Какой процент католиков в Беларуси

Мониторинг сми: перестал ли папа римский быть «наместником христа»? отражают ли изменения в статистическом ежегоднике сдвиг в католической экклезиологии?

Какой процент католиков в Беларуси

В конце марта 2020 г. в Ватикане вышли из печати два традиционных издания Католической Церкви: «Annuario Pontificio» («Папский ежегодник») и «Annuarium Statisticum Eccleasiae» («Статистический ежегодник»). В них размещены подробные сведения о современном состоянии Католической Церкви.

Титул папы Римского, указанный в нынешнем «Папском ежегоднике», вызвал среди католиков бурную полемику. Папу Франциска стали обвинять и в отказе от титула «викария (наместника) Христа», и даже в узурпации власти в Католической Церкви.

В ситуации пытается разобраться проректор Киевской духовной академии Владимир Бурега.

«Папские ежегодники» как зеркало Католической Церкви

«Папский ежегодник» («Annuario Pontificio») – это официальное справочное издание Католической Церкви, которое существует с 1860 г. Как форма, так и содержание ежегодника неоднократно менялись, и лишь в 1940 г. окончательно сложился тот формат, в котором «Annuario Pontificio» выходит и по сей день.

В ежегоднике приводятся полные списки здравствующих кардиналов, патриархов, митрополитов, архиепископов и епископов, перечислены все епархии, монашеские ордена и учебные заведения Католической Церкви, все структуры Римской курии и дипломатический корпус Ватикана, указаны почтовые и электронные адреса, телефоны и официальные Интернет-сайты всех этих структур.

Кроме того, издание снабжено приложением, содержащим полезную историческую и статистическую информацию. В только что вышедшем выпуске «Папского ежегодника» представлена актуальная информация о католицизме по состоянию на начало 2020 года.

Что касается «Статистического ежегодника», то тут приведены подробные статистические сведения о количестве католиков по всему миру и о динамике роста (уменьшения) их числа в разных странах и на разных континентах по состоянию на 2018 г.

Оба эти издания являются незаменимыми пособиями для всякого, кто желает получить из первых рук официальную информацию о католицизме.

Католицизм в современном мире: актуальные тенденции

Бюллетень Пресс-офиса Святого престола опубликовал краткий обзор современной статистики Католической Церкви, опираясь на «Статистический ежегодник». По официальным данным Ватикана, за пять лет (с 2013 по 2018 гг.) количество католиков в мире выросло примерно на 6 % (с 1 миллиарда 254 миллионов до 1 миллиарда 329 миллионов). По состоянию на конец 2018 г.

католики составляли чуть менее 18 % населения Земли. Что касается населения отдельных континентов, то в Америке (Северной и Южной) католики составляют 63,7 % населения, в Европе – 39,7 %, в Океании – 26,3 %, в Африке – 19,4 %, в Азии – 3,3 %.

Что касается территориального распределения членов Католической Церкви, то на Американском континенте проживает 48 % католиков, в Европе – 21,5 %, в Африке – около 18 %, в Азии – 11,1 %.

За указанные пять лет количество католических епископов в мире увеличилось примерно на 4% (с 5 173 до 5 377). При этом количество католических священников за этот же период несколько уменьшилось (на 0,3 %). Однако тут видна заметная диспропорция между континентами.

Если в Европе количество католических священников уменьшилось за пять лет на 7%, в Африке их количество, наоборот, увеличилось на 14%, а в Америке – выросло на 11%. Интересно, что за указанные годы во всем мире заметно увеличилось количество постоянных диаконов (на 10%). К концу 2018 г.

количество постоянных диаконов в Католической Церкви составило 47,5 тысяч.

Следует пояснить, что сегодня в Католической Церкви к диаконскому служению допускаются как женатые кандидаты, так и те, кто дает обет безбрачия. То есть для диаконов целибат (безбрачие) уже не является обязательным. Однако, для священников обязательный целибат сохраняется.

Поэтому в случае рукоположения в диаконы женатого кандидата, он не имеет права претендовать на степень священника и считается «постоянным диаконом». Рост числа постоянных диаконов свидетельствует о том, что в Католической Церкви есть значительное количество пастырских призваний.

Однако многие католики не готовы отказываться от семейной жизни ради священнического служения и потому предпочитают становиться «постоянными диаконами».

Заметным является общее уменьшение количества католических монахов, принесших вечные обеты, но не имеющих при этом священного сана. Если в 2013 г. их было более 55 000, то к концу 2018 г. стало менее 51 000. Но и здесь актуальны указанные тенденции по континентам. При общем снижении количества католических монахов в мире, в Африке и Азии наблюдается рост числа монахов (на 6,8% и 3,6% соответственно).

Уменьшилось и количество монахинь, принесших вечные обеты (с 694 тысяч до 642 тысяч). Но опять же, если в Европе их количество уменьшилось на 15%, а в Америке – на 12%, то в Африке их число выросло на 9%, а в Азии на 2,6%.

Аналогичные тенденции наблюдаются и в статистике воспитанников католических духовных семинарий, планирующих принять священный сан. С 2013 по 2018 гг. количество кандидатов в священство уменьшилось с 118 251 до 115 880, то есть примерно на 2%. Однако падение числа семинаристов актуально лишь для Европы и Америки. В Африке же их количество за пять лет выросло на 15,6%.

Подчеркнем, что в изданиях Ватикана приводится статистика самой Католической Церкви, которая составляется на основе данных, собранных по церковным каналам.

Таким образом, обнародованная статистика подтвердила тенденцию, которая оформилась на рубеже ХХ-ХХI вв. Влияние католицизма в Европе и Северной Америке заметно и неуклонно падает. Это проявляется и в уменьшении количества священников и кандидатов в священство, и в заметном уменьшении количества монахов.

При этом в Африке и Азии очевиден рост количественных показателей Католической Церкви. Если традиционно на протяжении двух тысяч лет своей истории католицизм считался, прежде всего, религией Западной Европы, то сегодня Европа постепенно утрачивает статус «базового региона» Католической Церкви. Религиозная жизнь Западной Европы претерпевает глубокие трансформации.

При этом мы видим заметные успехи католической миссии на других континентах (в Африке и Азии).

Папские титулы: исторические и актуальные

Если выход в свет «Статистического ежегодника» («Annuarium Statisticum Eccleasiae») не был особенно замечен прессой, то появление «Папского ежегодника» («Annuario Pontificio») за 2020 г. вызвало неожиданную полемику внутри Католической Церкви. Дело в том, что уже на первых страницах «Папского ежегодника» католиков ждал сюрприз. Традиционный титул папы Римского был здесь представлен в новом формате.

Следует пояснить, что «Папский ежегодник» всегда открывается официальным списком Римских пап, начиная с I в. и до современности. После этого списка приводятся сведения о папе, который занимает Римский престол в настоящий момент. Вплоть до 2019 г. включительно сведения о Римском епископе давались в неизменном формате.

Сначала приводится его имя с прибавлением «епископ Рима», а на следующей странице дается полный титул папы, вслед за которым приводятся его краткие биографические данные (дата рождения, даты рукоположения в священника и епископа, возведения в кардиналы и избрания на папский престол).

К настоящему времени полный титул Папы Римского выглядит так:

Епископ Рима,

Викарий Иисуса Христа,

Преемник князя апостолов,

Верховный понтифик Вселенской Церкви,

Примас Италии,

архиепископ и митрополит Римской провинции,

суверен государства Града Ватикана,

раб рабов Божиих.

Хотя для стороннего наблюдателя этот титул кажется не более чем набором высокопарных словосочетаний, в католическом церковном сознании каждый из элементов этого титула имеет ясное богословское или каноническое наполнение.

Так вот, в «Папском ежегоднике» 2020 года после имени «Франциск» указан лишь титул «Епископ Рима». А на следующей странице сначала даны его биографические сведения и лишь затем мелким шрифтом приведен полный перечень его титулов с неожиданной ремаркой: «исторические титулы» (итал. «titolo storico»).

Таким образом, складывается впечатление, что папа Франциск сохраняет за собой только титул «Епископа Рима», а все остальные титулы указаны в ежегоднике лишь в виде своеобразной исторической справки. Многими это было воспринято как фактический отказ нынешнего папы от своего традиционного титулования.

Источник: https://credo.press/230112/

Религия в Беларуси

Какой процент католиков в Беларуси
Руководители религиозных конфессий на торжественной церемонии «Молитва за Беларусь» (2015)

Жители Беларуси свободно исповедуют множество религий.

Религии в Беларуси

Самой распространенной религией в республике является христианство. Христиане Беларуси исповедуют:

  • православие
  • католицизм
  • протестантизм

Среди других религий наиболее распространены:

Всего в Беларуси насчитывается 25 религиозных конфессий, общая численность религиозных общин на начало 2019 г. составила более 3,3 тыс.

Православие

Православное вероисповедание является самым распространенным в Беларуси.

В стране более тысячи православных храмов и монастырей и ежегодно их количество возрастает.

Многие из самых известных памятников и архитектурных достопримечательностей Беларуси отражают традиции православия.

Свобода религий и веротерпимость

В Беларуси свобода вероисповедания гарантирована Конституцией страны. В республике с каждым годом увеличивается количество верующих людей, растет число храмов. Постоянно развивается сеть учебных заведений, в которых представители различных конфессий могут получить религиозное образование.

В их число входит и существующий при Белорусском государственном университете Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла.

И хотя институт работает под патронажем Белорусского экзархата Русской православной церкви и его ректором является Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Павел, богословское образование здесь получают студенты, исповедующие православие, католицизм и другие конфессии.

Государство поддерживает конструктивные инициативы представителей различных религий. В то же время ведется работа по предотвращению деятельности деструктивных религиозных сект.

версия для печати сделать стартовой добавить в избранное

Источник: https://www.belarus.by/ru/about-belarus/religion

Дорогами православия: изучаем церковную культуру Беларуси

Какой процент католиков в Беларуси

Совсем недавно мы собирали в один список уникальные католические костелы Беларуси и написали по этому поводу интересную статью. Для восстановления религиозного баланса сил в Блоге, VETLIVA составил свой личный ТОП-10 самых красивых православных церквей из разных уголков Беларуси. Вперед на обзорную экскурсию по сакральным достопримечательностям!

Свято-Духов собор в Минске

Адрес: ул. Кирилла и Мефодия, 3, Минск

Начать обзорную статью по православным объектам мы также решили с самого известного столичного храма — собора Святого Духа, или, как его еще называют, Кафедрального собора. Раньше он относился к католической вере и являлся монастырем бернардинок, но после пожара и реконструкции в 1860 храм был переосвящен в православную веру.

его реликвия — икона Божьей Матери, которая хранится в Минске с 1500 года. По легенде князь Владимир привез ее в Киев еще в X веке в качестве трофея после походов на Византию. Во время татарского нашествия икону выбросили в реку Днепр, а уже в самом начале XVI века минчане выловили ее в устье реки Свислочь.

VETLIVA советует: посетить старинный собора Святого Духа во время обзорных экскурсий по Минску. Храм расположен в Верхнем городе и входит в ТОП-50 самых известных достопримечательностей столицы. Многие из них также можно увидеть во время обзорного путешествия!

Софийский собор в Полоцке

Адрес: ул. Замковая, 1, Полоцк, Витебская область

Второй в нашем списке — это знаменитый храм, находящийся в Полоцке. Софийский собор какое-то время был:

  • пороховым складом, который взорвался в начале XVII века;
  • конюшней во времена войны с Наполеоном в 1812 году;
  • краеведческим музеем в первой половине XX века.

Еще примечательно, что в православном Софийском соборе можно услышать органную музыку! В середине весны и в конце осени там проводят настоящие камерные и органные концерты, где выступают талантливые люди из разных стран.

VETLIVA рассказывает: первое упоминание о Полоцке датируется 862 годом, поэтому, помимо красивейшего православного храма, там есть еще много достопримечательностей и даже скульптура, посвященная букве! Это далеко не единственный необычный памятник в Беларуси — здесь любят удивлять туристов!

Церковь Святого Михаила архангела

Адрес: деревня Сынковичи, Гродненская область

А как насчет церкви, которая имеет 1,5-метровые стены толщиной и окружена 4-мя боевыми башнями? Именно так сурово встречает прихожан с XIV века собор Святого Михаила архангела в деревне Сынковичи. История его строительства очень интересная. Храм построил и освятил князь Витовт в благодарность местным жителям. Они помогали ему скрываться от преследований князя Ягайло.

Сейчас в церкви хранится копия исцеляющей иконы Божьей Матери, которую сделали в Греции. Местные говорят, что даже копия обладает божественной силой исцеления.

Успенский собор в Витебске

Адрес: ул. Комиссара Крылова, 9, Витебск

Успенский собор в Витебске был построен в самом начале XV века на склоне Лысой горы. Считается, что ранее эта возвышенность была местом проведения языческих обрядов и ведьминских шабашей.

Интересное от VETLIVA: Успенский собор был закрыт для прихожан во времена революции в 1917 году, а в 1936 его и вовсе взорвали. Это не единственная достопримечательность в Беларуси, которая со временем исчезла — таких примеров намного больше.

Вот еще несколько интересных фактов про Успенский собор:

  • он стоит прямо на берегу Западной Двины;
  • храм может похвастаться самым большим колоколом в Беларуси — его вес составляет 5,2 тонны, а высота — 2 метра;
  • существует легенда о том, что под стенами собора есть подземный тоннель высотой с человеческий рост!

Церковь Святых Бориса и Глеба в Гродно

Адрес: ул. Рыбацкая, 6/1, Гродно

Один из самых старинных храмов в Гродно — это Коложская (Борисоглебская) церковь. Начнем сразу с интересных фактов про нее:

  • она была построена и освящена в православие в XII веке и на данный момент является действующим храмом;
  • в XV веке церковь полностью разрушили во время нашествий крестоносцев, а в следующем столетии ее уже отстроили заново;
  • старинная постройка включена в предварительный список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

VETLIVA рассказывает: большое количество религиозных святынь приходится на королевский город Гродно. Во время обзорных туров или экскурсий там можно посетить как православные, так и католические храмы. Хотите составить свой собственный маршрут? Тогда наш подробный гайд по Гродно расскажет все, что нужно знать!

Свято-Воскресенский кафедральный собор

Адрес: ул. Лопатина, 34, город Борисов, Минская область

Свято-Воскресенский собор был построен в конце XIX века. Как и другие религиозные святыни, он был не единожды сожжен, восстановлен, разрушен и снова восстановлен. Своей яркостью и необычностью Свято-Воскресенский собор значительно отличается от всех других храмов. Он сделан из красного кирпича с белыми декоративными элементами и напоминает настоящий сказочный замок. Здание построено в псевдорусском стиле, а среди элементов экстерьера есть даже кокошники.

Борисов также является одним из самых старинных городов Беларуси. В его 900-ю годовщину возле Кафедрального собора был установлен памятник основателю города — князю Борису.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Отец илий переделкино как попасть

Успенская церковь

Адрес: агрогородок Сарья, Витебская область

Церковь Успения изначально строилась как католический костел. Местный хозяин Игнатий Лопатинский воздвиг уникальное готическое строение в честь своей рано ушедшей из жизни жены. Архитектура грандиозного храма воплотила в себе всю его любовь и скорбь, и теперь мы можем насладиться таким изящным монументом со стремящимися ввысь шпилями.

В православную веру Успенскую церковь обратили в середине XIX века. С того периода ее неоднократно закрывали, размещали в стенах храма увеселительное заведение, снова передавали католикам. В наше время собор является потрясающей православной церковью, которую любят посещать многие туристы. Кстати, она является одним из самых красивых и необычных мест для фото!

Богоявленская церковь в деревне Жировичи

Адрес: ул. Советская, 57, деревня Жировичи, Гродненская область

Жемчужиной известного комплекса Свято-Успенского монастыря считается Богоявленская церковь. Это самый старинный объект на территории православного ансамбля, с которым связана одна интересная легенда. В конце XV века на месте церкви возле дерева груши была найдена икона Божией Матери. Она была размером с детскую ладонь и излучала божественный свет.

Ее отдали на хранение владельцу земель, а через некоторое время икона исчезла из его хранилища и снова была найдена на том же дереве. Тогда по приказу князя там и была построена церковь. Меньше, чем через 100 лет, икона пропала, а церковь сгорела до тла. Но чудеса продолжались, и изображение Божьей матери снова нашли, лежащее на камне рядом с местом, где стоял храм.

Сейчас в Богоявленскую церковь приезжают паломники со всего мира. Прихожане верят, что это маленькое чудо способно исцелить от многих болезней и помочь в самых трудных жизненных ситуациях!

Совет от VETLIVA: на икону надейся, а сам не плошай! О том, где поправить свое здоровье и какие есть секреты долголетия, мы писали в нашем Блоге.

Церковь Рождества Богородицы

Адрес: ул. Церковная, 7А, деревня Мурованка, Гродненская область

Еще один необычный храм-крепость был возведен в деревне Мурованка в XVI веке. Церковь Рождества Богородицы отлично сохранилась до нашего времени и включена во многие маршруты туров или экскурсий. Вот несколько интересных фактов о ней:

  • в стенах вокруг всего храма был потайной ход до 1817;
  • в подвале под церковью устроены два склепа;
  • главный вход в храм в старину защищался тяжелыми входными воротами и железной решеткой.

За 500 лет существования церковь была и убежищем для людей во время войны, и складом оружия, и зернохранилищем, и католическим храмом. Но усилиями местных прихожан храм снова был открыт в 1989 году и является действующей святыней до сих пор.

Свято-Покровская церковь

Адрес: деревня Турец, Гродненская область

Священное место с богатой историей и старинными реликвиями есть и в деревне Турец. Свято-Покровская церковь была построена из дерева в конце XVIII века, а через 100 лет ее перестроили из натурального бутового камня. С того времени церковь не смогли разрушить ни войны, ни революции, ни погодные условия. Уже более 250 лет она принимает прихожан и хранит уникальные иконы с момента своей постройки.

Интересное от VETLIVA: известно, что в Свято-Покровской церкви венчался известный белорусский писатель, работающий под псевдонимом Янки Мавра. «Полесские робинзоны», «Путь из тьмы», «Сын воды» — одни из самых известных его произведений. А вы знаете, какие места самые популярные у белорусов для проведения свадебных церемоний? Читайте в нашей статье-обзоре!

Православное путешествие: подводим итоги

Составить этот ТОП-10 было довольно трудно, ведь уникальных храмов в стране намного больше! Изящные и величественные, они разбросаны по всей Беларуси. В каждом ее уголке можно найти удивительное место силы и веры, при этом их немалое количество было уничтожено жестокими войнами, советскими реформами или просто с течением времени. Хотите изучать новые и интересные места Беларуси? Тогда оставайтесь с нами и ждите новых увлекательных историй от VETLIVA!

ПУТЕШЕСТВОВАТЬ — ЗНАЧИТ ЖИТЬ!

на рассылку!Интересные путешествия по Беларуси, гайды по городам, советы по санаториям, гастротуры,

новости и акции с лучшими ценами на отдых.

Источник: https://vetliva.ru/blog/tserkvi-belarusi/

Общество

Термин «белорус» впервые начал употребляться в конце ХVI века. К концу XIX века данный термин полностью закрепился за населением современной территории Беларуси.

В Республике Беларусь на 1 января 2020 года зарегистрировано 15 политических партий, 25 профсоюзов, 2995 общественных объединениq.

Партийная система Беларуси представлена Либерально-демократической партией, Белорусской социально-спортивной партией, Белорусской партией «Зеленые», Социал-демократической партией народного Согласия, Белорусской аграрной партией, Республиканской партией, Консервативно-Христианской партией – БНФ, партией БНФ, Республиканской партией труда и справедливости, Белорусской партией левых «Справедливый мир», Объединенной гражданской партией, Белорусской патриотической партией, Партией «Белорусская социал-демократическая Грамада», Белорусской социал-демократической партией (Грамада), Коммунистической партией Беларуси.

Достаточно разнообразна структура общественных организаций в Беларуси. Они создаются по интересам, профессиональному признаку и другим критериям. На сегодняшний день в республике действует более 2400 таких организаций.

Федерация профсоюзов Беларуси (ФПБ) – единый национальный профсоюзный центр, республиканское добровольное независимое объединение отраслевых профсоюзов с общей численностью свыше 4 млн человек.

Республиканское общественное объединение «Белая Русь» насчитывает в своих рядах более 132 тыс. человек. В объединение входят 6 областных, городские и районные в крупных городах организации. Количество первичных организаций — 7175.

В Беларуси работает около 400 благотворительных организаций. В числе самых авторитетных — общественное объединение «Белорусский фонд милосердия и здоровья», который является членом Международного фонда милосердия и здоровья, Европейского союза обществ милосердия.

В Беларуси активно развивается молодежное движение. Крупнейшими и наиболее влиятельными из организаций являются Белорусский республиканский союз молодежи (БРСМ) и Белорусская республиканская пионерская организация. БРСМ объединяет свыше 480 тыс.

юношей и девушек, в рядах пионерской организации состоит более 580 тыс. детей и подростков.

Активное участие в общественной жизни страны принимают ветеранские и экологические организации. 110 организаций объединяют представителей национальных меньшинств.

В Беларуси деятельность политических партий, общественных организаций, профсоюзов регулируется Законом Республики Беларусь «О политических партиях», Законом Республики Беларусь «Об общественных объединениях», Законом Республики Беларусь «О профессиональных союзах».

Отличительной особенностью новейшей политической истории Беларуси является использование установленных Конституцией Республики Беларусь с изменениями и дополнениями 1996 года форм непосредственной демократии, среди которых следует отметить референдум, выборы и Всебелорусское народное собрание.

Социальная политика

Для современной Беларуси характерен высокий уровень социальной защиты населения. Каждый житель страны имеет право на качественное бесплатное здравоохранение и образование. Многодетные семьи получают льготное жилье от государства, матерям выделяются различные пособия и предоставляется возможность находиться в оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им трех лет.

Особая поддержка оказывается социально уязвимым слоям населения — пенсионерам, инвалидам, молодежи, жителям территорий, пострадавших от последствий Чернобыльской катастрофы и т.д.

Главной целью белорусской социальной политики является предоставление каждому трудоспособному человеку возможности собственным трудом и предприимчивостью создать свое семейное благосостояние, а нетрудоспособным и нуждающимся гражданам – обеспечить надежную социальную защиту. При этом поддержка должна быть исключительно адресной и направлена на конкретные, самые незащищенные слои населения.

Социальные гарантии в рамках белорусской модели развития предусматривают:- равенство мужчин и женщин в образовании и трудовой деятельности;- право молодежи на духовное, нравственное и физическое развитие;- право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения экономического, морального и социального содержания жизнедеятельности человека;- справедливую долю вознаграждения в экономических результатах труда, но не ниже уровня, обеспечивающего гражданам и их семьям свободное и достаточное существование;- право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения;- право на социальное обеспечение в старости, по болезни и другим причинам.Важную роль в реализации планомерного курса на обеспечение благополучия людей играет выполнение в социальной сфере минимальных государственных стандартов, предусматривающих снабжение граждан продовольствием, теплом, коммуникациями, транспортом, бытовыми услугами, нормальную работу учреждений образования, здравоохранения, культуры.В системе материальной помощи семьям с детьми государство использует льготы по налогообложению, оплате за питание детей в детских дошкольных учреждениях, оплате за учебники и учебные пособия. Значительную помощь многодетным и неполным семьям оказывают местные исполнительные и распорядительные органы за счет средств местных бюджетов.Планомерность государственного курса заключается и в поддержке талантливой молодежи, студентов. Создан не имеющий аналогов на территории СНГ специальный фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов.Особое внимание уделяется в республике жителям сельской местности, которые острее других ощущают жизненные трудности: неразвитость социальной инфраструктуры, транспортных услуг, бытового обслуживания.

Поставлена задача осуществлять работу по введению государственных социальных стандартов по всей стране с обязательным учетом региональных особенностей. Введение социальных стандартов направлено на то, чтобы уровень социальной защиты гарантированно улучшался.

Особенностью Беларуси является поликонфессиональный уклад ее религиозной жизни. На территории страны не было религиозных войн, здесь веками бок о бок жили и исповедовали свою религию православные и католики, иудеи и приверженцы ислама, протестанты и униаты.

В Республике Беларусь созданы благоприятные правовые условия для деятельности религиозных организаций, обеспечения прав граждан на свободу совести и вероисповедания, сохранения межконфессионального мира и согласия в обществе, развития межрелигиозного диалога.Свобода вероисповедания в Беларуси гарантирована Конституцией страны. Права и свободы верующих закреплены также в Законе Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях».

Государство поддерживает конструктивные инициативы представителей различных религий. В то же время ведется работа по предотвращению деятельности деструктивных религиозных сект.

В Беларуси действуют 3524 зарегистрированные в установленномзаконодательством порядке религиозные организации 25 конфессий инаправлений, в том числе 174 организации, имеющие общеконфессиональное значение(религиозные объединения, монастыри, миссии, братства, сестричества, духовныеучебные заведения), и 3350 общин (православные, римско-католические, христианверы евангельской, евангельских христиан баптистов, адвентистов седьмого дня,лютеранские, иудейские, мусульманские и общины других религиозных направлений).

Вовзаимоотношениях с религиозными организациями государство руководствуетсязаконодательно закрепленным принципом равенства религий иучитывает их влияние на формирование духовных, культурных и государственныхтрадиций белорусского народа.

Ведущее место в религиозной жизни страны занимает Белорусская православная церковь, которая объединяет 1681 общину, 15 епархий, 7 духовных учебных заведений, 35 монастырей, 15 братств, 10 сестричеств, 1 миссию. Она составляет основу конфессиональной стабильности в республике. Сегодня БПЦ реализует ряд программ взаимодействия с республиканскими органами государственного управления.

Укрепляются позиции Римско-католической церкви. РКЦ относится к числу традиционных религий Беларуси. Католики составляют 14,5% населения Беларуси (свыше 1,4 млн человек). На 1 июля 2017 г. в состав РКЦ в Беларуси входят 4 епархии, 496 католических общин, 5 духовных учебных заведений, 11 миссий и 9 монастырей.

Протестантские религиозные организациипредставлены 1033 общинами, 21 объединением, 22 миссиямии 5 духовными учебными заведениями 14-ти религиозных направлений.

Наиболее многочисленными среди протестантских направлений являютсяобъединения христиан веры евангельской (521 община), евангельских христианбаптистов (280 общин), адвентистов седьмого дня (73 общины).

Исторически традиционным на территории республики является лютеранство,которое насчитывает 27 общин.

В трех иудейских религиозных объединенияхнасчитывается 52 общины, 10 из них имеют автономный статус,располагают 9 культовыми зданиями, 1 духовным учебным заведением.

В республике действуют 24 мусульманскиерелигиозные общины, 8 мечетей и 2 молитвенных дома, в том числе Соборная мечетьв г.Минске, официальное открытие которой состоялось 11 ноября 2016 года с участиемПрезидента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко и Президента Турции Р.Т.Эрдогана.

В 2015 году зарегистрирована буддистскаяобщина в г.Минске «Шен Чен Линг» традиции Бон.

Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко лично уделяет пристальное внимание вопросам деятельности религиозных организаций. Традиционными стали встречи Главы государства с членами Синода Белорусской православной церкви и руководством Римско-католической церкви в Республике Беларусь.

Уполномоченный по делам религий и национальностей, местные исполнительные и распорядительные органы государственного управления осуществляют взаимодействие с религиозными организациями в решении социально значимых вопросов, принимают меры по предотвращению нарушений действующего законодательства Республики Беларусь. С 2008года при Уполномоченном по делам религий и национальностей действуетКонсультативный межконфессиональный совет.

Межнациональные отношения

На 1 июля 2017 г. в Беларуси зарегистрировано около 200 национально-культурных общественных объединений представителей 26 национальностей. Среди них — имеющие статус международных, республиканских ирегиональных. Основные уставные задачи – это культурно-просветительская иблаготворительная деятельность.

При объединениях созданы творческие коллективы, работаютвоскресные школы по изучению языка и культуры своей исторической Родины.Национально-культурные общественные объединения активно участвуют вмероприятиях, посвященных государственным праздникам Беларуси, других событияхреспубликанского и местного значения и вносят значительный вклад в духовнуюжизнь белорусского общества.

При Уполномоченном по делам религий и национальностей с 2006 года работает Консультативный межэтническийсовет, в состав которого входят руководители 26 национальных общностей,представляющих более двухсот национально-культурных объединений.

Источник: http://president.gov.by/ru/society_ru/

Опрос: более религиозные белорусы — большие националисты

Белорусы, в жизни которых религия имеет большое значение, заметно больше гордятся своим белорусским гражданством, свидетельствует опрос, который провел авторитетный исследовательский институт Pew Research.

Католический священник благословляет белорусских солдат

Исследование, которое называется «Религиозные убеждения и национальные принадлежности в Центральной и Восточной Европе» базируется на данных, которые были собраны за последние несколько лет в Армении, Беларуси, Болгарии, Боснии и Герцеговине, Эстонии, Греции, Грузии, Венгрии, Латвии, Литве, Молдове, Румынии, России, Польши, Чехии и Хорватии.

Вера, принадлежность, практика

В нашей стране оказалось, что 73% населения относят себя к православным, 12% — к католикам, еще 11% — к другим вероисповеданиям и конфессиям, а 3% — являются агностиками, атеистами или не связывают себя вообще с конкретной религией. В этом смысле Беларусь похожа на Румынию и Украину — страны с православным большинством, католическим меньшинством, несколькими процентами сторонников других христианских конфессий и атеистов, а также без заметного присутствия мусульман (менее 1%).

При этом социологи отмечают разницу между наличием убеждений, религиозными практиками и ощущением принадлежности к общине верующих. Так, в Западной Европе большинство людей относят себя к христианам, однако нечасто посещают церкви и костелы, в Восточной Азии множество людей не идентифицируют себя с конкретной верой, однако регулярно посещают буддистские или конфуцианские храмы для выполнения ритуалов.

Заупокойное православное богослужение в Куропатах

В Беларуси сообщили о посещении святынь раз в неделю (что обязательно для всех христиан) — 12% православных и 25% католиков. Это соответствует средним цифрам для нашего региона. Из стран-соседей с наибольшими православными и католическими сообществами: в Украине соответствующие цифры 12% и 43%, в Латвии — 5% и 7%.

При этом склонность к крестикам на теле и иконам в домах примерно одинакова — зажигает свечи, держит в доме иконы и кресты, носит религиозную символику на себе подавляющее большинство и белорусских православных, и белорусских католиков.

В Беларуси ежедневно молятся 22% православных и 39% католиков, при этом, как и почти во всем регионе женщины обращаются к Богу примерно в два раза чаще, чем мужчины — 33% против 15%.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какая религия у казахов

Микс: здоровый консерватизм с советским «прогрессизмом»

Почти все белорусы — 84% — не принимают гомосексусализм как одну из норм жизни в своем обществе. Такого мнения придерживаются 75% людей в возрасте от 18 до 34 лет и 87% людей, которым 35 или больше. Только 16% опрошенных считают, что можно ввести так называемые «гомосексуальные браки». При этом среди белорусских католиков таких даже меньше, чем среди белорусских православных — 14% против 16%.

Акция против абортов в Гомеле

Большинство белорусов выступает за ограничение или полный запрет абортов, однако при этом в нашей стране довольно высокая поддержка и противоположной точки зрения — 42% граждан считают, что они должны оставаться легальными во всех или в большинстве случаев.

Очевидно, многолетняя советская практика абортов как единственного доступного метода контрацепции, которая сохранилась и в постсоветское время, продолжает влиять на сознание людей. То же самое можно сказать и об отношении к жизни в утробе матери как к чему-то неполноценному.

В целом 87% белорусов считают аморальным употребление наркотиков, 80% — проституцию, 85% — гомосексуальное поведение, 38% — аборт, 34% — злоупотребление алкоголем, 26% — добрачный секс, 16% — развод, 15% — применение средств контрацепции. Это в среднем соответствует показателям стран с православным большинством независимо от геополитической ориентации и не слишком отличается от стран с католическим большинством в нашем регионе.

Православно-католический мир

Сложная история православно-католических отношений привела к тому, что в Беларуси представители обеих конфессий научились мирно сосуществовать и не связывают напрямую конфессиональную и национальную принадлежность.

Так Беларусь среди лидеров по доле православных, которые готовы принять католика в семью — 73% белорусских православных не имеют ничего против. Абсолютно тот же показатель среди католиков — 73%.

Массовая межконфессиональная молитва за Беларусь в Минске

Одновременно Беларусь на последнем месте среди стран с православным большинством по такому показателю, как связь православия с национальной идентичностью — только 45% православных считают, что принадлежность к этой конфессии имеет сколько-нибудь заметное значение дла того, чтобы быть настоящим белорусом.

В целом только 17% населения Беларуси считают, что «очень важно» быть частью религиозного большинства, чтобы быть частью белорусского народа.

Только 5-6% белорусов считают, что конфликт между этническими или религиозными группами действительно угрожает нашей стране. Почти каждый третий белорус выступает за объединение католиков и православных в одной Церкви.

Российское влияние

При этом православная идентичность (а в куда большей степени, добавим от себя, полная незащищенность Беларуси от пропаганды российских СМИ), по мнению авторов доклада, склоняет большую часть на сторону Москвы — 76% белорусов считают, что сильная Россия нужна для уравновешивания западных влияний.

Однако отметим, что аналогичного мнения придерживаются 70% населения Греции — страны-члена НАТО!

В Беларуси 66% респондентов считают приход российского бизнеса полезным для страны, по сравнению с 42% в случае с амерканским бизнесом. 47% белорусов называют более важными связи нашей страны с Россией, 17% — с Евросоюзом, 18% считают, что оба направления сотрудничества равновесны.

Даже после российской аннексии Крыма 60% белорусов не считают Москву военной угрозой, 26% считают, что РФ является небольшой угрозой, а 6% верят в реальную большую угрозу с Востока. Эти цифры сравнимы разве что с молдавскими, но Молдова даже не имеет общей границы с Россией.

Влияние российских СМИ чувствуется также в том, кого белорусы считают виновными в войне на Донбассе: 11% называют виновной Москву, 9% — пророссийских боевиков в Украине, 35% — правительство Украины, 16% — Запад. По этому показателю мы самая пророссийская постсоветская страна в регионе.

В то же время по оценкам в сфере культуры и истории (особенно среди молодежи) мы заметно отличаемся от России — только 34% белорусов в возрасте до 34 лет называют распад СССР отрицательным событием.

Только 26% белорусов считают советского диктатора Иосифа Сталина положительной исторической фигурой — по сравнению с 58% в России. В то же время 36% белорусов хорошо относятся к последнему советскому лидеру Михаилу Горбачеву, в то время как в России его уважают только 22%. Здесь мы занимаем некую среднюю позицию между Румынией (где больше любят и Сталина и Горбачева) и Украиной (где одинаково меньше уважают обоих).

Сильное государство, свободный рынок

Имея опыт жизни в СССР, большинство белорусов одновременно выступают и за экономическую свободу (63%), и за обеспечения государством потребностей несостоятельного населения (84%) — по этим показателям мы стоим недалеко от соседних с нами Польшей и Латвией.

При этом имеющаяся экономическая система явно не устраивает жителей нашей страны: 54% считают экономическое положение страны плохим и только 38% — удовлетворительным. 33% белорусов считают самой большой проблемой безработицу, 24% — разрыв между богатыми и бедными, 21% — экологию, 19% — снижение моральных качеств в обществе, 6% считают угрозой межэтнический, а 5% — межрелигиозный конфликт.

Пожертвования для Украины в католических приходах Беларуси

В сфере государственной политики 50% белорусов также выступают за одособление государства от религиозных институтов, что логично в стране с 2 большими конфессиональных группами населения. В то же время 42% считают, что государство должно помогать расширению религии.

В принципе, заметим, что это не взаимоисключающие явления, если считать, что государственная политика может быть одинаково благоприятной ко всем религиям и конфессиям. Это отражается во втором опросе, где 44% белорусов выступают за государственную поддержку Православной церкви и целых 37% — за аналогичную поддержку и для других конфессий.

При этом только 47% белорусов считают, что белорусские религиозные лидеры имеют какое-то влияние на политику страны, а 62% хотели бы минимизации этого влияния. В соседней Польше верят в политическое влияние иерархов 75% населения, а сократить его хотят 65% опрошенных.

Национальные чувства, демократия и прагматика

Белорусы не являются преданными сторонниками демократии: 38% считают, что демократия лучше любого другого политического строя, 35% признают, что в некоторых случаях лучше работают более авторитарные модели, а 17% неважно, какой политический строй в стране. Наиболее близкие нам Болгария и соседняя Украина.

Источник: https://belsat.eu/ru/news/opros-bolee-religioznye-belorusy-bolshie-natsionalisty/

10 самых удивительных костелов и церквей Беларуси

Беларусь – многоконфессиональное государство. В стране насчитывается 25 религиозных конфессий. Наиболее распространённой считается христианство (православие, католицизм, униатство и протестантизм), также исповедуют иудаизм и ислам. Свобода выбора религии охраняется Конституцией.

С каждым годом в Беларуси растет число верующих различных конфессий и число храмов. Помимо новых и современных монастырей в нашей стране сохранились и уникальные древние церкви и монастыри. Мы расскажем про самые интересные и уникальные храмы и монастыри Беларуси:

Борисо-Глебская церковь

Борисо-Глебская, или Каложская церковь в Гродно – уникальный памятник архитектуры XII века со своей историей. Построили ее в честь князей Бориса и Глеба, а название свое она получила из-за урочища Коложань в Гродно. В переводе с древнерусского «коложань» обозначает место, где бьют родники.

Уникальность этой церкви не только в ее почетном возрасте, но и во внешнем виде. Церковь как бы состоит из двух частей: каменной и деревянной. Так получилось из-за большого пожара 1184 года, который разрушил одну часть церкви. При реконструкции решили достроить разрушенную часть из дерева: так было дешевле и меньше шансов на повторное разрушение. С тех пор двойная Каложская церковь и осталась стоять на берегу Немана.

Троицкий костел в Гервятах

Троицкий костел в Гервятах – уникальная достопримечательность не только этого маленького города, но и всей страны. Храм построен в готическом стиле с четкой симметрией, видны величественные шпили и изящные окна – все это делает архитектуру храма несвойственной нашей стране. Храм построен в форме креста. Архитекторам и строителям пришлось изрядно потрудиться, благодаря этому церковь в Гервятах пережила две войны и не изменилась.

Службы в костеле Пресвятой Троицы ведутся до сих пор. Они на трех языках: литовском, белорусском и польском. Это происходит потому, что костел объединяет под своей крышей сразу три католических прихода.

Костел Святой Троицы в Шиловичах

В небольшой деревне Волковысского района есть любимое место многих туристов – величественный костел Святой Троицы. Построили костел более ста лет назад на месте деревянного храма. Времена строительства связывают с появлением деревянной иконы Божьей Матери, которая попирает дьявола; многие верят, что икона обладала чудотворной силой. Во время церковных гонений икона пропала, и нашлась лишь спустя много лет. Сейчас она хранится в Национальном художественном музее.

Уникальность Троицкого храма в Шиловичах в том, что это самый высокий костел в Беларуси. Высота его башни 62 метра.

Жировичский монастырь

Один из самых старых мужских монастырей находится в Жировичах, история его строительства начинается почти 500 лет назад. По легенде пастухи нашли чудотворную икону, позже на том месте построили храм. Слухи о знаменитой иконе быстро распространялись, что совсем скоро начали появляться паломники, а вскоре появился монастырь.

Сегодня на территории монастыря располагаются духовная семинария и 5 церквей. Каждый желающий может приехать отдохнуть душой и помолиться в Жировичском монастыре и, конечно, узнать его удивительную историю.

Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь

Спасо-Евфросиниевский монастырь – один из первых женских монастырей на Руси, его основала в XII веке преподобная Евфросиния Полоцкая. При монастыре открывались детские школы, где обучали грамоте, природоведению и медицине.

Уникальность монастыря не только в исторической значимости, но и в духовном и культурном плане. Спасо-Евфросиниевская церковь украшена уникальными фресками, которые сохранились ещё с XII века. Внутри храма хранится точная копия креста Евфросинии Полоцкой (оригинальный крест был утрачен во время войны) и мощи святой. Ежегодно монастырь принимает у себя тысячи паломников.

Красный костел в Минске

Костел Святых Симеона и Елены – один из самых красивых католических храмов Минска и визитная карточка Беларуси. Строительство костела берет начало в конце XIX века и имеет очень трагичную историю. Храм строился на деньги богатого белорусского деятеля Эдварда Адама Войниловича.

Единственным его условием было, чтобы храм осветили в честь Симеона и Елены в память о своих умерших детях (Симеон и Елена Войниловичи ушли из жизни в 12 и 18 лет).

Новый костел имел необычную для Минска архитектуру: высокая прямоугольная башня, как символ вечной скорби; небольшие башни рядом получили имена детей.

Сегодня в Красном костеле проходят службы, концерты и экскурсии.

Фарный костел в Гродно

Могущественный и величественный Кафедральный Собор Святого Франциска Ксаверия сразу притягивает взгляд: он является одним из самых красивых памятников архитектуры стиля барокко и визитной карточкой города ещё со времен Речи Посполитой. Строительство храма началось орденом иезуитов в XVII, и за трехсотлетнюю историю костел не изменился.

Многочисленных туристов и прихожан сегодня привлекает не только внешнее, но и внутреннее убранство храма. Визитная карточка собора – удивительной красоты алтарь. В одной из башен находятся самые старые в Европе маятниковые часы, которые намного старше часов в Праге. Вокруг костела ходят легенды. Одна из них гласит, что во время войны в костел попал снаряд, который пролетел мимо иконы и не взорвался. Жители верят, что именно она сберегла Собор.

Церковь Святого Николая в Кожан-Городке

Церковь Святого Николая была построена ещё в XIX веке на деньги местного шляхтича. Строительством занимались несколько мастеров, которые смогли построить удивительную церковь. Уникальность в том, что построена она была без единого гвоздя.

Еще одна отличительная особенность церкви – это ее пышное убранство, что не свойственно Полесским храмам. Внутри церковь украшена множеством деревянных деталей и скульптур, а снаружи храм украшает верхняя часть в стиле барокко.

Церковь Святого Михаила Архангела в Сынковичах

Церковь-крепость Святого Михаила Архангела – одна из древнейших церквей оборонительно характера в Беларуси. Строительство храма началось в XV веке, князем Витовтом. Он бежал от своего двоюродного брата Ягайло, и скрылся в лесах Зельвенского района. Однако, по некоторым историческим сведениям, церковь может быть на три века старше, чем предполагалось.

Сегодня в этой удивительной церкви хранится чудотворная икона Божией Матери «Всецарица». Сотни паломников приходят к ней, чтобы помолиться; говорят, она помогает исцелиться от онкологических заболеваний.

Религиозная жизнь в Беларуси богата, а количество и красота храмов может только восхищать. Каждый из них имеет множество легенд и тайн, богат историческими событиями и духовной силой. Путешествуя по религиозным местам, вы удивитесь, сколько интересного и удивительного в Беларуси.

Читайте про 4 самых красивых замка Беларуси.

Смотрите Карту достопримечательностей Беларуси.

Путешествуйте с удовольствием!

Источник: https://belarus24.by/articles/turizm/10-samykh-udivitelnykh-kostelov-i-tserkvey-belarusi/

4 апреля: восемь новостей о коронавирусе в Беларуси за минувшие сутки

Каждый вечер CityDog.by собирает наиболее важные новости о коронавирусе в Беларуси. Сегодня новости за пятницу 3 апреля.

1. Минздрав дал статистику по коронавирусу в Беларуси 

В пятницу 3 апреля Минздрав Беларуси огласил данные по выявленным случаям коронавируса:
количество выявленных случаев – 351:

  • Брестская область – 1 случай,
  • Могилевская область – 2,
  • Витебская область – 89,
  • Гомельская область – 13,
  • Гродненская область – 6,
  • Минск – 190,
  • Минская область – 50.

Замминистра здравоохранения Беларуси Елена Богдан заявила, что меры, которые были предприняты медиками Беларуси, предупредили 840 случаев коронавируса.

По состоянию на 15:40 3 апреля Минздрав подтвердил 4 смерти от COVID-19. Если помните, CityDog.by писал, что сегодня стало известно, что в Витебске еще одна смерть – у военного пенсионера был подтвержден коронавирус.

3 апреля медиа сообщали еще о нескольких смертях от коронавируса, однако официального подтверждения им нет.

Тем временем у соседей (данные worldometers.info на 3 апреля):

  • Россия – 4149 инфицированных (из них 34 погибших, 281 выздоровевший),
  • Польша – 3149 инфицированных (59 погибших, 56 выздоровевших),
  • Украина – 942 инфицированных (23 погибших, 19 выздоровевших),
  • Литва – 696 инфицированных (9 погибших, 7 выздоровевших),
  • Латвия – 493 инфицированных (0 погибших, 1 выздоровевший).

Что почитать по теме: Лукашенко рассказал, сколько в Беларуси человек с коронавирусом

2. Александр Лукашенко – о смерти одного из витеблян: «Губернатор сказал: “А как можно жить? 135 кг веса!” Вирус атакует слабых»

Президент прокомментировал ситуацию по коронавирусу во время рабочей поездки в Смолевичский район, сообщает телеканал ОНТ.

– 305 человек по всей стране – это мизер! Мы их лечим, 16 только на ИВЛ, и то это не проблема, –считает Александр Лукашенко. – Шумиху подняли по поводу четверых умерших! Одного проверяем, у троих подтвержден коронавирус.

Я спросил вчера у Шерстнева (губернатор Витебской области. – Ред.) по поводу последнего случая смерти. Он сказал: «А как можно жить? 135 кг веса!» Сердце почти не работает, это болит, то болит, целый букет болезней. Вирус атакует слабых.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда день ангела у Артемия

3. Школьные каникулы могут продлить – не все родители отпускают детей на уроки

– Завтра-послезавтра мною будет принято соответствующее решение, – цитирует Александра Лукашенко БЕЛТА. – Скорее всего, мы продлим на неделю каникулы. Исключительно потому, что этого хотят родители и не все отпускают детей в школу в этот период. Я понимаю родителей. Тут здоровый человек без детей заболеет от того, что происходит вокруг.

Президент сказал, что для окончательного решения надо оценить потенциальную наполняемость классов: нет смысла проводить занятия, если многие ученики на них не ходят. Возможно, учебный год даже не придется продлевать – в программе есть резервная неделя.

– Я в этой ситуации сам нахожусь как отец, – заявил Александр Лукашенко. – И я считаю, что требования продлить каникулы со стороны родителей, медицины – это неправильно.

Но когда-то я сказал, что мы не будем довлеть над родителями. Это их дети, их жизнь. И как они примут решение в этом коронапсихозе, так и будет. Поэтому я категорически против, я не согласен, что надо ребенка изъять из детского сада или школы, продлив каникулы.

Мы уже говорили: Возможно, в Беларуси продлят школьные каникулы

4. Господдержка бизнеса – для тех, кто сам старается сохранить свое дело 

Президент Беларуси поручил правительству, КГК, Администрации президента подготовить предложения о поддержке бизнеса на фоне коронавируса. Но подчеркнул: государство поможет только тем, кто сам старается поддержать и сохранить свой бизнес, пишет БЕЛТА.

– Не хочу сказать, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих, – заявил Александр Лукашенко. – Но настало время кубышечку развязать, вложить в бизнес те запасы, которые есть. Поддержим тех, кто хочет, чтобы его поддержали, и второе – того, кто вложится сам.

А если он сложил руки, у него где-то в оффшорах деньги, и думает, что мы ему обеспечим светлое будущее, пусть даже не рассчитывает. Надо шевелиться всем.Но это твой бизнес, ты его спасай, а мы подставим плечо, если у нас будет такая возможность.

По словам президента, приоритет у крупных предприятий – таких, как «БелАЗ», у которого сейчас проблемы с реализацией продукции.

– Но там тысячи людей. Жодино держится на «БелАЗе», – говорит Александр Лукашенко. – Как вы думаете, вы ресторан сегодня будете поддерживать или «БелАЗ»? Конечно, производителя будем поддерживать прежде всего.

5. Врачу, которая рассказала о ситуации в Витебске, пока ничего за это не будет 

Витебского врача Наталью Ларионову вызывали в прокуратуру для дачи разъяснений, никаких санкций по отношению к женщине не приняли, пишет TUT.BY.

Старший помощник прокурора Витебской области по правовому обеспечению, информации и общественным связям Наталья Гуща рассказала, что прокуратура Витебской области проводит проверку информации со страницы Натальи Ларионовой о «якобы имеющихся фактах фальсификации сведений по заболеваемости коронавирусной инфекцией, передаваемых во Всемирную организацию здравоохранения».

– Установлено, что Наталья Ларионова по роду своей деятельности является врачом лабораторной диагностики и не располагает доступом к информации, направляемой в ВОЗ, – сказала Наталья Гуща. – Более того, не представляет, кто и как это делает. Также она не владеет эпидемиологической обстановкой как в целом по республике, так и по Витебскому региону.

По ее словам, какие-то меры в отношении Натальи Ларионовой пока приниматься не будут.

Интересно, что написала Наталья Ларионова? Тогда вот: Витебский врач написала о ситуации в городе – ее вызвали в прокуратуру

6. Католиков зовут на богослужения в онлайн, православных – все еще в церковь

Из-за ситуации с коронавирусом переносить пасхальные и вербные богослужения в Беларуси не будут ни католики, ни православные. Однако представители католической церкви призывают своих прихожан не идти в костел, а смотреть мессу онлайн – например, тут и вот тут.

– Мы должны быть сегодня ответственными за свою жизнь, – говорит ксендз Юрий Санько, пресс-секретарь Конференции католических епископов в Беларуси. – Сегодня нужно остаться дома всей семьей, чтобы позже всей семьей прийти в костел.

Мы хотим, чтобы люди услышали: не вода освящает блюда на пасхальном столе, не вода освящает наши вербочки, а молитва, которую произносит священник. Даже участвуя в имше онлайн, происходит освящение вербы и блюд на пасхальный стол, во всем этом главное – молитва.

Службы православной церкви в онлайн не перейдут, но их обещают провести с соблюдением норм безопасности: например, освящать яйца, куличи и другую снедь будут не в храме, а на улице.

– Священный Синод, местные службы санэпидемконтроля разработали инструкции для храмов, и мы стараемся их выполнять – это дезинфекция, стерилизация, проветривание, средства защиты для персонала: повязки и перчатки – все это есть, – рассказал пресс-секретарь БПЦ протоиерей Сергий Лепин. – Требования по дистанции соблюдаются по мере возможности.

Сейчас храмы не забиты битком, мы просим равномерно распределяться по всей территории храма, и на будничных службах площадей хватает с избытком, получается дистанция между прихожанами больше, чем 1 метр. Конечно, вряд ли это будет возможно на Пасху, но мы планируем освящать яйца, куличи, снедь вне храма, на улице.

7. Из-за коронавируса и курса доллара в марте упали цены на недвижимость в Минске

К концу марта цены на недвижимость начали падать: средний уровень цен в объявлениях, которые разместили после 23 марта, был ниже на $50 за квадратный метр, пишет realt.by. То же касается и старых объявлений: во второй половине марта изменились цены у 900 объявлений (это примерно 11,5% от их общего числа).

С 17 по 23 марта средняя скидка была $2500, c 23 по 30 марта – до $3000. Это значит, что средняя величина скидки увеличилась с 2,7% до 3,7%, при этом максимальный дисконт по некоторым объектам доходит до 13−15%.

Самый высокий процент скидок сейчас в сегменте однокомнатных квартир.

8. «Беллегпром» сначала запретил поставку масок в частные аптеки, но потом передумал

Поставки масок с предприятий «Беллегпрома» в частные аптеки были прекращены 3 апреля, пишет TUT.BY, ссылаясь на приказ концерна №73: «Руководители организаций, входящих в состав концерна “Беллегпром”, обеспечивающих производство марлевых масок, под персональную ответственность, начиная с 3 апреля 2020 года, должны обеспечивать доставку всех 100% производимых объем марлевых масок строго в адрес государственных аптечных сетей – организаций системы РУП “Фармация” и РУП “Белмедтехника”».

Но уже в субботу 4 апреля концерн обещает возобновить поставки марлевых масок в частные аптеки в прежнем объеме.

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Источник: https://citydog.by/post/zaden-corona-corona-04-04/

Выбирая между ребенком и карьерой, каждый десятый белорус выбирает карьеру

Настоящая Беларусь совсем не такая, какую нам показывают по телевизору. Но она не соответствует и образу, который мы создаем в своем воображении. Стоит появиться очередному толковому исследованию «глубинного народа» — и мы удивляемся: надо же, как много мы не знали про собственную страну!

В предыдущей колонке я рассказывал о том, как белорусы воспринимают работу: оказывается, скорее как неприятную обязанность, чем возможность самореализоваться, проявить себя. И пусть это не отменяет очень добросовестного отношения к работе, определенное разочарование все равно присутствует. Сейчас же рассмотрим отношение белорусов к двум фундаментальным духовным ценностям: религии и семье.

Продолжаем анализировать масштабное исследование «Ценности населения Беларуси», представленное Исследовательским центром ИПМ.

Вера

Религия всегда была одним из излюбленных объектов изучения для социологов. Тем более что религия исторически была движущей силой развития многих культур — и белорусы тут не исключение. Объединение представителей народа в единую группу происходило через символические действия и, что куда важнее, через принятие религиозных норм и ценностей.

Церкви и храмы в Беларуси, как и во многих странах, столетиями были местом, где люди собирались для общения. Также религия — это еще и форма социального контроля, призванная регулировать поведение людей, определяя за них, что является добром, а что злом. Впрочем, в контексте разбираемого нами исследования функция религии — придание жизни смысла и цели.

Опрос показывает, что наиболее распространенной религией в Беларуси является православие — к нему себя отнесли 78,9% опрошенных. Католиков оказалось 5,6%, протестантов (всех деноминаций) — 0,5%. Я же всегда считал, что и католиков, и протестантов в Беларуси на самом деле куда больше.

Никакой религии не исповедуют 5,1% населения. Однако авторы исследования резонно замечают, что исповедуемая религия не говорит об уровне религиозности и веры человека. Если белорус называет себя православным — спросите, какого числа в этом году Пасха. Вот сколько людей ответит — столько, по крайней мере, действительно имеют отношение к православию. «Истинные», а не «записные» католики и протестанты определяются примерно так же.

Поэтому исследователями отдельно был задан вопрос о том, насколько люди верят в Бога. Количество безусловно верующих белорусов оказалось практически таким же, как и количество сомневающихся.

Ну а дальнейшее было вполне прогнозируемым: женщины больше верят в Бога, чем мужчины, а самая верующая возрастная группа населения — люди в возрасте от 30 до 44 лет. Не верят в Бога 4,7% населения.

А теперь — о парадоксах. При том что в Бога верят, не испытывая никаких сомнений, 42,6% населения, религиозными себя считают 62,4% людей.

Еще один хороший маркер реальной (а не самооценочной) религиозности — посещение церкви и исполнение соответствующих ритуалов (активное следование традициям и канонам религии). Как показало исследование ИПМ, большинство населения (85,4%) посещает религиозные службы только по важным праздникам, раз в год или реже.

Тем не менее низкий уровень посещаемости религиозных служб не свидетельствует о низком уровне веры, но в некотором смысле говорит о разрушении традиционных представлений о религиозности. Многие люди, считающие себя религиозными, в реальности если и посещают церковь, то только по важным праздникам. В традиционном представлении о религиозности это недостаточный ее уровень, однако в современных реалиях такой уровень религиозности можно оценить как умеренный.

Другой критерий оценки религиозности — чтение молитв, поскольку это практически не предполагает значительных временных затрат и физических усилий и доступно для всех религиозных людей. Кроме того, чтение молитв — эмоциональное и очень личное действие, и поэтому говорит о действительном уровне религиозности людей. Что ж, смотрим таблицу.

Видим весьма умеренный уровень религиозности: часто молятся 21,8% населения, а 33% не молятся никогда.

Также для того, чтобы понять, какое место религия занимает в жизни людей и насколько актуальны темы, связанные с религией, нужно определить, как часто люди готовы обсуждать вопросы, связанные с религией, в разговорах со своими друзьями и близкими.

По собственным оценкам 5,3% населения часто обсуждают вопросы религии с друзьями, 17,4% иногда разговаривают на такие темы, редко — 37,8%, и никогда не обсуждают вопросы религии 39,4% населения. Люди, считающие себя религиозными, значимо чаще обсуждают вопросы религии, чем нерелигиозные люди. На эти темы говорят 73,9% религиозных и 38,7% нерелигиозных людей.

То есть религия заметна для всех групп населения и является предметом для обсуждения, но при этом не занимает значительного места в качестве темы для обсуждения для большинства белорусов.

Сложно не согласиться с авторами исследования, которые приходят к выводу: «В целом уровень веры и религиозности в Беларуси является умеренным. Количество верующих людей существенно превышает количество неверующих, но в то же время значительной является доля людей, имеющих некоторые сомнения по поводу веры и религии».

Семья

Изучая результаты исследования ИПМ, сложно не заметить: к семье белорусы относятся куда более трепетно, чем к работе или религии. Тут достаточно посмотреть на краткое резюме исследователей по данному вопросу.

Итак:

  • Семью подавляющее большинство людей ассоциирует с детьми.
  • Любовь и дом в первую очередь ассоциируются с семьей.
  • Большинство людей считают, что ничего не может быть важнее материнства (84,8%) и отцовства (77,5%).
  • Оптимальным возрастом рождения первого ребенка 41,6% населения считает возраст от 21 до 25 лет, 36% — от 26 до 30 лет, 11,7% — от 31 до 35 лет, 6,9% — до 20 лет и 3,8% — после 36 лет.
  • Более половины респондентов не ощутили никаких проблем после рождения детей.
  • Финансовые трудности занимают первое место по частоте упоминаний.
  • Для женщин существенно актуальнее проблема затруднения карьерного роста, чем для мужчин, — с ней столкнулись 5,9% женщин и 1,1% мужчин. Второе существенное различие — возникновение проблем со здоровьем. Они возникли у 10,9% женщин и 2,1% мужчин.
  • Из тех, кто планирует иметь детей, 62,2% нацелены на рождение двоих детей, 15,7% — на рождение троих детей, 6,6% — на рождение одного ребенка и 1,8% — на рождение 4 и более детей.
  • Наиболее распространенная причина отказа от рождения детей — людям это просто неинтересно — 58,2%, 51,4% — по личным причинам, 29,9% не готовы нести такую ответственность, 22,4% говорят, что это ограничит их личную свободу, 10,4% — что это повредит их карьере и 4,5% — что это повредит их здоровью.
  • Наиболее существенные препятствия для рождения ребенка в ближайшие 2 года (кроме возраста): отсутствие собственного жилья, финансовые трудности и желание сначала построить карьеру.
  • Женскими обязанностями белорусы считают: уход за одеждой, бельем и обувью, приготовление пищи, уборку и мытье посуды. Мужскими обязанностями считают содержание и ремонт автомобиля, а также строительство и ремонт. Чем моложе респонденты, тем больше они поддерживают одинаковые обязанности мужчин и женщин.
  • В отношении к обязанностям родителей по всем позициям доминирует мнение, что оба родителя в равной степени должны заниматься детьми.
  • Самыми женскими обязанностями наши соотечественники считают уход за ребенком и помощь детям с учебой, а самой мужской обязанностью — наказания.
  • 91,7% белорусов считают, что молодые люди должны ухаживать за пожилыми родственниками, а 91,6% считают, что пожилые люди заслужили спокойную старость и не должны работать на пенсии, если не хотят.

Как видим (да, в принципе, и как предполагалось), семейные ценности в Беларуси являются доминирующими, в том числе над работой и даже религией. Семья как социальный институт выполняет ряд функций, значимых для общества в целом. И особенно значима в период социальной, политической и экономической турбулентности. (Читай: последние 30 лет.)

Семейные ценности белорусов весьма обширны и включают в себя отношение к браку, воспитанию детей, ведению экономической деятельности и многое другое. Но основной фокус внимания сосредоточен на вопросах, связанных с детьми. Ряды ассоциаций не оставляют сомнений в том, что действительно ценно для белорусов.

Вот только статистика свидетельствует немного о другом. Падающая рождаемость на фоне стабильной смертности указывает, что для молодых поколений семья и дети уже не являются столь же безусловными ценностями, как для их родителей.

И это на фоне того, что уровень рождаемости в Беларуси ниже уровня смертности, то есть нужно как-то стимулировать рождаемость. Но как — непонятно. Молодые люди не очень хотят рожать вообще, а еще меньше настроены иметь много детей.

Причем, что интересно, процесс имеет волновую динамику: за последние 20 лет уровень рождаемости существенно возрос и в 2015 году почти сравнялся с уровнем смертности. Но в 2017 году он снова значительно снизился.

Это, наверное, пресловутое «поколение Z» дает о себе знать

Но давайте посмотрим, какая ситуация с детьми сейчас. В структуре выборочной совокупности оказалось 28,6% бездетных, 31,2% имеют одного ребенка, 31,7% — двоих, 6,7% — троих, 1% — четверых и более. Средний возраст рождения первого ребенка в выборке — 21,3 года, что по современным меркам очень даже неплохо. (В большинстве стран Европы уже стараются не рожать до 30 лет.)

Но хотя средний возраст рождения первого ребенка в белорусской семье довольно низкий, в различных возрастных группах количество детей сильно отличается.

Многие же сегодня просто не хотят иметь детей — и вовсе не по причине возраста или того, что у них уже есть дети. Самая распространенная причина отказа от рождения ребенка — «это просто неинтересно» — 58,2%.

Еще 51,4% — по личным причинам, 29,9% не готовы нести такую ответственность, 22,4% уверены, что это ограничит их личную свободу, 10,4% — что повредит их карьере и 4,5% — что это повредит их здоровью.

Причем, по словам социологов, все эти причины называют в основном мужчины в возрасте от 18 до 29 лет. И это дает надежду — ведь рожать-то все равно будут женщины.

Источник: https://officelife.media/article/people/12090-choosing-between-child-and-career-every-tenth-belarusian-chooses-a-career/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Как правильно писать имя Даниэла

Закрыть