Откуда на Руси пошло христианство? Ученые узнали ответ
МОСКВА, 3 авг — РИА Новости, Антон Скрипунов. Российские археологи обнаружили артефакты, возможно, из самого древнего на территории страны храма. Тем самым они ответили на вопрос, волнующий как ученых, так и верующих: где и когда в России появилась самая первая христианская церковь. О сенсационном открытии — в материале РИА Новости.
«Важные находки»
По поводу того, где и когда на территории России сформировались первые христианские общины, у ученых идут нешуточные споры. Версии выдвигаются разные. Команда археологов под руководством Владимира Кузнецова предложила новую.
Это сейчас побережье Керченского пролива представляет собой пустыню с редкой растительностью. А когда-то тут был настоящий мегаполис — Фанагория, вторая столица причерноморского Боспорского царства.
«По средиземноморским понятиям это был совсем не маленький город — в полтора раза больше знаменитого Херсонеса Таврического. Но он абсолютно не изучен», — отмечает в беседе с РИА Новости Кузнецов.
Поэтому здесь чуть ли не каждый сезон раскопок — а нынешний уже четвертый — оборачивается сенсацией. На этот раз археологи нашли фрагменты мраморного престола и купели для крещения.
Казалось бы, ничего необычного — всего несколько каменных обломков. Однако, как заверяют ученые, это первое доказательство того, что в древнем Боспоре жили христиане. Дело в том, что это государство, основанное примерно в V веке до нашей эры в результате объединения греческих колоний, находилось на территории Керченского и Таманского полуостровов, и Фанагория считалась столицей азиатской части государства.
«Эти находки очень важны для понимания того, как утверждалось христианство на территории современной России: уже в IV веке именно здесь, на Боспоре, где проповедовал апостол Андрей Первозванный.
И именно в Боспорской епархии находится самая древняя из известных сегодня православная церковь Иоанна Предтечи (построена в VI веке. — Прим. ред.).
Не исключено, что найденные фрагменты принадлежат еще одному древнейшему христианскому храму, который когда-то стоял в азиатской части Боспора», — объясняет Кузнецов.
Скудные свидетельства
О появлении христианства в этих краях известно ничтожно мало. По преданию, на Керченском полуострове и побережье Тамани проповедовал апостол Андрей Первозванный. А в IV веке здесь была уже достаточно крупная община: под документами I Вселенского собора, который состоялся в 325 году в Никее, есть подпись епископа Боспора Кадма.
Еще одно упоминание содержится в решениях патриаршего синода 519 года, подписанных Боспорским епископом Иоанном. Ученые не сомневаются, что Боспорскую епархию создали одновременно с вхождением этого царства в состав Византийской империи при императоре Юстиниане.
Но это лишь скудные упоминания в хрониках, не дающие никакой информации о жизни местной христианской общины. Даже непонятно, насколько крупной и статусной она была. А вот «куски мрамора» оказались гораздо информативнее
Редкий престол
Есть лишь три более-менее целых алтарных престола такого типа, в форме греческой буквы «сигма».
«Они хранятся в музеях Афин и Нью-Йорка, и еще один продали на аукционе «Сотбис» в Лондоне. Поэтому находка в Фанагории неординарная. Она вообще редкая, а для этого региона и вовсе уникальная», — подчеркивает Владимир Кузнецов.
Вот только непонятно, откуда в этих землях алтарные мраморные престолы такого типа и когда их начали делать. Упомянутые Кузнецовым музейные экспонаты датируются V-VI веками, возможно, и фанагорийская находка относится к той же эпохе.
Помимо этого, ученые раскопали фрагмент мраморной купели для крещения, рассчитанной как на младенцев, так и на взрослых. Дело в том, что в первые века христианства большинство людей крестились уже взрослыми. Теперь ученым предстоит понять, насколько массовым это было.
«Примечательно, что мы нашли купель отдельно от храма, который, видимо, был где-то рядом. В какой момент ее вынесли оттуда, сказать невозможно. Она была в культурном слое VI века», — уточняет археолог.
Да и мраморный престол обнаружили тоже не в храме — на этом участке земли есть следы пожара, датируемого VI веком. Причем от огня тогда погиб весь город, и, судя по всему, после этой катастрофы он уже не вернул былого величия.
«Все еще впереди»
Специалисты Фанагорийской экспедиции Института археологии РАН уверены: они нашли доказательства того, что христианская община в Тамани если не самая древняя, то одна из древнейших на территории современной России. А обнаруженные артефакты говорят в пользу того, что в Фанагории действовал древнейший в стране храм.
До сих пор считалось, что первый храм был построен в Херсонесе. Но теперь, по всей видимости, пальма первенства перейдет к Фанагории.
«Город пока изучен слабо. Нужно в дальнейшем сделать огромный раскоп, например, на десять тысяч квадратных метров. Тогда будет больше шансов найти христианские базилики. Тут ведь и дворцы были, потому что здесь какое-то время жил император Юстиниан II, а также сестра хазарского кагана», — отмечает Кузнецов.
В отличие от Херсонеса, культурный слой Фанагории — там, где и лежат ценные находки — остался практически нетронутым. «Херсонес, конечно, древний город, но нужно учитывать, что у него сохранился исторический слой лишь XIII века.
Город стоит на скале, и поэтому на протяжении сотен лет его срывали и строили новый. А у Фанагории культурные слои откладывались постепенно, с течением времени.
И мы можем послойно проследить ее историю от VI века до нашей эры до начала X века нашей эры», — подчеркивает специалист.
А это значит, что найденный храм V-VI века может оказаться не самым древним на территории страны. Ученые уверены, что все самое сенсационное впереди.
Источник: https://ria.ru/20190803/1557131377.html
2-е воскресенье Пасхи
Литургический год 2019-2020 \ Размышления над Словом Божьим \ Воскресный цикл А
2-е воскресенье Пасхи,
или Божия Милосердия
ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ТЕТРАДКА
Деян 2, 42-47; Пс 118(117), 2-4.13-15а.22-24 (Пр.: 1); 1 Пет 1, 3-9; Ин 20, 19-31
В чем суть христианской веры? Для нас, недавно отпраздновавших Пасху, ответ очевиден: веровать, что Иисус — это Господь, «Который Воскрес из мертвых» (срав. Рим 10, 9). Но, несмотря на кажущуюся простоту ответа, не так уж просто сказать, какими христианами мы являемся – т.е.
удается ли нам соединять веру в Воскресение Иисуса Христа с нашим повседневным поведением.
Иными словами, нет ли в нас соблазна «сводить христианство к минимуму» — как нередко делают, ограничивая его любовью к ближнему и интересом к нуждам людей, при этом отделяя заповедь о любви к ближнему от веры в Иисуса, Воскресшего из мертвых.
В самом деле, если мы сведем к минимуму нашу христианскую жизнь, ограничив ее обязательствами перед ближними, все станет намного проще, в том числе и «диалог» с нехристианами. Мы все с легкостью можем договориться о таких идеалах как помощь ближним, борьба за более справедливый и гуманный мир, преодоление нищеты и голода, борьба против гонки вооружения и т.д.
Мы все готовы объединиться, чтобы даровать «нашу» любовь другим. Но вера в Воскресшего Иисуса не дает нам пойти по этому пути: ибо если мы хотим установить мир и справедливость, улучшить мир и т.д., то мы в первую очередь должны верить в Воскресшего Иисуса и нести миру благую весть о том, что Он — наш Спаситель, Искупитель, Защитник мира и т.д.
, что Он — Чистый сердцем, Милосердный самарянин, становящийся нашим ближним, чтобы сделать нас сопричастниками Своего самопожертвования.
Братское общество
Давайте посмотрим, каким было христианское общество, которое верило в Иисуса, воскресшего из мертвых: это было общество верующих в Воскресшего, пребывавших в учении апостолов и в братском общении, в Евхаристии, и в молитвах. В Деяниях св. Апостолов, Лука именует христиан «верующими»: они «верующие», ибо верят в Господа, Который воскрес из мертвых.
Первые христиане были исполнены радости, проистекающей из веры в Иисуса, воскресшего из мертвых. Они сознавали, что в лице Иисуса среди них присутствует сам Бог. Во время преломления хлеба они объединялись не для того, чтобы «формировать общество», не для того, чтобы «дарить» что-то Богу, а для того, чтобы принять Господа в свои сердца и свою жизнь.
Они были убеждены, что христианство является не только делом людей, но и, прежде всего, делом Того, Кто может избавить людей от смерти, бывшей совокупностью всякого зла. Из этого убеждения, питаемого слушанием учения апостолов, первые христиане черпали возможность стать братским обществом.
Они научились любить друг друга, поскольку были уверены, что Воскресший из мертвых находится среди них.
Если бы они взирали только на свое сердце, прислушивались только к своим склонностям, чувствам и интересам, они не смогли бы любить друг друга как братья и не смогли бы создать братского общества. Следовательно, если мы чувствуем, что остаемся в нашей любви в одиночестве, со всеми нашими ограничениями, страхом, ленью и эгоизмом — мы замыкаемся в себе и не сможем жертвовать своей жизнью ради других.
Но если мы веруем в Иисуса, Который пожертвовал Своей жизнью ради других и поэтому живет вечно, то в нас рождается свежая и новая сила, невероятная способность дарить себя без страха «раствориться» в Боге и погибнуть без пользы. Ведь мы знаем, что воскресший Господь даст нам полноценную и бессмертную жизнь только тогда, когда мы сможем всецело доверять Ему и поступать так, как Он – т.е. принести свою жизнь в дар.
Страх смерти и опасение, что мы не сможем наслаждаться каждым моментом и пользоваться всяким случаем для приобретения чего-нибудь, способствуют нашему замыканию в себе самих и превращают нас в эгоистов, которые заботятся только о себе. Но если мы способны подарить другим хотя бы частицу нашей любви – что это была бы за любовь, если бы она не стала проповедью воскресшего Господа, оставаясь только мимолетным чувством, над которым властна смерть?
Живое упование
«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому» (1 Пет 1, 3-4)
Все человеческие чаяния подвержены тлению и разложению, превращающиеся в скорбные и горькие разочарования, поскольку все они рано или поздно разбиваются о стену смерти. Правда, мы стараемся не говорить и не думать о смерти, но сама смерть по-прежнему существует и опровергает все наши иллюзии. Золото, т.е. богатство, а также власть и слава являются всего лишь зыбкими призраками, тленными мечтами, обреченными на исчезновение.
Но вы, как говорится в Первом послании св. ап. Петра, «радуетесь, Которого, не видев, любите». Это не радость, избавляющая нас от страданий («поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений»), а «радость неизреченная» и полная славы для людей, убежденных в «спасении душ», для тех, кто верует в Иисуса Христа и благодаря этому надеется также оказаться среди спасенных душ.
Только из этой надежды может следовать беспредельная, неизмеримая радость, и только такая радость имеет силу создать истинное братское общество. Эта радость дает возможность любить братьев истинной любовью, лишенной эгоизма, любить в том числе и тех, кто неприятен нам, не вызывает никаких симпатий. Радость, происходящая из веры в Воскресшего освобождает наше сердце от страха смерти и открывает его для любви и самопожертвования.
Увидеть Господа
Собрание учеников, которым явился Иисус, обладает всеми признаками собрания для совершения Евхаристии. В воскресенье, в первый день после субботы, ученики собрались в доме-Церкви, в частном доме, который служил для них «Храмом».
Иисус посетил их, и они возрадовались при виде Господа, Который дал им два дара: мир и Духа Святого. Все они узнают «руки и ребра» распятого Иисуса и вспоминают Его страсти и смерть. Случилось это в то время, когда первые христиане обычно собирались славить Евхаристию.
Снаружи был враждебный и недоброжелательный мир: из-за страха перед иудеями двери были заперты.
Кажется, что вся сцена пасхального явления Иисуса с огромной точностью описывает происходящее при каждом Преломлении Хлеба, т.е. во время Святой Евхаристии.
Тем самым Евангелист хочет сказать, что эта встреча Воскресшего с учениками не была единственным и неповторимым событием: она свершается всегда, когда христианское общество собирается, чтобы вновь пережить Тайную Вечерю Господню.
Тогда к собранию Своих учеников, приходит Иисус с пронзенными руками и боком, которые нам напоминают о Его страстях и смерти, и силой Своего воскресения ниспосылает нам мир и дары Духа Святого, Духа, избавляющего нас от грехов. При виде Господа, воскресшего из мертвых, мы ощущаем неизмеримую радость.
Однако, на этом собрании не присутствовал апостол Фома. Это — тип христианина, желающего во всем убедиться самостоятельно, не доверяющего своей общине и ее свидетельству. Он желает доказательств, которые можно лично проверить: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (ст.25.) Фома не готов соглашаться с верой общины – ему нужен собственный опыт.
Через восемь дней апостолы вновь собрались для Преломления Хлеба. Теперь среди них есть и Фома. Ученики опять находятся в доме, и вновь Иисус приходит и говорит им: «Мир вам!». После чего говорит Фоме: «подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим». Тогда Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой!»
Фома не прикоснулся к Иисусу и не вложил руку в Его раны. Он уверовал, как и все остальные ученики. Он получил не то, чего хотел, а неизмеримо больше: он хотел прикоснуться к Иисусу, вложить персты в раны Его, убедиться опытным путем — но взамен этого он получает дар веры. Вера Фомы зарождается и созревает именно при участии в вере христианской общины во время празднования Святой Евхаристии, в которой умерший и Воскресший Иисус постоянно приходит к Своим ученикам.
—
«Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Все материалы и произведения используются исключительно в некоммерческих целях. Ответственность за несанкционированное копирование и коммерческое использование любых материалов несут лица и организации, неправомочно использовавшие опубликованные на данном ресурсе материалы или произведения для извлечения прибыли».
Источник: https://www.catedra.ru/the-2-nd-sunday-of-easter
История возникновения христианства
Христианство принадлежит к одной из трех крупнейших мировых религий. По численности приверженцев и территории распространения христианство в несколько раз превосходит ислам и буддизм. Основа религии – это признание Иисуса из Назарета мессией, вера в его воскрешение и следование его учениям. До момента своего становления христианство прошло долгий период.
Местом зарождения Христианства считается Палестина, которая в то время ( I век н. э.), находилась под властью Римской империи. В первые годы своего существования Христианство смогло значительно расшириться на ряд других стран и этнических групп. Уже в 301 году христианство приобрело статус официальной государственной религии Великой Армении.
Зарождение христианского вероучения было прямо связано с старозаветным иудаизмом. Согласно иудейскому верованию, Бог должен был послать на землю своего сына- мессию, который своей кровью очистит человечество от грехов.
Согласно догматике Христианства, такой личностью и стал Иисус Христос, прямой потомок Давида, что также было указано в Писании. Возникновение Христианства в какой-то мере осуществило раскол в Иудаизме: первыми новообращенными христианами стали евреи.
Но значительная часть евреев не смогла признать Иисуса мессией и таким образом сохранила Иудаизм как самостоятельную религию.
Согласно Евангелии (учению Нового Завета), после вознесения Иисуса Христа на небеса, его верные ученики, путем схождения священного пламени, приобрели возможность разговаривать на разных языках, и отправились распространять Христианство по разным странам мира. Так до наших времен сохранились письменные памятки о деятельности апостола Петра, Павла и Андрея Первозванного, который проповедовал Христианство на территории будущей Киевской Руси.
Отличие Христианства от язычества
Говоря о зарождении Христианства, следует отметить, что первые последователи Иисуса были подвержены ужасающим гонениям. Первоначально деятельность христианских проповедников была принята в штыки со стороны еврейского духовенства, которое не приняло учения Иисуса. Позже, после падания Иерусалима, начались преследования римских язычников.
Христианское учение представляло собой полный антипод язычеству, оно осуждало роскошь, многоженство, рабовладение – все то, что было свойственно языческому обществу. Но главным его отличием была вера в одного Бога, монотеизм. Естественно, такое положение вещей не подходило римлянам.
Они приняли строгие меры, чтоб остановить деятельность христианских проповедников: к ним применялись кощунственные казни. Так было вплоть до 313 года, когда к всеобщему удивлению римский император Константин не только остановил гонения на христиан, но и сделал Христианство государственной религией.
В Христианстве, как и в каждой религии, есть свои плюсы и минусы. Но его появление, бесспорно, подняло мир на более возвышенный духовный уровень. Христианство проповедует принципы милосердия, добра и любви к окружающему миру, что немаловажно для высокого ментального развития человека.
Нужна помощь в учебе?
Предыдущая тема: Преемники императора Августа: Тиберий, Калигула, Клавдий и Нерон
Следующая тема: Золотой век Римской империи: мудрость Траяна и гуманизм Авелия
Источник: http://www.nado5.ru/e-book/vozniknovenie-khristianstva
Первые христиане тоже были странными
Удручает, если не сказать пугает, когда общество отвергает некоторые аспекты христианства как странные или возмутительные. Когда христиане чувствуют, что оказались в изоляции и полном одиночестве, нужно им напомнить, что в таком положении дел нет ничего нового.
Христиане выпадали из культурного мейнстрима с самого начала, и даже через два тысячелетия причины для этого остались те же.
Во втором веке четыре характерные детали христианства казались римлянам «специфическими», даже оскорбительными: поклонение, доктрина, поведение и Писание. Не нужно долго думать, чтобы понять, что эти четыре черты христианства до сих пор находят своих раздраженных недоброжелателей.
1. Христианское поклонение
Фундаментальным аспектом христианского поклонения всегда была его эксклюзивность. Поклоняться можно только Иисусу. Какими бы ни были религиозные предпочтения новообращённого христианина до принятия христианства, он должен был их оставить и посвятить себя лишь Иисусу Царю.
Кому-нибудь может показаться, что римскому государству не было дела до религиозных практик своих граждан. Но это не так, потому что римское правительство не считало религию личным делом человека.
Хороший гражданин должен был платить дань римским богам, которые давали империи процветание и богатство. Отказ поклоняться этим богам было не только социальной грубостью (христиан считали ханжами), но и расценивалось как провокация недовольства богов.
Таким образом отказ христиан от участия в римском поклонении расценивался как безрассудное и наплевательское отношение к благосостоянию сограждан. Именно поэтому христиан называли «ненавистниками человечества». В результате их часто подвергали гонениям.
2. Христианская доктрина
В дополнение к политическим репрессиям, христиане подвергались репрессиям интеллектуальным. Христианская доктрина, а именно доктрина воплощения Бога в человеческом теле, считалась глупой и нелепой, не достойной внимания интеллектуальных элит Рима.
Для римлян поклонение распятому считалось верхом сумасшествия. Распятие было символом позора и отвержения, зачем кому-нибудь следовать за тем, кто испытал подобные унижения?
Если вам кажется, что в сегодняшних насмешках над глупостью христиан есть что-то новое, вы просто забыли про христиан из Рима второго века нашей эры.
Неудивительно, что подобные Люциану, Галену, Фронто и Цельсу критиковали «новую» религию, высмеивая её учение и её распятого основателя.
Если вам кажется, что в сегодняшних насмешках над глупостью христиан есть что-то новое, вы просто забыли про римских христиан.
3. Христианское поведение
Но необычым было не только во что верили христиане, необычным было и их поведение. Христиане не вписывались в картину окружающего общества со своей сексуальной этикой.
Для римлян не было чем-нибудь необычным наличие нескольких сексуальных партнёров или участие в храмовой проституции. Христиане это все отвергали.
Например, Тертуллиан прилагает все усилия, чтобы защитить легитимность христианства, указывая на щедрость и жертвенность христиан. Но затем говорит: «Единые разумом и душой, мы делимся всеми земными благами друг с другом. У нас все общее, кроме наших жен».
Почему он так говорит? Потому что в греко-римском мире никого не удивляло, когда люди делились своими супругами друг с другом. Другие примеры христианской приверженности сексуальной чистоте можно найти в Послании к Диогнету (5.7), Апологии Аристида (15) и Апологии Минуциуса Феликса (31).
4. Христианское Писание
Христиане казались странными своим римским согражданам еще и из-за особой роли, которую играло Писание в их религиозной жизни. В наши дни нет ничего необычного в религиях, которые опираются на свои религиозные тексты. Во втором веке это было необычно. В древнем мире религии довольно редко ассоциировались с написанными текстами настолько непосредственно.
Это сбивало римлян с толку. Чем считать христианство? Религией? Но оно не было похоже ни на одну знакомую им религию. Христианство со своим «книжным» мышлением больше походило на философию. В результате критики христианства сравнивали его с другими философскими школами.
Оставайтесь верными этим отличительным чертам
Многое в христианстве казалось странным – эксклюзивное поклонение, противоречивые доктрины, странные моральные наклонности, особое внимание к книгам.
И это все не второстепенные аспекты христианства, это основные черты христианской самоидентификации.
Видите, сколько у нас общего с церковью из второго века? У нас есть основания для надежды. Та слабая, неоперившаяся, гонимая церковь не только выжила, но распространилась по всему миру.
И выжила церковь не потому, что отказалась от своих отличительных черт, а совсем наоборот – она осталась верна своим принципам.
Если современная церковь останется верной в этом, у нее есть право на похожую судьбу.
Источник: https://www.hristiane.ru/blog/byli-strannymi
О христианской церкви брюнстада
Бол��е подробную информацию вы можете найти на официальной странице Христинской Церкви: bcc.no.
Начало
Основателем Христианской Церкви Брюнстада считается Йохан Оскар Смит, рождённый в 1871 г. Изучая Библию он понял, как первые христиане были охвачены любовью к Иисусу и верой в жизнь в преобразовании. Это послужило вдохновением для Йохана Оскара Смита, и он, две тысячи лет спустя смерти Иисуса, пришёл к той же вере, которая была в начале.
Получая откровения от Бога, Смит начал разговаривать о них с людьми. Для него было очень важным поделиться тем, чему учил его Бог. Эта работа не приносила мгновенных результатов.
В христианском мире Норвегии в то время было довольно много популярных проповедников харизматического движения, которые больше привлекали людей, чем учение о Христе, пришедшем во плоти.
Смит со своей стороны не был заинтересован скрывать истину ради того, чтобы собирать вокруг себя толпы, или устраивать представления, с целью привлечения к себе внимание. «Бог заинтересован в тех, кто бы стоял перед Его лицом, потому что довольно тех, кто стоит перед лицом народа», – пишет Смит в своём письме к брату в 1909 г.
К 1910 г к нему присоединилось около 50-60 человек из восточной и южной Норвегии. Это послужило началом Христианской Церкви. Во время своих рейсов Йохан Оскар Смит разговаривал со многими людьми, и таким образом, его учение смогло укорениться во многих местах вдоль береговой линии Норвегии. На сегодняшних день мы насчитываем около 20 поместных церквей на территории Норвегии.
Распространение учения по всему миру
В 30-х годах учение Христианской Церкви распространилось и до Дании и Швеции, а в 50-х годах оно достигло и большинства стран Европы. С середины 60-х годов Христианская Церковь начала вести свою деятельность в Канаде и США.
В 70-х годах начали появляться поместные церкви в Южной Америке, Азии и Австралии, а в 80-х годах и во многих странах Африки.
Уже в 70-х годах Церковь завязала знакомство с подземными общинами христиан во многих странах восточной Европы, однако из-за сложившихся в них обстоятельствах, совершать миссионерские поездки туда было очень трудно. После падения коммунизма в 90х годах, евангелизационная работа в Восточной Европе начала проводиться более активно, и Церковь смогла утвердиться во многих странах этой части Европы.
На сегодняшний день Церковь представлена в более, чем 65 странах различных континентов земного шара.
Церковь – Тело Христово
«Я собирал не к себе, но ко Христу, который является Главой для Церкви.» Эти слова произнёс Йохан Оскар Смит на своём 70-летнем юбилее. И они характеризуют Церковь. Это то, что делает её такой особенной. Смит очень рано понял, что принадлежность к той или иной деноминации или религиозной партии не имеет никакого значения для спасения человека.
Опираясь на написанное в Библии, Смит проповедовал, что Церковь – это Тело Христово, в котором каждый член, чтобы получить спасение, должен иметь связь с главой – Иисусом Христом. Когда же каждый член имеет связь с главой, тогда среди них есть общение друг с другом.
На протяжении всех этих лет, наши руководители не пытались построить что-то вокруг самих себя и своих персон, но Сам Бог давал рост и развитие Церкви.
Источник: https://aktivnoyekhristianstvo.ru/o-nas/o-hristianskoj-tserkvi-bryunstada
Вспоминая живую веру первых христиан
Почему традиция совершать Литургию апостола Иакова развивается сегодня во многих епархиях Русской Православной Церкви, собирая все большее количество молящихся? Литургия, которая родилась в самой колыбели христианства, позволяет нам глубоко ощутить живую связь с Иерусалимом, каждый раз по-новому переживать духовное и историческое единство с неразделенным христианством первых веков.
Учитель благочестия
Апостол Иаков, которого называют братом Господним, был сыном праведного Иосифа от первого брака. «Лицом, жизнью и манерою разговора Иаков весьма походит на Господа Иисуса, — как если бы был Его братом-близнецом от той же утробы. Говорят про него, что увидать его — это значит увидать и Самого Иисуса во всех черточках его тела», — писал священномученик Игнатий Богоносец апостолу Иоанну Богослову.
https://www.youtube.com/watch?v=w2KGSj74HVg
Брат Господень не входил в число ближайших двенадцати учеников Христа, но был призван в числе семидесяти апостолов. На 34-м году жизни апостол Иаков был поставлен первым епископом Иерусалимской Церкви. И хотя он не путешествовал подобно другим апостолам по другим странам, на его долю выпала не менее ответственная и опасная миссия — возглавить общину в Иерусалиме и проповедовать, несмотря на то что многие иудеи дышали ненавистью ко Христу.
Его проповеди способствовало и то, что апостол был строгий ревнитель иудейского Закона. Человек весьма благочестивый, праведный, он пользовался огромным уважением не только среди христиан, но и среди иудеев.
Однако строго соблюдая Закон, данный его народу через Моисея, Иаков не навязывает Закона другим, тем, кто не родился в Законе, кому Сам Бог его не заповедал. В этом видна мудрость и смирение первого Иерусалимского епископа. Он председательствовал на первом в истории христианской Церкви Апостольском Соборе в Иерусалиме в 51 году.
Главный вопрос — принимать ли язычников в лоно христианства — был решен положительно его веским словом. Именно апостол Иаков, по свидетельству Деяний, произнес итоговую речь, и предложение, сделанное им, стало резолюцией Апостольского Собора, принявшего решение не затруднять обращающихся к Богу из язычников (Деян. 15, 19), т. е.
не принуждать их к обрезанию.
Но иудеи не могли спокойно наблюдать за успехом проповеди Иерусалимского епископа. В 62 году фарисеи и саддукеи собрали толпу, вывели старца Иакова на портик храма и устроили ему допрос. Они принуждали апостола отречься от Христа и призвать к этому всех жителей Иерусалима. Однако он твердо исповедал Спасителя, распятого и воскресшего. Тогда иудеи сбросили его на землю, несмотря на то что многие в толпе протестовали против убийства праведника.
Иосиф Флавий, автор исторических хроник того времени, утверждает, что подавление иудейского восстания, взятие Иерусалима войсками Тита в 70 году и те страшные бедствия, которые за этим последовали, — Божия кара за убийство праведника Иакова.
Апостол Иаков оставил нам замечательное послание, которое по праву можно назвать учебником благочестивой жизни. Его советы просты, убедительны и во все времена актуальны: Братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией (Иак. 1, 19–20).
Возрождение традиции
Еще одним памятником, сохранившим до наших дней имя апостола Иакова, является составленная им Литургия. Ее строгий, аскетический характер и глубина ее молитвословий возводят нас ко временам апостолов и первых мучеников.
Однако, начиная с IX века, она почти повсеместно вытесняется Литургиями святителя Иоанна Златоуста и святителя Василия Великого, более торжественными и созвучными пышности императорских богослужений Константинополя.
Именно поэтому Литургия апостола Иакова осталась неизвестной нашим предкам, которые получили от своих просветителей богослужение в чисто «константинопольском» виде.
В XIX веке ее служили на греческом языке только в Иерусалиме и в Греции, на острове Закинф. В настоящее время в Иерусалиме ее служат на греческом языке трижды в год — на память апостола Иакова (23 октября по ст.ст.), в Неделю по Рождестве Христовом и на Собор 70-ти апостолов (4 января по ст.ст.). А в Греции по желанию настоятеля ее можно совершать в любой день.
Первые переводы на славянский язык были сделаны в Русской духовной миссии в Иерусалиме в 1870-е годы, но носили научно-археологический, а не богослужебный характер. Богослужебный перевод и первые песнопения на церковнославянском языке были составлены в 1938 году игуменом Филиппом (Гарднером) по благословению первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей митрополита Анастасия.
Другой перевод Литургии Иакова, выполненный епископом Парфением, был опубликован в 1948 году. С этого времени Литургия апостола Иакова начинает периодически совершаться в русских приходах за рубежом.
В 1960–1970-х годах, в день памяти апостола Иакова, эта Литургия ежегодно совершалась в Ленинградской духовной академии. Постепенно она получила распространение в Сербии, Болгарии и в других поместных Православных Церквях.
Сегодня Литургия святого апостола Иакова совершается во многих епархиях Русской Православной Церкви по желанию священноначалия.
Богослужебные особенности
Даже человек, не очень часто посещающий богослужения, отметит для себя, как сильно отличается чинопоследование Литургии апостола Иакова. Диакон возглашает ектеньи, стоя лицом к народу. Так же, лицом к народу, читается Священное Писание, причем духовенство в этот момент находится в середине храма. Совершается чтение книг не только Нового, но и Ветхого Завета. Проповедь звучит сразу после чтения Евангелия, перед Евхаристическим каноном.
По-новому звучат хорошо знакомые молитвы и возгласы: «Горе будем иметь ум и сердца» или «Паки и паки, и непрестанно Господу помолимся». Малый и Великий входы совершаются таким образом, что процессия обходит весь храм. Вместо Херувимской песни на Великом входе поется «Да молчит всяка плоть человеча» — в нашем уставе это песнопение положено петь только в Великую Субботу.
Но, пожалуй, самая главная особенность заключается в том, что не только священнослужители, но и миряне, причащаясь, принимают Тело и Кровь Христа по отдельности, как совершалось это в древности: сначала священник (или архиерей) влагает в уста причащающегося частицу Тела, затем диакон (или священник) дает ему испить Крови из потира.
Такой способ Причастия напоминает иконописные изображения Тайной Вечери, где Христос изображается дважды: в одну сторону Он наклоняется с Чашей, а в другую — с дискосом.
На этой Литургии миряне причащаются раздельно Тела и Крови Христовой также для того, чтобы глубже осознать, какую Святыню они принимают, как должна преобразиться жизнь, чтоб отвечать высоте христианского призвания.
Выразительность молитвословий Литургии апостола Иакова воскрешает живую веру первых христиан. Время, кажется, обращается вспять, и воззвания на Литургии к святым отцам древней Церкви, почти современникам этого богослужения, оживляет ощущение близости к ним, единства с ними во Христе.
Как сказал во время совершения Литургии апостола Иакова ректор Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев: «Первое время апостолы совершали обычную еврейскую вечерю. Потом создался чин. Он, конечно, очень важен и нужен нам, чтобы мы могли молиться вместе, но дело не в том, чтобы произнести все наизусть правильно и без ошибки.
А в том, чтобы сердце горело, сердце участвовало в молитве, чтобы это была настоящая молитва к Богу, К сожалению, в течение веков люди привыкают к внешнему порядку, к обряду.
Такая канонизация внешнего всегда указывает на упадок внутреннего, когда люди перестают чувствовать себя так, как чувствовали себя апостолы, которые перед Христом просто стояли и просто говорили Ему что-то, просили Его, а Господь им отвечал. Господь хочет, чтобы и мы так же стояли перед Ним с верой и любовью, отдавая Ему все свое сердце и всю свою жизнь. Вот это самое главное.
И молитвы сегодняшней Литургии дают нам в этом смысле очень многое почувствовать. Все мы почувствовали сегодня, как в древности молились люди. Очень важно понять, что в христианстве нет никаких чудодейственных формул, нет никакой магии чинов. Каких-то особенных последований. В христианстве все движется верой и любовью к Богу.
А совсем другой чин только помогает почувствовать, что важно не то, какие именно молитвы, Василия Великого, Иоанна Златоустого или апостола Иакова, прочитываются, важно то, во что мы верим, как мы верим, важно, о чем мы просим Бога. Мы просим, чтобы Господь совершил сегодня то таинство, которое было совершено на Тайной Вечере без какого-либо особенного чина».
Подготовила Марина Шмелева
Фото Екатерины Ульяновой
Источник: http://www.pravpokrov.ru/Articles/index/14724
Первые христиане и их учение. урок. Всеобщая история 5 Класс
События всемирной истории делятся на два хронологических периода – до нашей эры и нашей эры. На эти периоды историю делит важнейшее событие – Рождество Христово, ставшее началом распространения новой мировой религии.
События Римской истории в первые века нашей эры неразрывно связаны с историей христианства.
Где и когда родился Иисус Христос? Что проповедовал Иисус Христос и апостолы? Как изменилась жизнь Рима под влиянием нового вероучения? Об этом вы узнаете на нашем сегодняшнем занятии.
Христианство возникло среди евреев Палестины в I в. н.э. В этот период Иудея становится провинцией Рима, в которой правил царь Ирод Великий. По свидетельствам евангелистов, Иисус Христос родился в Галилее, которая противостояла проримской политике Ирода.
События
I в. – возникновение христианства, которое стало распространяться на территории Римской империи.
313 г. – гонения на христиан в Риме прекратились. Они получили право свободно собираться и молиться.
325 г. – Никейский собор, на котором был сформулирован Символ веры (краткий текст, выражающий основы вероучения).
Участники
Ирод Великий– правитель Иудеи, назначенный Римом.
Ирод Антипа – сын Ирода Великого, правитель Галилеи и Переи.
Иисус Христос – Мессия (Спаситель), согласно христианскому вероучению, Сын Божий, Богочеловек (в котором соединяются человеческая и божественная природа).
Евангелисты – авторы четырех Евангелий (от греч. «благая весть»), повествующих о жизни, смерти и воскресении Иисуса Христа. К евангелистам причисляют Матфея, Марка, Иоанна, Луку. Евангельские тексты вошли в Новый Завет.
Апостолы – (от греч. «посланцы») ученики и последователи Христа, проповедующие христианское учение. 12 апостолов – 12 непосредственных учеников Христа, которых он послал разнести его учение по разным странам.
Заключение
Основы христианского учения изложены в Новом Завете, включающем в себя тексты четырех канонических евангелий. Тексты евангелий рассказывают о том, как Иисус Христос – Сын Божий – принес себя в жертву ради искупления первородного греха.
Благодаря проповедям апостолов христианство стало распространяться среди народов Римской империи. После падения Западной Римской империи христианство стало основой новой культуры, объединившей средневековую Европу (см. урок «Империя Карла Великого»).
Семь дней истории. Иудаизм, христианство, ислам.
Палестина (рис. 1) – родина еврейских племен. В 6 в. до н. э. Палестина была захвачена вавилонянами, и евреи были переселены в Вавилон. Персидский царь Кир разрешил евреям вернуться в Палестину.
После завоеваний Александра Македонского евреи расселились по всей территории античного мира. От остального населения эллинского мира евреев отличало нежелание поклоняться языческим богам. Они поклонялись единому богу-творцу Яхве.
Евреев преследовали за их веру, но находились люди, которые становились последователями единобожия.
Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya/5-klass/drevniy-rim/pervye-hristiane-i-ih-uchenie