Какая вера у англичан

Православная Англия: самые невероятные парадоксы истории

Какая вера у англичан

В современном мире трудно представить себе более антагонистичные страны, чем Россия и Англия. Регулярные политические конфликты век от века лишь углубляют этот антагонизм. Всячески подчеркиваются культурные различия, в частности различия церквей и традиций.

Однако в русской традиции существует довольно популярное мнение, как бы «присваивающее» отчасти Англию. Это — история о британском православии, которое якобы имело место до одиннадцатого века, то есть до норманнского нашествия.

Исторический аспект: крещение Англии

В шестом веке в Англии поселились три германских народа: англы, саксы и юты. Они захватили большую часть Британии, кроме небольшого клочка на западе острова, образовали несколько королевств, которые были, как и захватчики, языческими.

На тот момент на территории Англии жили исконные кельтские народы. О том, что последние были христианами как минимум до 360 года, свидетельствуют многочисленные найденные артефакты.

Даже когда римские легионы покинули Британию, местные жители продолжали поклоняться Христу.

Примечательно, что в Ирландии в это время христианство уже процветало. В то время, как англосаксонские язычники доминировали на большей части острова, на западе Британии местные жители исповедовали христианство. Не без поддержки ирландских миссионеров.

Отрезанные от других единоверцев, они терпели изрядные трудности: саксы регулярно опустошали их земли, уничтожали церкви, а прочие христиане на больших церковных соборах выговаривали им насчет того, что кельтская церковь изрядно отличается от римской.

Различия заключались в форме тонзуры, в расчете даты Пасхи, в преобладающей роли монастырей. Но все это никак не служило причинами для раскола.

В конце шестого века папа римский Григорий Великий отправил миссионеров, среди которых был и святой Августин, в Англию. Папа попросил способствовать им франкских правителей и епископов.

Миссионеры прибыли к Этельберту, носившему титул верховного короля Британии, и попытались обратить его в христианскую веру.

Тот, хоть и принял священников весьма благосклонно, напоив и накормив, менять веру, которой так долго придерживался его народ, поначалу отказался. Зато предоставил им дом в главном из своих городов — Кентербери.

Возможно, это было связано с тем, что его супруга Берта была христианкой. Миссионеры начали свою проповедь. Молились они в церкви Святого Мартина, оставшейся здесь еще со времен римского владычества. В этот храм часто ходила королева Берта.

Как сообщают летописи, христианство быстро завоевывало симпатии кентерберийцев и вскоре сам король Этельберт крестился, «привлеченный чистейшей жизнью святых». Впрочем, крестить принудительно свой народ он по-прежнему не собирался.

В 627 году христианство принял король Эдвин. После этого язычников массово крестили в реке Свэйл. Состоялся собор, на котором была определена дата Пасхи: так кельтская церковь растворилась в британской на территории Англии. Но, кстати, не Ирландии: там она сохраняла лидирующие позиции, пока не была захвачена Англией в двенадцатом веке.

Церковь Англии, таким образом, возродившаяся благодаря папе Григорию Великому, поддержала учение первых шести Вселенских соборов и благополучно развивалась. До норманнского нашествия, которое кардинально изменило английскую историю. Произошло оно в 1066 году.

Считается, что напавшие на Англию норманны во главе с Вильгельмом Завоевателем были католиками и поставили точку в английском православии. Так ли это?

Теологический аспект: причина раскола

Раскол между западной (с центром в Риме) и восточной (с центром в Константинополе) церквями произошел в 1054 году. Ключевым вопросом, из-за которого раскололась церковь, считается филиокве. Это мнение католической церкви, согласно которому Святой Дух исходит от Отца и Сына. Православные же полагают, что Святой Дух исходит только от Отца.

До разрыва церковь придерживалась православной точки зрения. Однако дискуссии, хоть они и не приводили к расколу, поднимались задолго до одиннадцатого века. Адон Венский рассказывает о том, как «в 757 году по Воплощении Господа был собран собор и, между Греками и Римлянами, был обсуждаем вопрос о Троице, и о том, исходит ли Святой Дух, как от Отца, так и от Сына».

При этом главой церкви все это время был римский папа (первым из них считается апостол Петр).

Вот что произошло в 1054 году: конфликт между Константинополем (считавшим, что Святой Дух исходит только от Отца) и Римом (который настаивал на филиокве) зашел слишком далеко. Кроме филиокве, сказались и другие различия, и особенно — политические разногласия между папой римским и патриархом Константинополя.

Имелись и другие нюансы — в тонкостях вероисповедания, а также традициях: например, богослужение в Риме проводили на латыни, а в Константинополе — на греческом; западная традиция настаивала на целибате, а восточная — допускает, что священником может стать женатый человек.

Конфликт дошел до того, что патриарх велел закрыть латинские церкви в Константинополе. Святые Дары выбрасывались из дарохранительниц и топтались ногами. Папа римский прислал в Константинополь кардинала, который вручил отлучительную грамоту восточной церкви. Патриарх Михаил ответил тем же, и так произошел первый в истории церковный раскол.

Что до Англии, то казус в том, что она попросту не успела отреагировать. Норманны подчинили себе страну всего через двенадцать лет после раскола.

Чисто формально — да, конечно, можно считать Англию православной страной. Формально размежевание произошло в 1054 году, когда был объявлен разрыв. Англия не подчинялась Константинополю административно, но в ереси не была. Однако после норманнского завоевания епископы Англии стали подчиняться римскому папе, т. е. исповедовать латинскую ересь. На православных начались гонения, что и послужило началом эмиграции в Новую Англию. Есть предположение, что монах отец Тук был отшельником — православным иеромонахом, — комментирует «Ридусу» иеромонах Феодорит Сеньчуков.

По умолчанию все страны до раскола считаются православными. Именно потому что основной причиной разрыва был вопрос филиокве: до раскола обе церкви считали, что Святой Дух исходит только от Отца.

«Как и сейчас считают православные и монофизиты, — уточняет отец Феодорит. — Идея филиокве сформировалась задолго до раскола, но была теологуменом — т. е. частным богословским мнением. Тем более что часто она понималась как „исходит от Отца через Сына“ („Пошлю вам Утешителя от Отца“). Периодически это мнение становилось главенствующим в западной церкви. Но раскол зафиксировал его как основную причину расхождения».

Примечательно, что юлианский календарь в Англии был заменен григорианским только в 1752 году. Англичане были крайне недовольны и долго еще именовали «старый стиль» английским, а «новый стиль» — римским!

Источник: https://www.ridus.ru/news/289544

Какая религия в Англии?

Какая вера у англичан

Сегодня граждане Великобритании имеют свободу вероисповедания, однако так было не всегда. Большая часть британцев принадлежит к англиканской церкви, являющейся одной из самых развитых ветвей протестантского христианства. Широкое распространение в стране получили католическая и пресвитерианская конфессии. Кроме того, в Англии много мусульман — здесь проживает одна из самых больших иммигрантских общин в Европе.

История христианства

Религия в Англии напрямую взаимосвязана с богатой историей государства и королевской семьей. До 1534 года в стране заправляла Римско-католическая церковь. Один из самых могущественных и выдающихся королей Англии Генрих VIII решил развестись с женой Екатериной Арагонской, указывая в качестве формальной причины отсутствие сыновей в браке.

Однако папа Римский отказал королю в расторжении союза. В 1534 году Генрих развелся с Екатериной без папского разрешения, женился на Анне Болейн и объявил себя главой новой английской церкви. Генрих не называл себя протестантом, но протестантское движение в Европе как раз набирало силу.

Когда король разорвал отношения с Римом и велел перевести Библию на английский язык, он открыл двери Англии для протестантизма.

Протестанты поверглись серьезным преследованиям во время правления старшей дочери Генриха Марии I Тюдор, получившей прозвище Кровавой. Однако Елизавета I, наследовавшая сестре, стала главой протестантской церкви. Католицизм больше никогда не становился официальной религией страны, а до 1850 года был даже запрещен. На сегодняшний день наибольшее количество католиков проживает в Северной Ирландии.

Англиканская церковь управляется монархом, избирающим кентерберийских или йоркских архиепископов на основании рекомендации правительственного комитета. Англиканское Содружество включает 25 независимых церквей и 6 церковных организаций. Сегодня к англиканской церкви принадлежит 27 млн. человек.

Религиозное образование

В Англии, Уэльсе и Шотландии в каждой школе преподается обязательный курс, дающий ученикам базовые знания о мировых религиях. Ученикам рассказывают о христианстве и толерантности к другим религиям. В большинстве частных школ обязательны ежедневные молитвы, хотя родители по желанию могут освободить своих детей от этой необходимости.

Свободные церкви

Свободные протестантские церкви не имеют официальной поддержки государства. Самые многочисленные — методистская, баптистская, пресвитерианская и пятидесятническая церкви.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто такой иоанн богослов

Методистская церковь была создана в XVIII веке и на сегодняшний день насчитывает более 1,2 млн. прихожан.

Армия Спасения — вторая по величине религиозная организация в Англии. Основанная в 1865 году, она предоставляет социальные услуги, такие как ночлег для бездомных, работа с наркоманами и алкоголиками, а так же в тюрьмах и больницах.

Мировые религии в Англии

Англия — многонациональная страна и каждая национальность приносит свою религию. Самыми популярными являются буддизм, ислам, индуизм и сикхизм .

Буддизм — одна из самых значительных религий не только в Англии, но и во всем мире. Его популярность стремительно растет внутри страны и за ее пределами. Сейчас в Британии насчитывается более 400 буддийских общин и 300 храмов.

Большая часть мусульман прибыла в Англию в конце XIX века. Сегодня это одна из самых больших общин экспатриантов в Западной Европе. Согласно последним опросам, в стране насчитывается 2 млн. мусульман.

Индуизм и сикхизм — религии африканских, индийских и других бывших британских колоний. В общей сложности каждое течение насчитывает примерно по 400 тыс. сторонников.

Иудаизм подвергался в Англии значительным гонениям, как впрочем и в других странах мира. Евреи были изгнаны в XIII веке и только в XVII веке смогли вернуться обратно. В стране насчитывается более 150 тыс. евреев с очень сильной религиозной общиной.

Помимо вышеупомянутых религий, в Англии существует множество религиозных сект, культов и небольших независимых религиозных организаций: викка, друиды, язычники и т.п.

(11 4,64 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

Источник: https://englandlife.ru/religiya-v-anglii/

Роль религии в жизни англичан

Какая вера у англичан

Великобритания, как и другие европейские страны, весьма лояльно относится к вероисповеданию населения, поэтому каждый англичанин имеет право на самостоятельный выбор.

Основная религия Англии – христианство, которое разделено на две ветви церкви – англиканскую (официально считается государственной) и католическую (к ней относятся порядка 10% населения). При этом в Шотландии действует пресвитерианская церковь, в Северной Ирландии преобладающее большинство жителей – протестанты.

В Уэльсе государственной религии нет. Кроме христианства на территории страны также действуют индуистские, мусульманские и еврейские сообщества и многочисленные религиозные общины.

Собор Святого Павла, Лондон

Роль религии в жизни англичан и религиозные праздники

Как и в любой другой стране, в Англии массово отмечают большие религиозные праздники. Самым крупным считается Рождество. Этот день принято обязательно проводить в кругу родных и близких. Подготовка к празднику начинается еще осенью, когда витрины магазинов и деревья на улицах начинают украшать цветными огнями и сувенирами, символизирующими скорый приход Рождества. С 1 по 24 декабря начинается Рождественский Пост.

В это время года многие стараются взять отпуск или хотя бы несколько дней отгула, чтобы успеть приготовится и купить подарки своим близким. Двери домов украшаются плетеными венками с традиционными атрибутами Рождества и свечками. Ранним утром 25 декабря в церкви проводится праздничное богослужение, а вечером накрывается праздничный стол с традиционной фаршированной индейкой или гусем и фруктовым пудингом на десерт.

Собор Святого Павла

Пасха, как и везде, отмечается каждый год в марте или апреле. Англия также празднует все христианские праздники, предшествующие Пасхе или следующие за ней: Страстную Пятницу, Страстное Воскресенье и Пасхальный Понедельник.

Не зависимо от принадлежности к определенным религиозным течениям, лишь небольшой процент населения стабильно посещает воскресные служения в церкви. Несмотря на это, популярной в Англии остается традиция бракосочетания в церкви.

Вестминстерский собор, Лондон

Храмы и церкви Англии

Главным собором англиканской церкви в Лондоне считается собор Святого Павла. Он давно стал не только символом города, но и одной из наиболее ярких достопримечательностей. Здесь можно увидеть уникальные фрески и послушать стены знаменитой Галереи шепотов, а также посетить Золотую Галерею, где ранятся старинные драгоценности.

Крупнейший католический храм Англии расположен также в Лондоне — Вестминстерский собор в неовизантийском стиле с элементами итальянской эпохи Возрождения поражает своей красотой и величием. Рядом с собором расположено Вестминстерское аббатство — здесь проходили церемонии коронации и бракосочетания всех английских монархов, включая принца Уильяма и Кэтрин Миддлтон.

Источник: https://tv-english.club/ru/statyi-ru/roly-religii-v-zhizni-anglitchan/

Реформация в Англии

В Англии реформация подготовлялась действием тех же причин, которыми она вызывалась и в других местах, именно национально-политической оппозицией против Рима и социальной оппозицией светских сословий против духовенства, но собственно религиозное недовольство католицизмом сначала было в Англии слабо.

Нерасположение к хозяйничанью папской курии и к господству духовенства проявлялось уже давно в парламенте, но сдерживалось королевскою властью, которая имела свои интересы оставаться в союзе с церковью. Со времени войны Алой и Белой Роз (1455 – 1485) и восшествия на престол династии Тюдоров парламент утратил свое значение, и, наоборот, королевская власть усилилась.

Вообще со времен великой хартии вольностей (1215) и возникновения парламента (1265) никогда в Англии короли не достигали такой власти, как в царствование династии Тюдоров (1485 – 1603). Война Алой и Белой Роз ослабила феодальную аристократию, на которой держалась вся сила парламента.

В начале царствования первого Тюдора (Генрих VII) в верхней палате было только 29 светских лордов, и новая династия создала около 150 новых пэров, преимущественно из придворной знати, преданной королевской власти. Высшее духовенство, на земли которого бароны делали нападения, и против которого были вооружены другие классы общества, со своей стороны, поддерживало королевскую власть, ища у неё защиты.

Междоусобие двух Роз сопровождалось насилиями и нарушениями права со стороны победителей, и парламент часто делался лишь простым орудием в руках партий, захватывавших власть. Поэтому впоследствии и Тюдорам легко было пользоваться парламентом, как послушным орудием власти. Вот каковы были политические отношения в Англии в начале реформации.

75. Отпадение Англии от Рима при Генрихе VIII

Когда на материке началась реформация, в Англии царствовал Генрих VIII (1509 – 1547). Это был государь, отличавшийся большим своеволием и жестоко расправлявшийся с неугодными ему людьми.

Получив некоторое богословское образование, он вступил в полемику с Лютером в защиту семи таинств, за что получил от папы титул «защитника веры», а так как Лютер отвечал ему грубо и резко, то король страшно ожесточился против его последователей в Англии и прямо велел сжигать их на кострах.

Эта ревность к католической церкви заменилась совершенно другим отношением, когда папа Климент VІІ не дал своего согласия на развод Генриха VIII с теткой Карла V, Екатериной Арагонской. Брак Генриха VIII с этой испанской принцессой был заключен в эпоху союза Англии с Испанией против Франции; но от Екатерины у английского короля не было детей мужеского пола, и вдобавок ему понравилась фрейлина его жены Анна Болейн, на которой он захотел жениться.

Отказ папы разрешить развод и вступление в новый брак до крайности раздражил английского короля, и он уже не сдерживал более проявлений неудовольствия против папства и духовенства и в парламенте, и в нации. Послушное английское духовенство развело короля с первою его женою и разрешило его брак с Анною Болейн (1530).

За этим последовал ряд парламентских статутов, которыми по частям были отменены права папы в Англии, а в 1534 г. особым актом о верховенстве король был объявлен главою английской (или англиканской) церкви, т. е. на него были перенесены прежние права папы.

При этом и лютеране, и «паписты», не желавшие признавать короля главою церкви, подвергались казни (между ними Томас Мор). Вскоре за тем Генрих VIII в сотрудничестве с канцлером Томасом Кромвелем, «молотом монахов», секуляризировал все монастырские имения, составлявшие треть земель всей Англии.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто такой Иосиф отец Иисуса

Аббаты упраздненных этих монастырей исчезли из верхней палаты, а вновь назначенных светских лордов король наградил землями, отобранными у монастырей. Секуляризация монастырской собственности тоже была утверждена парламентом.

Объявление короля главою церкви и отобрание в казну громадного количества поместий только еще более усилили королевское могущество, и произволу Генриха VIII не было потом никаких пределов. Новый глава англиканской церкви, опираясь на послушный парламент, начал теперь изменять догматы и обряды то в одном, то в другом направлении и казнить тех, которые не хотели подчиниться такой реформации.

Сам Генрих VIII находился при этом под влиянием то тайных папистов, то тайных лютеран. Кромвеля он казнил, подозревая его в сочувствии к лютеранству, и архиепископ кентерберийский Кранмер, втайне бывший протестантом, не осмеливался в церковных и богослужебных преобразованиях слишком отклоняться от католицизма.

Своевольный король вступал в новые браки (в общем у него сменилось шесть жен), разводясь с прежними женами и даже посылая их на плаху.

Портрет английского короля Генриха VIII. Художник Ганс Гольбейн Младший

76. Англиканская церковь

Когда Генрих VIII умер, церковная жизнь Англия была в полном расстройстве, а наследник его Эдуард VI (1547 – 1553) был несовершеннолетним. Опекуны молодого короля и Кранмер завершили реформацию установлением в англиканской церкви прочного порядка. Новая церковь заняла положение, среднее между католицизмом и протестантизмом.

Папство было отменено, но главою церкви был сделан король. Монашество также было уничтожено, но была сохранена вся иерархия с епископством во главе, за которым была признана преемственность благодати от апостолов; отсюда англиканская церковь называется еще епископальной. Вместе с тем, однако, духовенству был разрешен брак.

Внешность богослужения в англиканской церкви оставлена католическая, и были сохранены все семь таинств, но богослужение должно было совершаться на английском языке, а причащение – под обоими видами.

Наконец, у протестантов англиканская церковь заимствовала учение об оправдании посредством веры и взгляд на Священное Писание как на единственный авторитет в делах веры.

77. Реакция при Марии Кровавой

Эдуард VI умер шестнадцати лет, и ему наследовала его старшая сестра (дочь Генриха VIII и Екатерины Арагонской) Мария (1553 – 1558), фанатичная католичка, вступившая в брак с таким же фанатиком Филиппом II Испанским, сыном Карла V. Послушный парламент отменил при ней все реформы в церкви и восстановил папскую власть в Англии.

Но Марии не удалось возвратить монастырям имущества, розданные при её отце и брате новым владельцам. Королева возобновила казни за веру, и в числе лиц, сожженных при ней на костре, был Кранмер. За свою жестокость Мария даже получила название Кровавой, но крутыми мерами она только отвратила народ от католицизма.

Когда она умерла, после короткого царствования, ей наследовала другая дочь Генриха VIII (от Анны Болейн) Елизавета (1558 – 1603).

Мария Тюдор, королева Англии (1553-1558). Портрет кисти Антониса Мора, 1554

78. Утверждение англиканизма

Новая королева в глубине души была более католичкою, чем протестанткою, но её положение заставило ее защищать реформацию. Католики не признавали брака её матери с Генрихом VIII за законный, а потому отвергали и её права на престол. Сам её отец в разное время смотрел на нее неодинаково: старшая сестра ее ненавидела.

В народе на нее, наоборот, возлагали большие надежды. Елизавета отличалась большим умом и широким гуманистическим образованием, а вместе с тем и замечательною силою воли, соединенною с властолюбием.

По вступлении на престол она, тоже посредством парламентских актов, восстановила англиканскую церковь в том виде, какой последняя получила при Эдуарде VI. Отказавшись, как женщина, от иерархического титула «главы церкви», она приняла равносильный титул «верховной правительницы церковных и светских дел».

«Акт о единообразии», изданный парламентом, предписывал совершать богослужение по новому английскому требнику. Все вероучение англиканской церкви, изложенное в «39 статьях веры», тоже было утверждено парламентом.

В существенных чертах англиканская церковь сохраняется и до сих пор в том виде, какой она имела в первые годы царствования Елизаветы.

Королева Елизавета Тюдор. Портрет кисти Маркуса Герартса Младшего, 1590-е

79. Две реформации в Англии

Англиканская реформация вообще только усилила королевскую власть, и Елизавета до конца жизни пользовалась ею в самом широком объеме.

В средние века парламент созывался в общем ежегодно, при Тюдорах – средним числом раз в два года, но в частности Елизавета собирала его реже, чем даже Генрих VIII: при нем приходилось два созыва на три года, при Елизавете – один на три-четыре года.

Духовные лорды (епископы) всецело зависели от короны, светские большею частью были нового происхождения и вели себя очень покорно за полученные земли из бывших монастырских имений. Но то обстоятельство, что Тюдоры проводили свои церковные реформы путем парламентских постановлений, впоследствии позволило парламенту ссылаться на свои права в делах веры.

Рядом с этой королевской реформацией в Англии происходила и реформация народная. Уже в первой половине XVI в. здесь были отдельные протестанты, не желавшие признавать королевского главенства в делах веры и находившие, что англиканская церковь недостаточно «очищена» от католицизма. При Елизавете эти люди уже начали составлять особую религиозную партию пуритан.

В сущности это были большею частью кальвинисты, но в конце царствования Елизаветы среди пуритан появились и сектанты, восставшие против всякой государственной церкви (хотя бы кальвинистической) и требовавшие независимости отдельных религиозных общин, без всякого принуждения принадлежащих к тому или другому исповеданию. (Впоследствии их стали называть индепендентами). Елизавета начала преследовать пуритан строгими наказаниями, напр.

, им рубили руки или отрезывали уши. Между обеими реформациями в Англии произошло впоследствии резкое столкновение.

Источник: http://rushist.com/index.php/tutorials/kareev-tutnewtime/479-reformation-in-england

Реформация и королевская власть в Англии XVI в.. урок. Всеобщая история 7 Класс

Эпоха правления Тюдоров (1485–1603) характеризуется тремя важнейшими процессами: Реформацией, усилением королевской власти и завоеванием морского господства.

Предыстория

После окончания в 1453 г. Столетней войны Англия оказалась охвачена внутренними распрями – так называемой войной Алой и Белой розы. За королевскую власть боролись род Йорков и род Ланкастеров при поддержке приверженных им аристократических кланов.

Война закончилась в 1485 г., когда королем стал Генрих Тюдор, соединивший брачным союзом Йорков и Ланкастеров. Генрих проводил последовательный курс на укрепление королевской власти (см. урок «Образование централизованных государств в Западной Европе»).

События

Реформация в Англии началась по воле короля (а не по инициативе снизу), поэтому ее называют королевской. Реформация церкви способствовала укреплению королевской власти. Она проходила одновременно с формированием абсолютизма.

Внешним поводом для начала Реформации и разрыва с папой римским стал развод Генриха VIII Тюдора с Екатериной Арагонской и женитьба на Анне Болейн, которые папа не хотел признавать.

1534 г. – парламент издал закон, согласно которому король и его преемники становятся главой церкви в Англии. В стране было закрыто три тысячи монастырей. Церковные земли были секуляризированы (объявлены принадлежащими королю). Богослужение переведено на английский язык. Король получил право назначать епископов и высшее церковное должностное лицо – епископа Кентерберийского. Реформированная церковь получила название англиканской.

1553–1558 гг. – Мария Кровавая, дочь испанской принцессы (Испания – оплот католицизма в Европе) проводит политику Контрреформации. Восстановлен католицизм. В 1554 году была создана комиссия для борьбы с ересью. Противников католицизма сжигали на кострах.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как привлечь к себе ангела хранителя

1558 г. – Елизавета I Тюдор провозглашает англиканскую церковь государственной. Королева получила титул верховной правительницы церковных и светских дел. Службу снова стали вести на английском языке. При Елизавете обостряются противоречия между протестантской Англией и католической Испанией. Англия поддерживает движение гёзов в Нидерландах, испанском владении.

1577–1580 гг. – Френсис Дрейк, обогнув Южную Америку, грабит испанские корабли и города на тихоокеанском побережье. Возвращается в Англию через Тихий океан с огромной добычей, привозит первые в Европе клубни картофеля. Это было второе после Магеллана кругосветное плавание в истории.

1587 г. – бывшая королева Шотландии, убежденная католичка Мария Стюарт казнена по приговору королевского суда (после раскрытия серии заговоров против Елизаветы, в которых она участвовала).

1588 г. – испанский король Филипп II собрал огромный флот из 134 кораблей (Непобедимая армада) и направил его к берегам Англии. Имея меньшее количество кораблей, англичане одержали победу.

В период правления Елизаветы I Тюдор Англия вступает в период экономического роста. Возникли первые паевые товарищества по добыче полезных ископаемых и производству металла, развивалось сукноделие, производство оружия, стекла и судостроение. Лондон стал крупнейшим портом.

Англичане плавали по всему миру, чтобы закупить дешево сырье и сбыть выгодно товар. Стали возникать торговые компании. Московская компания торговала с Московией (Россией), Гвинейская с Африкой, Ост-Индская с Индией и т.п.

Происходит мощный расцвет английской культуры, в первую очередь литературы и театра (эпоха великих елизаветинцев, самый знаменитый из которых Уильям Шекспир).

Участники

Тюдоры – династия английских королей, которые правили в 1485–1603 гг.

Генрих VII Тюдор – первый король из династии Тюдоров, правил в 1485–1509 гг. Заложил основы абсолютизма в Англии.

Генрих VIII Тюдор – король Англии, правил в 1509–1547 гг. Второй король из династии Тюдоров. Проводил Реформацию.

Екатерина Арагонская – испанская принцесса, первая жена Генриха VIII.

Анна Болейн – вторая жена английского короля Генриха VIII. Мать королевы Елизаветы I Тюдор. Казнена мужем.

Эдуард VI – король Англии, правил в 1547–1553 гг.

Мария I Кровавая – королева Англии, правила в 1553–1558 гг. Дочь Генриха VIII и Екатерины Арагонской. Проводила политику Контрреформации.

Филипп II – король Испании из династии Габсбургов (c 1558). Ярый сторонник католицизма, своей задачей считал искоренение протестантизма. В 1554–1558 гг. муж Марии Кровавой.

Елизавета I Тюдор – королева Англии, правила в 1558–1603 гг. Дочь Генриха VIII и Анны Болейн. В период ее царствования в Англии была завершена Реформация, Англия добилась морского господства, развитие получили промышленность и торговля.

Мария Стюарт – королева Шотландии. Правнучка Генриха VII Тюдора.

Яков I Стюарт – король Англии, вступил на престол в 1603 г. Сын Марии Стюарт.

Фрэнсис Дрейк – руководитель пиратских экспедиций. В 1588 г. был назначен Елизаветой вице-адмиралом королевского флота.

Заключение

В период правления Тюдоров в Англии сложился особый вариант абсолютизма, при котором существовал сословно-представительный орган – парламент.

Реформация была не столь радикальной, как в Германии, Швейцарии, Нидерландах, но привела к долгому противостоянию Англии с католическими государствами Европы. Англия становится одной из первых морских держав в Европе.

В экономике активно развиваются капиталистические отношения. В эпоху Тюдоров начинается превращение Англии в ведущую морскую и промышленную державу Европы.

Конспект

На сегодняшнем занятии вы узнаете о так называемой королевской Реформации, которая привела к созданию в Англии собственной англиканской церкви.

В XVI в. в экономике Англии бурно развивались капиталистические отношения, росту которых покровительствовала королевская власть. Англия богатела за счет экспорта шерстяных тканей, которые производили английские мануфактуры. Наряду с сукноделием развивалось производство стекла, бумаги и других товаров. Росли города, Лондон стал главным портом Европы, его население составляло примерно 200 тысяч человек.

Важные изменения происходили в английском обществе. Новые дворяне — джентри богатели, активно занимаясь предпринимательской деятельностью. В то же время доходы дворян, собиравших платежи с крестьян, заметно сокращались.

В деревне под воздействием растущего спроса на шерсть произошел аграрный переворот — болезненная ломка традиционных отношений между крестьянами и сеньорами. Лендлорды стремились захватить крестьянские земли под пастбища для овец — этот процесс получил название огораживания.

Вместо крестьян на полях теперь трудились наемные работники. Правительство жестоко преследовало бродяг (пауперов). Бродяги были вынуждены искать работу на любых условиях, обеспечивая сельских и городских предпринимателей дешевой рабочей силой.

Тем самым создавались условия для быстрого развития капитализма и в промышленности в сельском хозяйстве Англии.

Английский абсолютизм сформировался и достиг расцвета в период правления династии Тюдоров (1485–1603 гг.). Королевская власть заметно усилилась при Генрихе VIII (1509–1547 гг.). Парламент полностью подчинялся воле монарха. Унаследовав полную казну, Генрих VIII быстро ее опустошил, но зато престиж Англии заметно вырос.

Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya/7-klass/evropeyskie-gosudarstva-v-xvi-xvii-vv-reformatsiya-i-absolyutizm/reformatsiya-i-korolevskaya-vlast-v-anglii-xvi-v

Тайны и легенды Селенгинской долины или что делали англичане в Бурятии в 19 веке

В Бурятии любят показывать своё гостеприимство. Автобус встречают всадники со знаменами, так лихо держащиеся в седле, – одно целое. Подъезжаем – всех почетных гостей угощают красивые девушки хлебом-солью под раскинутыми белыми шатрами. А вокруг – покатые сопки, плавное течение реки и вводящий в состояние транса аромат ая-ганги. Всё это Селенгинская долина.

Здесь, что ни камень, то история, насчитывающая 3000 лет, по дороге буддийские субурганы, православные часовни, древлеправославные храмы и протестантсткая миссия, которая работала здесь в начале 19 века. На другом берегу реки виднеется полуразрушенный Селенгинский Спасский собор. С удивлением узнаю, что местность называется Англичанка.

Оказывается, в начале 19 века в Бурятию отправляются миссионеры из Англии и Шотландии, чтобы проповедовать слово Божие в далекой Сибири. Из не совсем для них удобного Иркутска, семьи миссионеров решили остановиться в Селенгинске, чтобы затем проникнуть в Монголию. Здесь, в первой половине 19-го века, они начинают свою просветительскую деятельность. И тут начинается история, окутанная таким романтичным трагизмом.

Сара, одна из дочерей главного миссионера Юилля, была долго и не взаимно влюблена в одного молодого человека, оставшегося в Англии, и в один из ненастных ночей, решив покончить со страданиями, девушка сбросилась вниз с утеса в воды Селенги. С тех пор в память о семьях миссионеров и дочери главного проповедника, скалу и эту местность стали называть Англичанка.

Сейчас на вершине установили смотровую площадку, с которой открывается захватывающий вид на Новоселенгинск, разрушенный Спасский собор и часовенку.

 

Если опустить первоочередную цель миссионеров – «обратить» в протестантскую веру местное население, они, в первую очередь, несли образовательную функцию, открыв первые классы в 1828 году, получившие официальный статус учебного заведения.

В 1832 году руководитель миссии Роберт Юилль начал строительство отдельного здания для трёхлетней школы, которую назвал «Селенгинской академией для обучения молодежи языческих племен Сибири». Здесь, в академии, стали преподаваться многие общеобразовательные дисциплины.

Кроме этого он начал заниматься книгопечатным делом и переводом книг с монгольского, русского и английского и наоборот.

После смерти Александра I изменилась государственная политика в отношении ко всем иностранным духовным обществам и постепенно все духовные миссии были закрыты. В 1893 году Лондонское миссионерское общество исключило из своих рядов Роберта Юилля. Вероятно, из-за того, что он предпочитал изучение языков, а не религиозную деятельность.

Так, в названиях, музеях и многих экспонатах, хранится память о местах, где жили миссионеры, а потом и декабристы в далекой Сибири.

Источник: http://www.visitburyatia.ru/blogs/465/271720/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Когда день ангела у Тамары

Закрыть