Когда русский народ принял христианство

История становления и принятия православия на Руси

Когда русский народ принял христианство

Крещение на Руси — словосочетание, под которым современная историческая наука подразумевает введение на территории отечества христианского учения в качестве государственной религии. Это знаменательное событие состоялось в конце X столетия под началом великого князя Владимира.

Исторические источники дают противоречивые сведения на счет точной даты принятия христианства с разницей в два-три года. Традиционно событие относят к 988 г. и считают его началом становления Русской Церкви.

Крещение Руси в 988 году

Появление христианства на Руси

Некоторые исследователи истории утверждают, что христианская религия проникла на территорию Руси задолго до крещения. По их словам есть неоспоримые доказательства пришествия религии еще при киевском князе Аскольде. Константинопольский патриарх послал архиепископа, чтобы создать здесь церковную структуру, но полноценному утверждению христианства в нашем древнем отечестве помешали напряженные столкновения между приверженцами Спасителя и язычниками.

Читайте о святом князе Владимире:

Ориентацию Киева на восточно-христианский мир определили связи с великолепным и мудро управляемым Константинополем, а также сотрудничество со славянскими племенами Центральной Европы и Балканского полуострова. Русские князья имели большой выбор в перечне религий, а те государства, которые прославляли именно свою церковь, устремляли взор на богатства отечественных земель.

  • По сведениям «Сказания о Владимирском крещении» (эпизода из «Повести временных лет») в 986 г. в Киев прибыли посланцы православия из Константинополя, римские миссионеры, а также послы иудаизма и ислама.
  • Легенда гласить, что великому князю приглянулась речь греческого проповедника, но он не торопился принимать восточное христианство. Владимир отправил послов в соответствующие государства, чтобы подробнее ознакомиться с каждой из церквей.
  • Латинские и мусульманские ритуалы не произвели высокого впечатления. Послы были в восторге от обрядов, проходящих в Константинополе, поэтому они стали восхвалять православие и уговаривать великого князя выбрать именно его.
  • Окончательное же решение о принятии возникло на военно-политической почве. Владимир приказал идти на византийский город Корсунь, так как император Василий II получил в услуги русскую армию, но не выполнил главное условие договора: выдать замуж за Киевского князя свою родную сестру Анну. Осада крепости продолжалась девять месяцев и завершилась поражением защищающихся. Византийский император отдал принцессу за Владимира и крестил его в самой Корсуни.Крещение князя Владимира
  • Вернувшись в родную столицу, великий князь полностью уничтожил языческие идолы и крестил свой народ в Днепре. Вскоре Владимир предпринял план по масштабному строительству в городских условиях церквей и назначению священнослужителей.
  • Киевский Князь перестал быть язычником и полноценно окунулся в блаженство истинной религии. Перед ним предстало чудо Откровения, что помогло изменить бывшие убеждения. Владимир окончательно изгнал идолопоклонство и стал ревнивым сторонником православной Церкви.
  • Процесс Крещения проходил в порядке приказа, потому что людям было тяжело осуществить переход к ранее неизведанной религии от традиционных и старинных верований. Многие принимали Христа из-за страха, а в некоторых городах народ оказывал сопротивление. Однако Русь была фактически готова к принятию христианского учения. Владимир усердно и кропотливо работал ради укрепления и распространения православия.

На заметку! Княгиня Ольга была первым русским правителем, прошедшим ритуал Крещения.

Обстоятельства и даты этого события остаются скрытыми. Самая популярная версия рассказывает о её официальном визите в Константинополь, где княгиня познакомилась с ритуалами восточно-христианской Церкви и приняла решение утвердиться в вере. При крещении великая княгиня получила греческое имя Елена. Она добивалась равноправия между Византией и Русью.

Становление Церкви на Руси

Наше славянское государство обладало своеобразным колоритом, поэтому Христова вера на отечественной земле обрела особенную характеристику. Свет русского православия, преломившись через призму народного достояния, стал значительным явлением всего христианского учения. Специфика выработалась в процессе созревания государства и культурного роста национальной мысли. Святая Русь со временем приобрела славу центра восточно-христианского направления Вселенской Церкви.

Распространение христианства взрастило в душах славян чувство близости Господа

Языческая жизнь русских славян основывалась на матери-природе. Крестьяне полностью зависели от обрабатываемой земли и бушующих стихий.

Отказ от язычества для народа означал то, что существование прежних идолов ставилось под колоссальное сомнение. Однако языческая вера была довольно примитивной по структуре и не сумела просочиться до самых недр отечественного сознания.

Поэтому замена Перуна на пророка Илию прошла безболезненно, но не до конца осознано. В народе осталось большое количество поверий и суеверий, в том числе и внутрицерковных.

На Руси более обращали внимание на пышность ритуалов, чем на истинную суть христианства. К положительным аспектам язычества относят то, что оно взрастило в душах славян чувство близости Господа, присутствующего всюду и во всем. В основу национальной святости легло лишенное страсти и эмоциональных порывов знание о сошествии Христа.

Киевский народ отличался воинственностью и непомерной жестокостью к врагам, но приняв православие, он привнес в традиции этические аспекты Евангелия. В отличие от западных государств, которые считали Иисуса вождем праведной армии, Русь приняла Спасителя как «Милостивца».

Однако христианская нравственность не воцарилась в народном сознании полноценно, языческие обычаи все еще существовали и действовали, порождая проблематику двоеверия. Этот аспект русской истории остается в умах народа и по настоящий день.

Интересно! Первыми духовными героями и великомучениками войны жестокого идолопоклонства и преисполненного любви и милосердия христианства на Руси стали сыновья Владимира — Борис и Глеб.

Борьба за наследство князя Владимира породила родственную ненависть.

Святополк решил насильственным образом устранить своих братьев-конкурентов. Борис отказался отвечать на агрессию агрессией, что спровоцировало уход от этого князя его дружины, посчитавшей проявление любви слабостью.

Слуги плакали над телом и восхваляли имя Христа, а вскоре убийцы добрались и до юного Глеба.

Святые страстотерпцы Борис и Глеб

Распространение знания о религии

Киевский престол перешел во владение Ярослава Мудрого, тоже являвшегося сыном Владимира. Новый князь стремился просвещать русский народ и укреплять христианскую веру. Ярослав обладал большим авторитетом на родине и в европейских государствах, он желал поднять статус Руси до уровня блестящей Византии.

Просветительская миссия была чрезвычайно важна для молодой культуры русского народа. Зная о том, что страна может нравственно замкнуться и одичать, если будет продолжать держаться удаленно от духовных центров, Ярослав Мудрый налаживал отношения с государствами, имеющими богатый опыт религиозности.

  • Князь принимал в своих палатах иностранных христианских послов и стремился перенять лучшие обычаи. Он старательно распространял духовную литературу.
  • В отечественные монастыри приезжали греческие, болгарские и сербские священнослужители, приносившие церковную утварь, древнейшие письмена, книги по богослужению, которые вскоре начали переводить.
  • На Руси появилась должность книжника, работа которого состояла в переписи Священных Текстов. Христианство стало усердным просветителем русского народа, людей повсеместно обучали грамоте.
  • Князь Ярослав основал больших размеров библиотеку, в которой каждый желающий мог найти необходимое богословское знание. Правитель выдавал священникам пособия для проповедей и создавал воскресные школы.
  • Князь создал нравственный Устав, в котором читающий находил законодательство морального поведения. Русский народ, изучая христианство, изменил собственное видение и переосмыслил отношение к добру и злу.
  • Его сын Святослав II продолжал дело отца и выпустил религиозный «Изборник», где находились отрывки произведений Вселенских Учителей, Августина, Иоанна Дамаскина и др.На Руси появилась должность книжника, работа которого состояла в переписи Священных Текстов

Религиозная культура на Руси

Вскоре после крещения создается структура церковных митрополий, во главе которых стоял архиерей, присланный из Константинополя. В самых крупных городах Руси организовали епископии.

В течение целого столетия духовная жизнь Руси находилась под начальством греческих митрополий. Этот факт играл положительную роль, потому что исключал конкуренцию между церковными структурами внутри государства. Однако в 1051 г. Ярослав сделал митрополитом знаменитого русского мыслителя и писателя Иллариона. Этот выдающийся пастырь в своих очерках отмечал религиозный подъем в сердце населения.

В традиционных летописях виднелось стремление осознать происходящее через обращение к прошлым событиям. Авторы этих памятников литературы прославляли не только великих подвижников, но и интересовались биографиями языческих князей.

Летописи основывались на исторической документации, устных преданиях и национальном фольклоре. Авторы использовали прямую речь, а также пословицы и своеобразные поговорки. В XII столетии монах по имени Нестор собрал все летописи в одно целое и озаглавил его «Повестью временных лет». Эта книга является главным источником нахождения информации по истории Древней Руси.

Автор «Повести временных лет» видел Русь с большой высоты

В быстро распространяющихся монастырских комплексах наблюдался прирост ученых, архитекторов, писателей и иконописцев. Из Византии приезжали профессионалы своего дела и делились знанием с русским народом. Отечественные мастера вскоре самостоятельно строили храмы, украшали стены, изумляя своих константинопольских учителей.

Ярослав, решив возвеличить столицу, построил в Киеве великолепный храм в честь святой Софии и Золотые ворота. Эти произведения искусства создавались русскими мастерами, переосмыслившими византийскую традицию на собственный манер.

На заметку! Первое празднование Крещения на Руси состоялось в 1888 г. Мероприятия, идея которых принадлежала К. Победоносцеву, проходили в Киеве. Перед торжествами заложили основание Владимирского собора.

Читайте о храмах в честь святого князя Владимира:

Принятие христианства на Руси — важнейший шаг, коренным образом изменивший внутренний уклад и нравственную сторону жизни нашего отечества. Церковное видение позволило народу сплотиться вокруг единого Бога и получить знание о Его могуществе. Мудрые правители видели в крещении возможность улучшить положение государства, научиться создавать красивейшие храмы и иконы.

Документальный фильм о крещении Руси

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/poyavlenie-hristianstva-na-rusi.html

Как русы принимали ислам

Когда русский народ принял христианство

По арабским источникам известно, что в X веке какая-то часть русов приняла ислам. Тогдашний правитель русов носил имя или титул Буладмир, созвучное именем князя Владимира Святославича. При этом князя Владимира называют каганом, как правителей у тюрок.
«Великий князь Владимир выбирает веру», 1822. И. Е. Эггинк

Какую веру принял Владимир Святой?

По церковной версии, Владимир Святославович (князь новгородский с 970 г., князь киевский в 978—1015 гг.) принял в 988 г. веру православную, христианскую, поэтому его и считают святым князем. Правда, при более внимательном взгляде очевидно, что святости в нём было мало.

Владимир прославился как очень жизнелюбивый человек, имевший гарем из сотен наложниц, погромщик Полоцка, где он вырезал княжеский род Рогволодовичей, один из зачинщиков гражданской войны и братоубийца – по его приказу убили великого князя Ярополка. Основными источниками о том, как князь Владимир крестился и крестил Киев, являются греческое «Обстоятельное повествование о том, как крестился народ росов» и русская летопись «Повесть временных лет».

«Обстоятельное повествование» сообщает, что князь росов сидел в своем городе и размышлял, что его люди придерживаются четырех религий и никак не могут объединиться вокруг одной правильной.

Одни чтили веру евреев (иудаизм) как самую величайшую и древнюю; вторые – веру персов уважали (язычники-огнепоклонники, впрочем это могли быть русы-язычники, в их вере огонь также имел огромное значение); третьи – «чтили веру сирийскую» (видимо, несторианство, одно из направлений христианства); четвертые – держались «веры агарян». Агарь – это наложница Авраама и мать Измаила, ставшего прародителем арабских племен. То есть агаряне – это мусульмане.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда можно набрать крещенской воды

Итак, мы видим, что до официального крещения Руси русы-киевляне были иудаистами (очевидно, хазарская община, весьма влиятельная в Киеве), христианами, мусульманами и язычниками. То есть мусульмане присутствовали в Киеве ещё до официального крещения Руси. Владимир направил послов в Рим, и очень им понравилось богослужение католическое, уже хотел он принять эту веру, но ему посоветовали ещё проверить веру греческую. Вновь он направил послов, уже в Константинополь.

Русским послам поднесли богатые дары, и греческие обряды им понравились ещё больше, чем римские. Вернувшись, послы стали нахваливать греческую веру. В итоге Владимир решил принять греческую веру. Интересно, что послы не интересовались содержанием религии, а только лишь формой – обрядами. Что сообщают русские летописи? Сидел Владимир в Киеве и приносил жертвы языческим богам. Пришли к нему послы от разных народов с предложением принять истинную веру.

Пришли мусульмане из Волжской Булгарии. Хвалят свою веру: молиться одному богу, «совершать обрезание, не есть свинины, не пить вина», но зато можно иметь нескольких жен. Владимиру про жен понравилось, но было ему нелюбо: обрезание, воздержание от свиного мяса. И про вино он сказал: «Руси есть веселие пить: не можем без того быть».

Католики из Рима хвалили свою религию: «вера ваша не похожа на веру нашу, так как наша вера — свет; кланяемся мы Богу, сотворившему небо и землю, звезды и месяц и все, что дышит, а ваши боги — просто дерево». Сказал же Владимир немцам: «Идите, откуда пришли, ибо отцы наши не приняли этого».

Пришли хазарские евреи и хвалят свою веру: «Христиане же веруют в того, кого мы распяли, а мы веруем в единого Бога» Спросил Владимир: «Что у вас за закон?» Иудеи ответили: «Обрезаться, не есть свинины и заячины, соблюдать субботу». Князь спрашивает их: «Где земля ваша?» Выяснилось, что бог отвернулся от иудеев, лишил их родины. Естественно, что такую веру принимать не стоит.

Затем прислали греки к князю Владимиру философа, говорившего: «Слышали мы, что приходили болгары и учили тебя принять свою веру; вера же их оскверняет небо и землю, и прокляты они сверх всех людей, уподобились жителям Содома и Гоморры, на которых напустил Господь горящий камень и затопил их» Так греческий философ бранил все законы и восхвалял свой. Владимиру стало интересно, и по совету бояр и старцев он велел направить послов в различные страны, чтобы узнать побольше о верах. Далее всё повторяется, как в греческом источнике. Послам не понравилось у болгар-булгар и немцев, но они были восхищены красивым приёмом, обрядами и щедрыми дарами у греков. В итоге Владимир принял веру греков. Интересно, что христианские надгробья появляются на Руси только в конце XV века. До этого могилы христиан и язычников отличить сложно, они ничем не отличались. Это в целом и не удивляет, в сельской местности (где проживала подавляющая часть народа) язычество сохранялось ещё несколько столетий после официального крещения.

Что сообщают восточные источники

Восточные источники сообщают о том, что значительная часть русов (русских) приняла ислам. Правда, со своими отличиями, не знали обрядов, ели свинину и т. д. Арабский путешественник XII века Абу Хамид Мухаммад ибн Абд ар-Рахим аль-Гарнати аль-Андалуси совершил больше путешествие, посетил Дербент, Нижнюю и Среднюю Волгу. В 1150 году из Булгара он отправился на Русь, проехав по «Славянской реке» (Дон). Посетил Киев.

И вот что он рассказывает о киевлянах: «И прибыл я в город славян, который называют «Гор[од] Куйав» (Киев). А в нём тысячи «магрибинцев», по виду тюрков, говорящих на тюркском языке и стрелы мечущих, как тюрки. И известны они в этой стране под именем беджн[ак]. И встретил я человека из багдадцев, которого зовут Карим ибн Файруз ал-Джаухари, он был женат на [дочери] одного из этих мусульман.

Я устроил этим мусульманам пятничное моление и научил их хутбе, а они не знали пятничной молитвы». То есть живут в Киеве, а пятничную молитву правильно прочесть не могут. Получается, что в это время в Киеве была большая мусульманская община, но плохо знала обрядность.В восточных источниках есть сообщение, что Кий (основатель Киева) был выходцем из Хорезма – настоящее его имя Куйя.

Часть мусульман-хорезмийцев была переселена в Хазарию, где они были расселены по границам каганата. Куйя стал вазиром Хазарии, его должность по наследству перешла к его сыну – Ахмаду бен Куйя.

Арабский историк, географ и путешественник X века Аль-Масуди, объединивший разрозненные прежде исторические и географические наблюдения в крупномасштабную работу энциклопедического характера, и прозванный «арабским Геродотом», сообщает, что ведущей военной силой в Хазарии являются мусульмане – арсии (ясы), пришельцы из Хорезма. Жители армии имеют мусульманских судей.

Арсания – это одна из «славянских» стран в восточных источниках, наряду с Славией и Куявией. Кроме того, известно, что значительную часть населения Хазарского каганата составляли славяне. Очевидно, что многие из них могли быть христианами и мусульманами.А что говорят восточные источники о Владимире? Персидский автор и историк Мухаммад Ауфи (конец XII – первая половина XIII в.) сообщает, что русы добывают себе пропитание только мечом.

Если кто-нибудь из них умирает, то всё имущество отдают дочери, а сыну не дают ничего, кроме меча, говоря ему: «Твой отец добыл себе имущество себе мечом». Так было до тех пор, пока русы не стали христианами. Приняв христианство, они вложили меч в ножны. Но из-за этого их дела пришли в упадок. Тогда русы решили принять ислам, чтобы иметь возможность вести войну за веру.

К хорезм-шаху прибыли русские послы, родственники их царя, носившего титул «Буладмир», как тюрки носят титул хакан. Хорезм-шах весьма обрадовался этому, пожаловал послов подарками и отправил одного из имамов, чтобы научить их правилам ислама. После этого русы стали мусульманами. Русы совершают походы в отдаленные страны, постоянно странствуют по морю на судах.

С кем обычно воюют русы? С христианскими странами – Византией, Польшей, Болгарией, нападают на христианские города в Крыму. Интересно, что в кладах на территории Руси преимущественно восточные дирхемы, что говорит о развитой торговле с Востоком. Византийских же монет в кладах мало. Также в Киеве во время раскопок найдены предметы с надписью арабицей.

Арабские надписи составляют обычную принадлежность богатых русских шлемов (включая шлем великого князя Александра Невского). Старорусские монеты вплоть до Ивана Грозного имеют либо только арабские надписи, либо русские и арабские вместе.

Таким образом, официальная картина русской истории, принятая при Романовых, имеет немало изъянов. Так, в «классической» истории, весьма удобной для Западной Европы и германо-романской исторической школы (ставшей в России «классической»), и официальной церкви, обрезали историю русов практически до крещения. Также предпочли «забыть» о том, что подавляющая часть русов несколько столетия после принятия христианства оставалось язычниками. Также существовала весьма мощная община славян-мусульман.

Дальше всего язычество продержалось на русском Севере, в Новгородской земле. Только в городе преобладало христианство, в деревнях веря была языческой. Схожая ситуация была в Киеве, в юго-западных русских землях. В Киеве князья, знать, ориентируясь на Рим или Второй Рим (Константинополь), приняла христианство.

Существовала и мощная иудейская и мусульманская общины (очевидно, наследие Хазарии). Но в народе преобладала древняя вера. Народу христианство было чуждо. На юго-западе Руси христианство стало проникать в народ лишь под влиянием Польши, примерно в XIV в.

Во Владимиро-Суздальской земле преобладало язычество. Тех, кто сохранил веру в старых богов, называли «погаными» («паганами»).

Понадобились долгие столетия, пока примерно во времена Сергия Радонежского христианство и язычество слились воедино, в огненном православии. Соседом была мусульманская Волжская Болгария-Булгария, где жили волгари-булгары, смешанное славяно-тюркское население. Связи были активными: войны, набеги, торговля, переселение пленных, культурные взаимосвязи.

Поэтому здесь было много славян-мусульман, которые позднее перешли в христианство или влились в татарский этнос.

Источник: https://topwar.ru/163646-kak-rusy-prinjali-islam.html

«Отправная точка нашей истории»: как Крещение способствовало объединению русских земель

Когда русский народ принял христианство

В субботу, 28 июля, исполняется 1030 лет со дня Крещения Руси. По оценкам учёных, принятие христианства по инициативе князя Владимира — один из важнейших факторов, способствовавших образованию единого государства, ставшего колыбелью для современных России, Украины и Белоруссии. Об одном из ключевых событий отечественной истории — в материале RT.

Проникать на территорию будущего Древнерусского государства христианство начало задолго до князя Владимира — ещё в IX веке. В это время в этих землях царило язычество, причём свой пантеон был практически у каждого племени. Но, согласно некоторым источникам, прибывшие из Византии священники крестили даже князей Аскольда и Дира вместе с их боярами.

Ориентировочно в 957 году в ходе официального визита в Константинополь христианкой стала и киевская княгиня Ольга, бабушка князя Владимира, при крещении принявшая имя Елена. Однако при этом она не смогла добиться от басилевса (монарха с наследственной властью в Древней Греции) ряда торгово-экономических и политических преференций.

Но после того как княгиня сделала вид, что задумалась над учреждением церкви на Руси по западному обряду, официальный Константинополь поспешил заключить с Русью крайне выгодный для Киева договор, подобный тем, которые в современной дипломатической практике называют «договорами о дружбе и сотрудничестве».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как обрести веру в бога

И уже примерно с середины Х века в погребениях на Руси стало появляться всё больше нательных крестов.

  • Ф. А. Бруни «Прибытие в Киев епископа» (1839)

Язычество мешало Руси в политическом и даже социально-экономическом смысле. Племенные культы служили препятствием на пути к созданию единого народа и мощного централизованного государства. Правитель Руси князь Святослав Игоревич принимать христианство не захотел и якобы заявил своей матери Ольге, что может потерять из-за этого авторитет в глазах дружины. Создать централизованную державу он не смог.

Сын Святослава Ярополк, по словам историков, якобы испытывал симпатии к христианству, а вот победивший его в борьбе за власть брат Владимир сначала стал сторонником духовной «реакции» и даже попытался учредить в стране единый языческий пантеон, но ощутил, что это совсем не то, что нужно Руси. И тогда, согласно летописным повествованиям, князь озаботился «выбором веры».

Выбор веры

Согласно легенде, Владимир лично побеседовал с проповедниками ислама, иудаизма, христианства западного обряда, и лишь греческий философ убедил князя остановить выбор на христианстве восточного обряда. Учёные видят в этой истории определённый символизм.

«На самом деле у Владимира было два реальных варианта: христианство западного и восточного обряда. Однако именно христианство восточного обряда имело давние корни у славян.

Оно начало проникать на Русь ещё в IX веке, немало местных жителей, в том числе и представителей знати, уже были крещены.

К этому времени многие поняли, что принятие христианства от Рима приведёт к неминуемой политической зависимости от него», — поделился в беседе с RT руководитель Центра источниковедения истории России ИРИ РАН, доктор исторических наук Антон Горский.

  • И. Е. Эггинк «Великий князь Владимир выбирает веру»

По мнению профессора факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова, доктора исторических наук Сергея Перевезенцева, в выборе князя Владимира важную роль сыграла деятельность христианских проповедников Кирилла и Мефодия, создавших в IX веке старославянскую азбуку и проповедовавших среди славян и других народов, живших на берегах Чёрного моря.

«Кирилл и Мефодий, которые были как раз выходцами из Византии, перевели на славянский язык богослужебные тексты, Евангелие. На Западе службы изначально вели на латыни, Библию читали на латыни, а благодаря Кириллу и Мефодию христианство, именно восточного обряда, стало понятно славянам, и большая часть славян в то время, соответственно, оказались ориентированы на восточную традицию», — отметил он.

По словам эксперта, к западному обряду на Руси относились прохладно. «В Киеве в то время жили крещенные по восточному обряду выходцы из западнославянских народов, у которых уже был негативный опыт общения с германцами, и они делились им с обитателями Руси», — подчеркнул Сергей Перевезенцев.

Земля Херсонеса

Согласно историческим источникам, в конце 980-х годов византийский император Василий заключил с князем Владимиром союз против взбунтовавшегося полководца Варды Фоки, претендовавшего на трон империи. Одним из ключевых моментов договора была женитьба киевского князя на сестре императора Анне.

Детали дальнейших событий известны по более поздним пересказам и вызывают в наши дни дискуссии у историков. По одной из наиболее распространённых версий, на определённом этапе византийский басилевс попытался уклониться от исполнения своих обязательств. Тогда дружина Владимира осадила и захватила форпост Константинополя в Северном Причерноморье Корсунь—Херсонес (был расположен на месте современного Севастополя).

После этого император решил, что договор всё-таки нужно выполнить, и византийская принцесса Анна отправилась в Крым, где её ждал жених. Владимир принял крещение и женился на Анне по христианскому обряду.

  • В. М. Васнецов «Крещение Владимира»

«Владимир со своей дружиной крестился в Корсуни и вывез отсюда многие христианские святыни. Первые священники, которые крестили Русь, были из Херсонеса. Считается, что Анастас — священник, который потом стал настоятелем Десятинной церкви, — тоже из Херсонеса.

Дух христианской веры, идя из Средиземноморья Восточного, из Византии, дошёл до Херсонеса—Херсона—Корсуни и стал мостиком, по которому вера пришла на Русь.

А при Владимире уже произошло самое главное — это собирание русских земель единой духовной силой, православной верой», — рассказала в беседе с RT председатель Законодательного собрания Севастополя, историк и писатель Екатерина Алтабаева.

Возникновение русского народа

Возвратившись с законной женой в Киев, Владимир велел сбросить языческих идолов в реку и крестить сначала киевлян, а затем и остальных жителей Руси. Вопреки мифам, в центральных областях Руси крещение прошло спокойно. Столкновения имели место только на севере Руси, а на востоке процесс просто проходил постепенно.

«Картину христианизации Руси в наши дни дополняет археология. Нательные кресты появляются с середины X столетия, а в XI веке, судя по археологическим находкам, процесс распространения христианства на Руси принял массовый характер.

Люди заботились о спасении своей души и думали о загробной жизни.

И мы видим, что переход на новый погребальный обряд произошёл чрезвычайно быстро», — рассказал в интервью RT главный научный сотрудник Института славяноведения РАН, доктор исторических наук, профессор Владимир Петрухин.

По мнению Сергея Перевезенцева, крещение сыграло решающее значение в русском этногенезе.

«Принятие христианства, по сути дела, создало тот самый русский народ, который затем построил великую русскую цивилизацию.

До этого население Руси представляло собой разнородный союз племён и этнических групп. Вполне возможно, что, если бы восточные славяне не крестились, они, подобно полабским славянам, не смогли бы объединиться и погибли бы от рук германцев. А так благодаря принятию христианства возник русский народ», — подчеркнул эксперт.

Влияние крещения на формирование русского народа отмечает и Владимир Первухин.

«До принятия христианства были вятичи, кривичи, дреговичи. А после крещения произошло объединение народа в абсолютно новую общность», — пояснил он.

Антон Горский обращает внимание на то, какое влияние принятие христианства возымело на культуру Руси. «Вместе с верой на Русь пришла и письменность. Она как явление была известна и ранее, но возникновение книжной культуры было связано именно с принятием христианства», — отметил эксперт.

Руководитель пресс-службы патриарха Московского и всея Руси священник Александр Волков в интервью RT заявил, что вся история Руси и России связана с христианством.

  • Памятник святому равноапостольному князю Владимиру на Боровицкой площади Евгения Новоженина
  • РИА Новости

«Отделить светскую историю России от церковной невозможно. Всё началось с принятия святым равноапостольным князем Владимиром христианства. Это решение стало той отправной точкой, с которой мы можем отсчитывать нашу историю. Если мы посмотрим на историю отечественной культуры, то увидим, что её стержнем являлась православная вера. Православие играло важнейшую роль в нашей истории и в Средние века, и в Новое время, и в мятущийся ХХ век», — подчеркнул он.

По словам Екатерины Алтабаевой, 1030-летие Крещения Руси — важное событие в нашей жизни. «Для нас 1030 лет Крещения Руси — это дата особенная, которая переживается нами вместе со всеми православными, с русским миром как очень важный этап становления духовного развития нашего русского народа», — заявила она.

Важнейшую цивилизационную роль крещения в истории России подчёркивает и Антон Горский. «Что тут можно сказать? Культурный код Руси был задан восточным христианством», — резюмировал эксперт.

Источник: https://russian.rt.com/science/article/540418-kreshenie-rusi-rol-istoriya

Принятие христианства на Руси и её значение

К X веку древнеславянские языческие верования не имели высокого уровня развития. Русичи легко примешивали к своим суеверия неславянских соседей и легко поддавались посторонним влияниям. В ситуации окончательного оформления Древнерусского государства требовался более мощный духовный стержень. Христианская вера оказалась близкой по духу восточным славянам, вдобавок она стала могучим фактором единения разноплемённых территорий Киевской Руси.

Социально-политическое развитие Киевской Руси во второй половине X века

Придя к власти, князь Владимир Святославович зафиксировал новое объединение Киева и Новгорода. Весь торговый маршрут из «варяг в греки», от Ладоги до устья Днепра находился под его полным контролем. Древляне основательно усмирили, но из повиновения вышли радимичи и вятичи, понадобилось три года, что бы вновь подчинить Киеву непокорные племена.

Князь Владимир всемерно укреплял государственный аппарат и решил многолетнюю проблему защиты русских рубежей от печенежских набегов. Достижение высокого уровня могущества государства требовало широкого признания международным сообществом того времени. Наступил своего рода переломный момент, который определил дальнейшую судьбу Древней Руси.

Христианство и мировые религии на рубеже I и II тысячелетий

В X веке мировые религии христианство, ислам и буддизм определяли уровень цивилизованности развитых государств. Для Руси буддизм был не актуален в силу отдалённости носителей культурной традиции.

В то же время довольно сильное влияние здесь имел иудаизм (условно мировая религия), как рудимент разгромленного князем Святославом Хазарского каганата. Ислам исповедовали жители Волжской Булгарии – культурно и экономически продвинутого государства.

Христианство было государственной религией Византии и европейских держав на западных рубежах Руси. Все эти религии культивировали единобожие, что являлось основной скрепой развитого государства той эпохи.

Предпосылки принятия Русью христианства

Кризис родового строя восточных славян создал ряд предпосылок для переформатирования духовного и социально-политического пространства древнерусской цивилизации

Категория предпосылокСущностное содержание
Духовные Переворот духовного сознания в среде восточных славян, связанный со становлением высокого уровня государственности в Киевской Руси.
Социальные Необходимость подведения общего фундамента под социально-культурное единство религиозно разобщённых племён восточных славян.
Политические Усиление роли молодого восточнославянского государства на международной политической арене средневековой Европы.
Экономические Развитие торговых и технологических связей с более развитыми странами.

Причины принятия новой религии

Над необходимостью принятия Русью новой веры довлели как внутриполитические, так и внешние обстоятельства

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какая религия самая популярная
Внутренняя необходимостьМеждународные условия
Сплочение всех восточнославянских племён под властью Киевского князя Упрочение культурных и социально-экономических связей с внешним миром
Обоснование божественным промыслом общественного расслоения Сближение с Византией – тогдашним центром цивилизации
Поднятие авторитета киевских властей Приобщение Руси к культурным и духовным ценностям христианской Европы
Разрушение пережитков родового строя Введение Киева в круг общеевропейской политики
Сильное влияние православной общины Киева Укрепление международного авторитета Киевской Руси

Важной предпосылкой, склонившей князя Владимира принятию христианства византийского обряда, была его популярность в высшем слое киевского общества (пример княгини Ольги крещённой в Константинополе).

Легендарный византийский выбор князя Владимира

Заняв киевский престол, князь Владимир решил укрепить свою политическую и военную власть в духовной жизни.

Он подумал, что проблему можно было решить путём объединения всех языческих верований Киевской Руси, созданием пантеона богов во главе с грозным Перуном.

Однако, в условиях развитых феодальных отношений, даже обновлённое язычество не могло объединить древнерусское общество и укрепить власть князя. Стало ясно: вопрос надо решать кардинально, взяв за основу религию одного из успешных соседних государств.

В «Повести временных лет» есть легендарный рассказ о том, как князь Владимир, подходящую для себя и всей Руси религию подбирал. Рассматривались три варианта: хазарский иудаизм, ислам Волжской Булгарии и христианство (римского или византийского обрядов). Согласно летописному повествованию выбор был непростым и даже занятным. В конце концов чаша весов склонилась в пользу Константинополя. Возможно потому, что степень враждебности во взаимоотношениях с этим государством была самой наименьшей.

Трудность заключалась в том, что у Византии был свой взгляд на крещение Руси. В Константинополе считали, что приняв византийский обряд, русский князь должен стать вассалом императора. Для Владимира это было категорически неприемлемо. Он считал, что крещение должно было превратить Русь в дружественное, но при этом полностью суверенное государство.

Процесс принятия христианства

Владимиру помогли неурядицы 986 году. В Византийской империи. Император Василий III попросил помощи у князя Владимира, взамен на согласие крещения по «сценарию Киева». Владимир должен был получить в жёны сестру самого императора и значительную каноническую самостоятельность церкви. Однако после усмирения мятежников в Византии, император стал затягивать исполнение обещаний.

Князь Владимир вынужденно совершил поход на Корсунь. Василий III вынужден был исполнить обещанные условия. Владимир и его дружина приняли крещение ещё в Корсуни. По возвращении в Киев он провёл вторую реформу религии. По его приказанию киевляне в 988 г. окунулись в воды Днепра, а священники – греки совершили над ними обрядовые действия.

Распространение Православия на Руси

В остальной Руси переход в Православие был растянут почти на столетие. Процесс протекал медленно из-за сопротивления местного населения, подстрекаемого жрецами языческих культов («кудесниками», «волхвами» и др.). Показателен пример Новгорода, где жители подняли антиклерикальное восстание.

Доверенный воевода Владимира Добрыня (вероятно, его родной дядя) поджёг пригороды и под угрозой убийства загнал горожан в реку Волхов. Подобное «крещение огнём и мечём» происходило и в других регионах Древней Руси.

Русский народ окончательно принял христианскую религию как свою только лет через 250–300.

Значение принятия Христианства

Категория значения
Политическое
  • Укрепление всевозможных контактов с Византией.
  • Усиление власти киевского князя над племенами.
Международное
  • Повышение авторитета Руси в международных отношениях.
  • Сплочение восточнославянских племён на территориях Древней Руси.
Духовное
  • Изменились народный быт и нравы.
  • Появились письменность, образование и искусство.
Нравственное
  • Введение единобожия.
  • Получило распространение Христианское милосердие.

Последствия принятия христианства

Гуманизация общества стала важнейшим последствием принятия Древней Русью Христианства.

Влияние Христианствапоследствий
Церковь признавала всякую власть от Бога Упрочение власти киевских князей
Вера сплачивала племена восточных славян Формировалась единая древнерусская народность
Появление канонического единения с христианским миром Повышение роли Древней Руси в международных отношениях
Культурный феномен Христианства Появление на Руси письменности и искусства, распространение грамотности
Внедрение христианской морали
  • Смягчение нравов (отмена «кровавых жертвоприношений»).
  • Укрепление нравственных основ семьи.

Принятие древней Русью христианской религии было грандиозным шагом развития цивилизации восточного славянства. Благодаря этому шагу произошли значительные изменения в развитии этносов, политики, культуры, экономики и общества средневековой России.

Источник: https://histerl.ru/lectures/kievskaia_rusi/priniatie_krestianstva_na_rusi.htm

Какие народы России первыми приняли христианство

Несмотря на то, что христианство зародилось еще в I веке нашей эры в Палестине, оно не получило должной поддержки. Но ученики Христа сделали свое дело и новая вера стала известна во всех уголках мира, а спустя десятилетия у нее появилось множество последователей. Понадобилось еще немного времени, чтобы христианство дошло и до нашей страны.

Народы Кавказа

Святой Григорий Просветитель — просветитель Армении

Это может показаться странным, но тем не менее именно представители кавказского народа стали первыми, кто официально прозвал свое государство христианским.

Согласно официальным источникам историографии, Армения стала первым государством, провозгласившим себя христианским. Из Армении христианство перекочевало в Кавказскую Албанию, в которой проживали дагестанцы.

Клятва перед Аварайрской битвой (полководец Вартан Мамиконян.), И. Айвазовский, 1892 г.

В V веке дагестанский народ признал христианство, как официальную религию. Но это продлилось недолго, так как в VII веке Кавказскую Албанию разгромили арабские завоеватели.

После того как арабы покинули территорию, у местного народа начался второй этап христианизации. Византия и Грузия начали распространять новую веру на Северный Кавказ.

Христианские миссионеры хорошо знали свое дело, поэтому не удивительно, что вера начала быстро распространяться. В Дагестане и Чечне также приняли христианство. А в 916 году прошли первое крещение осетины.

Рамзан Кадыров в церкви

Спустя определенное количество времени чеченцы и дагестанцы открестились от христианства и приняли ислам. Поэтому единственными, кто проповедует христианство на Северном Кавказе, являются осетины.

Русские

Когда на Кавказе начали распространять христианство, Русь считалась языческой страной. И так как язычество практически не могло служить опорой для русского государства, жители Руси принялись искать новую объединяющую религию.

О данном моменте подробно изложено в «Повести временных лет». В ней рассказывается о князе Владимире, который принял у себя послов из разных стран с разными верами, предлагающими переключиться на свою сторону. И, согласно все той же рукописи, в 988 году князь Владимир все-таки был крещен, а после него обряд крещения прошел весь киевский народ.

Крещение Руси

Были и такие города, в которых местных заставляли креститься силой. Больше всего опирались от крещения новгородцы, которых крестили самыми последними и то благодаря военной поддержке Киева в 990 году.

Однако это продлилось недолго, ведь в 1071 году новгородцы снова восстали против христианской веры. А языческий жрец, который назвал себя богом, стоял во главе этого восстания. По его приказаниям должны были убить епископа, и он повел за собой толпу. Но к такому незваному визиту епископ был готов, и возле его дома восставший народ встретила дружина новгородского князя.

Картина А. П. Рябушкина «Князь Глеб Святославович убивает волхва на Новгородском вече (Княжий суд)», 1898 г.

Как только князь понял, что его дружина вряд ли выстоит против целой толпы, он направился к жрецу, изрубил его топором. После всего увиденного толпа спокойно разошлась по своим делам.

После того как в XII веке крещение прошли Муром и Ростов, на Руси закрепилась христианская вера.

Источник: http://rsute.ru/640786-kakie-narody-rossii-pervymi-prinyali-xristianstvo.html

Мифы о принятии на Руси христианства разрушены историками

Американский писатель и коммунист Эдуард Далберг как-то сказал: «Мифы — это коллективные сны наяву». Поэтому в годовщину Крещения Руси князем Владимиром «Ридус» решил взять на себя роль эдакого «будильника» и попытаться объяснить, почему три наиболее устоявшихся слуха о принятии русским народом христианской веры попросту нелепы.

Миф первый: христианизация Руси — геноцид русского народа

Согласно этому мифу, крещение Руси князем Владимиром проводилось не просто насильственными методами, а с помощью прямого массового истребления русского народа. Как правило, на подобном мнении настаивают сторонники так называемого «нового язычества», которые стремятся доказать, насколько естественным и благотворным явлением были родные славянам языческие боги, а также каким пагубным и кровавым оказалось в итоге христианство.

«Процесс христианизации Руси начался задолго до массового крещения славян. Ведь, согласно летописям, бабка князя Владимира великая княгиня Ольга была христианкой.

Когда воеводы Рюриковичей захватили Киев, там уже правили христианские князья, — рассказал „Ридусу“ историк Сергей Черняховский — Принятие христианства было не геноцидом, а прогрессивным явлением, которое способствовало объединению Руси.

Однако полное его принятие народом произошло лишь во время освобождения от монголо-татарского ига, когда христианство консолидировало народ для борьбы».

1

И. Е. Эггинк «Великий князь Владимир выбирает веру»

Миф второй: христианизация Руси была заговором иудеев

Согласно столь яркому по нелепости мифу, языческая Русь представляла собой могучее государство. Русские, дескать, весьма досаждали своим соседям бесчисленными военными походами, а одним из главных соперников Руси на тот момент был Хазарский каганат, где важным религиозным и политическим элементом являлись иудеи .

И вот, решили таки иудеи победить Русь путем подлого заговора. Они подстроили так, чтобы киевский князь Святослав сошелся с невольницей Малушей, которая была еврейкой и дочерью раввина. Именно таким образом и появился на свет Владимир. Святослав невзлюбил своего сына и сослал его в Новгород, где дядя юного князя Добрыня Никитич, который тоже был евреем, воспитал племянника так, дабы тот затем осмелился поднять руку на обеспечивающие могущество Руси язычество и принял христианство.

«Это настолько дремучая версия, что ее проблематично комментировать, — смеется историк и публицист Александр Дюков. — Этот миф основан на целом ряде легенд. Однако мы, историки, предпочитаем опираться на летописи, греческие исторические источники и западные хроники. В этих документах нет ни одного упоминания об еврейском заговоре. Более того, данная легенда появилась на свет значительно позже, примерно в XIX — XX веках».

2

Источник: https://www.ridus.ru/news/192465

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь