Что означает символ веры

Знаки и символы веры в православии

Знаки и символы существуют на земле издавна. Ними изображают отношение к определенной культуре, религии, стране, роду или вещи. Символы христианской православной культуры подчеркивают принадлежность к Богу, Иисусу, Духу Святому, через веру в Святую Троицу.

Христианскими знаками православные выражают свою веру, но немногие даже крещенные, знают их значение.

Христианские символы в православии

История возникновения символов

После распятия и воскрешения Спасителя начались гонения на христиан, уверовавших в приход Мессии. Для того чтобы общаться между собой, верующие начали создавать тайнописные коды и знаки, помогающие избежать опасности.

Криптограмма или тайнопись возникла в катакомбах, где приходилось прятаться ранним христианам. Порой они использовали давно известные знаки из иудейской культуры, придавая им новый смысл.

Символизм ранней Церкви основывается на видении человеком Божественного мира через сокровенные глубины невидимого. Смысл возникновения христианских знаков состоит в подготовке ранних христиан к принятию Боговоплощения Иисуса, жившего по земным законам.

Знаки тайнописи в то время были более доходчивыми и приемлемыми между христиан, чем проповеди или чтение книг.

Важно! Основой всех знаков и кодов является Спаситель, Его Смерть и Вознесение, Евхаристия — Таинство, оставленное Миссией перед Его распятием. (Марка 14:22)

Крест

Крест символизирует распятие Христа, его изображение можно видеть на куполах храмов, в виде нательных крестиков, в христианских книгах и многих других вещах. В православии есть несколько видов крестов, но основным является восьмиконечный, на таком кресте был распят Спаситель.

Крест: главный символ христианства

Маленькая горизонтальная перекладина служила для надписи » Иисус Назарей, Царь Иудейский«. К большой поперечной перекладине прибиты руки Христа, к нижней — Его ноги. Верх креста направлен в небо, а царство Вечное, а под ногами Спасителя — ад.

О кресте в православии:

Рыба — ихтис

Иисус призвал в ученики рыбаков, которых впоследствии сделал ловцами людей для Царства Небесного.

Одним из первых знаков ранней Церкви стала рыба, впоследствии в нее вписали слова «Иисус Христос Божий Сын Спаситель»

Рыба — христианский символ

Хлеб и виноградная лоза

Принадлежность к Евхаристии или Таинству причастия выражается через рисунки хлеба и винограда, а порой вина или виноградных бочек. Эти знаки наносились на священные сосуды и были понятны каждому, принявшему веру во Христа.

Важно! Виноградная лоза — прообраз Иисуса. Все христиане — его ветви, а сок — прообраз Крови, которая очищает нас во время принятия Евхаристии.

В Старом Завете виноградная лоза является знаком земли обетованной, Новый Завет преподносит лозу, как символ рая.

Виноградная лоза как символ рая в Новом Завете

Птица, сидящая на лозе винограда, символизирует возрождение к новой жизни. Часто хлеб рисуется в виде колосьев, что одновременно является знаком единства Апостолов.

Рыба и хлеб

Хлеба, изображенные на рыбине, относятся к одному из первых чудес, совершенных Иисусом на земле, когда Он пятью хлебами и двумя рыбками (Луки 9:13-14) накормил более пяти тысяч людей, пришедших издалека послушать проповеди Миссии.

Иисус Христос — в символах и кодах

Спаситель выступает Добрым пастырем для своих овец, христиан. В то же время, Он — Агнец, закланный за наши грехи, Он — спасительный крест и якорь.

Вселенский собор 692 года запретил все символы, касающиеся Иисуса Христа, чтобы перенести акцент не на образ, а на Живого Спасителя, однако, они существуют и поныне.

Агнец

Маленький ягненок, послушный, беззащитный — прообраз жертвы Христа, который стал последней жертвой, ибо Богу стали не угодны приносимые евреями жертвоприношения в виде заклания птиц и животных. Всевышний Творец хочет, чтобы Ему поклонялись чистыми сердцами через веру в Его Сына, Спасителя человечества (Иоан. 3:16).

Символ Агнца со Знаменем

Только вера в спасительную жертву Иисуса, который есть путь, истина и жизнь, открывает дорогу к вечной жизни.

В Ветхом Завете ягненок является прообразом крови Авеля и жертвы Авраама, которому Бог послал для жертвоприношения ягненка вместо его сына Исаака.

В Откровении Иоанна Богослова (14:1) говорится об агнце, стоящем на горе. Гора — это вселенская Церковь, четыре потока, — Евангелия от Матвея, Марка, Луки и Иоанна, которые питают христианскую веру.

Ранние христиане в тайнописи изображали Иисуса Добрым пастырем с овечкой на плечах. Ныне священников называют пастырями, христиан — овцами или паствой.

Монограммы имени Христа

В переводе с греческого монограмма «crisma» означает миропомазание и переводится, как печать.

Кровью Иисуса Христа мы запечатаны для Его любви и спасения. За буквами X.P скрыто изображение Распятия Христа, Воплотившегося Бога.

Буквы «альфа» и «омега» обозначают начало и конец, символы Бога.

Монограммы имени Иисуса Христа

Корабль и якорь

Образ Христа часто передается знаками в виде корабля или якоря. В христианстве корабль символизирует человеческую жизнь, Церковь. Под знаком Спасителя верующие в корабле по имени Церковь плывут к вечной жизни, имея якорь — символ надежды.

Голубь

Святой Дух часто изображается в виде голубя. Голубь опустился на плечо Иисуса при Его крещении (Луки 3:22). Именно голубь принес зеленый лист Ною во время всемирного потопа. Дух Святой является Одним из Троицы, Который был от начала создания мира. Голубь — птица мира и чистоты. Он прилетает только туда, где есть мир и покой.

Символ Святого Духа — голубь

Око и треугольник

Глаз, вписанный в треугольник, означает всевидящее око Всевышнего Бога в единстве Святой Троицы. Треугольник подчеркивает, что Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой равны в Своем предназначении, являются единым целым. Понять это простому христианину практически невозможно. Этот факт надо принять верой.

Богородичная звезда

При рождении Иисуса на небе зажглась Вифлеемская звезда, которую в христианстве изображают восьмиконечной. В центре звезды находится светлый лик Богоматери с Младенцем, поэтому рядом с Вифлеемской появилось название Богородичная.

В четырех ее углах видны изображения в виде человека, орла, льва и тельца, под которыми закодированы четыре Евангелия.

О звездах:

Богородичная восьмиконечная звезда

Евангелист Марк представлен львом, воспевающим могущество и царственное достоинство Иисуса. Телец символизирует Евангелиста Луки, сделавшего в своем послании акцент на жертву Христа, после чего телец стал прообразом мучеников.

Иисус в человеческом образе описан Евангелистом Матфеем, он является изображенным в левом верхнем углу ангелом или человеком.

Евангелист Иоанн символизируется орлом, который представляет Святого Духа и Воскресение Иисуса Христа.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда был свергнут Николай 2

Звезда даров Святого Духа

Среди христианских знаков часто встречается и девятиконечная звезда, каждый конец которой означает дар Духа Святого. (1 Кор. 12:8-11)

Девятиконечная звезда как символ Святого Духа

Девять даров оставил Дух Святой людям:

  • Слово мудрости;
  • Слово знания;
  • Вера;
  • Дар исцеления;
  • Чудотворение;
  • Пророчество;
  • Различение духов;
  • Говорение на иных языках;
  • Истолкование языков.

Важно! В христианской культуре много знаков, однако, для всех православных верующих основным символом веры остается молитва и исповедание Святой Троицы.

о православной молитве

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/znaki-i-simvoly-very-v-pravoslavii.html

Молитва «Символ веры» для крещения: текст

Каждая молитва для православного человека имеет свою особую миссию, глубинный смысл. В православии в молитве «Символ веры» содержатся основы христианского учения. Состоит она из 12 частей. В нее заложены главные догмы веры. Поэтому молитва «Символ веры» обязательно нужна и для таинства крещения. Она была составлена на Вселенских соборах, и после третьего по счету из них остается неизменной и по сей день.

Текст молитвы «Символ веры» для крестной

  1. Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
  2. И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено.
  3. Ради нас людей и ради нашего спасения сошедшего с небес и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.
  4. Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного.
  5. И воскресшего в третий день, согласно Писанию.
  6. И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца.
  7. И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца.
  8. И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопоклоняемого и прославляемого, говорившего через пророков.
  9. В единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
  10. Признаю одно крещение для прощения грехов.
  11. Ожидаю воскресения мертвых.
  12. И жизни будущего века. Аминь (истинно так).

Необходимые знания о молитве «Символ веры»

Символ веры есть в составе утренних молитв, совершаемых ежедневно. Эту молитву читают на каждой Литургии в церкви. Любой истинно верующий обязан знать строки молитвы на память еще до обряда крещения для того, чтоб обладать подлинными знаниями о своем Боге и его Учении. Крестные мать и отец тоже должны заучить строки молитвы «Символ веры» для крещения ребенка, чтобы при совершении таинства произносить ее верно и четко.

История появления Символа веры

Еще в самом истоке христианства, в веру вступали уже люди взрослые. И молитва при крещении «Символ веры» являлась своего рода посвящением в христианство.

Перед обрядом желающий принять веру, должен был отправиться к епископу местного храма, чтобы тот поставил ему крест на лбу, в знак того, что он тоже теперь христианин.

Явившись на собственные крестины, которые проходили тогда строго на Пасху, принимающий христианство должен был уже знать наизусть Символ веры и торжественно читать его строки в предпасхальную ночь.

Вначале у текста молитвы «Верую» для крестин были отличными в разных церквях. Но после созыва третьего Вселенского Собора в 30-х годах 5-го столетия, был принят единый для всех текст Символа веры, который с того времени не менялся. В этой молитве каждое слово имеет сакральный смысл, и ставший учеником Христа, должен пропустить его через свою душу. Пройти осознанный трудный путь, чтобы самому стать подлинным христианином.

(1 5,00 из 5)

Источник: https://omolitvah.ru/molitvy/molitva-simvol-very-dlya-krescheniya/

предыдущая глава          следующая глава

Урок 7. Восьмой член «Символа веры»

З. В первом члене «Символа веры» говорится о ком? А во втором? третьем? четвертом? пятом? шестом и седьмом? Вы знаете, что «Символ веры» написан на Первом и Втором Вселенских Соборах. На Первом Соборе написано семь первых членов, а остальные пять — на Втором. Прочитаем восьмой член[1]. Не скажете ли, о ком здесь говорится. Здесь говорится о Боге Духе Святом.

Обратите внимание, как в этом члене называется Святой Дух: Господом, Животворящим, Иже от Отца исходящим, Иже со Отцем и Сыном спокланяемым и сславимым, глаголавшим пророки. Прежде всего переведем эти слова на русский язык. Первое слово — животворящий. Оно состоит из двух слов — живо и творящий. Творить — значит делать, животворить — делать живым. Следовательно, Святой Дух делает живым все, что сотворено[2].

Все живые существа получают жизнь от Святого Духа. Иже — по-русски значит «который». Иже от Отца исходящаго — Который, т. е. Дух Святый, исходит от Бога Отца. Покланяемый — значит тот, кому поклоняются; сславимый — кого прославляют. Мы поклоняемся Богу Отцу и Богу Сыну. Их мы прославляем, а вместе с Ними поклоняемся Духу Святому и прославляем Его одинаково, как Бога Отца и Бога Сына.

Поэтому и называем Духа Святого спокланяемым и сславимым со Отцем и Сыном. Глаголавшаго по-русски «говорившего». Пророки — «через пророков». Мы знаем, что пророки предсказывали за целые сотни лет вперед о том, что будет после них. Что будет вперед, никто из людей не может знать. Это знает только Бог. Дух Святой людям иногда говорил, что будет после них, но говорил это не сам всем людям, а говорил через особых людей, которые назывались пророками.

Значит, пророки говорили не от себя, а то, что им говорил Святой Дух. В восьмом члене Дух Святой называется Господом, Животворящим, от Отца исходящим, с Отцом и Сыном спокланяемым и сславимым, говорившим через пророков.

Бога Отца и Бога Сына[3] мы называем Господом. Мы знаем, что Бог один, но в трех Лицах. Все эти три Лица равны; никто из Них ни старше, ни моложе, ни выше, ни ниже. Поэтому и Духа Святого нужно называть так же, как мы называем Бога Отца и Бога Сына. Все православные христиане всегда так верили и верили правильно. Поэтому пастыри Церкви на Втором Вселенском Соборе и написали, что Дух Святой есть Господь, чтобы никто после против этого не спорил.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему славянская мифология называется языческой

Как мы называем Бога Отца и Бога Сына? Почему так же следует называть и Святого Духа? Кто верил всегда, что Дух Святой одинаков с Богом Отцом и Сыном? Кто написал про эту веру в восьмом члене «Символа веры»? Почему они так написали? Для чего? Припомните, кто вообще сказал людям о Боге? Может ли быть в словах Божиих что-нибудь неправильное? Что значит по-русски слово животворящий?

Святой Дух дает всегда всем жизнь. Всем животным Он дает жизнь только для тела, а у людей кроме тела есть еще душа, значит, людям Святой Дух дает жизнь и для тела, и для души. Бог сотворил людей бессмертными и по душе, и по телу. Когда люди стали смертными?

У. Когда согрешили.

З. Смерть пришла за грех, а на грех смутил людей диавол. Святой Дух дает всем жизнь, значит, Он спасает людей от диавола и от греха. Поэтому Он и называется в «Символе веры» Животворящим[4].

Кому дает жизнь Святой Дух? Какую жизнь Он дает животным и какую людям? Какими Бог сотворил людей? Когда они сделались смертными? За что пришла смерть к людям? Кто их смутил на грех? От чего спасает людей Святой Дух? Почему Он называется Животворящим?

Святой Дух называется еще исходящим от Бога Отца. Об этом людям сказал Сам Иисус Христос, но люди понять не могут, как Святой Дух не моложе Бога Отца, а исходит от Него. Это такая правда, которую объяснить никто не может. Поэтому мы только будем помнить, что Дух Святой исходит от Бога Отца и называется в восьмом члене «Символа веры» Иже от Отца исходящим, т. е.

таким, Который всегда исходил, исходит теперь и всегда будет исходить от Бога Отца. Святой Дух не отделяется от Бога Отца, но исходит. Мы не можем понять, как Святой Дух исходит, но эту правду или истину поймем после нашего воскресения из мертвых перед Страшным Судом. Богу Отцу и Богу Сыну мы молимся, поклоняемся Им и хвалим или славим Их молитвами и добрыми делами. Точно так же мы поклоняемся и Святому Духу и славим Его.

У нас есть молитвы всем трем Лицам Святой Троицы. Припомним их.

Следует припоминание этих молитв с указанием их содержания и способа обращения к Богу Отцу, Сыну и Святому Духу.

Есть у нас молитвы и отдельно Богу Отцу, Сыну и Святому Духу. Какие молитвы вы знаете первому Лицу? второму и третьему? Значит, мы одинаково молимся Святому Духу, как Богу Отцу и Богу Сыну. Мы верим, что Святому Духу следует поклоняться и прославлять Его вместе с Богом Отцом и Сыном. Об этой вере и говорится в словах: Иже со Отцем Иисус Христос родился на земле и учил всех людей, а Святой Дух говорил только одним пророкам то, что будет после них.

Он учил людей невидимо, и люди видели Его только два раза: в первый раз при крещении Спасителя, когда Святой Дух сошел в виде кого? И во второй раз, когда Он сошел на Апостолов в виде чего? В оба эти раза Святой Дух не учил людей, а только являлся людям. Пророки не слышали от Святого Духа никаких слов, но чувствовали в своей душе особенную силу. Они знали то, чего прежде не знали, пока им не входила в душу эта сила; понимали то, чего прежде не могли понять.

Вы, наверное, слышали про святого Сергия Радонежского. Он мальчиком начал учиться грамоте, но никак не мог понять грамоты. Тогда святой Сергий начал молиться Богу, молился усерд-но и после стал все понимать. Значит, у него ум переменился, сделался лучше, а сделал это Святой Дух. Также переменялся ум и у пророков. Они понимали и знали больше всех других людей; знали будущее. Они предсказывали о будущем не от себя, а от Святого Духа.

Святой Дух действовал на пророков, а они говорили с людьми. Каких вы знаете пророков? Что они предсказали?

Вы знаете из Священной истории о предсказании пророка Илии, что в царстве Израильском три года не будет ни росы, ни дождя. Это пророчество в свое время сбылось. Пророк Исаия предсказывал иудеям, что их уведет в плен царь Вавилонский и что они возвратятся назад из плена.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какая религия у тайцев

Об Иисусе Христе Исаия предсказал, что Иисус Христос будет Бог и человек, что Он родится от Девы, будет творить чудеса, пострадает за грехи людей и воскреснет. Пророк Даниил предсказал, что Спаситель пострадает через 490 лет после возвращения иудеев из плена вавилонского.

Пророк Михей предсказал, что Иисус Христос родится в городе Вифлееме.

Вы помните, что когда пришли к Ироду волхвы и спросили, где родился Царь иудейский, то Ирод спросил об этом ученых людей, и те прямо сказали, что Христос родился в Вифлееме. Все предсказания пророков сбылись. Сами пророки не могли знать будущее, как не знают его и другие люди, но им давал особенный смысл и знание Святой Дух. Расскажите, о чем говорится в восьмом члене.

Святой Дух всегда одинаков: Он никогда не переменяется. Он и теперь дает смысл и понимание людям. Поэтому мы и теперь перед началом урока читаем молитву Святому Духу, просим Святого Духа, чтобы Он пришел, поселился в наших душах, т. е. дал бы нашим душам умение понимать правду и делать все по правде. Такое умение и такой смысл нужны людям не в одном только учении, а во всяких хороших делах, у кого же нужно просить этого смысла и умения?

Есть у нас и свой ум, да на него не всегда можно надеяться,- часто он ошибается. А Святой Дух делает невидимо наш ум чище, понятливее и правдивее.

  1. План настоящего урока разнится от планов предыдущих уроков. Это изменение делается потому, что вывод догматического учения о Святом Духе из предварительной беседы не так естествен, как вывод других истин, и потому объяснение восьмо-го члена ведется в виде разбора самого текста.
  2. По-гречески образуется от — «животворю», «сохраняю в живых», «спасаю».
  3. Для лучшего усвоения учащимися славянских слов, встречающихся в восьмом члене, их полезно до начала урока выписать вместе с переводом на классной доске.
  4. Если в школе учатся старообрядцы, то не излишне вставить здесь замечание о старообрядческом чтении восьмого члена, с прибавлением слова истиннаго. Мы называем Святого Духа Господом, а Господь есть истинный Бог, значит, мы не умаляем Святого Духа, но не прибавляем слова истиннаго потому, что оно на Вселенском Соборе не было написано. Старообрядцы тоже не грешат, когда прибавляют слово истиннаго, но напрасно обвиняют и православных, будто православные не считают Святого Духа истинным Богом.

предыдущая глава          следующая глава

Источник: https://www.eparhia-saratov.ru/Content/Books/636/59.html

Символ веры

Весь символ веры состоит из двенадцати членов , и в каждом из них содержится особая истина, или, как еще называют, догмат нашей православной веры.

И жизни будущего века. Аминь

В переводе на современный русский язык:

Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

(Верую) и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не созданного, одного существа с Отцом, через Которого все сотворено;

Для нас людей и для нашего спасения сшедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и сделавшегося человеком;

Распятого же за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного;

И воскресшего в третий день, согласно с писаниями (пророческими).

И восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца;

И опять имеющего придти со славою судить живых и мертвых, царству Которого не будет конца.

(Верую) и в Духа Святого, Господа, подающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равно со Отцом и Сыном, говорившего через пророков.

(Верую) и во единую святую, соборную-вселенскую и апостольскую церковь.

Исповедую одно крещение во оставление грехов.

Ожидаю воскресения мертвых.

И жизни будущего века. Истинно так.

Верую  — верю, я убежден; единородного  — единственного; прежде всех век  — прежде всякого времени, от вечности; единосущна Отцу  — имеющего одинаковое существо (природу) с (Богом) Отцом; Им же вся быша — и Им, то есть Сыном Божиим, все сотворено; воплотившагося  — принявшего на Себя тело человеческое; вочеловечшася  — сделавшегося человеком, подобным нам, но не переставая быть Богом; воскресшаго  — ожившего; по писанием  — согласно с священным писанием, где пророки предсказали, что Он воскреснет из мертвых в третий день; восшедшаго  — вознесшегося; одесную  — по правую сторону Бога Отца; паки  — опять, во второй раз; мертвых  — умерших, которые тогда воскреснут; Его же царствию не будет конца – после суда настанет бесконечно царство Его; Животворящаго  — дающего жизнь; спокланяема и сславима  — Духу Святому следует поклоняться и прославлять Его наравне с Отцом и Сыном, т. е. Дух Святой равный Богу Отцу и Богу Сыну; Глаголавшаго пророки  — Дух Святой говорил через пророков; Соборную  — согласную, единодушную, охватывающую людей со всей вселенной; исповедую  — открыто признаю словом и делом; чаю  — ожидаю; И жизни будущаго века  — настанет после всеобщего суда вечная жизнь.

из книги  протоиерея Серафима Слободского «Закон Божий»

Источник: http://shelehov.cerkov.ru/azbuka-pravoslaviya/simvol-very/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Для любых предложений по сайту: [email protected]