Какая религия у армян

Религия армян

Какая религия у армян

История армянской культуры берет свое начало в глубокой древности. Традиции, уклад жизни, вероисповедание продиктованы религиозными взглядами армян. В статье рассмотрим вопросы: какая вера у армян, почему армяне приняли христианство, о крещении Армении, в каком году армяне приняли христианство, о различии григорианской и православной церквей.

Принятие христианства Арменией в 301 году

Религия армян зародилась в I веке нашей эры, когда основатели Армянской апостольской церкви (ААЦ) Фаддей и Варфоломей проповедовали в Армении. Уже в IV веке, в 301 году христианство стало официальной религией армян. Начало этому положило царь Трдат III. Он пришел к правлению царским престолом Армении в 287 году.

Апостол Фаддей и Варфоломей — основатели Армянской апостольской церкви

Изначально Трдат не был благосклонен к христианству и устраивал гонения на верующих. Он заключил святого Григория в тюрьму на 13 лет. Однако, сильная вера армянского народа победила. Однажды царь потерял рассудок и исцелился благодаря молитвам Григория — святого, проповедующего православие. После этого Трдат уверовал, крестился и сделал Армению первым в мире христианским государством.

Крещение царя Трдата, сделавшего православие государственной религией армян

Армяне — католики или православные, сегодня составляют 98% населения страны.  Из них 90% представители Армянской апостольской церкви, 7% — Армянской католической церкви.

Армянская апостольская церковь не зависит от православной и католической церквей

Армянская апостольская церковь стояла у истоков зарождения христианства армянского народа. Она относится к древнейшим христианским церквям. Ее основателями считаются проповедники христианства в Армении — апостолы Фаддей и Варфоломей.

Догмы ААЦ значительно отличаются от православия и католицизма. Армянская церковь автономна от православной и католической церквей. И это ее главная особенность. Слово апостольская в названии отсылает нас к истокам зарождения церкви и указывает на то, что христианство в Армении стало первой государственной религией.

Монастырь Оганаванк (IVв.) — один из древнейших христианских монастырей во всём мире

ААЦ ведет летоисчисление по Григорианскому календарю. Однако, она не отрицает и Юлианский календарь.

Во времена отсутствия политического управления Григорианская церковь брала на себя функции правления. В связи с этим роль Католикосата в Эчмиадзине на долгое время стала главенствующей. Несколько веков подряд главным он считался центром власти и управления.

В современное время действует Католикосат всех Армян в Эчмидизиане и Киликийский Католикосат в Антилиасе.

Кафедральный собор в Эчмиадзине. Католикосат всех армян.

Католикос — епископ в ААЦ

Католикос родственное понятие слова епископ. Титул высшего звания в ААЦ.

В состав Католикоса всех Армян входят епархии Армении, России, Украины. В состав Киликийского католикоса входят епархии Сирии, Кипра и Ливана.

Традиции и обряды ААЦ.

Матах — приношение в благодарность Богу

Один из важнейших обрядов ААЦ — матах или угощение, благотворительный обед. Некоторые путают этот обряд с животным жертвоприношением. Смысл состоит в подаянии милостыни бедным, что является приношением для Бога. Матах совершается в качестве благодарения Бога за благополучный конец какого-то события (выздоровление родного человека) или, как просьба о чем-либо.

Для проведения матаха закалывают скот (быка, овцу) или птицу. Из мяса варят бульон с солью, которую заранее освятили. Мясо ни в коем случае не должно остаться недоеденным до следующего дня. Поэтому его делят и раздают.

Передовой пост

Этот пост предшествует Великому посту. Передовой пост начинается за 3 недели до Великого и длится 5 дней — с понедельника по пятницу.  Его соблюдение исторически обусловлено постом святого Григория. Это помогло апостолу очиститься и молитвами исцелить царя Трдата.

Причащение

Хлеб во время причащения используется пресный, однако, нет принципиальной разницы между пресным или квасным. Вино не разбавляется водой.

Армянский священник окунает хлеб (предварительно освященный) в вино, ломает и дает вкусить желающим причаститься.

Крестное знамение

Совершается тремя пальцами слева направо.

Чем Григорианская церковь отличается от православной

Монофизитство — признание единой природы Бога

Долгое время отличия армянской и православной церкви не были заметны. Примерно к 6 веку стали ощутимы различия. Говоря о разделении армянской и православной церквей следует вспомнить о возникновении монофизитства.

Это ответвление христианства, согласно которому природа Иисуса не двойственна, и он не имеет телесной оболочки, как человек. Монофизиты признают в Иисусе одну природу. Так, на 4-м Халкидонском Соборе произошел раскол между григорианской церковью и православной. Монофизиты армяне были признаны еретиками.

Отличия григорианской и православной церквей

  1. Армянская церковь не признает плоти Христа, ее представители убеждены, что его тело — эфир. Главное отличие кроется в причине отделения ААЦ от православия.
  2. Иконы. В григорианских храмах нет обилия икон, как в православных. Только в некоторых церквях встречается небольшой иконостас в углу храма. Армяне не молятся перед святыми образами. Некоторые историки связывают это с тем, что Армянская церковь занималась иконоборчеством.

Интерьер традиционного армянского храма с небольшим количеством икон. Церковь Гюмри

  1. Различие в календарях. Представители православия ориентируются на Юлианский календарь. Армянские 1 на Григорианский.
  2. Представители Армянской церкви крестятся слева направо, православные — наоборот.
  3. Духовная иерархия. В григорианской церкви 5 степеней, где высшей является католикос, далее — епископ, священник, дьякон, чтец. В русской церкви всего 3 степени.
  4. Пост продолжительностью 5 дней — арачаворк. Начинается за 70 дней до Пасхи.
  5. Так как армянская церковь признает одну ипостась Бога, то и в церковных песнях воспевается лишь одна. В отличие от православной, где поют о триединстве Бога.
  6. Во время Великого поста, армяне могут есть сыр и яйца по воскресеньям.
  7. Григорианская церковь живет по постулатам всего трех соборов, хотя было их семь. На 4-й Халкидонский Собор армяне попасть не смогли, в связи с чем не приняли постулаты христианства и проигнорировали все последующие соборы.

Источник: https://hranitel.club/116-armyane-religiya

Церковный рейд: армянская апостольская церковь «Сурб Хач»

Какая религия у армян

О том, что в городе существует армянская апостольская церковь, многие даже не догадываются — неприметный храм расположился в Постниковом овраге по соседству с городским зоопарком.

Но место стоит того, чтобы его найти: за высоким кирпичным забором скрываются стены цвета трюфеля, молодые виноградники во дворе и зеленеющая ухоженная лужайка. Увидеть их могут прихожане любой национальности.

«Большая Деревня» выяснила у настоятеля церкви «Сурб Хач», священника отца Киракоса Агосяна, чем отличаются армянская и русская церкви, как прихожан созывают на богослужения по смс, почему свечи нужно ставить в песок и как православные бабушки учат армян креститься.

Особенности армянской церкви

В 301 году Армения стала первой в мире страной, принявшей христианство в качестве государственной религии. Уже много веков русская и армянская церкви сохраняют добрососедские отношения, несмотря на конфессиональные различия.

Оба института исповедуют во Христе одно лицо и две природы — человеческую и божественную. Но в русской православной церкви, как объяснил отец Каракос, эта природа разделена, в армянской — соединена, но не смешана. «Когда Иисус плакал, он делал это как человек.

Когда творил чудо — это был уже Бог», — поясняет настоятель.

Если я поставил за упокой и молюсь за здоровье, это разве будет неправильно? Бог не услышит?

В Самару отец Киракос по распределению прибыл из Кишинёва

Если не брать в расчет различия в архитектурном облике, которые диктуют национальные особенности, резких расхождений у двух церквей нет.

В армянской так же проводят богослужения, отмечают Пасху и Рождество, устраивают обряды вроде крещения или венчания. Впрочем, прихожане, привыкшие к обилию икон и свечей, здесь растеряются.

Религиозных изображений совсем немного, а свечи ставят в песок, для которого выделена только одна площадка.

Каракос Агосян объясняет: «Не имеет значения, куда ставить свечку: ты общаешься с Богом и он понимает. Если я поставил за упокой и молюсь за здоровье, это разве будет неправильно? Бог не услышит?». По словам настоятеля, использование песка тоже не носит символического характера — это просто удобно: «Есть законы, которые обязательно нужно сохранить, а есть обычаи, которые для каждой церкви свои».

Появление храма в Самаре

Стены храма выкрашены в тон, гармонирующий с отделкой из национального камня туф

Прихожане жаловались, что бабульки в православных церквях пытались переучить армян креститься

Первый молитвенный дом армян, с конца XIX века располагавшийся на Садовой, 97, был ликвидирован в советский период — по понятным причинам. Церковь «Сурб Хач» («Святой крест» — прим. ред.) открылась в Самаре 17 ноября 2003 года после четырёхлетнего строительства. Храм возвели на деньги прихожан. Главным меценатом выступил руководитель армянской общины, бизнесмен Артур Мартиросян.

До этого религиозным самарским армянам приходилось ходить в русские храмы. Прихожане часто жаловались: бабульки в православных церквях пытались переучить их креститься на свой лад (армяне крестятся слева направо — прим. ред.).

Тем не менее, отмечает священник, до сих пор люди из общины и он сам ходят в православную церковь, ровно, как и наоборот — русские прихожане и священнослужители приходят поставить свечку в армянский храм.

Работать в полную силу новое место начало 1 апреля 2004 года. К этому времени в город перебрался и сам настоятель. В Самару Киракоса Агосяна перенаправили из Кишинева по решению каталикоса: священнослужителей распределяют в Армении, в религиозной столице страны — Эчмиадзине, где находится главный собор армянской церкви.

Язык здешних писаний и богослужений — староармянский

Сегодняшняя диаспора, по словам настоятеля, насчитывает в Самаре не более пятнадцати тысяч человек. В церковь приходит 30-40% от их числа. Первое время, отмечает он, о появлении «своего» храма многие армяне не знали — даже на праздничные богослужения приходило 3-4 человека.

С каждым годом ситуация улучшается. Этому во многом способствует отлаженное взаимодействие церкви с прихожанами: о дате и времени начала богослужений оповещают через смс-рассылку или в сообществах вконтакте и фейсбуке.

Русские иконы и армянские камни

Небольшая, но уютная церковь «Сурб Хач» вмещает около двухсот человек. Стены выкрашены в цвет трюфеля, чтобы гармонировать с отделкой из камня туф. Горная порода встречается только в Армении, и потому является одним из национальных символов. Чтобы чувствовать себя за границей комфортнее, армяне используют туф для отделки не только церквей, но и домов.

Большая часть икон и изображений в Сурб Хач — русские

Минималистичное оформление подчеркивает небольшое количество икон. «Для каждого народа церковь, как ребенок для родителей, — самая хорошая и красивая. Наши предки сделали так, чтобы картинок было немного.

Прихожане не должны отвлекаться на золотистые иконки» — объясняет священник. При этом большая часть изображений в «Сурб Хач» — русские.

Заменить их на национальные символы планируют после окончания реставрации церкви, которая стартовала в начале апреля: уже заказано четырнадцать армянских икон.

Большая часть изображений и икон в церкви — русские

После ремонта внешний вид храма изменится. Стены покрасят в светлые тона. По словам настоятеля, эти перемены несут не только эстетику. В 2015 исполнилось сто лет со времен армянского геноцида — в церкви решили, что до этого года здание будет темным в знак скорби, а после его перекрасят.

Сохранить язык и обыграть в футбол

Если ты забываешь свой язык, ты забудешь и свою родину

Армянская церковь всегда сопровождается эпитетом «национальная». Ее цель — сохранить культурные ценности своего народа.

«Церковь объединяет, причем не только в Армении — это особенно нужно за границей. Мы думаем не только о духовном, но и о том, чтобы сохранить родной язык. Россия для нас — вторая родина, но и первую мы забывать не должны.

Многие молодые люди сегодня не говорят на армянском, а значит, родной язык не будут знать ни их дети, ни внуки. Если ты забываешь свой язык, ты забудешь и свою родину», — отмечает отец Киракос Агосян.

Богослужения в церкви проходят на староармянском языке, на нем же слева от алтаря начертан «Отче наш».

Храм рассчитан на 200 прихожан

Представители местной молодежной общины дважды брали кубок по межконфессиональному футболу

Чтобы родившиеся в России дети росли билингвами и не забывали корни, при церкви существует воскресная школа. В обучают армянскому языку и истории родной страны 50 детей. Также местная малышня поет в хоре и занимается в танцевальном ансамбле «Варага». Нейминг кружка не случаен: Варага — название горы в западной Армении.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда день рождения у Матроны Московской

Представители молодежной общины — двукратные чемпионы по межконфессиональному футболу. За кубок в городе борются православные, католики, мусульмане и баптисты. Ближайшая религиозная игра с мячом пройдет 11 июня в МТЛ «Арена».

Каменная память

Проникнуться национальным колоритом можно, даже не заходя в церковь. На территории зеленеет лужайка и стоят хачкары — армянские памятники в виде стелы с резным изображением креста. Еще до окончания возведения церкви, в 2001 году, здесь появился первый из них — посвященный1700-летию принятия христианства армянами и символизирующий дружбу русского и армянского народов.

Сразу два монумента посвящены трагическим событиям, о которых здесь помнит каждый. Первый — память о геноциде и Спитакском землетрясении 1988 года, унесшем жизни 25000 армян, — даровала семья благотворителей из числа прихожан.

Сейчас памятник находится на реставрации. Еще один хачкар в прошлом году привезли из Армении — там из туфа изготовили крест в честь полутора миллионов человек, погибших во время геноцида.

Все они, объясняет отец Киракос, лишились жизни за веру и родину, а потому за них молятся, как за святых мучеников.

Один из памятников изготовлен в память о войне в Арцахе

Не забывают армяне и об еще одном «кровавом» событии, крайне болезненном для всего народа. Перед входом в церковь расположена статуя в память о войне в Арцахе, известной как Карабахский конфликт между армянским и азербайджанским народом.

Соседство с зоопарком не мешает. Это наш Ноев ковчег

Также на лужайке стоит деревянная беседка. В теплое время в ней собираются священнослужители и прихожане: читают Библию, обсуждают религиозные вопросы и насущные проблемы церкви. Рядом с беседкой разбили виноградник: первые небольшие гроздья собрали уже в прошлом году. Вскоре, рассказывает настоятель, на территории появится отдельное здание воскресной школы: по утвержденному проекту, в ней будет один этаж с классами и конференц-залом.

Школа расположится под боком у Самарского зоопарка. Такое соседство, по словам здешних служителей, церкви не мешает: «Мы считаем, что это наш Ноев ковчег» — объясняют они.

Подпишитесь на наш Instagram — только важные новости и красивые фото Самары

Источник: https://bigvill.ru/city/13550-tserkovnyj-rejd-armyanskaya-apostolskaya-tserkov-surb-hach/

Армянская церковь. В чем разница между православием и армянским христианством?

Какая религия у армян

Армянская церковь — одна из древнейших христианских общин. В 301 году Армения стала первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии. Уже много веков между нами нет церковного единства, но это не мешает существованию добрососедских отношений.

На прошедшей 12 марта встрече с послом Республики Армения в России О.Е.

Есаяном, Святейший Патриарх Кирилл отметил: «Наши отношения уходят вглубь веков Близость наших духовных идеалов, единая нравственная и духовная система ценностей, в которой живут наши народы, являются фундаментальной составляющей наших отношений».

Читатели нашего портала часто задают вопрос: «В чем различие между православием и армянским христианством»?

Протоиерей Олег Давыденков, доктор богословия, заведующий кафедрой восточно-христианской филологии и восточных Церквей Православного Свято-Тихоновского Богословского Университета отвечает на вопросы портала «Православие и мир» о дохалкидонских церквях, одной из которых и является Армянская церковь.

В чем различие между православием и армянским христианством

— Отец Олег, прежде чем говорить об армянском направлении монофизитства, расскажите о том, что такое монофизитство и как оно возникло?

— Монофизитство — это христологическое учение, сущность которого состоит в том, что в Господе Иисусе Христе только одна природа, а не две, как учит Православная Церковь. Исторически оно появилось как крайняя реакция на ересь несторианства и имело не только догматические, но и политические причины.

Православная Церковь исповедует во Христе одно лицо (ипостась) и две природы – божественную и человеческую. Несторианство учит о двух лицах, двух ипостасях и двух природах. Монофизиты же впали в противоположную крайность: во Христе они признают одно лицо, одну ипостась и одну природу.

С канонической точки зрения различие между Православной Церковью и монофизитскими церквами заключается в том, что последние не признают Вселенские Соборы, начиная с IV-го Халкидонского, который принял вероопределение (орос) о двух природах во Христе, которые сходятся в одно лицо и в одну ипостась.

Армянская Церковь. Монофизиты

Название  «монофизиты» было дано православными христианами противникам Халкидона  (сами себя они называют православными). Систематически монофизитская христологическая доктрина сформировалась в VI в., благодаря прежде всего трудам Севира Антиохийского(+ 538 г.).

Современные нехалкидониты стараются модифицировать свое учение, утверждают, что их отцов обвиняют в монофизитстве несправедливо, поскольку те анафематствовали Евтиха1, но это изменение стилистики, не затрагивающее сути монофизитского вероучения. Работы их современных  богословов свидетельствуют о том, что принципиальных изменений их доктрины не происходит, существенных различий между монофизитской христологией VI в. и современной нет. Еще в VI в.

появляется учение о «единой сложной природе Христа», составившейся из божества и человечества и обладающей свойствами обоих естеств. Однако этим не предполагается признание во Христе двух совершенных природ – природы божественной и природы человеческой. Кроме того, монофизитство почти всегда сопровождается монофилитской и моноэнергистской позицией, т.е.

учением о том, что во Христе только одна воля и одно действие, один источник активности, которым является божество, а человечество оказывается его пассивным орудием.

— Отличается ли армянское направление монофизитства от других его видов?

— Да, отличается. В настоящее время существует шесть нехалкидонских церквей (или семь, если Армянский Эчмиадзинский и Киликийский католикосаты рассматривать, как две, де-факто автокефальных церкви). Древние Восточные церкви можно разделить на три группы:

1) Сиро-яковиты, копты и малабарцы (Маланкарская церковь Индии). Это монофизитство севирианской традиции, в основе которой лежит богословие Севира Антиохийского.

2) Армяне (Эчмиадзинский и Киликийский католикасаты).

3) Эфиопы (Эфиопская и Эритрейская церкви).

Армянская церковь в прошлом отличалась от остальных нехалкидонских церквей, даже сам Севир Антиохийский был анафематствован армянами в VI в. на одном из Двинских соборов как недостаточно последовательный монофизит.

На богословие Армянской церкви значительное влияние оказывал афтартодокетизм (учение о нетленности тела Иисуса Христа с момента Воплощения).

Появление этого радикального монофизитского учения связано с именем Юлиана Галикарнасского, одного из основных оппонентов Севира внутри монофизитского лагеря.

В настоящее время все монофизиты, как показывает богословский диалог, выступают с более-менее одинаковых догматических позиций: это христология, близкая к христологии Севира.

Говоря  об армянах, следует отметить, что сознание современной Армянской церкви характеризуется выраженным адогматизмом.

Если другие нехалкидониты церкви проявляют немалый интерес к своему богословскому наследию и открыты для христологической дискуссии, то армяне, напротив, мало интересуются собственной христологической традицией.

В настоящее время интерес к истории армянской христологической мысли проявляют скорее некоторые армяне, сознательно перешедшие из Армяно-Григорианской церкви в Православие, причем, как в самой Армении, так и в России.

Армянская Церковь. Диалог

Ведется ли сейчас богословский диалог с Дохалкидонскими церквами?

— Ведется с переменным успехом. Итогом такого диалога между Православными христианами и Древневосточными (Дохалкидонскими) церквами стали так называемые Шамбезийские соглашения. Одним из основных документов является Шамбезийское соглашение от 1993 года, которое содержит согласованный текст христологического учения, а также содержит механизм восстановления общения между «двумя семьями» Церквей через ратификацию соглашений синодами этих Церквей.

Христологическое учение этих соглашений имеет целью найти компромисс между Православными и Древневосточными церквами на основе богословской позиции, которую можно было бы охарактеризовать как «умеренное монофизитство».

В них содержатся двусмысленные богословские формулы, которые допускают монофизитское толкование.

Поэтому реакция в православном мире на них не однозначна: четыре Православные Церкви их приняли, некоторые приняли с оговорками, а некоторые принципиально против этих соглашений.

Русская Православная Церковь также признала, что эти соглашения недостаточны для восстановления евхаристического общения, поскольку в них содержатся неясности в христологическом учении. Требуется продолжение работы по устранению неясных толкований.

Например, учение Соглашений о волях и действиях во Христе можно понять и дифизитски (православно) и монофизитски. Все зависит от того, как читающий понимает соотношение воли и ипостаси. Рассматривается ли воля, как принадлежность природы, как в православном богословии, или она усвояется ипостаси, что характерно монофизитству.

Второе Согласованное заявление от 1990 года, которое лежит в основе Шамбезийских соглашений 1993 года, не дает ответа на этот вопрос.

С армянами же сегодня вряд ли вообще возможен догматический диалог, по причине отсутствия с их стороны интереса к проблемам догматического характера. После того, как в середине 90-х гг. стало понятно, что диалог с нехалкидонитами зашел в тупик, Русская Православная Церковь начала двухсторонние диалоги – не со всеми нехалкидонскими Церквями вместе, а с каждой в отдельности.

В результате определилось три направления для двусторонних диалогов: 1) с сиро-яковитами, коптами и армянским Киликийским католикосатом, согласившимися вести диалог только в таком составе; 2) Эчмиадзинским католикосатом и 3) с Эфиопской церковью (это направление не получило развития). Диалог с Эчмиадзинским католикосатом не затрагивал вопросов догматических.

Армянская сторона готова обсуждать вопросы социального служения, пастырской практики, различные проблемы общественной и церковной жизни, но к обсуждению догматических вопросов интереса не обнаруживает.

— Как монофизиты сегодня принимаются в Православную Церковь?

— Через покаяние. Священнослужители принимаются в сущем сане. Это древняя практика, так принимали нехалкидонитов и в эпоху Вселенских Соборов.

С протоиереем Олегом Давыденковым беседовал Александр Филиппов.

Источник: https://www.pravmir.ru/v-chem-raznica-mezhdu-pravoslaviem-i-armyanskim-xristianstvom/

Первая Христианская Страна

Страна Армения была первой страной в мире, которая приняла христианство как государственную религию в 301 году. Христианство сыграло чрезвычайно важную роль в формировании армянского народа на протяжении более 1,700 лет. Религия была неотъемлемой частью армянской идентичности и изменила ход истории. 

На самом деле, христианские общины были созданы в Армении до христианства, объявленного государственной религией. Начиная с 40 г. н.э., проповеди Таддеуса и Варфоломея, 2 из 12 апостолов, оставили свой след в истории Армении.  

Краткая история христианства в Армении  

История становления христианства государственной религией вращается вокруг двух центральных фигур армянской истории – царя Трдата III и Святого Григория Просветителя. Царь Тиридат III (Трдат, армянин) поднялся на трон после того, как его отец Хосров II и мать были убиты Анаком Парфяном. Этот же Анак был отцом Григория, последний был единственным оставшимся в живых из семьи после того, как все они были казнены за убийство короля. 

Трдат правил хорошо, оттесняя назад врагов и поддерживая мир внутри своего королевства. Римские альянсы были налажены, персов вытеснили из Армении, и все казалось хорошо, когда он окончательно обосновался в городе Вагаршапат. Тем временем Григорий рос в Каппадокии среди христиан. Он женился на благочесной христианке по имени Мириам и имел двух сыновей, прежде чем уйти, чтобы вести монашескую жизнь, надеясь благовествовать Армении и искупить грехи своего отца. 

История Святого Григория и Хор Вирапа 

Прибыв в Армению, Григорий попытался помочь новому королю и начал работать секретарем в армии. В это время политеизм по-прежнему обладал духовным владением нации, и на языческом фестивале он был приказан королем сделать жертву богине Анаит.

Когда он отказался, сославшись на свою христианскую веру, Григория выгнали его сверстники, которые рассказали королю о его связи с Анаком. Разъяренный, Трдат подверг пыткам Григория и бросил в яму подземелья.

На месте, где Григорий отбывал свое наказание – сейчас монастырь Хор-Вирап, у подножия горы Арарат. Хор Вирап.  

В ожидании, что Григорий медленно умрет от голода, он выжил благодаря видениям вдовы-христианки. На протяжении 13 лет его тюремного заключения в яме, женщина каждый день кормила его свежеиспеченным хлебом. У вдовы был странный сон с инструкциями – бросить свежеиспеченный хлеб в яму.  

В течение этого времени Тиридатес подвергал изгнанию христиан по всей стране, что в какой-то момент свело его с ума. Однажды у сестры царя был сон, где к ней явился ангел и сказал, что только лишь Григорий сможет излечить царя. Однако взамен Трдат обязан признать веру Христа. Таким образом, после долгих лет тюремного заключения Григорий был выведен из ямы, чтобы вылечить королевское безумие. 

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто был первым обер прокурор Синода

С помощью молитв Григория царь был излечен, и с этого момента он начал помогать святому распространять христианство по всей Армении и в 301 г. н.э. христианство в Армении было провозглашено государственной религией.  ​

Религия в Армении На Сегодняшний День 

Сегодня около 94% армян являются членами Армянской Апостольской Церкви. Эта ветвь Православной Церкви получила свою веру непосредственно от апостолов, Тадеуса и Варфоломея, которые проповедовали в Армении в первом веке. Христианская вера глубоко сформировала армянскую культуру: хачкары (крестообразные резьбы), разбросанные по самым отдаленным долинам, древние монастыри, расположенные на вершинах гор, окруженных захватывающим духом природы. 

Цель Армянской церкви — сохранение армянской идентичности и культуры. Хотя Армянская церковь имеет статус национальной церкви, государство и церковь действуют независимо друг от друга. 

Другие религии также распространены по всей Армении. Конституция Армении поддерживает свободу вероисповедания и свободу другими религиозными убеждениями в стране. Разные религии, такие как Езидизм и Ислам, хотя и в меньших масштабах, практикуются в стране.

Источник: https://armenia.travel/ru/armenia/first-christian-country

Религия Армян

Армения — первая страна, принявшая христианство в качестве государственной религии. В 1 веке нашей эры христианство было проповедано армянскому народу апостолами Варфоломеем и Фаддеем. В те времена армяне были язычниками.

В 301 году н.э. святитель Григорий Просветитель убедил царя Армении Тиридата Великого принять христианство.

Переход из язычества в христианство

В работе Агатангехоса «История армян» говорится, что Кристиан Григорий Просветитель вступил в армянскую армию. Причиной этого был тот факт, что он чувствовал себя виноватым за грехи своего отца — Анака, который убил отца царя Тиридата.

В армии Григорий работал секретарем короля. В это время большинство армян поклонялись различным богам. Во время одной из языческих церемоний король приказал Григорию возложить венок к статуе богини Анаит. Будучи христианином, он отказался сделать это, что привело в ярость короля.

Вскоре Тиридату сказали, что Григорий — сын убийцы его отца. Он приказал пытать его и бросил в глубокую подземную тюрьму под названием Хор Вирап.

Во время заключения, группа девственных монахинь приехала в Армению. Тиридат приказал привести их в свой дворец, когда ему рассказали о совершенной красоте одной из девственниц по имени Рипсиме.

Когда король увидел ее, он потребовал выйти за него замуж, но Рипсиме отказалась. Таким образом, разгневанный Тиридат приказал пытать и убивать всех девственных монахинь, которые приехали в Армению. В легенде говорится, что после этого король сильно заболел, и его поведение сильно изменилось. Он стал похож на кабана и убежал в лес.

Его сестра — Хосровидухт увидела сон о ее брате и Григории. Она была убеждена, что Григорий был еще жив в темнице и что он мог спасти ее брата. Хотя Григорий был заключен в тюрьму на 13-14 лет, Хосровидухт приказал вернуть его. Они узнали, что Григорий еще жив благодаря одной доброй женщине, которая каждый день кидала ему кусок хлеба.

В 301 году нашей эры Григорий вылечил болезнь Тиридата. Его удивительная сила поразила царя, и он решил провозгласить христианство официальной государственной религией в Армении. После этого Григорий стал первым католикосом Армянской Апостольской Церкви.

Как христианская страна, все святыни идолов были разрушены, и на их местах были построены новые церкви и монастыри.

Статистика о религиях в Армении

Согласно статистике за 2011 год, 94,8% армян являются христианами, которые являются членами Армянской Апостольской Церкви. 

В 301 году Армянская Апостольская Церковь стала первой ветвью христианства, которая была принята в качестве государственной религии. Население Армении составляет около 3 миллионов человек, из которых 98,1% составляют этнические армяне. 93% из них принадлежат к Апостольской Церкви.

Духовный центр Армянской Апостольской Церкви находится в Эчмиадзинском Соборе. Он был построен по приказу Григория Просветителя после того, как он увидел видение Христа, спускающегося по земле и показывающего золотым молотком место. Он был уверен, что Бог хочет, чтобы он построил там главную армянскую церковь, и назвал ее Эчмиадзин, что означает «место спуска Единорода». Эч-իջնել (спуститься) ми-единственный, дзин-ծին (рожденный). 

В Конституции Армении упоминается, что люди, которые живут в Армении, имеют право выбирать религию. Они имеют право практиковать и менять свои религиозные убеждения.

По данным переписи 2011 года в религии 1,2% людей, проживающих в Армении, составляют восточное православие, протестантизм, реставрационизм, католическая церковь, вера бахаи, ислам, иудаизм, езидизм.
 

Источник: https://armeniadiscovery.com/ru/articles/religion-in-armenia

Кому молятся в Армении?

С V века армянский народ возымел свою собственную церковь, которая глубоко связана с культурой и историей армян.

В составе Армянской апостольской церкви, существуют два католикосата — католикосат всех армян, с центром в Эчмиадзине (Армения) и Киликийский католикосат, с центром в ливанском городе Антилиасе. Но главный, конечно, является католикос в Армении. Также в составе ААЦ есть два автономных патриархата — Константинопольский и Иерусалимский, которые находятся под руководством католикоса всех армян.

Сегодня 92% населения Армении являются приверженцами Армянской Апостольской церкви, причем среди них не только армяне, но и греки, грузины и русские.

Армянская Католическая церковь

Католицизм с армянским колоритом

Первые католические миссионеры появились на Кавказе в XII веке вместе с итальянскими купцами, которые основали несколько городков на черноморском побережье, среди которых были: Матрега (современная станица Таманская), колония-крепость Копа (нынешний Славянск-на-Кубани), Мапа (Анапа) и Бата (Новороссийск).

В итоге деятельности миссионеров в католицизм обратились даже некоторые черкесы. Их община просуществовала до XVII века.

Попытку католизации Армении предпринимали крестоносцы. Тогда, в XII — XIII веках католическое воинство решило освободить Святую Землю (Палестину) от власти ислама. Так европейцы завязали контакты с Армянской церковью. Правда, как ни старались рыцари, но склонить армян к церковной унии им не удалось. Лишь в XVlll веке частью армянского духовенства была основана Армянская Католическую церковь.

_____________

В наши дни, в основном, верующие армяно-католики живут на Ближнем Востоке и в Европе, но их общины существуют в Армении и на юге России. Глава АКЦ живет в Ливане, городе Бейрут. Армянские католики признают главенство Папы Римского и католические догматы, но используют в богослужении свой исторический армянский обряд. В настоящее время в Армении армяно-католиков проживает 0,5% от всего населения.

В начале ХХІ века АЕЦ имела около 100 приходов во многих странах от Канады и США до Ливии и Ирака. На территории Армении есть одна церковь и 50 молитвенных домов. 1 % населения страны принадлежит к АЕЦ.

Ислам

Религия Мухаммеда распространилась в Армении еще во времена арабского завоевания в VIII веке, а далее при персидском и турецком правлении. В начале XX века в Эриваньском уезде насчитывалось до 62% мусульман. За век потрясений, революций и войн, в частности Карабахского конфликта, доля мусульман в Армении сократилась до 0,1%. Сейчас в Армении проживает около трех тысяч мусульман шиитского толка. Этнически это, в основном, курды и персы.

Этанизм — «национальная религия» армян

В конце 80-х — начале 90-х в Армении, как и во многих странах постсоветского пространства начали развиваться неоязыческие движения, желавшие возродить «религию предков». Но армянское неоязычество уходит корнями еще в начало XX века, когда армянский мыслитель Гарегин Нжде создал учение Тцахарон, что означает «национальная религия». Войны, революции и Советская власть прервали возрождение армянской религии почти на 80 лет.

Только в 1991 году Слак Какосаян, реэмигрант из США, создал «Орден детей Ари» и приступил к возрождению «веры отцов». Он же стал редактором сборника армянских мифов — священного писания Ухтагирк («Книга Клятв»). К слову, скажем, что согласно данной книге, верховный бог Ара создал младших богов, а спустя божественное мгновение богиня Анаит сотворила человечество. На сегодняшний день этанисты проводят свои ритуалы в знаменитом храме в Гарни, у них есть свои жрецы.

Общая численность родноверов в Армении составляет 5 434 человек или 0,18 % от населения страны.

Езидизм — загадочная религия Ближнего Востока

Вера курдов-езидов представляет собой удивительную палитру религий Ближнего Востока: христианства, ислама и зороастризма. Сама эта религия возникла примерно в XII веке, основателем был Ади ибн Мусафир. Согласно вере езидов, которая изложена в Книге откровения и Чёрной книге, Бог за девять дней создал семь ангелов, небо, Землю и солнце.

А ангела-павлина Малак Тавуса назначил владыкой всего сущего. Согласно мифу, когда Бог сотворил Адама, Тавус отказался преклониться перед человеком и был сброшен с Небес в Ад. Там на протяжении тысячелетий он горько плакал над страданиями грешников, залив слезами всю Преисподнюю. И Ада не стало. За это Бог и сделал его владыкой мира.

С тех пор Тавус смотрит на мир через свое око — Солнце.

Согласно переписи населения Армении на 2011 год езидизм исповедуют 25 204 человек или 0,83% населения. В основном езиды проживают в Армавирской области страны. 29 сентября 2012 года в этом регионе, в селе Анкалич был торжественно открыт и освящен езидский храм «Зиарат». Это первый храм, построенный за пределами северного Ирака — родины езидов.

Источник: http://russia-armenia.info/node/53193

Чем Армянская Апостольская Церковь отличается от православной? — Судьба инфо

Христианский мир секуляризирован настолько, что европейские народы, некогда бывшие оплотом евангельских ценностей, называют постхристианской цивилизацией. Светскость общества позволяет воплощать самые фантасмагорические стремления.

Новые нравственные ценности европейцев вступают в противоречие с тем, что проповедует религия. Армения является одним из немногих примеров верности тысячелетним этнокультурным традициям.

В этом государстве на самом высоком законодательном уровне свидетельствуется о том, что многовековой духовный опыт народа является национальным достоянием.

Какая религия в Армении официальная

Более 95% трехмиллионного населения страны являются членами Армянской апостольской церкви. Эта христианская община — одна из древнейших в мире. Ортодоксальные теологи относят закавказское сообщество верующих к пяти другим, так называемым антихалкидонитским общинам. Устоявшееся богословское определение не дает исчерпывающего ответа на вопрос о том, какая религия в Армении.

Православные называют армян монофизитами — признающими во Христе одну физическую сущность, армянские богословы православных обвиняют в обратном. Эти догматические тонкости понятны только теологам.

При ближайшем рассмотрении оказывается, что взаимные обвинения ошибочны. Официальное название сообщества верующих в Армении — «Единая Святая Вселенская Апостольская Православная Армянская Церковь».

Первое христианское государство в мире

За целое десятилетие до принятия Миланского эдикта императором Константином Великим, в 301 году царь Трдат III порвал отношения с язычеством и провозгласил христианство государственной религией. Во времена страшных гонений на последователей Иисуса по всей Римской империи властитель совершил решительный и неожиданный шаг. Этому предшествовали бурные события в Закавказье.

Император Диоклетиан официально провозглашает Трдата царем Армении, являвшейся частью римской провинции Каппадокии. В 287 году он, при посредничестве римских легионов, возвращается на родину и вступает на престол.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В каком году армяне приняли христианство

Будучи язычником, Трдат принимается ревностно исполнять религиозные обряды, повелевая при этом начать преследование христиан. Жестокая казнь 40 девушек-христианок совершает крутой поворот в судьбе царя и его подданных.

Великий просветитель армянского народа

Крещение целого народа произошло благодаря просветительской деятельности святого Григория. Он являлся потомком знатного рода Арксаидов. За исповедание веры Григорий перенес множество мучений.

По молитвам святого Трдат был наказан психическим заболеванием за мучение христианок. Григорий тирана заставил покаяться. После этого царь был исцелен.

Уверовав во Христа, он крестился вместе со своими придворными.

В Кесарии — главном городе Каппадокии — в 302 году Григорий был возведен в сан епископа. После возвращения в Армению он начинает крестить народ, строить храмы и школы для проповедников. В столице царя Трдата III по откровению свыше святой основал храм, названный впоследствии Эчмиадзин. От имени просветителя Армянская церковь именуется григорианской.

Столетия борьбы

Христианство, как официальная религия Армении, стало раздражителем владык соседней Персии. Иран предпринял решительные действия к искоренению новой веры и насаждению зороастризма. Этому немало способствовали проперсидски настроенные землевладельцы. С 337 по 345 году Шапур II, казнив десятки тысяч христиан в самой Персии, совершает ряд разорительных походов в Закавказье.

Шахиншах Йездигерд II, желая укрепить позиции в Закавказье, в 448 году прислал ультиматум. Собранный в Арташате Собор духовенства и мирян дал ответ, что армяне признают светскую власть персидского властителя, но неприкосновенной должна остаться религия. Армения этим постановлением отвергла предложение о принятии чуждой веры.

Началось восстание. В 451 году на Аварайрском поле произошло самое крупное в истории страны сражение. Хотя защитники и проиграли битву, гонения были приостановлены.

После этого еще тридцать лет Армения боролась за свою веру, пока в 484 году не был заключен мирный договор с Персией, по которому армянам было разрешено свободно исповедовать христианство.

Административное устройство Армянской апостольской церкви

До 451 года Армянская апостольская церковь представляла одну из поместных общин единой христианской Церкви. Однако вследствие неверной оценки постановлений четвертого Вселенского Собора возникло недоразумение. В 506 году Армянская церковь официально отделилась от византийской, что существенно повлияло на историю государства, его политическую и общественную деятельность.

Основная религия Армении исповедуется на пяти континентах более 9 миллионами верующих. Духовным главой является патриарх-каталикос, в титуле которого значится, что он является духовным вождем Нации как в самой Армении, так и армян в рассеянии по всему миру.

Резиденция армянского патриарха с 1441 года находится в монастыре Эчмиадзин.

В юрисдикции Католикоса находятся епархии на территории всех стран СНГ, а также в Европе, Иране, Египте, Северной и Южной Америке, Австралии и Океании, викариатства в Индии и на Дальнем Востоке.

Эчмиадзинскому католикосату подчиняются в каноническом плане армянские патриархи в Стамбуле (Константинополе), Иерусалиме и Великий Дом Киликии (современный г. Козан в Турции).

Особенности Армянской церкви

Армянская церковь является практически моноэтническим религиозным сообществом: подавляющее большинство верующих армяне.

К этой конфессии принадлежит малочисленная община удин на севере Азербайджана и несколько тысяч азербайджанских татов.

Для ассимилированных армянами цыган боша, кочующих в Закавказье и Сирии, это тоже родная религия. Армения сохраняет григорианское летоисчисление церковного календаря.

Литургические особенности следующие:

  • Хлеб для причащения используется, как в католической традиции, опресночный, а вино не растворяется водой.
  • Литургия служится исключительно по воскресным дням и по особым обстоятельствам.
  • Таинство соборования совершается только над священнослужителями, причём тотчас после смерти.

Богослужения в армянских храмах совершаются на древнем языке грабар, проповедь священник произносит на современном армянском языке. Крестятся армяне слева направо. Священнослужителем может стать только сын священника.

Церковь и государство

В соответствии с Конституцией, Армения является светским государством. Конкретного законодательного акта, определяющего, что христианство — это государственная религия Армении, нет.

Однако духовно-нравственная жизнь общества не мыслится без участия Церкви. Так, президент Армении Серж Саргсян считает жизненно важными взаимодействие государства и церкви.

В своих выступлениях он заявляет о необходимости сохранения отношений между светской и духовной властью как на современном историческом этапе, так и в будущем.

Армянское законодательство устанавливает определенные ограничения на свободу деятельности других религиозных конфессий, тем самым показывая, какая религия в Армении является доминирующей. Принятый еще в 1991 году Закон Республики Армения «О свободе совести» регламентирует положение Апостольской церкви как общенационального религиозного объединения.

Другие религии

Духовный облик общества формирует не только ортодоксальная религия. Армения является родным домом для 36 приходов общины Армянской католической церкви, которых именуют «франками».

Франки появились в XII веке вместе с крестоносцами. Под воздействием проповеди иезуитов небольшая община армян признала юрисдикцию Ватикана.

Со временем, поддерживаемые миссионерами Ордена, они объединились в Армянскую католическую церковь. Резиденция патриарха находится в Бейруте.

Источник: https://sudbainfo.ru/chem-armyanskaya-apostolskaya-cerkov-otlichaetsya-ot-pravoslavnoj.html

Религия в Армении. Религия — Путеводитель по Армении

Христианство появилось в Армении в I веке н. э. когда в стране проповедовали апостолы Иисуса Христа Фаддей и Варфоломей, последние считаются основателями Армянской апостольской церкви.

В начале IV века (традиционная дата — 301 год) царь Трдат III провозгласил христианство государственной религией, таким образом Армения стала первым христианским государством в мире.

Крещение Трдата III неизвестен, Public Domain

По данным переписи населения Армении 2011 года христианство разных конфессий в стране исповедует 2 858 741 человек, что составляет 94.7% населения страны или 98.67% верующего населения Армении. Из этого числа 2 796 519 являются последователями Армянской апостольской церкви, 29 280 — Армянской евангелистской церкви, 13 843 — Армянской католической церкви, 8 695 являются Свидетелями Иеговы, 7 532 — Православными (халкидониты), 2 872 — Молоканами.

Армянская апостольская церковь входит в число Ориентальных православных церквей, в число которых входят также Коптская, Эфиопская, Эритрейская, Сирийская и Маланкарская православные церкви.

Езидизм

В Армении проживает 25 204 последователей езидизма (почти 1% верующего населения страны), в основном курды-езиды.

Езиды проживают в селениях Араратской долины, к северо-западу от Еревана. 29 сентября 2012 года в Армавирской области Армении торжественно был открыт езидский храм «Зиарат». Это первый храм, построенный за пределами исконной родины езидов — северного Ирака, призванный удовлетворить духовные потребности езидов Армении.

Иудаизм

В Армении живёт 3 тысячи иудеев, в основном в Ереване.

Ислам

В Армении живут последователи ислама, эту религию исповедуют курды, персы, азербайджанцы и другие народы. В Ереване для мусульман действует мечеть.

Минарет городской мечети в Ереване Hakob, CC BY-SA 3.0

Ныне в Армении община мусульман-курдов насчитывает несколько сотен человек, большинство из них проживает в Абовянском районе, некоторое количество мусульман-азербайджанцев проживает около восточных и северных границ Армении в сельской местности.

В Ереване проживают около 1 тысячи мусульман — курды, персы и выходцы с Ближнего Востока.

Неоязычество

По данным переписи 2011 года в стране проживает 5 434 последователя язычества.

Гетанизм — неоязыческое религиозное движение, воссоздающее традиционную дохристианскую религию армян. Основано арменологом Слаком Какосяном на базе сочинений известного армянского националиста Гарегина Нжде.

Неоязыческие обряды регулярно проводятся в храме Гарни. Главой языческих общин Армении является жрец Зограб Петросян. Точное количество последователей неизвестно.

Армянское неоязычество имеет определенную популярность, в частности среди сторонников ультраправых и националистических движений. Последователями гетанизма были видные армянские политики Ашот Навасардян, основатель правящей Республиканской партии Армении, и Андраник Маргарян, бывший премьер-министр страны.

Источник: https://armenia-ru.touristgems.com/religions/1613-religiya-v-armenii/

Что категорически запрещает армянская церковь в Вербное воскресенье и пасхальные дни

Вербное воскресенье или по-армянски Цахказард отмечается в последнее воскресенье Великого поста и посвящен торжественному входу Иисуса Христа в Иерусалим перед Пасхой.

ЕРЕВАН, 25 мар — Sputnik. Армянская Апостольская Церковь 25 марта празднует Вход Господень в Иерусалим или Цахказард, что в переводе с армянского означает «Украшенный цветами».

Накануне вечером во всех армянских церквях прошло богослужение, символизирующее открытие завес Святого алтаря. В воскресенье, после утренней службы, проводится Святая литургия, во время которой благословляются зеленеющие ветви оливы, вербы или ивы.

Католикос Всех Армян Гарегин Второй провозгласил Цахказард Днем благословения детей, в память о том, что во время въезда Иисуса в Иерусалимский храм дети с ликованием восклицали: «осанна Сыну Давидову» (Мат. 21:15).

Сегодня во всех армянских церквях проводится благословение детей.

Период от понедельника после праздника Цахказард до Светлого Христовa Воскресенья в Армянской апостольской церкви называется Страстной (Великой) неделей.

Несмотря на то, что этому церковному празднику много веков, однако что принято делать в этот день и что категорически запрещает армянская церковь большинство так и не знает. В результате Цахказард и Пасха обросли легендами, и стереотипами, которые Sputnik Армения развеет в этом материале.

Sputnik / Ani Liparityan

Как преобразился Ереван в праздник можно посмотреть здесь>>

Цахказард у армян — особенный

Самое большое заблуждение, распространенное среди населения Армении — это то, что Цахказард — Армянская Апостольская церковь отмечает иначе, так как армянское Вербное воскресенье отличается от остальных. Этот стереотип связан с тем, что в Армении, вместо классической пальмовой или оливковой ветвей освящается веточка ивы (урени по-армянски, — ред.)

«Ничего удивительного в том, что у нас освещается ива, нет, так как в нашей стране растет это дерево. В других странах в этот день освещают ветви пальмы или оливкового дерева», — сказал в беседе с корреспондентом Sputnik Армения духовный пастырь церкви Сурб Саркис иерей Петрос Малян.

Яйца красят в пятницу?

Ежегодно армянский народ встает перед дилеммой когда красить яйца: в пятницу или субботу. Многие не вникая в суть праздника, по старинке, предпочитают красить яйца в пятницу, чего не приемлет ААЦ.

«Яйца красят в субботу вечером после захода солнца, а не в пятницу, как это делают многие», — сказал иерей.

По его словам, окрашенные яйца многие сразу же едят, чем нарушают Великий пост, который заканчивается не в пятницу, а в субботу вечером, после захода солнца. В пятницу церковь проводит различные обряды: распятия, погребения, поэтому ошибочно красить яйца в этот день.

«Есть устоявшийся закон — яйца красят к Воскресению Христа, при этом яйца — символизируют воскресенье и начало новой жизни. Красный цвет —  кровь, которую пролил Христос во имя спасения человечества», — пояснил иерей.

Почему нельзя красить яйца в четверг?

Неправильно красить яйца и в четверг. Среди населения распространен стереотип, что во время Страстного Четверга обязательно надо красить яйца, по количеству членов семьи. Это также запрещает армянская церковь.

Плов без изюма?

Некоторые люди, не знающие своих традиций, считают, что если в их доме недавно скончался человек, то они должны как-то иначе отмечать первую в их семье после трагедии пасху. Традиционно к пасхальному столу хозяйки ставят плов с изюмом, вареную рыбу, крашеные яйца, блюда из зелени. Многие ошибочно считают, что если у них дома произошла трагедия, то они должны готовить пасхальный стол без изюма, или не красить яйца.

Воскресенье или понедельник?

Армянская апостольская церковь также запрещает ходить на кладбище в праздничные субботу или воскресенье. Для этого церковь специально выделила день, после главных церковных праздников — Мерелоц. Следующий после праздника Пасхи день — второе апреля предназначен для посещения усопших.

Малян поясняет, что традиция ходить на кладбище в выходные дни, сохранилась с Советского союза. Тогда не принято было отмечать День поминовения усопших (Мерелоц) и люди, ходили на кладбище в выходные дни.

Великий Пост охватывает семь воскресений или 48 дней, которые отражают восемь памятных событий: Жизнь в раю (Истинная Масленица), Изгнание, Возвращение блудного сына, Притчу о неверном Домоправителе, Притчу о неправедном Судье, Пророчество о Втором пришествии и Въезд в Иерусалим (Цахказард / Вербное воскресенье).

В период поста раньше было запрещено венчаться или же проводить ритуал жертвоприношения. Сегодня совершать таинство венчания в крайних случаях можно в субботние и воскресные дни, за исключением Страстной Седмицы – последней недели Великого поста.

Источник: https://ru.armeniasputnik.am/society/20180325/11082194/chto-kategoricheski-zapreshchaet-armyanskaya-cerkov-v-verbnoe-voskresene-i-paskhalnye-dni.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Кто по национальности был Николай Чудотворец

Закрыть