Как называется головной убор у католиков

Как называется шапочка кардинала

Шапка — получить на Академике активный купон HolySkin или выгодно шапка купить по низкой цене на распродаже в HolySkin

Виды головных уборов — Википедия

БАРРЕТ — ИЛИ БАРЕТ франц. barrette, средневеков. лат. barretum, от франц. birrus, верхнее платье. Красная кардинальская шапка. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. БАРРЕТ Словарь иностранных слов русского языка

БАРЕТ — БАРРЕТ ИЛИ БАРЕТ франц. barrette, средневеков. лат. barretum, от франц. birrus, верхнее платье. Красная кардинальская шапка. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. Словарь иностранных слов русского языка

баррет — а, м. barrette f., нем. Barett

Как называется шапка у евреев на голове

«Стоит Егорка в красной ермолке», помните детскую загадку про гриб подосиновик? А что же это за шапочка такая?

Ермолка – шапка богопослушных евреев.Так это название произносится на идише, а на иврите оно звучит как «кипа». Ударение может встречаться как на первый слог — в Израиле, так и на второй слог – у евреев в России.

Традиционная еврейская шапка

Ермолка – мужской головной убор, традиционный для еврейского народа, — маленькая лёгкая шапочка, закрывающая макушку, плотно прилегающая к голове, круглой формы без полей и околыша. Может быть выполнена из ткани или связана из ниток.

Символизирует скромность, благочестие, смирение и преданность Богу.

Происхождение

Знатоки лингвистики наверняка отметят созвучия слова «ермолка», как называют головной убор в языках разных народов. Вероятнее всего, оно произошло от тюркского ягмурлук, что означает «дождевик».

Чуть позже оно было заимствовано славянами. В древнерусском есть слово емурлукъ того же значения. В польском jarmulka означает «шляпа».

Евреи приводят два варианта происхождения названия ермолки. Словосочетание йарэ малка – в переводе «трепет перед Царём», под Царём понимается Бог. Или йерэ ме-элока, буквально с иврита – «боящийся Бога».

Справка! «Кипа» переводится как «купол» или «защита». Во французском и итальянском языках тоже есть слова с подобным значением и близким звучанием – calotte (фр.), calotta (итал.).

В магазинах еврейской одежды на полках представлен большой ассортимент ермолок, которые различаются:

  • по размерам;
  • по цвету не только верха, но и подкладки;
  • по материалу – бархатные, шелковые;
  • по фасону – четырех-, шести- и восьмиклинные;
  • по форме – остроконечные и плоские;
  • по отделке – гладкие, расшитые, вязаные, отороченные мехом или с кисточкой, помпончиком на макушке.
  • Многообразие видов обусловлено традициями общины, к которой принадлежит обладатель кипы. Так что поистине свояк свояка видит — у евреев по головному убору — издалека.

    Как носили раньше и носят в наше время

    Если христиане мужчины, заходя в храм, снимают шапки, показывая этим благоговение перед Богом, то евреи, наоборот, носят кипу в знак особого почитания Всевышнего.Её носят в храме, за молитвой и изучением Торы (иудейского религиозного Закона, Пятикнижия Моисея), во время еды, в знак траура по умершим, в честь праздника совершеннолетия (бар-мицва). Ортодоксы кипу почти не снимают.Ермолку надевают как самостоятельный головной убор, и оставляют под другим национальным головным убором – шляпой или меховой шапкой.Удерживается столь маленькая шапочка на голове при помощи специальной заколки-прищепки.Ортодоксальные евреи предпочитают носить шляпы, современные либеральные ортодоксы выбирают маленькие вязаные кипы.Справка! Маленькую круглую шапочку любят не только евреи. В России ходить в ермолке позволяли себе аристократы. Наравне с халатом и шлафроком (свободным пиджаком из мягкой ткани) она считалась домашней одеждой знатных господ.Папа Римский на официальных мероприятиях тоже носит белый головной убор, похожий на кипу. Это традиционная шапочка католических священников, которую те надевают сразу после принятия сана. Кардинал Ришелье имел право носить шапочку красного цвета, чёрный цвет означает принадлежность к аббатству.Ермолка – маленькая круглая шапочка присутствует, как атрибут учёной степени, на портретах известных академиков. Профессора наук старой гвардии носят её по сей день.А когда в советской киноленте появляется персонаж из солнечной Грузии, то он щеголяет в кепке-аэродроме, если это городской житель. Пастухи в горных селениях появлялись на экране в небольшой войлочной шапочке серого цвета с отделкой из тесьмы, которая очень напоминает ермолку

Источник: https://kolosvet.ru/kak-nazivaetsja/1177-kak-nazyvaetsja-shapochka-kardinala

Интересные факты о головных уборах

01.08.2017

История знает множество интересных событий и фактов, связанных с разными головными уборами. Мы сделали подборку из тех, что показались нам наиболее занятными и познавательными.

Откуда взялся миф о безумных шляпниках

Безумный шляпник — это не просто обаятельный персонаж, созданный воображением Льюиса Кэрролла. Мастерам, занимавшимся изготовлением головных уборов в XIX веке, когда жил и творил писатель, приходилось подолгу контактировать со ртутью. Действие ее паров губительно для психики человека и сопровождается нарушением памяти, спутанной речью и прочими симптомами расстройства головного мозга.

Налог на шляпы

В конце XVIII британское правительство придумало оригинальный способ взимания налогов с населения. При каждой покупке мужского головного убора в казну выплачивался взнос. Чем больше модных шапок мог позволить себе денди, тем больше денег он отдавал в пользу государства.

Что значит «прийти к шапочному разбору»?

Испокон веков на Руси мужчины, приходя в церковь, снимали головные уборы. Раньше их принято было класть при входе и забирать после службы. Поэтому те, кто опаздывал, приходили к шапочному разбору, что означает слишком поздно, когда основные события уже закончились.

Самая известная любительница головных уборов в мире

Кто же это может быть? Конечно, английская королева! Елизавета II накопила столько оригинальных шапок и шляпок, что было принято решение открыть для них специальный музей. По слухам, коллекция каждый месяц пополняется моделями, надоевшими королевской особе.

Шляпка за 2,7 млн долларов

Этот аксессуар называется «шляпка любви» и входит в топ самых дорогих головных уборов в мире. На его создание модельера Луи Мариетта вдохновила прогулка по полю колокольчиков. Шляпка изготовлена из платины и украшена бриллиантами и аметистами. Несмотря на астрономическую стоимость, желающих приобрести диковинку немало. Но увы, головной убор не продается.

Как появилась академическая шапочка

Этот четырехугольный головной убор с кисточкой ассоциируется у нас с окончанием университета. Первые высшие учебные заведения в Европе открывались при монастырях. Их учащиеся одевались в том же стиле, что и духовенства. Так что академическая шапочка — не что иное, как вариация на тему биретты, традиционного головного убора католических священников.

Символ Дикого Запада

Знаменитая ковбойская шляпа была изобретена в 1865 году Джоном Стетсоном. Она называлась «Хозяин равнин». Сейчас она вызывает стойкие ассоциации с эпохой Дикого Запада и придает образу особый колорит. Что характерно, дизайн этого головного убора дошел до нас в своем первозданном виде — современные ковбойские шляпы почти ничем не отличаются от своих далеких предков.

Откуда взялись бейсболки

Еще один культовый головной убор сегодня является неотъемлемым атрибутом не только бейсболистов. Он уже давно перекочевал в повседневный гардероб рядовых граждан — даже тех, кто к спорту не имеет никакого отношения. Его история началась в 1954 году. Компания New Era запустила в продажу серию бейсболок, и они мгновенно обрели бешеную популярность.

Где родина панамы

Мы имеем в виду не детские головные уборы из советских лет, а панамы в их традиционном понимании. Изобрели их в Эквадоре, а не в Панаме, как можно было бы подумать. Просто в Европу и Северную Америку они попадали в XIX веке через Панаму в числе других товаров из Южной Америки.

Почему дело в шляпе

Еще одно расхожее выражение, связанное с головным убором. Есть несколько версий его происхождения. Согласно первой, в далекие времена гонцы, доставлявшие важные документы, которые называли «делами», зашивали послания в подкладки шляп. Носить их в сумке было небезопасно — они легко бы стали добычей грабителей.

Еще одно интересное объяснение: просители клали чиновникам, занимавшимся разбором их дел, «благодарность» в шляпы, чтобы обеспечить себе лояльность государственного служащего.

Так и появилась эта фраза, означающая, что благополучный исход дела предрешен.

Казалось бы, обычный предмет одежды, но какая богатая биография!

Источник: https://tricot-shop.ru/news/interesnye-fakty-o-golovnyh-uborah/

Почему облачение кардинала католической церкви красного цвета

Кардинал — высшее (после Папы) духовное лицо Римско-католической церкви. По-латински: Cardinalis sanctæ romanæ Ecclesiæ (Кардинал Святой Римской Церкви). История кардиналов восходит к семи древним диаконам, избранным апостолами и поставленным заботиться о малоимущих христианах.

Красный цвет одежд кардиналов символизирует верность их папе и готовность защищать престол ценою крови.

При Римском епископе долгое время сохранялась традиция избирать семерых привилегированных архидиаконов, которые вскоре сосредоточили в своих руках огромную финансово-административную и даже духовную власть, так как подчинялись только папе, причём, папы сами часто зависели от своих ближайших и могущественных подчинённых (архидиаконов), которых стали почтительно называть кардиналами.

Титул кардинала архидиаконы не утрачивали даже тогда, когда их повышали по службе, рукополагая во пресвитеры и во епископы. Позже, все кардиналы стали возводиться во епископское достоинство, но при этом они получают двойной (параллельный) духовный сан.

То есть, те католические епископы, которые носят титул кардинала, в какой бы части света они не возглавляли свои епархии, обязательно приписаны к одному из приходских храмов города Рима в качестве простого священника или даже диакона.

Традиционной одеждой всех клириков, а также поставленных служителей, является сутана – разрезное платье с застёжками до пола. Цвет сутаны кардинала красного цвета.

Кардинал носит поверх сутаны широкий полотняный пояс красного цвета, конец которого свисает вниз.

Кардинальская шапка — один из главных символов облачения кардиналов Римско-католической Церкви. Впервые красная шапка была дарована кардиналам папой римским Иннокентием IV в 1245 году. Красный цвет символизирует готовность пролить её носителя кровь за веру и за Церковь.

Первоначально, только шапка символизировала присвоение человеку сана кардинала, однако впоследствии всё облачение кардиналов стало красным и кардиналов стали называть пурпуроносцы. Изречения «дать кардинальскую шапку» или «получить кардинальскую шапку» означали возвести в достоинство кардинала.

Исторически существует три вида кардинальских шапок

Галеро — самая древняя, плоская, красная шляпа с широкими полями, с которых по сторонам свисают по 15 кисточек. Галеро является геральдическим отличием сана кардинала. Также называются Галерами (множественное число) иные подобные знаки на гербах церковных сановников.

После долгих споров с германским императором папа римский Иннокентий IV бежал в Лион. На Рождество 1245 года во время Первого Лионского собора папа римский назначил 13 новых кардиналов вручивши им впервые новые красные шапки.

Галеро происходит от простой шляпы паломников с широкими полями. В церковной геральдике оно используется с разным числом кисточек и в разных цветах.

Первое время папа римский давал галеро кардиналам при их праздничном назначении. После смерти галеро висит на могиле кардинала пока тело не превратилось в прах. Это служит напоминанием о бренности земного жития.

Биретта — появилась приблизительно в XV-XVI веках. Сегодня она является главным символом кардинальского облачения. Представляет собой четырёхугольную шапку с тремя или четырьмя гребнями наверху, увенчанными помпоном посередине.

Обычно католическая биретта бывает чёрного цвета. Кардинал имеет право носить красную беретту без помпона. Особенности формы и отдельные детали биретты варьируются в зависимости от регионов и времени года.

Священники носили биретту как вне богослужений, так и во время определённых моментов литургии.

Дзуккетто — небольшая камилавка красного цвета, повседневный головной убор кардиналов. Традиционный головной убор клира Римско-католической церкви, а также клира Англиканской церкви. Возник вследствие практической необходимости, а именно для того чтобы содержать тонзуру представителей клира в тепле в зачастую холодных, сырых помещениях церквей.

Продолжил существование, как традиционный головной убор. Состоит из восьми сегментов, сшитых вместе с маленьким хвостиком сверху. Внешне практически идентичен традиционному еврейскому головному убору кипа.

Все члены Римско-католической церкви, посвященные в духовный сан, обязаны носить пилеолус (дзукетто). Цвет пилеолуса определяется рангом его владельца. Пилеолус папы римского белого цвета, кардинала — красный или алый, епископов, территориальных аббатов и территориальных прелатов — фиолетовый, священники и дьяконы носят пилеолус чёрного цвета.

https://www.youtube.com/watch?v=gJUAr0lb0HU

До Второго Ватиканского Собора католическое облачение отличалось большой пышностью, после его окончания пышность заметно сократилась, но среди католиков-традиционалистов сохраняются пышные литургические облачения.

Литургическое облачение кардинала

Сутана (фр. soutane, итал. sottana — юбка, ряса), верхняя длинная одежда католического духовенства, носимая вне богослужения. Застёгивается на пуговицы по центру. По давней традиции пуговиц 33 — по числу земных лет Христа, и на рукавах ещё 5 пуговиц — в знак пяти ран Иисуса. Цвет сутаны зависит от иерархического положения священнослужителя. У кардинала красного цвета.

Ещё одной разновидностью сутаны является дзимарра (итал. zimarra) — основное повседневное облачение католических епископов. Сутана с пришитой накидкой на плечи. Бывает только черного цвета — с красной окантовкой у кардиналов, и фиолетовой (малиновой) — у епископов. В обиходе дзимарра может быть заменена рубашкой с римским воротником и чёрным либо тёмно-серым светским костюмом.

Кардинал в сутане надевает амикт, покрывающий плечи и шею. Возлагая Амикт, он произносит: «Возложи, о Господь, шлем спасения на голову мою, дабы мог я противостоять нападениям диавола». (Амикт — (лат. amicire — «покрывать») — деталь литургического облачения в виде прямоугольника из белой льняной ткани с вышитым крестом в центре и двумя завязками на верхних углах. Амикт покрывает шею и ворот клирика. Размеры амикта — 60 на 80 см.

Поверх сутаны и амикта кардинал надевает альбу, говоря при этом: «Обели меня, О Господь, и очисть сердце моё; дабы, обелённый в Крови Агнца, мог я заслужить награду вечную». (Альба (лат. аlba — «белая») — длинное белое литургическое одеяние католических и лютеранских священников, препоясанное веревкой.

Ношение альбы обязательно для клирика, совершающего литургию. Изготовляется из тонкой льняной, хлопковой или шерстяной ткани. Происходит от древнеримской длинной рубашки, носимой под туникой.

Альбу священник препоясывает вервием. При этом произносится: «Препояшь меня, о Господь, вервием чистоты, и погаси в сердце моём пламя вожделения, дабы добродетели воздержания и целомудрия пребывали во мне».

На левую руку священник надевает манипул, молясь следующим образом: «Да удостоюсь я, о Господь, нести сноп слёз и скорбей, дабы мог я с радостью обрести награду за труды мои».

Манипул — (лат. manipulus — пучок сена) деталь литургического облачения католического священника. Полоса ткани около метра в длину и 5-10 см в ширину с вышитым по центру крестом. Надевается на левую руку во время мессы. Крепится при помощи завязок либо булавок. Изготовляется из шёлка.

Ношение манипула допустимо клириками не ниже иподиакона. Епископ облачается в манипул перед молитвой Confiteor (лат. Исповедую) в алтаре. Прочие священнослужители надевают манипул перед литургией.

На шею священник надевает столу. Молитва при этом такова: «Возроди во мне, о Господь, бессмертие моё, которое утратил я через грех моих прародителей и, пусть недостоен я приблизиться к Твоим Священным Таинствам, всё же дозволь мне заслужить радость вечную».

Стола — элемент литургического облачения католического (и лютеранского) клирика. Шелковая лента 5-10 см в ширину и около 2 метров в длину с нашитыми на концах и в середине крестами. Носится поверх альбы, под далматикой или казулой.

Цвет варьируется в зависимости от времени церковного года. Епископ и священник надевает столу на шею таким образом, чтобы концы её спускались до колен на одном уровне.

Поверх столы надевается казула. При этом совершается моление: «О Господь, рекший «Иго Моё сладко, и бремя Моё легко», даруй мне нести их так, дабы заслужить милость Твою».

Казула — (лат. casula — «плащ») — элемент литургического облачения католического клирика. Главное литургическое облачение епископа и священника. Расшитая риза, схожая с далматикой, но без рукавов. Надевается поверх альбы и столы. Цвет варьируется в зависимости от праздника.

Существуют два покроя казулы: романский и готический. Романский покрой предусматривает использование жёсткой ткани. Казула в этом случае покрывает тело клирика спереди и сзади, оставляя открытыми бока и шею. На казуле вышиваются крест и инициалы Спасителя — IHS («Иисус — Спаситель человека»).

Казула готического покроя покрывает тело клирика со всех сторон и имеет небольшие вырезы для рук и шеи. Спереди и сзади нашивается орнат — полоса с вышитыми крестами. II Ватиканский собор практически отменил использование романского покроя и предписал изготовление готической казулы из лёгких тканей.

Митра, в латинском обряде католической церкви — принадлежность богослужебного литургического облачения высшего католического клира: епископов, архиепископов, митрополитов, кардиналов и папы римского.

Пояс, иначе фашья — (лат. fascia) — деталь облачения католического клирика. Кардинал носит красный муаровый пояс. Носится поверх сутаны или дзимарры.

Моццетта (итал. mozzetta) — короткая накидка с капюшоном, которая охватывает плечи и застегивается на груди. Она является частью церковного облачения. Моццетта обыкновенно имела маленький капюшон сзади, но это было упразднено Папой Римским Павлом VI.

Цвет моццетты, которая всегда носится с рясой и иногда с другими церковными облачениями, представляет иерархический сан человека, носящего её. Кардиналы носят алую моццетту.

Источник: https://krasnyj-cvet.ru/krasnoe-katolicheskoe-i-liturgicheskoe-oblachenie-kardinalov.html

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какой веры был князь Владимир
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Для любых предложений по сайту: [email protected]