Кто был богом огня

Язычество Древней Руси

Кто был богом огня

История дохристианских верований славян дошла до нас в виде отголосков народных обрядов, сказок и редких археологических находок. Письменность на Руси возникла около IX в. н. э. К летописным источникам относятся описание брачных обрядов славян Нестора-летописца в «Повести временных лет» и описание пантеона, собранного Владимиром в 980г.

Термин язычество ввели более поздние христианские богословы. Само слово происходит от древнеславянского «языци» — народы, племена. Язычниками принято называть все народы, не исповедующие три основных (авраамических) мировых религии – христианство, иудаизм, ислам.

Славянское язычество сформировалось во 2 тысячелетии до нашей эры, когда наши предки выделились из индоевропейской группы. Очевидно, что верования народов и племен, населявших Древнюю Русь, разнились между собой.

Традиционными верованиями Древней Руси, подобно всем древним народам, были поклонения силам природы. Именно от этих сил зависел сам фактор выживания наших предков. Солнце, дождь, окружающая человека природа, огонь стали обожествленными объектами почитания.

Весь мир вокруг был заполнен духами, существами из мира мертвых и богами.

Духи, нежить и хранители

Место проживания определяло имя и свойства духа. В лесу жил леший — хозяин чащи, злобный старик, покровитель лесных животных и растений. В водоемах обитали водяной и водяницы (русалки) — коварные существа, стремящиеся утащит человека на глубину. Хозяева полей — полевики портили посевы, отводили дожди. В жилищах обитали соответственно домовые, а в банях — банники.

Добрый домовой хранит благополучие в семье, злой — портит продукты и утварь. Женский аналог домового — кикимора, неряшливая и безобразная старуха, мелкая пакостница. Как правило, все эти существа воспринимались нашими пращурами как духи умерших людей. Это отправляет нас к культу предков, которые магически участвуют в жизни потомков. Так, один из самых ярких духов Баба Яга — хранительница границы между миром живых и мертвых.

Поэтому люди задабривали духов, делали подношения перед началом каждого важного дела.

Языческие боги древней Руси

Возможно, единственное упоминание языческого капища в летописях мы находим в «Повести временных лет»

«И нача княжити Володимеръ въ Кыеве единъ, и постави кумиры на хълме, въне двора теремьнаго: Перуна древняна, а главу его сьребряну, а усъ злать, и Хърса и Дажьбога и Стрибога и Сьмарьгла и Мокошь. И жьряху им наричюще я богы»

Эти шесть богов получили название пантеона князя Владимира.

Перун — бог грозы и молнии. Перун перемещался по небу на золотой колеснице, запряженной крылатыми конями. Так как он был богом-покровителем князя и его дружины, естественно стал старшим из богов и главой пантеона. В требы ему приносили быков.

Одним из атрибутов Перуна считался топор. Обереги в виде топориков носили дружинники князя. Символом Перуна был и дуб, знак прочности и вечности. Его именем клялись князья, заключая договоры.

Клятвы Перуном содержатся в договорах Руси с византийцами, заключённых после походов в 907, 945 и 971 годах:

«а Олега с мужами его водили присягать по закону русскому, и клялись те своим оружием и Перуном, своим богом, и Волосом, богом скота, и утвердили мир».

Хорс — бог-солнце (по другой версии – бог месяца, «ночного солнца»). Ему приносили требы блинами (блины похожи цветом и формой на солнце). На праздниках, посвященных Хорсу водили  хороводы.                                                                                                                                                                                    

Дажьбог (Даждьбог) — «дающий благосостояние», солнечное божество, дарящее плодородие. Покровитель хлебопашцев. Автор «Слова о Полку Игореве» называет русичей «Даждьбожьи внуки».

Стрибог — покровитель купцов и моряков, возможно бог ветра и воздуха, этот вывод сделан на основании цитаты из «Слова о полку Игоревом»:  «Се ветри, Стрибожи внуци, веют с моря стрелами на храбрыя плъкы Игоревы»

Симаргл (Семаргл) — полубожественный персонаж, возможно божество первородного огня, посредник между миром людей и миром богов. Изображался в виде крылатого пса.

Мокош (Макошь) — единственное женское божество в пантеоне Владимира. Богиня судьбы, изобилия, плодородия, семейного очага, покровительница женщин. Так же покровительствует ткачихам, она прядет нить судьбы всех живых существ, людей и богов.

Но были божества, не вошедшие в пантеон Владимира:

Велес – скотий бог, один из самых почитаемых богов у славян. В отличие от бога князя и воинов Перуна, Велес божество пахарей, скотоводов, купцов. Его капище стояло в Киеве, внизу, на Подоле у торговых пристаней Почайны. Покровитель сказителей и поэзии. Его именем также клялись при заключении договоров.

Сварог – бог неба и небесного огня. Существует версия, что он был верховным богом одного из племенных союзов. Бог-кузнец, научил людей плавить металлы. Ипатьевская летопись утверждает, что Сварог был отцом Даждьбога. 

Род – ощеславянский бог, создатель всего живого и сущего. Покровитель рода и судьбы. Упоминается с Рожаницами, духами, определяющими судьбу ребёнка при рождении.

Лада – богиня молодости, весны, красоты и любви. Требу ей клали в виде белого петуха. По некоторым версиям была женой Сварога, либо его дочерью.

Капища

Если общение с духами и хранителями у славян происходило ежедневно на бытовом уровне, то обращение к богам требовало особого места. Ими стали капища, языческие святилища русичей. Так как были они деревянными, до нашего времени не сохранились. Реконструкции капищ, найденных археологами, представляют собой круглые площадки, ограниченные рвом и валом.

В центре – идол божества, которому посвящено капище. Иногда вокруг него несколько идолов «младших» божков. Территория внутри капища покрывалась глиной, песком или камнями. Многочисленные следы огня и остатки каменного угля указывают на горение ритуальных костров.

Находки костей животных (а иногда и человеческих черепов) говорят о том, что здесь приносились жертвы или как говорили предки — клали требы.

Служили в капищах славянские жрецы — волхвы. Они доносили до простого люда волю богов, были пророками, хранителями тайного знания.

Обряды дохристианской Руси

Языческие обряды сопровождали русича от рождения до тризны (погребального обряда, пира в честь умершего).

В. М. Васнецов. «Тризна по Олегу». 1899

Многие обряды древних русичей сохранились до наших дней. Масленица, святочные ряженые, гадания, ночь на Ивана Купалу, подношение пищи на могилы умерших предков все это пришло к нам от древних. 

В 988 году князь Владимир крестил Киев. Идолы старых богов изрубили и сожгли, Перуна сбросили в Днепр. С этого момента язычество отступает перед христианством. Это был долгий и часто кровавый процесс. До XII века вспыхивали восстания волхвов и язычников. Более того в 1534 году митрополит Макарий пишет Ивану Грозному:

«Во многих русских местах скверные мольбища идольские сохранялись и до царства великого князя Василия Ивановича всей твари поклоняются яко богу и чтут и жертву приносят кровную бесам — волов и овец и всякий скот и птицу»

Василий Иванович — это великий князь Московский Василий III, отец Ивана Грозного. Правил он в с1505 по 1533 год. Языческие праздники и обряды постепенно влились в христианство. Был продолжительный период двоеверия, когда официальные христиане в быту продолжали творить требы домашним духам и хранителям. И даже сейчас отголоски его слышны в нашей жизни, когда в новое жилище первой впускают кошку, присаживаются «на дорожку», оставляют еду на могилах, поминая умерших.

Литература:

  1. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1988
  2. Аничков Е. В.Язычество и древняя Русь. — СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1914. 

Источник: https://histerl.ru/kurs/rusi/jazycheskie-verovanija-rusi.htm

Боги Огня | ЗНАКИ и СИМВОЛЫ

Кто был богом огня

Боги относящиеся к чистой стихии огня имеют марсианскую природу и символически относятся к знаку Овен, кардинальному знаку огненной стихии.

Огонь отличается от остальных стихий тем, что способен уничтожить все живое, но будучи покоренным, «добытым» человеком становится символом овладения миром и его сознательного преображения. Огонь – помощник людей, который согревает, освещает пространства для жизни, помогает в приготовлении еды и отпугивает дикие силы природы.

Сехмет – огненная львица

Сехмет – могучая львица, египетское божество войны и палящего солнечного огня. Её огненную природу используют «вышестоящие» боги дабы наказать человеческий род, но если она разойдется в своей силе, её потом сложно остановить. Пламя дыхания Сехмет уничтожает все живое. Ассоциируется с засухой, избытком стихии огня, нарушением гармонии и баланса природных стихий.

Уто  – солнечное око, огнедышащая змея, сжигающая на пару с Сехмет божьих врагов, просто напросто превращая их в пепел. Владеет колдовской силой огненной стихии.

Махес – сын бога солнца Ра, бог войны с головой льва, его называли «львиный господин» или «алый господин». В храмах на изображениях его располагали с Сехмет и Баст (боги с львиными, кошачьими чертами).

Махес – алый господин

Упес – египетская богиня чистого пламени, которое сжигает все, что несет в себе опасность для человека – болезни, врагов.

Греция

Арес – кроме того, что Арес (он же Марс) – греческий бог войны и разрушения, «беснующийся» и «запятнанный кровью», носитель копья и горящего факела, сын Зевса, которого отец недолюбливал. Он также символ влюбленности, разжигания пламени любовной страсти. Это пламя соединило сердце бога огня и Афродины – его возлюбленной, и эта любовь была неугасаемой. Ведь именно от их любви Афродита родила прекрасных созданий – Эрота и Гармонию.

Рим и Этруски

Павор и Паллор – два огненных божества Древнего Рима, являющиеся спутником и возницей бога войны Марса, связаны с разрушением и наведением страха. Страх и трепет. Позднее преобразовались в греческих Деймоса и Фобоса – страх и ужас.

Скифы и славяне

Рарог – славянский огненный дух, участвует в культе огня очага. Представляется в виде огненного вихря, птицы или дракона, чье тело сыплет искрами, пламенеет, изо рта испускает сияние.

Огненный сокол Рарог

Страх-Рах – огненный ветер-суховей, обращение к духу которого использовали в заговорах. Ассоциируется с огненной птицей Рух.

Ярило/Яровит (ярый – сердитый, горячий, огненный) – бог весеннего солнца, первых гроз и плодородия, своим огнем пробуждал природу от сковывающих сил зимы. Ярила, семиликий и босоногий ехал на солнечном коне по полям, держа в руках пробужденные колосья, отрубленную голову врага и золотой солнечный щит, который блестел огнем.

Иллюстрация к сказке П.Бажова “Огневушка-поскакушка”

Огневушка-поскакушка – сказочный персонаж, могла выглядеть как огоньки на земле, огненный шар, рыжая кошка, прекрасная девушка с рыжими или алыми волосами, золотыми глазами. Также подобно саламандре могла принимать вид огненной ящерки, которая танцевала в костре или в очаге.

Её появление или танец в виде огоньков на земле обычно предвещал нахождение в этом месте золота.

Семиты и Библия

Рашап, Решеф – это имя означает «пламя», является как богом огня семитов, так и богом войны. Его атрибуты – чисто воинские: боевой топор, копьё и щит. Его воспринимают убийцей и губителем жизни, способным наслать мор на людей.

Серафимы – высший ангельский чин, существа наиболее приближенные к богу. Их природа – пламенная, горящая любовь.

Серафимы находятся в постоянном движении вокруг божественного и озаряют все вокруг жаром от своей быстроты и бесконечности полёта, способны возвышать и уподоблять себе низших существ, воспламеняя их сердца, а также очищать их «подобно молнии и всепожирающему огню». Их образ световиден и обладает неприкрытостью и неугасимостью» (Дионисий Ареопагит)

Двуречье и Малая Азия

Гибил – шумерский бог огня, его аналог – аккадский Гирра. Это имя означает «горячие угли». В образе этого божества несколько огненных аспектов – он может нести людям свет и исцеление, в его энергии сгорает колдовство и очищается истинная природа человека. Но он же может нести пламя войны и гибелен для жизни.

Эрра, Ярри – огненный бог мора и войны шумеров, носитель стихии разрушения.

Иршаппа – божество огня и молний хурритов, разрушитель. Владеет светом, огнем, пламенем.

Индия и Иран

Атар – пылающий, несущий в себе космические силы огня, это духовный, божественный огонь. В Иране он считается божественным существом, имеющим тело, полное огненной энергии. Всегда есть опасность, что духовная энергия данного существа погаснет, она смертна и постоянно подвержена угрозам со стороны сил тьмы и зла. Его задача не погаснуть, пока силы зла не побеждены.

Агни («огонь» – санскрит) – имеет триединую природы, его изображают с тремя головами и тремя языками, считалось, что он также имеет три жизни. Говорят, что он рожден от самого себя, что вкладывает особый смысл в его образ, подчеркивает независимость и первозданной жизненной силы огня.

Асура Агни

Агни – дух-пламя с неистовым и страшным характером, это мужской огонь, изначально представляет собой стихию, которая не знает золотой середины, она или безудержно добрая или бешено злая. Но этом уровне Агни – асур, бог изначальный, и именно он создатель бога войны Сканды, наделивший его глазами и душой. От него же богиня Кали получает свое копьё.

Однако, далее в «Ригведе» огонь Агни представлен как «обладатель всех сил», «бог, которому известны все дороги» и добрая, укрощенная стихия, которая уже символизирует духовный свет, горящий внутри человека, как божественного творения. В этом аспекте известно другое имя бога Агни – Вайшванара, эта та его ипостась что сокрыта внутри каждого человека.

Кали – разрушительный аспект Шивы и темная Шакти, связана с Агни, богом огня и войны. Сама считается божеством и символом разрушения, многорукая богиня.

Богиня Кали в огне

Маруты – сыновья бога грозы Рудры, представляют собой огненных юношей, одновременно прекрасных и ужасных. Во время грозы они вооруженные носятся по небу в колесницах, и наводят страх на людей, гнут деревья, сотрясают крепости. С ними ассоциируются грозовые тучи.

Германцы и Кельты

Сурт – огненный великан, его имя означает «черный, смуглый». Он владеет и правит одним из девяти миров, огненным царством Муспельхейм. Искры их этого мира породили земную жизнь и звезды. Его оружие – огненный, пламенный меч.

Саламандра

Саламандры – одно из мифических легендарных существ, известное средневековым алхимикам. Её описывали как элементаль, дух огня, который люди могут видеть в образе небольшого дракончика, купающегося в огне или огненной ящерки. Однако, было мнение, что саламандры могли как распространять огонь и превращать в пепел все, что угодно, так и гасить огонь – потому что их тело холодное, а не горячее.

Прибалты

Айтварас – балтийский дух огня, насылающий кошмары, связанные с пожарами и разбушевавшейся стихией огня. Изображался в виде огненного петуха или змея, которого нельзя было убивать, это означало вызвать пожар. В этом образе и отношении к нему заключался страх человека перед огнем.

Китай и Япония

Хо-син – «звезда огня» китайской мифологии, изображается свирепым трехглазым воином с шестью руками, в каждой из которых держит оружие. Кроме того, у него два лица – то, что впереди имеет огненный, красный цвет, оно пылает огнем, когда Хо-син ведет себя неистово на поле битвы.

Второе его лицо расположено на затылке, это тайное лицо красиво и благодушно, с ним он выступает как добрый дух, способный предотвращать пожары.

Чжу-жун – «огненная змея», китайский бог огня, является помощником Янь-ди бога Солнца. Считался управителем юга, как огненной стороны света.

Се-тяньцзюнь – «небесный правитель Се», бог планеты Марс, обладает магической силой огня. Изображается трехруким и трехголовым.

Кагацути – японский бог огня и кузнечного дела, когда рождался, убил собственную мать, сжег её лоно. За что был разрублен своим отцом на 8 частей, из которых возникли 8 вулканов. А из его крови, которая капала с меча отца, возникло много других богов. С моментом его рождения завершается конец Эры сотворения Мира и начинается смерть всего живого.

В древности японцы молились Кагуцути с целью смилостивить его и получить защиту от пожаров.

Индейцы

Шиутекутли – бог древних индейских культов, связан со светом и огнем, у ацтеков властелин вулканов и божество огня. Изображался с огненным лицом, красного или оранжевого цвета, на голове носил курильницу. Ему подчинялся весь огонь, вся огненная стихия: огонь небесный, земной и подземный, огонь домашнего очага.

Он присутствует во всем сущем, как свет в темноте, тепло в холоде, жизнь в смерти, поэтому особо почитаем.

Источник: https://znak-simvol.ru/bogi-ognya/

Олимпийские Боги

Кто был богом огня

• Зевс • Посейдон • Гера • Гестия • Деметра • Афродита • Гефест • Афина • Аполлон • Артемида • Гермес • Дионис • Прометей

Зевс

Самый великий и могущественный из греческих богов, громовержец, сын Реи (Земли) и Кроноса (Времени). Кронос безжалостно пожирал всех своих детей, опасаясь, что они восстанут против него. Рея спасла Зевса, своего шестого ребенка, дав Кроносу проглотить вместо младенца камень, завернутый в пеленки. Возмужавший Зевс заставил отца вернуть проглоченных им детей и вместе с ними вступил в борьбу с Кроносом и титанами за власть над миром.

Зевс освободил из Тартара циклопов и сторуких великанов — гека-тонхейров и с их помощью низверг туда титанов. Ему помогал титан Прометей, который перешел на его сторону. Свергнув Кроноса, Зевс и его братья разделили свои владения. Зевс оставил себе небо, Посейдону досталось море, а Аиду — подземное царство душ умерших. И стал Зевс царить на Олимпе в окружении сонма богов. Рядом с Зевсом на троне сидит его жена, величественная богиня Гера.

Посейдон

Брат Зевса и Аида, сын Реи и Кроноса. Его символом является трезубец. Он величествен, подобно Зевсу, хотя и находится у брата в подчинении. Он — владыка морских просторов. Вместе с тем Посейдона часто связывают с культом быка или коня, он считается покровителем рыболовства. Споря с Афиной, кто больше достоин властвовать в Аттике, он дарит людям родник, который забил на Акрополе от удара его трезубца. Он выступает на стороне Агамемнона и Менелая в войне с Троей.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Где крестился князь владимир

Согласно легенде, он требует независимости Коринфа, Наксоса и Эгины. Вместе с Посейдоном живет его прекрасная супруга Амфитрита. Их подводный дворец находится в Эгейском море. В сопровождении сонма морских божеств Посейдон мчится по морю на своей колеснице, запряженной дивными конями с длинными золотыми гривами. Когда он взмахивает своим трезубцем, на море поднимается буря, а когда простирает его над бушующими волнами, они успокаиваются.

Гера

Дочь Реи и Кроноса, сестра и жена Зевса, послушная и почитающая своего супруга. Боги чтят Геру, хотя из ревности — ее супруг очень любвеобилен — она жестоко преследует своих соперниц.

В споре, начатом из-за брошенного Эридой яблока, предназначавшегося прекраснейшей из богинь, и решенном троянцем Парисом в пользу Афродиты, Гера, как и Афина, была вынуждена уступить и стала противницей всех троянцев.

В то время как Зевс правит на небесном своде, Гера, как богиня женщин, покровительствует браку, а ее дочь Илифия — роженицам. Гера — богиня ясного неба. Из ее детей наиболее известны Арес, Гефест и Геба.

Гестия

Старшая дочь Реи и Кроноса, олицетворяющая вечную чистоту, счастье и справедливость. Посейдон старался добиться ее благосклонности, но тщетно. В период античности она особо почиталась как покровительница вечного огня, который никогда не должен погаснуть. Гестия была символом как домашнего очага, так и единства греческого народа.

Деметра

Дочь Реи и Кроноса, сестра Зевса, Посейдона, Аида, Геры, Гестии, она дарует земле плодородие. Аид похитил и забрал к себе в подземное царство ее дочь Персефону, предназначенную ему в жены Зевсом. Оплакивая несчастную судьбу своей дочери, Деметра спустилась с Олимпа и появилась на земле в траурном платье, принеся с собой голод и засуху.

По приказу Зевса, взволнованного грозившей людскому роду гибелью, Гермес отправляется на поиски Персефоны в мрачное царство Аида. Встреча с дочерью произошла в Элевсине. Радостная Деметра вернула земле плодородие.

Но Зевс решил, что Персефона две трети года будет жить с матерью на Олимпе, а на одну треть года — возвращаться к своему мужу Аиду в подземное царство. Это символизирует смену времен года: зимы (материнской печали) и лета (радости встречи).

Деметра — мать всего живого на земле, символ процветания, прихода весны.

Афродита

Высокая, стройная, прекрасная Афродита. Римляне называли ее Венерой. Она родилась из пены морских волн. Кто были ее родители? Родилась ли она из крови оскопленного Кроносом Урана, которая попала в море и образовала пену? Или, как повествуется в «Илиаде», она была дочерью Зевса и Дионы. Для древних греков Афродита — богиня красоты и любви.

Культ Афродиты существовал повсюду. Ее любовной власти были подчинены и люди, и боги — все, кроме Афины, Артемиды и Гестии.

Как и многие другие боги, Афродита имела непосредственное отношение к Троянской войне: это она пообещала Парису в жены дочь Зевса и Леды, самую прекрасную из смертных женщин, она помогла ему построить корабль, чтобы отправиться в Спарту и выкрасть прекрасную Елену у Менелая. Хотя Гомер в своих поэмах утверждал, что Афродита была женой Гефеста, она страстно любила Адониса. Ее дети — Гармония и Эрот.

Гефест

Сын Зевса и Геры. Он родился некрасивым, и Гера, не желавшая, чтобы ее уродливый сын оставался на Олимпе, сбросила его вниз. Гефеста воспитали морские богини Эвринома, дочь Океана, и Фетида, дочь вещего морского старца Нерея. Он вырос некрасивым и хромым, но сильным.

Гефест был замечательным кузнецом: он создавал изумительные украшения из золота и серебра и это он выковал Ахиллу оружие и великолепный щит. Матери Гефест со временем отомстил, приковав ее к креслу. По одной из версий, позднее Зевс вышвырнул Гефеста с Олимпа за то, что он заступался за Геру. Упав с Олимпа, Гефест попал на остров Лимнос. Его женой была прекрасная богиня Афродита. Гефест (у римлян — Вулкан) — бог огня, бог-кузнец.

Афина

Согласно мифу, Зевс проглотил свою супругу Метиду, беременную Афиной, поскольку знал, что сын от Метиды лишит его власти над миром. После этого у него началась невыносимая головная боль.

По приказанию Зевса Гефест разрубил ему голову топором, и на свет появилась Афина в шлеме, с копьем и щитом — такая, какой она изображена на восточном фронтоне Парфенона. Афина — богиня мудрости и справедливости. По силе и мудрости она равна Зевсу.

Она стоит на защите городов и крепостей, покровительствует греческим героям, помогает им советами.

Афина построила город Афины и подарила людям священное дерево — оливу. Она помогает ремесленникам — гончарам, ткачихам, строителю корабля аргонавтов. Некоторые источники утверждают, что ее сыном был Аполлон. Гигантская статуя Афины, покрытая слоновой костью и золотом, созданная Фидием в 30-х гг. V в. до н.э., стояла в Парфеноне на афинском Акрополе.

Аполлон

Бог солнечного света, сын Зевса и Лето (Латоны), родился на острове Делос. Остров называли светящимся из-за золотых цветов, которые покрывали его. По преданию, ревнивая Гера запретила возлюбленной своего мужа ступать на твердую землю.

Лето, преследуемая драконом Пифоном, которого послала Гера, скиталась по свету. По просьбе Зевса Посейдон поднял на поверхность Делос (тогда он назывался Астерия), украденный Сциллой и спрятанный в волнах.

На плавучем острове и укрылась Лето, здесь она смогла спокойно родить близнецов — златокудрого Аполлона и его сестру Артемиду.

После этого громадные столбы, поднявшиеся из морской пучины, остановили остров, и он прочно занял свое место в Эгейском море. Пальма, под которой Лето произвела на свет своих божественных детей, стала священной. Стрелы Аполлона всегда попадают в цель.

Аполлон много путешествует, но всегда возвращается на свой родной остров Делос (современный Дилос). Возле Дельф он убил дракона — чудовище Пифона, преследовавшего его мать. В честь этой победы был сооружен Дельфийский храм, главный центр почитания Аполлона.

Дельфийские оракулы оказывали огромное влияние на ход истории Греции. Обладавший даром предвидения Аполлон наделял этим свойством людей. Он считался также богом гармонии, духовной деятельности и искусств, прежде всего музыки и пения.

Его часто изображали с лирой в руках, полученной от Гермеса. На Парнасе он водит хороводы с девятью музами, дочерьми Зевса и Мнемосины. Аполлон почитался и как божество, охраняющее посевы и стада, слыл богом — отвратителем бед и богом исцеления.

Священным деревом Аполлона был лавр.

Артемида

Прекрасная юная девственница Артемида, дочь Зевса и Лето (Латоны), сестра-близнец Аполлона, родилась на острове Делос. Артемида появилась на свет первой и сразу стала помогать матери, приняв на руки Аполлона. С луком и колчаном, с копьем в руках охотница Артемида в сопровождении нимф проводит время в лесах.

Артемида — богиня плодородия, она проявляет заботу обо всем, что растет на земле. Она покровительствует домашним животным и диким зверям. Считалось, что она благословляет рождение, свадьбу и брак. Однако эта богиня обладала решительным характером, и горе было тому, кто ее прогневил.

Так, она наслала страшного вепря на Калидон за то, что царь Ойней, собрав богатый урожай, послал дары всем богам, кроме нее.

Богиня жестоко покарала охотника Актеона, нечаянно подсмотревшего ее омовение: она превратила юношу в оленя, и его разорвали собаки, с которыми охотился он и его друзья.

Гермес

Гермес, сын Зевса и нимфы гор Майи, родился в горной пещере. Всего трех часов от роду он убил черепаху и смастерил из ее панциря лиру. После этого он украл у Аполлона стадо коров. Зевс приказал вернуть их, но, когда Аполлон выгонял спрятанное стадо из пещеры, Гермес заиграл на своей лире.

Дивные звуки, издаваемые этим музыкальным инструментом, пленили Аполлона, и он в обмен на лиру отдал Гермесу своих коров. Гермес с младенчества отличался необыкновенной хитростью и ловкостью, так что он даже считался покровителем плутовства. Гермес — вестник богов, покровитель путников. Он — посредник между богами и людьми. Гермеса чтили и путник, и оратор, и купец, и даже вор.

Посланник богов Гермес изображался обутым в золотые крылатые сандалии, с посохом в руке.

Дионис

Бог растительности, виноградарства, виноделия и веселья. Дионис — сын Зевса и Семелы, дочери фиванского царя. По совету ревнивой Геры Семела попросила Зевса явиться к ней во всем своем величии.

Зевс так и сделал, но молнии громовержца испепелили Семелу, и он едва успел выхватить из пламени родившегося у нее недоношенного Диониса. Зевс зашил младенца к себе в бедро, а в положенное время распустил швы, и Дионис появился на свет. Он прошел через множество испытаний, прежде чем добился славы.

Дионис давал людям силы и радость. Он ходил по всему миру, из страны в страну, и его постоянно сопровождала толпа пляшущих и поющих менад и сатиров.

Пан — сын Гермеса и нимфы Дриопы. Он родился с козлиными ногами, рогами и длинной бородой. Пан не захотел жить на Олимпе, а ушел в горы. Там, среди лесов, он пасет стада и играет на звучной свирели. Пан — бог леса, полей, бог пастухов, охраняющий стада. Он непременный спутник бога вина Диониса.

Прометей

За то, что он научил людей строить дома и добывать огонь, Зевс повелел приковать титана Прометея к вершине Кавказа крепкими цепями. Каждый день к нему прилетал огромный орел и выклевывал печень несчастного. На месте своих мучений Прометей встретился с Ио, дочерью речного бога Ипаха. Ревнивая Гера превратила ее в корову, которую стерег стоокий Аргус. Прометей предсказал Ио, что она произведет на свет Эпафа.

Проклятие Зевса с Прометея снял Геракл, который убил орла. А освобождение Прометей получил, открыв Зевсу великую тайну: громовержец не должен вступать в брак с морской нимфой Фетидой, так как судьбой предопределено, что, кто бы ни был мужем Фетиды, от него у нее родится сын, который будет могущественней отца. По совету Прометея Фетиду отдали в жены Пелею, и она родила Ахилла, одного из величайших героев Греции.

Источник: https://www.grekomania.ru/articles/mythology/26-olympic-gods

Сварог — славянский Бог Огня, Отец Богов | Славяне

Сварог Бог славян – Бог-Творец, Справедливый Судья (Сварог Бог огня Справедливости). Творческая сила Сварога участвовала также в творении Миров, его также называют Отцом Небесным. Славянский Бог Сварог считается «Отцом Богов», мужской ипостастью Бога Рода.

В славянском пантеоне считается верховным управителем, ставший им после ухода Рода-Творца на покой.

Сварог в пантеоне славянских Богов

Сварог Бог славян — муж Лады, Матери Богов, Богородицы. Их дети:

  • Перун – Бог-Громовник, Громовержец;
  • Лёля – Богиня Весны;
  • Жива – Богиня Лета;
  • Морена – Богиня Зимы;
  • Лель – Бог любви ранней, страсти;
  • Полель – Бог крепких семейных отношений, зрелой любви.

Боги Семаргл и Стрибог считаются рождёнными в незапамятные времена от искр камня Алатырь, по которому Бог Сварог ударил своим волшебным молотом.

Сестры Лёля, Жива и Морена каждая выполняет свою задачу, своя у них доля и свой путь. Но от каждой из них многое зависит в Мироздании. Невозможно прийти весеннему теплу без Лёли, летнему солнцу и теплу без Живы. А зимней стуже и сна в Природе без Морены – тоже не быть.

Легенды и мифы о славянском Боге Свароге

К Сварогу — Богу славян люди воссылают свои мольбы о добром урожае, изобилии плодов, хороших всходах посевных. Сварог – Творец, поэтому он когда-то научил людей изготавливать творог из кислого молока или сыр. Ранее такая еда считалась священной, настоящим подарком Богов.

Слово «сварганить» присутствует в обиходе славян до сих пор. Оно обозначает что-нибудь чудесным образом смастерить, сотворить, сделать что-нибудь неизведанное. Так же и слова «варганить», «варить» тоже напоминают о воде и огне, готовке еды на этих двух стихиях.

А ведь они напрямую задействованы в Небесной кузнице Сварога – вода и огонь, Бог-Творец ими повелевает.

Славянский Бог Сварог всё творит своими руками, поэтому любит ручной труд и создаёт материальный мир. По легендам видно, что он дарит людям огонь для приготовления пищи и обогрева в зимнюю пору. Кроме этого, по поверьям древних славян известно также, что Бог Огня и Справедливости научил разные народы использовать железные орудия труда или боевое оружие.

Как раз такие события приходятся на железный век, как утверждают некоторые сказания. Не только пахарский плуг и ярмо Сварог «сбросил» на землю, но и такие виды вооружения, как: боевая секира, меч и палица. После этого славянам было уже намного легче землю от врагов защищать.

Также Бог подарил людям чашу, в которой можно было приготовлять священный напиток – Сурью, Сурицу (питный мёд).

Какие есть обереги со знаком Сварога?

Символы и обереги Бога Сварога

Известны несколько символов и оберегов Бога Сварога:

  • Конегонь,
  • знак, который называют «Квадрат Сварога», «Кузня Сварога», «Крест Сварога», «Звезда Сварога»,
  • Сварожич,
  • Сварга,
  • Молот Сварога

«Символ Сварога» — Конегонь

Символ Сварога – это свастичный знак, в центре которого не точка, а квадрат-ромб. Знак имеет прямые углы, загнутые посолонь концы лучей и их продолжение на обратном конце, не имеющее ограничения. Если присмотреться, то знак сложен из четырех схематичных фигур, которые напоминают простой плуг.

Сила знака Сварога бесконечна, не имеет ограничения, завершения, она распространяется на все четыре стороны. Это говорит о том, что Сварог творит и поныне. Известное на севере название — «Конегон» или «Конегонь»

Подробнее о том, что даёт этот оберег и от чего защищает — в статье «Знак символ Сварога: действие, кому подойдет»

Звезда Сварога

(«Квадрат Сварога», «Кузня Сварога», «Крест Сварога»)

Символ, который называется «Звезда Сварога» или «Квадрат Сварога» – это еще один знак Бога, который часто используется славянами. Иногда этот символ назувают «Звезда Руси», что не совсем верно — это название у символа, относящегося к Богине Ладе. Форма изображения – внешний квадрат, внутренний ромб, переплетенный эллипсами с заострениями на концах.

Символ очень похож на Звезду Лады, но только включен в квадрат и выступающие концы эллипсов не имеют закруглений. Сила квадрата имеет большой потенциал творческой мощи и силы.

Какие бывают обереги,
дающие защиту Бога Сварога?

Узнать

Проявление Бога Сварога для славян

Вседержителем Родом Сварог был задуман для людей как благоподатель. Бог Справедливого Огня приносит всему человечеству:

  1. Тепло, жизнь, движение.
  2. Труд, развитие, знания.
  3. Воинское искусство в борьбе со злом.

Бог Сварог кроме того, что является Вышней творческой силой, текущей в Мир Яви, еще и Воин Света. Во времена, когда славянские рода пребывали в состоянии войны с чужеземными ворогами, Сварог изображался всегда в виде Вышнего Воина, на котором были надеты бордового цвета доспехи. В руках у Бога гигантских размеров булатный меч. В мирное время Бога изображают в виде Могучего Кузнеца, который с удовольствием и усердием трудится в своей кузне.

Своим жаром Огня Справедливости он обдает только тех, кто неосторожно касается стихии, кто нечист сердцем. Поэтому часто подсказывает людям, как защитить Правду, Волю и Свет знаний. Он создал заповеди и дал их людям, которые и поныне известны ведающим славянам. Огонь знаний и творческого потенциала развития – это:

  • тепло;
  • жизнь;
  • основа в Мироздании.

Свои деяния Сварог совершает своими умелыми руками. Сам Бог для славян является символом трудолюбия, усердия, самоотдачи, получения добрых плодов от приложенных усилий.

Атрибуты Бога Сварога

Птица: Алконост. По преданиям, эта птица — Вестник Богов, разносила повеления Сварога Богам и людям.

Животное: огненный вепрь, в облике которого появлялся иногда Бог Сварог в Явном Мире.

Символ: молот. По легендам, когда Бог Сварог ударял молотом по камню Алатырь, из искр рождались Боги. А если искра попадает в человека, в груди того рождается дар творчества — так и говорят: «искра божья».

Треба (подношение): огонь

Сварог — Бог-Покровитель

Сварог даёт покровительство тем, кто проявляет черты характера, похожие на Него. Бог Сварог немногословен, трудолюбив, справедлив. Если в тебе есть качества такого Бога, и его искры запали тебе в душу, тогда ты тоже похож на него. Обычно такие люди, как ты:

  • молчуны;
  • работящи;
  • любят конкретику и точность;
  • практичны;
  • надёжны;
  • ответственны;
  • усердны в труде;
  • любят уединение.

Ты – человек слова: «Сказал – сделал!». Всё коротко и ясно. Все обязанности должны быть четко распределены, а любой труд обязательно должен быть доведен до конца. О тебе можно сказать еще следующими словами:

Ты – твердохарактерный, выносливый, ценитель всего красивого и практичного, получатель истинного удовольствия от труда, неуступчивый и упрямый, объективен, предусмотрителен, справедлив – умеешь разделить на правых и виноватых.

Подробнее — в статье Сварог — Бог-Покровитель

«Мы — дети Богов!» — говорят славяне.
Но кто из Богов славян захочет быть твоим личным Покровителем? Узнай это из теста. Славянские Боги-Покровители выбирают тех, кто похож на них своим характером.
Боги с нами!

Бог Сварог в северной традиции гадания

реза Бога Сварога

Реза Сварога в оракуле «Славянские резы Рода» под номером 3.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Где крестили иисуса христа

Причина появления Резы Сварога в раскладе в том, что сейчас важно для Спрашивающего проявлять свое трудолюбие, творческую жилку и ответственность за свои дела. Необходимо опереться на трудолюбие, постоянство, надёжность, ответственность и практичность.

Важно завершить начатое, прийти к концу трудов, а не бросать на полпути дело. Вопрошающий может найти пользу своему труду уже сейчас.

У него есть сила и творческие способности для удачного завершения! Приход Резы Сварога в раскладе показывает, что нельзя сейчас расслабляться, а нужно смело приступать к делу.

Бог Сварог в северной традиции магии

Обряды исполнения чаяния:

Некоторые чаяния завтра не исполняются, да и не могут – для них надобно больше времени. Например, заговор для получения щедрого урожая имеет свой срок и время – как ни проси, раньше времени яблоки не поспеют.

Или же случай, когда серьезно испортилось здоровье – несмотря на облегчение после заговора, окончательное выздоровление приходит только через несколько дней или даже недель. А еще делались заговоры для того, чтобы вернуть любимого человека, который ушел на путину (крупный ход рыбы в реке).

Понимали люди, что пока полный коч улова не наберётся, человек домой не вернется.

Также и суд праведный – требует времени. Посему верили славяне, что, когда обращаешься к Сварогу – Справедливому Судье, непременно какое-то время еще переждать надо. Перед тем как вопрошать или звать Бога, народ дважды подумает, посмотрит, авось, есть вариант и своими силами всё разрешить, да потрудиться, чтобы желаемое получить.

Славяне к Сварогу обращались в случаях, когда:

  1. Уроки-призороки, порчу требовалось снимать.
  2. Смелость человеку прибавить нужно было.
  3. Когда сил у человека недостает ни физических, ни душевных.
  4. Очень уж нужно наладить отношения между супругами.

Праведный Суд Сварога способен сжечь на горне Небесной Кузни всё дурное, плохое, порченое, чёрное, несправедливое. Поэтому звать Сварога, строгого, но великодушного Бога обязательно нужно, когда особенно трудно пережить что-то в жизни.

Наузы Сварога

Среди разных искусств и волшебных способностей у славян еще есть наузничество. Благодаря умелому завязыванию узелков и прочтению заговора они могли обращаться к Богам. Так, науз и заговор, обращённые к Сварогу, давали возможность:

  • устранить наговоры;
  • убрать плохие мысли;
  • очистить пространство вокруг, тело, душу;
  • создать крепкую семью или укрепить отношения;
  • помогали человеку настроиться на благостные мысли.

Существует три основных науза, которые делали с призывом Бога Сварога:

  1. Науз «Прочь тоска».
  2. Науз «Заговор на суд».
  3. Науз «Поиск партнера».

 «Славянские Резы Рода»: знания про то, как, где и зачем Бог Сварог встречается в северной магической традиции, волошбе да гадании.

День Бога Сварога

В северной традиции славянских народов неизвестны какие-либо праздники, отдельно посвященные Богу Сварогу. Его чтут на праздниках вкупе с остальными Богами. Ведь – Он верховное божество славян, присутствует в каждом явлении.

Однако, в обычаях нынешних родноверов, Сварогу посвящается 14 ноября.  В это время любят жечь костры, обмываться чистою водой – почитались эти две стихии в честь Бога.

В его честь устраиваются славления, вспоминаются его славные воинские подвиги и заповеди.

Подробнее:

Реза Сварога в славянском гадании

https://www.youtube.com/watch?v=XrmEns3sE60

Сварог — Бог-Покровитель

Кто такие Боги-Покровитель?

Народный календарь

Славянские праздники и обряды

Источник: https://xn--80aejvmu5h.xn--80aswg/bog-svarog/

Славянские боги

Деревянные идолы, священные огнища, лесные капища, земляные курганы. а в ночь на Ивана Купалу девушки и юноши ищут цветок папоротника и водят хороводы – вот, пожалуй, и все, что знает современный человек о язычестве древних славян, а ведь языческим творцам и духам наши прародители молились веками и тысячелетиями.

Пантеон славянских богов

Язычество можно определить как дохристианскую веру. Вместе с христианством в древнюю Русь пришла и письменность, с ней и книжная культура, заимствованная из Византии. Языческие мифы и предания никто не записывал, потому в наши дни о вере древних славян известно очень немного.

Известно, что в конце 10 века, до того, как принять христианство, князь Владимир пытался узаконить языческую веру, для чего в Киеве создал святилище – пантеон с деревянными статуями различных языческих богов.

Целью его создания было объединение верований жителей разных частей древней Руси.

Всех славян объединяло то, что вера была основана на гармонии человека и природы, и был главный, единый бог, называли его «верховным», богом богов. И тот пантеон богов, который известен в современности (Перун, Сварог и другие), многие ученые рассматривают как многоликость, проявление одного единственного, верховного бога. Богов и духов в язычестве множество, главные – входят в пантеон.

Бог Род

Бог Род – создатель мира, причина всех причин. Именно он, пожертвовав собой, стал строить видимый мир, Все, что сотворено Родом, до сих пор имеет в корне отголоски его имени: природа, родители, родня, родина Род поделил мир на три части:

  • Наивысший – «правь», там живут творцы, которые всегда поступают по правилам, оттуда и название;
  • Средний – уровень, который явственно видим мы, «явь»;
  • Нижний мир – обитель наших праотцев – это «навь», оттуда прилетают видения и плохие сны.

Сварог

Род породил Сварога – бога, который завершил сотворение мира.

Сварог – кузнец, который создал землю. Он нашел огромный горючий камень, вспенил им океан, который превратился в первую сушу. Этот камень пригодился и для дальнейших чудес: от его искр появлялись другие боги и знаменитые воины, так же Сварог при помощи этого камня обучил людей делать из молока творог и сыр.

«Сварганить» — до сих пор значит сотворить чудесным образом что-либо. Бог огня подарил людям основные навыки: научил готовить пищу на огне, обогревать им жилище, культивировать и защищать свою землю. Сварог стал отцом «сварожичей» — так называли его детей.

Перун – один из самых могущественных и известных сыновей Сварога.

Перун

Рождение Перуна, по легенде, сопровождалось мощным землетрясением. Его предназначением было – управление громом и молнией. За грозный нрав и твердый характер его выбрали в предводители и покровители воинов. В младенчестве Перун был похищен получеловеком, полускорпионом — скиперзверем, который утащил его в свое подземелье. После освобождения из плена, Перун спал беспробу дным сном до того, пока его, уже взрослого мужчину, не обмыли живой водой.

Велес

Брат Сварога – Велес – дал движение миру, сотворенному Перуном и самим Сварогом. Дал жизнь таким закономерностям, что за весной приходило лето, после сна – бодрствование, после вдоха – выдох. Знак солнцеворота (в современном понимании – свастика) – главный символ движения жизни и смерти, как инь и янь.

Велес – бог не однозначный, он является как хозяином и покровителем яви (мира людей), так и хозяином нави (мира мертвых). При жизни он являлся испытателем, после смерти – судьей. Покровитель странников, торговли, учитель искусства, бог удачи – он познал обе стороны света, как черную, так и белую.

Он, по приданиям, являлся великим магом и учителем.

Макош

Среди наших предков почитались и женщины-богини. Макош – жена Велеса, богиня судьбы и плодородия, покровительница женского рукоделия. Плодородие, хозяйственный достаток и хорошая хозяйственная деятельность в доме зависит от нее.

Стрибог

Ветер в славянской мифологии ассоциировался с богом Стрибогом. Рождение его произошло от издыхания Рода, имеет власть над бурей, ветром. Представляется в образе беловолосого старика , живущего в глухом лесу. Ему молились моряки, главные храмы находились в районе портов.

Русский человек широк душой, и до сих пор мы справляем наряду с православной пасхой, языческую масленицу. Бог Перун отождествляется с Ильей пророком, Велес – стал святым Власием, есть в язычестве и аналогия святой троице – триглав, триединство Сварога, Перуна и Святовида.

Наши предки никогда не были рабами своих богов, и соответственно, все общение происходило на уровне – «отцы-дети», оттуда полное отсутствие жертвоприношений.

Чего не было у наших предков – так это страха и преклонения перед богом, славяне-язычники считали себя детьми, порождением творца, наравне с богами – Перуном, Велесом Являлись хранителями ценностей, заложенных богами, как внуки и дети являются хранителями семейных традиций. Остатки этой веры сохранились в приданиях, легендах и сказках, это своеобразная память народа.

 

Источник: http://darkbook.ru/yazycheskiye-slavyanskiye-bogi-panteon-bogov

Бог Семаргл — Бог огня (Огнебог)

Бог Семаргл (Огнебог) — Вышний Бог, хранитель Вечно живого Огня и блюститель точ­ного соблюдения всех Огненных Обрядов и Огненных Очищений.

Семаргл принимает Огненные Дары, Требы и безкровные Жертво­приношения на древних Славянских и Арийских праздниках, особенно на Красногор, в День Бога Купала и в Вышний День Бога Перуна, являясь посредником между людь­ми и всеми Небесными Богами.

Огнебог Семаргл является Богом-Покровителем Чертога Небес­ного Змея во Сварожьем Круге.

Огнебог с радостью благославляет всех людей из Родов Расы Великой, кои с чистой Душой и Духом соблюдают все Небесные Законы и Многомудрые Заповеди Светлых Богов и Предков.

Семаргла также призывают при лечении заболевших животных и людей, для того, чтобы избавить больных от различных хворей и болезней. Когда у человека поднималась температура, то говорили, что Огнебог поселился в Душе заболевшего. Ибо Семаргл, как Огненный Пёс, яростно сражается с хворями и болезнями, кои подобно ворогам пробрались в тело или Душу заболевшего. Поэтому считается недопустимым сбивать у больного поднявшуюся температуру. Самым лучшим местом для очищения от хвори считается баня.

Гимн-Правьславление:

Семаргл Сварожич! Велик Огнебожич! Спали Боль-хворобу, очисти утробу, у чада людины, у всякой тварины, у стара и млада, Ты, Божья услада. Огнём очищая, мощь Душ отворяя, спаси чадо Бога, да сгинет хвороба. Тебя прославляем, к себе призываем, ныне и присно и от Круга до Круга! Тако бысть, тако еси, тако буди!

Рождение Семаргла!

Есть упоминания о появлении Семаргла на свет из пламени. Говорят, что однажды сам небесный кузнец Сварог, ударив магическим молотом о камень Алатырь, высек из камня божественные искры. Искры ярко разгорелись, и в их пламени появился огненный бог Семаргл, восседавший на златогривом коне серебряной масти. Но, казавшись тихим и мирным героем, Семаргл оставлял выжженный след везде, где бы ни ступала нога его коня.

Верования связанные с Семарглом

Доподлинно неизвестно имя бога Огня, скорее всего потому, что его имя чрезвычайно свято.

Святость объясняют тем, что этот Бог обитает не где-нибудь на седьмом небе, а непосредственно среди земных людей! Имя его стараются произносить вслух реже, обычно заменяя иносказаниями.

Издавна славяне связывают с Огнем возникновение людей.

Согласно некоторым сказаниям, Славянские Боги сотворили Мужчину и Женщину из двух палочек, между которыми разгорелся Огонь — самое первое пламя любви. Семаргл также не пускает в мир зло.

Ночью Семаргл стоит на страже с огненным мечом и лишь один день в году он сходит со своего поста, откликаясь на зов Купальницы, которая зовет его на любовные игры в день Осеннего равноденствия. А в день Летнего солнцестояния, через 9 месяцев, у Семаргла и Купальницы рождаются дети — Кострома и Купало.

Семаргл посредник между людьми и богами

Семаргл принимает Огненные Дары, Требы и безкровные Жертвоприношения на древних праздниках, особенно на Красногор, в День Бога купала и в вышний День Бога Перуна, является посредником между людьми и всеми Небесными Богами.

Семаргла призывают при лечении заболевших животных и людей, для того, чтобы избавить больных от различных хворей и болезней. Когда у человека поднимается температура, то говорят, что Огнебог поселился в Душе заболевшего. Ибо Семаргл, как Огненный Пес, яростно сражается с хворями и болезнями, кои подобно ворогам пробрались в тело или в Душу заболевшего. Поэтому считается недопустимым сбивать у больного поднявшуюся температуру. Самым лучшим местом для очищения от хвори считается баня.

Богъ Семаргл в Славянской мифологии:Бог Семаргл в языческой мифологии был одним из сынов великого бога Сварога. Детей Сварога называли Сварожичи, и его сын Семаргл после рождения становится богом земного огня. 

Одним из Сварожичей был бог огня — Семаргл, которого иногда по ошибке только считают небесным псом, охранителем семян для посева. Этим (хранением семян) постоянно занималось гораздо мелкое божество — Переплут.

Упоминания имени Семаргла в летописях

Имя Семаргла упомянуто в русских летописях — пантеон кн. Владимира, произошло оно, предположительно, от старорусского «смага» («За ним кликну Карна, и Жля поскочи по Руской земли, Смагу мычючи в пламяне розе» т.е. огонь, язык пламени, Огонь-Сварожич — полупес, полузмей.

Вероятно, посредник между явьим миром и миром поднебесным, каковым в ведической традиции является бог огня — Агни. Он же пенежный (огненный) змей из заговоров. Упомянут в Паисъевском сборнике св. Григория (14 век) и Златоустовом сборнике 1271 г.

Огнебог — Йогнебоже, по «Веде славян» Верковича, у болгар-помаков:

Фала ти Йогне Боже!Фала ти Ясну Слънце!Чи нагреваешъ на земе та.Пекренував сичка земеПокривашъ е църна магла,

та са нишу и гледа.

Он же, вполне возможно, Рарог, Рарожек — сын Сварога, по чешским средневековым источникам.
Отождествление этого бога с иранским Сенмурвом (гигантской волшебной птицей) считается неоправданным, но, наверное, есть связь с жар-птицей (огненным вестником счастья), приносящей его счастье.

Источник: https://veles.bz/articles/bog-semargl

PSYLIB® – К. Армстронг. ИСТОРИЯ БОГА

В начале сотворили люди Бога, который был Первопричиной всего и Владыкой небес и земли. В ту пору не существовало Его изображений, не было у Него ни храма, ни жрецов. Человек еще не умел поклоняться, для него этот Бог был слишком возвышен. Со временем Он стерся из памяти людей, стал таким далеким, что они перестали чувствовать в Нем потребность. А потом Он, говорят, вовсе исчез

Такова, во всяком случае, теория отца Вильгельма Шмидта, изложенная им в книге «Происхождение идеи Бога» (1912 г.). Шмидт предполагал, что многобожию предшествует примитивный монотеизм: когда-то люди признавали единственное высшее божество, которое сотворило мир и издалека руководило делами человека.

Вера в такого Верховного Бога (иногда его называли Богом Неба, так как ему полагалось быть выше всех) до сих пор остается характерной чертой религиозных воззрений множества африканских племен, которые молятся ему и не сомневаются, что он все видит и наказывает за проступки. С другой стороны, этот бог странным образом отсутствует в их повседневной жизни – у него нет ни культа, ни изображений.

Африканцы считают, что он невыразим и вообще его не следует пятнать ничем земным. В некоторых племенах говорят, что он «ушел». Антропологи полагают, что этот бог стал таким далеким и возвышенным, что со временем его место заняли низшие духи и более доступные божества. Это согласуется с теорией Шмидта, по которой Высший Бог еще в древности был заменен более привлекательными божествами языческих пантеонов.

Но в самом начале, выходит, существовал только Единый Бог, и тогда монотеизм нужно отнести к первым человеческим попыткам объяснить загадку и трагедию жизни. Все это, между прочим, указывает на определенные проблемы, с которыми должно было столкнуться подобное божество.

Обосновать такую теорию невозможно никаким способом. Теорий о происхождении религии множество, но один факт очевиден: человек создавал богов всегда. Если некая религиозная идея по каким-либо причинам не устраивала людей, они просто заменяли ее новой. Устаревшие представления уходили тихо и незаметно, как случилось с той же идеей Бога Неба.

В наши дни многие люди считают, что Бог, которому веками поклонялись иудеи, христиане и мусульмане, стал таким же далеким, как и Бог Неба. Иногда объявляют даже, что Бог умер. Да, похоже на то, что Он действительно исчезает из жизни все большего числа людей, особенно на Западе.

Говорят, что в человеческом сознании образовалась «дыра в форме бога» в том самом месте, где Он был раньше (все-таки, каким бы бесполезным ни казался Бог в некоторых кругах, Он сыграл решающую роль в нашей истории, да и вообще это была одна из величайших человеческих идей всех времен).

И для того, чтобы понять, что именно мы теряем – если, конечно, Бог действительно исчезает, – нужно разобраться, как жили люди, когда начали в Него верить, что Он для них означал и каким Его мыслили. Для этого придется вернуться в древний мир и перенестись на Ближний Восток, где около четырнадцати тысяч лет назад зарождалась идея Единого Бога.

Одна из причин кажущейся ненужности религии в нашу эпоху заключается в том, что мы уже не чувствуем себя в окружении незримого. Научная культура приучила нас обращать внимание прежде всего на физический, материальный мир.

Такое мироощущение принесло немало пользы, но одним из его последствий стало то, что исчезло чувство «духовного», или «святого», которое было важнейшей составляющей человеческого восприятия мира в старину и до сих пор пронизывает все сферы жизни в более традиционных культурах.

На островах Южных морей эту загадочную силу называют мана; другие ощущают ее как присутствие чего-то, дух; иногда она воспринимается как безличная энергия вроде радиации или электричества. Люди верили, что она кроется в вождях племен, камнях, зверях и травах. В священных рощах римляне ощущали присутствие духов, numina; арабы знали, что окружающий мир населен джиннами.

Разумеется, человеку хотелось соприкоснуться с этой реальностью и как-то ее использовать, но было и просто желание восхищаться ею. Люди наделили эти невидимые силы свойствами индивидуальности: они создали богов, соответствующих ветру, солнцу, морю и звездам и в то же время похожих на человека. Так люди выразили свое ощущение родства с миром незримым и миром окружающим.

Немецкий историк религии Рудольф Отто, опубликовавший в 1917 году обстоятельный труд «Идея святости», не сомневался, что источником религиозности является именно это ощущение непостижимого. Оно предшествует даже стремлению понять происхождение мира или определить основы морали.

Непостижимое ощущалось людьми по-разному: то как восторженное, дикое, вакхическое возбуждение, то как полная безмятежность, то как ужас, благоговение и чувство собственного ничтожества в сравнении с таинственной силой, проницающей все сферы жизни. Слагая мифы и поклоняясь своим богам, люди не стремились к буквальному объяснению явлений природы.

Символические предания, скульптуры и наскальные рисунки – это попытки выразить ощущение чуда и связать эту вездесущую загадку с обыденной жизнью; те же чувства и сегодня вдохновляют поэтов, художников и музыкантов. В эпоху палеолита, например, когда зарождалось земледелие, идея святости плодородия, преобразившая человеческую жизнь, воплотилась в культе Богини-Матери.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда день ангела у Лизы

Археологи находят ее изображения в облике обнаженной беременной женщины по всей Европе, на Ближнем Востоке и в Индии. Великая Мать долгие века оставалась важным объектом творческого воображения. Подобно древнему Богу Неба, она вошла в более поздние пантеоны и заняла почетное место среди других древних божеств.

Обычно ее относили к самым могущественным богам – по крайней мере, считалось, что она намного сильнее Бога Неба, который по-прежнему оставался фигурой заоблачной.

Шумерская Инанна, вавилонская Иштар, ханаанская Анат, египетская Исида и греческая Афродита – под такими именами знали ее разные народы, а разительно схожие легенды о ней подчеркивают значимость этой богини в духовной жизни людей разнообразных культур. Эти мифы тоже были не буквальными разъяснениями, а попытками иносказательно выразить впечатление о невыразимой, слишком сложной реальности. Драматичные, волнующие рассказы о богах помогали людям словесно передавать свое ощущение близости могучих, но незримых сил.

Древние верили, по-видимому, что только деятельное участие в этой божественной жизни позволяет стать настоящим человеком. Земное бытие выглядело слишком коротким, над ним постоянно нависала тень смерти; подражая же деяниям богов, человек в определенной мере обретал их силу и значительность.

Потому и считалось, что именно боги научили людей строить города и храмы, подобные обителям божеств в высшем царстве. Священный мир богов, каким он описывается в мифах, – не просто идеал, к которому следует стремиться людям, но и прообраз человеческого существования, изначальный архетип, высший образец, определяющий жизнь тут, внизу.

Все земное представляет собой отражение мира божественного – эта идея пронизывала мифологию, обряды и общественный уклад большинства народов древности и до сих пор господствует во многих традиционных культурах наших дней1.

Например, в Древнем Иране верили, что каждому человеку и предмету обычного мира (гетик) соответствует двойник в архетипическом мире божественного бытия (менок).

Источник: http://psylib.org.ua/books/armst01/txt01.htm

Боги огня в мифологии :

Огонь — одна из древнейших стихий, покорившая воображение человека своей загадочностью, силой и могуществом. Восхищение и упоение пламенем было настолько всеобъемлющим, что в античные времена появился культ целого ряда духов, достойных поклонения древних людей. Повелители разрушительной и спасительной стихии и по сей день гордо значатся как боги огня в мифологии и космологии многих народов.

Многоликий вестник богов. Что в имени твоем?

Всматриваясь в языки пламени, наши предки улавливали магнетизм и энергию огненной стихии и постепенно отождествляли ее проявления с действием потусторонних сил. Человек стремился не только персонифицировать символы, недоступные пониманию, но и дать им название. Так получили наименование и боги огня. Имена, придуманные разными народами, были совершенно различны как в произношении, так и образе, который создавался в сознании древних людей. Рассмотрим каждого из божеств в отдельности.

Воплощение Солнца на Земле: Агни

В Древней Индии существовала религия, базирующаяся на священных книгах — Ведах, согласно которым человек должен был поклоняться природе во всех ее проявлениях. При этом самым чтимым был бог солнца и света, Сурья, и его земной прообраз — ведический бог огня, Агни. Почетом и уважением пропитано имя этого духа.

Юному и могучему защитнику всего народа были посвящены многочисленные гимны, число которых уступает лишь хвалебным песням во славу Индре, богу-громовержцу.

Подобная привязанность и любовь объяснялась прежде всего верой людей в то, что Агни денно и нощно стоит на страже их спокойствия, охраняя от коварных повелителей ночи и ратуя за достаток пищи и материальных благ в доме каждого.

Этот бог покровительствовал домашнему очагу, даровал очищение и священный огонь для ритуалов жертвоприношения, которые были призваны задобрить остальных божеств. Он уничтожал все злое и считался самым сострадательным из всего пантеона ведической религии. Агни была отведена важная роль посредника между людьми и богами, между небом и землей, роль благосклонного к простым смертным вестника, готового порой разъяриться и истребить близлежащие леса в очередном эмоциональном порыве.

Коварство и обман за красивой личиной. Локи

Образ красавца Локи с огненно-рыжими волосами в скандинавской мифологии как нельзя лучше подходил под категорию «боги огня» и был неразрывно связан с негативными, низменными качествами человека.

Изначально повелитель пламени был вполне безобидным духом, символом дома и зарождающейся жизни, но постепенно восприятие людей кардинально изменилось.

Впоследствии можно даже обнаружить у Локи некоторые черты Люцифера, такие как обман, зло, зависть и неизмеримое желание искушать человека, подвергая проверкам на прочность его ценности и жизненные установки.

Изворотливость и хитрость Локи выражается в его способности менять свое обличье. Именно по этой причине другие божества всегда берут двуличного духа с собой, но каким окажется исход их очередной совместной забавы — решать лишь повелителю огненной стихии.

Локи, ко всему прочему, остер на язык и привык говорить то, что думает, в присущих ему язвительных выражениях, за что получает наказание от других бессмертных.

Несмотря на то, что в честь Локи не строили храмов, а его имя было окутано пеленой страха, именно он даровал человеку способность чувствовать и двигаться, сыграв важную роль во время создания первых людей.

Дивный искусник кузнечной мастерской. Гефест

Согласно древнегреческой мифологии, во всей Элладе, окруженной семью морями, нельзя было найти более искусного и талантливого мастера, чем Гефест, бог огня и кузнечного ремесла. Гефест с рождения был хромым и слабым. Его мать, Гера, жена бога-громовержца Зевса была разгневана, впервые увидев младенца с явными физическими недостатками, и сбросила дитя с Олимпа.

Над ребенком сжалились морские богини и вырастили чудесного богатыря с крепкими и сильными руками, который ковал изысканные украшения из серебра и золота. Отомстив матери за содеянное, он получил в жены красавицу Афродиту, богиню любви, и воздвиг всем бессмертным величественные дворцы из драгоценных металлов.

По легенде, большую часть своего времени Гефест проводит в кузнице, где с помощью циклопов создает несокрушимое вооружение и доспехи для Афины, Зевса и Ахиллеса, чудесные украшения для богинь и кубки для пиршеств богов.

Время разрушать и время созидать. Вулкан

Вулкан, бог огня в римской мифологии, полностью соответствовал Гефесту из Эллады, с небольшими отличительными особенностями. Хромота на обе ноги была дарована Вулкану не от природы, а в результате ярости отца, Юпитера, который в бурном всплеске эмоций скинул нерадивого сына с небес.

Этот повелитель пламени, как и другие боги огня, был мастером в кузнечном деле и с успехом ковал молнии для своего вспыльчивого родителя, а также доспехи и оружие для остальных богов в недрах вулкана Этна в Сицилии, где ему помогали золотые женщины и циклопы. В отличие от других богов огня, Вулкану приписывались оккультные способности, благодаря которым он мог отсрочить грядущее на ближайший десяток лет.

Кроме того, бог огня в римской мифологии вошел в историю благодаря одноименному празднику Вулканалию (23 августа), во время которого он восхвалялся как защитник от возможных пожаров, покровитель ремесленников и ювелиров.

Небесный вседержитель и источник огня. Сварог

В славянской мифологии существовало несколько богов огня. Одним из них был Сварог — создатель всего сущего на небе и земной тверди, постоянный источник огненной стихии и ее повелитель. Бог огня у славян, в отличие от Вулкана в римской мифологии, не имеет ничего общего с магией. Напротив, он создает мир исключительно руками.

Именно он в последствии передает людям священный огонь и дает им все необходимые инструменты для возделывания полей, оружие для защиты земель и кубки для того, чтобы народ не знал недостатка в питье и еде. Славяне почитали Сварога еще и как бога домашнего очага, семьи и кузнечного ремесла.

Сходство с древнегреческим и римским богами огня удивительно: Сварог проводит много времени в кузнице на небесах и пытается приобщить людей к плавлению металлов, одновременно играя роль творца мира и законодателя основных устоев древнего общества. Считалось, что у идола Сварогу, обитого медью или железом, должен всегда гореть огонь.

В день посвященный ему (14 ноября) к капищу следовало приносить сырники или другое блюдо из творога.

Покровитель светил и защитник посевов. Семаргл

Как славянский бог огня был известен и сын Сварога, Семаргл (Огнебог). По своему желанию Семаргл мог обращаться в крылатого пса. В его образе можно проследить параллель с ведическим богом Агни, поскольку Огнебог играет роль вестника между миром земным и поднебесным.

Дни празднования и возвеличивания Семаргла традиционно длились в период с 14 по 21 ноября, когда в календаре славянских народов описывалось наибольшее количество примет о пламени и кострах.

Бог огня у славян тесно связан с ролью хранителя посевов, небесных светил (луны и солнца), мира на земле и чувств, в особенности любви между мужчиной и женщиной.

Ипостаси пламени. Кара или манна небесная?

Из представлений народов о божествах огненной стихии можно сделать вывод о многогранности трактовок символов и проявлений огня. В этой подвижной и полной энергии сущности сокрыты как положительные, так и отрицательные ассоциации самосознания людей. Огонь непредсказуем, его природа двойственна: он может даровать спасение, свободу и богатство, а в следующий миг лицемерно отобрать жизнь, обнажив свою худшую сторону.

В пламени люди воплощали свое понимание добра и зла. Одни склонны были видеть скорее хорошее, чем плохое; другие не могли оправиться от печального опыта, глубоким пятном засевшего в истории народа.

Объединяя обе точки зрения с древнейших времен и сопоставляя образы, возникающие в виде персонифицированного явления природы, можно понять, что огонь всегда останется до конца неподвластной человеку стихией, олицетворяющей одновременно борьбу и единство противоположностей.

Источник: https://www.syl.ru/article/193490/new_bogi-ognya-v-mifologii

Старославянские Боги : имена, значения

kramola.info

Во все времена разные народы мира верили в своих богов. Старославяне не были исключением и очень часто отождествляли происходящее в своих селениях и семьях с богом одной из стихий, живых существ или действий. Издревле Русь была языческой и поклонялась многим богам. Впервые славяне узнали о других верах от заморских купцов и в военных походах.

У богов, как и людей, есть старшие боги и их помощники. Важно отметить, что у богов не было четких разграничений в их помощи людям. Как правило, светлые боги объединялись для того, чтобы принести людям богатство, мир и добро, темная сторона приносила славянам войны и беды.

Славянские боги и их значениеберет исток из древней мифологии, веками люди по крупицам собирали информацию о них.

Начнем рассказ по старшинству богов и их важности в жизни старославян

Славянские боги и списоких участия в жизни славян берет свое начало с появления бога, который сотворил весь мир.  Главный бог славян именуется Род.  (Род – творец всего живого). Старославяне верили, что он прародитель всего живого на земле, и до его появления все было окутано тьмой и тишиной.

Бог Род с древних времен вошел в главные слова нашей жизни: родители, природа, Родина, родственники, стоит отметить, что слово «урод» во времена старославян означало рождение первенца в роду, который знаменовался главой рода.

В разных селениях славяне могли называть бога Род другими именами: Свентовид, Всевышний, Творец или Высший.

Старославяне верили, что Род дал жизнь человеку и умение жить. Его считают его самым древним из богов, отождествляя его с самым сильным деревом дубом.

Старославянские боги были покровителями стихий огня, земли, воздуха и воды

drevniebogi.ru

Бог огня в славянской мифологии часто носит имя Сварог, он был одним из сыновей бога Род, но он лишь покровитель огня. Сварог стал главным помощников Рода в творении мира таким, каким мы его знаем сегодня – с горами, реками, небом и землей.

Сварог подарил людям огонь, сотворив из него бога. Он, в отличие от отца, дарил людям материальные ценности, он сбросил с неба людям плуг и ярмо для работы на земле и боевую секиру для ее защиты.

Сварог известен, как бог-кузнец, который сковал цепи, чтобы упорядочить мир, созданный его отцом.

Бог огня у славян носит имя Семаргл, иногда его называли Огнебог. Он появился из искры, которая появилась от удара молота о камень Алатырь богом-кузнецом Сварогом. Семаргл представлялся славянам, как воин на коне, за которым остается выжженный след или как огненная птица, или крылатый пес, или дракон с искрящимся телом.

Бог огня считался у старославян хранителем домашнего очага. Существует поверье, по которому Семаргл может воскреснуть, для этого человек должен высиживать куриное яйцо на печи девять ночей и дней, тогда бог возродится в образе птицы.
Абсолютной противоположностью Семаргла является бог воды у славян , им представлена, молодая светлая девушка Дана.

Она у старославян ассоциируется со здоровьем и красотой. Дана подарила свое имя названиям рек Днепр, Дунай, Днестр, Донец. Она, богиня дарящая жизнь, она спасет умирающего от жажды воина и подарит дождь полям для урожая. Но ежегодно зимой, ее супруг Даждьбог, держит Дану в заточении, чтобы с весенними дождями она возродилась с новыми силами.

А каждое лето на праздник Ивана Купала весь мир отмечает день венчания богов.

edinaya-veda.ru

Дождь старославянам дарила не только Дана, но и Даждьбог. Не потому что он бог дождя у славян, а потому что он был богом для исполнения желаний. Его имя можно разделить на две части и получится фраза: Дай, Боже. Сам Даждьбог известен у старославян, как бог плодородия и солнечного тепла и света. Даждьбог бог славян , который дарил им веру в чудо и дар, поэтому старославяне прозвали его Щедрый бог.

Истинный бог дождя у славян был Перун, также он был известен, как  бог грома и молнии у славян. Перун сын Сварога, был рожден для защиты мира, который создали его отец и дед Род. Перун был главным повелителем небесной воды и вершин гор. Он мог досыта напоить земли дождевыми водами, а мог засушить их до потери урожая.

Славяне изображали его, как статного мужчину с седыми волосами и золотыми бородой и усами, который передвигается по небу на огненной колеснице.

Бога грома и молнии славяне называли , покровителем князя и воинов, его оружие отличалось от других богов. Молнии и топоры являются его главной защитой, от его стрел никому не удавалось скрыться.
Старославяне отдавали власть богам не только над погодой, но и над скотом. Бог скота у славян носил имя Велес от слова волосатый.

Он был покровителем домашнего скота, торговли и богатства. Крестьяне же не разделяли скот и земледелие на две отрасли, поэтому часто просили помощи у Велеса для богатого урожая. Велес в отличии от Перуна не стал княжим помощником, но был покровителем всей Руси. Но главная особенность Велеса в том, что он принес в наш мир гармонию.

Вместе с Сварогом они привели все в движение: день сменялся ночью, грусть радостью, менялись времена года и, жизнь обрела смысл, благодаря Богу Велесу.

Он был воплощением доброты и божества у славян, одним из любимых богов, но после принятия Русью обряда Крещения, он отдал свой светлый посыл святым Николаю и Власию, а сам перешел на темную сторону, став лешим. (Велес – бог скота у славян).

ru-an.info

Старославяне покланялись богам не только ради благого дела, Яровит бог войны у славян всегда был на устах славян во время войны. Яровит славится своими победам, воинскими обычаями и честью. О нем сохранилось наименьшее количество фактов.

Но бог войны по преданиям славян помогал им с плодородием земель.  (Яровит – бог войны)
Боги славянской мифологии и список их присутствия в жизни славян постоянно дополняется интересными фактами. Среди известных богов стоит вспомнить Чернобога – бог смерти, безумия, холода и зла.

Старославяне во всех бедах своей жизни обвиняли Чернобога.

Славяне, ругая нелюбимых богов, не забывали благодарить за всю благодать, которая появилась в их жизни. Чтобы задобрить богов люди часто приносили в жертву домашнюю птицу, скот, оставляли нескошенным зерно, а если предвещались серьезные перемены, в жертву приносили, даже женщин и детей.

боги древних славян список и их значение в жизни людей занимали важное место, создавая для славян культурную сторону их жизни. В старину люди верили в обычаи и обряды. Некоторые из них сохранились до наших дней, в большие церковные праздники работать нежелательно, чтобы не злить бога. Многие люди не работают даже в воскресенье. Все еще существуют приметы, которые передаются к нам из поколения в поколения.

После принятия обряда Крещения Руси боги стали мифическими, и вся вера человека приняло другое направление с одним Богом.

Не менее разнообразны и интересны традиции и обычаи на Руси

Источник: https://perstni.com/magazine/history/staroslavyanskie-bogi-imena-znacheniya.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь