Какая вера у грузинского народа

За Сталина, за свободу: разгон просталинских демонстраций в Тбилиси в 1956-м | ОВД-Инфо

Какая вера у грузинского народа

Под сильным дождем толпа скандировала по-грузински: «Ваша Сталин! Ваша Берия!» («Ура Сталин! Ура Берия!»). Семиметровый Владимир Ильич Ленин куда-то указывал раскрытой ладонью, за ним виднелось здание Городского совета Тбилиси. Люди читали стихи о Сталине, пели хором посвященные ему песни и проклинали власть.

Это было 7 марта 1956 года.

После вчерашнего заседания ЦК КП Грузии, на котором зачитали доклад «О культе личности и его последствиях» Никиты Хрущева, студенты Тбилисского университета имени Сталина и других вузов, а также примкнувшие к ним прохожие прошли с портретом Вождя по Головинскому проспекту.

По оценкам историка Владимира Козлова, общая численность манифестантов к концу дня достигла 70 тысяч человек. Для послевоенного Тбилиси с населением около 700 тысяч человек, из которых грузины по национальности составляли лишь половину, это было действительно много.

Доклад Хрущева впервые был оглашен 25 февраля на закрытом собрании XX-го съезда ЦК КПСС. Его не стали публиковать в прессе, но постановили ознакомить с ним членов партии по всей стране. В своем выступлении Хрущев осудил культ личности Иосифа Сталина и раскритиковал фальсификацию политических дел и репрессии.

После смерти Сталина в Тбилиси каждый год 5 марта проходили несогласованные траурные митинги. Обычно власти не мешали и все заканчивалось без происшествий. Но в 1956-м слухи о выступлении Хрущева спровоцировали недовольство. 4 марта 50-летний член КПСС Парастишвили «взобрался на постамент монумента [Сталину] и выражался нецензурными словами. При этом он, отпив из бутылки вино, а затем разбив ее, сказал: «Пусть также погибнут враги Сталина, как эта бутылка».

Затем один из участников возложения цветов потребовал от военного, находящегося у монумента, встать в почетный караул, а когда тот отказался, попытался ударить его ножом. Нападавшего задержали, но по дороге в милицию его отбила толпа. Возник стихийный митинг, который продолжался до поздней ночи.

Жителям СССР долгие годы внушали идею о величии Сталина, поэтому теперь они просто не могли принять мысль о том, что он мог в чем-то ошибаться. Кроме того, именно в Грузии, на его родине, критика Сталина воспринималась как национальное оскорбление. 8 марта демонстрации стали еще более массовыми.

Стихийные митинги собирались на площади Ленина и у монумента Сталину. Люди захватывали автобусы и машины, разъезжали на них по городу и призывали всех горожан идти на площади.

По сообщениям МВД, были случаи насилия к водителям, не пожелавшим предоставить свой автомобиль, а также нападения на милиционеров и военнослужащих.

 — На [проспекте] Руставели появился грузовик с ряжеными — «революционными солдатами и матросами», — вспоминает очевидец событий Владимир Вердин. — Среди воинственно застывших, перепоясанных пулемётными лентами «матросов» стояли в обнимку гримированные Ленин и Сталин.

«Ильич» в чёрной кепке знакомым жестом вытягивал руку и выкрикивал: «Слава великому Сталину!» Толпа вторила заклинанию. Усатый преемник в долгу не оставался. И снова — тысячеголосое эхо. Грузовик внезапно тормознул. Вожди, чтобы не упасть, вцепились друг в друга. Выругались.

И обнялись снова.

Вместе с «Ленин!» и «Сталин!» манифестанты скандировали и «Мао Цзэдун!». Затем приняли решение ехать на поклон к китайскому маршалу Чжу Дэ, который как раз гостил недалеко от Тбилиси. Погрузившись на автобусы, около пяти тысяч человек добрались до правительственной дачи в Крцаниси и попросили маршала приехать к монументу Вождя. Тот отказался, сославшись на плохое здоровье.

Одним из тех, кто встречался с китайским маршалом, был потомок древнего княжеского рода Константин Цицишвили. В 1956-м он — ученик 11-го класса, не расстающийся с шляпой. Он участвует в демонстрациях не в защиту Сталина, а ради свободной Грузии.

 — Я хотел одну вещь, — рассказывает Цицишвили. — Не то, о чем думали они. Они хотели защищать Сталина целиком и полностью, а я думал использовать как ширму защиту Сталина и провести так дело, чтобы мы кричали о свободной и независимой Грузии. Про Сталина тяжело говорить. Не скажу, что он был святой, но он был трудолюбивый и умный мужик.

После возвращения из Крцаниси Цицишвили выступил с трибуны митинга у монумента Сталину. Снова читали стихи, славили Сталина, учитель математики Варлам Кучава во время выступления достал партийный билет и поклялся: «Никогда не забуду имя Сталина». Толпа вслед за ним подняла в воздух свои партбилеты и повторила клятву.

По приглашению партийных начальников делегация от протестующих встретилась с первым секретарем ЦК КП Грузии Василием Мжаванадзе. Властям вручили требования: опубликовать траурные сообщения о Сталине в печати и объявить по радио, показывать в кинотеатрах фильмы о Сталине и Ленине, объявить 9 марта 1956 года — день похорон Сталина — выходным траурным днем. Требования Мжаванадзе обещает выполнить.

Будет кровь

На следующий день на площади Ленина прошел официально разрешенный митинг, выступил Мжаванадзе. Тем временем, у монумента Сталину Рубен Кипиани зачитал петицию с новыми требованиями к властям: снять с должности Хрущева и сформировать новое правительство, включить Мжаванадзе и сына Сталина Василия в ЦК КППС.

Как говорил позже на суде сам Кипиани, он не был автором петиции и увидел ее за несколько минут до выступления. По его словам, петицию передали незнакомые молодые люди со словами «Это от Мжаванадзе». Манифестанты попросили Кипиани зачитать документ, и он подчинился.

О контактах с верхушкой грузинской компартии рассказывает и Цицишвили. 9 марта он не принимал активного участия в событиях в Тбилиси, потому что по просьбе второго секретаря КП Грузии Михаила Георгадзе поехал с частью демонстрантов в родной город Сталина Гори, где тоже проходили митинги:

Ко мне пришел Георгадзе с начальником КГБ грузинского. Говорят: «Костя, иди сюда. Сделай так, чтобы люди разошлись, потому что будет кровь». Я предложил всем заканчивать митинг здесь и ехать в Гори, так как поверил в то, что они говорят правду. Вернулся я в Тбилиси к ночи, шел в сторону почты и услышал стрельбу. Помогал вытаскивать оттуда мертвых людей. В моей шляпе, которую я с самой юности носил, потом обнаружил дырочку. Не знаю, как это получилось, но дырочка была.

Вечером 9 марта протестующие у памятника Сталину отправили несколько человек в Дом связи, чтобы те послали поздравительную телеграмму министру иностранных дел СССР Вячеславу Молотову — у него был день рождения. По другой версии, демонстранты хотели связаться с молодежью из других городов СССР и сообщить о происходящем в Тбилиси. Посланников задержали военные, и тогда митинг выдвинулся от монумента Сталина к Дому связи. Там их встретили вооруженные солдаты.

 — Офицер хрипло уговаривал разойтись по-хорошему, — описывает происходящее Вердин. — Предупреждал, что откроет огонь. Но первый выстрел раздался из толпы. В него. И солдаты, укрывшись за толстыми колоннами, сразу ответили огнём. Раздались крики, и кто-то упал. Потом, уже после всего, выяснилось — очереди попали не только в толпу, но и в окна ресторана гостиницы «Тбилиси», напротив. Там были люди.

Потом появились бронетранспортеры и танки. Они стали оттеснять людей к реке. Люди отступили, попытались штурмовать городское управление милиции, но безуспешно. При поддержки танков военные рассеяли митинг на площади Ленина, но в час ночи 10 марта около пяти тысяч человек все еще находились на набережной у монумента Сталину. Туда тоже отправили солдат и танки.

Иллюстрация: Влад Милушкин для ОВД-Инфо

При разгоне этого митинга несколько человек погибли — одного затоптали, другую девушку нашли с ранением головы «от удара тяжелым предметом». Еще два человека, парень и девушка, отказались слезать с пьедестала монумента. Девушку скинули ударом штыка, а в парня выстрелили из пистолета. Оба скончались.

Всего в ночь с 9 на 10 марта, по официальным данным, погибло 22 человека, было ранено 54. Большинство ранений — огнестрельные. Некоторые считают эти цифры заниженными. Председатель общества пострадавших в 1956-м Тамаз Бибилури называет цифру в 100 убитых, очевидец Нурбей Гулиа рассказывает о сотнях погибших и трупах, которые выбрасывали в реку.

К утру повсюду на стенах домов были расклеены правительственные листовки:

«К коммунистам, комсомольцам, к рабочим и служащим, ко всем трудящимся Тбилиси! Дни с 5 по 9 марта были для трудящихся Тбилиси днями траура.

Однако в эти траурные дни нашлись бесчестные люди — дезорганизаторы и провокаторы. Они встали на путь бесчинства, нарушений общественного порядка с целью помешать нормальной работе учреждений, предприятий, учебных заведений и жизни города. ЦК компартии и ЦК ЛКСМ обращаются и к тем гражданам Тбилиси, которые оказались обманутыми провокаторскими элементами, и призывают их немедленно вернуться к своим обычным занятиям».

Вождь, мудрец, герой

Ночью 10 марта милиция задержала около 300 человек, в основном студентов и школьников. Днем были новые попытки организовать шествия и митинги, но сделать это не дали военные. Прибывшую делегацию демонстрантов из Гори остановили оцеплением. Студентов, пытавшихся прорваться к монументу Сталина, разогнали выстрелами в воздух.

12 марта ученики одиннадцатого класса Тамара Нозадзе, Карло Томадзе, Гугули Ломсадзе, Роза Гаглошвили и Нателла Курдадзе собрали порядка ста школьников и призвали их ехать 24 марта в Гори, на родину Сталина. Туда якобы должен был приехать Мао Цзэдун, чтобы принять участие в митинге. Нозадзе арестовали, но позже отпустили, решив, что прямой антисоветской агитации в ее действиях не было.

Однако такую агитацию следователи нашли в анонимных письмах, которые стали приходить в государственные органы Грузии. По мнению следствия, письма «призывали массы к отторжению Грузии от СССР» и «выражали сожаление по поводу разоблачения врага народа Берии».

Автором писем оказался 68-летний Петр Меунаргия, бывший младший лейтенант НКВД СССР.

Меунаргия критиковал советскую систему выборов, возмущался притеснением старых большевиков и осуждал применение оружия к демонстрантам 9 марта: «Кровавый некоронованный царь великорусской нации Николай III (Булганин) расстрелял надежду и веру Грузинского народа, расстрелял десятки и сотни людей на мирном траурном митинге у памятника великого вождя народов Сталина в городе Тбилиси, где кроме митинга были расстреляны памятники и портреты Сталина, Ленина, Мао Дзедуна, Калинина, Орджоникиде»

На допросах после ареста Меунаргия не отрицал авторство писем и защищал Сталина: «У него были большие и малые ошибки, и не могло обойтись без ошибок такое титаническое никогда невиданное дело, тем более, что ему все сходило на хорошо, на все ему аплодировали, восхваляли, возвышали до небес те самые личности, которые возвели культ личности Сталина до небес, объявили его вождем, мудрецом, героем, маршалом и даже генералиссимусом, после смерти его, наступили на него, обрушились и его дело сровняли с землей»

Меунаргию приговорили к восьми годам лагерей. В 1957 году его отправили на лечение в психиатрическую больницу, признав невменяемым. В 1990 году его реабилитировали посмертно.

Константина Цицишвили забрали прямо с уроков 13 марта. Решение суда было мягким: четыре года заключения, но девять месяцев в изоляторе засчитали, приравняв один день к трем, а оставшиеся месяцы срока сделали условными.

По словам Цицишвили, практически все участники тех событий отделались довольно легкими наказаниями. Но на свободе у Цицишвили все-таки начались проблемы с учебой, в школе и с поступлением в вуз.

Он был вынужден уехать в Москву, а в 1963 перебрался в Польшу, где сейчас и живет.

 — Мы написали в военную часть в Кутаиси, это была республиканская Грузинская гвардия. Мы послали телеграмму, чтобы они приехали. Что случилось дальше? Их разослали по домам. А через три дня во всем Советском союзе во всех республиках сделали так же.

Они [власть] почувствовали, что дело было не в Сталине, а в чем-то другом. Это было первый раз в Советском союзе и во всем социалистическом лагере. Грузины показали, что даже там может быть землетрясение, пусть и не очень сильное. Это дало стимул. И пошло потом: Венгрия, Польша, Чехословакия, Германия.

Оттуда и началось. Я счастлив, что мы дали толчок к этому.

КГБ действительно фиксировало протестные настроения среди офицеров 74-ой стрелковой дивизии, расквартированной в Кутаиси. Один из младших лейтенантов говорил другим офицерам: «В случае войны как я сам, так и все сбросим погоны и будем отстаивать имя Сталина. Зачем это правительство, если нет Сталина?» 9 марта в одном из полков дивизии даже провели траурный митинг, посвященный Вождю народов. Документов, подтверждающих расформирование дивизии в связи с событиями в Тбилиси, мы не нашли.

Источник: https://ovdinfo.org/articles/2019/03/11/za-stalina-za-svobodu-razgon-prostalinskih-demonstraciy-v-tbilisi-v-1956-m

Как Грузия меняла «хозяев»

Какая вера у грузинского народа

В России широко распространена точка зрения, что наша страна «спасла» Грузию от Османской империи и Персии, которые много веков делили грузинские княжества.

И именно на этой точке зрения основывается и обида на поведение грузинского руководства – мол, как это так, мы их спасли, а они оказались такими неблагодарными и теперь превратили Грузию в одного из злейших противников России на постсоветском пространстве. На самом же деле в самой Грузии смена Османской империи и Персии на Россию воспринималась лишь как «смена хозяев».

И каждому из «хозяев» в свое время Грузия обещала служить и даже служила верой и правдой, а затем «хозяин» менялся и предыдущую страну-сюзерена начинали всячески охаивать, одновременно превознося нового «хозяина».

Грузия под властью османов и персов

Территория современной Грузии, разделенная между многочисленными царствами и княжествами, в Средние века была объектом экспансии двух крупнейших держав Передней Азии – Османской империи и Персии. Османы контролировали западные территории Грузии, близкие к черноморскому побережью, а персы – восточные, граничащие с Азербайджаном. При этом и османы, и персы не вмешивались особо во внутренние дела подчиненных территорий.

Османская империя сохранила грузинские княжества, ограничившись сбором дани, а Персия превратила грузинские территории в провинции, обладавшие равным статусом с собственно персидскими провинциями.Кстати, именно в Персии грузинская аристократия чувствовала себя наиболее комфортно. При шахском дворе находилось множество грузинских князей, принявших ислам и служивших своему господину – персидскому шаху.

Грузинские войска участвовали в многочисленных военных походах, организуемых Персией. В Османской империи к грузинам также относились лояльно, многие представители грузинской знати, приняв ислам, органично вписались в османскую иерархию, став военачальниками и придворными сановниками. Наконец, в Египте правили мамлюкские династии грузинского происхождения.

Кстати, исламизация грузинских территорий шла гораздо более стремительными темпами именно в Османской империи.

И если сравнивать исламизацию грузинского и армянского населения, то грузины, безусловно, исламизировались активнее – были полностью исламизированы лазы, проживающие на северо-востоке современной Турции, в значительной степени исламизировались аджарцы, в Месхетии и Джавахетии исламизированные грузины стали основным компонентом при формировании месхетинских турок или «ахыска», как их называют в самой Турции.

Грузинская знать, подражая туркам и персам, принимала ислам или, по крайней мере, называлась новыми именами и титулами, напоминающими турецкие и персидские. Так продолжалось до XVIII века, когда и Османская империя, и Персия стали слабеть, что не могли не заметить прозорливые грузинские властители, находившиеся в вассальной зависимости от этих мусульманских держав.

Как пишет Андрей Епифанцев, ослабление Османской и Персидской держав стало главной причиной «разочарования» грузинской знати в прежних «хозяевах». И если раньше никаких претензий ни к султану, ни к шаху не возникало, то теперь они вдруг превратились в угнетателей грузинского народа. И грузинские цари и князья, ощущая, что остаются «бесхозными», обратили взор в сторону набиравшей силу России. Тем более, что Западная Европа, погрязшая в постоянных войнах, в то время никакого интереса к Закавказью не проявляла – это был «глубокий» Восток, вотчина турок и персов.

Как Грузия в Россию просилась

Инициатива грузинско-российских отношений принадлежала именно грузинским царям и князьям, которые начали отправлять в Россию посольства – одно за другим. Чтобы привлечь к себе внимание русских государей, которые в то время в принципе и не интересовались Закавказьем, грузинские цари и князья вспомнили о православии.

Раньше православие ничуть не мешало им служить турецким султанам и персидским шахам, но теперь в Россию потянулись посольства, описывавшие ужасы угнетения православных грузин иноверцами – турками и персами. В 80-е годы XVIII века царем Картли и Кахетии был Ираклий II (на изображении).

Он считался вассалом персидского шаха, поэтому когда в 1783 году князь Григорий Потемкин и князья Иван Багратион и Гарсеван Чавчавадзе в Георгиевске подписали договор о вассалитете Картли-Кахетии перед Россией, в Персии этот поступок Ираклия восприняли с очень большим негативом. Тем более, что к Ираклию при шахском дворе относились очень хорошо – он воспитывался в Персии, был дружен с Надир-шахом, выполнял всевозможные поручения шаха во главе грузинского войска.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какое отчество будет у ребенка если отец Никита

Фактически то, что совершил Ираклий II по отношению к Персии, называлось и называется предательством. Однако нечистоплотность Ираклия проявилась не только в отношении Персии. Уже в 1786 году, спустя три года после заключения Георгиевского договора, Ираклий подписывает договор о ненападении с Османской империей.

Что это означало? Ко времени подписания договора с османами Ираклий уже три года формально находился на положении вассала российской императрицы Екатерины II и не обладал правом ведения самостоятельной внешней политики. Но картлийский царь не только нарушил это условие, но и пошел на сепаратный договор с Османской империей, которая была главным врагом России на южном направлении и постоянно с Россией воевала.

Естественно, что Санкт-Петербург отреагировал на поступок Ираклия очень жестко – отношения с ним были прерваны, а из Грузии были выведены российские войска, которые вводились туда для защиты страны. Тем временем в Персии пришел к власти Ага-Мухамед-хан Каджар (на изображении), который, воспользовавшись проблемами в отношениях между Россией и Грузией, в 1795 году предпринял грандиозный поход в Картли-Кахетию. Крцанисская битва грузинским войском была полностью проиграна, что и не удивительно – Ираклий смог выставить лишь 5 тысяч воинов против 35-тысячной армии персов. Двадцать тысяч жителей Грузии были уведены персами в рабство.

Ираклий, чудом спасшийся во время битвы, отошел от государственных дел. После его ухода Россия направила в Восточную Грузию свои войска и персы были вынуждены отступить. В 1796 году 30-тысячная русская армия вытеснила персидское войско за пределы Грузии. Новый царь Георгий ХII обратился с просьбой о принятии Картли и Кахетии в состав Российской империи. Его примеру последовали и другие княжества, располагавшиеся на территории современной Грузии.

Грузия в составе России

Хотя сейчас пребывание Грузии в составе России и Советского Союза в Тбилиси принято называть исключительно оккупацией, в действительности это было совсем не так. Поэтому мы и говорим о Грузии в составе России, а не под властью России. Начнем с того, что грузинская аристократия была полностью уравнена в правах с русским дворянством.

Это привело к резкому росту числа грузин на российской военной и государственной службе, при том, что сам удельный вес грузин в составе населения Российской империи был мизерным. Стоит отметить, что отношение к грузинской аристократии всегда было даже более лояльным, чем к собственной, русской аристократии. Грузинским дворянам прощалось очень многое, их старательно обхаживали, выдвигали на важные посты, присваивали высокие воинские чины.

Собственно, такая же политика наблюдалась и в Советском Союзе, где национальные республики имели несравненно большие привилегии. Кроме того, имела место и своеобразная идеализация Грузии и грузин в русской культуре. Эта линия, кстати, также была унаследована и в советское время – сформировалась мода на грузинскую культуру – от живописи до кухни, от литературы до одежды.

Многие русские дворяне, подражая грузинам, да и кавказцам вообще, носили одежду кавказского типа, поэты восхищались красотой грузинских женщин и нравами грузинских мужчин. Так что «новый хозяин» оказался для Грузии еще более выгодным вариантом, чем Османская империя и Персия. Тем более, что отсутствие религиозных различий позволяло грузинам не менять веру, находясь на государевой службе.

Огромен список грузин, добившихся всероссийской славы, высочайших государственных постов, реализовавшихся именно в России как художники и музыканты, режиссеры и актеры, ученые и политические деятели. Собственно, Россия сыграла и роль моста, благодаря которому мир получал информацию о Грузии, о грузинской культуре.

Много кто знаком с культурой лазов, чвенебури или ферейданцев – этнических групп грузин, проживающих в Турции (лазы и чвенебури) и в Иране (ферейданцы)? Такая же участь ждала бы и грузин, останься они в составе восточных империй – об их культуре имели бы представление лишь профессиональные этнографы и историки, специализирующиеся на Передней Азии.

Новая «смена хозяев»

В составе Советского Союза, как уже говорилось, Грузия имела очень привилегированное положение. Это проявлялось и в экономике – республика считалась одной из богатейших в СССР, и в политике – Тбилиси пользовалось правами и «поблажками», каких не было, пожалуй, ни у одной другой союзной республики.

Никто не обижал грузин, не оттеснял их от власти – например, Эдуард Шеварднадзе занял пост министра иностранных дел СССР при том, что говорил по-русски с сильнейшим акцентом, существенно затруднявшим понимание его речей.О том, насколько советская власть покровительствовала грузинам, свидетельствует биография некоего Шалвы Маглакелидзе. Этот бывший деятель Грузинской республики 1918-1920 гг.

, после вхождения Грузии в состав СССР эмигрировал, а во время Второй мировой войны стал одним из основателей и командиров Грузинского легиона, получил звание генерал-майора вермахта. После войны Шалва Маглакелидзе был военным советником президента ФРГ.

В 1954 году его похитили в Мюнхене агенты КГБ и вывезли его в СССР.

Там «пламенный борец с большевиками и русской оккупацией» сразу же «раскаялся», с присущим ему «героизмом» обвинил всех коллег по грузинской эмиграции в работе на американскую и британскую разведки, после чего его отпустили и Маглакелидзе еще двадцать два года спокойно жил в Грузии, работал юристом, а умер уже в пожилом возрасте, в 1976 году.

Вот такая потрясающая история! Представим, что генерала Власова или атамана Шкуро немного «пожурили», после чего разрешили доживать свои дни в Воронеже или Рязани, и даже работать, скажем, преподавателями в военных училищах или на военных кафедрах. Можно такое представить?

Тем не менее, когда Советский Союз в конце 1980-х годов явно стал слабеть, в Грузии тут же задумались о «независимости». В результате, эту независимость получив, страна тут же оказалась в состоянии полного политического и экономического хаоса. В результате кровопролитных вооруженных конфликтов от Грузии отпали Абхазия и Южная Осетия.

Население стремительно нищало, началась массовая эмиграция грузин в ту самую ненавистную Россию, от которой только что добивались независимости. «Новые хозяева» в лице США и НАТО оказались заинтересованными лишь в противопоставлении Грузии России и использовании ее территории в военных целях, не более того.

Но прозападные силы в Тбилиси до сих пор не понимают, что Западу Грузия не нужна и не интересна, любая поддержка этой страны осуществляется лишь в контексте ее противопоставления России.

И сейчас в Грузии постепенно наступает разочарование в «новых хозяевах», которые в реальности не дают стране почти ничего.

Много американских или британских туристов ездит в Грузию? Пользуются ли грузинские вина спросом во Франции или Италии? Есть ли у грузинских певцов и режиссеров столь же многочисленная аудитория в Великобритании? Ответ на эти вопросы можно даже не называть.

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://topwar.ru/159949-kak-gruzija-menjala-hozjaev.html

Как выйти замуж за грузина?

Какая вера у грузинского народа

Что их влечет? Страстная любовь грузина или его эмоциональная натура? Богатый внутренний мир или красивые вековые традиции грузинского народа? Это большой и спорный вопрос. Но сегодня мы попытаемся разобраться в главном, а именно: как выйти замуж за грузина?

Courtesy of W-Art

Если ваша цель – муж-грузин, то нужно правильно вести себя с грузинским мужчиной с самого знакомства, продолжить на протяжении всего конфетно-букетного периода и до того момента, пока ваш избранник не сделает заветное предложение.

С грузином вас ждут страстные и яркие отношения. Он будет задаривать вас цветами, подарками и комплиментами, будет безумно романтичен и красноречив, изящно, красиво и щедро ухаживая – не мешайте ему. Не спорьте с грузином до белого каления, никогда и ни в чем не спешите, наоборот – смакуйте каждый момент, проведенный с ним. Ведь он именно так и поступает. 

Courtesy of W-Art

Радостные молодожены перед свадьбой

Запомните, если грузин выбрал вас – это значит, что он верит: вы обещаны ему небесами. А с небесами спорить бесполезно: так что расслабьтесь и получайте максимум удовольствия!

Он – эмоция, вы — скромность

Грузины очень ревнивы, поэтому рекомендуем не вызывать их гнева и не провоцировать. Одним словом, давать повод для ревности грузину – дело опасное. Из возможных последствий — драки с конкурентами, страшные ругательства и болезненные расставания.

Поэтому на время ухаживания забудьте про ультракороткие юбки, вызывающие декольте, интрижки, легкий флирт с окружающими вас мужчинами и любые другие несерьезные шалости, которые могут привести к фатальному концу так и не начавшегося романа с грузином.

Грузин ценит в женщине «настоящую женщину», и все, что выходит за рамки этого понятия, вызывает его раздражение и неприятие. А еще он очень дорожит своей репутацией. 

Sputnik / Alexander Imedashvili

Парень с девушкой на озере Лиси

Он будет надежным, властным, возможно, даже немного тираном, но именно эти его качества вас и будут к нему манить. Потому что подо всем этим сквозит откровенная нежность, адреналин и глубокие чувства. 

Что для грузина главное в женщине? Он ценит в женщине скромность, верность, порядочность, благородство, интеллект, покладистость, великодушие, мудрость, мягкость и тактичность. Поэтому если вы счастливая обладательница этих качеств, то вам повезло, а если нет – вы знаете, в каком направлении развиваться.

Не подумайте, что грузин – весь такой дерзкий, брутальный и страстный, а от женщины требует зажатости и целомудрия. Нет. Если вы хотите быть рядом с грузином, то, в первую очередь, должны быть открытой личностью, внутренне свободной, а также красивой – не только внешне, но и в поступках.

Sputnik / Alexander Imedashvili

Влюбленная пара

Грузин – как рентген, он видит все. И главное свидетельство вашей искренности и расположения к нему – это ваши глаза, которые не лгут. Так что следите не только за его взглядом, но и за собственным. 

Наконец, дайте понять грузину, что настроены серьезно. Если вы его женщина, он выберет вас и сделает самой счастливой на земле, а если нет, что, увы, исчезнет. 

Замуж за традиции

Грузин бесконечно уважает традиции своих предков и всеми силами старается их не нарушать. А это значит, что в грузинской семье априори должен царить патриархат, безоговорочное уважение к старшим, порядок и мир. 

Sputnik / Alexander Imedashvili

Грузинские сувениры — обнимающиеся парень с девушкой

Тотальное почитание родителей тоже из этой темы: к примеру, муж грузин скорее согласится с вами где-то на кухне или в спальне, но перед своими матерью и отцом – он прав, и это не обсуждается.

Из архива Инны Блусенковой

Он будет требовать от вас соблюдения всех традиций и правил. И даже может учинить скандал, если вы забудете поставить на стол соль. Короче, с одной стороны – он будет вас боготворить, а с другой — держать в ежовых рукавицах. Но зато, когда вы изучите уклад и культуру Грузии и грузин, он будет гордиться вами и ставить в пример другим. 

Вера, честь и достоинство – грузины берегут всю жизнь. Также придется смириться с тем, что большое значение в его жизни занимают родня и друзья, а значит их проблемы – его проблемы. Он будет уделять им массу своего времени, денег, нервов, внимания и заботы. И такой расклад не должен вас раздражать, ибо для грузин это святое.

photo: Sputnik / Alexander Imedashvili

Родители с ребенком гуляют по улице

Но за всей этой суровостью и строгостью грузинские мужчины – очень душевные и добрые люди, с большим чувством юмора. Это у них в генах. И любят аналогичные качества встречать и в женщинах.

Также, выбирая себе в мужья грузина, вы должны знать, что воспитание детей, уход за домом и хозяйством лягут на ваши плечи. За это грузинский муж будет вас ценить и носить на руках.

Кроме того, стремясь выйти замуж за грузина – вы должны полюбить и его родину – Грузию — со всей ее богатой культурой, историей, красивой природой и легендами. И не просто полюбить, а проникнуться, впитать эту любовь в себя. По-другому никак: или вы становитесь фанатом грузинской земли, или чужаком. Равнодушием тут даже не пахнет.

Разумеется, охотясь за мужем-грузином, надо понимать, что все грузины разные. Их нравы, привычки, устои жизни зависят от места проживания, семьи, образованности, статуса, опыта и многих других факторов. Но, главное, из-за чего ищут и хотят грузинских мужчин – это все же их горячая любвеобильность. Поэтому все неудобства и жертвы – плата за нее. 

W-Art

Жених и невеста в парке

Десять золотых правил

Сегодня найти грузина – дело несложное, а вот стать для него единственной – не из легких.

Flickr / deveion acker

Вас может поразить разнообразие типов грузин – ведь среди них, как впрочем и у других народов, вы найдете и мачо, и рыцарей, и деспотов, и красавцев, и интеллектуалов, и развратников. Но объединяет их одно – какой-то необъяснимый, обаятельный и притягательный ген, безудержная жизненная энергия, стержень, характер, натура, которую если уж разглядишь, то полюбишь беззаветно.

Поэтому, напоследок, предлагаем вам десять золотых правил, чтобы окольцевать грузинского мужчину:

— научитесь вкусно готовить блюда грузинской кухни;

— уважайте его родителей;

— интересуйтесь грузинской культурой – традициями, кинематографом, литературой, музыкой;

— цените в нем воина;

— чаще отмечайте его исключительность, авторитет и силу; 

— дайте ему понять, что семья и дети – главная цель вашей жизни;

— ведите себя скромно и высоконравственно;

— выучите грузинский язык;

— будьте женщиной во всех смыслах и будьте личностью;

— и будьте самой собой, потому что грузин не приемлет искусственности.

Photo: courtesy of W-Art

Молодожены на фоне ретро-автомобиля

Вот и все. Следуйте нашим рекомендациям, выбирайте грузинского мужчину, любите и цените его. 

Конечно, вы можете не соглашаться со всем вышеперечисленным о мужчине-грузине, не верить и не признавать его уникальности, но разве это не так, если из всех мужчин на планете вы выбрали именно его?! 

Источник: https://sputnik-georgia.ru/columnists/20161125/233946922/Kak-vyjti-zamuzh-za-gruzina.html

«Каким жалом ужалена Грузия?»

Петр Петрович Верещагин. Вид на Тифлис. 1874

COLTA.RU совместно с Российским научным фондом продолжает проект «Острова империи: люди и события».

Князь Илья Григорьевич Чавчавадзе всю жизнь постигал особенности грузинской души, за что признан самым народным поэтом Грузии и изображен на купюре в 20 лари. О первом бытописателе Грузии и его свободолюбивом творчестве — очерк журналиста и редактора Анастасии Верескун и Амирана Урушадзе, автора книги «Кавказская война. Семь историй», руководителя проекта РНФ «Национальные окраины в политике Российской империи и русской общественной мысли».

Бурерожденный

Вечером 27 октября 1837 года Мария Кристофоровна отправилась спать со смутным чувством тревоги. Муж уехал по тифлисским делам, вернуться был должен лишь через два дня.

Горцы нападали ночью или рано утром — чтобы застать врасплох. На этот раз они выбрали темный час перед рассветом, небольшим отрядом спустились из горного ущелья, где у них было укрытие, и направили лошадей в богатое село Кварели. Цветущая, плодородная Алазанская долина давно стала излюбленным разбойным «пастбищем». К горским набегам здесь привыкли, были готовы. В княжеских усадьбах строили боевые башни, в которых укрывались во время нападений.

Такая трехэтажная башня была и в усадьбе князя Григория Паатовича Чавчавадзе, чьи предки уже более 500 лет владели кварельскими землями. Домочадцы, заслышав нарастающий гул борьбы, поспешили разбудить только что уснувшую Марию Кристофоровну и скорее перевели ее из усадебного дома в башню, где на втором этаже стояла узкая кровать и можно было переждать набег с относительным комфортом.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Чем покровительствовал бог Арес

На этой кровати бурной октябрьской ночью и появился на свет сын Марии и Григория Чавчавадзе — Илья.

Боевая башня семьи Чавчавадзе в Кварели (современный вид) Анастасия Верескун

Кварельские Чавчавадзе

Белоснежный музей Ильи Чавчавадзе в Кварели напоминает исписанные бумажные свитки. Через это затейливое здание в стиле модерн можно попасть в родовую усадьбу Чавчавадзе, побывать в доме, винном погребе (который больше, чем сам дом, но так, по представлению грузинских дворян, и должно быть) и увидеть ту самую оборонительную башню, в которой, по легенде, родился Илья.

Его отец, Григорий Чавчавадзе, принадлежал к известному княжескому роду, был офицером Нижегородского драгунского полка, принимал участие в русско-турецкой войне 1828—1829 годов. Мария (в девичестве Бебуришвили) была родом из интеллигентной дворянской семьи, прекрасно разбиралась в древней грузинской литературе, особенно поэзии, любовь к которой привила и своим детям.

Первый народный поэт Грузии не был родственником знаменитого Александра Чавчавадзе, отца Нино и тестя Александра Грибоедова. Это были две ветви старинного рода Чавчавадзе — цинандальская и кварельская. Однако их представители активно общались, дружили. Братья Ильи (у него было три брата и две сестры) даже сражались за семью Александра, когда на его фамильную усадьбу в Цинандали напали горцы.

Старший брат Ильи Константин погиб в этой стычке. Как и Александр, Илья выбрал для себя литературную и общественную деятельность, в которой достиг успеха и признания, еще при жизни заслужив почет и уважение соотечественников. В современной Грузии Илью Чавчавадзе считают «отцом Отечества», называют в его честь театры и университеты, его портрет украшает купюру в 20 лари.

А в 1987 году Грузинская православная церковь канонизировала Чавчавадзе под именем Илия Праведный.

Государственный музей Ильи Чавчавадзе в Кварели, Грузия Анастасия Верескун

Тергдалеулеби

С грузинского переводится как «испившие воды Терека». Так называли людей, получивших образование в России, граница с которой проходит по Тереку. Илья Чавчавадзе как раз был одним из таких «тергдалеулеби»: он учился в Санкт-Петербургском университете на камеральном отделении юридического факультета.

Стремление сплотить грузинскую нацию он проявил уже тогда, став первым председателем грузинского землячества в Петербурге, главой грузинского студенческого движения «Тергдалеулеби», в которое вошли Акакий Церетели, Нико Николадзе, Николай Кипиани.

Вдохновившись работами Виссариона Белинского, Николая Чернышевского и Николая Добролюбова, участники «Тергдалеулеби» выступали за расширение политических прав грузинского народа в рамках Российской империи, обновление духовной жизни страны. Нельзя сказать, что это встречало горячую поддержку в самой Грузии.

«Так распростился я с Владикавказом и двинулся навстречу моей родине, — пишет Чавчавадзе в «Записках проезжего» о возвращении из Петербурга после четырехлетней учебы. — Мост через Терек я миновал, не только не испив воды Терека, но даже не взглянув на него. Я боялся, как бы не заподозрили меня в том, что я — тергдалеули, один из тех, кто пил воду Терека.

Люди, хлебнувшие этой воды, как-то не нравятся нашим грузинам, не по вкусу им. И для сего имеются у них вполне достаточные основания; во-первых, они не нравятся потому, что тергдалеули в самом деле хлебнули воды Терека; во-вторых, потому, потому что они — тергдалеули; в-третьих, потому потому потому, что они и в-третьих — люди, хлебнувшие воды Терека. Поди и опровергни столь разумные доводы нашего охваченного сомнениями грузинского общества!»

Илья Чавчавадзе РИА Новости

Язык, Отечество, вера

Этой триадой, подобно уваровским «православию, самодержавию, народности», Чавчавадзе коротко и точно обозначил свои взгляды. Язык, заметим, стоит на первом месте.

Современники часто сравнивали Чавчавадзе с Александром Пушкиным: поэт родился в год смерти Пушкина и внес столь же ценный вклад в формирование новой грузинской литературы, как и «наше все» — в формирование русской.

Чавчавадзе первым отошел от романтической школы, в которой блистали поэты Александр Чавчавадзе и Григол Орбелиани, и обратился к народному языку и народным темам. Они были близки Чавчавадзе: ведь с восьми лет он обучался у приходского дьякона вместе с крестьянскими детьми.

Первое стихотворение Илья Чавчавадзе опубликовал в 1858 году в журнале «Цискари» («Заря»). Называлось оно «Чити» («Птичка») и написано было простым, непритязательным языком, без искусственного пафоса и пышной риторики. Чавчавадзе начинает активно популяризировать новый литературный язык, близкий к народной речи. В том числе в издаваемом им журнале «Сакартвелос моамбе» («Вестник Грузии»).

Конечно, защитники традиционных стиля и орфографии ополчились на него. Княгиня Варвара Джорджадзе, первая грузинская феминистка, упрекала преобразователя литературного языка не только в недостатке строя, но и в неблаговоспитанности. Григол Орбелиани — страж и законодатель грузинского литературного олимпа — высказывался с неодобрением.

Однако Чавчавадзе не останавливается в стремлении сблизить литературный язык с народным. В 1873 году совместно с князем Рафаилом Эристовым он собрал и издал «Первую книжку крестьянских песен и поговорок». Народные поговорки, заговоры, песенные тропы и фигуры Чавчавадзе умело использует в поэмах, прозе, историко-археологических работах.

Одну из лучших своих поэм — «Отшельник» — он написал на сюжет легенды, популярной среди мохевцев, живших в районе Военно-Грузинской дороги. Для грузинской литературы такой народный элемент был откровенным новаторством. «Я только о том и стараюсь, чтобы придать его [народа] мыслям его же оттенок и его словам — его тон. Если мне это удалось, мое намерение исполнено».

Его стихотворения стали песнями — это ли не народная любовь?

Что касается второго элемента триады — Отечества, то в течение сорока лет, до самой смерти в 1907 году, Илья Чавчавадзе считался духовным вождем грузинского народа, лидером грузинской интеллигенции.

«Родина, как бы мала она ни была, всегда занимает большое и почетное место в сердце благородного человека», — пишет Чавчавадзе. В своих произведениях он выступал против социальной архаики и призывал к «общенациональному единению».

Этим он отличался от лидера грузинских социал-демократов и в будущем главы независимой Грузии (1918—1921) Ноя Жордании, который верил в преобразовательную силу исключительно рабоче-крестьянского союза.

Усадебный дом семьи Чавчавадзе в Кварели (современный вид) Анастасия Верескун

Художественная литература и театр, по убеждению Чавчавадзе, должны будить национальное сознание.

«Найду ли я тогда в себе силы сказать родное, близкое ей [родине] слово и этим словом озарить ее, павшую духом, надеждой на воскресение, безутешную — утешить, плачущей — утереть слезы, труженице — облегчить труд и соединить те искорки, что тлеют и не могут не тлеть в каждом человеке. Станет ли у меня сил? Станет ли сил произнести внятное ей слово?» Поэт стремился узнать действительные нужды народа, понять, «каким жалом была ужалена его родина».

Возможность действительно помочь угнетенному крестьянскому сословию представилась в 1860-е годы — эпоху Великих реформ. При освобождении крестьян в Грузии Чавчавадзе служил в Душетском уезде мировым посредником, подобно Льву Толстому, Николаю Пирогову и Николаю Ге. Отмену крепостного права поэт приветствовал словами «Слышу, слышу желанный звук падших с народа цепей».

В 1884 году за Чавчавадзе был установлен полицейский надзор, многие его произведения были запрещены цензурой. Это, однако, не помешало ему в 1906 году стать членом Государственного совета от дворянских обществ. В совете Чавчавадзе активно защищает интересы Грузии и ее народа.

«Одет я в русское платье, а сердцем, поверь, грузин!» Свой взгляд на место маленькой Грузии в большой Российской империи он описывает в 1898 году в письме епископу Острожскому Серафиму, с которым Чавчавадзе был знаком еще со службы того в Тифлисе: «У грузин есть почва, на которой возникают и растут эти добрые чувства, ибо они твердо верят, что Россия явилась их спасительницею и защитницею.

То спокойствие, та возможность мирного совершенствования, которые мы обрели под покровительством России, слишком большое приобретение, чтобы нам не дорожить им всеми силами нашей души и нашего сердца.

Эта вера в великодушие и бескорыстное заступничество России крепко коренится в грузине, и возникающее из этого чувство глубокой благодарности и представляет собою неиссякаемый родник, способный превратить ростки добрых чувств к России в роскошное древо жизни, осеняющее все и вся своими раскинутыми ветвями».

Понимая, что будущее грузин неразрывно связано с Российской империей, Чавчавадзе требовал отмены смертной казни в России, проведения аграрных и социальных реформ в государстве Романовых.

«Я Илья, не стреляйте!»

1907 год, 30 августа. Илья с супругой Ольгой путешествуют из Тбилиси в Сагурамо, где у них имение. Возле села Цицамури их открытую коляску останавливают. Бандитов пятеро.

Семидесятилетний Илья с некоторым трудом поднимается и обращается к банде: «Я Илья, не стреляйте!» На что главарь Гигла Бербичашвили отвечает: «Именно потому, что ты Илья, мы и должны стрелять». Выстрел убивает Чавчавадзе, Ольга остается жива. Позже она просила суд сохранить жизнь разбойникам и почтить тем самым память супруга.

Но всю банду казнили. Хотя сами бандиты вину свою не признавали и заявляли на суде, что неисправное оружие «выстрелило само». Отрицали они и то, что выполняли чей-то заказ.

Убийство Ильи Чавчавадзе не раскрыто до сих пор. Есть версия, что смертельный выстрел был сделан не спереди, а со спины. Возможно, была вторая засада, о которой не знали и сами бандиты. Распространенная версия — Чавчавадзе убили большевики во главе с Филиппом Махарадзе. Некоторые исследователи полагают, что среди убийц был Серго Орджоникидзе.

Чавчавадзе открыто критиковал социал-демократические программы, а его популярность в народе подрывала их политические позиции. Чавчавадзе в то время возглавлял национал-демократов и, что называется, отнимал у большевиков электорат. Когда фейковые обличения про Илью, публиковавшиеся на страницах большевистской газеты «Могзаури» («Путешественник»), не дали результата, левые радикалы решились на убийство.

Сами социал-демократы считали «заказчиком» царскую охранку, которую смущали национальная позиция поэта и его борьба за отмену смертной казни.

Подписывайтесь на наши обновления

Еженедельная рассылка COLTA.RU о самом интересном за 7 дней

Лента наших текущих обновлений в Яндекс.Дзен

RSS-поток новостей COLTA.RU

Понравился материал?помоги сайту!

Источник: https://m.colta.ru/articles/specials/18810-kakim-zhalom-uzhalena-gruziya

Чем отличается армянская и грузинская церкви от русской. Грузия православная

Грузия – ближайшая к России закавказская страна, с которой её связывает не только вера, а крещение Грузии произошло на 664 года раньше крещения Руси, но история и культура. Немало славных имён православных святых, царей, великих полководцев, поэтов, писателей, музыкантов и актёров связывает две великие страны. Но самым главным является духовое родство, живущих в наших странах народов.

Жребий Пресвятой Девы Марии

Христианство в Грузии зародилось во времена первых апостолов. Иверия досталась Божьей Матери по жребию, когда первые апостолы выбирали страны для проповеди Христа. Но по воле Бога эта миссия была возложена на апостола Андрея.

Согласно преданию, там же вели проповедническую деятельность апостолы Матфей, Фаддей, Симон Каннаит, принявший там мученическую смерть. Становление христианства было непростым. В самом начале своего развития оно почти на протяжении трёхсот лет подвергалось гонениям. Царь Фарсман 1-й в первом веке устроил жестокие преследования на христиан, ссылавшихся на каторжные работы в Тавриду.

История становления православия в Грузии заслуживает особого внимания, потому что все события, связанные с крещением грузин, имеют конкретные исторические даты, а отдельные факты происходивших чудес, связанные с этим явлением, взяты не из легенд и преданий, а из реально произошедших событий, засвидетельствованных очевидцами.

Официальное признание православие в Грузии получило в 324 году. Связано это великое событие с именами:

  1. Святой Нино Каппадокийской. Её проповедничество способствовало принятию крещения грузинами.
  2. Царя Мириана, обратившегося к вере благодаря святой Нине и чудесному исцелению от поразившей его слепоты при обращении его к Господу.
  3. Святой царицы Наны.

Представить себе православную Грузию без этих имён, невозможно.

Родилась в г. Каппадокии в семье в христиан и с детства получила соответствующее воспитание. Ещё в юности, спасаясь от гонений императора Диоклетиана в 303 г., она в числе 37 девушек-христианок бежала в Армению, где чудом избежала гибели, а затем в Иверию, где и проповедовала Христа.

Крещение

Правящий грузинский царь Мариан и его жена Нано были убеждёнными язычниками. Благодаря молитвам Нино, долго и тяжело болевшая царица была исцелена и приняла крещение от святой, чем вызвала гнев царя, готового казнить обоих женщин. Но 20 июля 323 года с ним произошла история, аналогичная той, что произошла с апостолом Павлом.

Будучи на охоте и узнав о принятии крещения своей женой, царицей Нано, в гневе поклялся казнить её и Нино. Но, как только он стал угрожать казнью Нино и царице и богохульствовать, то тут же ослеп. Помощи от своих идолов он не получил и в отчаянии обратился с молитвой ко Христу. Зрение к нему вернулось.

События эти происходили весной 323 года, а 6 мая этого же года исцелённый от внезапной слепоты, уверовавший в силу Христа, грузинский царь Мириан обратился в православие. Это событие стало поворотной вехой в истории Грузии, так как после своего обращения царь стал убеждённым проводником православия в своей стране.

14 октября 324 года (по некоторым источникам в 326 году) в Мцхете на реке Кура, епископ Иоанн, специально присланный для этой цели царём Константином Великим, крестил народ. В тот день крестились десятки тысяч грузин. Эта дата — время начала крещения Грузии. С этого времени православие стало официальной государственной религией.

В ознаменование победы христианства в горах Картли установлены кресты. А в Мцхете, царём Мирианом, положившим начало возведению храмов, построен первый в храмовой истории страны православный храм Светицховели (животворящий столб), то есть Собор Двенадцати Апостолов. Если вам доведётся побывать в Грузии, то обязательно посетите этот храм.

После крещения уже никогда не возвращалась к язычеству. Венценосные отступники, пытавшиеся устраивать гонения на верующих во Христа, периодически появлялись. Но грузинский народ от веры уже никогда не отступал.

Более того, известно немало фактов массового подвига грузин во имя веры Христовой. Хорошо известен исторический факт, когда в 1227 году мусульмане во главе шахиншахом Джелаль Эд Дином взяли Тбилиси и горожанам было обещано сохранение жизни в обмен на осквернение икон, разложенных на мосту через Куру. 100 000 горожан, включая женщин стариков и детей, простых монахов и митрополитов предпочли смерть во имя Христа. Таких примеров в истории Грузии немало.

На протяжении всей истории православия в Иверии ей приходилось выдерживать неоднократные попытки не только насильственного уничтожения, ни и извращения чистоты учения:

  1. Архиепископ Мобидаг (434), пытался ввести ересь арианства. Однако был изобличён, лишён власти и отлучён от Церкви.
  2. Были попытки внедрения ересей Петра Фуллона.
  3. Албанцев (в 650 г.) с их ересью манихейства.
  4. Монофизитов и других.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что значит смертный грех

Однако все эти попытки были провалены, благодаря Собору пастырей, жёстко осуждавших ереси, народу, который не воспринимал подобные попытки, Католикосу Кириону, запретившему верующим любое общение с еретиками, митрополитам, твёрдо стоявшим в вере и просвещавших верующих.

Грузины, сумевшие на протяжении многих веков отстоять чистоту и благочестие своей веры заслужили уважение даже иноплеменных верующих. Так греческий монах Прокопий писал: «Иверцы – это лучшие из христиан, самые строгие хранители законов и постановления Православия».

Сегодня 85% грузин считают себя православными, в Конституции государства отмечена большая роль Церкви в его истории. Это подтвердил ещё раз в своём выступлении председательправительства Ираклий Кобахидзе писал: «Церковь всегда боролась за свободу Грузии».

Христианство в Армении и Грузии

Армения стала христианской раньше Иверии (приняла православие раньше Руси). В церкви Армении есть отличия от православия Византии по некоторым вопросам, в том числе по обрядовости.

Официально православие утвердилось здесь в 301 году, благодаря активной проповеднической деятельности Св. Григория Просветителя и царя Тридата Третьего. Последний ранее стоял на позициях язычества и был ярым гонителем христиан.

Он был виновником казни 37 девушек-христианок, бежавших от преследований римского императора Диоклектиана, в числе которых была и святая Нино, будущая просветительница Грузии.

Однако, после ряда чудесных событий, произошедших с ним, уверовал в Господа и стал активным проводником христианства среди армян.

Существующие некоторые расхождения в догматах с церковью Грузии и России берут свои истоки во временах четвёртого Вселенского Собора, проходившего в Халкидоне в 451 г. по поводу монофизитской ереси Евтихия.

Христианами Армянской Апостольской Церкви признаются постановления только трёх Вселенских Соборов, ввиду того, что на четвертом армяне не участвовали, так как их прибытию помешала война. Но именно на четвёртом Соборе были приняты довольно существенные догматы христианства, касающиеся ереси монофизитства.

Отказавшись от решений прошедшего Собора из-за отсутствия своих представителей, армяне фактически ушли в монофизитство, а для православных отрицание двуединства природы Христа есть впадение в ересь.

Также отличия заключается в следующем:

  1. В совершении евхаристии.
  2. Производимое на католический манер исполнение креста.
  3. Отличия некоторых праздников по датам.
  4. Использование при богослужении, как у католиков, органа.
  5. Расхождения в толковании сущности «Благодатного огня».

В 491 г. на поместном соборе в Вагаршапате грузины также отказалась от решений Четвёртого Вселенского собора. Причина такого шага заключалось в видении в постановлениях четвёртого Собора о двух природах Христа возвращения к несторианству. Однако в 607 г. решения 491 года были пересмотрены, от них отказалась, отношения с Армянской церковью, продолжавшей стоять на прежних позициях, были порваны.

Автокефалия, то есть административная независимость церкви, была получена в конце пятого столетия при правителе Иверии Вахтанге Горгасали. Первым главой единой церкви Грузии, католикосом-патриархом, стал Иоанн Окропири (980-1001). После присоединения к России в 19 в., грузинская церковь стала частью Русской, лишившись автокефалии.

Такое положение просуществовало до 1917 г., тогда всё вернулось на прежние места и автокефалия ГПЦ была восстановлена. В 1943 г. официально признана Московским патриархатом, а 3 марта 1990 г. и патриархатом Константинополя.

Сегодня в диптихе Церквей занимает первое место после РПЦ. Главой Грузинской Православной Церкви является Католикос-Патриарх Илия II.

Грузинское и русское православие ничем не отличается. Лишь политики пытаются рассорить братьев по вере. Для этого используется любой повод, вплоть до попыток изменить название страны. Так слово Сакртвело переводится с грузинского на русский, как Грузия, а коренной народ, населяющий страну, именуется грузинами. Эти наименования в несколько изменённой форме применяются на языках других народов уже веками.

Однако сегодня некоторые псевдопатриотичные грузинские политики находят в этих названиях влияние России. Ссылаясь на то, что на Западе Грузию многие называют Georgian или Georgia, что, по их мнению, более правильно, так как традиционно принятые привычные названия ассоциируются с тем, что Грузия является частью России. Такие высказывания позволяют себе озвучивать некоторые руководители в правительстве государства.

Однако во внутренней жизни страны православие принимает активное участие и играет важную роль. Об этом свидетельствует лишь один факт того, что на значимые православные праздники государство объявляет о помиловании осужденных.

Ежегодной традицией стало проведение обряда крещения лично католикосом-патриархом Илией Вторым. Событие это происходит 14 октября, в память о крещении грузин епископом Иоанном в октябре 324 г. в Куре. Выпущена книга, в которой запечатлены фотографии десятков тысяч крестников патриарха.

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок стал крестником патриарха, то постарайтесь приехать сюда к этому времени.

Довольно комфортно чувствуют себя здесь старообрядцы. Порядка двадцати их общин находится в стране. Юрисдикционно они относятся к Русской православной старообрядческой церкви в Румынии (Зугдийская епархия) и Русской Древлеправославной церкви.

В составе Грузинской Православной Церкви находится 36 епархий, которые возглавляют 36 грузинских митрополитов. Патриархаты располагаются в Мцхете и Тбилиси. Помимо епархий, находящихся внутри государства, существует шесть епархий зарубежных, в которые входят:

  1. Западноевропейская с кафедрой в Брюсселе.
  2. Англоирландская, кафедра находится в Лондоне.
  3. Епархия Восточной Европы.
  4. Канадская и Северо-Американская с кафедрой в Лос-Анджелесе.
  5. Епархия в Южной Америке.
  6. Австралийская.

Источник: https://churilovocity.ru/chem-otlichaetsya-armyanskaya-i-gruzinskaya-cerkvi-ot-russkoi-gruziya/

Страна веры Грузия. Путевые заметки — Журнал ФОМА в Украине

Как ни странно, мы не так много знаем об этой кавказской стране, с которой нас связывает общее прошлое. Поэтому неудивительно, что, попав в эти края, наш соотечественник сделает для себя немало открытий.

Особый разговор — Грузия православная. У единоверных нам и сохраняющих с нами церковное единство грузин совершенно иная традиция. Ею можно восхищаться, ее можно принимать или отвергать, она может вызывать удивление. Но одно можно сказать точно — пропитанная апостольским преданием, эта многовековая традиция стала духовным стержнем целого народа. И с ней после недавнего своего посещения Кавказа я хочу познакомить читателей «ФОМЫ в Украине».

Высота веры в глубине веков

Я все больше осознаю, что большинство прихожан, заходя в храм и традиционно преклоняя голову перед иконостасом, не осознают величины пути, который прошла вера. Та самая вера, каноны которой воспитывали в нас с детства милосердие и искренность, учили любви.

Стыдно признаться, но я и сама до этой поездки не углублялась в историю христианства. Совсем недавно мне довелось побывать в Грузии — одной из древнейших христианских стран мира.

Верю, что моя поездка не была случайной (у Бога все закономерно), поэтому считаю нужным разделить все увиденное, пережитое и осознанное на этой маленькой и величественной земле.

Итак, отправляемся на Кавказ, в край между Черным и Каспийским морями. В страну с богатейшей историей и культурой, туда, где слово Патриарха весомее президентского, где среди высоких и скалистых крутых утесов, словно рассыпанный жемчуг, виднеются древние храмы и монастыри.

К учению Христа грузинский народ приобщился еще в I веке. По воле Божьей апостолами был брошен жребий, указывающий, в какой стороне света им проповедовать Благую весть. По преданию, Грузия выпала Пресвятой Богородице.

И сегодня грузинская земля считается избранной, а Матерь Божья, что очень почетно для грузин, является покровительницей страны.

По воле Спасителя, Пречистая Дева осталась в Иерусалиме, а в Грузию отправился апостол Андрей Первозванный, который принес с собой нерукотворный образ Богородицы.

Ключ к вере

Грузинские монахи скромны и немногословны. Даже на религиозные темы их очень трудно разговорить. Но, на мою удачу, мне удалось пообщаться с владельцем церкви.

Да-да, вы все верно прочли. В Грузии есть совершенно особый регион — Сванетия, самая высокогорная и обжитая область. Когда‑то здесь бушевали нешуточные страсти, роды воевали друг с другом, а здешние старожилы до сих пор помнят, что такое кровная месть. Но в этом темном и жестоком прошлом всегда было место вере.

Блага современной цивилизации проникли в Сванетию относительно недавно.
Потому у туриста создается впечатление, будто он попал в далекое Средневековье. 

К примеру, у многих семей были и до сих пор есть свои личные церкви. К слову, Сванетия — самый высокогорный и наверняка самый аутентичный из всех регионов Грузии. Автодороги среди этих обрывистых и острых скал проложили только в прошлом веке.

Местные жители еще не совсем привыкли к паломникам и туристам, но не отказывают в экскурсии. Так вот, просто прогуливаясь улочками Местии, районного центра Сванетии, я познакомилась с Ризо Лагами.

Художник по призванию и хранитель церкви по наследству, он радушно согласился открыть для нас свою личную святыню.

Ризо рассказывает: «В храме Преображения Христова все осталось таким же, как и десять веков назад. Уникальные фрески, росписи с библейскими мотивами, чеканные злато-серебряные иконы. А еще местные священники здесь по‑прежнему проводят службы. По просьбе соседей или путников личные церкви открывают и просто для того, чтобы люди могли помолиться».

Личная церковь во дворе! В нашем веке такое можно встретить в богатых особняках. В Западной Украине, к примеру, многие усадьбы украшают часовенки. Но десять веков — только вдуматься в эту цифру! Десять веков семья Лагами поколениями хранит и заботится о святыне. Сказать, что это впечатляет, — наверное, ничего не сказать.

 В домашних храмах Местии (поселок в Верхней Сванетии) сохранилось немало фресок, некоторые из них созданы в глубокой древности. 

Омытый грозами, крещенный лозами

Нина, Нино. Это поистине святое имя для грузин. Ведь именно святая Нино первой начала проповедовать христианскую веру в здешних землях. Ее история необыкновенна. Двенадцати лет от роду, Нина пришла в Иерусалим вместе с родителями, у которых была единственной дочерью.

По их обоюдному согласию и по благословению Патриарха Иерусалимского она была поставлена диакониссой при храме Гроба Господня. Однажды Пречистая Дева явилась к Нине во сне и вручила крест, сплетенный из виноградной лозы, со словами: «Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградой против всех видимых и невидимых врагов.

Иди в Иберию, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обретешь благодать у Него. Я же буду тебе Покровительницей». Пробудившись, святая Нина увидела в своих руках крест

Говоря о святынях Грузии, невозможно обойти вниманием легендарный храм Джвари, Храм Креста. Именно здесь, на высокой скале над местом слияния рек Куры и Арагви, напротив древней столицы Грузии Мцхеты, Нино установила этот самый крест.

Над этим местом вскоре возвели храм-купол. К слову, именно эта святыня вдохновила Михаила Лермонтова на написание знаменитой поэмы «Мцыри». Трудно отыскать в Грузии более живописную долину.

Здесь так красиво и спокойно, что невольно застываешь, ощущая благодать этого места.

 Джвари, одно из красивейших мест Грузии.

Дорога к чуду

Когда-то Кахетия была самостоятельным царством, а сейчас это область со столицей в городе Телави. Здесь, над знаменитой Алазанской долиной, в нескольких километрах от города Сигнахи находится один из известнейших монастырей Грузии — Бодбе. Здешние монахини несут не только традиционные послушания в огороде и на скотном дворе, но и в иконописной мастерской и библиотеке: сестры работают с архивами, переводят и издают богослужебную литературу.

Основан монастырь еще в конце VI века. Именно здесь святая Нино нашла свое последнее пристанище. Сегодня многие приезжают в обитель для того, чтобы омыться в источнике святой Нино. Говорят, вода в нем исцеляет любые недуги, как телесные, так и душевные.

К нему можно добраться на машине по горной дороге. Я решила идти пешком. Вниз от монастыря в ущелье ведет длинная каменная лестница. Есть что‑то в этом «витиеватом» походе. Дорогой невольно думаешь о жизни, о том, какие ошибки допущены, какие можно исправить.

Скалы Господни

Вардзиа. Древний пещерный монастырский комплекс XII–XIII веков, расположенный на юге Грузии. Это место навсегда оставило след в моей душе.

Величие чувствуется уже в самом слове! Какое‑то необыкновенно певучее и мягко звучащее! Одну из версий происхождения названия я услышала от нашего гида: потерявшаяся в лабиринте пещер еще совсем маленькая царица Тамара крикнула дяде: «Я здесь, дядя!» («Ак вар, дзиа!» — по‑грузински). Грузинский царь Георгий III, отец Тамары, повелел сделать это восклицание названием монастыря.

Оказываясь здесь, теряешь дар речи. Потрясает масштаб, простор и величественное спокойствие этой гигантской святыни. Около девяти этажей в высоту и около километра вширь. Создается впечатление, будто скала изъедена чем‑то.

Более шести сотен жилых, культовых и хозяйственных помещений, высеченных в толще камня и соединенных ходами друг с другом, — храмов, часовен, келий, залов, библиотек, бань, трапезных. Когда‑то, в случае нападения врагов, монастырь мог стать убежищем для мирных жителей и вместить до 15 тысяч человек. Теперь же здешние скалы почти пустынны.

В монастыре можно повстречать разве монахов-отшельников и служителей церкви Успения Пресвятой Богородицы. Кстати, в этой небольшой и невообразимо уютной церкви сохранился прижизненный портрет царицы Тамары.

Вардзиа. Пещерный комплекс, издали похожий на гигантский муравейник, был создан людьми.  

Мало где можно настолько прочувствовать умиротворение, как в каменной церкви в Вардзиа. В первые минуты после того, как я покинула эти стены, не хотелось даже говорить, не то что куда-то ехать, спешить. Я испытала ощущение свободного падения, полета, свободы. Называть можно по‑разному, но лучше прочувствовать!

***
Вспоминая путешествие по святой и древней земле Грузии, пролистывая в воображении образы величественных и спокойных храмов, я вспомнила слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Люди забираются в скорые поезда, но они сами не понимают, чего ищут, поэтому они не знают покоя, бросаются то в одну сторону, то в другую. И все напрасно Глаза слепы. Искать надо сердцем».

Эти места молчат веками, они лишь наблюдают за тем, как люди «не знают покоя», и учат. Учат степенности и смирению и незаметно меняют раздраженный нашим «колким» бытием внутренний мир, поселяя в нем Вечное.

В эти горы нельзя не влюбиться!

Источник: https://foma.in.ua/articles/strana-very-gruziya-putevye-zametki

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Как началось новое летоисчисление

Закрыть