Религия в Беларуси
Руководители религиозных конфессий на торжественной церемонии «Молитва за Беларусь» (2015)
Жители Беларуси свободно исповедуют множество религий.
Религии в Беларуси
Самой распространенной религией в республике является христианство. Христиане Беларуси исповедуют:
- православие
- католицизм
- протестантизм
Среди других религий наиболее распространены:
Всего в Беларуси насчитывается 25 религиозных конфессий, общая численность религиозных общин на начало 2019 г. составила более 3,3 тыс.
Православие
Православное вероисповедание является самым распространенным в Беларуси.
В стране более тысячи православных храмов и монастырей и ежегодно их количество возрастает.
Многие из самых известных памятников и архитектурных достопримечательностей Беларуси отражают традиции православия.
Свобода религий и веротерпимость
В Беларуси свобода вероисповедания гарантирована Конституцией страны. В республике с каждым годом увеличивается количество верующих людей, растет число храмов. Постоянно развивается сеть учебных заведений, в которых представители различных конфессий могут получить религиозное образование.
В их число входит и существующий при Белорусском государственном университете Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла.
И хотя институт работает под патронажем Белорусского экзархата Русской православной церкви и его ректором является Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Павел, богословское образование здесь получают студенты, исповедующие православие, католицизм и другие конфессии.
Государство поддерживает конструктивные инициативы представителей различных религий. В то же время ведется работа по предотвращению деятельности деструктивных религиозных сект.
версия для печати сделать стартовой добавить в избранное
Источник: https://www.belarus.by/ru/about-belarus/religion
Неопознанный религиозный объект: как разные конфессии относятся к инопланетянам
Конспирологи давно пытаются убедить людей в существовании древних памятников, доказывающих наличие НЛО: это и многочисленные фальсификации наподобие артефактов из пещер Берроуза, и спекуляции насчет известных изображений, таких как икона пророка Илии в колеснице или «Благовещение» Карло Кривелли, на которых якобы изображены корабли пришельцев. Однако современные исследователи склонны полагать, что эра появлений НЛО началась совсем недавно. Первое сравнение формы НЛО с тарелкой принадлежит техасскому фермеру Джону Мартину, увидевшему в 1878 году в небе некий странный объект оранжевого цвета, напоминающий по форме большую летающую тарелку.
Подобная метафора быстро прижилась — а в 1947 году представился случай для повторного сравнения.
Американский бизнесмен Кеннет Арнольд летел на собственном самолете над Каскадными горами и вдруг увидел, что «цепь движущихся, как блюдца по воде, словно брошенные плоские камни, предметов, растянувшаяся по крайней мере на 5 миль, лавировала между высокими горными вершинами».
Случай в Каскадных горах имел широкий общественный резонанс и стал точкой отсчета для повального увлечения западной культуры феноменом НЛО — сегодня с ним обязаны считаться люди по всему миру. Более того, инопланетные корабли уже в 40-х стали распространенным объектом внимания пациентов психотерапевтических кабинетов.
Культ летающих тарелок
Один из первых культов НЛО еще в 30-е годы был основан в Америке польским эмигрантом Джорджем Адамски, считающим себя профессором астрономии.
Его «Королевский орден Тибета» опирался на своего рода «Евангелие», запомненное Адамски со слов случайно встреченного им в пустыне в Калифорнии астронавта, побывавшего на Луне, Венере и Марсе и знакомого с представителями тамошних цивилизаций.
Позднее основатель секты ездил с публичными лекциями, рассказывая о своих опытах наблюдения НЛО и демонстрируя собственные фотоснимки.
В 60-х в Америке Орвилл Гордон основывает «Внешние пространственные силы», религиозный культ, основанный на вере в инопланетян, которые наблюдают за Землей и могут инициировать апокалипсис в случае, если люди будут плохо себя вести. Гордон превратил свой загородный участок в посадочную площадку для НЛО, которое в случае Армагеддона должно забрать адептов культа и унести их подальше от конца света. Культ до сих пор пользуется популярностью: у него даже имеется собственный сайт.
90-е знаменуются новой волной интереса к внеземным цивилизациям. Венская секта с заковыристым названием «Темпельхофгезелльшафт», или попросту «Общество храма», возникшая в 1990 году, использует в своей идеологии чудной сплав арийской теории и веры в НЛО. По мнению зачинателей культа, предки арийской расы были инопланетянами, заселившими Атлантиду.
Культ «Чен Тао», основанный в 1993 году в Китае, совмещал в себе черты христианства, буддизма и веры в НЛО: его лидер, Хонг Мин Чен, проповедовал идею о том, что создание Солнечной системы было инициировано ядерной войной, а живущие ныне люди — потомки спасенных, выживших при помощи божественной летающей тарелки.
Самым влиятельным и известным в мире НЛО-культом является сайентология, основанная писателем-фантастом Роном Хаббардом.
Увлечение научной фантастикой (по одной из легендарных историй, Хаббард поспорил с Робертом Хайнлайном, сможет ли он заработать деньги на создании религии), оккультизмом и нестабильная психика автора «науки о разуме» привели его к созданию необычной легенды, сильно выбивающейся из-за своей странности из общего околонаучного коммерциализированного дискурса деятельности секты сайентологии.
Хаббард верил в то, что научная фантастика — это бессознательные воспоминания человека о прошлом, в котором на самом деле существовали иные цивилизации и межпланетные путешествия. Легенда, которую он многократно пересказывал на лекциях, повествует о правителе Галактической конфедерации Ксену (в переводе в древнегреческого — «Чужой»), который стал первым тоталитарным диктатором во Вселенной.
После того как жители различных планет стали протестовать против его жестокой власти, он собрал всех неугодных и взорвал их на планете Тиджиэк (то есть Земля) при помощи водородной бомбы. Души инопланетян затем вселили в тела людей.
В то же время сам Ксену и его помощники после потери власти тоже были сосланы на Землю, где после отбытия наказания их души стали уже в XX веке преступниками и воплощением абсолютного зла.
Несмотря на то, что многие сайентологи открещивались от «космической оперы», в сайентологии вера в существование НЛО является важной частью культа, а тексты о инопланетном разуме недоступны для адептов низших уровней.
Мировые религии и НЛО
Неудивительно, что загадочные НЛО стали объектами поклонения для различных сект и религиозных культов. Но что же общепризнанные религии говорят о вере в НЛО? Профессор астрономии Дэвид Вайнтрауб размышляет над этой проблемой в вышедшей в этом году книге «Религия и внеземная жизнь: Как иметь с ней дело?».
Вайнтрауб считает, что новейшие исследования космоса и доказательства жизни за пределами Земли могут вскоре повлиять на догматы мировых религий.
Пересмотр религиозных убеждений может быть инициирован также и общественным мнением, и не только христианами: согласно некоторым соцопросам, около 40% мусульман и иудеев верят в существование НЛО.
Самые неоднозначные взгляды на существование НЛО имеют католики. Ватикан обладает собственной обсерваторией Specola Vaticana, а двое ученых, брат Гий Консолманьо и отец Паул Мюллер, давно пропагандирующие идеалы просвещения церкви, недавно выпустили книгу под названием «Крестили бы вы инопланетянина?». Католические ученые подчеркивают, что католики были у истоков создания SETI, проекта по поиску внеземного разума, и что католическая церковь не может не обращать внимания на меняющийся мир.
Ученых поддержал и Папа Римский Франциск, спросив паству на мессе: «Если завтра, к примеру, прибудет экспедиция с Марса, придут к нам и один из них скажет: «Я хочу креститься!», что произойдет?», — а затем ответив, что принял бы марсиан в лоно церкви.
Это утверждение может поспорить своим новаторством с недавними высказываниями римской церкви о вопросе гомосексуальных прихожан.
Однако вместе с признанием церковью внеземных существ появляются новые проблемы богословского характера: касается ли первородный грех инопланетян? И существуют ли другие миры, кроме того, что сотворил бог?
Коран указывает на то, что кроме нашего мира существуют иные, и существа, живущие в них, также поклоняются Аллаху. Один из эпитетов Аллаха — Rabbil Alameen — означает «Господь миров», что красноречиво демонстрирует исламскую концепцию множественности миров. При этом в этих мирах находятся свои пророки, подобные земному Мухаммаду.
Ислам позитивно относится и к космическим исследованиям человека. Некоторые аяты Корана уверенно свидетельствуют о связи воды и происхождения жизни: «Неужели неверующие не видят, что небеса и земля были единым целым и что Мы разделили их и сотворили все живое из воды? Неужели они не уверуют?» (21:30).
Данный аят сегодня некоторые мыслители интерпретируют как предсказание обнаружения жизни на Титане, спутнике Сатурна, или Европе и Ганимеде, спутниках Юпитера, на которых, как доказала наука, существует вода. Так что даже если когда-нибудь жизнь на этих планетах будет обнаружена, ислам не будет спорить с наукой.
«Среди Его знамений — создание небес и земель, а также тех живых существ (или те живые существа), которых Он расселил на них. Он способен собрать их, когда пожелает» (42:29).
Впрочем, не все интерпретаторы Корана столь оптимистичны и прогрессивны.
В книге профессора Колледжа шариата аль-Ашкара Умара Сулеймана «Мир джиннов и дьяволов» высказывается предположение о том, что мир джиннов, существующий параллельно с человеческим, находится на более высокой ступени развития, и летающие тарелки, иногда прорывающиеся в наше измерение, могут быть происками могущественных джиннов. Джинны в мусульманской мифологии изначально являлись летающими существами, а потому нет ничего удивительного в том, что мифы разных эпох органично объединились в сознании современных верующих в монолитный конструкт.
Против принятия существования НЛО выступает православие. В ответ на статью «Инопланетяне — братья мои», написанную Габриэлем Фунесом, директором Ватиканской обсерватории, православные активисты и мыслители выпустили множество текстов, в которых НЛО предстает жупелом неверующей в бога части человечества, преклоняющейся перед технократией.
Поэтому, по мнению православия, вера в НЛО является опасным и вредным для христианина. Профессор Московской духовной академии Алексей Осипов подчеркивает, что наличие внеземных цивилизаций в принципе невозможно. НЛО в православной критике нередко сравниваются с бесами или чертями, а инопланетяне считаются одним из проявлений демонических сил.
Еще одна религиозная группа, которую не удивишь НЛО, — мормоны. Они даже обрадовались бы появлению внеземных товарищей, так как они никогда не сомневались в том, что другие миры населены разумными творениями бога.
Для мормонов доказательство существования инопланетян кроется в следующей легенде, придуманной Джозефом Смитом, первым мормоном: Бог Отец, Элохим, жил в центре мира на звезде Колоб и там зачал от своего гарема детей — Иисуса, Люцифера, всех людей.
Элохим обладает физическим телом, как это явно удалось увидеть Смиту во время своего первого видения: пришельцы с Колоба, или Элохим и Иисус, заявили ему, что христианство пошло по кривой дорожке, и именно ему предстоит исправить все грехи человечества.
Правление Бога Отца на удаленной от Земли звезде — идея не новая, и нечто подобное можно встретить в текстах древних гностиков, для многих из которых Бог Отец бесконечно удален от своих детей — человечества.
Впрочем, данная идея интерпретируется мормонами довольно буквально: к примеру, город Енох, построенный Каином, был, по их мнению, отделен от Земли и унесен Господом к трону в резиденции Бога Отца на далекой звезде Колоб, для того чтобы после Страшного суда город остался невредимым.
Джозеф Смит считал, что помимо Земли и Колоба существуют миллионы других небесных тел, на которых находятся различные формы жизни, а также миллионы галактик и миллионы богов.
В то же время многие религии попросту игнорируют вопрос об НЛО. К примеру, иудаизм считает, что мир создан только для человека, следовательно, если инопланетяне и захотят вступить в ряды иудеев, им придется сначала припарковать свой НЛО где-то в районе Земли. Свидетели Иеговы также отказываются верить в существование инопланетных цивилизаций. Того же мнения придерживаются евангелические христиане.
Видимо, вера в НЛО является явлением того же порядка, что и знаменитый карго-культ. Однако если когда-нибудь внеземные цивилизации будут обнаружены, это будет грозить разобщением официальных религиозных сил, которые занимают разные позиции по вопросу существования инопланетян. Поэтому оптимистам стоит ждать нового Вселенского собора, посвященного вопросу веры в пришельцев и очередному расколу церкви на НЛО- и антиНЛО-деноминации.
Источник: https://theoryandpractice.ru/posts/9845-bog-i-nlo
Узбекистан: информация о религиозности населения
Республика Узбекистан – светское государство, где живут представители различных религий и вероисповеданий. На сегодняшний день в стране по официальным данным зарегистрировано 2225 религиозных организаций, 16 различных религиозных конфессий.
Столь разнообразная по составу этническая картина Узбекистана говорит и о том, что страна толерантна к вопросу религии и здесь мирно уживаются разные конфессии. Конституция Республики Узбекистан гарантирует свободу совести для всех.
По Основному Закону республики каждый имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой (ст. 31 Конституции РУз).
Преобладающей религией в Узбекистане является ислам суннитского толка, который исповедуют 93% населения страны, за исключением 1% мусульман-шиитов, которые проживают на территории Бухары и Самарканда.
Следующей по количеству верующих религией является христианство, причем оба его направления: как православие (4%), так и католицизм(3%).
В 2011 году в Узбекистане широко отмечалось 140-летие Русской Православной Церкви в Средней Азии. Православие пришло на эти земли в 1871 году, вместе с присоединением их к владениям Российской империи и указом Российского Императора Александра II, подтверждающим решение Священного Синода об учреждении независимой Ташкентской и Туркестанской епархии. В том же году был основан храм при Ташкентском госпитале.
Сегодня он превратился в красивейший Свято-Успенский кафедральный собор – главный храм Ташкентской епархии. Большинство верующих приходят именно сюда, хотя в Ташкенте действуют еще несколько церквей (к примеру, церковь Александра Невского на Боткинском кладбище, храм патриарха Ермогена, храм великого князя Владимира).
Немало красивых и старинных храмов в других городах Узбекистана – Самарканде (Свято-Алексеевский собор), Коканде (Храм Казанской иконы Божьей матери) и др.
Также в Ташкенте открыт Свято-Никольский женский монастырь (кстати, являющийся первым в Средней Азии) и Ташкентская духовная семинария.
По данным на первое полугодие 2014 года в Узбекистане 38 православных храмов, православных христиан более 600 тыс. человек.
Католическая конфессия в Узбекистане не столь многочисленна. Однако вот уже почти столетие в Ташкенте действует католический храм (костел) Святейшего Сердца Иисуса Христа, являющийся к тому же одной из достопримечательностей города.
К храмам других значимых конфессий в Узбекистане относятся также Армянская апостольская церковь и еврейские синагоги. Говоря о синагогах, стоит отметить бухарских евреев – отдельной группы евреев, проживающих на территории Средней Азии (особенно в Бухаре, отсюда и название).
Еврейская община в Бухаре упоминается в источниках с XIII века. Евреи проживали здесь в отдельных кварталах и занимались ткацким и красильным ремеслом, занимались мелкой торговлей. Впоследствии бухарские евреи стали селиться большими диаспорами в Самарканде, Коканде, Андижане.
За прошедшие столетия они сумели сохранить свои язык, веру и традиции.
Религия — Полезные ссылки:
Суфизм
Памятники суфизма в Узбекистане
Основные религиозные памятники Ташкента:
Источник: https://www.advantour.com/rus/uzbekistan/religion.htm
День религии и роль христианства в Эстонии
Ежегодно в третье воскресенье января во всем мире отмечается День религии, учрежденный для провозглашения единой сущности всех мировых религий и демонстрации того, что религия необходима для объединения людей, а не раздора
https://www.youtube.com/watch?v=vAsR44MRBYk
В 2018 году Всемирный день религии выпадает на 21 января. Праздник был внесен в календарь событий в 1950 году по инициативе ООН. Его целью является распространение информации и знаний о существующих религиях, а также призывы к терпимости и согласию между людьми разной веры.
История религий — это во многом история человеческой культуры и цивилизации. Чувство общей веры объединяет миллионы людей, даже если они находятся в разных уголках планеты.
На земле существует множество различных религиозных традиций и верований. Самые распространенные из них — христианство, ислам, иудаизм, буддизм, индуизм и зороастризм, но все они имеют что-то общее. Поэтому главная идея, лежащая в основе Всемирного Дня религии, состоит в том, что вера необходима для всеобщего объединения людей.
Лютеранство и другие движения
Эстония считается одной из наименее религиозных стран в мире. Среди верующего населения Эстонии в основном преобладают сторонники христианства — православные и лютеране. Христианство было привнесено в страну тевтонскими рыцарями в XIII веке. До начала Второй мировой войны Эстония была примерно на 80% протестантской, и в основном в это число входили лютеране.
Католики и православные: да будем мы едины >>
До наступления Реформации в начале XVI века единовластвующей конфессией в Эстонии было католичество. А после распространения в стране в 20-х годах XVI века Реформации самая большая конфессия была сформирована из лютеранской церкви.
Поскольку большинство церквей на территории Эстонии было построено прибалтийскими немцами, именно лютеранство и стало основной религией среди населения страны. До конца XIX века священники в церковных приходах были в основном немецкоязычными.
По данным переписи населения за 1934 год, примерно 4/5 жителей Эстонской Республики причисляли свою принадлежность к лютеранской церкви.
Завершен капремонт самого большого церковного органа Эстонии >>
Православная церковь также считается одной из старейших христианских конфессий в Эстонии, однако первое масштабное вступление эстонцев в православие произошло лишь в середине XIX века. Одной из основных причин была надежда у крестьян вместе с принятием «царской веры» получить землю.
Влияние советской власти на религию
После установления в Эстонии советской власти в стране начали происходить различные реорганизации, в том числе и затрагивающие религиозную жизнь, целью которых было вытеснить религиозные институты на всех общественных уровнях. В связи с этим был закрыт теологический факультет Тартуского университета, запрещена деятельность многих религиозных организаций и закрыты периодические духовные издания.
Sputnik / Вадим Анцупов
В 1960 году в Эстонии начала развиваться пропаганда советской марксистской идеологии атеизма, которая привела к тому, что большинство молодого поколения отошло от религии и значительно уменьшилось число религиозных церемоний. Не редкими были случаи увольнения с работы или отчисления из университетов общественно-активных верующих, репрессировали священников.
Однако после распада СССР, когда ослабел контроль органов власти над религиозной деятельностью, эта сфера общественной жизни вновь обратила на себя внимание. Восстановили свою деятельность многие религиозные движения. Например, такие как Свидетели Иеговы, последователи бога Таара, а также появился ряд новых в местном контексте религиозных движений.
История и традиции православного Рождества Христова >>
В 1989 году был основан Совет Церквей Эстонии, в который входят наиболее крупные церкви страны. Цель Совета — объединение всех христианских церквей и приходских союзов для духовного развития общества на основе принципов христианства. Совет является единственной религиозной организацией, получающей дотацию из государственного бюджета.
Религия сегодня
В последнее время религиозное положение в Эстонии значительно отличается от положения в соседних государствах. В сравнении со многими другими европейскими странами, в Эстонии все чаще прерывается традиция принадлежности к церкви или другим религиозным группам. В основном это связано с семейными ценностями и получением права для человека выбрать вероисповедание самому, а не автоматически при рождении.
Мусульмане и христиане: кого на земле будет больше >>
Переписи населения между 2001 и 2011 годами показали, что православие стало крупнейшей христианской конфессией в стране по большей части за счет увеличения числа атеистов среди этнических эстонцев.
Источник: https://ee.sputniknews.ru/spravka/20180120/8925492/Den-religii-rol-hristianstva-estoniii.html