Что означает число куполов

Почему купола православных церквей бывают разного цвета?

Традиция куполов пришла к нам из Византийской Империи. Они для верующих людей являются символами небесного (сфера) и вечного (круг). На Руси всегда самым востребованным был золотой цвет куполов, кроме него в храмах встречаются синие, зеленые и даже черные купола.

Что символизирует золотой цвет куполов?

Золотой цвет в православной традиции — символ небесной славы. Именно поэтому золотые купола в нашей стране были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.

Закономерно, что и у главного храма современной России  —  московского Храма Христа Спасителя купола именно такого цвета.

Были золотыми изначально и купола у Храма Покрова Божией Матери (собор Василия Блаженного) — главного храма Красной площади.

Синие купола со звездами говорят о том, что храм посвящен Богородице. Голубой, или синий цвет символизирует небесную чистоту и непорочность, а звезды напоминает о Вифлеемской звезде, возвестившей рождение Христа от Девы Марии.

Какие храмы имеют зеленые купола?

Купола зеленого цвета  венчают храмы, посвященные Святой Троице, потому что зеленый в православной традиции — цвет Святого Духа. Также зеленые купола  могут свидетельствовать о том, что церковь посвящена какому-то святому. Кроме того, купола храма, посвященные святому, могут быть  ещё  серого, либо серебряного цвета.

В каких храмах можно встретить купола черного цвета?

Черные купола присутствуют на монастырях. Это цвет монашества. Их можно увидеть, например, на знаменитом Покровском монастыре, где покоятся мощи святой блаженной Матроны Московской, и куда ежедневно стекаются тысячи паломников.

Что означает количество куполов на храме?

Не только цвет, но и количество куполов на храме имеет определенную символику. Так, один купол символизирует Единого Бога, три — Святую Троицу.

Девять куполов символизируют девять ангельских чинов. Тринадцать – Спаситель и 12 апостолов. И 33 купола (да, бывают и такие храмы)  возводят в память о 33 годах земной жизни Спасителя.

О чем говорит цвет храма?

Цвет храма часто дает ответ на вопрос – какому празднику, или какому святому посвящена та, или иная церковь.

Белый цвет храма означает, что он освящен в честь Преображения или Вознесения Господня.

Голубые стены – церковь построена в  честь Пресвятой Богородицы.

Красный храм обычно бывает посвящен мученику (мученикам).

Впрочем, надо понимать, что в данном случае речь идет о традициях, а не о правилах. В нашей жизни бывает, что покрытие купола зависит от материальных возможностей прихода. А бывает, что свои коррективы вносят и климатические условия.

Например, православный храм в честь Святой Троицы  в Антарктике, неподалёку от российской полярной станции Беллинсгаузен, не имеет зеленых куполов. Он полностью выполнен из дерева, и его цвет натуральный. Дерево в Антарктике не гниет, поскольку на этой территории нет бактерий, опасных для этого материала.

Соответственно нет нужды для дополнительной обработки. Храм этот является Патриаршим подворьем Троице-Сергиевой Лавры и самым южным православным храмом в мире.

Источник: https://fakt777.ru/2018/11/8290.html

Купол церкви, виды церковных куполов, почему купола церквей разного цвета, количество куполов и их значение, что означает цвет куполов на православных храмах, из чего делают маковки церквей

Кликабельно

Даже не имея никакого отношения к религии, мне все равно интересно знать, что обозначает тот или иной символ. Вот для вас интересные сведения о том, почему делают купола разных цветов на храмах и какой символ несет в себе число куполов православных храмов.

Цвет: от золотого до черного

Золотой. Самый распространенный цвет православных куполов олицетворяет вечность и небесную славу. Храмы с золотыми куполами посвящали Христу и великим церковным праздникам — Рождеству, Сретению, Благовещению. Такие главы венчают московский храм Христа Спасителя и кремлевские соборы — Успенский, Благовещенский, Архангельский.

Сегодня купола не облицовывают золотом, но раньше металл растворяли в ртути, а затем полученную амальгаму наносили на горячий медный лист. Процесс золочения был очень дорогим и трудозатратным. Например, на покрытие купола Исаакиевского собора ушло 100 килограммов золота.

Синий со звездами. Храмы с такими куполами чаще всего посвящены Богородице. Синий цвет символизирует непорочность и чистоту Девы Марии, а звезды отсылают к Вифлеемской звезде, ознаменовавшей Рождество Иисуса Христа. Такими куполами увенчан суздальский собор Рождества Пресвятой Богородицы, построенный еще при Владимире Мономахе. Это был первый каменный храм во Владимиро-Суздальской земле.

Но встречаются и соборы с синими куполами, не связанные с именем Богородицы. Троицкий собор в Петербурге построили в 1838 году для Измайловского полка Императорской гвардии. Его офицеры носили синюю форму, поэтому для куполов выбрали такой цвет.

Зеленый. Этот цвет считается знаком Святого Духа. Чаще всего его можно встретить на церквях, посвященных Святой Троице. Одно из таких строений — церковь Святой Троицы «Кулич и Пасха».

Идея придать храму форму традиционных пасхальных блюд принадлежала заказчику строительства — князю Александру Вяземскому.

По его просьбе архитектор Николай Львов построил пирамидальную колокольню и церковь-ротонду с низким зеленым куполом.

Подобные купола венчают и церкви, построенные в честь православных святых. Например, церковь Ильи Пророка в Ярославле — один из ключевых памятников местной школы XVII века.

Серебряный. Этот цвет в православии связан с чистотой и святостью. Серебряными куполами увенчаны храмы, посвященные святым, — например, церковь Николы на Липне под Великим Новгородоми Софийский собор в Вологде. Храм в честь святой Софии возвели в 1570 году по указу Ивана Грозного. Царь распорядился построить его по образцу Успенского собора Московского Кремля.

Черный. Купола этого цвета встречаются редко и украшают монастырские храмы. Черные купола венчают соборы Марфо-Мариинской обители в Москве — женского монастыря в стиле модерн, построенного по проекту Алексея Щусева.

Средства на его возведение пожертвовала великая княгиня Елизавета Федоровна — вдова московского генерал-губернатора, великого князя Сергея Александровича.

Купола, символизирующие монашество, также можно увидеть на соборах Спасо-Преображенского монастыря в Муроме.

Многоцветные купола в православной традиции напоминают верующим о красоте Небесного Иерусалима. Так выглядят главы храма Спас на Крови в Петербурге и собора Василия Блаженного в Москве.

Иностранные путешественники восхищались цветными узорами куполов и сравнивали их с чешуей кедровой шишки, ананаса и артишока.

Такой вид главы приобрели после пожара 1595 года — тогда храм восстановили и перестроили.

Форма: не только луковицы

Сферический купол в православной традиции символизирует вечность. Возводить храмы с подобными куполами начали римляне: во II веке они научились строить перекрытия большой площади без опор. До наших дней дошел построенный таким образом римский пантеон 128 года н. э. В России сферические купола венчают московский Елоховский собор — место крещения Александра Пушкина.

Шлемовидный купол отсылает к словам апостола Павла: «Облекитесь во всеоружие Божиеи шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие». Такие купола типичны для русской домонгольской архитектуры: ими украшены, например, Успенский собор во Владимире и церковь Петра и Павла в Смоленске.

Купол-луковица в православной архитектуре — воплощение молитвы, стремления к небесам. По мнению исследователя Евгения Трубецкого, такой купол на основании барабана напоминает пламя свечи. Луковицеобразные главы характерны для русской архитектуры XVI–XVII веков. Примеры храмов с подобными куполами — это церковь Рождества Иоанна Предтечи в Угличе и церкви Ростовского кремля.

Возводили их обычно из дерева: повторить конструкцию шатра в камне было очень сложно. Самый знаменитый образец шатровой архитектуры — церковь Вознесения в Коломенском.

Ее построили по указу князя Василия III в честь рождения долгожданного наследника престола, будущего царя Ивана IV Грозного.

Количество: от одного до тридцати трех

Один купол напоминает верующим о единстве Бога. Одноглавые храмы были особенно популярны в домонгольское время. Самые известные из них — церковь Покрова на Нерли и Дмитриевский собор во Владимире. Оба храма построены в XII веке — они пережили разорительные монголо-татарские нашествия и сохранились до наших дней.

Два купола встречаются нечасто и знаменуют собой божественную и человеческую природу Иисуса Христа. В Москве двумя куполами увенчана церковь Космы и Дамиана в Старых Панех. Это одна из старейших столичных церквей: ее деревянную предшественницу построили еще в 1468 году.

Три купола ассоциируются со Святой Троицей. Три главы венчают Георгиевский собор Юрьева монастыря — старейшей обители Великого Новгорода. Собор возвели в 1130 году по указу князя Мстислава Владимировича. В летописи сохранилось имя зодчего — Петр. Предполагают, что он также построил Николо-Дворищенский собор и церковь Благовещения на Городище

Пять куполов — символ Иисуса Христа и четырех евангелистов: Иоанна, Марка, Луки и Матфея. Пятиглавые храмы встречаются в России чаще других. Самые известные из них — Успенский собор во Владимире и построенный по его образу Успенский собор Московского Кремля.

Семь куполов знаменуют для православных семь церковных таинств, семь Вселенских соборов (собраний, на которых были приняты основные христианские догмы) и семь главных православных добродетелей.

Семиглавые соборы встречаются не так часто, как трех- или пятиглавые.

К ним относятся Вознесенский храм в Новочеркасске — главный собор Донского казачества — и Крестовоздвиженский собор Белогорского Николаевского монастыря под Пермью.

Девять куполов связаны с девятью ангельскими чинами. Согласно христианской традиции небесные ангелы распределены по девяти уровням: ближе всего к Богу херувимы и серафимы, а к человеку — ангелы и архангелы. Девять куполов венчают храм Спаса на Крови в Петербурге и Благовещенский соборМосковского Кремля.

Тринадцать куполов напоминают об Иисусе Христе и его сподвижниках — двенадцати апостолах. Тринадцатиглавый храм Иверской иконы Божией Матери находится в московском Николо-Перервинском монастыре. Его построили в 1908 году по проекту Петра Виноградова. В советское время собор использовали в качестве склада и фабричного цеха, но в 1990-х годах его восстановили.

Двадцать пять куполов означают похвалу Пресвятой Богородице — прославление Пречистой Девы 25 ветхозаветными пророками. Кроме того, число 25 символизирует видение небесного престола и окружающих его 24 старцев, описанное в Откровении Иоанна Богослова. 25 куполов венчают Покровскую церковь в усадьбе Богословка под Петербургом — копию утраченного карельского Покровского храма.

Тридцать три купола символизируют годы жизни Христа на земле. Строились подобные храмы очень редко. Один из них находится в Волгоградской области — это Преображенская церковь Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря. Образцом для нее послужила деревянная Преображенская церковь в Кижах.

В русской архитектуре встречаются храмы с одиннадцатью (Верхоспасский собор Кремля) и с пятнадцатью (церковь усекновения главы Иоанна Предтечи в Ярославле) куполами, но это скорее исключение из правил.

Лидия Утёмова

————————————————

Кабель КГВЭВнг и КГВЭВнг-LS – силовой гибкий кабель, с медными многопроволочными токопроводящими жилами, в оболочке и изоляции из поливинилхлоридного пластиката пониженной пожарной опасности, с низким дымо- и газовыделением. Кабель экранирован медной оплеткой, что защищает передаваемый сигнал от электромагнитных полей. Кабель не распространяет горение при прокладке в пучках.

Предназначен для передачи и распределения электрической энергии в стационарных установках в электрических сетях на номинальное переменное напряжение 660 и 1000 В переменного тока частотой до 60 Гц и при напряжении 1000 и 1500 В постоянного тока.

Наша компания НК кабель реализует кабель более 30000 наименований и сечений, например в наличии есть кабель авббшв 4х240, с жилами из алюминия.

————————————————

Источник: https://achair-city.ru/obryady/kupol-tserkvi-vidy-tserkovnyh-kupolov-pochemu-kupola-tserkvej-raznogo-tsveta-kolichestvo-kupolov-i-ih-znachenie-chto-oznachaet-tsvet-kupolov-na-pravoslavnyh-hramah-iz-chego-delayut-makovki-tserkvej.html

Значение татуировки с куполами

Татуировку, на которой изображена церковь с большими куполами, редко попадается на глаза рядовому обывателю. Разве что на пляже можно встретить обладателя столь необычного рисунка.

В чем причина такой редкости, когда слово «купола» на слуху у миллионов? Дело в том, что данный рисунок накалывают исключительно в тюрьмах. Наличие куполов говорит о числе лет, проведенных за решеткой, либо о количестве ходок.

Категорически исключено накалывание тату в виде церкви с куполами ради красоты или удовольствия, поскольку этот знак относится только к тюремным наколкам.

Что означает тату купола

Около ста лет назад на Соловецкие острова («Соловки») были отправлены уголовники, а также лица, представляющие угрозу для большевистского строя. К ним относилась и группа священников, не пожелавших иметь общих дел с вновь пришедшей властью. Именно они создали в тюрьме свое собственное движение, пропагандирующее борьбу против атеизма.

Власть в то время запрещала носить на теле церковные символы вроде крестиков. Именно поэтому священникам пришла в голову мысль делать тату в виде церкви с куполами. Заручившись поддержкой уголовных авторитетов, они успешно начали воплощать свою идею в реальность.

Современная трактовка символа

В XXI веке наколотые на спину или грудь купола имеют то же значение, что и сотней лет ранее. Соборы наносятся на ранее упомянутые части тела, а церкви — еще и на ноги. Взглянув на татуировку, можно получить следующие сведения про ее обладателя:

  • количество куполов — срок наказания (в годах);
  • число крестов — сколько имеется судимостей;
  • иногда о сроке заключения повествует количество окон на изображенном здании;
  • имеющаяся церковь с куполами может дополняться по мере осуждения за новые злодеяния;
  • храм на ладонях рук, закованных в кандалы, означает протест.

Кстати, церкви с куполами имеют разное значения для мужчин и женщин. У первых можно получить исчерпывающую информацию о человеке; с женщинами все проще. Храмы с куполами встречаются иногда у лиц женского пола; в их случае наколка обычно означает наличие судимостей за кражи в мелком либо крупном размере.

Если человек не имеет отношения к преступности или криминальному миру, ему стоит воздержаться от нанесения подобных эскизов на свои части тела. Конечно, наличие тату в виде церквей — лишь стереотип, прочно закрепившийся в понимании обывателя, однако из-за него к обладателю тату может сложиться негативное отношение без каких-либо иных причин.

Источник: https://tattoomind.ru/znachenie-tatuirovok/item/kupola.html

Сколько куполов бывает у храмов и какие купола бывают?

Зачем на православных храмах возводят купола? Это делают только в России или во всех православных странах? Сколько куполов должно быть у храма и сколько не может быть никогда? Какой они бывают формы и в какой цвет могут быть покрашены? Рассказываем!

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто были первые христиане

Зачем храмам нужны купола?

Купола православных храмов в том виде, как мы знаем их сейчас, — это вопрос исключительно традиции. В том смысле, что это так сложилось: у храмов должны быть купола. Причем, сложилось именно у нас. В православной Греции, например, — многие церкви возводятся вообще без привычных нам куполов.

Вот, например, церковь на острове Корфу: типичная православная греческая архитектура.

Как и этот храм: тоже Греция

Тогда какое на самом деле значение купола имеют для храма, если их не везде сооружают, и зачем они нужны храму?

Изначально купол — это всего лишь один из видов свода, которое может иметь здание. Например, такая конструкция будет идеальна, чтобы закрыть большие пространства, когда нужно избежать поддерживающих колонн. Такой тип перекрытия известен с древнейших времен. Еще до христианства купола возводились в культовых и важных для государства зданиях — короче говоря, там, где собиралось большое число людей: праздновать что-то или справлять религиозный обряд.

Со временем, купола стали уже напрямую ассоциироваться с «сакральными» зданиями. В христианской традиции купольный свод сразу стал символизировать небесный мир, вечность, вселенную. Причем, символизм почти сразу стал основной стороной купола, поскольку в большинстве храмов (в тех странах и культурах, где он использовался) купол не имел и не имеет конструктивного значения и был просто «венчанием» конструкции.

Посмотрите: собор святой Софии в Константинополе (сейчас — это мечеть). Он был построен как православный храм в VI веке, но сохранил в себе «изначальный» подход к куполу — как к полноценному своду.

А вот храм в Барашах, Москва. Купол маленький, «символический». Роль же свода играет крыша-перекрытие.

То, что купол может играть «символическую», а не конструктивную роль, сложилось исторически. Например, на Руси:  первые сами храмы почти все были деревянными и выполнялись в технике классического сруба, поэтому перекрывать их большими куполами было конструктивно нелогично и нецелесообразно. Купол уже не играл роль «крыши», а просто возвышался над храмом. Поэтому, правильнее их называть не куполами, а главами или «главками».

Это не древний храм, а современный: в подмосковном поселке Вербилки, но он хорошо иллюстрирует сказанное в отношении куполов у деревянных храмов:

А вот пример конструкции храма, когда купол, наоборот: действительно выполняет конструктивную роль. Москва. Храм Успения Пресвятой Богородицы недалеко от Пречистенки. Купол закрывает собой весь придел, хотя над ним все равно поставлен небольшая башенка, которую венчает «луковка».

Или храм в Михаила Архангела в подмосковной Кубинке. Тоже: большой свод в форме купола и над ним «луковка» поменьше.

Или главный собор Иоанно-Предтеченского монастыря в Москве. Не самый ярко-выраженный, может быть, пример, но тем не менее:

Купола действительно стали неотъемлемой частью русской традиции. Причем, нашим куполам присуща именно форма «луковки». Кто-то видит в этом напоминание о горящей свече. Возможно. Но изначально такого символизма в луковичную форму купола не вкладывалось — речь шла просто о красивой форме, которая гармонично завершала бы образ храма.

Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве

Сколько куполов бывает у храма?

Вообще говоря, сколько угодно — в том смысле, что никаких догматов или сформулированных законов на этот счет нет. Число куполов определяется архитектурной концепцией храма. Другое дело, что в христианской традиции за некоторыми числами хранится символическое значение или ассоциации, а потому число куполов в подавляющем большинстве случаем ограничивается следующем количеством:

  • Один купол символизирует Единого Бога
  • Три купола символизируют Святую Троицу
  • Пять куполов — Спасителя и четырех евангелистов
  • Семь куполов напоминают о семи Таинствах Церкви
  • Совсем редко: девять куполов символизируют девять ангельских
  • Еще реже: 13 куполов — Иисуса Христа и его двенадцать апостолов
  • Наверняка есть храм и с 33-ю главками: по числу лет земной жизни Спасителя.

Цвета куполов: какие бывают?

Каким должен быть цвет купола в Церкви, это тоже не определяется каким-то правилами или канонами. То есть, он может быть любой (у храма Василия Блаженного на Красной Площади они, вообще, пестрые), но опять-таки — традиционно купола в русской традиции бывают такими:

Позолота — один из самых частых способов украсить главку. Никакой символической нагрузки тут нет: это просто очень красиво, величественно.

Синие купола (чаще всего — со звездами). Такие купола венчают храмы, посвященные Пресвятой Богородице. А звезды напоминают о Рождестве Христа от Девы Марии.

Зеленые купола. Вообще, в нашей Церковной традиции зеленый цвет — это символ Троицы или Святого Духа. Но в случае с куполами такой прямой зависимости нет. Вот, например, храм святителя Николая в Старом Ваганькове, рядом с метро Библиотека имени Ленина в Москве.

Ну и наконец: черные купола. Кто-то говорит, что они символизируют собой монашество и встречаются в монастырских храмах, но это не так. Есть достаточно городских, «приходских» храмов с черными главками. Например, старообрядческий храм Покрова Пресвятой Богородицы в Турчаниновом переулке — что в двух шагах от метро Парк Культуры.

Еще черными со временем становятся медные купола: медь с годами приобретает очень красивый черный цвет.

Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

И еще в Фейсбуке!

Присоединяйтесь! 

Источник: https://uznavay.pro/skolko-kupolov-byvaet-u-hrama-i-kakie-kupola-byvayut/

наши купола

Мы изготавливаем купола практически всех типов, размеров и цветов. Звоните, пишите, посоветуем, обсудим.

По числу установленных на них куполов:

• Одно главый храм: это символ совершенства, ведь купол означает единство Бога. Означает что существует единая Церковь Христова, спасения без которой нет.• Двуглавый: купола представляют две сути сына божьего Иисуса Христа, его две стороны создания (ангельская суть и людская природа).• Трехглавый: соответственно три купола представляют Пресвятую Троицу во всей красе. Три лица единого Бога.

• Четырехглавый: соответственно четыре купола представляют Четвероевангелие, это стороны света и расположенные строго по ним.• Пятиглавый: сообразно пять куполов, самый большой высится над другими, переставляет Иисуса Христа и четверых евангелистов рядом.• Шестиглавого храма нет.• Семиглавый: это семь куполов представляет семь Таинств Церкви, семеро Вселенских Соборов, семерых добродетелей.• Девяти главый: девять куполов представляют девять ангельских чинов.

• Тринадцати главый: соответственно тринадцать куполов представляют Иисуса Христа и двенадцатью апостолов учеников.• Двадцать пять глав представляют символ апокалипсического пророчества Святой Троицы и двадцать четыре старца или означать похвальбу Пресвятой Богородице, смотря в какой зависимости посвящение храма проходило.• Тридцать три главы — купола здесь уже будут означать количество земных лет Спасителя.

Число глав храмов взаимосвязано с посвящением центрального престола храма, или еще с числом престолов, объединенных в одно целое.

По Форме куполов:

• Форма Сферы (византийских куполов) символика вечности.• Шлема представляет духовную борьбу Церкви со злыми силами.• Луковицы представляет собой пламя свечи.• Зонтика сегменты разделены ребрами, которые расходятся с основания купола к центру.

• Шатра. Представляется как завершение крыш башен, храмы в форме четырехгранной либо восьмигранной пирамиды. Восьмигранный шатер похож на Вифлеемскую звезду, либо истолковывается как образ Богоматери. С начала XVII века такие купола были запрещены.

По цвету куполов:

• Золотые – знамя небесной славы. Эти купола устанавливались на центральных храмах и посвященных двунадесятым праздникам. И это только в православной конфессии золотились купола. Золото как знак царственности, вечности и небесной славы для православного человека.

• Синие, для храмов посвященных Богородице, дополняются звездами ибо звезда символизирует рождение Христа.• Зеленые – представляющие Святую Троицу, поскольку цвет Святого Дух является зеленым. Посвященные храмы святым, но они еще могут быть серебристыми или серого цвета.

• Черные только в монастырях, так как это монашеский цвет.

Источник: https://lewsha.by/nashi_kupola

Что символизирует золотой цвет куполов?

Золотой цвет в православной традиции — символ небесной славы. Именно поэтому золотые купола в нашей стране были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам. Закономерно, что и у главного храма современной России  —  московского Храма Христа Спасителя купола именно такого цвета. Были золотыми изначально и купола у Храма Покрова Божией Матери (собор Василия Блаженного) — главного храма Красной площади.

Что символизируют синие купола?

Синие купола со звездами говорят о том, что храм посвящен Богородице. Голубой, или синий цвет символизирует небесную чистоту и непорочность, а звезды напоминает о Вифлеемской звезде, возвестившей рождение Христа от Девы Марии.

Какие храмы имеют зеленые купола?

Купола зеленого цвета  венчают храмы, посвященные Святой Троице, потому что зеленый в православной традиции — цвет Святого Духа. Также зеленые купола  могут свидетельствовать о том, что церковь посвящена какому-то святому. Кроме того, купола храма, посвященные святому, могут быть  ещё  серого, либо серебряного цвета.

В каких храмах можно встретить купола черного цвета?

Черные купола присутствуют на монастырях. Это цвет монашества. Их можно увидеть, например, на знаменитом Покровском монастыре, где покоятся мощи святой блаженной Матроны Московской, и куда ежедневно стекаются тысячи паломников.

Что означает количество куполов на храме?

Не только цвет, но и количество куполов на храме имеет определенную символику. Так, один купол символизирует Единого Бога, три — Святую Троицу.

Девять куполов символизируют девять ангельских чинов. Тринадцать – Спаситель и 12 апостолов. И 33 купола (да, бывают и такие храмы)  возводят в память о 33 годах земной жизни Спасителя.

О чем говорит цвет храма?

Цвет храма часто дает ответ на вопрос – какому празднику, или какому святому посвящена та, или иная церковь.

Белый цвет храма означает, что он освящен в честь Преображения или Вознесения Господня.

Голубые стены – церковь построена в  честь Пресвятой Богородицы.

Красный храм обычно бывает посвящен мученику (мученикам).

Впрочем, надо понимать, что в данном случае речь идет о традициях, а не о правилах. В нашей жизни бывает, что покрытие купола зависит от материальных возможностей прихода. А бывает, что свои коррективы вносят и климатические условия.

Например, православный храм в честь Святой Троицы  в Антарктике, неподалёку от российской полярной станции Беллинсгаузен, не имеет зеленых куполов. Он полностью выполнен из дерева, и его цвет натуральный. Дерево в Антарктике не гниет, поскольку на этой территории нет бактерий, опасных для этого материала.

Соответственно нет нужды для дополнительной обработки. Храм этот является Патриаршим подворьем Троице-Сергиевой Лавры и самым южным православным храмом в мире.

По материалам «АиФ»

____________________

Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или сюда.

Источник: https://big-rostov.ru/eto-interesno/pochemu-kupola-pravoslavnyx-cerkvej-byvayut-raznogo-cveta/

Что означают цвета и формы куполов на православных храмах

Найти православный храм в любом городе легко по форме купола и его окраске. Интересно, что барабаны бывают световые и декоративные, а купола, расположенные на декоративном основании, называют главками.

Купола и их количество

Главой церкви принято называть покрытие купола, расположенного на так званом барабане. Количество глав над храмом также не является случайным числом.

33-купольный храм в честь Преображения Господня в Усть-Медведицком монастыре, Волгоградская область

Количество, символика и цвета куполов — посвящение храма Богу, Святой Троице, Богоматери или кому-то из святых или мучеников.

  • один купол — символ Единого Всевышнего Творца;
  • три — Святая Троица;
  • пять глав символизируют Спасителя и приближенных к Нему апостолов;
  • семь куполов над храмом — символ семи церковных Таинств;
  • девять чинов Ангелов — семь глав;
  • Иисус и 12 апостолов — прообраз тринадцатиглавого храма.

На заметку! Количество глав может доходить до 33 — число земных лет Иисуса.

Специфическая форма куполов православных храмов

У историков нет единого мнения по поводу появления на Руси храмов с верхом сферической формы и вытянутой верхушкой. Килевидный верх напоминает древнерусский шлем и подобен постройкам византийских архитекторов.

На исторических рисунках видно, что церковные постройки в домонгольской Руси были покрыты посводными куполами, которые были заимствованы с Византии. Такие главы встречались в Киеве, Чернигове, Смоленске.

Шлемовидная форма купола напоминала о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла

Шлемовидными главами церквей в XIV-XVI веках был богат Владимиро-суздальский край, затем они стали появляться в княжествах Москвы и Твери, а затем и по всей Руси.

С середины XVI века русские храмы стали покрываться луковичными главами. Простому христианину, не обладающему глубокими архитектурными знаниями, трудно с первого взгляда увидеть разницу между этими верхами.

Читайте еще о православных храмах:

  • Престол в храме
  • Полумесяц на православном кресте
  • Алтарь в храме

Луковичные главы отличаются от шлемовидных только соотношением диаметров купола и барабана.

У первых диаметры барабанов меньше диаметра купола, а у шлемовидных — наоборот. Высота луковичного верха равняется его диаметру, а у глав, подобных шлему, ширина больше высоты.

Позаимствованная с Византии сфероподобная форма покрытия храмов со временем вытягивалась, преобразуясь в подобие шлема — символ защиты и луковичные купола, напоминающие форму огня или свечи.

Луковичные главы храма — символ пламени свечи

Как по цвету купола определить его посвящение

Православные зодчие сходятся на том, что сфера главы храма — прообраз небес, поэтому важна не только форма верха, но и его цвет:

  • Золотом, символом славы Господней, покрываются главы церквей, посвященных Иисусу и 12 великим православным праздникам. Такое покрытие в храме Христа Спасителя. Три дара принесли мудрецы в подарок новорожденному Иисус, ладан, миро и золото, символ вечности, царствования и славы.
  • Серебряные купола означают, что это постройка имеет покровителя в виде святого, белыми покрытиями славятся постройки в честь Преображения Господнего и Его Вознесения.
  • Синие покрытия с желтыми звездами напоминают о рождении Иисуса в рождественскую ночь, храмы Пресвятой Богородицы легко узнаваемые по голубому цвету куполов, символу чистоты и непорочного зачатия.
  • Цвет вечной жизни зеленый — посвящение Духу Святому, Святой Троице.
  • Редко можно встретить церкви с красным покрытием, символом крови и мученичества, святой мученик — хранитель такой церкви.
  • Яркая окраска и замысловатые формы, украшающие храм Василия Блаженного, символизируют Небесный Иерусалим.
  • В монастырях принято главы окрашивать в черный цвет, примером может служить Покровский монастырь, хранитель мощей Святой Матронушки Московской.

Важно! Все цвета являются условными, храмы, купола которых не имеют цветного покрытия, а изготовлены из дерева, наполнены тем же Божьим присутствием, что и церкви с великолепными главами.

Символика православных накупольных крестов

Сен 22, 2019 11:55 Администратор

Источник: https://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/tsveta-i-simvolika-kupolov-na-pravoslavnyh-hramah.html

От земли до святая святых: Как устроен православный храм

Внутреннее устройство православного храма, куда в нем можно заходить, а куда нельзя, знают не все. Про алтарь, амвон, паникадило и отличие кафедрального собора в Благовещенске от обычного храма рассказал настоятель прихода Святой Живоначальной Троицы священник Евгений Семерня.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как называются крестные родители друг другу

Крест и ковчегПравославные храмы, церкви, соборы при всем своем многообразии похожи по устройству. Если смотреть сверху, то они обычно либо имеют форму креста, либо напоминают ковчег. Число куполов символично. В православной традиции один купол означает единого Бога, два — божественную и человеческую природу Христа, три — Троицу, четыре — евангелистов, пять — евангелистов и Христа, семь — церковные таинства, двенадцать — апостолов.

Земля и Небо

Когда вы подниметесь по крыльцу Благовещенского кафедрального собора, то первое, куда попадете, войдя в дверь, — это паперть. За ней — притвор, где чаще всего находятся церковные лавки. Эта часть храма символизирует Землю.

После притвора — основная часть храма, где обычно и находятся прихожане, проводятся службы и проповеди. Она символизирует небо. В Благовещенском кафедральном соборе в основной части имеется кафедра — возвышение для правящего архиерея. Именно поэтому собор и называется кафедральным — самым главным на территории Благовещенской епархии. В основной части храма находится и то, ради чего многие сюда приходят — подсвечники.

Чтобы не перепутать, надо запомнить: на круглых ставятся свечи за здравие, а на квадратных (канунниках) — за упокой. Также в основной части располагаются иконы, частицы мощей, которым могут молиться прихожане. В правой части Благовещенского кафедрального собора находится главная православная святыня Приамурья — Албазинская икона, а в левой — икона святителя Иннокентия.

В основной части храма вверху, над головами прихожан, паникадило — центральная люстра, где могут быть как свечи, так и электрические лампы.

Иконостас

Основная часть храма «упирается» в стену, которая называется иконостасом. Перед ним имеется возвышение (солея) с круглым выступом (амвоном), с которого читаются проповеди.

В иконостасе есть специальные главные двери, расположенные по центру — Царские врата. Через них могут входить только священнослужители — диаконы, священники и архиерей.  В левой и правой частях иконостасов есть еще две двери в алтарь (диаконские), которыми ходят пономари (помогают в алтаре священникам во время богослужения), чтецы, иподьяконы (помогают на архиерейском богослужении). Также через них при крещении заносят и выносят мальчиков-младенцев.

На иконостасе справа от Царских врат располагается икона Спасителя — Иисуса Христа, слева — икона Божьей Матери. Справа от Спасителя можно увидеть икону, «рассказывающую» о том, в честь кого или какого события освящен храм. Например, в Благовещенском кафедральном соборе — это икона Благовещения Божьей Матери.

Иконостас имеет несколько ярусов, каждый из них — со своей тематикой. Кстати, в Благовещенском кафедральном соборе иконостас не случайно голубого цвета: в православии он символизирует Богородицу.

Святая святых

За иконостасом самая главная часть храма. Это алтарь, символизирующий то, что выше неба — Святая святых, куда ведут Царские врата. Сюда простым прихожанам заходить уже нельзя.

В алтаре находится Престол —  он выглядит как стол, на нем совершается самое главное богослужение — евхаристия Тело и Кровь Иисуса Христа.

На Престоле лежат Евангелие, кресты, антиминс (плат с мощами) и дарохранительница (в ней хранятся запасные дары). К Престолу могут прикасаться только священнослужители и священники — начиная с дьяконства.  За ним располагается Горнее место — возвышение.

Слева от Престола находится другой стол — жертвенник, где заготавливаются дары перед божественной литургией.

В некоторых больших соборах освящается не один главный Престол — есть еще Пределы, которые имеют свои отдельно освященные Престолы и жертвенники. Когда-то в кафедральном соборе было два Предела, посвященных святителю Иннокентию и Иоанну Златоусту, у каждого из них — свой купол. Плюс купол на колокольной башне. В итоге исторически сложилось так, что у Благовещенского кафедрального собора в общей сложности восемь куполов, из которых основных — пять.

Культурное место

Есть в храме и другие помещения, куда простому прихожанину попасть довольно трудно (потому что вход нередко на замке), да и не нужно. Например, «служебные». Может быть место для хора. Кроме того, по лестнице можно подняться к колоколам.

— В первую очередь, в храм не рекомендуется заходить в пьяном виде, — рассказывает священник Евгений Семерня о правилах поведения в церкви. — Должно быть благоговейное отношение к святыне, понимание, что люди сюда приходят помолиться Богу, поделиться своими трудностями и проблемами. Громкие разговоры, смех — не приветствуются. Если есть желание произвести съемку богослужения — можно получить на это благословение настоятеля храма.

Кафедральный собор — это не только место, где проходят богослужения и молятся люди, но и культурный объект, куда приходят немало туристов, в том числе — жители Поднебесной. Для них работает экскурсовод, который знает китайский язык — эта девушка является прихожанкой.

Источник: https://blaginform.ru/ot-zemli-do-svyataya-svyatyx-kak-ustroen-pravoslavnyj-xram/

Глава — древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Шлемовидная и луковичная формы глав храмов

Глава́ (а также ма́ковица) — купольное покрытие храма, крыша на стропильных фермах, устроенная над сводом увенчивающего здание барабана. На главу устанавливается купольный крест.

Форма

Эта архитектурная форма впервые встречается в индийских пагодах и мечетях, в которых имеет вид луковицы, перешедшей потом в русский стиль.

В романских и готических храмах — главы конусообразные, остроконечные, четырехгранные и многогранные.

В стилях классическом и ренессанс глава имеет форму полуэллипсоида и снабжена вверху, так называемым фонарем, т.е. маленьким барабаном, с окнами для освещения купола (напр. Казанский и Исаакиевский соборы в Санкт-Петербурге).

В византийском стиле глава имеет форму шарового сегмента, часто с отогнутыми наружу краями.

В арабской архитектуре — форма главы грушевидная, в грузинской и армянской — пирамидально-многогранная.

В России наибольшее распространение получили луковичная и шлемовидная формы глав.

Луковичная форма, характеризуется килевидным верхом и большим диаметром глав по сравнению с диаметром барабанов. Высота луковичной главы, как правило, не меньше ее ширины.

Встречаются луковичные главы с шейкой (как в Московском греческом Никольском монастыре), т.н. главки, или с сильным приплюснутием (Благовещенский и Троицкий соборы, там же).

Впервые луковичные главы встречаются в галицко-волынских миниатюрах 1164 года. В иконографии XIV–XVI веков иногда встречаются другие типы покрытий, а планы Москвы рубежа XVI и XVII веков однозначно свидетельствуют о том, что в это время главы уже были исключительно луковичными. Это подтверждается и изображениями других русских городов. [1]

Е.Н.Трубецкой в работе «Три очерка о русской иконе» раскрывает символику луковичных глав:

«Византийский купол над храмом изображает собою свод небесный, покрывший землю. Напротив, готический шпиц выражает собою неудержимое стремление ввысь, подъемлющее от земли к небу каменные громады. И наконец, наша отечественная «луковица» воплощает в себе идею глубокого молитвенного горения к небесам, через которое наш земной мир становится причастным потустороннему богатству.

Это завершение русского храма – как бы огненный язык, увенчанный крестом и к кресту заостряющийся Всякие попытки объяснить луковичную форму наших церковных куполов какими-либо утилитарными целями (например, необходимостью заострять вершину храма, чтобы на ней не залеживался снег и не задерживалась влага) не объясняют в ней самого главного – религиозно-эстетического значения луковицы в нашей церковной архитектуре.

Ведь существует множество других способов достигнуть того же практического результата, в том числе завершение храма острием, в готическом стиле. Почему же изо всех этих возможных способов в древнерусской религиозной архитектуре было избрано именно завершение в виде луковицы? Это объясняется, конечно, тем, что оно производило некоторое эстетическое впечатление, соответствовавшее определенному религиозному настроению.

Сущность этого религиозно-эстетического переживания прекрасно передается народным выражением – «жаром горят» – в применении к церковным главам».

Шлемовидная глава — форма купольных покрытий с килевидным верхом, близкая к форме древнерусского шлема. Символизирует воинство, духовную брань, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы.

Шлемовидные главы стали появляться в XVII–XVIII веках в достаточно большом количестве как стилизация «под старину» (т.е. как нечто среднее между луковичной главой и простейшим посводным покрытием). [2]

До XVII ст. в России строились также пирамидальные главы, но они были запрещены патриаршими грамотами.

Количество

Количеству глав принято давать символическое толкование:

Цвет

Цвет главы также важен в символике храма:

  • Золото — символ небесной славы. Золотые главы были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.
  • Главы синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.
  • Троицкие храмы имели зеленые главы, потому что зеленый — цвет Святого Духа.
  • Храмы, посвященные святым, часто увенчаны зелеными или серебряными главами.
  • В монастырях встречаются черные главы — это цвет монашества.

Использованные материалы

[1]  Заграевский С.В. Формы глав (купольных покрытий) древнерусских храмов — https://rusarch.ru/zagraevsky1.htm

[2]  Там же.

[3]  «Суздаль. Ризоположенский женский монастырь», страница Народного каталога православной архитектуры Соборы.Ру, https://sobory.ru/article/?object=00926 со ссылкой на журнал Православные Храмы. Путешествие по Святым местам, вып. № 68, 2013.

Источник: https://drevo-info.ru/articles/4985.html

Что означает цвет куполов на православных храмах

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † —  https://instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Цвет куполов православных храмов имеет символизирующее значение и духовную ценность. Это же относится и к настенной росписи храмов. Это не только выражение художественной идеи, но и связь окраски и других конструкций с тем, кому посвящено сооружение. Итак, от чего зависит цвет куполов и какими они бывают — вы сможете узнать из нашей статьи.

Значение храмов в жизни людей

Каждая народность имеет свою веру и необходимые сооружения церковь, храм, мечеть. В таких зданиях человек возносит молитву Господу о грехах своих, раскаивается, молится о близких, пребывает в состоянии душевного покоя. Любое такое здание имеет свод, который изготавливается из лучших материалов и имеет привлекательную окраску.

Значение цветов куполов храмов в любой религии имеет символизирующее определение. Можно сказать, что свод это основное украшение храма и его форма напоминает параболу или полусферу.

Родоначальниками куполов были римляне. Они с помощью бетона строили замечательные конструкции, которые перекрывали большие здания. Самый древний свод находится в римском Пантеоне, построенный приблизительно в 128 году.

Самым первым городом на Руси принявшим крещение был Киев. Послы князя Владимира были поражены красотой собора Софии в Константинополе. Именно это послужило основой русской архитектуры в возведении церквей. Мастера строили храмы на Руси в традициях Византийского зодчества с куполами.

Формы куполов

Кроме непосредственного назначения как архитектурного строения храм значит в православной вере нечто большее. Храм это отображение неба на земле, человека и ковчега.

Форма купола бывает различной: овальной и луковичной, парусной и зонтиком, блюдцем и шатром, византийско-русский вариант. И так, формы:

  • Овальный свод напоминает яйцо и произошел от стиля барокко.
  • Зонтик имеет элементы, которые идут от центра к основанию.
  • Шлемовидная форма говорит о том, что церковь постоянно борется со злом и тьмой.
  • Самая популярная форма луковичная, которая означает знак свечи это свет миру.

Причудливый вид свода и окраска свидетельствует о красоте Небесного Иерусалима.

В настенной росписи соборов чаще используют такие оттенки: красный, белый, зеленый, голубой, желтый. Значение цвета:

  • Белая окраска знак ясности и прозрачности преимущественно в храмах в честь Преображения и Вознесения.
  • Красный цвет предназначается для храмов великомучеников.
  • Голубая окраска посвящается соборам Богородицы, означает целомудрие и невинность.
  • Если храм возведён для почести преподобного, то присутствует больше зеленого цвета, как знака обновления.
  • Желтый цвет солнца — для почтения святителя.

Лучшая статья для Вас, переходите:  Является ли курение грехом в православии

Русские храмовые строения имеют особенность — многоглавое. Общепринято считать, что если церковь имеет несколько куполов, то она русского происхождения. Но отличительной особенностью русских соборов является окраска.

Значение цветов куполов православных храмов

Что означают цвета куполов церквей в России? От того каким цветом окрашен свод зависит кому посвящено сооружение.

Значение цвета купола с позолотой — это знак небесной славы. Позолоченные своды существуют только в православной конфессии. Золото для русских православных людей это знак нетленности, бессмертности, величия, идея пламенности и горения.

Синие своды, украшенные звездами, посвящают Богородице. Украшения напоминают о Вифлеемской звезде в честь рождения Христа Богородицей.

Зеленым тоном окрашивают своды, посвященные Святой Троице или какому-то иному Святому. Это и цвет Святого Духа. Могут быть также серого или серебристого оттенка.

Черный цвет куполов означает что такие строения имеют монастыри.

Значение количества куполов храма

Соборы также отличаются не только окраской, но и количеством сводов. Православные соборы возводятся с нечетным числом глав. Количество куполов соответствует построения небесной церкви:

  • 1 — купол знак Бога;
  • 2 — это два естества ангела и человека;
  • 3 — это Святая Троица;
  • 4 — означает четыре стороны света;
  • 5 — служит символом Христа и четырёх евангелистов;
  • 7 — знак семи таинств, Вселенских Соборов и добродетелей;
  • 9 — это девять чинов ангелов;
  • 13 — Иисус Христос и двенадцать апостолов;
  • 25 — означает хвалу Деве Марии;
  • 33 — количество лет жизни Христа на земле.

Значение цвета может не зависеть от назначения собора. Покрытие больше зависит от материальных ресурсов и от климатических условий, чем от существующих правил. Например, храм Святой троицы в Антарктиде не имеет зеленого свода. Он выполнен из натурального дерева, потому что этот материал не гниет в условиях сильно низкой температуры и имеет естественную окраску.

Интересный и удивительный факт, что форму куполов и чаш радаров рассчитывают по одним и тем же формулам. Можно предположить, что свод является улавливателем неизвестного излучения Мироздания. Любой шпиль и купол играет роль громоотвода во время грозы.

Господь всегда с Вами!

Источник: https://ikona-i-molitva.info/chto-oznachaet-cvet-kupolov-na-pravoslavnyx-xramax/

Что означают купола православных церквей

Кликабельно

Даже не имея никакого отношения к религии, мне все равно интересно знать, что обозначает тот или иной символ. Вот для вас интересные сведения о том, почему делают купола разных цветов на храмах и какой символ несет в себе число куполов православных храмов.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда было принято христианство в Грузии

Цвета, цифры и их значения в Православной Церкви

Что означают цвета в церкви: почему священники ходят то в фиолетовом — то в белом, почему храмы то красные — то зеленые, и главок у некоторых 1, а у некоторых — аж 15. Постарался все систематизировать и дополнить материал фотографиями.

Особо хотелось напомнить, что христианину, в Православии Крещенному, не гоже не ходить в храм более 3 воскресений к ряду. Ибо не в символах нами ныне обсуждаемых Спасение, а в делах.

Однако часто именно символы: красивое пение, богатое убранство и одежы, становиться первым шагом на пути к практическому Православию

Немного о странновериях

Любой Божий храм имеет Святой Алтарь — место совершения главной Православной службы — Литургии. А Литургия может совершаться только на Антиминсе — плате, в котором епископом при освящении храма зашивается специальный капсуль с мощами Святых. Т.е. частички Святых мощей в храме есть всегда. Но вот освящается храм в честь какого-то праздника (а не за «здравие» и «упокой»).

В храме алтарей может быть несколько, но всегда есть основной, в честь которого он и именуется, а есть приделы. Наверняка слышали: Троицкие храмы — в честь праздника Святой Троицы, или Пятидесятницы, которая бывает на 50 день после Пасхи, есть Благовещенские — праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля), есть Никольские — в честь Николая Мир Ликийских Чудотворца и т.п.

Значит это, что главный Престол храма освящен в честь этого праздника. Все Таинства (Крещения-Миропомазания, Исповеди, Причастия, Венчания) могут происходить в любом Православном храме. Исключения — монастыри, в них, как правило, Таинства Венчания (а иногда и Крещений) не совершаются. Странным было и услышанное суеверие, что в храме с красным цветом внешних стен нельзя Венчаться и Крестить детей.

Не слушайте таких страшилок, это все ерунда.

О цветах

В Православии используются: Жёлтый, Белый Голубой (Синий), Зеленый, Красный, Фиолетовый, Чёрный и Бордовый. У каждого из цветов в Церкви есть символическое значение:Желтый (Золото) — Царский цвет. Для облачений используется в большинство дней года.

Белый цвет облачений используют при совершении Таинств Крещения и Священства (рукоположении духовенства), на праздники Рождества Христова, Святого Богоявления, Сретения, на Лазареву субботу, Вознесения, Преображения, в дни поминовения усопших и обряде отпевания.Красный цвет используют от Пасхи до Вознесения, а в другое время в дни памяти мучеников, символизируя их близость в мученической кончине с Христом и Воскресением.

Зеленый цвет животворения и вечной жизни — облачения зеленого цвета используются в Праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресение), в день Святой Пятидесятницы (Троицы), а так же на Праздники в память о преподобных, подвижниках, юродивых.Голубой (синий) цвет символизирует высшую чистоту и непорочность — облачения синего (голубого) цвета используют в праздники Пресвятой Богородицы.

Фиолетовый цвет символизирует Крест и Страсти Христовы — облачения фиолетового цвета используют в Праздники Животворящего Креста Господня (Крестопоклонная неделя Великого поста, Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня 14 августа, Воздвижение Креста), а так же по воскресным дням во время Великого поста, в Великий Четверг Страстной Седмицы.

Черный цвет поста и покаяния — постное облачение обычно черного цвета или очень темных оттенков синего, фиолетового, используется в дни седмиц Великого Поста.Бордовый (Багряный) цвет символизирует кровь и мученичество. Облачения бордового цвета используются очень не часто — в дни особого поминовения мучеников (еще используют облачения красного цвета) и в Великий Четверток, день установления Тайной Вечери (в этот день еще используют фиолетовые облачения).

И если цвет облачений рекомендуется, то строгого правила (Уставного указания или Канона) на выбор цвета стен храма или куполов нет. При строительстве этим озадачивается архитектор. В течении жизни цвет стен может меняться: пришел новый настоятель, и храм уже не желтый, а голубой. Нередко храмы остаются не оштукатуренными, и тогда стены имеют цвет кирпича: красный или белый. Однако все же цвет стенам сообщают придерживаясь традиции.

Так в голубой цвет чаще всего красят стены храмов, освященных в честь Пресвятой Богородицы (голубой — цвет Святого Духа). В редкий фиолетовый цвет красят стены Крестовоздвиженских храмов. Зеленый цвет чаще всего можно встретить на Троицких церквях. Красный цвет чаще встречается на Воскресенских храмах или у храмов, посвященных памяти Святых мучеников. Желтый цвет стен — цвет универсальный, цвет Истины.

Как и желтые (золотые) одежды используются в богослужениях всегда, когда не нужно использовать одежды другого цвета (об этом позже), так и желтый цвет можно встретить на стенах храмов очень часть. Белый цвет стен может означать и то, что храм построили совсем недавно, и покрасить еще руки не дошли, а может и то, что на покраску денег не хватает у прихода. Белый не менее универсальный цвет, чем желтый. И повторюсь — цвет стен может что-то символизировать, но не обязательно.

О количествах главок храмов

Купол храма не изображает Христа, это символ Его. В традициях Церкви принято считать цвет имеет символическое значение.Золото — символ Истины. Исторически золотили купола главных соборов, но последнее время эта традиция не сохраняется.Серебристые купола встречаются, в основном, у храмов в честь святых.

Зеленые купола — у храмов в честь Троицы или ПреподобныхСиние купола (часто — со звездами) — у храмов в честь Богородичных праздников.Черные купола часть встречаются в монастырях, хотя медь, использованная для покрытия главок, быстро темнеет и купола становятся темно-зелеными.Встречаются и совсем экзотические — например Собор Василия Блаженного в Москве, храм Спас на Крови в Петербурге.

Именно этим стараются руководствоваться при выборе цвета главок.

Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.

Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.

Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый — цвет Святого Духа.

Храмы, посвященные святым, часто увенчаны зелеными или серебряными куполами.

В монастырях встречаются черные купола — это цвет монашества.

Количество главок на храме так же имеет символичность. Одна главка символизирует Единого Бога, две — два естества Христа: человеческое и Божественное, два обозначает нечто основополагающее (две скрижали Декалога, два столба у врат Храма, Закон и Пророки, олицетворенные на горе Преображения Моисеем и Илией, отправление апостолов по двое, два свидетеля Христова в конце времен в Откр.

11:3), три — Святую Троицу, четыре — Вселенскость (четвре стороны света), Четвероевангелие; пять куполов — Христос и четыре евангелиста, шесть — число дней сотворения мира, семь глав — семь Таинств Церкви; восемь — Восемь душ были спасены Ноем после Великого потопа, в восьмой день бывает праздник Кущей, Обрезание и др.

; девять куполов — по числу ангельских чинов, по числу заповедей блаженств; 10 – один из символов завершенной полноты (10 казней египетских, 10 заповедей) 12 —
По числу апостолов, тринадцать — Христос и двенадцать апостолов, 15 — пятнадцать ступеней к Пасхе, Паремии Великой Субботы числом 15, открывающие в Ветхом завете события от сотворения мира до Воскресения.

Число глав может доходить до тридцати трех — по числу лет земной жизни Спасителя. Однако цвет и количество главок определяется задумкой архитектора и возможностями прихода в любых вариация. Канонического указания на количество и цвет главок нет.

Троицкий храм в Троицком, Мытищинский район

Цветовая гамма богослужебных облачений состоит из следующих основных цветов: красный, белый, золотой(желтый), зеленый, синий (голубой), фиолетовый, черный. Все они символизируют духовные значения празднуемых святых и священных событий. На православных иконах цвета в изображении ликов, одеяний, предметов, самого фона, или «света», как его точно называли в древности, также имеют глубоко символическое значение.Красный.

Праздник праздников — Пасха Христова начинается в белых облачениях в знак Божественного света. Но уже Пасхальная Литургия (в некоторых храмах принято менять облачения, так что священник предстает каждый раз в ризах иного цвета) и вся седмица служатся в красных ризах. Нередко красные одежды используются до Троицы. Праздникам мучеников усвоен красный цвет богослужебных облачений в знак того, что кровь, пролитая ими за веру во Христа, явилась свидетельством их пламенной любви ко Господу.

Белый цвет богослужебных облачений принят в праздники Рождества Христова, Богоявления, Благовещения потому, что он знаменует собою несозданный Божественный Свет, приходящий в мир и освящающий собою творение Божие, преображающий его. По этой причине в белых ризах служат и в праздники Преображения и Вознесения Господня.

Белый цвет также принят для отпевания и поминовения усопших, потому что он очень ясно выражает смысл и содержание заупокойных молитв, в которых испрашивается для отшедших от земной жизни упокоение со святыми, в селениях праведников, облеченных, согласно Откровению, в Царстве Небесном в белые ризы Божественного света. Белый — Ангельский цвет, а именно Ангелы встречают всех отошедших ко Господу.

Воскресные дни, память апостолов, пророков, святителей отмечаются в ризах золотого (желтого) цвета, так как это прямо связано с представлением о Христе как Царе Славы и Предвечном Архиерее и о тех Его служителях, которые в Церкви знаменовали собою Его присутствие и имели полноту благодати высшей степени священства.Праздники Богоматери знаменуются голубым цветом. Голубой цвет символизирует Ее небесную чистоту и непорочность.

Зеленый цвет облачений на дни памяти подвижников и преподобных означает, что духовный подвиг, умерщвляя греховные начала низшей человеческой воли, не умерщвляет при этом самого человека, а оживотворяет его сочетаванием с Иисусом Христом Царем Славы (желтый цвет) и благодатью Духа Святого (голубой цвет) к жизни вечной и обновлению всей человеческой природы. В Праздники Святой Троицы и День Святого Духа используются одежды зеленого цвета.

И обычная земная зелень деревьев, лесов и полей всегда воспринималась религиозным чувством, как символ жизни, весны, обновления.

Если спектр солнечного света представить в виде круга, чтобы концы его соединились, то окажется, что фиолетовый цвет является средостением двух противоположных концов спектра — красного и голубого (синего). В красках фиолетовый цвет и образуется соединением этих двух противоположных цветов.

Таким образом фиолетовый цвет объединяет в себе начало и конец светового спектра. Этот цвет усвоен воспоминаниям о Кресте и великопостным службам, где вспоминаются страдания и Распятие Господа Иисуса Христа ради спасения людей. Господь Иисус сказал о Себе: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откр. 22, 13). Крестная смерть Спасителя явилась упокоением Господа Иисуса Христа от Его дел спасения человека в земном человеческом естестве.

Это соответствует упокоению Бога от дел творения мира в седьмой день, после создания человека. Фиолетовый цвет- седьмой по счету от красного, с которого начинается спектральная гамма. Присущий памяти о Кресте и Распятии фиолетовый цвет, содержа в себе красный и голубой цвета, обозначает, кроме того, некое особое присутствие всех Ипостасей Святой Троицы в крестном подвиге Христа.

И в то же время фиолетовый цвет может выражать мысль о том, что Своею смертью на Кресте Христос победил смерть, так как соединение вместе двух крайних цветов спектра не оставляет в образовавшемся тем самым цветовом замкнутом круге никакого места черноте, как символу смерти. Фиолетовый цвет поражает глубочайшей духовностью. В качестве знамения высшей духовности в сочетании с представлением о крестном подвиге Спасителя этот цвет употреблен для архиерейской мантии, так что православный епископ как бы облекается весь в крестный подвиг Небесного Архиерея, образом и подражателем Которого епископ является в Церкви. Подобные же смысловые значения имеют и наградные фиолетовые скуфии и камилавки духовенства.

Источник: https://kamensky.ru/very_intrest/color-orthodox/

LifeCity — новости Мариуполя

В государстве-агресссоре намерены сделать дополнительные уступки, чтобы ускоренными темпами заниматься раздачей паспортов жителям отдельных районов Донецкой и Луганской областей. Сегодня российские документы для жителей неподконтрольных территорий обходятся в полусотню долларов.

  • 6 лет назад началась война на Донбассе

     

    (Новости Мариуполя и области)

     

    Шесть лет назад началась активная фаза войны на Донбассе. Именно 14 апреля 2014 года исполняющий обязанности президента Украины Александр Турчинов подписал указ о начале Антитеррористической операции на Донбассе. В апреле 2014 года российские оккупанты и местные сепаратисты захватили под контроль украинские города.

     15 Апреля 2020, 9:35

  • В донбассе жители против амнистии сепаратистов

     

    (Новости Мариуполя и области)

     

    Многие жители подконтрольных территорий Донбасса не против прямых переговоров с представителями сепаратистов ОРДЛО, однако против амнистии боевиков выступает большинство граждан. Об этом свидетельствует социологический опрос фонда «Демократические инициативы».

     10 Апреля 2020, 9:28

  • Сша призвали рф оставить оккупированные территории

     

    (Новости Мариуполя и области)

     

    Пресс-служба американского посольства в Украине в очередной раз призвала Российскую Федерацию прекратить военную интервенцию на Донбассе, а также вывести свои войска с оккупированных территорий Украины. Американские дипломаты напоминают, что помнят слова Владимира Зеленского, украинского президента, о преступлениях России.

     3 Апреля 2020, 23:05

  • Резников уточнил будущее Консультативного совета с ОРДЛО

     

    (Новости Мариуполя и области)

     

    Как полагает вице-премьер по вопросам реинтеграции, создание Консультативного совета с отдельными районами Донецкой и Луганской областей подразумевает согласие всех, кто будет участвовать в Нормандском саммите. Алексей Резников уверен, что создать такой совет будет не очень легко.

     2 Апреля 2020, 19:11

  • Ермак поведал о Консультативном совете с ОРДЛО

     

    (Новости Мариуполя и области)

     

    Вопрос организации Консультативного совета в Трёхсторонней контактной группе до сих пор обсуждается. Политические советники обсуждают его в телефонном режиме. Об этом поведал руководитель Офиса Президента Андрей Ермак во время брифинга перед журналистами. По его словам, в нормандском формате такие беседы продолжаются.

     31 Марта 2020, 19:19

sh: 1: —format=html: not found

Источник: https://lifecity.com.ua/?l=knowledgeamp;mod=viewamp;id=2630

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Для любых предложений по сайту: [email protected]