофа и чудом уцелели во время Второй мировой войны, когда ратуша была разрушена.
Также в соборе действует музей Канта (музей Кафедрального собора), небольшая часовня иконы Бижией Матери и Евангелическая Лютеранская церковь.
Фото лютеранской церкви
Схема Кафедрального собора
Часы работы Кафедрального собора: с мая по сентябрь — с 10:00 до 19:00 часов, с октября по апрель — с 10:00 до 18:00 часов. Подробнее о Кафедральном соборе в Калининграде (главный зал, орган, заалтарное пространство, музей Канта, экскурсии)
Могила Канта, остров Канта, Калининград
Могила Иммануила Канта, расположенная с северо-восточной стороны Кафедрального собора, ежегодно собирает возле себя тысячи туристов.
В 1804 году в «профессорской усыпальнице» был похоронен Иммануил Кант, ставший последним человеком, погребенным в соборе.
В 1996 году, в числе работ по восстановлению Собора была отреставрирована и могила Канта. В колонной усыпальнице можно видеть надпись с датами жизни Канта и каменный гроб — кенотаф. Останков Канта в гробу нет, они находятся глубже.
Недалеко от острова Канта, на Ленинском проспекте 40-42а, на жилом доме можно видеть табличку «Здесь стоял дом, в котором 22.04.1724 родился и жил до 1740 года Иммануил Кант». Сам дом, в котором родился и жил Кант, не сохранился.
Возле собора
Вблизи могилы Канта находится бронзовый памятник герцогу Альбрехту, основателю Кёнигсбергского университета «Альбертина».
С тыльной стороны собора расположен памятный знак с барельефом немецкого прогрессивного общественного деятеля Юлиуса Руппа (1809 — 1884 гг.).
Перед центральным входом в собор размещена композиция в миниатюре «Символы Кёнигсберга 1930 г.».
В центре прогулочного бульвара острова (улица Канта) можно видеть камень, информационная табличка на котором гласит «на этом месте будет установлен монумент «Мир всем». Камень уже установлен минимум как несколько лет, а вот монумента всё нет.
Также на территории острова есть несколько уличных кафе и киосков с кофе, закусками и сувенирами, а также платный общественный туалет.
Парк Скульптуры на острове Канта, Калининград
Парк скульптуры — зеленый парк и музей под открытым небом, расположенный на острове Канта, является филиалом Калининградского историко-художественного музея и представляет собой зеленую прогулочную зону, на территории которой размещены различные символические скульптуры.
Разнородная по содержанию и стилистике коллекция скульптур поступила в Калининград из Москвы. Работы выполнены в разных материалах: бронза, мрамор, металл и гранит. Авторы скульптур — известные мастера изобразительного искусства второй половины 20 века.
В настоящее время в парке представлены 23 работы, объединение темой «Человек и Мир».
Ещё одной достопримечательностью парка Скульптуры на острове Канте, помимо самих скульптур, является дендроколлекция, отражающая богатство растительного мира региона. Здесь представлены растения из Европы, Северной и Южной Америки, Японии, Китая и т.д.
Уникальный островной исторический ландшафт с собранием скульптур и доминантой — Кафедральным собором, делают остров Канта одной из видных достопримечательностей Калининграда, а также одним их любимых мест отдыха калининградцев и гостей города.
Посетить остров Иммануила Канта можно самостоятельно или с экскурсией «Тайны острова Канта — экскурсия-квест». Экскурсию проведет призрак, который покажет главные достопримечательности острова и поможет отыскать спрятанные на нем части старинной карты. Вас ждет множество открытий, тайн и приключений:
Источник: https://life-globe.com/ostrov-kanta-kaliningrad/
Кафедральный собор Святой Марии
Над средневековыми крышами старого Толедо возвышается Кафедральный собор Святой Марии — воплощение силы и могущества католической веры. Посетите музеи собора, особенно интересны картинная галерея и комната мантий священников.
Кафедральный собор Святой Марии (Catedral Primada Santa María de Toledo)
Собор Святой Марии Толедской (Catedral Primada Santa María de Toledo) или его еще называют Толедский собор (Catedral de Toledo) – это один из главных католических храмов Испании, резиденция епископа Толедского. С какого времени ведет свою историю первый христианский храм Толедо? Точно не установлено. Об этом нет летописных упоминаний. Считается, что он был построен на месте явления Богородицы святому покровителю города – Идельфонсу.
История строительства собора
Первую церковь на этом месте построили римляне. В V—VI вв. ее перестроили вестготы и назвали в честь Святой Марии. Позже арабы снесли христианскую церковь и на ее фундаменте возвели Соборную мечеть.
В 1085 году строение вновь перешло в руки христиан, но вскоре его снова снесли. Только в 1226 году, по указу Фернандо III, было начато строительство Кафедрального собора.
Собор Святой Марии возводился более двух веков: с 1226 по 1493 гг. Разработал проект храма архитектор Мартинер, а руководил первыми этапами работ Петрус Петри. В XIV веке Родриго Альфонсо занимался обустройством внутреннего двора; в 1418 году Алвар Мартинес строил западный фасад. В 1460 году зодчий Педро де Алала приступил к завершающему этапу строительства.
Здание изначально планировали возводить в готическом французском стиле, но работы слишком затянулись. Уже в процессе строительства храм приобрел черты испанской готики с присутствием черт мудехара. Мавританское влияние ощущается в многолопастных и подковообразных арках. Своей близостью к зальному типу собор напоминает мечеть.
Толедский собор — это один из шести крупнейших христианских храмов Европы и одно из высочайших зданий Толедо. Грандиозный собор взметнулся на 44 метра. Высота Северной башни — 90 метров. На ней установлен колокол «Кампанья-Горда» (1753 г.) весом 17 т.
В 1986 году Кафедральный собор был признан объектом исторического наследия и занесен в реестр ЮНЕСКО.
Главный фасад
Главный фасад, фото viajeblogevasion
Главный фасад Толедского собора обращен к площади Аютамьенто. На нем три готических портала: Ада, Прощения и Страшного Суда. Все порталы украшены скульптурным декором библейской тематики. Фасад был реконструирован в 1787 году зодчим Эухенио Дуранго.
Северный фасад
Портал Часов (Puerta del reloj), фото viajeblogevasion
Портал Часов — это северный вход в собор. На фронтоне над воротами изображены сцены жития Иисуса и Богоматери (работы Хуана Алемана). Над ними, в верхней части тимпана, можно увидеть сцену успения Богородицы. Фасад был создан в XIII веке, а часы на нем установлены с XVI века.
Южный фасад
Портал львов (Puerta de los leones)
Самый современный портал носит название Портала львов. Он был создан в XVI веке и находится на Южном фасаде. Фасад украшен богатой каменной резьбой. Львов можно увидеть на верхушках колонн у самого входа.
Клуатр
Клуатр, фото viajeblogevasion
Галереи клуатра (открытого двора) перекрыты готическими сводами. На стенах сохранились фрески, изображающие сцены из жизни святых Эладия, Евгения, Касильды (работа Байе), и две фрески кисти Маэльи о мученичестве Леокадии и Святого Дациана.
Внутреннее убранство
Толедский собор славится своим богатым внутренним убранством. Площадь основного зала составляет больше 7000 м². В церкви пять нефов (включая поперечный трансепт). Своды храма поддерживают массивные колонны. Вдоль внутренних нефов тянутся огромные витражи. В здании семьсот витражных окон, через которые внутрь проникают разноцветные солнечные лучи. Для увеличения освещенности в XVIII веке мастером Нарсисо Томэ было создано огромное прозрачное барочное окно — Транспаренте.
Главный зал храма заканчивается просторной апсидой. Вдоль всех стен протянулись часовни с красивейшим и многообразным декором.
капелла
Алтарь Толедского собора
Стены Главной капеллы богато украшены резьбой. В левой части расположена усыпальница кардинала Педро Мендосы в стиле испанского Ренессанса. Здесь же в часовне похоронены кастильские короли — Санчо III, Санчо IV, Альфонсо VII Император. Ажурная решетка закрывает вход в капеллу.
Позднеготическое ретабло (алтарь) Главной капеллы, созданное в 1498-1504 гг., — жемчужина собора. Выполнено оно из позолоченного дерева. Состоит из 7 вертикальных частей. Центральная часть находится над дарохранительницей. Ретабло украшено скульптурами святых и сценами на евангельские сюжеты.
Под алтарем находится небольшая крипта с часовней.
Хоры
Хоры, фото santiago sanz romero
В центральной части главного нефа расположены хоры. Здесь заседал епископский Совет, состоящий примерно из 140 церковных служителей. Хоры поделены на 2 яруса и украшены скульптурами, орнаментами и рельефами. На хорах установлены два органа. Резные скамьи с изображениями библейских сцен и исторических сражений изготовлены в ренессансном стиле. Над убранством хор трудились мастера: Родриго де Алеман, Фелипе Бигарни и Алонсо Берругете. Хоры защищены решеткой в стиле платереско (1548 г.)
Капелла Святого Причастия
Еще ее называют капеллой Девы Марии Старинной, т.к. алтарь венчает статуя Девы Марии из дерева (ХII в.), стоящая на позолоченном троне.
Часовня Святого Ильдефонса
Самая примечательная из капелл собора — часовня Святого Ильдефонса. В ней погребен архиепископ и кардинал Хиль Альварес де Альборнос. Саркофаг его стоит на шести фигурах львов, он окружен двадцатью двумя статуями святых. На мраморном ретабло (XVIII в.) изображено явление Девы Марии Святому Ильдефонсу (работа знаменитого Вентуры Родригеса).
Другие часовни
Капелла Новых Королей (1531-1534 гг.) была построена как усыпальница королей. Капелла Сантьяго (1435-1440 гг.) — усыпальница рода де Луна со звездчатым сводом и позолоченным золотым алтарем. Капелла Транспаренте (1729—1732 гг.) уникальна способом освещения. В Мосарабской капелле совершаются богослужения по вестготскому и испанскому (мосарабскому) обряду.
ценность капеллы Сан-Блас — фрески.
Источник: https://ispaniagid.ru/catedral-de-santa-maria-de-toledo/
Благовещенский кафедральный собор г. Благовещенска
15 февраля, в праздник Сретенья Господня, главный храм столицы Амурской области отметил годовщину со дня своего основания.
Кафедральный собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы возведен на особом, благодатном месте, с которого начиналась история Благовещенска.
В 1857 году здесь, на рёлке (возвышенности), казаки-первопроходцы построили первый дом города — Свято-Никольскую церковь.
Рядом с этим деревянным зданием спустя 20 лет, в 1879 году, появился первый в городе каменный православный храм — в честь Покрова Божией Матери, с двумя приделами — в честь святителя Николая Чудотворца и святителя Иннокентия Иркутского.
Покрово-Никольский храм г. Благовещенска. Начало XX в.
Именно по образцу этой трехпридельной церкви, разрушенной в советские годы руками безбожников, был построен Благовещенский кафедральный собор XX века.
Строительство собора велось при архиепископе Гаврииле (Стеблюченко) в течение шести лет — с 1997 по 2002 год. Начало работ совпало с тяжелым для страны экономическим кризисом. Но, несмотря на проблемы с деньгами, стройку не заморозили: люди хотели храм, и средства находились.
Закладка мощей в основание Благовещенского кафедрального собора. 15 февраля 1998 г.
История создания нового храма в честь Божией Матери неразрывно связана с праздником Сретенья Господня. 15 февраля 1997 года было освящено место под его строительство, в районе перекрестка ул. Комсомольской (до революции — Никольской) и пер. Рёлочный. 15 февраля 1998 года в основание собора были заложены мощи святой мученицы Татианы.
Перед заливкой фундамента на месте строительства произвели археологические раскопки. Кроме предметов быта и утвари, специалисты нашли могилы четырех человек — первого священника Амурской области протоиерея Александра Сизого, военного доктора Михаила Давыдова и неизвестных мужчины и женщины. Их останки перезахоронили у апсиды нового храма осенью 2002 года.
Еще археологи обнаружили старый кирпичный фундамент — основание флагштока. Сейчас на этом месте стальная мачта, на которой реет российский флаг — в память о государственном флаге Российской империи, установленном генерал-губернатором Восточной Сибири Николаем Муравьевым и архиепископом Камчатским, Курильским и Алеутским Иннокентием (Вениаминовым) в честь присоединения Дальнего Востока к Российскому государству.
Колокола для нового собора привезли из Воронежа. Шатры и купола изготовили на местном судостроительном заводе. Сусальным золотом главы и кресты покрывал мастер из Подмосковья– для этого ему вместе с дочерью пришлось на два года переехать в Благовещенск.
Освящение куполов кафедрального собора, июнь 2000 г.
Первую литургию в еще недостроенном соборе отслужили в 2000 году на Рождество. Праздничную службу показывали в прямом эфире областного телеканала.
Рождественская служба в соборе, 2000 г.
Новый собор был рассчитан на 540 молящихся. Его архитектурный облик повторяет облик старинной каменной Покровской церкви Благовещенска: крестообразный план, три придела, восемь глав, скупой декор в русском стиле.
Проект Благовещенского кафедрального собора, 1999 г.
Началом полноценной жизни храма можно считать 2003 год: в январе здесь начались регулярные богослужения по воскресеньям и праздничным дням, в июне собор освятили архиерейским чином, а в октябре сюда перенесли чудотворный образ Албазинской Божией Матери, главной амурской святыни.
В 2009 году у кафедрального собора был установлен и освящен памятник основателям города и области — генерал-губернатору Восточной Сибири графу Николаю Муравьеву-Амурскому и святителю Иннокентию (Вениаминову), первому архиепископу Камчатскому, Курильскому и Благовещенскому.
В 2012 году при епископе Благовещенском и Тындинском Лукиане (Куценко) собор был обновлен, украшен новыми иконами и святынями. Албазинская икона Божией Матери для удобства молящихся была перенесена в отдельный придел. В 2015 году после капитального ремонта для увеличения вместимости храма на входе в него был устроен новый застекленный притвор.
Цифры и факты
- Высота внутри – 21,12 м, высота колокольни – 32,5 м. Масса самого большого колокола – 1280 кг, диаметр 1,2 м.
- Площадь храма – 825 кв. м, в цоколе размещаются склад, просфорня, библиотека, кухня, трапезная, несколько служебных помещений и помещение воскресной школы.
- Площадь прихрамовой территории – 5 тыс. кв. м, из них озеленений – 1,5 тыс. кв. м. Внутри двора имеется дорожка из тротуарной плитки шириной 3,5 м для совершения крестных ходов.
- Здесь же, во дворе находятся могилы первого священника Благовещенска протоиерея Александра Сизого, доктора Михаила Давыдова и двух неизвестных. До 2002 года их останки хранились в областном музее.
Святыни собора
- чудотворная Албазинская икона Божией Матери;
- икона первосвятителя Амурского края Иннокентия Московского (+1879) с частицей мощей святого,
- частица Честного и Животворящего Креста Господня,
- часть мощей великомученика и Победоносца Георгия (+304),
- часть мощей преподобного Сергия Радонежского (+1392),
- части мощей святых священномученика Киприана и мученицы Иустины (+304),
- часть мощей святого великомученика Евстафия Плакиды (+118),
- часть мощей святой мученицы Лукии, девы Сиракузской (+303).
Кафедральный собор сегодня: духовенство и прихожане
Источник: http://blaginform.ru/blagoveshhenskij-kafedralnyj-sobor-g-blagoveshhenska/
РОСТОВСКИЙ-НА-ДОНУ БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОБОР — Древо
Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru
Подворье Ростовского кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы. Фото 27 октября 2019 г |
Ростовский-на-Дону кафедральный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы Ростовской-на-Дону епархии
Территория соборного подворья представляет собой гармоничный архитектурный комплекс. Здесь располагаются три храма: собственно кафедральный собор; малый храм во имя святого Иоанна Предтечи, в котором ежедневно совершаются церковные требы; храм во имя святителя Николая, находящийся в колокольне, временно не действующий.
В комплекс соборного подворья также входят и служебные здания. Здесь располагается епархиальное управление Ростовской-на-Дону епархии, где находятся канцелярия, епархиальные отделы и комиссии. Рядом с малым храмом размещается духовно-просветительский центр во имя святителя Димитрия Ростовского.
Здесь также находится издательство Ростовской-на-Дону епархии и типография, работают магазины церковной утвари и духовной литературы.
Ранние Богородице-Рождественские церкви Ростова
Ростовский собор ведет свою историю с 1766 года, когда в крепости святителя Димитрия Ростовского, будущем Ростове-на-Дону, на месте ветхой часовни соорудили деревянную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1778 году ее заменили новой, которая сгорела в 1791 году от удара молнии.
В 1795 году на площади Старого базара Ростова была построена новая церковь Рождества Богородицы. До купола храм был каменный, купол был деревянный. На хорах размещался Преображенский придел. В 1822 году Святейший Синод перевел церковь Рождества Богородицы в ранг собора. 20 апреля того же года состоялось его освящение. Причт собора состоял из одного протоиерея, двух священников, двух диаконов, двух дьячков и двух пономарей.
Ростовский Богородице-Рождественский собор |
Постройка собора и колокольни
К середине XIX века население города Ростова значительно возросло, и главный собор уже не вмещал верующих. В 1845 году епископ Екатеринославский и Таганрогский Иннокентий по ходатайству ростовских коммерсантов обратился в Синод с представлением о строительстве нового каменного собора по проекту столичного архитектора К. А. Тона.
Строительство собора проходило с 1854 по 1860 годы. В 1860 году состоялось его освящение. Новый собор был трехпрестольный, пятикупольный. Купола венчали 5 глав, покрытых ярь-медянкой. Паперти были выполнены из мрамора и выходили с южной стороны на торговые ряды, откуда и был главный вход в собор, а с северной стороны – на площадь Старого базара.
Ростовский кафедральный собор возводился без казенной поддержки, исключительно на пожертвования купечества. Главным попечителем строительства был церковный староста Константин Михайлов-Нефедов. На деньги почетного потомственного гражданина Ростова И. С.
Панченко были расписаны стены собора, приобретены иконы, изготовлена дорогая церковная ограда и установлены ценные кресты на купола.
С 1875 по 1887 года возводилась четырехъярусная колокольня собора. Автором проекта был войсковой архитектор-инженер А. А. Кампиони при участии художника-архитектора Д. В. Лебедева. Попечителями строительства были назначены ростовский коммерсант П. Р. Максимов, казак Донского торгового общества С. Н. Кошкин, табачный магнат В. И.
Асмолов, почетный потомственный гражданин г. Ростова И. С. Панченко. В первом ярусе колокольни была устроена церковь во имя святителя Николая Чудотворца, на втором и третьем располагалась звонница, на четвертом – часы с четвертным боем, пожертвованные городом.
Звон главного колокола, весившего 1032 пуда, разносился на 42 версты по Задонью.
Советский период
После захвата Дона большевиками в начале 1920 года начались гонения на Церковь. Вскоре здания собора и колокольни обнесли кирпичной стеной, южную паперть, выходившую на торговые ряды, разобрали, часть соборного подворья была реквизирована. В 1921 году по делу «Армии Спасения России» был арестован настоятель собора протоиерей Павел Верховский.
Первая в Ростове акция кампании по изъятию церковных ценностей в связи с голодом в Поволжье проходила 11 марта 1922 года в Ростовском кафедральном соборе, но была фактически сорвана, так как комиссию избили возмущенные ее поведением люди.
В связи с этими событиями были арестованы епископ Ростовский и Таганрогский Арсений (Смоленец), 7 священников, в том числе протоиерей Иоанн Цариненко, ключарь собора, 4 члена приходского совета и ревизионной комиссии собора. Всего перед Донским Ревтрибуналом предстало 37 человек.
С конца 1920-х годов ужесточились гонения на Церковь, что отразилось и на соборе. В 1929 году с куполов были сбиты кресты [1]. В 1937 году собор был закрыт и на его территории разместился зоопарк. Затем здание храма использовалось под склады и зернохранилища. В 1942 году было принято решение о взрыве колокольни в целях демаскировки. Но успели взорвать только два верхних яруса.
В годы Великой Отечественной войны изменились условия жизни Церкви – как оккупационные так и советские власти позволили вновь открывать приходы и отчасти восстанавливать церковную жизнь. В июле 1942 года, в период оккупации Ростова немцами, был открыт и собор. Прихожане сами принесли все необходимое для богослужения: церковную утварь, иконы.
Примечательной страницей истории Ростовского кафедрального собора стали послевоенные годы. В 1947-1949 годах здесь служил игумен Пимен (Извеков), будущий патриарх Московский и всея Руси. Он занимал должность секретаря епископа, члена епархиального совета и ключаря собора.
Чуткий пастырь и талантливый проповедник, он многих привлек в число прихожан собора. Память о нем свято хранится в семьях ростовчан. В то же время при соборе шли восстановительные работы, которым был привлечен ростовский архитектор Л. Ф. Эберг.
В 1948 году он разработал по заказу епархии проект восстановления колокольни «в объеме сохранившейся части», по которому второй уцелевший ярус колокольни сохранялся без навески колоколов. Однако, проект был отвергнут городскими властями, и в 1949 году уцелевший ярус колокольни разобрали. В 1950 году в соборе был произведен ремонт и восстановлены росписи.
По проекту Эберга в 1954 году был установлен иконостас – аналог уничтоженного из храма Христа Спасителя. В 1950-е на основании разрушенной западной паперти возвели притвор, увенчанный главкой.
В середине 1959 года оставшийся ярус колокольни перекрыли кровлей и завершили малой главкой. В нем был восстановлен храм Николая Чудотворца, использовавшийся для крещений вплоть до 1990-х годов.
Ростовский-на-Дону Богородице-Рождественский собор |
Возрождение церковной жизни
Новая страница летописи Ростовского кафедрального собора началась в конце 1980-х годов. К 1000-летию Крещения Руси над Ростовом засияли золотые купола собора.
В самом храме были реконструированы амвон главного алтаря и архиерейская кафедра, позолочены иконостас и киоты, вокруг солеи и кафедры установлена декоративная решетка, обновлены росписи. Само подворье собора было расширено в его исторических границах.
В 1992 году состоялось освящение построенного на подворье Предтеченского малого храма, а в 1994 году – двухэтажной воскресной школы.
Символом возрождения церковной жизни в Ростове стали работы по восстановлению колокольни конца 1980-х-1990-х годов по проекту донского архитектора Ю. Н. Солнышкина. В июле 1999 года на колокольню был установлен купол, а в сентябре состоялось ее освящение. Чин освящения совершил патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который находился в Ростовской епархии с официальным визитом.
Отсутствие капитального ремонта на протяжении полутора веков тяжёлым образом сказалось на состоянии здания. В 2013 году начались долгожданные реставрационные работы. За семь лет были проведены масштабные изыскательские работы, собран утраченный исторический архив.
На соборном подворье было облагорожено место погребения донских архиереев, укреплены основания фундаментов, уложена тротуарная плитка, создан автономный энергоцентр, обеспечивающий бесперебойное электропитание и необходимый климат. Был восстановлен цоколь здания, возвращены утраченные исторические решетки и входные двери, произведена замена окон, усилены несущие конструкции стен и сводов.
Фасад храма оштукатурен и окрашен. Проведены работы по устройству вентиляции, кондиционирования, а также пожарной безопасности. Была полностью заменена кровельная система, покрыты металлом карнизы и выступающие декоративные элементы. Также были воссозданы исторические купола собора, навершие которых украсили кресты, восстановленные по архивным данным.
В интерьере храма также были проведены обширные работы: уничтожен вредоносный грибок, оштукатурены стены и своды, отреставрирована уникальная настенная живопись, восстановлены иконостасы, обретены почитаемые иконы и святыни. Соборные мощевики обрели новые ковчеги, была разработана и пошита соборная ризница.
Для декоративного освещения фасадов и интерьера памятника осуществлён монтаж современного светового оборудования.
Реставрационные работы затронули и соборную колокольню: её фасад был оштукатурен и окрашен, несущие конструкции стен усилены, карнизы и выступающие декоративные элементы покрыты металлом, смонтированы декоративное освещение и часы, осуществлён монтаж несущих металлоконструкций для подвески колоколов, на которых разместилась восстановленная историческая звонница собора. Работы были завершены в 2019 году. 27 октября того года патриарх Московский и всея Руси Кирилл при большом стечении духовенства и мирян совершил чин великого освящения обновлённого кафедрального собора.
Использованные материалы
[1] ГАРО, Ф. Р-3952, оп. 1, л.39
Источник: https://drevo-info.ru/articles/13740.html
Введенский кафедральный собор в Чебоксарах
#ЧЕБОКСАРЫСЕРДЦЕВОЛГИ
Чебоксарский Введенский собор — объект культурного наследия России. Пожалуй, самое уникальное и старое здание города.
История собора начинается с 26 мая 1555 года. Именно эта дата стоит в наказной грамоте царя Ивана Грозного первому архиепископу Казанскому и Свияжскому Гурию. Говориться в ней следующее: «а в прочих градех во всех по молебнех ходити около града со кресты, и божественная литоргия служити везде в соборной церкве, даже и до нового места Чебоксар, идеже благоволит Бог граду быти на Чебоксарю. И туто устроити стан дневной, и с воеводами по совету, где быти святой соборной церкве Введению Пречистой, и на том же месте поставити полотняная церковь»
Архиепископ Казанский и Свияжский Гурий
Сказано — сделано. Согласно историческим данным, в двадцатых числах июля 1555 года архиепископ Гурий со своими спутниками прибыл на то место, где предполагалось основать город Чебоксары. Первым его распоряжением было указание места на вершине косогора для соборной церкви Введения Богоматери. По одному из преданий здесь стояло большое языческое капище — керемет.
На этом месте поставили походную полотняную церковь, здесь Гурий отслужил первую в своей епархии и на чувашской земле Божественную литургию, после чего он благословил жителей города привезенной с собой Владимирской иконой Божией Матери.
Икона с этим образом и в настоящее время хранится во Введенском кафедральном соборе, являясь наиболее древней и самой чтимой.
Православные чуваши называют ее Торамуш (от чувашского «Турă амăшě» — Матерь Божья), а молятся ей об избавлении от скорбей и напастей.
Владимирская икона Божией Матери
В общей сложности на строительство каменного Введенского собора ушло больше 100 лет. Вместо полотняной церкви была выстроена деревянная соборная церковь, затем к 1657 году отстроен каменный храм с теплыми приделами и шатровой колокольней.
Современные архитекторы установили — строительство шло по очень строгим канонам. Создатели строго придерживались сторон света.
На востоке был установлен алтарь, на северной стене — богородица, на западной — картины страшного суда, на юге — Иисус Христос.
Придел в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы
За свою многовековую историю собор не раз страдал от от стихийных бедствий. В 1755 году в Чебоксарах во время пожара сгорело более 1000 домов. Тогда собор сохранился только благодаря каменным стенам. В 1773 году, также во время пожара, пострадала кровля.Свою первую реставрацию собор пережил в 19 веке. Деньги православные чуваши собирали всем миром — в 20-хх годах 19 века капитально отремонтировали колокольню, переложили полы, повесили новые колокола. В 30-хх годах заменили старинные фрески, в 1845 -м перезолотили иконостас.
Колокольня Введенского собора
Кстати, Введенский собор, пожалуй, единственный, который действовал в Чувашии практически во все время своего существования. Единственное исключение — период с с 1939 по 1943 год. В это время здесь размещалась художественная галерея, благодаря чему основные храмовые сооружения хорошо сохранились. Затем начались богослужения, но до 1985 года в пределах Алексия и Харлампия священномученика находился краеведческий музей.
Придел в честь святого священномученика Харалампия
Доподлинно известно, что 6 апреля 1945 г. настоятель Введенского собора направил телеграмму самому Сталину о внесении в фонд обороны 136200 рублей, которые собрал Церковный совет, духовенство и верующие города Чебоксары. На эти деньги впоследствии была построена танковая колонна имени Дмитрия Донского, за что Сталин телеграммой поблагодарил председателя Церковного совета Введенского собора.
И сегодня Введенский собор прекрасно сохранил древние фрески, украшающие стены, своды, колонны, конные проемы. Специалисты не сомневаются, художников, работавших над храмовой живописью было несколько. Скорее всего, они были из числа местных жителей — достаточно заметно влияние национальных чувашских традиций. По признанию реставраторов, богатство сюжетов и качество исполнения делают роспись собора по истине уникальной среди фресковой живописи XVII века во всем Среднем Поволжье.
Фреска на внутренней стене Введенского собора
Мастера, проводившие здесь восстановительные работы в начале 2000-х годов, рассказывают, что под сводами главного купола есть шахты, однако ходы к ним были замурованы задолго до наших дней. Зачем их создавали, куда они ведут и кто их заложил — выяснить уже вряд ли удастся. Удивление специалистов вызвали и соборные фрески, точнее техника их исполнения. Живопись исполнена так, что повторяет фактуру и кладки кирпичей Это уникальная авторская работа, где мельчайшие детали порой изображены в швах между главным строительным материалом того времени.
Фрески на стенах Введенского собора
Эта особенность относиться к изображениям, над которыми работали в 18 веке. Художники были не только большими мастерами, но и знатными шутниками. На одной из фресок апостолы изображены бородатыми, а люди, их побивающие, бритыми — на европейский манер. Как отметили современные реставраторы, одна из дерущихся фигур имеет поразительное сходство с портретом царя.
Новая история Введенского собора началась в 2004 году. Осевший фундамент и трещины, прорезавшие главное здание, поставили вопрос ребром — быть или не быть старейшему храму Чувашии дальше. Справедливости ради отметим, особенно долго не выбирали.
Было получено федеральное финансирование, которое направили в первую очередь на укрепление фундамента и стен, затем на поэтапную реставрацию комплекса в целом.
Фактически весь комплекс необходимых работ не завершен до сих пор, однако с уверенностью можно говорить о том, что главный храм и один из символов города Чебоксары продолжает творить историю.
Введенский собор до реконструкции. 1995г.
Отчеканен на российских монетах
В 2013 году Центробанк РФ выпустил в обращение три памятные монеты из драгоценных металлов, посвященные памятникам архитектуры России. Одна из них – серебряная, номиналом 3 рубля – именуется «Введенский собор, г. Чебоксары, Чувашская Республика».
Как сообщает Банк России, у этой монеты масса драгоценного металла в чистоте составляет31,1 г, проба сплава — 925, ее диаметр — 39,0 милиметров. С лицевой и оборотной сторон монеты по окружности имеется выступающий кант.
На Санкт-Петербургском монетном дворе ее отчеканили тиражом в 7,5 тыс. экземпляров.
Контакты Введенского собора
Источник: https://visitvolga.ru/things-to-do/sights/vvedensky-cathedral/