Храм в Перхушково и чадозаступник Стилиан
Церковь в Перхушково на Можайском шоссе была построена в 1763 году на средства владельцев села дворян Яковлевых. Покровский храм дважды становился свидетелем войны: пережил разорение французами при нашествии Наполеона, а в 1941 году недалеко от Перхушково находился штаб Западного фронта генерала армии Г.К. Жукова. В церкви уцелели многие старинные иконы. Есть в храме и одна необычная икона современного письма, на которой изображен святой Стилиан Пафлагонянин – защитник детей.
Обер-прокурор, изгнанный Синодом
Самый известный представитель дворянского рода Яковлевых вошел в историю под другой фамилией – это Александр Иванович Герцен. Родной дядя писателя Александр Алексеевич Яковлев владел подмосковным селом Перхушково, а на его дочери Наталье – то есть на двоюродной сестре – Герцен женился в 1838 году.
Александр Алексеевич Яковлев в царствование Александра I занимал должность обер-прокурора Святейшего Синода, хотя особенной религиозностью не отличался. Обер-прокурором мог стать человек и не слишком набожный, а на практике часто вовсе был далек от Церкви.
Например, о другом обер-прокуроре Александре Ивановиче Голицыне известно, что лишь вступив в должность тот начал знакомиться с вопросами веры и церковного устройства, которым до этого был чужд «как воспитанник безбожного вольтерьянского века». По мере общения с духовенством Голицын узнавал Священное писание, святоотеческое предание.
В душе его произошла «разительная перемена», правда, из вольнодумца он стал не православным верующим, а мистиком. Он не признавал «внешнюю» церковь, хотя по должности занимался ее внутренними вопросами.
Может сложиться впечатление, что в синодальный период Церковь оказалась в плену не просто у мирских гражданских чиновников, а у людей чуждых ей по мировоззрению, однако это не совсем так. Обер-прокурор при Синоде не был диктатором, которого Церковь безоговорочно слушалась. Часто архиереям удавалось поставить этого чиновника под свой контроль. Многое зависело от личных контактов царя с влиятельными членами Синода.
Такая ситуация, например, сложилась в царствование императора Павла I, когда влиятельный архиепископ, а затем митрополит Санкт-Петербургский Амвросий Подобедов добился того, что Синод сам выбрал удобного обер-прокурора. В то же время история А.А. Яковлева – это яркий пример того, как архиереи в синодальный период могли низложить неугодного Церкви гражданского чиновника.
Правление Яковлева длилось недолго – с января по октябрь 1803 года.
О своей недолгой службе на посту «ока государева и стряпчего о делах государственных в Синоде», о личной борьбе с высокопоставленными архиереями А.А. Яковлев оставил записки, которые назвал «исповедью честного человека, пострадавшего за верность к своему государю».
Яковлев писал, что вступив в должность, он обнаружил в церковных делах «великие запущения, требующие скорейшего восстановления порядка и правосудия». Первым же распоряжением на новом посту обер-прокурор настроил архиереев против себя: Яковлев решил навести порядок в финансах Синодальной типографии.
Митрополит Амвросий Подобедов, по словам Яковлева, пригласил его на беседу, где убеждал чиновника быть с архиереями заодно, обещал выпросить в случае повиновения у царя чин, ленту, столовые деньги, деревню и прочие блага.
Архиереи якобы говорили обер-прокурору: «Будьте с нами как предместник ваш не подражайте Чебышеву и князю Хованскому; первого мы проклинаем, а второго угнали мы в Симбирск и едва не в Сибирь. За указ о типографии мы теперь вас простим, если вы вперед обещаете ни о чем государю не докладывать, не спросясь нас». Яковлев отверг предложение архиереев и продолжил свою независимую линию на посту.
В этом противостоянии гражданской и духовной власти сильнее оказался Синод во главе с митрополитом Амвросием Подобедовым. Царь встал на сторону духовенства, а строптивый обер-прокурор через девять месяцев после назначения был отправлен в отставку. В отместку за поражение в записках Яковлев называл своих врагов безнравственными и порочными священнослужителями.
В его список кроме митрополита Амвросия попали также архиепископ Павел Ярославский и Ростовский, архиепископ Ириней Псковский, архиепископ Ахтальский Варлаам, обер-священник армии и флота Павел Озерецковский, придворный духовник Исидор Петров.
О себе же Яковлев писал как о жертве интриг: «Я с моей правотой оставался один, беспомощен Я – христианин и на Бога твердо надеюсь; но претерпение мое выше сил человеческих!» В то же время, многие исследователи синодальной эпохи называли сведения из записок Яковлева предвзятыми, а его знаменитый племянник вольнодумец А.И.
Герцен в сочинении «Былое и думы» оставил малопривлекательный портрет родственника и бывшего обер-прокурора: «Это было одно из тех оригинально-уродливых существ, которые только возможны в оригинально-уродливой русской жизнион проводил время в разврате и праздной пустоте до самой смерти».
Чадозаступник Стилиан
Среди множества старинных ликов Покровского храма в Перхушково, уцелевших еще с дореволюционных времен, обращает внимание один небольшой современный образ греческого письма. На нем изображен старец в монашеской одежде, который держит на руках спеленатого младенца.
Мы привыкли, что в православной иконографии в образе младенца почти всегда предстает Иисус Христос на руках Богородицы. Существует также редкая, но устоявшаяся иконография старца Симеона Богоприимца с маленьким Иисусом на руках, основанная на евангельском повествовании о Сретении Господнем.
Этот образ не следует путать с похожей иконой преподобного Стилиана Пафлагонянина.
В Греции и на Кипре преподобный инок Стилиан почитается как защитник детей, покровитель многодетных семей и помощник бесплодным родителям – вот почему он держит в руках младенца. В России этот святой долгое время был неизвестен, и только в XIX веке в южных губерниях стали появляться русские иконы святого «Устилиана Чадозаступника» с младенцем на руках.
В житии святого мы читаем о человеке, который раздал все имущество бедным и удалился из мира, ведя жизнь отшельника. Стилиан жил в простоте и нищете, и святая жизнь инока привлекала к его хижине страждущих и больных. Первым чудом, которое совершил Стилиан, стало исцеление младенца. После этого чуда к пещере святого стали стекаться страдающие разными недугами люди, но особое попечение Стилиан продолжал оказывать детям.
Этот святой до сих пор остается малоизвестным в России. Одну из редких его икон можно увидеть в Покровской церкви подмосковного Перхушково.
Источник: https://mosregtoday.ru/istorii-svyatyn-podmoskov-ya/hram-v-perhushkovo-i-chadozastupnik-stilian/
ОБЕР-ПРОКУРОР СВЯТЕЙШЕГО СИНОДА — Древо
Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru
Обер-прокурор Святейшего Синода — один из высших государственных чиновников в царской России, на правах министра руководивший Святейшим Синодом Российской Православной Церкви и Ведомством православного исповедания, которое обладало статусом государственной религии.
Должность обер-прокурора Синода была учреждена императором Петром I в 1722 году после отмены патриаршего церковного правления и подчинения Православной Церкви императорской власти. 5 августа 1917 года Временное правительство и упразднило должность обер-прокурора и учредило Министерство исповеданий, назначив министром последнего обер-прокурора — А. В. Карташова.
В 1917 году, на Поместном Соборе Русской Церкви которым завершился Синодальный период, преподобный владыка Таврический Димитрий (Абашидзе) подвёл горький итог обер-прокурорства следующими словами:
«Явилось преемство власти не в рясах, а во фраках и мундирах.
Преемство людей неверующих, явных отступников от веры, по рождению и воспитанию не принадлежащих к русскому народу. Таковы князь Голицын, Мелиссино и другие.
Были и верующие, но они были незаконными патриархами Русской Церкви, потому что, ужасно сказать, они были не патриархами русскими, а папами римскими на патриаршем престоле» [1].
Обер-прокуроры Синода
- Болтин Иван Васильевич (11/22 мая 1722 — 18/29 мая 1725)
- Баскаков Алексей Петрович (18/29 мая 1725 — 14/25 июля 1726)
- Раевский Р. А.
(14/25 июля 1726 — ?) прокурор
- Кречетников Никита Семенович (3 октября 1741 — 1741)
- Шаховской Яков Петрович, князь (31 декабря 1741 — 29 марта 1753)
- Львов Афанасий Иванович (18 декабря 1753 — 17 апреля 1758)
- Козловский Алексей Семенович, князь (17 апреля 1758 — 9 июня 1763)
- Мелиссино Иван Иванович (10 июня 1763 — 24 октября 1768)
- Чебышев Петр Петрович (24 октября 1768 — 7 мая 1774)
- Акчурин Сергей Васильевич (12 мая 1774 — 28 июля 1786)
- Наумов Аполлос Иванович (28 июля 1786 — 26 июля 1791)
- Мусин-Пушкин Алексей Иванович, граф (26 июля 1791 — 8 июля 1797)
- Хованский Василий Алексеевич, князь (14 июля 1797 — 5 июня 1799)
- Хвостов Дмитрий Иванович, граф (10 июня 1799 — 31 декабря 1802)
- Яковлев Александр Алексеевич (9 января 1803 — 1 октября 1803)
- Голицын Александр Николаевич, князь (21 октября 1803 — 19 ноября 1817)
- Мещерский Петр Сергеевич, князь (19 ноября 1817 — 2 апреля 1833)
- Нечаев Степан Дмитриевич (10 апреля 1833 — 25 июня 1836)
- Протасов Николай Александрович, граф (25 июня 1836 — 16 января 1855)
- Карасевский Александр Иванович (25 декабря 1855 — 20 сентября 1856)
- Толстой Александр Петрович, граф (20 сентября 1856 — 28 февраля 1862)
- Ахматов Алексей Петрович (март 1862 — июнь 1865)
- Толстой Дмитрий Андреевич, граф (23 июня 1865 — 23 апреля 1880)
- Победоносцев Константин Петрович (24 апреля 1880 — 19 октября 1905)
- Оболенский Александр Дмитриевич, князь (20 октября 1905 — 4 апреля 1906)
- Ширинский-Шихматов Алексей Александрович, князь (26 апреля 1906 — 9 июля 1906)
- Извольский Петр Петрович (27 июля 1906 — 5 февраля 1909)
- Лукьянов Сергей Михайлович (5 февраля 1909 — 2 мая 1911)
- Саблер Владимир Карлович (2 мая 1911 — 4 июля 1915)
- Самарин Александр Дмитриевич (5 июля 1913 — 26 сентября 1915)
- Волжин Алексндр Николаевич (1 октября 1915 — 7 августа 1916)
- Раев Николай Павлович (7 августа 1916 — 3 марта 1917)
- Львов Владимир Николаевич (3 марта 1917 — 24 июля 1917)
- Карташев Антон Владимирович (25 июля — 5 августа 1917)
Использованные материалы
[1] Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. (репринт изд. 1918 г.), М.: Новоспасский монастырь, 1994, т. 2, с. 430, цит. по Цыпин Владислав, прот. История Русской Церкви 1917-1997, гл. 1: «Поместный собор 1917–1918 гг.», http://azbyka.ru/library/tsypin_istoriya_russkoy_tserkvi_03-all.shtml
Источник: https://drevo-info.ru/articles/537.html