Как зовут Бога у православных христиан

Христианство и секс: когда и почему это стало грехом?

Как зовут Бога у православных христиан
Правообладатель иллюстрации istock

Христианство на протяжении столетий последовательно осуждало гомосексуализм, а также супружескую неверность и неразборчивость в сексуальных связях. Но всегда ли интимные отношения между людьми были запретной темой? На этот вопрос попытались ответить журналисты отдела Би-би-си iWonder, рассмотрев отношение к этой теме в западном христианстве.

«В начале было Слово»

В дошедших до нас словах Иисуса о сексе говорится крайне мало. И тем не менее вопросы сексуального поведения и морали продолжают беспокоить церковных иерархов вот уже почти две тысячи лет.

В последние годы споры о гомосексуальности, абортах, разводе, контрацепции и отношении к сексуальным надругательствам над детьми тревожат сердца и умы христиан во всем мире, вызывают горячие споры и создают массу неудобств церковным властям.

Но если сам Иисус о сексе особенно не распространялся, то откуда взялись правила сексуального поведения, за которые упорно держится церковь?

Что Библия говорит о сексе?

Правообладатель иллюстрации istock Image caption Библия остается главным источником в формировании взглядов христиан

Для всех христиан Библия является главным источником вероучения, будь то Ветхий завет (древнее еврейское Священное писание) или Новый завет (в который включены четыре Евангелия и так называемые послания, приписываемые св. Павлу и другим христианским авторам I века нашей эры).

Именно Ветхий завет и послания св. Павла легли в основу христианской сексуальной морали и этики.

Однако в более поздний период различные христианские конфессии интерпретировали Священное писание совершенно по-разному.

Гомосексуализм

Правообладатель иллюстрации istock Image caption Против гомосексуализма церковь возражала давно

«Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость».

Книга Левит, глава 18, стих 22

«Подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение» — Послание к Римлянам, глава 1, стих 27

«Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» — Первое послание к Коринфянам, глава 6, стихи 9-10

Сам Иисус прямо о гомосексуальности в том виде, как ее понимают сегодня, ничего не говорил. Но церковь для осуждения однополой любви всегда пользовалась выдержками из Ветхого завета и Посланий св. Павла.

Католическая и православная церковь и по сей день считают гомосексуализм смертным грехом. В протестантских конфессиях мнения разделились. Некоторые церкви считают однополые отношения не большим грехом, нежели другие известные виды сексуального поведения, причем целый ряд теологов уверены, что главным в этом вопросе является призыв Иисуса ко всеобщей любви, верности и состраданию.

Воздержание

«хорошо человеку не касаться женщины» — Первое послание к Коринфянам, глава 7, стих 1

Иудаизм, в котором вырос Иисус, к полному сексуальному воздержанию относится без особого пиетета. Сдвиг в сторону прославления воздержания произошел в христианстве позднее, частично из-за ремарки св. Павла в Послании к Коринфянам.

Во II веке нашей эры призыв к целомудрию получил дополнительное распространение с возникновением монастырей и монашества.

Брак

«И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что бог сочетал, того человек да не разлучает». — Евангелие от Матфея, глава 19, стихи 5-6

Правообладатель иллюстрации istock Image caption Брак стал церковным таинством только в XII веке

Св. Матфей привел слова Иисуса в похвалу моногамного брака и против развода. Несмотря на это, очень немногие христиане считали необходимым заключать церковный брак в первое тысячелетие христианства. Ситуация изменилась в XI веке, когда римский папа Григорий VII постановил, что заключение брака является исключительной прерогативой церкви.

В 1184 году брак был объявлен таинством (нерасторжимым действием, через которое снисходит божественная благодать), подобно крещению и святому причастию.

И хотя Иисус явно выступал за моногамию, но он также проповедовал и прощение превыше многих других добродетелей.

Когда его спросили, надо ли забить неверную жену камнями, он сказал: «Пусть тот из вас, кто сам без греха, первым бросит в нее камень» (Евангелие от Иоанна, глава 8, стих 7).

Контрацепция

Правообладатель иллюстрации istock Image caption Контрацепция была и остается очень спорным вопросом в христанской морали

«и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!» — Евангелие от Луки, глава 1, стих 42

«Он знал, что семя будет не ему, и потому, когда входил к жене брата своего изливал [семя] на землю, чтобы не дать семени брату своему. Зло было перед очами Господа то, что он делал; и Он умертвил и его» — Книга Бытия, глава 38, стих 9

В XX веке новые способы контрацепции создали для христианских церквей очередную проблему.

Для начала их осудили и католики, и протестанты, приводя в обоснование своей правоты выдержки, как из Ветхого, так и Нового заветов. Но в 30-х годах XX века англиканские церкви во всем мире смягчились и перестали считать контрацепцию грехом.

Если правила установил не Иисус, тогда кто?

После 300 лет преследования христиан Римская империя при императоре Константине круто поменяла курс и сделала христианство государственной религией.

Однако новая, Латинская церковь (Ecclesia Latina) решила не ограничиваться Библией для установления новых правил и законов, но обратиться еще и к теологам и философам, многие из которых являлись последователями греческих стоиков, ставивших дух выше плоти.

Правообладатель иллюстрации istock Image caption Святой Августин связал сексуальное желание с первородным грехом

Святой Августин

Самой важной фигурой в западном католическом христианстве остается св. Августин — теолог, живший в IV веке на территории современного Алжира.

Именно он радикально изменил взгляды церкви на сексуальные отношения. Августин считал, что именно сексуальные желания, которые он называл похотью, заставили Адама согласиться с Евой и отведать запретный плод с Древа познания.

Августин первым в истории христианства установил прямую связь между сексуальными желаниями и первородным грехом, совершенным прародителями человечества.

Его взгляды привели к тому, что на протяжении многих столетий христиане Западного мира пребывали в состоянии постоянного смущения и стыда, поддаваясь зову своей «грешной плоти».

Взгляды Августина на секс довлели над умами и телами христиан на протяжении более чем тысячи лет. Но в XVI веке в Германии произошло некое событие, которое бросило вызов общепринятой связи секса и первородного греха.

Сексуальная революция

Image caption Мартин Лютер и его жена Катерина фон Бора

Мартин Лютер, инициатор Реформации, отверг учение Августина о том, что секс сам по себе является грехом.

Вместо этого он провозгласил, что интимные отношения между мужчиной и женщиной являются даром Господа, но до тех пор, пока проходят в рамках супружеской жизни.

Он осудил католическую традицию, согласно которой все священники должны были давать обет безбрачия и хранить целомудрие, сказав, что неудовлетворенные сексуальные желания могут привести к нежелательным и даже опасным последствиям.

Лютер призвал священников жениться и вдохновлять паству личным примером. Он предпринял еще один радикальный шаг, заявив, что брак не является церковным таинством.

А если он не является таинством, то не является и нерасторжимым, и, следовательно, развод, в принципе возможен, хотя и нежелателен.

Наследие Лютера

Лютер утверждал, что именно вера в бога простит грехи и принесет спасение, а вовсе не добрые дела и не раскаяние за совершенные грехи.

Это привело к тому, что в современных христианских конфессиях больший акцент делается именно на божественное милосердие и всепрощение, что, разумеется, позволило ослабить более жесткие церковные правила.

Что говорят о сексе сегодняшние христианские лидеры

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Папа Франциск несколько смягчил отношение католической церкви к гомосексуализму и контрацепции

В 2015 году папа Франциск заявил журналистам, что католическим семьям вовсе не обязательно «плодиться, как кроликам», и что они должны ограничивать число детей.

При этом он по-прежнему жестко высказался против «искусственной контрацепции», отметив, что есть много «естественных» методов предотвратить нежелательную беременность.

В июне Франциск стал первым папой, заявившим, что он не вправе осуждать гомосексуалистов. Понтифик проповедует более терпимое отношение к геям, однако продолжает утверждать, что гомосексуальный акт является грехом, хотя гомосексуальная ориентация сама по себе – нет.

В 2011 году в Британии был проведен опрос общественного мнения среди католиков, который показал, что 9 из 10 опрошенных поддерживают широкое распространение контрацептивных средств. Из этого был сделан вывод, что католическая церковь существенно отстает от большинства верующих.

В 2010 году папа Бенедикт XVI безоговорочно поддержал учение католической церкви о целибате. Выступая перед 10 тысячами священников, он сказал, что безбрачие является признаком веры.

А что делать протестантам?

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption Архиепископ Кентерберийский призвал Англиканскую церковь выработать единую позицию по вопросам сексуальной морали

У протестантских церквей нет единого центра. Поэтому выработать общую позицию по какому бы то ни было вопросу, особенно по отношению к этике сексуального поведения, представляется чрезвычайно сложным.

Архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби созвал конференцию лидеров протестантских церквей, которые должны собраться в будущем году, чтобы решить, как ответить на вызовы, которые ставит перед христианством XXI век.

Источник: https://www.bbc.com/russian/society/2015/12/151211_sex_christianity_sin

Можно ли верить в Бога, но не ходить в церковь?

Как зовут Бога у православных христиан

Совсем недавно у меня состоялся разговор с одним из моих знакомых. Узнав что я православный христианин, он заметил: «Я в религию не верю, я в Бога верю в душе. Мне посредники между мной и Богом не нужны».

Мы расстались, каждый спешил по своим делам, но его фраза не выходила у меня из головы. Почему произошло так, что люди перестали отожествлять Бога с Церковью, и ставят между ними знак противоположности? Потом узнал что его мнение не единичное.

Так думают, и исповедуют очень многие из людей, поэтому с Божьей помощью попробуем разобраться.

Понятие о религии

Для начала выясним, что же кроется за понятием веры и религии. Религия в переводе с латинского означает связывать, или соединять. Она призвана соединять человека с Божеством. И средством связи служит обращение к Божеству, иными словами — молитва.

Без молитвы это уже не будет религия, а очередная философская система с безликим «Абсолютом», «Космосом» «Всемирным разумом» и т. д. Применительно к христианству отметим, что Христос и приходил в мир, чтобы восстановить связь, или союз Бога и человека. И что характерно, Он не оставлял после себя никакого письменного учения.

Задача Христа на земле была не очередное учение, а основание. Своей Церкви. Евангелие было написано учениками Христа спустя десятилетия после Его смерти. А апостол Павел вообще никогда не ходил с Ним вместе по земле. Люди заявляющие, что верят в душе, а религию и церковь не признают, немного лукавят.

Что они подразумевают под верой и религией? Под верой понимают признание факта что «Что-то есть», а иногда и личностного Бога, а под религией нашу православную церковь.

Роль обрядов в церковной жизни

«Зачем все эти обряды, свечки, поклоны, это все лишнее. Богу все это не нужно» — говорят они. Здесь можно согласиться. Действительно Богу свечки не нужны. Ему вообще ничего не нужно. Он ВСЕСОВЕРШЕНЫЙ ДУХ. И ни в чем не нуждается. Правильно, не поклоны, свечки, составляют суть религии. Это только обряд, оболочка. Но заметим, что не бывает содержания без формы. Внешние упражнение в посте, бдении, поклонах в христианстве носит название аскетики что в переводе означает тренируюсь.

Мы, грешные люди, состоим не только из духа, но и плоти. И эта плоть всегда старается руководить всем нашим существом, в том числе и духом. Вот чтобы этого не произошло, мы держим тело в узде. Христос не основал новую религию. Он основал Церковь. Почему же люди не хотят верить в церковь, а верят в душе. Ответ прост. Корень всему эгоизм и греховное себялюбие. Очень удобно верить в «БЕЗЛИКОЕ НЕЧТО», которое где-то там живет и ко мне на земле не имеет почти никакого отношения.

Оно там, а мы здесь.

Церковь богочеловеческий организм с Христом во главе

Иное дело верить в церковь. Которой Глава Христос, и где Бог это Личность наделенная разумом, где Он Творец и Правитель всего. И Бог требует от меня исполнения определенных нравственных законов. Но и это не главное в христианстве.

Чтобы жить с Богом мне необходимо с Ним соединиться, в таинстве Евхаристии, и постоянно пребывать в его Церкви. Без церкви и Евхаристии спасение невозможно. Потому что Церковь это не Патриарх, не священник, не ворчливые старухи. Церковь, по меткому выражению Хомякова — «дух Божий живущих в разумных творениях».

Поэтому в Символе Веры и говориться о вере в «единую, святую соборную, и апостольскую церковь».

Себялюбие — корень всех страстей

Конечно, верить в церковь подразумевает исполнение всех правил, постов, канонов, которые оставили нам святые, прошедшие тернистым путем на небо. Все это требует ущемление своего «Я». Своего себялюбия. В этом кроется вся причина неверия в церковь. В этом весь корень. А все остальное наносное и надуманное.

От человека не хотящего идти в храм вы можете услышать море оправданий — и «деньги гребут лопатой», и «непонятный язык богослужений», и «службы длинные и постов много» и т. д. И все чаще звучат призывы (в том числе от духовенства) упростить, перевести, сократить. Все для комфорта прихожан. Но в том и ценность идеала церкви, что к нему стремятся, а не опускают и приспосабливают его под себя.

В наше время, те, кто прочитали слова Христа о фарисеях, страшно боятся ими стать. И теперь их молитва звучит примерно так: «Благодарю тебя Господи, что я не фарисей. Я НЕ молюсь, НЕ пощусь, милостыню НЕ даю» и.т.д. Поэтому верующего «в душе» смело можно назвать или атеистом, или язычником, которому Бог необходим в экстренных случаях.

Без Церкви, без Причащения, человек не сможет победить в себе грех, не сможет исцелить душу. Он не изменится, и останется таким же, как и был пленником лукавого и в таком виде предстанет перед Христом. Что он Ему ответит?

В заключение вышесказанного можно привести меткие слова святителя Киприана Карфагенского: «Кому Церковь не мать, тому Бог не отец».

Борис (Феодосий)

Читайте далее:

«Пыль на соломенных погонах» — книга о Церкви и обществе

О внутреннем христианстве или святые среди нас

С чем можно сравнить духовную жизнь?

Источник: https://zyorna.ru/news/publications/mozhno-li-verit-v-boga-no-ne-hodit-v-tserkov.html

Правда о человеке, называвшем себя богом (ОШО)

Как зовут Бога у православных христиан

БХАГВАН ШРИ РАДЖНИШ (ОШО) — человек в мире известный. Его называют «выдающимся мыслителем и мистиком современности», а заслуги признаны ЮНЕСКО.

В СССР движение Ошо было под запретом ввиду нарушения им моральных норм и сексуальных злоупотреблений, а также лояльного отношениях к наркотикам. Однако сегодня интерес к его трудам и личности вспыхнул с новой силой, особенно в среде молодежи.

Достаточно зайти в любой книжный магазин, чтобы в этом убедиться. Десятки наименований книг с его трудами — порою больше, чем православной литературы!

Пользуясь цитатами из некоторых книг Ошо («Истинный мудрец», «Беседы с немногими избранными», «О христианстве»), мы попробуем показать истинное лицо этого человека и природу его вероучения (написания имен Бога и святых оставляем в авторском варианте).

«Я зову себя Богом»

«Я зову себя Богом просто для того, чтобы вы также смогли собрать все свое мужество, чтобы признать это. Если вы признаете это во мне, вы тем самым сделаете первый шаг в признании этого в себе. Вас всегда учили осуждать себя. Вас всегда учили, что вы грешник. Здесь я отбрасываю всю эту чушь прочь».

* * *

Что сказать на это? Сам дьявол прельстил в Эдемском саду Адама и его жену, сказав: «будете как боги» (Быт. 3:5), через что первые люди пали. Прельщенный дьяволом Ошо прельщает нас. Он называет признание грехов в себе «чушью». Однако Слово Божье говорит, что «все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23). Также: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин.1:8).

«Непорочное зачатие — разве это истина?»

«Непорочное зачатие еврейской девственницы — разве это истина?

Поскольку они (христиане — С. Р.) не смогли доказать, что женщина забеременела без сексуального контакта с мужчиной, выдвигается идея, что она забеременела от святого духа. Тогда это уже не непорочное зачатие, а святой дух больше не святой.

Он сделал бедную девушку беременной, даже не пожелав предварительно узнать перед этим ее собственной свободной воли. И абсурд на этом не кончается, когда христиан спрашивают: «Кто такой святой дух?», — они отвечают: «Это часть бога».

Какая часть? Рука? Голова?»

* * *

Здесь сразу много неправд. Конечно же, непорочное зачатие Богомладенца для христиан — непреложный факт. Плод зачался от Духа Святого, в момент, когда Дева Мария приняла Слово Божье. Никакого насилия со стороны Бога не было.

Мария сказала: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38). Что же касается Духа Святого, то НИКТО и никогда из христиан Его не считал и не считает «частью» Бога. Это одна из ипостасей триединого Бога.

Ошо просто надмевается своим плотским умом над тем, чего не знает и что ему не открыто (Кол. 2:18).

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сколько лет прожил Николай Чудотворец

«Иисус учился в Индии»

«Иисус пришел вовремя. Он мог тогда встретить Просветленнных Мастеров в Наланде и Такшалиле. Он был в обоих Университетах. Он старался изучать все, чему учил Будда. Семнадцать лет он провел на востоке: в Индии, в Ладаке, в Тибете, а также в израильской мистической секте есеев, которые имели хорошее представление о том, что такое Просветление и как его преподают в Индии. Так что многое, чему учил Иисус, было заимствованным с востока».

* * *

Конечно же, это ложь. Христос не был ни в какой Индии и не учился ни у каких «мастеров». В 12-летнем возрасте Он Сам учил книжников в храме, и они поражались Его разуму и Его ответам (Лк. 2:47). Мог ли Он куда-то уйти, оставив Свой храм, людей, родителей? Он был «в повиновении у них» (Лк. 2:51).

И где та «мудрость», которой якобы, по утверждению Ошо, Христос учился в Индии? В четырех Евангелиях Христос цитирует исключительно одну только Тору (Ветхий Завет) и не сделал ни одного заявления, так или иначе противоречащего Писанию. Более того, Христос говорил: «Исследуйте Писания ибо они свидетельствуют обо Мне» (Ин. 5:39).

Конечно, утверждение, что Христос учил знаниям, заимствованным с востока, кроме как бредом и фантазией автора не назовешь!

«Иисус никогда не воскресал»

«Иисус сам никогда не «воскресал», после распятия он не умер физически, а ушел из Иудеи в Кашмир, где дожил до глубокой старости в горном гималайском местечке Пахальгам».

* * *

Ошо не верит в воскресение Христа. Он представляет Христа обманщиком, очевидно, инспирирующим воскресение (зачем?) и ушедшим зачем-то после этого в Индию.

Все это настолько голословно и бессмысленно, что рождает огромную массу вопросов, на которые у «Мастера», конечно же, не может быть ответов. Апостол Павел пишет: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша.

Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал» (1 Кор. 15:12-15).

«Бог — одна из самых бесполезных гипотез»

«Бог — одна из самых бесполезных гипотез, когда-либо придуманных людьми. Ее никто по-настоящему так и не доказал и не опровергнул. Пожалуйста, спустите эту гипотезу просто в сортир!»

* * *

Интересно, что, прельщая людей мыслью стать «богом», Ошо отвергает идею Самого Бога! Поражает та ненависть, с которой он атакует мысль о существовании Творца. Эта ненависть — не человеческого, а духовного (сатанинского) свойства. В связи с чем вспоминается известный стих из Псалмов: «Сказал безумец в сердце своем: “Нет Бога”». (Пс. 13:1).

«Апостолы — необразованные люди!»

«Я не вижу никакой разумной искры в этих двенадцати апостолах, ни одного по-настоящему образованного человека, ни одного раввина, ни одного ученого, ни одного профессора богословия — никто из тех, кто обладал хотя бы какой-нибудь остротой ума, не находился среди тех, кто следовал за Иисусом. А между тем, Иудея времен Иисуса Христа интеллектуально была совершенно не отсталой землей».

* * *

Ошо противопоставляет умственное, научное знание знанию духовному и сладострастно посмеивается над тем, чего сам не знает и что понять не в силах. Но ведь за 3 года пребывания со Христом эти люди научились тому, чего многие за всю жизнь освоить не могут. И вот что говорит Писание по поводу избрания и мудрости божественной и человеческой: «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1 Кор. 1:27-28)

«Христиане верят в вымышленного бога»

«Знает ли Христианская церковь Истину? Она верит в вымышленного бога, она верит в вымышленного дьявола, она верит в ад и рай, не имея никаких доказательств. Какую истину она защищает? Его бог — внешний объект, его рай снаружи, его ад снаружи».

* * *

И опять целый фейерверк примитивных и ложных утверждений, показывающих дремучее невежество их автора. Знает ли Церковь истину? Безусловно. Ведь во главе ее стоит Тот, Кто Сам является Путем, Истиной и Жизнью (Ин. 14:6). Что же касается ада «снаружи» и «внутри», то Слово Божие ясно говорит, что «Царство Божие внутри вас есть (Лк. 17:21). И ад — тоже у нас внутри (когда человек согрешает, ненавидя Бога и ближнего своего).

Его учение не ново

Конечно, учение Ошо не ново. Это учение сатаны. Того самого, о котором в Писании сказано: «Низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь» (Откр. 12:10). НИЗВЕРЖЕН! Писание говорит, что это случится во времена конца света.

Но, может быть, не стоит этого конца света дожидаться, и уже сейчас начинать низвергать эти дурацкие безумные идеи, сеющие ложь и ненависть в наши души? И мы тогда не будем удивляться, откуда у нас в стране такой рост антицерковных и антирусских настроений! Откуда берутся пляшущие на амвоне девочки или вечно брюзжащие желчные богоненавистники невзоровы.

И еще, хочется в связи с вышесказанным задать вопрос: а не стоит ли всерьез властям подумать, а можно ли в России издавать и продавать такую литературу, несущую зло и ненависть и разжигающую в людях экстремизм и религиозную рознь?

Арсений НОВИКОВ

Вечный зов / епархия-уфа.рф

Источник: http://www.eparhia-ufa.ru/libraries/publications/pravda-o-cheloveke-nazyvavshem-sebya-bogom-osho

Как православные приветствуют друг друга?

  • Приветствие православных христиан при встрече
  • Православный этикет

Современное общество не привыкло к православным приветствиям. Тем не менее можно встретить верян, которые придерживаются христианских традиций и в этом отношении. Какие фразы и когда уместно произносить — об этом пойдёт речь дальше.

Приветствие православных христиан при встрече

В дореволюционные времена, когда православная вера занимала в жизни русских людей очень важное место, было принято входить в дом к хозяевам со словами: «Мир вашему дому». На это в ответ звучало «С миром принимаем». В таком приветствии заключено гораздо больше смысла, чем в нынешних «привет», «давай», «увидимся». Впрочем, определённые особенности в приветствиях вырабатывались со временем в каждом отдельном регионе. Свою роль играл возраст, местные обычаи.

Правила православного этикета основаны на любви и утверждении к вере в Бога

В прошлые века люди при встрече говорили: «Христос посреди нас!», на что им отвечали: «Есть и будет!». Встречалось и «Мир вам!», с ответом «И духу твоему». Вообще, второй вариант один из самых древних. Так приветствовал людей сам Иисус Христос со своими апостолами.

До нашего времени дошло много письменных материалов, повествующих о том, как здоровались миряне на заре христианства. К слову, таким образом, всегда здоровались священники, сопровождая приветствие троекратным лобызанием в щёку и поцелуем в правую руку. Православные христиане говорят друг другу: «Христос воскресе!» в дни Пасхи. А отвечать на эти слова необходимо: «Воистину воскресе!».

Важно! В установленные церковью праздничные дни и по воскресеньям миряне обращаются к родным и знакомым так: «С праздником!».

Также среди верующих людей было принято целовать друг друга в щеку. Мужчины при этом крепко пожимали друг другу руку. Московский обычай предполагал троекратный поцелуй в щеку — мужчины с мужчинами, женщины с женщинами.

В монашеской среде принято лобызание в плечо. Некоторые миряне позаимствовали и это. Ещё один обычай имеет монашеские корни. Например, когда человек хочет войти к кому-то в комнату, он говорит: «Молитвами Святых Отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас!». Войти можно только после того, как из комнаты ответят: «Аминь».

Для мирской жизни это вряд ли применимо, в отличие от монастырской.

В апостольские времена христиане приветствовали друг друга «святым лобзанием»

При встрече со священником, как правило, произносят: «Благословите!». Также можно приветствовать и обычных людей. Разница в том, что батюшка на такое обращение отвечает: «Бог благословит!», а мирянин должен ответить: «Благословите!».

Уходящих из дома можно напутствовать словами: «Ангела Хранителя тебе»!«, «Бог в помощь!», «Храни тебя Господь!». Православные верят, что так можно уберечь близкого человека от невзгод в пути.

Чтобы обратиться к незнакомому человеку, в православной среде говорят: «сестра», «сестрица», к замужним женщинам обращаются «матушка». Мужчин называют «брат», «братец», «отец». Можно воспользоваться обращением «госпожа», «господин», хотя в условиях нынешнего общества не всегда могут правильно истолковать значение данных слов.

За оказанную услугу или помощь наши прадеды говорили: «Спаси Бог!», «Спаси Христос!». Не воцерковленные люди будут, скорее всего, удивлены, поэтому им можно отвечать просто «Благодарю!». Таким образом, каждый может продемонстрировать, что он ценит сделанное для него.

Читайте о православии:

  • Евангелие от Матфея
  • Православная социальная сеть «Елицы»
  • Православные книги

Православный этикет

Нормы православного этикета направлены, в первую очередь, на утверждение православной веры в сердце человека, его любви к Господу.

Согласно этим правилам, каждый христианин должен:

  • проснувшись, прежде всего, совершить молитву. Каждое дело и его окончание должно сопровождаться молитвословием;

Каждое утро верующего человека должно начинаться с молитвенного прошения

  • чтобы оградиться от бесовского искушения и защититься от плохих дел, нужно приучить себя чаще произносить: «Господи благослови»;
  • присаживаясь за обеденный стол, всем присутствующим следует пожелать: «Ангела за трапезой»;
  • к священнику принято обращаться исключительно на «Вы»;
  • к представителям разных иерархических степеней обращаются по-разному. К епископу, например, «владыка», к архиепископу и митрополиту — «Ваше Высокопреосвященство», к патриарху — «Ваше Святейшество».

Прихожане, которые недавно начали ходить в церковь, порой, смущаются при встрече с батюшкой, поскольку не знают как правильно себя вести.

Важно! Священника не принято приветствовать рукопожатием и словами «Здравствуйте!».

По церковным правилам нужно сказать «Батюшка, благословите!». При этом отдать поясной поклон и сложить руки накрест, правую поверх левой. Священнослужитель кладёт свою руку поверх рук верующего и благословляет его. В ответ мирянину необходимо поцеловать руку батюшки, выражая свою любовь ко Христу. Идя по улице, священнослужителя можно приветствовать кивком головы.

Выполнение этих простых правил помогает человеку укрепиться в любви и вере к Творцу через своих ближних. Ведь мир с Богом и людьми — самое ценное достояние истинного христианина.

Как надо приветствовать друг друга в храме

Авг 25, 2019 22:57 Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/privetstviya-pravoslavnyh.html

Десять Заповедей Христианства

10 Заповедей Божиих

Вот Заповеди, которые дал Господь Бог Саваоф народу через избранника Своего и пророка Моисея на Синайской горе (Исх. 20, 2-17):

1. Я Господь, Бог твой Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему.

5.  Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Поистине, краток этот закон, однако эти заповеди много говорят любому, кто умеет думать и кто ищет спасения души своей.

Тот, кто не поймет сердцем этот главный Божий закон, не сможет принять ни Христа, ни Его учения. Кто не научится плавать на мелководье, тот не сможет плавать на глубине, ибо утонет. И кто прежде не научится ходить, не сможет побежать, ибо упадет и разобьется.

И кто прежде не научится считать до десяти, никогда не сможет сосчитать тысячи. И кто прежде не научится читать по слогам, никогда не сможет бегло читать и красноречиво говорить. И кто прежде не заложит фундамент дома, напрасно будет пытаться возвести крышу.

Повторяю: кто не блюдет заповеди Господни, данные Моисею, напрасно будет стучаться в двери Христова Царства.

Первая заповедь

Я Господь, Бог твой Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

Это значит:

Бог един, и нет других богов, кроме Него. От Него происходят все творения, благодаря Ему живут и к Нему возвращаются. В Боге пребывает вся сила и мощь, и нет силы вне Бога. И сила света, и сила воды, и воздуха, и камня есть сила Божия. Если муравей ползет, рыба плывет и птица летит, то это — благодаря Богу.

Способность семени расти, травы — дышать, человека — жить — суть способности Божии. Все эти способности — собственность Божия, и всякое творение свою способность существовать получает от Бога. Господь каждому дает, сколько считает нужным, и забирает назад, когда считает нужным.

Поэтому, когда хочешь обрести способность делать что-либо, ищи только в Боге, ибо Господь Бог есть источник животворящей и могучей силы. Кроме Него никаких других источников нет. Помолись Господу так:

«Боже Милостивый, неисчерпаемый, единственный источник силы, укрепи меня, немощного, одари силою большею, чтобы я мог лучше служить Тебе. Боже, дай мне мудрости, чтобы полученную от Тебя силу я не употребил во зло, но только на благо себе и ближним своим для величания славы Твоей. Аминь».

Вторая заповедь

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.

Это означает:

Не обожествляй творение вместо Творца. Если ты взошел на высокую гору, где встретился с Господом Богом, зачем тебе оглядываться на отражение в луже под горой? Если некий человек жаждал видеть царя и после долгих усилий сумел предстать пред ним, зачем ему тогда озираться направо и налево на слуг царских? Он может озираться по двум причинам: или потому, что не смеет предстать один на один перед царем, или же потому, что думает: царь в одиночку ему помочь не сможет.

Третья заповедь

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

Что, неужели бывают такие люди, которые решаются поминать без причины и надобности имя, приводящее в трепет, — имя Господа Бога Всевышнего? Когда на небе произносится имя Божие, небеса склоняются, звезды вспыхивают ярче, Архангелы и Ангелы воспевают: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф», а святители и угодники Божии падают ниц. Тогда кто же из смертных дерзает поминать Пресвятое имя Божие без душевного трепета и без глубокого воздыхания от тоски по Богу?

Четвертая заповедь

Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему.

Это значит:

Шесть дней созидал Творец, а на седьмой день почивал от трудов Своих. Шесть дней временны, суетны и недолговечны, а седьмой — вечен, мирен и долговечен. Сотворением мира Господь Бог вошел во время, но не вышел из вечности. Тайна сия велика (Еф. 5, 32), и о ней приличествует больше мыслить, чем говорить, ибо она доступна не всякому, но лишь Божьим избранникам.

Пятая заповедь

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

Это значит:

Прежде, чем ты познал Господа Бога, Его познали твои родители. Одного этого довольно, чтобы ты им поклонился с уважением и воздал хвалу. Поклонись же и воздай хвалу всякому, кто прежде тебя познал Высшее Добро в этом мире.

Шестая заповедь

Не убивай.

Это значит:

Бог вдохнул жизнь от жизни Своей во всякое сотворенное существо. Жизнь есть самое драгоценное богатство, данное Богом. Поэтому тот, кто посягает на любую жизнь на земле, поднимает руку на самый драгоценный дар Божий, больше того — на саму жизнь Божию. Все мы, живущие сегодня, — лишь временные носители жизни Божией в себе, хранители самого драгоценного дара, принадлежащего Богу. Поэтому мы и права не имеем, и не можем отнять жизнь, заимствованную от Бога, ни у себя, ни у других.

Седьмая заповедь

Не прелюбодействуй.

А это значит:

Не имей незаконной связи с женщиной. Поистине, в этом животные более послушны Богу, чем многие люди.

Восьмая заповедь

Не укради.

А это значит:

Не огорчай ближнего своего неуважением его права собственности. Не делай так, как делают лисы и мыши, если считаешь себя лучшим, чем лиса и мышь. Лиса ворует, не зная закона о воровстве; и мышь подгрызает амбар, не сознавая, что наносит кому-то вред.

И лиса, и мышь понимают лишь свою потребность, но не чужой убыток. Им не дано понимать, а тебе дано. Поэтому тебе не прощается то, что лисе и мыши простительно. Твоя выгода должна всегда быть подзаконной, она не должна быть в ущерб ближнему твоему.

Девятая заповедь

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

А это значит:

Не будь лживым ни в отношении себя, ни по отношению к другим. Если ты лжешь о самом себе, ты сам знаешь, что лжешь. Но если ты наговариваешь на кого-то другого, тот, другой, знает, что ты о нем клевещешь.

Десятая заповедь

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

А это значит:

Как только ты пожелал чужого, ты уже впал в грех. Теперь вопрос в том, опомнишься ли ты, спохватишься ли или и дальше станешь катиться по наклонной плоскости вниз, куда влечет тебя желание чужого?

Желание — это семя греха. Греховный поступок — это уже урожай от посеянного и возросшего семени.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какая религия у немцев

 Святитель Николай Сербский

Похожее

Источник: https://www.hamburg-hram.de/letopis/desyat-zapovedej-xristianstva/13317.html

Как зовут Бога: что говорят авраамические религии

МОСКВА, 3 фев — РИА Новости, Александр Филиппов. Христос, Аллах, Элохим: христиане почитают Иисуса, иудеи — Яхве, а кто-то утверждает, что все равно, в кого верить, мол, и христиане, и иудеи, и мусульмане чтят одного Бога, только по-разному Его называют. Что означают имена Божии в разных религиях и почему непочтение к Богу даже в наше время вызывает религиозные конфликты — в материале РИА Новости.

Все ли равно, в какую церковь ходить?

«Да святится имя Твое», — говорится в главной христианской молитве «Отче наш». «Понятия имени Божия и славы Божией еще в Ветхом завете были неразрывны, поэтому не случайно и в устах Иисуса они также взаимосвязаны.

Не случайно и то, что молитва, которую Иисус дал ученикам, начинается прошением об имени Отца «Да святится имя Твое», а заканчивается упоминанием о Его славе «ибо Твое есть Царство и сила и слава» — пишет глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион (Алфеев).

Слова «имя Твое» иудеи, первыми произносившие эту молитву, понимали однозначно — как Яхве, имя Божие, открытое им самим Моисею.

«Свято место пусто не бывает», — говорят в России. Если люди забывают Бога, на его место приходит кто-то другой. Это случилось в России во время гонений на Русскую церковь в XX веке.

Когда на Украине создавали «новую христианскую церковь», вероятно, создававшие ее, думали не столько об имени Христа, сколько о национальных интересах, и вместо молитвы предпочитали собирать людей на митинги.

Правда, теперь эту структуру не признает ни одна поместная православная церковь, кроме создавшего ее Константинопольского патриархата. Но люди-то ходят в ее храмы, даже не задумываясь, кому же, собственно, они там молятся.

К такому результату приводит незнание имени Бога. Люди, по-разному понимающие это имя, начинают спорить между собой, и порой эти споры выливаются в религиозные конфликты. А ведь Христос предупреждал: «Наступает время, когда убивающий вас будет думать, что он тем служит Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня» (Ин. 16:2-3).

Правда, люди нерелигиозные утверждают, что все равно, в какого Бога верить, что и мусульмане, и христиане, и иудеи, и буддисты все равно верят в одного Бога, только поклоняются Ему по-разному. Но Богу-то это не важно — главное, «чтобы человек был хороший».

Такие люди знают о том, что Бог есть, но воспринимают Его как какое-то далекое существо, не имеющее никакого отношения к их личной жизни, потому и не проявляют к религии личного интереса. Им достаточно формулы: «Кто-то где-то там есть».

Но разве может такое отношение побудить к общению с Богом, в чем, собственно, и состоит смысл религии? Если человек, собирающийся вступить в брак, знает о женихе или невесте только то, что он или она существует, можно ли считать его намерение создать семью серьезным?

Чтобы изменить такое отношение, нужно «познакомить» человека с Богом, а знакомство начинается с имени. В древности считали, что имя отражает сущность того, кому оно дано, и очень серьезно относились к именам. И конечно, самым серьезным было отношение к имени Божиему. Таким серьезным, что некоторые религии запрещали произносить имя Божие без весомой причины, а потом запретили произносить вообще.

Зачем знать имя Божие

Имя Божие интересовало представителей всех авраамических религий (считающих своим основоположником праотца Авраама) — христианства, иудаизма и ислама. В Библии мы читаем, как Иаков, боровшийся с Богом, попросил Его назвать свое имя.

Боровшийся не назвался, но дал новое имя своему сопернику — Израиль. Тот же вопрос задал Богу Моисей перед бегством евреев из Египта: «Как Твое имя?» Бог назвал Свое имя. На русский его можно перевести как «Сущий», но о том, как оно звучит на иврите, до сих пор идут споры.

Наиболее распространена версия, что оно произносилось как «Яхве».

Впрочем, вопрос, какое имя Божие самое правильное, интересует людей и поныне. «Для молящегося нужно знать имя Божие, чтобы обращаться к нему. Для того, кто не молится, это может быть просто любопытно», — считает консультант Института перевода Библии Андрей Десницкий.

«Имя Божие — это сущностный вопрос для иудаизма, — утверждает руководитель департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин. — Моисей, познакомившись с Богом, задает Ему главный вопрос: как зовут Всевышнего? Человек, интересующийся религией, придя в синагогу к раввину, задаст этот же вопрос».

Многие люди стремятся найти истину. И, рассуждая логически, они вполне могут прийти к выводу, что их создал единый Бог, в которого верят последователи всех авраамических религий, полагает руководитель аппарата Совета муфтиев России имам Рушан Аббясов.

Ведь, по его словам, каждый человек, «верит он в Бога или нет, также является творением Всевышнего». В Ветхом Завете упоминаются два основных имени Бога — Элои и Яхве. Элои означает Бог.

«Слово «Элои» у наших братьев иудеев имеет ту же корневую систему, что и слово Аллах», — объясняет Аббясов.

Имя Яхве упоминается в Библии более семи тысяч раз. Бог сам дал его в откровении Моисею. Когда-то это имя знал каждый иудей. Взять хотя бы самую популярную книгу Библии — Псалтырь. Пророк Давид в своих псалмах использует его постоянно, в чем русскоязычные читатели могут убедиться, если мысленно заменят слово «Господь» на слово «Сущий».

Что значит имя Яхве

У слова «Яхве» нет однозначного перевода. «Сущий», широко распространенное толкование этого имени — только одно из возможных. «Это имя похоже на форму глагола «быть», но нельзя сказать, что оно является ее регулярной формой», — заметил Десницкий.

Ответ Бога Моисею звучит как нечто среднее между «Я есть», «Я был» и «Я буду», некое имя вне времени, поясняет Горин. «Но ни одно из этих слов не произносится так, как записан тетраграмматон (имя Божие из четырех букв. — Прим. ред.)», — уточняет он.

Как произносилось имя Яхве

Тетраграмматон — написание имени «Яхве». По словам Горина, эти четыре буквы иудеям обозначать разрешается, но все, на чем они написаны, нельзя уничтожать — их нужно «хранить вечно». «Священные тексты хоронят в могилы, как человека», — рассказывает представитель Федерации еврейских общин.

В современном иудаизме обсуждается даже вопрос о том, можно ли набирать священное имя на клавиатуре компьютера, и если да, то нужно ли после хранить этот прибор вечно? Поскольку компьютер не является перманентным носителем текста, многие иудеи считают, что писать можно и хранить вечно диск с именем Яхве необязательно.

Трудность воспроизведения имени Яхве с точки зрения иудаизма — в том, что тетраграмматон состоит из четырех согласных букв. Отсутствие гласных дает множество вариантов произношения: если к этим четырем согласным прибавлять произвольные гласные, то математически получится более сотни имен. Однако примеры наш собеседник приводить не захотел, поскольку иудею нельзя произносить вслух даже неправильные варианты имени Яхве.

В ветхозаветные времена первосвященник, заходя раз в год в святая святых в Иерусалимском храме, «произносил имя Божие правильно». В еврейской традиции есть упоминания об особых людях, которые знали, как его правильно произносить. «Это знание является краеугольным камнем иудаизма», — подчеркивает Горин.

Сегодня ни один человек на земле не знает, как правильно звучит имя Яхве. Иудеи считают, что это знание было утрачено еще во времена разрушения Иерусалимского храма римлянами — в 70 году по рождестве Христовом. Поэтому имя Божие будет заново явлено на земле, если будет явлен Божий храм, объясняет представитель Федерации еврейских общин.

Сегодня иудеи не произносят главное имя Божие, заменяя его разными синонимами. Традиционный иудей — тот, кто живет в соответствии с традиционной иудейской мыслью, основывающийся на еврейской литературе, начиная со Средневековья и позднее — называет Бога «Га Шем», что означает просто «имя».

Есть замена и для молитвы: «Адонаи» — буквально «мой Господин». «В современном иудаизме не существует молитвы или ритуала, где бы кто-то произносил имя Бога (то есть Яхве. — Прим. ред.)», — утверждает Горин.

Правда ли, что нельзя произносить имя Яхве

«Иудеям было запрещено произносить имя Божие из почитания заповеди Моисея «не произноси имени Божьего всуе», — говорит генеральный секретарь конференции католических епископов России отец Игорь Ковалевский.

Однако в заповедях Моисея это имя изначально присутствует. Русский перевод Библии с восстановленным именем Бога дает представление, как могла выглядеть в глазах древних израильтян данная заповедь Моисея (в скобки заключены оригинальные еврейские слова): «Не произноси имени Господа (Яхве), Бога (Элохим) твоего, напрасно, ибо Господь (Яхве) не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх. 20:7).

В некоторых латинских переводах Библии имя Божие записывалось также, как в иврите, четырьмя буквами без гласных — YHWH. В современном издании Вульгаты используется латинский перевод слова «Сущий» — Ego Sum.

Греческий перевод Библии, Септуагинта, передает имя Яхве синонимом «Господин», по-гречески «Кириос». Впрочем, существуют также древние списки перевода Септуагинты, в которых стоял тетраграмматон «Яхве», написанный еврейскими буквами.

В частности, это можно видеть в Кумранских рукописях, но не только.

«Сущий» у семитских народов

В древности у многих народов существовали теофорные имена — то есть те, в составе которых есть имя того или иного бога. Поэтому в некоторых семитских именах присутствует имя Яхве.

Но могут ли теофорные имена дать представление о том, как звучало то имя, какое Бог открыл Моисею? Могут, но не до конца, потому что они фонетически изменяются и не употребляются в полной форме, считает Десницкий.

«Хотя, например, в имени пророка Исайи — «Ишаягу» («Яхве спас») — присутствует часть имени Яхве», — поясняет библеист.

А как имя Яхве понимают мусульмане? По-арабски это имя звучит как «Аль-Ваджид» и переводится как «Существующий» или «Находящийся постоянно с человеком». Глагол «быть» по-арабски читается «ваджа» и имеет общий корень со словом «Яхве». «Это имя означает, что Всевышний всегда находится с нами, Ему не присущи такие качества, как умирание или возникновение, Он находится в постоянном общении со всем человечеством и со всем сущим», — объясняет Рушан Аббясов.

Иисус Христос и Яхве

«Слово Иегошуа, или, как оно передано по-гречески, «Иисус», означает: «Яхве — Сущий — спасает». Оно широко использовалось у евреев в Палестине во времена Ветхого Завета. Иисус Навин — самое известное из таких имен», — говорит Десницкий.

Евангелие свидетельствует, что сам Иисус Христос произносил имя Божие, хотя делать это евреям было запрещено. «Христос сказал в Евангелии от Иоанна «Я Сущий» (греч. «Эго Эйми» — «Я Есть». — Прим. ред.). Когда Спаситель сказал о Себе: «Прежде чем Авраам был, Я Есть», иудеи пришли в ярость, потому что это звучало для них как богохульство», — объясняет Ковалевский.

В христианстве до сих пор по традиции имя Сущий относят ко Христу. На православных иконах Спасителя в нимбе часто пишут O WΝ. Это совершенная форма глагола «эйми», «быть» — буквальный перевод слова «Яхве» на греческий язык.

Иисус Христос — идеальное имя

Слово «Христос» означает «помазанник» — это перевод на греческий язык еврейского слова «мошиах», или «мессия», имеющего то же значение. Так в Израиле называли тех, над кем совершали обряд помазания ароматным маслом. Помазанниками Божьими в Древнем Израиле были священники, пророки и цари. При этом иудейские пророки, начиная с Моисея, говорили о грядущем пришествии царя-священника, который избавит народ Израиля от всех бед и исправит все несовершенство этого мира.

Христиане верят, что Иисус и есть Тот Самый Христос, который, будучи Богом, стал Человеком, а умерев на кресте и воскреснув из мертвых, избавил мир от главного несовершенства — смерти.

Апостол Петр говорит: нет другого имени, которым можно спастись, кроме имени Иисуса Христа (Деян. 4:12). По словам Десницкого, сказать «нет другого имени» — то же самое, что произнести «нет другой личности». «Тут вряд ли подразумевается имя как сочетание звуков или букв.

Это понятие, тождественное личности», — добавляет эксперт. Иисус Христос — Спаситель человечества, для всех христиан это принципиально важно. «С точки зрения христианства смысл имени Иисус очень подходит к миссии Иисуса Христа на земле — Он спасает человечество.

Это идеальное совпадение значения имени с тем, что сделал человек, носящий это имя», — объясняет Десницкий.

Источник: https://ria.ru/20190203/1550278718.html

Встреча человека с Богом

«Неужели тот свет, который меня согревал всю жизнь, есть лишь отблеск Великого Света!»

10.06.2018 специально для сайта монастыря Артём Перлик  5 873

Святой Николай Сербский говорил, что если бы молодой человек спросил его: «Как спасти свою душу?» — он бы посоветовал только взять на себя заботу хотя бы об одном несчастном человеке.

Много лет назад, когда я только пришел в церковь, в жизни произошел такой случай. Мы с товарищем отправились в студенческое общежитие к знакомой студентке, которая только приближалась к обретению веры. Завязался разговор о религии, и подруга спросила: «Зачем вы ходите в храм?» В этом вопросе не содержалось ни колкости, ни насмешки.

Она и правду хотела понять. Тогда товарищ ответил: «Не надо нас считать глупыми — если бы мы ничего в храме не чувствовали, не ходили бы туда». Слова удивили меня, потому, что в тот момент я ничего не чувствовал в храме. Только спустя время Бог появился в моей жизни как несомненная реальность, пришло то, что на Афоне называют «чувством Бога».

Но и здесь всё приходило постепенно.

Атеистическое наследие

Если человек никогда не испытывал уверенности, что Бог есть, то разобраться логически – «есть Он или нет?» – очень сложно. Причём, если уверенности не было, то сердце, скорее, убедится в том, что Бога нет. «Нет» потому, что я Его «не чувствую».

А то, что говорят другие, – их больная фантазия. Так человек становится атеистом. Однако, атеизм не даёт ответа на вопрос: «Что мне нужно сделать, чтобы убедиться, что Бога нет?».

Единственным осмысленным и логическим ответом могло бы быть: нужно пройти путём религии и на личном опыте узнать, есть ли Бог?

Детям не надо рассказывать, что Бог есть – они Его и так ощущают, потому что их сердца ещё не ослеплены грехом. Один пятилетний мальчик считал себя коммунистом. Прабабушка рассказала ему, что Бог есть, и показала иконы. Он же, поскольку «был коммунистом», очень разозлился, пошел в свою комнату, встал на четвереньки и начал бегать по кругу и кричать: «Бога нет, Бога нет! Бога нет!!!». Но при этом у него было чувство, что надо бегать быстрее, чтобы Бог в него молнией не запустил

Одна советская девочка по имени Ольга в детском саду играла с другими детьми. Они обсуждали какие у Бога, глаза, уши, руки. Глупо шутили по этому поводу. Но при этом у них было чувство глубоко неправильного поступка, которое рождается, когда делаешь что-то очень нехорошее. Дети эти были невоцерковлёнными и дома никому из них о Боге не говорили.

И действительно то, что Бог есть, можно понять даже вглядываясь в мир. Ясно, что такая красота не могла возникнуть сама по себе. Но есть вопрос: какое отношение имеет Бог к моей личной жизни? Как говорил Клайв Льюис: «Какое отношение то, что Он умер и воскрес имеет лично ко мне?»

Здесь можно сказать, что душа человека тоскует. Тоскует даже когда у него есть всё. Душа человека очень велика и её невозможно насытить ни деньгами, ни вещами, ни удовольствиями.

Душа тоскует о настоящей любви. Сама история показывает, что без Бога это желание удовлетворить невозможно. Хотя большинство людей Бога не чувствует, но те из них, кто Его ощутил, говорят удивлённо: «Неужели тот свет, который меня согревал всю жизнь, есть лишь отблеск Великого Света!»

С точки зрения православия Бог действует в жизни каждого конкретного человека, всегда, всецело и постоянно, а не с того момента, как ты об этом подумал и не только в древности. И узнать, что Бог является участником нашей жизни мы можем через личную молитву.

Я видел в жизни священников, которые, молясь, общались с Богом и передавали свой настрой святости другим. Видел и тех священников, для которых богослужение было всего лишь обрядом, они не чувствовали Его. Конечный смысл службы в храме – живая встреча людей с Христом и последующая жизнь с Ним, в которой постоянно расширяешь в сердце место для Него.

Для обретения Его в церкви есть всё. Церковь и служба строятся вокруг причастия — которое и есть Его обретение.

Когда-то, когда я начинал ходить в храм, я тоже ничего не чувствовал в службе. Но я говорил себе, что самые лучшие люди земли испытывали в службе полноту блаженства. Ходил и читал богослужебные книги. И спустя года два пришло живое чувство Бога, которое с годами только возрастало. Но как именно оно пришло? — это и для меня тайна.

«Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа», – так Христос говорил Никодиму. Сейчас, спустя годы, вижу, что мне помогли обрести чувство Бога частое причастие и добрые дела. Кроме того, обретению «чувства Бога» помогает внимательная молитва.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто приносит пасхальные яйца в Германии

Приобрёл опыт – поделись с другими

Одна моя хорошая подруга по имени Ольга рассказывала, как придя в храм долгое время ничего не ощущала, а на богослужении совсем не понимала происходящего. Понимание пришло к ней через чтение книг по литургическому богословию, а чувство Бога через частое (несколько раз в неделю) посещение храмовой службы.

Самое удивительное в православии – «живое богообщение с Живым Богом». Не выдуманные переживания, а живое общение, которое наполняет душу миром и радостью. И в добрых делах мы встречаемся с Богом, и в церковных таинствах, и в молитве. У меня было четыре способа приобщения духовному миру: общение с людьми живой веры, которые ощущают реальность духовного мира, а в некоторых случаях и видят его; постоянное посещение Литургии; личная молитва и добрые дела, которые помогают ощутить Бога.

Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Молитвы по молитвослову — это только часть молитвенной практики.

Нам очень важно говорить с Богом своими словами, чем больше, тем лучше – об этом можно прочесть у святых отцов, а молитвослов только помогает настроить душу на правильный (праведный) лад.

Это подобно тому, когда ребенок, обучаясь музыке, играет классику, а сам импровизирует. Классика приобщает его душу к высоте, помогает импровизации и последующему сочинению собственной музыки.

Страдание проходит, а его опыт навсегда остаётся. Леон Блуа.

Блаженны те души, которые ищут пережить «реальность Бога». Бог для них – сокровище сердца. Страдание так же есть место встречи человека и Бога. Это опыт встречи с Небом, так как испытанная боль делает душу чуткой к истине.

Вера – это присутствие Бога в человеке, а не только доверие историческим фактам, касающимся религии. Насколько Дух Святой наполняет сердце, настолько человек ощущает реальность существования духовного мира.

Вера даётся за чистоту жизни

Святые отцы учат: «Послушай Бога в заповедях, чтобы Он услышал тебя в молитвах». Однажды я спросил старца Илия Оптинского (Ноздрина): «Как научиться верить?». Он ответил: «Вера даётся за чистоту жизни». Бог приходит по мере нашего очищения от зла. К этому открытию приходили не только подвижники. Французский математик Блез Паскаль советовал другу умножать веру уменьшением грехов, а не увеличением доказательств.

Если бы я спросил самого себя, как не сойти с пути веры, то дал бы себе три совета. Первый – находить время для частого посещения литургии и частого причастия. Я пришел в храм почти 14 лет назад и не имел никакого живого ощущения Божьего присутствия. Как, впрочем, и все мои друзья.

Девушка Ольга говорила мне, что приходила в храм как к соседке без всякого живого чувства Господа в сердце. Я понял, что не смогу «жить Богом» без его помощи. Тогда я стал причащаться каждое воскресенье. Но и тогда чувство «присутствия Бога» пришло не сразу. Я верил, и оно пришло, и Бог стал явью, а не философской категорией, как это бывало раньше.

Христос не скрывается от нас и в ответ на наши усилия выходит навстречу.

Второй совет – всегда помнить, что все люди вокруг нас остро нуждаются в любви и заботе. Буквально в том же храме, где мы стоим, есть десятки старушек, которые давно не верят, что кому-то нужны на земле. Подойдите к одной из них, заговорите, проводите до дома. Начните ей помогать хотя бы раз в неделю.

А, если вам это трудно – дайте ей немного денег. Скоро вы узнаете, что в храме или нет, или почти нет ни одной старушки, которая бы не нуждалась в заботе и хорошо питалась. По скромности они не захотят у вас ничего брать – всё равно давайте.

Радуйте других, и Бог сразу же обрадует вас той благодатной радостью, которую можно не узнать даже, проходив в храм двадцать лет, если ты не живёшь для других.

Святитель Николай Сербский: «Письмо человеку который верит в Бога, но не молится Ему»: Трудись и укрепляй в себе веру. Со временем почувствуешь потребность в молитве. Пока слаба твоя вера и не заставляет тебя молиться. Святой Николай Сербский говорил, что если бы молодой человек спросил его: «Как спасти свою душу?» — он бы посоветовал только взять на себя заботу хотя бы об одном несчастном человеке.

Один мой знакомый в храме протянул одной грустной старушке 20 гривен. Она расцвела, преобразилась. На её лице появилась радость. Она плакала и обнимала этого человека, спрашивала, как зовут его и членов его семьи. С тех пор она на каждой службе подходила к нему, обнимала и радовалась, что нужна ему. А больше этого нет ничего на свете

И третий совет – общение с людьми глубокой веры. В таких людях живёт Бог, и мы ощутим Его, общаясь с ними. Рядом с подвижником даже воздух звенит от присутствия Святого Духа и небо сразу становится реальным и близким. Не всем посчастливится встретить святого в жизни, но мы можем читать жития святых. Таких жизнеописаний теперь много, и они все доступны в Интернете.

Я слышал об одной протестантке, которая приняла православие только потому, что прочла книгу старца Софрония о Силуане Афонском. Читая она «явно ощутила свет, сходящий со страниц на душу» – других доказательств ей уже не надо.

Дела и молитва

Бог познаётся опытно делами и молитвой. Путём деятельной помощи другому. В Европе был случай, когда человек хотел спрыгнуть с моста и его увидел православный священник.

Он сказал самоубийце – «вам ведь теперь деньги не будут нужны – пойдите раздайте ваши деньги нищим, а потом возвращайтесь и спрыгните с моста». Молодой человек согласился и раздал деньги. Когда он это сделал, то снова ощутил желание жить.

Открывается Бог и в молитве. Приведу по этому поводу историю, которую рассказала Елена Редкокаша, преподававшая в пятом классе уроки христианской этики.

На уроке одна девочка сказала ей: «я раньше не верила, а теперь сильно верю в Бога». Лена спросила её: «Почему?». Девочка рассказала, однажды, родители ушли куда-то в гости оставив её одну. Она боялась, а тут в доме неожиданно погас свет. Она очень испугалась и сказала так: «Господи, если Ты есть, пусть свет зажжётся». И свет тотчас зажегся.

У одних людей встреча с Богом проходит ярко, у других тихо и почти незаметно.

Человек ходил в храм, но не имел «чувства Бога». Тогда он сказал себе — «святые испытывали на службе полноту радости и обретали подлинный смысл бытия». И он, доверившись опыту святых, стал ходить на службу ничего при этом не ощущая. А спустя несколько лет он с удивлением заметил, что «ощущает Бога» внутри и рядом. Когда это чувство пришло – он и не заметил.

Предыдущий Следующий Самое удивительное в православии – «живое богообщение с Живым Богом». Не выдуманные переживания, а живое общение, которое наполняет душу миром и радостью. И в добрых делах мы встречаемся с Богом, и в церковных таинствах, и в молитве.

Молитва – это встреча с Богом Живым. Православие даёт человеку непосредственный «доступ» к Богу. Если, допустим, мусульманин, внимательный к себе, говорит, что у него нет чувства, что его кто-то слышит (как говорил это будущий православный индонезиец Бамбанг Дви Бъяторо), то «православные живут в чувстве присутствия Бога, ощущают Его присутствие в молитве». Ничего подобного нет вне православия.

Продолжение читайте в следующей статье.

Источник: https://valaam.ru/publishing/69052/

У православных христиан начался великий пост

Второго марта в России начался Великий пост, который продлится вплоть до Пасхи, Светлого Воскресения Христова (19 апреля). «РГ» решила ответить на самые популярные вопросы, касающиеся главного поста в жизни христиан.

«Сытое брюхо к Богу глухо», — повторяли в народе. «их бог — чрево», — говорил апостол Павел. В обычной жизни привязанность к земным сиюминутным заботам настолько отстраняет нас от Бога, что мы забываем, Кто Творец мира, искренно считая, что все в наших руках. Пост — это восстановление подлинной иерархии мироздания, когда мы наглядно осознаем свою малость и зависимость от Создателя.

Причем осознаем это не в ситуации смерти, болезни, любой иной катастрофы — тут-то каждый мгновенно вспоминает, Кто на самом деле держит все в Своей Руке. Пост тоже своего рода микрокатастрофа, на которую человек идет сам, добровольно, отказываясь от всего того, что чаще всего не просто скрашивает обычную жизнь, но и составляет ее суть — потребности тела. И вот, совершая такой разворот от своего телесного, мы возвращаемся к Богу.

То есть пост — это оживление человеком его отношений с Богом.

Диетологи назвали обязательные продукты на время поста

Стоит ли ради этого ограничивать себя в еде, развлечениях, радостях зависать в Сети? Как шутят семинаристы, уж лучше я поспешу к Богу сам, чем меня к Нему приведут скорби, болезни, горе.

Получается, мы выходим навстречу Христу и идем долгой дорогой Великого поста из страха? Нет! И уж точно не ради моды и не для того чтобы, высокомерно глядя на непостящихся, ощущать свою святость. Пост не религиозная диета, и даже не способ духовного роста и самоусовершенствования. Пост — наш подвиг любви к своему Творцу.

И если кому-то последняя фраза покажется напыщенной, пусть он вспомнит, насколько естественно для матери отдать последний кусок хлеба ребенку — акт действенной любви. Логика поста проста. Когда-то, две тысячи лет назад, Иисус Христос, безгрешный и по своей божественной природе бессмертный, добровольно и — важно! — из любви к нам, людям, проделал путь нам навстречу.

Пройдя дорогу на Голгофу, пройдя Крестные Страдания, Распятие, Смерть. Сегодня наша очередь принести нашу жертву Ему, начать наш путь навстречу Христу. Да, это безмерно трудно.

Даже если мы отказываемся от малого — только какого-то продукта питания из привычного нам рациона или обычно радующих нас развлечений, ограничивая себя не до степени, вот все, дальше уже невозможность жить, дальше смерть, а лишь доходя до границы, за которой мы начинаем чувствовать дискомфорт, ощущать неудобства.

Причем жертвовать нужно не по принципу «на тебе, Боже, что мне негоже», жертвовать надо тем, что тебе дорого, к чему прилепилась твоя душа, что важно для твоего тела. Бог не нуждается в том, чтобы мы отказывались от куска мяса и тем более колбасы, Он совершил Свою жертву из любви к нам, людям, и Он нуждается в нашей любви: блаженный Августин вложил в Уста Бога такое обращение Господа к человеку: «Я, Который создал тебя без тебя, не могу спасти тебя без тебя». То есть Бог человека любит, желает его спасения, а вот сам человек

Как усмирить свое тело?

Будем честны, нам и такие жертвы даются с трудом. И они могут оказаться не в подъем.

А значит, начинать Великий пост надо с прихода в храм и разговора со священником: «Батюшка, на какие ограничения благословите?» — в еде, в супружеских отношениях, в молитве: у каждого своя мера и брать надо по силам.

Итак, какие есть варианты воздержания? Что же в Великий пост мы не едим? Высшая планка ограничения — монастырский устав, когда большую часть недели рекомендуется еда даже и без растительного масла, не горячая. Чтобы не вводить никого в соблазн, даже не буду этот устав расписывать. Так поститься не следует, потому что неизбежно сорветесь и надорветесь. Пост должен быть разумным.

Граница самоограничения в пище задается с учетом пола, возраста, состояния здоровья, физических и умственных нагрузок. Миряне, то есть не монахи и не священники, определяют строгость поста, советуясь с духовником, священником в храме, опираясь на здравый смысл. Самый распространенный вариант пищевого ограничения для мирян — отказ от мясной и молочной пищи, от алкоголя.

Порой наша зацикленность на пищевой стороне поста может принимать нелепые формы — когда мы только и делаем, что прикидываем, было ли в съеденной булочке яйцо и сливочное масло. Или когда постная по составу пища при этом такая изысканная, лакомая и соблазнительная, что говорить о посте — явно лукавить. Минимальное внимание этой стороне жизни своего тела, как считают священники, самый правильный путь.

Касается пост и интимных отношений, в эти дни недопустима разнузданность и уместна сдержанность. Хотя в таком деликатном вопросе, как исполнение супружеских обязанностей, священники призывают руководствоваться принципами любви и уважения к чувствам и потребностям своей второй половины.

Чем опасно воздержание в пост?

Владимир Легойда: В бога, о котором вы рассказываете, я не верю

При любом телесном воздержании наше тело — «завеса нашей плоти», отделяющая нас от невидимого мира, утоньшается, мы становимся более восприимчивыми к духовному миру. То есть воздержание — пищевое ли, телесное, только средство. И оно может стать вредным и даже опасным, если существует само по себе.

Если сердце не очищается исповедью, не обращено к Господу постоянной молитвой, не участвует в Таинстве Причастия, не погружено в молитвенный настрой церковных богослужений, не готово отзывчиво откликаться на добрые дела, то при соприкосновении с этим невидимым миром оно оказывается незащищенным перед темными силами.

«Если тело будет истончено постом, а душа не возделывается молитвой, чтением, смиренномудрием, тогда пост порождает многочисленные плевелы — душевные страсти высокоумия, тщеславия, презрения», — писал святитель Игнатий Брянчанинов.

Как в пост не есть людей?

Пост бывает телесный и душевный. Телесный пост — когда чрево постится от пищи и питья. Душевный пост — когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов Полезен нам пост телесный, так как служит к умерщвлению наших страстей. Но пост душевный нужен непременно, потому что и телесный пост без него ничто. Многие постятся телом, но не постятся душой.

Многие постятся от пищи и питья, но не постятся от злых помыслов, дел и слов — и какая им от того польза? Многие постятся через день, два и более, но от гнева, злопамятства и мщения поститься не хотят.

Многие воздерживаются от вина, мяса, рыбы, но языком своим людей, подобных себе, кусают — и какая им от того польза? Некоторые часто не касаются руками пищи, но простирают их на мздоимство, хищение и грабеж чужого добра — и какая им от того польза? Истинный и прямой пост — воздержание от всякого зла. Если хочешь, христианин, чтобы тебе пост полезен был, то, постясь телесно, постись и душевно, и постись всегда.

Как налагаешь пост на чрево свое, так наложи на злые мысли свои и прихоти. Да постится ум твой от суетных помышлений. Да постится память от злопамятства. Да постится воля твоя от злого хотения. Да постятся очи твои от худого видения: «Отврати очи твои, чтобы не видеть суеты». Да постятся уши твои от скверных песен и шептаний клеветнических.

Да постится язык твой от клеветы, осуждения, кощунства, лжи, лести, сквернословия и всякого праздного и гнилого слова. Да постятся руки твои от биения и хищения чужого добра. Да постятся ноги твои от хождения на злое дело. «Уклонись от зла и сотвори добро». Вот христианский пост, которого Бог от нас требует. Покайся и, воздерживаясь от всякого злого слова, дела и помышления, учись всякой добродетели, и будешь всегда перед Богом поститься. Это я пересказывала нашего святого Тихона Задонского.

Как не сорваться в пропасть?

Молиться в пост надо особенно усердно, стараясь не пропускать утреннего и вечернего правила. Священники советуют расширить ежедневный круг молитв за счет псалмов, домашнего разбора текстов богослужения на русском языке — чтобы лучше понимать, что происходит в храме, — изучения великопостной молитвы святого Ефрема Сирина.

Для того чтобы настроить свое сердце на покаяние, нужно обязательно посетить хотя бы одну вечернюю службу, на которой читается Великий покаянный канон Андрея Критского (он совершается с понедельника по четверг 1-й недели Великого поста и в среду на 5-й).

Если вы в течение года причащались редко, то в Великий пост обяжите себя принимать Таинство Причастия еженедельно: в пост обостряется духовная брань — невидимая борьба с нападками бесов, стремящихся помешать нашим усилиям и подвигам, и без благодатной помощи Таинства нам с этим не справиться.

Поклонитесь Кресту Господню в Крестопоклонную неделю — 4-ю неделю Великого поста, посетите храм в пятницу 5-й, когда на вечерней службе читается Акафист Божией Матери. Найдите время помолиться за Литургией Преждеосвященных Даров (в пост она совершается по средам и пятницам). Особое внимание — богослужениям Страстной недели. Это и проложит вам путь к Встрече, станет основой поста.

Как понять, правильно ли проходит пост?

Существует один главный критерий того, правильно ли проходит твой пост. «Пост тогда сделается жертвой, приятной Богу, когда он будет украшен плодами любви» (преподобный Иоанн Кассиан Римлянин). Значит, постясь, надо себя проверять: сохранилась ли в тебе любовь к людям, даже если они как назло только и делают, что едят всякие вкусности прямо у тебя на глазах.

Источник: https://rg.ru/2020/03/02/velikij-post-zachem-bogu-nuzhno-chtoby-ia-ne-el-kolbasu.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь