Московский успенский собор — древо
Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru
Успенский Собор Московского Кремля |
Патриарший собор в честь Успения Пресвятой Богородицы в Московском Кремле Русской Православной Церкви, исторически назывался Большим Успенским собором Москвы
Не путать с главным храмом Крутицкого подворья (см.), некоторое время называвшимся Малым Успенским собором Москвы
Успенский собор Московского Кремля на протяжении шести столетий был государственным и культовым центром России: здесь поставляли великих князей, а удельные присягали им на верность, венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед.
История
Первое каменное здание собора, «церковь камена на Москве на площади», было заложено в 1326 году первым Московским митрополитом святителем Петром и князем Иоанном Калитой, на месте ранее существовавшей, как предполагается деревянной. Толчком к строительству послужило обретение Москвой статуса первопрестольного города.
Московский Успенский собор — первая каменная церковь Москвы — был призван заменить Владимирский Успенский собор как главный храм Руси. В том же году святитель Петр упокоился в строящемся соборе и был похоронен с северной стороны храма, близ жертвенника. В честь преставившегося митрополита князь Иоанн Калита устроил в соборе придел в честь Поклонения веригам апостола Петра.
Собор был освящен 14 августа 1327 года святителем Прохором Ростовским накануне праздника Успения Богородицы.
В конце XV века великий князь Иоанн Васильевич, объединивший под властью Москвы все русские княжества, начал создание новой резиденции с перестройки Успенского собора. В 1472 году храм был разобран до самого основания, при этом были обретены мощи святителя Петра. Псковские мастера Кривцов и Мышкин возвели новый собор, однако он неожиданно рухнул.
Тогда великий князь пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти. Под его руководством, по образцу Владимирского кафедрального собора, в 1475-1479 годах было построено здание с тех пор украшавшее Московский Кремль. 20 августа 1479 года митрополит Московский святитель Геронтий совершил освящение храма.
Мощи святителя Петра были возвращены в собор.
Торжественное назначение определило особое внимание к убранству храма. Стенопись собора, многочисленные иконы и разнообразная утварь являются произведениями искусства мирового значения. Росписи 1642-1643 годов и грандиозный иконостас 1653 года надолго определили его внутренний облик.
Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и патриарха. Наиболее интересно царское моленное место. В юго-западном углу возвышается ажурный бронзовый шатер.
Древнейший памятник прикладного искусства в соборе — его южные двери (привезены в Москву из суздальского собора, относятся к началу XV века); на них золотом по черному лаку написаны 20 изображений на библейские темы.
Во время Отечественной войны 1812 года собор был разграблен наполеоновскими войсками. Впоследствии, из части серебра, отбитого у французов русскими казаками, была выкована великолепная люстра, которая была повешена в центре собора.
В конце XIX-начале XX веков при реставрации собора в алтаре и на алтарной преграде было открыто несколько фресок рубежа XV-XVI веков. В 1906 году научная реставрация была завершена.
21 ноября 1917 года в соборе состоялось настолование святителя Тихона (Беллавина), вновь избранного на Московский патриарший престол после двухвекового перерыва [1].
Вскоре после этого собор был превращен в музей. Создавая его экспозицию, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. При этом научной реставрации собора в советские времена не проводили.
Богослужения в соборе возобновились в 1990 году.
Московский Успенский патриарший собор в Кремле. Фото 4 декабря 2015 г. |
Архитектура
Аристотель Фиораванти довольно точно повторил образец — Успенский собор во Владимире, — древний крестово-купольный храм, но создал принципиально новое по своей архитектуре сооружение. Трехнефный пятиглавый собор выложен из небольших блоков белого камня.
Он отличается особой монолитностью: все членения равны по размерам, алтарные апсиды уплощены и скрыты массивными лопатками, крупные главы сближены. Гладь стен лишь подчеркивают узкие щелевидные окна и небольшой аркатурный фриз.
Летописи отметили, что здание смотрится «как един камень».
С несколько суровым обликом фасадов контрастирует просторный интерьер.
Там сильнее ощущается своеобразие его архитектуры: применение новых технических средств позволило увеличить все членения храма, тонкие круглые столпы не затесняют пространство, создавая впечатление огромного дворцового зала.
Собор поразил современников «величеством и высотою, и светлостью и пространством». Успенский собор до конца XVII века служил образцом при строительстве многих соборов в городах и монастырях допетровской Руси.
Стенопись
Для росписи первопрестольного храма привлекались лучшие мастера. На алтарной преграде сохранились древнейшие фрески Московского Кремля — изображения монахов-подвижников, исполненные в 1481 году артелью великого иконописца Дионисия.
Также известны алтарные композиции того же времени — «Семь спящих отроков Ефесских», «Сорок севастийских мучеников», «Поклонение волхвов» и другие. Затем Успенский собор был расписан в 1513-1515 годах.
В 1642-1643 годах эту роспись сбили со штукатуркой, предварительно сняв «переводы», и артель из 150 художников во главе с царскими изографами Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым выполнила существующую стенопись.
Архитектура и стенопись храма создают образ космоса, где своды символизируют небо, несомое столпами собора. Как правило, на столпах помещают изображения мучеников, которые своей жизнью и мученической смертью поддерживают Церковь так же, как столпы несут свод.
Роспись Успенского собора отличается продуманностью, ясностью построения. В главах помещены различные образы Бога, верхние части стен занимают иллюстрации Евангелия, их расположение соответствует последовательности богослужений в течение года.
Живопись второго сверху яруса на южной и северной стенах повествует о чудесном рождении Девы Марии и Ее детстве. Следующий ряд занимают иллюстрации Акафиста в честь Богоматери. Интересная особенность росписи — изображение семи Вселенских Соборов в нижних ярусах стен.
На западной стене храма традиционно расположена огромная композиция Страшного Суда. На круглых столпах написаны многочисленные фигуры мучеников.
Иконостас
Иконостас собора был создан в 1653 году по инициативе патриарха Никона. В его шестидесяти девяти иконах иллюстрирована вся библейская история человечества. Верхний ряд – праотеческий — ветхозаветный период, предшествовавший воплощению Христа.
В следующем, пророческом ряду изображены пророки перед Богоматерью Знамением, они держат свитки с текстами пророчеств о Христе. В праздничном ряду помещены иконы, посвященные основным событиям жизни Христа.
Главным является Деисисный чин, напоминающий о Втором пришествии: перед Христом-Вседержителем предстоят в молитвенных позах Богоматерь, Иоанн Предтеча и, в соответствии с греческой традицией – двенадцать апостолов.
Иконы
Собрание икон XII-XVII веков в Успенском соборе является одним из самых богатых в мире. Большинство их было написано в Москве для соборов XIV и XV веков, другие были привезены в Москву из древних городов в период собирания русских земель.
Можно отметить древнейшую русскую икону – двусторонняя «Богоматерь Одигитрия» и «Святой Георгий», «Спас Ярое око», «Троица», два списка «Богоматери Владимирской», храмовый образ «Успение», «Предста царица», «Апостолы Петр и Павел», «Митрополит Петр в житии» и многие другие.
С именем святителя Петра Московская связана небольшая икона, именуемая «Богоматерь Петровская,» которую по преданию написал он сам, и которая впоследствии хранилась в Успенском соборе как одна из главных московских святынь.
Усыпальница
С 1326 года, когда в недостроенном храме был погребен митрополит Петр, собор служил усыпальницей русских первосвятителей. Всего в соборе 19 гробниц.
С конца XVI века над гробницами стали устанавливать кирпичные надгробия с белокаменными эпитафиями, а в начале XX века надгробия заключили в металлические чехлы. Захоронения святых иереев выделены высокими шатрами – сенями.
Мощи московских чудотворцев Петра, Ионы, Филиппа и Ермогена покоятся в деревянных, украшенных металлическими пластинами раках – мощехранительницах.
Царское моленное место
Царское моленное место – Мономахов трон – было создано в 1551 году для первого русского царя Иоанна Грозного. Его исполнителями были, вероятно, новгородские резчики. Здесь представлены различные мотивы и приемы резьбы, когда-то широко распространенной на Руси. В основании помещены четыре круглые скульптуры – изображения фантастических хищных зверей.
Они несут квадратное в плане сооружение со сложной формы колонками, балясинами, подзорами, увенчанное затейливым шатром с многочисленными кокошниками, розетками и вазами.
В двенадцати барельефах на стенках иллюстрировано «Сказание о князьях владимирских», повествующее о привозе на Русь царских регалий – шапки Мономаха, барм (парадного оплечья) и других предметов.
Использованные материалы
[1] «Молебен перед мощами святителя Тихона предварил открытие Архиерейского Собора Русской Православной Церкви», официальный сайт Русской Православной Церкви, 29 ноября 2017, http://www.patriarchia.ru/db/text/5072531.html
[2] «Протопресвитер Василий Иванович Платонов», биографическая энциклопедия, http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/101366/Платонов
Источник: https://drevo-info.ru/articles/14186.html
Успенский собор — историко-архитектурный шедевр Московского Кремля
Адрес: Россия, Москва, Соборная площадь Московского Кремля
Начало строительства: 1475 год
Окончание строительства: 1479 год
Архитектор: Аристотель Фьораванти
Святыни: Гвоздь Господень, посох святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси
Координаты: 55°45'03.6″N 37°37'01.9″E
:
Начало истории Успенского Собора
Разрушение «собора, что на Маковице»
Об истории Успенского Собора в 15 веке
Новая жизнь Успенского Собора
Успенский Собор в 20 веке
и в наши дни
Успенский собор на карте
Московский Кремль — древнейший историко-архитектурный комплекс, достопримечательность, которой по праву может гордиться Москва. Успенский собор, находящийся на территории Московского Кремля, в течение очень длительного времени являлся главным храмом столицы.
История этого храма, как и многих других кремлёвских строений интересна и насыщена событиями. Ученые-историки, проводя археологические исследования, обнаружили некоторые даты на древних захоронениях под вскрытыми полами этого собора.
Доподлинно известно, что задолго до возведения Успенского Собора, на том же самом месте был построен храм из дерева. Также известно, что ещё в 12 веке он не был разрушен временем.
Что было потом — неясно, как впрочем отсутствует какая-бы то ни было информация и о самом деревянном храме.
Вид на собор от Колокольни Ивана Великого
Москва становится столицей — начало истории Успенского Собора
После того, как в 1326 году резиденция российского митрополита была перенесена в Москву, великий князь Московский Иван Калита по совету владыки Петра решил приступить к закладке нового каменного собора. Дело в том, что церковь, уже не могла удовлетворять зарождавшиеся в то время амбиции как церковной, так и светской властей.
Для главного столичного храма деревянная церковь была маловата, а для резиденции митрополита — не достаточно солидной. В общем август 1326 года стал годом закладки Успенского Собора.
Трудно стопроцентно утверждать, какой именно храм послужил прототипом для постройки нового, однако версии авторитетных историков сходятся в этом вопросе к Георгиевскому Собору, расположенному в Юрьеве-Польском.
И вот уже в 1327 году в Москве был возведён первый храм из камня. Его расположением является самая высокая точка на Кремлевском холме, поэтому собор и получил интересное историческое название «собор, что на Маковице».
Вид на восточный фасад собора
Разрушение «собора, что на Маковице»
К сожалению, нет вечных строений и если ими серьезно не заниматься, рано или поздно они приходят в упадок. Хотя виной сильного обветшания собора, построенного во времена Ивана Калиты, являются скорее постоянно случающиеся пожары.
Да, через полтора столетия храм потрепало так, что вопрос о тотальной реконструкции, либо новой постройке возник сам собой.
Взвесив все «за» и «против» (сильно крошащийся камень, и ветхость некоторых конструкций — своды приходилось подпирать бревнами), после вновь произошедшего в 1470 году пожара, было принято решение о демонтаже старого собора и постройке нового.
Об истории Успенского Собора в 15 веке
Приступили к строительству нового собора в 1472 году. Об этом соборе гораздо больше сведений — в частности, известны даже фамилии мастеров-архитекторов: некто Кривцов и Мышкин. В качестве образца для постройки нового храма был взят Успенский собор во Владимире. К строительству обновленной «версии» каменного храма подошли капитально.
Купола собора
Строительство велось настолько долго, что, дабы не прерывать ход церковной службы, на месте алтаря старого храма была даже сооружена временная церковь из дерева. Эта церковь примечательна тем, что именно в ней произошло венчание царя Ивана 3 с Софьей Палеолог, принцессой из Византии. А произошло это памятное событие в ноябре 1472 года. Дальше — больше: вновь построенный собор, практически дошедший до финальной фазы строительства, рухнул.
Причина была очень проста — несовершенство строительных технологий того времени. Что вполне объяснимо, ведь тогдашняя Россия только-только переходила от деревянного строительства к каменному.
Раствор, который приготовили русские мастера-архитекторы как связующий материал, оказался непрочным и жидким. Иван 3 сначала вызвал для проведения реконструкции псковских архитекторов, но те посмотрели, покачали головой, почмокали губами и отказались.
Тогда Иван 3 решил поступить совершенно нетрадиционно и вознамерился пригласить строителей нового храма прямо из Италии!
Вид на собор с Соборной площади
Не успело созреть в царской канцелярии соответствующее распоряжение, как Иван 3 полностью определился с выбором — им стал Ридольфо Аристотеле Фиораванти, больше инженер, чем архитектор, занимавшийся отливом и подъёмом колоколов на звонницы. Кроме этого, Фиораванти специализировался на прокладке водных каналов, постройке и реставрации мостов. Фиорованти был известен своими инженерными работами как в Венгрии, так и в Италии.
В очередной раз постройка нового Успенского Собора была закончена к 1479 году, через 2 года после этого храм был покрыт церковной росписью. Русские архитекторы, глядя на заморские строительные приемы чужеземца, были удивлены новыми технологиями.
Особое «ихнее» недоверие вызывали своды, толщина которых была не больше одного кирпича. Думали, что потолок будет протекать во время дождей, однако этого не случилось.
Впервые в русских каменных строениях были применены тяги из металла, да еще способ их подачи в нужные места был крайне необычен — на блоках с колесами.
Вид на собор со стороны Ивановской площади
Но самое главное новшество заключалось даже не в совокупности отдельных приемов и технологий, а во внутренней конфигурации собора — он по сути обладал единым пространством, в котором в качестве опор было использовано несколько столбов. Отсутствовали и приделы, чего раньше в архитектурной отрасли Руси никогда не было.
Новая жизнь Успенского Собора
Постройка нового храма под руководством мастера-итальянца вдохнуло в собор буквально новую жизнь. Так в конце 15-го века здесь был коронован на княжество внук Ивана 3 Димитрий, а уже в 1547 году здесь же венчали на царство небезызвестного Ивана Грозного.
Причем Успенский Собор в Кремле не потерял своего государственного значения даже после перенесения столицы России в Санкт-Петербург. Начиная с Петра Первого, короновать всех российских императоров только в Успенском Соборе стало доброй традицией.
Европейцы в лице французских наполеоновских вояк не преминули в 1812 году осквернить и спалить этот храм, однако уже во время войны он был полностью восстановлен.
Вход в собор с Соборной площади
Успенский Собор в 20 веке
В неспокойное начало 20 века, которое переживала вся Россия, в Успенском Соборе было принято судьбоносное для Русской Православной Церкви решение о том, чтобы патриаршество на Руси было вновь возобновлено.
Так же здесь была проведена церемония интронизации патриарха Тихона. В первые годы Советской власти Успенский Собор был закрыт, последняя церковная служба прошла в 1918 году на Пасху.
Именно это событие и послужило сюжетом для картины известного русского живописца Павла Корина «Русь уходящая».
и в наши дни
Сегодня Успенский Собор, расположенный на территории Московского Кремля, имеет статус музея, однако церковные богослужения в связи со знаковыми праздниками Русской Православной Церкви исправно проводятся.
Статус кафедрального собора Москвы Успенский собор так не получил, хотя оно и понятно — более полувековой возраст храма делает его несколько непригодным к такого рода нагрузкам.
Однако в череде памятников русскому Православию, русской архитектуре Успенский Собор в Кремле по-прежнему занимает одно из главных мест.
достопримечательности
← СОБОРЫ КРЕМЛЯ | МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ → |
Города России на Putidorogi-nn.ru:
Казань | Санкт-Петербург | Владимир | Ярославль |
Муром | Ростов Великий | Александров | Иваново |
Калуга | Кострома | Сергиев Посад | Нижний Новгород |
Псков | Касимов | Переславль-Залесский | Суздаль |
Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/576-uspenskij-sobor-v-moskovskom-kremle
Успенский собор Московского Кремля
«Как един камень» — так издавна характеризовали в летописях Успенский собор Московского кремля, на данный момент — старейшее здание российской столицы.
Начав свою историю в 1326 году, храм пережил множество пожаров, разграбление войсками Наполеона, обстрел артиллерией красногвардейцев и даже землетрясение, но все-таки сумел выстоять в буре исторических событий.
А монолитная архитектура храма авторства итальянского зодчего Аристотеля Фьораванти обрела символическое значение, превратившись в метафору стойкости русского народа и православной веры.
Помимо многих почитаемых икон в Успенском соборе хранятся такие реликвии, как, например, Гвоздь Господень и посох святителя Петра — митрополита Киевского и всея Руси, ставшего инициатором строительства собора. Однако и человеку, далекому от религии, будет крайне интересно посетить этот храм.
Расположенный на Соборной площади, в самом сердце Московского Кремля, Успенский собор также прочно вошел в историю страны. С 1498 года в нем начали проводить коронации.
В 1613 году здесь был венчан на царство Михаил — первый правитель из рода Романовых, а в 1896 году корону получил последний российский император Николай II. Кроме того более 3 веков собор являлся местом упокоения глав Русской церкви.
Не теряя культового значения, Успенский собор представляет собой красноречивый памятник тому, как тесно всегда стояли друг к другу светская и религиозная власть на Руси.
История создания Успенского собора Московского Кремля
Годом создания Успенского собора Московского Кремля считается 1472-й, когда состоялась торжественная церемония по поводу закладки и начала строительства храма в том виде, в котором его можно видеть и сейчас. Но церковь на его месте стояла и прежде, и подлинная история собора на самом деле длиннее почти на полтора века.
Первая закладка храма состоялась в 1326 году. Русь, раздробленная на княжества, находилась тогда под властью Орды. В Москве правил Иван Калита, который, опираясь на поддержку ордынских ханов, победил в противостоянии с Тверью, а затем присоединил к своему княжеству ряд земель, выкупив их у золотоордынцев. Самым же успешным шагом на пути возвышения Москвы стало налаживание отношений с официальной религиозной властью, и какое!
Митрополит Киевский и всея Руси Петр, находившийся, как и его предшественники, во Владимире, в 1322 году переехал в Москву, сделав ее официальной резиденцией глав Русской церкви, а 4 года спустя инициировал строительство первого Успенского собора. Таким образом создание этого храма изначально стало политическим шагом, усилившим независимость Москвы и упрочившим положение княжества.
Первое здание сложили из грубо обтесанного белого камня, было оно одноглавым и имело всего три апсиды. Позднее его несколько расширили за счет пределов. Главной святыней была византийская икона «Богоматери Одигитрия, с праздниками на полях». Собор простоял полтора века, но был сильно поврежден во время пожара 1470 года.
https://www.youtube.com/watch?v=cAW23lSnll8
К этому времени Русь уже была освобождена от татаро-монгольского ига, глава церкви именовался митрополитом Московским, а не Киевским, а сама Москва активно претендовала на центр государства, вокруг которого могли объединиться раздробленные земли. В связи с этим Успенский собор решили не восстанавливать, а капитально перестроить, сделав более грандиозным.
Проект второго Успенского собора, который осуществлялся под руководством бояр Ховриных, просуществовал несколько лет. Впрочем, и он вошел в историю, поскольку внутри огромной стройплощадки в 1472 году построили деревянную церковь, в которой венчались Иван III, позднее прославившийся как правитель, положивший конец раздробленности, и Софья Палеолог. Два года спустя почти законченный храм разрушило землетрясение.
Стало очевидно, что новый собор должен иметь не только впечатляющий архитектурный облик, но и крепкую конструкцию. Это и объяснило выбор исполнителя.
К тому времени Аристотель Фьораванти, 60-летний уроженец Болоньи, успел стяжать в Италии славу не только первоклассного архитектора, но и отличного инженера. Приступив в 1474 году к работе над Успенским собором, он сразу внедрил ряд новшеств.
Во-первых, белокаменная кладка сочеталась с кирпичной, хотя внешне отличия не было; во-вторых, стены укрепили сваями из железа.
Годы создания Успенского собора в том виде, в каком он сохранился до наших дней: 1472 — 1479 годы. Кто построил: итальянский архитектор и инженер Аристотель Фьораванти.
Обновленный Успенский собор освятили в 1479 году, парой лет позже иконописей и мастер фресок Дионисий вместе с учениками расписал его стены, а в 1498 году состоялась первая коронация — Иван III передал атрибуты венчания на царство внуку Дмитрию. В 1547 году здесь был коронован Иван IV.
При Грозном рядом с южными вратами собора появилось «Царское место» — роскошный резной шатер высотой 6,5 метра, в котором отдельно от других прихожан участвовал в церковных службах глава государства. Также именуется «Мономаховым троном» из-за барельефа, размещенного на основании и изображающего сюжеты «Сказаний о князьях Владимирских».
В XVII веке наступила эпоха царствования Романовых. Первый ее представитель — избранный Земским сбором 1913 года царь Михаил Федорович — получил в подарок от правителя Персии Аббаса I драгоценную реликвию — фрагмент ризы Господней. Также при первых Романовых обновляется само здание: проводится капитальный ремонт после пожаров, своды укрепляются армированием.
В середине XVII века заново расписываются стены храма — за 10 месяцев художники создают около 250 сюжетных композиций, рисуя больше 2 тысяч фигур! Все они формируют основной иконостас: 69 икон помещаются в 5 рядов, и общая высота композиции достигает 16 метров.
Следующий, XVIII век в истории Успенского собора отмечен большим пожаром 1737 года, уничтожившим, по свидетельствам современников, четверть Москвы. Восстановлением Успенского собора, как и других храмов Кремля и окрестностей, включая Собор Василия Блаженного, руководил архитектор Иван Мичурин. Из-за масштабов ущерба до восстановления росписи внутри Успенского собора дошли только 30 лет спустя.
К рубежу столетий иконостасы южной и северной стен пополнились иконами из Оружейной палаты. Для них были изготовлены оклады из золота и серебра. Однако прихожане и священнослужители любовались ими недолго: в 1812 году занявшие Москвы солдаты Наполеона переплавили украшения в тонны слитков драгметаллов, а заодно при отступлении вынесли все возможные ценности, включая фрагмент Господнего хитона.
В 1813 году Успенский собор освятили заново, и последующее столетие выдалось для него на редкость мирным. В 1896 году перед коронацией Николая II провели большой ремонт, в ходе которого вскрыли роспись XVI века. В 1910-х годах было решено полностью освободить древние шедевры. Реставраторы обновили изображения, добавив недостающие фрагменты, позолотив фоны и укрепив краску олифой. Благодаря этим работам росписи можно видеть и сегодня.
Последняя служба в Успенском соборе состоялась в апреле 1918 года, но восстановление фресок удалось продолжить, в том числе — после Великой Отечественной войны. С 1955 года церковь функционировала как музей. В этом статусе Успенский собор пребывает и сегодня, являясь частью музея-заповедника «Московский Кремль». Но с благословения патриарха здесь иногда проводятся богослужения.
Расписание богослужений
Богослужения в Успенском соборе проходят в дни значимых церковных праздников, например, в день Успения Пресвятой Богородицы. Попасть на службу можно только с пригласительным билетом. Дополнительные вопросы можно уточнить на сайте Московского патриархата.
Фрески
Самые древние фрески не только Кремля, но и всей Москвы можно найти на алтарной преграде Успенского собора. Дионисий и его артель писали эти изображения в первые годы существования построенного Фьорованти храма. Главные герои фресок — монахи-подвижники, получившие статус преподобных. От выцветания и разрушения образы спасло то, что они были долго скрыты иконостасом, а нашли их только к концу XIX века.
Фрески центральной части собора создавались в середине XVII века. Они делятся по циклам: «Земная жизнь Богоматери», «Земная жизнь Христа», «Вселенские соборы», «Акафист», «Страшный суд». Также расписаны купола, столпы и своды. Пять глав собора служат 5 полотнами для различных образов Бога. На столпах изображены 135 мучеников, которых почитают «столпами церкви».
Как добраться
Чтобы посетить Успенский собор Московского кремля, нужно приобрести билет в кассе музея-заповедника (находится в Александровском саду) либо через Интернет — на официальном сайте музейного комплекса. Доступны билеты как для самостоятельного посещения, так и в составе экскурсии.
Добраться до Кремля можно на метро. Ближе всего расположен восточный вестибюль станции «Александровский сад» (голубая ветка). Попасть на нее можно, если приехать на станции «Библиотека им. Ленина» (красная), «Боровицкая» (серая), «Арбатская» (синяя).
Лучше уже под землей, следуя по указателям на той станции, куда вы прибыли, пройти к нужному вестибюлю «Александровского сада». Также поблизости находятся станции «Площадь Революции» (синяя ветка), «Театральная» (зеленая), «Охотный ряд» (красная).
Ближайшая автобусная остановка — «Метро «Библиотека имени Ленина». До нее следуют автобусы № 144, м1, м2, м3, м6, м27, н2 (ночной), н11 (ночной).
Также можно воспользоваться такси. В Москве работают Gett, Uber, «Яндекс. Такси», «Максим». Вызвать авто по нужному адресу можно через мобильное приложение выбранной компании-перевозчика.
Панорама Успенского собора Московского Кремля:
об Успенском соборе в Москве:
Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/moscow/temples/11831
Успенский кафедральный собор г. Дмитров
141800, Московская обл., г. Дмитров, Историческая пл., д. 11
настоятель: протоиерей Афанасий Иванович Чорногуз
телефон: 993-94-31
e-mail: [email protected]
сайт: uspeniedmitrov.cerkov.ru
Богослужение в Успенском кафедральном соборе г.Дмитрова
совершается ежедневно:
Будни
Литургия — 8-00
Вечерня\Утреня — 17-00
Суббота
Литургия — 8-00
Всенощное бдение — 17-00
Воскресение
Молебен — 8-00
Литургия — 9-00
Акафист\Молебен — 17-00
СОБОРОВАНИЕ В УСПЕНСКОМ СОБОРЕ Великим Постом 2019 г.
24 марта воскресенье – 16:00
04 апреля четверг – 18:00
14 апреля воскресенье –16:00
18 апреля четверг – 18:00
Вечерня с чинопоследованием ПАССИИ
(поклонение Страстям Христовым)
31 марта воскресенье – 17:00
Акафист Благовещению Пресвятой Богородицы
07 апреля воскресенье – 17:00
Историческая справка:
Успенский собор, в городе Дмитров построен в период правления князя Юрия Ивановича в 1504-1533 гг. Основу здания составляет пятиглавый четырехстолпный крестово-купольный храм на высоком подклете с белокаменными подвалами. Здание служит историческим и композиционным центром города Дмитров.
При ремонте здания в 1790-е годы заменены пять барабанов, перебраны своды и укреплены железными связями, настенная звонница заменена трехъярусной колокольней со шпилем, выстроенной в стиле классицизма, утратили позакомарное покрытие собора.
В первой половине ХIХ в. построены приделы в первом и втором этажах северной стороны. В 1840-е гг.пристроены южные приделы. Все приделы выполнены в псевдоготическом стиле. Вход в подвал сделан из окна центральной апсиды.
Успенский собор закрыли в 1930-х гг.
С 1933 по 2002 гг. здание использовалось музеем-заповедником «Дмитровский кремль».
В 2000 году здание передано в безвозмездное пользование Московской епархии Русской Православной Церкви.
В 1991 году была зарегистрирована православная община. С 2001 года начаты масштабные работы — полностью воссоздан архитектурно — исторический облик собора. Реставрационные работы закончены. Освящен митрополитом Ювеналием в 2003 году. При соборе действует воскресная школа для детей и взрослых, библиотека, детский хор. Богослужения совершаются ежедневно.
В 2010 году восстановлен набор колоколов на колокольне собора. В 2012 году на территории собора установлен памятник священномученику Серафиму, епископу Дмитровскому.
За алтарем Успенского собора в 2011 году был посажен фруктовый сад с белокаменным крестом в память всех погребенных дмитровчанах за годы существования собора.
Хор Успенского кафедрального собора
Спустя десятилетия, после тяжелых для Русской Православной Церкви испытаний, по воле Божьей 1991 году начала возрождаться духовная жижнь Дмитровского благочиния. С этих дней начинает и свою современную историю хор Успенского кафедрального собора.
Репертуар хора ориентирован на старинные распевы — знаменский, киевский, греческий, валаамский, и гармонизированные варианты, напевы древних монастырей и обиходное пение.
Значительную часть репертуарасоставляют сочинения Архангельского, Чеснокова, Аллеманова, Кастальского, Смоленского, Озерова, Данилина, архимандрита Матфея (Мормыля) — регента Троице-Сергиевой Лавры.
записи песнопений хора Успенского собора осуществлены коллективом, который сформировался к 2008 году под управлением Анастасии Чорногуз.
В его составе певчие — воспитанники воскресной школы, алтарники собора, профессиональные музыканты, которые в свободное время собираются вместе, чтобы участвовать в воскресных и праздничных богослужениях.
Хор уделил особое внимание работе над первой своей записью русской церковной музыки, посвященной 500-летию Успенского собора, которое отмечалось в 2011 году. Основной же задачей хора остается красота и благолепие православного богослужения.
Источник: http://dmitrovhram.ru/dmitrovskoe-blagochinie/monastyiri-i-hramyi/uspenskiy-kafedralnyiy-sobor-g-dmitrov/
Пагода Шведагон
Недалеко от центра Янгона, на холме возвышается прекрасная Пагода Шведагон, по внешнему виду она больше напоминает огромную перевернутую рюмку. По легенде, более 2500 лет назад два брата Балика и Бапуса привезли из Индии 8 волов от Будды, которую он дал братьям в ответ на угощение. Бог небес Сакка с помощью своих духов выбрал место для строительства пагоды.
Строительство пагоды длиной в несколько веков
Для возведения этого уникального сооружения вырыли яму и вооружили склеп, накрыв его золотой плитой. Над ней возвышается золотая ступа, покрытая ступами из разных материалов. К 14 веку сооружение достигало высоты 18 метров.
После сооружения основных элементов была построена терраса, большая балюстрада и окружающие стены, сама пагода покрыта золотом, который равен 40 кг по весу.
Ступа позднее была достроена до высоты 90 м, в то же время появилось нынешнее название Пагоды – Шведагон, или Золотой Багон.
Позднее король Дхамазеди подарил пагоде большой бронзовый колокол, его вес составлял около 30 тонн, но в начале 17 века португалец Филиппе де Бритту принял решение переплавить его на пушки, погрузив на корабль и отправив вниз по течению. Но его планам не дано было сбыться, по пути судно перевернулось, и колокол ушел под воду.
Шло время ступу достраивали, были периоды расцвета и разрушений, множество землетрясений пережил Шведагон, несколько реставрационных периодов и восстановлений. Всего на его украшение потрачено много драгоценных металлов и камней. Корону шпиля пагоды украшают колокольчики, звенящие при малейших колебаниях воздуха.
Само здание представляет собой многоярусное сооружение, первый – четырехгранный, потом следуют несколько ярусов, постоянно уменьшающихся, над ними здание выглядит как конус. По всему периметру ступа делится на восемь частей, которые символизируют 8 светил и 8 дней недели, так как среда разделена на 2 части. Основание пагоды украшено множеством небольших пагод, львов и сфинксов.
Вокруг здания находится храмовый комплекс, здесь насчитывается 72 павильона. В одной его части произрастает священное дерево Бодхи, а из громкоговорителя звучат слова молитв. Если вы желаете подойти к основанию пагоды, нужно пройти через один из входов, для иностранных граждан есть специальный лифт, по нему можно подняться, чтобы не идти по сотням ступеней на вершину здания.
Продолжая осмотр храмовой архитектуры города, стоит посетить и пагоду Суле, возраст которой, по некоторым сведениям, насчитывает более 2 тысяч лет.
Пагода Шведагон на карте Янгона
Источник: https://planetofhotels.com/myanma/yangon/pagoda-shvedagon
Успенский собор
Главный соборный храм Киево-Печерской Лавры, «богосозданный» прообраз всех монастырских храмов Древней Руси, усыпальница киевских князей.
Заложен в 1073 году по инициативе преподобного Феодосия Печерского и построен за три года на деньги князя Святослава Ярославовича. Его возведение было овеяно легендами.
Постройку и украшение церкви Киево-Печерский патерик связывает с греческими мастерами, пришедшими в Киев из Константинополя по указанию явившейся им во сне с образом храма Богородицы: «Меру же Я послала — пояс Сына Моего».
Активнейшим участником строительства в патерике назван племянник Якуна Слепого, знатный варяг Шимон Африканович, от которого позднее выводили своё происхождение многие русские роды — Вельяминовы, Воронцовы, Аксаковы.
Д. С. Лихачёв связывал с возведением Успенского храма начало распространения на Руси почитания Богородицы:
Образ Успенского храма дважды является в воздухе. Один раз над полем битвы, другой — в бурю; оба раза он служит спасению — по воздуху переносится Шимон, и ветром прибивает к берегу корабль Шимона. «Свыше» даются, кроме зрительного образа, и пропорции, и точные размеры храма. Как и во влахернском чуде, «забота» Богоматери ведет к обращению язычников в православие.
П. А. Раппопорт отмечает, что образ Печерской церкви воспринимался на Руси как своего рода канон храмоздательства: «Освященный традицией и легендой о чудесном построении Успенский собор Печерского монастыря стал как бы эталоном храма, и церковные власти несомненно требовали, чтобы общий типологический принцип построения этого собора неукоснительно сохранялся».
Храм сильно пострадал от землетрясения в 1230 году, а в 1240 его разграбили монголы хана Батыя. Собор был отремонтирован в 1470 году, однако уже в 1482 вновь разграблен крымскими татарами хана Менгли-Гирея во время набега на Киев. Впоследствии восстановлен, служил усыпальницей литовской и русской шляхты и дворянства. Разрушен при сильном пожаре в 1718 году. Восстановлен в 1729 году, расширен и украшен в стиле украинского барокко. В таком виде собор сохранился до середины XX века.
После революции 1917 года года началось планомерное разграбление и уничтожение православных святынь. На территории Лавры против воли прихожан и духовенства закрывались храмы. С 20- х годов Успенский собор был уже единственным действующим храмом Верхней Лавры, но руки безбожников не дрогнули покуситься на главную святыню народа Божия. 3 ноября 1941 года в сердце Верхней Лавры грянул взрыв. Великая церковь обратилась в руины.
21 ноября 1998 г., в день памяти Архистратига Божия Михаила, Предстоятель Украинской Православной Церкви Митрополит Киевский и всея Украины Владимир положил первый кирпич в основание возрождаемой Великой церкви.
Спустя два года, 24 августа 2000 г. Блаженнейший Владимир освятил величественный храм, восстановленный из руин под руководством народного архитектора Украины Граужиса Олега Александровича (1944-2018 гг.) в том виде, в котором он существовал с XVIII по XX в.
Восстановление Успенского собора не только как архитектурного сооружения, но и как действующего храма, несомненно, имеет величайшее значение и глубокий духовный смысл для всего православного мира.
Трансляции
Активных трансляций нет.
Источник: https://lavra.ua/shrine/dormition-cathedral/
Инфраструктура против вируса: как Россия борется с COVID-19
09 Апреля 2020 г. 18:45
Число зараженных коронавирусом в России растет, и уже превысило 8 тыс. человек. В стране ударными темпами идет подготовка на случай резкого наплыва новых пациентов с COVID-19. В частности, заканчивается строительство автономной инфекционной больницы в Московской области: привлечение около 5 тыс.
рабочих и 1 тыс единиц техники позволило возвести современный медцентр с нуля в рекордный месячный срок. И подобный проект – не единственный. Между тем, российская динамика распространения вируса несравнима с катастрофическими показателями США, где заболевшими, несмотря на отсутствие общей границы с Китаем, оказались уже более 430 тыс.
Что обуславливает такую гигантскую разницу и в чем особенности стратегии России в борьбе с пандемией, разобрался международный обозреватель Дмитрий Родионов.
Особенности российского подхода
Президент России Владимир Путин обратился к соотечественникам с призывом выдержать испытания, связанные с борьбой с коронавирусом. «Понимаю, что уже накопились усталость, серьезный груз финансовых, бытовых, других житейских проблем Но выбора сейчас нет», – сказал он.
При этом глава государства выразил уверенность в том, что при совместных усилиях Россия победит «заразу коронавирусную». Кроме того, он поручил главам регионов существенно нарастить возможности медучреждений. По его словам, все вопросы по борьбе с коронавирусом нужно решать быстро и оперативно.
В России на сегодняшний день зафиксировано 10131 заболевших. 76 умерли, 698 вылечились. Динамика говорит о том, что пик эпидемии ожидается в течение ближайших двух недель, однако уже очевидно, что взрывного характера распространения заразы избежать удалось. На фоне Италии, Испании, Франции, Германии и США Россия выглядит «оазисом» благополучия. Почему?
Отчасти потому, что власти вовремя начали принимать меры по защите от эпидемии. В частности, закрыв границу с Китаем еще в конце января, когда для большинства стран Запада эпидемия еще была чем-то из разряда происходящего на другой планете. Показательно, что случаи заражения в приграничных с Китаем районах начали появляться лишь последние дни – и то завозные, а в Россию в целом вирус проник как раз из Европы.
Немаловажной стала та скорость, с которой Россия начала реагировать в плане создания инфраструктуры борьбы с вирусом. Так, ставшая знаменитой на весь мир больница в Коммунарке была построена в конце прошлого года с нуля. Изначально она была многопрофильной, в ней не было даже инфекционного отделения, которое планировали открыть к концу 2020 г., однако учреждение было оперативно подготовлено к приему коронавирусных больных уже к началу марта.
Эта больница сегодня является самой современной на территории Новой Москвы и одной из самых крупных и современных в России. Она оснащена по лучшим мировым стандартам, представляя собой «город в городе» площадью больше 160 000 кв. м. Идеально отлажена система приема и лечения. «Скорые» привозят пациентов, которых встречают сотрудники в спецодежде и респираторах, пациентов помещают в изолированные боксы. Система изоляции больных исключает их пересечение друг с другом.
И все же больница в Коммунарке, хоть и новая, построена до эпидемии. К тому же, ее мощностей явно недостаточно. Масштаб проблемы требует оперативного строительства новых больниц.
Всероссийская стройка
В той же Новой Москве в начале марта начали строить инфекционную больницу на 656 мест специально для больных коронавирусом, которая должна стать «дополнением стационара в Коммунарке и Инфекционной больницы №1». На стройке, которая идет круглосуточно, трудится около 5000 человек, планируется уложиться в месяц. Уже идет отделка и подводка коммуникаций. И, в отличие от построенной китайцами за неделю модульной больницы – эта постоянная, на годы.
Всего только в Москве в этом году должны заработать 14 новых объектов здравоохранения. Помимо Коммунарки уже сейчас готовы принимать больных коронавирусом десять крупных московских клиник и семь областных. Московские больницы единовременно могут принять 5 тысяч, а подмосковные – почти 4 тысячи пациентов.
Разумеется, масштабное строительство идет не только в столице, но и по всей стране. Гражданским рабочим помогают военные: строители, инженеры, железнодорожники. Сегодня близко к завершению возведение 16 многопрофильных медицинских центров в 15 регионах страны. Практически закончено строительство на объектах в Нижнем Новгороде (60 мест), Калининграде (100 мест) и подмосковном Одинцове (100 мест) и Подольске (200 мест) – там ведутся отделочные работы.
Источник: https://eurasia.expert/kak-rossiya-boretsya-s-covid-19/