Почему в мире существует зло

Проблема зла

почему в мире существует зло

Оригинал доступен на сайте brians.wsu.edu

Классическая проблема зла является проблемным моментом только в некоторых монотеистических религиях, таких как иудаизм и христианство, которые предполагают существование абсолютно хорошего (великодушного), всемогущего (всесильного), всезнающего (всеведущего) Бога-творца. Короче говоря, возникает вопрос: «Если Бог великодушен, всесилен и всеведущ, почему в мире существует зло?

В религиях, где Бог не обязательно является совершенно хорошим, или всемогущим, или же всезнающим, проблема не возникает. Например, в раннем иудаизме иногда говорят, что Бог причиняет зло (ожесточает сердце Фароа, искушает Давида провести греховную перепись) и даже кается (Потоп). Но в конечном итоге иудаизм эволюционировал с тем, чтобы настаивать на существовании абсолютно хорошего Бога.

Затем утверждалось, что зло происходит от какого-то  конкурирующего существа, такого как Сатана. И все-таки, если Сатана может использовать свою силу независимо от воли Бога, тогда Бог не всемогущ.

Если Сатана действует просто как посредник воли Бога, то проблема зла остается: как это Бог желает, чтобы Сатана совершал зло, которое он сам не хотел бы совершать? Если Бог безукоризненно добр, то он не сможет совершать или творить зло. Зло противоречит его природе.

В проблеме наличествуют два момента: материальный и моральный.

Материальный:

Вопрос: Если Бог добр и создал мир, в котором мы живем, то по какой причине он содержит в себе такие изъяны, как болезни, смерть, наводнения, пожары и землетрясения?

Ответы/аргументы:

  • Подобные аспекты являются злом не сами по себе, а лишь в нашем восприятии их.
    • Аргумент:То, что людям кажется злом, является всего-навсего необходимым побочным продуктом природы вещей. Если бы мы могли видеть вещи с точки зрения Бога, мы бы поняли их цель и приняли их как хорошие по своей сути.
    •  Возражения:
      • Указанный аргумент попросту уклоняется от проблемы, объявляя ее неоспоримой при том способе существования, который у нас есть. Он соответствует родительскому «Поймешь, когда вырастешь».
      • Данный аргумент не является библейским, так как он игнорирует тот факт, что Писание четко рассматривает раннюю смерть, болезни, землетрясения и прочие беды в качестве зла, которое причиняется в отношении грешников.
  • В результате подобных бед появляется еще более значительное благо.
    • Аргумент:То, что кажется нам злом, на самом деле является необходимой составляющей для еще большего блага. Если бы не было смерти, земля стала бы ужасно перенаселенной. Ребенок, замерзающий до смерти в снегу, страдает от неблагоприятного побочного воздействия погоды, дающего воду для поддержания миллионов жизней. Бог создал лучший мир, который был в состоянии создать (или его можно было бы обвинить в слабости или преднамеренном зле). Темные пятна на картине способствуют ее красоте в целом.
    • Возражения:Это было распространенным аргумент среди приверженцев «философского оптимизма», против которых так решительно выступал Вольтер. Он остается открытым для множества возражений.

Это — круговая аргументация, попросту утверждающая, что вещи являются такими, какими они должны быть.

Поскольку мы предполагаем существование всезнающего создателя, то почему же он не создал мир, в котором добро не производит побочных продуктов в виде бед? Ввиду того, что христианство утверждает, что чудеса действительно случаются, аргумент относительно того, что законы природы требуют, чтобы дети, потерявшиеся в метели, обязательно должны замерзать насмерть, является необоснованным. Поскольку сказано, что Бог часто вмешивался в действие законов природы, чтобы вознаградить или наказать людей, то очевидно, что он мог бы делать это регулярно. На самом деле вопрос заключается в том, почему он не делает это регулярно?

Кто определяет, что является более значимым благом? Насколько важно то, чтобы вулканы могли извергаться, часто разрушая жизни невинных людей, живущих рядом с ними? Если даже падение одного единственного воробья вызывает у Бога беспокойство, то с чего бы это ему надо делать выбор в пользу одобрения простых природных явлений вместо дальнейшего существования людей?

Если это лучший из всех возможных миров, то почему так легко представить те, которые будут получше? В любом случае, Библия ясно изображает этот мир как такой, что деградировал после изгнания Адама и Евы из Эдемского сада. Мир не так хорош, как когда-то был, и не так хорош, как обещано быть в конце времен.

Вольтер высмеял аналогию с картиной, сказав, что он может считать картину прекрасной, пока он стоит от нее на некотором расстоянии, но как только он рассмотрит эти темные пятна, наполненные человеческими страданиями, болезнями и смертью, он больше не сможет их разглядывать с тем же энтузиазмом. Как бы то ни было, аналогия — это одна из самых слабых форм аргументации: тьма — это не то же самое, что зло.

Мораль:

Вопросы: Проблема морального зла может быть разделена на два отдельных вопроса:

Ответы/аргументы:

  • Почему Бог позволяет людям совершать зло?
    • Аргумент:
      • Бог хотел, чтобы люди поклонялись ему без принуждения, не действовали автоматически. Наличие свободной воли обязательно требует возможности выбрать зло. Бог не желает зла; он просто создает людей способными совершать выбор в пользу зла.
    • Возражения: Несмотря на то, что это часто преподносится как весомый аргумент, он может быть подвержен ряду возражений.
      • Если свобода сама по себе является добром и, следовательно, в совершенном мире необходима, то не обязательно подразумевается, что выбор должен предусматривать добро и зло. Можно свободно совершать выбор между альтернативами, которые являются хорошими, не превращаясь в простого робота. Так или иначе, данный аргумент буквально игнорирует исходный вопрос. Мы спросили не о том, какова цель зла в мире, а откуда оно берется?
      • Почему Бог вообще требует поклонения? Если он совершенен, то ему не нужно, чтобы кто-либо восхвалял или обожал его, и, точно уж, чтобы это делали такие ущербные, сбитые с толку существа, как люди, чье обожание едва ли может быть столь же полезным, как поклонение ангелов, которые понимают Бога гораздо более полно и ясно.
      • Если свобода выбора совершать зло или нет, необходима для определения того, кого следует спасать, то будут ли спасенные на небесах также вольны совершать грехи? Если нет, то будет ли их состояние оцениваться хуже чем то, в котором находимся мы? Очевидно, что нет. Так почему бы не пропустить смертную фазу существования со всеми ее страданиями и грехами в целом и не перейти от стадии творения сразу к стадии с небесами?
      • Если Бог знает все, то прежде чем создавать людей, он точно знал, что те впадут в грех. Как он может считаться невиновным за грехи, которые он сознательно сделал неизбежными? Поскольку в Евангелиях говорится, что большинство людей отправляются в ад, Бог должен сознательно создать систему, которая, если и не зла по своей сути, то, по крайней мере, на удивление неэффективна.
  • Почему плохие вещи случаются с хорошими людьми (а хорошие часто случаются с людьми злыми)?
    • Почему добро страдает, а зло процветает? Это была та форма, в которой Библия впервые обратилась к проблеме зла, когда евреи пересмотрели свои традиционные учения о том, что Бог вознаграждает благочестивых людей многими детьми, процветанием и долгой жизнью, и проклинает нечестивых бесплодием, нищетой и ранней смертью. Это так часто явно не соответствовало действительности, что такая непоследовательность, по-видимому, требовала объяснения. Книги Иова и Экклезиаста, каждая по-своему, объявляют это непостижимой загадкой. Автор книги Иова, похоже, считает сам факт существования такого вопроса оскорблением Бога. Он выдвигает всевозможные подробные аргументы с тем, чтобы подвергнуть сомнению справедливость Бога; но божество отказывается отвечать на его обвинения, говоря Иову просто сесть, заткнуться и бояться его.
    •  Аргумент:
      • Некоторые утверждают, что хорошим людям страдания причиняются для того, чтобы испытать их, чтобы те могли доказать свою добродетель.
    •  Возражение:
      • Почему такая проверка является необходимой или желательной? Будут ли спасенные проверяться подобным образомна небесах? Конечно, нет, так как сказано, что Небеса свободны от страданий. Если добродетель может быть проявлена ​​только при сравнении со злом, то может показаться, что Бог либо ограничен в своей власти, либо является не до конца хорошим.
    • Аргумент:
      • Согласно утверждениям Заповедей блаженства те, кто страдает здесь на земле, будут благословлены на небесах.
    •  Возражение:
      • Этот аргумент дает утешение, но не дает объяснения. Почему добро должно страдать в принципе? Как и многие прочие «ответы» на проблему зла, он уклоняется от основного вопроса, заявляя, что в этой жизни на него ответить невозможно. Ответы есть только на небесах.

Логические решения проблемы зла

Проблема зла в классическом изложении, вероятно, неразрешима, но люди, которые глубоко ее обдумывают, обычно приходят к одному из следующих выводов:

  • Бог не есть безоговорочно хорошим.
  • Бог не всемогущ.
  • Бог не всезнающий.
  • Бога не существует.
  • Это тайна. Ошибкой является даже задавать данный вопрос.

Святой Августин попытался решить эту проблему, отрицая фактическое существование морального зла. Он утверждал, что то, что мы воспринимаем как зло, — это сугубо отдаленность от Бога. Ад является окончательным отчуждением от Бога.

Дополнительные учебные пособия по европейской классике XVIII и XIX веков

Упорядочено по категориям: Европейская классика XVIII и XIX веков, Руководство по изучению

Источник: http://edutranslator.com/problema-zla/

Свобода. Добро и зло. Неотносительность морали. — Незнакомое православие

почему в мире существует зло

Здесь ты узнаешь, — противоречит ли понятие свободы воли научному мировоззрению; — что добро и зло — не разные проявления одной и той же силы, но имеют разные основы и неравноправны;

— что мораль не служанка потребности.

Свобода — многозначное слово. Опытные софисты постоянно манипулируют многозначностью этого слова для достижения своих целей. Самый безобидный пример — реклама.

«Сигареты Bond сделают тебя свободным!» на фоне господина в костюме с пистолетом, обнимающего очаровательную фотомодель.

В этом примере предлагается подражение супермену, обладающему многими красивыми женщинами, а свободным ты сможешь себя вообразить, если будешь курить то же, что и агент 007. Надо же, бред какой. А как же все обстоит на самом деле? Что такое свобода?

  • Социальная свобода — то, что обычно мы и привыкли понимать под свободой вообще: свобода вероисповедания, свобода слова, передвижения, действий, свободы личности и прочие свободы, сейчас называемые демократическими. Эти свободы ограничены существованием других людей — ты можешь реализовывать свою социальную свободу, покуда она не ущемляет свободу других.
  • Метафизическая свобода — способность человека начинать новое состояние Вселенной, не зависящее от ее предыдущих состояний. Это означает, что если вся остальная, помимо человека, материя, необратимо подчинена причинно-следственным связям, и всякое состояние материи может быть выведено из предыдущего при достаточно полной информации и знании причинно-следственных законов, то с человеком все не так. Человек умеет творить — создавать то, чего раньше не было, и что ничем не обусловлено, а часто появляется даже вопреки имеющимся предпосылкам. И пусть человек творит не из ничего, как Бог, а из имеющегося в наличии вещества (энергии, информации), но это истинное творение — новые состояния вселенной, доселе не существующие и не обусловленные её предыдущими состояниями. Человек недетерминирован.
  • Свобода воли — это свобода выбора между добром и злом. Это способность человека, вне зависимости ни от чего, склонять свое свободное произволение ко злу или к добру.
  • Свобода от греха — самое полное, христианское, всеобъемлющее понятие свободы. Грех имеет притягательную силу для человека. Поддавшись греху один раз, человек со временем ищет его вновь и вновь, и не успеешь оглянуться, как вся жизнь превращается в служение греху, в работу ради обеспечения возможности согрешить.

Необходимо помнить о семантической поливариантности слова «свобода» и не смешивать различные его значения. Это просто разные вещи.

Добро и зло

В голову современного человека крепко-накрепко вбито, что добро и зло — это две разные силы. И даже более того, может быть не существует ни добра, ни зла, а есть лишь различное проявление более общей, безличной силы, ни злой, ни доброй. Мол, ни добра ни зла не существует, есть только некая высшая сила и её проявления, которым человеческое сознание придает эмоциональную окраску добра или зла.

Наверняка, уважаемый читатель, нечто подобное думаешь и ты. Теперь мы просим ознакомится с христианской позицией по этому вопросу. Очень важно удержать эту позицию в голове, увязать её с вероучительными истинами Православия и сверить все вместе с наблюдаемой действительностью.

В мире существует только добро. Только добро является силой. Зло же — не имеет самостоятельного существования, а является лишь мерой отступления от добра. Зло, как паразит, не может существовать самостоятельно, оно не имеет собственной сущности, оно — бессущностно. Зло подобно болезни, которая не имеет самостоятельного существования, но проявляется как такие изменения в здоровом организме, когда мы говорим — заболел. Нет организма — нет и болезни.

Как есть переносчики (возбудители) болезни, так есть и переносчики, возбудители зла. Но об этом в иных частях сайта. Это, как говорится, совсем другая история. А зло — это паразит, даже не симбиот. Ибо симбиот сосуществует для жизни, а паразит, вирус, просто убивает. Зло существует за счет добра, паразитируя на нем.

Итак, зло — это отсутпление от добра и не имеет собственного онтологического существования.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что значит смертный грех

Как нам понять, а не ровно ли наоборот обстоит дело? А просто проверить практикой. Понаблюдать за действительностью. Там, где зло торжествует окончательно, повышается энтропия, замедляются и останавливаются процессы, прекращается жизнь. С прекращением жизни исчезает и зло, так как ему больше не на чем паразитировать.

Так вирус, безсмысленно перестраивая клетки своего носителя, лишая их жизненных функций, превращая их в производителей таких же как и он, вирусов, истощает жизнь в организме, ведет к его гибели и погибает (прекращает существование) сам.

Неотносительность морали

Приступая к этой части статьи, автор вздыхает: еще никогда ему не приходилось истытывать столько противодействия, как при попытке высказать православное понимание этого вопроса. Просим тебя, уважаемый читатель, проявить ангельское терпение. Как сами мы преступники морали, так и имеем жгучее желание, чтобы её, морали, не существовало. Квинтэссенция этого нежелания содержится в знаменитой фразе «Мораль (нравственность) — служанка потребности».

А почему нам не хочется ощущать себя преступником? Совесть. Она, подлая, мешает нам творить своехотение, и мы изобретаем различные теории, чтобы обмануть и убаюкать совесть, перестать слышать её голос, а через это комфортно попасть в рабство греху. Доходит до безумного: социалдарвинисты, исходя из того, что общественная жизнь возможна лишь в условиях нравственности, делают последнюю функцией общества.

Это ли не смешно, не безумно? Объявить условие существования социальной структуры её производной? Только не так все на самом деле.

Начнем с простого наблюдения — дух творит себе форму. Кажется, никто еще, находясь в здравом уме, этот тезис не оспаривал. Да не смутит нас, что и форма влияет на дух — человек не только духовное, но духовно-телесное существо.Более трёх тысяч лет тому назад Господь Бог через пророка Моисея на горе Синай обратился к человеку, дав ему твёрдые духовные и нравственные основания жизни в виде десяти кратких заповедей, вошедших в историю как Декалог.

Это была мера нравственности Ветхого Завета.Тысячу лет спустя Господь в нагорной проповеди лично развил эти заповеди до высшего предела, обратив и сконцентрировав их на внутреннем состоянии личности. Это стало мерой нравственности Нового Завета.

Мало того, Бог показал личный пример выполнения Своих заповедей. И был убит.

Однако человечеству были переданы чёткие нравственные критерии, на которые в дальнейшем стала опираться практически вся мировая этика.

Спрашивается, а зачем Бог это делал? Оказывается — по любви. Вселенная сотворена таким образом, что в ней существует четкая иерархия законов, управляющих бытием материи. Нарушение главного духовного закона первородным грехопадением повредило всю структуру Вселенной, волна искажения прокатилась по всем законам: духовным, нравственным, физическим и достигла живой и неживой материи.

Оказались поврежденными законы жизни и существования — во Вселенной появились: смерть, тление (и мера для тления — время) и пищевая цепочка (когда для того, чтобы жить, надо убивать).
Закостеневая в нарушении духовных законов, человек усугубляет разрушение окружающего мира и гибнет вместе с ним сам, гибнет в первую очередь — идя во главе и являясь причиной разрушительного процесса.

А Господь желает нашего спасения.

В то время как общество, любящее грех и стремящееся к нему, низводит мораль до служанки потребности, православная традиция не устает напоминать, что законы нравственности — основа бытия не только человеческого в частности, но и материального вообще.

И в заключение коротенькая словарная статья. «Нравственное помешательство — психическая болезнь, при которой моральныя представления теряютъ свою силу и перестаютъ быть мотивомъ поведения. При нравственномъ помешательстве человекъ становится безразличнымъ къ добру и злу, не утрачивая, однако, способности теоретическаго, формальнаго между ними различения». (Энциклопедический словарь Ф.Павленкова. С.-Пб., 1905.).

Источник: http://missionary.su/distrusting/8.htm

Откуда взялось зло? Евреи знают это лучше всех

почему в мире существует зло

  • Кино, 
  • Музыка, 
  • Книги, 
  • Искусство, 
  • Психология, 
  • Философия, 
  • Общество, 
  • Поэзия, 
  • Проза, 
  • Театр, 
  • Архитектура, 
  • Технологии, 
  • Впечатления, 
  • Ф-письмо, 
  • Самоорганизация

Зло — результат плохой кармы, греха или психологических проблем. Вот все ответы, которые известны современному человеку. А вот евреи смотрят на тему несколько по-другому.

Слово раввину Леониду Бимбату:

«Вопрос о том, почему в мире существует зло и почему его так много в этом мире, волнует евреев на протяжении многих веков, будь то простые евреи или религиозные авторитеты и философы. Эти размышления постоянно сопутствуют нашей истории, начиная с библейских времен, в частности, например, этому посвящена книга Иова — почему с человеком происходят страдания, случаются несчастья?

Дискуссия по этому вопросу продолжается многие века и, наверное, даже тысячелетия, я приведу один из вариантов возможного решения этой проблемы, почему Бог допустил существование зла в этом мире, основываясь на представлениях, которые зафиксированы Маймонидом (Моше бен Маймоном), средневековым еврейским мудрецом. Он написал в своем филосософском труде «Путеводитель колеблющихся» несколько глав, которые посвящены именно этому вопросу — почему существует зло в мире. Он говорит достаточно просто, несмотря на то, что это книга достаточно сложная и философская.

Во-первых, он говорит: «Все зависит от точки зрения»

Можно это проиллюстрировать очень простым примером: если человек выходит без зонтика, и вдруг начинается дождь, то, конечно, для него то, что падает сейчас с неба, является злом, это плохо для него. Но, с другой стороны, в тот же самый момент крестьянин, который переживал засушливое лето, воспринимает дождь как величайшее благо. То есть очень важно здесь помнить о точке зрения, это первый пункт, который нам объясняет наличие зла как субъективное восприятие реальности.

Вторая вещь – это то, что существуют разные виды зла. Скажем, существуют природные катастрофы, которые являются объективной реальностью, и Бог дает человеку разум для того чтобы эти катастрофы предотвратить, для того чтобы свести к минимуму их последствия. Есть также зло, которое люди творят по отношению друг к другу, и еще один вид зла, о котором говорит Маймонид — зло, которое творит общество или социальная система по отношению к человеку.

И здесь мы верим в то, что человек является партнером Всевышнего в деле совершенствования мира, и мы знаем, что многие природные катаклизмы привели к тому, что человечество стало более внимательно относиться к предсказаниям ученых, которые разрабатывают методы борьбы с этими стихийными бедствиями.

Также можно вспомнить величайшие катастрофы ХХ века, скажем, Вторую Мировую войну, которая в том числе привела к Холокосту, то есть к массовому геноциду евреев, и мы видим, что это зло, которое творилось целыми социальными системами по отношению к людям, в конце концов привело к тому, что человечество задумалось, создало структуры, такие как Организация объединенных наций, которые перевернули это явное зло.

Мы теперь надеемся, что мировые конфликты будут решаться не на поле битв и не с помощью войн, а все–таки путем переговоров. Таким образом, это еще одно подтверждение того, что человек является партнером Всевышнего в совершенствовании этого мира».

Что думают другие мировоззренческие течения об источнике зла, можно узнать здесь. Другие интересные мировоззренческие вопросы можно посмотреть здесь. О еврейской традиции читаем вот тут.

Источник: https://syg.ma/@okuropatkina/otkuda-vzialos-zlo-ievriei-znaiut-eto-tochnieie-vsiekh

Почему в мире существует зло

Мир, созданный Богом, был идеальным. Человек не знал, что такое голод, холод, боль и одиночество. Он был счастлив и наслаждался каждым прожитым днем. Почему же сегодня люди живут совершенно по-другому? Что стало причиной всех бед?

Ответ можно найти в Писании:

«Из всех диких зверей, которых создал Господь Бог, самым хитрым был змей. Он спросил женщину: – Правда ли Бог сказал: «Не ешьте ни с какого дерева в саду»?

Женщина ответила змею: – Мы можем есть плоды с деревьев сада, но Бог сказал: «Не ешьте плодов с дерева, которое посередине сада, и не трогайте их, иначе вы умрете». – Нет, вы не умрете, – сказал змей женщине. – Просто Бог знает, что когда вы съедите их, ваши глаза откроются, и вы станете как Бог, познав добро и зло.

Тогда женщина увидела, что плод дерева был хорош в пищу и приятен на вид, и что дерево было желанно, как источник мудрости; и она взяла один из плодов и съела. Она дала плод и мужу, который был с ней, и он ел его. Их глаза открылись, и они поняли, что наги; тогда они сшили себе повязки из листьев инжира» (Бытие 3:1-7).

Первым грехом стало непослушание. Адам согрешил, усомнившись в Божьей истине. Поверил лжи дьявола, чем обрек все человечество на проклятия.

Участь безбожного мира

Адам и Ева, попробовав запретный плод, физически не умерли. Но в их жизнь пришла духовная смерть. А это намного страшнее. Ведь в момент грехопадения была разорвана связь с Богом. Адам больше не имел возможности наслаждаться присутствием своего Творца.

Человек добровольно отдал свою жизнь во власть тьмы. Так начался новый этап жизни на земле. В проклятом мире воцарилось зло. Из года в год человечество испытывает невероятные духовные, душевные и физические страдания.

Многие ошибочно считают, что все страдания закончатся, как только перестанет биться сердце. Увы, это далеко не так. После смерти грешника его душа будет обречена на вечные страдания.

Усилия человека

Люди интуитивно понимают, что в жизни нужно что-то менять. Своими силами они пытаются преодолеть барьер между собой и Богом.

Религия

Вмире существует множество религиозных течений, которые обучают, как достичь умиротворения. На определенный период времени человеку может стать немного легче. Поэтому возрастает уровень доверия к лидерам таких организаций.

Но состояние блаженства никогда не бывает долгосрочным. После относительного душевного покоя опять накатывает волна безысходности. И человек вновь ищет способ заглушить внутреннюю боль.

Философия

«Философия» с греческого переводится как «любовь к мудрости». На протяжении многих веков философы передавали свои умозаключения следующим поколениям. Большинство подобных «откровений» были о поиске и познании Бога. Но в них нет даже намека на истину.

«Смотрите, чтобы никто не поработил вас, обольстив пустым философствованием, основанным на человеческих традициях и на законах этого мира, а не на Христе» (Колоссянам 2:8).

Добрые дела

Вспоминаются слова одной известной песни: «Твори добро по всей земле, твори добро другим во благо». Это замечательно, когда человек на протяжении жизни старается совершать добрые дела. Но мотивом такого поведения не должно быть желание приблизиться к Богу. Нельзя стать праведным, просто делая добро.

«Все мы стали как нечистый; все наши праведные дела – как запачканная одежда. Все мы вянем, как лист, и грехи наши, точно ветер, уносят нас прочь» (Исаия 64:6).

Корень всех проблем человеку удалить самостоятельно не под силу. Есть только один выход. Об этом мы поговорим в следующей статье.

Источник: https://www.nebesatv7.com/pochemu-torzhestvuet-zlo/

Кто является источником зла на земле?

Часто возникает вопрос: «Почему сегодня в мире столько страданий и бедствий, нужды, горя и болезней?» Смерть уносит ежедневно тысячи людей, а ненависть и зло достигают своего апогея Почему так?

Далекие от христианства люди нередко во всем обвиняют Господа. Но в Слове Божием сказано так: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше от Отца светов» (Иак. 1:17). Господь Сам является источником света, жизни, любви, мира, радости и добра. И даже после того как люди далеко ушли от Творца и Его правды, Он «не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши» (Деян. 14:17).

Но если Бог дает только все доброе и благодатное, то откуда же все зло в мире?

Писание говорит, что борьба между добром и злом есть борьба между истиной и ложью, и ведется она с незапамятных времен, начавшись на небе. Некоторые ангелы восстали против Бога и Его правления. «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы Его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе.

И низвержен был великий дракон, древний змей, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12:7-9). Таким образом силы зла оказались на нашей земле.

Они во все века старались отвлечь людей от Бога и вселить в сердца людей дух непокорности и возмущения против Него.

Существует множество различных мнений о сатане. Большинство людей, которые в разговоре употребляют его имя, знают о нем не так уж и много. В приведенном выше тексте о сатане как об определенной личности прикровенно сообщаются все-таки некоторые сведения. Его имя — диавол и сатана, что значит обольститель и клеветник. Он занят обольщением всей Вселенной.

Место деятельности диавола — земля

Его помощники — бесы, то бишь падшие ангелы или т. н. инфернальные сущности.

Господь в Своем Слове дает совет: «Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских; потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:11-12). Здесь ясно сказано, что диавол и его ангелы являются частью мира духов. В то же время они активно вмешиваются в дела материального мира.

Священное Писание раскрывает перед нами следующую картину происхождения диавола: «И было ко мне слово Господне: сын человеческий! Плачь о царе Тирском и скажи ему: так говорит Господь Бог: ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Раб божий почему раб

Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего. Ты был помазанным херувимом, чтоб осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней.

Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низринул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней.

От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я низвергнул тебя на землю, пред царями отдам тебя на позор» (Иез. 28:11-17).  В тексте довольно подробно описано прошлое сатаны. Заметьте, что он вначале был «помазанным херувимом, чтобы осенять» престол Божий.

В древнем храме Соломона, где хранился ковчег Завета Божия, два ангела из чистого золота чеканной работы стояли по обе стороны ковчега. Этот ковчег прообразовывал собой престол Божий — оригинал же храма находится на небесах: «Господь во святом храме Своем, Господь — престол его на небесах» (Пс. 10:4). Именно там, возле престола Божия, сатана находился первоначально, как «херувим осеняющий». Он был создан совершенным. Но в его сердце зародилось беззаконие, то есть нежелание подчиняться закону Божьему.

Некоторых смущает то, что в приведенных стихах сатана описан под именем царя Тирского. В этом нет ничего удивительного, так как деятельность сатаны в действительности была внушена им; движущей силой царя Тирского был сатана.

Описывая падение этого некогда славного ангела, пророк в изумлении восклицает: «Как упал ты с неба денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы.

А говорил в сердце твоем: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему. Но ты низвержен в ад, в глубину преисподней» (Ис. 14:12-16).

Писание называет диавола «денницей», утренней звездой

Сравнивая это описание с выше приведенными из Откровения 12:7-9, где описывается война на небе, мы находим, что, когда этот ангел был изгнан из присутствия Божия, он стал сатаною. Он захотел быть равным Богу, завидовал славе и силе Творца.

Использовав свои силы и свою мудрость на зло, он обманул многих ангелов и убедил их принять участие в его восстании против Бога. В результате этого он вместе со своими ангелами был изгнан с неба. Христос говорит: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк. 10:18).

С тех пор земля является полем его деятельности и местом сражения между добром и злом, истиной и ложью.

Писание говорит о сатане, что он обольщает всю Вселенную. Поэтому нам  трудно понять, почему многие жители нашей планеты принимают его за кого-то другого. Современное непонимание личности диавола в сильной степени является следствием карикатурных изображений, ставших особенно популярными в Средневековье.

Чтобы уменьшить свой страх перед царем тьмы, люди подтрунивали над ним, изображая его смешным и отталкивающим существом с вилами и хвостом.

В руку его вкладывались вилы, на лице изображалась слабоумная усмешка, и при виде такого изображения  невольно возникал вопрос: «Кто же убоится такой смешной фигуры?»

Истина, однако, заключается в том, что диавол — существо, обладающее высоким интеллектом, это могущественный и талантливый дух с даром бесконечной изобретательности. Его аргументы блестящи, и он превосходный софист. Его планы утонченны, и логика почти неопровержима.

Могущественный противник Бога, это не скачущее существо с рогами и хвостом, а величественный князь «века сего» с неограниченной силой и тонким умом, способный использовать всякую возможность, чтобы проявить себя, умеющий повернуть любое положение в свою пользу. Диавол вполне способен произвести ложного пророка, о котором предостерегает Библия.

На развалинах современного неверия и сомнений сатана создаст ложного царя, антихриста. Он сформирует религию без Спасителя, построит церковь без Христа, призовет служить ему без Божьего слова. О его великой силе обольщения мы читаем: «И не удивительно: потому что сам сатана принимает вид ангела света» (2 Кор. 11:14).

Шедевр его бесконечного искушения заключается в том, что диавол убедил многих людей в том, что его не существует.

В настоящий исторический момент стоят лицом к лицу два могущественных триединства: Пресвятая Троица (Отец, Сын и Дух Святой) и ложное триединство, поклонения которому он хочет добиться от человечества. Триединство сатаны (диавол, антихрист и лжепророк) описано в Откровении Иоанна Богослова: «И видел  я выходящих из уст дракона и из уст зверя, и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобным жабам» (Откр. 16:13).

Как же объясняют отрицающие диавола ту быстроту, с которой распространяется зло?

Как они истолковывают бесконечные препятствия, возникающие на пути праведных? Какими доводами могут они разубедить в том факте, что разрушение и гибель распространяются с молниеносной быстротой, в то время как созидательная работа и восстановление происходят так ужасающе медленно?  Киньте на воздух лживые слова, распустите клевету — и, как по волшебству, эти слова достигнут сразу самых отдаленных мест. Но скажите правду, совершите великодушный, честный поступок — и невидимые силы сразу же примутся за работу, стараясь скрыть и затемнить этот крохотный луч света и надежды.

Казалось бы, никто добровольно не воздвигает храмов в честь диавола (разве что открытые сатанисты), никто не строит кафедр, с которых произносят его проповеди. Но слова царя тьмы слышны повсюду, и слишком часто мир претворяет их в отчаянные поступки.

Если нет невидимых сил, старающихся опорочить человеческие сердца и исказить мысли в пользу зла, то как же вы можете объяснить человеческую готовность слушать все низкое, подлое и порочное, в то время как к чистому, доброму и светлому люди остаются глухи?
Писание прямо указывает на господство сатаны над миром в своем слове: «Тебе дам власть над всеми царствами и славу их, ибо она передана мне, и я кому хочу, даю ее» (Лк. 4:6).

Христос тоже говорит, что отцом всякой лжи является сатана: «Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое» (Ин. 8:44); «Идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» (Ин. 14:30).

Бог не сотворил Себе противника и носителя зла, как это утверждает, например, ислам. Он создал прекрасного ангела со свободной волей, со способностью выбирать. С подобными же качествами Бог сотворил и человека. Что же побудило счастливого херувима восстать против его Творца? Мы, очевидно, никогда не узнаем этой тайны.

Если бы причины бунта у Божьего престола могли быть поняты и объяснены, то это уже являлось бы извинением для существования греха. Но для греха нет ни объяснения, ни извинения. Христианская философия и богословие не дают ответа на происхождение зла в сатане как первоначальном источнике этого зла. Зло — это парадоксальная отрицательная величина, паразитирующая на отсутствии добра.

Как тень, которая появляется только при наличии солнца. Ясно одно — источником падения, греха и смерти является демон.

Бог не признает другого служения, кроме любви, потому что он Сам есть любовь

Никого нельзя заставить любить насильно. Это свободный выбор каждого человека. Бог же проявил Свою любовь тем, что дал разумным существам возможность сделать свой выбор. Выбор был сделан не в пользу Творца, и постепенно зло затопило мир.

Христос пришел разрушить дела диавола: «А как дети причастны плоти и крови, то  и Он также принял оные, дабы смертию лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр. 2:14). Христос пришел в мир, чтобы «взыскать и спасти погибшее» (Лк. 19:10). Зло не всегда будет существовать в мире. Господству сатаны положен предел.

В Откровении 12:12 мы читаем: «Горе живущим на земле и на море, потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что не много ему остается времени». Этот властитель тьмы знает, что день расплаты приближается. Этот день Суда был предначертан для диавола и его ангелов (бесов).

Люди, которые продолжают жить под его влиянием, исполнять его волю, не исповедуют своих грехов, подвергнутся одной с ним участи: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25:41).

Таким образом, зло и его родоначальник существуют только до определенного Богом времени, и конец его уже предопределен. Но нынче мы еще живем под их постоянной угрозой.

Чтобы в таком мире вести благочестивую жизнь, устоять против козней диавольских и не подвергнуться одной с ним участи, нам дан в Писании совет: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1 Пет. 5:8).

И так же апостол Иаков наставляет: «Итак, покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас; приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные» (Иак. 4:7-8).                                                

Профессор Чернышев В. М.

http://pravlife.org/content/kto-yavlyaetsya-istochnikom-zla-na-zemle

Источник: http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/dekabr/12/kto_yavlyaetsya_istochnikom_zla_na_zemle

Николай Бердяев. Философия свободного духа/ Гл. V

[Н.А.Бердяев]  |  [Библиотека «Вехи»]

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.

Часть первая.
I. Дух и природа  
2. Символ, миф и догмат 
3. Откровение, вера, ступени сознания 
4. Свобода духа 
5. Зло и искупление.

Часть вторая
6.Бог, человек и богочеловек  
7. Мистика и духовный путь
8. Теософия и гнозис 
9. Духовное развитие и эсхатологическая проблема
10. Церковь и мир.

ГЛАВА V
Зло и искупление

Проблема зла стоит в центре не только христианского, но и всякого религиозного сознания. Жажда избавления от зла мировой жизни, от горя бытия создает все религии. В конце концов все религии, а не только религии искупления в точном смысле слова обещают освобождение от зла и порожденного им страдания. В религии ищет человек выхода из состояния покинутости и одиночества в чуждом злом мире, возврата на родину духа, к близкому и родному.

Уже поклонение тотему было искание покровителя и избавителя от власти окружающего злого мира. Существование в мире зла и порождаемого им горя и муки рационалистическое сознание современного человека считает главным препятствием для веры в Бога, главным аргументом в пользу атеизма. Трудным представляется примирить бытие Бога, всеблагого и всемогущего Про-мыслителя, с существованием зла, столь сильного и властного в нашем мире.

Этот аргумент стал классическим и единственно серьезным. Люди теряют веру в Бога и в божественный смысл мира, потому что встречаются с торжествующим злом, потому что испытывают бессмысленные страдания, злом порожденные. Но вера в Бога и вера в богов возникли в истории человеческого сознания, потому что человечество испытало великие страдания и почувствовало потребность освободиться от власти зла.

Если бы не было зла, поражающего наш мир, то человечество довольствовалось бы природным миром. Природный мир, свободный от всякого зла и страданий, стал бы единственным божеством для человека. Если бы не было зла и порожденного им горя, то не было бы и потребности избавления. Страдание и мука жизни, свидетельствующие о существовании зла, есть великая религиозная школа, которую проходит человечество.

Жизнь в этом мире, не ведающая зла, свободная от всякого страдания и муки, вела бы к самодовольству и самоудовлетворенности. Существование зла есть не только затруднение для нашей веры в Бога, — существование зла есть также доказательство бытия Божьего, доказательство того, что этот мир не есть единственный и окончательный. Опыт зла обращает человека к миру иному, вызывает священное недовольство этим миром.

В основе религиозного опыта и религиозного сознания лежит пессимизм, а не оптимизм. Все религии избавления пессимистичны, а не оптимистичны в своем чувстве мировой жизни, пессимистичны в отношении к природному миру, — орфизм и буддизм в той же мере, как и христианство. Положительный смысл бытия лежит в ином порядке, в мире духовном; Наш природный мир по видимости находится во власти торжествующей бессмыслицы.

В нем царят тление и смерть, злоба и ненависть, эгоизм и разорванность. Человек подавлен бессмыслицей и злом мировой жизни. В религии, в вере прорывается он к миру смысла и получает силу, исходящую от иного мира, в котором любовь побеждает ненависть, единение побеждает раздор, вечная жизнь побеждает смерть. Существование зла ставит проблему теодицеи, оправдания Бога. Почему Бог терпит такое страшное зло, почему допускает его торжество? Мир истекает кровью, разрывается на части.

Дьявол, а не Бог представляется единственным господином мира. Где же действие Промысла Божьего? Известна гениальная диалектика Ивана Карамазова о слезинке ребенка, которая кончается возвращением билета на вход в мировую гармонию. Эвклидов ум, отказывающийся понять иррациональную тайну мировой жизни, притязает создать лучший мир, чем мир, сотворенный Богом, создать мир, в котором не будет зла и страдания, мир вполне рациональный.

Человек эвклидова, вполне рационального ума не может понять, почему Бог не создал безгрешного, блаженного, не способного ко злу и страданиям мира. Но добрый человеческий мир, мир эвклидова ума отличался бы от злого Божьего мира тем, что в нем не было бы свободы, свобода не входила бы в его замысел, человек был бы добрым автоматом. Отсутствие свободы сделало бы невозможным зло и страдание. И человек готов отказаться от свободы, чтобы окончательно избавиться от мук и страданий.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  В каком году началось христианство

Эвклидов рациональный человеческий мир, в котором нет зла, поражен будет страшным злом отсутствия свободы, истреблением свободы духа без остатка. В нем не было бы уже свободных испытаний, свободных исканий. Божий мир полон зла, но в первооснове его заложена свобода духа, величайшее благо, знак богоподобия человека. Проблема теодицеи разрешима лишь свободой. Тайна зла есть тайна свободы.

Без понимания свободы не может быть понят иррациональный факт существования зла в Божьем мире. В основе мира лежит иррациональная свобода, уходящая в глубь бездны. В глубине мира лежит бездна, и из нее льются темные потоки жизни. Все возможности скрыты в этой бездне. Эта бездонная, предшествующая всякому добру и всякому злу тьма бытия не может быть до конца и без остатка рационализирована, в ней всегда скрыты возможности прилива новых непросветленных энергий.

Свет Логоса побеждает тьму, космический лад побеждает хаос, но без бездны тьмы и хаоса, без нижней бесконечности нет жизни, нет свободы, нет смысла происходящего процесса. Свобода заложена в темной бездне, в ничто, но без свободы нет смысла. Свобода порождает зло, как и добро. Поэтому зло не отрицает существование смысла, а подтверждает его. Свобода не сотворена, потому что она не есть природа, свобода предшествует миру, она вкоренена в изначальное ничто. Бог всесилен над бытием, но не над ничто, но не над свободой. И потому существует зло.

До конца серьезное и ответственное отношение к жизни связано с видением зла, с признанием его существования. Невидение и неведение зла делает человека безответственным и легким, закрывает глубину жизни. Отрицание зла есть утеря свободы духа, сбрасывание с себя бремени свободы. Наша эпоха стоит под знаком страшного нарастания сил зла и вместе с тем отрицания самого существование зла. Человек остается безоружен перед лицом зла, когда он его не видит.

Личность выковывается в различении добра и зла, в установлении границ зла. Когда стираются эти границы, когда человек находится в состоянии смешения и безразличия, личность начинает разлагаться и распадаться. Крепость самосознания личности связана с обличением зла, с рассекающим мечом. В смешении и безразличии, в утере способности видеть зло человек лишается свободы духа.

Он начинает искать гарантированной необходимости добра и переносит центр тяжести жизни из глубины вовне, он перестает определяться изнутри. Рационализм отрицает иррациональную тайну зла, потому что он отрицает иррациональную тайну свободы. Рационалистическому сознанию в дьявола труднее поверить, чем в Бога.

И люди рационалистического сознания придумывают разного рода учения, отрицающие существование зла, превращающие зло в недостаточное добро или во внутренний момент развития самого добра. Зло отрицается сознанием эволюционным и сознанием гуманистическим, зло отрицается сознанием анархическим, зло отрицается сознанием теософическим.

§

Источник: http://www.vehi.net/berdyaev/fsduha/05.html

PSYLIB® – В. Н. Лосский. ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ

Проблема зла – проблема по существу своему христианская. Для атеиста зрячего зло – только один из аспектов абсурда, для атеиста слепого оно есть временный результат еще несовершенной организации общества и мира. В монистической метафизике зло является неотъемлемым определением тварного, как разлученного с Богом; но тогда оно не что иное, как иллюзия.

В метафизике дуалистической оно есть «другое», та злая материя или злое начало, которые, однако, совечны Богу. Таким образом проблема собственно зла сама по себе проистекает из христианского учения.

Действительно, как объяснить наличие его в мире, сотворенном Богом, в том видении, в котором сотворенное по существу своему есть добро? И даже учитывая дарованную человеку свободу противиться Божественному плану, мы не можем не задавать себе вопрос: что такое зло?

Однако вопрос этот ставится неправильно, так как им предполагается, что зло есть «нечто». При такой постановке мы склонны принимать зло за некую сущность, за некое «злое начало», за манихейского «анти-Бога». Тогда вселенная представляется какой-то «ничейной зоной» между Богом добрым и богом злым, а все ее богатство и многообразие, – лишь игрой света и тени, вызванной борьбой этих двух начал.

Такое представление находит известное основание в аскетическом опыте; дуалистические элементы постоянно пытались проникнуть в христианство, и особенно в монашескую жизнь. Но для православного мышления такое представление является ложным: у Бога нет контрпартии; нельзя предполагать существование каких-то природ, которые были бы Ему чужды.

С конца III века вплоть до блаженного Августина отцы ревностно боролись против манихейства, но в этой борьбе они пользовались философскими категориями, самая постановка которых несколько уводила их в сторону от самой проблемы. Для отцов зло действительно есть недостаток, порок, не-совершенство; не какая-то природа, а то, чего природе недостает, чтобы быть совершенной.

В аспекте сущностном отцы считают, что зла не существует, что оно есть только лишение бытия. Этот ответ был достаточным для опровержения манихеев, но он бессилен перед реальностью зла, всеми нами ощутимой, перед злом, присутствующим и действующим в мире.

И если последнее прошение Молитвы Господней в аспекте философском можно истолковать как «избави нас от зла», но воплем конкретной нашей тревоги, конечно, остается «избави нас от злого», – от «лукавого».

Проблема зла, как удивительно точно отметил отец Буайе, сводится в подлинно христианской перспективе к проблеме «лукавого». А «лукавый» – это не отсутствие бытия, не сущностная недостаточность; он также и не есть как лукавый – сущность; ведь его природа, сотворенная Богом, добра. «Лукавый» – это личность, это «некто».

Зло, конечно, не имеет места среди сущностей, но оно не только «недостаточность», в нем есть активность. Зло не есть природа, но состояние природы, и в этом высказывании отцов заключается большая глубина. Таким образом, оно есть как бы болезнь, как бы паразит, существующий только за счет той природы, на которой паразитирует.

Точнее, зло есть определенное состояние воли этой природы; это воля ложная по отношению к Богу. Зло есть бунт против Бога, то есть позиция личностная. Таким образом, зло относится к перспективе не сущностной, а личностной.

«Мир во зле лежит», – говорит Иоанн Богослов, зло – это состояние, в котором пребывает природа личных существ, отвернувшихся от Бога.

Итак, начало зла коренится в свободе твари. Вот почему оно непростительно; зло рождается только от свободы существа, которое его творит. «Зло – не есть; или вернее, оно есть лишь в тот момент, когда его совершают», – пишет Диадох Фотикийский, а Григорий Нисский подчеркивает парадоксальность того, кто подчиняется злу; он существует в несуществующем.

Итак, человек дал место злу в своей воле и ввел его в мир. Правда, человек, по природе расположенный к познанию Бога и любви к Нему, выбрал зло потому, что оно было ему подсказано: в этом – вся роль змия. Зло в человеке, а через человека и в земном космосе, представляется, таким образом, связанным с заражением, в котором нет, однако, ничего автоматического: оно могло распространиться только с свободного согласия человеческой воли. Человек согласился на это господство над собой.

Однако зло имеет свое начало в ангельских мирах, и на этом стоит остановиться.

Ангелов нельзя определять термином «бесплотные духи», даже если их так называют отцы и богослужебные тексты. Они не являются существами «чисто духовными». Существует некая ангельская телесность, которая может даже становиться видимой.

Хотя идея бестелесности ангелов в конце концов восторжествовала на Западе с томизмом, средневековые францисканцы, в частности Бонавентура, держались противоположного мнения; а в России XIX века епископ Игнатий Брянчанинов отстаивал эту телесность ангелов против Феофана Затворника.

Но как бы то ни было, ангелы не имеют биологических условий, подобных нашим, и они не знают ни смерти, ни размножения. У них нет «кожаных риз».

Поэтому единство ангельского мира совершенно отлично от нашего единства. Можно говорить о «роде человеческом», то есть о бесчисленных личностях, обладающих одной и той же природой. Но у ангелов, которые тоже существа личностные, нет единства природы. Каждый из них – отдельная природа, отдельный умопостигаемый мир.

Следовательно, их единство не органическое и его можно было бы назвать по аналогии – единством абстрактным; это единство города, хора, войска, единство служения, единство хвалы, одним словим – единство гармоническое.

Так можно было бы установить удивительное сближение между музыкой и математикой с одной стороны, и ангельскими мирами – с другой.

Поэтому ангельская вселенная открывает перед злом иные возможности, чем наш мир. Зло, воспринятое Адамом, смогло осквернить всю человеческую природу.

Но злобная позиция одного ангела остается его личной позицией: здесь зло – в каком-то смысле – индивидуализируется. Если заражение и происходит, то через пример, через влияние, которое одна личность может оказывать на другие личности.

Так Люцифер увлек за собой других ангелов, но пали не все: змий ниспроверг треть светил, символически говорит «Апокалипсис».

Таким образом, зло имеет своим началом грех одного ангела. И эта позиция Люцифера обнажает перед нами корень всякого греха – гордость, которая есть бунт против Бога. Тот, кто первым был призван к обóжению по благодати, захотел быть богом сам по себе. Корень греха – это жажда самообóжения, ненависть к благодати.

Оставаясь независимым от Бога в самом своем бытии, ибо бытие его создано Богом, мятежный дух начинает ненавидеть бытие, им овладевает неистовая страсть к уничтожению, жажда какого-то немыслимого небытия. Но открытым для него остается только мир земной, и потому он силится разрушить в нем Божественный план, и, за невозможностью уничтожить творение, хотя бы исказить его.

Драма, начавшаяся в небесах, продолжается на земле, потому что ангелы, оставшиеся верными, неприступно закрывают небеса перед ангелами падшими.

Змий книги Бытия, как и «древний змий» «Апокалипсиса», – это сатана. Он присутствует в земном раю именно потому, что человек должен пройти через искус свободы. Первое повеление Божие – не прикасаться к дереву – постулирует человеческую свободу, и в этом же плане Бог допускает присутствие змия.

Вера дает жизнь греху, она его являет, как подчеркивает апостол Павел: Бог дает это первое повеление, и тут же сатана вкрадчиво подсказывает бунт; действительно, плод сам по себе был хорошим, но все дело здесь – в личных отношениях между Богом и человеком. И когда Ева видит, что дерево прекрасно, появляется некая ценность вне Бога. «Вы будете как боги», -говорит змий. Он не до конца обманывает человека, потому что человек действительно призван к обóжению.

Но здесь это «как» обозначает равенство мстительной злобы, злопамятство того, кто хочет противостоять Богу: бога самостийного, противопоставившего себя Богу, бога земного космоса, отпавшего от Бога.

Плод съеден, и грех развивается несколькими этапами. Когда Бог зовет Адама, Адам вместо того, чтобы с воплем ужаса броситься к своему Создателю, обвиняет жену, «которую, – подчеркивает он, – Ты мне дал». Так человек отказывается от своей ответственности, перекладывает ее на жену и, в конечном счете, на самого Бога. Адам здесь – первый детерминист. Человек не свободен, намекает он; само сотворение, а следовательно Бог, привело его ко злу.

С этого момента человек находится во власти лукавого. Оторвавшись от Бога, его природа становится неестественной, противоестественной. Внезапно опрокинутый ум человека вместо того, чтобы отражать вечность, отображает в себе бесформенную материю: первозданная иерархия в человеке, ранее открытом для благодати и изливавшем ее в мир, – перевернута.

Дух должен был жить Богом, душа – духом, тело – душой. Но дух начинает паразитировать на душе, питаясь ценностями не Божественными, подобными той автономной доброте и красоте, которые змий открыл женщине, когда привлек ее внимание к древу. Душа, в свою очередь, становится паразитом тела – поднимаются страсти.

И, наконец, тело становится паразитом земной вселенной, убивает, чтобы питаться, и так обретает смерть.

Но Бог – и в этом вся тайна «кожаных риз» – вносит, во избежание полного распада под действием зла, некий порядок в самую гущу беспорядка. Его благая воля устрояет и охраняет вселенную.

Его наказание воспитывает: для человека лучше смерть, то есть отлучение от древа жизни, чем закрепление в вечности его чудовищного положения. Сама его смертность пробудит в нем раскаяние, то есть возможность новой любви.

Но сохраняемая таким образом вселенная все же не является истинным миром: порядок, в котором есть место для смерти, остается порядком катастрофическим; «земля проклята за человека», и сама красота космоса становится двусмысленной.

Истинная вселенная, истинная природа утверждаются только благодатью. Вот почему грех открывает драму искупления. Второй Адам предпочтет Бога именно там, где первый Адам предпочел самого себя: сатана приступит ко Христу после Его крещения и предложит Ему то же искушение, но искушение трижды разобьется о соединенные в Нем волю Божественную и волю человеческую.

Источник: http://psylib.org.ua/books/lossv02/txt12.htm

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Духовная жизнь