Кто главный в православном мире

Единственная в мире православная церковь с неоновыми куполами появилась в Красногорске

Синие, зеленые, красные и огненно-желтые купола Никольского храма в Павшинской Пойме наделали шума уже и за пределами Красногорска. Корреспондент «Подмосковье сегодня» выяснил, зачем церкви нужна неоновая подсветка и какие еще современные технологии не чужды православному миру.

Технологические хитрости

Никольская церковь на берегу Москвы-реки в Павшинской Пойме открыла свои двери для прихожан в прошлом году. Пока посетители могут входить только в нижний храм, посвященный апостолу Андрею Первозванному. На верхнем этаже еще идет строительство. Зато подсвеченными куполами – изюминкой главного архитектора Андрея Оболенского – можно любоваться каждый вечер.

Днем белые купола храма украшают золотые ромбы, внутри которых спрятаны светодиодные ленты. Вечером они начинают светиться, при этом цвет меняется в зависимости от церковных праздников. Когда духовенство служит на Пасху в красных облачениях, купола зажигаются алым цветом, на Троицу – зеленым. Синий оттенок появляется во время празднеств, посвященных Богородице.

– Свет проходит через стекла с золотой тонировкой, – объясняет настоятель Никольского храма иеромонах Николай Летуновский. – Чтобы было красиво, нужно настроить их яркость, теплоту и оттенки. Сейчас светодиодные купола зажигает специальный человек. Но вскоре систему автоматизируют, и подсветка будет управляться специальным датчиком.

Народ оценил

По словам иеромонаха Николая, подобным смелым дизайнерским решением не может похвастать ни один храм в мире. Местные жители тоже оценили неоновую подсветку.

– Храм имеет абсолютно классическую форму, а цветные купола лишь привлекают внимание, – продолжает Летуновский. – Но так и задумывалось. Мы хотели, чтобы люди, заметив внешнюю красоту церкви, потянулись в нее на богослужение.

Священник приводит в пример храм Василия Блаженного, храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге, но эти религиозные сооружения используют только праздничное оформление, так что аналогов у Никольской церкви нет.

– Раньше не было возможности применить современные технологии в том объеме и масштабе, которые смогли использовать мы, – объясняет иеромонах Николай.

Колокольный дозвон

Неоновая подсветка, по мнению отца Николая, не противоречит церковным канонам. Он рассказывает и о других технических новшествах. Так, в церкви есть специальная акустическая аудиосистема, которая позволяет усиливать звук, – это будет актуально, например, во время песнопений и проповедей на Пасху. На колокольне Никольского храма установлена система электронного звона, чтобы звонарь мог управлять своим инструментом дистанционно.

– Языки колоколов подвязаны к специальным моторчикам, которые их запускают, – объясняет отец Николай. – Включить систему можно даже с телефона. На моем гаджете установлено почти 70 видов разного звона.

За бытом храма следят около 50 камер видеонаблюдения, а на входе скоро появятся рамки металлодетекторов.

– Используя храмовое пространство, мы должны задумываться о безопасности людей, – продолжает иеромонах. – В прошлом году Дмитрий Медведев подписал закон об усилении антитеррористической защищенности религиозных организаций. Согласно ему храмы, в зависимости от их вместительности, должны иметь целый ряд средств безопасности для тех людей, которые их посещают.

Оксана Полякова

Скопируйте этот код и разместите его в нужном месте на вашем сайте:

копировать код для вставки

Скопируйте этот код и разместите его в нужном месте на вашем сайте:

копировать код для вставки

Источник: https://mosregtoday.ru/culture/edinstvennaya-v-mire-pravoslavnaya-cerkov-s-neonovymi-kupolami-poyavilas-v-krasnogorske/

Иерархия в Православной Церкви — Православный журнал

Служители Церкви, которые в Таинстве Священства получают особый дар благодати Святого Духа для совершения таинств и богослужения, научения людей христианской вере и управления делами Церкви. Существует три степени священства: диакон, священник и епископ. Кроме того, все духовенство делится на «белое» — женатых или давших обет безбрачия священников и «черное» — священников, принявших монашеский постриг.

Епископа поставляет собор епископов (т. е. несколько епископов вместе) в Таинстве Священства путем особой епископской хиротонии, т. е. рукоположения.

Епископом в современной русской традиции может стать только монах.

Епископ имеет право совершать все таинства и церковные службы.

Как правило, епископ стоит во главе епархии, церковного округа и окормляет все приходские и монастырские общины, входящие в его епархию, но может исполнять и особые общецерковные и епархиальные послушания, не имея своей епархии.

Звания епископов

Епископ

Архиепископ — старейший, наиболее заслуженный
епископ.

Митрополит — епископ главного города, области или провинции
или наиболее заслуженный епископ.

Викарий (лат. наместник) — епископ  — помощник другого епископа или его наместник.

Патриарх — главный епископ в Поместной Православной Церкви.

Священника поставляет епископ в Таинстве Священства путем священнической хиротонии, т. е. рукоположения.

Священник может совершать все богослужения и таинства, кроме освящения мира (масло, используемое в Таинстве Миропомазания) и антиминсов (особый плат, освященный и подписанный епископом, на котором совершается литургия), и Таинства Священства — их может совершать только епископ.

Священник, как и диакон, как правило, служит в каком-то определенном храме, приписан к нему.

Священник, стоящий во главе приходской общины, называется настоятелем.

из белого духовенства

Иерей

Протоиерей — первый из иереев, обычно заслуженный священник.

Протопресвитер — особое звание, присваивается редко, как награда для наиболее достойных и заслуженных священников, обычно настоятелей кафедральных соборов.

из черного духовенства

Иеромонах

Архимандрит (греч. начальник овчарни) — в древности настоятель отдельных знаменитых монастырей, в современной традиции — наиболее заслуженный иеромонах, соответствует протоиерею и протопресвитеру в белом духовенстве.

Игумен (греч. ведущий)

в настоящее время настоятель монастыря. До 2011 года — заслуженный иеромонах.  При оставлении должностинастоятеля звание игумена сохраняется. Награждённым

саном игумена до 2011 года и не являющимся настоятелями монастырей это звание оставляется.

В диакона посвящает епископ в Таинстве Священства путем дьяконской хиротонии, т. е. рукоположения.

Диакон может непосредственно участвовать в совершении священником или архиереем таинств и богослужений, но не может совершать их самостоятельно.

Таинства и богослужения могут совершаться и без диакона.

Церковнослужители

Не являются частью основной иерархии священнослужителей. Это служители Церкви, которые поставляются на свою должность не в Таинстве Священства, а путем хиротесии, т. е. по благословению епископа или по благословению настоятеля храма. Они не имеют на себе особого дара благодати Таинства Священства и являются помощниками священнослужителей.

Иподиакон — участвует в архиерейском богослужении в качестве помощника епископа.

Псаломщик/чтец, певчий— читает и поет во время богослужений.

Пономарь/алтарник — наиболее общее название помощников при богослужении. Созывает верующих на богослужение звоном в колокола, помогает в алтаре при богослужениях. Иногда обязанность звонить в колокола поручается особым служителям — звонарям, но такая возможность есть далеко не во всяком приходе.

Скачать и распечатать:

Источник: https://foma.ru/ierarhiya-v-pravoslavnoy-tserkvi-infografika.html

Амманский формат. Для чего главы православных церквей встретились в Иордании и что это значит для Украины

Глава УПЦ Митрополит Онуфрий присутствовал на встрече иерархов Поместных Православных церквей в Аммане. УПЦ

26 февраля в Аммане (Иордания) по инициативе Патриарха Иерусалимского состоялась встреча предстоятелей и представителей Поместных православных церквей мира. Одной из причин этого совещания стали вопросы о церковных расколах в Украине и Черногории. 

Во встрече приняли участие делегации Иерусалимской, Русской, Сербской, Румынской, Польской Православных Церквей и Православной Церкви Чешских земель и Словакии.

То есть тез церквей, которые в конфликте вокруг создания ПЦУ поддержали позицию Русской православной церкви и УПЦ.

По итогам встречи участники подписали итоговое коммюнике, в котором говорится, что это собрание «призвано укрепить братские узы между братьями и их Церквами, содействовать узам мира во Христе среди них, выступать за единство Православных Церквей и возобновить диалог в молитвенной надежде на примирение там, где были разногласия. Относительно текущей церковной ситуации в Украине участники также признали, что всеправославный диалог необходим для исцеления и примирения». 

«Страна» отвечает на главные вопросы по встрече в Аммане и о ее значении для церквовной ситуации в Украине. 

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В каком году родилась Пресвятая Богородица

1. Кто и зачем инициировал встречу в Аммане?

Формально встретиться в Иордании для обсуждения кризиса в мировом православии еще в ноябре прошлого года предложил Иерусалимский патриарх Феофил.

Эта встреча была первой попыткой обсудить вопрос предоставления патриархом Варфоломеем Украине Томоса об автокефалии.

После того, как в Украине была создана Православная церковь Украины, на протяжении 9 месяцев она не признавалась ни одной поместной православной церковью мира, кроме Вселенского патриархата, чей глава Варфоломей и предоставил ей автокефальный статус.

Осенью 2019 года ПЦУ признали Элладская и Александрийская церкви. Таким образом, из 14 Поместных Православных церквей мира на данный момент только три поддерживают церковно-каноническое общение с ПЦУ. 

Священный синод Украинской православной церкви считает ПЦУ «объединением раскольников».

Но «украинский вопрос» не единственный, который стоял на повестке дня встречи в Аммане.

Критическая ситуация в Черногории, где два месяца продолжаются массовые протесты верующих, направленные против скандального закона, который позволит отобрать святыни у канонических епархий Сербской Православной Церкви на территории страны.

Документ, ущемляющий интересы СПЦ и практически открывающий процесс автокефалии непризнанной мировым православием Черногорской церкви, был принят в ночь на 27 декабря парламентом страны и подписан резидентом Мило Джукановичем. 8 января закон вступил в силу.

Согласно тексту закона, религиозные общины сохранят свои активы, если смогут представить четкие доказательства права на собственность. Но у Сербской православной церкви в Черногории таких документов практически нет, хотя ей принадлежат более 600 храмов и монастырей в государстве.

По задумке властей, в собственность государства должны перейти все культовые здания, возведенные до 1 декабря 1918 года.

В столице Черногории Подгорице с момента принятия этого закона регулярно проходят массовые шествия православных черногорцев, молящихся о сохранности своих святынь, а ряд встреч представителей власти и церковников по этому вопросу не привели ни к какой развязке. 

На пороге автокефалии находится и непризнанная в мировом Православии Македонская Церковь в республике Северная Македония. Вселенский патриархат уже официально подтвердил, что не отказался от стремления решить вопрос автокефалии Македонской Православной Церкви.

 На данный момент на территории государства Северная Македония существует каноническая Охридская епархия Сербской Православной Церкви и отколовшаяся от нее Македонская Православная Церковь.

 Еще в июле 2019 года премьер республики сообщил, что правительство Македонии уже работает с патриархом Варфоломеем по вопросу получения автокефалии. 

Обсудить эти болезненные вопросы и должны были представители Поместных Православных церквей мира на встрече в Аммане. 

2. Почему во встрече не приняли участие все православные церкви мира

От участия в этой встрече отказались Вселенский патриарх Варфоломей, а также  Александрийская, Антиохийская, Болгарская, Грузинская, Кипрская, Элладская, Албанская православные церкви. Варфоломей даже заявил, что Амманская встреча «подрывает устои Православной Церкви».

Об этом он написал в специальном письме Патриарху Иерусалимскому Феофилу, заявив, что это собрание «направлено на свержение установленных норм и отчуждение Православной Церкви от ее церковных устоев». 

По сути, участие во встрече в Аммане в очередной раз продемонстрировало раскол в мировом православии на «греческую» и «славянскую» части.

Но отсутствие некоторых церквей на этой встрече вовсе не значит, что они выступают на стороне Фанара. Например, патриарх Антиохийский Иоанн еще в декабре 2019 года подтверждал, что поддерживает инициативу Иерусалимского Патриарха по такому совещанию, но на самой встрече его не оказалось из-за неурегулированности спора вокруг юрисдикции Катара между Антиохией и Иерусалимом. 

А в Болгарской Православной Церкви приглашение от Патриарха Феофила даже не донесли до сведения членов Священного Синода, о чем член Синода БПЦ митрополит Ловчанский Гавриил рассказал местным СМИ. 

Последним, кто отказался от поездки в Иорданию, стал Архиепископ Албанский Анастасий, заявивший, что «инициатива исцеления новой реальности несомненно принадлежит Вселенскому патриархату». Таким образом, он высказал мнение, что такую встречу должен был созывать именно глава Фанара. 

Интересно, что сторонники Фанара расценили малое представительство делегаций Поместных Православных церквей в Аммане как провал этого мероприятия. Но тут стоит отметить, что ни один Вселенский собор не собирал всех иерархов Поместных православных церквей мира. И даже во время Собора Поместных православных церквей на Крите в 2016 году там также отказались от участия четыре Церкви. 

Кроме того, следует подчеркнуть, что даже те шесть Поместных Православных Церквей мира, которые приняли участие во встрече в Аммане, имеют самую большую паству и представляют  80% всех православных в мире.  

«Это не просто встреча представителей 6 Церквей. Это встреча тех, кто составляет подавляющее большинство Православной Церкви, – написал в своем Telegram-канале протоиерей Александр Овчаренко, спикер Запорожской епархии УПЦ. – Нас, православных, в мире около 200 млн. В Аммане участвуют те Церкви, которые представляют интересы 160 млн.человек т.е. почти 80% всех православных».

3. Какими будут последствия встречи в Аммане для Украины и мира?

Сама встреча иерархов в Аммане состоялась за закрытыми дверями. Между тем, многие участники мероприятия открыто говорили журналистам, что главная тема собрания — проблема потери единства в Православии. Например, епископ Ириней из Сербской Православной Церкви прямо заявил, что – это результат действий Константинопольского патриархата.

Политолог Руслан Бортник считает, что одним из важных последствий Амманской встречи станет неутешительный вывод для ПЦУ. Единство, которое показали в Иордании шесть Поместных Православных Церквей мира означает, что эти Церкви не признают ПЦУ или другие автокефалии, которые готовится признать Варфоломей. 

«Самый главный вывод, что полноценного признания ПЦУ всеми Поместными Православными церквями мира даже в стратегической перспективе не стоит ожидать. Да, ее могут признать еще какие-то малочисленные Церкви «греческого» пула, ориентирующегося на Фанар, но масштабного и всеобъемлющего признания не будет.

Вообще теперь в мире есть четкое распределение на «константинопольский пул» — Церкви, которые ориентируются на Варфоломея, так называемую Амманскую группу — славянские православные церкви, выступающие против парада автокефалий Варфоломея, и группу, соблюдающую или пытающуюся соблюдать нейтралитет.

Но сегодня все больше и больше православие входит в разъединение на разные группы влияния, которые не всегда будут поддерживать друг друга. И вся эта ситуация играет против православия, конфликт чреват тем, что будет все больше и больше расколов в каждой из этих Церквей. В конечном итоге православие вообще рискует потерять часть прихожан.

Этот конфликт закладывает огромные риски, которые могут смести силу православия в мире», — говорит «Стране» Бортник.   

Религиевед Алексей Смирнов, комментируя «Стране» встречу в Аммане, отмечает, что присутствие в Аммане Митрополита Онуфрия доказывает, что он единственный канонический глава украинского православия. 

«На встрече присутствовал Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, что говорит о том, что Поместные Церкви даже не сомневаются в том, что он является единственным каноническим главой украинского Православия. А участие главы «ПЦУ» Епифания в таком формате даже не рассматривалось», — отмечает он.

По словам эксперта, встреча в Аммане все еще может стать началом всеправославного диалога. 

«Встреча в Аммане — это попытка сдвинуть «дело» с мертвой точки. Дело в том, что Константинопольский патриарх Варфоломей упорно отказывается созывать Всеправославное совещание для обсуждения «украинского вопроса», что провоцирует углубление кризиса как в самой Украине, так и во всем православном мире.

Это неудивительно, ведь он является одной из сторон конфликта и вряд ли горит желанием обсуждать свои собственные действия. По итогу это провоцирует тупиковую ситуацию, выйти из которой и попытались участники амманской встречи. Судя по их заявлениям, одной из главных задач совещания было желание запустить соборное рассмотрение сложившейся ситуации.

Это единственный способ остановить ползучий распад Православия и преодолеть негативные последствия односторонних действий Патриарха Варфоломея в Украине. И если он проигнорирует коллективный голос Поместных Церквей (ведь даже те, кто не участвовал в Аммане также указывают на собор, как на единственное средство решения проблем), это будет выглядеть как откровенное затягивание времени и саботаж.

В этом случае, «амманский формат» может продолжить свою работу, что называется, с «чистой совестью», но уже без патриарха Варфоломея», — считает религиевед. 

При этом следует отметить тот факт, что в итоговом коммюнике Константинопольская Церковь подчеркнуто названа «первой по чести».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему в мире существует зло

«По сути, это довольно прозрачный намек на то, что Поместные Церкви отвергают ее претензии на особые привилегии и «первенство власти» в Православной Церкви», — считает Алексей Смирнов.

Источник: https://strana.ua/articles/analysis/251999-chto-oznachaet-vstrecha-ierarkhov-mirovoho-pravoslavija-v-ammane-.html

Главные различия православия от католицизма

Окончательное разделение Единой Христианской Церкви на православие и католицизм произошло в 1054 году. Тем не менее и православная, и Римско-Католическая церкви считают только себя «единой святой, кафолической (соборной) и апостольской Церковью».

Прежде всего, католики — это тоже христиане. Христианство делится на три основных направления: католичество, православие и протестантизм. Но не существует единой Протестантской Церкви (протестантских деноминаций в мире несколько тысяч), а Православная Церковь включает в себя несколько независимых друг от друга Церквей.

Кроме Русской Православной Церкви (РПЦ), есть Грузинская Православная Церковь, Сербская Православная Церковь, Греческая Православная Церковь, Румынская Православная Церковь и т.д.

Управляются Православные Церкви патриархами, митрополитами и архиепископами. Не все Православные Церкви имеют общение друг с другом в молитвах и таинствах (что необходимо для того, чтобы отдельные Церкви были частью единой Вселенской Церкви согласно катехизису митрополита Филарета) и признают друг друга истинными церквями.

Даже в самой России Православных Церквей несколько (сама РПЦ, Русская Зарубежная Православная Церковь и т.д.). Из этого следует, что мировое православие не имеет единого руководства. Но православные считают, что единство Православной Церкви проявляется в едином вероучении и во взаимном общении в таинствах.

Католичество — это одна Вселенская Церковь. Все ее части в разных странах мира находятся в общении между собой, разделяют единое вероучение и признают Папу Римского своим главой. В Католической Церкви есть деление на обряды (общины внутри Католической Церкви, отличающиеся друг от друга формами литургического поклонения и церковной дисциплиной): римский, византийский и др. Поэтому есть католики римского обряда, католики византийского обряда и т.д., но все они являются членами одной Церкви.

Главные различия православия от католицизма:

1. Итак, первое отличие между Католической и Православной Церквями состоит в различном понимании единства Церкви. Для православных достаточно разделять одну веру и таинства, католики в добавление к этому видят необходимость в едином главе Церкви – Папе;

2. Католическая Церковь исповедует в Символе Веры, что Дух Святой исходит от Отца и Сына («филиокве»). Православная Церковь исповедует Духа Святого, исходящего только от Отца. Некоторые православные святые говорили об исхождении Духа от Отца через Сына, что не противоречит католическому догмату.

3. Католическая Церковь исповедует, что таинство брака заключается на всю жизнь и запрещает разводы, Православная Церковь в отдельных случаях разводы допускает

Ангел освобождает души в чистилище, Лодовико Карраччи

4. Католическая Церковь провозгласила догмат о чистилище. Это состояние душ после смерти, предназначенных для рая, но еще не готовых к нему. В православном учении чистилища нет (хотя есть нечто похожее — мытарства). Но молитвы православных за умерших предполагают, что есть души, находящиеся в промежуточном состоянии, для которых еще есть надежда попасть в рай после Страшного Суда;

5. Католическая Церковь приняла догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии. Это означает, что даже первородный грех не коснулся Матери Спасителя. Православные прославляют святость Богородицы, но считают, что она была рождена с первородным грехом, как и все люди;

6. Католический догмат о взятии Марии на небеса телом и душой является логическим продолжением предыдущего догмата. Православные тоже верят в то, что Мария на Небесах пребывает душой и телом, но догматически это в православном учении  не закреплено.

7. Католическая Церковь приняла догмат о главенстве Папы над всей Церковью в вопросах веры и морали, дисциплины и управления. Православные не признают главенства Папы;

8. Католическая Церковь провозгласила догмат о безошибочности Папы Римского в вопросах веры и морали в тех случаях, когда он в согласии со всеми епископами утверждает то, во что Католическая Церковь уже верила в течение многих веков. Православные верующие считают, что безошибочными являются лишь решения Вселенских Соборов;

папа Пий V

9. Православные крестятся справа налево, а католики слева направо.

Католикам долгое время разрешалось креститься любым из этих двух способов, пока в 1570 году папа Пий V не предписал им делать это слева направо и никак иначе. При таком перемещении руки крестное знамение, согласно христианской символике, считается исходящим от человека, который обращается к Богу. А при движении руки справа налево — исходящим от Бога, который благословляет человека.

Неслучайно и православный, и католический священник перекрещивают окружающих слева направо (глядя от себя). Для того, кто стоит напротив священника, это как благословляющий жест справа налево. Кроме того, перемещение руки слева направо означает движение от греха к спасению, поскольку левая сторона в христианстве связывается с дьявольским, а правая — с божественным.

А при крестном знамении справа налево перемещение руки трактуется как победа божественного над дьявольским.

10. В православии существуют две точки зрения на католиков:

Первая считает католиков еретиками, исказившими Никео-Константинопольский символ веры (путём добавления (лат.filioque). Вторая — схизматиками (раскольниками), отколовшимися от Единой Соборной Апостольской Церкви.

Католики, в свою очередь, считают православных схизматиками, отколовшимися от Единой, Вселенской и Апостольской Церкви, но не считают их еретиками. Католическая Церковь признает, что поместные Православные Церкви — истинные Церкви, сохранившие апостольскую преемственность и истинные таинства.

11. В латинском обряде распространено совершение крещения путём окропления, а не погружения. Немного отличается крещальная формула.

12. В западном обряде для таинства исповеди широко распространены конфессионалы — место отведенное для исповеди, как правило особые кабины — исповедальни, обычно деревянные, где кающийся преклонял колена на низкой скамейке сбоку от священника, сидящего за перегородкой с решетчатым оконцем. В православии исповедующийся и исповедник встают перед аналоем с Евангелием и Распятием на глазах у остальных прихожан, однако на некотором удалении от них.

исповедальни или конфессионалы исповедующийся и исповедник встают перед аналоем с Евангелием и Распятием

13. В восточном обряде детей начинают причащать с младенчества, в западном к первому причастию подходят только в возрасте 7-8 лет.

14. В латинском обряде священник не может быть женатым (за исключением редких, особо оговорённых случаев) и обязан перед рукоположением дать обет безбрачия, в восточном (как для православных, так и для грекокатоликов) целибат обязателен только для епископов.

15. Великий пост в латинском обряде начинается с пепельной среды, а в византийском с чистого понедельника.

16. В западном обряде принято продолжительное стояние на коленях, в восточном — земные поклоны, в связи с чем в латинских храмах появляются скамейки с полочками для коленопреклонений (сидят верующие только при ветхозаветных и апостольских чтениях, проповеди, оффертории), а для восточного обряда важно, чтобы перед молящимся оставалось достаточное для земного поклона пространство.

17. Православное духовенство, преимущественно, носит бороду. Католическое духовенство, как правило, безбородо.

18. В православии усопшие особо поминаются на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти (первым днём принимается сам день кончины), в католицизме — на 3-й, 7-й и 30-й день.

19. Одной из сторон греха в католицизме считается оскорбление Бога. Согласно православному взгляду, поскольку Бог бесстрастен, прост и неизменен, то Бога невозможно оскорбить, грехами мы наносим вред только себе (делающий грех является рабом греха).

20. Православные и католики признают права светских властей. В православии существует концепция симфонии духовной и светской властей. В католицизме существует понятие о верховенстве церковной власти над светской. Согласно социальной доктрине Католической церкви государство исходит от Бога, и потому ему следует повиноваться.

Право на неповиновение властям также признается Католической церковью, но с существенными оговорками. В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви также признается право на неповиновение, если власть принуждает к отступлению от христианства или к греховным деяниям.

 5 апреля 2015 года Патриарх Кирилл в проповеди на Вход Господень в Иерусалим отметил:

21. В католицизме существует учение об индульгенциях (освобождение от временной кары за грехи, в которых грешник уже покаялся, и вина за которые уже прощена в таинстве исповеди). В современном православии отсутствует подобная практика, хотя ранее «разрешительные грамоты», аналог индульгенций в православии существовали в Константинопольской православной церкви в период османской оккупации.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  На какой день хоронят православных

22. На католическом западе преобладает мнение, что Мария Магдалина является той женщиной, которая помазала миром ноги Иисуса в доме Симона фарисея. Православная Церковь категорически не согласна с этим отождествлением.

явление воскресшего христа марии магдалине

23. Католики помешаны на борьбе с любого вида контрацепцией, что особенно уместно выглядит во время пандемии СПИДа. А православие признает возможность пользоваться некоторыми противозачаточными средствами, не имеющими абортивного эффекта, – например, презервативами и женскими колпачками. Разумеется, в законном браке.

24. Милость Божия. Католицизм учит, что Милость создана Богом для людей. Православие считает, что Милость несотворена, предвечна и влияет не только на людей, но и на все творение. Согласно Православию, Милость — есть мистический атрибут и Сила Божия.

25. Православные используют для причастия квасной хлеб. Католики — пресный. Православные получают при причастии хлеб, красное вино (тело и кровь Христову) и теплую воду («теплоту» — символ Св. Духа), Католики — только хлеб и белое вино (мирянам — только хлеб).

∗∗∗

Несмотря на различия, католики и православные исповедуют и проповедуют по всему миру одну веру и одно учение Иисуса Христа. Когда-то человеческие ошибки и предубеждения нас разъединили, но до сих пор вера в одного Бога нас объединяет. Иисус молился о единстве Своих учеников. Его ученики — это и католики, и православные.

Источник: https://moiarussia.ru/glavnye-razlichiya-pravoslaviya-ot-katolitsizma/

Что ждет православных всего мира после встречи в Иордании

МОСКВА, 26 фев — РИА Новости. На совещании в Аммане главы и представители ряда поместных православных церквей обсуждают пути выхода из кризиса, вызванного признанием Константинопольским патриархом Варфоломеем украинских раскольников. Этому форуму предшествовала долгая подготовка, в которую пытались вмешаться политики. О том, чего ожидать от «братской встречи в Иордании», — в материале РИА Новости.

«Есть серьезные разногласия»

Православные молитвы под призывы к намазу с минаретов — именно в такой атмосфере пройдет встреча глав и представителей поместных церквей в столице мусульманского королевства Иордания. Сейчас этот город на арабский лад называется Амман, хотя некогда он был греческим полисом Филадельфией с довольно крупной христианской общиной. От нее уже почти ничего не осталось, но и поныне это каноническая территория Иерусалимской церкви.

Именно ее предстоятель патриарх Феофил в ноябре прошлого года призвал все поместные православные церкви сесть за стол переговоров, чтобы обсудить вопрос о канонических территориях.

Два года назад Константинопольский патриарх Варфоломей заявил о своих претензиях на украинскую православную общину, легализовав местных раскольников.

Он даровал им томос — грамоту об автокефалии — и тем самым нарушил одно из древних правил, по которому у каждой поместной церкви есть собственная зона юрисдикции.

Украина входит в сферу ответственности Русской православной церкви, а значит, только Московский патриархат мог снять канонические прещения с украинских самосвятов и решить вопрос об автокефалии.

Однако патриарх Варфоломей мотивировал свое самовольное решение тем, что он является первым в «списке чести» предстоятелей православных церквей, а значит, обладает правом единолично вершить судьбы православного мира. В РПЦ же ему указали на нарушение одного из фундаментальных принципов, отличающих православие от католичества: у Церкви не может быть единого главы, она мистическим образом управляется самим Христом.

Украинский вопрос обнажил проблему разного толкования этого принципа в православном мире. Одни поместные церкви посчитали, что патриарх Варфоломей прав, — Александрийская и Элладская церкви вслед за ним признали раскольников, правда, после давления с его стороны. Другие же — Русская, Сербская, Чешская и Православная церковь в Америке — выступили против его решений.

Антиохийская, Иерусалимская, Польская, Румынская, Албанская, Кипрская, Грузинская и Болгарская церкви призвали стороны к диалогу. И вот возможность для этого появилась: вышеизложенные проблемы будут обсуждаться на встрече в Иордании.

«Цель данного собрания, обозначенная патриархом Феофилом, — обсуждение вопроса о сохранении церковного единства. К сожалению, на сегодня фактом является наличие разделений и серьезных разногласий между поместными Церквами», — сказал РИА Новости глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион.

Намек из США

Как минимум одна из надежд немалой части православных верующих не оправдалась. Феофил еще только озвучил идею встречи в Аммане, как многие стали гадать о ее статусе. Был даже разговор, что в Иордании может состояться Всеправославный собор — первый за 1200 лет.

Однако Константинополь заявил, что не собирается участвовать в совещании. Более того, патриарх Варфоломей назвал инициативу своего иерусалимского собрата «некомпетентной» — мол, только он имеет право созывать какие-либо встречи всеправославного уровня.

Вслед за Константинопольской от участия в амманской встрече отказались Албанская, Болгарская, Грузинская, Антиохийская, а также грекоязычные Элладская и Кипрская церкви. Причем представителей последних двух, по данным источников РИА Новости в церковных кругах, активно отговаривали от поездки в Иорданию греческие политики.

Давили и на главу Иерусалимского патриархата, входящего в так называемую греческую семью церквей, объединенную общим языком и традициями. В конце января издание The National Herald — рупор греческой общины в США и главный спонсор «стамбульского патриархата» — опубликовало заметку о беседе главы Иерусалимской церкви с президентом Греции Прокописом Павлополусом на тему Аммана.

«Мы с нетерпением ждем, что вы, как и Элладская церковь, в эти трудные и неспокойные времена поддержите Вселенского патриарха Варфоломея в его борьбе за православное христианство», — привело издание слова президента. А в конце редакция уже от себя добавила: «Действия Феофила подрывают древние права и привилегии» Константинопольского патриарха.

Несмотря на столь прямой намек влиятельной общины, чьи наиболее видные представители состоят в команде президента США и могут непосредственно влиять на греческие церкви, патриарх Феофил не стал отменять мероприятие.

Формат встречи

«Наша встреча не представляет собой официальный Синаксис (встречу предстоятелей. — Прим. ред.

) — это братская встреча, где будет открыт диалог о вызовах, перед которыми стоит православное общество в кризисное время; мы будем продолжать использовать любые способы вести коммуникацию с Вселенским патриархатом для достижения консенсуса между нашими братьями предстоятелями, приветствуя его (Константинопольского патриарха. — Прим. ред.) всесвятость и признавая его старшинство по чести», — следует из письма, направленного Иерусалимским патриархатом предстоятелям поместных церквей.

По данным источников РИА Новости в церковных кругах, в Амман все-таки могут приехать епископы Элладской, Кипрской, Александрийской (официально она так и не ответила на приглашение) и Константинопольской церквей. Это будет одним из главных сюрпризов предстоящей встречи, которая при таком раскладе вполне может претендовать на статус всеправославной.

«Речь идет о тех иерархах, которые не согласны с курсом своего начальства на признание украинских раскольников. Но они не озвучивают свои намерения публично и вряд ли будут светиться на встрече в Аммане, так как понимают, что их руководство будет после этого сильно давить на них», — говорят собеседники корреспондента РИА Новости в Кипрской и Элладской церквах.

Важный прецедент

Пока же известно, что во встрече примут участие главы и представители шести из 15 поместных церквей: патриарх Иерусалимский Феофил, патриарх Московский Кирилл, патриарх Сербский Ириней, митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав, а также делегации Польской и Румынской церквей.

По данным собеседников РИА Новости в украинских церковных кругах, в Амман прибыл и предстоятель канонической Украинской православной церкви митрополит Онуфрий.

Сама встреча пройдет в закрытом для прессы режиме в конференц-зале отеля Fairmont в Аммане. По информации источников РИА Новости, главы и представители поместных церквей могут принять совместное заявление по итогам собрания.

Однако уже сам факт проводимого совещания говорит о том, что в православном мире хотят разрешить кризисную ситуацию. В Русской церкви отмечают, что это будет первым шагом к преодолению раскола из-за событий на Украине.

«Преодолеть эти разделения можно только путем честного и братского диалога и общими усилиями всех общепризнанных автокефальных Церквей. Надеемся, что предстоящая встреча станет важным этапом в этом направлении», — подчеркивает митрополит Волоколамский Иларион.

Источник: https://ria.ru/20200226/1565199730.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь
Для любых предложений по сайту: [email protected]