Сплошная седмица
Для людей верующих во Христа по внутреннему призванию, но еще не воцерковленных, а только начинающих свое приобщение к православию перво-наперво, предстоит познакомиться с тем, как в принципе построен церковный календарь. Почему смещаются даты христианских праздников, и когда собственно следует отмечать праздники.
Особенности церковного календаря
Церковный календарь значительно отличается от светского, различия имеются даже в названии – у верующих 365 дней называются годовым кругом. Началом года церковь признает 14 сентября, а летоисчисление ведется от сотворения мира. В православном христианстве параллельно с отсчетом мироздания ведется отсчет лет от Рождества Христова.
Почему православные праздники меняют свои даты
Люди светского склада ума зачастую не понимают, почему Рождество Христово в России всегда отмечают 7 января, а праздник Светлого Христова Воскресения меняется каждый год.
Все дело в том, что церковь ведет отсчет библейских событий по солнечному и лунному календарям. Центральным праздником православия является Пасха. Именно от этого дня зависит то, на какой день выпадут последующие подвижные праздники (Вознесение Господне, день Святой Троицы, Вход Господень в Иерусалим).
Что такое седмица?
Путаница возникает и с определением церковных недель. На самом деле все достаточно просто. Церковная неделя состоит из семи дней, отсюда название – седмица (от старославянского «седмь» – семь). В силу языковых переплетений семь дней это и есть церковная седмица.
По преданию Господь создал мир за шесть дней, а в седьмой день – почивал от трудов. Создав Землю и все вокруг, в седьмой день Бог ничего не делал, что и завещал своим созданиям. Так день седьмой превратился в день ничего «не делания» и в славянских наречиях звучит как «неделя». В светском календаре выходным днем считается воскресенье, в церковном календаре этот же день называется Неделя.
Именно с Недели начинается всякая христианская седмица. Те, кто знаком с английским языком, помнят, что неделя у англичан тоже начинается с воскресенья (сандей), затем идут понедельник, вторник и т.д. В католических странах светский и церковный календарь взаимосвязаны.
В России рабочая неделя начинается с понедельника — второго дня седмицы. В церковном календаре воскресенье является седьмым праздничным днем, так как отсчет идет от значимых событий. Неделя также начинается накануне понедельника. Как только на небе появляются звезды – начинается новый православный день.
Запомнить и понять взаимосвязь позволяют православные праздники. Так День Светлой Пасхи всегда будет выпадать на воскресный день с названием Христово Воскресение. За 7 дней до праздника выпадает «Неделя Входа Господа в Иерусалим», через 6 дней после – Неделя вознесения Господнего. То есть все светские воскресные дни должно называть неделями, и только праздник Светлой Пасхи – Воскресением Спасителя.
Какие бывают седмицы?
Верующие люди, начиная семидневную неделю в понедельник, придерживаются поста в среду и пятницу каждой седмицы. В эти дни запрещено употреблять в пищу продукты животного происхождения. Но в дни светлых празднеств церковь делает исключения.
В первую неделю после Пасхи, завершающую долгий строгий пост, наступает сплошная Светлая седмица. Слово «сплошная» означает, что люди, которые строго соблюдали пост, могут все дни недели кушать скоромную еду, чтобы восстановить силы как физически, так и духовно.
Всего в церковном календаре пять сплошных седмиц, в народе такие недели называют Всеядными, все они призваны поддержать верующих до или после долгих строгих постов.
Источник: https://thram-m.ru/stati/sploshnaya-sedmitsa/
Что такое сплошная седмица
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Православие достаточно богато различными традициями и обрядами, о которых так мало знает даже, казалось бы, самый преданный верующий человек. Одним из таких является сплошная седмица. И если само слово “седмица” знакомо многим христианам, особенно тем, кто знает время всех постов и строго придерживается их, то понятие “сплошная” часто вызывает недоумение и неправильное понимание. Подробнее о том, что такое дни сплошных седмиц, далее в статье.
Что такое сплошная седмица в православном календаре
Сплошная или Всеядная седмица – это неделя (называемая седмицей в церковном календаре), в течение которой отсутствуют какие-либо посты. Одним словом, разрешается употребление скоромной пищи всю неделю, и даже в среду и пятницу, что являются традиционными постными днями в православии достаточно длительное время.
Лучшая статья для Вас, переходите: Что такое содомский грех в православии
К сплошным седмицам относятся:
- Рождественские Святки;
- седмица о мытаре и фарисее;
- Сырная седмица;
- Светлая;
- Троицкая.
Все подобные сплошные недели, кроме времени Святок на Рождество, достаточно подвижны по своей сути, так как привязаны они к празднованию Великого праздника Пасхи.
Таким образом определяются разные значения всеядной недели:
- в широком смысле – это неделя церковного календаря, в которой абсолютно нет постов;
- в узком смысле – название недели, начинающейся с понедельника – за 21 день до Великого поста, и обладающей всеми указанными выше свойствами.
Есть ли сплошная седмица после Успенского поста
Многодневный Великий Успенский пост (две недели) в основном проходит в конце августа и наступает спустя месяц после Апостольского поста. Этим постом Православная Церковь призывает верующих христиан к подражанию Божьей Матери, которая пребывала в строгом посте и непрестанной молитве перед своим переселением на небо для вечной жизни и благодатной помощи людям.
Пост в эти распределяется следующим образом:
- понедельник, среда, пятница – дни сухоядения;
- вторник и четверг – употребление горячей пищи без масла;
- суббота и воскресенье – пища с растительным маслом.
В день Преображения Господня, который проходит в этот календарный период, разрешается есть рыбу. Также рыбный день может быть и в Успенье, если он приходится на среду или пятницу.
После самого поста, достаточно строгого, существует сплошная седмица. Она проходит для того, чтобы люди, которые на протяжение нескольких дней верно придерживались поста, смогли немного расслабиться, привести в норму своё физическое и душевное состояние, дабы далее иметь возможность посвящать себя служению Богу.
Каждому верующему человеку необходимо знать, когда бывают сплошные седмицы, ведь это помогает ему правильно распределять свой духовный потенциал для дальнейшего осознания веры и всего, что с ней связано.
Другими словами, так он “проверяет” себя на стойкость духа, волевые качества и моральные приоритеты.
Но также стоит не забывать и то, что каждый сам волен делать свой выбор, главное, чтобы он был тесно связан с православием, которое и является основополагающей всего, что происходит в жизни преданного христианина.
Господь всегда с Вами!
Источник: https://ikona-i-molitva.info/chto-takoe-sploshnaya-sedmica/
Какого числа начнется Великий пост в 2020 году и почему готовиться к нему нужно с февраля
Свечи. Илья Табаченко
Великий пост — один из важнейших в православной вере. Он длится более сорока дней, в которые действует масса запретов и церковных предписаний. Завершается пост праздником Пасхи. Дата начала Великого поста каждый год меняется. Эксперты сайта dailyhoro.ru об истории поста и датах проведения, сообщает ИА AmurMedia.
Когда начинается Великий пост
В 2020 году главный православный пост начинается 2 марта. Начинается любой пост с подготовки, а у Великого поста она многоэтапная и состоит из четырех седмиц, то есть недель.
Первая седмица называется Неделей о мытаре и фарисее. Начнется она 3 февраля. На этой неделе вспоминается притча, главным посылом которой является мысль о том, что любой, кто себя возвышает, будет унижен, а унижающий себя возвысится.
Вторая седмица посвящена притче о блудном сыне. Она напоминает нам о любви и о доброте, о необходимости прощения и принятия чужих недостатков. Начнется вторая неделя подготовки 10 февраля.
Третья седмица посвящена теме Страшного Суда, второго пришествия Иисуса Христа на Землю. В эти семь дней важно подготовиться к Великому посту морально и осознать, что без очищения от грехов мы не сможет войти в Царствие Небесное. С 17 по 23 февраля особенно важно творить добрые дела. 23 февраля — последний день перед постом, когда можно есть мясо.
Последняя неделя подготовки — Масленица или, как ее называют церковнослужители, сырная или сплошная седмица. Пройдет она с 24 февраля по 1 марта. 1 число — Прощеное воскресенье, в которое необходимо прощать близких за обиды и просить у них прощения.
В эти четыре недели нужно следовать советам церкви, молиться, духовно готовиться к посту и совершать хорошие поступки.
Когда заканчивается Великий пост
Окончание поста — 18 апреля, суббота. Это последний день длительного воздержания, который верующие проводят в молитве и в строгом отказе от всяких развлечений. Помочь в этом могут домашние дела.
В этот день люди будут готовиться к Пасхе, освящать куличи и прибираться дома, если не успеют сделать это в чистый четверг.
Продолжение:
Новолуние в апреле 2020 года
120979
Источник: https://amurmedia.ru/news/901133/
Троицкая седмица
Троицкая седмица в 2020 году пройдет с 8 июня по 14 июня. Эта неделя наступает после праздника Троицы. День Святой Троицы часто называют «Днем рождения Церкви». Его еще называют Пятидесятницей. В День Святой Троицы впервые после Пасхи читается молитва «Царю Небесный». В этот великий день — день рождения Церкви, после Литургии служится вечерня, во время которой читаются коленопреклоненные молитвы — удивительные по своей глубине и красоте.
После Троицкой седмицы наступает Петров пост. Петров пост всегда длится разное время. Он начинается после Пятидесятницы, спустя неделю и длится до 12 июля – дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Первый день Троицкой седмицы — Духов день
Первым днем Троицкой седмицы становится Духов день. В Священном Писании говорится:
кто не родится от воды и Духа, не может
войти в Царствие Божие.
(Иоан. 3, 5)
Поэтому в Духов день люди часто отправляются к православным святым источникам. В воспоминание о словах Христа. Дух Святой явился к людям через разные образы. Но не в виде грозных громовых раскатов, суровых кар, а с дуновением ветра, чистой водой, языками пламени. И спускался Он к людям кротким и смиренным. Об этом важно помнить во время Троицкой седмицы и в любые другие дни.
Значение праздника Троицы настолько велико, что некоторые сравнивают его с Пасхой. Торжество православных в этот день связано с тем, что людям открылась Третья Ипостась Господа — Святой Дух. Нисхождение Духа Святого — это Великий подарок Господа. Именно благодаря явлению Духа в виде языков пламени апостолам они обрели дар говорения на языках. Это помогло им принести учение Христа в мир. Благодаря ему мы знаем о Спасении и о событиях Нового Завета.
Этот день — хороший повод задуматься о том, что мы подразумеваем под понятием «духовная жизнь», ведь слово «духовная» здесь происходит именно от понятия Дух Святой. Профессор Алексей Ильич Осипов говорил о том, что мирское понимание слова «духовный» отличается от церковного. Обычно под словом «духовный» понимают и знания, и этику, и многое другое, имеющее светский смысл. Православное понимание духовности исходит из того, что Бог есть Дух.
Что можно есть на Троицкой седмице
Троицкую седмицу называют «сплошной». Это значит, что на этой неделе допускается не поститься в среду и пятницу. Конечно, это не означает, что православный человек в эти дни должен поддаваться неконтролируемому чревоугодию. Но строгих указаний насчет поста в эти дни нет. В церковном году пять сплошных седмиц. Все их отличает то, что Церковь позволяет не поститься в среду и пятницу.
— Троица – исполнение всех ожиданий
Вот что об этом говорят апостольские постановления:
«После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти».
Причащаться на Троицкую седмицу можно, несмотря на то, что в среду и пятницу нет поста. При этом Церковь предписывает ограничивать пост невкушением пищи после полуночи.
Считается, что Троицкая седмица помогает собраться с силами для Петрова поста.
Что нельзя делать на Троицкую седмицу
Троицкую седмицу люди часто путают с неким весенним вариантом Масленицы. Считается, что у праздника языческие корни, его называют «Зеленые святки» и ждут, что сразу после Троицкой седмицы начнется жаркое лето, а весна уступит свои права. Такой подход не имеет ничего общего с истинным церковным смыслом Троицкой недели.
Многие украшают свой дом ветками березы в знак прообраза грядущей жизни в Царствие Небесном. Это вполне допускается, если украшающие не вкладывают в это действие магический смысл и не поддаются суевериям. Ведь такой обычай имеет только символическое значение.
Можно услышать и о том, как Троицкую седмицу называют «русальной неделей».
Как к этому относиться православному человеку? Обряды, связанные с похоронами языческих богов, имеющие эротические элементы, обряды, призывающие плодородие на землю в эти дни, разумеется, не являются частью церковной жизни и христианских традиций.
К сожалению, пока не удалось окончательно искоренить языческие традиции и многие часто путают их с православными. Вождение хороводов перед костром в эти дни не входит в число традиций Русской Православной Церкви и относится к языческим обрядам.
В Троицкую седмицу лучше всего помолиться перед иконой Святой Троицы. Воздать Господу благодарение за Его дары.
Молитвенно подготовиться к посту и помнить о том, что суть поста или его отсутствия (как во время сплошной седмицы) не в употреблении праздной или непраздной пищи, а в единении с Господом, в той самой духовной жизни, о важном значении слова «духовный» в его церковном понимании. Бог дал нам все средства для спасения, но только от нас зависит, сможем ли мы достойно принять этот дар.
Источник: https://www.pravmir.ru/troickaja-sedmica/
Календарь постов и трапез на 2020 год
Православный календарь постов и трапез на 2020 год с указанием и кратким описанием многодневных и однодневных постов и сплошных седмиц.
Пост не в брюхе, а в духе
Народная пословица
Ничего в жизни не дается без труда. И чтобы отметить праздник, надо к нему подготовиться.
В Русской Православной Церкви существует четыре многодневных поста, пост в среду и пятницу в течение всего года (за исключением нескольких недель), три однодневных поста.
Великий Пост · Петров Пост · Успенский Пост · Рождественский пост
Сплошные седмицы · Пост в среду и пятницу · Однодневные посты
ВНИМАНИЕ! Ниже Вы найдете информацию о сухоядении, пище без масла и днях полного воздержания от пищи. Все это давняя монастырская традиция, которая даже в монастырях не всегда может быть соблюдена в наше время. Такая строгость поста не для мирян, а обычная практика – это воздержание от яиц, молочной и мясной пищи в пост и в строгий пост – воздержание еще и от рыбы. По всем возможным вопросам и о Вашей индивидуальной мере поста Вам нужно консультироваться с духовником.
Даты указаны по новому стилю
Календарь постов и трапез на 2020 год
Периоды | понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | суббота | воскресенье | |
Великий Постc 2 марта по 18 апреля | сухоядение | горячая без масла | сухоядение | горячая без масла | сухоядение | горячая с маслом | горячая с маслом | |
Весенний мясоед | рыба | рыба | ||||||
Петров постс 15 июня по 11 июля | горячая без масла | рыба | сухоядение | рыба | сухоядение | рыба | рыба | |
Летний мясоед | сухоядение | сухоядение | ||||||
Успенский постс 14 августа по 27 августа | сухоядение | горячая без масла | сухоядение | горячая без масла | сухоядение | горячая с маслом | горячая с маслом | |
Осенний мясоед | сухоядение | сухоядение | ||||||
Рождественский постс 28 ноября по 6 января | до 19 декабря | горячая без масла | рыба | сухоядение | рыба | сухоядение | рыба | рыба |
20 декабря — 1 января | горячая без масла | горячая с маслом | сухоядение | горячая с маслом | сухоядение | рыба | рыба | |
2-6 января | сухоядение | горячая без масла | сухоядение | горячая без масла | сухоядение | горячая с маслом | горячая с маслом | |
Зимний мясоед | рыба | рыба |
2 марта – 18 апреля 2020
Сам Спаситель был поведен духом в пустыню, сорок дней искушался дьяволом и ничего не ел в эти дни. Спаситель постом начал дело нашего спасения. Великий пост – пост в честь Самого Спасителя, а последняя страстная седмица этого сорокавосьмидневного поста установлена в честь воспоминания о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа. С особой строгостью соблюдается пост в первую и страстную седмицы.
В чистый понедельник принято полное воздержание от пищи. В остальное время: понедельник, среда, пятница – сухоядение (вода, хлеб, фрукты, овощи, компоты); вторник, четверг – горячая пища без масла; суббота, воскресенье – пища с растительным маслом.
Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля) и в Вербное воскресенье (в 2020 году 12 апреля). В Лазареву субботу (в 2020 году 11 апреля) разрешается рыбная икра.
В страстную пятницу (в 2020 году 17 апреля) нельзя вкушать пищу до выноса плащаницы.
Петров пост
Петров пост еще называют Апостольским постом
15 июня – 11 июля 2020
С понедельника недели всех Святых начинается пост Святых апостолов, установленный перед праздником апостолов Петра и Павла. Этот пост называется летним. Продолжение поста различно, в зависимости от того, как рано или поздно бывает Пасха. Постоянно он начинается с понедельника всех Святых, а прекращается 12 июля.
Продолжительнейший Петров пост заключает в себе шесть недель, а кратчайший неделю с днем. Этот пост установлен в честь Святых апостолов, которые постом и молитвою приготовлялись к всемирной проповеди Евангелия и готовили себе преемников в деле спасительного служения.
Строгий пост (сухоядение) в среду и пятницу. В понедельник можно горячую пищу без масла.
В остальные дни – рыба, грибы, крупы с растительным маслом.
Успенский пост
14 августа – 27 августа 2020
Через месяц после Апостольского поста наступает многодневный Успенский пост. Он продолжается две недели – с 14 по 27 августа. Этим постом Церковь призывает нас к подражанию Божьей Матери, которая перед переселением своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве.
Понедельник, среда, пятница – сухоядение. Вторник, четверг – горячая пища без масла. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом.
В день Преображения Господня (19 августа) разрешается рыба.
Рыбный день в Успенье, если он придется на среду или пятницу.
Рождественский пост
28 ноября – 6 января 2020
Рождественский (Филиппов) пост. В конце осени, за 40 дней до великого праздника Рождества Христова, Церковь призывает нас к зимнему посту. Он называется и Филиппов, потому что начинается после дня, посвященного памяти апостола Филиппа, и Рождественский, ибо бывает перед праздником Рождества Христова.
Этот пост установлен для того, чтобы нам принести Господу благодарственную жертву за собранные земные плоды и приготовиться к благодатному единению с родившимся Спасителем. Устав о пище совпадает с уставом Петрова поста, до дня святителя Николая (19 декабря).
Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то разрешается рыба. После дня памяти Святителя Николая и до предпраздненства Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпраздненство нельзя есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье – пища с маслом.
В сочельник нельзя вкушать пищу до появления первой звезды, после чего принято вкушать сочиво – вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом.
Сплошные седмицы
Седмица – неделя с понедельника по воскресенье. В эти дни отсутствие поста в среду и пятницу. Сплошных седмиц пять:
Святки – с 7 января по 18 января,
Мытаря и фарисея – за 2 недели до Великого Поста с 10 февраля 2020 по 16 февраля,
Сырная (масленица) – неделя перед Великим Постом (без мяса) с 24 февраля 2020 по 1 марта,
Пасхальная (Светлая) – неделя после Пасхи с 20 апреля по 26 апреля 2020,
Троицкая – неделя после Троицы с 8 июня по 14 июня 2020.
Пост в среду и пятницу
Еженедельными постными днями являются среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Иудой Христа, в пятницу – в память крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни недели Святая Церковь запрещает употребление мясной и молочной пищи, а в период недели Всех Святых до Рождества Христова следует воздержание также от рыбы и растительного масла.
Лишь когда на среду и пятницу приходятся дни празднуемых святых, разрешается растительное масло, а в самые большие праздники, такие как Покров, – рыба.
Больным и занятым тяжелым трудом допускается некоторое послабление, чтобы христиане имели силы на молитвы и необходимый труд, но употребление рыбы в неположенные дни и тем более полное разрешение поста уставом отвергается.
Однодневные посты
Крещенский сочельник – 18 января, накануне Крещения Господня. В этот день христиане готовятся к очищению и освящению святой водой в праздник Крещения.
Усекновение главы Иоанна Предтечи – 11 сентября. Это день памяти и гибели великого пророка Иоанна.
Воздвижение Креста Господня – 27 сентября. Память о страданиях Спасителя на кресте ради спасения рода человеческого. Этот день проводят в молитвах, посте, сокрушении о грехах.
Однодневные посты – дни строгого поста (кроме среды и пятницы).
Запрещается рыба, но разрешается пища с растительным маслом.
Православные праздники. О трапезе в праздники
По церковному Уставу, в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом.
В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Ее во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.
Когда не совершается браковенчание
Накануне среды и пятницы всего года (вторник и четверг), воскресных дней (суббота), двунадесятых, храмовых и великих праздников; в продолжение постов: Великого, Петрова, Успенского, Рождественского; в продолжение Святок, в Неделю мясопустную, в течение сырной седмицы (Масленицы) и в Неделю сыропустную; в течение Пасхальной (Светлой) седмицы и в дни Воздвижения Креста Господня — 27 сентября.
Преп. Серафим Саровский говорил: «Пост же и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело есть средства для стяжания Святого Духа Божьего».
Мы надеемся, что наш календарь постов оказался Вам полезен.
И любой даже небольшой вклад очень важен и нужен! Пожалуйста, если есть такая возможность, то с помощью кнопки ниже сделайте перевод любой суммы, которую Вы можете пожертвовать. На собранные средства мы сможем оплатить хостинг сайта, оказать поддержку инициативам храма, а также дальше создавать полезные веб-проекты.
В форме для перевода Вы можете указать Ваше имя и имена Ваших близких для молитвы о Вас в нашем православном храме в Гамбурге.
Литература
Великий Пост
Петров, или Апостольский пост
Успенский пост
- Как провести Успенский пост
Рождественский (Филиппов) пост
- Как провести Рождественский пост, Рождество Христово и святки
Разное
Православный пост. Календари на другие года
Календарь православных постов и указание строгости поста даны для информационных целей. О том как поститься, в Вашем конкретном случае мы настоятельно рекомендуем советоваться с священником.
При подготовке календаря использованы данные сайта http://www.wco.ru/biblio/Скрипт по автоматическому расчету православных постов на год создан
в studio.hamburg-hram.de | Храм св. прав. Иоанна Кронштадтского в Гамбурге
Источник: https://www.hamburg-hram.de/pravpost.php
Троицкая сплошная седмица в 2019 году
В православном календаре существует несколько больших церковных праздников, однако существует и так называемые седмицы, которые знаменуют окончание недели. Именно седьмой день недели называется по старинному седмица. Кроме того, седмица не просто день в календаре, это еще и религиозный день, в который принято ходить в церковь и почитать Бога.
Существуют также особые седмицы, которые особо почитаются среди православных верующих. Согласно православию, на неделю, которая считается седмицей, посты в пятницу и среду могут быть упразднены. Существуют пять сплошных седмиц:
- Рождественская.
- За две недели до великого поста.
- За две недели до Масленицы.
- Пасхальная после великого праздника.
- Троицкая.
Традиция православных постов сложилась под влиянием монашества, в общей сложности число дней, на которые выпадает пост, составляет приблизительно 120. Согласно православному верованию, пост — это время, когда верующий очищается не только телом, но и душой.
Пост — время, когда верующий очищает свои помыслы и остается наедине с Богом и собой. Согласно христианским верованиям, пост может быть как строгий, так и более легкой формы. Строгий пост предполагает отказ от любой пищи животного происхождения, включая масло, молоко и яйца.
Легкий пост разрешает употреблять в пищу рыбу и другие животные продукты.
В православии существую четыре многодневных поста, в тоже время существует и масса постов, которые длятся несколько дней или один день в неделю. Несмотря на это, существуют и так называемые седмицы, дни, когда православным соблюдающим пост можно употреблять в пищу животные продукты. Так, в сплошные седмицы, которые длятся неделю, верующим разрешается употреблять в пищу животные продукты в среду и пятницу.
Согласно православному календарю, существует пять сплошных седмиц, которые приходятся на время либо после великих постов, либо до великих постов.
Рождественская седмица
Время после Рождества и до Крещения с седьмого января и до 18 января. После чего начинается Великий пост.
Неделя Фарисея
Конкретных чисел для данной сплошной седмицы нет, как правило, она выпадает за две недели до наступления Великого поста, так как Пасха каждый год празднуется в разные дни.
Масленица
Праздник Масленица является языческим, но несмотря на это, широко празднуется и среди христиан, именно на это время выпадает неделя седмицы, которая обычно проходит за неделю до Великого поста.
Неделя после Пасхи
После великого праздника Пасхи принято также соблюдать сплошную седмицу. Согласно верованиям христиан, в светлую седмицу христиане не должны поститься и соблюдать любые другие виды воздержания.
Троицкая седмица в 2019 году
Согласно христианской традиции, сразу после великого праздника Троицы наступает неделя седмицы, которая заканчивает наступлением поста. Корни данной традиции уходят еще к Библейским временам, согласно Библии именно в это время была образована церковь.
Источник: https://pronedra.ru/troickaya-sploshnaya-sedmica-v-2019-godu-390164-pid-ar.html
Сплошная седмица: что это по православному календарю?
Седмица (буквально «семерка», от слав. седмь; греч. έβδομάς, от έπτά – «семь») – церковнославянское название недели, семидневного календарного цикла. Седмица – неделя с понедельника по воскресенье. В сплошные седмицы отсутствуют посты по средам и пятницам.
Сплошные седмицы в 2018 году
Сплошных седмиц пять:
1. Святки – с Рождества до Крещения , с 7 до 18 января .
2. Мытаря и фарисея – за две недели до Великого Поста – 29 января — 4 февраля.
3.
Сырная (масленица) – неделя перед Великим Постом (разрешается всю седмицу яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса) – 12 — 18 февраля.
4. Пасхальная (Светлая) – неделя после Пасхи – 9 — 15 апреля.
5.
Троицкая – неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом) – 28 мая – 3 июня.
Можно ли причащаться на сплошной седмице?
Подходит к концу сплошная седмица — одна из подготовительных недель перед Великим постом.
В связи с этим у многих прихожан возникает вопрос: а как причащаться в ближайшие субботу и воскресенье, ведь обычная подготовка к принятию Святых Христовых Таин включает в себя, в том числе, телесный пост? Следует ли дерзать приступить к Чаше, не постившись, или наоборот, нужно поститься обычным порядком и при этом игнорировать установления церковного устава, предполагающего в сплошную седмицу отсутствие поста даже в среду и пятницу? А может, вообще в этот период не следует приступать к причастию?
За разъяснением этого сложного для многих момента обратимся к нескольким уважаемым и авторитетным священнослужителям. Их попросили ответить на два вопроса: можно ли причащаться на сплошной седмице и в следующее за ней воскресенье? если да, то как следует готовиться к причастию в эти дни?
Наместник Соловецкого ставропигиального мужского монастыря архимандрит Порфирий (Шутов):
– В понимании этого вопроса нам нужно разделять обилие пастырских практик и частных мнений, которые могут быть, и требования устава. Есть граница для частных богословских мнений и пастырских практик, и в данном случае состоит она в том, что Литургия в этот день совершается, а это значит, что Церковь благословляет причащение верующих.
Мне довелось в жизни встречаться со священниками, которые убеждены в том, что в сплошные седмицы нельзя причащать, и категорически отказывают в этом верующим. Приходилось видеть, насколько это зачастую было болезненно для людей.
И понятно, почему, ведь те могут находиться в разных духовных и душевных состояниях.
Например, бывает период какой-то особой скорби у человека, когда он естественным образом постится, поэтому греха не будет, если в сплошную седмицу он по состоянию души и тела не будет вкушать скоромного, а по расположению души будет устремлен к причастию, будет искать у Христа помощи в своих сложных обстоятельствах.
Поэтому причащаться можно, нужно и необходимо в таких случаях, и Церковь как любящая Мать ни в коем случае не отвергает своих чад от этого укрепления – самого большого, которое она может дать – через причастие Святых Тела и Крови Христовых.
Мудрый устав церковный знает сплошные седмицы. В то же время это не значит, что к причастию в данный период можно не готовиться постом, молитвой.
В сплошные седмицы, как и всегда, необходима подготовка к причастию, а вот конкретные вопросы уже нужно оставлять на усмотрение пастыря и его духовного чада: например, именины могут случиться в этот период — как верующему попоститься, чтобы достойно принять причастие? При рассмотрении таких вопросов есть множество индивидуальных, частных обстоятельств, которые нужно принимать во внимание.
Ну, а в целом, если есть послабление поста и, в частности, полная его отмена в среду и пятницу на сплошной седмице, то думается, что можно определенное послабление в этой части приготовления и предусмотреть. Это дело индивидуального духовного суждения пастыря и пасомого.
Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, настоятель московского храма Воскресения Словущего на Успенском вражке протоиерей Николай Балашов:
– Причащаться, конечно, можно. В те дни, когда нельзя причащаться, и Литургия не служится, например, в Великую пятницу на Страстной седмице.
Подготовка к причастию на сплошной седмице зависит от человека и от того, как часто он причащается. Думаю, что тем, кто причащается часто, — скажем, каждую неделю — достаточно соблюдать установленные посты. Этому правилу в основном и следует духовенство.
А как налагать на других бремена, которых сам не несешь? Думаю, это дурно и неправильно.
А вот тем, кто причащается совсем редко, – скажем, раз в году или и того реже – и по какой-то причине нуждается в Таинстве именно в эти дни, я бы, пожалуй, посоветовал попоститься хотя бы несколько дней, хоть седмица и сплошная.
же подготовка, конечно, не в диете, а в испытании совести, в жажде иной жизни: «Да испытывает себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей» (1 Кор. 11:28).
Первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, настоятель Патриаршего подворья – храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москве протоиерей Максим Козлов:
– Нет Божественной литургии, за которой верующим нельзя было бы причащаться Святых Христовых Таин. И в этом смысле никакая сплошная седмица не является периодом, когда православный человек не должен причащаться, если имеет к тому побуждение и желание.
Что касается вопроса о том, следует ли держать пост перед причастием в сплошную седмицу, то, руководствуясь духом и буквой Типикона, следует отметить, что устанавливать для себя пост в то время, когда Церковь его отменяет, значит, как минимум, самочинствовать и налагать бремена, которых налагать не нужно.
С точки зрения внешней подготовки к причащению все просто: в сплошную седмицу кушайте то, что разрешается, — то есть скоромное, но не устраивайте себе пир «от пуза» накануне причащения.
Ведь понятно, что и в постный день можно съесть три килограмма жареной картошки вплоть до того, чтоб потом страдать от несварения желудка, это тоже не будет должным способом приготовления к принятию Святых Христовых Таин.
Тем более следует воздержаться от неадекватного употребления алкоголя.
Какие препятствия могут возникнуть у желающего причаститься в сплошную седмицу? С моей точки зрения, препятствие может быть только одно: недопустимо приступать к Святым Тайнам тому, кто сознательно и лукаво откладывает причастие на сплошную неделю, чтобы не готовиться к нему.
Предположим, причащается человек три или четыре раза в год, и вместо того, чтоб дождаться Великого поста, поговеть, собраться, он говорит: «Причащусь-ка я на сплошной седмице после Недели мытаря и фарисея, на Масленице и в Светлую неделю – так можно будет не поститься перед принятием Святых Таин». Понятно, что если идеей причастия в этот период является не устремление ко Христу, а бегство от поста, то человек, который руководствуется такими мыслями, поступает лукаво, ему можно посоветовать ради пользы его же духовного и телесного здоровья подумать о себе и пока не причащаться.
Заместитель председателя Синодального отдела по делам молодежи, наместник Высоко-Петровского ставропигиального монастыря Москвы игумен Исидор (Тупикин):
– Причащаться на сплошной седмице не только можно, но и нужно. Совершение священником Божественной литургии предполагает причащение присутствующих на ней.
Как быть с постом перед причастием? Если речь идет о так называемых «практикующих» верующих (часто причащающихся, понимающих смысл поста), то по индивидуальному благословению духовника возможно причащение без многодневного поста – достаточно будет только лишь накануне воздержаться от скоромной пищи и иных удовольствий.
Участие в Таинстве исповеди перед причащением, сердечное покаяние и осознание своего недостоинства перед Богом открывают нам возможность причащения не только в седмицу Недели мытаря и фарисея, но и в Светлую седмицу и на Святках.
Доцент Московской Духовной академии, главный редактор научного богословского портала «Богослов.ru» протоиерей Павел Великанов:
– А разве может быть в Церкви такая ситуация, что Божественная литургия служится «ни для кого»? Ведь священник не служит ради себя: «Твоя от Твоих Тебе приносяще О ВСЕХ И ЗА ВСЯ». Конечно же, можно причащаться на сплошной седмице, и особенно полезно в преддверии Великого Поста, чтобы обезопасить себя от мнения о значимости наших «подвигов».
Премудрая Церковь призывает нас минимизировать все наши подвиги – даже обычно совершаемые при подготовке к причащению – и смело приступать к Чаше, только не с высокомерным ощущением – «а я и в этом совершенно Церкви послушен!» – а с противоположным ощущением собственного непотребства, с обостренным чувством нужды в Боге – именно такой, какая и была у мытаря.
Вопрос подготовки к причастию требует индивидуального подхода, но в целом, как мне представляется, в эту седмицу имеет смысл сохранить только тот неопустительный минимум, без которого дерзать приступать к Чаше было бы уже просто наглостью – а именно сохранить молитвенное чтение Правила ко причащению, без трех канонов и акафиста — так же, как это происходит на Светлой седмице. Только на Пасху мы преисполнены благодатью Воскресшего Христа, а здесь – умаляем себя «до зела», не соблюдая поста, ограничивая только себя не в выборе еды, а в ее количестве. Ведь встать с легким чувством голода можно и из-за стола со скоромными блюдами.
А еще очень хорошо в качестве подготовки к встрече с Взыскующим сердца – взять, да и сделать наконец-то то самое доброе дело, которое так давно отложено «в долгий ящик». И, сделав его, не возомнить о себе, а посчитать этот поступок не более, чем возвратом давнего долга. И, приклонив глаза долу, идти навстречу Христу – к Чаше с Его Телом и Кровью.
Братья и сестры, теперь вы можете прямо здесь на сайте заказать требы из предложенного вам списка
В наши дни развитие информационных технологий позволяет подавать пожертвования на поминовение удаленно. На сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга тоже появилась такая возможность – подача записок через интернет. Процесс подачи записки занимает считанные минуты подробнее
Источник: https://fakt777.ru/2018/11/sploshnaya-sedmitsa-chto-eto-po-pravoslavnomu-kalendaryu.html
Пост в среду и пятницу. сплошные седмицы — Хор Веры
Пост – дни воздержания, в том числе от скоромной пищи. Постное меню полностью исключает следующие продукты: мясо, молоко и любые молочные продукты, яйца и блюда, включающие их в свой состав. Не забываем, что постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно.
В посте телесном на первом плане — воздержание от обильной, вкусной и сладкой пищи; в посте духовном — воздержание от услаждения наших пороков, оставление грехов и прегрешений и упражнение в добродетелях. Духовный пост состоит из молитвы, духовного чтения и удаления от всего греховного и отвлекающего от Бога.
То есть, не есть животной пищи, но ругаться матом, осуждать всех, развлекаться, думать о удовлетворении похотных мыслей и т.д. – постом не считается. « бесплотные враги не одолеют нас, если мы не будем предаваться плотским похотям.» Пост не цель, а средство – средство смирить свою плоть и очиститься от грехов.
Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой. Главное в посте – не только постная пища, но борьба со страстями. Надо и не есть животного, и вести более правильную жизнь, конечно же чаще посещая церковь.
Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Также в посты нельзя играть свадьбы (в т.ч. венчаться).
Сплошная седмица – неделя без поста. Сплошные седмицы (неделя — дни с понедельника по воскресенье) означают отсутствие поста в среду и пятницу.
Постные дни и сплошные седмицы в Православии на 2017 год:
Каждая среда и пятница (за исключением сплошных седмиц).
Пост, хранимый Православной Церковью в среду, установлен в воспоминание предания Господа нашего Иисуса Христа Иудой на страдание и смерть, а в пятницу — в воспоминание самих страданий и смерти Его.
Пост считается строгим, то есть нельзя никакую животную пищу. В эти дни иногда (летом и осенью) разрешается рыба – т.е. следите за православным календарем.
07 января – 17 января Сплошная седмица! Святки – двенадцатидневный период от Рождества до Богоявления. Принято радоваться празднику Рождения Иисуса Христа. Святочные дни хорошо посвятить семье: родителям и детям, а также людям одиноким, у кого нет родных и близких.
Кроме того, православные христиане на святках всегда уделяют время свершению милосердных дел. В этот период особенно радостно поделиться счастьем Рождества Христова с другими людьми, сделав для них что–то нужное и доброе.
Много людей на Святки посещают детские дома и больницы, устраивают благотворительные концерты, поздравляют с Рождеством сирот и неимущих. А вот проводить святочные дни за бездарным просмотром телевизора не стоит – такое поведение означало бы растрату дара, которым наделил людей Господь.
Чем нельзя заниматься в святочные вечера – это устраивать гадания, церковь категорически запрещает не только святочные, но и любые иные гадания.
18 января. Пост 1 день! Крещенский сочельник (Навечерия Крещения Господня) – вечер перед тем, когда Иоан Креститель (Предтечи) крестил Иисуса Христа.
В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после Литургии утром (примерно 11 утра) и первого причащения крещенской воды. В сочельник, после литургии в храмах совершается великое освящение воды.
Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда. Вода эта называется Агиасмой, или просто крещенской водой. Водоосвящение происходит два раза – и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления.
Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается. Есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище с пением тропаря Богоявления.
6 февраля – 12 февраля. Сплошная седмица! Мытаря и фарисея.
(уничтожение в себе гордости и фарисейского самомнения – наихудших из страстей, а также увеличение молитвы мытаря ««Боже, милостив буди мне, грешному!»
Это первая подготовительная неделя к Великому посту.
Эту седмицу именуют также «предвозвещение» — начинается подготовка к великой битве с собственными страстями и грехами, которая предстоит каждому постящемуся.
20 февраля – 26 февраляСплошная седмица! (Сырная) Масленичная (Сыропустная) неделя. Седмица – это неделя, завершающая подготовительный период к Великому Посту. Это ответственное время для каждого православного, ведь в эти семь дней идёт приготовление к самому значимому посту в году.
Сыропустную Седмицу уже нельзя есть мясо, но разрешается вкушать молочную (сыр, масло) пищу и яйца. Нельзя идти на поводу у своих соблазнов: переедать, устраивать гуляний и обжорства. Следует воздерживаться от участия во всевозможных языческих традициях и обычаях. Православные христиане в Сыропустную Седмицу просят друг у друга прощения.
В среду в храме читают великопостную молитву Ефрема Сирина. Если вам не приходилось читать эту молитву — изучите ее, потому, как это молитва для вас будет основной во время Великого Поста.
26 февраля Праздник перед постом!– Масленица (изгнание Адама из Рая).
27 февраля – 15 апреля 2017 ПОСТ! Великий пост (меняется каждый год в дате начала и конца)- важнейший из многодневных постов. Святая Четыредесятница (40 дней) —
27 февраля – 09 апреля — подражание 40-дневному посту Спасителя в пустыне после Крещения на Иордане.
Также дни Великого поста – это дни покаяния
8 апреля – Лазарева суббота (Иисус воскресил Лазаря)
9 апреля – вербное воскресенье (Вход Господен в Иерусалим)
10 апреля – 16 апреля — Страстная седьмица. Неделя перед Пасхой
С рассветом (после Литургии) 16 апреля – Пасха.
Кто пренебрегает Четыредесятницей тот не празднует праздника Пасхи» (пасхальное послание свт. Афанасия Великого
17 апреля – 23 апреля Сплошная седмица! Светлая Пасхальная Седмица — каждый день недели тоже называется светлым — Светлый Понедельник, Светлый Вторник и т. д., а последний день — Светлая Суббота. В эти дни православные красят яйца и дарят друг другу.
Поста во время Светлой седмицы нет. Так же запрещено самовольно налагать на себя пост. Всю Светлую седмицу около открытых Царских врат стоит особый хлеб, называемый артос. В Субботу после литургии артос торжественно благословляется. После кусочки раздаются верующим.
Молящиеся, получив часть артоса, сохраняют ее в течение всего года.
Весь этот период (40 дней после Пасхи) считается Пасхальным периодом, и православные приветствуют друг друга приветствием «Христос Воскресе! » и ответом «Воистину Воскресе!»
5 июня – 11 июня Сплошная седмица! Троицкая седмица — это, седмица после празднования Святой Троицы. Первый день сплошной седмицы следует сразу же после Троицы и зовется «День Святого Духа».
Он учрежден и благословен Церковью в честь сошествия Святого Духа.
Церковь не рекомендует работать в этот день, однако этот день понедельник — является официально трудовым и здесь верующий должен для себя решить, может ли он нарушить церковный запрет.
12 июня 2017 – 11 июля 2017. ПОСТ! Петров пост (пост Пятидесятницы). —
сошествие святого духа на апостолов
Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве готовились ко всемирной проповеди Евангелия.
День Пятидесятницы, когда в пятидесятый день после исшествия Своего из гроба и в десятый день по Вознесении Своем Господь, воссевший одесную (по правую руку) Отца (Бога), ниспослал Пресвятого Духа на всех Своих учеников и апостолов, – один из величайших праздников.
14 до 27 августа.
ПОСТ 14 дней! Успенский пост — установлен перед великими праздниками Преображения Господня (Иисус Христос показал себя, как истинный сын Бога, когда засиял ярким светом) 19 августа и Успения Божией Матери (земная смерть для Богородицы–её переход из земного тела в вечную жизнь с неограниченной возможностью помогать людям) 28 августа. В понедельник, среду и пятницу Успенского поста устав Церкви предписывает питаться сухоядением, то есть соблюдать самый строгий пост, без отваривания пищи; во вторник и четверг — «с варением пищи, но без елея», то есть без масла; по субботним и воскресным дням разрешается вино и елей.
14 августа — медовый Спас (освящается мед, но яблоки и виноград нового урожая есть нельзя)
19 августа В праздник Преображения Господня по церковному Уставу разрешается на трапезе рыба. Освящаются яблоки – яблочный Спас. С этого дня по понедельникам, средам и пятницам в питание обязательно входили плоды нового урожая.
11 сентября. Пост 1 день! Усекновение главы Иоанна Предтече (Крестителя). В этот день казнили Иоанна Предтечи. Он пострадал за веру – после смерти стал могущественным молитвенником и святым.
27 сентября . Пост 1 день. Воздвижения Креста Господня. В этот день в 300 году Византийский император Константин с его матерью равноапостольной Еленой.
28 ноября -06 января Пост 40 дней!– Рождественский пост. Поскольку заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа, то этот пост называют также Филипповым.
Пост Рождественской Четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих.
А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое Слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».
Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.
Делимся!
Источник: https://choirvera.ru/hramy/post-v-sredu-i-pyatnitsu-sploshnye-sedmitsy.html
Сплошные седмицы 2020 года: их даты, характеристики
Сплошная седмица (по-другому называемая всеядной) – так в православном календаре называется неделя, когда верующие могут позволить себе не придерживаться строгого поста. В эти 7 дней разрешено употреблять в пищу скоромные продукты (то есть мясо, субпродукты, животный жир, яйца и молочную продукцию). Причём можно разговляться даже по средам и пятницам – традиционным постным дням.
Когда будут Сплошные седмицы в 2020 году
Всего за год у православных традиционно выпадает пять Сплошных седмиц – то есть пять недель полноценного питания для христиан без необходимости ограничивать себя в употреблении определённых продуктов.
Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака
В нынешнем 2020 году Сплошные седмицы наступают по следующим числам:
- Святки – длились с 7 по 17 января.
- Неделя о Мытаре и Фарисее (она всегда выпадает за 14 дней до начала Великого Поста) – длилась с 10 по 15 февраля 2020 года.
- Сырная седмица (иначе называемая Масленичной неделей) – предшествует Великому Посту и длилась с 24 февраля по 1 марта 2020.
- Пасхальная седмица (Светлая) – наступает после Светлого Воскресенья Христова и будет продолжаться с 20 по 25 апреля 2020.
- Троицкая седмица – начинается после праздника Троицы, будет длиться с 8 по 14 июня 2020 года.
Характеристика Сплошных седмиц
Теперь давайте вкратце разберём каждую из пяти седмиц православного календаря – какие у неё есть особенности.
Святки
Святочная неделя начинается со дня Рождества Христова и длится до Крещенского сочельника. Дни Святок известны также как «святые вечера» и приурочены к памяти о появлении на свет и крещении Иисуса Христа.
Впервые традиция праздновать Святки возникает ещё в 4 столетии. Тогда первыми христианами греческого происхождения организовывались массовые народные гуляния, длившиеся две недели с Рождества. Когда христианская религия была утверждена на Руси, сохранилось много языческих традиций, таких как ритуалы ряженья, святочные пляски и гадания.
И хотя представители православной церкви изначально весьма категорично высказывались о славянских языческих обрядах, проводимых во время Святок, но затем придумали, как можно «решить» эту проблему: они предложили на Крещение людям окунаться в прорубь, чтобы таким образом смывать с себя грехи, совершённые за время Святочных дней.
Обряд ряженья – то есть переодевания в специальную одежду и последующее «колядование» — хождение по дворам, распевание обрядовых песенок-колядок жив по сегодняшний день. Точно также как и святочные гадания, особенно популярные у юных девушек, желающих узнать, когда судьба пошлёт им суженого.
Неделя о Мытаре и Фарисее
Седмица о Мытаре и Фарисее – выступает своеобразной подготовкой перед Великим Постом. Что же она символизирует и почему у неё такое странное название?
Для ответа на этот вопрос нужно обратиться к христианскому Евангелие, которое изобилует коротенькими, но поучительными рассказами-притчами. Их рассказывал людям Иисус Христос, проводя свои проповеди.
Одна из притч называется также как и данная неделя – «О мытаре и фарисее». В ней описываются два человека:
- мытарь – то есть сборщик податей (в древнем обществе к мытарям относились пренебрежительно);
- и фарисей – представитель государственного верховенства, власти.
Притча повествует об одном дне, когда оба – мытарь и фарисей, такие разные люди, но пришли в один и тот же храм с целью вознести молитвы Богу. Фарисей, молясь, выражал свою благодарность Всевышнему, что он не является плохим человеком: обидчиком, грабителем, прелюбодеем или таким как тот мытарь. Он считал себя духовно развитым, так как постился дважды в неделю, а также отдавал десятину своих доходов на благо общества.
Что касается мытаря, то тот стоял в стороне, боялся даже глаз поднять к небесам, но отчаянно молился Господу, прося его о Милости.
Иисус Христос, рассказывая данную притчу, делал акцент на том, что из храма мытарь вышел более оправданным Богом, чем фарисей, ведь нельзя никому самостоятельно возвышать себя – так как он будет унижен, а тот, кто унижает себя, напротив, возвысится.
В трёх строках Евангелие сказано так много, они имеют такой большой смысл для верующего человека. Тем же смыслом обладает и седмица о Мытаре и Фарисее.
Сырная седмица
Сырная неделя – выступает последней подготовительной неделей перед Великим постом. Но хотя на этой сплошной седмице можно не соблюдать пост в третий и пятый дни недели, мясо уже следует исключить из своего рациона.
Перед Сырной седмицей наступает мясопустная Неделя, тематика которой – Страшный Суд. А завершает её сыропустная Неделя (или Прощённое воскресенье).
На протяжении Сырной седмицы уже нельзя венчаться. А в среду и пятницу нет традиционной Литургии. Зато со среды начинается чтение великопостной молитвы, посвящённой преподобному Ефрему Сирину. В это время следует задумываться о символизме грядущего поста, установить свои рамки для него в нынешнем году, а также подготовиться к Прощённому воскресенью.
Священнослужители указывают на необходимость воздержания за эти семь дней в любых своих желаниях: в еде, веселье, плотских утехах и так далее. Хотя для истинно верующего христианина мера всегда важна.
Пасхальная седмица
Её также называют Светлой седмицей и она занимает первые семь суток от праздника Пасхи, длится до Фоминой недели. В это время ежедневно после церковного богослужения верующим полагается обойти храм, выполняя праздничный крёстный ход с трезвоном – особенным звоном колоколов на Пасху.
С даты Светлого Воскресенья Христова и до самого его отдания (наступает на сороковые сутки в праздник Вознесение Господне) православным христианам следует приветствовать друг дружку при встрече фразами «Христос Воскрес!», на которые говорят «Воистину Воскрес!».
Светлая сплошная седмица – это период, когда верующие могут разговляться, позволять себе вкушать то, чего хочет их душа. Кроме того, сейчас нет необходимости в совершении земных поклонов на церковном богослужении. Утренние и вечерние молебны заменяются Пасхальными часами (то есть особыми молитвами, связанными с этим праздником).
Троицкая седмица
Сплошная Троицкая неделя начинается со дня Святой Троицы. В этот день в храмах выполняется торжественная дневная служба, затем служится вечерня, а на ней читают коленопреклоненные молитвы. Троицкая седмица предшествует Петрову посту.
С древних времён к этим 7 дням сложилось особенное отношение: неделя была известна как «русальная», «железная» или «зелёные святки». С Троицкой седмицей связаны многочисленные обычаи, поверья. Так, согласно самому распространённому, нельзя в это время работать на земле, следует быть очень осторожными на природных водоёмах, не следует уходить далеко от своего села.
Землю нельзя трогать, якобы, потому что она в это время празднует свой день рождения. А запрет на купание и покидание родной деревни обусловлен поверьями, что во время зелёных святок русалки выбираются из воды и стремятся любыми способами причинить вред людям.
Что касается мнения православных священников, то они не указывают ни на какие особые ограничения, связанные с Троицкой неделей. Запрещено делать только то, что приносит вред человеческой душе (как, впрочем, и во все другие дни). Несмотря на это, желательно всё же в указанный период минимизировать труд, но с той лишь целью, чтобы освободить побольше времени для духовных дел: молитвы, посещения храма, чтения духовной литературы и тому подобных действий.
В завершение просмотрите видео по теме:
Источник: https://tayniymir.com/pravoslavnyj-kalendar-2020/sploshnaya-sedmicza.html
Сплошная седмица: что это? Сплошные недели в 2020 году
Седмица (буквально «семерка», от слав. седмь; греч. έβδομάς, от έπτά – «семь») – церковнославянское название недели, семидневного календарного цикла.
Седмица – неделя с понедельника по воскресенье. В сплошные седмицы отсутствуют посты по средам и пятницам.
Сплошные седмицы в 2020 году
Сплошных седмиц пять:
1. Святки – с Рождества до Крещения, с 7 до 18 января.
2. Мытаря и фарисея – за две недели до Великого Поста – 9 — 15 февраля.
3.
Сырная (масленица) – неделя перед Великим Постом (разрешается всю седмицу яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса) – 24 февраля — 1 марта.
4. Пасхальная (Светлая) – неделя после Пасхи – 19 — 25 апреля.
5.
Троицкая – неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом) – 7 — 13 июня.
Сплошная седмица перед православным постом и ее правила
В православном мире календарный год начинается с Рождественского поста, продолжающегося до наступления Рождества Христова. 7 января начинается сплошная седмица, именуемая Церковью Святочной, а в народе – просто Святками.
Традиционно многодневные посты предназначены для самоанализа, молитв и духовных подвигов. Во время поста существуют особые правила, которые нельзя нарушать. Как правило, неделя разделяется на понедельник, среду и пятницу, когда можно одни продукты, вторник и четверг, когда можно горячую пищу без масла, и субботу и воскресенье, когда позволительно добавить растительного масла в блюда.
Сплошные недели служат утешением после многодневных постов, помогают запасаться силами перед предстоящим духовным испытанием (постов ведь несколько), не дают мнить себя «вечно ограничивающим себя постником».
Что такое сплошная седмица
Сплошной седмицей называют неделю с понедельника по воскресенье, когда отменяют даже еженедельные посты в среду и пятницу, разрешается питаться любыми продуктами.
Такие недели зачастую являются подготовительными перед 4 основными Постами (Великий, Петров, Успенский и Рождественский пост) и привязаны к церковным праздникам.
Виды седмиц
В течение года в православном календаре Церковью установлено пять сплошных седмиц перед тем или иным постом.
Святочная седмица
Завершение Рождественского поста ознаменует начало Святочной седмицы. Строго говоря, она длится не семь дней, а 11. Седмицей охватывается период со Дня рождения Христа, во имя спасения человечества явившегося в наш мир, до Крещения Господня – с 7 по 18 января.
«Святые дни» или «Святые вечера» с древних времён почитались в Церкви. В эти дни Уставом Пр. Саввы Освященного запрещалось поститься, совершать коленопреклонения и заключать браки.
Святость сплошной седмицы нарушалась пережитками языческих праздников: к примеру, гаданиями.
Неделя Мытаря и Фарисея
Неделя Мытаря и Фарисея получила название благодаря одноимённой притче из Евангелия от Луки, рассказывающей о необходимости смирения, а не гордости и возвышения своих достоинств.
Мытарь и Фарисей – герои притчи, пришедшие на покаяние. Второй убедил себя в собственной возвышенности и приближённости к Богу настолько, что перестал замечать собственную гордыню, а первый искренне признал свои грехи и попросил о прощении.
Эта Неделя является одной из череды подготовительных седмиц накануне Великого Поста.
Церковный Устав не устанавливает точной даты сплошной седмицы, потому что она привязана к дате Пасхи. Такая неделя должна обязательно состояться за 14 дней до начала поста.
Неделя о блудном сыне
Перед Великим Постом существует ещё одна подготовительная седмица – Неделя о блудном сыне. Евангелие от Луки содержит притчу, повествующую об истории отца и сына. Блуждающий по миру сын, прогулявший все, что было за душой и было дано отцом, возвращается домой, чтобы искренне молить о прощении, и получает его.
Проводя аналогию, перед Великим Постом необходимо покаяться в грехах и вернуться в лоно церкви, надеясь на милость Его.
Неделя о Страшном Суде
Последние 7 дней перед Великим Постом в православии на литургиях читается Притча о страшном Суде, а вся неделя посвящена памяти об усопших, отпетых и не отпетых церковью. В эти дни следует вспомнить о том, что Бог есть справедливый судья, а не только милостив.
Светлая седмица
В течение пасхальной недели Иисус несколько раз встречался со своими учениками, пока они окончательно не поверили в произошедшее. Последняя встреча Спасителя была с апостолом Фомой, который дольше всех отказывался верить в воскресение Господне и хотел увидеть раны и убедиться в чуде.
Христос подарил ему такой шанс, лично посетив Фому, возвратив ученика на истинный путь. Пример апостола показывает, что Церковь не закрывает дверь перед человеком, который хочет поверить, но не имеет внутренних сил для этого.
Светлой неделей называют первую седмицу после Пасхи — время радости, счастья, великого чуда.
В это время все богослужения будут подобны пасхальному.
Категорически запрещается соблюдать пост, аскезу и даже совершать коленопреклонения. Сплошной седмицей люди отмечают Воскресение Господне: радуются и веселятся. Есть во все дни можно любую пищу.
Троицкая неделя
Последней в календарном году сплошной седмицей является Троицкая, следующая за праздником Святой Троицы – Днём Рождения Церкви. По преданию, именно в этот день Святой Дух снизошёл к апостолам и даровал им знание языков.
Всего таких даров, согласно Библии, было 9, включая дар языков. Святой Дух снизошёл к верующим, даровав им возможности для привлечения к Церкви тех, кто не обладает верой, назидания себя и других.
В течение недели можно будет кушать всё, что угодно – ограничения Поста впереди.
Конец Троицкой недели является также и началом летнего Петрова (Апостольского) поста, который имеет различную продолжительность, но всегда завершается 12 июля – в День Петра и Павла.
Православные посты и седмицы неотделимы друг от друга: первые дают возможность совершить духовный подвиг, очиститься и заняться самоанализом, вторые же дают время отдохнуть от аскезы, ощутить другую сторону жизни. Важно при этом помнить, что сплошные седмицы даются не для сплошного веселья, а веселья обдуманного – каждая из них наполнена внутренним смыслом, открытым для верующих.
Если чего-то не понимаете, ваша вера не крепка или вы ищете наставника, сходите в церковь. Обратитесь с молитвой к Богу или поговорите со служителем.
Источник: https://pravednik.info/sploshnaya-sedmica-pered-pravoslavnym-postom-i-ee-pravila.html